Коляда.doc - рождественские колядки (сценарий). праздник " рождество ". Сценки на колядки короткие

Цели и задачи:

  1. Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
  2. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
  3. Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневном жизни;
  4. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Ход праздника

Заходим с песней «Рождество христово».

Ведущий:

Кругом Рождественская мгла
Во мгле звучат колокола
А сними в лад слова звучат
Мир на земле и счастье всем.
Мы рады нашей встрече
Зажжем сегодня свечи
Пусть горят меж нами
Волшебными огнями.

Песня «Свечи зажжем».

Петрушка: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение Я думаю, оно будет еще лучше после игры «Веселая минутка»

Ведущий: На каждый наш вопрос надо всем дружно ответить: «Вот так!» и повторить жест за нами. Попробуем.

  • Как живешь?
  • Как идешь?
  • А бежишь?
  • Ночью спишь?
  • Как берешь?
  • Как даешь?
  • Как шалишь?
  • А грозишь?
  • Ну, а дразнишь как?

Петрушка: Ох, любят же у нас под Новый год колядовать. Целую ночь по всем дворам бога славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, глядь у тебя заслуга в хозяйстве, все на лад пойдет. Давайте, ребята, узнаем, кто сегодня к нам придет.

Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза. Взрослые разыгрывают сценку.

Входит Цыган и ведет Медведя.
Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается на все стороны.

Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем! Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый – что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!

А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи-похаживай,
Говори-поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой,
А ну, поворотись, развернись,
Добрым людям покажись!
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь отрицательно качает головой и рычит.

Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек):

Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил!

Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» – выскакивает Коза в сарафане – «барабанщик». Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору), Коза барабанит, медведь пляшет.

Цыган:

Медведь с Козою забавлялись,
Друг на друга удивлялись.
С того раза подружились,
Музыке и пляске вместе научились.
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

Танец Медведя и Козы р. н.м. «Барыня».

Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела!

Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?

Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком – во как, во как! Ох, хорошо! Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».

Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уважение, да за угощение, за труды! А теперь, Мишенька, с ребятками поиграй!

Ведущий:

Ребята, в круг вставайте
Вместе с Мишуткой поиграйте.

Хороводная игра «Опаньки».

Коза: Я принесла вам интересную игру, она про сказки, называется «Добавлялки». Будете со мной играть? (Дети отвечают.)

Ок-ок-ок – покатился... (колобок)!
Су-су-су – петушок прогнал... (лису)!
Цо-цо-цо – снесла курочка... (яйцо)!
Ят-ят-ят – серый волк не съел... (козлят)!
А"на-а"на-а"на – несут лебеди... (Ивана)!
Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!

Петрушка:

В магазин я заходил, шарики для вас купил.
В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?
Кто секрет отгадает, тот подарок получает!

(Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с запиской – «объявлением» внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает, кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.)

  • «Предлагаю новое корыто, избу в обмен на стиральную машину «Indesit». (Старуха.)
  • «Несу золотые яйца». (Курочка Ряба.)
  • «Потерян ключ из драгоценного металла». (Буратино.)
  • «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит.)
  • «Отмою всё!». (Мойдодыр.)
  • «Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами». (Гуси-лебеди.)

Ведущий:

Раз в Крещенский вечерок.
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)

Ведущий: Ныне Бог родился Людям во спасенье Радуются люди Великому рожденью.

Петрушка:

Коляда, коляда,
Накануне Рождества
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Песня-хоровод с детьми «Счастливого Рождества Вам».

Ирина Степанова
Сценарий праздника «Рождественские колядки»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Белинский

Рождественские колядки

Разработали и провели :

Муз. руководитель - И. И. Степанова

Воспитатель - Букшина И. Н

Учитель- логопед : Устинская Н. Н.

Цель : Приобщить детей к истокам русской традиционной культуре познакомить с обрядами, которые существуют на Руси.

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с понятием Рождественские Святки , с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением : гадания, народные гуляния, колядование , украшение елки. Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора. Вырабатывать умение самостоятельно исполнять песни и пляски.

Развивающие :

Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность. Формировать художественныйвкус.

Воспитательные :

Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим. Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство. Прививать любовь к народным праздникам и традициям .

Предварительная работа : беседа с детьми о традиционном праздновании Рождества и Святок ; разучивание обрядового репертуара с детьми (колядки , игры, поговорки) .

Материалы и оборудование : диск с аудиозаписями, плоскостной театр (вертеп, звёзды для сюрпризного момента, маски, костюмы (для ряженых, предметы быта для «избы» ,мультимидийный проэктор, материал для гадания.

Ведущая : Дети, наши новогодние встречи продолжаются. На пороге большой христианский праздник - Рождество . А вы знаете, что это за праздник ? (ответы детей) Усаживайтесь поудобнее за стол и слушайте.

Ведущая : Кругом Рождественская мгла

Во мгле звучат колокола

А с ними в лад слова звучат

Мир на земле и счастье всем.

Мы рады нашей встрече

Зажжем сегодня свечи

Пусть горят меж нами

Волшебными огнями.

Ведущая : Рождество - это религиозный праздник . Само слово Рождество говорит о том , что кто- то родился. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлиееме родился Иисус Христос - Сын Божий.

Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлиеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа . Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Дети поют песню «Рождество » .

Ведущая : Когда родился Сын Божий все пришли к нему с дарами. Пришли к младенцу три дерева- пальма, маслина и маленькая елочка. Послушайте о том, что из этого вышло.

Воспитатель

Три дерева - пальма, маслина и елка у входа в пещеру росли.

И первые дни в горделивом восторге младенцу поклон принесли.

Прекрасная пальма его осенила зеленой короной своей,

А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.

Лишь скромная елка печально стояла : она не имела даров,

И взоры людей не пленял красотою ее неизменный покров.

Увидел то ангел Господень и елке с любовью сказал :

«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена» .

Сказал он - и звездочки с неба скатились на елку одна за другой,

И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

А мы с той поры каждый год вспоминаем и набожно чтим Рождество

Ребенок ли, взрослый - все празднику рады , и в каждой семье торжество!

Ведущая : Повеселимся и мы у рождественской елочки .

Песня «Вот какая елочка»

Ведущая : Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово . Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой» . В этот праздник славили , хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных : козу, медведя, и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками - колядками . Послушайте песенку-колядку .

Коляда , коляда , подавай пирога, дай блин, дай кишку,

Свиную ножку, всем понемножку. Неси, не тряси - давай, не ломай!

Колядовщики за свои песенки просили угощения. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали.

Слышится веселая песенка колядовщиков .

Ведущая : Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

Входят ряженые и поют :

Пришла коляда ,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Здравствуйте, ребята!

Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

(рассыпают зерно)

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт

Да всем поклон шлёт!

Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие!

Частушки

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла .

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых

Я снегурочку леплю.

И весной её не брошу –

В морозильник поселю!

3. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

4. Мы носы свои не прячем

В шарфы и воротники.

Жарче печки согревают

Лыжи, санки и коньки!

5. Коляда , Коляда !

Никому не спится! Расступись, чесной народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками – побасками.

Бородой козёл трясет,

Так и рвется в хоровод!

Его рожки завиты,

Только валенки худы!

Вот помчался во весь дух

Расфуфыренный петух :

Душегрейка на меху –

Знай кричит : “Кукареку!”

Из берлоги снеговой

Вышел мишка, сам не свой.

Не поймет никак со сна -

То ль зима, то ли весна?

А лисица, ну и пава,

Выступает величаво

Как с платочком пляшет,

Нет лисички краше.

Топни, ножка – нога,

Топни правенькая.

Мы частушки вам пропели

А вы хлопайте дружнее.

«Было у матушки 12 дочерей» -хоровод.

А давайте погадаем,

Под горшочек мы заглянем.

Игра «ГАДАНИЕ НА ГОРШОЧКАХ»

(посередине зала на лавке стоят шесть горшочков. Из зала по очереди выходят желающие погадать)

Дети (водят хоровод и поют)

Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

(Из горшочка вынимают полотенце)

Хозяюшка Полотенце! Далеко расстилается… Ждет тебя дорога, путешествие.

(Хоровод продолжает кружиться. Выбирают второй горшок-с булкой)

Хозяюшка

Мышь в горнице бежит,

Каравай в дом тащит.

В твоем доме достаток будет, благополучие!

(В третьем горшке – кольцо)

Хозяюшка

Сейте муку, пеките пироги!

К тебе гости будут, ко мне – женихи!

(В четвертом горшке лента)

Хозяюшка

Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шелком переплетаючи,

Златом перевиваючи!

