Практики глубинной психологии - Символдрама – Психотерапия – Психосоматика. Что такое символдрама и как она работает

Символдрама – это эффективный метод психотерапии, базирующийся на анализе образов, работе воображения, включающий арт-терапевтические элементы. Символдрама является проективным методом и обращается к подсознанию напрямую. На сеансе клиент расслабляется, представляет определенный образ, обрабатывает который с психологом, что позволяет мягко и нетравматично проработать травмы детства и глубокие противоречия. Данный метод позволяет проработать травмы, не вынося их на осознание, не вскрывая болезненные переживания. Человек в результате получает более устойчивую позитивную самооценку, которая дает ему шанс по жизни двигаться более успешно. Символдраму сравнивают с психоанализом, однако ее отличительное преимущество – отсутствие необходимости работать с психологом годами.

Символдрама в психологии

Фрейд говорил о своей мечте, чтобы психоанализ использовался на практике повсеместно. При жизни его это оказалось невозможно, оставался закрытым методом терапии. После же появилось много направлений, использующих принципы психоанализа для оказания широкой помощи населению. Одним из подобных направлений является символдрама, которая сегодня широко распространена на всем постсоветском пространстве.

Другое название символдрамы – кататимно-имагинативная психотерапия, обозначающая эмоционально-обусловленное проживание образов, идущих из души. Цель психотерапевта в этом методе – помочь обрести клиенту, обратившемуся за руководством, целостность, интегрировать различные отдельные амбивалентные части личности клиента через его познание себя.

Разработана символдрама в послевоенные годы немецким психотерапевтом Лейнером, первая публикация по символдраме датируется 1954 годом. До Лейнера исследования в направленном фантазировании проводил французский психотерапевт Дезолье.

Символдрама метод психотерапии, какой ориентирован на современный психоанализ, развитие идей Фрейда в работах психоаналитиков сегодня, а также и на аналитическую психологию Юнга. По сути метод символдрамы есть психотерапия через образы. Образ, который представляет человек, диагностирует многие его характеристики, эмоциональные проблемы, трудности отношений.

Одно из ключевых направлений символдрамы – работа с физической болью, психосоматическими заболеваниями. Выход через на бессознательные процессы позволяет мобилизовать ресурсы человека так, дабы справиться с недугом. Быстрый эффект наступает практически сразу, однако чтобы он закрепился, может затратиться около 2 лет. Притом когда клиент видит, что работа с психотерапевтом помогает ему, он мотивирован на долгую работу.

Символдрама позволяет также улучшить общее состояние организма, добавить сил, поднять общий тонус. Ряд исследований показывает, что наш иммунитет зависит от , человек заболевает, когда он теряет веру в будущее. Здесь помогут ресурсные образы, архаические мотивы, которые помогут подпитаться архаической энергией.

Символдрама метод психотерапии, зачастую использующий ландшафтные образы, среди них луг, ручей, цветы, гора. Все это подпитывает на уровне глубинных основ бессознательного. Представление образов – путь, по которому мы можем достаточно быстро выйти к природным ресурсами энергии в нас.

Сеанс символдрамы обычно включает 4 этапа. Сначала проводится предварительная беседа, клиент рассказывает, как себя чувствует, о событиях в жизни в последнее его время, повествует о своих проблемах, обязательно обсуждается биография человека, проговариваются сновидения, интимные моменты, запросы к психотерапии. Далее проводится упражнение , затем представление образа и обсуждение.

Можно ли трактовать символы самостоятельно? Символдрама работает с ночными сновидениями и так называемыми сновидениями наяву. Принципиально важно, что в символдраме используется диалог, именно через который вполне раскрывается . Психика диалогична, и в психотерапевтической работе частично функции контроля и вопрошающая функция делегируется психотерапевту. У клиента появляется возможность отдаться процессу, психотерапевт сопровождает, направляет, отражает его. Метод символдрамы применим от раннего до самого позднего возраста.

Сеансы психотерапии по методу символдрамы

Символдрама по обыкновению проводится в трех формах. Это индивидуальная психотерапия, какая проводится отдельными сессиями по 50 минут, как и стандартные психоаналитические сессии. Обязательной частью в символдраме является работа с дневником и рисунками клиента. Применяется также терапия пар, при ней образ одновременно воображают два человека. Даже за одно занятие можно снизить напряжение в паре супругов или, например, между подростком и родителем. Благодаря образу даже можно понять, успешным ли будет партнерство, продуктивно ли общение в нем. Работает также и групповая терапия с количеством обычно от 4 до 12 человек, которые совместно воображают, сидя или даже лежа в кругу головами к центру.

Лейнером предлагает специальные упражнения. Клиент расположился на кушетке или же в кресле, с ним проводится упражнение релаксации, дальше психотерапевт предлагает ему представить на заданную тему образ. Клиент рассказывает психотерапевту, что именно он представляет, продолжается это примерно минут 20.

Лейнер разделил символдраму на основную, затем среднюю и за ней высшую ступени. Мотивами для представления образов на основной ступени Лейнер дает следующие сюжеты: представить, что вы находитесь на лугу, идете вдоль ручья, поднимаетесь в гору, видите панораму, осматриваете дом или находитесь на опушке, где из темноты выходит существо, и с ним происходит взаимодействие. Эти техники очень простые, но они оказались эффективными для излечения самых различных нарушений. Это и невротические депрессии, фобии, вплоть до , психосоматические заболевания. Спектр применения этих техник широк, вплоть до сопровождения психотерапии тяжелобольных с онкологическими заболеваниями.

На средней ступени, к какой относится работа с отдельными сферами жизни, Лейнер предлагает представить себе значимое лицо, если это мать, то в образе коровы, если отец – слона. Проводился ряд исследований, которые доказали корреляцию между образом значимого человека и реальными с ним отношениями. При работе с интимными проблемами предлагаются, например, образы автостопа, куста розы, плодового дерева. Замечено, что если у человека есть интимные затруднения, то в образе человек не чувствует запаха. Происходит блокировка запахов, которые имеют вес в половой жизни, выборе партнера. При работе с агрессией предлагается образ дикой кошки, с идентичностью – идеал себя. На высшей же ступени предлагаются мотивы пещеры, вулкана, дыры на болоте.

Техники символдрамы

Клиенту предлагается расслабиться на кушетке, почувствовать опору над собой, закрыть глаза, снять накопившееся напряжение так, как если бы хотелось немного вздремнуть. Далее психотерапевт просит представить, например, куст розы, попробовать дотронуться до ее листков, стеблей. Спрашивает, насколько раскрылись бутоны, просит выбрать один понравившийся цветок и сорвать его.

Клиент сообщает, что куст у него находится в большом вазоне, цветы на нем – традиционные, розовые и красные, при этом замечает, что растение как будто подсохло, нуждается в поливе. Бутоны раскрыты, при этом,чем дольше клиент представляет образ, тем больше роза оживает, появляются и белые цветы. Однако на просьбу сорвать у него возникает явное нежелание, сообщает, что хочется прикасаться, понюхать, но не отрывать от стебля. Клиент рассказывает в течение 15-20 минут, терапевт, если нужно, задает наводящие вопросы, а затем трактует услышанное.

Данный образ отражает отношения клиента с противоположным полом и сценарий его полового поведения. В нашей культуре розы символизируют любовь, ее разные проявления. Здесь важно, какого цвета розы, есть ли бутоны или все цветы раскрылись, есть ли шипы и листья. Белые розы – символ чистоты, платонических отношений, гармонии. Красные розы – символ целомудрия. Терапевт обращает внимание клиента, что тот выбрал именно белую розу, которая появилась последней среди красных и розовых, хотя изначально не была видна. Степень раскрытия цветков отражает, насколько человек готов к интимным отношениям. Люди закомплексованные или не имеющие опыта в интиме представляют цветы в бутонах. Если цветок уже раскрылся, то можно говорить о том, что человек уже созрел к половым отношениям. Важно, есть ли на стеблях шипы – они отражают опасности, которые человек ожидает от интимных отношений. Если шипов очень много – это большое количество страхов, возможные предрассудки. Полное отсутствие шипов же означает игнорирование опасностей, связанных с половой жизнью. Рассматривая разные стадии во взаимодействии с цветком, мы можем видеть сценарий полового поведения мужчины, может он сорвать цветов или нет. Сорвать цветок собственно и означает половой акт.

Когда человек работает с образами – включаются глубинные бессознательные процессы, позволяющие выйти непосредственно на причину боли. Человек, который использовал разные способы, чтобы прекратить боль, и безуспешно, в течение 15-20 минут представляет образ и в этот момент боль проходит, приводя к осознанию ее психологической природы. Это мотивирует человека на дальнейшее прохождение психотерапии. Образы притом достаточно просты – клиенту предлагается представить то место, где ему хорошо, источник силы, ресурс. Для кого-то это картины природы, для другого, например, обычная квартира. Также, как показывает практика, человеку нужны контрасты – он может представить сначала гейзер, а потом спокойную воду. Или представить луг, мысленно лежать на нем, а затем почувствовать желание прыгать по нему.

Важным элементом здесь является следование психотерапевта на полшага за клиентом. Он не должен вести клиента, опережая его образы, а лишь сопровождать его, максимально полно давать возможность раскрыть себя в представлении образов. Следует быть предельно осторожным, чтобы не навязать клиенту свои образы. Любой вопрос должен быть открытым, не содержать в себе элемент ответа. Например, нельзя спрашивать, большое ли это дерево, правильным будет спросить, какого размера это дерево.

Личное появление в ходе сеанса неприятных нам людей, а также проявление наших страхов и травм во плоти, всегда вызывает сопротивление. Поэтому символдрама учит работать с ними в образе символов, метафор. Так естественно работает физиологический сон, «показывая» нам переведённые на язык правого полушария события нашей жизни.

Однако, для того чтобы научиться глубокой релаксации и визуализации, необходимой для символдрамы, нужно начинать с малого. В предыдущей статье, посвящённой символдраме, мы говорили о том, что любой сеанс начинается с небольшой разминки - вхождения в образ луга. Но прежде чем приступить к полноценной визуализации, нужно проработать самый простой мотив - мотив «ЦВЕТОК». Не бойтесь экспериментировать, представить себе цветок в состоянии даже пациенты с тяжёлыми нарушениями.

Мотив «Цветок»: Пошаговая инструкция визуализации

  1. Представьте себе тот цвет, который в данный момент соответствует Вашему эмоциональному состоянию.
  2. Представьте себе, как этот цвет начинает пульсировать, то сжимаясь, то увеличиваясь в размерах, высвобождая пространство для фона другого цвета.
  3. Представьте себе цвет фона, на котором пульсирует и переливается первоначальный цвет. Какой он? В конце этого этапа у Вас уже есть предварительный размытый образ «цветка» на некоем фоне.
  4. Пульсирующий цвет начинает менять очертания и приобретает форму - это и будет форма Вашего цветка. Обратите внимание на центр этого пульсирующего цветового сгустка - он должен иметь другой цвет. Какой он? От этого центра во все стороны разбегаются лучи, разделяя Ваш цветок на лепестки. В конце этапа у Вас уже появляется сформированный цветок, у которого есть сердцевина и лепестки.
  5. Образ цветка, созданный Вами, формируется дальше, он приобретает глубину, трёхмерность, так создаётся - чашечка. Загляните вглубь чашечки цветка. Что Вы там видите? Каков запах? Что чувствует Ваш нос?
  6. Отойдите от цветка далеко-далеко, увидьте его маленьким, на придуманном Вами фоне. Как выглядит цветок издалека? На что он похож? Есть ли у него название?
  7. Где растёт Ваш цветок? Есть ли у него стебель, листья, корни? В какой почве Вы его разместили? Цветок может вполне как бы «зависать в воздухе», будучи совершенно абстрактным и не иметь связи с почвой.
  8. Что Вы видите рядом с образом цветком? Что его окружает? Есть ли вокруг него животные, насекомые, люди? Не угрожает ли что-нибудь цветку? Если да, то как Вы его защитите? Вы можете пересадить его в более безопасное место, можете окружить защитой в виде забора или садовой ограды...

Итак, любое препятствие, которое возникает в ходе визуализации, это проблема, вытащенная на поверхность из подсознания. Начинайте «работать» с препятствием и устранять его, пока Вы «там» - это будет иметь сильнейший терапевтический эффект «здесь».

Сеанс символдрамы всегда заканчивается так:

  1. Вы с силой сжимаете и разжимаете кулаки и пальцы ног.
  2. Делаете несколько энергичных движений руками и ногами.
  3. Хлопаете в ладоши.
  4. С силой зажмуриваетесь и широко раскрываете глаза.

В конце сеанса символдрамы нарисуйте (подробно или схематично, но быстро!) тот цветок, который у Вас получился и отложите рисунок в сторону. Вы вернётесь к этому рисунку на следующем сеансе, через несколько дней, когда будете работать с цветком во второй раз. Оцените тогда своё предыдущее состояние и начинайте новый сеанс визуализации. Скорее всего Вы начнёте представлять себе уже совсем другой цветок. После окончания второго сеанса так же зарисуйте то, что у Вас получилось. А через несколько дней сравните рисунки. Вы должны увидеть положительную динамику.

Мотив «Цветок»: Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации

Отклонения от нормы:

  1. Искусственные цветы, особенно ярких, вызывающих окрасок
  2. Цветы из железа, стали, чёрные цветы и тому подобные фантастические сюжеты.
  3. Цветы, вызывающие страх, отвращение и гадливость у самого же пациента.
  4. Невозможность сосредоточиться на одном цветке, постоянное изменение его формы, быстрая смена образов нескольких цветов.
  5. Быстрое увядание представленного цветка, опадание листьев и лепестков.
  6. Цветок как бы висит в воздухе, не имея почвы.

У многих, кто работает с образом цветка, может возникнуть одна из распространённых проблем: сознание не в силах сконцентрироваться на одном цветке, образы постоянно сменяют друг друга. Тогда нужно мысленно дотронуться пальцем до выбранного цветка и начать тактильно его обследовать. Как правило, после этого фиксируется один выбранный образ.

Признаки нормы:

Яркие, естественных тонов, настоящие цветы, которые легко узнаются - ромашка, роза, колокольчик и т.д. Признаком нормы и очень богатого воображения также считается цветок-гибрид, смесь двух настоящих цветов. Признаком нормы считается цветок, который вызывает радость у того, кто его воображает, находящийся в заполненном ландшафте, не зависающий в «пустоте».

После того, как у Вас, наконец, получится полноценная визуализация по мотиву «Цветок», Вы можете заметить, что некоторые проблемы, давившие на Вас подспудно, вышли наружу и перестали Вам досаждать.

Однако, Цветок - это всего лишь тренировка способности вашего воображения к визуализации. Настоящее решение проблем обусловлено столкновением Вас с самыми близкими Вам архетипическими сюжетами. Для кого-то это будет подъём на гору и панорама, открывающаяся с горы, для кого-то встреча с Существом на опушке леса, а для кого-то - обследование дома.

Образ цветка заменяет в символдраме традиционную медитацию на пламя свечи, которую, в отличие от символдрамы проводят в реальности и с открытыми глазами.

Если Вам трудно сосредоточиться, начните с этой классической медитации - медитируйте на свечу, и вскоре из её пламени к Вам будут приходить образы. А первым из них, вероятней всего, окажется образ цветка.

Запомните, без развитого навыка визуализации, любая практика позитивного мышления остаётся словами, написанными на бумаге.

Символдрама (кататимное переживание образов) это один из методов современной психотерапии. Он заключается в представлении (фантазировании) образов на свободную или заданную психотерапевтом тему. Такую тему в символдраме принято называть мотивом . Разработчиком данного направления являться Ханскарл Лёйнер , а первое упоминание об символдраме встречается в его работе «Контроль интерпретации символа в экспериментальных процедурах», написанной в 1954 году.

Сеанс символдрамы выглядит следующим образом. Клиенту предлагается присесть (или прилечь) на кушетку, при этом он должен чувствовать себя максимально удобно и расслаблено (можно снять пиджак, расстегнуть пуговицы и т.п.). Психотерапевт с помощью голосовой инструкции пытается вызвать похожее на сновидения наяву представление образов – имагинации (фантазирования). Если при этом в инструкции упомянуть неопределенную тему (мотив) представления, то это сделать будет намного проще и быстрее. За первыми абстрактными образами обычно очень скоро следуют последующие, которые по разным причинам представлены в большинстве случаев образами ландшафта и образами встречи животных и человека. Клиенту необходимо сообщать рядом сидящему психотерапевту о содержании образов, которые он видит. Психотерапевт оказывает активную поддержку и участие только вначале сеанса, а когда клиент погружается в фантазирование, роль психотерапевта сводится к слушании фиксированию образов, эмоций и переживаний клиента. При этом психотерапевт должен сопереживать и сочувствовать, а в некоторых случаях направлять и структурировать «сновидение наяву». Но чаще всего психотерапевт занимает позицию проводника и наблюдателя.

Символдрама дает возможность увидеть бессознательные или предсознательные конфликты. Поэтому кататимное переживание образов эффективно используется при лечении неврозов, психосоматических заболеваниях, тревожно-фобических расстройств, депрессии, нарушений коммуникации и адаптации.

Метод символдрамы разделен на 3 ступени. Основная (включает мотив луга, ручья, горы, дома, опушка леса). Средняя (значимое лицо, сексуальность, агрессивность, идеал Я). И высшая ступень (пещера, окно на болоте, вулкан, фолиант (книга)).

Попробуем рассмотреть мотивы основной ступени более подробно. В основном каждому из мотивов этой ступени отводится один психотерапевтический сеанс, так как переживание образов требует длительной концентрации внимания и времени для вхождения в состояние «сновидения наяву» (в последующих сеансах это время может сокращаться).

После описания самого ручья, клиенту предлагается пройтись вверх по течению к источнику или вниз по течению на такое расстояние, сколько он сможет. Иногда по ходу движения возникают характерные мотивы возникновения препятствия-недопущения (“фиксированные образы” – бетонная стена или дощатая перегородка, уход под землю). Они дают сигнал о существующих проблемах и признаках нарушения.

У источника вода может идти из-под земли, из скалы или из искусственно построенной трубы. Признаками нарушения или наличия конфликта, являются ситуации, когда вода невидимо сочится из песка, источник течет тонкой струйкой и т.д. Источник символизирует жизненную силу и жизнеспособность человека.

  1. Мотив гори. Он осуществляется с помощью двух приемов: 1) рассмотрение и описание горы издалека (форма, высота, какие деревья на ней растут и есть ли они вообще, какие горные породы ее слагают, покрыта ли она снегом и т.д.); 2) включает подъем в гору (от подножья до самой вершины). Мотив горы – это модель репрезентаций, т.е. отражение самых близких людей из раннего детства (эмоционально значимых лиц, чаще всего отца). Обычно клиент описывает гору средней высоты (около 1000 м.), поросшую лесом, возможно со скалистой вершиной, подъем на которую возможен, но с большими усилиями. Насторожить может описание горы как небольшого холма, кучи песка или снега, или наоборот очень высокая гора, покрытая снегом и ледниками.

Следующим шагом является поднятие на гору и обзор открывшейся панорамы . Обычно у пациента не наблюдается проблем с поднятием на гору, он проходит через лес и взбирается по внушительному подъему на вершину, откуда открывается панорама во все стороны (погода хорошая, вдалеке видны ухоженные поля, дома, дороги и занятые какими-то делами люди). Психотерапевту следует обратить внимание, если клиент вообще отказывается подниматься на гору, не может взойти (из-за трудности подъема или потери тропи), встающие на пути лесные завалы, глубокие овраги, что-то страшное у подножья горы и т.д.

П одъем” и “восхождение” на гору символизирует восхождение по служебной лестнице, карьеру, связанную с профессиональным образованием, а также, в более широком значении, связь с задачами, которые ставит перед человеком жизнь, и то, какие усилия он готов прилагает к решению этих задач. Высота представляемой горы тесно связана с уровнем притязаний клиента (уровень сложности задач, целей, которые человек ставит перед собою и пытается достичь). Обзор панорамы открывшейся на вершине горы символизирует следующее: вид назад – это взгляд в прошлое; вперед – ожидания от будущего; направо – акцентирует когнитивную, рациональную, и мужскую установку; вид налево – это эмоциональное и женское.

  1. Мотив дома. Образ дома переживается как выражение собственной личности или одной из ее частей. С помощью образа дома клиент проецирует себя и свои желания, пристрастия, защитные установки, а также страхи. Сначала клиент описывает дом снаружи – как он выглядит, похож ли на родительский или бабушкин дом. После этого он заходит в него и рассказывает, что находится внутри дома . Психотерапевту следует обратить внимание на то, каких помещений клиент избегает, они могут свидетельствовать о вытесненных проблемах. Насторожить должно также большое количество старых, поношенных и чужых вещей в доме.
  2. Мотив леса. Клиенту предлагается вглядеться во мрак леса, из темноты которого выйдет какое-то существо, животное или человек. Лес в данном мотиве символизирует бессознательное человека . Эти фигуры можно рассматривать как воплощение близких и значимых людей, или бессознательные тенденции и установки клиента. Цель психотерапевта заключается в том, чтобы вывести на свет из леса вытесненные тенденции . Нападение или враждебная реакция на символический образ демонстрируют агрессию клиента, направленную против себя самого, против затрагиваемой части собственного «Я». Иными словами, психотерапевт помогает клиенту принять часть себя, которая по различным причинам угнетается или вытесняется. Для этого он использует принципы кормления и насыщения .

Психотерапевт предлагает накормить животное наиболее пригодной для него едой (льву, медведю и волку подойдет мясо, а оленю – молодая зелень). Важно не просто накормить это животное, а перенасытить его голод, после чего оно стает усталым, сытым и ложиться отдохнуть. Животное уже неопасно и не боится, оно приветливое и доброжелательное, клиент может подойти к нему прикоснуться и погладить. Этот этап называется примирение: то бессознательное, что изначально казалось страшным и враждебным, после знакомства оказывается совсем не таким и принимается.

На этом часть работы на основной ступени кататимного переживания образов (символдрамы) заканчивается и следует либо завершение терапии, если методы смогли эффективно помочь человеку, либо переход на среднюю и высшую ступень. Надеюсь, мне удалось хотя бы в общих чертах ознакомить вас с таким современным методом психотерапии как символдрама. А также представить способы работы с мотивами на основной ступени данного метода.

Любите и берегите себя!

Семинар А1 «Введение в основы символдрамы» ( 30 акад. часов)

Этот семинар знакомит участников с основными техниками символдрамы. Семинар включает в себя теоретическую часть, знакомящую с историей создания метода, его теоретическими основами и местом в ряду других направлений психотерапии. Детально рассматривается структура психотерапевтического сеанса по методу символдрамы , разбираются показания и целесообразность индивидуальной, групповой психотерапии или психотерапии пар. Освещается система подготовки специалистов по методу символдрамы. Отдельная лекция посвящается психоаналитической этике. Рассматриваются вопросы отношений между пациентом и терапевтом в психоанализе и психоаналитической терапии, аналитические границы, сексуальные и несексуальные нарушения границ, этика и терапия, этика и супервизия, этический кодекс, этический комитет.

Во время практической части участники делятся на малые группы, где каждый последовательно выступает как психотерапевт, пациент и наблюдатель, после чего каждый раз следует обсуждение результатов и подробный разбор в общей группе. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: луг, ручей и дерево , а также тест цветок и мотив сосуд. Отдельное занятие посвящено интерпретации символики чисел и цвета.

Семинар А2 « Основная ступень символдрамы » ( 30 акад. часов)

Этот семинар продолжает знакомить участников с основными техниками символдрамы. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: гора , дом и опушка леса , а также техника работы с ночными сновидениями. Демонстрируется возможность использования символдрамы в работе с парой мужчины и женщины и парой ребенка и родителя. Прорабатывается шестишаговая техника интерпретации содержания образа, рисунка или сновидения пациента.

Семинар В1 «Символдрама – углублённое прорабатывание основной ступени» ( 30 акад. часов)

Семинар дает более объемное представление о действующих принципах символдрамы на основной ступени, знакомит со специальными мотивами основной ступени символдрамы, происходит детальное прорабатывание техники психотерапевтического ведения пациента по образу, прорабатывается техника ведения предварительной беседы и последующего обсуждения. Прорабатываются стратегии завершения курса психотерапии, разбирается работа З.Фрейда «Анализ конечный и бесконечный». Прорабатывается мотив «Узелок в дорогу» как возможность завершения курса психотерапии. В малых группах подробно прорабатывается мотив «Опушка леса» как основная техника экстренной краткосрочной психотерапии. Определяется место и возможности супервизий в работе психотерапевта. Отдельное занятие посвящено символдраматической технике работы с ночными сновидениями. Особое внимание на этом семинаре уделяется техникам работы с проблемами в отношениях мужчины и женщины (прорабатываются мотивы «Два берега», 3 формы мотива «Подарок», 5 форм мотива «Животное, растение, камень»), разбираются стратегии беседы с пациентом на тему его интимно-сексуальной жизни, критерии определения половой конституции по Г.С. Васильченко.

Семинар В2 « Интенсивная проработка основной ступени символдрамы« ( 30 акад. часов).

Семинар продолжает углубленное прорабатывание основной ступени символдрамы и посвящен теме судьбы и проработке проблем с идентичностью в психотерапии. Символическое обращение к внутренним ресурсам и осмыслению идентичности со своим родом. Обращение к месту силы . Протагонистский сеанс и его разбор.

Интегрирующие мотивы основной ступени символдрамы, направленные на проработку собственной идентичности: «Строительство дома », «Старинная мастерская по изготовлению сосудов ». Два протагонистских сеанса, работа в малых группах и её разбор.

Итоговый коллоквиум.

Семинар С1 «Символдрама – основы техники средней ступени» ( 40 акад. часов).

Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы. Участники изучают технику символдрамы средней ступени: конфронтация символов, усиление конфликта, контакт глаза в глаза, фокусировка на теме конфликта. Прорабатываются основные мотивы средней ступени (2 формы мотива «Значимое лицо в реальной форме», «Корова», «Слон», 3 формы мотива «Куст розы», «Автостоп», «Плодовое дерево», «Дикая кошка», «Лев», «Идеал Я»). Отрабатывается более гибкий стиль ведения. Факультативная программа: мотивы «Дикая кабаниха», «Змея», «Ведьма».

Факультативная программа: мотивы «Дикая кабаниха», «Змея», «Ведьма».

Предварительные условия: посещение семинаров А1, А2, В1 и В2, прохождение собеседования, практический опыт работы по методу символдрамы (минимум представление одного случая на супервизии), начало прохождения учебной психотерапии по методу символдрамы у обучающего терапевта (минимум 10 сеансов), хорошее знание рекомендованной литературы (Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов. М., 1996; Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, № 3, 4; Обухов Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. — М., 1997; Обухов Я.Л.: Символдрама и современный психоанализ. – Харьков, 1999; Обухов Я.Л. Символдрама. Введение в основную ступень. – Ростов-на-Дону: «ООО «Мини Тайп», 2005).

Особенности символдрамы средней ступени. Необходимость ее отделения от основной и высшей ступени символдрамы в ходе обучения Кататимно-имагинативной психотерапии. Требования к психотерапевту для работы по технике средней ступени: клинический опыт работы с техникой основной ступени символдрамы, тонкое чувствование пациента (эмпатия), опыт работы с возможными аверсивными реакциями пациента, умение уверенно, конструктивно и быстро с ними справляться, хорошее владение техниками основной ступени символдрамы. Основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе. Работа с мотивом значимое лицо. Положительные и отрицательные значимые лица. Представление значимого лица в реальном виде и в символическом форме. Техника “контакт глаза в глаза”. Протагонистский сеанс: представление значимого лица в реальном виде с последующим “контактом глаза в глаза”. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах. Техника “контакт глаза в глаза” — продолжение. Представление себя значимым лицом. Представление значимого лица в символической форме. Корова как символический образ матери. Слон как символический образ отца. Блок мотивов средней ступени для проработки сексуальных проблем: автостоп для женщины, куст розы для мужчины, куст розы для женщины, плодовое дерево. Автостоп как индикатор особенностей сексуального поведения у женщины, работа с проблемами доверия. Куст розы как индикатор особенностей сексуального поведения у мужчины и показатель способности к решительным действиям. Куст розы для женщины – обращение к «анимусу». Две формы упражнения куст розы для женщины. Плодовое дерево в работе с проблемами сексуального влечения. Теории агрессивности, используемые в символдраме. Блок мотивов средней ступени для работы с проблемами агрессивности: лев, дикая кошка. Показания для их использования. Дикая кошка в работе с потребностью в самоутверждении (по Х. Когуту), для ресурсной подпитки и в работе с проблемами анимы. Мотив «Идеал Я» в работе с проблемами идентификации, Сверх-Я и интеграции личности.

Семинар С2 «Символдрама средней ступени – ассоциативный метод » ( 20 акад. часов). (Ведущий: Я.Л. Обухов-Козаровицкий)

Количество участников: не более 20; участников просят иметь материал для рисования.

Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы. Участники изучают технику средней ступени символдрамы: ассоциативный метод. Отрабатывается стиль ведения пациента по образу в соответствии с принципами нулевого структурирования.

Предварительные условия: посещение семинаров А1, А2, В1, В2 и С1, прохождение собеседования, практический опыт работы по методу символдрамы (минимум представление одного случая на супервизии), начало прохождения учебной психотерапии по методу символдрамы у обучающего терапевта (минимум 10 сеансов), хорошее знание рекомендованной литературы.

Особенности символдрамы средней ступени. Основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе: «молчаливый образ» на мотив «винтовая лестница, ведущая к золотому зеркалу в тёмном подземелье» и его разбор. Четыре основные символдраматические стиля ведения пациента по образу: 1) учебный, 2) протективный, 3) конфронтационный, 4) ассоциативный. Сравнение работы со стандартными мотивами (предложение стандартного мотива как ядра кристаллизации и проекции конфликта; использование режиссёрских принципов смягчения напряжения и интеграции конфликтного материала; опора на положительный и анаклитический перенос) и ассоциативного метода. История создания ассоциативного метода. Дискуссия 1960 г. Разбор случая пациентки Х. Лёйнера. Показания и противопоказания использования ассоциативного метода. Протагонистский сеанс и его разбор. Возможности и преимущества ассоциативного метода. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах. Метод свободных ассоциаций классического психоанализа и ассоциативный метод символдрамы: общее и различия. Методы символдрамы «прожить и выстрадать», «пробных действий». Вербально-ассоциативные «отклонения» от представления образов, их особенности, виды и способы работы с ними. Формы протекания ассоциативного процесса по Х.Лёйнеру: 1) сказочно-лирическая форма; 2) ассоциативные пассажи, отыскивающие конфликтный материал; 3) ассоциативные пассажи со спонтанной возрастной регрессией; 4) вербально-ассоциативные «отклонения»; 5) фрагментированная форма протекания образных ассоциаций; 6) способствование ассоциативному раскрытию личности. Клинические примеры. Особенности работы с возрастной регрессией. Развёртывание ассоциативных векторов: 1) тематический вектор; 2) вектор временной решётки (работа с прошлым, настоящим и будущим). Модификация ассоциативного метода – наблюдение поведения.

Семинары по теории и практике психоанализа и глубинно-ориентированной психологии

Т 1 Введение в клиническую и психоаналитическую диагностику и практику. Предварительное интервью. Психологические защиты. Начало психотерапии. Средняя часть психотерапии. Завершение психотерапии. Постаналитические отношения. Основы психоаналитического процесса (30 академ. часов).

Первый контакт с потенциальным пациентом. Содержание первого телефонного разговора. Место и время приема. Обстановка кабинета. Как структурируется первая встреча. Этический кодекс МОО СРС КИП. Предварительное интервью: цели и содержание. Представление пациента о своих проблемах. Представление пациента о психоаналитической психотерапии. Оценка перспектив рабочего альянса – продолжительность и итоги предварительного интервью. Первоначальное предъявление пациентом проблемы («жалоба»). Наиболее типичные формы жалоб. Выработка сеттинга. Понятие психоаналитического контракта. Тема оплаты и порядка ее внесения. Позиция пациента. Частота и продолжительность встреч. Тема сроков психотерапии и критериев ее успешности, телефонные контакты и отношения за рамками аналитического процесса. Начало психотерапии. Определение целей и проработка альтернатив. Взаимодействие пациента и психотерапевта. Функции «Я » пациента и понятие рабочего альянса . Обучение и информирование пациента. Во что пациент должен быть посвящен. Трудности начала психотерапии с различными категориями пациентов. Переход к средней части психотерапии. Средняя часть психотерапии. Завершение психотерапии. Постаналитические отношения. Психоанализ и психоаналитическая психотерапия. Показания и противопоказания к психоанализу и психоаналитической психотерапии. Структурные изменения как основная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии.

Т 2 Основные психоаналитические теории в символдраматической практике (30 академ. часов). З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, М. Кляйн, Д.В. Винникотт, О. Кернберг, Х. Когут.

Т 3 Теория объектных отношений. Теория привязанности. Символизация и интерпретация в символдраме (20 академ. часов).

Т 4 Психодиагностика по ОРD: общее представление и подробно оси I, II, III, IV (60 академ. часов).

Семинар знакомит с последним достижением современного психоанализа — Операционализированной психодинамической диагностикой (OPD), разработанной ведущими психоаналитиками Германии в 1992-1996 гг., а также с её более современной версией OPD-2 (2006 г.). Создание OPD — это ответ психоаналитиков на неудовлетворенность чисто дескриптивно-феноменологической классификацией в МКБ-10 и DSM-IV, а также существующей психоаналитической диагностикой. В OPD разработаны чёткие критерии для оценки состояния пациента по пяти осям: ось I – переживание болезни и предпосылки для лечения ; ось II – отношения (в том числе перенос и контрперенос); ось III – внутренний конфликт ; ось IV – ; ось V – психические и психосоматические нарушения (связь с МКБ-10 и DSM-IV). Постановка диагноза по критериям OPD – обязательное требование для написания итоговой дипломной работы, рассматриваемой на экзамене для получения квалификации «психотерапевт по методу символдрамы » в структуре Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО). В практической части семинара демонстрируется работа OPD в Кататимно-имагинативной психотерапии. Участники семинара учатся определять структурный уровень развития личности (хорошо интегрированный, умеренно интегрированный, мало интегрированный и дезинтегрированный) по шести критериям: самовосприятие, саморегуляция, ведущие механизмы защиты, восприятие объекта, коммуникация и привязанность. Подробно разбираются стратегии проведения психотерапии на каждом уровне. В рамках семинара проводятся супервизии, в ходе которых определяются основные конфликты и уровень развития личности пациента.

Т 5 Работа с переносом и контрпереносом в аналитическом процессе и символдраме. Работа с сопротивлением и механизмы защиты (20 академ. часов).

Виды переноса и контрпереноса ; признаки переноса в психотерапии по методу символдрамы; методы прорабатывания переноса; общая теория возникновения и развития психических и психосоматических заболеваний; исцеление или улучшение через понимание и позитивный опыт отношений; центральная роль переноса , контрпереноса и сопротивления в аналитическом процессе и символдраме; принцип нейтральности (эквидистанция к ОНО , Я и СВЕРХ-Я , а также правило абстиненции ); поддерживающие и помогающие отношения как основа психотерапевтического процесса (по Woller/Kruse); триада областей отношений по L. Luborsky: актуальные психотерапевтические отношения (работа с переносом и контрпереносом), актуальные отношения за пределами психотерапии, ранние отношения; прорабатывание Центральной темы конфликта отношений (ЦТКО) по Х. Хеннигу; превербальные репрезентации (по D. Stern): генерализированные репрезентации интеракций (Representation of Interaction that have been Generalized – RiG).

Механизмы защиты. Сопротивления. Сеттинг. Определение, взаимозависимость психотерапевтической задачи и сеттинга. Психотерапевтический аспект сеттинга, создание «аналитического третьего» как «переходного пространства». Кушетка. Вопрос оплаты. Пять базовых техник психотерапии: суггестия, абреакция, манипуляция, разъяснение, интерпретация. Два типа инсайта. Понятие психоаналитической нейтральности. Интерпретация как процесс психотерапии. Способы получения и обработки информации. Свободные ассоциации – фундаментальное правило психоанализа. Формы вопросов в психоаналитической практике: фактические, Эго-ориентированные, объект-ориентированные. Эго-синтонное и Эго-дистонное присоединение. Молчание. Техники работы с аналитическим материалом: слушание, прояснение, конфронтация, интерпретация, аналитическое прорабатывание.

Работа с сопротивлением . Работа с «фиксированными образами ». Когда необходимо аналитическое прорабатывание? Показания для применения техники аналитического прорабатывания.

Т 6. Введение в аналитическую психологию К.-Г. Юнга (20 академ. час.). Психоанализ и аналитическая психология: сходства и различия. Роль личностных особенностей З. Фрейда и К‑.Г. Юнга и специфики их взаимоотношений. Понятие архетипа . Архетип и комплекс . Отщепление комплекса . Структуры идентичности : эго и тень . Индивидуальное и коллективное бессознательное . Практические методы аналитической психологии. Активное воображение . Творчество. Работа со сновидениями: понятие амплификации .

Т 7 Неврозы. Психосоматические заболевания. Клинические и психоаналитические аспекты (40 академ. часов).

Понятие невроза. Истоки формирования невротической личности в раннем детстве. Невроз как «неоконченные дела детства». Невротический конфликт и психическая защита. Психический конфликт и психические защиты при неврастении, истерии и неврозе навязчивых состояний (у детей и взрослых). Дисгармоническое раннее семейное воспитание как следствие невротизма родителей. Нуклеарная семья и проблема формирования вертикальных и горизонтальных связей у ребенка. Неврозогенная семья. Неблагоприятные особенности личности родителей. Три типа раннего дисгармонического семейного воспитания – отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрирующее. Формирование у ребенка преневротических радикалов личности. Клиника невротических расстройств. Акцентуации и психопатии.

Влияние акцентуаций на направленность невротической динамики. Истерический невроз. Неврастения. Обсессивно-фобический невроз. Ипохондрический невроз. Невроз страха: определение, клинические проявления. Позиция «от» и «к». Страх и тревога. Депрессивный невроз. Психо-вегетативный синдром. Психосоматические переключения. Особенности психосоматических расстройств у детей. Психосоматика и материнская депривация.

Т 8 Пограничные личности расстройства. Психозы. Клинические психоаналитические аспекты (20 академ. часов).

Т 9 Мифы, сказки, фантазии в символдраматической практике (30 академ. часов).

Психоаналитический разбор сказок, отражающих конфликты оральной, анально-садистической, фаллически-эдипальной, латентной, пубертатной стадий («О курочке рябе», «Репка», «Колобок», «Буратино», «Волшебная лампа Аладдина», «Аленький цветочек», «Три поросенка», «Синяя борода», «Красная шапочка», «О Гензеле и Гретеле», «Дюймовочка» и др.). Психоанализ сказки в работах Б. Бетельгейма. Разбор архетипа «Великой Матери » по Э. Нойманну. В.Я. Пропп об исторических корнях волшебной сказки. Использование сказки в психодиагностике и психотерапии. Практические упражнения: кататимный поход в сказку . Упражнения в малых группах и их разбор.

Т 10 Теория и практика групповой психотерапии в символдраме. Супервизия, интервизия, балинтовская группа (30 академ. часов).

Семинар знакомит с теорией и практикой групповой символдрамы, открывая новые возможности использования этого высокоэффективного метода психотерапии. Дается классификация направлений и видов групповой психотерапии, особенно подробно обсуждаются особенности групповой психодинамической психоаналитически ориентированной психотерапии. Разбираются внешние рамки (оптимальное количество участников в группе, продолжительность одного группового занятия, частота и общее количество занятий, селекция участников группы) и внутренняя структура (принцип минимального структурирования, правило свободных вербальных интеракций, правило конфиденциальности, правило избегания социальных контактов за пределами группы) психоаналитически ориентированной групповой психотерапии. Разбирается развитие групповой структуры в курсе групповой психотерапии по методу символдрамы. Подробно разбираются задачи и действия психотерапевта. Прорабатываются фазы групповой психотерапии по методу символдрамы (5 фаз группового занятия по Л. Коттье-Бирнбахер). Обсуждаются основные мотивы групповой символдрамы. Разбираются теоретические концепции психоаналитически ориентированной групповой психотерапии: «социо-динамическая формула» Р. Шиндлера (ролевые позиции альфа, бетта, гамма, омега); сегментная модель П. Куттера (3 уровня группы – уровень сознательных интеракций, уровень отношений переноса и контрпереноса, уровень анаклитически-диатрофического единства; 4 вида переноса – невротический перенос, нарциссический перенос, перенос расщепления, психотический перенос). Развитие групповой идентичности в соответствии с восмью психосоциальными кризисами по Э. Эриксону (доверие-недоверие, самостоятельность-сомнение и стыд, инициатива-чувство вины, радость достижения-чувство неполноценности, идентичность-диффузия ролей, интимность-изоляция, продуктивная способность-стагнация, интеграция Я -отчаяние). Анализ механизмов эффективности групповой психотерапии, «целебные факторы» по И.Д. Ялому (интерперсональное научение, катарсис, кохэсия, понимание), неспецифические факторы эффективности психотерапии («change agents») по Т. Карасу (аффективное переживание, когнитивное освоение и регуляция поведения). Факторы эффективности психотерапевта по М.А. Либерману (эмоциональная активация, заботливость и покровительство, создание когнитивных рамок отношений, исполнительные и организаторские функции) Типы психотерапевтов («отец», «харизматический лидер», «социальный инженер») и их эффективность. Пять фаз развития групповой динамики (незрелые архаические имагинации с доамбивалентными свойствами, более зрелые имагинации с амбивалентными и амбитендентными свойствами, эдипальные имагинации, латентные и подростковые имагинации, зрелые имагинации). Психотерапия по методу символдрамы в работе с парой ребенок-родитель и мужчина-женщина. Основные показания и противопоказания. Прорабатываются мотивы психотерапии пар: «Представить себя животными и пойти друг к другу в гости », «Озеро », «Нелегальный переход границы и пронос контрабанды », кататимный поход в сказку .