Особенности воспитания самостоятельности у детей. Глен Доман – воспитываем с пеленок. Что педагогика понимает под самостоятельностью

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше - и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия"; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям - 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Этапы становления

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: "Я сам!". В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Подростковый возраст - когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, "хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь".

Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность - это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.

Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст

  1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
  2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
  3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: "Я сам!". Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: "Не мешай!", "Отойди", "Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю" и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, - дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия - ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Дошкольный возраст

  1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
  2. Но, пожалуй, главная задача взрослого - приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
  3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
  4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
  5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Подростковый возраст

Родителям детей-подростков приходится учиться "отпускать" своих детей, избавляться от привычки руководить их жизнью. Известные зарубежные специалисты по работе с родителями подростков, супруги Байярд рекомендуют использовать программу из трех шагов, которая помогает ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

  1. Первый шаг: необходимо составить полный список того, что задевает, беспокоит Вас в поведении Вашего ребенка. Нужно написать то, что беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей.
  2. Второй шаг: когда список будет готов, необходимо выделить то, что имеет определенные последствия для ребенка, но никак не влияет на Вас. Допустим, Вас беспокоит то, что подросток не хочет учиться дальше в школе, а после 9-го класса планирует уйти в колледж, а Вам очень хочется, чтобы он стал дипломированным специалистом и имел высшее образование. Но это влияет, прежде всего, на жизнь Вашего ребенка. Исключайте эти пункты из своего списка и включайте их в перечень того, что должно заботить теперь вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к Вам. Например, Ваш ребенок стал хуже учиться, скатился на тройки, хотя раньше был хорошистом. Это, прежде всего, его дело, за которое ему придется нести ответственность. Но если из-за этого Вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать разные неприятные вещи о его учебе и поведении, то это касается и Вас тоже.
  3. Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на Вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Идеальная картинка, которую рисуют в своем воображении родители, часто выглядит так: ребенок все делает сам, быстро и аккуратно. За кадром остается одна важная деталь – он выполняет только то, что ему говорят. Вставай, умывайся и чисти зубы, иди завтракать – пожалуйста! Но готовность охотно следовать указаниям, каким бы ценными они ни были, никак не самостоятельность, а всего лишь послушание. Именно привычка «слушаться» взрослых становится одной из главных причин пассивности, безыдейности и безынициативности – психологических проблем, с которыми так часто сталкиваются родители школьников. «Не может толком сказать, чего хочет, и ничего сам не сделает, пока не напомнишь! И в кого только он такой?» – можно услышать сетования взрослых.

На самом деле самостоятельность начинает формироваться достаточно рано. Главное – вовремя это заметить. Уже в 1-2 года у крохи проявляются первые осознанные желания самостоятельных действий. Как только он понимает, что часть своих потребностей может удовлетворить сам (вылезти из кроватки, попить из бутылочки, включить свет), то старается это сделать. И сразу же слышит первые родительские запреты: не трогай, иначе разобьешь, поставь на место, а то обольешься! Дальше – больше: стой, не ходи туда, положи на место, отдай... В 3-4 года малыш переживает первый серьезный кризис взросления, когда к нему приходит понимание: не только его поступки, но и желания могут отличаться от того, что требуют взрослые. В детский сад он хочет надеть желтую футболку, но мама натягивает серую – практичнее. Мелочь? Отнюдь! Неусыпный контроль и постоянное давление взрослых не только губят детскую тягу к познанию мира, но и напрочь отбивают охоту к самостоятельным действиям вообще. Довольно быстро ребенок понимает: прикладывать усилия там, где не хочется, порой и не нужно (взрослые сделают все сами), и начинает этим пользоваться. Как не допустить такого развития событий?

1. Дайте ребенку возможность проявить свою самостоятельность.

Годовалый малыш раскидывает игрушки? Не бегите сломя голову подбирать и подавать – пусть ползет к ним сам. С удовольствием размазывает фруктовое пюре по лицу? Не ругайте. Ваша задача – дать маленькому человечку возможность действовать, а значит, чувствовать себя самостоятельным. Позволяйте ему делать то, что он хочет, даже если результаты сначала будут неудачными. Когда вы не уверены, что ребенок что-то умеет (подносить ложку ко рту, пить из чашки, застегивать кнопки на курточке и т.п.), покажите, как делать это правильно. Не получается – не беда. Не мешайте его попыткам самостоятельно справиться с проблемой и помогайте только тогда, когда он сам вас об этом попросит! Конечно, обязательно нужно принимать в расчет возраст и уже накопленный опыт. Действуйте последовательно: пусть сначала малыш учится снимать штанишки, и только потом – надевать, прежде всего, покажите, как орудовать ложкой, а уже затем – вилкой и т.п. Усложняйте задачи постепенно – успешное освоение новых самостоятельных навыков хорошо стимулирует детский интерес к ним.

Чувство собственности – одно из проявлений развития детской самостоятельности. Не ругайте и не стыдите кроху, если он не хочет делиться своими игрушками или сладостями, но внимательно следите за его поведением. Чувство собственности быстро может перерасти в эгоизм или жадность!

2. Поощряйте инициативу.

Старайтесь по возможности избегать строгих запретов – «Не бегай!», «Брось!», «Стой!», «Не мешай!» – и «предсказаний» вроде «сломаешь», «порвешь», «разольешь». Четырехлетка хочет помочь вам с уборкой? Не выставляйте его из комнаты, а наградите тряпкой. Желает помыть посуду? Подставьте к раковине табуретку и включите теплую воду. Старайтесь как можно реже категорично отказывать, а объяснять причины отказа и предлагать альтернативные варианты. Чтобы «разбудить» детскую инициативность, предоставьте свободу выбора. Собираясь на прогулку, спросите, куда кроха хочет пойти гулять – на детскую площадку или в парк? Какую шапку он завтра наденет – красную или синюю? Таким образом малыш будет учиться принимать решения (какими бы незначительными на ваш взгляд они ни были), думать и действовать самостоятельно. Предоставьте ему пространство, за которое будет отвечать только он – если не собственную комнату, то хотя бы детский уголок в квартире – пусть сам определяет положение вещей и следит за порядком. Сначала помогайте ему в этом непростом деле, объясняйте, почему лучше складывать игрушки в коробку, а книги – ставить на полку, но не упорствуйте, если малыш с вами не согласен. Он просто хочет сделать по-своему и почувствовать, что его решения тоже имеют вес. Дайте ему это право.

3. Составьте четкое расписание.

Жизнь по графику – предсказуема и понятна. Но это именно то, что необходимо детям. Привыкание к определенному распорядку дня (подъем, умывание, уборка кровати, завтрак, прогулка и т.д.) упорядочивает жизнь ребенка. Когда такого режима нет, он мается (в том числе от безделья), а родителям приходится постоянно стоять над ним, заставляя сделать то или иное. Вы должны понимать, что составленное расписание – это опора, которая поможет малышу быстрее запомнить все то, что нужно сделать. Визуализируйте режим дня, нарисовав расписание и повесив его на самое видное место.

4. Поручите ему домашние дела.

Дети часто проявляют инициативу в этом направлении – не препятствуйте! Найдите ребенку занятие по душе: обожает воду – пусть поливает цветы, любит украшать – сервирует стол. Непременной обязанностью, посильной даже для двухлетнего малыша, должно стать поддержание порядка в своем «игрушечном уголке». Обязательно хвалите ребенка за своевременное выполнение его собственных домашних «дел» и подчеркивайте пользу от его труда.

5. Помогите найти занятие, в котором он сможет проявить себя.

Секция хоккея или кружок современных танцев, иностранный язык или музыкальная школа – главное, чтобы он ходил туда с удовольствием. Это важно не только для физического или умственного развития. Просто воспитание самостоятельности предполагает в том числе и формирование у ребенка умения занять себя на какое-то время без помощи взрослых.

6. Научите его распоряжаться деньгами.

Введите практику получения карманных денег (пусть в самом начале это будут самые копеечные суммы), подарите малышу копилку и позвольте ему самому распределять траты. На первых порах объясняйте, почему нельзя скопить много, если постоянно тратить. Немного погодя, дайте задание: попросите ребенка заранее просчитать свои «расходы», учитывая запланированные и непредвиденные траты. Если нужно, помогите, но не навязывайте своего мнения – пусть решает все сам.

7. Разговаривайте.

Придумывайте спорные ситуации, чтобы показать ребенку разные возможности их решения, и просите его самого решить, как именно лучше поступить. Обсуждайте итоги всех его действий и поступков и позволяйте ему свободно выражать свои мысли. Пусть он открыто говорит о том, что вызывает его непонимание. В свою очередь, объясняйте, почему вы в конкретной ситуации поступаете именно так, а не иначе. Заключайте соглашения! Договоритесь, например, что вы почитаете сказку на ночь и посекретничаете минут 10 перед сном, если малыш вовремя прекратит вечерние игры и самостоятельно приготовится ко сну. Предупредите, что если договоренность с его стороны будет нарушена, все запланированное сразу отменяется.

8. Поддерживайте.

Похвала – один из самых приятных и доступных стимулов. Хвалите и ободряйте всегда, даже если у малыша пока еще не все получается. Он будет чувствовать, что вы цените его усилия и захочет попробовать еще. Не нужно петь дифирамбы и сыпать лестными словечками по любому поводу – похвала должна быть не преувеличенной, а заслуженной.

9. Будьте терпеливы.

Терпение – одно из главных качеств, которого потребует от родителей воспитание у ребенка самостоятельности. Даже при нехватке времени не нужно делать за малыша те дела, с которыми он может справиться сам. Вместо этого почаще говорите своему ребенку, как вы его любите, десятки раз объясняйте самые очевидные вещи, слушайте все, что он говорит, отвечайте на все его вопросы, помогайте ему рассуждать и давайте возможность принимать решения, даже если они вам не совсем по душе. Откажитесь от гиперопеки, не требуйте от малыша полного подчинения, а будьте ему другом и советчиком.

Для самых маленьких

Малыши так невероятно любознательны и неутомимы, что развивать у них стремление к самостоятельности проще простого. Главное – не мешать и чуть-чуть помогать.

  • Упрощайте . Без создания некоторых бытовых условий, соответствующих возрасту и развитию, крохе может быть трудно учиться быть самостоятельным. Создайте ему эти возможности. Если хотите, чтобы он сам одевался-раздевался и привыкал следить за порядком в одежде, освободите пару полок в шкафу, до которых легко дотянуться: пусть учиться складывать туда носки, майки и футболки. Желаете, чтобы самостоятельно умывался? Обзаведитесь подставкой, которая поможет ему дотянуться до раковины, и переместите крючок для собственного полотенца пониже.
  • Не навязывайте, а показывайте . Собственный пример – очень эффективный метод воспитания, ведь маленькие дети – великие подражатели! Обучая ребенка тому или иному действию (как завязывать шарф, застегивать молнию на кофте, зашнуровывать ботинки), показывайте все не спеша, как в замедленной киносъемке, четко проговаривая последовательность действий. Хорошим подспорьем будут не только ваши комментарии, но и вопросы: «Что мы берем, чтобы вымыть руки? Как правильно мылим? Куда кладем мыло? Что делаем потом?». Ответы на них помогут малышу запомнить последовательность действий, чтобы потом легко воспроизводить ее самостоятельно.
  • Напоминайте . Делайте это не только словесно. Если кроха все еще забывает, что перед едой нужно помыть руки, повесьте на двери в ванной напоминание в виде забавного рисунка. Посмотрев на него, он сразу вспомнит, что должен сделать. Чтобы закрепить самостоятельные навыки, больше играйте. Например, любые вариации игры «дочки-матери» прекрасно тренируют у детей знания о последовательности в одевании, раздевании, умывании и т.д.

Многие родители хотят, чтобы их ребенок вырос умным и самостоятельным, однако добиться этого не так просто.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Что такое самостоятельность?

Перед тем как перейти к рекомендациям по воспитанию самостоятельного ребенка, предлагаю разобраться, что же это такое. Если заглянуть в толковые словари, то станет понятно, что самостоятельность — это способность к независимости, которая проявляется в критичности, инициативности, ответственности и сопровождается адекватной самооценкой. Поэтому воспитание ребенка должно идти в четырех направлениях.

  1. Формирование адекватной самооценки.
  2. Развитие инициативы.
  3. Формирование критического мышления (в подростковом возрасте).
  4. Воспитание ответственности.

Как сделать ребенка самостоятельным?

Важно постараться следовать следующим правилам.

Всему свое время

Очень важно понимать, что самостоятельный взрослый когда-то в детстве был очень зависимым малышом. Когда ребенок только рождается, он целиком зависит от своих родителей. Важно помочь ему уснуть, покормить его и позаботиться о настроении. Есть возрастные особенности развития, которые необходимо учитывать при формировании самостоятельности. Ребенку в 3 месяца важно спать рядом с мамой, в 10 месяцев ходить с поддержкой, а в 5 малыш еще не может сам перейти дорогу. Поэтому пусть приучение к самостоятельности будет своевременным. А то получится как в том смешном комиксе: сначала ребенок сам засыпает, потом сам ест, а потом сам ползет к психотерапевту. Не надо забегать вперед, это может навредить.

Позволяйте проявлять самостоятельность с младенчества

Такая формулировка может показаться странной. Но когда ребенок пытается сам перевернуться или поползти, поддерживайте его. Дайте ему на выбор 2-3 игрушки. Когда малыш пополз, не сажайте его в манеж, а сделайте свою квартиру комфортной и безопасной для исследования. Это тоже проявление самостоятельности ребенка. Казалось бы, такие совсем не значительные для нас действия — в какую сторону поползти или куда пойти самому — оказывают огромное влияние на развитие ребенка.

Оценивайте не личность ребенка, а его деятельность

Очень часто родители отбивают желание что-то делать, когда постоянно дают оценку ребенку с позиции «плохой/хороший». Лучше прибегайте к следующим формулировкам: «Я вижу, как ты старался, когда мыл посуду» или «Я заметила, что ты сама прибралась в комнате, все разложила на свои места». Это дает понять, что вы замечаете проявления самостоятельности и поддерживаете их. Вы любите своего ребенка несмотря на то, как он поступает. А вот поступок можете осуждать.


Сделайте вместе

Безусловно, чтобы сделать что-то самому, ребенку важно этому научиться. Покажите, как пользоваться столовыми приборами, карандашом или ножницами. Сделайте несколько раз вместе какое-то дело и только потом ожидайте от ребенка самостоятельного выполнения.

Принимайте помощь

Если трехлетка хочет помочь вам помыть посуду, соглашайтесь. Дети подражают родителям и хотят быть как мама и папа. Пусть вся посуда будет в пене, но зато ребенок получит удовольствие от процесса и почувствует себя более самостоятельным. Не бойтесь включать детей в приготовление еды, уборку, подключайте к выбору продуктов в магазине. Пусть ребенок учится делать выбор и обслуживать себя. И вам легче, и к самообслуживанию детей приучите. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда взрослый мужчина не может приготовить суп или помыть окна — это очень простые занятия, которые не требуют специальных навыков, но корни отсутствия таких умений лежат в детстве, когда родители делают все за ребенка.

Не переделывайте за ребенка, если он не просит

Бывает, что малыш не очень аккуратно вытер со стола. Не надо сразу же переделывать. Поблагодарите, отметьте важность поступка, а потом незаметно сами доделайте начатое. Либо предложите закончить вместе. Иногда ребенок в силу возраста не может сделать так же, как и вы. Это нормально. Учитесь отказываться от перфекционизма. Выполнение ребенком какого-то задания, конечно, будет не на таком высоком уровне как у вас, но он должен знать, что его вклад важен.



Не вмешивайте в процесс

Вы видите, что ребенок уже 10 минут пытается завязать шнурки. Если вы никуда не торопитесь, то спокойно подождите. Малыш учится, это важно для него. Вы тоже смогли сделать многие вещи далеко не с первого раза. Помогайте только в том случае, если ребенок просит, либо когда вы на самом деле торопитесь. Но лучше всегда оставлять немного больше времени для самостоятельности.


Ошибки — это нормально

Важно понимать, что ошибаться — это нормально. Ошибка всегда сопутствует обучению чему-то новому. Если родители постоянно указывают на недочеты, это отбивает желание деятельности. В первую очередь отметьте то положительное, что сделал ребенок, чему научился, что получилось. Попробуйте вместе проанализировать, какие уроки можно вынести из ситуации. Любая ошибка — это опыт. Разумеется, важно контролировать безопасность ребенка, но в меру.

Составьте план обязанностей для членов своей семьи

У каждого члена семьи есть свои обязанности. Их можно занести в отдельную таблицу и повесить на видное место. Покупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды, уборка ванной комнаты — все эти дела могут выполнять, чередовать и делить разные члены семьи. Ребенок в 4 года в состоянии убрать за собой игрушки с вашей помощью, а в 7 это уже его обязанность.

Уважайте интересы и желания ребенка

Это очень важный момент. Если родители постоянно выбирают за ребенка не только то, чем ему заниматься, но и постоянно навязывают мнения и говорят, что он должен чувствовать в той или иной ситуации, то, безусловно, это не будет способствовать самостоятельности. Во всем важна мера: хорошо, если мама и папа учитывают интересы ребенка в еде, в выборе кружка, одежды, друзей, интересуются его мнением по поводу поездок. С возрастом способность выбирать и ответственность должны увеличиваться.


Избегайте гиперопеки

Бывает, что по тем или иным причинам родители боятся отпускать от себя ребенка. Тогда включается гиперопека. Мама постоянно держит малыша за руку, папа не разрешает забираться на домик на площадке или слишком быстро ехать на велосипеде. Возможно, за ребенка всегда решают, что он хочет есть, говорят, с кем дружить, и постоянно дают оценку чувствам ребенка: вот это чувствовать можно, а вот это — нет. В таком случае ребенок вырастает с подавленной инициативой и не совсем адекватной самооценкой, что будет, соответственно, способствовать и его несамостоятельности.

Родителям важно проанализировать и понять, почему им страшно отпускать ребенка. Возможно, есть какая-то своя детская травма либо повышенная тревожность, а, может быть, ребенок достался слишком тяжело? Например, мама не могла долго забеременеть, или это единственный поздний ребенок. В любом случае родители не доверяют и формируют дополнительную зависимость от себя. Взрослому, который рос под гиперопекой, приходится сложно в жизни. Такие люди всегда ищут того, кто будет на них влиять и задавать направление.

Избегайте чрезмерной передачи обязанностей ребенку

Мы уже говорили о том, что всему свое время. Но важно заметить, что кроме обязанностей у ребенка должны быть и права. Если вы оставляете пятилетку присматривать за новорожденным братом либо просите трехлетку менять памперс сестре, а ребенок в 7 лет вынужден постоянно прибираться во всей квартире, то это не совсем адекватные требования. Обязанности должны увеличиваться постепенно, по мере возраста, а времени на свободную игру, общение и учебу нужно оставлять достаточно. Чрезмерная ответственность не по возрасту будет иметь обратный эффект — нежелание проявлять самостоятельность.

Верьте в своего ребенка

Когда вы поддерживаете ребенка в его начинаниях, верите в его силы, это будет иметь колоссальный эффект в развитии самостоятельности. Давайте поддержку, хвалите, говорите «У тебя все получится», «Чем я могу тебе помочь?». Иногда простого невмешательства и поддержки будет достаточно, чтобы хорошо выполнить дело.


Формируйте ответственность

Если вы будете заставлять ребенка формально извиняться или делать что-то ради похвалы, то самостоятельность вы не сформируете. Важно, чтобы ребенок видел связь между своим поступком и его результатом и понимал, что он может исправить. К примеру, малыш разлил воду. Говорить «мамочка устала» или «помоги маме» неправильно. Надо сказать: «Ты разлил воду, смотри, пол мокрый, он может испортиться, потому что деревянный. А еще здесь кто-то может поскользнуться. Вот тряпочка, вытри за собой». Если ребенок категорически не хочет, вы можете настаивать. Но главное — понимать, что иногда лучше отступить, чем начать кричать или давить. Пользы от этого будет мало.

Учить ребенка находить себе занятия

Пожалуй, с этого пункта надо было начинать. Он очень важен. Когда в очередной раз ребенок подходит к родителям со словами «Мне скучно», важно понимать, что это тоже в определенном возрасте может считаться несамостоятельностью. Безусловно, тут нет четких временных границ и правил, но любой ребенок после года в состоянии сам себя занять на какое-то время. И чем старше ребенок, тем больше дел он может придумать и тем дольше ими заниматься. Важно перестать постоянно развлекать ребенка, чтобы не оказаться потом в ситуации, когда нет времени на домашние дела.


Направлять, но не управлять

Чем старше становится ребенок, тем важнее, чтобы родители отпускали его все дальше. Но, безусловно, некоторые решения вам придется принимать за чадо. И здесь важно разделять такие понятия как «направлять» и «управлять». Когда вы заботитесь о безопасности и здоровье ребенка, вы помогаете ему ориентироваться в этом мире. Поэтому стоит отказаться от убеждения, что вы знаете, как сделать ребенка счастливым.

Будьте примером

Насколько самостоятельны вы сами? А ваш супруг? Очень важно, чтобы родители были примером для ребенка, но в то же время не делали за него дела. Если мама сама не любит прибирать в квартире и постоянно об этом говорит, либо выполняет дела с недовольным лицом, то не стоит удивляться, что дети не горят желанием помогать. Вы не обязаны любить уборку, но тогда стоит понимать, почему дети не проявляют инициативы в этом месте.

Мы рассмотрели 17 способов того, как воспитать ребенка самостоятельным. Важно понимать, что самостоятельность — это именно то качество, которое сопутствует успешности. Но не стоит забывать, что во всем хороша мера.

Многие мамочки предпочитают делать все за малыша, ведь так надежнее и быстрее, и не придется после убирать. Быстро получается налить малышу молоко, чем смотреть на то, как он тянется самостоятельно за чашкой, берет пакет, открывает его и наливает молоко, ведь он может его пролить, а потом придется вытирать.

Зачастую такое отношение мам, в дальнейшем приводит к тому, что ребенок вырастает не самостоятельным, не может ничего сделать сам. А ведь это из-за того, что ему не предоставили возможности научиться этому в детстве.

При правильном воспитании у детей самостоятельности малыш будет запоминать, и учиться всему с раннего детства, полученные знания никуда не пропадут, а наоборот будут закрепляться с годами. Кроме того, воспитание самостоятельности в ребенке, может развивать такие чувства, как обязательность, пунктуальность, ответственность и уверенность в себе, что конечно, пригодится ему в будущем

Когда начинать приучать ребенка к самостоятельности?

Малыш сам может подсказать маме, когда настало время ему становиться самостоятельным. Это происходит тогда, когда у него появляется желание делать что-то самому, такой момент важно заметить и не препятствовать его желанию. Для воспитания самостоятельности у детей в такой период нужно только показать, как выполняется правильно, та или иная работа,а затем только смотреть, как ребенок ее выполняет, если будет нужно, то помочь ему советом.

Нужно спокойно рассказывать о том, как это делается, чтобы малыш смог понять, что делать это действие не сложно, и он сможет с легкостью справиться с ним сам. Новое умение должно приходить непринужденно и легко, это можно преподнести как игру, тогда малыш не будет сопротивляться.

Также, обязательно нужно хвалить ребенка, когда у него что-то получается, а если не получается, похвалить за то, что он взялся за эту работу. Нужно помнить, что похвала является самым приятным вдохновением и стимулом.

Если не получается…

Случается так, что не всегда все получается с первого раза. В таких случаях, необходимо, чтобы мама была рядом, чтобы поддержать малыша, подбадрить его и быстро переключать его внимание на что-нибудь другое, чтобы он не расстраивался,и сказать о том, что в следующий раз у него обязательно все получится.

Методы воспитания:

    Упрощение. Воспитание самостоятельности у детей требует упрощения задач. Если малыш учится одевать кофточку или штанишки, то следует давать ему свободные вещи. Как только он научиться одевать их, потом он сможете справиться с более сложными вещами на застежках и молниях.

    Напоминания. В тех случаях, когда ребенок все еще забывает, что необходимо перед едой мыть ручки или чистить по утрам зубки, следует повесить в ванной напоминание в картинках.

    Малыш будет смотреть на них и вспоминать, что ему нужно сделать, а лучше если ребенок сам нарисует эти картинки, тогда у него точно останутся в памяти действия,которые необходимо сделать.

    Личный пример. Если родители сами не делают того, чему учат своего ребенка, то все старания будут тщетными. Самым лучшим методом обучения является наглядный пример того, кто в глазах ребенка имеет авторитет. Можно делать что-то вместе с ребенком, чтобы он мог понять, что мама умеет это делать и делает регулярно, что и требуется от него.

    Перерыв. Воспитание самостоятельности у детей может сопровождаться различными трудностями. В определенный момент ребенок может перестать делать то, что в последнее время успешно делал. Не нужно паниковать, просто нужно устроить ему перерыв, до того времени, пока ребенок вновь не захочет выполнять это действие. Не нужно давить на него, напрягать, просто иногда стоит напоминать, каким он был молодцом, когда, например, убирал посуду за собой, аккуратно собирал свои вещи и т.д.

    Похвала. Родители должны всегда помнить о том, что похвала в воспитании у ребенка самостоятельности является самым мощным инструментом во время воспитания самостоятельности. Не нужно жалеть для своего малыша комплиментов и похвал, и всегда замечать его достижения.

Воспитывая самостоятельность у детей, следует обращать внимание на поведение ребенка. Родителям необходимо наблюдать за реакцией малыша, его стараниями, умением, успехами, и по результатам наблюдений предпринимать решение о методе воспитания самостоятельности. Наблюдения позволят сделать выводы о том, что приятно делать малышу, что негативно сказывается на его настроении, поведении, каким способом заинтересовать его.

Идя навстречу малышу, родители смогут добиться лучших результатов, чем постоянно ругая и укоряя его. Естественно, что крики и неодобрительный тон могут напугать малыша, и он может отказаться даже от того, что ему нравится делать, чтобы не слышать в дальнейшем ругань родителей.

Именно поэтому,нужно прежде всего понимать ребенка, и поступать так, как он сможет понять и не обидится. Также следует знать, что постоянные укоры могут развить у малыша комплексы, что в свою очередь тоже может иметь довольно печальные последствия.

Самостоятельность – это умение строить и управляться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и потребностями, неся за это ответственность. Немного чересчур для маленького ребенка, не так ли?

Но в понятие детской самостоятельности не вкладывается дословное определение. Здесь скорей подразумевается относительная самостоятельность в его повседневной деятельности. Так, когда же наступает этап в жизни ребенка, в котором он должен начать проявлять свою самостоятельность?

Как правило, чаще всего родители задаются этим вопросом перед поступлением ребенка в школу. Но не поздно ли? Нельзя по волшебному щелчку сделать его самостоятельным – это процесс длительного воспитания. Нужно начинать заниматься этим с самого раннего детства: поощряя его умение держать ложку, попытки есть самому, его первые шаги. Уже на раннем этапе есть отличная возможность заложить отличный фундамент для самостоятельности ребенка.

Обычно, родителям хотелось бы выборочную самостоятельность: где надо ребенок самостоятельный, а где не надо – слушается родителей. Но это невозможно.

Как только у ребенка появляется больше свободы действий, от него можно ждать не только приятных сюрпризов. Малыш только учится самостоятельности и ответственности и, как и в любом другом учебном процессе, без ошибок не обойдется.

В жизни подрастающего ребенка можно выделить следующие главные этапы формирования самостоятельности:

  1. Кризис 3-х лет
  2. Старший дошкольный возраст
  3. Подростковый возраст

Кризис 3-х лет. Сложный этап в жизни родителей, потому что происходит формирование и становление личности – ребенок осознает себя как самостоятельную единицу со своими желаниями и потребностями. Нежелание ребенка мириться с просьбами родителей абсолютно нормальный этап в развитии малыша. Как раз в это время жажда самостоятельности впервые остро проявляет себя – это период еще часто называют «Я – сам». К концу этого этапа самостоятельность уже становится относительно устойчивой частью личности ребенка.

Старший дошкольный возраст. В этом возрасте у ребенка уже выработаны основы самостоятельности. Дошкольники, с возможной для них, ответственностью подходят к тому, что делают и результатам их труда. Более развитые дети лучше и качественнее справляются с поставленными задачами – они меньше нуждаются в подсказках и помощи. Формирование самостоятельности детей в этой возрастной группе происходит за счет активной деятельности. Каждая деятельность оказывает свое характерное влияние на развитие разных граней самостоятельности.

Подростковый возраст. В этом возрасте желание самостоятельности приобретает наиболее отчетливый характер. Подросток желает автономии, отдаляется от родителей, требует независимости. Это природой заложенный этап формирования независимой самостоятельной единицы. Подросток становится взрослым человеком, и эмансипация является частью важнейшего процесса в его жизни. Концу этого периода при благоприятных условиях воспитания, самостоятельность формируется окончательно.

Проблемы воспитания самостоятельности

Главной проблемой на пути к самостоятельности детей, как ни удивительно, являются сами родители. Чрезмерная опека, нежелание дать малышу сделать что-то самому, боязнь предоставлять ребенку свободу действий – это все сильно влияет на дальнейшую мотивацию вашего чада к самостоятельным поступкам. В итоге вырастет ребенок, который не проявляет никакой инициативности, даже подрастая. Малыш, чья самостоятельность пресекалась в угоду родительским желаниям, с большой вероятностью вырастит в неуверенного в себе инфантильного человека. И, возможно, это не проблема для родителей, когда ребенку 5-6 лет, но не стоит забывать, что все «лучшее» приходит из детства. Однажды ребенок обязательно вырастит и то, каким он будет, зависит от компетентного воспитания взрослых.

Правильное формирование самостоятельности

Что же все-таки должны делать родители? Как выработать самостоятельность у ребенка и что для этого нужно сделать?

Важно создать ребенку комфортные условия развития. Ребенок должен чувствовать себя дома спокойно и уверенно. Понимать, что в этом доме у него есть права, личные вещи, собственный уголок – чувствовать себя полноправной частью этого дома и полноправной личностью этой семьи.

Формируйте у ребенка его собственное сознание и мышление, а не пытайтесь навязать свое.

Наличие собственной точки зрения тесно взаимосвязано с инициативностью и самостоятельностью ребенка. Разумеется, самостоятельность действий не должна стать вседозволенностью. Нужно объяснять ребенку об ответственности, совершенных им поступков.

Вовлекайте ребенка в любой возможный трудовой процесс, особенно если он сам того желает. Поощряйте его желание помочь по дому и в других делах. Но не забывайте, что детям потребуется больше времени, чем вам на выполнение какого-то дела. Помимо этого, он обязательно сделает что-то не так, поэтому напаситесь терпением и дайте ему право на ошибки, ведь именно так мы учимся.

Включение ребенка в повседневную деятельность дает ему возможность пережить собственный личный опыт, совершить свои ошибки. Ребенок учится мыслить самостоятельно, начинает анализировать происходящее. Когда родители дают ребенку возможность принимать решения, он чувствуют доверие со стороны родителей, и он учится ответственности, чтоб это доверие не подвести.