Семик. Русский Семик — народный праздник, обряды, обычаи

У славян всегда было много праздников, связанных с природой. Праздник под названием Семик олицетворяет собой симбиоз христианства, народных примет, и древних традиций.

В 2016 году этот праздник будет отмечаться 16 июня. Он всегда попадает на четверг, поэтому его иногда называют Великим Четвергом. Этот праздник входит в состав так называемых Зеленых Святок, праздничного комплекса , начинающегося в конце мая и заканчивающегося в конце июня.

История праздника

Семик — это народный праздник, о котором не упоминается в церковных календарях. Несмотря на это он неразрывно связан волей народа с историей Иисуса Христа. Чтобы определить день, когда справлять Семик, нужно вспомнить весь пасхальный цикл празднований. На Пасху празднуется Воскресение Спасителя. Далее идет вознесение, когда произошел уход Иисуса из мира живых. Замыкающим праздником в этой череде является Троица, когда все верующие преклоняются перед силой триединства нашего Бога.

В соответствии с церковной традицией, в субботу перед Троицей положено поминать всех когда либо живших, умерших и ныне живущих христиан. Это величайшая родительская суббота в году, названная вселенской из-за того, что поминаются все сразу.

В древние времена, когда христианство еще сформировалось не до конца на территории нашей великой страны, народом был придуман праздник Семик, который во времена язычества называли русальным днем. В знак уважения новой религии, люди приурочили празднование Семика к четвергу перед каждой Троицей . В этот день поминают всех, кто умер неестественной смертью. Сюда можно отнести самоубийц, некрещеных детей, умерших от пьянства, утонувших, колдунов. Повелителями таких мертвых являлись русалки. Поэтому Семик называли русальным днем.

Этот день использовали и до сих пор используют для того, чтобы вспомнить близких людей, которые умерли в безверии и грехах. Раньше, когда на Руси была популярна казнь, этот день был очень важен для тех людей, чьих родных лишили жизни насильственно.

Традиции Семика 16 июня

Традиции Семика сильно отличаются от традиций Троицы , о которых мы писали ранее. Ознакомьтесь с ними, чтобы знать, как правильно праздновать один из величайших праздников для всех христиан.

  • Главная обрядная традиция — посещение кладбища, поминание усопших. Некоторые эксперты считают, что Семик изначально был создан для поминовения утопленников.
  • В этот день принято завивать венки и оставлять их дома, чтобы они отгоняли нечистую силу.
  • Считается, что в соответствии с традициями, 16 июня будет благоприятное время для посева ячменя.
  • По традиции наблюдали за погодой — если до субботы не будет дождя, жарко и ветрено, это означает, что мертвые недовольны.
  • В этот день обычно следят за своими детьми больше обыкновенного, потому что некоторые древние поверья утверждают, что ребенка могут похитить русалки. Они загадывают загадку. Обычно ребенок не отгадывает ее, и его забирают навсегда. Именно поэтому русалок отпугивали громкими песнями и гуляньями.
  • В этот день обычно не уединяются — в современной интерпретации женщины встречаются с подругами, чтобы пройтись по магазинам, а мужчины с друзьями ходят, например, на рыбалку.
  • Семик, по традиции, считается днем, когда в силу вступает летний период. От весны ничего не остается, потому что она окончательно покидает нас.
  • Обычно, примерно во время Семика открывается купальный сезон, хотя научного обоснования этой традиции нет. Так было положено на Руси, а именно в ее северных широтах.

Эти традиции являются отчасти языческими и не признаются церковью. Раньше, в средние века был найден компромисс, однако сейчас праздник воспринимается церковнослужителями негативно. Он противоречит канонам церкви, однако многие люди все равно поминают тех, кто умер не своей смертью, утратил веру перед смертью или жил в безверии всю свою жизнь. Есть неупокоенные души, которые никто не поминает, поэтому традиции Семика велят вспомнить об этих людях. Каждый из нас достоин светлой памяти, а этот праздник — единственный способ успокоить блуждающие по земле души умерших.

Пусть этот день принесет вам только счастье и заставит вас задуматься о том, что наша жизнь слишком коротка, чтобы отказываться от Бога и его милости. И народный праздник Семик наведет вас на праведные мысли.

