Научить ребенка определять время по часам игра. Что даст нам такое простое знакомство? Для чего ребенку понимать время

Без понимания сути времени не может жить ни один современный человек. Поэтому родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка верно определять время по часам. Практика показывает, что если делать это правильно, то процесс тренировок будет достаточно простым и даже доставит удовольствие заинтересованному малышу. Познакомимся с рекомендациями специалистов.

Трудности процесса

Обучение ребенка пониманию «тонкостей» циферблата сопряжено с рядом сложностей.

  • Некоторые дети, даже хорошо знающие цифры, не желают узнавать новое, полагая, что время всегда можно посмотреть на мобильном телефоне или электронных часах.
  • На стандартном циферблате используется две нумерации – от 1 до 12 (часы) и от 1 до 60 (минуты), их различать для некоторых малышей достаточно сложно.
  • Наконец, чтобы понимать время, ребенок должен уметь считать до 60. Также желательно разбираться в правилах умножения на 5. Поскольку специалисты советуют изучать время с возраста 5 лет, многие родители сначала вынуждены пройти с малышом счет.

Несмотря на эти препятствия, время определять необходимо, поэтому мамам и папам следует запастись терпением и помочь ребенку разобраться в непростом вопросе.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Понятие времени

Прежде чем обучать малыша распознавать часы и минуты по циферблату, необходимо дать ему представление о том, что такое время. Понятие это абстрактное, увидеть или потрогать его невозможно, поэтому работа предстоит непростая.

Скучные пояснения взрослого могут навсегда уничтожить у малыша желание заниматься, поэтому «уроки» следует проводить в игровой форме, стараясь каждый раз придумывать что-то новое.

На ранних этапах можно предложить малышу сыграть в такие игры.

  • «День и ночь». Формируется умение различать дневное и ночное время суток. Как правило, трудностей занятие не вызывает.
  • «Когда это бывает». Ребенку дается конкретная ситуация (например, дети идут в садик). Ему необходимо определить, днем или ночью она происходит.
  • «Части суток». Задание направлено на формирование понятий «утро», «день», «вечер», «ночь» и их различение. Сначала родитель, задавая наводящие вопросы, помогает ребенку ответить, что происходит утром (дети встают, идут умываться, идут в садки и так далее). Потом закрепляет полученные знания, предлагая малышу уже самостоятельно перечислить признаки утра – не только действия самого ребенка, но изменения в окружающем мире (становится светло, появляется солнце).

После таких занятий ребенок должен разбираться в следующих понятиях:

  • сутки;
  • части суток – утро, день, вечер, ночь.

Когда малыш понял, что такое сутки и то, что каждые сутки делятся на 4 части, можно приступать к следующему этапу обучения.

Первое занятие

Научить ребенка определять время на часах непросто, поэтому первым шагом станет его знакомство с циферблатом. Родителям необходимо визуализировать представление о времени, нарисовав круг и разделив его на 4 части, означающие части суток. Снабдив такой рисунок стрелками, следует дать ребенку возможность самому управлять их перемещением. Работа строится так: взрослый описывает ту или иную часть суток, малыш должен догадаться, о чем ведется речь, и при помощи стрелок выставить верный временной интервал.

Следует помнить, что дети понятия временной группы различают по особенностям своей деятельности, поэтому надо стремиться к тому, чтобы они запомнили, что утром малыши встают, днем – обедают, вечером – приходят домой, ночью – спят.

Чтобы ребенок быстрее запоминал новые для него слова, можно предложить ему прослушать аудифрагменты или почитать стихи, в которых упоминаются названия частей суток:

  • «Солнечный денек» (Я. Аким);
  • «Вот уж вечер» (С. Есенин).

Когда ребенок научится безошибочно выбирать на циферблате-тренажере необходимый промежуток времени, относящийся к утру, вечеру или иной части суток, можно переходить к следующему этапу работы.

Правила счета

Чтобы научиться пользоваться часами, малыш должен знать числа до 60, а также считать пятерками и десятками. Как же проводить работу в данном направлении?

  • Разучить с ребенком счет до 60 – работа должна вестись постоянно, но в том ритме, который удобен малышу: не стоит требовать от него запомнить все числа сразу, ведь у каждого свои способности, что и надо учитывать.

Постепенно ребенок запомнит числа, поможет этому и такой прием: попросите его записать ряд от 1 до 60, проговаривая каждое число. Залог успеха – регулярное повторение, поэтому необходимо добиваться того, чтобы малыш самостоятельно ежедневно освежал в памяти числа, пока полностью их не запомнит.

  • Следующая часть обучения – запоминание чисел, кратных пяти. Это поможет сделать работу по обучению времени более простой. Сначала надо пояснить ребенку, что числа, которые сейчас мы будем изучать, заканчиваются либо на 5, либо на 0. Пусть он найдет эти цифры в произвольном порядке среди всей совокупности чисел от 1 до 60.
  • Когда с этим заданием ребенок научился справляться легко и быстро, надо усложнить ему задачу – найти числа, кратные 5, по порядку: 5-10-15 и так далее. Каждую «находку» обязательно проговаривать вслух.

Взрослому следует внимательно слушать, все ли верно находит ребенок. Если он называет все числа, обязательно его похвалите, если какое-то пропустил – предложите попробовать еще раз, но быть более внимательным.

  • Выписать все числа, которые делятся на 5, в единый ряд и повесить лист на видное место. Постоянно их повторяя, ребенок быстро научится считать пятерками.

Знакомство с циферблатом

Следующая часть обучения ребенка определению времени – представление ему циферблата. С кругом, разделенным на 4 сегмента, он уже знаком, но теперь знания предстоит расширить. Психологи рекомендуют приобрести специальные детские часы с забавными рисунками и крупными цифрами, чтобы малышу было интересно работать с ними.

Следует рассказать ребенку, что часы – это своеобразный пирог (или апельсин), который делится на кусочки (или дольки), все вместе они называются циферблатом. На «пироге» расположены цифры от 1 до 12, имеются также две стрелки:

  • маленькая толстая обозначает часы;
  • длинная показывает минуты.

Почему часовая стрелка толще? Потому что час – более длительный промежуток времени, чем минута.

Если ребенок сразу столкнулся с трудностями и не понимает значения минутной и часовой стрелок, можно приобрести специальный обучающий набор с картонными часами, при помощи которого малыш быстро освоит необходимые понятия.

Рассмотрев часы, узнав о назначении каждой стрелки, необходимо понаблюдать за их движением, при этом о секундной стрелке можно упомянуть (чтобы у малыша не возникло ощущение того, что от него что-то скрывают), но подробно не рассматривать, чтобы ребенка не путать. Можно сказать так: «Эта стрелка, которая движется быстрее всех остальных, показывает секунды, самые короткие единицы времени. Посчитай «один-два-три». Это и есть секунды».

Закрепить знание поможет самостоятельное рисование циферблата с помощью родителей. Важно использовать цветные карандаши или фломастеры, каждый «кусочек пирога» окрашивать в свой цвет, чтобы визуализировать 5-минутные отрезки. Взрослым важно проконтролировать, чтобы ребенок верно разместил в круге числа от 1 до 12.

Изучение часов

Теперь необходимо научить ребенка понимать время. Родители должны рассказать ему следующее.

  • В сутках 24 часа. То есть утро, день, вечер и ночь в совокупности равны 24 часам.
  • На циферблате часов всего 12 цифр, поэтому маленькая стрелка на сутки проходит полный круг два раза.
  • Следует рассказать, что разделение циферблата можно сравнить с дольками апельсина: несколько долек (каждая из которых приравнивается к отрезку в 5 минут) в своей совокупности образует целое – циферблат.

Теперь необходимо показать ребенку, что когда часовая стрелка показывает на какую-либо цифру, она указывает на час. Например, если она стоит на цифре 4, значит, сейчас 4 часа. При помощи специальных часов-тренажеров надо потренироваться выставлять часовую стрелку на ту или иную цифру и называть время.

Затем задача усложняется, необходимо пояснить, что расположение минутной стрелки на цифре «12» означает точное время. Также при помощи картонного циферблата попробовать выставить час, шесть часов и иные варианты.

Знакомство с минутами

Когда малыш научился определять точное время, следует усложнить для него задание. Сначала родители поясняют следующие моменты:

  • в часе 60 минут;
  • на циферблате имеются небольшие деления, не подписанные, каждое из них означает минуты.

Можно порассуждать с ребенком, почему не подписаны минуты, подвести его к правильному ответу – с целью экономии места на циферблате.