Лента – к богатству, прибыли.

(В пятом горшке пуговица)

Хозяюшка

Пуговица!

Ой, ходил жучок по завалинке,

Выбросил добро по мочалинке.

Жить тебе в большой семье

Счастливой жизнью.

Проводятся игры подвижные.

Игра- хоровод «Пошел козел» .

Вед. Пришла пора нам поиграть

Всех, всех, всех позабавлять.

Игра «Плетень»

Игра «Катится клубок»

Хоровод «У оленя дом большой» .

РЯЖЕНЫЕ :

Не пора ли вам, друзья, колядовщиков – то одарить !

Щедро всем распорядитесь!

Воспитатели с детьми одаривают колядовщиков приготовленным заранее угощением.

Колядовщики :

Коли вы так добры,

Дарим вам подарки мы!

(раздают угощение, приговаривают) .

Чтобы колос – с бревно,

А зерно с ведро!

Кому песни поём,

Тому будет добро,

Тому сбудется,

Не минуется.

(колядующие , пританцовывая, уходят с пением) .

Уродись, коляда ,

Накануне Рождества !

Коляда , коляда ,

Отворяй ворота!

Ведущий : Снегу маленько я растопила. Кто новогодним снегом окропится, тот от недугов исцелится.

(Из ведерочка брызгает на ребят и гостей)

Новогодний хоровод «Зимушка» .

А еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь… И желание загадаешь… То оно непременно исполнится.

(под потолком на тарелочках лежат звездочки из фольги. Тарелочки висят на леске. Хозяюшка берет в руки леску и дергает).

Ребята ловите!

(Дети ловят звездочки)

Только берегите звездочку, а то вы забудете – и ничего не сбудется.

Ведущий :

Ребята, посмотрите, какой чудесный пирог со свечами.

Давайте загадаем желание и задуем свечи, чтобы оно сбылось.

(Дети встают вокруг ведущего, загадывают, дуют) .

Ведущий :

Всех гостей Рождества привечая ,

Всех встречая и хлебом и солью,

Приглашаю участников к чаю,

Приглашаю гостей к застолью!

(Преподносит пирог со свечами и говорит, что дети должны задуть свечи, загадав желание, идут в группу пить чай)

Сценарий рождественских святки - колядки для детей старшего дошкольного возраста

Тема : Театрализованное представление «Святочные колядки».
Представленный мною материал будет полезен воспитателям. Рассчитан на детей 5-6 лет. Данное мероприятие формирует у дошкольников представление о истоках национальной русской культуры.
Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
- познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество;
- познакомить с обрядом колядования;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам;
- развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
Оборудование: Спортивные фишки, 2 метёлочки, 2 плоскостные лошадки, гимнастические палки 5-6 штук, клубочек. Колокольчики и др. музыкальные инструменты, зернышки в мешочке, горшочек для гадания.
Ход мероприятия:
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.
Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.
Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм, дети одеты в костюмы колядовщиков (Коза, Медведь, ряженые у которых в руке Рождественская звезда, Скоморохи).

Ведущая-хозяйка Варварушка: Здравствуйте, гости мои дорогие! Проходите! Давно вас жду поджидаю.
Дети! Велено для вас,
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой,
Нашей матушкой – Зимой!

Читает указ. (заранее напечатать!)
«Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям велено всегда,
Заходить на праздник!
И конечно все должны
Быть на празднике Зимы!
Ведущая-хозяйка Варварушка: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Это - Рождество и Новогодние святки, Крещение. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.Но сначала посмотрите театр.
Дети садятся на стульчики, Варварушка показывает теневой театр «Рождество Христово»
Ведущая - Варварушка:
Эй, спешите в круг сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, плясать,
Бегать, весело играть.
Ой, не будем мы скучать, Будем вместе танцевать!

Танец «Наша елка»

Ведущая - Варварушка:
К нам на Святки,
Пришли Колядки!
С Новым годом поздравляем!
Счастья всем мы вам желаем!
Гости мои дорогие,
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки!
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними наши прабабушки!
Ребенок:
Приходили на веселые Святки,
На песни всем миром да загадки!
Ребенок:
А что такое Святки?
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Ребенок:
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Ребенок:
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!

Песня - танец «Ах, вы сени мои сени»

В сопровождении шумового оркестра (бубен, трещотки, деревянные ложки, свистульки, колокольчики)
Варварушка: Мы сейчас с вами пойдем колядовать к дядьке Николаю! Подходят к домику.
Колядовщики хором:
Уродилась коляда накануне рождества!
Пришла коляда, отворяйте ворота
Коляда, молода
Коляде нужна еда
Дай Бог тому, кто в этом дому!
Коза:
Святой день, добрый день, доброму хозяину на здоровье!
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Медведь:
Где коза походит, там жито родит! (топают ногами)
Колядовщики хором: (коза и медведь)
Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляем!
Позвольте к Вам войти – год у коляды на пути.
Николай выходит (взрослый): - Кто тут орет? Спать не дает?

Дети: Это мы – колядовщики.
Николай: И охота вам в такой мороз с теплой печки вставать, петь да плясать?
(уходит в дом)
Дети (все вместе)
Эх, ты Коля –Николай!
Сиди дома не гуляй!
В тепленьком местечке, с бабушкой на печке!
Варварушка: Давайте еще раз постучим.(стучат) Николай. что ты там делаешь?
Николай: А я ножки у стола перевязываю(выходит).
Варварушка: Азачем ты это делаешь?
Николай: Это примета такая народная. В Рождество надо ленточкой ножки у стола перевязать, чтобы скот со двора не убежал, не пропал, не болел.
Варварушка: Я тоже примету народную знаю: если клубочек мотать плотно-плотно, тогда капуста в моем огороде уродится тугая и крепкая. Вы приметы детушки запоминайте и всегда так делайте.
Колядовщики хором:
Чем, хозяин, нас одаришь?
Что, хозяин, нам подаришь?
Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
Николай:
Не плясали и не пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте!
Варварушка:
Мы вам споём Пошла коляда,
Да по улицам гулять,
Всех с новым годом поздравлять!
Шуточные частушки.
Нечетные поют девочки, четные – мальчики.
1.Начинаю петь частушку
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную!
2.Раздайся, народ,
Сейчас пляска пойдёт!
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
3.Наши девки маленьки,
Чуть побольше валенка,
Ну а как заголосят,
Всех в округе удивят!
4.Оханьки да аханьки,
Какие парни махоньки,
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!
5. А я валенки надену.
Выпью простокваши,
Вся душа истосковалась
По любимой Маше
6. Моя милка маленька
Обувает валенки,
А когда обуется,
Как пузырь надуется!
7. Ой, пол провались,
Потолок обвались,
На доске остануся,
С частушкой не расстануся!
8. Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы –
Не возьмём ни рублика!


Коза:
Желаем счастливого Нового Года, во всех начинаниях
Медведь:
Хорошей погоды, пусть сбудется всё, что у Вас на примете
Коза:
Пускай почитают родителей дети
Варварушка:
Пусть горе обходит сторонкою хату
Пусть с песней живётся легко и богато!
Николай:
Ах, спасибо вам, ребятки,
Что пришли в наш дом на святки!
Пожелали мне добра, повеселили меня!
Варварушка: А сорить у вас Николаша можно?
Николай: Можно, можно, сори сколько хочешь!
Дети разбрасывают зерна
Николай: Вот спасибо гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатства! Ну, а теперь будем вечер продолжать, будем время коротать!
Варварушка: Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.
Вон сколько у нас детишек, и девчонок и мальчишек. Пусть будет две команды – «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы». Вот мы и посмотрим, кто смекалистей, да веселей будет.
К козе встают девочки, к медведю – мальчики

1.Игра – соревнование «ведьмина метелка»

Передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот выходит и танцует.
Ведущая –Варварушка: Молодцы «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы»
Дети садятся
Варварушка: В святые вечера люди колядовали и гадали. Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Выключается свет, достается горшок с крупой в нем разные вещи спрятаны.
Хозяйка садится на стульчик по середине зала и говорит:
«Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется,
Плохое пусть останется!»
Вызывает детей по очереди, они достают один предмет
Лента – к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов.
Морковь, капуста – к здоровью, весь год болеть не будете.
Пуговица – появится у вас в этом году братик или сестричка.
Карандаш – к успехам в учёбе.
Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости.
Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми.
Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.
Две сцепленные скрепки – появятся у вас в этом году новые друзья.
Бусы – получите в этом году много подарков.
Конфета – весь год сладости есть будете.
Нитки – будете в этом году много путешествовать.
Свечка – работящими будете.
Ножницы детские – парикмахер.
Сантиметр – портной.
Книжка – писатель, учёный.
Муз.инструмент – музыкант.
Краски – художник.
Градусник – врач.
Машина - водитель.
Монета – бухгалтер, кассир, банкир.


Варварушка: Я молодая тоже гадала. Брала перед сном гребешок. Расчесывала волосы, а потом гребешок клала под подушку и приговаривала: «Суженый, мой ряженый. Приди ко мне наряженый». Кто приснится. Тот и жених. А еще выходили на дорогу и спрашивали первого встречного, как его зовут. Значит такое имя и будет у жениха.
Николай:
Вижу, дружные ребята в этом зале собрались
Силу ловкость покажите
Меня старика удивите.
Ну-ка, молодцы, покажите ловкость да быстроту в езде на «коне».

2.Игра-соревнование «скачем на коне»

Варварушка:
А сейчас я предлагаю Вам игру,
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю я ребят,
Ну-ка станьте силачи в потешный ряд.

3.Игра-соревнование « перетяни канат»

Хозяйка:
Коляда пришла,
Всем веселье принесла
Заводите, дети, хоровод
Будем дальше встречать новый год.
Потанцуй со мной дружок.

Танец «ледяные ладошки»

Варварушка: А ещё, ребятки, поиграть хотите?
Поиграем в игру «В цапки».
Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец.
Все говорят:
Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
Варварушка: В Святки все радовались празднику, веселились шутили друг с другом. Вот и у нас есть скомороки. Сейчас они тоже нас поздравят.

Раиса Козинец

Под русскую народную музыку входят дети и садятся.

Выходят мальчики Скоморохи :

1. Поздравляем! Пришли святки

От Рождества и до Крещенья

Заводят люди все колядки ,

Дома наполнены весельем!

2. Ребячий звонкий смех звучит,

А сердце радостно стучит!

В душе особенный настрой

Отметить праздник наш святой !

3. Ну а что такое святки?

Вы не слышали ребятки?

Праздник это самый длинный

Он веселый и старинный.

4. От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье

Пели разные колядки

Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили

5. Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

СКОМОРОХИ- ЛОЖКАРИ ИСПОЛНЯЮТ «КОРОБЕЙНИКИ»

ОТВОРЯЙТЕ, ВОРОТА,

КОЛЯДА ПРИШЛА !

Выходят ряженые с ударными инструментами :

1. ряженый :

Коляда , коляда ,

Накануне Рождества

Коляда пришла ,

Рождество принесла .

2 ряженый :

Приходила Коляда

Накануне Рождества

Кто даст пирога -

Тому полон хлев скота.

Рожь с овсом, жеребца с хвостом.

3 ряженый :

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.

Чем богаты в доме, то и нам подайте.

Пирога да каши, а наверх - козульку,

А под низ - копейку, денежку-монетку.

4 ряженый :

Кто подарит пирога,

Тому - полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

У доброго мужика родись рожь хороша :

Колоском густа, соломкой пуста.

5 ряженый :

Кто не даст пирога, тому - куричья нога,

Пест да лопата, корова горбата!

У скупого мужика родись рожь плоха :

Колоском пуста, соломкой густа.

6 ряженый : Прикатила коляда ,

Коляда-то молода ,

Что за славный денек,

Становись в хоровод,

Будем кругом ходить,

Да ребят веселить!

ХОРОВОД : «Ой, Заинька»

СОЧЕЛЬНИК В ЛЕСУ

1 ребенок :

Ночь. Мороз. Сверкают звёзды

С высоты небес.

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна.

Звёзды гаснут. С неба льются

Бледные лучи,

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

2 ребенок :

Широко раскинув ветви

В шубе снеговой,

Посреди поляны ёлка

Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную

Лунный свет упал,

И огнями лёд кристаллов

В ветках заиграл.

3 ребенок :

Бриллиантовые нити

В хвое заплелись,

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

Ясной звёздочкой у ёлки

Светится глава.

Наступает день великий -

Праздник Рождества !

Дети исполняют песню : «Наступило Рождество » .

Ведущая предлагает детям поиграть.

1. Игра «Курочки и петушки»

Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки, разбросанные на 3-х столах в одноразовые стаканчики. Побеждают те, кто больше собрал. Играют 2 раза.

2. Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов музыка останавливается, «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками» . Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами» .

3 Игра «Мы повесим шарики»

ВЫХОДЯТ ДЕВОЧКИ - ЦЫГАНКИ :

1. Раз в Крещенский вечерок.

Девушки гадали.

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Ребята, а вы хотите погадать?

2. Мешочек с вершочек

Скажи нам дружочек

Что сбудется, станется

Плохое пусть останется.

Девочки проходят по залу, дети поочередно достают из мешка

Картинки с изображением разных предметов

Если, из мешка вынимают полотенце :

1. Полотенце далеко расстилается… ждет вас дорога, путешествие…

2. Если из мешка вынимается булка – Мышь в горнице бежит, каравай в печке пыхтит. В твоем доме достаток будет!

3. Если из мешка вынимается колечко – Сейте муку, пеките пироги. Скоро гости придут. Большой праздник будет тут !

4. Если из мешка вынимает пуговицу – будет тебе в этом году новый кафтан и красивый сарафан!

5. Если из мешка достают муз. инструмент – включать музыку поспеши, веселись, пой и пляши!

Все дети достают предметы гадания.

1 ряженый : Счастливого Рождества ! И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!

2 ряженый : Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством во всём!

3 ряженый : Пусть веселится весь народ,

Пусть каждый улыбается!

Пусть танцуют и поют

Все на целом свете!

В мире, радости живут взрослые и дети!

Дети выходят из зала.

Публикации по теме:

Сценарий детского фольклорного праздника для детей средней группы «Рождественские колядки» Развлечение для детей средней группы «Рождественские.

Сценарий фольклорного развлечения для дошкольников «Рождественские колядки» «Рождественские колядки». Сценарий фольклорного развлечения для дошкольников. Автор работы: Леонтьева Анна Витальевна, воспитатель 1-й.

Цель: сохранять русские народные традиции и обычаи; воспитывать любовь и интерес к народным праздникам. Задачи: приобщать детей к истокам.

Сценарий праздника во второй младшей группе «Рождественские колядки» Составители: Ковалева О. А., Важенина О. А. Цель: Знакомить дошкольников с русскими народными традициями (колядование, гадание, народные игры.).

Предлагаю Вашему вниманию сценарий праздника "Рождественские колядки" Это мероприятие традиционно проводится в нашем детском саду, и заряжает.

Любовь Мантула

Ведущая: Всех поздравляю, приветствую всех,

да здравствуют шутки, веселье, да смех.

Зима нас торопит, спешите,

калядуйте, пойте, пляшите.

(под музыку выходят дети с шумовыми инструментами, играют и приплясывают)

Ведущая: Здравствуёте гости дорогие! Рада вас видеть такими нарядными да весёлыми! Как быстро летит время! Совсем недавно мы осень чествовали, а теперь наступил черёд красавицы зимы!

Приходи, зима! Приходи, красна!

С морозами трескучими, со снегами сыпучими,

с ветрами завьюжными, с метелями дружными,

с Рождеством, с Колядой, с Масленицей молодой!

Наступил самый весёлый и светлый зимний народный праздник - Святки. Длится он две недели. Святки делятся на три праздничных этапа. Первый 7 января - праздник Рождества Христова - святые вечера. Второй - щедрый вечер, старый новый год. Третий - крещение, страшные вечера.

1 ребёнок:

Добрый день, люди добрые,

мы пришли к вам не с помехою,

а с весельем да потехою.

С Новым годом поздравить,

да клядою прославить.

2 ребёнок :

Пришла Коляда накануне Рождества!

Коляда, коляда, отворяй-ка ворота!

3 ребёнок:

Праздник этот самый длинный,

он весёлый и старинный.

Наши прабабушки и прадедушки

веселились две недели,

от Рождества и до Крещения,

приготовив угощение.

4 ребёнок:

Пели разные колядки,

по дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

праздник ждали и любили.

5 ребёнок:

Мы ходили, мы искали

Коляду, коляду,

по всем дворам да ярмаркам.

А нашли Коляду в детском саду!

6 ребёнок:

Как на улице мороз

подмораживает нос,

не велит долго стоять,

велит песни петь, плясать.

(Хороводный танец "Мы сейчас пойдём налево. ")

Ведущая :

Праздник нынче, балаган,

радость без оглядки.

Собралась здесь детвора,

будем петь колядки.

Коляда, коляда, выходи со двора!

Коляда: Выхожу, выхожу, да по улице хожу.

(под музыку "Коробейники" выходит Коляда, приплясывает)

Ведущая : Проходи, Коляда, мы тебя величаем!

(дети поют песню "Овсень-потетень" на мотив "Тень-тень-потетень", идут хороводом)

1. Овсень-потетень,

новый наступает день.

когда святки на дворе-

всё кругом, как в серебре.

Припев: Ой, зимушка-зима,

чтоб подарков нам дала.

пирогов да пряников,

колбасы да драников.

2. Овсень-потетень,

как в разгаре колядень.

Веселись честной народ,

вечер святочный идёт!

Ведущая :

Как пошла Коляда

вдоль по улице гулять,

вдоль по улице гулять

с Новым годом поздравлять!

Коляда, коляда,

где ты раньше была?

Коляда :

Я во поле ночевала,

а теперь и к вам пришла.

Ведущая :

Послушай, сударыня коляда, мой рассказ

про весёлых колядовщиков, про нас.

Говорили, что "коляда" ходила по русским деревням и труженикам-земледельцам. Хотелось верить, что она обещает впереди снежную зиму, тёплую весну, обильный урожай. Коляда символизирует богатство. Вот и мы попросим у нашей коляды благополучия и достатка.

1 ребёнок: Коляда-маляда,

не жаднись никогда,

хлеба дай ломтину

и денег половину.

Или курочку с хохлом,

петушка с гребешком.


Коляда: Я коляда-маляда

уродила пирога,

уродила пшеничку

на каждкю птичку.

Отворяйте сундучки,

раздаю я пятачки,

по копеечке всем дам

колядовщикам друзьям.

Руку подавайте,

копеечку получайте.

Ведущая : Вот спасибо, Коляда, ты добра всегда была.

Чтобы поближе познакомиться с обрядом колядок, попросимся к нашим знакомым - хозяину и хозяйке.

(выходит Хозяин и Хозяйка)

1 ребёнок:

Хозяин, хозяйка,

будьте к нам сердечны.

Чем богаты в доме,

то и нам подайте:

пирога да каши,

а наверх козульку,

а на низ копеечку,

денежку монетку.

2 ребёнок :

Тётенька добренька,

пирожка-то сдобненька.

Не режь, не ломай,

поскорее подавай,

двоим, троим,

давно стоим,

да не выстоим!

3 ребёнок:

Печка-то топится,

пирожка-то хочется!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

вынимайте пятачки!

по копеечке давайте

колядовщикам!

4 ребёнок:

Колядин, колядин,

я у мамки один,

по колено кожушок,

подай, дядя, пирожок!

Открывай сундучок,

подавай пятачок!

Что есть в печи - в мешок мечи!

5 ребёнок:

Подай тебе Бог

полный двор животов!

И в конюшню коней,

в хлевушку телят,

в избушку ребят

и в подпечку котят!


Коляда: Добрый день, хозяева! Сильный нынче мороз на дворе!

Хозяин: Зима не лето, в шубу одета.

Хозяйка: Зима-ломонос, береги свой нос.

А ну-ка, ребятки, получайте колядки! (угощают детей)

Коляда : Колядовщики, а вы мороза не боитесь?

Ребёнок:

Нам морозы не беда,

не страшны нам холода.

Ходим в шубах и ушанках

и катаемся на санках.

Коляда:

Песня была ваша хороша,

весела, игрива,

а вы сможете сплясать

для меня красиво?

(испоняется танец "Ох, зима хороша")


Коляда:

А теперь зимние загадки

послушайте ребятки.

У кого в руках отгадка,

поскоре поднимайте.

(раздаёт картинки с отгадками)

1. Он рисует на стекле

пальмы, звёзды, ялики.

Говорят ему сто лет,

а шалит, как маленький. (мороз)

2. На деревья, на кусты,

с неба падают цветы.

Белые, пушистые,

только не душистые. (снежинки)

3. Меня не растили-из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза-угольки, руки-сучки.

Холодная, большая, кто я такая? (снежная баба)

4. Они летят быстрее ветра,

и я лечу с них на три метра.

Вот мой полёт закончен. Хлоп!

Посадка мягкая в сугроб. (санки)

5. Запорошила дорожки,

разукрасила окошки.

Радость детям подарила

и на санках прокатила. (зима)

Ведущая : А ребята у нас танец про зиму знают.

(исполняется танец "Потолок ледяной")

Коляда : А я к вам не одна пришла, а со своими помощниками-колядовщиками.

(исполняется хоровод ряженых на мотив "Как у наших у ворот")

(движения в соответствии с текстом)

1. Расступись, честной народ!

Мы выходим в хоровод,

с песнями да плясками,

с шутками-побасками.

2. Бородой козёл трясёт,

так и рвётся в хоровод!

Его рожки завиты,

только валенки худы!

3. Вот помчался во весь дух

расфуфыреный петух:

душегрейка на меху-

знай кричит: "Кукареку!"

4. Из берлоги снеговой

вышел мишка сам не свой.

Не поймёт никак со сна-

то ль зима, то ли весна?

5. А лисица будто пава,

выступает величаво.

Как с платочком пляшет,

нет лисички краше.

(сразу после окончания хоровода)

Лиса: А хотите погадать, да судьбу свою узнать? Но сначала поиграйте со мной.

(игра "Лисонька-лиса")

(по окончании игры лиса обходит круг с мешочком, где лежат гадальные карточки с изображеним профессий)

Выходит козёл.

Ах, каие девицы собрались сегодня красивые, как принцессы. Пойду-ка я выберу себе принцессу.

(проводится игра "Шёл козёл дорогою", по окончании игры "гадает" на обручах.

Деи катают обручи, куда обруч покатится, оттуда принцессе ждать жениха.)

Выходит петух.

А теперь игра такая,

на внимание, друзья:

как скажу я хлоп-хлоп,

вы ногами топ-топ.

А скажу я топ-топ,

вы руками хлоп-хлоп!

(по окончании игры "петух гадает":с завязанными глазами выбирает предметы, лежащие по кругу. Например: картошка - крепкое здоровье, матрёшка - большая семья, лента - дальняя дорога.


(в это время мишка садится где-нибудь, закрывается платком)

Коляда:

Кто уснул под дубком,

и накрылся кожушком?

Тише, тише, не шуметь,

может, это спит медведь?

Этот гость в один присест,

коль проснётся, всех поест.

(дети подходят к мишке, он просыпается, рычит и догоняет всех)

(достаёт палочки для игры)

Медведь :

На концах верёвок палки,

называются моталки.

посреди верёвок рыбка.

Ты мотай верёвку шибко,

тот, кто первым намотает,

тот и рыбку получает.

Рыбку не простую, рыбку золотую.

Эта рыбка в новый год

много счастья принесёт.

(проводится игра "Мотальщики", в конце игры медведь вытаскивает валенок)

Медведь:

Это рыба?

Вот так диво!

Нам зимой необходима.

От мороза нас спасает,

в лютый холод согревает.

Приплыла сюда не зря,

погадаем с ней, друзья?


(девочки бросают валенок по очереди "за околицу", мальчики ловят)

Коляда : Всё-то вы знаете: и загадки, и поёте, и пляшете и играете. Пора вас угостить весёлыми козульками. а где же они? Это проказы Бабы Яги.

Позовём Бабу Ягу, пусть она вернёт нам угощенье.

Дети: Бабка Ёжка, костяная ножка,

выходи, выходи, угощенье нам верни.

(под музыку влетает баба Яга)

Баба яга : Угощенье захотели,

а вы меня на праздник пригласили?

Конфетами угостили?

Вот вы меня повеселите

и немного подразните.

(игра "Бабка-Ёжка")

Баба яга :

Порадовали старушку!

Я дразнилки люблю

всем спасибо говорю

и гостинец отдаю.

(отдаёт корзину с угощением)

Коляда :

Гости дорогие, катомки открывайте,

гостинцы получайте.

(коляда, баба Яга, хозяева раздают выпечку всем присутствующим)


Коляда :

А теперь пришла пора нам прощаться, детвора.

Желам во всех вам делах

особого благословенья,

чтоб вы позабыли про страх,

открылись успеху, везенью.

Пусть близкие вас одарят

своею любовью и лаской,

мечты пусть сбываться спешат

и станут рождественской сказкой!


Разработала сценарий музыкальный руководитель Мантула Л. А