Семик предшествует поминальной вселенской субботе и Троице, одному из 12 главных православных праздников . Воля Божья бесконечная, а сущность его милосердна, поэтому помолитесь за всех, кого нет рядом с нами в этот четверг, чтобы души их обрели спокойствие и свет. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.06.2016 06:12

Пасха является одним из самых любимых праздников для христиан. В Христово Воскресенье люди разговляются, едят куличи, христосуются, ...

В воскресенье 24 марта 2019 года в квалификации группового этапа Евро-2020 встретятся футбольные сборные России и Казахстана .

В текущем отборочном турнире это будет второй матч российской команды. Напомним, в первой встрече Россия встречалась с Бельгией, которой уступила со счетом 1:3.

Встреча Россия - Казахстан состоится 24 марта 2019 года в столице Республики Казахстан - городе Астане (который 20 марта буквально за пару часов был переименован в Нур-Султан по решению депутатов парламента). И как уж тут не вспомнить одну из шуток, посвященных переименованию города, и не сказать применительно к сборной России по футболу что она "Улетела в Астану, а прилетела в Нур-Султан". Официально город сменил название с 23 марта 2019 года, после подписания соответствующего Указа новым главой государства Касым-Жомартом Токаевым.

Проведен матч будет на стадионе "Астана Арена" ("Нур-Султан Арена"). Начало - в 17:00 по московскому времени (в 20:00 по местному времени).

То есть:
* Место проведения матча - Казахстан, г. Астана (г. Нур-Султан), "Астана Арена".
* Время начала трансляции - 17:00 мск.

Где смотреть в прямом эфире матч Россия - Казахстан:

В России прямую трансляцию футбольного поединка покажет федеральный телеканал "Матч!" . Передача, посвященная игре, начнется в 16:35 мск., сама прямая трансляция - в 17:00 мск.

В Казахстане прямой эфир игры сборных по футболу можно будет увидеть на канале "QAZAQSTAN" в 20:00 по местному времени.

18 марта в Крыму - это выходной или рабочий день:

Согласно указанным выше законам, на территории Республики Крым и г. Севастополь дата "18 марта" является нерабочим праздничным днем, дополнительным выходным .

То есть:
* 18 марта в Крыму и г. Севастополь - выходной день.

Если 18 марта совпадает с выходным днем (как, например, происходит в 2023 году), выходной переносится на ближайший рабочий день.

При совпадении праздничной даты с ежегодным оплачиваемым отпуском, 18 марта не входит в число календарных дней отпуска, а продлевает его.

Является ли 17 марта сокращенным рабочим днем:

Если календарная дата 17 марта приходится на рабочий день, то продолжительность работы в этот день сокращается на 1 час.

Данная норма установлена в 95-й статье Трудового кодекса РФ и распространяется на рабочие дни, предшествующие в том числе и региональным праздникам.

Международный женский день 8 марта является памятной датой ООН, а в состав организации входит 193 государства. Памятные даты, объявленные Генасамблеей, призваны стимулировать членов ООН проявлять повышенный интерес к указанным событиям. Однако, на данный момент не все государства-члены Организации объединенных наций утвердили празднование женского дня на своих территориях в указанную дату.

Ниже приводим список стран, в которых празднуют Международный женский день. Страны сгруппированы в группы: в ряде государств праздник является официальным нерабочим днем (выходным) для всех граждан, где-то на 8 марта отдыхают только женщины, а есть государства где 8 марта работают.

В каких странах праздник 8 марта - выходной день (для всех):

* В России - 8 марта является одним из самых любимых праздников, когда мужчины поздравляют всех без исключения женщин.

* В Украине - Международный женский день продолжает оставаться дополнительным выходным, несмотря на регулярные предложения исключить событие из числа нерабочих дней и заменить его, к примеру, на Шевченковский день, который будет отмечаться 9 марта.
* В Абхазии .
* В Азербайджане .
* В Алжире .
* В Анголе .
* В Армении .
* В Афганистане .
* В Беларуси .
* В Буркина-Фасо .
* Во Вьетнаме .
* В Гвинее-Бисау .
* В Грузии .
* В Замбии .
* В Казахстане .
* В Камбодже .
* В Кении .
* В Кыргызстане .
* В КНДР .
* На Кубе .
* В Лаосе .
* В Латвии .
* В Мадагаскаре .
* В Молдове .
* В Монголии .
* В Непале .
* В Таджикистане - с 2009-го года праздник был переименован в День матери.
* В Туркменистане .
* В Уганде .
* В Узбекистане .
* В Эритрее .
* В Южной Осетии .

Страны, в которых 8 марта - выходной день только для женщин:

Есть страны, в которых в Международный женский день освобождены от работы только женщины. Данное правило утверждено:

* В Китае .
* На Мадагаскаре .

Какие страны отмечают 8 марта, но это рабочий день:

В некоторых странах Международный женский день широко отмечается, однако является рабочим днем. Это:

* Австрия .
* Болгария .
* Босния и Герцеговина .
* Германия - в Берлине с 2019-го года 8 марта - это выходной день, в целом по стране - рабочий.
* Дания .
* Италия .
* Камерун .
* Румыния .
* Хорватия .
* Чили .
* Швейцария .

В каких странах 8 марта НЕ отмечают:

* В Бразилии - большинство жителей которой о "международном" празднике 8 марта даже и не слышали. Главным событием конца февраля - начала марта для бразильцев и бразильянок является вовсе не женский день, а крупнейший в мире по версии Книги рекордов Гиннеса Бразильский фестиваль, называемый также карнавалом в Рио-де-Жанейро. В честь фестиваля жители Бразилии отдыхают несколько дней подряд, с пятницы до полудня католической Пепельной среды, которая знаменует собой начало Великого поста (который у католиков имеет подвижную дату и начинается за 40 дней до католической Пасхи).

* В США - праздник не является официальным праздничным днем. В 1994 году попытка активистов утвердить празднование в Конгрессе не увенчалась успехом.

* В Чешской республике (Чехии) - большая часть населения страны рассматривает праздник как пережиток коммунистического прошлого и главный символ старого режима.

Троица и Семик.

Семик считается языческой основой праздника, приходящегося на седьмую неделю Пасхи. Предположительно, в древности он входил в единый весенний праздничный цикл, начинала который Масленица, и был его завершением. С принятием христианства языческий семик был приурочен к Троице, но продолжал древние обряды и верования.
Один из самых главных и ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица - воскресенье, 50-й день после Пасхи.
В народных обычаях празднование христианского праздника совместилось с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы. Перед днём Св. Троицы (всегда выпадающий на воскресенье) отмечался в четверг языческий праздник Семик. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.
Семик - седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой, девичьи гулянья, поминание умерших.
Деревни и села на этот небольшой период буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик.
Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
Для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забивая солода и хмеля; варится брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню. С пением:

Ио, ио, семик-тройца,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-тройца! -

идут в лес, где происходит пир».

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К. числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление. срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.

Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших. В дни Семика – Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах». В Семик – Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошел и в церковную практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками березы и букетиками цветов – зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм – как выражение радости и благодарности Богу.
Троицкие празднества включали в себя, как уже говорилось выше, и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню св. Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.

Семик в православии – это время после Пасхи на седьмой седмице в четверг. В этот день поминают усопших, умерших не своей смертью, а также не крещеных детей. Семик произошло от слова «семя». Родители, деды, прадеды – это и есть семя, от которого мы все и произошли на свет, как семена дают свои ростки и всходы на полях. Так как дата праздника постоянно меняется, наверное, многих интересует, какого числа Семик в 2018 году. В 2018 году по церковному календарю Семик будет 24 мая.

Зеленые святки или Семицкая неделя, Русалии, а также гряная неделя – время от седьмого четверга недели седьмой после Пасхи до вторника Троицкой недели. В других местах эти сроки могут длиться до дня Ивана Купалы, до седьмого июля.

Начинаются Зеленые святки за три дня до Троицы, в Семик (седьмой четверг), и Семицкая неделя завершает весенне-летний период, который открывался Масленицей.

Масленица и Семик стоят по краям периода: одна в начале, другой – в конце. Как два верстовых столба, начало и конец, которые сошлись, закольцевались и замкнули круг жизни.

Родственность праздников отражается во многих песнях, поговорках и пословицах:«Собирайтесь-ко, не обрящем ли, где честну Масленицу, Семикову родню, да племянницу», «Честь ей и хвала, что она (Масляна) Семика в гости звала», «Звал-позвал честной Семик широку Масленицу к себе в гости на двор».

Оба праздника имеют много сходного, являясь отражением перехода из одного времени к другому, оба завершают одно и открывают другое, тот и другой – граница: Масленица провожает зиму, Семик — весну. Масленица встречает весну, Семик – лето.

Символы

У Зеленых святок есть свое священное дерево – береза, как есть оно у Рождественских святок – ель, и у Вербного воскресения – верба.

Березу как священный символ Зеленых святок специально готовили к этому дню: ее срубали, украшали лентами, тряпочками, бусами, ставили среди деревни или носили по дворам, собирая деньги, яйца, муку. Это было такое же действие, как в рождество колядование.

Русский Семик — аналог западноевропейского праздника «май» со священным деревом в центре. Его тоже наряжали, но готовили по-другому: срубали все нижние ветки, оставляя несколько верхних и крепили к стволу украшенный венок, символ круговорота. Вокруг «мая» тоже пели, танцевали и веселились, как и вокруг березы в России, как и вокруг елки в Рождество.

Наряженная в течение нескольких дней березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно - благополучию людей.

Основные ритуалы на Семик

Основными составляюшими празднеств Семика — Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание умерших. Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших.

В дни Семика — Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах» .

В Семик — Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошел и в церковную практику.

В день Троицы внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками березы и букетиками цветов — зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм — как выражение радости и благодарности Богу.

Традиции и обряды на Семик

Во время Зелёных Святок было принято приносить домой ветки берёзы (ветви этого дерева, особенно использованные в обрядах, считались у славян мощным оберегом) и цветы, украшать всё зеленью. В своей книге «Сакральное Руси» Юрий Петрович Миролюбов, один из известных исследователей славянской Традиции, так описывает этот обычай: «На юге России праздновали Зелёные Святки с клечевом в домах, с зелёной травой на полях, цветами на столах и окнах. К обеду подавали ягненка на блюде с зелёной травой. В церковь шли ста­рики с зелёной веткой, женщины и молодежь с цветами в руках. Полы в церкви тоже были усыпаны свежей травой, а образы украшены зелёными ветками. Целый день шел праздник, танцы, игры в венках из весенних цветов и зелени».Большая часть этих растений в конце Святок ритуально уничтожалась (сжигалась, сплавлялась по воде, забрасывалась на деревья). Засохшие остатки зелени служили оберегом: Предки верили, что они защищают от злых сил, молнии, пожара. Их же использовали в лечебных и гадательных целях, а также – для обеспечения плодородия.

В древности русалии были очень многолюдным и красочным святоднём (праздником), насыщенным разнообразными обрядовыми действами и игрищами. Обязательными атрибутами Зелёных Святок были гудьба (музыка), ряжение, пляски… Со временем, праздник видоизменился, что-то было утрачено, но, тем не менее, основа его сохранилась до наших дней.

Русальская обрядность состоит из двух основных частей: чествование берёз и русалок и поминовение усопших. Ниже приводится описание этих обрядовых комплексов.

Завивание венков

В начале Святок (в Семик) девушки «завивают венки» обрядовой берёзке. Прежде всего, вокруг дерева очерчивается обережный круг (очень часто его заменяет девичий хоровод, поющий обрядовые песни). Затем на берёзе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви (не ломая их!). Эти кольца называются венками.

«Вью, вью я венок,

— Завивайся, берёзонька.

Вью, вью я венок,

— Завивайся, кудрявая».

Иногда такой венок заменяется связыванием в виде арки двух вершин соседних берёз. Сквозь кольца девушки кумятся (более подробно об этом будет рассказано далее). Через несколько дней (чаще всего это происходило на Троицу – через несколько дней после Семика) венки обязательно развиваются.

Согласно народным поверьям, русалки весной выходят из рек и качаются на кольцах из берёзовых ветвей. Люди же стараются задобрить водяных духов, принося им требы

«На гряной неделе русалки сидели,

— Рано, рано.

Сидели русалки на кривой берёзе,

— Рано, рано.

На кривой берёзке, на прямой дорожке,

— Рано, рано.

Просили русалки и хлеба и соли,

— Рано, рано.

И хлеба, и соли, и горькой цибули,

Рано, рано».

Кормление дерева

Совершается кормление дерева – под ним оставляют различную еду (основное обрядовое блюдо — яичница), приготовленную в ссыпку – то есть из продуктов, собранных со всех участниц обряда. Часто девушки сами едят под деревом (что может пониматься как совместная с деревом трапеза).

«Ты радуйся, белая берёза:

К цебе идуць

Дзевки красные,

Цебе несуць

Яешни смашные,

Горелку горькую,

Скрыпку звонкую»
Ряжение
Берёзу украшают лентами и платками, иногда – полностью обряжают в женскую одежду. В то же время участницы обряда надевают венки из берёзовых ветвей и другой зелени и рядятся сами. Чаще всего изображали представителей других половозрастных групп: – в замужних женщин или мужчин, иногда – животных, чертей и русалок. Ряжение – сложный обряд, имеющий множество смыслов: берёзовые венки служат для уподобления девушек берёзе, переодевание в одежду противоположного пола и ношение личин (масок) некоторых животных – для обеспечения плодородия, ряженые, изображающие различных духов, являются, по сути дела, их представителями. Кроме того, ряжение (согласно народным представлениям) служит способом защиты от возможного вреда со стороны обитателей Иного Мира.

«- Мы покумимся, кумушка,

Вью, вью я венок,

— Поцелуемся, голубушка.

Вью, вью я венок»

По мнению Д.К. Зеленина, смысл обряда кумления первоначально состоял в заключении союза с духом дерева. Русские называют берёзку после завивания венков «кумой», а в одной из белорусских обрядовых песен прямо говорится: «покумилася, поголубилася с белой берёзонькой». В более поздние времена, в результате переосмысления первоначального обычая, союз заключался с русалками (цели такого кумовства – задобрить русалок и узнать от них своё будущее: с этим связаны семицкие гадания на венках), а потом – со своими же девушками (или даже с парнями). Именно последняя форма дожила до наших дней.

Раскумление

Через несколько дней происходит раскумление – развивание венков и прекращение союза. Идея прекращения союза, согласно Зеленину, возникает в тот период времени, когда «кумились» не с берёзой, а с русалками. Дело в том, что, по народным поверьям, русалки весной выходят из рек ненадолго, а пребывание их на суше сверх положенного срока – вредно (русалки топчут посевы). Обряд раскумления – один из способов напомнить водяным духам, что им пора вернуться домой.

Срубание берёзы

Обрядовую берёзку срубают (иногда – выкапывают с корнем) и несут в селение. Там обычно вносят её во все дома, после – обходят с ней вокруг селения и бросают в реку или (что случается реже) на засеянное поле. Брошенная в воду, берёза должна передать ей свою целебную силу, а оставленная на поле – способствовать его плодородию. Кроме того, считалось, что потопление обрядовой берёзки в реке обеспечивает достаточное количество влаги на всё лето.

«Завили веночки,

Завили зелёные

На годы добрые,

На жито густое,

На ячмень колосистый,

На ячмень ресистый,

На гречиху черную,

На капусту белую»

Ритуальный же обход селения, предположительно, носит обережный характер.

Проводы русалок

Для того чтобы способствовать уходу русалок обратно в реки, после раскумления совершаются обряды «проводов» и даже «похорон» русалки (проводящиеся обычно через неделю после Троицы). Разновидностей таких обрядов существует великое множество (народная фантазия, как известно, богата). Вот, для примера, один из обрядов:

«(делали куклу, наряжали её в белое)…клали на носилки. Одна из девушек изображала попа, у которого в руках было кидало — стоптанный, старый лапоть, свечи — стебли тростника. Процессия приходила на ржаное поле, и здесь куклу раздевали. Фигуру «русалки» и палки от носилок бросали в лог у ржаного поля. Делалось это для того, по словам сказочницы, чтобы лучше рос хлеб».

Поминовение усопших

Особое место на Зелёных Святках занимает поминовение заложных покойников. В народной Традиции так называют людей, умерших до срока: убитых, самоубийц, погибших от несчастного случая, а также – ушедших из жизни в молодом возрасте, проклятых родителями и общавшихся с нечистой силой (колдунов и ведьм). «Заложные» считаются склонными вредить людям, в том числе – насылать разного рода стихийные бедствия (заморозки, засуху и т.д.). Кстати говоря, во время русалий (а также – при засухе) было принято лить воду на могилы утопленников и опойцев – считалось, что это помогает предотвратить (или же – прекратить) бедствие. «Заложных» поминают отдельно от умерших своей смертью, в срок, «чистых» покойников. Обряд этот может проводиться в любое время, но специальным днём для поминовения этого разряда умерших является Семик.

И, в завершение рассказа о Русалиях, ещё несколько описаний ритуалов, в старину проводившихся в это время:

Хождение в жито

Этот обряд совершался в начале либо в конце Святок: девушки и женщины отправлялись в поля, смотреть посевы. После обхода они разводили костёр и устраивали пирушку около него. После еды ложки (и яичную скорлупу) подбрасывали вверх со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется»; а затем кувыркались по земле с криками: «Рожь к овину, а трава к лесу!».

Похороны Костромы

Изготовленную из соломы (или из других материалов: прутьев, травы) куклу «Костромы» после исполнения особой обрядовой песни (иногда – связанной с процессом обработки льна и ткачества) сжигали, топили или же разрывали в клочья и размётывали по полю. Делалось это в конце Зелёных Святок. Большинство исследователей считает Кострому сезонной (исчезающей и возвращающейся, а иначе – умирающей и воскресающей) Богиней растительности, плодородия, весны. Имя её происходит от слова «костра», обозначающего «остатки культурных растений после их обработки», «жёсткие части растений», «непригодные для употребления растения и их части» — прямое указание на материалы, из которых изготовляют куклу. В обряде похорон «Костромы» видят также и отголосок человеческого жертвоприношения (скорее всего – этой же Богине). Следует отметить, что в Саратовской области зафиксирован случай исполнения обрядовой песни о Костроме во время «проводов русалки», также «Костромушкой» иногда называли чучело «коня-русалки». Предположительно, это – следствие слияния двух разных ритуалов, произошедшего после того, как был забыт смысл обряда «похорон Костромы».

Обережные обряды

В ночь на Троицу девицы и женщины опахивали деревню, создавая таким образом обережный круг для защиты от нечисти. В этот же день на западе Руси творили «венчание скота»: пастух приносил в дом два венка, один из которых вешал на рога корове, а второй – надевал на хозяйку, совершая при этом магические действия.

Брачно-эротические обряды и игры

Очень важное место в обрядах и играх Зелёных Святок занимали темы любви и брака. В это время девушки гадали о замужестве, для приближения сватовства совершали различные магические действия (например – проводили борозду от своего дома к дому юноши). Молодёжь обоего полу много времени проводила вместе: устраивали совместные пирушки и ночёвки в лесу, пели песни эротического содержания, били друг друга крапивой, вместе купались (что в другое время считалось неприличным). Играли в «свадьбу», совершая шуточный свадебный обряд над выбранными «женихом» и «невестой» (иногда их роль выполняли чучела, именовавшиеся «Семик» и «Семичиха», «Русалка» и «Русалим», «Кукушка» и «Кукун»). Своей высшей точки такие увеселения достигали в купальскую ночь.

К семицким песням можно отнести такую:

Вью, лелю! завью я зеленый венок,
Заломаю я березу, совью я зеленый венок
На свою буйную головушку;
Опущу я зеленый венок,
Я по Волге, по реченьке,
На родимую сторонушку,
Ко родителю, ко матушке.
Взбунтовались ветры, вихори,
Раскачали легку лодочку
На родимую сторонушку,
Ко родителю, ко матушке,
К его красному окошечку.
Выходила моя матушка
На свое красное крылечушко,
Смотрела на легкую лодочку!
Легка лодочка расколыхалася,
Всплыл тут зеленой венок:
Получила матушка
С быстрой речки зеленой венок;
По луча, она призадумалась,
Призадумавшись, слезно плакала:
Не моя воля, а чада милова!
Не ея ли зеленой венок
Подплывал к моему окошечку?
Не мое ли чадо милое во тоске живет,
Во тоске живет, или во гуляньице
С своими милыми подружками?

При завивании венков обычно пели песню о том, как красная девица сидит в белом шатре под зеленою липой, вьет венок из цветов, украшая его дорогим яхонтом, и говорит со вздохом: «Жому этот венок носить? Неужели старому? Нет! Старый не будет носить! Старый не отрада, не защита моей молодости: пусть же носит его мой милый друг!»
Приметы

Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.

Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника.

Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.

Заговоры на Зеленые святки

  • В эти дни вьют венки, приговаривая: «Вью, вью колечко для…» На каждый венок приговор меняется. Если венок делается для отца, то говорят: «Вью, вью колечко для батюшки», если для подруги - «вью, вью, колечко для…», далее называют имя подруги. В основном гадают на замужество или на больных людей. Когда венки сплетены, их вешают на березу. Седьмого июня - в праздник Троицы нужно посмотреть, как выглядит венок. Если завял - это очень плохой знак, особенно для больного или для гаданий на замужество.
  • Перед сном на подушку сыплют зерна и говорят: «Купец богатый, приходи, хлеба мне напеки». Так призывают богатого жениха в дом.
  • Чтобы погадать на будущее, нужно пойти к речке, низко поклониться ей и зачерпнуть со дна горсть камушков. Белые камушки предвещают радость, черные - неудачи, пестрые - перемены. Камушки в форме собаки - друга, в форме кошки - врага. Эти камушки приносят домой и кладут под подушку: тогда ночью приснится будущее.

Cемик, Четверток. Четверг на седьмой неделе после Пасхи, за три дня до Троицы. Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей. Семик открывает троицко-семицкий празднично-обрядовый цикл. В народном сознании он знаменовал собой переходный период от весны к лету, характеризующийся в природе зеленением растений. Семик знаменовал прощание с весной и встречу лета. В некоторых местностях с Семиком связывался посев ячменя.

Семицкие аграрные обряды и ритуальные действия – обходы полей, гуляние и трапезы девушек и молодых женщин на поле, величание ржи, «вождение колоска», качание молодежи на качелях, исполнение круговых игр с мотивами сеяния, роста, созревания мака, льна, проса – были направлены на стимуляцию роста посевов. Девушки и молодухи, не имеющие детей, устраивали в Семик обряд кумления, направленный на получение ими продуцирующей силы, необходимой для деторождения. Участие девушек-подростков в семицких девичьих гуляниях, кумлении, хороводах закрепляло за ними статус достигших брачного возраста.
В этот день деревенские девушки, собравшись гурьбой, направлялись в рощи, леса или на берега озер, и рек и устраивали игры, пляски, пели песни, завивали венки. Затем их бросали в воду и по тому, что происходило с венком в воде, гадали о своей судьбе.

Другой важнейшей составной частью семицких обрядов было почитание мертвых, их поминовение и чествование. Считалось, что от благорасположения духов предков зависит хозяйственное и личное благополучие: урожай, приплод скота, здоровье и жизнь людей. Посещали могилы умерших, обметали их зеленью, украшали березовыми ветками и цветами.
Семик являлся единственным в году днем поминовения заложных покойников – самоубийц, опоиц, умерших без покаяния, проклятых родителями, казненных преступников, колдунов. На кладбищах и местах массовых погребений служили вселенскую панихиду. На могилы заложных покойников приносили ритуальную пищу: крашенные яйца, вино, блины и булки, испеченные из муки, собранной «по завету» по всем домам селения. Прямо на кладбище после поминовения также раздавали нуждающимся милостыню.

Семик считался одним из лучших, веселых летних праздников: каждая изба украшалась березками, пол посыпался свежескошенной травой. Молодые девушки срубали в лесу молодую березку, украшали ее лентами и цветами, приносили на место гуляний и под семицкой березкой устраивали веселый пир, пели обрядовые песни, водили хороводы. Березовыми (или кленовыми) ветками и цветами девушки украшали и себя. Это называлось заламыванием или завиванием березки.
В этих обрядах отчетливо виден отголосок дохристианских верований. Семицкие обряды – с традиционной березкой и зеленью в центре их, видимо, ставили целью восхвалить духов растительности и задобрить их.
С принятием христианства функции Семика в значительной степени перешли на Троицу, обрядность которой впитала в себя множество языческих ритуалов.

Другие популярные православные праздники: