Подготовка к рождеству христову. Подготовка к рождеству

6 января православные христиане нашей страны с особым усердием готовятся к наступлению одного из самых главных христианских праздников — Рождеству Христову.

Кто-то приводит в порядок свой дом, кто-то стремится в храм на богослужение, кто-то готовит праздничный стол, а кто-то и вовсе успевает сделать все перечисленное.

Наверняка, многие из нас особое внимание уделяют трапезе в Рождественский сочельник. Многочисленные интернет источники то и дело публикуют статьи о том, как правильно подготовиться к Рождеству и Навечерию этого праздника. Но не во всех публикациях вы найдете достоверную с точки зрения Церкви информацию. Чтобы развеять сомнения и помочь вам, дорогие читатели, познакомиться с церковными традициями, мы пообщались с руководителем миссионерского отдела Витебской епархии протоиереем Александром Лесовым.

— Отец Александр, расскажите, пожалуйста, как Церковь относится к успешно тиражируемой в СМИ и народе традиции готовить в Рождественский сочельник 12 блюд.

В церковной традиции нет каких-либо указаний относительно количества блюд, обязательных к приготовлению в тот или иной праздник. То, что некоторые считают, будто количество блюд в Сочельник должно соответствовать числу первых апостолов, является отголоском язычества и суеверий, ровным счетом, как и иные поверья и приметы, на которые, к великому сожалению, многие христиане обращают внимание и в наши дни. Устав же церковный говорит нам о том, что канун Рождества сопровождается особо строгим постом, когда пища не употребляется до восхода первой звезды.

— Думаю, многим нашим читателям интересно, почему для вкушения пищи нужно дожидаться именно такого небесного знака?

Все очень просто. Христианская Церковь возникла задолго до того, как все люди стали счастливыми обладателями часов. В первые века христианства богослужение накануне Рождества начиналось рано утром и, из-за своей продолжительности, завершалось только с восходом первой звезды. Таким образом, по вполне естественным причинам, христиане кушали в этот день только вечером. Есть и литургическое объяснение этой традиции, связанное с символическим выносом после вечерни на центр храма свечи, которая и может эту звезду символизировать.

— Батюшка, скажите, пожалуйста, как правильно соблюдать сегодня этот пост современному человеку, особенно, если он работает на тяжелой работе?

Церковь никого не заставляет строго соблюдать все предписания. Конечно, если человек работает, скажем, водителем автобуса, отвечающим за жизни большого количества людей, врачом, пожарным, авиадиспетчером и т. п. , он должен с рассуждением подходить к своему подвигу. И ему, наверное, лучше все-таки кушать, но постараться в этот день не употреблять мясо, молочные и яичные продукты, а также рыбу.

— Традиция приготовления в Сочельник 12 блюд предусматривает, в том числе, обязательное присутствие на столе рыбного блюда, что, как мы видим, запрещено Уставом. Что же лучше всего кушать в Навечерие Рождества Христова?

Церковная традиция предусматривает приготовление в этот день сочива (колива, кутьи), от названия которого и происходит слово «Сочельник». Сегодня сочиво делают, как правило, из пророщенных зерен пшеницы, заправленных медом и сухофруктами. Также допускается употребление вареной пищи без растительного масла.

— Многие христиане стремятся приступить в рождественскую ночь к таинствам Исповеди и Причащения. Как правильно подготовиться к этому событию?

- Конечно, для того, чтобы приступить к Причастию, нужна особая подготовка. Для начала узнайте в храме, в который вы собираетесь пойти. Хорошо было бы заранее исповедаться. Это можно сделать или во время/после Божественной литургии 6 января, или после вечернего богослужения в канун Рождества, или перед самой ночной службой, если в вашем храме она будет совершаться. Особенно важно учесть это тем, кто бывает в храме только несколько раз в год. Если вы приступите к исповеди заранее, а не во время самой праздничной Божественной литургии, у вас будет больше времени собраться с мыслями и покаяться, а также задать волнующие вас вопросы священнику и получить на них взвешенные и понятные ответы. Для исповеди нужно, в первую очередь, искреннее покаяние и честность. Если вы также хотите причаститься, необходимо выдержать евхаристический пост (полный отказ от пищи и питья) и прочитать специальные молитвы, которые можно найти в книге «Молитвослов».

— Отец Александр, поясните, пожалуйста, каким должен быть евхаристический пост для человека, планирующего причаститься на ночной службе.

Если вы собираетесь приступить к таинству Евхаристии ночью (как правило, причастие совершается в промежутке от 1:00 до 1:30, в зависимости от времени начала богослужения), вам необходимо воздерживаться от пищи и питья в течение 6−8 часов.

В Украине ночь перед Рождеством называют Свят вечер. Его отмечают 6 января накануне Рождества Христова. В этот день заканчивается cорокадневный Филиппьев пост. Свят вечер принято провести постной трапезой в честь Рождества и одновременно встретить наступление радостного дня – 7 января, пишет КиевПравда со ссылкой на Хочу .

Традиции

Считается, что в Свят вечер нельзя садиться за рождественский стол до появления в небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Иисуса. Такого требования нет в церковных канонах, но христиане уже давно соблюдают эту традицию. А еще с наступлением сумерек на подоконниках зажигают свечи, символически приглашая Деву Марию прийти в дом, чтобы разрешиться от бремени.

