Как развивается ребенок в утробе матери? Что чувствует малыш и чем он занимается у мамы в животе? Особенности развития ребенка в утробе матери

В этой статье:

Как происходит развитие ребенка в утробе матери и нужно ли на определенных этапах этого процесса принимать в нем участие? На какие периоды делится беременность и сколько длится? Обо всем этом ниже.

Начало беременности - зарождение жизни

Средний срок вынашивания малыша составляет 38-40 недель, которые необходимы ему для формирования в утробе матери. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы ребенок был готов к появлению на свет здоровым и полноценно развитым. Чтобы понимать,что происходит с малышом и на каких этапах, будущим мамам стоит отслеживать изменения, подстраивая под новое положение свой образ жизни и привычки.

Итак, беременность принято разделять три основных периода, которые медики называют триместрами. В каждом таком периоде по три месяца. Самый важный - это первый триместр . В этот период начинается формирование внутренних систем организма малыша. Будущая мама именно в это время особенно остро ощущает перемены в своем организме, связанные в первую очередь с изменениями гормонального фона. Практически все системы организма находятся в стадии перестройки, включая половые органы будущей роженицы.

Новая жизнь внутри утробы женщины рождается из одной маленькой клетки, которая спустя положенные 9 месяцев вырастет в полноценный человеческий организм, полностью зависимый от матери до момента рождения.

Как правило, процесс оплодотворения осуществляется в середине цикла. В результате объединения активного
мужского сперматозоида с яйцеклеткой образуется одна большая клетка с полным набором хромосом - 46 штук от матери и отца будущего ребенка. Именно с этого момента процесс развития плода внутри утробы можно считать открытым.

Организм женщины устроен таким образом, что после слияния яйцеклетки со сперматозоидом начинается активное деление клетки, еще до того, как она попадет в матку. Уже на этом этапе образуются сотни клеток, каждая из которых будет отвечать за определенные функции.

Путь по маточной трубе длится примерно неделю после момента зачатия. Затем яйцеклетка попадает в матку и надежно закрепляется в ней. Длина зародыша к этому моменту составляет около 0,15 мм, то есть примерно с крупную песчинку или булавочную головку.

Первый триместр: как все происходит

Как только клетка закрепляется на маточной стенке, процесс деления начинает ускоряться. Частично клетки преобразуются в желточный мешок, хорион и плодные оболочки. Остальная же часть - это начало жизни нового человеческого организма.

Примерно на 5-й неделе беременности можно наблюдать серьезный прогресс в развитии малыша в утробе матери. У него появляется сердце, которое начинает биться.
Параллельно с этим формируется нервная система и ряд органов, ответственных за кроветворение.

Спустя неделю у зародыша уже начинает формироваться головной мозг, пока что визуально напоминающий расширение нервной трубки. На этом же этапе образуются зачатки конечностей и зрительные пузырьки с пигментными дисками. К этому времени масса малыша составляет до 1,3 грамма, а длина увеличивается до 5 мм.

На 8-й неделе беременности будущие мамы особенно благодарны медикам за возможность послушать, как бьется сердце ребенка. Качественные УЗИ-аппараты позволяют на этом сроке услышать ритмичное постукивание маленького сердечка.

И пусть пока внутренние органы крохи практически незаметны при ультразвуковом обследовании, но они уже есть:
закладывается пищеварительная и сердечно-сосудистая система, начинается процесс формирования бронхов.

В первом триместре активно развивается не только сам эмбрион, но и плацента, которая возьмет на себя функции по жизнеобеспечению плода в утробе матери. Именно она будет отвечать за поддержание нормального гормонального фона, процесс газообмена и питание малыша.

На 11-й неделе развития эмбрион уже можно назвать плодом, в первую очередь потому, что он начинает приобретать все большее сходство с человеком. Его нервная система уже
умеет проводить импульсы, хотя пока они и не воздействуют на внутренние органы.

В этот период беременная женщина чувствует тошноту, страдает запорами, у нее учащается сердцебиение и даже появляется изжога. Все это симптомы первого триместра беременности, которые ко второму ее периоду у большинства женщин проходят.

Именно поэтому будущие мамы с таким нетерпением ждут наступления второго триместра - для того чтобы почувствовать себя лучше и наконец-то успокоиться, помня ведь вероятность срыва беременности к этому времени существенно снижается.

Что происходит во втором триместре?

Начиная с 12 недели развитие ребенка в утробе матери происходит в ускоренном темпе. Именно в это время формируется скелет малыша и органы брюшной полости, заканчивается формирование пищеварительной системы, о
чем свидетельствует наполненность кишечника меконием.

Головной мозг малыша развивается так же активно, как скелет и внутренние органы, на нем появляются бороздки и извилины. Будущей маме очень важно в этот период больше времени проводить на свежем воздухе, чтобы мозг малыша получал достаточное количество кислорода.

Будущие роженицы особенно нежно и с трепетом вспоминают пятый месяц беременности, во время которого у них был установлен первый физически ощутимый контакт с малышом. Примерно на 18-й неделе кроха радует будущих родителей шевелениями, характер которых мама может определять по их частоте и силе.

Ребенок реагирует на эмоции мамы, о чем дает знать активными движениями в утробе. Для беременной женщины толчки - лучшее доказательство того, что малыш развивается нормально. Если шевеления прекратились и в течение долго времени не появляются, необходимо срочно обследоваться у врача.

На втором триместре начинается формирование эндокринной системы малыша, а к середине этого периода у плода уже работают:

  • надпочечники;
  • щитовидка;
  • поджелудочная;
  • гипофиз;
  • половые железы.

Примерно к концу 24-й недели малыш уже пробует имитировать дыхательные движения, хотя в легких его еще находится жидкость и воздух в них не поступает. Репетиция дыхания помогает малышу после рождения сделать первый вдох и наградить маму пронзительны криком, свидетельствующим о начале новой жизни.

На втором триместре беременности будущей маме нужно стараться меньше нервничать, больше гулять, отдыхать и соблюдать режим сна, так как малейшие стрессы могут негативным образом сказаться на умственном и физическом развитии малыша.

В конце второго триместра вес ребенка составляет уже почти 700 грамм, а длина его достигает 35 см. На снимках УЗИ можно увидеть, как кроха сосет палец руки.

Завершающая стадия формирования новой жизни - третий триместр

На последнем этапе развитие ребенка в утробе матери заключается в основном в увеличении размеров малыша. Живот у будущей мамы становится заметно больше: формирование плода подходит к концу. Кора головного мозга к этому времени уже практически сформирована, и малыш
способен различать звуки внешнего мира. Он прислушивается к голосу мамы и папы, реагирует на поглаживания животика, замирает или, наоборот, начинает активно двигаться при звуках музыки.

В утробе матери малыш на протяжении всего срока формирования слышит биение ее сердца, которое внушает ему ощущение полной безопасности. Именно поэтому после рождения кроху первым делом прикладывают к груди мамы, чтобы он почувствовал: родное сердце по-прежнему рядом и связь с мамой такая же крепкая, как и была.

В течение трех последних месяцев беременности большую часть времени малыш готовится к появлению на свет. У крохи открываются глаза, оттачивается рефлекс моргания, он активно набирает массу за счет увеличения слоя жировой клетчатки, которая затем убережет его от переохлаждения во
внешнем мире.

В середине последнего триместра длина малыша составляет около 40 см, а вес близится к 2 кг. Внутри мамы ему становится тесно, поэтому интенсивность и продолжительность шевелений к этому моменту заметно уменьшается. Примерно на 35-й неделе развитие ребенка в утробе матери переходит на стадию непосредственной подготовки к родам. Малыш принимает правильное положение (головой вниз) и терпеливо ждет ответственного момента.

На последнем, девятом, месяце беременности масса малыша уже близится к 3 кг, причем каждую неделю он прибавляет по 200 г и к моменту появления на свет может весить более 4 кг. Жизненные системы и органы полностью сформированы, кожа младенца разглаживается, легкие готовятся к первому вдоху. Будущим мамам на этом этапе беременности нужно быть особенно осторожными, чтобы не вызвать преждевременные роды.

Нужно ли развивать младенца в утробе?

Как происходит развитие ребенка в утробе матери, вы теперь знаете – остается поговорить о том, как вести себя с еще не родившимся ребенком, нужно ли с ним общаться, приучать его к музыке и что все это даст для его развития.

Не все будущие мамы знают, что кроха в утробе начинает не только слышать, но и чувствовать маму, переживать вместе с ней ее же эмоции. Именно поэтому врачи настаивают на том, чтобы в период беременности будущие мамы уделяли особое внимание общению с крохой, стараясь окружать себя исключительно позитивными эмоциями.

Доказано, что ребенок в утробе прислушивается к внешним звукам, среди которых самым важным для него является мамин голос. Когда малыш особенно активен, успокоить его под силу только маме или папе простыми поглаживаниями по животику и нежными фразами.

Для того чтобы вы отдавали себе отчет об умственных способностях малыша, ниже приведены данные его развития по неделям.

Будущая мама во время беременности, даже не отдавая себе в этом отчет, начинает больше говорить с малышом, часто у нее открываются новые творческие способности, меняются музыкальные пристрастия. Все это происходит потому, что малышу важно задействовать как можно больше клеток мозга для того, чтобы не допустить их потери.

Начиная с 6-го месяца беременности можно пробовать обучать малыша некоторым словам, которые он будет ассоциировать с ощущениями. Например, можно научить ребенка понимать слова «темно» или «светло», включая и выключая свет. К концу третьего триместра известные малышу слова можно группировать в простые фразы, кроме того, самое время приступить к приобщению крохи к миру музыки, включая ему колыбельные, классическую музыку или детские песни.

Не стоит забывать также и о том, что у малыша на последнем триместре беременности развиты все органы чувств, поэтому он может реагировать на холодное и горячее, если коснуться этими предметами живота, на голоса, на яркий свет, на прикосновения и даже на вкус околоплодной жидкости, который меняется в зависимости от того, что ела мама. Осознавая все это, можно заниматься развитием малыша в утробе, чтобы наладить с ним контакт и еще больше укрепить эмоциональную связь.

Мария Соколова


Время на чтение: 11 минут

А А

О необходимости воспитания малыша «с пеленок» знает каждый родитель. Пока ребенок лежит «поперек лавки», у мамы с папой имеются все возможности – привить чаду нужные навыки, любовь к искусству, правила поведения в обществе. Но вот о воспитании чада в утробе задумываются далеко не все. Хотя учеными уже давно доказано, что дородовое воспитание – важный и нужный этап развития крохи.

Есть ли в этом смысл, и как воспитывать малыша во время беременности ?

3-й месяц беременности: воспитание под музыку Вивальди

На данном этапе будущий малыш уже приобретает человеческий облик, активно развивается спинной и головной мозг, органы чувств, сердечко, вкусовые рецепторы и половые органы. Уже сформировались пуповина с плацентой. Будущий кроха способен ощущать прикосновения родителей к животу , при громких звуках его сердечко бьется сильнее, глаза реагируют на свет, уши – на звуки.

Что могут родители?

  • Сейчас важно «наладить контакт» с малышом, и сделать это легче всего через музыку. Согласно исследованиям, классика является лучшим вариантом – она более других нравится малышам в утробе, а Вивальди и Моцарт «полезны» для активного развития мозга и формирования нервной системы.
  • Что касается рок-музыки и более тяжелых жанров – они приводят ребенка в возбуждение и даже вызывают страх. Классическая музыка и народные колыбельные действуют успокаивающе, убаюкивая . Родившись, малыш будет легко засыпать (и днем, и по ночам) под уже знакомую мелодию. Принесет пользу и музыка «релакс» — звуки моря, леса и пр.
  • Не менее важны в этот период личные отношения супругов. Все конфликты и недопонимания отразятся после рождения малыша на его характере. Поэтому бережные, теплые отношения и забота друг о друге сейчас – самое важное.
  • Никаких негативных мыслей! Ребенок начинает накапливать информацию, и задача мамы – уберечь кроху от любого негатива. Все мамины страхи могут перейти «по наследству» к ребенку, все пережитые мамой отрицательные эмоции отложатся в его подсознании. Не говоря о том, что любой мамин стресс отражается на малыше гипоксией (нехваткой кислорода).
  • Пойте своему крохе. Голос мамы – лучший в мире. Успокоит, убаюкает, подарит ощущение защищенности. И читайте сказки – добрые и красивые. А если они будут на других языках – еще лучше (изучение языков при такой «подготовке» не будет для малыша проблемой).

Спорт и активный образ жизни на 4 месяце беременности

Ваш кроха уже совершает первые движения, формируются ушные раковины и пальчики. Голова растет, все органы и системы активно развиваются, появляются зачатки зубов. 4-й месяц – время «закладывать фундамент». Будущий характер чада, способности интеллекта и даже ленивость формируются, по мнению специалистов, именно сейчас.

Что могут родители?

  • Маме не следует запираться в квартире и дрожать за каждый свой шаг (если только это не рекомендовано врачом) – ведите активную жизнь, встречайтесь с друзьями, совершайте регулярные пешие прогулки.
  • Не ленитесь вставать по утрам, не сбивайте режим дня. Привыкая смотреть по ночам романтические комедии (например) и трескать сладенькое, вы рискуете снабдить данной привычкой своего малыша.
  • Не исключайте из своей жизни спорт. Конечно, прыгать с парашютом, летать на тарзанке и покорять вершины не следует, но легкие виды спорта не просто не противопоказаны, но и рекомендованы. На крайний случай, всегда остаются такие варианты, как , специальная физкультура, йога для беременных.
  • Помните о здоровом питании. Придерживаясь правильного отношения к пище, вы формируете вкусы будущего крохи. Читайте также: .

Отцы и дети на 5 месяце внутриутробной жизни малыша

Малыш двигается уже весьма интенсивно, его рост более 20 см, начинают расти волосики на макушке, появляются ресницы и брови. Этот период важен для формирования тесной связи крохи с его отцом .

Что может папа?

  • Конечно, общаться с чадом так же тесно как будущая мама, папа не сможет. Но время на общение с малышом нужно находить обязательно. Гладьте животик супруги, читайте крохе сказки, разговаривайте с ним, не забывайте пожелать доброй ночи и поцеловать с утра перед уходом на работу. Ваше участие в жизни малыша до родов – залог будущих близких и тесных отношений с ребенком.
  • Если супруга нервничает, плачет или злится, успокойте малыша – тем самым вы сглаживаете воздействие негативных эмоций на психику будущего крохи. А заодно и маму учите контролировать свои эмоции.
  • Не стесняйтесь супруги и родственников – пойте ребенку колыбельные. Низкочастотный голос папы, согласно исследованиям, благоприятно сказывается не только на развитии психики чада, но и на развитии его репродуктивной системы.
  • Дети, с которыми общались до родов и мама, и папа, легче переносят роды, а их интеллект развивается быстрее , чем у сверстников.
  • Запомнив в утробе ласковый голос и тембр папы, новорожденный будет так же спокойно засыпать с отцом , как на руках у мамы.

Развиваем у будущего малыша тягу к прекрасному на 6 месяце жизни в утробе

Рост малыша уже 33 см, весит он около 800 г, на руках и ногах уже различимы пальчики. Глазки открываются и чутко реагируют на свет. В ситуации преждевременных родов малыш (при соответствующей интенсивной медпомощи) способен выжить .

Как говорят специалисты, на этом этапе оказывается влияние на обретение дурного/хорошего вкуса и даже на внешние данные . Что касается внешности – это факт не доказанный, а вот привить малышу правильный вкус мама очень даже может.

Что делать, как воспитывать ребенка в утробе?

  • Все внимание на искусство ! Просвещаемся, отдыхаем с пользой, наслаждаемся красотой природы и искусством.
  • Смотрите добрые позитивные фильмы и читайте классическую литературу (лучше вслух).
  • Отправляйтесь на интересную выставку, в галерею, в музей или в театр . Желательно, вместе с супругом.
  • Займитесь творчеством и арт-терапией . Рисуйте так, как умеете, не стесняясь, вкладывая всю свою любовь к малышу в картины.
  • Учитесь танцевать, вязать крючком или делать украшения . Творчество, которое приносит удовольствие маме – это польза для психики и развития малыша.

Учим малыша расслабляться на 7 месяц беременности

Ваш кроха уже не только реагирует на звуки и свет, но и спит, бодрствует, отличает кислое от сладкого, помнит голоса папы с мамой и сосет большой палец . В этот период для мамы важно наладить тесный контакт с малышом.

  • Освойте одну из техник расслабления – йога, медитация и пр.
  • Регулярно отвлекайтесь от суеты и, включив приятную музыку, расслабляйтесь и настраивайтесь на «одну волну» с ребенком.
  • Поглаживайте животик , сочиняйте сказки вслух, читайте по памяти детские стихи.
  • Помните, что ваш «релакс» во время беременности – это устойчивая психика малыша в будущем , высокий иммунитет, легкая переносимость стрессов и спокойный сон.
  • Используйте световые и тактильные «игры». Касайтесь живота, играйте с пяточками малыша, ждите, пока он откликнется в ответ на прикосновение. С помощью папы и фонарика можно играть с крохой в «светло/темно», направляя луч на живот.

Общаемся с малышом и учим радоваться жизни на 8 месяце внутри утробы

Малыш уже отлично видит и слышит . За исключением легких, хорошо развиты все системы. Интенсивно развивается мозг. Чем больше сейчас позитива в жизни мамы, тем активнее развивается малыш, тем крепче его здоровье и психика.

  • Используйте все возможности для получения положительных эмоций. Отправляйтесь на массаж или в салон красоты, используйте арома- и цветотерапию, окружайте себя только хорошими людьми и красивыми вещами.
  • Ваш малыш уже знает вашу реакцию на стрессовые факторы и положительные моменты . Если вы научитесь быстро справляться со стрессами, и ваше учащенное сердцебиение в этот момент будет кратковременным, кроха запомнит вашу реакцию и после рождения порадует вас эмоциональной устойчивостью.
  • Малыш впитывает сейчас информацию на клеточном уровне. Объясняя ему все, что происходит, успокаивая, подавляя в себе отрицательные эмоции, вы программируете характер сильного и волевого человека.

Готовим малыша к встрече с миром на 9 месяце беременности

Ваш карапуз вот-вот появится на свет. Уже полностью сформированы все органы, практически нет места для движения малыша, он набирается сил для выхода «в свет» , и ваша задача – всецело ему в этом помочь.

Многие женщины вынашивают плод, не подозревая, что чувствует ребенок в утробе матери . Но его эмоции начинают свое развитие рано. С помощью современных исследований ученые узнали удивительные вещи о маленьком ребенке, который еще не родился.

Как влияет состояние матери на ребенка

Как только началось развитие малыша в утробе, каждое слово оказывает влияние на него. Женщине рекомендуется особенно следить за своим физическим и психологическим состоянием в первый и третий триместры, так как они являются достаточно сложными.

С 3-го месяца малыш начинает ощущать прикосновения, слышать звуки, чувствовать эмоции. Если будущая мать спокойная, тогда он успокаивается, но от агрессивной речи он становится беспокойным. Если часто повторять какие-то фразы, кроха в животе у мамы способен их запомнить.

Что чувствует ребенок

Ребенок в животе у мамы ощущает чувства из-за гормонов, которые появляются в материнском организме. Если женщина испугалась или расстроилась, вырабатываются гормоны стресса. Они доходят к малышу через кровоток, поэтому он начинает ощущать те же чувства. Если будущая мать находится в спокойном счастливом состоянии, тогда в крови появляются эндорфины, гормоны счастья. В результате малыш также их получает, от этого он радуется. Такие процессы наблюдаются еще вначале беременности.

Во втором триместре происходит развитие слуха, вкусовых рецепторов, открываются глаза. Но что чувствует ребенок в утробе матери:

  1. Врачи заметили, что во время малыш кривится от горьковатого вкуса околоплодных вод, но он охотно их поглощает, если у них чувствует сладость. Когда беременная женщина употребляет пищу, околоплодные воды впитывают вкус еды. Если женщина ела сладости, тогда и они становятся сладкими.
  2. До 17 недели кроха уже имеет острый слух. Ему доходят звуки из окружающей среды. Это может быть голос, музыкальные композиции. В таком маленьком возрасте ребенок запоминает частые звуки, поэтому после рождения, когда снова их услышит, он успокаивается. Исследования доказали, что классическая музыка положительно влияет на кроху, она его усыпляет. Родителям рекомендуется говорить с малышом в утробе, чтобы он узнал знакомые голоса после рождения. Они его также будут успокаивать.
  3. Малыш во втором триместре чувствует, когда кто-то прикасается к животу. Особенно это заметно на поздних сроках. Когда мать гладит живот, она способна почувствовать ребенка. Он может сделать ответный толчок, начать выгибаться.
  4. Можно только представлять, что чувствует ребенок в утробе матери. Ведь его ощущения разные. Было доказано, что он начинает видеть сновидения. Когда человек спит, и ему что-то снится, его глазные яблоки двигаются. Именно такое явление можно увидеть у малыша на 22 неделе беременности.
  5. Ребенок чувствует все переживания женщины. А они особенно часто появляются перед родами. Нередко будущая мать боится перед рождением ребенка, этот страх ощущает и малыш. По этой причине врачи советуют женщине постараться успокоиться, общаться с крохой в период схваток, чтобы он убедился, что ничего плохого не происходит. От этого ребенок родится намного спокойнее.

Как реагирует ребенок

Между женщиной и ее ребенком существует огромная связь. Малыш реагирует на изменения в настроении матери. Если случилась неприятность, он также будет переживать по этому поводу. По этой причине в период вынашивания плода не нужно переживать по пустякам. Ведь ребенок плачет только с мамой, поэтому стоит избегать слез.

Если у матери прекрасное настроение, она ощущает радость, тогда и крохе становится хорошо. Несмотря на то, что ребенок еще находится в утробе матери, он умеет улыбаться и веселиться.

Но не только радость и счастье ощущает малыш. Он реагирует и на стрессовые ситуации, печаль. Если мать находится в депрессивном состоянии, у нее ухудшается настроение, а в кровь поступает гормон кортизола, который дойдет и к плоду. В такой ситуации мало кто подозревает, что чувствует ребенок в утробе матери. Но его настроение также ухудшается, отчего он способен ощущать грусть и даже начать плакать. Это было доказано учеными.

Что хорошо, а что плохо для плода

Малыш ощущает все:
  1. заботу;
  2. радость;
  3. любовь;
  4. гнев;
  5. плач матери.
Одни эмоции беременной женщины хорошо влияют на плод, а другие – плохо. В первую очередь стоит запомнить, что все чувства матери передаются ее ребенку. Злость, крик плохо влияют на кроху, а радость и нежность доставляют ему удовольствие.

Специалисты рекомендуют следить за звуками, разговорами и даже мыслями. Будет полезно читать вслух сказки, смотреть положительные фильмы. Стоит отказаться от триллеров, мелодрам, боевиков, ужасов, так как они вызывают бурные эмоции. Лучше не слушать тяжелую музыку.

Каждой женщине стоит задуматься, что чувствует ребенок в утробе матери . Ей необходимо научиться контролировать свои чувства и эмоции, чтобы вырос ребенок, наполненный счастьем и радостью. Свое маленькое сокровище необходимо оберегать от негатива и злости.

Удивительные сенсорные способности плодаЭмоциональный след

Сходство между периодом внутриутробного разви­тия и процессом гальванопластики

Запись информации на клеточном уровнеВлияние морфогенетических полейСознательное, положительное отношение к плоду во время беременности

Послесловие специалиста

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Очень часто родители в сердцах восклицают: «Ну откуда взялось это в ребенке? Почему он такой?..» Сегодня, наконец, у каждого из нас появилась воз­можность разобраться в истоках. Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего чело­века формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появ­ления на свет уже прожил девять месяцев , которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития.

Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность. как и многие другие свойства личности, воспиты­ваются в человеке с момента его зачатия.

Мать- это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.

Организм будущего ребенка строится из материа­лов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода.

Именно неправильное поведение матери, ее излиш­ние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, слу­жат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в ум­ственном развитии и многие другие патологические состояния.

Здесь скептически настроенный читатель может усмотреть неразрешимость ситуации: действительно, можно ли избавить мать и дитя от влияний исковер­канной окружающей среды, социальных и экономиче­ских потрясений, общественных эмоций, пожирающих душу и тело? Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, для которой неисчерпаемую вселенскую энергию дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку- один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для «свидания» со своим будущим ре­бенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпениемждут они его появления на свет и каким здоровым и красивым, великодушным и сильным они хотят его видеть.

Природа отблагодарит родителей за их сознатель­ные усилия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш.

Издательство «Жизнь» искренне благодарит авто­ра лекции - президента Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP ), про­фессионального педагога мадам Андрэ Бертин за лю­безно предоставленное разрешение на публикацию материалов в русском переводе.

При переводе мы попытались максимально сохра­нить своеобразие изложения материала и стиль ав­тора, чтобы не исказить смысл некоторых абсолютно оригинальных идей и положений, которые на первый взгляд могут показаться неосведомленному читателю чем-то вроде из области фантастики.

Санкт-Петербург, май1991г .

Приводя своего очередного ребенка в детский сад и беседуя с воспитателем или заведующей, которых матери знают уже много лет, они как правило сооб­щают им сведения, касающиеся младенчества, родов или беременности. Я часто отмечала взаимосвязь между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствием матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то не­обычным, по их собственному мнению, в характере или поведении ребенка.

Результаты исследований, проведенных в послед­нее десятилетие учеными различных специальностей, подтверждают наличие этой взаимосвязи и указыва­ют на ее важность.

В1982г ., оставив основную работу, я установила тесный контакт с врачами и медсестрами педиатри­ческих отделений, акушерами, преподавателями учеб­ных заведений различного уровня, а также с родите­лями, наблюдавшими указанную взаимосвязь в процессе профессиональной деятельности или непосред­ственно в рамках семьи. Обобщив кое-какие результа­ты, мы пришли к выводу о необходимости создания Национальной ассоциации пренатального (дородовый,внутриутробный. (Здесь и да­лее - прим. переводчика. )воспита­ния(ANEP), которая должна была стать мостиком между проводимыми исследованиями и супружески­ми парами и матерями.

Было заявлено, что ассоциация берет на себя рас­пространение соответствующей информации (и несет за нее всю ответственность) путем организации кон­ференций и симпозиумов, целью которых является ознакомление с ней специалистов, работающих с буду­щими родителями, молодых людей или лиц, не полу­чивших знаний подобного характера в процессе обу­чения.

Кое у кого разговор о пренатальном воспитании может вызвать чувство удивления и даже тревоги: неужели дело дошло до того, что устанавливаются какие-то нормативы и разрабатываются программы, регламентирующие развитие эмбриона и плода? Ко­нечно, нет. Нормативы и программы имеют отноше­ние к обучению, а не к воспитанию.

Воспитание можно определить как предоставление подходящих условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие человека. Действительно, мы воспитываем живое существо, подразумевая под этим его формирование и развитие в процессе развер­тывания жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному и мен­тальному (психическому ) «материалу», который оно получает извне, то есть из окружающей среды.

После рождения ребенка процесс его воспитания характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и, вероят­но, подражание отсутствуют. Что касается впитыва­ния информации, то оно максимально и, как мы уви­дим далее, протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего че­рез несколько месяцев в совершенное существо, обла­дающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Мы не можем отрицать важность воспитания ре­бенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый че­ловек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной работы над собой. Однако мы уверенно заявляем, что ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия, ко­торое присуще пренатальному воспитанию.

Ведь новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития!

Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса раз­вития всего потенциала, всех способностей, изначаль­но заложенных в яйцеклетке.

Нам часто задают один и тот же вопрос: для ко­го важнее результат воспитания – для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Су­ществует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать- это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая ба­за» как с материальной, так и с психической точек зрения.

Мать является также посредником между внеш­ним миром и ребенком. Человеческое существо, фор­мирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у ма­тери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитив­но ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значи­мость периода беременности была абсолютно непре­ложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, афри­канцы и многие другие народы разработали свод за­конов для матерей, супружеских пар и общества в це­лом, которые обеспечивали ребенку наилучшие усло­вия для жизни и развития.

Более тысячи лет тому назад в Китае существова­ли пренатальные клиники, где будущие матери про­водили период беременности, окруженные покоем и красотой.

Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех различных направлений, по­зволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода еще в утробе матери. К ним относятся:

Сенсорные (от лат. sensus -чувство, ощущение. ) способности плода (изучаются специ­алистами разного профиля);

эмоциональный след (обнаружен и изучается пси­хологами и психоаналитиками);

способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, «записывать» ин­формацию (область интересов физиков);

действие морфогенетических полей (Морфогенетические поле- поле, в котором формируется тело человека ), (выдвинуто в качестве гипотезы одним из английских биолоюв).

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЛОДА

Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о на­личии у плода активной сенсорной системы. Напом­ним, что органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беремен­ности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответ­ствии с выполняемыми функциями.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод восприни­мает лишь слабый оранжевый свет, да и то при не­посредственном освещении живота матери.

Обоняние, проявляющееся только при наличии воз­духа, также бездействует до момента рождения.

Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстри­рует предпочтение одного другому. Ежедневно он по­глощает определенное количество амниотической жидкости(околоплодные воды ). Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «прогла­тывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства(!), яв­ляющейся следствием отрицательных вкусовых ощу­щений. Внутриматочная жидкость подвержена влия­нию всего, что съедает и выпивает мать. Это способ­ствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая ха­рактерна для региона проживания родителей.

Приведем пример, когда малютка-индианка была удочерена супругами из Парижа в возрасте трех ме­сяцев. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по различным рецептам европейской кухни, однако с удовольствием ела рисовое блюдо, потреблявшееся ее матерью во время беременности.

На сегодняшний день наиболее детально изучены чувствительность и слух.

Говоря о чувствительности, мы имеем в виду кож­ный покров. Кожа плода подвергается непрерывно­му воздействию мышц матери- ее матки и брюшной стенки. Франц Вельдман, врач из Дании, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональ­ном уровне. Гаптономия(контакт через прикосновение ) дает возможность поддер­живать глубокий контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.

Что касается слуха, имевшего, по мнению наших предшественников, тесную связь с мудростью, по­скольку в его основе лежит только восприятие, то здесь есть много моментов, способных вызвать не­поддельное изумление.

Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и переда­ющее сигналы в мозг, формируется в конце шестого месяца беременности. Однако Жану Фейжу удалось получить выраженные моторные реакции в ответ на раздражитель у плода в возрасте пяти месяцев. Док­тор Томатис описывает случай с Одилью, маленькой итальянской девочкой, страдавшей аутизмом(погружение в мир личных переживаний ). Ему удалось снять развившееся нарушение психики путем использования английского языка в проводимых бе­седах.

Дело в том, что мать девочки, работавшая в на­чале беременности в фирме по импорту-экспорту, ис­пользовала для общения исключительно английский язык. Вполне возможно, что плод воспринимает виб­рации всеми своими клетками непосредственно с мо­мента зачатия, сохраняя информацию в памяти этих клеток.

Мари-Луиза Аучер, певица, ставшая впоследствии преподавателем, пришла к исключительно интересно­му выводу после наблюдения за семьями профес­сиональных вокалистов, постоянно упражнявшихся дома.

Матери, имевшие сопрано, рожали детей с хоро­шо развитой верхней частью тела. Они без труда мог­ли поставить пальцы в положение, которое наблюда­ется при щипке (большой палец находится напротив всех остальных). Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации.

Напротив, дети отцов с глубоким басом появля­лись на свет с хорошо развитой нижней частью тела. Они рано начинали ходить. Однако гораздо более ин­тересным фактом, нежели это до некоторой степени эфемерное свидетельство раннего развития, является то, что и впоследствии такие дети оставались неутомимыми ходоками.

Пытаясь понять данный феномен, Мари-Луиза Аучер организовала проведение работ в ряде универ­ситетов и больниц Парижа, в которых приняли уча­стие известные специалисты. Они были поражены влиянием звуков, составляющих гамму, и их соотне­сенностью с определенными участками основного энергетического меридиана, хорошо известного спе­циалистам в области акупунктуры.

Бесспорным фактом является существование виб­рационного резонанса между звуком и определенным позвонком, а также парой симпатических и парасим­патических ганглиев (симпатические, парасимпатические -разновидно­сти узлов нервной системы ).

При стимуляции одной из энергетических точек од­ного из нервных центров данный процесс распрост­раняется также и на области, которые они иннервируют. Это приводит к динамизации всей центральной нервной системы, включая мозг.

На основании своих наблюдений Мари-Луиза Ау­чер пришла к выводу о важной роли звука. Работая в так называемом «поющем» родильном доме Мише­ля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы, матери, а также их дети, если они у родителей уже были.

Аучер считает, что «хоровое пение» улучшает са­мочувствие и укрепляет нервы матери, которая впос­ледствии производит на свет здоровых, спокойных ре­бятишек, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях. Последнее – признак устойчивого психического равновесия, качество ог­ромной важности для мира, в котором они будут су­ществовать.

Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто ро­дители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. При­чем они действуют на малышей как прекрасное успо­коительное средство и могут быть успешно использо­ваны при снятии сильного эмоционального напряже­ния.

Что касается действия голоса матери, то оно на­столько велико, что доктору Томатису удается сни­мать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом слу­чае пациенты воспринимают голос так, как воспри­нимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, да­ет возможность как молодым, так и пожилым паци­ентам установить новый контакт с первичной энерги­ей и устранить нежелательные явления.

Плод также воспринимает музыку, которую слу­шает мать во время концерта. Он избирательно реа­гирует на программу. Так, Бетховен и Брамс дейст­вуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Ви­вальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие ма­тери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они долж­ны слушать иную, более структурированную музыку.

Постоянное слушание музыки может стать под­линным процессом обучения. В своем интервью теле­видению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, сле­дующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведе­ниями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он

упомянул об этом при матери, которая в прошлом бы­ла виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, бу­дучи беременной.

Это доказывает существование процессов непре­рывной регистрации и запоминания. О подобном фе­номене рассказывали Рубинштейн и Менухин. Если бы только мы смогли спросить об этом Моцарта!

Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много играв­шая на каком-то музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет компо­зитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно – он будет восприимчив к музыке и к различ­ным звукам. Кроме возможного формирования опре­деленных способностей мать безусловно привьет ре­бенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь.

Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛЕД

Психологи и психиатры выявили наличие еще од­ного существенного фактора- качества эмоциональ­ной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, ко­торое мать делит с ним, оказывают влияние на раз­вивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющи­еся на протяжении всей последующей жизни.

Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показате­лей. У них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нерв­ные расстройства. В раннем возрасте такие дети пла­кали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружаю­щим и к жизни. К сожалению, у ученых еще не до­шли руки до изучения их реакций в возрасте поло­вого созревания и в период зрелости.

Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития яв­ляются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.

В июле1983 года доктор Верни, психиатр из То­ронто, организовал проведение Первого американско­го конгресса по пре- и перинатальному(послеродовому ) воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страда­ний которых была сохранившаяся в подсознании ин­формация о событиях, проходивших с матерью во время беременности.

Рассмотрим в качестве примера случай с мужчи­ной, который испытывал внезапное появление жара, сопровождавшееся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и «прокрутил» в обратном порядке всю его предыдущую жизнь.

Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутроб­ного развития, этот человек чувствовал себя абсолют­но нормально. Когда подошла очередь седьмого меся­ца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жа­ра. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор про­шло30 лет, мать забыла о трудных временах. Одна­ко клеточная память сына сохранила не только чрез­мерное ощущение жара, но и мысль о смерти, кото­рая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страданий уже взрослого чело­века.

Для того чтобы понять сущность подобных фено­менов, обратимся к исследованиям, проведенным док­тором Левиным, специалистом в области хирургиче­ской стоматологии из Манчестера. В течение ряда лет он собирал молочные зубы, которые затем изуча­лись с помощью электронного микроскопа.

Зубы – это архив нашего организма. Подобно ге­ологу, определяющему возраст пласта, мы можем точно датировать временную принадлежность каждо­го слоя эмали. Доктор Левин был первым специали­стом, обратившим внимание на сероватую линию, ко­торую он назвал неонатальной. По его мнению, она является отражением родовой травмы. Отсутствие неонатальной линии в ряде случаев свидетельствует о том, что рождение происходило в самых благоприят­ных условиях. Однако, к сожалению, это лишь исклю­чение, а не правило.

Слои эмали, расположенные ниже этой линии, от­ражают период, предшествовавший рождению. Док­тору Левину удалось выявить некоторые часто встре­чающиеся аномалии, а иногда и четко видимые пус­тоты. Что же мешало процессу формирования молоч­ных зубов и, возможно, мягких тканей и органов в течение более или менее продолжительного пери­ода?

Доктор Левин пригласил для совместной работы психолога, в обязанности которого входило проведе­ние беседы с матерями маленьких пациентов. Итогом исследований стал вывод о существовании четкой вза­имосвязи между указанными аномалиями и сильным стрессом, пережитым матерями во время беремен­ности.

При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают спра­виться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проника­ют через плацентарный барьер и оказывают воздей­ствие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, по­скольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.

И все же беременным женщинам не следует ис­пытывать особую тревогу по этому поводу, посколь­ку речь идет об очень сильных стрессах. Мы не бе­рем в расчет быстро проходящее чувство тревоги, например, из-за вмятины на крыле автомобиля. Ребенок подвержен воздействию только сильного стрес­са, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супру­гами, которые, повторяясь, превращаются в застыв­шую модель общения. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают тем, что доктор Вер­ни называет защитным щитом, предохраняющим ре­бенка: любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, эк­стремальных ситуациях.

В тех случаях, когда мы испытываем чувство ра­дости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны ра­дости» (эндорфины). Они способны сообщать ощу­щения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они за­поминаются и, вероятно, определенным образом окра­шивают характер будущего мужчины или жен­щины.

На конгрессе в Торонто была также рассмотрена проблема обратного действия плода на мать. Напри­мер, считается, что беременность при диабете харак­теризуется определенной степенью риска. Однако в ряде случаев наблюдалось улучшение самочувствия женщин, что было обусловлено секрецией инсулина из поджелудочной железы плода. Специалисты в об­ласти гомеопатии отмечают влияние беременности на общее состояние здоровья матери. Наблюдения за ре­бенком после рождения свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между этим фактором и состоя­нием плода. Это подтверждается восстановлением ес­тественных реакций у матери после родов.

Имеет ли место обратное действие на психологи­ческом уровне? Определенные факты позволяют дать утвердительный ответ на этот вопрос. Можно при­вести (как в качестве развлечения, так и в качестве информации к размышлению) случай с матерью На­полеона. Только во время именно этой беременности у нее появилась страсть к военному делу, посещению полей сражения, интерес к военным стратегическим планам. Сразу же после рождения будущего импера­тора все это немедленно прошло. Я не рискую ком­ментировать этот факт, а просто сообщаю о нем так, как он описан историками.

СХОДСТВО МЕЖДУ ПЕРИОДОМ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОЦЕССОМ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

Период внутриутробного развития подчиняется ос­новным законам любого динамического процесса:

формирования, воспитания, роста, обмена (информа­цией) и коммуникаций. Во всех этих случаях проис­ходит перенос материи или энергии с «излучателя» на «приемник» через проводящую среду. Это отчет­ливо видно на примере гальванопластики (рис.1).

Предположим, что мы хотим нанести покрытие на печатную схему для компьютера. Мы укрепляем ее на катоде («минус»), который является принимаю­щим полюсом нашей условной батареи. На аноде («плюс») – излучающемполюсе – устанавливается

пластина из золотой фольги. После этого катод и анод погружаются в раствор соли золота. Под воздей­ствием тока, генерируемого источником питания, про­исходит высвобождение ионов золота из раствора, ко­торые оседают на схеме. Регенерация раствора осу­ществляется за счет пластины из золотой фольги. Та­ким образом осуществляется перенос ионов золота с фольги («плюс») на печатную схему («минус») через раствор.

Точно такие же процессы протекают и во время беременности (рис.2).

Вашему вниманию предлагается еще один рису­нок (рис.3), который стал эмблемой Национальной ассоциации пренатального воспитания. На всех трех рисунках мы находим одни и те же элементы:

принимающий полюс (плод и генетические фак­торы);

излучающий полюс (мать – ее организм, чувства, мысли, духовность);

проводящая среда (кровь матери и ее энергетиче­ское поле, которые передаются плоду);

источник энергии, питающий все эти элементы (солнце – универсальная батарея, без которой жизнь на земле невозможна).

Таким образом, мы можем сказать, что работа идет на всех уровнях:1) организм ребенка полностью формируется из материалов, которые поставляет ему организм матери (будущие его свойства обусловлены составляющими этого материала);2) эмоции матери передаются плоду посредством гормонов и по энерге­тическим каналам, оказывая либо положительное, ли­бо отрицательное влияние на психику. Работы специ­алистов в области теоретической медицины, объясня­ющие пути записи информации на клеточном уровне, позволяют также предположить, что психологическая среда матери влияет на внутренние свойства клеток ребенка.

Запись информации на клеточном уровне

Жан Шарон, французский физик, считает, что эле­ментарные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клетки, подчиняются как законам физики, так и основным законам физиологии. Они способны хранить в своей памяти информацию об окружающей среде, а также воспроизводить ее по собственному желанию и передавать какие-то сведения другим ча­стицам.

Запись информации, запоминание и передача – свойства психики. Жан Шарон утверждает, что каж­дая элементарная частица имеет своего «психическо­го двойника». Следовательно, информация, носителем которой этот двойник является, определяет вибраци­онные характеристики элементарной частицы.

Дэвид Бом, работавший в Англии с Эйнштейном, Джеффри Чью и Фритджоф из США, а также многие другие ученые доказывают справедливость этого вывода с помощью математических расчетов. Инфор­мация о психике, мыслях и чувствах матери, получае­мая формирующимся существом, определяет вибра­ционные свойства его клеток. Таким образом, все, че­рез что мы проходим, записано в хромосомах (скопление генов, передающих признаки по наследству )кле­ток. В частности, это касается половых клеток, со­ставляющих генетический капитал ребенка.

ВЛИЯНИЕ МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ

Дальнейший свет на происходящее проливают ис­следования Руперта Шелдрейка, английского биоло­га, работающего в содружестве с различными специ­алистами. Он отметил, что изучаемые физиками раз­новидности полей не могут объяснить причины появ­ления и постоянства форм как живой, так и неживой материи. Согласно теории формативной причин­ности существует еще одно поле, которое Шелдрейк называет морфогенетическим. Именно оно генерирует волны, определяющие общее поле объекта.

Существующие формы имеют устойчивую взаимо­связь с соответствующей энергетической компонен­той указанного поля, характеризующейся определен­ной вибрацией. По мнению Шелдрейка, мысли и чувства – это энергетические формы, находящиеся и постоянном резонансе с волной соответствующей длины, которая является одной из составляющих космического поля, пронизывающего каждого из нас.

Таким образом, любой поступок, любая мысль или чувство связаны с волной вполне конкретной формы. Энергетический обмен осуществляется по «бороздкам» поля, называющимся креодами. При неоднократном повторе этого обмена бороздки как бы углубляются и придают определенную устойчивость как полю, так и состоянию сознания, постепенно моделируя психи­ку и даже физическую структуру.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЛОДУ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Все сказанное выше свидетельствует о том, что беременная женщина, как никто другой, является сре­доточием различных энергий, структурирующих мате­рию.

Она носит в себе проект нового существа. Поступ­ки, мысли и чувства женщины являются причиной об­разования или притяжения вполне определенных ти­пов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо принять решение приложить, по возмож­ности, все силы, чтобы направить свою психическую или физическую энергию по наиболее удобному для ребенка руслу. К этому решению оказываются так или иначе причастны все окружающие люди: как чле­ны семьи, так и все общество в целом.

Внутриутробный период развития подобен, как от­мечалось выше, процессу гальванопластики. Если бу­дущая мать знает об этом, и старается исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы привносит в свое тело, сердце и сознание частицы «золотой фольги». А затем в дальнейшем предостав­ляет формирующемуся ребенку наилучший физический материал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и мен­тальном уровнях. При тесном содружестве с приро­дой женщина становится еще одним сознательным создателем ребенка, которому она предоставляет наилучшие шансы из всех существующих.

Не слишком ли честолюбивые устремления? Да – если рассматривать проблему с точки зрения цели, и нет – если иметь в виду простоту и легкость средств ее достижения. Здесь нет четко разработанных и обя­зательных методов, поскольку это противоречило бысамой сути воспитания, которое можно рассматривать как пробуждение. Будущая мать просто источает лю­бовь, проявляя свой творческий потенциал. Здесь нет также и готового перечня рецептов. Мы просто пыта­емся дать почувствовать дух, атмосферу, которая мо­жет быть создана, и выдвигаем несколько предложе­ний, касающихся физического, эмоционального и ментального уровней.

Физический уровень. Рассмотрим идею сознатель­ного отношения к питанию. Мы все знаем о важно­сти выбора здоровой, полезной пищи и сбалансиро­ванного меню. Однако механический прием пищи ве­дет к потреблению лишь химических элементов, ко­торые поступают (всасываются) через желудок и пи­щеварительную систему. Однако в летнее время фрук­ты, овощи и злаки накапливают значительное коли­чество солнечной энергии, которая может быть ути­лизирована при тщательном и медленном пережевы­вании. Об этом говорят все специалисты по диетиче­скому питанию. Многие сами наверняка не раз убеж­дались в эффективности подобного «технологического процесса» потребления пищи. Когда вы немного ус­тали, попробуйте съесть какой-нибудь даже не очень сладкий фрукт, например яблоко, и к вам вернутся силы.

Пищевые продукты требуют обязательного пере­варивания, только тогда содержащиеся в них вещест­ва попадут в ваши клетки. Солнечная же энергия, проникающая «через рот» и передающаяся непосред­ственно нервной системе, приносит вам чувство об­легчения немедленно. Глубокое дыхание поможет удержать и распределить эту энергию.

Наконец, если будущая мать испытывает в процес­се еды радость, чувство благодарности к природе за ее бесценные дары, то она приносит тем самым ог­ромную пользу ребенку как в эмоциональном, так и в физическом плане. Кроме того, она воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положитель­ное, отношение к пище.

Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого са­мочувствия и закрепощения. Радость же заставляет наше сердце «петь». Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир.

Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбывной радости. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть тако­го внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает иг­рать и отец. Отношение к жене, к ее беременности и к ожидаемому ребенку- важнейшие факторы, фор­мирующие у этого ребенка ощущение счастья и си­лы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Однако жизнь подчас нарушает эту идиллическую картину, поскольку неизбежны самые неожиданные стрессы (автомобильная катастрофа, утрата близких, увольнение с работы отца). Что же следует делать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное- по­пытаться справиться с возникшей напастью. Матери обладают тем, что доктор Верни назвал защитным щитом ребенка: любовью к н

Животик беременной женщины растет не по дням, а по часам, и вместе с тем происходят существенные изменения плода. Он не только увеличивается в размерах, но и совершает большие шаги в своем развитии до самого дня родов. Как развивается ребенок в утробе матери по неделям?

2 неделя

Ребенок начинает развиваться не тогда, когда начинает расти живот мамы, а как только оплодотворенная яйцеклетка крепится к стенке матки и начинает формироваться зародыш. Однако в медицине первые две недели еще не называются беременностью, ведь встает вопрос о созревании фолликула. Если это происходит, наступает овуляция, оплодотворение считается состоявшимся. Так, момент появления плода в акушерском смысле равняется двум неделям "жизни" эмбриона.

На 2-ой неделе женщина не замечает никаких симптомов, тест не показывает беременность, единственный признак, по которому можно заметить "интересное положение" — отсутствие месячных. В некоторых случаях их заменяют скудные розовые выделения.

3 неделя

Итак, овуляция прошла успешно, яйцеклетка слилась со сперматозоидом в маточных трубах и, по большому счету, внешность будущего ребенка уже определена. Часть хромосом достается зиготе от матери, а часть — от отца, соответственно, по равному количеству признаков ребенок перенимает от каждого родителя. Оплодотворенная яйцеклетка начинает делиться, двигаясь при этом в матку, и к моменту прикрепления эмбриона в ее стенку он будет насчитывать около сотни клеток.

Этот процесс чаще всего начинается на 14-ый день беременности и длится 5 дней. У мамы увеличивается количество выделений, но если они имеют слишком насыщенный коричневый цвет или неприятный запах, — это повод посетить врача.

4 неделя

Эмбрион имеет размер около 1,5 мм.

У уже беременной женщины не наступает менструация, она может сделать предположение о наступившей беременности. Появляются характерные симптомы: слабость, сонливость, чувствительность и набухание груди, эмоциональная нестабильность. Начинает синтезироваться гормон ХГЧ, тест показывает положительный результат. У женщины сильно повышается аппетит и возникает острая реакция на запахи.

5 неделя

Эмбрион увеличивается до 2-х мм.

Определяется, с какой стороны зародыша образуется голова, а с какой — нижние конечности. Появляется ось, относительно которой будут формироваться парные органы и части тела. На 5-ой неделе появляются признаки токсикоза.

6 неделя

Эмбрион имеет размер 3 мм в начале неделе и достигает 6-7 мм к ее концу.

Появляются зачатки конечностей, а также формируются мозговые полушария. В сердце выделяются отделы, оно начинает пульсировать.

Начинает формироваться плацента и образуется ее связь с плодом благодаря сосудам. Признаки токсикоза у женщины усиливаются.

7 неделя

Эмбрион вырастает до 8-11 мм.

Появляются очертания частей лица, с большой скоростью растет головной мозг. На руках начинают формироваться межпальцевые промежутки. Образуется пуповина, создается прочная зависимость между плодом и матерью: дыхание и питание осуществляется через материнскую кровь.

УЗИ показывает увеличение матки. Мама замечает учащенные позывы к мочеиспусканию.

8 неделя

Размер плода — 15-40 мм, вес — 5 г.

Черты лица становятся еще более отчетливыми, формируются веки. Начинается окостенение черепа и конечностей. Определяются структуры ЖКТ, сердца, почек и мочевого пузыря. Плод совершает первые движения, которые не могут быть замечены матерью.

9 неделя

Эмбрион достигает размеров виноградинки — 35-45 мм, вес — 10 г.

Начинает формироваться репродуктивная система, а надпочечники уже синтезируют ряд гормонов. Продолжает развиваться головной мозг, образуется мозжечок. Активно развивается пищеварительная система, в работу включается печень. Выделяются пальчики.

Женщина в это время может встать на учет. Признаки токсикоза сохраняются.

10 неделя

На этом сроке говорят о завершении первого критического периода. Исчезают перепонки между пальцами, начинают функционировать почки, образуется диафрагма.

Токсикоз проходит, но появляются изменения фигуры, хотя окружающие еще не могут выявить беременность "на глаз".

11 неделя

В этот период начинается исследование ребенка посредством ультразвукового скрининга.

Изменяются пропорции тела, появляются зачатки зубов и ногтей. Симптомы, которые беспокоят женщину: метеоризм, изжога, запоры.

12 неделя

Длина плода примерно 9 см, вес — 20 г.

Ребенок начинает двигать руками и ногами, кистями рук и пальцами. Формируются лейкоциты — белые кровяные клетки.

13 неделя

К началу второго триместра малыш уже имеет размер 7-10 см и весит 20-30 г.

Заложены основные системы органов. Части лица принимают окончательное положение и закрепляются. Проклевываются первые волосы, а количество молочных зубов — 20.

Голова все еще имеет большие размеры, но активно начинает расти туловище. Руками ребенок может достать до лица и даже взять палец в рот. Животик беременной женщины становится более округлым.

14 неделя

Рост ребенка — около 13 см, вес — 45 г.

Формируются половые органы: простата у мальчиков и яичники у девочек. Небо заканчивает формирование и активизируется функция рефлекторного сосания. Начинает свою работу поджелудочная железа и гипофиз. Синтезируется инсулин.

15 неделя

Малыш достигает веса 70 г. По размеру его можно сравнить с крупным яблоком.

Первичный волосяной покров образуется на всем теле. Благодаря им поддерживается тепло. Ребенок может управлять выражением лица — активно проявляется мимика, хотя пока она никак не взаимосвязана с эмоциями ребенка. Малыш активно двигается, но мама еще не может этого почувствовать. На подушечках пальцев появляется уникальный рисунок.

На животе у беременной женщины возможно появление пигментных пятен.

16 неделя

Скелет укрепляется, формируются сосуды пуповины — вена и две артерии. Вокруг них находится студенистое вещество, выполняющее защитную функцию. У девочек образуются яйцеклетки.

17 неделя

Длина тела ребенка — до 13 см, вес — около 150 г.

Тело становится относительно пропорциональным, ручки и ножки удлиняются. Откладывается подкожный жир, развиваются потовые железы. Плацента активно поддерживает жизнедеятельность малыша, снабжает необходимыми веществами и выводит продукты обмена. В составе крови есть иммуноглобулин и интерферон — защитные вещества. Происходит разветвление сосудов.

Признак, который может заметить женщина, — тахикардия.

18 неделя

Размер малыша соизмерим с болгарским перцем, вес — до 250 г.

На этом сроке ребенок начинает слышать. Он различает голоса родителей и может испугаться резкого звука. Наибольшие изменения переживает эндокринная система.

Впервые мама может почувствовать шевеление в животике.

19 неделя

Рост — около 25 см, вес — до 300 г.

Тело малыша покрывается особой смазкой, которая способствует регуляции температуры тела. Закладываются коренные зубы, тело становится более симметричным и пропорциональным.

Мама может чувствовать тянущие боли внизу живота.

20 неделя

Середина беременности.

Малыш активно сгибает и разгибает руки и ноги, работают сальные железы. При помощи медицинского оборудования можно прослушать сердцебиение.

У мамы отмечается одышка и учащенное мочеиспускание.

21 неделя

Ребенок вырастает до 25 см и весит около 400 г.

Желудок приспосабливается к перевариванию "пищи", которая поступает из плаценты. Формируются вкусовые рецепторы, состав крови становится более разнообразным.

22 неделя

Малыш весит около половины килограмма.

Сильно увеличивается в размере головной мозг. Кожные покровы перестают быть прозрачными. Дозревают нервные окончания, благодаря чему ребенок может отличать прикосновения.

23 неделя

Активно развиваются клетки головного мозга и начинают регулировать функционирование организма. В легких формируется особое вещество, которое обеспечивает "дыхание" малыша. К этому сроку он уже может дышать со скоростью 50-60 дыхательных движений в минуту.

У мамы возникает ощущение тяжести и дискомфорта в пояснице, суставах.

24 неделя

Ребенок уже достигает 33 см в длину и имеет вес 600 г.

Заканчивается формирование внутреннего уха, в том числе — вестибулярного аппарата. Ребенок отличает верх и низ.

У будущей матери быстро растет вес, может появиться отечность.

25 неделя

Рост малыша — около 32 см, вес — до 750 г.

В толстом кишечнике формируется первый стул малыша. Кости и суставы укрепляются. Определяется, будет ребенок правшой или левшой.

У матери заметно ухудшается самочувствие из-за возможного дефицита железа. В это время желательно обратиться к врачу и сдать определенные анализы.

26 неделя

Длина тела малыша — 34 см, вес — 900 г.

Активно развиваются легкие, формируется вещество, которое защищает их от слипания. Ребенок "соблюдает" режим сна и бодрствования. Мама чувствует, когда малыш затихает, а когда — активно шевелится.

27 неделя

Ребенок достигает своего первого килограмма, его рост пока остается прежним.

Активно синтезируются гормоны в детском организме. Малыш начинает определяться с наиболее удобной позой. Мама может почувствовать в животе движения, напоминающие икоту, правда, беззвучные.

Наибольшую реакцию дают ноги матери: возникает покалывание, мурашки, иногда — судороги.

28 неделя

Ребенок уже умеет открывать и закрывать глаза. Определился предварительный цвет глаз — радужка частично окрасилась. Ликвидируется мембрана зрачков, чувствительность к свету увеличивается.

29 неделя

Ребенок вырастает до 37 см, а также "поправляется" до 1300 г.

Все органы и системы развиваются, малыш умеет выказывать свои "нравится" и "не нравится" реакцией на пищу, свет и звук. Почки способны выводить мочу.

30 неделя

Ребенок начинает расти все активнее, за счет чего его подвижность снижается. Кожа становится более толстой и бледнеет, обретая привычный розоватый оттенок, разглаживаются складочки, формируются нервные волокна.

31 неделя

Уже крупный малыш находится в позе эмбриона. Продолжает формироваться половая система, у девочек развивается клитор, у мальчиков яички начинают двигаться в мошонку. Печень справляется со своей прямой функцией — очищает кровоток от токсинов.

32 неделя

Практически все органы окончательно сформированы. Исключение составляют легкие. На этом сроке большинство детей рождаются здоровыми и приспособленными к жизни.

33 неделя

Активность ребенка еще сильнее снижается, потому как его вес уже около 2 кг. Ему становится тесно в материнском животике. Совершенствуется сердечно-сосудистая система, улучшается тонус сосудов, округляются щечки. Альвеолы в легких почти окончательно сформированы.

Многие дети подстраиваются под материнский режим и настроение.

34 неделя

Первородная смазка изменяет консистенцию и густеет. Большое ее количество скапливается подмышками, за ушами. Волосы на голове становятся шелковистыми и заполняются пигментом.

Мышцы матери готовятся к возможным родам, поэтому могут возникнуть ложные схватки. На этом сроке целесообразно определиться со способом появления малыша на свет — обсуждается вероятность и необходимость кесарева сечения.

35 неделя

Большинство малышей принимают правильное положение. Рост ребенка при этом около 48 см. Совершенствуется иммунная система, достигается минеральный и водно-солевой баланс. Все силы направлены на утолщение жировой прослойки и укрепление мышц. Отчетливо выделяются плечи.

36 неделя

Детский организм уже сформирован, поэтому он претерпевает все изменения, которые могут помочь ему легче и быстрее преодолеть родовые пути. Активизируются сосательные мышцы, увеличивается жировая прослойка. Печень усиленно накапливает железо.

37 неделя

Движения пальцами становятся более четкими — развивается хватательный рефлекс, первичный волосяной покров исчезает. Мышцы обретают тонус, ребенок поворачивает и поднимает голову, кишечник сокращается. Слизистые внутренних органов покрываются ворсинками. Гормон кортизон "доформировывает" легкие.

38 неделя

Кожа малыша становится бледно-розовой. Все органы окончательно сформированы, ребенок готов появиться на свет. Он способен совершать несколько десятков рефлекторных движений. Яички мальчика должны опуститься в мошонку.

39 неделя

Окончательно сформированы половые органы. Окрепшие ноготки выступают за край пальцев. Укрепляются хрящи. У многих женщин могут отойти воды и начаться схватки.

В утробе матери ребенок вовсе не бездельничает — он непрерывно растет и развивается, чтобы родиться здоровым и крепким. Каждую неделю малыш радует новым достижением, которые, правда, не сразу заметны ни матери, ни врачам. С середины третьего триместра малыш остро чувствует настроение, переживания и эмоции матери, поэтому очень важно не нервничать, баловать и радовать себя и готовиться к будущей родительской роли.

Специально для - Елена Кичак