Азбука молодых: что такое помолвка и как она происходит? Помолвка, традиции и обряды

Во время росписи с ЗАГСе или венчания в церкви невеста с женихом обмениваются кольцами и обещают друг другу хранить верность на всю жизнь. Обряды помолвки или обручения некоторые женщины рассматривают, как возможность получить в подарок еще одно колечко, не более, абсолютно не задумываясь об их значимости. Есть ли разница между помолвкой и обручением, и как проводятся эти обряды?

Экскурс в прошлое

Еще 2 века назад подготовка к свадьбе проводилась в 3 этапа.

Сначала девушку сватали: родители жениха приходили в дом невесты, выясняя, согласны ли родители породниться, отдать свою дочь за их сына. Приглянулся ли девушке жених, в большинстве случаев даже не интересовались. Одновременно определялись с величиной приданого.

После знакомства родителей молодые уже официально общались, но женихом и невестой считались условно, если родители готовились к браку заранее.

После сватовства еще была возможность обратного хода – хотя тот, кто отказывался от продолжения подготовки к мероприятию, должен был привести веские аргументы другой стороне, чтобы не быть опозоренным.

Далее семьи опять встречались – предстоял пропой или «рукобитие» . Родители точно определялись с финансами – молодые устраивали что-то вроде «вечеринки» , где был признан официальный статус невесты и жениха среди сверстников. Во время этой встречи и обговаривали, как и когда будет проходить обряд обручения.

Проводили обручение в монастыре или церкви, публично. В качестве гостей приглашались самые близкие люди, но двери не закрывались, и наблюдать за ритуалом мог кто угодно.

Молодые должны были обменяться кольцами разной ценности: сначала невесте вручалось – не одевалось на палец, нужно обратить внимание – серебряное украшение, а жениху – золотое. Троекратный обмен кольцами под речитатив священника, зачитывающего слова специальной молитвы, и у невесты оставалось золотое кольцо, как символ надежности будущего мужа, а у жениха – серебряное. Серебро отражало слабость женщины, ее мягкость.


Несмотря на то что обручение в церкви уже подчеркивало неизбежность брака, после него молодые в
сексуальные отношения не вступали – невинность невеста должна была сохранять до свадьбы.

До венчания должно было пройти от 3 недель до полугода, не меньше – иногда переход к статусу мужа и жены откладывался на годы. Перед войнами, зарубежными «командировками» , сильный пол старался успеть провести несколько обрядов: сватовства и обручения, чтобы быть уверенным в том, что невеста дождется.

Венчание откладывалось – иначе бы мужчине в странствиях необходимо было бы хранить верность. В то время суда Бога боялись больше, чем общественного осуждения и нарушить определенные каноны решался не каждый.

Обручальные кольца носят на левой руке, на безымянном пальце. Обручение в православии до сих пор играет огромную роль. Некоторые пары, как и в старые времена, считают правильным в день венчания снять с левой руки обручальные кольца и переодеть их на правую руку. Недаром кольца, которые надевают друг другу молодые, издавна называли – обручальные.

Помолвка

Очень часто путают обряды помолвки и обручения. Во время помолвки родители молодых, которые уже заранее познакомились, должны обговаривать финансовые вопросы. В старые времена этот обряд называли «рукобитье» , слово «помолвка» пришло с Запада.

В настоящее время молодые проводят помолвку как молодежную вечеринку.


Приглашаются друзья, пара официально входит в статус жениха и невесты, жених невесте дарит кольцо – обратный подарок необязателен. Кричат «горько» .

Во время помолвки могут присутствовать родственники и родители, ее можно проводить дома или в увеселительном заведении. Никаких официальных бумаг не подписывается.

Обычно помолвку устраивают в день подачи заявления в ЗАГС, но можно выбрать и другое время.

Покупать кольца невесте – если устраивается помолвка – жениху приходиться дважды. Кольцо для помолвки отличается от обручального и обойтись одним подарком не удается.

Разница между помолвкой и обручением

Обряды помолвки и обручения имеют между собой много общего, но имеются и значительные различия.

Обручение в ЗАГСе не проводится – это религиозный обряд, который выполняется в церкви или в другом культовом заведении, в присутствии священнослужителей. Подписывается официальная бумага о новом статусе молодых, на них накладываются определенные обязанности, дарами они обмениваются официально.


Помолвка – дополнительная возможность для нерелигиозных людей устроить себе веселый праздник. Вместо колечка жених может вручить невесте ключи от машины или плюшевого мишку, обставить мероприятие в шутливой форме, провести его на выезде, дома или в ресторане.

Когда пара проводит венчание для того, чтобы отдать дань моде, священнослужитель может провести обручение – по договоренности заранее – до венчания. Эти обряды в православии должны следовать один за другим.

Помолвка перед официальной регистрацией обязательной не является – многие пары ей пренебрегают – им достаточно «мальчишника» и «девичника» .

Некоторые нюансы современных свадебных обрядов

Официальная регистрация брака проводится перед венчанием – многие священники отказываются проводить обряд, если молодые не предъявляют официальную бумагу. Более того, венчание можно в настоящее время отложить на неопределенное количество времени после регистрации.
Некоторые пары проверяют себя «гражданскими» отношениями, а венчаются уже в канун десятилетия или даже серебряной свадьбы. Люди объясняют, что хотели проверить свои отношения, разобраться с чувствами, чтобы не обманывать себя и Бога.


Получается, что для нерелигиозных людей обручение необязательно – после него жених и невеста должны демонстрировать до венчания свое целомудрие, а ожидать непорочных отношений от пары с солидным семейным стажем просто смешно.

Православное бракосочетание состоит из двух частей службы, когда-то отдельных, а в настоящее время объединенных в одно торжество. Первая часть, обручение (на румынском logodna , на итальянском fidanzamento ) – это торжественное объявление брачных обетов; в то время как вторая часть является непосредственно бракосочетанием, в православной традиции называемая венчанием (на румынском cununie , на итальянском incoronazione ), название, происходящее от венцов, возлагаемых на головы супругов.

В прежние времена и в отличных от сегодняшнего обществах браки устраивались на основе соглашений, заключённых между семьями жениха и невесты, и часто планировались заранее, когда жених и невеста были еще в очень молодом возрасте (подростками или даже моложе). При таких обстоятельствах становится понятным желание объявить о брачных обетах через соответствующий обряд обручения, для того, чтобы уведомить всю общину верующих о том, что двое молодых людей обещаны друг другу, даже если их брак еще не состоялся.

Сегодня люди женятся в основном по собственной инициативе и с партнером, выбранным самостоятельно, следовательно, нет смысла праздновать обручение отдельно от венчания. Именно по этой причине две отдельные службы и были объединены в одну. Тем не менее, не стоит забывать, что в служебниках еще предусмотрена возможность проведения обручения и бракосочетания в два отдельных момента.

НЕМНОГО БОГОСЛОВИЯ БРАКА

Таинство, или же, используя терминологию Православной Церкви, Святые Тайны церковного бракосочетания не ставят своей задачей с правовой точки зрения объединить мужчину и женщину. Это скорее признание Церковью союза, уже сотворенного Богом в жизни двух супругов, это вход таинственным образом человеческого союза супругов (как союза земного, подверженного греху, боли и смерти) в божественное измерение Царства Божьего.

Соединение двоих в христианском браке делает вновь возможным осуществление первого проекта Эдема: достижения совместной жизнью двух взаимодополняющих существ вечной радости.

По этой причине Православное бракосочетание выходит за рамки юридического соглашения. Во время церемонии жених и невеста не обмениваются свадебными клятвами: само присутствие (как и наличие свидетелей в подтверждение их свободного выбора) указывает на обязательство, принятое между ними, и на расположение к действию Бога в их браке.

Хоть Церковь снисходительна к вдовцам, вступающим во избежание одиночества в новый брак, все же о браке не говориться как о союзе супругов «пока смерть не разлучит их». На самом деле, поскольку этот союз входит в измерение Царства Божьего, он также принимает характер вечности. По этой причине, вместо того, чтобы говорить о неразрывном браке, как в римско-католическом богословии, православное богословие говорит о браке единственном и неповторимом . Можно сказать, что для православных есть только один истинный священный брак в жизни, в то время как последующие браки (вдовцов, а так же в других случаях, когда Церковь разрешает второй брак, если первый брак безвозвратно разрушен с человеческой точки зрения) рассматриваются более как мера снисхождения, которая через благословение Церкви вводит новых жениха и невесту в жизнь общины верующих.

Именно потому, что предлагая с бракосочетанием новое, «божественное измерение» жизни пары, Православная Церковь не осуждает человеческие союзы. Ее задача не в том, чтобы определить, живут ли пары, не состоящие в церковном браке «во грехе» (в широком смысле, можно сказать, что каждый, кто не живет по благодати и воли Божьей, живет во грехе, не зависимо, находится ли он только в гражданском или же и в религиозном браке), а, скорее, ее задача заключается в призыве всех пар перейти от человеческого союза к участию в божественной жизни, предлагаемой через таинство церковного брака.

СВИДЕТЕЛИ

Жениха и невесту сопровождают на брак друг и подруга (в греческой терминологии их называют παράνυμφοι, что можно перевести как «друзья брачующихся»), которые имеют очень важную функцию в ритуале: засвидетельствовать своим присутствием свободу брачной связи, то есть их свободный личный выбор (отсутствие принуждения, угроз или других условий, которые делают брак недействительным), а также отсутствие других уз (предыдущего брака или обручения, чье завершение не было признано Церковью). По этой причине важно, чтобы свидетели хорошо знали жениха и невесту.

Со временем были установлены различные местные обычаи, и свидетели часто напоминают крестных родителей (в румынском языке используется тот же термин nănaş для обозначения и тех и других). Свидетелями сегодня выступают почти всегда мужчина и женщина, довольно часто это муж и жена. Таким образом, пара свидетелей берет на себя задачу направлять молодую пару в их супружеской жизни.

Как бы ни был этот обычай красив и благороден, следует подчеркнуть, что свидетели не имеют роли крестных или наставников ; их задача – засвидетельствовать свободу вступления в брак, а все остальное, чем они хотят и могут быть полезны супружеской паре, не является требованием Церкви.

Поэтому напоминаем следующее:

1. Свидетели необязательно должны находиться в браке . Также не обязательно, чтобы это были мужчина и женщина. Церковь считает законным браки, при которых в качестве свидетелей выступают двое мужчин или две женщины.

2. Свидетели необязательно должны быть православными христианами . Не их вера или принадлежность к Церкви требуется в бракосочетании (как того требует обряд крещения для крестных), но важно то, чтобы они действительно хорошо знали молодоженов. Другими словами, лучше настоящий друг пусть и не православный (или даже, в крайнем случае, не христианин), чем член Церкви, не знакомый с женихом и невестой. Сегодня находятся такие, кто настаивает на том, чтобы свидетели были именно православными христианами, но кто так говорит, должны бы объяснять, почему Церковь, позволяющая, чтобы один из супругов был не православный, должна быть более строга со свидетелями, чем с самими женихом и невестой!

3. Церковь ничего не требует от свидетелей после выполнения их долга на бракосочетании . Свидетели не обязаны становиться крестными детей супругов (хотя это часто случается на практике), или нести какие-либо другие обязанности: любая поддержка или помочь супругам является их свободным дружеским жестом.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ

До определенного момента христианской истории Церковь отказывалась благословлять браки, в которых один из супругов не принадлежал по вере и крещению к верующим данной Церкви.

В последние столетия с развитием мобильности общества увеличилось количество смешанных пар, и Церковь постепенно распространяет церковный брак на эти пары, хоть и с некоторой осторожностью.

Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей.

Сегодня возможны смешанные браки верующих Православной Церкви с крещенными верующими не православных христианских церквей (в том числе самые последние деноминации, такие как адвентисты седьмого дня и пятидесятники, за исключением новых движений с христианской сердцевиной, таких как мормоны и Свидетели Иеговы). Не возможен церковный смешанный брак с некрещеными (атеистами или представителями других религий). Принцип этого исключения в том, что маловероятно, чтобы человек, не верующий во Христа, и не принадлежащий к Его Церкви (хоть к одной неортодоксальной конфессии), мог честно взять на себя задачу вести жизнь христианской/ого супруги/а, соблюдая церковную веру.

Даже если смешанные браки возможны, Церковь все же призывает своих членов всегда стараться найти супругов своей веры, особенно если оба верующие практиканты. Практика православных христиан не проста, поэтому идти по жизни с человеком, который не разделяет этот путь, добавляет еще большей сложности и дополнительных усилий.

В зависимости от случая, особенно когда супруги решаются не на первый брак, может понадобиться благословение архиерея для того, чтобы приступить к смешанному церковному браку.

ОБРЯД ОБРУЧЕНИЯ

Давайте посмотрим, как происходит свадебная церемония в Православной Церкви сегодня. Первая часть обряда обручения происходит в притворе церкви. Если же в церкви нет притвора или внутреннего портика, то обручение происходит при входе в церковь, что обозначает вход в семейную жизнь (по той же причине в обряде крещения молитвы по изгнанию дьявола и исповедование веры происходят в притворе). Жених и невеста выступают вперед, сопровождаемые по обе стороны свидетелями – жених с правой стороны, невеста с левой. Так обычно располагаются мужчины и женщины в храме, что легко вспомнить, посмотрев на расположение центральных икон Христа и Божьей Матери.

Священник, проводящий бракосочетание, благословляет жениха и невесту, подает им зажженные свечи и окутывает благовониями. Затем начинается ритуал обручения, состоящий из молитв, ектении и обмена кольцами, символизирующими взаимные обещания верности.

Первоначально предусматривалось золотое кольцо для жениха и серебрянное для невесты, но в настоящее время чаще используется пара колец, изготовленных из того же материала (иногда даже менее ценного). Перед обрядом обручения кольца освящаются окроплением святой водой и некоторое время находятся на святом престоле. При желании, можно принести кольца в церковь за некоторое время до бракосочетания и оставить их возлежать на святом престоле во время служения Божественной Литургии.

Символизм колец (т.е. круг, не имеющий конца, как и взаимные обещания супругов, бесконечные и безусловные) объясняется в молитвах обряда, когда вспоминаются кольца, подаренные в различных библейских эпизодах в знак верности, доверия, ответственности и божественного милосердия.

Формула обручения, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Священник надевает кольца на безымянные пальцы правой руки жениха и невесты. Правая рука (которой христианин крестится) является хранительницей колец в древней христианской традиции, как и в древнееврейской, откуда берут истоки многие элементы православного бракосочетания. В практике Римской Католической Церкви обручальные кольца отделены от брачных (в то время как в Православной Церкви нет такого различия), что во многих случаях привело к перенесению колец на левую руку. Если жених и невеста, следуя местным обычаям, хотят носить кольца на левой руке после свадебной церемонии, то в этом нет серьезной проблемы.

Кольца, одетые на руки молодоженов, в скором времени обмениваются трижды (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции). Обмен кольцами выражает постоянный обмен между супругами, которые, взаимодополняя, обогащают друг друга.

Если после обряда обручения следует обряд венчания (на сегодняшний день, в подавляющем большинстве случаев), обрученные и свидетели направляются к центру церкви, где подготовлен стол с венчальными коронами. При подходе пары хор поет стихи псалма 127, чередуемые припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

ОБРЯД ВЕНЧАНИЯ

Войдя в центр храма, жених и невеста становятся на специально подготовленном для них ковре (это может быть полотенце, вышитое узорами, как заведено в России, или же просто коврик достаточно широкий, чтоб вместить обоих супругов). Этот ковер, заимствованный из древнееврейской свадебной традиции, символизирует измерение, в котором супруги держат ответ перед церковью: ведение ежедневной жизни, воспитание детей, семейный очаг.

Священник начинает венчание тремя молитвами, в которых испрашивает Божью благодать для супругов, благодать, под воздействием которой человеческий союз становится союзом, ведомым Святым Духом. (Священник молится за сошествие Святого Духа на венчаемых подобным образом, как во время Божественной Литургии призывается Святой Дух на хлеб и вино, чтобы превратить их в тело и кровь Христа.)

Руки молодоженов соединяются священником, а затем он связывает их вместе лентой или вуалью. Затем священник накладывает венцы на головы супружеской пары в знак царственности (Церковь дает возможность супружеской паре быть правителями их семейной жизни, как и участниками самого царства Христово), а также в знак совершенствования: муж и жена становятся «венцами» друг друга, завершением божественного образа, возможным средством спасения друг друга, как упоминается апостолом Павлом в главе 7 Первого послания к Коринфянам. Венец также является знаком мученичества, то есть свидетельством веры «в радости и в скорби», до принесения в жертву собственной жизни. Тайна брака требует готовности умереть для себя, для своего личного благополучия, чтобы мочь дарить себя другому в течении всей жизни.

Формула венчания, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом:

«Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ». Аналогично формула повторяется для невесты: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Венцы, положенные на головы супругов, обмениваются три раза (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции), в то время, как хор поет: «Господи Боже наш, славою и честию венчах я (их) ».

ЧТЕНИЯ

Два библейских отрывка, связанных с браком, взяты из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна.

Св. Павел напоминает первым христианам из Эфеса (как и христианам всех времен и народов) о взаимных обязанностях супругов, проводя параллель между любовью мужа и жены, и любовью Христа и Его Церкви. Как Христос любит Свою Церковь до самоотвержения и готовности пожертвовать собой, так и муж должен отдавать себя без остатка своей жене. Как Церковь, в свою очередь, повинуется Христу, так и жена должна подчиняться своему мужу. Если в каждый момент супружеской жизни придерживаться этой модели, то браки не будут распадаться! Жена, предоставив последнее слово мужу, научится контролировать свое инстинктивное желание защищать семью во время волевых конфликтов (что обычно не имеет ничего общего с непосредственным выживанием детей и семьи); муж, помня о необходимости приносить себя в жертву ради жены и детей, поступает таким образом, чтобы предоставленное ему окончательное решение не исходило из личных интересов, но защищало интересы всей семьи.

Евангелие от Иоанна говорит о первом чудоявлении, сделанном Иисусом в Кане, где вода, превращенная в вино (и вино качественное!), является моделью превращения человеческого союза в союз Божественный под действием благодати Господней. Пара более не является лишь человеческим учреждением, но знаком, так же, как Церковь, что Царство Божье уже присутствует среди нас.

ЗАВЕРШЕНИЕ ЧИНА

После еще некоторых молитв и ектиний, священник благословляет чашу с вином: жених и невеста выпивают из этой общей чаши в знак их общей участи всей жизни, в радости или скорби. Чаша вина в этом случае исходит из традиций древнееврейского брака и не имеет никакой связи с вином евхаристии.

Затем священник трижды обводит молодоженов вокруг центра церкви, в то время как хор поет некоторые тропари (гимны православной традиции), по своему значению связанные с символикой брака. Во время пения тропарей общепринято, чтобы свидетели следовали рядом с женихом и невестой, придерживая венцы на головах.

Пение тропарей происходит от древнего обычая сопровождать в процессии жениха и невесту с пениями после свадьбы от дверей церкви до дверей дома новоиспеченной пары. Со временем этот общественный обычай был оставлен, церковные песнопения перешли на конец церемонии, а процессия стала эпизодом обряда бракосочетания.

В конце процессии священник развязывает руки брачующихся и помещает венцы на стол. В заключительных молитвах священник просит Бога сохранить венцы непорочны в своем царстве: в знак наследства, ожидающего жениха и невесту, выросших в любви и верности, принесших духовные плоды их брака.

После окончательного благословения следует ряд приветствий и пожеланий: почитание икон в центре церкви (или на иконостасе), пожелания долгих лет новой паре (многолетствования), увещевания священника мужу и жене сохранить в своей жизни полученную от Бога благодать. В случае смешанных браков также неправославный священник может присоединиться к пожеланиям новобрачных, обращая к ним слова ободрения и наставления.

ПОВТОРНЫЙ БРАК

Православная Церковь поддерживает очень высокий стандарт модели семейной жизни, но признает, что брачные связи могут закончиться или по причине форс-мажорных обстоятельств (например, смерти одного из супругов), или из-за различной степени человеческого греха (когда один из двух бросает другого, по неверности и другим причинам, сводящим брак на чистое лицемерие). В этих случаях Церковь позволяет (в случае вдовства, всегда, а во всех остальных случаях по письменному благословению архиерея епархии, в которой было совершено бракосочетание), повторное венчание. Церковь также допускает третий церковный брак (хотя не рекомендует), в то время как абсолютно запрещает четвертый.

Существует обряд повторного бракосочетания покаянного характера, из которого видим, как Церковь разрешает вторичный брак, идя на встречу еще более тягостным личным обстоятельствам. Сегодня обряд повторного бракосочетания используется только если оба супруга уже были повенчаны ранее: это мера уважения к супругу, впервые вступающего в брак. Таким образом, редко можно увидеть эту типологию свадебной церемонии.

МОЛИТВА О ВОЗВРАЩЕНИИ СУПРУГОВ

Есть определенная молитва, сегодня используемая редко, которой приветствуются супруги по возвращении в церковь после свадебных торжеств. Хорошо бы продолжать использовать эту молитву, которая представляет собой уместный «переходный обряд» после медового месяца, возвращающий молодоженов к их активной роли в местной общине верующих.

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ

Часто церковное бракосочетание заключает в себе некоторые практические трудности, как в отношении гражданского брака, так и при наличии предыдущих брачных уз. Это руководство не претендует дать общий ответ на все проблемы, но предлагает ниже некоторые элементы для размышления.

Если пара не находится в узаконенном браке, необходимо, чтобы это произошло или до венчания, или примерно в то же время. Предусмотрена возможность проведения церковного православного бракосочетания, имеющего гражданский эффект, но только если священник, проводящий церковный брак, является признанным государством церковным деятелем. Для этого проинформируйтесь в храме, в котором вы желаете повенчаться (еще лучше, если вы будете усердно посещать этот храм!).

Если в предыдущем браке состоял православный супруг, то необходимо благословение архиерея епархии, в которой проводился предыдущий брак. Если же в религиозном браке состоял не православный супруг, то он должен объявить о разрешении к вступлению в новый брак в соответствии с правилами его Церкви. Если данная Церковь не считает супруга свободным, то Православная Церковь не может вмешиваться в этом отношении. Переход в Православие для обхода этой проблемы, если и представляется возможным, не рассматривается положительно.

Если предыдущие браки были только гражданские, то нет никаких препятствий для церковного бракосочетания, при условии, что не должно оставаться никаких связей предыдущего гражданского брака, как и нерешенных споров (опека над детьми и т.д.), связанных с браком.

Брак не исключает в будущем возможности мужа или жены принять монашество, но такой выбор может быть сделан только с согласия обоих супругов и если родители (более) не несут ответственности за несовершеннолетних детей. В таких случаях брак приостанавливается церковными властями, и муж или жена (а лучше, оба) могут принять монашеский постриг.

«ПОДХОДЯЩИЕ» ДНИ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

«В какие дни можно сочетаться браком?»

На этот простой вопрос приходятся сложные, а иногда и различные, ответы, с длинными списками «дней, когда церковное бракосочетание запрещено», поэтому постараемся понять причины, из-за которых некоторые дни непригодны для церковных свадебных обрядов.

Проблемы постных и праздничных дней

Бракосочетание обычно не рассматривается как скромный праздник для узкой группы супругов и свидетелей, но как общественное признание союза, объединяющего семьи и друзей в радостной и праздничной атмосфере. Дни поста — не подходящее время для этого вида торжества, поэтому Православная Церковь запрещает бракосочетания в эти дни: в период многодневных постов, таких как Великий Пост, или накануне отдельных постных дней. Может показаться странным, что брак запрещен накануне постных дней (во вторник и в четверг), но разрешен в сам постный день (в среду и пятницу). Причину следует искать в традиции празднования банкетов, продолжительностью во всю ночь, а также в идеи «не расходовать» первую брачную ночь на заре постного дня.

Также бракосочетания не отмечаются в дни самых больших праздников, чтобы не отвлекать внимание от праздников Церкви. Часто последующие после крупных праздников дни (например, дни между Рождеством и Крещением) исключаются для свадебных ритуалов. Не все Православные Церкви следуют одинаковым правилам после праздничных дней: в некоторых храмах можно услышать, что не совершаются бракосочетания в течении первой недели после Пасхи (или во Святую неделю Пасхи), в других можно услышать, что браки запрещены все сорок дней после Пасхи. В любом случае лучше посоветоваться непосредственно в церкви, в которой вы собираетесь повенчаться, так как могут быть различия в календаре.

Проблема субботы

Бракосочетания запрещены по субботам, хотя обычно это не постный и не предпостный день. Причина этого запрета имеет пастырский характер: участие многочисленных групп людей в торжествах субботним вечером опустошает (или значительно уменьшает) участие в воскресных службах. Хотя этот запрет считается довольно строгим (особенно для семей, имеющих свободную от работы субботу), это правило абсолютно имеет смысл, и сегодня (особенно в Русской Церкви) ему следуют со всей строгостью.

Необходимо помнить, что запреты на проведение бракосочетания не являются абсолютными запретами и возможны исключения, по благословению местного архиерея. Венчающий священник не вправе самостоятельно пойти на уступку без объяснения причин своему архиерею и без его разрешения.

Помолвка - это традиция, которая существует много веков. Она является залогом крепкой семейной жизни. Её цель - получить разрешение или благословение от родителей на будущий брак.

Наши предки называли этот обряд «рукобитье» или «сговор», во время которого родители жениха и невесты принимали решение о свадьбе.

Традиции обручения в современном мире

О серьёзности намерений, вступающих в брак, свидетельствует помолвка в храме

Православные верующие считают, что в церкви происходит закладка основ уважительных отношений в семье. Церковный обряд обручения и последующего отличается осмысленностью и святостью . В присутствии многочисленных свидетелей молодые дают обещание в церкви перед Богом, родственниками и друзьями, быть вместе в горе и радости до конца дней.

Но перед тем, как совершить таинство этого обряда, необходимо знать что такое помолвка

Традиционно жених делает официальное предложение о заключении брачных уз в момент помолвки. Для этого он приходит в дом невесты и просит её руки, но о визите нужно проинформировать заранее, чтобы избежать непредсказуемых моментов.

Сначала обращение жениха должно адресоваться отцу, затем матери невесты и своей избраннице.

Если «добро» на предстоящую свадьбу получено, то происходит обряд дарения помолвочного кольца . Жених вручает суженой кольцо, которое является залогом крепкой любви.

Девушка должна надеть подарок на безымянный палец и носить до свадьбы. На момент бракосочетания поверх него одевается свадебное кольцо.

Какое кольцо выбрать для помолвки

Дарение помолвочного кольца говорит о том, что намерения жениха серьёзны.

  • Кольцо обязательно должно быть с камнем.
  • Популярны у большинства невест формы «принцесса» и «овал».

Главное условие помолвки заключается в положительном ответе на предложение сочетаться законным браком и чтобы невеста осталась довольна подарком.

Девушка, приняв кольцо, тем самым даёт согласие на брак .

При удачном браке, кольцо может превратиться в семейную реликвию и украсить свадьбы детей и даже внуков.

Можно ли расторгать помолвку? Если она по какой-то причине расторгнута, необходимо подарки обязательно вернуть. Дело в том, что такого рода кольца могут иметь фамильное назначение или бывают крайне дорогостоящими.

Во время помолвки решаются главные организационные вопросы

  • Планирование свадебного торжества, бюджет и вложения каждой семьи.
  • Обговариваются условия быта и место проживания будущих молодожёнов после свадьбы.
  • Обсуждаются вопросы формирования бюджета новоиспечённой семьи.
  • После проведения помолвки начинается детальная подготовка к бракосочетанию.

От помолвки до свадебной церемонии проходит от месяца до шести . Стоит ли продлевать подготовку к свадьбе на более длительный срок - решать будущим молодожёнам. Но в любом случае этот период даётся для решения основных вопросов совместного проживания, бюджета семьи и тщательной подготовки к свадьбе.

  1. Где провести торжество.
  2. Сколько пригласить гостей.
  3. Как оформить и кому разослать приглашение на торжество.
  4. Какой наряд подобрать.
  5. Где провести медовый месяц.
  6. И ещё много важных вопросов.

Немного истории

Помолвка в России со стародавних времён была обязательным этапом подготовки к вступлению в брак и проходила в следующем порядке:

В некоторых наших регионах существовала традиция, которая невесте не позволяла появляться на помолвке, в этом случае все договорённости оговаривались родителями в присутствии жениха.

Существовал запрет помолвленным встречаться до свадьбы.

Сценарий помолвки может быть следующим

  1. В изысканной обстановке жених предлагает возлюбленной стать женой.
  2. Затем они подгадывают удачный момент и ставят родных о своём намерении в известность.
  3. После этого следует выбрать удобный для всех день помолвки, приглашаются гости и организуется застолье.
  4. Далее, на семейном совете оговаривается сценарий предстоящего свадебного обряда.

Практикуются разные сценарии от экономичного, когда все проходит в узком семейном кругу, до премиум класса. В этом случае, молодая пара должна располагать внушительным количеством денежных средств и довериться профессиональному праздничному агентству, благодаря которому мероприятие запомниться надолго.

Главное - это сохранение смысла особой предсвадебной традиции и соблюдение всех этапов:

В русских традициях помолвка празднуется у невесты . После официального представления будет уместно устроить весёлое празднование в кругу друзей в кафе или боулинг-клубе, ночном клубе или на дискотеке. Любители отдыха на свежем воздухе могут совершить посиделки с шашлыками.

Интересные сценарии торжества

Помолвка, сценарий которой хорошо продуман и подготовлен, послужит неплохой репетицией перед свадьбой.

Наиболее распространены следующие варианты этого праздника.

Помолвка в древних традициях

Атмосферу этой тематики хорошо поддержит оформление помещения, наряды гостей и меню русской кухни с блинами и пирогами.

Фуршет в Европейском стиле

Западный стиль предполагает накрытие шведского стола или фуршета дома или в ресторане с вручением сувениров на память о празднике. На это мероприятие следует приносить для подарка жениху и невесте презенты в виде постельного белья, бытовой техники и другие необходимые в хозяйстве молодой пары предметы. Хорошая европейская традиция - вручать гостям конверты со словами благодарности за посещение праздника с приглашением на свадебное торжество. Дарение кольца с бриллиантом также пришло из европейских традиций.

Тематическая вечеринка предполагает наличие фантазии и индивидуальности. Программы можно организовать в пиратском, ретро, ковбойском и других стилях.

  • Время проведения помолвки не должно зависеть от похода в загс.
  • Помолвка является небольшой репетицией свадьбы и стоит продумать детали празднества: от оформления и сценария программы до продуманного меню.
  • Не нужно объединять помолвку с мальчишником или девичником.

Итак, что такое помолвка? Прежде всего это праздник для двух влюблённых, следовательно, всё происходящее - в их честь.

Вечеринка празднования помолвки может стать грандиозным событием, которое поможет проникнуться радостью в ожидании свадебного мероприятия и осмыслить всю важность решения - вступить в законный брак.

Независимо от выбранного формата праздника, он должен быть проникнут счастьем и теплом.

Здравствуйте,

Помолвка или, как ее еще называет Библия, обручение – давний обычай, уходящий корнями в ветхозаветную историю. Связан он с предварительным обещанием мужчины и женщины создать семью и договоренностью, которая достигается между ними и их родителями.

В древности обручение было таким же серьезным юридическим актом, как и сама свадьба: родители невесты получали выкуп, называемый "вено" (Быт.34:12; 1 Цар.18:25), а после обручения невеста могла называться женою. Делались также подарки от отца невесты молодым (приданое) и от жениха невесте. С этого момента женщина становилась обручена мужу, и по прошествии времени он должен был на ней жениться. Но была и возможность расторгнуть обязательство (Мф.1:19). Основной задачей обручения – была социальная защищенность женщины.

Помолвка (обручение) отличалась от свадьбы (сочетания) тем, что после нее хотя и были озвучены предварительные обязательства, но молодые не могли иметь никаких интимных отношений, т.к. это был все еще добрачный период жизни. Это подтверждает Писание: "и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее" (Втор.20:7).

Это отличие помолвки от свадьбы также упоминается в истории про Марию и Иосифа: “Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго” (Мф.1:18) (см. также Лук.1:27).

Помолвка основана на взаимном обещании, призванном доказать, что отношения не являются мимолетным увлечением, а серьезным намерением создать семью. При этом это обещание не является нерасторжимым, т.к. все таки это период добрачных отношений, и у людей есть еще шанс принять окончательное решение до свадьбы.

Сегодня эта древняя традиция сохраняется в церквях в разной мере: одни строго придерживаются этой практики, другие нет.

На мой взгляд, помолвка (обручение) хороша и важна по следующим причинам:
1) Желание вступить в брак уже не является тайным у молодых людей - они знакомятся с родителями друг друга и получают от них одобрение.
2) После помолвки мужчина и женщина становятся женихом и невестой. Этот статус дает понять всем другим, что не надо строить планы создать семью в отношении обрученного парня (девушки).
3) В церкви формируется благочестивый подход к отношениям мужчин и женщин. Верующие видят, что брак создается не в пылу минутных увлечений, а осмысленно и свято.
4) Помолвка дает для жениха и невесты дополнительное время для того, чтобы окончательно утвердиться в своем намерении создать семью. Они должны использовать этот период жизни не только для подготовки к свадьбе, но и чтобы выстраивать дружеские, душевные отношения друг с другом.
5) Время между обручением и сочетанием необходимо, чтобы увеличить вероятность того, что решение вступить в брак является взвешенным, и не основывается только на эмоциях.
6) Молодые люди хранят чистоту, воздерживаясь от интимных отношений, что для каждого из них показывает, насколько они способны контролировать свою плоть. Если кто-то из них говорит «я не могу себя сдерживать», то велика вероятность, что вступив в брак, человек однажды будет способен изменить своей жене (мужу) по той же причине: «Я не смог устоять».
7) До свадьбы есть еще шанс отказаться от вступления в брак, если глубокая внутренняя несовместимость в характерах. Хуже, когда люди выявили это в браке, и заявляют о своем желании развестись.

Теперь по поводу Вашего вопроса об ответственности церкви в вопросе помолвки.

В связи с тем, что процедура обручения не описывается в Библии в деталях, а также часто отражает особенность культуры и эпохи, в которую живут люди, поэтому в разных христианских конфессиях и церквях помолвка проходит по-разному. Отношение к этой традиции также может зависеть от региона, где находится церковь.

Поэтому, в данном вопросе лучше следовать внутрицерковным установлениям. Конечно же, это стоит делать только при условии, если они не противоречат Библии, христианской вере и здравому смыслу.

Церковь занимается вопросами помолвки прихожан ровно на тех же основаниях, на каких она занимается вопросом их бракосочетания.

Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос. Благословений Вам!

С уважением,
Денис Подорожный

В старину на Руси невозможно было провести свадьбу без обряда обручения. Этот обряд проводится после того, как будут проведены смотрины, сватовство, сговор родителей жениха и невесты и помолвка. Только после всех этих предсвадебных обрядов проводится обручение с обменом колец.

Традиции обручения при организации и проведении свадьбы в старину

В старину обычно вечера в честь сватовства и смотрин и в честь сговора родителей и помолвки проводились в узком семейном кругу, а вот обручение организовывалось уже в присутствии сватов, родственников, друзей. При обручении молодые обменивались друг с другом золотыми, серебряными или простыми железными кольцами, тем самым, подтверждая, что они кладут печать на хозяйство и совместную жизнь. Эти кольца после обручального вечера будущие супруги бережно хранили до дня, когда проводился обряд венчания. Во время обряда венчания они их вновь надевали друг другу и тогда уже носили постоянно на правой руке на безымянном пальце.

Помимо всего при проведении обряда обручения при свидетелях подписывался некий документ (аналог сегодняшнего брачного договора), определяющий права на имущество будущих мужа и жены. Обручение обычно организовывалось примерно за полтора месяца до венчания. Это время давалось молодым на то, чтобы они прошли испытание временем, оставаясь друг другу верными.
Начиная с 20-го века, обряд обручения стал проводиться не в доме, где живут невеста с родителями, а в церкви перед священником, дабы будущие муж и жена могли ответить за свое решение обручиться перед Богом.

Современный обряд обручения

Сегодня молодые также не могут провести обряд венчания без обручения и, как правило, оба эти обряда проводятся друг за другом в один день. Однако сложность в соблюдении такой свадебной традиции, как обмен кольцами заключается в том, что священники требуют, чтобы молодые, прежде чем провести обряд венчания официально зарегистрировали брак в органах ЗАГСа.

Проблема заключается в том, что при проведении официальной церемонии бракосочетания в ЗАГСе молодые также обмениваются кольцами, поэтому и возникает путаница между условиями церковного и официального бракосочетания. Эту проблему можно решить двумя способами. Либо отказаться от торжественного обмена кольцами в ЗАГСе и из-за этого церемония будет не столь красива. Либо можно пройти обряд обручения за 2-3 дня до росписи в ЗАГСе, а уже после официальной регистрации брака в ЗАГСе провести обряд венчания в церкви.

Как проводится обряд обручения в церкви?

Церковное обручение подтверждает, что молодожены готовы заключить брак и нести за него ответственность перед Богом.

В церкви обряд обручения проводится следующим образом. К молодоженам, стоящим лицом к алтарю через царские ворота иконостаса выходит священник. Уже освященные к этому моменту обручальные кольца в это время держит дьякон. Священник, размахивая кадилом с фимиамом и держа в руках две свечи, которые символизируют жениха и невесту, читает молитву о благословении будущих мужа и жены на брак.

Свечи для венчания бывают высокими и не тонкими. Это делается для того, чтобы они не успели догореть до окончания церемонии, поскольку это, как и обручальное кольцо, которое обронили, считается плохой приметой.

Будущие супруги крепко держат свечи и проходят вслед за священником внутрь храма. После этого священник надевает на пальцы молодых их кольца, и они трижды ими обмениваются, таким образом, подтверждая, что они теперь принадлежат друг другу навечно. На этом обряд венчания заканчивается, и жених и невеста положив на аналой венцы, проходят обряд венчания.