Теперь, взяв картонные часы, показываем ребенку перемещение минутной стрелки с 12 на 1, сообщив, что прошло 5 минут. Сколько сейчас времени? Он должен ответить: 4 часа 5 минут.

Попросите ребенка показать 4 часа 10 минут. Пройдя весь круг и проговаривая каждое временное значение, следует усложнить задание: попросить дошкольника выставить на часах, например, 6 часов 15 минут, потом – 8 часов 50 минут.

Если что-то не получается, кричать на ребенка и нервничать не стоит, важно понять причину затруднения. Малыш может путать часовую и минутную стрелки – тогда тренажер необходимо заменить на более наглядный. Возможно, он просто подзабыл счет пятерками и десятками – тогда его следует вспомнить.

Тренировка

Чтобы закрепить знания, следует сыграть с ребенком в игру «Часы». Для нее потребуются те часы, которыми семья располагает: детские, старые настенные с большими стрелками, картонные. Задать игровую атмосферу поможет выдуманная история – например, нам надо помочь сказочному герою добраться до дома, верно разгадав загадки про время от злой колдуньи.

Имеется два типа заданий.

  1. Родитель говорит время, ребенок выставляет его на часах. Для этого задания лучше всего подойдет красочный картонный вариант со стрелками.
  2. Время на циферблате выставляет взрослый, задача малыша – назвать его точно. Следует действовать по принципу «от простого к сложному».

Заниматься лучше каждый день, но недолго, чтобы ребенок не успел устать и потерять интерес к обучению.

Сопоставление времени и части суток

Чтобы малыш еще лучше воспринял абстрактную категорию времени, следует научить его сопоставлять конкретный час и промежуток дня.

  • Взрослый выставляет на циферблате время. Ребенок должен его узнать, сказать, который час, рассказать, что он обычно делает в это время, и сделать вывод – какая это часть суток.
  • Взрослый использует два циферблата, на одном из них утреннее время, на другом – вечернее. Затем задает вопрос – в какое время ты обычно ложишься спать? Задача ребенка понять по часам, какое время они показывают, решить для себя, что это – утро или вечер – и ответить на вопрос.

В случае затруднения следует помочь дошкольнику несколькими уточняющими вопросами.

Обучение минутам

Самое сложное – рассказать детям, как ориентироваться во времени, если минутная стрелка находится не ровно на 5 или 10, а между ними. Родители должны рассказать малышу, что между этими цифрами находятся 4 деления, каждое из которых соответствует минуте, лучше всего наглядно продемонстрировать это при помощи больших часов.

Также необходимо рассказать малышу, что нередко даже взрослые по часам не могут определить время с точностью до минуты, округляя его. Например: если стрелка, показывающая минуты, только чуть-чуть сдвинулась от 5 к 10, значит, прошла всего одна минута. И на вопрос «Который час?» можно ответить «Шесть минут первого». Закрепить полученные знания помогут упражнения с часами, описанные выше.

Каждый родитель должен понимать, что ребенку нужно разобраться во временной терминологии до того, как он пойдет в школу, поэтому работа должна проводиться регулярно. Но не стоит насильно принуждать малыша к тренировкам, лучше всего использовать игровую форму и превращать каждый «урок» в своеобразное приключение.

Сейчас родители стремятся обучить своих детей навыкам определения времени пораньше, начиная с 5-6 лет. Однако зачастую процесс обучения в этом возрасте даётся маленьким ученикам непросто, и максимум чего удаётся добиться – это понимания и определения ребёнком категории часа. Как научить ребёнка определять время эффективно, что необходимо сделать для того, чтобы этот навык был освоен им легко?

Приступая к обучению, необходимо учитывать некоторые советы, о которых сегодня поговорим в нашей статье.

В возрасте 5-6 лет далеко не все дети уверенно оперируют математическим счётом до 60, и что ещё немаловажно – категорией кратности, понимание которой (числа, кратные 5, пять минут) необходимо для успешного освоения расчётов с минутными промежутками.

А вот обучение ребёнка, начатое в 7-8 лет, по наблюдениям родителей и педагогов, протекает гораздо проще и укладывается в 5-7 занятий. В этом возрасте обучаемый быстро и легко схватывает основные моменты и уже через пару недель начинает свободно определять время. Поэтому лучше немного подождать и приступить к занятиям тогда, когда вы заметили, что у ребёнка появилась потребность в определении времени.

Подготовительный этап. Общие понятия

Как научить ребёнка понимать время? Для того чтобы он быстро и без проблем обучился определять время, необходимо сформировать у него чёткое представление о времени суток, и по возможности привязать это представление к цифровому представлению на циферблате часов.

Обсудите с ребёнком четыре времени суток – «ночь», «утро», «день», «вечер». Расскажите, как соотносится режим его дня с этими понятиями, в какое время суток он просыпается, кушает, идёт на прогулку, и т.д.

Покажите часы. Желательно, чтобы циферблат был крупным, белым без отвлекающих рисунков и трудных для запоминания римских цифр.

Расскажите о свойствах двух стрелок, длинная указывает на минуты, короткая – на часы. Объясните, что это свойство постоянно для всех часов.

В дальнейшем для занятий по обучению времени вам понадобится сделать несколько макетов циферблатов самостоятельно, для того, чтобы в случае необходимости, можно было что-то написать или наклеить рядом с цифрами.

Макет часов. Можно сделать из белой одноразовой тарелки, стрелки – из кусочков картона, закрепив их посередине небольшим шурупом. Цифры подпишите маркером, оставляя небольшое место для пометок рядом с цифрой, если это понадобится. Позаботьтесь о разметке (пять делений) между цифрами, это важно. Разметка должна быть чёткой и крупной, ребёнок будет её пересчитывать.

Основные этапы обучения ребёнка

Учимся определять ровное количество часов

На этом этапе необходимо добиться у обучаемого чёткого понимания категории часа. Для этого установите на учебном циферблате какое-нибудь время, допустим, три часа. При этом проследите, чтобы минутная стрелка находилась на двенадцати. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что позиция минутной стрелки – на цифре «12» означает «ровно» столько-то часов. Передвигая часовую стрелку, потренируйтесь в определении ровного количества часов. Если вы смогли доступно объяснить ребёнку понятие «часы», то можно смело переходить к следующему этапу.

Учимся определять минутные промежутки часа – 5, 10, 15, 20, 25 минут

Именно на этом этапе будет актуально понимание ребёнком категории кратности. Установите на циферблате время – ровное количество часов, допустим, два часа. Затем предложите пересчитать количество мелких чёрточек от цифры «12» до цифры «1», обратите его внимание на то, что их – 5. После этого нарисуйте на небольшом кусочке бумаги цифру пять и положите её рядом с цифрой 1, но так, чтобы она не сливалась с единицей! Объясните, что это означит – пять минут третьего. Повторите процедуру несколько раз (отсчёт пяти минут, результат – название времени).

Постарайтесь, чтобы обучаемый легко уловил суть, что два промежутка по 5 – это 10 минут, 3 по 5 – это 15 и так далее.

Следите за тем, чтобы ребёнок не угадывал время, а мыслили логически. Тогда у него сформируется чёткая картина определения минутных промежутков.

Учимся объяснять половину часа

Это достаточно просто объяснить, закрыв половинку циферблата (вертикально) листом бумаги или вырезанным полукругом. Акцентируйте внимание на том, что понятие половины часа равно «30 минутам», потренируйтесь по-разному определять половину часа – «половина девятого» или «тридцать минут третьего». Закрепите эти навыки.

На этом этапе также важно, чтобы у вашего ученика сформировалось понятие первой половины часа – до 30 минут (начало часа), и второй половины – после 30 минут (окончание часа), так как научить ребёнка определять время без этих азов невозможно. Это поможет ребёнку определиться с расстановкой минутных промежутков: сейчас «пять минут первого» или «без пяти минут час».

Существуют альтернативные методы объяснить ребёнку время. Это представление временных промежутков в цифровом эквиваленте, когда люди говорят, называя цифры, «сейчас 15-20», «18-40» и так далее. Однако немногим детям в возрасте 7-8 лет даётся уверенный расчёт пятёрками вплоть до 55 минут, поэтому, выбирая способ, как научить ребёнка понимать время, руководствуйтесь пониманием его индивидуальных особенностей. Если ребёнок без проблем и с удовольствием занимается математикой и любит задачи на счёт, то второй способ, возможно, подойдёт ему больше.

Важные моменты

Старайтесь, чтобы обучаемый воспринимал не только цифровые величины временных промежутков, но и их альтернативные названия словами.

Половина: половина десятого = девять тридцать = тридцать минут десятого.

Четверть: без четверти пять = без пятнадцати пять.

Девять двадцать (9-20) = двадцать минут десятого.

Помните, что умение ориентироваться во времени – достаточно сложный навык, не требуйте от ребёнка быстрого усвоения материала. Активно закрепляйте и повторяйте полученные знания, и уже совсем скоро вы сможете услышать ответ на ваш вопрос, о том, «который сейчас час».

Развивающий мультик, как научить ребёнка определять время:

Для многих детей определенную сложность представляет часовой циферблат. Как научить ребенка времени по часам? Возможно, некоторые наши рекомендации помогут вам с малышом освоить скорее это сложное занятие.

Ориентироваться во времени необходимо. Но процесс обучения не так прост, как может показаться на первый взгляд. Часы имеют две системы нумерации (1-12 и 1-60), это трудно поддается осмыслению в юном возрасте.

С чего начать?

Начинать знакомить с часами малыша стоит с пяти лет, он уже начинает представлять, что такое последовательность, когда на смену вчера приходит сегодня, а за ним идет завтра, что утро сменяет ночь и т. д.

Стоит приобрести часы без стекла, или сделать их самим вместе с малышом. Часы должны иметь большой циферблат и стрелки, которые могут вращаться и сниматься.

Главный момент, который нужно учесть, чтобы начать учебу: малыш должен уметь считать до 60.

Понимание придет легче, если ребенок знает и понимает принцип умножения на пять. Минутная стрелка, которая указывает 5, 10, 15, 20 минут, поможет легче ориентироваться во времени и покажет, сколько минут прошло после определенного часа.

Приступаем к обучению. Часовая стрелка

Поясните ребенку, что на циферблате находятся часовая стрелка и минутная. После того, как ребенок уяснит это, снимите минутную стрелку и поясните, как действует часовая, показывая один три часа, шесть и т. д.

Можно возле каждой цифры нарисовать действие, которое малыш обычно совершает в это время. Например, цифра 8 стоит рядом с умыванием, 12 - с обедом, и т. п.

Это обучение может занять у вас несколько месяцев. Не стоит торопить события! Пусть малыш поймет принцип времени. Затем можно приступать к обучению понятия минутной стрелки.

Поясните малышу, что часовая стрелка движется быстрее по часовому кругу, она длиннее часовой. Весь круг минутная стрелка проходит за 60 минут, а потом часовая переходит на другую цифру, следующую.

Чтобы определять минуты, напишите маленькие цифры от 1 до 60 вокруг циферблата. Расскажите, что деления между цифрами - это 5 минут, а стрелка полный круг проходит за 60.

Когда малыш освоит, что такое минуты, поясните ребенку, как считаются 30, 15 минут, час, а затем попросите его рассказать это вам. Попросите его отсчитать 6 минут, 17 минут, используя деления часовой шкалы.

Алгоритм обучения может быть таким:

  • · Знакомим ребенка с устройством циферблата,
  • · Знакомим с понятием точного часа,
  • · Знакомим с понятием получаса,
  • · Знакомим с понятием пяти минут.
Попробуйте далее обучаться на настоящих часах. Малыш, конечно, не сразу сможет освоить все сложности отсчета времени, но то, что он уже сможет более точно определять время - это без сомнения.

Старайтесь ему в течение дня задавать вопросы относительно времени, вспоминая об этом довольно часто: «Который сейчас час? Сколько минут прошло после того или иного события?» Ведь без тренировки этот навык так просто не сможет выработаться.

Возьмите бумажную тарелку, и пусть ребенок нанесет на нее минутные насечки и напишет главные показатели времени - 12, 3, 6, 9. От центра круга до этих чисел можно провести линии и раскрасить полученные сегменты в разные цвета. Затем, используя карандаши вместо стрелок, показывать заданное вами время.

Почаще спрашивайте ребенка: «В какое время мы идет на прогулку?» , «Сколько осталось времени до сна?» и т. д.

Не стоит форсировать события, считая, что ребенку уже пора усвоить навык времени. Делайте это постепенно, между прочим, или же тогда, когда он сам заговорит об этом понятии.

У вашего маленького «почемучки» миллион вопросов каждый день, и рано или поздно он начнёт интересоваться, «куда девается день» и «откуда наступает ночь». Он понимает, что такое время. Это знак того, что в скором времени можно начинать учить малыша ориентироваться по циферблату часов. Давайте разберём, как научить ребёнка определять время по часам со стрелками. Чтобы карапузу было доступно для понимания, а у мамы и папы не возникала нужда пить валерьянку.

Принцип начала обучения ориентироваться во времени по часам - умение ребёнка считать до 100. Или хотя бы до 60.

Таким образом, ответить однозначно на вопрос, когда учить карапуза обращаться с часами, нельзя. Некоторые дети хорошо считают уже в 4–5 лет, а некоторые и в 6 могут путаться в порядке цифр. Но родителям не стоит тревожиться по этому поводу - такие разные возрастные показатели считаются вариантом нормы, так что смиритесь и проявите терпение, ведь без знания правил счёта понять механизм отсчёта времени нельзя. Кроме того, для понимания часов малыш должен:

  • уметь визуально различать цифры от 1 до 12;
  • понимать принцип счёта через 5-5, 10, 15, 20 и т. д.;
  • писать цифры от 1 до 12.

Для вашего чада всё это пройденный этап? Замечательно, можно начинать освоение понятия времени.

Давайте разберёмся, что есть время, с точки зрения понимания этого понятия ребёнком. Это некая цифра, которую мама и папа, а также другие взрослые, взглянув на часы, называют.

Основная задача на этапе знакомства с нематериальным понятием времени - дать малышу почувствовать интервалы и протяжённость промежутков на конкретных жизненных примерах.

  • Объясняем понятие «секунда». Делайте хлопок в ладоши так, чтобы одно движение было равно 1 секунде. Делать это нужно в такт часам с секундной стрелкой. И обязательно делайте акцент на том, что сейчас вы совершаете движения ладошками в такт со временем.
  • Обращаем время на длительность. Проговаривайте, что одна серия мультфильма про Лунтика длится, например, 10 минут, а на одевание малыш тратит 15 минут. Обязательно проговаривайте, сколько времени карапуз потратил на ту или иную игру. Это упражнение покажет ребёнку, что значит «быстро» и «долго».
  • Объясняем понятие «сутки». На самом деле сделать это не так уж трудно, важно только суть вопроса рассматривать с позиции малыша. Можно сказать, что наш день состоит из 24 часов. Из них половину - 12 - малыш проводит в кроватке, отдыхая, а остальные 12 распределяет на еду, занятия, гуляния, игры и т. д. Все эти важные дела требуют разных временных затрат, так как что-то делается быстро, а что-то долго.

Итак, ребёнок уже знает, что время определяется по часам, но совершенно не имеет представления, как же они работают. Для этого нужно «подружить» карапуза с часами, например, сделать тренажёр. Мы рекомендуем воспользоваться картонной моделью циферблата.

Инструкция:

  1. Берём лист плотного картона, вырезаем из него круг. Удобно, если его диаметр будет 25–30 см.
  2. Ярким фломастером (можно взять фломастеры разных цветов) наносим разметку часов.
  3. Вырезаем две стрелки (минутная побольше, секундная поменьше) из кусочков картона разных цветов.
  4. Гайкой закрепляем минутную и часовую стрелки на тренажёре.

Последовательность разъяснений будет такой:


Упражнения:

  • Наблюдение. Проследите за кругом, который делает секундная стрелочка, чтобы понять движение минутной.
  • Учёт времени. Обратит внимание малыша на положение минутной и часовой стрелок. Теперь укажите период времени, который вы засекаете (не менее 2 минут, чтобы движение минутной стрелки было нагляднее). Пусть малыш позанимается это время своими делами, а по истечении отмеренного периода посмотрит на циферблат и расскажет, что он за это время успел сделать. Так вы ещё и наглядно продемонстрируете карапузу ценность каждой минуты.

Малыш уже уяснил, что такое «целый час», пора переходить к половине и 15 минутам. Для этого нужно напомнить ему, что час - это 60 минут, а значит, половинка часа - 30 минут. После этого стоит обратить внимание ребёнка на то, что минутная стрелочка может указывать и на половину этой половины - 15 минут.

Упражнения:


Более мелкие временные промежутки можно начинать объяснять малышу только после тщательного усвоения крупных значений времени.

Начинаем с 5 минут. Разъясняем ребёнку, что длинная стрелочка может шагать мельче. Вот тут-то и пригодятся умения малыша «перепрыгивать» через 5, которые можно отработать на тренажёре. Для этого есть смысл проставить на картонном циферблате значения, которые будут соответствовать минутам - напротив 1 ставим 5, напротив 2-10 и т. д.

Упражнения:


Игровая форма обучения самая эффективная при работе с малышами. Для освоения часов со стрелками есть ряд проверенных простых игр:


Можно обучать малыша, используя видео материалы, но обязательно обсудите с ним увиденное, задайте вопросы. Объясните, если ребёнок чего-то не понял.

Дети с непосредственной радостью познают всё новое и неизвестное. Задача родителей не испортить такую благодатную почву своим нетерпением или равнодушием. Так что если ваше чадо заинтересовалось тем, как ходят часы (или вы поняли, что малыш уже готов к освоению навыка обращения с измерительным прибором для времени), то вооружитесь полезными рекомендациями и приступайте к занятиям. А учитывая тот факт, что дети впитывают новую информацию с молниеносной скоростью, всего через пару-тройку уроков карапуз будет с часами «на ты».

Однако даже ход времени малыши воспринимают иначе, ведь они измеряют свою жизнь не часами и минутами, а происходящими событиями. Их собственное «детское» время имеет удивительные особенности: минуты могут растягиваться до невозможного в ожидании любимых мультиков, а часы – лететь стремглав в процессе интересной игры.

Время детей целиком и полностью регламентируется родителями. Но наступает пора научить ребенка самостоятельно ориентироваться во времени, не путать понятия «сначала» и «потом», различать прошлое и будущее, определять время по часам. Нередко родители начинают сразу с последнего и тщетно пытаются научить кроху пользоваться часами, не убедившись, что он «чувствует» время. Если не уделить этому должного внимания, часы еще долго останутся для малыша «кругом со стрелками» или «коробочкой с цифрами».

Начинать рассказывать детям о времени можно уже с 2-2,5 лет, так как в этом возрасте их пониманию становятся доступны временные категории – «сначала», «сейчас» и «потом». Общаясь с крохой, старайтесь чаще использовать эти слова, комментируя производимые действия. Например: «Сначала мы помоем руки, а потом сядем обедать» или «Сначала ты испачкался, а потом мы переодели кофточку».

Кроме использования слов «сначала» и «потом» в повседневной жизни, можно придумать игры, которые помогут ребенку лучше разобраться с временными понятиями. Попробуйте с малышом нарисовать серию картинок про историю подсолнуха:

  1. «Сначала была только маленькая-маленькая семечка» – рисуете подсолнечную семечку.
  2. «Потом семечка попала в почву» – дорисовываете землю.
  3. «Семечка проросла, и из земли появился росточек» – рисуете росток с проклюнувшимися листиками.
  4. «Вот росточек рос, рос. И вырос в большой подсолнух» – рисуете подсолнух.
  5. «Смотри, сколько в цветке подсолнуха семечек! Если они попадут в землю, каждая из них может стать большим подсолнухом».

Героем рисованной истории может быть кто и что угодно: птенец, который появляется из яйца или пекарь, выпекающий хлеб. В результате таких занятий ребенок сориентируется в простых временных понятиях, и будет готов воспринимать «взрослые» термины – прошедшее, настоящее и будущее.

Будущее, настоящее и прошедшее

Понятия будущего, настоящего и прошедшего – следующий шаг в ознакомлении крохи со временем. Правила те же: сопровождение повседневных занятий и игр комментариями и примерами. «Сейчас мы гуляем, на улице светло – это настоящее», «Завтра мы попробуем научить нашу собаку приносить палку – это будущее». «А вчера мы были в кино и смотрели мультики – это прошлое».

Достаньте семейный альбом и покажите ребенку фотографии: какими вы были в детстве, каким ваш кроха был еще год назад. Объясните ему, что все это относится к прошлому, ваше детство и его младенчество ушло и больше не вернется.

Планируя что-то совместно с малышом, акцентируйте внимание на том, что это предстоит в будущем. «Летом мы поедем на море», «На выходных пойдем в лес и устроим пикник» – все эти события еще не случились, они относятся к будущему времени.

Время суток

Вместе с временными категориями ребенка можно знакомить с тем, что такое «сутки». Интересно то, что понятия «день» и «ночь» малыш схватывает на лету. Он учит их одновременно с множеством других незнакомых слов, улавливая смысл из постоянно повторяемых фраз. Проблема в том, что взрослые часто заменяют словом «день» понятие «сутки», чем путают детей. «Прошло три дня», – говорим мы, не упоминая о том, что три ночи тоже прошли. Ребенку необходимо объяснить, что сутки – это не только день, но и утро, вечер и ночь.

Общаясь с крохой, обращайте внимание на то, в какое время суток он что-либо делает обычно. Рассматривайте фотографии в журналах и узнавайте, день на них изображен или ночь. Можно применить специальные обучающие рисунки: возле предмета, который используется утром, кружок заштриховываем желтым цветом, днем – красным, вечером – зеленым, ночью – синим.

Наступает момент, когда малыш четко ориентируется во времени суток: без труда определяет, что встает он утром, обедает днем, а спит ночью. На этом этапе можно переходить к пониманию временного промежутка и пытаться научить его сопоставлять свои действия с циферблатом часов.

Учимся определять время по часам

Ребенок осознал, что такое время. Что же понадобится для того, чтобы научить его пользоваться часами? Во-первых, он должен знать цифры. Ведь как объяснить, что час – это 60 минут, а минута – 60 секунд? Во-вторых, кроха должен уметь считать хотя бы в пределах десяти. В-третьих, ребенку нужно уметь ориентироваться в простейших пространственных отношениях – знать, что такое «половина», «до» и «после».

В качестве учебного пособия лучше использовать большие часы с открытыми стрелками или игрушечные часы, специально предназначенные для обучения времени.

Если ничего подобного под рукой нет, обучающие часы можно соорудить самостоятельно. Картон, большая тарелка или циркуль, фломастер и простой карандаш, линейка с ножницами, канцелярская кнопка и немножко фантазии – все, что понадобится для самодельных часов.

Последовательность действий

Все дети разные, поэтому способы обучения могут варьироваться. Подстройтесь под вашего кроху, пытайтесь объяснить необходимое так, чтобы ему было интересно. А вот общий алгоритм действий примерно такой:

  1. Знакомим малыша с часами. Показываем все видимые детали (стрелки и циферблат) и рассказываем о том, для чего они нужны, как часы показывают время. Например: «Смотри, на циферблате три стрелки. Самая коротенькая двигается очень медленно, она показывает сколько часов и поэтому называется часовая. Пройдет один час – и она сдвинется только на одну цифру. Стрелка подлиннее – минутная. Она показывает, сколько прошло минут. За один час минутная стрелка обойдет весь круг. А вот эта самая тонкая и быстрая стрелочка – секундная. За минуту она пробежит один круг, а за час – целых шестьдесят кругов!».
  2. Учим понимать точный час. Если длинная минутная стрелка на двенадцати, то цифра, на которую указывает часовая стрелка, означает, что сейчас ровно столько часов.
  3. Разбираемся, что такое полчаса. Минутная стрелка на цифре 6 и делит часовой круг пополам. С получасом детвора часто путается: например, если короткая часовая стрелка между цифрами 2 и 3, то это половина второго или половина третьего? Объяснить несложно: «Полчаса – это тридцать минут. Смотрим на цифру, которую короткая часовая стрелка уже перешагнула, и прибавляем к ней тридцать минут. Получается два часа и тридцать минут».
  4. Нелегкое понятие «минута». Для того, чтобы научить ребенка понимать минуты, понадобится умение считать. Ведь без этого малышу трудно будет объяснить, что если минутная стрелка показывает на цифру 4, то это не четыре минуты, а целых двадцать.

Закрепление навыков

Не страшно, если поначалу ребенок будет пересчитывать деления на циферблате, определяя, сколько минут на часах. Постепенно это войдет в привычку, дойдет до автоматизма.

Главное – малыш должен понять принцип определения времени.

Чтобы упражнения по изучению часов не наводили на ребенка скуку и не привели в итоге к отказу от занятий, связывайте их с повседневными действиями. Просите его проследить за временем, собираясь в гости. Озвучивайте, во сколько начинается мультик по телевизору, и предложите посчитать, сколько минут осталось ждать. Помогая вам на кухне, пусть кроха засекает время, за которое испечется пирог или сварится картошка. Чем чаще ребенку придется обращаться к часам, тем быстрее он научится полноценно их использовать.

В заключение

Научить малыша разбираться с часами нелегко. Но помочь осознать, что такое протяженность времени, еще сложнее. Только с возрастом ребенок по-настоящему сможет ощутить и оценить время. Задача родителей – помочь своему чаду постичь этот сложный процесс, не подгоняя и не ругая за возможные неудачи.