Как выглядит жизнь женщины в саудовской аравии. Как живут женщины в Саудовской Аравии

Саудовская Аравия - одна из самых консервативных стран в мире, где люди живут согласно догматам ваххабизма, требующего жить так, как жили самые первые мусульмане. Потому по равенству полов государство занимает одну из последних строчек в мире. Несмотря на то, что ситуация начала меняться в лучшую строну, в стране всё еще действует ряд запретов.

Хоть Саудовская Аравия и является богатым и современным государством, там слишком велико влияние религии на повседневную жизнь общества, в особенности женской его части. Мы сейчас немного расскажем тебе о действующих запретах и том, что сейчас там происходит.

Во-первых, у каждой женщины есть опекун, им может быть отец, брат, муж и даже сын. Именно он принимает за нее важные решения, включая образование, работу и замужество и даже просто пройти медосмотр.

По поводу обязательных женских нарядов, скорее всего, знают. Выходя на улицу женщина должна быть одета в бесформенную тунику - абайю, а лицо должно быть закрыто хиджабом. Но нужно учесть, что строгость наряда зависит конкретно от региона.

Саудовские женщины не имеют права общаться с незнакомыми мужчинами, потому различные общественные места оборудованы раздельными зонами - для мужчин и женщин. То же самое касается и домов, гостей принимают в мужской части жилья, но жена имеет право приглашать в свою часть подруг.

Забавно, что огромную критику в мире получают крупные сети, такие как Starbucks или McDonalds за то, что их заведения в Саудовской Аравии также оборудованы раздельными зонами. Единственные места, где мужчины и женщины могут быть в одном помещении - это больницы и банки.

В июле 2018 году саудовским женщинам будет разрешено водить авто, а пока Аравия - единственная в мире страна, где женщина не имеет права садиться за руль. Также им запрещено пользоваться общественным транспортом, лишь поездами, если там прикреплен специальный вагон.

С позволения опекуна, женщина может работать, но список профессий крайне мал. В основном, это врачи, медсестры, учителя и воспитатели. Даже с учетом всех реформ, доля женщин на рынке труда составляет 17 %. С июля они смогут стать таксистами, но автомобили с женщиной за рулем будут обозначаться другим цветом.

Если женщине удается добиться разрешения опекуна на образование за границей, то это никак не влияет на будущую профессию. Будущим работодателям придеться строить специальные женские зоны и отдельные входы.

Тем не менее в 2018 году появились еще две возможности. Во-первых, 16 заведений решилось-таки набирать женщин на должность официанта. А немного позднее правительство разрешило им открывать собственный бизнес без разрешения опекуна. Сделано это было исключительно для стимуляции роста частного сектора.

Также до 2012 году у Саудовской Аравии не было собственной олимпийской женской сборной, но даже сейчас занятия спортом не поощряются, а доступ к тренировочным залам для женщин жестко ограничен.

Весь мир возмущен такой ситуацией в Саудовской Аравии, но дело в том, что там не такой высокий процент женщин согласен бороться за собственные права. И дело не только в устоявшихся традициях, согласно Корану, женщине для попадания в рай достаточно родить двоих-троих детей и хранить домашний очаг.

А самым главным двигателем этих реформ является наследный принц Мухаммед ибн Салман, который сейчас опирается на новую саудовскую элиту, которая обучалась в лучших университетах Европы и США. Они считают, что религия не должна главенствовать в державе. Потому сущетвует некоторая вероятность того, что в ближайшие годы Саудовская Аравия начнет уверенное движение к светскому государству.

А как ты относишься к стольким ограничениям саудовских женщин? Делись мнением в комметариях.

О том, как живется женщинам в Саудовской Аравии ходит много слухов и баек, которые, на первый взгляд, вызывают интерес, но не вызывают сомнений, поскольку простому обывателю эта страна неизвестна, и он принимает на веру все, что где-то когда-то услышал.

Обычно утверждают, что женщинам там живется очень тяжело: ни прав, ни свободы слова, ни возможности как-то самовыразиться. Однако если поездить по Европе или другим странам мира и о России можно услышать огромное количество небылиц, не имеющих под собой никакого основания. Единственным действительно правильным способом узнать правду является поездка в Саудовскую Аравию.

На самом деле, положение женщины в обычном и мусульманском мире – понятия разных полюсов. И приехавшая, например, из Европы девушка сразу почувствует ограничения и запреты. Так, женщинам запрещено находиться на улице без мужчины, причем он должен быть супругом или близким родственником, достигшим совершеннолетия. Не могут аравийские женщины и водить машину. Кроме того, им нельзя ходить в чем-либо, кроме длинного черного одеяния, покрывающего тело с головы до пят, этакого платья-пальто, которое называется абая, а ответственность, если женщина все-таки совершила противоправное деяние, несет за нее супруг. Всю эту информацию несложно найти в интернете, однако куда интереснее убедиться "вживую" в правдивости предположений.

Самое сложное, однако, приехав в страну (что не так просто, особенно женщинам, которым получить визу крайне тяжело) расспросить об условиях у настоящей арабки, поскольку загвоздка состоит в том, что женщинам находится в присутствии мужчин, которые не являются родственниками, запрещено. Кроме того, представительницы прекрасного пола из Саудовской Аравии не могут посещать абсолютно все общественные места. Единственный способ – получить приглашение в гости от местных жителей.

Жилье в Саудовской Аравии

Кстати, примечательные черты можно найти не только в образе жизни, но и в самих жилищах. Как правило, это скопление одноэтажных построек со своим довольно большим внутренним двором и садом. В помещении обычно очень низкие диваны, на которых жители Саудовской Аравии сидеть любят гораздо больше, чем на привычных высоких (для них неудобных) европейских стульях. Заработок у мужчин как правильно довольно велик, потому не редкость в домах встретить огромные плазменные экраны и довольно дорогую мебель и технику.

Женщины и наряды

Когда к мужу приходят гости, жена обычно к ним не выходит, а если что-то необходимо звонит по внутреннему телефону. Однако с женщинами, которые приходят в гости видеться им позволено. К слову, по дому они ходят в обыкновенной и привычной европейской одежде. Разница между уличными и домашними нарядами объясняется тем, что традиционно женщины привыкли хранить свою красоту от посторонних взглядов, показывая ее только родным. Для них это своеобразная зона комфорта, причем женщины нисколько от этого не страдают. Обычаю уже очень много лет, и женщины просто воспринимают это не просто как должное, а как правильное и единственное истинное.

Даже если в гостях друг семьи – мужчина, женщина может выходить к нему только в черном одеянии, с женщинами же проще – те могут видеть их в обыкновенной одежде. Кстати, арабские девушки готовят потрясающе вкусный национальный кофе с ореховым привкусом, по цвету напоминающий слабо заваренный чай. Умение жены правильно сварить такой кофе – повод для истинной гордости мужа.

Кроме современной одежды, которую они носят в доме, женщины и разговаривают не только на арабском. Знанием английского на приличном уровне может похвастаться практически каждая здешняя девушка, а некоторые владеют и другими языками. Кстати, все абаи одинаковы и однообразны только на первый взгляд, на самом деле они бывают из разной ткани, могут быть украшены блестками или стразами, а надеть такой наряд правильно не так уж просто, существует определенная последовательность. А еще абаи отличаются по фасону, мода на который меняется каждый сезон, как на самые обыкновенные наряды. Женщины Саудовской Аравии в следовании тенденциям ничем не отличаются от европейских или американских.

Нельзя не отметить и практичность такой черной одежды в повседневной жизни. Арабская женщина не вынуждена одеваться или краситься, чтобы выйти, скажем, в магазин или куда-то по срочному делу. Достаточно лишь накинуть абаю на повседневную одежду (даже на пижаму или халат) и женщина сразу выглядит прилично и благопристойно. Краситься ей тоже нет никакой необходимости. Все это экономит довольно много времени, которое можно использовать для более нужных или интересных дел.

Под черным одеянием, которое, как кажется, тем, кто не знаком с арабской культурой, является неизменной, однообразной вещью, женщины из Саудовской Аравии носят обыкновенную одежду, не менее модную, чем привыкли носить не мусульманки. Но видят ее только родные и подруги. Кстати, арабские женщины посещают вечеринки, куда приходят в модных платьях и комплектах. Носят они и шорты, и мини-юбки, и топы. Конечно же, с черным костюмом сверху, который, можно снять в гостях у подруги. Естественно, на таких вечеринках нет мужчин.

Арабские девушки

Не стоит также верить сведениям из интернета, гласящим, что арабские женщины – глупые и помешаны исключительно на домашних делах, а кроме этого ничего не знают и не видят. Напротив, они довольно хорошо образованны и современны. Однако тот факт, что с незнакомым человеком, особенно если это мужчина они вряд ли станут откровенничать, да и вообще долго разговаривать, заставляет считать арабских женщин забитыми и скромными.

У них, кстати, есть своя половина в доме, где стоит обычно современная бытовая техника и практически в каждом жилище есть выход в интернет, поэтому не стоит считать, что арабские женщины живут в информационном вакууме. Они смотрят фильмы онлайн, сидят в социальных сетях и пользуются скайпом.

Права и возможности девушек в Саудовской Аравии

Рабынями женщины в Саудовской Аравии не являются. То, что они носят черную абаю, часто, кстати, украшенную не только стразами, блестками, но вышивкой и даже драгоценными камнями, совсем не означает, что под ней находится безвольное существо. Права женщин защищает брачный договор, нарушив который мужчина несет ответственность и наказания за правонарушения против женщин зачастую гораздо более строгие, чем в других государствах. Причем касаться они могут не только таких вопиющих фактов, как рукоприкладство, например, а и плохого обращения (грубость тоже считается) или даже не обеспечения достойных условий жизни. Кроме того, арабские женщины имеют возможность работать. С определенными ограничениями, но тем не менее. Получают они также неплохое образование.

Об обучении стоит сказать отдельно. В Саудовской Аравии есть специальные университеты, как для мужчин, так и для женщин (само собой, раздельные). Причем преподают не только представительницы прекрасного пола, но и мужчины, однако без непосредственного контакта. Преподаватель находится в одной комнате, студентки в другой, а обучение ведется с помощью огромного плазменного экрана. Если у кого-то из учениц возникает вопрос, то она может позвонить лектору по специальному внутреннему телефону. Сами женщины считают, что образование у них достаточно хорошее. Правда, в общении выявляются некоторые пробелы географического образования, которые, впрочем, можно списать на то, что путать названия мест, где никогда не был не так уж и страшно. Не стоит только думать, что они никогда не выезжают их своей страны или города. Случается, что женщины путешествуют с мужьями, однако это не так популярно, например, как в Европе.

Женщины из Саудовской Аравии очень мало знают о жизни других народов и очень интересуются, когда удается встретить женщину другой национальности (так как с посторонними мужчинами общаться запрещено), расспрашивают о традициях, национальной одежде, кушаньях. В общем, им любопытна о европейках вся та информация, которая интересует в них самих европеек. Узнают они странные для них повадки других женщин и мужчин с чьих-то слов, или почитав статьи в интернете.

Учатся арабские женщины часто не для того, чтобы работать, их интересуют знания сами по себе, а работа только с точки зрения увлечения или желания приносить пользу – деньги традиционно зарабатывает мужчина. Если он тунеядствует – это не просто позор, но и в некотором смысле правонарушение. Хотя традиции не позволяют арабам не обеспечивать своих жен и сидеть без дела.

Есть в стране специальные заведения, например, банки, где и посетительницы, и персонал – женщины. Работать, правда, приходится не без ограничений, однако вообще делать это, вопреки убеждениям приезжих, разрешено. Самый существенный нюанс заключается в том, что для того, чтобы приступить к работе или обучению, женщина должна получить разрешение главы семьи (супруга, отца, брата).

Брак в Саудовской Аравии

Многие также считают, что замужество в Саудовской Аравии обязательно для тех, кто только что вышел из детского или подросткового возраста. На самом же деле, возраст для вступления в брак там, как и везде в мире, следует тенденции к увеличению. Часто арабские женщины выходят замуж после окончания учебы в университете. Брак в 25 или 27 лет не считается чем-то из ряда вон выходящим, хотя представители старшего поколения не совсем довольны и согласны с таким положением дел.

Кстати, насчет традиции выдавать девушку замуж за «кота в мешке», то есть мужчину, к которому у нее не то, чтобы нет чувств, а которого она вообще никогда не видела. На самом деле, все обстоит несколько иначе. Действительно, супруга выбирают родители. Договариваются об условиях свадьбы также родители жениха и невесты. Но будущие муж и жена впервые встречаются примерно за месяц до предполагаемой свадьбы, где имеют возможность познакомиться друг с другом. Если они не понравятся друг другу или не смогут найти общий язык, родные, вероятнее всего, не станут настаивать на женитьбе.

Авто

Что касается запрета на вождение автомобиля, то с ним, конечно, не поспоришь, однако в арабских семьях обычно есть водитель, который в любое время готов отвезти женщину куда ей необходимо, а домашнюю работу выполнять самостоятельно тоже не приходится, поскольку чаще всего есть специальные помощницы по хозяйству.

Заключение

Европейским женщинам арабки не завидуют. Напротив, они ужасаются, что те вынуждены постоянно быть на виду у других людей, не имея возможности спрятать лицо и тело. Впрочем, иначе быть не могло, ведь воспитаны и те и другие в абсолютно разных культурных условиях. Случаи же, когда жена обеспечивает мужа, сидящего дома, для арабской женщины вообще кажутся дикими и противоестественными. Они гордятся тем, что могут не работать без желания, а вместе с тем, постоянно чувствовать себя окруженной заботой. Недовольства своей жизнью женщины из Саудовской Аравии, как правило, не испытывают.

В Саудовской Аравии мы оказались практически случайно. Муж работал в международной компании, и на банкете после одной конференции к нему подошел один из региональных руководителей и поинтересовался, не хочет ли мой супруг поработать в другой стране. Например, в Саудовской Аравии. Настроение у мужа было хорошее, и он сказал, что побывать в Саудии — его давняя мечта.

На следующее утро эта идея уже не казалась столь заманчивой, но отказываться было поздно.

Перед поездкой я стала шерстить интернет в поисках информации об этой стране. Пять лет назад найти что-то, кроме «страшилок», было почти невозможно. И не только в интернете: уже приехав в страну, я познакомилась с одним товарищем из Шотландии — он на тот момент уже лет восемь находился в Эр-Рияде и в моих глазах был мегаспециалистом по вопросам жизни в Саудии. Он стал рассказывать мне о том, как тут опасно, что без мужа мне вообще нельзя никуда ходить. Я ему поверила, но вскоре поняла, что все эти ужасы существуют только в воображении нашего знакомого. Все оказалось значительно проще. Да, конечно, есть своя специфика, но ничего страшного или особенно сложного нас не ждало.

Такое восприятие Саудовской Аравии присуще многим иностранцам.

Они приезжают сюда в ожидании ужасов, потом живут в закрытых поселках и ездят по маршруту «дом-работа».

В итоге у них даже нет возможности выяснить, правда ли все то, что они вычитали, или нет: они нигде не бывают, страну не видят и с местными не общаются.

Единственное, что для меня оказалось действительно неожиданным, это то, что со мной не везде будут разговаривать. Я привыкла все свои проблемы решать сама, а тут мне пришлось постоянно привлекать мужа и просить у него помощи в самых простых бытовых вопросах.

Было забавно, что продавцы в магазине не отвечают на мой вопрос, если рядом находится муж. Они будут разговаривать только с ним, даже если вопрос задавала я. Это вызвано тем, что у них не принято говорить с посторонней женщиной и смотреть на нее. Если же я прихожу одна, то со мной общаются, не глядя мне в глаза. Пристально посмотреть на женщину — это проявление крайнего неуважения. Это примерно то же самое, как если бы на московской улице вас схватят за попу, да еще и радостно об этом всем сообщат.

Первое время возникали трудности с перемещением по городу — общественного транспорта у них нет, а пешком никто не ходит, да и негде. Но все решилось с помощью Uber. Там это стоит довольно дешево, поэтому я вызывала машину столько, сколько мне было нужно.

Помимо проблемы с транспортом, мне пришлось искать круг общения, но это было несложно. В Facebook я нашла группу русскоязычных женщин, живущих в Саудии.

А с одной из своих основных саудовских подружек познакомилась в магазине. Ее супруг услышал, что мы говорим по-русски, и отправил ее к нам знакомиться.

В итоге они стали нашими соседями и близкими друзьями. И того шотландца мы вместе все-таки немного переучили.

Единственной сложностью можно назвать отсутствие в свободной продаже алкоголя. Кто-то гонит сам. Некоторые достигли отличных результатов, и их вино и пиво очень похоже на настоящее. У кого-то есть знакомые дипломаты, которые могут подарить пару бутылок спиртного. Любой настоящий алкоголь купить можно, только стоить это будет очень дорого. Бутылка водки обойдется приблизительно в 60 тыс. рублей.

Других проблем я не заметила. Да, нужно носить абайю. Но для меня это просто платье и все. Я не вижу в этом ущемления моих свобод. А зачастую это даже очень удобно, так как перед выходом из дома не нужно думать, что надеть.

Накинула абайку — и красавицей побежала по делам.

В Саудии, в отличие от других мусульманских стран, не муж или отец решает, как должна жить и выглядеть женщина, а король. Поэтому все женщины, находящиеся на территории Саудовской Аравии, обязаны носить абайю и не могут водить автомобиль.

Кстати, местные женщины не бегают. И даже громко не разговаривают. Они несут себя как сосуд с бесценным содержимым и не смотрят по сторонам. Например, приезжая в магазин, машина останавливается возле главного входа, и женщины медленно выгружаются и идут по своим делам. Когда они заканчивают шопиться, машины так же подъезжают ко входу, водитель или муж сажает женщин в машину, грузит пакеты с покупками, и только после этого машина уезжает. А за ней все это время стоит вереница из других автомобилей, приехавших в этот торговый центр, и никто не жалуется, что приходится ждать, потому что в каждой машине сидит по такой же барышне.

Когда я ехала в Саудию, мне почему-то казалось, что там все безумно богаты. Естественно, оказалось, что совсем не все. Конечно, по нашим меркам они живут очень неплохо, но это скорее вызвано местной спецификой. Например, подавляющее большинство местных живет не в квартирах, а в домах. С такими большими семьями ни в какой квартире просто не поместишься.

Поэтому если семья не совсем бедная, то она живет либо в своем, либо в съемном доме.

Практически в каждой семье есть прислуга. Но снова это необходимость, а не роскошь. Например, без водителя никуда. Как я говорила, общественного транспорта нет. С таксистами не каждый мусульманский муж отпустит свою жену, поэтому нужен свой, проверенный. Детей в семьях много, поэтому нанимается служанка, которая следит за детьми и за домом. Услуги домашнего персонала довольно дешевы. Например, зарплата служанки, которая работает 24 часа в сутки, составляет $1000-1500.

В Саудии очень много иностранных рабочих. Начиная от дворников и заканчивая нейрохирургами. Уже несколько лет местные власти ведут работу по уменьшению количества иностранцев, но это очень сложный и медленный процесс. 90% таксистов, чернорабочих, строителей в Саудии — это пакистанцы. Няни, домработницы, мастера в салонах красоты, воспитатели в садиках — это женщины, приехавшие с Филиппин и из Эфиопии. С одной стороны, люди, приезжая в Саудию из развивающихся стран, получают хорошую зарплату и крышу над головой. С другой стороны, отношение к ним неуважительное. Но они тоже периодически «отвечают» своим работодателям.

Очень многие, приезжая, понимают, что смогут заработать значительно больше, если будут работать сами на себя. Например, нанявшись убирать дома несколько раз в неделю, а не живя в семье.

Они сбегают от своих работодателей, а те остаются ни с чем. Теперь, чтобы привезти нового работника, им нужно снова платить большие деньги за визы и снова ждать. Этот процесс занимает не один месяц. К сожалению, на сегодняшний день практически нет агентств, которые помогают найти водителя или домработницу в Саудии, не привозя их из другой страны. А поскольку въезд в королевство возможен только по рабочей визе, то не остается никаких легальных путей, кроме как снова ждать и надеяться, что новая домработница не сбежит от тебя в поисках лучшей жизни.

Кстати, несмотря на то, что налогов в Саудовской Аравии нет, здесь есть так называемый налог для бедных. Если вы хотите привезти работника либо как частное лицо нанять домработницу, либо от лица компании пригласить западного специалиста, то вам нужно оплатить его визу, налог и билет в две стороны. Это получится в среднем 300 тыс. рублей. Таким образом вы платите государству, чтобы оно помогало малоимущим гражданам.

Отдыхать от своей спокойной и размеренной жизни большинство саудовцев ездят в Бахрейн.

От Эр-Рияда до Манамы, столицы Бахрейна, около четырех часов езды. В четверг вечером (выходные в арабском мире — это пятница и суббота) на границе Саудовской Аравии и Бахрейна выстраиваются огромные очереди. На острове, в отличие от Саудовской Аравии, разрешен алкоголь и есть увеселительные заведения, а женщины имеют право носить любую одежду и водить машину. Если надоел Бахрейн, рядом находятся Шарм-эль-Шейх и Дубай, в которых можно с легкостью получить все то, что запрещено в Саудии. Да и до Мальдивских островов рукой подать.

Самое привлекательное для иностранцев — это, конечно, зарплаты. Здесь они одни из самых высоких в мире. Раньше были самые-пресамые, но теперь на первое место вышел Иран. Хороший специалист получает от 300 тыс. рублей в месяц (при этом хорошая англоязычная школа стоит от 50 тыс. рублей в год). Плюс ко всему компании дают хороший социальный пакет в виде оплаты жилья и школы, автомобиля, страховки на всю семью. И все это бесплатно для работника.

Конечно, если человек устроился чернорабочим на стройку, ему никто не снимет виллу в дорогом коттеджном поселке.

Но по сравнению с зарплатой и условиями жизни такого же рабочего у себя на родине он выиграет. К сожалению, за последние несколько лет зарплаты в Саудии стали снижаться. Финансовый и нефтяной кризисы добрались и сюда.

Большинство иностранцев живут в закрытых поселках, кампаундах. Они бывают самые разные. Есть обычные поселки с 10-20 домиками и парой бассейнов. А есть огромные, как города, с магазинами, школами, поликлиниками и кинотеатрами. Стоимость жилья в таких кампаундах очень высокая. Обычно жилье в них предоставляется сотрудникам крупных американских или британских компаний.

В среднем виллу можно снять от 1,5 млн рублей в год за двухэтажный дом в небольшом кампаунде и до 10 млн рублей за роскошную виллу в огромном поселке с развитой инфраструктурой. Еще на стоимость жилья влияет соотношение представителей разных национальностей, проживающих по соседству. Например, есть поселки, где живут только люди с европейскими паспортами. Такое жилье считается более престижным. Есть кампаунды, где основная масса жителей — арабы из самых разных стран. В них стоимость будет уже пониже.

Большинство женщин, приехавших в Саудию, не работают. «Женскими» считаются профессии врача или учителя. Например, быть женщиной-брокером по продаже недвижимости практически невозможно. С ней как со специалистом просто никто не будет разговаривать. На сегодняшний день в Эр-Рияде есть только одна женщина, которая смогла завоевать себе право работать на этом рынке.

В основном женщины-иностранки придумывают себе разные хобби.

Например, проводят coffee-morning на территории разных кампаундов. Одни женщины устраивают ярмарки по продаже своих творений, другие приходят на все это посмотреть, попить кофе и поболтать. Сходить в кафе или в ресторан в женской компании не всегда удобно, поэтому такие «утренники» самый оптимальный вариант встретиться с подружками и обсудить последние новости. Большинство женщин-иностранок в Саудии живут жизнью «светских львиц» — ходят по магазинам, ресторанам и в гости.

Есть еще один интересный момент — очереди. В магазинах всегда есть отдельные очереди для одиноких мужчин и для женщин или семейных пар. До недавнего времени в аэропорту была отдельная очередь для пакистанцев. Она двигалась крайне медленно, пограничники могли уйти на неопределенное время, начать болтать или устроить перекур на месте. Очередь, в которой стояли европейцы и саудовцы, двигалась в обычном режиме. Несколько лет назад в аэропорт приехал с инспекцией один из принцев, и ситуация резко изменилась. В зоне прилета сделали ремонт, изменили систему регистрации прилетающих и упразднили отдельные очереди. Стало все в разы приятнее и быстрее.

Кстати, в больших торговых центрах есть отдельные дни для посещения одинокими мужчинами. Женщины и семейные могут приходить в любой день и время.

Правил дорожного движения не существует вообще, на дорогах полный хаос. Ездить поначалу очень сложно. Еще саудовцы не признают ремни безопасности и детские автокресла.

Годовалый малыш совершенно спокойно может сидеть на руках у водителя и высовываться в открытое окно.

Если случается авария, но машины получают незначительные повреждения, то водители могут даже не остановиться, не говоря уже о том, чтобы вызывать полицию.

Из развлечений здесь только шопинг и рестораны. Магазинов очень много, и все они просто огромные. Выбор товаров гигантский. Несколько раз в год скидки, и довольно большие. Огромное количество товаров можно купить дешевле на 70-90%. Хотя, конечно, есть свои особенности. Многие магазины завозят старые коллекции, которые в Европе уже никто не покупает.

Ресторанов тоже очень много, на самый разный вкус. Но почти все они, даже самые дорогие, не дотягивают до роскошных европейских. У местных очень распространено заказывать еду на дом. Каждый ресторан или даже самая маленькая забегаловка предлагают услуги доставки.

В ресторанах предусмотрены отдельные зоны для семейных и женщин и для одиноких мужчин.

К русским относятся совершенно нормально. Честно говоря, за все годы, прожитые в самых разных странах, мы не сталкивались с открытой неприязнью. Только один раз на каком-то барбекю в Эр-Рияде к моему мужу подошли сирийцы и стали объяснять, что он виноват в гибели их соотечественников.

Нам повезло с людьми, с которыми мы тут познакомились. Например, один коллега мужа оказался совершенно прекрасным человеком. Он с огромным удовольствием погружал нас в саудовскую действительность, помогал адаптироваться, показывал интересные места, знакомил с местной культурой. Среди наших знакомых оказались люди из самых разных стран, и это дало возможность постоянно узнавать что-то новое. Я нисколько не пожалела, что когда-то мы приняли решение поехать в Саудию. Да, мы не останемся здесь на много лет, несмотря на все финансовые блага, но увезем отсюда только приятные воспоминания.

Дорогие читатели «Газеты.Ru»!.

Аль-Мамляякату аль-Арабиийяту ас-Саудиийяту – именно так звучит название королевства, которое между собой его жители называют коротко «ас-Саудия».

Религия как жизненный уклад

Саудовская Аравия – та страна, где ислам зиждется не на страхе, а на внутреннем понимании «слова Аллаха», она находится в самом сердце исламского мира, гранича с Катаром, Оманом, Кувейтом, Ираком, Эмиратами. Это родина арабских племен, которые еще в 622 году после победного похода султана Османской империи Селима II приняли ислам как единственно возможную религию. Именно отсюда началось распространение мусульманства на Восток, вытесняя иудейскую веру.

Религиозные воззрения здесь подкреплены историческими фактами, доподлинно известно, что пророк Муххамед долгие годы проповедовал именно на территории Халифата, при нем были выгнаны неверные из Хиджаза. По сей день иноверцам строжайше запрещено проживать на территории священных Мекки и Медины.

Местные жители живут по «букве Корана», судебная власть, безусловно, есть, но основывается она на нормах Шариата. Здесь отрубают руку за кражу, голову – за насилие. Здесь действует религиозная полиция, которая не только следит за мусульманами, но и за неверными, которым запрещено отправлять религиозные культы на территории страны, демонстрировать свои религиозные предпочтения и пр.

Время в этой стране тянется медленно. Арабы неторопливы, они могут себе позволить провести час-другой в кафе на воздухе, после чего отправиться на работу. опоздать на встречу к иностранцу тоже не страшно, но вот иностранцу, задержавшемуся в пути, это вряд ли простят.

Фиксированного времени работы у предприятий и магазинов тоже нет, исключение лишь административные органы и жазнеобеспечивающие организации. В пятницу не работает никто – это день молитв.

В магазинах вы вряд ли найдете игрушки в виде животных. Коран считает, что создавать их нельзя, потому как иначе человек будет пытаться уподобиться Аллаху. Забавно, но в городах мужчинам запрещено выгуливать домашних питомцев, а вот женщинам – можно.

Женщины ислама

О положении женщин в Саудовской Аравии говорят много, отмечая их незащищенность и бесправность. Действительно, женщина всецело подчинена , однако это не так плохо, как кажется, ведь она «вверена ему Аллахом», что для правоверного означает необходимость оберегать ее. И мужчины действительно берегут своих женщин. Особенно от чужих глаз.

Все женщины обязаны покрывать голову, скрывать лица и носить специальную одежду вне дома. Каждая из них имеет своего «опекуна» - старшего мужчину, который следит за верностью ее действий, именно он решает, может ли подопечная получать образование, обращаться за медицинской помощью, посещать общественные места и пр.

В выборе мужа девочки не свободны, их выдают в 10 лет по предварительной договоренности между семьями. Быть невесте на свадьбе не обязательно.

Между тем, женщины работают, ведут активную жизнь, но, правда, только между женщинами. Запрещено ходить в гости , сидеть с ними за одним столом и уж тем более вступать в спор.

Женщинам нельзя иметь водительские права, поэтому за рулем только мужчины. Запреты распространяются и на иностранок, поэтому пройтись в европейском платье по столице не удастся.

Коллегия ученых из Саудовской Аравии пришла к немыслимому и невиданному доселе выводу. Еще вчера женщина в этой стране ценилась как предмет домашнего обихода, но ее повысили в правах и отныне она уже обладает правами животных.

Они решили, что женщины в действительности являются млекопитающими, а значит, они должны быть наделены теми же правами, что другие животные из этого класса – верблюды, одногорбые верблюды и даже козы, сообщает İslaminsesi со ссылкой на shafaqna.com.

Французский новостной ресурс Journal de Montreal пишет по этому поводу, что центры по защите прав женщин во всем мире, высмеивая это "антропологическое" открытие саудовских ученых, отмечают, что оно действительно является поворотным пунктом в истории: "Еще вчера женщина в этой стране ценилась не более, чем предмет домашнего обихода. Однако теперь женщина уже обладает правами животных. Раньше в Аравии женщина была как бездушное существо, но отныне это не так. Она, как минимум, ценится как верблюд или коза".

Правозащитники, надсмехаясь над этим решением, также говорят, что саудовским женщинам надо еще немного подождать, чтобы, наконец, их тоже посчитали за людей, и возможно следующее открытие саудовских ученых откроет им путь в этом направлении…


А что говорит на эту тему Википедия?

Права женщин в Саудовской Аравии - комплекс правил и ограничений, наложенных на женщин, проживающих в Саудовской Аравии, основанных на патриархальных законах шариата. Женщинам в Саудовской Аравии запрещено принимать участие в выборах, заниматься политикой, хотя король Абдалла обещал, что представит женщинам возможность голосовать с 2015 года. Саудовская Аравия является единственной страной в мире, где женщинам запрещено водить машину. Также, по данным на 2009 год, страна занимает 130-е место из 134 стран по ущемлению женских прав. Это также единственная страна, которая получила нулевой балл по политическим и общественным правам, предоставленным женщинам. Однако, начиная с 2008 года, на фоне улучшения экономики, намечаются постепенные тенденции к смягчению гендерной дискриминации.

Женщины не могут передвигаться самостоятельно без сопровождения мужа/родственника, водить машину, использовать общественные автобусы, общаться с мужчиной не мужем/родственником. Женщины обязаны носить чёрные абайи, а в некоторых регионах - оставлять открытыми только глаза. Хотя доля женщин с высшим образованием значительно выше, чем среди мужчин, качество образования для них хуже, ограничен спорт, а самих высших женских учебных заведений меньше, поэтому многие женщины уезжают за границу, хотя стипендии от правительства им предоставляются в 3 раза меньше, чем мужчинам. Женщина не имеет права учиться/работать/уезжать за границу, если ей разрешения не даст муж/родственник.

Женщина по закону получает в 2 раза меньше наследства, чем мужчина, по достижении её ребёнком семилетнего возраста права на него безоговорочно принадлежат отцу/деду. Девочку позволяется выдавать замуж в любом возрасте, поэтому такие дети зачастую бросают учёбу. При подаче иска в суд, женщине необходимо иметь 6 мужчин-свидетелей, показания женщины имеют в 2 раза меньшую ценность. Если женщину изнасиловали, то она может быть наказана, за то, что «спровоцировала» мужчину на преступление (ранний контакт с мужчиной или нарушения дресс-кода). Ребёнок саудовской женщины, чей отец является иностранцем, не имеет права на получение саудовского гражданства.

17 % рабочего населения в Саудовской Аравии составляют женщины.

История

Права женщин в саудовском обществе основаны на Шариате (исламском законе), Коране, хадисах (учениях пророка Мухаммеда) и племенных законах. Шариат интерпретируется в строгой суннитской форме ислама, как «праведный» путь Салафов. Так как в стране отсутствуют чёткие законы, то судьи наделены значительными дискреционными полномочиями, позволяющими им решать вопросы, как правило, в пользу племенных обычаев. Изменение интерпретации исламских законов зачастую приводит к разногласиям. Например шейх Ахмад Кассим Аль-Гамди, глава религиозной полиции, утверждал, что запрет на «ихтилат» (гендерное равенство/смешение) не имеет ничего общего с шариатом, другой же шейх Абдул Рахман аль-Баррак издал фетву, что все сторонники «ихтилата» должны быть убиты.

Политические и религиозные деятели часто ссылаются на жизнь пророка Мухаммеда , чтобы доказать, что ислам поощряет сильных женщин. Первая жена пророка Хадиджа была предпринимателем, которая верно следовала за Мухаммедом, а потом взяла на себя инициативу в предложении руки и сердца. Другая жена, Айша, командовала армией в битве при Басру и стала автором многих хадисов. Мухаммед установил первые права женщин в арабской культуре, сказав: «У вас есть права над вашими женщинами, и ваши женщины имеют права над вами».

События террористического акта в Мекке в 1979 году побудили правительство к пересмотру взглядов на выполнение норм шариата - до этого, несмотря на то, что население традиционно исповедовало ислам, религия не была привязана к политике и западные нововведения воспринимались нейтрально. До 1979 года женщины могли водить машины, встречаться с мужчинами - не-махрамами (не муж/родственник) и ходить в общественных местах без абайи. Иранская революция в этом же году побудила к возрождению политического исламского фундаментализма во многих исламских странах, что послужило началом создания исламизма, который прежде всего отвергает все западные ценности и вестернизацию страны.

В 1979 году фундаменталисты де-факто захватили власть, устроив свою штаб-квартиру в большой мечети Масджид аль-Харам. Это послужило началом образованию консервативного исламистского государства, в числе изначальных призывов был запрет женщинам получать образование. Газеты и прочие СМИ стали соблюдать строгие религиозные нормы, например, все изображения с женщинами были исключены. Министерство внутреннего образования открыто препятствовало женщинам, работающим по найму, в том числе и иностранкам. Стипендии для женщин на учёбу за границей сократились. Ношение абайи в общественных местах стало обязательным. Строгий фундаментализм сохранялся относительно неизменным до событий теракта 11 сентября 2001 года во Всемирном торговом центре, после чего политика исламского фундаментализма стала подвергаться международной критике по той причине, что 9 из 11 террористов были саудовцами.

После прихода к власти Абдаллы в стране произошёл ряд реформ, в частности, он открыл первый университет для совместного обучения женщин и мужчин, принял законы против насилия в семье. Также король поддерживает возможность голосования женщин на выборах и предоставления женщинам водительских прав. Однако критики отмечают, что реформы слишком незначительны и больше имеют символический характер.

Практика применения прав и законов зависит также от региона. Джидда, город-порт, принимающий иностранцев, и торгово-экономический центр Саудовской Аравии, является более либеральной. Эр-Рияд и остальной округ Неджд, где расположена королевская династия Саудитов, имеет гораздо более строгие и консервативные законы. Запрет на вождение женщинами автомобиля, как правило, не соблюдается в сельской местности.

Консерваторы стремятся сохранить, как они утверждают, традиционные ценности исламской культуры и права, так как по их мнению Саудовской Аравии, как центру исламского мира, необходимо строгое соблюдение консервативных ценностей. Активисты - сторонники сексуального равенства, такие как Ваджеха Аль-Хувайдер, сравнивают права саудовских женщин с рабскими.

Относительно прав женщин саудовская поговорка гласит: «Это культура, а не религия ». Большинство саудовцев, будучи мусульманами, не видят главного препятствия правам женщин в исламских законах. По словам одной из журналисток, «Если Коран не затрагивает ту или иную тему, то священнослужители запросто могут причислить это к хараму (греху), лишение женщин права на вождение машины является ярким тому подтверждением». Другая журналистка, Сабрия Джавхар, утверждает, что «патриархальный ислам» является западным стереотипом, комментируя следующее: «Если бы права женщин базировались на истинных исламских законах, а не на небрежных племенных обычаях, то вопрос дискриминации женщин был бы закрыт».

Асма-аль-Мухаммад, редактор телеканала Аль-Арабия, отмечает, что женщины всех других мусульманских народов, в том числе и за пределами стран Персидского залива, играют гораздо большую роль в политике мусульманских стран, чем саудовские. Также в таких мусульманских странах, как, например, Гамбия или Индонезия , права женщин гораздо шире.

Саудовское правительство оказывает также сильное психологическое давление на женщин и их роль в стране. В частности, в 2006 году при опросе более 80 % женщин высказались, что они не считают необходимым иметь право водить машины и работать с мужчинами. Другой опрос также показывает, что большинство саудовских женщин поддерживают идею о том, что женщина не может заниматься политикой. Примечательно, что ни в одной мусульманской стране такого рода «смиренных» ответов женщины не давали и даже наоборот, большинство саудовских женщин поддерживают гендерные роли в стране, считая, что их реформа противоречит мусульманским ценностям и сопутствует влиянию западной культуры. Многие женщины уверены, что они достаточно независимы или утверждают о так называемой «уникальности общества Саудовской аравии», что является основным объектом для критики сторонников реформ. Журналистка Маха Акил часто критикует сексистские законы правительства, но утверждает, что Запад критикует то, чего не понимает, заявляя следующее: «Мы не просим женских прав в соответствии с западными ценностями и их образом жизни, мы просим права в соответствии с исламом, посмотрите на нашу историю, наши образцы для подражания».

Мужчина-опекун

Согласно законам Саудовской Аравии все женщины обязаны жить и передвигаться за пределами дома вместе с мужчиной-махрамом - родственником/мужем. Мужчина-опекун играет важную роль фактически во всех аспектах жизни женщины. Формально данная система создана для защиты женщины в соответствии с исламскими нормами. По данным на 2008 год, любая женщина официально не может заключать/разрывать брак, получать образование , передвигаться по стране, уезжать за границу, работать, открывать счета в банке, делать плановую операцию без соглашения мужчины-опекуна. Фактически права женщин ещё более ограничены, чем права несовершеннолетних в других странах.

Хотя в 2008 году эти правила были отменены, практика наличия мужчины-опекуна продолжает повсеместно существовать, по той причине, что формально никаких законов против неё принято не было. Их продолжают осуществлять в соответствии с «принятыми обычаями» и в зависимости от конкретных должностных лиц и учреждений (больницы, полицейские участки, банки и т. д.). Должностные лица могут требовать присутствия мужчины-опекуна, если женщина полностью покрыта и не может доказать свою личность самостоятельно. В таких условиях женщины фактически не имеют возможности подать жалобу на опекуна.

Согласно законам Саудовской Аравии, мужчина-махрам является непосредственной частью женских прав в стране. В 2010 году было проведено интервью с работницей Министерства образования, Ноурой Абураххман, которая защитила интересы мужского опекунства, утверждая, что это ни что иное, как обеспечение защиты и любви:

Саудовские женщины часто говорят о том, что главная область, требующая реформирования - женское образование.

Начальное образование

Половая сегрегация практикуется с первого класса. Девочки и мальчики посещают отдельные школьные заведения. Учителя-мужчины не имеют права преподавать в женских школах, и наоборот, учительницам закрыт вход в мужские школы.

Высшее образование

В Саудовской Аравии располагается университет принцессы Норы нинт Адель Рахман, крупнейший в мире женский университет. Религиозные представления о гендерных ролях и мнение о том, что образование более значимо для мужчин, привело к тому, что женских учебных заведений гораздо меньше, а женщина обладает гораздо более ограниченными образовательными возможностями. Половая сегрегация в профессиональной жизни также повсеместно распространена. Традиционно считается, что женщины не могут работать в области техники, здравоохранения, архитектуры и права. Однако в наше время почти 60 % всех саудовских студентов составляют женщины. Из-за недостатка возможностей получать образование на родине большинство девушек учатся за границей, однако опекунство махрама и обязанность ношения паранджи затрудняет возможность женщины учиться за границей. Несмотря на то, что количество мужчин и женщин, учащихся за границей, было одинаковым в 80-е годы, по данным на 1992 год мужчины, учащиеся за границей, получали в три раза больше государственных стипендий. Женщинам в первую очередь предлагают изучать сферу услуг и социальные науки . Образование в области медицины, государственного управления, естественных и социальных наук и исламского богословия были признаны официально возможным для женщин. По данным на 2007 год, среди всех выпускниц университетов 93 % имели преподавательское или естественно-научное образование.

Король Абдалла открыл первый в стране университет науки и технологий с совместным обучением для мужчин и женщин. Однако для женщин была отведена отдельная территория университета, чтобы им не приходилось носить полностью закрывающую одежду. В первом году после открытия университета 15 % студентов составляли женщины, все они ранее учились в зарубежных университетах. Занятия проводятся на английском языке. Открытие университета вызвало общественную дискуссию. Некоторые религиозные деятели, такие, как глава религиозной полиции Ахмад Аль-Касим Ганди, поддержали идею отмены гендерной сегрегации в области работы и образования, указывая, что о ней в Коране ничего не написано. После этого начались призывы уволить главу религиозной гвардии.

Очень важную роль в образовании женщин играют коммуникационные технологии. Многие женщины по настоянию мужчины-опекуна не имеют права покидать территории своих домов, поэтому для них колледжи предусматривают дистанционные уроки посредством электронных коммуникаций. По законам мужчине-преподавателю запрещено обучать женщин, но из-за острой нехватки женщин-преподавателей в высших учебных заведениях поощряется преподавание со стороны мужчины, если учитель и ученица не видят лиц друг друга.

Одним из главных препятствий к образованию является детский брак, так как на молодую жену опускается тяжёлое бремя ответственности за семью, рождение и уход за детьми. Чаще всего это происходит во время начала полового созревания (11-14 лет), тогда девушка может бросить обучение. Примерно 25 % девушек не могут посещать колледж из-за раннего брака. По данным 2005-2006 года 60 % девушек преждевременно бросили учиться по разных причинам.

В 2009 году король назначил заместителя министра женского образования Нору аль-Фаиз, которая стала первой в истории женщиной с полномочиями такого высокого уровня.

Спорт

Саудовская Аравия до 2008 года была единственной страной, которая не представляла женщин на олимпийских играх, хотя женские команды в стране существуют, их просто не допускали, потому, что это якобы противоречило исламским принципам.

В июне 2012 года посольство Саудовской Аравии в Лондоне объявило, что саудовские спортсменки будут допущены к олимпийским играм в 2012 году в Англии. Саудовский блогер Эман аль-Нафжан в своём блоге описал, что по состоянию на 2012 год саудовские девушки не получают какого либо спортивного образования в школах и имеют крайне ограниченный доступ к спортивным сооружениям, а спортсменки Сара Аттар, Водждан Шахеркани и Жасмин Алькхальди (филиппинка по матери) пользуются большой популярностью и поддержкой саудовского интернет-сообщества.

В 2013 году саудовским женщинам было разрешено кататься на велосипедах, но только в парках и других зонах отдыха. Они также обязаны быть полностью покрытыми и быть в сопровождении опекуна. Также в 2013 году правительство впервые санкционировало спортивные уроки для девочек в частных школах.

По законам страны, женщинам запрещено посещать открытые спортивные мероприятия, широкую огласку в СМИ получил случай в 2014 году, когда женщина, переодевшаяся в мужской костюм проникла в стадион, во время матча между командами по футболу, за что была арестована.

Передвижение

Передвижение женщин по стране очень ограниченно. Им не позволяется выходить за территорию дома без сопровождения мужа/родственника. Однако по необходимости женщины часто вступают в контакт с чужими мужчинами во время работы и покупок.

Женщинам нельзя водить машину, хотя этот запрет повсеместно нарушается в сельской местности. Примечательно, что нет конкретного закона, запрещающего водить машину женщинам, однако женщинам не выдают государственные лицензии на вождение автомобиля, даже если у них есть иностранные права, делая их поездку незаконной. К тому же большинство саудовских учёных и религиозных деятелей причисляют вождение машины женщиной к греху. В частности профессор Камаль Субхи утверждает, чти если женщинам в стране позволить водить автомобили, через десять лет там не останется девственниц. Другой влиятельный шейх Салех Лохайдан заявил, что если женщина будет водить машину, то она может родить ребёнка с врождёнными дефектами.

Ниже приведены основные аргументы консерваторов, выступающих за запрет вождения:

вождение машины подразумевает непокрытое лицо;

женщины начнут чаще покидать дома и забудут о семейных обязанностях;

женщины начнут чаще общаться с чужими мужчинами, например во время дорожных инцидентов;

женщины заполонят дороги, и многие молодые мужчины потеряют возможность сами ездить на машинах;

вождение машины женщиной является первым шагом к падению традиционных ценностей, важным аспектом которых является половая сегрегация.

Женщины как правило не могут пользоваться услугами общественного транспорта, хотя на практике повсеместно используется услуга таксиста или частного водителя, что, однако, считается нежелательным. Женщины имеют ограниченный доступ к автобусам и поездам. Для женщин есть специальные секции с отдельном входом, которые находятся в конце. Автобусные компании, обслуживающие наибольшую часть Эр-Рияда и Джидды, не перевозят женщин вообще.

Запрет на вождение машины подвергается критике и со стороны более либеральных мусульман, в качестве основных аргументов они приводят:

в Коране ничего не написано про запрет на вождение,

запрет вынуждает женщин совершать лишний контакт с незнакомыми таксистами, таким образом закон наоборот способствует нарушению гендерной сегрегации,

увеличивается финансовое бремя для семьи, в результате женщина тратит 30 % своего дохода на такси,

запрет препятствует занятости женщин и получению ими образования.

Кроме того, водители-мужчины являются частым источником жалоб на сексуальные домогательства, и система общественного транспорта по праву считается ненадёжной и опасной. Король Саудовской Аравии заявил, что хочет разрешить женщинам ездить, но когда общество будет готово к этому:

« Я твёрдо верю в женские права. Моя мать женщина. Моя сестра женщина. Моя дочь женщина. Моя жена женщина. Я верю, что настанет день, когда женщины начнут водить машину. На деле, если вы посмотрите на загородные территории, вы найдёте женщину за рулём. Я считаю, что это будет возможно в своё время и верю, что терпение это добродетель. »

Запрет на вождение женщинами поддержал саудовской историк Салех аль-Саадоон, утверждая, что это самая надёжная защита для женщин от внезапного изнасилования в противовес западным странам, которые «не заботятся о своих женщинах». При этом историк в ответ на возражения саудовских активисток признал, что женщина имеет шанс быть изнасилованной шофёром и предложил в качестве альтернативы нанимать иностранок.

6 ноября 1990 года 20 саудовских женщин устроили незаконную поездку на машинах по улицам Эр-Рияда в знак протеста против запрета на вождение. Их задержали инспекторы дорожной службы, женщины были взяты под стражу. Их освободили после того, как опекуны подписались под бумагами, где обещали, что эти женщины больше не будут водить. Вскоре по городу были распространены тысячи листовок с именами женщин и их мужей, где первых называли проститутками, а вторых сутенёрами. Женщины были отстранены от работы, у них конфисковали паспорта, им запретили общаться с прессой. Примерно через год после протеста они вернулись к работе и получили обратно свои паспорта, но за ними продолжалась слежка, им также было отказано в повышениях на работе.

В 2008 году адвокаты, выступающие за права женщин водить, собрали около 1000 подписей в надежде убедить короля Абдаллу снять запрет, однако попытка не увенчалась успехом. На Международный женский день 2008 года саудовская активистка, известная своими феминистскими настроениями Ваджеха аль-Хувайдер, разместила видео на YouTube, где она находится за рулём машины в сельской местности и комментирует:

« Я бы хотела поздравить всех женщин, которые через борьбу получили свои права, и надеюсь, что каждая женщина, которая продолжает бороться за свои права, однажды получит их. »

Во время протестов в 2011 году проводились и другие акции с участием женщин за рулём, которые выкладывались на YouTube и Facebook. Одна из них - #women2drive, была организована активисткой Манал аш-Шариф под лозунгом «Научите меня водить так, чтобы я могла защитить себя», многих женщин тогда вдохновили события арабской весны .

Однако многие ещё скептически смотрят на возможность в ближайшем будущем отменить запрет на вождение, так как большинство консерваторов, чьё влияние в стране велико, твёрдо убеждены, что разрешение на вождение машины может стать рычагом к переходу к западному образу жизни и уничтожению традиционных ценностей.

В начале 2012 года правительство начало рассматривать предложение о создании общенациональной автобусной системы только для женщин. Активисты разделились во мнениях, одни поддержали идею, утверждая, что это снизит частоту сексуальных домогательств таксистов и транспортные расходы. Другие критикуют, утверждая, что это бегство от реального вопроса, касающегося признания права женщин на вождение. В июле 2011 года женщина из Джидды была приговорена к десяти ударам плетью за вождение машины. Это вызвало общественный резонанс, так как до этого женщина была обязана подписать обязательство, что никогда не сядет за руль. Наказание поркой стали применять после проведения акций в поддержку женских прав в июне. Король Абдалла пообещал защитить права женщин и отменил приговор.

Женщины также не могут выехать за границу без разрешения мужчины-опекуна, этот запрет распространяется на жён, взрослых незамужних дочерей и сыновей саудовцев, не достигших 21 года, даже если они являются гражданами других стран.

В сентябре 2013 года группа из 16 женщин-активисток устроили автопробег, за что должны были заплатили штраф в размере 80$, а их опекунов обязали прятать ключи от женщин.

Правовые вопросы

Политическая жизнь

Нура аль Фаиз, заместитель министра по женскому образованию , первая саудитка, занимающая государственную должность такого уровня.

Саудовская Аравия является абсолютной монархией с консультативной ассамблеей (шурой), законодатели назначаются самим королём. Хотя женщины играют очень незначительную политическую роль, их доля и полномочия увеличивается в течение нескольких последних лет. По законам, только мужчины старше 30 лет могли стать законодателями. По объявлению короля Абдаллы с 2011 года членами ассамблеи могут стать и женщины. По данным на январь 2013 года женщины в ассамблее занимали 30 мест]. Кроме того, в этом же году три женщины были назначены заместителями председателей трёх комитетов: Турайя Обейд - в комитет по правам человека и петициям, Зейнаб Абу Талиб - в информационный и культурный комитет, Лубна Аль Ансари - в комитет по вопросам здравоохранения и охраны окружающей среды. Также важным событием является то, что в апреле 2012 года Мунира бинт Хамдан Аль Осайми была назначена помощником заместителя в медицинском отделе службы по делам министерства здравоохранения. Женщины не могли голосовать или баллотироваться во время муниципальных выборов в стране в течение многих десятилетий. В 2011 году некоторые из них пытались зарегистрироваться в качестве избирателей, но безуспешно. В сентябре 2011 года король Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд объявил, что женщинам предоставится право голосовать и баллотироваться на выборы в 2015 году. Женщины имеют право занимать должности в советах директоров торговых палат. В 2008 году впервые две женщины были избраны в советники Джидды в области торговли и промышленности. Среди служащих высокого суда или высшего судебного совета всё ещё нет ни одной женщины, однако на должность заместителя министра женского образования также впервые в феврале 2009 года была назначена женщина. В 2010 году правительство объявило, что женщинам будет позволено занимать должность юристов по семейным делам.

Во время суда свидетельство мужчины считается вдвое ценнее (стоит показаний двух женщин). Поэтому как правило женскую сторону замещают родственники-мужчины, которые говорят от их имени.

Удостоверение личности

До 2008 года женщине не позволялось оставаться в отелях без сопровождения мужчины-опекуна. Однако королевство издало указ, что женщине теперь достаточно предъявить национальное удостоверение личности, отель же должен объявить информацию о забронированном номере в ближайшее отделение полиции, данное правило распространяется и на мужчин.

В апреле 2010 года была введена новая дополнительная ID-карта для женщин, которая позволяет им путешествовать по странам ССАГПЗ, однако карты отслеживаются через GPS , а в качестве удостоверения используются отпечатки пальцев, которые сложно подделать. Если женщина выезжает за границу, то должна получить удостоверение от опекуна. Сторонники утверждают, что новое женское удостоверение личности позволяет женщине осуществлять свою деятельность с лёгкостью и не бояться создания подделок на их имя. Как правило женщины в Саудовской Аравии зарегистрированы на удостоверение личности своего отца или мужа. Улемы и религиозная власть выступают против выдачи отдельного удостоверения личности для женщин, указывая, что карты, которые показывают открытое лицо женщины, нарушают законы страны о ношении паранджи.

Сексуальное насилие и рабство

Брак с иностранцем

В 2013 году главное управление по вопросам выдачи паспортов позволило саудовским женщинам заключать брак с иностранцем, и их дети (если живут с матерью) будут иметь вид на жительство в Саудовской Аравии, а в будущем смогут работать в частном секторе страны. Также мать может привезти своих детей, если те живут за рубежом, при условии, что те не имеют судимости. Иностранные мужчины, женатые на саудовских женщинах, получают также права на работу в частном секторе, при условии, что на их удостоверении есть графа «муж саудовской жены», и иметь действительный паспорт, чтобы иметь возможность вернутся в родную страну в любое время.

Вопрос о наследстве

Если наследство делится между мужчиной и женщиной, то вторая получает в два раза меньше, согласно писанию Корана , где говорится, что дочери должны наследовать вдвое меньше, чем сыновья - [Коран 4:11]. В сельской местности некоторые женщины и вовсе лишены каких-либо прав на наследство, так как считаются иждивенками отцов или мужей. Также, если женщина не принадлежит клану, это достаточный повод для того, чтобы лишить её права на наследство.

Реформы

События теракта 11 сентября заставили саудовскую власть пересмотреть свои принципы фундаментализма, так как было известно, что 9 из 11 террористов-моджахедов были саудовцами. С того момента консервативные религиозные деятели и шариатская гвардия уменьшили свою роль в обществе и политике, а на государственные должности были назначены реформисты. Правительство заявило, что отозвало поддержку школам , признанных экстремистскими.

Правительство во главе с королём Абдаллой рассматривается умеренно прогрессивным. Он открыл первый в стране университет с совместным обучением, назначил членом кабинета первую женщину и запретил насилие в семье. Хотя гендерная сегрегация ослабла, она продолжает повсеместно практиковаться. Критики утверждают, что реформы короля слишком незначительны и имеют больше символический характер. Консервативное исламское духовенство, которое обладает большой властью в стране, делает постоянные попытки препятствования предоставлению новых прав женщинам и даже отстояло запрет на закон, запрещающий детские браки. Женщины не имели права голосовать на первых муниципальных выборах в стране, хотя король поддерживает право женщины водить машину и голосовать. В последние несколько лет несколько женщин заняли низшие чиновнические должности. Нора Аль-Фаиз, первая женщина-член кабинета, не может появляться на виду остальных без чадры, на телевидении без специального разрешения и говорить с коллегами, кроме, как через видеоконференцию. Нора Аль-Фаиз также выступает против создания спортивной женской гимназии, называя это преждевременным.

Правительство Саудовской Аравии приняло международные обязательства по правам женщин. Оно ратифицировало конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, однако при условии, что конвенция не сможет переопределить исламское право. Тем не менее правительственные чиновники объявили, что нынешние женские права страны никак не противоречат нормам ислама. Степень соответствия между правительственным обязательством и практикой остаётся очень спорной. В 2009 году в докладе ООН говорилось о том, что международные права , ратифицированные правительством вовсе не соблюдаются внутри Саудовской Аравии . Некоторые из недавно назначенных женщин-советников парламента (шура) медленные реформы считают наоборот эффективными, вот как об этом отзывается доктор Нора Алосиф

« Саудовское руководство работает над реформой для поддержки женщин… 70 лет назад мы были полностью изолированны от мира. Изменения, которые происходят, очевидны, и мы наконец-то стали открываться. »

Доктор Маха Альмучиф говорит следующее:

« Сейчас предпринимаются малые шаги, но в будущем они станут огромными. Большинство саудовцев воспитаны в старых традициях, невозможно просто изменить весь социальный порядок сразу »

Местные и международные группы женских активистов подталкивают правительство к реформам, пользуясь тем, что некоторые правители ставят своей целью создание прогрессивного общества, ближе к западному. Количество мощных предпринимателей, которые помогают женскому гражданскому движению на данный момент очень мало, но в будущем их количество увеличится. Однако женщины, благодаря реформистам и своей борьбе продолжают постепенно и успешно увеличивать свою роль в обществе и власти.

Лубна Олаян, генеральный директор финансовой компании Olayan, является известной активисткой, которая борется за права женщин Саудовской Аравии. Она была первой женщиной, которая призвала к отмене половой сегрегации среди бизнес-аудитории, ссылаясь на экономическое равенство.

« Моя цель заключается в том, чтобы создать страну с процветающей и диверсифицированной экономикой, в которой любой гражданин Саудовской Аравии, независимо от пола, серьёзно относящийся к своей работе сумел бы найти себе достойную работу, что приведёт к процветанию среднего класса, где все саудовские граждане и гости страны чувствовали бы себя в безопасности и существовали в атмосфере взаимного уважения и терпимости, независимо от их социального положения, религии или пола. »

Лубна Олаян вошла в список самых влиятельных женщин мира Forbes. Великий муфтий Абдуллах ибн Абдуль-Латиф Аль аш-Шейх раскритиковал заявление Лубны, заявив, что это позволит мужчинам и женщинам смешиваться и приведёт общество к прелюбодеянию и упадку.

Ваджеха аль-Хувайдер часто рассматривается как самая радикальная саудовская феминистка и активистка в стране. В интервью 2008 года она рассказала о планах НПО под названием «Ассоциация по охране и защите прав женщин в Саудовской Аравии» (АОЗПЖСД). Ваджеха рассказала об основной цели организации: право женщин на участие в судах; установка возрастного ограничения девушки для брака; возможность женщинам заботиться о своих собственных делах в органах государственной власти и позволить им войти в правительственные здания; защита женщин от домашнего насилия, физического и морального, вынужденное отлучение от учёбы, работы по прихоти мужчины. Ваджеха говорит следующее:

Манал аш-Шариф, одна из самых видных саудовских феминисток, которая борется активно за женские права, в частности, за возможность вождения машины

Памела Бон говорит, феминистическая апатия поддерживается тоскливым культурным релятивизмом, который пронизывает многих женщин: «Мы ничем не лучше, чем они; Мы не должны навязывать свои мнения им; Мы должны смотреть только на собственные недостатки», а культурный релятивизм исходит из страха, так как критика ислама может зачастую приравниваться к расизму в западном понимании.

Энн Элизабет Майер, американский специалист в области исламского права, считает, что гендерный апартеид, закреплён в самой конституции Саудовской Аравии:

9) «Уважать ценности саудовского общества, его традиции и обряды», воспитание молодого поколения «на основе исламской веры, предписываемой ею преданности и повиновении Всевышнему Аллаху, Его Пророку и представителям власти».

10) «Укреплять арабскую семью, сохранять исламские семейные ценности, создавать необходимые условия для повышения благосостояния и развития способностей членов арабских семей».

Майер утверждает, что статьи 9 и 10 являются рычагом для лишения саудовских женщин любой возможности участвовать в публичном праве или правительстве, а именно при соблюдении ценностей до-современного исламского права в целях поддержания традиционной патриархальной семьи, и держать женщин подчинёнными, таким образом это и является главным корнем гендерного апартеида.

Теги: женщина, саудовские инвесторы, Саудовский принц, животные,