Советские новогодние елки и представления. На советской Новогодней Елке! (32 фото). История одной коллекции

Традиция устанавливать ёлку насчитывает в нашей стране менее 200 лет. Однако практически на всём протяжении этого срока судьба рождественской ели складывалась более чем непросто – обычай поочерёдно пытались запретить представители церкви, ура-патриоты, коммунисты и просто любители живой природы. Не менее любопытно, что решения о запрете и реабилитации этого, казалось бы, совершенно безобидного обычая принимались на самом высоком уровне.

Как известно, обычай наряжать ёлку в честь наступления Нового года в Россию принёс Пётр I, подсмотревший его во время путешествия по Европе. Однако на протяжении последующих 100 лет иностранная традиция продолжала оставаться чуждой экзотикой. Во-первых, на Руси ель исторически считалась символом смерти, отчего крестьяне чурались нового обычая. Во-вторых, согласно петровскому указу еловыми ветками предписывалось украшать крыши трактиров. Это привело к тому, что питейные заведения начали повсеместно называть «ёлками». Понятно, что при таком имидже новогоднего дерева дворяне также не стремились устанавливать его у себя в домах.

В результате традиция украшать ёлку укрепилась лишь в начале XIX века, после того, как петербургская аристократия решила перенять красивый обычай устанавливать ёлку в честь Рождества у проживающих в столице немцев. 24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, супруги будущего императора Николая I, в покоях цесаревича была устроена домашняя ёлка. Подражать примеру начальства в России было модно уже в те времена, а потому ёлки быстро вошли в обиход столичной знати.

«На каждом деревце можно белого повесить!»

Окончательно в российский новогодний интерьер ёлка вписалась лишь к концу XIX века. Традиция укоренилась настолько, что, как писал Василий Розанов, никому уже и в голову не придёт называть её нерусской. Однако, как оказалось, такие всё же нашлись.

Поводом стала начавшаяся в 1914 году мировая война. На волне антигерманских настроений ультрапатриоты требовали напрочь отказаться от всего немецкого, вплоть до зубного порошка и пива. Вспомнили и о ёлочке. «Можно считать почти установившимся мнение, что ёлка – измышление немецкого народа, что русская старина её не знала», – писали «Биржевые ведомости». Масла в огонь подливали священники. Как отмечал доктор исторических наук Антон Иванов, Святейший Синод не преминул разъяснить, что церковь всегда относилась к ёлочной традиции насторожённо. А ректор

Петроградской духовной академии Анастасий прямо заявил, что занесённый от немцев обычай нужно искоренить и возвратиться к «скрепам» – колядованию, пению песен и посыпанию друг друга рожью.

Впрочем, инициатива всё же не получила широкого распространения. Куда более сильный удар по сложившейся традиции нанесли пришедшие к власти большевики.

«Бытует мнение, что советская власть запретила ёлку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так. Сразу после захвата власти большевики на ёлку не посягали», – пишет доктор филологических наук Елена Душечкина. Масштабная атака на обычай, неразрывно связанный с религией, началась лишь в 1922 году, когда было решено противопоставить Рождеству «комсомольские святки».

25 декабря, объявленного нерабочим днём, по стране прокатилась акция. Активисты из комсомола ходили по улицам, наряженные в костюмы буржуев, кулаков и священников, устраивая сожжение «божественных изображений» и читая злободневные стихи:

Скоро будет Рождество,

Гадкий праздник буржуазный…

Тот, кто ёлочку срубил,

Тот вредней врага раз в десять,

Ведь на каждом деревце

Можно белого повесить!

Одновременно комсомольцам рекомендовалось обходить дома и вести «антиёлочную» агитацию. Судя по всему, она велась с таким разгулом, что рвение комсомольцев осудил даже Ленин, назвав его «вредным озорством». Тем не менее пропаганда не прекратилась – спустя два года ленинградская «Красная газета» сообщала: «Заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах не видно ёлок – мало становится бессознательных людей!»

«Предложил Кобе разрешить празднование Рождества»

Реабилитация ёлки произошла в 1935 году. 28 декабря главная газета страны «Правда» опубликовала статью за подписью кандидата в члены Политбюро Павла Постышева, в которой он вспоминал, как до революции дети крестьян и рабочих с завистью смотрели в окна богатых домов на танцующих у украшенной ёлочки детей буржуев. «Давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!» – призывал Постышев. Буквально на следующий день в Москве и Ленинграде открылись ёлочные базары, а в домах культуры и школах для детей были устроены ёлки.

Столь быстрая их организация вкупе с неожиданной сменой отношения к «пережитку прошлого» сразу навела многих на мысль, что всё это сделано не случайно. И действительно, спустя много лет Никита Хрущёв раскрыл в своих мемуарах секрет: оказывается, идея снять табу с традиции исходила лично от Сталина, а Постышев был выбран лишь в качестве «говорящей головы». Дело в том, что за полтора месяца до этого Сталин произнёс программную речь об успехах в деле построения социализма, завершив её ушедшей в историю фразой: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Новогоднее торжество с сияющей огнями ёлочкой должно было подтвердить тезис вождя. Теперь празднование Нового года не только не запрещалось – оно стало обязательным мероприятием для всех школ, детских садов и клубов.

Интересно, что похожим образом Сталин позже поступил и с Рождеством, о чём известно гораздо меньше. Его публичное празднование фактически оставалось под запретом, однако с середины 40-х годов власти начали смотреть сквозь пальцы на то, что при церквях священники после службы устраивают для своей паствы рождественские торжества. Подоплёка этого стала известна из опубликованных уже в наше время мемуаров Лаврентия Берии. Оказывается, именно он в марте 1943 года обратился к Сталину с идеей ослабить давление на верующих. Естественно, тоже с дальним прицелом. «Предложил Кобе к концу года разрешить празднование Рождества, – писал Берия в своём дневнике. – Мы к этому времени освободим много новых территорий, немцы там открывали храмы, а попы их где поддерживали, где как. Если мы вернёмся, а храмы останутся, это оценят. А мы ещё Рождество добавим. Получится хорошо. Союзники тоже оценят. Коба послушал, говорит: а что, в дороге и веревочка пригодится, давай».

«Не пора ли прекратить рубку елей в СССР?»

По окончании Великой Оте-чественной войны стройная пушистая лесная красавица стала непременным атрибутом празднования Нового года – теперь на того, кто усомнился бы в целесообразности её присутствия в зале, посмотрели бы с удивлением. Тем не менее в 1959 году всё-таки была предпринята очередная попытка если не сломать, то несколько видоизменить традицию. Впрочем, на этот раз под сомнение ставилась не идеологическая составляющая, а экономическая. Академия наук Армянской ССР направила в союзный Совет Министров письмо, в котором предлагала запретить рубку хвойных деревьев для новогоднего украшения. «В результате усиленной эксплуатации и местами нерационального ведения лесного хозяйства площади лесов Советского Союза быстро сокращаются, – писал председатель комиссии по охране природы академии Х. Мириманян. – Срубается такое количество ели, которое, по минимальным подсчётам, составляет 15 тыс. гектаров. В свете всего этого возникает вопрос: не пора ли прекратить рубку леса на ёлки по всему Советскому Союзу?» В качестве альтернативы представитель академии предлагал наладить производство искусственных ёлок, выращивать ёлочки в кадках либо устроить специальные питомники. Правда, последняя идея ставилась под сомнение, как не исключающая возможности злоупотреблений. И хотя в последующие годы все три инициативы были претворены в жизнь, всё равно главная ёлка страны по-прежнему имеет природное происхождение, ведь настоящий запах праздника невозможно заменить никакими эрзацами.

КСТАТИ

О любопытном курьёзе, связанном с советской новогодней пропагандой, пишет Елена Душечкина в своей книге «Русская ёлка». Каждый ребёнок в СССР с детства знал о том, как Ленин устроил в Горках ёлку для живущих в округе крестьянских детей. Этому событию были посвящены многочисленные рассказы и стихи. Однако авторы старательно умалчивали о дате праздника. И не без причины – ёлка проводилась в канун Рождества, что не вязалось с антирелигиозной пропагандой. Другой проблемой стало описание празднования. Обычно сообщалось, что Ленин пригласил целую кучу детей, веселился вместе с ними и раздавал подарки. Однако попытки разыскать участников торжества ни к чему не привели. «В 1938 году художница Е.С. Зернова обратилась к Крупской с просьбой рассказать о том, как проходила ёлка в Горках. В ответ Крупская написала: «Дорогой товарищ, я не советовала бы Вам брать эту тему. Он был на ёлке в Горках, но тогда он был тяжело болен, его вывезли в кресле, ребят там было очень мало», – пишет Душечкина. Это дало исследователям повод полагать, что в реальности на ёлке в Горках было не более пяти-шести родственников, воспитанников и близких семьи Ульяновых, а также несколько детей обслуживающего персонала.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. С тех пор взрослые и дети зовут Снегурочку внучкой Деда Мороза.

Дед Мороз и Снегурочка. В детсадах Дед Мороз - всегда воспитательница. Бедняга, в течение часа напрягается, говорит мужским голосом.


А что делать - мужчины в таких учреждениях исключительная редкость! В школе с этим проще - старшеклассник или, на худой конец, физрук.

Приклеили бороду, надели красное пальто с белой оторочкой и жди, когда дети, надрываясь и сотрясая воплями все вокруг позовут. «Дедушка», правда, был капризен или глуховат (даже не знаю, чего было больше), приходил только по третьему зову, когда дети, изнемогая от напряжения и сами едва не оглохнув, вопят из последних сил: «Дееедууушкааа Моороооз!..»


Но больше всего ждут Снегурочку. Ведь стать Снегурочкой, это все равно, что выиграть конкурс «Мисс школы»: выбирают самых красивых…

Главная интрига праздника - кто в этом году будет Снегурочкой? Она приходит ослепительно прекрасная, в красивом, но уже знакомом костюме: его для праздника приобретают (или шьют в кабинете домоводства) на несколько лет.


Считается, что Снегурочка должна быть блондинкой с длинной косой. Но, к сожалению, это не так часто встречается. И на этот случай есть палочка-выручалочка: парик из искусственного волокна.


Снегурочки могут меняться почти каждый год - ведь старшеклассницы заканчивают школу и уходят, а костюм остается.Хороводы. Как мы любили наши новогодние песни! Чаще всего в качестве музыкального сопровождения выступал учитель пения с баяном. Для любой школы хороший баянист - невероятная удача!


Это решение проблем с музыкой на любом мероприятии. А без музыки, без песен ни одно мероприятие не обходилось - что пионерский сбор, что первая/последняя линейка, что поездка на шефском автобусе на экскурсию, все сопровождалось песнями.


Была только одна маленькая проблема: почему-то учителя пения зачастую оказывались пьяницами… Хороводом праздник начинался, хороводом и заканчивался.


Во время последнего хоровода Дед Мороз и Снегурочка определяли лучшие костюмы и счастливчикам могли вручить за него маленький приз.Подарки. Когда мы были маленькими, не принято было писать письма Деду Морозу и заказывать себе подарок. Не то, чтобы нельзя было докучать белобородому волшебнику со своими проблемами и капризами, а просто капризов раньше было меньше. Поэтому, кроме стандартных сладких подарков, никто ничего и не ждал.


Нас не особо баловали сладостями в течение всего года - считалось, что есть много сладкого вредно. Но в Новый год можно было все!.. Мы получали заветный пакетик со сладостями, часто не один, и даже не два - ведь добрый Дед Мороз приходил с подарками не только в детсад/школу, но и к маме-папе на работу, и еще много куда! В пакете были конфеты шоколадные, карамельки, ириски, пакетик печенья/вафель, яблоко/апельсин, орехи - вполне себе детский продуктовый набор к празднику!

И это было настоящее пиршество! Нынешним детям не понять и не почувствовать такого удовольствия от сладкого новогоднего подарка, ибо никакими сладостями их теперь не удивить.


И это, наверное, хорошо, и говорит о том, что дети наши сыты, не испытывают нужды в самом необходимом. Помните в фильме «Курьер»? Главный герой отдал другу пальто, о котором тот мечтал, со словами: «Носи и мечтай о чем-нибудь высоком». И правда, не должны дети мечтать о конфетах.Моя сослуживица наблюдала такую сценку в магазине игрушек, куда она пришла купить подарок к Новому году для внука. Девочка лет пяти остановилась возле забавного пингвиненка и во весь голос, рыдая завопила: «Мама, купи мне этого пингвиненка! Мне без него жизни неет!» Немного погодя ей «не было жизни» без медвежонка, клоуна, зайчика… У нынешних детей другие проблемы, и главная - это проблема выбора. Впрочем, я отвлеклась… Итак, получив подарок, дети собираются возле елки и вот оно, фото на память!


В детстве всегда казалось, что новогодние праздники проходят как-то очень быстро. Еще не успел насладиться всей праздничной эйфорией, посетил 2-3 «елки», но силы есть и на 4-ю, и на 5-ю… А уже все кончилось… Вот так всегда, ждешь этот Новый год целых 12 месяцев, а он пролетает со скоростью ракеты!.. Хотя, в зимние каникулы были и другие развлечения!

В ночь с 31 декабря на 1 января все жители бывшего СССР поднимают бокалы с шампанским и под звон курантов встречают Новый год. В том числе и те, кто советскую цивилизацию называет не иначе как презрительным словечком «совок». Им и в голову не приходит, что празднуют они совершенно советский праздник, порожденный декретом Сталина о разрешении новогодних елок

Рождественский дед

Празднования Нового года в том виде, который привычен для нас, царская Россия не знала. Под страхом наказания в 1700 году царь Петр I повелел отмечать Новый год 1 января. По указу Петра в этот день следовало украшать дома еловыми ветками.

Ну а в привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м в рассказе князя и писателя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Правда, Дедом Морозом его еще не звали – это был «рождественский дед».

В 1873 году благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка» Дед Мороз обзавелся молодой помощницей – дочкой, которую позже писатели и поэты «переделали» во «внучку».

Однако Новый год в Российской империи так и не стал самостоятельным праздником. Он был лишь частью Рождества и носил второстепенный характер.

Дед Мороз под защитой Ильича

Развернувшаяся в 1920-х годах антирелигиозная кампания не пощадила ни Рождества, ни ангелочков, ни елку, ни Деда Мороза, ни сказок. Все это было признано вредным «старорежимным» обманом народных масс. Среди защитников рождественских елок и рождественского деда были многие большевики, в частности не кто иной, как Ленин. Будучи уже при смерти, 7 января 1924 года (не в Новый год, а именно в православное Рождество) он принял участие в детском празднике, который прошел в Горках.

Советского тут ничего не найти!

Однако ярые атеисты победили. В стране развернулась непримиримая борьба «с религиозными предрассудками и суевериями».

В изданных в 1927 году «Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни», например, говорится: «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала». В Советском Союзе вводятся вместо недель «пятидневки». Воскресенье, а также другие христианские праздники теперь приходятся на рабочие дни. Дед Мороз объявлен врагом народа, рождественскую ель назвали поповской, а за рождественскую кутью можно было отправиться на родину Деда Мороза.

В том же 1927 году советская власть запретила устраивать елки. В антирождественской кампании приняли участие многие поэты, например, Демьян Бедный, который писал:

Под «Рождество Христово» в обед

Старорежимный елочный дед

С длинной-предлинной такой бородой,

Вылитый сказочный «Дед Мороз»

С елкой под мышкой саночки вез,

Санки с ребенком годочков пяти.

Советского тут ничего не найти!

Хорошая советская елка

И лишь в декабре 1935 года, когда официально было признано, что «жить стало лучше, жить стало веселее», елку снова разрешили.

Посоветовавшись со Сталиным, секретарь ЦК Компартии Украины Павел Постышев написал письмо-обращение к комсомольцам, которое появилось в «Комсомольской правде» 28 декабря 1935 года. Оно называлось «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку»: «Следует неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах…» Письмо было воспринято как директива.

Доклад под Новый год

Уже на следующий день «Комсомолка» опубликовала постановление ЦК ВЛКСМ за подписью Александра Косарева, сурово предписывающее организовать новогодние елки весело и без занудства. «Вечера, посвященные встрече Нового года, должны пройти весело и организованно на основе самодеятельности самих учащихся: пение, декламация, музыка, физкультурные выступления и игры, не допуская на этих вечерах всякого рода докладов о деятельности школы…» (Из постановления ЦК ВЛКСМ.)

Так Новый год стал главным советским праздником.

Пятиконечная звезда

Наконец, в 1936 году выходит декрет СНК, разрешающий публичное официальное празднование Нового года (но не Рождества!) и призывающий на новогодних праздниках в госучреждениях, детских учреждениях, на городских площадях наряжать ели. Только ели теперь должны были украшаться не Вифлеемской, восьмиконечной, а красной пятиконечной звездой, и наряжать их требовалось не к Рождеству, а к Новому году. Первая такая елка была открыта 1 января 1937 года в Москве, в Доме союзов, и одновременно с ней зажглись елки по всему СССР.

Невзрачная красавица

Вместе с реабилитацией елки прекратились и обличения Деда Мороза. После некоторых сомнений он был полностью восстановлен в правах. Однако еще два года крупные елки страны проходили без Деда Мороза. Его первое официальное явление в исполнении артиста Гаркави состоялось 1 января 1937 года на первой Кремлевской елке. Очевидец этого торжества Надежда Стрелец вспоминала: «Зал был украшен цветами и огромным панно с изображением Сталина среди детей… А вот елка была невзрачная, вся в вате, которую клочками набросали».

Одинаковые пакеты

Как бы в ответ на эту критику в СССР тут же наладили выпуск елочных игрушек, «замороженный» в лихие революционные годы. Восьмиконечную белую звезду Вифлеема заменили на пятиконечную красную, ну а Деда Мороза, ввиду отсутствия религиозной символики, оставили практически нетронутым. Только если прежде дети получали от Деда Мороза подарки, отличающиеся и качеством, и ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка!

В конце 1930-х годов имидж советского Мороза был окончательно доработан. На одном из праздников в московском Доме союзов Дед Мороз впервые появился вместе со Снегурочкой. С тех пор Снегурочка начинает фигурировать на равных правах с Дедом Морозом.

Здравствуй, Дедушка Мороз, а ты пушку нам принес?

Во время войны образ Деда Мороза широко использовался в целях патриотической пропаганды. Так, новогодняя открытка 1942 года изображает Деда Мороза, изгоняющего фашистов. А на новогодней открытке к 1944 году Дед Мороз нарисован со «сталинской» трубкой и мешком оружия в руках, причем на мешке изображен американский флаг.

Потаенные желания

В 50-е годыпрошлого века, благодаря таким асам пера, как Лев Кассиль и Сергей Михалков, сценарий новогоднего праздника приобрел свои национальные особенности. Дымоходами наш Дед Мороз, как солидный бывший воевода, не пользуется, зато постоянно заставляет себя ждать. На новогодней елке он появляется не сразу, обычно его приход подготавливает Снегурочка. И в середине или к концу праздника утомившаяся в ожидании ребятня начинает хором скандировать имя нерадивого новогоднего лидера. После обряда вызывания обычно следуют ритуальный хоровод вокруг елочки и раздача подарков из мешка (всем поровну, по одному в руки).

В 1960-70-е годы стал весьма популярен и повторный прием Деда Мороза – уже на дому. Подарки в данном случае были индивидуальнее и, как бы правильнее сказать, чаще совпадали с потаенными желаниями ребенка…

Подготовка к празднованию "Нового года" всегда вызывает теплые и трепетные чувства у каждого из нас. Но давайте вспомним, как в большинстве семей готовились к этому празднику в Советском Союзе. Ностальгия...

C 1918 по 1935 г. Новый год не был официальным государственным праздником, однако большинство семей традиционно отмечало его наряду с Рождеством. Таким образом, в первые десятилетия советского союза праздник считался скорее «семейным».

Впервые праздник официально отпраздновали лишь в конце 1936 года, после статьи видного советского деятеля Павла Постышева в газете «Правда», вот небольшой ее отрывок: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.»

1941 год, Колонный зал Дома союзов.

1942 год, Группа разведчиков Западного фронта встречает Новый год. В самоваре, скорее всего, спирт.



Знаменитый фотограф Эммануил Евзерихин запечатлел свою семью у елки, 1954 год.

Новогоднее представление в начале 1950-х.

Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР. Стали появляться елочные игрушки: в начале очень “скромные” – из бумаги, ваты и прочих материалов, позднее – красивые, яркие, сделанные стекла и похожие на украшения елок дореволюционного времени.

Само собой, игрушки не могли избежать советской символики – елки украшали всевозможные алые звезды, дирижабли и изображения пионеров и октябрят.

Готовиться к праздникам в СССР нужно было загодя. Во-первых, закупить продукты – то есть, «достать», выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу.

Обязательно было приготовить оливье, холодец, заливную рыбу, морковный и свекольный салаты, селедку под шубой, открыть заготовленные с лета маринованные огурчики и помидорчики, которые ввиду отсутствия сезонных овощей были неотъемлемой частью праздничного стола.

Те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньяк за 4 рубля 12 копеек, шампанское «Советское» полусладкое, мандарины.

Готовые торты тоже были дефицитом, поэтому в основном приходилось печь самим.

Или долго стоять в очереди, как на этой фотографии.

Во-вторых, нужно было обеспечить ребенка билетом на Новогоднюю елку, подарком, костюмом снежники из марли или нарядом зайчика и мандаринами. Подарок, в составе которого были и карамельки, и яблоки, и грецкие орехи, предоставлял родителям профком. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны – сначала в Колонный зал Дома Союзов, а после 1954 года – на Кремлевскую елку.

Учащиеся ПТУ пришли на кремлевский новогодний праздник в национальных костюмах. Даже лестница плотно забита! 1955 год.

Киноактриса Клара Лучко у елки, 1968 год.

В-третьих, каждой советской женщине всенепременно требовалось новое модное платье –его можно было сшить своими руками или в ателье, в редких случаях – купить у фарцовщиков; магазин был последним местом, где реально было добыть себе соответствующую поводу обновку.

Новогодние подарки – очередное препятствие для советских граждан в процессе подготовки к Новому году. С любыми товарами в стране была напряженка, а с красивыми товарами дело было еще хуже, поэтому наши родители отправлялись в гости, прихватив шампанское, колбасу, желательно – «Сервелат», консервированные экзотические фрукты (ананасы), банки с красной и черной икрой, и коробки шоколадных конфет.

“Ничто так не красит женщину, как перекись водорода.” – этот тезис становился как нельзя более актуален накануне каждого новогоднего торжества в Советском Союзе. Словосочетание «салон красоты» тогда не поняли бы самые завзятые модницы. В парикмахерские записывались за несколько недель, подготовка прически, макияжа и всего «новогоднего облика» требовала от советских женщин максимум времени, изобретательности и самостоятельности – иногда прически делали умелые руки подруг.

В одной из парикмахерских Москвы, декабрь 1982 года.

Последний этап подготовки – протереть (починить) телевизор, который, как утверждал почтальон Печкин, является “лучшим украшением новогоднего стола.” «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой огонек», «Морозко» – советские фильмы, передачи и мультики под утро, без которых ни один советский гражданин не мыслил себе праздничной ночи.

С возрастом иногда возникает непреодолимое желание вспомнить свое детство, ощутить некую ностальгию за временами СССР. Почему-то Новый Год в советской манере наиболее напоминает тем, кому за тридцать, о временах, которые, несмотря на дефицит, вспоминаешь с упоением сердца, считая их самыми лучшими.

Сейчас возросла тенденция праздновать Новый Год именно в стиле СССР. Уже не удивляет елка, наряженная по американской модели в трех цветах. Все больше и больше хочется нарядить елочку старыми советскими игрушками. И непременно положить под нее вату, имитирующую снег, и мандаринки.

Разнообразие елочных украшений

Зачастую елочка в советских семьях была наряжена обилием игрушек и украшений. Особое внимание заслуживают игрушки-прищепки, которые очень удобно крепить на середину елочной ветки. В виде чего только они не были представлены: Дед Мороз, Снеговик, Снегурочка, свечка, матрешка.

Шары, как и сейчас, были разных размеров, но уникальная изюминка была в шарах с круглыми впалостями, в которые попадал свет гирлянд, создавая на всей елочке сказочную иллюминацию. Также были шары с фосфорным рисунком, которые светились в темноте.

Поскольку Новый Год наступает в полночь, выпускались игрушки в виде часов. Им на елке отводилось центральное место. Зачастую такие советские елочные игрушки вешали на самом верху, чуть ниже макушки, которую, непременно, украшала красная звезда – главный советский символ.

Еще елочные игрушки тех времен были представлены украшениями, сделанными из крупного стекляруса и бусин. Обычно их вешали на нижних или средних ветках. Старые советские игрушки, особенно довоенные, бережно хранят и передают от бабушек к внукам.

Из сосулек, домиков, часов, зверушек, шаров, звезд получалась уникальная .

А был ли дождик?

Такого пушистого и объемного дождика, как сейчас во времена советского социализма не было. Елку украшали вертикальным дождиком и бусами. Чуть позже появился горизонтальный дождик, но толстым и объемным он не был. Некоторые пустоты на елке заполнялись гирляндами и конфетами.

На несколько дней ощутить атмосферу Советского Союза можно с помощью елочки, наряженной в ретро-стиле. Уникальные елочные игрушки советских времен, украшения и мишуру следует искать в закромах наших бабушек или приобрести на городских барахолках. К слову, в сети создаются аукционы и онлайн-магазины по купле-продаже и обмену елочных игрушек эпохи СССР. Некоторые даже коллекционируют такие игрушки, многие из которых уже считаются антиквариатом.

Остается лишь нарядить елочку старыми советскими игрушками, включить Иронию Судьбы и на секунду вспомнить о своем детстве.