Воспитание в семье формы воспитания. Стили семейного воспитания

Введение

Заключение

Библиография

Введение

Проблема воспитания и роли в нем родителей в педагогике уделяется большое место. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина. Родитель, который успешно выполняет функцию воспитателя, оказывает огромную помощь обществу.

Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Проблемой воспитания ребенка в семье и отечественной педагогической науке занимались такие крупные ученые как К.Д.Ушинский, Т.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий, П.Ф. Лек, Е.А.Аркин.

Цель данной работы- рассмотреть понятие, методы и формы семейного воспитания.

Методы и формы семейного

1. Понятие и принципы семейного воспитания

Начальной структурной единицей общества, закладывающее основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей - еще не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи (Л.Д. Столяренко).

Семья - это социально - педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувство, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально - экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это ограничено переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по разному.

Каковы задачи семьи? Столяренко пишет, что они состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

обеспечить социально - экономическую и психологическую защиту ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научит детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного "Я".

Семейное воспитание имеет свои принципы. Выделим наиболее общие из них:

-гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семьи;

последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

воспитание семья ребенок

2. Цель и методы семейного воспитания

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.

Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Г. Крайг пишет, что уже через несколько минут после рождения ребенок, мать и отец (если он присутствует при родах) включаются в процесс бондинга, или образования эмоциональной связи. Издав первый крик и наполнив легкие воздухом, новорожденный успокаивается у материнской груди. После короткого отдыха малыш может пытаться сфокусировать взгляд на лице матери, причем создается впечатление, что он делает паузы и прислушивается. Это вызывает восторг родителей, которые начинают разговаривать с ним. Они внимательно изучают все части тела малыша, разглядывают пальцы рук и ног и забавные крохотные уши. Качая и гладя новорожденного, они устанавливают с ним тесный физический контакт. Многие новорожденные почти сразу находят грудь матери и начинают сосать, периодически останавливаясь, чтобы сориентироваться. Дети, могут более получаса общаться со своими родителями, когда те прижимают их к себе, смотрят им в глаза и разговаривают с ними. Создается впечатление, будто малыши хотят ответить.

Сейчас по крайней мере в 8 независимых лабораториях, находящихся в 5 странах, твердо установлено, что дети на ранних стадиях младенчества способны к ограниченной имитации поведения своих родителей. Они двигают головой, открывают и закрывают рот, даже высовывают язык в ответ на мимику родителей.

Некоторые психологи считают, что такие ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое значение для упрочения уз, соединяющих детей и родителей

Ранние дополнительные контакты с ребенком могут оказаться особенно полезны для несовершеннолетних матерей.

Ребенок буквально впитывает в себя семейный распорядок, вживается в него, принимает его как должное. Значит, до минимума сведены причины для капризов, упрямства, пререканий с родителями, т.е. для негативных проявлений, которые невротизируют ребенка, а следовательно, и взрослых.

Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.

Мир каждой семьи неповторим и индивидуален - говорит Крайг. Но все хорошие семьи похожи бесценным ощущением защищенности, психологической безопасности и нравственной неуязвимости, которым одаривает человека счастливый отчий дом.

Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но несколько по-иному распределяют роли отца и матери.

Т.А. Куликова считает, что для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления - и мужской, и женский. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. Если же ребенка воспитывает одна мать, о развитие интеллекта иногда идет "по женскому типу", т.е. у ребенка формируются лучше языковые способности, но чаще формируются нелады с математикой.

Очень важным аспектом становления личности ребенка является овладение полоролевым поведением. Естественно, что родители, являясь представителями разных полов, играют главную роль в этом процессе. Ребенок видит пример родителей, наблюдает за их взаимоотношениями, сотрудничеством, строит свое поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом.

Б.Спок также считает, что отец и мать должны и оказывают влияние на становление полоролевого поведения. В своей книге "Ребенок и уход за ним" Спок говорит о том, что родители своим поведением, высказываниями и поощрением того или иного поведения у детей разного пола подталкивают их к осознанию того, что ребенок является представителем определенного пола.

Спок акцентирует внимание на том, что отцу и матери нужно вести себя по разному с мальчиками и с девочками. Отец, воспитывая своего сына, привлекает его к мужским занятиям и поощряет развитие у него таких качеств, как решительность, мужественность. А в дочери, мягкость, нежность, терпимость. Мать же обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, приветствуя любую позитивную активность. Отношения между мамами и их сыновьями, папами и их дочерьми оказывает большое влияние на формирование характеров детей, на отношение их к жизни. Личность каждого ребенка формируется в результате повседневных контактов в семейной жизни.

Многие матери и отцы не задумываются о своем отношении к дочери или к сыну, так как любят их одинаково. Родителям нельзя устанавливать какие-то особенные отношения с ребенком определенного пола. Такая родительская позиция обычно мешает развитию ребенка, неблагоприятно отражаясь на формировании его личности.

Таким образом, можно говорить о том, что отец и мать играют большую роль в развитии и воспитании детей, они берегут их жизнь, любят их, и тем самым являются источником для их становления.

Т.А.Куликова в своей книге "Семейная педагогика и домашнее воспитание" называет родителей естественными воспитателями своих детей.

В воспитании детей мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет "общее руководство", обеспечивает семью материально, охраняет от врагов. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества мужчины и женщины -чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку, физическая сила и энергия отца. Возникает вопрос: насколько такое распределение функций в действительности соответствует природе мужского и женского начала в семье? Действительно ли женщина отличается особой чувствительностью к эмоциональному состоянию ребенка, к его переживаниям?

Отец и мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Отцовское воспитание очень отличается от материнского. С точки зрения Маргрет Мид роль отца в семье очень велика. Она писала о том, что нормальная семья является та, где ответственность за нее, как целое, несет отец. Так же и при воспитании детей отец несет большую ответственность. "Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, - писал в своих работах А.С.Макаренко,- или поучаете его, или наказываете. Вы воспитываете его в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда вас нет дома".

Отец привносит в воспитание дух мужской твердости, требовательности, принципиальности, строгости и четкой организованности. Отцовское внимание, отцовская забота, все умеющие мужские руки создают гармонию в воспитании.

Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Савченко И.А. утверждает, что современные отцы значительно больше вникают в воспитание детей, больше проводят с ними время. И даже берут по отношению к детям часть традиционных материнских обязанностей.

Другие же психологи (А.Г. Асмолов) утверждают, что российские мужчины в 2 раза чаще высказывают неудовлетворение своим положением с детьми. И в 4 раза чаще утверждают, что участие отца в уходе за ребенком порождает много проблем.

Проблема родительского воспитания наиболее острая для российского общества, наше государство декларировало равноправие обоих родителей по отношению к ребенку (кодекс о законов о браке и семье).

Долгое время считалось, что материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при появлении ребенка. Это утверждение о врожденности материнских чувств было поставлено под сомнение результатами многолетних экспериментов над человекообразными обезьянами, проведенных под руководством американского зоопсихолога Г.Ф.Харлоу. Суть эксперимента в следующем. Новорожденных детенышей отделили от матерей. Малыши стали плохо развиваться. Им внесли "искусственных матерей" - проволочные каркасы, обтянутые шкурой, и поведение детенышей изменилось к лучшему. Они лазали по "мамам", играли рядом с ними, резвились, прижимались к ним в случае опасности. На первый взгляд для них не было разницы между родной и "искусственной" мамой. Но, когда они выросли и дали потомство, стало ясно, что замена не была полноценной: у обезьян, выросших в отрыве от взрослых особей, начисто отсутствовало материнское поведение! Они были так же равнодушны к своим детям, как их "искусственные мамы". Они отталкивали малышей, били их так, когда те плакали, что некоторые погибли, а других спасли сотрудники лаборатории. На основе экспериментальных данных был сделан вывод о том, что у высших млекопитающих (а человек относится к ним) материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства.

И, тем не менее, у матери к ребенку несравненно более "естественная" дорога, чем у отца.

3. Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания

Если говорить о родительской позиции, о стиле поведения, то можно сказать о типах матери и отца.

Типологию матерей выделяет А.Я.Варга:

"Спокойная уравновешенная мама" - настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы. Вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благополучия и добра.

"Тревожная мама" - вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу которая лишает покоя всех ее членов.

"Тоскливая мама" - вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями в себе, своем будущем. Ее беспокойство и мнительность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью.

"Уверенная и властная мама" - твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит не на йоту. Она подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, инициативе.

"Папа - мама" - это по матерински заботливый папа, он берет на себя функции мамы: и искупает, и накормит и книжку почитает. Но не всегда ему удается это сделать с должным терпением. Пресс настроения папы давит на ребенка, когда все хорошо папа заботлив, добр, отзывчив, а если что -то не ладится, бывает не сдержанным, вспыльчивым даже злым.

"Мама- папа" - главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду Как мать и как отец он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно "устраивается" на папиной голове, превращается в маленького деспота.

"Карабас - барабас". Папа пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь "ежовые рукавицы" В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказание за содеянное как профилактика - излюбленный метод такого папы.

"Крепкий орешек" - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы облегчить участь ребенка, когда он не прав.

"Попрыгунья" - стрекоза. Папа, живущий, но не чувствующий себя отцом. Семья для него тяжелая ноша, ребенок обуза, предмет забот жены, что хотела, то и получила! При первой возможности этот тип превращается в приходящего папу.

"Добрый молодец", "Рубаха-парень" - папа на первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко и весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

"Ни рыба, ни мясо", "под каблуком" - это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она ни права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь родителей к своему ребенку является основой приобретения последним социально способности - любить собственных родителей.

Отечественный ученый А.В.Петровский выделяет тактики семейного воспитания.

"Сотрудничество". Демократичные родители ценят в поведении детей и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.

"Диктат". Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

"Гипоопека". Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

"Невмешательство" - предполагается, что могут существовать два мира, взрослые и дети и ни тем ни другим не следует переходить намеченную черту.

Таким образом, любому отцу и любой матери следует знать, что нет жестко установленных правил в воспитании детей, есть только общие принципы, воплощение которых зависит от каждого конкретного ребенка, и от каждого конкретного родителя. Задача родителей состоит в том, чтобы так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов, залогом этого может быть внутренняя гармония каждого из родителей.

Важным фактором влияющим на формирование личности ребенка является атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых является для ребенка необходимым своеобразным жизненно - важным витамином, который дает ему ощущение защищенности обеспечение эмоционального равновесия его самооценки.

Заключение

Итак, семья играет огромную роль в процессе воспитания. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Именно поэтому, так важно чтобы ребенок, положительно воспринимал семью. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Родители должны понимать, что они обязаны:

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.

Библиография

1.Азаров. Ю.П. Искусство воспитывать. М., "Просвещение", 1985.

.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.

.Дружинин В.Н. Психология семьи. Москва, издательство КСП 1996 год.

.История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.

.Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000

.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.

.Лански Вики. Настольная книга для родителей:1500 бесценных советов на первые пять лет жизни вашего ребенка/Лански В.-М.:Эксмо-Маркет, 2000.-288с.

.Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-начало ХХ века):Учеб. пос.-М.:Форум, ИНФРА-М,1998.-584с

.Лесгафт П.Ф. " Семейное воспитание ребенка и его значение". Москва, "Просвещение",1991.

.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., Педагогическое общество России. 2002.

.Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пос.для вузов, учителей нач.классов и родителей.-2-е изд.-М.:Академия, 1997.-288с.

.Семейное воспитание. Краткий словарь. Сост.: И.В. Гребенников,Л.В. Ковинько, Смирнов С. Д. Курс "Гуманистические традиции образования",., 1996.

.Семейное воспитание: Хрестоматия:Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./Сост. П.А.Лебедев.-М.:Академия,2001.-408с.-(Высшее образование).

.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов -на Дону. 1999.

.Умом и сердцем. Мысли о воспитании, изд.-5 -тое, Москва, Издательство политической литературы, 1988 год, сост.Молохов Н.И.

.Фомичева Ольга Святославовна. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке.-М.: Гелиос АРВ,2000.-192с.:ил.

.Фридман Лев Моисеевич. Психология воспитания: Книга для всех, кто любит детей.-М.:Сфера,1999.-208с.

.Харламов И. Ф. Педагогика М., 1999.

.Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., "Просвещение". 1993.

Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.

В следствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей – сколько и разновидностей методов. Однако, как показывает анализ, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания к которым отнесены:

Метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

Метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);

Метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);

Метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

В случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности;

Учет уровня педагогической культуры родителей.

Однако рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейных отношений.

В семейном воспитании на ребенка стихийно действуют обстоятельства жизни семьи и ближайшее ее окружение, материальные и моральные условия, вся атмосфера с положительной и негативной направленностью. Семейные отношения выражаются в тактике семейного воспитания. В каждой семье имеются свои особенности семейного воспитания. Выработка этих нюансов - это поиск правильной точки отсчета в воспитании. Рассмотрим несколько особенностей семейного воспитания, наиболее распространенные в современных российских семьях.

В тех случаях, когда для родителей интересы ребенка превыше всего, они подчинили им все свои желания и потребности, превратились буквально в рабов своего сына или дочери – это позиция, в основе которой родительская близорукость. У таких родителей, как правило, вырастают эгоисты или люди, ни к чему не приученные, безвольные, слабохарактерные.

Когда родители превыше всего ставят свои интересы, мало считаются с желаниями, потребностями ребенка, живут только «для себя» – можно говорить о родительском эгоизме. В подобных семьях нередко растут безынициативные, пассивные дети, не имеющие собственного мнения, или, наоборот, настроенные агрессивно, живущие собственными интересами.

При выборе методов семейного воспитания родители должны помнить и о том, что от их поведения и взаимоотношений очень многое зависит, в том числе и нравственное становление ребенка. И так рассмотрим методы семейного воспитания в зарубежной педагогике.

К простой истине гласящей, что правильно организовать воспитание детей в семье можно с помощью умелого применения научно обоснованных методов воздействия пришли специалисты, как в России, так и за рубежом.

В зарубежной педагогике существует множество различных методов семейного воспитания: методы формирования сознания, поведения и деятельности, стимулирования и т.д. Многие зарубежные методы семейного воспитания перешли и в отечественную педагогическую науку. Остановимся на некоторых из них. Каждый родитель стремится привести ребенка к пониманию того, что хорошо, что плохо, к чему следует стремиться и чего следует избегать.

Элементарные методы семейного воспитания, общие для человека и животных, изложены в замечательной книге американского дрессировщика и психолога Карен Прайор 1 «Не рычите на собаку». Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Автор считает, что «положительное подкрепление» – это нечто приятное для воспитанника, совпадающее с какими-либо его действиями и ведущее к вероятности повторения этого действия. Уже имеющееся поведение, независимо от того, насколько оно случайно, с помощью положительного подкрепления можно усилить. Например, вы зовете щенка, он подходит к вам и вы его ласкаете. В дальнейшем такая реакция щенка на ваш зов станет все более надежней. Улыбки и похвала не годятся в качестве подкреплений, если тот, кому они адресованы, хочет вывести вас из себя.

Незаслуженный куш, как метод семейного воспитания в зарубежной педагогике заключается в том, что ребенку дается награда, в десять раз превышающая обычное подкрепление и являющаяся для него сюрпризом.

Убеждение как метод воспитания в семье очень часто приходит на помощь родителям. Содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития ребенка. Порой родители недооценивают того, что ребенок способен по интонации голоса, по внешнему выражению голоса почувствовать искренность или неискренность его слов. Использование убеждения как метода воспитания требует высокого родительского авторитета, который придает воздействию убеждающего силу внушающего влияния. Один из распространенных приемов убеждения: показ последствий поступка, почему-либо не замеченных самим ребенком.

Использовать убеждение как метод воспитания в семье нужно, осязательно отталкиваясь от тех знаний, того жизненного опыта, от тех чувств, которые уже имеют для ребенка нравственную значимость. Когда хотят, особенно подросткам и старшеклассникам, доказать безнравственность какого-то поступка, прибегают еще к одному приему: проводят параллель между ними и той отрицательной чертой характера, которая отражается в совершенном поступке. Однако и этот метод семейного воспитания вызовет желаемый педагогический эффект только в случае, если ребенок сам осуждает ту черту характера, которая связывается с его поступком.

Поощрение – это также метод воспитания в семье. Пользоваться им надо умело. Когда ребенка без меры хвалят, одобряют, одаривают за каждый пустяк, когда им слишком часто восторгаются, он постепенно становится тщеславным, нескромным, слишком самонадеянным, избалованным человеком. Оценивая поведение детей, выбирая меру поощрения за хороший поступок, надо обязательно учитывать мотивы, которыми дети руководствовались, совершая то или иное действие. Поощрение как метод воспитания в семье всегда предполагает серьезные требования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребенок сумел заставить себя выполнить какие-то нелегкие для него требования. Важно, чтобы радость подростка и успех были замечены. Ваше понимание и сочувствие придадут ему уверенность в своих силах, помогут созданию хорошего микроклимата в семье. Если ребенок встал вовремя и без возражений выполнил некоторые ваши требования, не поскупитесь на поощрение.

Организация игры в воспитательных целях также может служить вариантом поощрения. Использование игры, как варианта поощрения обусловлено тем, что роль игры в воспитании очень высока.

Иногда бывает нужно отучить ребенка от какого-то нежелательного поведения. Существуют следующие методы семейного воспитания, такие как методы отучения:

    физическое устранение;

    наказание;

    отрицательное подкрепление;

    угощение;

    выработка несовместного поведения;

    связь поведения с определенным стимулом;

    формирование отсутствия нежелательного поведения;

    смена мотивации.

Например, угощение – это игнорирование поведения, от которого вы хотите избавиться. Игнорирование, как метод отучения – это отсутствие подкреплений. Подкреплением данного нежелательного поведения является реакция именно на это поведение. То есть этот метод отучения заключается в том, что вы ведете себя так, будто этого поведения вообще нет. Но нужно игнорировать поведение, а не человека.

В среде методов семейного воспитания формирование отсутствия нежелательного поведения очень важный метод отучения. Он чрезвычайно прост и состоит в том, что подкрепляется любое поведение, кроме нежелательного. Наиболее распространенный в практике семейного воспитания метод отучения – наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, и само наказание является неожиданностью для воспитуемого. Наказание не должно рассматриваться ребенком как произвол или месть с вашей стороны. Только тогда, когда сам ребенок признает, что наказание справедливо, оно оказывает воспитательный эффект.

Используя наказание, как метод семейного воспитания ни в коем случае не оскорбляйте ребенка, не задевайте его личности. Желательно, чтобы ребенок заранее знал, что за определенные проступки его ждет определенное наказание; еще лучше, чтобы он сам участвовал в выработке этой системы наказаний, тогда оно воспринимается как естественное следствие проступка. Когда наказание наложено, никогда больше не вспоминайте о нем и о вызвавшем его поступке. Не изменяйте вашего обычного стиля общения с ребенком из-за его проступка, не дуйтесь, не обижайтесь на него, – этим вы не только наказываете его за проступок, но и осуждаете его самого, его личность.

Воспитание ребенка в основном происходит в семье. Родителей, близких родственников и особый домашний микроклимат не сможет заменить даже самая элитная школа с опытнейшими психологами. Дети это чувствуют, самой большой потерей для них является утрата родителей, поэтому действенными, но жесткими для непослушного ребенка являются угрозы быть помещенным в интернат на перевоспитание. Методы семейного воспитания – это сочетание поощрения и наказания, кнута и пряника.

Основными методами воспитания и влияния ребенка являются: убеждение, личный пример, поощрение и наказание. Важны не только методы воспитания, а то, как родители их используют на практике. Для одних родителей наказание – это шлепки по мягкому месту, а для других – лишение удовольствий. Можно лишить второго мобильного телефона, а можно — обычных карамелек. Процесс воспитания очень непрост, имеет уйму нюансов, с которыми ежедневно приходится сталкиваться.

Методами воспитания называют способы, с помощью которых проходит направленное педагогическое влияние на поведение, а также сознание ребенка. Способы воздействия несут отпечаток личности родителей, поэтому для каждого папы или мамы есть свои пределы влияния на своего ребенка. Рассмотрим детальнее основные пути воздействия на подрастающую личность.

Методы семейного воспитания – это способы воспитательных воздействий и взаимодействий родителей с детьми, направленные на развитие их сознания, чувств и воли, формирование опыта поведения, организацию жизнедеятельности детей.

Убеждение

Заключается в целенаправленном воздействии на психику с сознанием. Взрослые рассказывают, что хорошо, а что – плохо, приводят действенные доводы для объяснения своей позиции. Рассказы сопровождаются доступными для восприятия примерами, чтобы можно было понять суть без сложных фраз.

Если малыш не уважает хлеб, разбрасывает его по комнате, то его не бьют и не ругают. Ребенку просто спокойно рассказывают, что десятки людей потрудились над тем чтобы свежая булочка, оказалась у них дома на столе. Также подчеркивают, что папа и мама напряженно работали для того, чтобы купить хлеб. Поэтому неуважение к хлебу – это неуважение к родителям , а также к своей семье.

Поощрение и наказание: за и против

Следующие два приема являются наиболее обсуждаемыми, это две стороны одной медали, которую называют воспитанием. Остановимся подробнее на использовании тактики кнута с пряником в различных комбинациях.

Таблица 1:

Методы стимулирования поведения и деятельности
Поощрение (похвала, благодарность, признательность, одобрение положительного поступка, доброжелательный контакт глаз, физический контакт: поглаживание, обнимание, прижимание к груди, усаживание на колени, пожимание руки и др., поручение задания, подарки, материальное и денежное вознаграждение)
Наказание (замечание, предупреждение, отсроченная беседа, отсрочка исполнения обещанного, отмена исполнения обещанного, отказ выполнить просьбу, лишение привычных развлечений, постановка на время в угол, оставление на время в отдельной комнате, усаживание на время в кресло, на диван, на колени и др.)
Прощение
Соревнование (побуждение)

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается , прежде всего, семьей . Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей , в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

  • семья осуществляет социализацию личности;
  • семья обеспечивает преемственность традиций;
  • важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
  • существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Составные компоненты семейного воспитания:
  • физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
  • нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
  • интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
  • эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
  • трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов .

Основные методы семейного воспитания:
  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
Факторы выбора методов семейного воспитания детей:
  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны .