Бюро CEBRA построило в Дании «Детский дом будущего. Детский сад в Дании (Добавила фотографии)

Что такое хороший детский сад в России и США? В нем с детьми занимаются, их развивают, готовят к школе. А какие дошкольные учреждения популярны в Японии, Дании и Германии? Дети там целый день играют самостоятельно и даже «возятся в грязи», по выражению одной мамы. Что же дают детям садики без специальных занятий? Кристина Гросс-Ло, объехавшая полмира в поисках лучших рецептов воспитания, делится своими впечатлениями.

В 1989 году ученые сравнили дошкольное образование в Японии, Китае и США; они опрашивали в том числе и родителей учеников. 67% родителей из Китая и больше половины американцев были убеждены, что первые годы имеют огромное значение для подготовки к дальнейшему обучению, поэтому детям необходимы учебные занятия. С ними согласились лишь 2% японских родителей. «Мы хотим, чтобы дети играли, — говорит Ясосима-сенсей, директор детского сада. — Как иначе они поймут, что им нравится и кто они есть?».

Не скрою, нередко я смотрела на игры японских детей с недоумением. Например, как-то раз я наблюдала за малышами, которые лепили дороданго — шарики из глины с песком. Просто сидели и катали шарики, один за другим. Для меня эта игра была лишена всякого смысла, это даже не куличики! Другие иностранцы разделяли мой скептицизм: одна мама-англичанка даже забрала своего шестилетнего сына из детского сада, чтобы он учился читать, «а не возился в грязи».

А директор объяснила мне, что даже такая игра способствует развитию детей, просто взрослые этого, возможно, не понимают. Но человек, если предоставить ему свободу выбора, обучается именно так: занимаясь тем, что ему самому интересно. Возясь с глиняными шариками, дети открывали мир при помощи тактильных ощущений. Ни одна книга не смогла бы подарить им такого рода знания.

Они исследовали глину: как она меняется, если ее намочить или оставить на солнце, сколько воды нужно добавить, чтобы добиться нужной плотности, сколько силы приложить. Дети учились сдерживать досаду и разочарование, когда шар трескался или распадался на куски, развивая такие качества, как терпение, целеустремленность и упорство. Если кто-то из товарищей случайно наступал на их изделия, дети пытались сами разрешить конфликт. Чем выше вырастала горка шариков, тем большее удовлетворение дети испытывали. Таким образом они завоевывали авторитет у товарищей и приобретали навыки взаимовыручки.

Но главное в детских играх (не важно, идет ли речь о глиняных шариках, домике на дереве или охоте на жуков) — самостоятельность. Малыши сами ставят перед собой задачу — и сами достигают цели. Взрослые не навязывают им правила и не контролируют процесс. Они не вмешиваются. Как-то раз я тоже села катать шарики, и теперь уже дети смотрели на меня с недоумением: в их понимании это было не взрослое занятие.

Малыши не просто копаются в глине: они непрерывно учатся, задаваясь вопросами и находя на них ответы. Их день наполнен постоянной осмысленной деятельностью. Студент японского колледжа поделился со мной воспоминаниями о детском саде: «Каждое утро я думал о том, чем займусь сегодня. Весь день принадлежал только мне».

Детский сад в Дании

Будучи аспиранткой, Ребекка проходила практику в «лесной школе» в западной части Дании. Это заведение для детей от трех до шести лет располагалось на краю леса; с другой стороны оно граничило с маленькой морской бухтой.

Как-то зимой, когда тусклое северное солнце едва выглядывало из-за верхушек деревьев, воспитатели с группой отправились к морю. «По дороге дети мечтали о том, чтобы искупаться, и учителя только улыбались в ответ», — рассказывает Ребекка. Никто не пытался переубедить малышей, никто не запрещал им подходить к воде и не говорил, как опасен тонкий лед.

Ребята собирали камни и ракушки; когда одна девочка заявила, что хочет залезть в море, учительница сказала: «Для этого нам придется сначала пробить лед. И у нас с собой одно маленькое полотенце». Девочка кивнула и начала раздеваться. Некоторые дети последовали ее примеру. Учительница молча наблюдала за происходящим.

«Мы разбили лед возле берега, чтобы дети смогли зайти в воду. Они смеялись, визжали, а я стояла с полотенцем наготове, — улыбается Ребекка. — Никто из них не полез дальше в море, и они точно запомнили, что купаться зимой — не лучшая идея. После дети говорили, что чувствовали себя суровыми викингами, а меня, признаюсь, впечатлила их смелость».

В «лесной школе» воспитанники часами играли на открытом воздухе в любую погоду. На природе они чувствовали себя как рыбы в воде и не боялись исследовать окружающий мир. «Дети были крепкими и здоровыми. А еще обходились без игрушек и сами придумывали, чем заняться, используя то, что дает природа, — с восторгом рассказывала Ребекка. — Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда (это высказывание я не раз слышала от скандинавов)».

Детский сад в Германии

Мне самой довелось посетить немецкую «лесную школу» на окраине Дюссельдорфа. В первые мгновения меня поразила царившая здесь тишина; ее нарушало лишь пение птиц, треск веток под ногами и шелест ветра в кронах высоких деревьев. Потом вдалеке послышались негромкие голоса и смех.

Подойдя поближе, я увидела около пятнадцати детей трех—шести лет и нескольких взрослых. И те и другие были одеты в плотные куртки с капюшонами, на ногах непромокаемые ботинки. Все необходимое для занятий: книги, инструменты и прочее — хранилось в небольшом трейлере, рядом с которым стояли столы и стулья.

День начинался с того, что все рассаживались на бревнах кружком на поляне и пели под гитару. После пения дети слушали какую-нибудь историю. Когда «круговое» время подходило к концу, дети бежали играть. Одни копались в земле, другие возились в песочнице, третьи забирались подальше в лес; они оставались в поле зрения воспитателей, но при этом были предоставлены самим себе.

Один из воспитателей, Вольфганг, подвел меня к «качелям» — свисающей с дерева веревке, к которой был привязан крепкий сучок. Дети все сделали сами, даже отпилили сучок нужной длины. Удержаться на такой тарзанке было непросто, но это и вызывало восторг.

«Веревка качается, и детям приходится прикладывать больше усилий, чтобы удержаться. Они учатся управлять своим телом, — объяснил Вольфганг. — В отличие от обычной детской площадки у нас нет заданности. Дети сами придумывают себе занятия».

В лесной школе учитель не говорит: «А давайте-ка сегодня сделаем качели!». Взрослые помогают воспитанникам воплотить идеи в жизнь, но инициатива всегда идет от детей.

Всего в Германии около семисот «лесных школ», и их число растет. Немцы считают, что дети должны проводить на улице как можно больше времени. Им полезно быть ближе к природе, и ничего страшного, если в результате они возвращаются перепачканные с головы до ног.

Дошколята не только целыми днями гуляют на свежем воздухе, но учатся управлять своим телом, открывают для себя его возможности, и никто не навязывает им искусственное расписание. Сравнив воспитанников немецких «лесных школ» с их сверстниками из городских детских садов, специалисты обнаружили, что первые более внимательны и выносливы, легче ладят с товарищами, в целом ведут себя спокойнее и реже раздражаются. Одна из причин подобного поведения — они меньше времени проводят в замкнутом пространстве.

Мы смотрим на пятилетнего мальчика в красном свитере, который старательно затачивает палку маленьким ножом. Воспитатели учат детей правильно пользоваться инструментами и следят, чтобы те обращались с ними аккуратно, но никто не стоит у мальчика над душой и не причитает, что он сейчас поранится.

Все утро ребята занимались своими делами: маленькая Лина ловила жуков в траве, стайка малышей качала воду при помощи насоса — она была нужна им для игры. В полдень всех позвали обедать. Затем дети собрались на прогулку, взяли из трейлера инструменты и сумки с вещами и неспешно двинулись в путь. Именно малыши, а не учителя определяли, с какой скоростью мы будем двигаться: их никто не подгонял, они часто останавливались, чтобы рассмотреть интересный куст, дерево или камень.

В «лесных школах» малышей не делят по возрасту и не нагружают кучей правил. Они сами решают, чем заниматься и с кем дружить, и главное — у них есть пространство для воображения и деятельности.

Сегодня работа с детьми почти во всех детских садах Германии основана на игре. В 1970-х в стране провели реформу дошкольного образования, в ходе которой большинство детских садов фактически превратились в школы для малышей, ориентированные на учебу. Через несколько лет оказалось, что выпускники этих заведений не только не опережают сверстников, но даже отстают от тех, кто в свое время посещал игровые сады. Ребята, занимавшиеся в детстве исключительно играми, лучше успевали по математике и чтению, легче приспосабливались к новой обстановке и были эмоционально устойчивее. Кроме того, их отличал интерес к учебе и творческий подход к заданиям. Так что правительство Германии признало неэффективность реформы. Игру реабилитировали.

Купить эту книгу

Комментировать статью "Детский сад в Японии, Германии, Дании: никаких занятий, только игры"

Раздел: Развитие, обучение (музыкальные занятия для детей детей 2х лет). Это музыкальные занятия (у нас по оригинальной авторской программе, детей в игровой форме обучают азам музыки - ноты, форте-пиано, октавы, размеры музыкальные, сейчас мы уже по...

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе Пробовали игру на разных инструментах, старались, чтобы девочке нравилось, не заставляли, все занятия только в игровой форме.

Обсуждение

Пролистала обсуждение и очень удивилась: дамы, а что вы оправдываетесь? Вам что раньше не приходилось встречать людей, уверенных в том, что они открыли философский камень? Если бы я перед каждой такой мамашей оправдывалась, у меня язык бы отсох. Чего мне только не доводилось слышать: и что ребенка не надо слишком укутывать, тогда он болеть не будет (в октябре месяце от московской мамаши. Прикол в том, что мы тогда в тропиках жили, и даже по ночам температура ниже +28 не падала). А уж горделивых рассуждений на тему, что детьми надо заниматься, я и пересчитывать не буду, но надо ли говорить, что это исходило либо от домохозяек, либо от дам, которые по 5 лет с детьми в декрете пребывали. И я должна перед ними опавдываться? Вроде бы и так понятно, что я в семье единственный кормилец, и мне зарабатывать надо. Но когда мы хвастаемся своими успехами, мы ведь не очень задумываемся о чужих проблемах? А, ну да, надо было сначала замуж выйти а потом ребенка заводить, у меня же тайна, получается что я такая вот гулящая и безответственная)))) Но автор темы же пишет, что и усыновлять без подходящей базы не стоит, видимо в ДД детям лучше чем в семье без подходящей базы. Вот у автора темы есть все: и материальная база, и любовь, и время для детей - красота!
Вы знаете, я к подобным горделивым высказываниям уже давно научилась относиться с иронией. Автору темы кажется, что она нашла идеальный способ воспитания детей, я пожелаю ей удачи. Но я также знаю, что никто и ничего не может знать наперед. У моей хорошей подруги, которая детеныша активно закаляла с младенчества, ребенок с 6 лет начал страдать проблемами с нерной системой, да и прочее здоровье не очень, сейчас болеет чаще, чем мой. Раннее развитие там тоже как-то боком выходит: мальчик очень умный развитой не по годам, в результате, в школе ему скучно, домашнюю работу делать не хочет, с мамой пререкается на каждом шагу. А через класс прыгать тоже стремно, потому что знания не полностью соответствуют школьной программе следующего класса, да и мальчишка даже для своего возраста ростом не вышел, а уж в следующем классе его совсем заклюют, частная школа тоже не вариант, потому что после развода деньги стали реальной проблемой. Надеюсь, у них все как-нибудь наладится, но суть дела в том, что идеальных решений не бывает, и у каждой медали две стороны. А жизнь штука непредсказуемая, никогда не знаешь, какой сюрприз она подбросит завтра. Но пока у автора темы все так замечательно, давайте за нее порадуемся.
И обижаться не стоит. Чесс слово, если я пишу об успехах своего ребенка, я не пытаюсь тыкать пальцем в чужие проблемы, если я пишу, что нам очень помогает плавание, я совсем не хочу потревожить болячки той мамы, чьего ребенка тупые перестраховщики в бассейн не пускают.
Но еще более странно оправдываться перед человеком, который наступил вам на любимый мозоль, и долго объяснять, почему у вас мозоль именно в этом месте, и как вы ухитрились его там натереть.
Когда моему детю поставили диагноз, я как раз занималась смежной проблемой, поэтому слово "эпилепсия" попадалось мне в каждой второй статье по работе, да еще и во время обсуждений на работе всплывало. И как бы я стала объяснять, почему при каждом упоминании этого слова меня начинали душить рыдания? И надо мне было это объяснять? Все-таки мы все живем в своих мирах, заняты своими проблемами, ни обижаться, ни оправдываться тут смысла нет.
Удачи автору темы и всем остальным участникам! Давайте жить дружно)))

24.03.2012 10:11:30, ssss

Какой талантливый троллинг! Мам больных деток сутки разводили на эмоции, так спокойно, грамотно, не отвлекаясь на оскорбления и делая вид, что ничего не понимает. БРАВО! За сутки более 450 откликов и главное, каких. Иногда казалось, что у автора у самого проблемы в понимании эмоций собеседников, когда люди кричат, что им больно, а автор вежливо переспрашивает:"Ах, разве боль бывает? А что такое боль? Так живите полой жизнью, учите детей и не болейте!" Удивительно...

Обучение детей фотографии. Досуг, хобби. Ребенок от 10 до 13. А там еще хотят вместить туда же что-то о творчестве. 2. О фотографии « в игровой форме », куда входят «выполнение домашних заданий и их разбор» - либо глупость, либо разводка.

Обсуждение

"По поводу развития творческих способностей у детей с помощью фотографии" думаю, что это замечательно, только курсы за 9 "игровых" часов этого не сделают:
1. Если об устройстве фотоаппарата и фотографии, то 9 часов слишком мало. А там еще хотят вместить туда же что-то о творчестве.
2. О фотографии «в игровой форме», куда входят «выполнение домашних заданий и их разбор» - либо глупость, либо разводка.
3. Цена курсов "от самолета".
4. Если кто хочет, чтобы ребенок творчески развивался и фотографировал, проще за упомянутую цену курсов просто купить фотоаппарат в руки (причем с личной точкой зрения, что сломает, так сломает). Я своему сыну свой Зенит (правда "с присмотром", как в мультике про слона, мартышку, попугая и удава) давала в 4 года и вполне удачно (руки либо есть, либо нет, а когда нет, то надо либо фотик с центральным затвором, либо современный со стабилизацией). Еще, даже при съемке с автоматической фотомыльницей, полезно показать фотоэкспанометр, покрутить на зеркалке диафрагму, посмотреть изменение глубины резкости, почитать азы фотографии, типа не снимать против солнца, построение кадра, роль света, выбор поз и выражения лица...
А ежели кто разные фотоаппараты показать хочет – сейчас в Москве фотофорум2010 – идите в ближайшую субботу-воскресенье... Там можно взять в руки разные цифровушки, поснимать и покрутить. Если со своей флешкой – то и эксперименты при вас останутся.

А почему так дорого?

15.04.2010 17:31:33, без рег.

Спряжение глаголов. Уроки, продленка. Образование детей. Ребенок французский знает? Какой язык родной? Я своей лично абсолютно русской дочери это объясняла по аналогии с глаголами 1-2-3 групп во франц яз (спряжение французских глаголов в школе проходят...

Обсуждение

Ребенок французский знает? Какой язык родной? Я своей лично абсолютно русской дочери это объясняла по аналогии с глаголами 1-2-3 групп во франц яз (спряжение французских глаголов в школе проходят почему-то раньше). Сразу стало понятно. Может и в других языках что-то подобное? В финском - точно, но там сложнее.

Жили были два царства-государства.
Напали на них враги и кричат: "Отдавайте нам своих женщин и детей!!!"
В ПЕРВОМ государстве (I) ответили "ЕШЬте их, ЕШЬте!" (I дорисовывается до Е)
Во ВТОРОМ государстве (II) ответили "ИШЬ чего захотели!" (II дорисовывается до И)

Если у глагола окончание с Е, то это первое спряжение
Если окончание с И, то второе

Знаете, из методик обучения слепоглухонемых детей, - люди, которые осуществляют уход за детьми, (и одновременно обучение) дополняют все Незрячим малышам ясельного возраста рекомендуется гимнастика в игровой форме, состоящая из упражнений, которые направлены...

Обсуждение

Учите ребенка владеть телом при активном участии мозгов. Любые физические упражнения, которые Вы делаете, сопровождайте их словесным описанием, стихами, счетом. Все это, особенно стихи и счет - громко, ритмично. Ощупывания предметов ручками ребенка, единичных простых предметов - знакомство с формами, множественных предметов - счет. Постоянно проговаривайте при ребенке разнообразную информацию - сколько у него пальчиков на ручке, сколько сейчас часов, день сейчас или ночь, какого вкуса пища у него во рту, горячей или холодной водой он моет руки, мягкий или твердый предмет он трогает. Чем больше информации ребенок будет получать из окружающего мира, тем лучше будет идти формирование и развитие нервных клеток, что поможет ему в освоении навыков. Считается, что самое активное развитие нервных клеток идет до семи лет, что успели развить, то и ваше, потом интенсивность снижается.
Знаете, из методик обучения слепоглухонемых детей, - люди, которые осуществляют уход за детьми, (и одновременно обучение) дополняют все свои действия одними и теми же жестами - стелить постель - потрогали, к примеру, один пальчик, пошли кушать - сделали другой специальный жест. При строгом выполнении методики достигают буквально чудес в развитии детей. В Вашем случае, конечно, дело очень осложняется ДЦП, но зато в активе имеется слух.

Любые пальчиковые игры, это и занятия и игра, стишков море, пальчики и ручки двигаете вы сами. Слепой совсем, или есть остаточное зрение? если есть, то лежа на полу катать яркие гремящие шарики, от себя, это на фиксацию взгляда, у нас всегда восторг вызывало, особенно если еще и стукалась об стенку.

Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое Два месяца долблю с ребенком стандартные вопросы для собеседования в школу. 1. Как зовут твоих родителей?

Обсуждение

Мое имхо- Вы мне напоминаете студента, который болтался весь семестр,а потом сел за пару дней и стал учить незнакомый предмет, и ошизел от того, что ничего запомнить не может. Мы столкнулись с такой ситуацией в 4 года, когда переводились в лругой сад. Выдали нам направление пройти психиатра (???зачем и сейчас не пойму). До сих пор вспоминаю со смехом и со слезами...Белый цвет мы не знали, учили по фломастерам, а там белого фломастера не было. На вопрос, какого цвета у врача халат, мой драгоценный ребенок заявил:"думаю, что он..эээ..красного цвета.."(вот так и сказал). На вопрос, какое время года сейчас, мой сын многозначительно посмотрел в окно (была очень холодная, дождливая весна, поздняя, даже почек не было, деревья голые стояли, ветер, дождь) и выдал: "Думаю, что сейчас осень". Врач спросила, диагноз писать, или лечиться будете. Я вообще расхохоталась. Пишите диагноз, хоть какой. Я ведь знаю, что это случайность, небольшой пробел в знаниях, что он очень сообразительный и легкообучаемый. Вообщем, с этого момента я поняла, что говорить нужно обо всем, все рассказывать и без конца повторять. Адрес мы выучили еще, когда только говорить научились (я боялась, что наш папашка его потеряет, такой был папа).Как только перехали, сразу же выучили новый. Профессии мамы и папы тоже узнал рано, потому что дома часто обсуждаются рабочие проблемы. О времени года (не могу не смеяться уже) мы постоянно беседуем, он сам задает всегда вопросы, когда закончится осень,и почему снег, а еще осень,и почему так долго длиться зима. Ну, кстати, это нормально, если ребенок сегодня скажет, что сейчас зима, т.к. , например, у нас за окном уже лежит хороший слой снега, и снег продолжает валить каждый день. Думаю, что зубрить- плохой метод для маленького ребенка, нужна ИГРА! Например, играем в работу. Мама надевает какие-нибудь очки в жуткой оправе, делает пучок на голове, пиджак, садится за стол, принимает деловой вид, папа в таком же забавно-деловом виде нерешительно стучится в дверь, мама говорит, мол, зайдите, МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ. Папа, здравствуйте, уважаемая МАРИЯ ВИКТОРОВНА, я вот Вам отчетик принес..дите будет хохотать, но фразы запомнит, в т.ч. с ФИО мам/папы. Я вот в детстве часто играла в работу и знала ФИО своих родителей, т.к. заходила на кухню к ним с папкой для бумаг и с серьезным видом называла их по имени/отчеству и требовала рассмотреть мое Дело №532.. или как-нибудь иначе, но в виде игры, а не зубрежки!Удачи!

Обсуждение

Чтение у нас получилось побочным эффектом от занятий по методике Ткаченко-там картинки, на гласную а-арбуз, нарисованы плачущие дети-слог ор.Логопед ставила ему по этим картинкам звукопроизношение, начали заниматься в 2 с половиной года, в 4 он уже неплохо читал по слогам.
Также по поводу счета. Не знаю, чья методика, но в ней главный смысл-чтобы ребенок представлял, что цифра, например 6, состоит из 6 неких условных составляющих В этой методике условные обозначения 1-нарисована точка, 2-отрезок (две жирные точки соединены линией), 3-треугольник, углы выделены точками,4-четырехугольник с выделенными точками углами, пятерка обозначается также, как на игральных кубиках. Ребенку объясняется, что например цифру 5 можно составить из пяти единиц, то есть пяти точек, из отрезка и треугольника (2+3), и ребенок легко освоит числовые операции.

Я сажала сына рядом, писала простенькое слово из окружающих предметов (начинала с частей тела), произнося его по буквам и по слогам, потом озвучивала целиком. Получалось, как щас понимаю, нечто вроде глобального чтения. В 1,5 года буквы уже знал, пишу слово - показывает на предмет. Показывал - потому что не разговаривал. А по ходу мне подсказали про Домана. Удалось достать книжку только про математику. Муж нарисовал карточки до 89 (на большее его не хватило). И я занималась с сыном по этим карточкам, начиная где-то с двух лет, кажется. Дошли до 20-ти. Потом декрет у меня закончился, ребенок отправился мучиться в сад, а я - на работу. Такие занятия математикой прекратились. Но к трем годам понимал количество - цифра, и мог сосчитать до 20. Прочитывать слова начал в 5. так что мне Доман в какой-то степени "помог" :)

Изучение информатики в игровой форме. . Компьютеры. Покупка и использование компьютерной техники, программного обеспечения Изучение информатики в игровой форме. Компания "МедиаХауз" объявляет о выходе новой игры обучающей программы "Информатикус".

Своим опытом делятся украинские мамы, которые воспитывают детей за рубежом. Мама мама 4-летнего Димы, семейный фотограф Елена Попова рассказала сайт о том, что стало для нее неожиданностью в детских садиках Дании.

Мы уже писали о и . Принципы воспитания в европейских детских садах во многом схожи. В садиках Дании тоже стараются готовить детей не к школе, а к жизни в обществе: дают свободу и учат уживаться друг с другом.

Главный принцип датских садиков: «Мы счастливы потому, что мы вместе!». Самая распространенная разновидность занятий — когда дети с воспитателями усаживаются на пол и беседуют о самых разных вещах.

В детских садиках Дании детям стараются обеспечить максимум самостоятельности: их могут приобщать к приготовлению еды, к оформлению детской площадки, позволяют помочь на ферме или в мастерской, если сад загородный.

Есть еще масса вещей, которые нам покажутся неожиданными и удивительными. О них подробнее в рассказе Елены.


Моему сыну в июле исполняется 4 года, в садик он ходит с 2,5 лет. Это считается поздно, так как обычно датские дети идут в сад, а точнее в ясли с 9-12 месяцев. Собирать не нужно.

Группы в садиках Дании разновозрастные. В одной ясельной группе находятся детки от 9 месяцев (а иногда и младше) до 2 лет 10 мес. Так же и в саду: дети от 2 лет 10 мес. до 5 лет сведены в одну группу. В группе обычно около пятнадцати детей, и с ними трое воспитателей.

В Дании нет понятия «младшая группа», «средняя группа» и тд. Только ясли и сад. Обычно это два разных здания, не связанные между собой. Но есть и интегрированные сады — это когда все находится в одном здании. Переход происходит постепенно и без стресса, и друзей детки не теряют. У Димы так получилось: два его друга из яслей перешли вместе с ним в садик.

Все садики платные, и частные, и государственные. Платных, правда, значительно меньше, и они намного дороже. Дороже всего обходятся ясли. Сад, куда дети переходят в 2 года 10 мес. обходится подешевле.

Бывают еще мини-ясли, которые может организовать няня у себя дома. В таких обычно 3-4 деток и одна няня. И стоят такие ясли немного дешевле.

Есть садики, так называемые, выездные. То есть, вы приводите ребенка в помещение недалеко от вашего дома, и оттуда деток увозят автобусом в лес. Там они проводят весь день, и вечером их снова привозят туда, куда их привели утром родители. Говорят, что в таких садах дети практически не болеют.

Интересная особенность: воспитателями в садах и яслях работают не только женщины, но и мужчины. Почти поровну. Это тут вообще весьма популярная профессия.

Я сначала я ходила и удивлялась: что это за накачанные татуированные красавцы на площадках в садиках с детьми? Потом поняла, когда и моего сына в группе оказался такой же.


Датчане едят очень мало горячей еды, даже зимой. Супы — это вообще большая редкость.

Многие сады в Дании стараются кормить детей эко-продуктами. Они достаточно дороги, поэтому, если меню исключительно эко, то в нем меньше мяса и рыбы. Если требования к экологичности не такие строгие, то мясных блюд больше.

Некоторые сады вообще не предполагают питания. Родители пакуют детям еду с собой.

В большинстве садиков запрещен сахар. Его вообще не добавляют в еду, и даже на день рождения нельзя приносить конфеты. У датчан вообще строго с этим. Это называется «Сахарная политика».

Детвору привлекают к готовке: они сами лепят хлеб из теста, относят его на кухню, там повар его выпекает, и дети едят его на ужин. Еще их в садике учат готовить разную простую еду, типа яичницы и лапши.


День в детском саду в Дании начинается с песен. Детки садятся в круг на ковер и поют разные песни, обсуждают погоду, выходные и тд. Это, конечно, в садике, не в яслях. Но в яслях тоже обязательно поют каждое утро.

Потом у детей завтрак, затем прогулка или какие-то другие мероприятия: и творчество, и чтение книг и разные походы в лес, зоопарк, исследование детских площадок в окрестностях.

Плохой погоды для прогулок тут нет, есть плохая одежда! Для сада ребенку обязательно нужны резиновые сапоги, непромокаемые штаны и куртка. Тут считается что чем грязнее ребенок идет домой из сада, тем лучше он провел там время.

В датском садике никто не станет ругать детей за то, что они запачкались. Но при этом приучают мыть руки, ходить в туалет, пользоваться столовыми приборами.

Привычных нам утренников с хороводами и детскими выступлениями в садиках Дании нет вообще. Праздники конечно есть, но на них дети просто отдыхают: переодеваются в костюмы, играют в какие-то традиционные игры вместе и едят какую-то праздничную еду.

Собрания тут тоже сильно отличаются от наших. Это скорее способ совместного приятного времяпровождения детей, родителей и воспитателей. Родители приносят с собой какие-то вкусные блюда. А после собрания дети садятся в круг и вместе с воспитателями поют свои утренние песни для родителей.


В Дании дети после трех лет уже почти не спят днем. Это связано с тем, что дети встают около 6-00, а спать на ночной сон идут в 7-00 вечера. Датчане работают до 15-16 часов дня и забирают детей.

Тут считается очень важным, чтобы у родителей было время для себя. Датчане работают с 8 — 8.30 утра, и отпуск у них пять-шесть недель в году.

В яслях деток, конечно, спать укладывают. Самые маленькие спят в больших колясках на балконе или на улице. Те, что постарше, спят в специальной комнате на матрасах. Кроватей в датских садах нет нигде.

Что мне нравится в датских садиках — например, то что с моим сыном занимались языком, помогали с адаптацией. Поначалу было безумно тяжело. В 2,5 года сын отлично говорил на русском, а сад был обычный, датский. Конечно нужно было привыкать. Но через полгода сын уже спокойно говорил на датском.

Нравится, что тут позволяют детям быть детьми. Бегать, орать, беситься! Лужи и грязь тут никого не пугают. Нравится, что детей часто водят в новые места, что все время фотографируют: миллион фото на память о садике.

Высокий уровень жизни в европейских странах привлекает мигрантов со всего мира, в том числе из стран бывшего СССР. Помимо Великобритании, Германии и Франции большой интерес вызывают скандинавские страны. Одним из способов законной миграции в одну из этих стран является получение образования. Человек, изъявивший желание учиться в европейской стране, получает долгосрочную визу, а по завершении образовательной программы – хорошие перспективы на получение работы, постоянного вида на жительство и оформление гражданства. Многие студенты, желающие получить престижный диплом европейского образца, останавливают свой выбор на Дании. О том, какое образование в Дании можно получить, в том числе и выходцам из СНГ, пойдет речь в этой статье.

    Система образования в Дании

    Воспитание детей в Дании – важный процесс, который находится под контролем государства. Действующая в настоящее время в стране система образования, которая была принята в 1994 году, имеет ряд существенных отличий от образовательной системы в странах СНГ. Так, решение всех вопросов, связанных с получением ребенком образования, в Дании полностью возложено на родителей: именно они определяют, будет ли ребенок посещать школу или же получит образование иным способом. Примечательно, что само по себе обучение детей и подростков является в этой стране обязательным, однако его методы выбирают родители.

    В скандинавских странах большое внимание уделяют детям с ограниченными возможностями. Образование детей с отклонениями в развитии в Дании проводится в соответствии с государственной программой, основная задача которой состоит в максимальной интеграции таких детей в общество. В частности, важной частью данной программы является совместное обучение больных и здоровых детей в рамках одной школы и даже класса. Такой подход называется инклюзивным.

    Инклюзивное образование в Дании предполагает наличие в смешанных классах двух учителей и особое медицинское наблюдение за больными детьми. Целью данной программы является адаптация не вполне здорового ребенка к миру здоровых людей, а также формирование у маленьких граждан страны понимания того, что лица с ограниченными возможностями являются равноправными членами общества. Нужно сказать, что в этом отношении система образования в Дании и в скандинавских странах в целом достигла значительных успехов.

    Как известно, Дания – это современная индустриально-сельскохозяйственная страна, в которой производится и высокотехнологичная продукция. , которые выпускают такую продукцию, начинают готовить с детства, поэтому количество компьютеров в школах и институтах в Дании очень велико. Впрочем, готовят в Дании не только “технарей”, но и гуманитариев.

    Уровень грамотности в стране – один из самых высоких в мире и составляет 99%. Правда, в этом отношении нам тоже есть чем гордиться, поэтому данный показатель у выходцев из стран СНГ особого удивления не вызывает.

    Как уже отмечалось, датская система образования имеет ряд существенных отличий, при этом она состоит из трех привычных для нас основных уровней: дошкольное воспитание, школьное образование, а также высшее и специальное образование, которое можно получить по окончании школы. О том, как воспитывают детей в Дании, стоит рассказать более подробно.

    Дошкольное образование и воспитание в Дании

    Вопросами дошкольного образования в Дании занимаются муниципалитеты. Именно они занимаются финансированием дошкольных учреждений, планируют количество мест в них, осуществляют руководство. Согласно закону, каждый ребенок в стране получает место в детском саду, если этого хотят его родители.

    В стране Дания дошкольное образование разделено на ясли и детские сады. Уровень жизни в этом скандинавском государстве очень высокий, поэтому общество может позволить себе вкладывать значительные средства в процесс воспитания подрастающего поколения с самого раннего возраста.

    Дошкольные учреждения в Дании преимущественно малокомплектные. Так, в яслях, куда принимают детей от шести месяцев до трех лет, обычно от 30 до 60 воспитанников; в детском саду для детей от 3 до 6 или 7 лет, как правило, 40-80 воспитанников. Впрочем, детский сад в Дании может быть и расширенным, что подразумевает объединение в одном заведении яслей и групп для детей постарше. В таких заведениях насчитывается до 150 воспитанников. Детские сады работают ежедневно с 7 утра до 17-18 часов вечера, кроме выходных и праздничных дней.

    Образование для детей до 7 лет в Дании может показаться довольно необычным. Так, с самого раннего возраста малышам рассказывают о вреде наркотиков, табака и алкоголя, готовят их к жизни в социуме. При этом обучение чтению и письму до шести лет не приветствуется – считается, что это всегда можно успеть сделать, а пока пусть дети играют и развлекаются.

    С шести лет дети идут в подготовительный класс школы, однако его посещение не является обязательным. Подготовительный класс рассчитан, скорее, на то, чтобы приучить ребенка к реалиям новой для него школьной жизни, чем на то, чтобы дать ребенку какие-то конкретные знания.

    Получение среднего и высшего образования

    Действующая в Дании система образования предусматривает обязательное обучение в течение не менее девяти лет. Поэтому многих интересует вопрос, со скольки лет идут в школу в Дании? Обычно это происходит в шесть или семь лет. С 31 августа того года, когда ребенку исполнилось 7 лет, и по 31 июля того года, когда он окончил девятый класс, ребенок обязан учиться. При этом его родители решают, будет ли он посещать школу или станет обучаться иными способами, к примеру, дистанционно. В школах существует и десятый класс, но он не обязателен и предназначается для тех, кто готовится продолжить получение образования.

    По окончании обязательной школы дети могут получить специальное образование либо продолжить обучение в гимназии или поступить на различные экзаменационные программы. Как и гимназия, эти программы предназначены для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. Выбор программы предполагает, что молодой человек уже определился с направлением для применения своих сил в дальнейшем, поэтому ориентированы либо на инженерию и математику, либо на бизнес и торговлю.

    По окончании гимназии или экзаменационных программ можно поступать в вуз. Старейшим высшим учебным заведением страны является университет Копенгагена, основанный в 1479 году.

    Обучение в средней школе

    Школьное образование в Дании довольно специфическое. Школами, которые имеют широчайшую автономию, руководят муниципалитеты. В процессе обучения в школах используются разные учебники, а количество учебных часов, отведенных на изучение того или иного предмета, может существенно отличаться. Учителя сами выбирают программы и методы обучения детей. При этом ориентировочный план занятий предлагает муниципалитет. В школе нет традиционных уроков – все построено на играх и различного рода мероприятиях, повышающих интерес к познанию нового. И все же есть 15 обязательных предметов, которые изучаются в каждой школе. По окончании школы учащиеся должны иметь определенный объем знаний по этим предметам, который обусловлен учебными программами, разработанными муниципалитетами.

    Обязательная школьная форма в Дании не предусмотрена.

    В 1956 году в Копенгагене для детей сотрудников дипломатических миссий, а также детей работников других государственных органов Советского Союза, находящихся в Дании в командировке, была открыта школа. В настоящее время это учебное заведение является специализированным учебным учреждением с углубленным изучением иностранных языков. Школа при посольстве РФ в Дании по-прежнему бесплатно обучает детей вышеуказанных категорий служащих России. Однако перечень документов, необходимых для поступления в школу, представленный на сайте этого учебного заведения: http://daniy.ru/index.php/priem-v-shkolu – позволяет предположить возможность обучения и других детей. Школа работает по российским учебным программам. Возможности поступления в эту школу уточните в администрации учебного заведения.

    Государственное и частное среднее образование в Дании

    Школа в Дании может быть государственной – бесплатной и частной – платной. При этом финансирование частных школ происходит не за счет платы за учебу родителями, а из государственного бюджета. Но несмотря на это обучение в частных учебных заведениях достаточно дорогое. Поэтому 88% детей в Дании оканчивают бесплатные государственные школы, а остальные 12% обучаются в платных. Причем платными могут быть не только школы, но и детские сады и гимназии.

    Высшее образование для граждан Королевства Дании в большинстве своем бесплатное, тогда как иностранцам придется за него заплатить.

    Высшее образование в Дании

    Следует отметить, что обучение в Дании для русских и других иностранных студентов довольно дорогое, однако оно того стоит, поскольку проводится в соответствии с высочайшими европейскими стандартами, а дипломы в обязательном порядке выдаются на английском языке. Датские вузы занимают высокие места в европейских образовательных рейтингах, поэтому их дипломы обеспечат вам преимущество перед выпускниками других учебных заведений Европы.

    Дания предоставляет широкие возможности образования для иностранцев. Высшие учебные заведения страны делятся на пять типов:

    1. Университеты – предоставляют возможность получить квалификацию бакалавра, магистра и доктора.
    2. Университетские колледжи – позволяют окончить профессиональный бакалавриат. Их отличие заключается в том, что вместо широкого академического круга знаний обучение направлено на достижение высокого профессионального уровня в узкой специализации. При этом профессиональный бакалавриат длится дольше университетского, предназначенного для поступления в магистратуру.
    3. Бизнес-академии – позволяют получить высшее образование в Дании на уровне бакалавра и Academy Profession (AP). Последний курс в академии длится два с половиной или два года и соответствует двум первым курсам профессионального бакалавриата. Некоторые вузы разрешают в дальнейшем пройти дополнительный курс длительностью полтора года, чтобы уравнять это образование со степенью бакалавра.
    4. Художественные институты высшего образования – готовят бакалавров, магистров и докторов.
    5. Морские школы – занимаются подготовкой специалистов для флота.

    Государственный язык королевства – датский. Этот язык германской группы индоевропейских языков довольно сложен в изучении, однако большинство датчан владеют английским, к тому же для иностранцев возможна учеба в Дании на английском языке – для этого существует более 700 учебных программ.

    Подход к подготовке специалистов в Дании заметно отличается от образовательной системы советского образца. Как известно, у нас принято давать широкие академические знания посредством чтения многочасовых лекций. В результате выпускник нередко теоретически знает все, а вот в практическом плане требует дополнительной подготовки. Университеты в Дании идут иным путем. Безусловно, теоретические знания они тоже дают, но большая часть учебного времени проходит в разработке индивидуальных и коллективных проектов. Таким образом, обучение в Дании носит более прикладной характер.

    Если в процессе обучения вы сумеете продемонстрировать выдающиеся способности, у вас появятся дополнительные возможности. В частности, существуют программы бесплатного обучения для одаренных иностранцев, даже магистратура в Дании бесплатно теоретически возможна. Но, повторимся, такие перспективы открываются не просто перед хорошими, а именно выдающимися студентами.

    Какие высшие учебные заведения Дании наиболее известны

  • Копенгагенский университет – старейшее учебное заведение страны, дающее образование по самому широкому кругу дисциплин. Из 35 000 студентов около двух тысяч – иностранцы. Официальный сайт Университета Копенгагена: http://www.ku.dk/english/ . Место в глобальном рейтинге вузов – 39-е.
  • Орхусский университет – основан в 1928 году, славится междисциплинарными учебными программами. Место в рейтинге – 86-е. Сайт университета: http://www.au.dk/
  • Датский технический университет – основан в 1829 году, проводит огромную научную работу, чрезвычайно интернационален как по составу студентов, так и по преподавательскому составу. Место в рейтинге – 105-е. Сайт: http://www.dtu.dk/english .
  • Южно-Датский университет – создан в 1998 году на базе университета Оденсе, школы бизнеса Южной Дании и Южно-Ютландского университетского центра. Особенно славится своей деятельностью в области изобретательства. Место в глобальном рейтинге вузов – 273-е. Сайт: http://www.sdu.dk/en/
  • Ольборгский университет – создан в 1974 году. Огромное внимание здесь уделяется межфакультетским и междисциплинарным исследованиям. Проблемно ориентированная модель обучения широко известна в мире как «ольборгская модель». Место в рейтинге – 314-е. Сайт: http://www.en.aau.dk/

Естественно, этот перечень далеко не полный. Широкой известностью в профессиональных кругах пользуются и другие вузы страны, в частности, университет архитектуры в Дании. Более подробную информацию о вузах Дании можно получить по этой ссылке: https://www.unipage.net/ru/universities_in_denmark

Языковые курсы

Для поступления в высшие учебные заведения Дании нужно владеть датским или английским языком. В зависимости от выбранной программы от вас потребуют либо сертификат знания датского языка Danish as a Foreign Language, либо сертификаты IELTS или TOEFL для англоязычных программ. Причем результаты должны быть не ниже 6,0 для первого сертификата и не ниже 80 для второго.

Поступление в вузы Дании

Программы обучения в Дании, как и в других европейских странах, заметно отличаются от привычных для нас программ. По этой причине выпускники школ стран СНГ будут неприятно удивлены тем, что их аттестата о среднем образовании для поступления в университеты Дании окажется недостаточно. Какие же требования предъявляют высшие учебные заведения этой страны?

Требованиям вузов Дании

Для поступления в университет по программе бакалавра вы должны доказать, что обучались 12-13 лет. Поэтому ко времени обучения в школе вам придется добавить один или два курса университета в СНГ либо предъявить документ об окончании подготовительных курсов при университете по программе International Baccalaureate. Как правило, вузы оценивают ваш средний бал за время обучения, однако могут устанавливать и дополнительные требования.

Для поступления на программу магистра вам понадобится диплом бакалавра по этой же либо очень близкой специальности. Такова политика всей европейской системы образования. Кроме того, вуз оценит ваш диплом с точки зрения того, соответствует ли пройденная вами программа обучения их представлениям о том, что нужно знать для получения степени бакалавра. К тому же могут быть предъявлены повышенные требования к знанию языка – например, 6,5 по IELTS и 85 по TOEFL.

Для поступления в докторантуру понадобится диплом магистра по той же дисциплине, а также сертификат о владении языком. Причем в зависимости от того, какие ученые принимают участие в исследовании, вам могут понадобиться и другие языки, кроме английского или датского. Результат поступления в докторантуру напрямую зависит от актуальности предлагаемого вами исследования. К сожалению, Дания выделяет мало денег на научные исследования, поэтому вам следует быть готовым к их проведению за собственные средства либо за счет грантов различных организаций. Гранты от правительства тоже существуют, но их очень мало.

Как получить учебную визу

Дания входит в число стран Шенгенской зоны, но такая виза не соответствует условиям обучения, и вам придется оформить национальную долгосрочную визу. Сколько времени займет оформление студенческой визы для украинцев или жителей другой страны СНГ, сказать сложно, но к не менее месяца, поэтому подавайте документы заблаговременно.

Какие документы нужны для получения учебной визы

Для оформления учебной визы вам понадобятся:

  • , срок действия которого истекает не ранее чем через три месяца после предполагаемой даты отъезда из Дании, и ксерокопия его страниц;
  • национальный паспорт и его ксерокопия;
  • 2 экземпляра полностью заполненной и лично подписанной шенгенской анкеты;
  • документы, подтверждающие финансовую состоятельность;
  • документы, подтверждающие оплату взноса за обучение;
  • оригинал письменного приглашения от учебного заведения, в которое вы поступили;
  • документы о полученном образовании;
  • международный страховой , имеющей соглашения с аналогичными компаниями, работающими в Шенгенской зоне;
  • , как на паспорт (3,5х4,5 см). Две из них следует приклеить к анкетам;
  • если студент не достиг 18-летнего возраста, ему потребуется нотариально заверенное и переведенное на английский язык согласие родителей на поездку.

При этом следует учесть, что дополнительно посольство часто требует подтвердить оплату проживания.

Продление срока пребывания в стране

Кроме визы, студентам придется оформить и в Дании. Срок действия документа – один год. После этого его необходимо продлевать в установленном правительством Дании порядке.

Стоимость обучения

Многих жителей СНГ интересует вопрос: кто имеет право на бесплатное образование в Дании? К сожалению, таких людей немного. В первую очередь это граждане Дании и граждане стран ЕС, обучающиеся по специальным программам. Если вы имеете выдающиеся успехи в какой-то сфере, у вас есть шанс получить грант на образование, но вероятность этого крайне мала. Дело в том, что страна в первую очередь заботится о своих собственных гражданах, и бесплатное образование в Дании предназначено прежде всего для них. Остальным за получение образования придется заплатить.

Следует отметить, что стоимость обучения в этой скандинавской стране высокая даже по европейским меркам.

Так, стоимость года обучения в вузах Дании, в зависимости от учебного заведения, выбранной специальности и ученой степени, которую вы хотите получить, колеблется от 1500 до 17 000 евро в год.

Это не считая других расходов. На жилье, питание, общественный транспорт и т.д. вам понадобится еще порядка 800 евро в месяц. Однако престижность датских дипломов, высокая толерантность к иностранцам и программы по привлечению иностранцев-выпускников в экономику страны делают обучение в Дании для украинцев, русских, белорусов и жителей других стран СНГ довольно привлекательным.

Возможность получения стипендий и грантов

С 2013 года Дания реализует программу по привлечению талантливых выпускников зарубежных школ в свои университеты посредством стипендий и грантов. Однако эти программы распространяются только на граждан ЕС. Наряду с высокой стоимостью обучения это сильно ограничивает приток студентов из стран Африки, Азии и Латинской Америки. При этом следует отметить, что наиболее многочисленную группу мигрантов в Дании составляют граждане США.

Студенческий обмен

В мире действуют различные программы по обмену студентов, в том числе и с Данией. И если вы действительно принимаете участие в такой программе, особых сложностей у вас возникнуть не должно. Однако имейте в виду, что в интернете множество фирм предлагает участие в таких программах за плату, а дипломатические представительства Дании требуют от участников программ обмена документальное подтверждение того, что та или иная программа действительно существует. Поэтому постарайтесь не попасть в руки аферистов.

Студенческая практика в Дании

Практика в Дании для студентов и выпускников вузов – это способ закрепления полученных знаний на практике, возможность получения опыта работы в иностранной компании, улучшения знаний иностранного языка, а заодно и знакомства с Европой. Датское законодательство позволяет студентам-иностранцам и недавним выпускникам вузов проходить стажировку в компаниях страны и даже получать за это зарплату.

Совет в этом случае можно дать такой: осмотрительно относитесь к предложениям организовать вам подобную поездку, чтобы практика в Дании действительно состоялась и принесла вам новые знания, удовлетворение и деньги, а не проблемы и ненужные расходы.

Аренда жилья в период обучения

Стоимость аренды жилья в Дании, как и другие цены, довольно высокая. Минимальная стоимость аренды жилого помещения в Копенгагене в настоящее время составляет 320 евро в месяц, при этом средняя стоимость аренды составляет 450 евро в месяц.

Достоинства и недостатки обучения в Дании

Само по себе обучение и проживание в Дании обходится весьма дорого даже по европейским меркам. Однако возможность получить востребованную специальность в престижном учебном заведении с мировым именем, доброжелательное отношение к иностранцам и реальная возможность остаться жить в Дании делают учебу в этой стране весьма заманчивой.

Работа в Дании по окончании вуза

Выпускники высших учебных заведений имеют в своем распоряжении полгода на поиски работы и заключение трудового контракта. Рождаемость в Дании низкая, и правительство страны охотно помогает в трудоустройстве перспективным выпускникам, которые в процессе обучения уже адаптировались к местным условиям. Постоянный можно получить через 2 года, а через 9 лет.

Обучение как способ эмиграции

Разумеется, учеба в Королевстве Дании не единственный вариант иммиграции в эту страну. И все же для молодых людей он является одним из наиболее привлекательных. Одновременное получение образования и адаптация в новой стране плюс возможность воссоединения с семьей в Дании станет хорошей идеей для тех, кто решил жить и работать в ЕС.

Высшее образование в Дании: Видео

В Дании я не так давно, но представление о стране уже сложилось. Есть и хорошее, и плохое. В отличие от Германии, где мы прожили шесть лет и где родилась наша малышка, тут совсем нет детских врачей. Просто врач-терапевт — семейный лечащий доктор. Что бы ни болело, как бы ни кашлял и какие бы при этом ни были перепуганные глаза родителей, местные доктора говорят, например, «попейте горячего чаю» или «само пройдет». На просьбу послушать ребенка, чтобы успокоить родителей (потому что родители от любого чиха ребенка уже по потолку бегают), доктор достает стетоскоп, а наш ребенок «включает сирену»: мол, не подходи! На что врач и говорит: «Воспаления легких нет — дети с воспалением легких не кричат и ведут себя по-другому». Но к этому мы уже привыкли, в отличие от наших бабушек)).

Вот недавно по просьбе бабушки мы повели кашляющую дочь к врачу: мол, бабушки сидят от страха на люстрах, трясутся, просят сходить к доктору, а то ребенок так ужасно кашляет... Врач послушала — дочь уже повзрослела, «сирену» не включает, к тому же за хорошее поведение доктор достает волшебную коробочку и дает выбрать какую-нибудь игрульку, браслетик или брелок (это просто чудесная мысль — поощрять ребенка за его мужество), но ничего не нашла. Муж предложил хоть какой-то сироп от кашля или что-то в этом духе выписать, а врач и говорит: «Не надо, всё равно от них толку ноль».

В общем, врачи тут не залечивают и фуфломицины не выписывают, что особо радует. Бабушки, правда, потом на нас ворчали и медицину датскую на чем свет стоит ругали. Бывает, правда, что рассказы мамочек из нашей СНГовской иммиграции заставляют немного тревожиться, потому что тут, к примеру, «скорая» не приезжает на дом, когда температура 41, — они говорят, что это некритический случай. В Германии «скорая» не приезжает за ребенком, если температура 40 и нет светобоязни.

Да и в Дании «скорая» приедет, только если ребенок себе что-то сломал, и то в машине может быть под видом водителя соцработник, который все время до больницы будет задавать разные вопросы испуганной и зареванной маме, и при этом мама даже не будет знать, что это соцработник. Вообще у них четко контролируют родителей — есть даже «черный список», в который заносят, если одни и те же взрослые приводят ребенка с переломами в больницу второй или третий раз. После какого-то количества аналогичных случаев (по-моему, после пяти) ребенка могут отобрать до выяснения обстоятельств.

Наверное, хорошо, что они ничего не лечат, даже если ребенок кашляет по полгода, но, с другой стороны, это очень непривычно и отличается от Германии. Хотелось бы побольше участия от местных врачей, а то складывается такое впечатление, что им просто всё равно.

Еще нам в три года прислали приглашение на обследование зубов. Тут следят за детскими зубами. Сказали, что сладкое можно не больше двух раз в неделю, а запивать его нужно водой. И вообще лучше приучить к воде вместо сладкого чая и соков.

Декрет в Дании могут брать и папа, и мама — оба на полгода. Потом ребенка отдают в садик, а сами выходят на работу. Многие родители сидят по очереди — сначала мама полгода, потом папа.

Наслушавшись рассказов разных мам (в основном СНГэшных), я поняла, что нам с садиком очень повезло. Городские садики очень отличаются от садиков сельских. Мы живем в селе возле города Орхус, потому что здесь нет очереди в садик. Узнали мы это случайно — приехали в марте на разведку, чтобы посмотреть, как и что у них тут. Зашли просто с улицы, не договаривались заранее. Нам все показали, провели экскурсию, показали все группы и сказали, что мы можем через интернет записаться на странице администрации. Через неделю или две нам прислали ответ, что мы приняты в садик. До этого мы долго стояли на очереди в городской интернациональный садик, где воспитатели говорят на английском, и в конце концов из-за неизвестности решили от него отказаться, но во всех городских садах тоже были огромные очереди. Одна из причин этого проста — если в семье несколько детей и старший идет в садик, то младшие его братья и сестры автоматически получают в нем место. В городе же, в отличие от села, очень много людей.

В нашем сельском садике два корпуса (скорее уж два домика): в первом — ясли, во втором — старшие группы. Ясли — с шести месяцев до трех лет. Если малышу скоро будет три, его начинают водить в старшую группу — знакомиться со старшими детьми, а потом его переводят окончательно. Поскольку нашей дочери уже было три, она пошла сразу в старшую группу. Первые две недели мы с ней ходили в садик вместе. Сначала я с ней сидела в группе и ходили мы на час-два, потом время стали прибавлять, и она уже несколько часов играла сама, а я сидела в коридоре, причем она время от времени мимо меня пробегала, даже не обращая на меня внимания. Постепенно я начала оставлять ее одну, но начались слезы у нас обеих. Сейчас она уже не плачет, хотя ей бывает грустно, и это видно.

Но пока я была в саду, то наблюдала за тем, как у них все устроено. На территории садика есть две игровые площадки: одна для малышей, но и старшим там можно играть, а другая площадка — со всякими высокими лестницами, канатами, горками, на которые надо забираться не по лестнице, а по такой наклонной плоскости с «камушками», как у скалолазов, причем везде под этой высокой конструкцией насыпан песок толстым слоем. Также на этой взрослой площадке есть давольно большой газон, где можно бегать босиком, играть в футбол или устраивать пикники для детей. Есть огромная труба, которая закопана частично в землю и расположена под уклоном, в нее можно залазить и вылазить с другого конца. Есть дерево большое, на котором закреплены канаты для качания на них, но вместо качелей на них привязаны шины. В общем, есть все для детского счастья.

Воспитатели не стоят и треплются, как это у нас заведено, а активно прыгают и скачут вместе с детьми, вместе с ними дурака валяют, помогают кататься, забираться на лестницы, в догонялки играют, уделяют время каждому. Гулять дети ходят, когда захотят, — воспитателей много, они друг друга подменяют и ребенка спрашивают, хочет ли он гулять, тогда помогают ему одеться, а если ребенок посамостоятельней, то он сам одевается. Гулять можно в любую погоду, за исключением проливного дождя, но если проливной дождь не целый день, то после него можно выходить гулять. В садике существует список вещей, которые нужны на смену и которые нельзя надевать. На смену нам сказали обязательно принести резиновый комбинезон (чем-то на рыбацкий похож)), резиновые сапоги и резиновую куртку — это для прогулок после дождя, чтобы можно было вымазаться от души и наскакаться в лужах, а нельзя, например, шапки с завязками и шарфы обычные — из-за угрозы удушения.

Тихий час в садиках устраивают, только если родители просят, и то не для всех детей. В группе оставляют спать уставших малышей на полу в матрацах или на диване, а остальные идут гулять, а если нет погоды — смотрят мультики. Кормят детей один раз — обедом в 11:20, первое время меня просили быть рядом с ребенком, потому что кушать с родителями — это традиция во многих семьях, и ребенок должен понять, что в садике он кушает тоже со всеми и не может ходить или играть в это время, а должен сидеть за столом, пока основная масса детей не поест. Но есть не заставляют, разрешают помогать накрывать и убирать со стола, еду позволяют накладывать себе самим. Воспитатели едят вместе с детьми и рассказывают им что-то в это время, беседуют с ними или могут спеть песенку все вместе.

На обед по понедельникам — традиционная датская еда, которую запивают или молоком (холодным) или водой (из-под крана), в остальные дни — по-разному: когда паста, когда суп томатный, по пятницам воспитатели вместе с детьми иногда готовят, например пиццу, на общей кухне (она выглядит, как обычная домашняя кухня, а не как традиционный пищеблок в советских садиках). Общая кухня находится как бы в общем зале для всех групп, в котором есть телевизор и столы, библиотека и игрушки.

После обеда, перед тем как некоторым детям лечь спать, в садике отведено время для чтения. Воспитатель берет книгу и читает вслух тем, кто хочет ее/его слушать, другие же могут взять книги с полок и почитать сами. Потом — прогулка у одних и сон у других. В два часа — ланч, причем коробку с ланчем и бутылку с водой родители должны сами приносить утром. Все коробки кладут в холодильник, иногда и воду тоже (сок, чай и молоко нельзя, можно только воду). После ланча — опять проулка, но если ребенок не хочет, то он играет в группе. Надо сказать, что дети свободно передвигаются из группы в группу, когда захотят, и играют там, где захотят, никаких ограничений.

С детьми также проводят занятия — рассказывают, как и что устроено (например, что такое ферма, кто там живет, кто такие фермеры и т.д.), а с иностранными детками еще и языком занимаются. Кроме этого всякие поделки мастерят, рисуют, раскрашивают, вырезают маски, собирают бусы и браслеты. Но опять же это делают те, кто хочет. Никакого морального насилия над ребенком! В группу иногда могут принести цыплят или банку с головастиками и смотреть, как они в лягушек превращаются, иногда устраивают поход на ферму или в город. Раз в месяц сад вывозят в спортивный зал для гимнастов — там дети носятся по батутам, висят на кольцах, лазают под потолком по специальным лабиринтам... В общем, дают выход своей детской энергии, причем и воспитатели, а иногда и родители, активно прыгают и скачут вместе с детьми! В саду много велосипедов разных, можно кататься, а научиться кататься помогают воспитатели.

Воспитателей много, на группу минимум два. Если в группе нет обоих воспитателей, то воспитатели из других групп смотрят за детьми. Во всех группах дети разных возрастов — от трех лет до пяти-шести. Выпускной у каждого ребенка индивидуален — как правило, родители приходят в садик с тортом, делают сладкий стол, выпускающемуся дарят подарки. На дни рождения тоже заказывают торты, дарят подарки.

Наш садик платный, как и все садики в Дании. Мы платим 500€ в месяц. Но не все садики такие, как наш. В некоторых вообще не кормят — все нужно приносить с собой, причем даже для малышей в яслях нет исключений. В некоторых воспитали не следят за тем, одетый ребенок на улицу вышел или раздетый. У наших знакомых девочка двухлетняя в саду упала с качелей и получила, как выяснилось позже, сотрясение мозга, но воспитатели упорно не говорили, что она упала с качелей (мол, просто каталась, а потом ей стало плохо), и родители не знали, что делать, от чего лечить — то ли от отравления, то ли от сотрясения... Так что тут как повезет, но от садика можно отказаться, тогда администрация будет искать другой. Можно отказываться, если что-то не нравится, до пяти, по-моему, раз, потом нужно объяснять администрации (коммуне), почему не подошли садики.

О! Забыла сказать, что в наших группах почти всегда открыты все форточки — зимой и летом. Дети бегают босиком или в носках по всему зданию сада. Сквозняки везде — «страшный сон» бабушек, зато если у кого-то сопли, то другой не заболеет. С марта дети гуляют в расстегнутых куртках и без шапок. Это учитывая датскую погоду — тут если не дождь, то сильный ветер, если не ветер, то дождь, а летом +13-15... Когда к нам приезжают наши бабушки, они, конечно, в шоке. И от садика, и от погоды, поэтому пытаются свою внучку нарядить потеплее — +13 же! Но мы просто даем бабушкам наиграться. Зачем спорить, их всё равно не переубедить.

В здании площадью 1 500 кв. м. сочетается облик традиционного датского жилища и новейшего педагогического представления о том, каким должен быть детский дом с учетом потребностей его обитателей. В комплексе неоднократно используется сочетание двускатной кровли и вариаций на тему мансардных окон.

Вместо того, чтобы строить «Детский дом будущего » в едином объеме, бюро CEBRA возвело в датском городе Кертеминн серию разноразмерных «домиков» с деревянными фасадами, декорированными терракотовой плиткой. В каждом домике предусмотрены дополнительные выступы, напоминающие мансардные окна, только намного больше. Некоторые из них даже перевернуты «вверх ногами». Получившийся в результате камерный масштаб прекрасно вписался в окружающейся жилой застройке.

Архитекторы бюро CEBRA стремились построить такой «Детский дом будущего», чтобы его обитатели ощущали себя в безопасности и не чувствовали характерную для подобных учреждений атмосферу. Большую роль здесь сыграли интерьеры. Согласно плану, всех детей в новом детском доме разделили на 4 возрастных группы. Эти группы живут в своих домиках. Домики самых маленьких обращены окнами к саду и игровой площадки, а подростков – на улицу (они могут выходить на прогулку в город и проводить время со своими сверстниками из нормальных семей). Такая компоновка позволила детям ощущать выделенное им пространство по-настоящему «своим», в отличие от варианта с типовым планированием спален в единых больших корпусах.

Еще больше разнообразия проекту придают мансардные окна. Их функция и оформления не имеют ограниченного назначения и определяются детьми, что позволяет им придавать своей среде обитания индивидуальности.

Все домики примыкают к большому комплексу для удобства и скорости перемещения по ним сотрудников. Для хозяйственных и административных помещений отведены подвал и второй этаж, за счет чего пространство каждодневной жизни детей отделено от обслуживающих помещений.

Фото: «Детский дом будущего» в Дании. Проект CEBRA