Как ребенок воспринимает слово «нельзя. Как на самом деле ребенок воспринимает родителей

Ребенок воспринимает окружающий мир намного острей и многогранней, чем взрослые - к примеру, его родители. Для него все вокруг новое и неисследованное. Чтобы предостеречь всевозможные негативные исходы его исследований, существует слово «нельзя». Дети могут понимать его по-разному. Разумеется, все зависит от того, как и каким образом оно будет им сказано.

Часто ваш ребенок просто не понимает, чего от него хотят, и делает по-другому. В других случаях понимает, но в точности наоборот. Но слово, означающее запрет, отложится в его памяти, как воля матери или отца, которым он безгранично доверяет. Будучи в младенческом возрасте, ваше чадо полностью и всецело соединено с вами, вы есть его фундамент общения с людьми в будущем. Поэтому необходимо правильно преподнести слово-запрет, чтоб оно вызвало в сознании малыша правильный отклик.

Первые «нельзя»

Ограничения необходимы каждому ребенку уже в возрасте около года. В первую очередь, он должен понять, что нельзя причинять боль другому и себе. Для малыша, в фокусированном взгляде которого мир – огромное, неизведанное пространство, требующее, чтоб его познали, многое может стать опасным. Горячая плита, лежащий на столе нож, скользкий пол или подоконник случайно оставленного открытым окна. В каждом окружающем его предмете заключается опасность. И задача матери, его главного защитника - уберечь от всего этого, показать, как нужно обращаться с тем или иным предметом, чтоб не получить от него вреда. В этом случае слово «нельзя» для ребенка будет означать: «нет». Это может причинить тебе боль. Я защищаю тебя, и ты должен мне доверять». Со временем фраза, сказанная с нужной интонацией, будет действовать, особенно, если совершать постоянные тренировки, ежедневные ритуалы приобщения малыша к слову «нельзя».

Малыш живет образами и эмоциями

Ошибка многих родителей заключается в том, что они пытаются с помощью рассуждений уговорить их дитя не причинять боли животным, не щипать папу за нос или прекратить обижать своих сверстников. Мир ребенка не такой, как наш; он состоит из образов, эмоций, а слова ваши для него – пустой звук. Нужно попытаться воссоздать в его живой головке эмоции, что чувствует кто-то, когда его щиплют или бьют. Это своеобразное «нельзя» дойдет до него лучше. Теплым, ласковым, вызывающим горячий отклик в душе ребенка, голосом расскажите, как маме больно, когда он это делает. Или как страдает бедная киса, таскаемая им за хвост по дому. Можно достать книжку с картинками и показывать иллюстрации, сопровождая похожей сказкой. Так же хорошо действует строгий голос – эта эмоция тут же передастся малышу. Вот мама разговаривала с ним ласковым, ровным тоном, а стоило толкнуть ее или больно ущипнуть – интонация тут же меняется, в голосе угрожающие нотки. «Маме больно, нельзя щипать маму». Слово «нельзя», сказанное с должной строгостью и должным выражением предельно серьезного лица воспринимаются малышом так, как нужно.

Младенческий возраст вашего ребенка характеризуется исследовательской активностью и очень малым жизненным опытом, а границы усваиваются им извне вовнутрь – то есть то, что сначала являлось внешним запретом, постепенно становится внутренним. Достаточно продолжительное время роль ограничителя для него выполняет, разумеется, мама, или тот, кто за ним смотрит. Поэтому ребенок, имея искушение делать то, что нельзя, смотрит на реакцию матери, и иногда поступает вопреки. Потом, со временем он научится ограничивать себя сам, делая это как бы вместо мамы. Но ведь сначала «нельзя», а потом «можно», и если первое начинает звучать как можно больше раз на протяжении всего дня – малыш просто перестанет этот запрет воспринимать. Если ограничения станут избытком в насыщенной жизни ребенка, они превратятся в нужный фон, как бы сопровождение, не имеющее особого значения. Это нанесет вред нужному воспитанию, и довольно ощутимый. Ведь надо, чтоб границы воспринимались малышом, как ощущение уверенности и надежности, чувства защищенности, а не просто как очередной пустой звук, которыми изобилует маленькая жизнь.

Важно не переусердствовать

Слишком много «нельзя» также влияют на развитие ребенка. Возможно, он не делает ничего плохого, лишь желает попробовать тот или иной предмет «на зуб», ощутить его в полной мере. Что это такое? Он ведь познает мир через ощущения, старается все покусать и подержать во рту. Если это не опасно, значит, мама не скажет «нет», и вот уже множество произведенных им действий отложатся в закромах пополняющейся каждый день детской памяти. Вам стоит просто наблюдать за ним, оберегая лишь от действительно опасных вещей – в остальном дайте ему свободу, свободу исследователя и крошечного испытателя.

Альтернатива

Нельзя одно – значит, можно другое. Альтернативы помогают малышу отвлечься и не зацикливаться на чем-то одном, запретном. Если он не получит альтернативы, то, возможно, будет с плачем и криком настаивать и пытаться вас переубедить. Будьте тверды и непоколебимы: нельзя, значит, нельзя. Вы собьете ребенка с толку, если позволите, и он попытается разжалобить вас и после, не услышав твердого и окончательного решения. Сознание малыша, как уже упоминалось выше, зиждется на эмоциях и образах, поэтому поспешно отвлеките его от того, что нельзя, и суньте в руки то, что можно, тем самым заинтересовав чадо. Спустя короткое время он уже забудет о цели, которой добивался и переключит свое внимание на нечто иное. Запрещая или пресекая попытки вашего ребенка сделать что-то запретное, стройте свои методы на эмоциях и чувствах, на которых и будет в будущем основываться его мировоззрение.

Ссылки

  • Какие слова нельзя говорить ребенку , социальная сеть для родителей "Страна Мам"

О. Северская ― Как дети воспринимают слова? Как контекст влияет на формирование значения незнакомых слов? Все ли значения слова должны фиксироваться в словаре?

М. Королева ― Об этом все – или почти все – знает языковед Светлана Евграфова. И охотно делится своими знаниями. Например, с читателями портала ПостНаука. Ну а мы предлагаем вам дайджест этого материала.

О. Северская ― Когда нам кто-то делает замечание: «Вы неправильно употребили то или иное слово», хочется спросить: а что такое неправильное употребление слов? – замечает Светлана Евграфова. Как узнать, что правильно? Первое, что приходит в голову, - нужно заглянуть в словарь. Но всегда ли словарь способен помочь? Сразу на этот вопрос не ответишь. Начнем тогда с примера.

М. Королева ― Примерами – порой фантастическими – Светлану Евграфову снабжают ее студенты. Одна студентка, например, написала в сочинении, про танцевальную студию, в которой она когда-то занималась: «Дверь была расположена чуть выше фасада здания, поэтому к ней вели три ступеньки». Светлана, естественно, съехидничала: «А где же находилась дверь: на крыше или, может быть, в небесах?»

О. Северская ― И тут выяснилось, что барышня просто забыла, как называется «эта полосочка внизу здания». То есть она имела в виду фундамент. Более того, стало ясно, что для нее фундамент - это не несущая конструкция, на которой стоит весь дом, а какая-то непонятная «полосочка». Взрослая девушка, говоря на родном языке, путает два слова на букву «ф», потому что они оба являются деталями архитектурного сооружения! Странная ситуация. Как такое вообще может случиться?

М. Королева ― Чтобы ответить на этот вопрос, полезно задуматься, как вообще формируется значение слова в нашем сознании. Давайте, предлагает Евграфова, посмотрим сначала на маленького ребенка. Когда он еще толком не владеет речью, он, говорит на своем языке. Светлана приводит в пример собственного сына. Когда ему было около двух лет, он называл лошадку «цок-цок-цок», а собачку «вавка». И вот идет он с мамой по двору и видит огромного дога. И реагирует: «Мама, цок-цок-цок!» «Нет, - поправляет мама. - Это не лошадка, это собачка - вавка». «Не-а», - возмущается малыш…

О. Северская ― Значит, для него кошка, собака, лошадь различались только по одному признаку - по размеру. И вдруг он сталкивается с тем, что собака – большая: как лошадь, как ему кажется (он видел пони). Но «лошадиных собак» не бывает. И мама ему говорит: «Посмотри, пожалуйста, у собачки нет копыт, у нее коготки, она стучит по асфальту коготками, а вовсе не копытами». И ребенок уже с сомнением смотрит на эту «лошадь»…

М. Королева ― Почему так происходит? Оказывается, ребенок вначале, подражая нам, усваивает, что некий объект или этот класс объектов называется так-тО. Северская Но признаки этому классу объектов приписывает какие-то свои. Постепенно, общаясь со взрослыми, ребенок понимает, какие признаки есть у того или иного объекта на самом деле. И это знание появляется гораздо раньше, чем сформировался какой бы то ни было словарь.

О. Северская ― Александра Залевская, знаменитый психолингвист и психолог, на которую ссылается Светлана Евграфова, называет слово, которое мы осваиваем в детстве, «живым поликодовым гипертекстом». Это значит, что мы воспринимаем слово вместе с его звучанием и ассоциациями, которые оно у нас вызывает. Скажем, елка может ассоциироваться в нашем сознании с запахом мандаринов, с праздником, с разбитыми игрушками, с наказанием за эти разбитые игрушки - мало ли с чем еще, у каждого своя ассоциация. И если мы осваиваем слово как живой поликодовый гипертекст, то никаких трудностей не возникает.

М. Королева ― Другое дело, если мы осваиваем слово каким-то другим образоМ. Королева Нас с вами в нашем современном мире, замечает Евграфова, окружает огромное количество слов, значений которых мы не знаеМ. Королева По телевизору мы слышим огромное количество незнакомых слов, иногда даже не очень точно их воспринимаем на слух, воспроизводим с ошибками. Откуда в нашем сознании берутся значения вот таких слов?

О. Северская ― Евграфова ссылается на Владимира Успенского (известного логика, математика), который рассматривал в одной из своих статей ве́щные ассоциации слова «авторитет». Слово абстрактное, а ассоциации самые что ни на есть конкретные: с тяжестью, с твердостью… Откуда они берутся? Успенский объясняет: мы слышим слова в разных контекстах и из этих контекстов вычисляем, что может значить незнакомое нам словО. Северская Но нужны два условия. Первое - чтобы у нас было много разнообразных контекстов. Второе - чтобы нужное нам слово встречалось достаточно часто, тогда мы постепенно его значение выведеМ. Королева

М. Королева ― Но что будет, если эти условия не будут соблюдены? Вот услышали мы, скажем, про какой-то «импичмент»: «Фракция коммунистов объявила импичмент президенту или инициировала процедуру импичмента», «Президенту Бараку Обаме угрожает импичмент, если демократы проиграют на выборах в следующем году». Откуда мы должны узнать, что импичмент - это особая правовая процедура? Максимум, что мы можем из этих контекстов понять, что это что-то вроде отставки, какое-то общественное порицание, может быть, но точного значения слова мы не узнаеМ. Королева

О. Северская ― Здесь нам как раз и понадобится заглянуть в словарь. Догадаться заглянуть в словарь, к сожалению, мы далеко не всегда можем, нам лень, сетует Светлана. Хотя сейчас возможностей для этого гораздо больше, чем раньше. Интернет заменяет огромное количество справочников, достаточно заглянуть на портал Грамота.ру, где представлено много серьезных словарей, и любое слово вам будет открытО. Северская К сожалению, делают это не всегда и немногие…

М. Королева ― В результате получается, что значения слов у нас в сознании приблизительные. Барышня, о которой шла речь выше, конечно, слышала слово «порог», но она запомнила: «Мы простимся с тобой у порога», «Она встретила его на пороге дома», может быть, «Он споткнулся о высокий порог». Ей не пришло в голову, что порог - это планочка внизу в дверном проеме. Высокий порог делался в старых избах, чтобы не дуло, чтобы нечистая сила не проходила, нельзя было выметать за порог какие-то вещи. Она всего этого не знала. Она не строила вместе с отцом или дедом какой-нибудь доМ. Королева

О. Северская ― И в результате эта студентка сформировала подсознательно такую странную систему, которая напоминает огромный мешок слов, обозначающих архитектурные детали, и она не знает, чем отличается фасад от фундамента. Слово «фасад», между прочим, в свое время означало только лицевую часть дома. Как так получилось, задается вопросом Евграфова, что сейчас у дома есть боковые и даже задние фасады?

М. Королева ― На самом деле действовал тот же самый механизм: кто-то вначале использовал слово «фасад», зная, что оно значит по-французски, - оно связано со словом face «лицо». А потом человек подумал: есть прекрасное название «фасад» для лицевой части дома, а как назвать боковую? Пусть будет боковой фасад, пусть будет задний фасад. И получилось то, что сейчас зафиксировано уже в серьезных словарях. Хотя это, конечно, странно звучит для человека, который изучал французский.

О. Северская ― Здесь, говорит Евграфова, мы и находим объяснение изменению слов. Но всякий ли словарь должен всегда вносить эти изменения в свой текст? Лексикографы знают, что это происходит далеко не всегда. Может быть, какое-то значение слова войдет потом в язык, а какое-то исчезнет бесследнО. Северская Есть замечательный пример. У Бориса Акунина в двух романах, в «Статском советнике» и «Левиафане», используется слово «окаём» в значении оконный проем, рамка окна. У него герой выскакивает в окаём, убив жандармского генерала, другой всматривается в иллюминатор и в окаёме что-то видит. Странное значение. Войдет ли оно когда-нибудь в словари, ведь Акунин достаточно популярный писатель?

М. Королева ― Изначально, если мы с вами посмотрим в словарь, есть слово «окаёмка», которое значит границу какого-то объекта, и есть слово «окоём», которое в словарях зафиксировано в значении горизонт, то, что можно охватить оком, глазоМ. Королева И мы должны задуматься, надо ли включать в словарь это акунинское значение или оно останется окказионализмом, авторским? Поэтому мы должны понимать, что словарь не всегда является лекарствоМ. Королева

О. Северская ― Но что для нас важно? Что значение усваивается из контекста. И любое изменение сочетаемости слов влияет на изменение их значений. Поэтому наша задача - внимательно вчитываться в контекст и быть самими себе лексикографами.

М. Королева ― Мы – О. СЕВЕРСКАЯС., М. КОРОЛЕВАК.и звукорежиссер… - со Светланой Евграфовой согласны. Спасибо порталу ПостНаука за этот материал. И – до встречи через неделю.

Доброе утро. Я работаю со взрослыми людьми, и они мне говорят что я ребенок. Хотя мне 23 года, я разговариваю нормально, даже на серьезные темы, никак не ребячусь на работе. У меня также есть цель и планы на жизнь. Вроде ничего плохого, но услышав это в очередной раз я начала чувствовать себя дауном. Даже молодой человек, вроде как смущается тоже от этого. (Думаю что у него даже ко мне нет сексуального желания, хотя у меня эффектная фигура и я часто ловлю мужские взгляды.) Что мне с этим делать? Благдарю за ответ.

Ответы психологов

Анна, доброго времени суток!


они мне говорят что я ребенок. Хотя мне 23 года,

услышав это в очередной раз я начала чувствовать себя дауном. Даже молодой человек, вроде как смущается тоже от этого. (Думаю что у него даже ко мне нет сексуального желания, хотя у меня эффектная фигура и я часто ловлю мужские взгляды.) Что мне с этим делать?

Лучше всего, на мой взгляд, поработать с психологом , психотерапевтом очно или по Skype.
Подобное иногда происходит из-за того, что по тем или иным причинам занижается самооценка (это может происходить и в раннем детстве под влиянием родительских установок, установок воспитателей, учителей, друзей, подруг).
Анна, если у Вас есть желание начать работу по решению Ваших проблем по Skype, то можете позвонить мне. Буду рад помочь Вам.
Всего Вам самого хорошего!

Глинянников Юрий Геннадьевич,онлайн-консультант Иркутск, Братск.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 1

Добрый день, Анна,

Конечно, Вы уже взрослая. Просто у многих, скажем так, не очень далеких взрослых есть простой способ выпячивания себя в своих собственных глазах - для того, чтобы им было проще гордится собой, они других окружающих принижают. Унизить Вас недостатком ума они не могут, так как уж очень Вы наглядно демонстрируете, что ум у Вас есть, по этому они Вас унижают Вашим возрастом.

Что Вам нужно делать - не обращать на этих людей никакого внимания. Тем более, не воспринимать так серьезно их слова. Ваша самая главная ценность - это Вы, Ваш внутренний мир! Только Вы отвечаете за себя, только Вы несете ответственность за свои действия! И только Вы сами имеете право судить себя. А что говорят чужие Вам люди, это вообще не важно.

Что же касается Ваших отношений с молодым человеком, нужно поговорить с ним и выяснить, от чего же он смущается на самом деле. Не удивлюсь, если причина этого смущения находится не в Вас, а в нем самом. Подумайте об этом и поговорите с ним.

Если у Вас остались еще какие-нибудь вопросы, которые Вы хотите обсудить, обращайтесь ко мне в режиме личной консультации, буду рад Вам помочь.

Успехов Вам и уверенности в себе!

С наилучшими пожеланиями,

психотерапевт в Москве, индивидуальные и семейные консультации

Хороший ответ 1 Плохой ответ 1

Первое слово младенца – Мама. На всех языках мира это слово звучит одинаково. Мама - самый важный человек в жизни любого из нас, она подарила нам жизнь. И по положению Луны в личной карте рождения мы можем прочитать, как ребенок воспринимает свою маму. Следуя простой инструкции нашего астролога Анны Гор, вы можете понять, кем вы являетесь для своего ребенка. Так сказать, взглянуть на себя его глазами. Поверьте, это очень освежает!

Чтобы определить положение Луны Вашего ребенка, Вам необходимо указать:

Дату рождения ребенка (дд.мм.гг.)

Точное время рождения (чч.мм.)

Город рождения

Построить натальную карту можно самостоятельно, введя эти данные на ресурсе – лунник.рф

  1. Сверху справа нажимаете «расчет натальной карты» и вводите данные рождения
  2. Нажимаете галочку «я не робот» и на кнопку «рассчитать натальную карту рождения»
  3. Перед Вами появится кружок с обозначениями планет. А под ним название планет и информация, в каком знаке они расположены. Смотрим, в каком знаке Луна и читаем следующее описание:

Луна в знаке Овен:

Моя мама очень активная, деятельная, энергичная. Она никогда не сидит на месте и всегда чем-то занята. Она хочет, чтобы я был(а) стойким(ой) и умел(а) отстаивать свои интересы. Мама может вспылить, но всегда очень быстро отходит.

Луна в знаке Телец:

Моя мама очень любящая, спокойная, терпеливая, надежда. Мама заботится о том, чтобы у меня было все необходимое. Она любит печь всякие вкусности.

Луна в знаке Близнецы:

Моя мама все знает. Она со всеми общается, дружит и приучает меня к открытости и коммуникабельности.

Луна в знаке Рак:

Моя мама самая заботливая, и всегда очень переживает за то, чтобы я всегда был(а) накормлен(а) и тепло одет(а). Для нее очень важно, чтобы в доме было тепло и уютно.

Луна в знаке Лев:

Моя мама королева! И немного властная, она любит привлекать к себе внимание. Поэтому я должен(а) быть лучше всех! Мама старается, чтобы я лучше всех был(а) одет(а), чтобы у меня были самые лучшие и дорогие игрушки. Мы всегда с мамой выходим в свет.

Луна в знаке Дева:

Моя мама очень любит чистоту и порядок. Она очень щепетильно относится к тому, чтобы я правильно и сбалансировано кушал, чтобы все было чисто и простерилизовано. У нас всегда в доме есть антисептики и разные лекарства.

Луна в знаке Весы:

Моя мама красивая, элегантная, модная. У нее очень хороший вкус, поэтому и я тоже всегда такой(ая) модный(ая). Моя мама доброжелательная, у нее со всеми хорошие отношения.

Луна в Скорпионе:

Моя мама очень сильная, властная. Она любит, чтобы было, так как она хочет. Ей не нравится, когда я ее не слушаюсь, и иногда она даже подавляет меня. Никто не смеет меня обижать, мама порвет любого.

Каким видят мир младенцы? Оказывается, совсем не таким, как взрослые…

Зрение малыша развивается именно в первый год жизни

Когда ребеночек только родился на свет, мамам сразу же не терпится встретить осознанное выражение его глаз. Хочется, чтобы ребенок осязал, различал тебя. Говорят, что первую неделю ребенок ничего не ощущает, только голод. Поэтому родителям столь интересно, когда их ребенок начнет воспринимать все окружающее, и это вполне естественно.

Объясняется это не до конца сформированным мозгом. Малыш не видит мир так, как видим его мы, мозг его устроен по-иному, чем у взрослых.

Как видит новорожденный?

Новорожденные улавливают свет, рассматривают предметы, людей, фигурки, находящиеся на небольшом расстоянии. Мир малыша размытый, неясный, туманный, в нем нет контрастов. Можно увидеть, что только что рожденный ребенок не фокусируется ни на одной вещи, глаза его бегают и пытаются охватить все. Не стоит переживать, положение непременно изменится в лучшую сторону.

Излюбленные объекты для новорожденного — это лица людей! Особо обожаемы — лица мамы и папы. Вот и не прячьтесь от него, дайте ему возможность вдоволь рассмотреть вас. Рассматривая их, ребенок проявляет неподдельный интерес. Особенно завораживает малыша лицо папы. Оно более четко очерчено, плюс борода и усы, что делает его еще более выразительным. Предметом обожания могут быть картинки с орнаментом или старые фотографии.

Главное, что воспринимает месячный малыш – это мамино лицо и свет. Малышу трудно остановиться на одном предмете, все в комнате под его непрерывно блуждающим взглядом.

Не стоит переживать о свете и тогда, когда ребенок спит. Это не будет его беспокоить и прерывать сон, напротив, пробудившись, он будет только рад этому свету.

Изменение зрения с возрастом

По мере роста зрение становится намного лучше. Мир наполняется разными красками!

  • Дети 3 месяцев уже способны различать некоторые цвета, но объемное изображение все еще не воспринимается ими. Можно покупать яркие игрушки-погремушки, он с удовольствием в них будет играть. Взгляд его становится более сосредоточенным. Он начинает узнавать маму, внимательно изучает ее лицо. Останавливается на неподвижных предметах.
  • 4- 6 месяцев . Зрительный аппарат более совершенен, уже плотно и согласованно работает, ребенок видит более точно и чисто. Груднички проявляют неуемный интерес ко всему, что их окружает, изучают собственное тело, игрушки. Большое удовольствие доставляет им игра «в ладушку», они уже болтают ножками, хватают предметы ручками. Где-то до 7 месяцев детки временами косят глаза. Взгляд их не имеет конкретной направленности, но с каждым месяцем он будет все больше и больше сконцентрирован.
  • В полгода ребенка следует показать врачу-офтальмологу, он сможет уже оценить зрение малыша более объективно. Сейчас определяется, косоглазие это болезнь или просто незначительное отклонение.
  • По мере роста зрение становится все более совершенным, и к году оно такое, как у взрослых.

Этапы развития зрения малыша

Главное отличие зрения ребенка — это нехватка остроты. Полностью зрение взрослого ребенок приобретет только ближе к школе. Тем не менее, он уже способен охватывать все объемно. Сейчас ребенку уже можно покупать пирамидки и кубики, он с удовольствием будет складывать из них дома и другие конструкции.

Когда стоит обратиться к врачу?

Обязательно следует с ребенком посетить офтальмолога. Проявив внимательность, родители сами могут выявить некоторые заболевания глаз. Следующие вещи являются подозрительными:

  • Большой размер глазных яблок должен насторожить вас.
  • Выпирание глаз, так называемые глаза, вылазящие «из орбит» – плохой знак, и требует незамедлительного обращения к врачу.
  • Неодинаковый цвет глаз. Окончательно цвет определяется только в конце 3 месяца. Конечно, глаза у детей бывают разного цвета, но это редкость, не ленитесь показаться врачу, если в вас закрались сомнения.
  • Отмечайте, присутствует ли у ребенка фокусировка. С двухмесячного возраста он должен осознанно останавливать свой взгляд. Трехмесячный ребенок уже не спускает глаз с движущейся погремушки.
  • Диаметр зрачков. Сужение зрачков при попадании на них света.
  • Слезящиеся глаза также не норма, и необходим осмотр специалиста.

Как я восстановила зрение за 2 недели!
Все оказалось достаточно просто и отнимало не более 15 минут в день...
Почему аптеки молчат?
Как наши жадные аптекари в очередной раз скрывали самый продаваемый в Европе препарат для зрения!