Интересно. мысли младенца. О чем думают младенцы. Мысли новорожденной крохи

О чем думают младенцы? Вот тот вопрос, который занимает человечество едва ли не больше, чем вопрос о мышлении животных. И это не удивительно — ведь узнав, насколько может размышлять, понимать, чувствовать окружающее, можно соответственным образом построить и систему воспитания и ухода за детьми.

Долгое время считалось, что мысли младенца только отражают увиденное (т. е. мышление у него наглядное), и выражаются в основном в эмоциональной оценке окружающего мира. Рекомендуя матерям также использовать в общении с младенцами лишь одни и те же эмоции, авторы многих книг, в том числе авторы популярной чехословацкой "Энциклопедии молодой женщины", не советовали даже говорить с ними на обычном языке: "Мы не понимаем "интеллектуалок"", которые считают, что с ребенком следует с первых дней рождения говорить нормальным человеческим языком, а не "сюсюкать". Беда в том, что такие "интеллектуалки" вносят элемент рассудочности в то, что должно принадлежать целиком миру первых чувств матери. Вы можете говорить с вашим только что родившимся ребенком на самые мудреные темы, можете настойчиво и членораздельно повторять ему "мама", "папа", "дай", "возьми" и т. д. — ребенок все равно не поймет вас. Сам, находясь в мире открывшихся ему чувств, объединяющих его с чувствами матери, он поймет не смысл ваших слов, а вашу интонацию и в зависимости от вашей интонации будет радоваться вместе с вами или пугаться вас. Ребенку о ваших истинных чувствах скажут гораздо больше ваша улыбка и ваше гуканье, и ничего не скажет ваше самое искреннее объяснение в любви и нежности, изложенное на "нормальном" языке". И в то же время все большее количество психологов, педагогов и даже педиатров замечают, что детям, которым все показывали и объясняли, развиваются гораздо быстрее, и, напротив, те, с которыми долгое время говорили лишь на "детском языке" и сами начинают говорить позже и хуже.

Ребенок же, которому говорили, например, "где мама", "где папа", уже в пять месяцев может узнавать эти слова и тянуться к родителям (то же можно сказать и про другие слова), а некоторые дети уже в семь-восемь месяцев говорят первое слово. Логично поэтому предположить, что ребенок способен уже чуть ли не просто с рождения активно обучаться. Конечно же, дети активно развиваются и обучаются, познавая мир, уже с рождения — с этим трудно спорить. Но, все-таки, что представляет из себя мир только что родившегося человека? Он только что появился на свет, казалось бы, "из ничего и ниоткуда", а следовательно — ничего не знает и не понимает. И, все же, похоже, что что-то он очень даже понимает.

В роддомах это хорошо знают опытные детские врачи. Они разговаривают — да, именно разговаривают — с младенцами, как с трехлетними ребятами, и удивительная вещь — младенцы перестают плакать, когда им только обещают скоро покормить, они протягивают ручку на просьбу "протяни ручку" и даже открывают рот, если их об этом попросить. Я многократно в этом убеждалась, когда находилась в роддомах с тремя своими детьми, и на изумленный вопрос "Они же все понимают?" получала ответ "Ну конечно! Они же слышали ваш голос в животе". Да, в это мало кто поверит. Но мои дети еще до месяца по просьбе открывали рот и двигали рукой (если не отвлекались — дети невнимательны), а старший, первенец, наиболее развитый физически, в 98% процентов случаев поднимал по просьбе ножки. Это же я наблюдала и у других детей. Правда, потом (в 4-5 месяцев) это пропадало. Хотя как знать, что происходило в сознании.

Между прочим, знаменитая Шарон Стон тоже вспоминает в одном интервью: "Я родилась уже взрослой, и это было странно — пребывать в этом детском теле".

И еще воспоминание (24 года): "Я лежу, а надо мной небо голубое, почти синее, и — лес, только я не могу поднять голову, чтобы посмотреть еще ниже. И самолеты, самолеты гудят (семья тогда снимала дачу во Внуково). И я все думаю:" Какая красота, какая красота!". "Я вредная такая была. Помню, держат меня над тазом, все вокруг столпились и говорят: "Ну писай, писай!" А я держусь и думаю: "А вот и не буду писать, а вот и не буду!".

Удивительно, что в этом случае (как и в других), ребенок, который еще не умеет сидеть, понимает все слова и имеет своеобразную внутреннюю речь. Надо заметить, что фразу "А вот и не буду" ребенок ни от кого в семье услышать не мог.

Одному молодому человеку никто не верил, что он помнит, как его везли из роддома. Он описывал дорогу и местность, по которой ехала машина очень подробно, но его описание совсем не соответствовало реальной дороге из того роддома, в котором он родился. Но вот случайно выяснилось, что везли ребенка совсем другим путем (чего он никак не мог знать), который полностью соответствует воспоминаниям этого юноши. Характерно, что в таких случаях люди скорее готовы поверить в какие-то мистические предчувствования, астрал, магию и т.п., только не признать, что ребенок обладает памятью и мыслями.

Безусловно, этот вопрос остается открытым. Требуется еще немало исследований и экспериментов, анализа воспоминаний, подтвержденных соответствующими фактами и т.д. Но пока они будут проводиться, наши с вами дети, возможно, будут расти в глубокой тоске и непонимании, мечтая, чтобы с ними просто поговорили. Конечно, может быть, это относится не ко всем детям (или только к первым месяцам их жизни, когда память о совместной с матерью жизни еще очень велика). Мы этого не знаем. Но, полагаю, что не будет особого вреда, если мама подойдя к только что родившемуся ребенку, ласково скажет ему: "Не бойся, малыш! Ты только что родился и еще маленький, но я помогу тебе войти в этот мир и всегда буду стараться тебя понять и помочь тебе в твоих недоумениях."

Обсуждение

У меня есть одно воспоминание. Это точно из младенчества. Я лежу на кровати на мягком пододеяльнике, на нем какие-то символы или иероглифы, они ярко выделяются на фоне белого. мне интересно на них смотреть.(Кстати, мама подтвердила, что у ее сестры действительно когда то лет 25 назад была постель со знаками гороскопа.в тот день мы были у нее в гостях и мне постелили эту постель, но я тогда только училась переворачиваться).я поворачиваю голову на шум и вижу маму и еще кого то. Почему то помещение, в котором я нахожусь кажется мне огромным.И вообще все кажется мне большим и каким то давящим. Если учесть, что младенцы меньше взрослого в среднем раз в 10, то оно и понятно. Мама шуршит упаковкой и показывает мне симпатягу, нарисованного на ней... мне нравится, мама улыбается. Это воспоминание как-то странно на мне отражается. Когда я об этом вспоминаю, я очень непонятно себя чувствую. Как будто когда-то я была инопланетянином, а потом превратилась в человека.

Спросила своего ребенка как он рождался, как пишет Валентина про книгу, он сказал:" так то такто", это его дословные слова.

В молодости мои родители год работали в азербайджанском селе. Там я и родился. Когда мы вернулись в Россию, я ещё до школы начал рассказывать маме о свои воспоминаниях. Она отвечала, что я не мог такое запомнить, так как по описанию это место, где я родился. Потом она привыкла к моим длинным рассказам. До сих пор в моей голове осталось огромное количество картинок первых моих месяцев жизни в азербайджанском селе. Это очень подробный вид окрестностей, включая деревья, дорогу, мост, овраг, технику. Эта комната, где я спал, стол, стулья и кавёр. И многое, много другое... Хорошо помню как прозрачные деревья стали зелёные, а потом на них появились яркие белые остроконечные шапки, - была весна. Иногда эти белые цветы я видел очень близко перед собой и мне было очень приятно. Потом цветы с деревьев куда-то пропали и мне стало грустно: никто больше не давал их мне. Прошло уже очень много лет, а я периодически нахожу объяснение тем или иным эпизодам, с которыми сталкнулся в азербайджанском селе. Например, к моим глазам близко подносили зелёные листья с определённой радильной симмметрией. И потом я долго искал эти южные деревья уже в России, но только спустя годы понял, - это были каштаны. Воспоминаний очень много, но стараюсь о них не говорить, - народ не верит. Однако хочу подчеркнуть главное, - все они были осмысленные, и ко всему, что я видел у меня возникало определённое чувство и отношение. О положительных эмоциях я привёл пример выше, упомянув о цветущих деревьях. Но были и другие, плохие впечатления. Дело в том, что я хорошо различал два своих состояния: первое, когда я спал и было темно и, второе, когда было вокруг ярко. Так вот во время сна, я постоянно слышал шум тракторов, меня это очень раздрожало. А днём я видел эти трактора на гусеницах и хорошо знал, что именно они меня беспокоят. Интересно было услышать коментарий моей мамы через несколько лет о шумных тракторах. Она отвечала, что да, буквально за стеной была моторная тракторная станция и рёв тракторов был очень сильный. Но, самое главное, моя мама говорила, что я не мог слышать их шум, что я спал очень крепко под рёв тракторов, что младенцы не слышат. А вот ей этот шум, действительно, очень мешал. Недавно у меня родился внук, а в соседней квартире делают капитальный ремонт, - грохот на весь дом. А внук как и я когда-то делает вид, что не слышит: крепко спит. Как мы мало знаем о наших детях!

Я помню, как меня взвешивали на холодных продолговатых весах для младенцев. Меня вносили в кабинет к врачу на осмотр и начинали раздевать. Я смотрела на эти весы и думала - сейчас опять положат на это холодное место! И начинала плакать заранее. Я хорошо запомнила эти весы. Мама удивляется. Помню эту детскую больницу и комнату ожидания перед кабинетом. Не знаю до скольки лет мы туда ходили, но на весах лежачих взвешивают только младенцев.

27.10.2011 06:14:12, NataErdem

Мои воспоминания повергали маму в шок. это касается и ощущения на лице уголка конверта, в котором выносили из роддома, и того, кто нёс меня домой,и ленточки на кровати - голубой, которую покупали на запас - вдруг будет мальчик, и сняли практически сразу после моего появления дома...Много таких моментов,которые,по общепринятому мнению не могут помнить младенцы...Но я-то знаю...Поэтому со своими дочурками и я и муж ведём себя соответственно...Чтобы любой запомнившийся миг дарил ощущение счастья и осознания того, что они любимы...

19.09.2008 13:03:34, Рада

У меня тоже есть воспоминание, но я не знаю какого возраста (меньше года), когда я лежу в своей красной коляске, не могу еще говорить, начинается дождь, мама меня закрывает, а я думаю: "Мама!! Только не надо закрывать, не оставляй меня под клеенкой и..." видимо, начинаю орать) Мне мало кто верит, что я могла такое запомнить...

Сейчас с сынулькой (1,5 месяца) постоянно разговариваем.

24.08.2008 03:17:56, Валентина

Я читала книгу"Разум новорожденного" какого то психолога, он там собрал исследования по этой теме. Так вот, если спросить ребенка до 3 лет как он рождался, большенство детей вспомнит и момент родов и время пребывание в матке на последних месяцах. У меня было кесарево,и весь девятый месяц я Настюшке рассказывала, что ей дядя откроет окошечко и поможет родится, что она должна стараться, не пугаться и через сутки мама её заберет, что бы она не плакала. И она почти не плакала когда родилась, через сутки я пришла с реанимации забрала её как обещала она ни плакала ни в роддоме ни дома. Я согласна с автором не надо сюсюкаться, надо с ребенком разговаривать.

а у меня есть одно воспоминание (хотя я до сих пор не уверена, что это так, т.к. я раньше думала, что это выдумка, сон) как меня привезли из роддома домой. Всего одни момент, но до сих пор не знаю, что это

25.07.2008 00:50:29, Lily

Моему мужу было около 6 месяцев - он каким-то образом вылез из кроватки и повис на низком шкафу - и он помнит это! Он говорит - вишу и думаю - ну все, если сейчас ко мне никто не подойдет - я отцеплюсь и упаду - он помнит все ощущения, которые он испытывал в этот момент.

Комментировать статью "О чем думают младенцы"

Разница была очевидна, например если раньше ребенок мучил стихотворение полдня и все Вы совсем не пишете о характере, о том, как раньше было, об отношениях в классе и с Мой тоже медленно думает. Он вообще очень медлительный, потому я знаю, о чем говорю Его...

Обсуждение

Нам в свое время схожую проблему помог решить остеопат. Причем достаточно быстро, сеанса за три. Причина, как он сказал, была в недостаточной активности клеток головного мозга, медленно создавались ээээ нейронные, что ли, связи. Разница была очевидна, например если раньше ребенок мучил стихотворение полдня и все равно был не уверен, то после занятий стал запоминать стихотворения 16-20 строк за два-три прочтения. Ну и в целом на уроки времени стало уходить меньше. С эмоциями остеопат тоже поработал, ребенок стал более открытым и дружелюбным.
Однозначно легче было года два, потом увеличилась нагрузка в школе, стало опять труднее. Но, на мой взгляд, "завод" не кончился, просто телефон, будь он неладен, стало труднее контролировать. :(Виртуальный мир как будто прямо оперативку в мозгу сжирает...

12.09.2018 10:20:11, Неважно

У меня был такой ученик в классе. Я попросту(после согласования с родителями и учеником) давала ему возможность написать контрольную после основных уроков. Под эгидой дополнительных занятий. (Для сильно любопытствующих глаз). Один на один сл мной и без ограничения по времени. Результат-отличный!

11.09.2018 16:22:40, Ирина.

О чем думают младенцы. Ребенок, который еще не умеет сидеть, понимает все слова и имеет своеобразную внутреннюю речь. Мы "заводим " детей, поскольку думаем о продолжении рода, потому что мы - семья Развитие памяти у ребенка. История одной неидеальной мамы.

Обсуждение

ИМХО, с фамилией Бобикова любое имя смешным будет. Тут другой вопрос-на кой брать такую фамилию ребенку?! Разве что у мамы еще хуже.
У меня ученица была Дуня Мамалыго. Да до фига всяких. И меня всегда интересует вопрос фамилии.

Пару лет назад разбирали Мишеллу Зайцеву - и опять по новой здорово))) В Елисее Тимофееве тоже ничего особенного не вижу. И не поняла, чем Агния Бобикова смешнее, чем Катя или Маша? Не Эсмеральда, не Николь и даже не Жанна. ИМХО, лучше было Зина, Валя или даже Лариса - имя и простое, и редкое среди малышек, меньше риска, чтобы в коллективе по имени звали, а не по фамилии.

Ребенок ничего не запоминает. А вот когда ребенок почти 6 лет на вопрос из чего делается мука отвечает - из белого хлеба, потом, ой, из творога, ой из кефира - это что значит? Совсем уже, да? Миллион раз читали всякие сказки на эту тему, обговаривали отдельно не далее как пару...

У ребенка очень хороший музыкальный слух, слуховая память вообще (стихи и прозу достаточно 2-3 раза прослушать- воспроизводит А почему Вы думаете, что дело в зрительнои памяти. У моеи дочки вроде хорошая зрительная память (в тестах на запоминание картинок...

Обсуждение

Постарайтесь воспринимать ребенка таким, какой он есть, у него свои плюсы. Просто ему сложнее, требуется больше усилий для тех занятий, которые Вы описали, а кому-то "медведь на ухо наступил", так что же теперь... Можно писать со словарем (взрослому), больше заниматься музыкой и т.п. Упражнения должны быть, подсказать не могу, у нас у всех хорошая зрительная память. Особенности Вашего ребенка все равно останутся, комплексы только не развивайте.

А почему Вы думаете, что дело в зрительнои памяти. У моеи дочки вроде хорошая зрительная память (в тестах на запоминание картинок результаты всегда были хорошие). Но с разбором муз. произведении аналогичные проблемы. Детям, ИМХО трудно ОДНОВРЕМЕННО запоминать на слух, пальцами на клавиатуре и значками по нотам. Выбирают 1-2 варианта и забивают на третии. Главное, ИМХО опять же, чтобы не исключали из етого списка запоминание на слух.

04.12.2007 02:55:18, irina.

память о внутриутробной жизни?. -- посиделки. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и память о внутриутробной жизни? мой ребенок вчера выдал..я до сих пор в шоке...лежим вечером в кровати...он что-то невнятное бормочет..

Плохая память у ребенка. Они осмотривают ребенка, общаются с ним - говорят, нормальный и развитый ребенок. Надо только школу, где о детях думают больше, чем о маразматических методиках. И правда - старайтесь помнить, что ДОЛГОСРОЧНЫЙ прогноз у вашего ребенка...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Чем раньше ребенку объяснить правду понятными ему словами, тем больше шансов, что шока не будет. Это не жестоко и не страшно. Думаю, нужно поддерживать память о папе, хуже, когда папа...

Обсуждение

Может быть кто-то подскажет ссылочки, книжки какие-нибудь в и-нете почитать, статьи?

А я скажу, что именно в этом возрасте и нужно говорить. Даськину 2.7 скоро, он теоретически знает, что такое умирать (т.е. уже не жить больше) и убивать. Но пока воспринимает все как игру. Когда ему было до года, умерла бабушка мужа, он ее совсем не помнил. Но недавно спросил - мама, а где бабушка Зина? Где ее дом? Не иначе как кто-то напомнил ему о тм, что у него когда-то была и такая бабушка. И я, вздрогнув, ответила ему так: бабушка Зина ушла из жизни, она больше не живет с нами и вообще нигде. Она с Боженькой на небе, помнишь, мы читали книгу о небесах? Помню, говорит. И стал размышлять об этом. На том дело и кончилось. Чем раньше ребенку объяснить правду понятными ему словами, тем больше шансов, что шока не будет. Я вообще сторонник детям рассказывать все и честно отвечать на все вопросы, благо, пока эрудиция позволяет. И фантазия.

А недавно я рассказывала ей, что фашисты всех мучали и убивали, в том числе стариков, женщин, детей. Так ее больше всего поразило, что "стариков, которые скоро должны умереть?!" Так что тему фашизма я пока закрыла...

Известно, что у многих животных мать запечатлевается в подсознании детеныша сразу после рождения. Например, только что вылупившиеся гусята запечатлевают в качестве своей матери первый попавшийся им на глаза движущийся предмет; и даже если это механическая заводная игрушка, они будут следовать за ней повсюду. Таков их механизм адаптации. Жизнь этих птенцов зависит от запечатлевания своей матери, так как без нее малыши беспомощны, а гусыня никак не может следовать за всеми своими отпрысками. У людей же в отличие от других животных необходимо, чтобы мать запечатлела своего ребенка, ведь человеческий детеныш чересчур слаб и беспомощен, чтобы следовать за кем-либо, и единственный контакт, который он способен поддерживать со своей матерью, это крик, в случае если его ожидания не удовлетворены.

Этот важнейший механизм импринтинга настолько мощен и так глубоко укоренился в природе женщины, что главенствует над всеми остальными ее импульсами и соображениями. Какой бы уставшей и голодной ни была мать, какие бы другие проблемы ее ни занимали, она неизменно сначала накормит и приласкает неказистого человечка, которого она видит впервые. Если бы это было не так, человек бы не прошел через все эти сотни тысяч поколений. Импринтинг, неотъемлемая часть гормонально обусловленных событий родов, должен произойти сразу же после рождения, иначе будет слишком поздно; доисторическая мать не могла позволить себе даже на несколько минут оставаться равнодушной к своему новорожденному ребенку, ибо столь сильному импульсу следуют незамедлительно. Наличие импринтинга в цепи событий - необходимое условие нормального развития отношений между матерью и ребенком.

Что же происходит, если процессу импринтинга помешали и ребенка забрали у матери именно в тот момент, когда она была готова приласкать дитя, дать ему грудь, взять на руки, прижать к своему сердцу, или если в мать накачали столько обезболивающих, что она уже не способна полностью ощущать установление связи со своим ребенком? В этом случае потребность в запечатлевании младенца переходит в ощущение горя и утраты. Во время бесчисленных предыдущих рождений единственным случаем, когда матери было некого приласкать после родов, был случай рождения мертвого ребенка. Реакция на это была одна - скорбь. Когда время упущено, а потребность осталась неудовлетворенной, то инстинкты предполагают, что ребенок умер и необходимость в запечатлевании уже отпала.

В роддомах врачи отдают ребенка матери не сразу, а через несколько минут или даже часов, когда она уже в состоянии траура и скорби. В результате женщина часто чувствует вину за то, что не смогла "стать хорошей матерью", полюбить свое дитя, а также страдает от пресловутой послеродовой депрессии, классической трагедии западного общества, тогда как природа готовила ее к самому глубокому и волнующему событию в жизни - рождению ребенка.

В наших роддомах новорожденного ребенка, снедаемого древним желанием прикосновения к гладкой, излучающей тепло, живой плоти, заворачивают в сухую безжизненную материю. Его кладут в ящик, служащий кроваткой, и оставляют одного, задыхающегося в слезах и рыданиях, в совершенно неподвижном заточении (впервые за время своего беззаботного существования в чреве матери и за миллионы лет эволюции его тело испытывает эту пугающую неподвижность). Все, что он слышит, - вопли других жертв этой невыразимой пытки. Звуки для него ничего не значат. Малыш плачет и плачет; его легкие полыхают обжигающим воздухом, а сердце распирает отчаяние. Но никто не приходит. Не теряя веры в "правильность" своей жизни, как и заложено в него природой, он делает единственное, что у него пока получается, - продолжает плакать. Проходит целая вечность, и ребенок забывается сном.

Вдруг он просыпается в этой безумной и пугающей гробовой тишине и неподвижности, вскрикивает. С ног до головы его тело охватывает огонь жажды, желания и невыносимого нетерпения. Хватая ртом воздух для дыхания, дитя кричит и надрывается; пронзительный звук его воплей наполняет голову пульсирующей лавиной. Он кричит до хрипов в горле, до боли в груди. Наконец боль становится невыносимой, и вопли постепенно слабеют, затихают. Ребенок слушает. Открывает ладони, сжимает кулаки. Поворачивает голову в одну сторону, в другую. Ничего не помогает. Это просто невыносимо.

Он снова взрывается рыданиями, но натруженное горло снова дает о себе знать болью и хрипами, и вскоре ребенок затихает. Он напрягает свое измученное желанием тело и находит в этом какое-то облегчение. Тогда он машет руками и ногами. Останавливается. Это существо не способно думать, не умеет надеяться, но уже умеет страдать. Прислушивается. Затем снова засыпает.

Проснувшись, малыш мочится в пеленку, что хоть как-то отвлекает от мучения. Но удовольствие от процесса и приятное струящееся ощущение теплоты, влажности в районе нижней части тела вскоре исчезают. Теплота становится неподвижной и постепенно сменяется пробирающим холодом. Он машет ногами. Напрягает тело. Всхлипывает. Охваченный отчаянием, желанием, безжизненной неподвижностью, мокрый и неустроенный, ребенок плачет в своем убогом одиночестве, пока не забывается в одиноком сне.

Вдруг, что за чудо, его подняли! Желания и ожидания маленького существа, похоже, начали находить свое удовлетворение. Мокрую пеленку убрали. Какое облегчение! Живые, теплые руки прикоснулись к его коже. Подняли ноги и обернули их новой сухой, безжизненной тканью. Вот и все.

Прошел лишь миг, и ему кажется, что не было вовсе и этих теплых рук, и мокрой пеленки. Нет осознанной памяти - нет даже искры надежды. И снова невыносимая пустота, безвременье, неподвижность, тишина и желание, жажда. Инстинкты ребенка пускают в ход крайние меры, но все они предназначены для заполнения пустот в потоке правильного обращения или для сигнала о помощи к тому, кто хочет и может ее оказать. У врожденных инстинктов нет способности разрешения таких экстремальных ситуаций. Это находится за пределами их широких возможностей. Новорожденный, проживший от силы несколько часов, уже вышел за пределы спасительных сил могучих инстинктов и находится в полной растерянности. Его пребывание в чреве матери стало первым и последним периодом его жизни, который можно было бы назвать состоянием непрерывного благополучия. Природа же заложила в человеке ожидание, что в таком состоянии он проведет всю свою жизнь. Однако это могло произойти лишь при том условии, что мать правильно обращается со своим ребенком и вступает с ним во взаимодополняющие и взаимообогащающие отношения.

Кто-то пришел и поднял его в воздух. Здорово! Его снова вернули к жизни. Конечно, на вкус малыша, держат его чересчур осторожно, но зато есть движение. Наконец он чувствует себя в своей тарелке. Всех мучений, которые ему пришлось испытать, как будто не было и в помине. Теперь он уже на руках, правда, кожа его все еще жаждет прикосновений живого тела, а не ткани, но лицо и руки ребенка свидетельствуют об удовлетворении. Приятное впечатление о жизни, свойственное человеческой природе, практически восстановлено. Дитя наслаждается вкусом и гладкостью материнской груди, пьет жадными губами теплое молоко, слышит знакомое сердцебиение, напоминающее ему о безоблачном существовании в матке, воспринимает своим пока затуманенным взором движение и жизнь. Здесь же звуки материнского голоса. Все хорошо и правильно, кроме, пожалуй, одежды и запаха (мать пользуется туалетной водой). Он довольно сосет грудь, а когда насыщается, то впадает в дремоту.

Пробуждается он снова в аду. Ни сладкие воспоминания, ни надежда, ни мысли не могут принести успокоение и напоминание о встрече со своей мамой. Проходят часы, дни, ночи. Он плачет, а когда устает, засыпает. Просыпается и мочится в пеленки. Теперь это уже не доставляет ему никакого удовольствия. Не успевает малыш почувствовать облегчение от опустошения своих внутренностей, как на смену ему спешит обжигающая боль от соприкосновения уже раздраженной кожи с горячей, кислой мочой. Он вскрикивает. Его изможденные легкие должны кричать, чтобы заглушить эту боль, яростную и жгучую. Он вопит, пока плач и боль не утомят его и не придет сон.

К тому времени, когда младенец оказывается в доме своей матери (безусловно, это никак не его дом), он уже сведущ в этой жизни. На уровне подсознания первый жизненный опыт будет накладывать отпечаток на все последующие впечатления этого человека. Поэтому для него жизнь будет казаться очень одинокой, черствой и нечувствительной к его сигналам, полной боли и страдания.

Дом для ребенка мало чем отличается от палаты роддома, за исключением того, что раздражение и сыпь на попке регулярно смазывают кремом. Часы бодрствования ребенка проходят в зевоте, жажде и нескончаемом ожидании того, что "правильные" события наконец заменят тишину и пустоту. Иногда, лишь на несколько минут в день, его непреодолимое желание прикосновения, жажда рук и движения утоляются. Его мать - одна из тех женщин, что после долгих раздумий решила кормить ребенка грудью. Она любит его со всей неведомой ранее нежностью. Сначала ей бывает тяжело класть ребенка после кормления обратно в кровать, и особенно потому, что он так отчаянно кричит. Но она убеждена, что это делать необходимо, так как ее мать объяснила (а уж она-то знает), что если поддаться ребенку сейчас, то потом он вырастет испорченным и избалованным, и потом "не слезет с рук". Она же хочет делать все правильно; в какой-то миг к ней приходит ощущение, что это маленькое существо на руках ей важнее и дороже всего на свете.

Она вздыхает и кладет ребенка в кроватку, украшенную желтыми утятами и вписывающуюся в дизайн всей детской комнаты. Она приложила немало стараний, чтобы украсить ее мягкими легкими шторами, ковром в виде огромной панды, обставить мебелью: белым шкафом, ванночкой и пеленальным столиком со всякими присыпками, маслами, мылом, шампунем, расческой, которые сделаны в особой детской цветовой гамме. На стене висят картинки детенышей разных животных, одетых по-человечески. Ящики шкафа заполнены крошечными кофточками, пижамками, ботиночками, шапочками, рукавичками и пеленками. На шкафу плюшевый мохнатый ягненок неестественно стоит на задних лапах рядом с вазой с цветами: их лишили корней в угоду матери ребенка, которая "любит" цветы.

Женщина расправляет рубашечку на ребенке и укрывает его вышитой простыней и одеяльцем с его инициалами. Она с удовольствием отмечает все эти мелочи. Еще бы, она не поскупилась для того, чтобы превратить эту комнату в идеальную детскую, хотя ее молодая семья пока не может позволить себе обставить мебелью остальные комнаты. Мать склоняется поцеловать гладкую, как шелк, щечку ребенка и покидает комнату. Тело младенца сотрясает первый душераздирающий крик.

Она тихонько прикрывает дверь. Да, она объявила ему войну. Ее воля должна победить. За дверью раздаются звуки, похожие на крики человека под пыткой. Ее материнские инстинкты говорят ей, что ребенку плохо. Если природа дает понять, что кого-то пытают, то так оно и есть. Истошные вопли ребенка - не преувеличение, они отражают его внутреннее состояние.

Мать колеблется, ее сердце разрывается на части, но она не поддается порыву и уходит. Его ведь только что покормили и сменили пеленку. Она уверена, что на самом деле он ни в чем не нуждается, а поэтому пусть плачет, пока не устанет.

Ребенок просыпается и снова плачет. Его мать приоткрывает дверь, заглядывает в комнату, чтобы убедиться, что он на месте. Затем тихонько, словно боясь разбудить в нем ложную надежду на внимание, она снова прикрывает дверь и торопится на кухню, где она работает. Кухонную дверь она оставляет открытой на тот случай, если "с ребенком что-нибудь случится".

Плач малыша постепенно перешел в дрожащие стенания. Так как на плач не следует никакой реакции (хотя ребенок ожидает, что помощь должна была давным-давно подоспеть), желание что-то просить и сигнализировать о своих потребностях уже ослабло и затерялось в пустыне равнодушия. Он оглядывает пространство вокруг. За поручнями кроватки есть стена. Свет приглушен. Но он не может перевернуться. И видит лишь неподвижные поручни и стену. Слышны бессмысленные звуки где-то в отдаленном мире. Но рядом с ним нет звуков, тишина. Он смотрит на стену, пока его глаза не смыкаются. Открыв их снова, он обнаруживает, что поручни и стена все на том же месте, но свет стал еще более приглушенным.

Вечное разглядывание поручней и стены перемежается вечным разглядыванием поручней и потолка. Там далеко, с другой стороны, есть какие-то неподвижные формы, они всегда там.

Но иногда, бывает, происходит движение. Что-то закрывает его уши, свет приглушен, огромные кучи тканей навалены поверх его тела. Тогда он может видеть белый пластиковый угол внутри коляски и иногда, если его положат на спину, небо, внутреннюю часть крыши коляски и время от времени высотные дома, проплывающие мимо него на расстоянии. Там высоко колышутся кроны деревьев, которым также нет до него дела, иногда люди смотрят на него и разговаривают, в основном между собой и изредка с ним.

Они частенько трясут перед лицом ребенка гремящим предметом, и близость этого движения и звука создает впечатление, что жизнь совсем рядом. Он протягивает руки и ударяет по погремушке, ожидая, что вот-вот почувствует "правильность" своего существования. Дотягиваясь до погремушки, дитя хватает ее и тащит в рот. Нет, совсем не то. Он взмахивает рукой, и погремушка летит прочь. Но тут же человек возвращает игрушку ему в руки. Со временем ребенок понимает, что вслед за тем, как бросишь вещь, появляется человек. Ему хочется, чтобы эта спасительная фигура появлялась вновь и вновь, поэтому он бросает погремушку или любой другой предмет до тех пор, пока трюк с появлением человека работает. Когда погремушка перестала возвращаться в его руки, осталось лишь пустое небо и внутренняя часть крыши коляски.

Но часто его награждают частицами жизни, когда он начинает плакать в коляске. Мать сразу начинает покачивать коляску, поняв, что это вроде успокаивает малыша. Его невыносимое желание движения, опыта, который получали его предки в первые месяцы жизни, сводится лишь к потряхиванию коляски, дающему пусть убогий, но все же какой-то опыт и ощущения. Голоса неподалеку никак не относятся к нему самому, а поэтому не имеют никакой ценности с точки зрения удовлетворения его ожиданий. Но все же эти голоса нечто большее, чем безмолвие детской. Объем получаемого ребенком опыта, необходимого для развития, практически равен нулю, а его основные ощущения - жажда и желание (чего-либо).

Его мать регулярно взвешивает ребенка, с удовлетворением отмечая его успехи...

Предметы, которые взрослые помещают в пределы его досягаемости, предназначены для приблизительной подмены недополученных впечатлений и опыта. Все знают, что игрушки служат для успокоения маленького горемыки. Но почему-то никто не задумывается, из-за чего же он так неутешно плачет.

Пальму первенства здесь держит плюшевый мишка или подобная мягкая игрушка, с которой можно "спать в обнимку" ночью. Другими словами, мишка нужен для того, чтобы обеспечить ребенку постоянное присутствие близкого существа. Постепенно формирующуюся крепкую привязанность к игрушке взрослые склонны рассматривать скорее как наивную детскую причуду, а не признак обделенности вниманием ребенка, который вынужден липнуть к неодушевленному куску материи, заменяющему ему верного и постоянного друга.

Отрывок из книги Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым"


Вконтакте

Мысли новорожденной крохи:
- Какую позу принять во сне, чтобы все домашние смотрели и умилялись. Делимся опытом.
- Масик. зайка, солнышко, лапулик, котик.. Как узнать свое имя?
- А вас целуют в попу?
- Как научиться спать, не выпуская грудь? Как только засну - она выпадает.
- Мои голопопые фотки в Интернете. Как с этим бороться?
- Надоела мамина сися! Хочу папину! Кто-нибудь сталкивался?
- Сос!!! Мама всю ночь спит!
- Help! Надели ботинки - как теперь встать?
- Не какал всего 2 дня, как спастись от трубочки, Дюфалака, клизмы и т. п.?
- Не дает разбрасывать кошачий наполнитель. Как реагировать?
- Подскажите логопеда для бабушки.
- Укладывает спать в 9 вечера. Как бороться?
- Игра на губе и другие способы творческого самовыражения.
- Что должна уметь мама в 25 с половиной лет?
- Кто пробовал на вкус мазь бепантен? очень хочу, но пока не удалось...
- Титя отдельно от мамы - такое возможно?
- Услуги: Художественное размазывание каши по лицу.
- У мамы нос совсем не эластичный. Это нормально?
- Помогите! Растут волосы!!!
- Делюсь опытом: в какую формочку удобнее писать.
- У кого было? Мама что-то фальшиво подвывает и мешает заснуть.
- Мама как ненормальная радуется моим какашкам - к какому специалисту обратиться?
- Чтоб такого съесть, чтобы покакать фиолетовым?
- У папы не зарастает лысина. Это рахит?
- Мне - морковное пюре, себе - шоколад. Где справедливость?!
- Где носик? Где глазки?... Они сами, что ли не знают???
- У мамы раздуло живот. Что с ней?
- КРИК ДУШИ: Кошку кормят вкуснее! А все попытки установить справедливость жестко пресекаются! Почему?!!!
-Опрос для грудничков: что бы вы хотели, чтобы мама съела в новогоднюю ночь?
- Опрос: кто пробовал комнатные растения? Какие вкуснее?
- Как избавиться от волос на папиной груди? На выдирание реагирует криком. Посоветуйте безболезненный способ!
- Помогите, мама не засыпает пока я минут 40 не пососу её сисю.
- Я НАЕЛСЯ!!! Как объяснить это родителям?
- Почему всё время родня показывает мне язык и корчит рожи. Низкий уровень культуры?
- Сосать сисю и палец одновременно. Максимализм?
- Каждый день моют. Есть ещё такие же грязные?
- Очень нужна ваша материальная поддержка: у нас нет соли и сахара. Ем пустую кашу. Тошнит.
- Ладушки-ладушки... Идёт коза рогатая... А каков творческий потенциал ваших родителей?
- Помогите! Новый памперс меня полнит!!! Посоветуйте нормальную модель!
- Help! Люди, а ВАС одевают перед прогулкой? Куда обратиться, чтобы родители прекратили это издевательство и дали мне гулять в чем мать родила
- Пульт со слюнями переключается даже на кабельное и спутниковое тв!
- Большинство игрушек куплено для родителей. Я же играю в пакеты, носки, кабели, провода, тапки. Но мне все это не дают. Где справедливость?

Уважаемые доктора!
Помогите оценить психомоторное и эмоциональное развитие
моей мамы! Мама - 25 л 4 мес, 57320 г, 162 см, роды прошла хорошо. Мне почти 6 месяцев.
Первые 1,5 мес у мамы
присутствовала явная послеродовая депрессия: рассматривала меня с
исступлением, выискивала дефекты и болячки, слушалась докторов (в результате
чего чуть не лишила меня ГВ, села на диету, довела до запоров, а потом от
них избавляла), часто плакала, кормила по часам (даже будила на
кормежки!!!), кутала, ежедневно купала в горячей ванне с мылом, звонила через день бабушке и подругам и их тоже слушала. Потом нашла нужные
сайты (слава ИНТЕРНЕТУ!!!), и сейчас почти адекватна.
Теперь уточню по Списку развития здорового ребенка 4-6 мес:

· Двигательное развитие:
Переворачивает меня с живота на спину и обратно, делает мне массаж и
зарядку
Садится, встает и перемещается без помощи рук (т.к. в руках - я)
Стоит у плиты со мной на руках без поддержки
Дотягивается до предметов одной рукой, держа меня во второй
Перекладывает меня из одной руки в другую, занимаясь другой рукой делами

· Зрительное развитие:
Не может различать цвета - иначе почему почти ВСЯ моя одежда голубая???
Может часами следить взглядом за малоподвижными предметами (имею в виду
себя)
Не может оторвать от меня глаз

· Развитие языковых навыков:
Откликается на своё имя реже, чем на кличку <мама>
Различает достаточно хорошо мои эмоции и интонации
Издаёт свои звуки в ответ на те, которые слышит от меня
Выражает голосом неземную радость в общении со мной и иногда
неудовольствие в общении с папой
Не начинает лепетать, вместо этого произносит целые слова и предложения

· Развитие процесса познания:
Находит спрятанные предметы (мои игрушки и папины носки)
Исследует каждый использованный мной памперс
Прилагает усилия, чтобы достать предметы, находящиеся на расстоянии, во
время кормления меня грудью

· Социальное и эмоциональное развитие:
Маме очень нравятся совместные игры со мной
Проявляет повышенный интерес к моим изображениям в зеркале и почти
нулевой - к своим
Реагирует на проявления эмоций других людей по отношению ко мне -
радуется, когда меня хвалят

Контроль за развитием мамы
Я понимаю, что каждая мама <развивается по-своему, поэтому невозможно
сказать, когда именно> моя <в совершенстве овладеет тем или иным навыком>. И
все же хочу получить представление о том, чего стоит ожидать от мамы по мере
моего роста. Я обнаружил следующие из перечисленных признаки возможного
отставания в развитии мамы ребенка в возрасте 6 месяцев:
Мама очень ослаблена физически по сравнению с первыми месяцами моей жизни,
т.к. постоянно пытается меня куда-нибудь положить - на пол, на диван, в
кроватку, и т.д., вместо того, чтобы носить на руках (но я не даю!)
Не проявляет любви к тем людям, которые за мной не ухаживают
Маме не нравится быть в обществе других людей без меня

· А теперь моменты, которые меня настораживают в моей маме:

Мама почти НЕ ГУЛИТ!!! Только изредка и только со мной!!!
Мама меня постоянно целует и тискает!!! Мне, конечно, приятно, но как
потом отучать???
Мама комментирует мне все свои действия!!! Может, боится забыть, что за
чем следует???
Мама ВСЕГДА мне улыбается!!! (Где-то в 2 мес я тоже решил ей улыбнуться,
чтобы не выглядеть невежливым, так она ТАК обрадовалась, что теперь мне
приходится улыбаться ей в ответ) О чем это может свидетельствовать???
Мама поет и слушает только детские песенки!!! Это возрастное или есть
повод для беспокойства?
Мама постоянно хочет спать, засыпает даже во время моего кормления. Как
помочь ей справиться со сном и бодрствовать, как я, целый день?
Мама постоянно меня фотографирует, подозреваю, даже в те редкие часы,
когда я сплю!!! Нет ли у нее мании преследования грудничков???
Когда у меня были колики и я плакал часами, то пару раз ловил мамины
взгляды, в которых явно читались мысли о самоубийстве или детоубийстве!!!
Как вы считаете, это временное или есть повод к опасению за свою жизнь???
Мама то и дело протягивает мне мои игрушки!!! Я так понял, чтобы я их
брал? Ну, я беру, на всякий случай, хотя не понимаю, в чем тут прикол???
Мама каждый день лазает мне ПАЛЬЦАМИ в рот и трогает десна!!! Что она там
ищет???
Мама постоянно ГОВОРИТ со мной на своем языке (замечу, что на нем же
говорят мои бабушка и тетки по маминой линии плюс мамины подруги, а все
остальные, включая папу, говорят на другом). Это нормально??? И кого мне
слушать: папу или маму???
Мама все время твердит мне одни и те же слоги (ма-ма, агу-агу, и т.д.)!!!
Может, она хочет, чтобы я их за ней повторял???
Мама понимает только крик!!! Пока не заорешь, сама не додумается,
приходится надрываться по любому поводу (есть хочу, спать хочу, на ручки
хочу и т.д.)

И последнее. Хотя Мама и стала значительно лучше меня понимать, все-таки
полного взаимопонимания достичь с ней не удается. Как вы думаете, может
имеет смысл МНЕ начать учить ее язык, раз наоборот плохо получается??? И с
чего начать? Может, с <ма-ма>?

Как таковой мыслительной деятельности, в понимании взрослого человека, у младенцев нет. Зато они прекрасно воспринимают (хочется сказать - впитывают) информацию из окружающего мира и реагируют на нее эмоционально. У них хорошо развита эмоциональная память и происходит активный процесс познания мира. Если порой вам кажется, что ваш младенец "задумался", скорее всего он просто сосредоточен на ощущениях и целиком погружен в них. Признаки как такового "думания", при помощи слов и понятий, начинает формироваться начиная с трех лет. Но уже до этого возраста ребенок способен выдавать довольно логические фразы и реакции. Это результат максимально использования эмоциональной памяти + навыков освоения действительности. Придавать им серьезного значения не нужно, так как уже через час малыш может заявить вам совершенно другое.

Слов взрослого языка младенцы, естественно, не знают. Но язык-то у них есть, а значит, есть и соответствие между "планом содержания" и "планом выражения". Вот они и обозначают собственными знаками всю доступную им информацию.

Поскольку у младенцев преобладает ассоциативно-интуитивня обработка информации, то и знаки их языка носят комплексный характер с преобладанием паралингвистических средств. Логика и дискретное мышление развиваются постепенно, а вслед за ними помаленьку совершенствуются и символы языка. Сначала дифференцируются отдельные крики, потом появляются отдельные оформленные фонемы, а уж потом - их комбинации вроде всем известного "агу".

Важный этап развития мышления состоит в сопоставлении слов, произносимых взрослыми, с теми ситуациями, в которых они произносятся. Этим закладывается не только пассивное восприятие вербальной речи, но и формируются соответствия, которые впоследствии обеспечат активное владение словами. Поэтому очень важно не чирикать с младенцами на их языке, а с самого начала демонстрировать им правильную речь.

Ну, вообще, думаем мы не словами, а образами. Не всегда. Если мы пытаемся, к примеру, готовиться к экзамену, изучаем иностранный язык, составляем речь, то тогда мы думаем словами. Сами задумайтесь, в вашей голове не 24/7 звучит "тот самый голос", который озвучивает ваши мысли (возможно, он ваш, возможно, чей-то другой). Мы представляем себе картинку, представляем, как говорят другие персонажи. Для младенца это слова мамы или папы, это его собственные звуки, которые он издаёт, потому что для него они имеют значение. Это его собственный язык. Младенец точно так же, как и мы сейчас, видит в своей головы картинки и образы, а не бегущую строчку.

Ко всему вышесказанному хочу добавить, что сознание младенца и взрослого очень отличаются. Когда мы с вами, думая о чем-то, слышим в своей голове закадровый голос, речь идет о выборочной, контекстно отфильтрованной информации, которая на условно длительное время становится доминантой. Но у малышей занятость сознания тем или иным процессом, по всей видимости, зависит не от актуальности информации, а от её интенсивности или новизны. Младенческий мозг действительно буквально "впитывает" информацию в огромных объемах, однако только учится ее интерпретировать (о поразительных способностях детей к обучению рекомендую почитать у Т.В. Черниговской, или послушать ее лекции). Для привычного нам мышления необходим индивидуальный опыт, и младенец накапливает его и закрепляет доступными средствами. То, что выглядит со стороны как наивность и любознательность, то что кажется примитивной игрой или смешной бессмысленной тарабарщиной - на самом деле является проявлением очень важных и, честно говоря, удивительных свойств мозга.