Что делать, если избил муж, куда обращаться. Как жены на руси наказывали мужей за избиение

Лучше, если есть возможность воспользоваться услугами адвоката — на услуги защитника придется потратиться, но он окажет грамотную помощь вам на всех стадиях процесса — от подачи заявления до вынесения судебного решения.

Общая информация

Для этого вам следует обратиться в ближайший полицейский участок , где вы напишете заявление на имя начальника отделения и будете направлены на медицинское освидетельствование .

Учитываются все побои, даже не оставившие видимых следов. Медик занесет в карточку все результаты обследования, остальное уже — работа дознавателя. Потерпевший пишет заявление с просьбой привлечь злоумышленника к уголовной ответственности . Уголовное дело по факту нанесения побоев возбуждают по жалобе пострадавшего.

После предоставления в суд заявления и доказательств вины обвиняемого, заявитель ожидает вызова для судебного разбирательства. Заявление пишет лично пострадавший, либо его законный представитель.

В полицию и на освидетельствование идти нужно обязательно . Ни в коем случае нельзя «прощать» или думать, что, мол, преступников все равно не накажут. Это заблуждение. Также вы не знаете, какие последствия для здоровья будут иметь нанесенные побои.

Даже если нет видимых следов насильственных действий , проблемы со здоровьем могут проявиться спустя некоторое время, тогда, при наличии у потерпевшего соответствующих справок, дело будет переквалифицировано по другой статье.

Уголовное наказание

Сколько дают за побои? Лицо, признанное виновным в нанесении побоев, может быть приговорено к:

  • сроком до трех месяцев;
  • в размере одной заработной платы или другого дохода пострадавшего, за период до 3 месяцев;
  • 100 МРОТ;
  • сроком до полугода;
  • (от 120 до 180 часов).

Какой срок?

Если же нанесенные пострадавшему побои были особенно жестокими , то виновник вполне может и — на срок до пяти лет.

Посадить могут, если побои были совершены по предварительному сговору группой людей , имевших намерение совершить хулиганские действия; также если они были нанесены малолетнему или лицу, исполняющему служебный долг; если для избиения использовалось оружие или другие тяжелые предметы.

Штраф

Как гласит пункт 1 все той же сто шестнадцатой, виновное лицо может быть оштрафовано на 40 000 рублей или сумму, составляющих три заработных платы.

Моральная компенсация

За побои потерпевший может получить также компенсацию морального ущерба. Сумму компенсации устанавливает суд , причем она может сильно отличаться от той, которую указал истец в заявлении. Если вы желаете избежать проблем, связанных именно с этим отличием, то лучше для защиты своих интересов нанять адвоката .

Он поможет грамотно составить заявление, правильно определить сумму для требуемой компенсации, задействует всех свидетелей, чьи показания потом будут представлены в суде — для более точной и ясной картины происшедшего.

Суд может обязать виновного выплатить компенсацию в пользу пострадавшего, если сочтет, что его личные неимущественные права были нарушены; что ему были причинены физические и нравственные страдания; или же есть другие весомые обстоятельства, позволяющие суду прийти к такому выводу — так гласит статья 151, которая как раз и посвящена компенсации морального вреда.

Есть ли ужесточение наказание за нанесение побоев несовершеннолетнему?

Если избили несовершеннолетнего, наказание будет гораздо строже . Особой статьи для этого деяния нет. Однако в законодательстве есть ряд норм, где указано, что малолетний возраст является отягчающим обстоятельством и может сильно повлиять на меру наказания виновному — в зависимости от последствий, которые повлекли за собой побои.

Избивший малолетнего может быть приговорен к лишению свободы на срок 3-7 лет (часть 2, «г», статьи 117); либо на срок до пяти лет (как требует часть 2 «в» статьи 112), а то и вовсе — на 10 лет (часть 2, «б», статьи 111 УК РФ).

Срок давности

Для подачи заявления о нанесении побоев установлен срок давности — два года . Это предусматривает статья 78 УК РФ.

Судебная практика

На практике в делах с побоями не все так однозначно. Может оказаться так, что виновник окажется человеком юридически подкованным и может написать встречный иск , дать взятку эксперту или вообще привести «своих» свидетелей, которые дадут подробные показания в его пользу.

В таких случаях (да и вообще, если речь идет о нанесении побоев) лучше привлечь адвоката , который грамотно разберется в деле и отстоит интересы подзащитного в суде, не позволив из пострадавшего сделать виновника.

Причем, если нет денег на защитника, отстаивать себя придется самому — в делах по личному обвинению бесплатного адвоката не назначают.

Представлять интересы пострадавшего в суде может адвокат, юрист, либо родственник истца (об участии его в процессе нужно подать ходатайство).

Как быть, если свидетелей нет ? Только не думать о том, что виновному это может сойти с рук — даже если свидетелей нет, следует идти на медицинское освидетельствование и писать заявление в суд.

Уголовное дело может быть прекращено и в случае примирения с обидчиком . Примирение может произойти только по обоюдному согласию истца и ответчика и происходит только до удаления суда в совещательную комнату.

Причем, к сожалению, как показывает статистика во всех округах РФ, отмечается тенденция именно после завершения дела по примирению. В связи с этим властные структуры всерьез рассматривают перспективу сделать нормативно-правовые акты о побоях частью Административного кодекса РФ и тем самым исключить возможность для сторон «помириться» .

Что ж, стремление это более чем обосновано — судя по всему, возможность примирения многие расценивают как разрешение продолжать нарушать закон .

Сошлюсь, впрочем, на мнение святого отца, которого не только чту как великого угодника Божия, но и искренне люблю и уважаю как человека глубочайшей внутренней культуры, человека мудрого и рассудительного. Я имею в виду .

В письме одной своей корреспондентке, молодой маме, он очень убедительно пишет о том, что физическое наказание в отношении ребенка – ошибка. Конечно, кто-то скажет, что святитель был монахом и у него не было собственной семьи и детей… Но я не могу на этом основании подвергать его совет сомнению – и не только из-за того, что очевидно его соответствие духу христианской кротости и любви. Ведь если не было у святителя Игнатия жены и детей, то был он когда-то сам ребенком, с папой и мамой, братьями и сестрами, поэтому опыт жизни в семье, пусть и «с другой стороны», безусловно, у него есть.

Во-вторых, реальность, окружающая нас, такова, что, к сожалению, она свидетельствует: если в семье действительно есть кто-то вышедший из детского возраста, но, тем не менее, неразумный и нуждающийся в воспитании, то далеко не всегда это жена. Нередко это как раз муж.

Больше того скажу: как часто нам приходится иметь дело в храме с женщинами, мужья которых – пьющие, не работающие или работающие от случая к случаю, набравшие каких-то нереальных кредитов – попросту вынуждают жену не только взять на себя роль главы семьи, но и подъять подвиг терпения, могущий с течением времени из человека сотворить существо равноангельное.

И редко кто из таких жен задается вопросом: а не ломать ли мне мужа через колено? А не пороть ли его, когда к бутылке тянется?

А не спускать ли его в воспитательных же целях с лестницы, когда вдруг приходят документы, свидетельствующие об отсутствии платежей по кредиту, о котором супруга и не ведала даже? И который не кому-то, а ей теперь гасить, отказывая во всем себе и детям. Не говорю уже о случаях, когда муж в придачу ко всему упомянутому регулярно жене изменяет…

Не подумайте: я совсем не стремлюсь доказать, что «хуже» и «неразумнее» не женщины, а мужчины, я просто пытаюсь немного выровнять угол зрения на проблему, объяснить, что когда женщина требует уважения к себе, то она не обязательно феминистка, так же, как и мужчина, женщину уважающий, не зачисляется вследствие этого автоматически в подкаблучники. Наоборот как раз: уважение к женщине одно из непременных качеств настоящего мужчины. А агрессия – следствие страха перед ней и собственной беспомощности.

В-третьих. О «подкаблучниках» как раз. О том, почему я к этой проблеме решил вернуться. В разной форме звучал и продолжает звучать в интернет-дискуссиях «мужской» вопрос: «Что мне делать, если жена меня подавляет? Если она меня шантажирует? Если… загоняет под каблук?».

Я не считаю, что над этим вопросом можно просто посмеяться или, пожав плечами, попросту забыть о нем. Это вопрос серьезный. И делать с этим обязательно что-то надо, меры принимать необходимо. Только не физического характера, повторюсь, и не по отношению к жене, а по отношению к себе.

Долг мужчины по отношению к женщине в семье – быть ее надеждой и опорой, быть способным жену и детей содержать, быть способным о ней и о них заботиться (не говоря уже – любить: без этого условия и семья появляться на свет не должна).

Долг мужчины быть сильным – не только и не столько физически – сколько духом. Он должен вызывать уважение, доверие, с ним женщине должно быть хорошо и спокойно.

Это вещи аксиоматического характера, но их почему-то никто почти не помнит… Точно так же, как аксиомой является и следующее: если женщина находит подобного мужчину, то желания доминировать над ним, бороться с ним за первенство, за власть у нее, как правило, не возникает.

Есть, безусловно, примеры в этом смысле патологические, когда женщина к власти действительно стремится, не может без нее жить, но проявляется это стремление не со временем, оно присутствует изначально (со временем женщина меняется в этом направлении, как правило, в двух случаях: когда мужчина предпочитает сидеть у нее на шее, делегировав ей свои права и полномочия, и когда он неразумно балует и тем самым развращает ее, точно так же предоставляя ей место на своей шее).

И тут все упирается в вопрос о том, насколько люди успели друг друга прежде женитьбы узнать, насколько ответственным был этот шаг, насколько серьезным. Глаза, и ум, и сердце есть ведь у всех… Только не пользуется ими зачастую человек по назначению, а так – эксплуатирует в некоторой степени.

А даже если и «ошибся» человек, предположим, мужчина, женился на «владычице морской» вместо кроткой и покорной овечки, то не фатальная это ошибка. И не экстремальными мерами проблема эта преодолевается. А какими?.. Да все теми же: будь сильным, мужественным, надежным и… умным. Если и правда оказалось так, что не ты нуждаешься в воспитании, а жена, то воспитывай, только не с засученными рукавами, а с головой к этому подходя.

Какими методами тут пользоваться? Не думаю, что нужно об этом распространяться здесь подробно, это скорее решается посредством частных консультаций с учетом всех ситуативных нюансов – с опытным священником или хорошим психологом. Но однозначно решается. Тут как и во всех подобных ситуациях трудно не узнать , что и как делать, а начать делать , то есть решиться на изменения – внутренние и внешние.

Дорогие мужчины! Женщина не может сделать мужчину подкаблучником, не может никуда его «загнать», подкаблучником он становится сам, когда от мужских своих обязанностей и качеств отказывается. И себя, а не жену надо ломать в такой ситуации об колено. И не ей говорить: «Пошла вон, коза дурная!» (прошу прощения за цитату), а себе: «Соберись, тряпка, стань наконец мужиком!». Это работает – реально работает.

***

P.S. Предвидя достаточно обычное при обсуждении таких вопросов недоумение-негодование (монах, а учит, как в семье жить!), сделаю необходимую оговорку. В наших современных условиях служащий на приходе (а впрочем, и в большинстве монастырей) священноинок находится в гуще тех же самых проблем, что и семейный священник. И если он является пастырем ответственным и неравнодушным, если он имеет соответствующий опыт служения и общения с людьми, то, конечно же, знает, что посоветовать человеку в сложной, в том числе и семейной ситуации, потому что таков его долг – и знать, и советовать.

Поверьте: оптинские старцы, наставлявшие массу мирских людей, в том числе и в вопросах совершенно житейских, семейных, делали это не только потому, что им всегда Духом открывалось, что посоветовать и что сказать, но и в силу своего пастырского и жизненного опыта.

Я постарался сказать в этом тексте о том, о чем нередко так или иначе приходится говорить у аналоя с крестом и Евангелием. И как священник я правда не раз видел, как менялась жизнь в семье, где хотя бы один человек соглашался не ждать пока изменится другой, не пытался этого другого изменить, а начинал с себя. Это тоже аксиома – и семейной, и просто – жизни.

Принято считать, что в прошлые века на Руси семейное насилие являлось нормой, и мужья могли «учить» своих жен как им вздумается. Недаром возникла поговорка: «Бьет – значит, любит». Но если покопаться в истории, то выясняется, что со времен «Домостроя» эта сфера довольно серьезно регулировалась и за избиением следовало наказание.

«Домострой»

Вопреки общепринятому мнению, в сборнике поучений XVI века «Домострой» речь шла вовсе не о домашней тирании, а об установлении гармоничных отношений между супругами. В частности, в нем говорилось о необходимости жить друг с другом в любви и согласии.

Помимо этого, автор книги стремился ограничить действия, совершавшиеся в процессе рукоприкладства: «Не гневатися ни жене на мужа ни мужу на жену а по всяку вину по уху ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком ни пинком ни посохом не колоть никаким железным или деревяным не бить хто с серца или с кручины так бьет многи притчи от того бывают слепота и глухота и руку и ногу вывихнуть и перст и главоболие и зубная болезнь а у беременных жен и детем поврежение бывает во утробе а плетью с наказанием бережно бити, и разумно и болно и страшно и здорова а толко великая вина и кручинавата дело, и за великое, и за страшное ослушание, и небрежение, ино соимя рубашка плеткою вежливенко побить за руки держа по вине смотря» .

Наказание

Нам кажется диким, что в тексте «Домостроя» подробно расписывается, как муж должен бить жену и как не должен, но попробуйте представить, какие нравы бытовали до появления этого «свода правил».

Существовавший в XVII веке патриархальный уклад не мешал женщинам жаловаться на то, как дурно обращаются с ними мужья. В судах того времени нередко слушались такие дела. Чаще всего они находились в ведении церкви: ведь браки, согласно канонам, заключались именно здесь. Жалобщицу, как правило, поддерживала ее родня. Если жалоба подтверждалась, то тирана могли побить кнутом или на какое-то время отправить в монастырь. Правда, жена имела право смягчить наказание, подав соответствующую челобитную.

Насилию – нет!

В петровскую эпоху впервые стал осуждаться сам факт насилия в семьях. Появились моралисты, советующие мужу вести себя со своей женой так, чтобы она его «любила, почитала и не пужалась» . Один автор, живший в середине XVIII столетия, дает такую рекомендацию: «В вечную и непременную регулу положи сие: чтобы жены никогда не бить» . Популяризация ненасилия в семье встречается также в светских и духовных литературных источниках того времени.

В тот же период стали практиковаться разводы, происходившие из-за избиения жены мужем. Надо сказать, что в те времена развод можно было получить лишь если случай был совсем из ряда вон выходящий.

Например, если в результате избиения один из супругов получал серьезные телесные повреждения. В источниках встречается описание того, как монахини Новодевичьего монастыря освидетельствовали некую женщину, избитую своим мужем.

В процессе осмотра у нее были зафиксированы перелом ребра, два выбитых зуба и даже травма языка. Кстати, жалобы на жестокое обращение со стороны мужей подавали не только крестьянки, но и представительницы более «высоких» сословий – например, купчихи, дворянки и даже жены священнослужителей.

При Екатерине II наказание за избиения было ужесточено. Тиранов стали приговаривать к лишению прав состояния и тюремному заключению. Еще дальше пошел этот процесс в следующем, XIX столетии. Так, в «Уложении о наказаниях» 1845 года говорится: «За жестокое обращение с женой, доказанное обстоятельствами, особенно в случае нанесения ей ран, муж, по жалобе супруги или ее родителей, подвергается наказаниям, определенным за тяжкие побои, раны или увечья.

Сверх того, если он христианин, то он предается церковному покаянию по распоряжению духовного начальства. Тем же наказаниям и на том же основании подвергается жена, которая, пользуясь слабостью своего мужа, дозволит себе нанести ему раны, увечье, тяжкие побои или иное истязание или мучение» . Если фиксировали нанесение тяжкого вреда здоровью, виновника могли запросто отправить на каторгу.

С волной женской эмансипации семейные побои вообще были объявлены делом недопустимым. После революции с ними стали разбираться местные партийные органы и милиция. Во всяком случае, под давлением общественности ситуация несколько смягчилась по сравнению с XVII веком, и битье мужьями жен перестало считаться вариантом нормы в семейной жизни.

Семейный психотерапевт из Саудовской Аравии Халед Аль-Сакаби опубликовал видео, в котором рассказывает, как правильно бить жену. Специалист считает, что жену бить можно, а в некоторых случаях даже необходимо, сообщил The Independent . Та абсолютная уверенность, которую излучает психотерапевт, говоря об избиении жен, порой шокирует.

По словам Аль-Сакаби, проблема заключается в том, что не все мужчины знают, как корректно бить своих жен. Однако перед тем, как приступать к «воспитательным мерам наказания», необходимо помнить, что бить жен надо в целях дисциплины, а не для того, чтобы вымещать на них злобу.

Согласно мнению арабского эксперта, перед тем как переходить к крайним мерам, мужьям следует попробовать 2 приема:

  1. Во-первых, необходимо напомнить жене о правах мужа и ее обязанностях.
  2. Во-вторых, следует попробовать игнорировать жену в постели. Но и тут есть свои нюансы. Нельзя уходить спать в другой дом, так как это означает выносить грязное белье на публику. Надо лечь с женой в одну постель, но повернуться к ней спиной. Или лечь на другую кровать в той же комнате. Либо муж или жена могут лечь на пол. Смысл в том, чтобы находиться в одной комнате.

Только если ничего не помогло, можно приступать к физическому наказанию. Вместе с тем психотерапевт подчеркивает, что, к сожалению, многие мужья бьют жен неправильно. Ни в коем случае нельзя бить жен палкой или острым предметом.

Для битья применяются небольшие палочки или сложенный платок. Более острые или крупные предметы использовать не стоит, объясняет семейный терапевт, с сожалением замечая, что отдельные мужья применяют подобные меры.

Психотерапевт из Саудовской Аравии считает, что бить жен необходимо для дисциплины. Некоторые жены не желают понимать, что у них меньше прав, чем у мужчин.

За что бить жену?

Как поясняет Аль-Сакаби, многие жены ошибаются, думая что имеют право на равные отношения. На самом деле, это большая ошибка. Жена должна быть покорной и подчиняться мужу.

К тому же, жены иногда провоцируют мужей на применение силы, выкрикивая что-то вроде: «Ну, давай же, ударь меня, если ты мужчина».

Подобные же идеи о “неповиновении” и необходимости физических наказаний приводят и сторонники . Удивительно, насколько похожи идеи и объяснения, почему применение физического воздействия абсолютно необходимо.

Прочтите также:

Теперь я точно знаю, что такое когнитивный диссонанс. Недавно увидел в сети видео, как две мусульманки, шутя и веселясь, рассуждают о наказании (читай битье) жен, подразумевая себя, что это хорошо и правильно, даже демонстрировали, чем, в каких случаях и как именно мужчина может бить свою жену.

Субъект наказания рассказывает субъекту, который к нему применяет меры физического воздействия, как лучше это сделать! И это не прикол!
Читайте сами.

Битье жен в наказание и назидание — для большей части современного мира нонсенс, но не для всего. Например, для некоторой части последователей ислама это норма жизни. А раз это явление обычное, то и беседы о нем ведут как о любом повседневном вопросе - будь то рецепт пахлавы или метод обрезки винограда. Или вот в книгах об исламском этикете читателям подробно объясняют, какая жена заслуживает побоев, чем именно ее нужно бить, куда следует наносить удары и что нужно при этом говорить. Но одно дело, когда об этом рассуждают мужчины, как воплотители данной традиции, и совсем другое — женщины...


Видео с беседой двух мусульманок, где они обсуждали, как правильно мужу бить свою жену, появилось в Facebook около месяца назад и тут же разлетелось по пабликам и средствам массовой информации. Обе женщины, участвующие в дискуссии, сходятся во мнении, что если жена изменяет или обманывает — ее можно стукнуть, но вот если она, например, отказывается готовить — то за это, наверное, нельзя.

Обе женщины живут в Австралии. Ту, что слева, зовут Рим Аллуче, она учительница начальных классов в сиднейской школе. Ее собеседница — Атика Латифи. Обе они относятся к радикальному исламистскому течению "Хизб ут-Тахрир" (запрещенному в России), в их среде мужчинам разрешается "наказывать" женщин.

Атика Латифи демонстрирует специальную маленькую палочку "сивак", предназначенную для символического наказания "непослушных" жен. Дальше они делятся знаниями и опытом, рассказывая, что для наказания можно использовать не только его, но и скрученный шарф или кусок ткани.


"Это символический акт, красивое благословение Аллаха", — утверждают явно послушные жены.

При этом обе соглашаются, что, конечно, наказывать нужно только тех жен, кто согрешил — то есть выказал неуважение к Аллаху или своему мужу. Возмездие, по их мнению, неотвратимо в следующих случаях:
неподчинение мужу,
аморальное поведение,
обман,
прием в доме гостей, неугодных мужу.

"Ну а такое несущественное прегрешение, как неприготовленный ужин, наказываться не должно", — с этим согласись обе.

Почему же муж имеет право на введение дисциплинарных мер? — задают они вопрос себе и зрителям. — Потому что он глава семьи и должен уметь наводить в ней порядок. Со стороны мужа подобные действия — доказательство того, что он "любит свою жену и боится за нее". К тому же супругу запрещено сразу применять физическое воздействие. Поначалу жене надо сделать выговор. Если она не исправит своего поведения — перестать делить с ней ложе. Ну а если и это не поможет, то можно ее ударить — слегка.

"Мужу разрешается ударить жену в качестве острастки, чтобы преподать ей урок. Это не должно быть больно или грубо, это делается для ее же блага".

Степень подобного "блага" порой бывает так явно видна на лице, что и хиджаб не помогает. Осенью на марокканском ТВ прошел сюжет с советами визажиста, как маскировать следы от мужниных побоев, чтобы они не мешали женам вести обычную жизнь. Оказывается, синяки будут не так заметны, если использовать, например, рассыпчатую пудру.

Доктор Гази Аль-Шимари, эксперт по семейным отношениям, Саудовская Аравия:
Если муж говорит жене: "Будь внимательна, дети играют рядом с плитой или "Уведи детей от электрической розетки", а она отвечает: "Я занята", то жену можно ударить зубной щеткой или чем-то похожим. Никогда не бейте ее бутылкой с водой, тарелкой или ножом - это запрещено.

Джордж Буске, автор книги "Секс-этикет в Исламе":
Следует бить женщин, да, но существует множество путей это делать: если женщина худая, то бить нужно тростью, если она обладает мощным телосложением, - кулаком, пухленькую женщину - раскрытой ладонью. Таким образом тот, кто бьет, не нанесет повреждений самому себе.

Абдул-латиф Муштахири, автор книги "Вы спрашиваете, и ислам отвечает":
Если отлучение жены от постели не дает результатов и ваша жена продолжает вести себя непослушно, значит, что она принадлежит к типу холодных и упрямых женщин - ее характер можно исправить наказанием, то есть битьем. Бить нужно так, чтобы не сломать кости и не спровоцировать кровотечение. Многие жены обладают подобным характером, и только такой способ может привести их в чувство.

Гассан Аша, автор книги "О подчинении женщины в исламе":
Муж имеет право произвести телесное наказание в отношении жены в случаях, если она:
- Отказывается делать все, чтобы выглядеть привлекательной для мужа.
- Отказывается удовлетворять его сексуальные потребности.
- Покидает дом без разрешения.
- Пренебрегает своими религиозными обязанностями.
Орудие наказания (прут) следует держать на виду, так, чтобы ваша жена могла всегда его видеть.

Я понимаю, традиции, почтение, но, господа хорошие, мы же живем в XXI веке, люди на Марс собрались, как же так можно…

По материалам: