Сотворение адама автор. Сотворение Адама — одно из наиболее знаменитых изображений в истории мировой живописи.Микеланджело

Известная фреска Микеланджело «Сотворение Адама»базируется на сюжете Библии. Работа создавалась по заказу Юлия II. Видеть картину можно на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Начальная концепция строения включала изображение 12 апостолов, но к завершению работы появилось свыше трёх сотен фигур: герои мифов, Ветхого Завета, книги Бытия. Такой получилось Сикстинская капелла. Центральная фреска величественного сооружения - Сотворение Адама.

Сюжетная линия

Картина Микеланджело «Сотворение Адама» создана в 1511 году. Представлена история о наделении Богом жизнью первого мужчины - Адама. Жизненная искра передаётся от пальца Создателя к пальцу человека.

Описание картины Микеланджело «Сотворение Адама»

Работа расположена в прямоугольнике, размер -3х6 м. Мускулистая мужская фигура поражает красотой. Адам неспешно протягивает руку к Богу. Пожилой мужчина с бородой находится в окружении группы ангелов. Выглядит он апатичным, слабым, не может выпрямить руку полностью. Заряд жизни Создатель передаёт правой рукой. Пальцы двух мужчин находятся на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В истории искусств доселе неизвестно случая, когда Бог на картине представлен в горизонтальном положении. Образ Творца представлен величественным, но зрителям кажется, что обычный человек и высшее существо равны. Такой предстаёт работа зачастую перед посетителями.

Историки, искусствоведы по-своему трактуют Сотворение Адама – мозгони видят в выстроенных вокруг Бога фигурах. Есть мнение, что красная ткань вокруг Всевышнего - символ матки, зелёный шарф, находящийся внизу, означает пуповину. Смысл картины «Сотворение Адама» заключён в загадочной символике. Особый интерес мировых деятелей культуры вызывает присутствие дамы. Женщина по левую руку от Господа - ещё не появившаяся на свет Ева. Это тоже одно из мнений.


Контекст работы

Инициировал роспись Сикстинской капеллы Папа Юлий II. В здании должны были проходить мероприятия, обстановка предполагалась, соответствующая важности. Микеланджело ранее не делал фресок, работать с Юлием он начал по заказу гробницы. Другой ход событиям дал Браманте, конкурент Буонаротти. Он убедил Папу, что писать гробницу при жизни человека - худой знак, заказчик отказался от задумки. Браманте посоветовал Юлию сделать заказ Микеланджело на роспись потолка Сикстинской капеллы. Нужно было придать краски после реставрационного процесса. Мастер согласился.

Работать было сложно. Исполнитель работал без помощи: подбирал материалы, проектировал леса. Здесь потерял здоровье автор. «Сотворение Адама» так обошлось мастеру: артрит, сколиоз, ушная инфекция. Не обходилось без стрессовых ситуаций. Папа злоупотреблял доверием Буонаротти, несвоевременно оплачивал заказы, не всегда довольствовался полученным результатом, мастер был вынужден добавлять или переделывать, чтобы соответствовало запросам церкви. Фрески поражали посетителей красотой ещё до завершения работ. Браманте никак не успокаивался: впускал в капеллу Рафаэля для изучения фресок, пока исполнитель не видел.

Настоящие колористическое решение фресок утеряно. Копоть, грязь, несовершенные попытки реставрации - основа для утраты части работыМикеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Факт передачи энергии Бога простому человеку сделал картину популярной среди современных художников, компьютерных дизайнеров. Известная компания долго использовала компьютерное графическое изображение как рекламу. Где находится «Сотворение Адама»в изображениях ещё? Сюжет заметен в массовой культуре. Идея передачи искры жизни от Творца к человеку уникальна и многогранна. Нет прямых подтверждений божественному действию, но нет и опровержений.

До недавнего времени Микеланджело считался не идеальным колористом, но работы по реставрации восстановили начальное цветовое решение фресок. Преобразилась Сикстинская Капелла — Сотворение Адамаи другие работы приобрели насыщенные тона. По технике живописи картина находится в одном ряду с шедевральными созданиями предшественников Буонаротти - Джотто и Мазаччо.

Категория

«Сотворение мира» - часть грандиозной фрески, написанной Микеланджело Буонарроти на потолке Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла(домовая церковь римских папв Ватикане) построена в 1475-81 гг., во времена папы Сикста IV , и стены ее по сей день украшают фрески замечательных мастеров того времени. На своде же изначально было изображено усыпанное звездами небо, и в 1508 году папа Юлий II поручил тридцатитрехлетнемуМикеланджело расписать его. Художник совершилпоистиненевозможное: за четыре года он написал на потолке площадью 600 кв. мболее 300 фигур в сложнейших ракурсах! Причем техникатак называемой «чистой фрески», росписи по сырой штукатурке, очень сложна, поскольку требует от мастера быстроты и точности. Добавим, что Микеланджело работал в крайне неудобной позе -лежа на специально сконструированном помосте, поминутно отирая капавшую на лицо краску. Он расписал свод практически в одиночку: подмастерьям поручались лишь незначительные детали обрамлений.Для каждой фигуры художник делал множество набросков и эскиз в натуральную величину (картон), но все же оценить единство композиции было невозможно, пока работу закрывали леса. Тем поразительнеесовершенство фрески!


Микеланджело - не только скульптор, живописец, архитектор, но и прекрасный поэт - был чутким читателем Библии, и найденная им композиционная форма удивительно точно отражает саму мозаичную структуру Ветхого Завета, возникавшего на протяжении веков, состоящего из множества книг, которые, сильно отличаясь друг от другастилистически, складываются, тем не менее, в одно монументальное целое. Все части фрески, будь то сюжетная сцена или отдельная фигура, закончены и самодостаточны,однако они естественно вливаются в общую композицию, подчинены единому ритму, аповторяющиеся элементы обрамления - фигуры обнаженных юношей, медальоны и архитектурные детали - уподобляют роспись сложному орнаменту, словно сплетенному из человеческих тел.

Потолок Сикстинской капеллы

Человек - не просто основная, но единственная тема и скульптурных, и живописных работ Микеланджело. В отличие от других мастеров эпохи Возрождения, для которых пристальный интерес к человеку не исключал внимания к тому, что его окружает,-природе, архитектуре, миру вещей, Микеланджело знал только одно средство выразительности: пластику человеческого тела. В росписях Сикстинской капеллы ландшафт, интерьеры, одежда, предметы присутствуют минимально, лишь там, где без них нельзя обойтись; они обобщены, не детализированы и не отвлекают от повествования о человеческих деяниях, характерах, страстях. Такая сосредоточенность художника на главном как нельзя более под стать стилю библейских сказаний, в которых исполненные драматизма сюжеты изложены сжато, в нескольких скупых, эпически емких фразах, и эта концентрация чувств впечатляет гораздобольше, чем иной цветистый рассказ. Язык пластики -языклинии, формы, цвета - звучит у Микеланджело так же мощно, лаконично и возвышенно, как стихи Библии; пафос Книги книг воплощается столь естественно, убедительно и свободно, что какая-либо иная трактовка знакомых сюжетов кажется уже невозможной.

День первый. Отделение света от тьмы

«…и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»

Книге Бытия соответствуют девять композиций, занимающих всецентральное поле свода (от входа в капеллу до алтаря). Чтобы ознакомиться с ними в той последовательности, в какой сюжеты изложены в Библии, надо пройти к алтарю и начать осмотр, двигаясь от негок входу. Сотворению мира посвящены пять сцен: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы». (Из деяний Микеланджело выбрал не все эпизоды шести дней Творения и изменил последовательность выбранных)

День четвертый. Сотворение светил

«да будут светила на тверди небесной…»

Думается, что именно в эти композиции Микеланджело вложил более всего личного - кому, как не ему, одержимому ваятелю, был близок пафос творения! Единоборствовать с косной материей, создавать новые прекрасные тела из бесформенной неодухотворенной массы, лепить их из глины, высекать из камня - эта вдохновенная работа более всегоувлекала мастера: недаром он сравнивал скульптуру с солнцем, а живопись - с луной. Автор прославленной фрески всегдаощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись - не мое ремесло». ИмикеланджеловскийБог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.

День третий. Отделение тверди от воды

«… соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землею»

Лик Саваофа то почти искажен муками творчества(«Сотворение светил»), то прекрасен в своейсосредоточенности («Сотворение Адама»). Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Богу нет нужды прикасаться к своим творениям - они повинуются его уверенным свободным жестам. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана, и мы будто слышим шум великого миросозидания. Волевыми взмахами рук посылает он на небо светила, дает жизнь растениям, усмиряет водную стихию, величественным движением выводит из Адамова ребра женственную покорную Еву.

День шестой. Сотворение Адама

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его»

В «Сотворении Адама» - по общему признанию, прекраснейшей композиции всей росписи -от властной длани Саваофа к еще безвольной, трепещущей кисти первого человека почти зримо исходит поток живительной силы; и вряд ли в мировом искусстве можно найти более точную формулу «творчества и чудотворства», более емкую метафору единства материального и духового, земного и небесного, чем эти две стремящиеся друг к другу, уже почти соприкоснувшиеся руки.

День шестой. Сотворение Евы

«…мужчину и женщину сотворил их»

Незадолго до смерти Микеланджело уничтожил все свои черновые наброски и эскизы -


Эта фреска создана в 1511 году (или около того). Она стала четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской Капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия Ветхого Завета.

Вспомним строку, относящуюся к этой фреске:

И сотворил Бог человека по образу Своему

(Быт. 1:27) Впрочем, это не совсем точно. По-хорошему, здесь человек уже сотворён, и поэтому в интерпретации фрески появляются новые нюансы.

Весьма вероятно, в сюжете этого произведения искусства есть и третий главный герой, и он имеет прямое отношение к нейронаукам и неврологии. Доктор Фрэнк Линн Мешбергер, гинеколог из Медицинского центра св. Иоанна в Андерсоне, штат Индиана в опубликованной в 1990 году в Journal of the American Medical Association статье An Interpretation of Michelangelo’s Creation of Adam Based on Neuroanatomy полагает, что этот герой - мозг человека.

Действительно, все труды Микеланджело на поприще изобразительного искусства - и живопись, и скульптура - говорят о великолепном знании мастером анатомии человека. Вспомнить хотя бы потрясающую проработку человеческого тела в «Давиде». Еще в своих «Жизнеописаниях художников» современник и коллега Микеланджело Джоржо Вазари вспоминает, что художник часто наблюдал за вскрытиями. Именно это дало возможность Мешбергеру предположить наличие некоего скрытого послания в этой фреске.

Вот что пишет он сам:

Фреска «Сотворение Адама» показывает Адама и Бога в движениее навстречу друг к другу, протянув друг другу руки, их пальцы почти соприкасаются. Можно представить «искру жизни», проскакивающую от Бога к Адаму через «синапс» между указательными пальцвми. Впрочем, Адам уже живой, его глаза открыты, и он сформирован полностью; но однако, картина нам говорит, что Адам «получает» нечто от Бога. Я считаю, что есть и третий «главный герой» на фреске, который ранее не был распознан. Я постараюсь показать, используя анатомическе рисунки Франка Неттера из The CIBA Collection of Medical Illustrations, Volume I - The Nervous System.

Давайте проследим за мыслью Мешбергера.

Вот четыре рисунка, пронумерованные от 1 до 4:


Как видно, первый и второй рисунки - очень похожи, как и третий и четвёртый. Номера 1 и 3 - это прориси по атласу нейроанатомии Франка Неттера


Рисунок 6 (нумерация по цитируемой статье) показывает левую боковую поверхность мозга и борозды и извилины, которые присутствуют в полушариях. Сильвиева борозда, или латеральная борозда - борозда, разделяющая полушария головного мозга. Рисунок 1 - прорись этой иллюстрации.


Рисунок 8 - прорись сечения головного и спинного мозгов, изображённого на рисунке 7. Рисунок 3 получается из рисунка 8 удалением мозжечка и структур среднего мозга, а также «отгибанием» назад спинного мозга из «стандартного» анатомического положения.

А теперь - сюрприз! Рисунки 2 и 4 прорисованы... по изображению Бога и ангелов на фреске Микеланджело. Рисунок 2 получен прорисью внешней «оболочки» и борозды, а рисунок 4 - это внешняя «оболочка» и крупные линии на фигурах Бога и ангелов.

Не верите? Смотрите:


Таким образом, Мешбергер полагает, что главный смысл фрески - не сотворение Адама как такового, а наделение его разумом, для того, чтобы он «был способен планировать лучшее и высшее» и «попытался достичь всего».

Произведения искусства могут нести в себе некий скрытый смысл, который иногда удаётся расшифровать. Предлагаем вам подборку из десяти шедевров живописи, в которых удалось найти тайные знаки.

1. «Мона Лиза»: в её глазах есть скрытый код

Как правило, силу «Моны Лизы» приписывают интригующей улыбке, изображённой на лице женщины. Тем не менее, историки из Италии обнаружили, что, если рассмотреть глаза Джоконды под микроскопом, то них можно разглядеть буквы и цифры.

Эксперты утверждают, что эти едва различимые цифры и буквы представляют собой нечто вроде «Кода да Винчи» в реальной жизни: в правом глазу видны буквы «LV», которые вполне могут означать имя художника, Леонардо да Винчи, и в левом глазу тоже есть символы, но их пока не получилось опознать. Ясно увидеть их очень сложно, но, скорее всего, это или буквы «CE», или буква «B».

В арке моста на заднем плане можно увидеть число 72, или же это может быть буква «L» и двойка. Кроме того, на картине видно число 149 с затёртой четвёркой, что может означать дату создания картины - да Винчи нарисовал её во время своего пребывания в Милане в 1490-х годах.

Важно помнить, что картине уже почти 500 лет, так что скрытые знаки видны не так чётко и ясно, как могли быть сразу после её создания.

2. «Тайная вечеря»: в картине скрыты математические и астрологические головоломки и музыкальная мелодия

«Тайная вечеря» является объектом многочисленных спекуляций, сосредоточенных, как правило, на предполагаемых скрытых сообщениях и намёках, зашифрованных в картине.

Слависа Пеши, информационный технолог, добилась интересного визуального эффекта, наложив зеркальную полупрозрачную версию картины поверх оригинала. В результате на обоих концах стола появились две похожие на тамплиеров фигуры, а слева от Иисуса стал виден ещё один человек - возможно, женщина с младенцем на руках.

Итальянский музыкант Джованни Мария Пала указал, что положение рук и хлеба можно интерпретировать как ноты в музыкальном произведении, и если читать справа налево, как это было характерно для манеры письма Леонардо, то они образуют музыкальную композицию.

Исследователь из Ватикана Сабрина Сфорца Галиция, заявила, что расшифровала «математическую и астрологическую» головоломку, содержащуюся в «Тайной вечере». По её словам, художник предсказал всемирный потоп и грядущий затем конец света, который начнётся 21 марта 4006-го года и завершится 1 ноября того же года - она считает, что это станет началом новой эры для человечества.

3. «Сотворение Адама»: божественное происхождение разума

«Сотворение Адама» кисти Микеланджело выдержала испытание временем не только как самая знаменитая фреска Сикстинской капеллы, но и как один из самых знаковых образов в истории человечества.

Микеланджело признан одним из величайших художников и скульпторов эпохи итальянского Возрождения, однако не так широко известно, что он тщательно изучал анатомию и в возрасте 17-ти лет расчленял трупы, выкопанные на церковном кладбище.

Американские эксперты по нейроанатомии считают, что Микеланджело действительно использовал некоторые анатомические познания при работе над фресками Сикстинской капеллы.

Хотя некоторые могут счесть это совпадением, специалисты предполагают, что написать подобное на картине Микеланджело вряд ли мог случайно: на фреске можно увидеть даже очертания таких сложных частей мозга, как мозжечок, зрительный нерв и гипофиз. А в самой фигуре Адама, протягивающего руку Богу, можно разглядеть очертания варолиева моста и позвоночника.

4. Фрески Сикстинской капеллы: на некоторых из них видны части человеческого мозга

Как и в случае с «Сотворением Адама», среди фресок Сикстинской капеллы есть и другая роспись с фигурой Бога, содержащая секретное послание.

Эксперты заметили, что грудь и шея Бога имеют анатомические нарушения, которых нет больше ни у одной человеческой фигуры на росписях. Кроме того, в то время как большинство фигур освещены по диагонали от левого нижнего края, на шею Бога солнечные лучи падают под прямым углом - исследователи пришли к выводу, что подобную неточность гений допустил намеренно.

Если наложить изображение странной шеи Бога на фотографию человеческого мозга, то становится заметно, что контуры обоих изображений почти полностью совпадают, а странный прямоугольник ткани, простирающийся до центра Божьего одеяния, может символизировать спинной мозг.

Микеланджело также изображал другие анатомические особенности в некоторых местах на потолке, в частности почку, которая представляла для Микеланджело особый интерес, поскольку художник страдал от камней в почках.

5. «Мадонна со святым Джованнино»: следы НЛО

«Мадонна со святым Джованнино» кисти Доменико Гирландайо имеет интересную деталь: над левым плечом Марии в небе парит капля странной формы.

В этом месте картины отчётливо виден доскообразный объект, возможно, блестящий - этот объект художник изобразил до мельчайших деталей, постаравшись поместить его в своё произведение так, чтобы тот бросался в глаза. Кроме того, в правой части картины мы видим человека, поднёсшего правую руку к глазам, показывая, насколько ярким является этот объект, а в верхнем левом углу мы видим предмет, похожий на солнце.

«Мадонна со святым Джованнино» - лишь одна из многочисленных средневековых картин, где изображены странные, тревожные неопознанные летающие объекты, парящие в небесах.

6. «Пророк Захария»: власть религии

Напряжённость в отношениях между папой Юлием II и Микеланджело описана в исторических документах. Историки отмечают, что Микеланджело изобразил папу на одной из своих картин в образе пророка Захарии, и один из ангелов позади него показывает крайне непристойный жест.

Фигура, в которую сложены пальцы прелестного маленького ребёнка, называется «фига», но его значение вовсе не такое сладкое, как название: держа большой палец между указательным и средним пальцами, он показывает жест старого мира, который сохранил своё значение до наших дней. На Западе жест не так распространён, но в России его значение хорошо известно.

7. «Давид и Голиаф»: мистические знаки Каббалы

Анализируя расположение фигур на потолке Сикстинской капеллы, площадь которого составляет 1300 км², учёные обнаружили формы, похожие на буквы иврита: например, фигуры Давида и Голиафа образуют букву «гимель», символизирующую «силу» в мистической традиции Каббалы.

Исследователи полагают, что Микеланджело познакомился с иудаизмом во время пребывания при дворе Лоренцо Медичи во Флоренции, а вся Сикстинская капелла, возможно, построенная с соблюдением тех же пропорций, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «потерянным мистическим посланием о всеобщей любви», предназначенной для расшифровки.

8. «Фламандские пословицы»: в картине содержится 112 нидерландских идиом

«Фламандские пословицы» - это написанная маслом на дубовой панели картина кисти Питера Брейгеля-старшего, она наполнена символами, относящимися к нидерландским пословицам того времени.

Всего в картине найдено и расшифровано 112 идиом: некоторые из них до сих пор используются, например, «плыть против течения», «большая рыба ест маленькую рыбу», «стучаться головой о стену» и «вооружиться до зубов».

Другие пословицы указывают на человеческую глупость. Некоторые символы, кажется, отображают смысл более чем одной фигуры речи, например, человек, стригущий овец, левее центра в нижней части картины сидит рядом с человеком, режущим свинью, и эта сцена символизирует выражение «Кто-то стрижёт овец, а кто-то - свиней», что означает, что у одного человека есть преимущество над другими. Также сцена может означать и «Стриги, но шкуры не снимай», то есть предупреждает не заходить слишком далеко при использовании своих возможностей.

9. «Ужин в Эммаусе»: христианский обет молчания

«Ужин в Эммаусе» - картина Караваджо, итальянского художника эпохи барокко. На картине изображен момент, когда воскресший Иисус инкогнито пребывает в город Эммаус, но встречает там двоих своих учеников и преломляет с ними хлеб, после чего те узнают его.

Картина необычна уже тем, что фигуры людей изображены на тёмном пустом фоне в натуральную величину, а на самом краю стола стоит корзина с едой, которая, кажется, вот-вот упадёт. Есть также странная тень, похожая на силуэт рыбы, что может указывать на обет молчания как обязательный для христиан.

10. «Портрет юного Моцарта»: знаки масонов

Конечно, произведения искусства не обошли стороной тему масонства: портреты людей, прячущих руки, могут указывать на преданность делу или уровень иерархии. Примером может служить портрет Моцарта, нарисованный Антонио Лоренцони.

Роспись Сикстинской капеллы, выполненная великим Микеланджело Буаноротти в Сикстинской Капелле, конечно же, в первую очередь - выдающееся произведение искусства. В том числе - фреска «Сотворение Адама» с двумя главными героями: Богом-Отцом и только что сотворённым Адамом.

Эта фреска создана в 1511 году (или около того). Она стала четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской Капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия Ветхого Завета.

Вспомним строку, относящуюся к этой фреске:

И сотворил Бог человека по образу Своему

(Быт. 1:27)
Впрочем, это не совсем точно. По-хорошему, здесь человек уже сотворён, и поэтому в интерпретации фрески появляются новые нюансы.

Весьма вероятно, в сюжете этого произведения искусства есть и третий главный герой, и он имеет прямое отношение к нейронаукам и неврологии. Доктор Фрэнк Линн Мешбергер, гинеколог из Медицинского центра св. Иоанна в Андерсоне, штат Индиана в опубликованной в 1990 году в Journal of the American Medical Association статье An Interpretation of Michelangelo"s Creation of Adam Based on Neuroanatomy полагает, что этот герой - мозг человека.

Действительно, все труды Микеланджело на поприще изобразительного искусства - и живопись, и скульптура - говорят о великолепном знании мастером анатомии человека. Вспомнить хотя бы потрясающую проработку человеческого тела в «Давиде». Еще в своих «Жизнеописаниях художников» современник и коллега Микеланджело Джоржо Вазари вспоминает, что художник часто наблюдал за вскрытиями. Именно это дало возможность Мешбергеру предположить наличие некоего скрытого послания в этой фреске.

Вот что пишет он сам:

Фреска «Сотворение Адама» показывает Адама и Бога в движениее навстречу друг к другу, протянув друг другу руки, их пальцы почти соприкасаются. Можно представить «искру жизни», проскакивающую от Бога к Адаму через «синапс» между указательными пальцвми. Впрочем, Адам уже живой, его глаза открыты, и он сформирован полностью; но однако, картина нам говорит, что Адам «получает» нечто от Бога. Я считаю, что есть и третий «главный герой» на фреске, который ранее не был распознан. Я постараюсь показать, используя анатомическе рисунки Франка Неттера из The CIBA Collection of Medical Illustrations, Volume I - The Nervous System.

Давайте проследим за мыслью Мешбергера.

Вот четыре рисунка, пронумерованные от 1 до 4:

Как видно, первый и второй рисунки - очень похожи, как и третий и четвёртый. Номера 1 и 3 - это прориси по атласу нейроанатомии Франка Неттера.

Рисунок 6 (нумерация по цитируемой статье) показывает левую боковую поверхность мозга и борозды и извилины, которые присутствуют в полушариях. Сильвиева борозда, или латеральная борозда - борозда, разделяющая полушария головного мозга. Рисунок 1 - прорись этой иллюстрации.

Рисунок 8 - прорись сечения головного и спинного мозгов, изображённого на рисунке 7. Рисунок 3 получается из рисунка 8 удалением мозжечка и структур среднего мозга, а также «отгибанием» назад спинного мозга из «стандартного» анатомического положения.

А теперь - сюрприз! Рисунки 2 и 4 прорисованы… по изображению Бога и ангелов на фреске Микеланджело. Рисунок 2 получен прорисью внешней «оболочки» и борозды, а рисунок 4 – это внешняя «оболочка» и крупные линии на фигурах Бога и ангелов.

Не верите? Смотрите:

Таким образом, Мешбергер полагает, что главный смысл фрески - не сотворение Адама как такового, а наделение его разумом, для того, чтобы он «был способен планировать лучшее и высшее» и «попытался достичь всего».