Высказывания о лжи сатин лука бубнов. Лука и Сатин: кто из них прав

Цели : рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»; выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин); определить особенности гуманизма Горького.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:


«ТРИ ПРАВДЫ» В ПЬЕСЕ ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Цели: рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»; выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин); определить особенности гуманизма Горького.

Ход урока

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, –

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

I. Вступительная беседа.

– Восстановите событийный ряд пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие – «за кулисами»? Какова роль в развитии драматического действия традиционного «конфликтного многоугольника» – Костылев, Василиса, Пепел, Наташа?

Отношения Василисы, Костылева, Пепла, Наташи лишь внешне мотивируют сценическое действие. Часть событий, составляющих сюжетную канву пьесы, происходит за пределами сцены (драка Василисы и Наташи, месть Василисы – опрокидывание кипящего самовара на сестру, убийство Костылева совершаются за углом ночлежки и зрителю почти не видны).

Все остальные герои пьесы непричастны к любовной интриге. Композиционно-сюжетная разобщенность действующих лиц выражается в организации сценического пространства – персонажи рассредоточены по разным углам сцены и «замкнуты» в несвязанных микропространствах.

Учитель. Таким образом, в пьесе параллельно идут два действия. Первое – мы видим на сцене (предполагаемой и реальной). Детективная история с заговором, побегом, убийством, самоубийством. Второе – это обнажение «масок» и выявление подлинной сущности человека. Это происходит как бы за текстом и требует расшифровки. Например, вот диалог Барона и Луки.

Барон. Жили лучше... да! Я... бывало... проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью... кофе! – со сливками... да!

Лука. А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...

Но быть «просто человеком» Барон боится. И «просто человека» он не признает.

Барон. Ты, старик, кто такой?.. Откуда ты явился?

Лука. Я-то?

Барон. Странник?

Лука. Все мы на земле странники... Говорят, – слыхал я, – что и земля-то наша странница.

Кульминация второго (неявного) действия наступает, когда на «узкой житейской площадке» сталкиваются «правды» Бубнова, Сатина и Луки.

II. Работа по проблеме, заявленной в теме урока.

1. Философия правды в пьесе Горького.

– Что является основным лейтмотивом пьесы? Кто из персонажей первым формулирует основной вопрос драмы «На дне»?

Спор о правде – смысловой центр пьесы. Слово «правда» прозвучит уже на первой странице пьесы, в реплике Квашни: «А-а! Не терпишь правды!» Правда – ложь («Врешь!» – резкий выкрик Клеща, прозвучавший даже раньше слова «правда»), правда – вера – это важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику «На дне».

– Как вы понимаете слова Луки: «Во что веришь, то и есть»? Как разделяются герои «На дне» в зависимости от их отношения к понятиям «вера» и «правда»?

В противовес «прозе факта» Лука предлагает правду идеала – «поэзию факта». Если Бубнов (главный идеолог буквально понятой «правды»), Сатин, Барон далеки от иллюзий и не нуждаются в идеале, то Актер, Настя, Анна, Наташа, Пепел откликаются на реплику Луки – для них вера важнее правды.

Неуверенный рассказ Луки о лечебницах для алкоголиков звучал так: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... Признали, видишь, что пьяница – тоже человек...» В воображении актера лечебница превращается в «мраморный дворец»: «Превосходная лечебница... Мрамор... мраморный пол! Свет... чистота, пища... все – даром! И мраморный пол. Да!» Актер – герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить для него оказывается смертельной.

– Что же такое правда для героев пьесы? Как соотнести их взгляды? (Работа с текстом.)

А) Как понимает «правду» Бубнов? В чем противоречия его взглядов и философии правды Луки?

Правда Бубнова состоит в обнажении изнаночной стороны бытия, это «правда факта». «Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь правду про себя... да и все ее знают...» – загоняет он Пепла в обреченность быть вором, когда тот пытался было разобраться в себе. «Кашлять перестала, значит», – отреагировал на смерть Анны.

Выслушав аллегорический рассказ Луки о его жизни на даче в Сибири и укрывательстве (спасении) беглых каторжан, Бубнов признался: «А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему, – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Бубнов видит лишь негативную сторону жизни и разрушает остатки веры и надежды в людях, Лука же знает, что в добром слове идеальное становится реальным: «Человек может добру научить... очень просто», – заключил он рассказ о жизни на даче, а излагая «историю» о праведной земле, свел ее к тому, что разрушение веры убивает человека. Лука (задумчиво, Бубнову): «Вот... ты говоришь – правда... Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь...» Лука лечит душу.

Позиция Луки гуманнее и действеннее обнаженной правды Бубнова, потому что взывает к остаткам человеческого в душах ночлежников. Человек для Луки, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит». «Я только говорю, что если кто кому хорошо не сделал, то и худо поступил». «Человека приласкать никогда не вредно».

Такое нравственное credo гармонизирует отношения между людьми, отменяет волчий принцип, а в идеале ведет к обретению внутренней полноты и самодостаточности, уверенности в том, что вопреки внешним обстоятельствам человек нашел истины, которые у него никто и никогда не отнимет.

Б) В чем видит правду жизни Сатин?

Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые, из четвертого акта, монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

Подготовленный ученик читает монолог Сатина наизусть.

Интересно, что свои рассуждения Сатин подкрепил авторитетом Луки, человека, в отношении которого мы в начале пьесы представляли Сатина антиподом. Более того, ссылки Сатина на Луку в 4 акте доказывают близость обоих. «Старик? Он – умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье!» «Человек – вот правда! Он это понимал... вы – нет!»

Собственно, «правда» и «ложь» Сатина и Луки почти совпадают.

Оба считают, что «уважать надо человека» (акцент на последнем слове) – не его «маску»; но расходятся они в том, как следует сообщить людям свою «правду». Ведь она, если подумать, смертельна для тех, кто попадает в ее область.

Если все «слиняло» и один «голый» человек остался, то «что же дальше»? Актера эта мысль приводит к самоубийству.

В) Какую роль играет Лука в раскрытии проблемы «правды» в пьесе?

Для Луки правда в «утешительной лжи».

Лука жалеет человека и тешит его мечтой. Он обещает Анне загробную жизнь, выслушивает сказки Насти, посылает Актера в лечебницу. Он лжет ради надежды, и это, может быть, лучше, чем циническая «правда» Бубнова, «мерзость и ложь».

В образе Луки есть намеки на библейского Луку, который был одним из семидесяти учеников, посланных Господом «во всякий город и место, куда Сам хотел идти».

Горьковский Лука заставляет обитателей дна думать о Боге и человеке, о «лучшем человеке», о высшем призвании людей.

«Лука» – это еще и свет. Лука приходит, чтобы озарить костылевский подвал светом новых идей, забытых на дне чувств. Он говорит о том, как надо, что должно быть, и совсем не обязательно искать в его рассуждениях практические рекомендации или инструкции по выживанию.

Евангелист Лука был врачом. По-своему лечит Лука в пьесе – отношением к жизни, советом, словом, сочувствием, любовью.

Лука лечит, но не всех, а избирательно, тех, кому нужны слова. Его философия раскрывается в отношении к другим персонажам. Он сострадает жертвам жизни: Анне, Наташе, Насте. Учит, давая практические советы, Пепла, Актера. Понимающе, многозначно, часто без слов, объясняется с умным Бубновым. Умело уходит от ненужных объяснений.

Лука гибок, мягок. «Мяли много, оттого и мягок...» – произнес он в финале 1 акта.

Лука с его «ложью» симпатичен Сатину. «Дубье... молчать о старике!.. Старик – не шарлатан!.. Он врал... но – это из жалости к вам, черт вас возьми!» И все-таки «ложь» Луки его не устраивает. «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!»

Таким образом, отвергая «правду» Бубнова, Горький не отрицает ни «правды» Сатина, ни «правды» Луки. По существу, он выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту».

2. Особенности гуманизма Горького.

Проблема Человека в пьесе Горького «На дне» (индивидуальное сообщение).

Свою правду о человеке и преодолении тупика Горький вложил в уста Актера, Луки и Сатина.

В начале пьесы, предаваясь театральным воспоминаниям, Актер самозабвенно высказался о чуде таланта – игре перевоплощения человека в героя. Откликаясь на слова Сатина о прочитанных книгах, образованности, он разделил образование и талант: «Образование – чепуха, главное – талант»; «Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу...»

Известно, что Горький преклонялся перед знанием, образованием, книгой, но еще выше ценил талант. Через Актера он полемически, максималистски заострил и полярно развел две грани духа: образование как сумму знаний и живое знание – «систему мысли».

В монологах Сатина идеи горьковских размышлений о человеке находят подтверждение.

Человек – «он – все. Он создал даже Бога»; «человек – вместилище Бога живого»; «Вера в силы мысли... это вера человека в себя самого». Так в письмах Горького. А так – в пьесе: «Человек может верить и не верить... это его дело! Человек свободен... он за все платит сам... Человек – вот правда! Что такое человек... это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном... В одном – все начала и концы... Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!»

О таланте и вере в себя первым сказал Актер. Сатин все обобщил. В чем же роль Луки ? Он несет дорогие для Горького идеи преображения и усовершенствования жизни ценою творческих усилий человека.

«И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее... и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше... упрямые!» – откровенничает старец в первом акте, имея в виду общие устремления всех к лучшей жизни.

Тогда же в 1902 году Горький делился с В. Вересаевым своими наблюдениями и настроениями: «Все растет и ширится жизнедеятельное настроение, все более заметно бодрости и веры в людях, и – хорошо живется на земле – ей-богу!» Одни слова, одни мысли, даже интонации одни в пьесе и письме.

В четвертом акте Сатин вспомнил и воспроизвел ответ Луки на свой вопрос «Зачем живут люди?»: «А – для лучшего-то люди и живут... По сту лет... а может, и больше – для лучшего человека живут!.. Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... Неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может...» И уже сам, продолжая говорить о человеке, изрек, повторяя Луку: «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» Сатин повторил Луку, говоря об уважении, не согласился с ним, говоря о жалости, но важнее другое – идея «лучшего человека».

Высказывания трех персонажей сходны, и, взаимоусиливаясь, они работают на проблему торжества Человека.

В одном из писем Горького мы читаем: «Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность – вместе с ним тоже будет развиваться... из века в век. Верю в бесконечность жизни...» Опять Лука, Сатин, Горький – об одном.

3. Каково значение 4-го акта пьесы Горького?

В этом акте – прежняя обстановка, но начинается «брожение» ранее сонной мысли босяков.

Это началось еще со сцены смерти Анны.

Лука произносит над умирающей женщиной: «Иисусе Христе многомилостивый! Дух новопреставленной рабы твоей Анны с миром прими...» Но последними словами Анны были слова о жизни : «Ну... еще немножко... пожить бы... немножко! Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!»

– Как расценивать эти слова Анны – как победу Луки или как его поражение? Горький не дает однозначного ответа, комментировать эту фразу возможно по-разному. Ясно одно:

Анна впервые заговорила о жизни позитивно благодаря Луке.

В последнем акте происходит странное, до конца неосознанное сближение «горькой братии». В 4-м акте Клещ починил-таки гармонику Алешки, испробовав лады, зазвучала уже знакомая тюремная песня. И этот финал воспринимается двояко. Можно так: нельзя уйти со дна – «Солнце всходит и заходит... а в тюрьме моей темно!» Можно иначе: ценою смерти человек оборвал песню трагической безысходности…

Самоубийство Актера прервало песню.

Что же мешает ночлежникам изменить свою жизнь к лучшему? Роковая ошибка Наташи – в неверии людям, Пеплу («не верю я как-то... никаким словам»), надеющемуся вдвоем изменить судьбу.

«Оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня... Назови ты... Наташа, ну?»

Ее ответ – убежденный, выношенный: «Идти некуда... я знаю... думала... Только вот не верю я никому».

Одно слово веры в человека могло изменить жизнь обоих, но оно не прозвучало.

Не поверил в себя и Актер, для которого творчество – смысл жизни, призвание. Весть о смерти Актера пришла после известных монологов Сатина, контрастно оттенив их: вот не справился, не сыграл, а ведь мог, не поверил в себя.

Все персонажи пьесы пребывают в зоне действия на первый взгляд абстрактных Добра и Зла, но становящихся вполне конкретными, когда речь заходит о судьбе, мироощущениях, отношениях с жизнью каждого из действующих лиц. И связывают людей с добром и злом их мысли, слова и дела. Они прямо или косвенно влияют на жизнь. Жизнь – путь выбора своего направления между добром и злом. В пьесе Горький исследовал человека и проверил его возможности. Пьеса лишена утопического оптимизма, как и другой крайности – неверия в человека. Но один вывод бесспорен: «Талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, свою силу...»

III. Афористичность языка пьесы Горького.

Учитель. Одной из характерных особенностей горьковского творчества является афористичность. Она свойственна как авторской речи, так и речи персонажей, которая всегда резко индивидуальна. Многие афоризмы пьесы «На дне», подобно афоризмам «Песен» о Соколе и Буревестнике, стали крылатыми. Вспомним некоторые из них.

– Каким персонажам пьесы принадлежат следующие афоризмы, присловья, поговорки?

a) Шум – смерти не помеха.

б) Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье.

в) Жди от волка толка.

г) Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.

д) Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все – прыгают.

е) Старику где тепло, там и родина.

ж) Все хотят порядка, да разума нехватка.

з) Не любо – не слушай, а врать не мешай.

(Бубнов – а, б, ж; Лука – д, е; Сатин – г, Барон – з, Пепел – в.)

– Какова роль афористических высказываний персонажей в речевом строе пьесы?

Наибольшую значимость афористические суждения получают в речи главных «идеологов» пьесы – Луки и Бубнова, героев, позиции которых обозначены предельно ясно. Философский спор, в котором каждый из героев пьесы занимает свою позицию, поддерживается общей народной мудростью, выраженной в пословицах и поговорках.

IV. Творческая работа.

Напишите рассуждения, выразив свое отношение к прочитанному произведению. (Ответ на один вопрос по выбору.)

– В чем смысл спора Луки и Сатина?

– Чьей стороны придерживаетесь в споре «о правде»?

– Какие проблемы, поднятые М. Горьким в пьесе «На дне», не оставили вас равнодушными?

При подготовке ответа обратите внимание на речь персонажей, на то, как она помогает раскрыть идею произведения.

Домашнее задание.

Выберите эпизод для анализа (устного). Это будет тема вашего будущего сочинения.

1. Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из 3-го акта пьесы Горького.)

2. Спор ночлежников о человеке (Анализ диалога в начале 3-го действия пьесы «На дне».)

3. В чем смысл финала пьесы Горького «На дне»?

4. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из 1-го акта пьесы.)


ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

Проблематика пьесы «На дне» и ее связь с общест-венной жизнью 90-х годов.

Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне».

Правда «голого человека».

Правда Луки и правда Сатина в пьесе М. Горького «На дне».

Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе М. Горького «На дне».

«Правда богосвободного человека!» (по пьесе «На дне»).

Две правды (по пьесе «На дне»).

Идейно-нравственный идеал М. Горького (по пьесе «На дне»).

Лука блуждающий персонаж.

Проблема гуманизма в произведениях М. Горького.

Клещ и Актер.

Сатин и Барон бывшие интеллигентные люди.

Драматургическое мастерство М. Горького.

Проблема новаторства в пьесе М. Горького «На дне»,

В чем современность пьесы М. Горького «На дне».

Человек в творчестве М. Горького.

Проблема гуманизма в творчестве М. Горького.

Особенности драматургии М. Горького.

В основе пьесы Максима Горького «На дне» — спор о человеке и его возможностях. Герои пьесы — люди, оказавшиеся на самом «дне» жизни. Что мо-жет помочь человеку? Может ли его вообще что-ли-бо спасти? В ведущемся в пьесе споре о человеке особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина.

Лука самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произве-дения: «Что лучше: истина или сострадание? Нуж-но ли доводить сострадание до того, чтобы пользо-ваться ложью, как Лука?»

Лука

Л у к а. Мне — все равно! Я и жуликов ува-жаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают... так-то. Где тут, ми-лая, приспособиться мне?

Л у к а. Все мы на земле странники... Гово-рят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница.

Л у к а. Мяли много, оттого и мягок... (Смеет-ся дребезжащим смехом.)

Л у к а. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом — вся душа...

Л у к а. Ну, чего? Ты... лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... что-бы, значит, даром их лечить... Признали, ви-дишь, что пьяница — тоже человек... и даже — рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, ва-ляй! Иди...

Л у к а. Это ничего! Это - перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты - надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться - нечего!

Л у к а. А хорошая сторона - Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике!

Л у к а. Чего там понимать? Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня - добрый, завтра - злой… А коли девка эта за душу тебя задела всурьез… уйди с ней отсюда, и кончено… А то - один иди… Ты - молодой, успеешь бабой обзавестись.

Л у к а. Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где им… куда нам - мертвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!

Л у к а. Добрый, говоришь? Ну… и ладно, коли так… да!

За красной стеной тихо звучит гармоника и песня

Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу - вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!

Сатин

С а т и н. Так... Надоели мне, брат, все челове-ческие слова... все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...

С а т и н. Был... (Усмехаясь.) Есть очень хоро-шие книги... и множество любопытных слов... Я был образованным человеком... знаешь?

С а т и н. Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются... Работа? Сде-лай так, чтоб работа была мне приятна, — я, мо-жет быть, буду работать... да. Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! (Актеру.) Ты, Сарданапал! Идем...

С а т и н. Брось! Люди не стыдятся того, что те-бе хуже собаки живется... Подумай — ты не ста-нешь работать, я — не стану... еще сотни... тыся-чи, все! — понимаешь? все бросают работать! Ни-кто, ничего не хочет делать — что тогда будет?

С а т и н (смеясь). И вообще... для многих был... как мякиш для беззубых...

С а т и н. Какая польза тебе, если я тебя по-жалею?..

С а т и н (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже!.. Ты — ни-чего не понимаешь... и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот Правда! Он это понимал… вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи… Я - понимаю старика… да! Он врал… но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я - знаю! Я - читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я - знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!

С а т и н. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но - еще кое-что знаю! Старик? Он - умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем за его здоровье! Наливай…

Настя наливает стакан пива и дает Сатину.

(Усмехаясь.) Старик живет из себя… он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! Зачем живут люди?»… (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А - для чего лучшего люди-то живут, милачок! Вот, вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, - всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя про-живает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше — для лучшего человека живут!»

С а т и н. Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек — сво-боден... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Маго-мет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала я концы... Всё — в человеке, всё — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Вы-пьем за человека, Барон! (Встает..) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, лю-ди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне — «Мерза-вец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда прези-рал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сы-тости!..

С а т и н (негромко). Эх„, испортил песню... дур-рак!

Бубнов

Б у б н о в. Слыхал... сто раз! Ну и был... эка важность!.. Я вот — скорняк был... свое заведение имел... Руки у меня были такие желтые — от кра-ски: меха подкрашивал я, — такие, брат, руки были желтые — по локоть! Я уж думал, что до са-мой смерти не отмою... так с грязными руками и помру... А теперь вот они, руки... просто гряз-ные... да!

Б у б н о в. На что совесть? Я — не богатый...

Б у б н о в. А кто пьян да умен — два угодья нем...

Б у б н о в. Что было — было, а остались — од-ни пустяки... Здесь господ нету... все слиняло, один голый человек остался...

Б у б н о в (спокойно). Ты везде лишняя... да и все люди на земле — лишние...

Б у б н о в. Мм-да!.. А я вот... не умею врать! За-чем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?

До вынужденного ухода Луки самочувствие ноч-лежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Это, в первую очередь. Актер и Пепел. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием.

Актер

А к т е р. (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью.) Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)

А к т е р (сидит, обняв руками колени). Обра-зование — чепуха, главное — талант. Я знал ар-тиста... он читал роли по складам, но мог играть героев так, что... театр трещал и шатался от вос-торга публики...

А к т е р. Идем, Навухудоноссор! Напьюсь — как... сорок тысяч пьяниц...

А к т е р. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хоро-шая память... А теперь вот... кончено, брат! Все кончено для меня! Я всегда читал это стихотворе-ние с большим успехом... гром аплодисментов! Ты... не знаешь, что такое аплодисменты... это, брат, как... водка!.. Бывало, выйду, встану вот так... (Становится в позу.) Встану... и... (Мол-чит.) Ничего не помню... ни слова... не помню! Любимое стихотворение... плохо это, старик?

А к т е р (останавливается, не затворяя две-ри, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит). Старик, эй! Ты где? Я — вспомнил... слушай. (Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.)

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

А к т е р. Искать город... лечиться... Ты - то-же уходи... Офелия... иди в монастырь... Понима-ешь — есть лечебница для организмов... для пья-ниц... Превосходная лечебница... Мрамор... мра-морный пол! Свет... чистота, пища... всё — даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь я... снова буду... Я на пути к возрожденью... как ска-зал король... Лир! Наташа... по сцене мое имя Сверчков-Заволжский... никто этого не знает, ни-кто! Нет у меня здесь имени... Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички...

Пепел

П е п е л. Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна, да! А Клещ ругает нас: нет, гово-рит, у нас совести...

П е п е л. А скушно... чего это скушно мне бы-вает? Живешь-живешь —- все хорошо! И вдруг — точно озябнешь: сделается скушно...

П е п е л. Тебе, дед, изволь, — уважу! Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо... сказки говоришь приятно! Ври, ничего... мало, брат, приятного на свете!

П е п е л. Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал... Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын...

П е п е л. Я сказал — брошу воровство! Ёй-бо-гу — брошу! Коли сказал — сделаю! Я — грамот-ный... буду работать... Вот он говорит — в Сибирь-то по своей воле надо идти... Едем туда, ну?.. Ты думаешь — моя жизнь не претит мне? Эх, Ната-ша! Я.знаю... вижу!.. Я утешаю себя тем, что Дру-гие побольше моего воруют, да в чести живут... только это мне не помогает! Это... не то! Я — не каюсь... в совесть я не верю... Но — я одно чувст-вую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...

В пьесе нет однозначного ответа на вопрос: что лучше — истина или сострадание? Горький выра-жает и уверенность, что только истина в состоянии спасти человечество, и понимание значимости со-страдания в жизни людей.


Ключевые теги: ,

СОДЕРЖАНИЕ: Три правды в пьесе "На Дне" Автор: Горький М. В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов - трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.

Три правды в пьесе "На Дне"

В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов - трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.

Первая правда - правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле - лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда - жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

Правда Луки - правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. « Все ищут люди, все хотят - как лучше, дай им, Господи, терпенья!» - искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет - найдет… Помогать только надо им…» Лука несет людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать… »

Третья правда - правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и состра-дании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» - спрашивает он Клеща.. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит - гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, - о человеко боге.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому - и одновременно момент столкновения разных правд - монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек - тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ - сомнителен, а если отрицательный - то как же быть с тем, что «существует только человек? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, - не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого - это ведь тоже правда.

«Три правды в пьесе М Горького «На дне»

Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения и технологии РКМЧП;

Цели:

Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде, выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука), правды веры в человека (Сатин); создать проблемную ситуацию, пробудить обучающихся к высказыванию собственного мнения о жизненных принципах Луки, Бубнова, Сатина.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения по отношению к такому понятию как « правда», создать ситуации, которые помогут понять, что из каждого положения есть выход.

Развивающая – формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей обучающихся.

Ход урока:

Наш урок я хочу начать стихами. Послушайте, пожалуйста.

Туман ли? Дымка? Дым ли от костров?…
Зловещий мир непознанной эпохи…
А был ли правда этот мир таков,
Иль страшен нам, поскольку знаем плохо?..

Мы по спирали времени скользнём
В те времена, где нас не может быть…

Представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве без денег, без друзей, без родственников, без сотовых телефонов. Вы переместились в начало века. Как вы попытались бы наладить свою жизнь или изменить ситуацию, в которой вы оказались? Попытаетесь вы наладить свою жизнь или сразу же опустились на «дно»?

Герои пьесы, которую мы изучаем, сопротивляться перестали, она опустились на «дно жизни».

Тема нашего урока: «Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Какие вопросы мы будем рассматривать?

(Предполагаемые ответы: Что такое правда? Какой может быть правда? Почему три правды? Какие мысли о правде высказывают герои? Кто из героев задумывается над этим вопросом?

Обобщение учителя: У каждого героя – своя правда. А мы с вами попытаемся выяснить позиции героев, разобраться в них, понять суть спора, возникшего между персонажами и решить, чья правда ближе нам, современным читателям.

Литературная разминка.

Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания литературного произведения. Предлагаю вам литературную разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из героев она принадлежит.

На что совесть? Я не богатый (Бубнов)

Любить живых надо, живых (Лука)

Когда труд – обязанность – жизнь рабство (Сатин)

Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! (Сатин)

Люди живут…как щепки по реке плывут…(Бубнов)

Все люби на земле лишние (Бубнов)

Христос всех жалел и нам велел (Лука)

Человека приласкать – никогда не вредно (Лука)

Чело-век! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!

Актуализация знаний. Вызов.

Вы продемонстрировали неплохое знание текста. Как вы думаете, почему вам были предложены реплики именно этих персонажей? (Лука, Сатин, Бубнов имеют своё представление о правде).

Как вы понимаете значение слова «правда»?

ПРАВДА, -ы, ж. 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет (посл.). 2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. Правда на твоей стороне. Счастье хорошо, а правда лучше (посл.). 3. То же, что (разговорное). Твоя правда (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет (посл.). 4. вводн. сл. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, правда, не знал этого.

Т.е. правда бывает частная, а бывает мировоззренческая

Итак, выясним правду Луки, Бубнова, Сатина.

«Правда Луки»

В произведении каждого талантливого писателя имя героя обязательно что-то значит. Обратимся к истокам имени Лука. Какие значения оно может иметь?

1) Восходит от имени апостола Луки.

2) Ассоциируется со словом «Лукавый», то есть хитрый.

3) «Луковка», пока до середины доберёшься, снимешь много «одёжек!

Как появляется Лука в пьесе? Какие первые слова он говорит? («Доброго здоровья, народ честной», он сразу объявляет свою позицию, говорит, что он ко всем хорошо относится, «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха».

Что говорит Лука об отношении к окружающим людям?

Рассмотрим, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки.

Как он относится к Анне? (Жалеет, говорит, что после смерти она обретёт покой, утешает, помогает, становится необходимым)

Что советует Актёру? (Найти город, в котором лечат от алкоголя, там чисто, пол мраморный, лечат бесплатно, «Человек всё может, лишь бы захотел»).

Как предлагает устроить жизнь Ваське Пеплу? (Уехать в Сибирь с Наташей. Сибирь – богатый край, там можно заработать, стать хозяином).

Как утешает Настю? (Настя мечтает о большой светлой любви, он говорит ей: «Во что веришь, то и есть»)

Как разговаривает с Медведевым? (Называет его «ундером», т. е. льстит, и тот попадается на его удочку).

Так как же Лука относится к обитателям ночлежки? (Хорошо, в каждом видит человека, открывает положительные черты характера, пытается помочь. Он в каждом умеет открыть хорошее и вселить надежду).

Прочитайте реплики, в которых отражается жизненная позиция Луки?

Как вы понимаете слова: «Во что веришь, то и есть?»

Ещё какие мысли Луки являются созвучными вашим мыслям?

Кому из героев нужна поддержка Луки? (Актёру, Насте, Наташе, Анне. Им важнее не правда, а слова утешения. Когда Актёр перестал верить в то, что он может излечиться от алкоголизма, он повесился.

Человек может добру научиться..очень просто,- говорит Лука. Какую историю он приводит в пример? (Случай на даче)

Как вы понимаете «историю» о праведной земле?

Итак, правда Луки утешительная, он обращается к остаткам человеческого в душах ночлежников, даёт им надежду.

- В чём правда Луки? (Любить и жалеть человека)

«Христос всех жалел и нам велел»

«Во что веришь, то и есть»

«Человек всё может – лишь захотел»

«Любить – живых надо, живых»

«Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил»

Кто из героев (Лука, Сатин или Бубнов показался вам наиболее мрачным персонажем?

Позиция какого персонажа противопоставлена позиции Луки?

«Правда Бубнова»

Кто это такой? (Картузник, 45 лет)

Чем он занимается? (примеряет на болванки для шапок старые, распоротые брюки, соображая, как кроить)

Что мы о нём знаем? (Был скорняком, подкрашивал меха, руки были жёлтые от краски, имел своё заведение, но потерял всё)

Как он себя ведёт? (Недоволен всем, презрительно обращается с окружающимися, смотрим угрюмо, говорит сонным голосом, ни во что святое не верит. Это наиболее мрачная фигура в тексте).

Найдите реплики, характеризующие его мировоззрение.

«Шум – смерти не помеха»

«На что совесть? Я – не богатый»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут..Строят дом, а щепки – прочь».

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты».

Когда умирает Анна, он говорит: «Кашлять перестала, значит». Как вы это оцените?

Как эти слова характеризуют его?

В чём правда Бубнова? (Бубнов видит лишь негативную сторону жизни, разрушает в людях остатки веры и надежды. Скептик, циник, он относится к жизни со злым пессимизмом).

Выразителем ещё одной жизненной правды становится Сатин.

«Правда Сатина»

Как этот персонаж появляется в пьесе?

Что мы понимаем из его первых слов?

(Появляется с рычанием. Его первые слова говорят о том, что он карточный шулер и пьяница)

Что мы узнали об этом человеке? (Когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Сатин любит произносить непонятные слова. Какие?

Органон – в переводе означает «орудие», «орган зрения», «разум».

Сикамбр – древнегерманское племя, означает «тёмный человек».

Сатин чувствует превосходство над другими ночлежниками.

Как он оказался в ночлежке? (Попал в тюрьму, так как заступился за честь сестры).

Как он относится к труду? («Сделай так, чтобы работа была мне приятна –я, может быть, буду работать… Когда труд – удовольствие – жизнь – хороша! Труд – обязанность, жизнь - рабство!

В чём видит правду жизни Сатин? (Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

«Ложь – религия рабов и хозяев»

«Человек свободен, он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…»

«Правда – бог свободного человека».

Как, по его мнению, надо относится к человеку? (Уважать. Не унижать жалостью Человек – это звучит гордо, считает Сатин).

- По мнению Сатина жалость унижает человека, уважение возвышает человека. Что важнее?

Сатин считает, что человека надо уважать.

Лука считает, что человека надо жалеть.

Обратимся к словарю

Жалеть

    Чувствовать жалость, сострадание;

    Неохотно расходовать, тратить;

    Чувствовать расположение к кому-либо, любить

Уважать

    Относиться с уважением;

    Любить

Что общего в их понимании? В чём разница?

Итак, у каждого из героев своя правда.

Лука – утешительная правда

Сатин – уважение к человеку, вера в человека

Бубнов – «циничная» правда

Итог. Чья правда ближе вам?

Синквейн

Выразите свое отношение к вашей работе на уроке.

    Тема – ваше имя

    2 прилаг – оценка вашей работы на уроке

    3 глаг. – описывающие действия объекта, т. е. как вы работали на уроке

    Фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к вашей работе на уроке

    Резюме – оценка

Сегодня мы убедились в том, что правда у каждого своя. Возможно, вы ещё не решили, каких жизненных позиций вы будете придерживаться в дальнейшем. Я надеюсь, что вы выберете правильный путь.

Сочинение по пьесе Максима Горького «На дне» по теме:

Три «правды» в пьесе М. Горького «На дне»

Название пьесы Максима Горького удивительно точно отражает её содержание. Герои произведения действительно находятся на самом дне жизни, причем не только в плане образа их существования (они живут в ночлежке, пьют, многие не имеют работы), но и в душевном аспекте: люди потеряли надежду и веру.

В пьесе есть три героя-идеолога с четко выраженными позициями в отношении правды. Сатин, первый из них, видит правду в человеке, человека в качестве самой правды. Он говорит: «Что такое – правда? Человек – вот правда! Ложь – религия рабов и хозяев … Правда — бог свободного человека!» По концепции Сатина люди живут для чего-то лучшего, а истина заключена в них самих. Человек свободен, он выше всего, его нужно уважать, а не унижать жалостью, несмотря на то что он вор или аферист.

Позиция второго героя, странника Луки, во многих вопросах схожа с позицией Сатина. Для него тоже важен человек, то, во что он верит. «Человек должен уважать себя, во что веришь, то и есть». Говорить, что Лука лжет, пожалуй, не совсем верно. Он дает героям надежду, веру, мечту, возвращает способность не сдаваться на пути к своей цели. Благодаря рассказам Луки даже Актер, несмотря все же на печальный финал, на какое-то время перестает пить и встает на путь исправления. Позицию Луки раскрывает и история «о праведной земле», которую он рассказывает в ночлежке. Мораль её в том, что не надо искать эту праведную землю на картах и глобусах, её надо искать в себе, она есть в каждом из нас.

Третья правда в пьесе — правда Бубнова. Его позиция — это правда факта, правда как отсутствие лжи. По его мнению, «люди все живут как щепки по реке плывут» — они не в силах что-то изменить, все люди рождены для смерти. «А я вот не умею врать. Зачем? По-моему, вали правду, как она есть! Что стесняться», — говорит Бубнов. «Как человека ни раскрашивай все сотрется», человек неизлечим и не стоит ему пытаться что-то в себе изменить, он полностью зависит от среды, из которой ему не выбраться- смысл убеждений Бубнова.

Сталкиваясь и взаимодействуя друг с другом, три правды удивительно органично показывают читателю внутренний мир ночлежки. В том раскрывается и позиция самого Горького, которая является резким противником позиции непротивления злу Толстого и смирения Достоевского. «Человек — это звучит гордо», — говорит Горький устами Сатина. Однако позиция автора сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Собственное мировоззрение М. Горького — это соединение утешительной правды Луки и правды — человека Сатина.

Пьеса «На дне» до сих пор есть в репертуарах многих театров, потому что она актуальна во все времена, её проблемы вечны, а взгляд Горького на человека как на того, кто «сам должен стать Богом, если Бог умер» привлекает зрителей своей решительностью и мощью.