Почему свадебное платье белое. История свадебного платья: когда белый цвет стал традицией? Почему свадебное платье

Проведите небольшой эксперимент: спросите у членов семьи, соседей, друзей, коллег, что символизируют белое свадебное платье и белая фата невесты. Уверена, что в подавляющем большинстве случаев вы услышите: «Это цвет чистоты, невинности, непорочности, целомудренности». А ведь это совсем не так!

Издревле у всех народов белый цвет символизировал Прошлое, это был цвет памяти и забвения, отрешения от мира земного. Именно поэтому у древних народов Земли, в том числе и у славян, белый цвет был (а у некоторых остаётся до сих пор) цветом траура, смерти, умирания. Это, кстати, перешло и в христианскую традицию, - ангелы и причисленные к лику святых изображаются в белых одеждах, которые демонстрируют отнюдь не их непорочность, а принадлежность к иному миру.

Так почему же невесту, согласно русской (и любой другой славянской) свадебной традиции, облачали в траурные цвета? Чтобы это понять, мы должны вспомнить, что значил род для древнего человека. Для древнего человека род (семья) означал буквально всё: вне рода человек не имел ни прав, ни обязанностей; он не воспринимался соплеменниками как личность, но только как член определенной семьи. Да и сам древний человек ощущал себя не индивидуальностью, но исключительно членом рода, постоянно ощущая его мощную поддержку. Девушка, становясь женой, покидала свой род, «выходила» из него. Она «умирала» для своего рода и «рождалась» заново в другом. Отсюда и облачение в траурные, белые, одежды.

С этими поверьями связаны традиции плача невесты и плача (голосьбы) по невесте. Ну, почему «голосили» по невесте, вы теперь и сами можете сказать. А вот почему сама невеста просто должна была горько и много плакать? Дело тут вовсе не в том, что девушка опасалась неизвестности, боялась того, как примут ее в новой семье. Дело в том, что, покидая свой род и переходя в чужой, она отказывалась от своих духов-покровителей и отдавала себя под покровительство родовых духов мужа.

Своими слезами она как бы и благодарила прежних покровителей, и извинялась перед ними за «измену», за «обиду», которую она им причиняет, отказываясь от них. Всем нам известна такая картина: невеста в ожидании прихода жениха сидит, празднично одетая, с подружками в своей комнате. Но не всегда было так. У древних славян, да и позже, во многих русских, украинских, белорусских сёлах вплоть до XIX века, невеста во время прибытия свадебного поезда сидела на печи в своей повседневной одежде и оплакивала прежнее житьё в семье. Переодевалась же она в свадебное платье только после прибытия жениха. И древний смысл этого действа – прощание с домашним очагом, родом, родовыми духами.

С «умиранием» невесты в своем роду связана и традиция покрывать голову девушки фатой. Я сейчас имею в виду не ту прозрачную накидку из кружева или фатина, к которой мы все привыкли, а непрозрачный плат (два неразрезанных платка) из плотной ткани белого или красного цвета, которым покрывали в Древней Руси невесту, делая ее лицо совершенно невидимым для окружающих. Кстати, если уж я упомянула красную фату, то надо сказать и о том, что траурным цветом в древности был не только белый, но и красный, а точнее – бело-красный. Вспомните изображения народного свадебного платья: ведь оно было не чисто белым, а с элементами красного цвета. Фата же, как я уже говорила, была либо белой, либо красной (любители индийских фильмов, вам вопрос на засыпку: какого цвета одежда современных индийских невест?).

Так почему лицо невесты закрывали непрозрачной плотной тканью? Да всё по той же причине: согласившись на брак, она «умерла» для своего рода и пока еще не «возродилась» для другого, а соприкасаться (даже взглядом) обитателям одного мира с обитателями мира иного, по поверьям древних славян, было запрещено. Почему? Потому что, как считали наши предки, любое соприкосновение нашего мира с миром мёртвых вело к неисчислимым несчастьям и даже гибели мира живых. Потому и нельзя было никому лицезреть невесту, дабы не принести несчастья ни ей, ни её родне, ни себе самим.

Со временем древний, изначальный, смысл этих свадебных традиций, как и массы других народных свадебных традиций и обрядов, несколько изменялся или вовсе утрачивался. Смысл некоторых преобразовался настолько, что они воспринимаются нами как забава или игра на свадебном торжестве. Но если кому-то очень захочется выяснить, откуда идёт в России обычай разбивать тарелку на свадьбе или громко сигналить из автомобиля при возвращении молодоженов из загса, почему невесту вносят в комнату через порог и прочее-прочее-прочее, то достаточно просто задаться вопросом. Например… почему свадебное платье невесты белое.

История свадебного платья уходит своими корнями в древность, однако традиционный белый наряд с фатой появился сравнительно недавно – в XIX веке. Как складывалась история свадебного платья в России и почему все-таки оно белое?

История свадебного платья насчитывает несколько сотен лет. Праздничная одежда невесты то и дело менялась, следуя моде, кроме того, не всегда этот наряд был белым. Как складывалась история белого свадебного платья?

До того, как белое платье с длинной фатой стало традиционным нарядом невест в большинстве стран мира, оно прошло отнюдь не короткий путь, однако с древнейших времен это был особенный наряд для каждой девушки.

Самые первые свадебные платья не были даже платьями вообще: в древнем мире наряды для подобного торжества мастерили из травы и цветов и украшали жемчужинами или красивыми раковинами. В Древней Греции молодых невест облачали в пеплос – самую обычную женскую одежду из легкой ткани без рукавов, украшенную двумя застежками на плечах, причем чем богаче была семья невесты, тем изысканнее были эти застежки. Голову же невесты покрывали золотой тканью, которая символизировала солнечную радость, богатство и счастье.

Поскольку в Древнем Египте повседневной женской одеждой был своеобразный сарафан, плотно облегавший тело (он назывался калазирис) , то в нем и выходили замуж. Невесту же в те времена от остальных женщин отличала не одежда, а украшения, которые на ней можно было увидеть во множестве – всевозможные талисманы, амулеты, браслеты, диадемы и прочее.

В древней Руси невесты облачались либо в красный сарафан, либо одевали традиционную белую рубаху, украшенную вышивкой, с понеовой, своеобразной предшественницей юбки (выбор наряда зависел от региона) . Иногда поверх понеовы надевался еще и передник. Поскольку считалось, что именно красный цвет защищает от злых духов, то все на невесте – ленты, вышивки, отделки – были только красного цвета. Такой наряд просуществовал вплоть XVIII века: именно тогда благодаря реформам Петра I Россия стала перенимать европейскую моду. В деревнях же и небогатых семьях невест одевали традиционным образом и в XIX, и даже еще в начале XX века, хотя в общем и целом начиная с XVIII века история свадебного платья в России шагала в ногу со свадебной модой европейских стран.

Что касается западной средневековой свадебной одежды, то платья невест являлись обычной праздничной одеждой, соответствовавшей моде того времени. Традиция надевать именно новое платье на свадьбу появилась только в XV веке. В богатых семействах свадебные наряды должны были демонстрировать социальный статус невесты, поэтому они были пошиты по последней моде из эксклюзивных тканей и отделаны дорогими мехами. Цвет платья мог быть абсолютно любой, особой популярность пользовались алый, красный или пурпурный цвета, хотя свадебные платья шили и темно-зелеными, и розовыми, и коричневыми, и даже черными. Выбор цвета был связан по большей части с практическими соображениями: средневековые улицы были очень пыльными и грязными, а стирка в те времена была не дешевым удовольствием. Да и свадебные платья тогда, в отличие от современности, не являлись нарядом «одного дня», после бракосочетания невесты одевали их еще несколько раз и на другие торжественные события.

Мода на однотонные торжественные наряды появилась в конце XV века, благодаря так называемым «белым балам», которые пользовались во Франции большой популярностью.

В эпоху барокко свадебные платья начали богато украшать кружевами – эта традиция до сих пор присутствует в свадебной моде. Поскольку в то время восторг вызывала полнота, это не могло не повлиять и на свадебные платья: они становятся объемными, со множеством юбок и пышными рукавами.

В начале XVII века невесты выбирают более романтичные цвета для своих свадебных нарядов. Особой популярностью пользуются розовые и коралловые оттенки, а помимо кружев платья стали украшать еще и воротниками фрэза.

Поскольку в XVIII веке в моду вошли воротники Медичи, ни одно свадебное платье не обходилось без этого атрибута, что касается цветовой гаммы, то наибольшей популярностью стали пользоваться пастельные тона. Свадебные наряды по-прежнему богато украшаются кружевом, плюс вводится мода на золотую вышивку. Девушки-простолюдинки, руководствуясь, прежде всего, соображениями практичности, выбирают для свадебных нарядов коричневые, серые или бежевые цвета.

С эпохой рококо история свадебного платья вновь меняется: невест затягивают в невероятно узкие корсеты, а юбки таких нарядов достигают апогея своей пышности, благодаря специальной конструкции, называемой панье, которая обеспечивала широкие бока, почти параллельные полу. Помимо этого у свадебного наряда появляется флейф, причем чем выше социальный статус невесты, тем он длиннее. Что касается цвета наряда, наиболее актуальны серебряные и жемчужные оттенки.

Моду на совсем светлые, хотя еще не белые свадебные наряды принесла эпоха неоклассицизма. В это время происходят раскопки города Помпеи и европейские женщины были покарены античными скульптурами и фресками, на которых они увидели древних модниц в платьях свободного покроя. Корсеты и пышные юбки уходят в прошлое, теперь невесты, скорее, напоминают древних римлянок: высокая талия, маленькие рукавчики и драпировки из легких тканей.

Датой «рождения» традиционного белого свадебного платья принято считать 10 февраля 1940 года: именно тогда в Англии состоялась свадьба королевы Виктории с герцогом Альбертом. На церемонии бракосочетания невеста предстала в кипельно-белом платье с длиннющим шлейфом (чтобы нести его, были приглашены 12 дочерей английских лордов) . Официальная фотография королевских особ в свадебных нарядах была опубликована и пользовалась большой популярностью, а невесты, подражая королеве, стали выбирать белый цвет для своих подвенечных нарядов, что стало высшим проявлением моды, стиля и шика. Индустриальная революция, произошедшая в то время, оказалась как нельзя кстати – благодаря повсеместно открывавшимся универсальным магазинам каждая девушка получила возможность стать модной невестой в белом. Так началась история белого свадебного платья.

Время до начала I мировой войны часто называют «прекрасной эпохой» (Le Belle Epoquе) . В моде господствует стиль «модерн», невесты возвращаются к корсетам, которые создают четкий силуэт с несколько удлиненной талией, юбки же похожи на опущенный книзу цветок. Платье невесты можно сравнить с изогнутым стеблем лилии, излюбленным символом модернистов.

В военные и послевоенные 40-е годы XX века, естественно, было не до свадебных платьев, женились и вовсе без нарядов, зато в 50-е годы, когда нехватка тканей канула в лету, невест охватило кружевное безумие, хотя сами платья были воплощением самой скромности.

Представление, что невеста должна быть похожа на принцессу в белом платье, окончательно утвердилось в 1956 году, когда по телевизору транслировалась «свадьба века»: бракосочетание актрисы Грейс Келли с князем Монако Ренье III. Уникальный наряд невесты был пошит из белой шелковой тафты и старинного кружева из роз.

Индустрия свадебной моды с тех пор развивается бешеными темпами, а в разных странах ежегодно проходит так называемая «Неделя свадебной моды». Наиболее известная из них проводится в рамках Couture Fashion Weekв Нью-Йорке.

Невесты! Вот вы когда выходите замуж, идёте в салоны и покупаете свадебное платье . Конечно, покупаете платье, которое вам понравится. А вот вы когда-нибудь задумывались, почему невесты одевают именно белое свадебное платье , а не сарафан, к примеру. Не задумывались? А вот и зря, потому что история свадебного платья очень интересна.

normal">Самые главные события в жизни человека – это рождения ребёнка, свадьба и похороны . А дни рождения и юбилеи - это всего лишь приходящие и уходящие праздники. Однако свадьба для кого-нибудь становится самым главным событием в жизни. Вот поэтому многие невесты выбирают свадебное платье с любовью и большим трепетом. Потому что хочется выглядеть на своей свадьбе настоящей королевой и удивить своего будущего мужа.

normal">А вот вы знаете, что современная традиция гласит, что одеть свадебное платье можно один раз в жизни. Такая традиция появилась на свет во время правления королевы Виктории. В 17-18 веках женщина с огромным денежным достатком имела возможность одевать дорогие платья и навещать своих друзей. А ведь в Индии до сих пор женщины одевают своё красное свадебное сар и и идут в гости.

normal">Однако не все свадебные традиции потеряли своё значение. Ведь вся свадьба состоит из традиций. Например, обмен кольцами – это не только прекрасно, но одна из традиций, которая очень сильно закрепляет ваш брак. Так же вешать замочки на перелы моста с вашими именами. Многие невесты выходят замуж с фатой на голове, но не знают для чего она. А нужна она для защиты от злых глаз, а так же от людей, которые попытаются украсть вашу невесту .
А вот англосаксонская традиция гласит, что характерная особенность в туалете невесты, должна объясняться вот такими словами: что-то новое, что-то старое, что-то глубокое и что-то позаимстванное. Если у невесты в гардеробе будет все перечисленное, то это обеспечивало долгую и счастливую семейную жизнь. Под словом старое имелось виду, что-то из старого бабушкиного сундука, возможно даже бабушкино свадебное платье . А новое имеется виду, символ будущей жизни. Можете использовать ваше ожерелье, фату или свадебное платье. Вещь, которую вы должны будете заимствовать у других людей, можете всё, что хотите. Например, у свекрови платок или серёжки.

normal">Следующим этапом был костюм, который был голубого цвета. Спросите почему? Потому что голубой цвет – это цвет, который притягивает любовь, верность и деньги. Но всё же в 18 веке предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам. Популярностью пользовались цвета как голубой, серый и красный. А белый цвет показывал невинность невесты и часто этот цвет заменяли на голубой. А голубой цвет, считался, символом непорочной Девы Марии.

normal">Так же в стороне не оказался и розовый цвет. Но англичане, считали, что если кто-то выйдёт замуж в розовом платье, то всё состояние потеряет. Но самым невостребованным цветом, был зелёный. По многочисленным легендам он привлекал, только гномов и разных непонятных созданий, которые жили в лесу. Далее коричневый и бежевый цвет считались цветом деревни, села. То есть его могли носить только люди из низшего социального слоя. Но невесты из деревни одевали платье серого цвета. Эти же платье они одевали, для того, чтобы сходить в воскресенье в церковь и посплетничать.

normal">Королева Виктория вышла замуж в 1840 году за принца Альберта. Тем самым она кардинально изменила принципы про свадебное платье. Гостям женского пола понравилось платье белого цвета. В 17 веке белый цвет означал непорочность невесты и богатство её.Ведь ослепительное белое платье может позволить себе дама с большим денежным достатком. Роскошное белое платье можно одеть только раз.
Однако, в начале 20 века Коко Шанель перевернула понятие о белом свадебном платье . Она показала миру свадебное платье до колена с изящным шлейфом. Оно выглядело не только привлекательно, но и экстравагантно. Но когда началась Вторая Мировая война она остановила революцию свадебного платья . Все эти события, заставили наших бабушек и прабабушек выходить замуж в серых костюмах. Однако вернулась эпоха королевы Виктории, когда выходили замуж в белых пышных платьях.

depositphotos

История свадебного платья

Как известно, на Руси в 16-17 веке свадебное платье белого цвета могли надеть далеко не все. Его могла удостоиться только Христова невеста. Речь идет о девушке, которая решила уйти в монастырь и посвятить себя Богу. Простые невесты обычно шли под венец в одеяниях светло голубого или розового цвета.

В разных странах существовали свои поверья и традиции по поводу цвета свадебного подвенечного наряда. Так, например, во Франции невесте, чтобы прожить счастливую жизнь с мужем, надо было выходить замуж в фиолетовом платье. А вот девушки Ирландии шли под венец исключительно в зеленом свадебном одеянии. Все потому, что там этот цвет считается счастливым.

На Руси девушек часто облачали в наряды красного или оранжевого цвета (происходило это преимущественно под влиянием язычництва).

Как появилась мода на белое свадебное платье?

Итак, вернемся к нашей главной теме: почему платье невесты должно быть белым? Так, историки говорят, что моду на светлые и кремовые оттенки с собой принесла эпоха Неоклассицизма. В результате раскопок в Геркулануме и Помпеях, специалисты нашли очень много скульптур из светлого мрамора. Это, уверены эксперты, и оказало достаточно сильное влияние на свадебную моду. Девушки той эпохи, под влиянием эпохи, все чаще выбирали не цветные наряды, а светлые и белые платья.

Также историки рассматривают несколько правдоподобных версий происхождения белого цвета свадебного платья.

В подавляющем большинстве современных стран принято наряжаться на свадьбу в белое платье. Перед тем, как отправиться под венец со своим суженным, каждая невеста подолгу выбирает это самое белое платье – свадебные салоны готовы предоставить массу решений в разных стилях. Даже более того: существует свадебная мода, актуальные фасоны меняются каждый год.

Почему это именно так, откуда взялась эта традиция? Из-за чего платье должно быть белым, а другие цвета рассматриваются очень скептически? Наверняка любознательные люди хотя бы раз задавались этим вопросом.

Белый цвет – это не аксиома


Сегодня от этой традиции зачастую отходят – подвенечное платье выбирают и разноцветное, и бежевых, и голубых оттенков. Прогрессивные невесты не боятся осуждения, остаются в стороне от предрассудков, и могут выбрать даже серебристый или черный наряд. Иногда это действительно бывает красиво, выглядит необычно и интересно. Тем более, что белый цвет не универсален для всех случаев и каждой народности. Даже сегодня многие люди предпочитают выбирать другие решения, не думая об общепринятых тенденциях.

Интересный факт: у ряда народов не принято использовать для брачной церемонии белое платье. В Индии невесты носят красное, а в Японии девушка использует сразу два наряда, белый и красный. А многие африканские и азиатские народы предпочитают выбирать для свадьбы национальные костюмы.

К тому же, традиция надевать белое укрепилась только в 19 веке, а зародилась на 1-2 века ранее. Это относительно недавняя тенденция, ее возникновение принято связывать с одним из двух случаев, когда европейские королевы стали выбирать этот цвет для платья на свадьбу.

Королевы и подвенечное платье


Анна Австрийская – это испанская принцесса, которая выбрала белое платье для свадьбы с королем Франции. Бракосочетание состоялось в 1615 году. Ее образ настолько поразил окружающих, что в дальнейшем все состоятельные дамы начали подражать ей, выбирая этот цвет для подвенечного платья. И далее эта мода начала активно распространяться, принцессе начали подражать в других европейских странах, а затем и в России. Постепенно эта традиция перешла от высших слоев общества ко всем остальным.

Есть и второй вариант, другой ответ на эту загадку. Во втором случае моду на свадебные платья белого цвета относят к королеве Виктории, которая правила Англией – она вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского в 1840 году. Женщина подумала о том, что традиционный образ с серебристой парчой ей не пойдет, и сделала ставку на белое платье, что было очень ново. Ведь серебристый цвет был традиционным на свадьбах правящих особ этой страны. Она надела белое атласное платье, на каждый рукав которого ушло до полуметра материала только на украшения. Этот материал был кружевами ручного плетения, которые готовили полгода целой деревней мастериц, и после свадьбы наряд был уничтожен, чтобы никто не попробовал его копировать.

Свадебные платья в разные времена


Считается, что первые свадебные платья начали использоваться древними греками – это был белый пеплос, который украшался застежками на плечах. Украшений невестам не полагалось, эти застежки были единственными аксессуарами, их стремились изысканно украшать. Чем богаче была семья невесты, тем вычурнее были эти украшения. Не было модных платьев и в Риме – девушку облачали в облегающие одежды, но аксессуаров у нее было больше, украшений у невесты оказывалось множество. На Руси невесты наряжались в соответствии с языческими традициями. Им полагался красный сарафан, который, как считалось, отгонял злые силы своим цветом. Другой вариант предполагал нарядно вышитую рубаху и красно-синюю юбку в клетку.

Юбка считалась символом помолвки – если девушка начинала ходить в ней, значит, ее уже просватали. Русские женщины стремились надевать на свадьбу красные вещи до 18 века, только потом постепенно начал внедряться образ белоснежного платья.

Средневековые традиции

В Европе в Средневековье не было традиции шить отдельное платье на свадьбу – в кругах простолюдинов этого не делалось. Девушка просто выбирала самое красивое из тех платьев, что у нее были, и шла в нем под венец. Платье могло быть не новым, оно могло быть просто праздничным, она могла носить его по особым случаям и до свадьбы, и после нее. Только богатые семьи примерно с 15 века начали выдавать своих дочерей в специально купленных для этого платьях.

Соответственно, средневековые платья на свадьбу могли быть любого цвета, невесты могли делать ставку на яркие или темные цвета, белый никто не выбирал. Стоит помнить, что пыль и грязь на средневековых улицах не способствовали чистоте и сохранности одежды, а шить платье только на один раз было расточительством даже для обеспеченных семей.

Современный взгляд на свадебные платья


Белоснежное платье невесты, согласно современным взглядам, говорит об ее чистоте, символизирует невинность. В прошлом такие платья носили «невесты Христовы» – девушки, уходящие в монастырь. А еще белый цвет символизирует совершенство, праздник жизни. Таким образом, белое платье – это отнюдь не древняя, но очень красивая традиция, а следовать ли ей – это каждая невеста решает сама. Многие следуют, ведь белые платья для невест сегодня предлагаются в самых разных стилях.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .