Хватает ли дошкольникам России мест в детских садах? Разъяснения от Роспотребнадзора. Качественная и современная

В связи с тем, что в 90-е годы в стране произошел спад рождаемости, большинство дошкольных образовательных учреждений были закрыты. Начиная года, рождаемость детей стала повышаться и повлекла за собой проблему нехватки мест.

Родители, уходя в декретный отпуск, не могут точно спланировать свой выход на работу, да и малыши растут без надлежащего уровня образования, что приводит к проблемам в обучении на начальном уровне в школе.

Самый часто задаваемый вопрос в нашей стране: «С какого возраста детей берут в детский сад?». Стоит разобраться.

Основные аспекты

Положение о учреждениях от 12.09.2008 года № 666 отвечает на вопрос: «С какого возраста берут в детский сад?» следующим образом: при наличии ясельных групп можно отдать ребенка по достижению им одного года. В некоторых учреждениях принимают ребят с двухмесячного возраста. Но такие воспитанники ДОУ - редкость.

Хотелось бы заметить, что если у родителей есть возможность не отдавать своих малышей в детский сад в столь раннем возрасте, то ею нужно обязательно воспользоваться, поскольку не окрепшая иммунная система ребенка будет подвержена сильным испытаниям.

Оформление ребенка в ясельную группу не позволяет родителям стабильно посещать работу, поскольку начнутся заболевания разного характера в период адаптации. Да еще плюсом ко всему надо будет выполнять ряд профилактических прививок, которые иногда требуют наложения карантина до 5 календарных дней.

Новый закон о учреждениях от 2015 года на вопрос: «С какого возраста должны брать в детский сад?» - дает другой ответ. Дети возраст, которых находится во временном промежутке от трех до семи лет, должны быть обеспечены местами в детских садах. А родители имеют право отдать своего ребенка в ДОУ в любое время, если малыш соответствует перечисленным критериям.

Детские сады города Москвы

У многих родителей, проживающих в Российской Федерации, складывается впечатление, что только они не могут определить своего ребенка в И очень часто можно слышать вопрос следующего характера: «С какого возраста берут в детский сад в Москве?».

Кажется, что в столице проблем нет. Конечно, это далеко не так. В Москве тоже существуют очереди, тем более, что это мегаполис, там и численность населения больше во много раз. На сегодняшний день известны такие факты, что детей в Москве начинают принимать в возрасте начиная от 2,5 лет, хотя по закону местами должны быть обеспечены все ребята, начиная с 3 лет.

Поэтому власти Москвы занимаются разработкой законопроекта, по которому дошкольные учреждения должны будут принимать всех детей, чей возраст достиг 2 лет. Можно надеяться на то, что в ближайшем будущем произойдут значительные изменения в законе о дошкольных образовательных учреждениях. И на вопрос: «С какого возраста берут в детский сад?» - можно будет смело отвечать - с 2 лет.

Почему же трехлетие?

Итак, по закону Российской Федерации дети должны быть обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях, достигнув 3-летнего возраста.

С какого возраста детей берут в детский сад на самом деле? Большинство ДОУ предпочитают не отклоняться от законодательных норм. Почему не берут малышей на воспитание раньше? Для этого существует несколько оснований:

  • не окрепшая ребенка;
  • отсутствие профилактических прививок;
  • неустойчивое психоэмоциональное состояние малыша;
  • невозможность создания групп с большим количеством детей (поскольку у малышей нет элементарных навыков самообслуживания);
  • возможность нахождения одного из родителей в декретном отпуске до 3 лет (данный факт предусмотрен законодательством РФ);
  • только с 3 летнего возраста ребенок начинает нуждаться в общении с целью приобретения новых знаний и навыков.

Что нужно знать?

Прежде, чем разобраться с какого возраста берут в детский сад, стоит получить ответы на следующие вопросы:

  1. С какого возраста ребенка нужно написать заявление о приеме в детское дошкольное учебное учреждение?
  2. Существует ли очередь в детские сады и насколько она большая?
  3. Какие документы необходимы для того, чтобы стать в очередь?
  4. Имеется ли у родителей статус, дающий право на первоочередность?

Психологи о возрастном критерии для детского сада

Специалисты, отвечая на вопрос: «С какого возраста должны брать ребенка в детский сад?» - придерживаются общего мнения. Все-таки, если нет веских причин, дети должны до 3 лет находиться в окружении и заботе матери. Малыши еще не нуждаются в общении со сверстниками, так как только начинают приобретать навыки словесного общения. А долгие расставания с близким человеком очень часто, особенно в первое время, наносят сильнейший удар по психике малыша.

В ситуациях, когда мама твердо решила отдать ребенка в садик, с ее стороны требуется повышенное внимание в период свободного от работы времени. Кроме того, с ребенком нужно больше разговаривать. Стоит объяснять, что расставание - временно. Нельзя нарушать обещание забрать малыша сразу после обеда в саду. Это может спровоцировать обиду, недоверие или замкнутость.

Что должен уметь ребенок, поступая в детское дошкольное образовательное учреждение?

На все вопросы, связанные с дошкольным образованием, отвечает закон. С какого возраста берут в детский сад? С 3 лет! Все дело в том, что по регламенту дошкольных образовательных учреждений ребенок, поступая в детский сад, должен владеть рядом навыков, которые осваиваются в возрастном промежутке от 2 до 3 лет. К ним относят:

  • умение самостоятельно потреблять пищу при помощи ложки;
  • умение умываться, вытирать лицо и руки полотенцем;
  • умение проситься на горшок;
  • возможность самостоятельно в течение 15 минут играть игрушками.

Безусловно, отдавая ребенка в садик в более раннем возрасте, родители должны понимать, что все эти навыки у него отсутствуют. Это приводит к дополнительной нелюбви детей к садику, поскольку воспитатели начинают требовать выполнения этих действий.

Частный детский сад

В современном мире для родителей, чьи дети не попали в государственное дошкольное образовательное учреждение, появилась альтернатива отдать ребенка в частный детский сад. Однако попасть в такое учреждение смогут лишь малыши, мамы и папы у которых достаточно зарабатывают.

С какого возраста берут в частный детский сад? Смело можно сказать, что в такие учреждения берут деток по достижению возраста 1 год.

Сады обычно небольшие - это 2 или 3 группы. Они являются альтернативным вариантом и ни в коем случае не влияют на очередь по оформлению ребенка в государственный детский сад. В данном случае Управление образования не дает путевок на посещение детского сада частного характера: это добровольное решение родителей.

Чем отличается частное дошкольное учреждение?

В первую очередь родители должны понимать, что за пребывание малыша в саду придется ежемесячно платить взнос. Не каждая семья со средним уровнем дохода может себе позволить такое удовольствие. Наиболее дорогостоящими являются детские сады в Москве. За месяц пребывания в некоторых из них приходиться отдавать по 30 тысяч рублей.

Имеют частные учреждения и свои плюсы. С малышами здесь занимаются по особой программе. К каждому ребенку находится индивидуальный подход. Группы небольшие. Это значит, что воспитаннику может быть уделено достаточно внимания. Отдельная тема - питание. Меню составляется совместно с родителями. Это плюс для тех деток, которым по ряду причин показано диетическое питание.

Послесловие

Не стоит задаваться вопросом: «С какого возраста берут в детский сад?» - до тех пор, пока малышу не исполнится 1 год. Нужно больше уделять внимания здоровью ребенка, его всестороннему развитию.

Стоит посвятить своему малышу все свободное время, ведь для этого и дается декретный отпуск. Именно с момента рождения и до 3 лет ребенок нуждается в постоянном контроле и заботе матери.

А если имеются финансовые проблемы в семье? В любой сложной ситуации можно найти правильное решение. Супругам есть смысл поискать работу с графиком 2*2. Таким образом, ребенок будет находиться и с мамой, и с папой.

С какого возраста берут в детский сад? Если это частное учреждение, малыша могут принять уже с 12 месяцев. Однако не стоит забывать, что тесный контакт с родителями в раннем возрасте повлияет на всю дальнейшую жизнь ребенка. Не стоит торопиться.

Дефицит мест в детских садах сегодня является одно из самых острых проблем России. Однако кое-какие шаги для покрытия дефицита правительство России уже предприняло. Речь идет об изменениях в СанПиН (санитарных нормах и правилах для детских дошкольных учреждений), согласно которым группы в детских садах можно вполне официально "уплотнить".

Дефицит мест в детских садах сегодня является одной из самых острых проблем России. На сегодняшний день только в официальной очереди состоят более 2 млн детей (по неофициальным данным количество детей, которые ждут своей очереди на место в детский сад, составляет около 3,5 млн), а для того, чтобы хотя бы частично покрыть этот дефицит необходимо создать не менее 1,2 млн. мест.

Естественно, можно даже не надеяться на то, что в ближайшем будущем в бюджете страны найдется достаточно денег для создания такого количества мест в детских садах (то есть, фактически строительства новых детских садов). Однако кое-какие шаги для покрытия дефицита правительство России уже предприняло. Речь идет об изменениях в СанПиН (санитарных нормах и правилах для детских дошкольных учреждений), согласно которым группы в детских садах можно вполне официально "уплотнить".

Количество детей в группе детского сада согласно нормативным документам

До 1 октября 2010 года Типовым положением о ДОУ (дошкольные образовательные учреждения) и СанПиН для ДОУ были установлены достаточно жесткие условия работы детских садов. Предельно допустимое количество детей в группах было строго регламентировано, а руководство детского сада не имело права самостоятельно устанавливать режимы пребывания детей в группах. Однако 22 июля 2010 года главный санитарный врач России подписал Постановление № 91, согласно которому с 1 октября 2010 года в действие вступили новые санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10, а старые санитарные правила, принятые в 2003 году (СанПиН 2.4.1.1249-03) утратили силу.

Напомним, согласно санитарным правилам СанПиН 2.4.1.1249-03 количество детей в группах определялось исходя из их предельной наполняемости. А именно:

  • до 1 года - не больше 10 детей;
  • до 3 лет - не больше 15 детей;
  • 3-7 лет - не больше 20 детей (оптимально 15 детей).

Согласно новым санитарным правилам норму количества детей в группе не просто уменьшили, а стали рассчитывать исходя из общей игровой площади (включая площадь, занятую мебелью) помещения:

  • для ясельных групп - не меньше 2,5 кв.м. на одного ребенка;
  • для дошкольных групп - не меньше 2 кв.м. на одного ребенка.

Другими словами, при игровой площади помещения в 50 кв.м., из которых 20 кв.м. будут заставлены кроватями, группа может быть наполнена 25 детьми дошкольного возраста, вместо оптимальных 15. Мало того, новыми санитарными нормами разрешается из игровой комнаты делать спальню (например, устанавливать раскладушки), при этом количество воспитателей осталось неизменным.

Конечно же, многим родителям такое новшество не понравилось. Мало того, что некоторым детям пришлось спать на неудобных раскладных кроватях, так еще и воспитатели (итак, в большинстве своем, не перегружающие себя индивидуальным подходом к воспитанникам) еще меньше могут уделять внимание каждому конкретному ребенку. Общественная палата России и неравнодушные родители забили тревогу, однако ничего кроме разъяснительного письма от Роспотребнадзора не добились.

Разъяснения Роспотребнадзора по применению некоторых норм СанПиН 2.4.1.2660-10

10 января 2013 года Роспотребнадзор в своем письме № 01/25-13-32 дал некоторые разъяснения, касательно применения некоторых норм санитарных правил СанПиН 2.4.1.2660-10.

В частности, пункт 4 данного письма говорит о том, что при применении пункта 1.10 санитарных правил исходить нужно из того, что при увеличении укомплектованности групп ДОУ можно учитывать не "списочное" а фактическое количество детей.

Иначе говоря, при игровой площади в 50 кв.м. руководство детских садиков может укомплектовать группу дошкольников в количестве 25 детей, и это является "перенасыщением" группы. Однако если фактически группу посещает 20 детей, то все нормально, и никаких нарушений нет. Только вот, кто определяет фактическое количество детей, и как происходит такое определение, никто не знает. Например, если из группы в 25 человек 5 детей заболели, и месяц не появляются в садике, то фактически группу посещает 20 человек. Но ведь через месяц они все-таки придут в группу, и что тогда?

Вместо заключения

Проанализировав новые санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10, касающиеся укомплектования групп в детском саду , можно сделать однозначный вывод: никакие "уплотнения" и другие изменения санитарных норм не в состоянии кардинальным образом изменить ситуацию с катастрофическим дефицитом мест в ДОУ. Решить эту проблему можно только путем комплексного подхода, который обязательно должен включать в себя строительство новых муниципальных детских садов, и, возможно, упрощение государственной регистрации (получения лицензии) при организации частных детских садов.

В обществе всегда уважительно относились к людям, которые занимаются обучением и воспитанием подрастающего поколения. Одной из таких профессий является профессия воспитателя детского сада. Но достойно ли оплачивается этот тяжелый труд? Давайте узнаем, сколько в 2015 году зарабатывают работники детского сада в различных городах России.

А вот зарплата у помощника воспитателя, или как говорят в народе, нянечки оставляет желать лучшего. В 2015 году средний ее уровень по стране составляет всего 12 333 рубля. Нужно отметить, что ранее доходы этой категории работников и специалистов с высшим образованием не сильно отличались, но после 2012 года было решено исправить этот недостаток в системе начисления оплаты труда.

Сколько стоит детский сад в Москве в 2018 году

Многие родители после того, как узнали, сколько стоит детский сад, стали задумываться над тем, чтобы переводить своего ребенка в частный пансион. Разумеется, каждый вправе выбирать именно то детское заведение в Москве, которое более всего подходит ребенку и его родителям. Но не стоит наивно думать, что оплата за частное заведение не будет повышаться, ведь в таком учреждении также нужно полноценно питаться. Кроме того, частные заведения предусматривают стоимость на порядок выше, чем государственные, так как услуги каждого педагога должны быть оплачены выше. Зачастую в список услуг входят такие, которые оплачиваются отдельно.

Подорожание действительно ожидается и, может, даже не одно. Следует отметить, что в начале прошлого года уже была поднята оплата за детский сад в Москве и в других регионах России. Уже с того момента многим родителям было тяжело вносить оплату за ребенка, а если в семье имеется не один несовершеннолетний член, а двое или даже трое, то это становится и вовсе не разрешимой проблемой.

вида и режима работы до двадцати процентов до десяти процентов

Статья 9 Закона об образовании в Санкт-Петербурге гласит, что размер ежемесячной платы за присмотр и уход за детьми в государственных дошкольных учреждениях, которые осуществляют деятельность по реализации образовательных программ в данных учреждениях, устанавливается в процентном отношении от размера ежемесячных затрат за уход и присмотр за детьми в государственных дошкольных учреждениях.

Ветрянка в детском саду: что делать и как избежать заражения

Если в детском саду обнаруживается ребенок с характерными высыпаниями и другими признаками ветряной оспы, к нему вызывают педиатра, который устанавливает диагноз и сообщает о факте заболевания в местную поликлинику. Карантин на детский сад накладывают на основании соответствующего приказа, поступившего из поликлиники. Чаще всего родителей остальных детей информируют о карантине посредством объявления на дверях учреждения.

Ветряная оспа, в обиходе называемая ветрянкой - чрезвычайно распространенное инфекционное вирусное заболевание, которое поражает людей всех возрастов. Однако чаще всего ветрянкой заболевают в раннем возрасте: дети дошкольного возраста особенно подвержены этой болезни, поскольку их иммунитет еще не сформирован до конца, и антитела к вирусу ветряной оспы у них отсутствуют или имеются в недостаточном количестве.

Воспитатели детских садов, сколько часов вы работаете

Воспитатели работают по пол дня. Одна с утра, вторая приходит заменить в обед (в 12-13)
А по настоящему с 7 -до 14 00 и с 14 00 до 19 00 + если няни нет всю работу за нее и за сменщицу (если та на больничном или учёбе) + за дворника + за актёра «погорелого театра «и за копейки, с неадекватными порой родителями. Многт писанины и очень много детей на одного воспитателя, что делает процесс обучения не дающим особых успехов в обучении детей! Домой нужно брать планы. с детьми работать люблю но условия с каждым годом всё хуже и хуже, а обязанностей всё больше и больше!

Из-за таких ло-хушек, которые соглашаются работать по 10,5 и 12 часов, сад с нормальным графиком (посменным) теперь тяжело найти. Вы хоть понимаете, что это нарушение трудового кодекса? И вы обязаны жаловаться в трудовую инспекцию. Рабочая неделя не должна превышать 40 часов, согласно статьи 91 ТК РФ. Почитайте. То есть 8 часов в день можно работать. Всё что свыше этого — это сверхурочные. Они не должны превышать 120 часов в год! У вас явно зашкаливает превышение. Что значит, вы не вырабатываете часы? Ну не по 12 часов в день же отрабатывать. Вас разводят, а вы соглашаетесь. По-моему на сотрудниках тупо экономят в садах. Зачем сменщицу брать, если можно найти лошицу, которая из страха остаться без работы, будет пахать в две смены. Люди в офисе 8 часов работают, а вы 10 и 12. Кто вам сказал, что вы должны? Всё это началось, когда безграмотные в трудовом праве сотрудницы стали соглашаться на такие условия. Обычно приезжие соглашаются так работать, чтобы их взяли на работу. Они и понижают зарплату и делают условия труда хуже.

Сколько стоит «звездный» детский сад

Дети погружены в англоязычную среду, благодаря воспитателям и педагогам из Великобритании, США и Ирландии. Уже с трех лет детишкам также преподают китайский и французский языки и тоже носители языка. Программа обучения основана на государственной образовательной программе Великобритании и России.

Илья Авербух рекомендует частный детский сад классического пансиона МГУ имени М.В. Ломоносова коллегам и знакомым. Его сыну Мартину здесь очень нравилось. Садик считается дошкольным отделением классического пансиона МГУ. Сюда берут детей от 2-х до 6,5 лет. В группе до 12 ребят. Преподаватели работают с детьми по авторской модели организации воспитательно-образовательного процесса. Цель - выявить способности ребенка и развить их. С каждым воспитанником работает логопед, большое внимание уделяют урокам этикета. Среди предметов, которые осваивают дети до школы - английский и французский языки, китайский учат по желанию, также педагоги ведут занятия танцами, музыкой, шахматами, плаванием, гимнастикой. Выбор дисциплин и секций огромный. Оценок здесь, конечно же нет, но знания дети получают серьезные. Из этого детсада многие выпускники идут учиться в школу - пансион МГУ.

Плата за детский сад в Санкт-Петербурге

Размер ежемесячной платы прежде всего зависит от вида и режима работы группы в государственных дошкольных учреждениях. Для семей, которые имеют одного-двух детей, размер платы составит до двадцати процентов среднего размера родительской платы на каждого ребенка. Для семей, которые имеют трех и больше детей, размер платы составит до десяти процентов среднего размера родительской платы на каждого ребенка.

Из таблиц видно, что за 12-ти часовое пребывание одного ребенка в группе общеразвивающей направленности родительская плата составит 713 рублей в месяц. Это в том случае, если в семье 1-2 детей. Для тех, у кого 3 ребенка и более, плата за детский сад в этой же группе с 12-ти часовым пребыванием составит 356 рублей в месяц за каждого малыша.

12 Авг 2018 148

За 2015 год, в среднем по России на каждые 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях приходилось 106 детей (в возрасте от 1 года до 6 лет), их посещающих (уровень практически не изменился с 2008 года) . В трети регионов страны этот показатель был еще выше, и во всех восьми федеральных округах средний показатель превышал 100%.

При том что “доступность” дошкольного образования в стране для детей в возрасте от 3 до 7 лет еще к концу 2015 года составила 98,97%, только за первые 10 месяцев 2016 года количество очередников в детские сады увеличилось с 62 тысяч до почти 65 тысяч детей, констатировали аудиторы Счетной палаты России в декабре прошлого года, а для самых маленьких (в возрасте до 3 лет) очередь превысила 391 тысячу.

​На прошлой неделе Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил итоги опроса, приуроченного к Дню матери в России. Судя по ответам его участников, нехватку мест в дошкольных учреждениях они относят к числу главных для себя проблем в сфере материнства и детства.

Дело в том, что сам по себе высокий показатель “доступности дошкольного образования” вовсе не означает еще наличия соответствующего количества мест для желающих. Из пояснений Министерства образования и науки РФ следует, что он “рассчитывается как доля детей в соответствующих возрастах, которым предоставлено место на программах дошкольного образования, в общей численности детей, зарегистрированных в электронной очереди на получение такого места в текущем учебном году. И еще в 2014-м, как отмечалось в отчете министерства, этот показатель (для детей 3–7 лет) составил 93,9% (в 2013-м – 92,7%).

Довести его до 100% к 2016 году правительству поручалось “майскими” указами президента России от 2012 года. “Задача, поставленная в майском указе, практически выполнена: доступность дошкольного образования составила 99%”, – отчитался теперь уже бывший руководитель Минобрнауки в январе прошлого года.

По состоянию на 1 апреля 2017 года, как следует из отчета правительства, уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в целом по России составил 98,73%, в том числе 99% – в 74 регионах из 85 и 95–99% – еще в четырех.

В отличие от этого, “расчетного” показателя, более наглядным оказывается показатель “охвата” дошкольным образованием. Его Росстат определяет в процентах от общей численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет по каждому из регионов и в целом по России. И в этом случае ни о каких “близких к 100%” уровнях речь не идет. Например, в 2008 году показатель “охвата” для России в целом составлял 59,3%, в 2015-м – 66,2%, в 2016-м – 66,5%. При этом разрыв между регионами, как видим, может быть кратным, а более чем в трети регионов показатель оказывается ниже среднероссийского.