Свят вечер - праздник семейный, поэтому в этот вечер все родные должны быть дома. Хозяйка заранее готовит ужин из 12 постных блюд. Под скатерть на стол кладут чистую солому (символизирующую ясла, где родился Спаситель). По традиции, за столом должно быть четное количество людей, если их нечетное число, то ставят еще один свободный прибор. Во время святого ужина вставать из-за стола не положено.

Трапезу начинают с разговения кутьей, потом пробуют и остальные блюда. Собравшиеся радуются наступающему Рождеству, ведут неспешные беседы о добрых делах. Если придет случайный гость, его усаживают за стол, так как считается, что в эту ночь в виде нищего может явиться Бог. В Свят вечер с праздником поздравляют даже домашних животных, а бездомным собакам и кошкам выносят угощение за порог. Уже после трапезы наступает время раздачи подарков, колядования и гуляния на улице.

Рождественские гадания

В ночь с 6 на 7 января принято гадать. К гаданиям на Свят вечер и в другие праздники относятся по-разному. Ревностные христиане считают, что все гадания – не более чем языческая традиция, пришедшая к нам из глубины веков. Они напоминают, что Церковь называет гадание большим грехом.

Другие в противовес утверждают, что в святочные дни нечистая сила теряет свою мощь и не может навредить людям, а священнослужители вроде бы не считают гадания на святки «бесовскими» и разрешают такие забавы. Однако традиция гадания на Рождество соблюдается до сих пор.

Церковь

Рождество – это в первую очередь праздник души. Поэтому, если вы решили провести ночь накануне Рождества в храме, тогда узнайте, как правильно подготовится к длительной рождественской службе.

Во-первых, готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать. Для этого обязательно поспите накануне перед службой, и выпейте кофе.

Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении. В этом случае поесть можно будет уже днем, то есть после окончания литургии. Но если этот день вы решили посвятить уборке, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда ешьте после «первой звезды».

Что касается исповеди, то лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться. Людей в храме будет очень много, а батюшка, как правило, один. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Тем более, что это не несет никакой пользе ни душе, ни телу.

Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов. В таком случае, вы будете знать, когда можно ненадолго присесть и слушать то, о чем читают. По выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

В праздники храмы переполнены. Поэтому поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз. Ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, в таких случаях правильнее положить в ящик для пожертвований, чем во что бы то ни стало прорываться к подсвечнику. Обязательно причаститесь.

Рождественский стол

Традиционно в Украине, помимо кутьи, на столе обязательно присутствовали еще 11 блюд (вместе с кутьей 12 – в честь 12 апостолов). Это узвар (компот, приготовленный из сушеных ягод и фруктов), капустняк, горох, рыбные блюда, голубцы с рисом, постный борщ с грибами, каша гречневая, вареники с капустой, постные блины, грибы, пироги.

Трапеза проходит без алкоголя, а все блюда подаются слегка разогретыми, чтобы хозяйка дома постоянно находилась за столом, а не отвлекалась на готовку. Считается, что нужно попробовать каждое блюдо, но не съедать его полностью – чтобы в доме всегда был достаток.

Подарки

Дарение подарков (прежде всего детям) восходит к дарам волхвов Богомладенцу, принесших ему золото, ладан и смирну. Издавна традиционным рождественским подарком были свечи. Они обязательно должны быть праздничными, красиво оформленными. Свеча символизирует жизнь – яркую, горящую, светлую, а также уют в доме.

Лучший подарок и большим и маленьким – это сладости. Излюбленное лакомство европейцев – это марципановые рождественские фигурки. Также успехом пользуются шоколадные фигурки и пряники.

Фигурки Иисуса и Марии – традиционный подарок во многих странах. Кроме того, принято дарить маленькие иконки с изображением Христа и Марии. В некоторых странах на Рождество дарят книги – как символ знаний и мудрости. Часто они были духовного содержания, и особое внимание уделялось празднично оформленной обложке. Детям подойдут сказки с красивыми картинками.

Неизменный символ Рождества – ангелочки. Их принято дарить на удачу, а также для того, чтобы ангел-хранитель оберегал от всех неприятностей.

- Здравствуйте, дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель строящегося храма в честь святого праведного воина Феодора Ушакова игумен Дамиан.

Здравствуйте, отец Дамиан, благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

Тема сегодняшней передачи: «Подготовка к Рождеству Христову».

Собственно сам пост - это уже подготовка, а что, кроме него?

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, который мы недавно пережили, это как некий благовест грядущего Рождества Христова, ведь мы уже слышали песнопение «Христос рождается, славите!», эти слова у нас в сознании и призывают задуматься о том, что половина поприща поста пройдена и мы приближаемся к ожидаемому празднику.

Само установление поста - ключ к подготовке христианина к этому событию. Явление в мир Бога всегда актуально, ново и жизненно необходимо. Как говорили наши богословы: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», - такая вот смелая и действительно спасительная мысль. Это решительное соединение Бога с человеком исходило от самого Господа, его совершил сам Господь, придя в мир в знак любви к человеку, памяти о нем как Его образе, о своем, пусть и заблудшем, сыне. Бог готовил это событие тысячелетия, и Рождество Христово стало началом великого служения Мессии, завершившегося Его распятием и Воскресением, Пасхой. Вот в этом единстве мы и осознаем Рождество, его нельзя отрывать от дальнейшего хода событий, хотя мы это и делаем. По нашему человеческому разумению придаем ему характер некой тихой радости, камерности зимнего вечера. Но мы не должны забывать, что для того, чтобы нас спасти, Бог должен был умалиться. Умалиться - по-гречески будет «кенесис», то есть уничижение Бога, и в этом смысле Рождество - первый шаг к страданиям Бога.

Понимая это, Церковь установила пост, чтобы и мы несли подвиг, труд (от слова трудно), совершали меру своего внутреннего духовного подвига, внутренней концентрации. Чтобы проявили внимание, подготовились к со-переживанию Богу, со-трудничеству с Ним, для чего и несем небольшую меру своего подвига. Если мы будем помнить, что событие Рождества Христова - не только радость встречи с Богомладенцем, как её изображают на праздничных иконах, но что этой радости предшествовал труд пути беременной Девы Марии в Вифлеем, в котором не нашлось места для остановки, кроме как в пещере для животных. Пост помогает нам войти в это чувство со-переживания и понять, как это было трудно и непросто. Ведь такие условия были даже недостойны даже обычного человека, а мы видим в таком положении самого Бога.

- То есть в самом событии уже заложены трудности?

Без пролития крови, без подвига нет спасения. И Господь показывает нам это с самого рождения и до распятия. Поэтому мы не просто должны возрадоваться плодам, а со-трудничать с Богом, сопереживать, со-работничать. Эгоистически-потребительская составляющая должна быть изгнана из нашего сознания, для этого и нужен труд поста.

Когда мы говорим о посте, имеем в виду не только ограничения в еде, но смотрим на пост шире и глубже. Если мы будем углубляться в Евангелие, слова святых о Рождестве, и прочувствуем эти события, пусть в свою, человеческую меру, тогда сможем сопереживать и даже жалеть. Иначе этот праздник может превратиться в некое «гуманистическое» веселье, вроде «Дня младенца». Это трогательно, но христианская мысль может уйти на второй план. Церковь наличием практики поста помогает нам углубиться именно в нее. Мы лучше достигаем со-переживания на Страстной седмице, когда видим перед собой Крест, но последняя неделя Рождественского поста подобна ей.

- Вопрос телезрителя из Чебоксар: «В этом году будет год, как я похоронила своего сына. Сын родился в праздник Святой Троицы, а ушел из этой жизни в Сочельник. Как вы считаете, может ли это что-то означать в судьбе сына? Второй вопрос: Можно ли делать поминальный пост для друзей сына не в Сочельник, а на само Рождество, чтобы стол был уже не постный».

Упокой Господи душу почившего. Прежде всего, мы во всем должны видеть милость Божию, как в самом празднике Рождества. Это величайший акт любви и снисхождения Бога, чтобы мы ответили на него. Хорошо, чтобы между датами нашей жизни был не прочерк, или тире, как на могильном камне, а христианское ее содержание. Именно содержание важно для Господа, а не цифры и даты. Но то, что сказали Вы, конечно, обнадеживает и позволяет, прежде всего, еще более уповать на Господа. Это напоминание нам, живущим, чтобы мы помнили о любви Божией.

Что касается второго практического вопроса о поминках. Церковь в дни великих и воскресных праздников отменяет заупокойную молитву, потому что в эти дни как бы стирается граница между живыми и мертвыми; она и так условна, но в эти праздники мы должны прочувствовать ее отсутствие, то, что у Бога все живы. В эти дни чувства грусти и печали неуместны, а в поминках они по-человечески присутствуют.

Апостол Павел говорит о том, что если Христос не воскрес, то мы самые несчастные люди. Такими несчастными и являются те, кто не хочет прочувствовать эту радость единства живых и мертвых в такие великие дни. Поэтому есть некая неуместность исходить лишь из удобства составления меню, надо сделать акцент на возможности усердно помолиться в эти дни. Неужели недостаточно принести Богу дар любви, молитвы за себя и усопшего, нужны ли Ему человеческие обычаи?

Поминки не имеют никакого религиозного значения. Вот если собрать продукты и передать их в храм для бедных, нищих - иное дело. Но если все-таки, учитывая чье-то мнение и желание, поминки необходимы, то лучше сделать это после Святок - Святых дней, которые должно посвящать Богу и молитве. Так было бы вернее с христианской точки зрения.

- Вопрос телезрителя: «Является ли подготовкой к великому празднику само намерение человека жить по заповедям Христа. Ведь Он сам сказал: «Кто любит Меня, тот да соблюдет заповеди Мои». Пусть и немногое сразу удастся изменить, но хотя бы выйдя со службы, не осудить тут же полдеревни?»

Вопрос скорее риторический, потому что мысль правильная. Мы должны помнить о Боге не только по праздникам, но ежедневно, ежеминутно. Христианин - тот, кто стремится исполнять заповеди Христа в своей повседневной и церковной жизни, а не ограничивается соблюдением внешних традиций.

Суть христианства в том, чтобы мы поменялись, стали похожими на Христа, как дети похожи на отца. Как это можно сделать? Никодим спрашивал Христа о том, как возможно «родиться свыше», ведь нельзя снова войти в чрево матери? Соблюдать заповеди, преодолевать собственные недостатки, и все это с помощью Божьей, с помощью Церкви.

Посты и молитвы - средства, орудия, не цель, но без них цели не достичь. Горе тому, кто не знает цели, а начинает уповать на одни средства - это фарисейство. И горе тому, кто, зная цель, не знает средств, то есть рассуждает, умничает, но не прилагает к своей жизни. О таких Христос говорил, как об учителях, которые знают, но не делают. Мы, христиане, должны знать свою веру и прилагать ее к нашей жизни. Праздники нужны не Богу, но должны побуждать нас на соответствующую жизнь во все дни. Рождество закончилось, а жажда всегда быть с Богомладенцем, со Христом остается в нашем сердце, и так должно происходить от праздника к празднику.

- Вопрос телезрителя из Чувашии: «Если я творю Иисусову молитву на улице в зимнее время, обязательно ли снимать головной убор?»

Если холодно, то, конечно, можно и в головном уборе, никакого греха в этом нет. Подходите с рассуждением. Потеплее одевайтесь и получше молитесь.

- Вы говорили, что Рождественский пост похож на Страстную седмицу. В чем это сходство?

Рождественский пост, хотя и менее строг, чем Великий, но также завершается более строгой неделей, как это происходит в Страстную седмицу. Со второго по шестое января установлен строгий пост, а в сочельник, канун Рождества, предписано особое воздержание. Здесь прямая параллель в духовном ритме двух постов.

Общепринятое название Рождества - малая Пасха, в чем прослеживается мысль связи начала и завершения подвига Христа, единого процесса Его жизни ради спасения человека через подвиг, принесение Себя в жертву. Рождество - это уже жертва Бога через уничижение вплоть до рождения на земле, хотя это нам и труднее понять в сравнении с Его уничижением на Голгофе. В самом ходе богослужений - там, где совершается полный богослужебный круг - ревностные христиане могут услышать тексты и песнопения, подобные как для Страстной седмицы, так для последней недели Рождественского поста. Эта похожесть - еще одно напоминание о необходимости развить в себе чувство со-страдания Христу в праздник Рождества, хотя это никак не отменяет чувства радости и торжества. Все должно быть осмысленно и уравновешенно. Рождество Христово - прекрасный повод для миссионерства. Даже совпадение с празднованием Нового года может дать возможность вспомнить о летоисчислении от Рождества Христова, как новой точке отсчета.

- Вопрос телезрительницы с Ямала: «Служатся ли во время Рождественского поста в храмах акафисты?»

Акафисты не являются уставными богослужениями. Только один акафист служится согласно Типикону - это так называемая Суббота Акафиста во время Великого поста. Другие акафисты - прекрасная церковная традиция, нашедшая отражение в духовных потребностях людей. Поэтому акафист жестко не регламентирован, это традиции областей, храмов. Например, чтение акафиста прп. Сергию Радонежскому в Троице-Сергиевой Лавре не прекращается. В определенных местах устанавливаются собственные традиции чтения акафистов, о них надо узнать.

Великий Пост носит более концентрированный характер со-страдания, со-переживания, поэтому вводятся акафисты Страстям Христовым, так называемые Пассии. В период поста Рождественского особых традиций нет, поэтому, скорее всего, изменения в чтении акафистов, принятых в отдельных храмах, незначительны, за исключением акцента на праздники Рождества, Святки, Крещения, когда мы думаем исключительно об этих событиях.

- Вопрос телезрительницы из Московской области: «Читаю слова святителя Игнатия Брянчанинова о том, что дом для души- это дом терпения, а пищей должна быть самоукорение. Как не допустить, чтобы самоукорение привело к самоуничижению и унынию?

Тонкий практический вопрос. Думаю, ответ на него Вы сможете найти в тех же творениях святителя Игнатия и святителя Феофана Затворника. Продолжайте читать их сочинения. Каждый христианин должен читать эти книги, это наш компас наравне со Святым Евангелием, всей Библией. Наша опора, чтобы мы не падали и не волновались. Вы должны сами чувствовать и контролировать себя: не должно быть уныния и печали, должно возникать покаяние, но с надеждой и упованием на Бога. Как говорил преподобный Силуан Афонский: «держи свою душу во аде, но не отчаивайся». Есть Бог, Рождество, Воскресение Христово, поэтому не может быть места унынию и отчаянию, даже при виде любых грехов. Самоуничижение является основанием для покаяния, а на нем должно твердо держаться упование на Бога - такова правильная духовная «конструкция».

- Вы говорили про Новый год. Поскольку он приходится на время Рождественского поста, как бы Вы посоветовали его отмечать?

Сейчас это частый вопрос. Такой проблемы не было, когда был юлианский календарь. Теперь получается, что Рождество у нас по юлианскому календарю, в январе, а Новый год по григорианскому - до него. Думаю, что для зрелого христианина и целостной христианской семьи - это не так важно. Само Рождество - целый этап, а у людей вне Церкви нет такого богатства, обилия подлинной духовной радости. Верующие люди могут и поспать в эту ночь, а утром сходить на Литургию или молебен. Если существует традиция празднования Нового года, пусть это будет некая граница времени, когда мы поблагодарим Бога и попросим Его помощи на будущее. Пусть так будет и в день Церковного Новолетия 1 сентября, и 1 января, ведь благодарить Бога можно всегда.

Это может быть семейный камерный праздник, в этот день еще допустима какая-то рыбная пища, вовсе не обязательно наедаться и упиваться, это и всегда неполезно, но особенно на ночь. Во всем нужна мера. Можно ведь сделать из этого праздника некий духовно-просветительский семейный акт, рассказав о Христе детям, вспомнив о прошедшем и планах на будущее. Я знаю людей, которые очень любят первые январские дни, когда можно спокойно проехать по опустевшей Москве, спокойно подойти к святыням в храмах.

Святки тоже не повод для бесконечных увеселений и злоупотреблений, и если бы Новый год был после Рождества, то в том виде, как сейчас его отмечает большинство, он бы мало соответствовал Святым дням. Всегда надо быть благоговейным и аккуратным.

- Вопрос из Тулы: «У меня несколько вопросов. Во время постов можно делать земные поклоны при чтении утреннего и вечернего правил? Второй: можно ли читать акафисты во время постов? И последний: как вкушать рыбу во время Рождественского поста?»

Частично по поводу акафистов мы ответили. Что касается чтения акафистов дома, то это можно делать в любое время, но в дни больших праздников и дни накануне все внимание должно быть сосредоточено на смысле именно этих праздников. В Уставе есть своего рода градация праздников, чем праздник выше, тем больше внимания должны мы уделить его смыслу, а не нашим личным чувствам, пусть даже молитвенным. Всегда ориентируйтесь на богослужебную жизнь Церкви, Устав. Мы должны почувствовать радость в церковной молитве, и принести ее домой. Мы что-то добавляем, разнообразим, но главный акцент должен быть принесен из храма.

Что касается утренних и вечерних молитв - это духовные завтрак и ужин каждого христианина, без которых мы будем истощеваться. Поклоны - важная составляющая нашей духовной жизни, об их значении можно сказать целую лекцию. Посты - и есть время наиболее характерное для поклонов. Сейчас мы уже не знаем, что поклоны с молитвой святого Ефрема Сирина, кроме Великого поста, предусматривались и для других, но по нашей немощи и по причине увеличения числа праздников исчезли. Дома вполне можно совершать земные поклоны в Рождественский пост и даже с молитвой Ефрема Сирина. Сейчас в отдельных местах возрождается традиция великопостных служб с поклонами и в другие посты.

- В чем заключается смысл земных поклонов?

Земной поклон - богословие в движении. Когда мы опускаемся к земле, мы вспоминаем, что мы сотворены из праха, что из «ничто» стало «нечто», это воспоминание - акт смирения. «Земля еси и в землю отыдеши», память смертная - акцент, когда мы опускаемся вниз. Когда поднимаемся вверх, то смысл таков: несмотря на все это, мы призваны к Богу, стремимся к Нему и встаем перед Ним.

Между низом и верхом - труд, трудность, подвиг. Совершить поклон - трудно. Между грехом и спасением, между нами и Богом, «ничто» и «нечто» - путь, который нужно осуществить, но через труд и подвиг. Поклон - это и напоминание об этом, и одна из его реализаций. Когда мы совершаем поклон с понимание этого, то занимаемся прохождением этого пути. В этом богословие поклонов, совершаемых с пониманием и молитвой, особенно такой, как молитва преподобного Ефрема Сирина. Это очень хорошая практика.

Вкушение рыбы в Рождественский пост дозволяется предпочтительно в праздники, субботу и воскресенье. Но если есть особые обстоятельства, эти вопросы должны решаться со своей совестью и духовником, надо смотреть на свои силы. Среду и пятницу желательно соблюдать строже, без рыбы. У меня есть собственный образ традиции, с которым, конечно, кто-то может не согласиться. Традиция, как некая труба, с одной стороны, она ограничивает нас, нельзя выходить за ее границы, иначе будет свищ, прорыв, а внутри трубы есть какое-то внутреннее движение. Традиция живая, она течет и позволяет какие-то движения в рамках опыта.

- Вопрос из Орловской области: « Во время поста необходимо покаяться и причаститься. Как правильно каяться? Когда я подхожу к батюшке, на меня нападает страх, и я все забываю. Если записываю подробно, получается целый доклад, кратко - формальная отписка. И еще - ведь за одним словом может быть несколько проступков. Осудить можно один раз, а можно - двадцать пять. Поясните, пожалуйста, как правильно поступить?»

Прежде всего, великие таинства исповеди и Причащения, которые возрождают нас, дают возможность почувствовать Бога уже здесь, на земле, стать причастниками спасения, эти таинства актуальны всегда, не только в посты. С другой стороны, нам необходимо соответствовать им, не только получить их, но и настроить себя, как музыкальный инструмент. Ведь какой бы прекрасный музыкант не взял в руки инструмент, если его не настроили должным образом, хорошей музыки все равно не будет. Исповедь и Причастие - это высшие средства, граничащие с целью, поэтому мы и должны к ним готовиться. У разных людей - разные духовный ритм, духовный опыт, от этого зависит частота Причастия и степень его восприятия.

Нам надо постоянно развиваться и созревать, а пост для этого самое удобное время. Пост - это когда мы стараемся изменить себя, свои чувства, состояния, и на этом ревностном пути нам нужна помощь Божия, потому и потребны исповедь и Причастие. Если мы совершаем пост с чувством, что можем проходить его без Божьей помощи, получается гордыня и дерзость. Причастие - акт смирения, упования на Бога, признания, что мы совершаем это не своими силами, хотя и прилагаем возможную меру усилий. Поэтому странно проводить пост без этих великих таинств, если к тому нет особых духовных оговорок, имеющих церковную санкцию.

Что касается исповеди. Прп. Амвросий Оптинский советовал грехи записывать, потому что у людей разная память, также может быть излишнее волнение. Ведь бумажка с записью уже означает, что была подготовка. Если позволяет время, надо ее спокойно зачитать священнику. Но и учитывать конкретную ситуацию: например, если на исповедь много людей, священник может зачитать записи сам. Подробности или количество неважны, важен факт осознания греха. Если ты двадцать пять раз осудил, повздорил, то примирись с этими двадцатью пятью и осуди в себе этот грех - вот, что важно и ценно. А затем вступай в борьбу с этим грехом. Надо подобрать такую практику, которая лучше всего подходит Вам, главное, чтобы это не было формальностью.

- Если человек не хочет выходить из поста?

Это прекрасное чувство, которое и должно возникнуть у христианина, взрослого не по возрасту, а по духовной зрелости. Библейское определение поста - рай. В раю люди едят растительную пищу, а главное - они пребывают с Богом. Когда мы постимся, мы словно возвращаемся в рай. Пусть это условность, но нас это греет, будоражит, напоминает, откуда мы родом. Возможно, мы заблудились в земной жизни, ушли в сторону, но зато помним адрес, путь к Отцу. Нам и не должно хотеться расставаться с этим ощущением - это подлинно христианское переживание. Когда же мы нетерпеливо ждем, как поскорее разговеться, это означает, что плотские привязанности в нас пока сильнее подлинно христианских, духовных. Заговины, разговление - эти составляющие есть в традиции, но они не должны доминировать.

Подлинный христианин должен скучать по посту. Но надо слушаться опыта Церкви и установленных ею правил. Все надо делать в ритме, по благословению, иначе может быть обратный результат. Для смирения мирянин не должен выпадать из принятого Церковью ритма. Лучше тщательно исполнять то, что она предлагает, чтобы не возгордиться, ведь последнее может на нет свести весь смысл воздержания.

- Вопрос из Балашихи: «Хожу в Церковь давно, но считаю, что я в самом начале. Прочитав у святителя Игнатия Брянчанинова о восьми грехах, поняла, что все это про меня. Вопрос такой: на земле мать и отец всегда прощают своего ребенка, каков бы он ни был. Можем ли и мы надеяться, что Бог простит нас, невзирая на все наши грехи?»

Спасибо за вопрос, который дает нам возможность хорошего завершения разговора. Конечно можем, ведь мы и живем только надеждой на Бога и Его любовь, и мы всегда в начале пути. Один великий подвижник, умирая, говорил, что не знает, положил ли он само начало покаянию. Так говорили великие старцы, а уж тем более мы. Будем уповать на Бога, но и помнить, что христианин - это воин. Даже если ты упал, получил рану - вставай и борись. Это то, что требуется от тебя, а победа - от Бога, твоего военачальника. Он совершил уже Свою великую битву для нас, мы же будем воинами и будем смиренно идти за Ним, никогда не трусить и не сдаваться, пусть падая, но тем самым и возгревая в себе чувство смирения. Вот что ценно перед очами Господа, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.

- Спасибо, отец Дамиан. Прошу Вас в конце программы благословить наших телезрителей.

Дорогие братья и сестры, будем готовиться к встрече Богомладенца Христа и постараемся, чтобы в нашем сердце нашлось для Него место, а может быть, оно сможет стать всей Вифлеемской пещерой и преобразится в Храм Божий. Пусть Господь поможет всем нам на этом пути. Христос рождается, славите!

Гость передачи: игумен Дамиан (Залетов) .

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

1.1. Настоящие правила определяют порядок и условия использования информационных, новостных и иных материалов, размещенных на сайте ООО “Городской сайт” — интернет-газета “Gorsite.ru” (Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77 - 68760 от 17.02.2017г.) (далее — «Издание») www.gorsite.ru (далее — «Сайт»), а также материалов, входящих в специальные проекты Издания (далее — «Специальные проекты»).

1.2. Любые материалы, размещенные на Сайте Издания и в Специальных проектах, являются объектами авторского права. Права Издания на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности.

1.3. Использование материалов, размещенных на Сайте и в Специальных проектах, допускается только с письменного согласия Издания. Бесплатное использование материалов возможно только в случаях, прямо предусмотренных в пп. 2.2.1.-2.2.3. настоящих правил.

1.4. Настоящие правила распространяют свое действие на следующих пользователей: информационные агентства, электронные и печатные средства массовой информации, физические и юридические лица (далее — «Пользователи»).

  1. Использование материалов. Виды использования

2.1. Под использованием материалов понимается воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения и иные способы использования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

2.2. Использование на безвозмездной основе:

2.2.1. Любые материалы Издания могут быть использованы без письменного согласия Издания и на безвозмездной основе при условии, что пользователь является физическим лицом, и такое использование осуществляется исключительно в личных целях.

2.2.2. Использование информационных текстовых материалов Издания религиозными и благотворительными организациями, а также любыми образовательными учреждениями на безвозмездной основе возможно только после получения письменного разрешения (согласия) Издания.

2.2.3. Новостные материалы Издания, расположенные по адресу http://(поддомен).gorsite.ru/..., могут быть использованы любыми Пользователями без получения письменного разрешения Редакции и на безвозмездной основе при условии, что эти материалы не являются основным содержимым продукта, в котором используются. При этом Пользователи обязаны в каждом случае использования новостных материалов дать ссылку на источник и гиперссылку на сайт, с которого заимствованы указанные материалы.

2.2.4. Внесение каких-либо изменений и/или дополнений в материалы Издания, а также любая переработка материалов запрещена.

2.3. Иные виды использования:

2.3.1. Коммерческое использование материалов Издания осуществляется на основании договоров, заключенных в письменной форме.

2.3.2. Запрещается любое использование фото-, графических, видео-, аудио- и иных материалов, размещенных на Сайте и в Специальных проектах, принадлежащих Изданию и иным третьим лицам.

2.3.3. В случае необходимости использования материалов Издания, указанных в п. 2.3.2. настоящих правил, принадлежащих Изданию, Пользователи обязаны получить письменное разрешение (согласие) Издания на использование таких материалов на возмездной основе.

2.3.4. Использование материалов Издания, указанных в п. 2.3.2. настоящих правил, в объеме и целях, не предусмотренных договором между Изданием и Пользователем, а также без договора не допускается.

2.3.5. Стоимость использования каждого конкретного материала согласуется сторонами в каждом конкретном случае.

2.3.6. В случае необходимости использования материалов Издания, указанных в п. 2.3.2. настоящих правил, принадлежащих третьим лицам, Пользователи обязаны обращаться к правообладателям таких материалов.

  1. Обязанности Пользователей при использовании материалов

3.1. При использовании материалов Издания в любых целях, кроме личных, ссылка на сайт Издания обязательна:

3.1.1. в печатных изданиях или в иных формах на материальных носителях Пользователи обязаны в каждом случае использования материалов указать источник — сайт “Gorsite.ru” (www.gorsite.ru), в случае использования материалов, размещенных в Специальных проектах, — http://название проекта.gorsite.ru/.

3.1.2. в Интернете или иных формах использования в электронном виде, Пользователи в каждом случае использования материалов обязаны разместить гиперссылку на Сайт — “Gorsite.ru” (www.gorsite.ru), в случае использования материалов, размещенных в Специальных проектах, — http://название проекта.gorsite.ru/.

3.1.3. Ссылка на источник или гиперссылка, указанные в пп. 3.1.1 и 3.1.2. настоящих правил, должны быть помещены Пользователем в начале используемого текстового материала, а также непосредственно под используемым аудио-, видео-, фотоматериалом, графическим материалом Издания.

Размеры шрифта ссылки на источник или гиперссылки не должны быть меньше размера шрифта текста, в котором используются материалы Издания, либо размера шрифта текста Пользователя, сопровождающего аудио-, видео-, фотоматериалы и графические материалы Издания.

3.1.4. Использование материалов Издания, полученных из вторичных источников, возможно только со ссылкой на эти источники.

3.2. При использовании материалов Издания не допускается переработка их оригинального текста. Сокращение материала возможно только в случае, если это не приводит к искажению его смысла. В таком случае Пользователи самостоятельно несут ответственность за искажение смысла материалов.

3.3. При использовании информационных, новостных материалов Издания Пользователи не должны указывать у себя на сайтах и в RSS-рассылках время выхода информационных, новостных материалов идентичное или раньше времени их выхода на сайте Издания.

  1. Издание оставляет за собой право изменять настоящие правила в одностороннем порядке в любое время без уведомления Пользователей. Любые изменения будут размещены на Сайте — www.gorsite.ru. Изменения вступают в силу с момента их опубликования на Сайте.

По всем вопросам использования материалов Издания просьба обращаться:

Зенков Сергей Владимирович, управляющий директор:

[email protected]

В ночь перед Рождеством силы добра и зла встречаются на земле и не покидают ее до тех пор, пока не наступит праздник Крещения...

Православное Рождество, как и католическое, празднуется в память о рождении Иисуса Христа, который подарил всем нам святую веру в бессмертие человеческой души.

Готовимся к Рождеству Христову

Наши предки начинали подготовку к Рождеству еще на рассвете 6 января. Собственно говоря, готовились к сочельнику, или, как его называют в Украине, – Святому вечеру. Верили, что если подготовка пройдет по всем правилам, то Божья помощь всегда будет в семье. Так почему бы и нам с вами не взяться за дело?

Проснуться придется задолго до того, как наступит утро. Ведь чтобы приготовить кутью – главное блюдо к праздничному столу – следовало встать в 2 часа ночи. Зерна пшеницы, замоченные еще с вечера, нужно было засыпать в абсолютно новый глиняный горшочек и залить водой. Все эти действия сопровождались молитвами, а думать полагалось только о хорошем и светлом. Считалось, что от того, с какими мыслями хозяева готовят кутью, зависит и сила Божьей помощи, на которую может рассчитывать семья.

Продукты, из которых готовилось блюдо, имеют важное значение:

зерно символизирует жизнь;

мед – здоровье, благополучие;

мак – достаток в семье;

орехи – символ мудрости.

Готовили кутью в печи, причем дрова складывали особым образом и поджигали их от «живого» огня, который добывали трением дерева о дерево. Конечно, сегодня процесс приготовления Божьей еды (именно так называли кутью) стал намного проще, но не стоит забывать, что самое главное – мысли человека во время этого приготовления ритуального блюда. Думайте о хорошем!

К Святвечеру пекли и кныши – маленькие хлебцы, которые кладутся сверху на хлеб и предназначаются для духов предков (по преданию, души умерших предков незримо присутствуют за семейной трапезой).

Стол, за которым соберется вся семья, тоже надо подготовить к праздничной трапезе. Как? Прежде всего необходимо положить на столешницу тонким слоем сено, поверх него – чистую белую скатерть (считалось, что она предназначена для добрых душ). Затем в четырех углах стола нужно разместить по головке чеснока (защита от нечистой силы) и, наконец, покрыть стол второй скатертью (эта скатерть – для людей).

Дидух – дух предков

Теперь самое время установить на столе обязательный магический атрибут праздника – соломенный оберег, сноп-Дидух, или Дидух-Рай. С одной стороны, это дар силам природы, с другой – символ рода, воплощение славянского бога Коляды (бога торжеств и мира), а еще – тайное место, в котором находят временное пристанище духи дедов-прадедов, покровителей дома. Чтобы при изготовлении оберега солома не ломалась, ее смачивали святой водой.

После Дидуха можно было и угощение расставлять: кутья в нарядной керамической мисочке, кныши на ломтях хлеба и 12 (по числу апостолов – учеников Христа) постных блюд, среди которых постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, гречневая каша, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пирожки. Непременно подается и узвар – напиток из сушеных фруктов и ягод. Он символизирует связь с предками – в идеале плоды и ягоды должны быть из родительского сада.

А когда праздничный ужин заканчивался, вся молодежь выходила на улицу – с этого вечера начинали колядовать (правда, в Святвечер нужно вернуться домой до полуночи, иначе нечистая сила может унести с собой). Пришла веселая святочная пора, а вместе с ней – шумные игры, гуляния и девичьи гадания.

Делаем оберег

Чтобы сплести Дидух, понадобятся сухие колоски пшеницы (можно купить в магазинах декора). Сложите и перевяжите ниткой 3 снопика по 7 колосков в каждом. Соедините все снопики, оплетите соломенной косичкой из оставшихся колосков. Низ Дидуха разделите на 3 части, каждую перевяжите в 2 местах и подрежьте так, чтобы фигурка обрела устройчивость.

Рождественские приметы и поверья

– В Рождество ни в коем случае нельзя шить и заниматься хозяйственными делами.

Добрая примета – если на Святую вечерю придут одинокие, бедные и неприкаянные люди. Их следует усадить за стол и щедро угостить.

– На Рождество нельзя злиться, ссориться, ругать детей и говорить что-то нехорошее – если блуждающие под окнами злые силы это услышат, тогда все плохое, что вами озвучено, сбудется.

– Встречать Рождество в старой одежде – к бедности, поэтому нужно нарядиться в обновки.

– На Рождество принято зажигать свечи – они привлекут в дом тепло и богатство. Гасить свечи не нужно, пусть они сами догорят. Одну свечу зажгите в память об усопших родственниках.

– В Святвечер старались не брать в долг, чтобы потом не нуждаться целый год.

– Читают заговор на милость судьбы:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как сын Божий ко всем милостив и терпелив,

Как Он всех на земле прощает,

Всех любит, жалеет, благословляет,

Так бы и судьба ко мне была

Милостива и благосклонна.

Ключ, замок, язык. Аминь» .

Богатая кутья

Маковая

Ингредиенты:

– Пшеница – 1 стакан

– Мак – 100 г

– Изюм – 50 г

Грецкие орехи – 100 г

– Мед – 50 г

– Сахар – 1 ст. ложка

Приготовление:

В ночь перед Святым вечером промойте зерна пшеницы и замочите в холодной воде. Утром залейте пшеницу 4 стаканами воды и варите 3-4 часа, время от времени подливая воду. Мак залейте кипятком, дайте постоять около часа. Слейте воду, добавьте сахар и разотрите в ступке пестиком до появления макового молочка. Изюм запарьте кипятком, через 20 минут слейте воду. Орехи прокалите на сковороде и измельчите (не слишком мелко) скалкой. Мед разведите теплой кипяченой водой. Перед подачей на стол смешайте сваренную пшеницу, растертый мак, орехи, мед. Разбавьте узваром – кутья не должна быть слишком крутой.

С Халвой

Ингредиенты:

– Пшеница – 2 стакана

– Мак – 250 г

– Мед – 100 г

– Орехи – 150 г

– Халва – 50-100 г

– Сахар – 1 ст. ложка

Приготовление:

Пшеницу хорошо промойте в холодной воде и варите до размягчения (примерно 3 часа). Мак промойте под горячей водой. Воду аккуратно слейте, мак перетрите с сахаром до молокообразного состояния. Охлажденную пшеницу перемешайте с маком, добавьте мед, порезанные ножом орехи и халву.

Традиционная

Ингредиенты:

– Пшеница – 1 стакан

– Грецкие орехи – 0,5 стакана

– Мед – 2-3 ст. ложки

– Изюм – 0,5 стакана

– Узвар (напиток из сухофруктов, рецепт приготовления см. ниже) – 1 или 2 стакана (по желанию)

Приготовление:

Промойте пшеницу под проточной водой и замочите на ночь. Утром отварите зерно до готовности. Отдельно измельчите орехи (в блендере, ножом или с помощью скалки). Перед самым ужином в охлажденный узвар (берется только жидкость, без сухофруктов) добавьте пшеницу, изюм, орехи, мед.

Узвар – напиток из сухофруктов

Медовый

Ингредиенты:

– Мед – 100-150 г

– Сухофрукты – по 100 г яблок, груш, вишен, чернослива, изюма и кураги

П риготовление:

В эмалированную кастрюлю поместите перебранные и промытые сухофрукты, залейте 2-2,5 литрами воды, добавьте мед и поставьте на огонь. Чтобы в напитке сохранились все полезные свойства ягод и фруктов, узвар нужно не варить, а «взваривать» – то есть доводить до кипения. Если не хватает сладости – можно всыпать сахар по вкусу. Затем позвольте узвару настояться в течение 5-6 часов в прохладном месте.

Лимонный

Ингредиенты:

– Сушеные яблоки – 100 г

– Сушеные груши – 100 г

– Чернослив – 50 г

– Лимон – 1/2 шт.

– Мед – 2-3 ст. ложки

Приготовление:

В кастрюлю налейте 3 л воды, поставьте на огонь и доведите до кипения. Когда вода закипит, добавьте в нее сухофрукты и порезанную на дольки половинку лимона. Как только жидкость закипит во второй раз, снимите кастрюлю с огня и накройте крышкой. Примерно через полчаса, когда узвар немного остынет, добавьте мед, перемешайте. Поставьте в холодное место на 5-6 часов.