Развитие, социализация, воспитание-что это? Курсовая работа: Воспитание и социализация

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социализация как самостоятельная междисциплинарная область исследований, ее сущность и основные этапы. Средства социализации человека, ее психологические и социально–психологические механизмы. Воспитание как одна из основных категорий педагогики.

    реферат , добавлен 14.10.2011

    Принципы воспитательного процесса и его специфические особенности. Роль обучения и самообучения в развитии личности. Общественная направленность социализации и формирования личности. Исследование проблем социализации молодёжи в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    История развития российского образования в XVIII веке, его краткая характеристика. Первый кадетский корпус в России. Патриотическое воспитание в кадетских корпусах в современной Российской Федерации. Содержание кадетского воспитания и образования.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Семейное воспитание как повышение человеческого потенциала общества. Первостепенность семьи в формировании личности ребенка. Традиция как компонент культуры и условие социализации ребёнка. Влияние ценностей культурных традиций на семейное воспитание.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Характеристика макро-, мезо- и микрофакторов социализации личности. Семья как важнейший институт социализации личности, негативное влияние ее деформации на развитие личности ребенка. Сущность понятия "гипопротекция", компоненты воспитательной системы.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2009

    Социальные аспекты информационных технологи. Анализ влияния информационной культуры личности на воспитание и социализацию студентов среднего профессионального образования. Разработка внеклассного мероприятия акции протеста "Нет СПИДу и наркотикам".

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Проект "Национальной доктрины образования в Российской Федерации". Воспитание патриотов России. Приобщение ребенка к культуре своего народа. Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Развитие чувства гордости за достижения страны.

    Академия дополнительного профессионального образования

    Программа профессиональной переподготовки

    Педагогика и методика начального общего и дошкольного образования (1100)

    Дисциплина : Общие основы педагогики

    Практическое задание 3 , Модуль 3. Связь педагогики с другими науками

    Выполнил :

    слушатель Исмагилова Лиана Флюровна

    Преподаватель :

    Пасько Анна Леонидовна

    г . Курган 2018

    Цель: освоить понятия "социализация" и "воспитание". Способствовать становлению основ профессиональной культуры преподавателя высшей школы.
    Задание.
    Поразмышляйте: «Внешние, прежде всего стихийные влияния на современного человека преимущественно отрицательны: факторами социализации стали бездуховность и преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно ли в этих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Что же сильнее - социализация или воспитание? За чем будущее?»
    Оформите свой ответ в виде эссе.

    Главные задачи моей темы это освоить понятия социализации и воспитания. За чем будущее?

    Рассмотрим эти понятия:

    Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

    Под воспитанием понимают комплекс технологий на целенаправленное формирование или изменение личности ребенка.

    Социализация и воспитание тесно взаимосвязаны между собой.

    Важную роль в период социализации ребенка играют семья.

    Рождение ребенка – это чудо само по себе. И задача родителей вывести в свет здорового, полноценного, самостоятельного, способного к адаптации личность-индивида.

    Первое и самое важное родителей это дать любовь детям. Каждую минуту ребенок должен чувствовать, что его любят несмотря ни на что. Он нужен, он хороший, даже если его поведение оставляет желать лучшего. Наказание должно поступать следом за действием, но затем снова должна проявляться любовь в близком контакте (обнять, поцеловать), в заботе и внимании, в участии.

    Обычно за безобразным поведением ребенка скрывается внимание, которое он хочет получить со стороны взрослых.

    Если мы будем воспитывать детей спокойно, в атмосфере любви, то не только сделаем хорошо им, но и себе, воспитывая мудрого и спокойного родителя.

    Лучший способ воспитания собственный пример.

    Задача родителей помочь выбрать правильное направление, соответствующее его интересам, возможностям и способностям (образование, хобби, профессию).

    На следующем этапе социального развития большое значение имеет и опыт приобретаемый ребенком в саду и школе. Поступление в эти образовательные учреждения дает понять ребенку, что общение между людьми не сводится лишь к отношению между членами семьи. Участие в таких отношениях заставляют ребенка изменять свои взгляды на сторонних людей. Они обогащают их благодаря встречам с людьми, принимающими участие в других социальных группах. На основе этого ребенок сопоставляет свой предыдущий опыт с новоприобретенным.

    На всем протяжении своего развития ребенок остается участником двух систем - семейной и вне семейной (сад, школа). В соответствии со своим развитием он может оказаться в гармонии или противоречии с ними. Чтобы избежать замыкания круга общения только на семью ребенок обязан научиться сочетать в себе различные области социализации. Социальные отношения имеют глубокую связь с самостоятельностью, осознанием ребенком себя и окружающих его людей. С его способностью контролировать свои мысли, эмоции, слова и поступки.

    Семья и прочие места социализации играют в жизни ребенка различные роли. Имеют разные по своему предназначению функции, планы и представления. Их ценности цели и нормы зачастую настолько различны, что могут даже вступать в противоречия.

    Таким образом, я считаю, что задача в воспитании ребенка состоит в том, чтобы он успешно социализировался в обществе. Наше будущее зависит от того, что мы постоянно растем и развиваемся, не стоим на месте. Воспитание без социализации невозможно, точно также как социализация без воспитания.

    Ловцовой Ольги 21 РЯиЛ

    Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

    Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

    Роль воспитания в системе факторов социализации личности

    Довольно сложным является соотношение понятий "социализация" и "воспитание". В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта, что и есть социализация. Воспитание в узком смысле слова - как управление процессом развития личности - можно рассматривать в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим. Основная социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

    Воспитание предполагает целенаправленное управление процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом.

    Процесс воспитания - сложная динамичная система. Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты. Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой, поскольку любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии.

    Необходимо зафиксировать участие элементов и систем в процессе, в непрерывном изменении во времени. Поэтому процесс воспитания рассматривается как динамичная система, где определяется, как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем.

    Процесс воспитания изменяется в зависимости от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.

    Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.

    Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.

    Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.

    Основные компоненты воспитательного процесса:

      Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).

      Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время).

      Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

    Эффективность воспитания зависит :

      От сложившихся воспитательных отношений.

      От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.

      От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) влияния на воспитанников.

    Движущая сила воспитания – это результат противоречия между приобретенными знаниями и опытом в поведении, с одной стороны, и новыми потребностями – с другой, противоречие между потребностями и возможностями, а так же способами их удовлетворения.

    Гуманистическое воспитание характеризуется четырьмя основными движущими силами воспитания:

      воспитательное воздействие должно "попадать" в зону ближайшего развития личности ребенка;

      должна быть позитивно сформированная мотивация учения или установка;

      право ребенка на свободу выбора и возможность смены видов деятельности;

      создание особой атмосферы воспитания и жизни детей: атмосферы радости, добра, творчества и любви.

    Принципы воспитания

    Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

    В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

    Опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;

    В общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;

    Педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;

    Педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

    Поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;

    Защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

    В классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

    Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач. Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

    В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах

    Воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;

    Школа не должна ограничивать воспитание ребенка своими средствами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

    Педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;

    Все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.

    Принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

    В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

    Работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;

    Успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

    Осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться только информацией об индивидуальных качествах;

    На основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения;

    Постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность

    воспитательных средств, используемых педагогами.

    Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Существуют различные мнения об отношении к ученикам в процессе воспитания. Несомненно, что педагоги должны заботиться о благополучии ученика, стремиться к тому, чтобы он был удовлетворен своим статусом, своей деятельностью, мог себя в большей степени реализовать в системе социальных отношений. При этом решение данных задач осуществляется по-разному, в широком диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся на авторитарном стиле воздействия, до полного отстранения от регулирования отношений воспитанника с окружающей средой.

    Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что человек не может приспособиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным. При этом некоторые благополучные референтные отношения воспринимаются им как должное, как типичное, как обязательное. Формируется так называемое социальное ожидание благоприятных отношений как норма. Однако в обществе, в системе социальных отношений существуют в равном количестве или даже преобладают неблагоприятные факторы, воздействующие на человека. (Например, подростки могут попасть под влияние преступного мира, не зная, как сопротивляться тем влияниям, которые этот мир оказывает на них.)

    В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

    Проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

    Ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху - залог успешной жизни в дальнейшем;

    Не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

    Волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня.

    Нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

    Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

    Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:

    Школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

    Педагоги и учащиеся - члены одного коллектива- помогают друг другу;

    Общая цель школы - цель каждого педагога и ученика;

    Необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;

    Каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;

    Равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.

    Закономерности воспитания

    Первая закономерность . Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Он может только то, что он может на данный момент его развития, однако в процессе активной деятельности происходят физические и духовные приобретения, они позволяют повысить меру усилий ребенка. Воспитательный процесс, с этой точки зрения, выглядит образно как непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий. Первая закономерность выдвигает и первый постулат воспитания: «Организовать воспитание - это организовать активную деятельность ребенка в соответствии культуре на каждый данный момент жизни и деятельности».

    Вторая закономерность . Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей и потому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Педагог выстраивает систему деятельности в полном соответствии с этим ансамблем актуальных потребностей, придавая им окультуренную форму и направляя это развитие по лестнице общечеловеческих ценностей. Пренебрежение актуальными потребностями приводит достаточно часто ребенка на асоциальную либо антисоциальную дорогу - тогда мы вынуждены констатировать так называемое девиантное («уклоняющееся от дороги» - лат.) поведение воспитанников.

    Третья закономерность. Развитие личности только через деятельность самой личности ставит педагога и ребенка перед проблемой неподготовленности ребенка к деятельности: он не обладает от природы ни умениями, ни соответствующими навыками для самостоятельной жизни (как, например, цыпленок, теленок). Следовательно, необходимо специальное оснащение человеческого детеныша деятельностной готовностью. Совместно-разделенная деятельность выступает решением данного противоречия. Суть ее заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности. Совместно-разделенная деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Выразим третью закономерность так: «вхождение в культуру совершается благодаря поддержке педагога, дополняющего слабые силы ребенка собственными усилиями».

    Четвертая закономерность . Решающим для благоприятного развития личности при самой интенсивной ее деятельности будет внутреннее состояние ребенка, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, чтобы он был спокоен в отношении к нему близких людей, чтобы это спокойствие обеспечивалось наглядным образом любви, когда он слышит в речи доброе отношение к себе, когда он видит мимико-пластическую расположенность к себе, когда он проживает вместе с педагогом взаимную симпатию. Попробуем выразить лаконично и эту закономерность: трудности «вхождения в культуру» преодолеваются ребенком в атмосфере любви к нему со стороны взрослых. Любить ребенка - значит признавать за ребенком право на существование его таким, каков он есть, со своими характерологическими особенностями. Это уважение истории жизни ребенка, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, учет его психического состояния, особенностей физического и психического здоровья специфическими чертами, вкусами, привычками.

    Пятая закономерность . Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее и готовности к культурной жизни современного общества, остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил. Об этом ещё предупреждал А.С. Макаренко, возглавлявший колонию, как известно, специально созданную для детей, лишенных воспитания. Но именно здесь, где, казалось бы, воспитательные цели могут быть открытыми, великий педагог утверждает гуманистическое положение о том, что ребенок не должен постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. И до Макаренко в истории педагогической мысли не раз раздавалось предупреждение: ребенок живет, а не готовится к жизни!

    Педагогический постулат: «В работе с детьми необходимо педагогически инструментировать внимание и заботу, направленные на достижение предметной цели, на последствия организуемой деятельности, на ход событий, влияющих на самочувствие людей, а также на последствия планируемого и совершаемого воспитанниками, но не на профессиональную заботу о достижении цели воспитания».

    Возрастная периодизация:

    В жизненном цикле человека выделяют следующие периоды:

      Новорожденный - 1-10 дней

      Грудной возраст - 10 дней - 1 год.

      Раннее детство - 1-3 года.

      Первое детство - 4-7 лет.

      Второе детство - 8-12 лет мальчики - 8-11 лет девочки

      Подростковый возраст - 13-16 лет мальчики - 12-15 лет девочки

      Юношеский возраст - 17-21 год юноши - 16-20 лет девушки

      Зрелый возраст: I период - 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины; II период - 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины

      Пожилой возраст - 61-74 год мужчины, 56-74 лет женщины

      Старческий возраст - 75-90 лет мужчины и женщины

      Долгожители - от 90 лет и более

    Акселерация - ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания). Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным воздействием. За три десятилетия длина тела у подростков увеличилась на 13-15 кг, а вес – на 10-12 кг. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» потребностей, в то время как духовное и социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией.

    Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек

    Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

    Доминирующие взгляды в обществе на половые социальные роли мужчин и женщин на протяжении длительного периода истории человеческого общества вызывали необходимость раздельного воспитания детей. Эти взгляды были продиктованы яркой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен занимать социально более значимую позицию, а позиция женщины - зависимая и подчиненная.

    "Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя, жреца, а следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем физического удаления мальчика от родительского дома: его передавали на воспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали в учение.

    Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые "мужские дома", в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали".

    Половая социализация девочек проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.

    В современном обществе процесс половой социализации протекает в несколько иных условиях.

    Основные аспекты этой проблемы:

      Феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей в основном занимаются женщины).

      Первичная феминная идентификация с матерью (этот аспект служил причиной разделения сына с матерью).

      Феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение, пассивность).

    Исходя из этого, определяется целый ряд сложностей в понимании

    направлений педагогической работы с девочками и мальчиками.

    Современная система воспитания не отводит места в социализации мальчиков маскулинным проявлениям (агрессии, двигательной активности).

    Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на поощрение "мужских проявлений", а наказания за "немужские" (например: «Не плачь, как девчонка!») приводят к панической тревоге под страхом сделать что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в обществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивирование мужских качеств у мальчиков.

    Социализация девочек происходит несколько легче, т.к. социальные признаки фемининности накладываются на генные образования. Однако содержательные компоненты фемининности не способствуют становлению элементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно их награждают прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздо чаще опекают родители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности, существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают историко-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательным фактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности высыпает также совмещение женской функции и профессиональной - очень тяжело работать и быть мамой. Несмотря на то, что у девочек легче протекает процесс полоролевой идентификации, ей труднее определиться в полоролевых предпочтениях. Причинами этого служат то, что девочки видят сложную жизнь своих мам, в обязанностях девочек лежит помощь мамам по хозяйству, а также им нельзя прыгать, кричать и т.д., потому что это некрасиво делать девочкам. Поэтому большинство девочек хотели бы быть мальчиками, у них больше стремления играть в мальчишеские игры, чем у мальчиков в девчоночьи.

    Все эти особенности необходимо учитывать в работе с детьми.

    Неравномерность развития подростков

    Развитие подростков происходит неравномерно. Не все из них укладываются в средние стандарты. Одни их опережают и называются рано созревающими, а другие отстают и относятся к поздно созревающим. Любое отклонение, как правило, создает дополнительные проблемы. Раннее созревание у мальчиков приветствуется и обычно связано с положительной самооценкой. Позднее развитие мальчиков огорчает, а у девочек проходит менее заметно. Рано созревающие мальчики выглядят старше своих лет, у них выше рост, лучше развита мускулатура и координация движений. Отцы видят в них своих помощников.

    Превосходство в телосложении позволяет им побеждать в спорте, становиться лидерами в среде сверстников. Такие подростки пытаются строить отношения со взрослыми на равных. Поздно созревающие мальчики страдают от чувства неполноценности. Обычно они менее привлекательны и непопулярны среди ровесников, более беспокойны, любят командовать, восстают против родителей и постоянно испытывают чувство собственной зависимости, часто бывают застенчивы. Многие замыкаются в себе, испытывая внутреннее напряжение. У таких подростков развивается чрезмерная зависимость или обостренная чувствительность к обидам или покушению на их свободу.

    Такие подростки уклоняются от спортивных соревнований, зато с удовольствием и весьма успешно участвуют в интеллектуальных беседах и предметных олимпиадах. Они проявляют большой интерес к самообразованию, стараясь на этом поприще достичь большего.

    Девушки рассматриваемого возраста отдают предпочтение гуманитарным наукам, им легче даются упражнения на заучивание, запоминание. Они предпочитают такие виды спорта, где превалирует гибкость, пластичность, красота движений. В этот период девушки более сентиментальны, чем юноши, они раньше переживают чувство влюбленности, раньше юношей начинают оценивать и осмысливать мир «по-взрослому». Девушки острее переживают чувство одиночества, чувствуют потребность в утешении, сочувствии, они более чувствительны к упрекам и нуждаются в поддержке. Девушки, в отличие от юношей, наблюдают за впечатлением, которое они производят на других, фиксируют малозаметные нюансы и колебания этих впечатлений, малейшее изменение оценивания своей личности и поведения. Они не действуют так прямолинейно как юноши, а незаметно, понемногу завоевывая.

    В пубертатном возрасте (11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков) доля возбудимых опять увеличивается, а после его окончания опять уменьшается. Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее видны у девочек: их депрессивные состояния, тревожность и пониженное самоуважение во многом связаны с определенным периодом менструального цикла, за которым следует эмоциональный подъем. У мальчиков нет такой жесткой психофизиологической зависимости, хотя пубертатный возраст и для них труден. Практически все психологи мира считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12-14 лет. К 15 годам, как правило, уже начинает проходить подростковый синдром озабоченности своим телом и внешностью. Поэтому эмоциональные реакции и поведение юношества данного возрастного периода уже нельзя объяснить лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также и от социальных факторов и условий воспитания.

    В юношеских увлечениях, проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирования собственного чувства независимости: если быть «своим» необходимо выглядеть так как «все» и разделять общие мнения и увлечения. Они учатся общаться, дружить по-взрослому. Дружба активизирует их общение, за разговорами на разные темы проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых. В содержании их разговоров бывает немало разнообразных тайн.

    Затем появляется потребность в личном друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить чужую тайну.

    Важнейшим фактором дружеского сближения молодежи данного возраста является сходство в интересах и делах. Бывает и наоборот, когда симпатия к товарищу, желание дружить с ним, вызывает возникновение интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у школьников могут появляться общие интересы.

    Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение юношеского возраста. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками связано с психологическим благополучием в будущем. Не случайно социологические исследования обнаруживают тот факт, что именно в ранней юности у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми. А среди людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами.

    У подростков также возникает способность планировать и предвидеть. Исследования показывают, что испытуемые старшего возраста могли заглянуть дальше в будущее, чем более молодые, и рассказы старших были более конкретными.

    Тремя существенными свойствами подросткового мышления являются:

      Способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблемы.

      Способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на другую

    Способность объединять и разделять переменные гипотетико-дедуктивным образом.

    Во всех определениях воспитания звучит мысль о том, что оно готовит людей к жизни. Введение человека в социум, его со­циализация - главнейшее назначение воспитания. Социали­зация - это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Л. С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей человеческой культуры. Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна «окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время воз­вращается в общественную культуру в виде определенных инди­видуальных достижений.

    Социализация - процесс непрерывный, длящийся всю жизнь. Он распадается на периоды, и каждый из них «отвечает» за решение определенного круга задач. Все люди в детстве овла­девают нормами социальной жизни. Отрочество - время инди­видуализации, развития потребности «быть личностью». А в юности идет приобретение черт и свойств личности, отвечающих потребностям собственного и общественного развития.

    Воспитание - главное условие социализации и одновремен­но неотъемлемая часть этого процесса. Под этим углом зрения оно рассматривается как целенаправленная и контролируемая социализация. Посредством воспитания регулируются темпы и глубина социализации - преодолеваются или ослабляются отри­цательные последствия, социализации придается гуманистичес­кая ориентация.

    Механизмы социализации личности изучены достаточно пол­но. Основными являются:

    Подавление, суть которого сводится к вытеснению из созна­ния определенных мыслей, чувств, желаний и влечений. Раз­личают внутреннее и внешнее подавление. Внутреннее, в свою очередь, делится на непроизвольное и произвольное. Непроиз­вольное принимает чаще всего форму забывания. Произвольное подавление осуществляется усилием воли самой личности. Внеш­нее подавление - распространенный метод воспитания.

    Изоляция как механизм социализации связана с тем, что человек вытесняет неприятные для него впечатления. В случае действия этого механизма впечатление осознается как нейтраль­ное и безобидное для человека. Изоляция наблюдается преимущественно при разрешении конфликтов.

    Самоограничение играет важную роль в процессе социализа­ции. Если воспитаннику кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения его товарищей, он начинает стра­дать, хуже учится, его самоуважение понижается. Это своеобраз­ный уход, отступление перед трудностями, ограничение своего «Я». В некоторых случаях использование самоограничения оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сложившейся ситуации, однако длительное самоограничение может привести к снижению самооценки. Не зная своего потенциала, после пер­вых же неудач воспитанник бросает начатое дело, пасует перед трудностями, плывет по течению. Поэтому многие потенциаль­но талантливые люди не могут раскрыться в полную силу.

    Приписывание собственных недостатков другим составляет сущность механизма проекции. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других - этим человек сохраняет самоуважение. Подозрительный считает всех людей подозрительными, эгоист видит вокруг только эгоистов, и даже вор видит всех своими сообщниками.

    Один из основных механизмов социализации - идентифика­ция. В процессе идентификации воспитанник подсознательно уподобляет себя своим товарищам, которые служат для него об­разцом поведения. Это приводит к подражанию их действиям и переживаниям, присвоению их ценностей и установок. Объекта­ми идентификации могут стать не только реальные, но и вооб­ражаемые люди. Идентификация может быть полной или час­тичной, сознательной и неосознаваемой.

    С идентификацией тесно связана интроекция, когда качества и установки другого как бы «встраиваются» в сознание без специальной переработки, в неизменном виде. Хотя механизм действует подсознательно, при самоанализе результаты интроекции осознаются.

    Эмпатия, т. е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания, - значимый механизм социализации для эмоционально развитых личностей.

    В напряженных ситуациях «включается» механизм интел­лектуализации. Воспитанник старшего возраста начинает рассу­ждать абстрактно и ищет выход из ситуации как бы не для себя, а для другого человека. Этот механизм обычно включается, когда воспитанник сталкивается с жизненно важными пробле­мами (болезнь, переход в другую школу, поступление в вуз). Интенсивная интеллектуализация наблюдается в период полово­го созревания, когда возникают сильные эмоции.

    Суть рационализации состоит в том, что воспитанник изобре­тает, по его мнению, логичные суждения и умозаключения для объяснения своих поступков и действий. Юные рационализато­ры чаще всего используют дискредитацию цели («то, что мне недоступно, никуда не годится»), самодискредитацию («не очень-то и хотелось»), самообман («не было возможности»).

    Для ослабления мысли, чувства, действия используется меха­низм аннулирования действий. Когда воспитанник просит про­щения, он верит, что его поступок аннулируется и он может продолжать действовать с чистой совестью. Многие достигают в этом совершенства, привыкая к всепрощению с детства.

    Проф. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализа­ции, объединив их в три группы:

    Макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

    Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос), по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок), по при­надлежности к аудитории тех или иных средств массовой ком­муникации (радио, телевидение, кино и др.);

    Микрофакторы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, мик­росоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные и др.).

    В последние годы возрастает значение макрофакторов социа­лизации, в первую очередь природно-географических условий, которые как прямым, так и косвенным путем влияют на станов­ление личности. Экологические изменения биосферы, загрязне­ние окружающей среды, нарушение экологического равновесия в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью, заставля­ют человечество серьезно относиться к этой проблеме. Созданные человеком силы стали угрожать самому существованию челове­ка. Усилилось отрицательное влияние природных факторов на здоровье и деятельность человека.

    У каждого народа существует своя географическая среда оби­тания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные от­ношения, образ жизни, обычаи, привычки. Она формирует структуру этнической общности, региональную специфику, куль­туру, физический тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и др.). В каждом этническом объединении складываются свои виды деятельности, межэтнические отношения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды.

    В каждой этнической группе складывается свое представление о человеке, его поведении и менталитете. Проектирование типа личности, поддерживающей общечеловеческие ценности, прини­мающей межнациональные отношения, становится реальной за­дачей образовательных институтов.

    Темпы социализации подрастающего поколения сегодня от­стают от темпов и уровня развития общества, что приводит к торможению общественно значимых процессов. В этом плане следует говорить о социальном заказе общества институтам социализации. В соответствии с заказом институты меняют концептуальные (теоретические) модели, «задающие» основные требования к личностно-развивающей среде, личностному про­странству, образу жизни, ценностным ориентациям, поведению и другим параметрам, вплоть до требований к внешнему обли­ку субъектов образовательного процесса.


    Похожая информация.