О том, что мест в дошкольных учреждениях России явно не хватает, свидетельствуют и результаты недавнего мониторинга общественного движения “Общероссийский народный фронт” (ОНФ). В его опросах приняли участие 500 воспитателей дошкольных учреждений в 63 регионах страны. Из них почти 17% заявили о переполненности групп. Полгода назад правительство России отчиталось , что наполняемость групп детских садов (дети в возрасте 3–7 лет) в среднем по России составляет 25,3 человека. При этом в постановлении Главного санитарного врача России еще от 2010 года санитарные нормы формулировались так : “Для детей в возрасте от одного года до 3 лет – не более 15 человек в группе, для детей 3–7 лет – не более 20 (оптимальная – 15 человек)”.

В ходе же опроса, проведенного ОНФ, 15,5% воспитателей отметили, что в их группах насчитывается по 30–39 детей, а еще 1,4% воспитателей – от 40 до 46 детей. В некоторых случаях численность групп оказывалась даже большей.

“Мы видим, что для достижения необходимых показателей регионы вынуждены раз за разом принимать сомнительные меры: уплотнять группы, открывать неукомплектованные детские сады, – отметила руководитель рабочей группы ОНФ , зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – В этих условиях говорить о доступности, которая бы не только учитывала всех детей, нуждающихся в дошкольном образовании, но и предусматривала наличие свободных мест, не приходится”.

В дошкольных учреждениях не хватает педагогов, плохо кормят и не соблюдают СанПиН

Во вторник Минобрнауки и Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО представили общественности результаты исследования качества российских детских садов. Анализ показал, что ситуация с дошкольными учреждениями значительно ухудшилась. Ни одному из участвовавших в исследовании детскому саду не удалось удостоиться даже оценки «хорошо», а более 10% учреждений и вовсе попали в категорию двоечников.

В данный момент в России действуют 49,4 тысячи дошкольных образовательных организаций, которые посещают более 7 миллионов дошкольников. В исследовании 2017 года приняли участие почти 9 тысяч детских садов из 57 регионов страны.

«К сожалению, ни одна из дошкольных образовательных организаций, принимавших участие в исследовании, не соответствует оценочной категории «отлично». Данная ситуация стабильна за весь период проведения аналогичных исследований - начиная с 2012 года в данную категорию не попадала ни одна дошкольная образовательная организация В 2017 году количество дошкольных образовательных организаций с оценкой «удовлетворительно» составило 89,8% от общей выборки, что является минимумом за все время проведения исследований. Данная цифра достигнута за счет увеличения количества детских садов с оценкой «неудовлетворительно». В 2017 году зафиксирован существенный скачок в количестве детских садов с данной оценкой – их количество составило 10,2% от общей выборки» , - отметили авторы исследования.

В отличие от прошлых лет, когда оценке «хорошо» соответствовали стабильно около 5% детских садов, в 2017 хорошистом не удалось стать ни одному учреждению. Самые низкие результаты по регионам показала Карелия, в которой лишь 58,2% детских садов из выборки получили оценку «удовлетворительно», а 41,8% – оценку «неудовлетворительно». Самые приличные результаты показали Санкт-Петербург, Ленинградская область и Ставропольский край.

Исследование проводилось по трем основным критериям: условия, созданные для ребенка в дошкольной образовательной организации; профессиональная квалификация педагогов учреждения, дополнительные услуги, предоставляемые в детском саду. Хуже всего российские детские сады справились с кадровыми условиями, по этому направлению 99,8% учреждений получили «двойку». Выяснилось, что штатный педагог-психолог отсутствует в более чем половине дошкольных учреждений. Кроме того, количество педагогов со стажем работы от 0 до 5 лет составляет чуть боле 28 тысяч на почти 9 тысяч учреждений, то есть в среднем 3,2 педагога на один сад. Это самый низкий показатель за все время подобных исследований.

С направлением «дополнительные услуги» в детских садах дела обстоят немного лучше. Главная проблема заключается в том, что данные услуги предоставляются лишь в каждом десятом учреждении, а бесплатно ими могут пользоваться только 29% детей.

Анализ направления «условия, созданные для ребенка, в детском саду» также выявил ряд серьезных проблем. Так, лишь треть проверенных учреждений имеют архитектурно-планировочные условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Более половины детских садов были замечены в нарушении СанПиН, а также имеют замечания органов Рособрнадзора по организации питания. Одним из положительных результатов исследования стал показатель наличия в детских садах медицинских сестер, они обнаружились в 75% учреждений.