Народный праздник багач сценарий на белорусском языке. Праздник урожая. Славянские названия праздника


“Багач” – древний белорусский обряд.

“Багач” – древний белорусский обряд, посвящённый окончанию уборки урожая.

19 сентября в 17-00 в Иркутске Молодёжный клуб «Крывічы» проведёт тематические вячорки, посвящённые древнему белорусскому обряду – «Багач».

С давних времён для наших предков окончание уборки урожая имело важное символическое значение. Весь календарный год у белорусских земледельцев был разбит на определённые циклы.

Выполняется данный цикл – хорошо, значит, будет достаток и спокойствие в доме, в семье. А уж если что-то пошло не так, значит, прогневили Богов и своих предков, которые, по убеждению белорусов, наблюдают за нами с «Вырая» - небесного Рая.

К 21 сентября белорусы стремились убрать весь урожай с полей. И рожь, ячмень, пшеницу сжать; и картошку выкопать; и «агародніну» (овощи) собрать. Одним словом нужно успеть закончить очередной этап земледельческого календаря именно к этому числу. Жизненный опыт наших предков диктовал это. А то ведь потом и заморозки могут начаться…

Ну, а, закончив сбор урожая, необходимо отметить данное событие определённым ритуалом – провести «Багач».

Конечно мы, молодёжь МК «Крывічы», живём в городе и можно сказать немного оторваны от земледельческих забот, но ведь традиция важна и для нас. Ведь нам не всё равно как пройдёт сбор урожая в нашем крае. Мы ведь тоже ходим в продуктовые магазины и покупаем хлеб, картофель, морковь и прочее.

Да и большинство из нас имеет деревенские корни. Да и вообще мы славяне! А славяне, как известно, были в основном земледельцы.

Так что знать, возрождать, и сохранять традиции наших предков для нашего Молодёжного клуба является одной из важнейших задач.

В этом году мероприятие пройдёт в «5» кабинете Министерства по экологии и природных ресурсов Правительства Иркутской области по адресу ул. Горького, 31.

«В кабинете» это так звучит официально. На самом деле, это небольшой зал, где можно и обряд провести, и потанцевать. Ведь на вячорках, как известно все танцуют бытовые народные танцы. Вот и мы, проведём не просто ритуал, а и будем обучать всех желающих бытовым белорусским танцам.

Также предусмотрено чаепитие с большим Караваем, который всегда печётся к Багачу.

Приходите к нам на Вячорки. Вы здесь узнаете о древней традиции, научитесь танцевать народные танцы, а также хорошо проведёте время за кружкой чая!

Сценарий праздника

Вступление

На протяжении всего уборочного периода человек не единожды проводил различные ритуальные действия и приносил пожертвования Земле и некоторым Духам покровительствующим полям, лугам, огородам, и в целом всему урожаю.

Но ближе к дням осеннего равноденствия все полевые работы, за исключением посева озимых культур должны быть закончены.

Хорош был урожай или не очень, но в любом случаи в амбарах имеется определённый достаток. Самое время подвести итог сбору урожая и провести главный обряд, связанный с уборкой – «Багач».

Само слово «Багач» имеет три смысловых значения. Первое – «багач» от слова «богатсво», т.е. собранный урожай и есть главное богатство земледельца. Второе – «Багач» – это мифологическое Божество, отвечающее за сбор урожая, и за его сохранение. Третье – так называли саму лубку (выдолбленную деревянную чашу), насыпанную зерном, в центре которого стояла зажжённая свеча.

Все три значения слова «Багач» дополняют друг друга и заставляют нас с большим вниманием относиться к самому Обряду.

В белорусской традиции во время проведения Обряда не было случайных движений, предметов или слов. Всё имело определённое символическое значение.

Осмысливая данный праздник можно придти к его подлинному пониманию. С одной стороны необходимо отдать дань «Багачу» и «Дажбогу» – Богу Солнца за то, что они позволили собрать урожай. С другой стороны необходимо «замолвить» словом и действиями перед этими Божествами сохранение этого урожая, попросить оберечь от всяких напастей и разорений.

То, что в лубок, насыпанный зерном, ставится зажжённая свеча, говорит, что «Багач» (прообразом его является зерно) и «Дажбог» (прообраз – зажженная свеча) наглядно демонстрируют объединенный символ благополучия, которое зависит от Солнца (огонь свечи). Ведь именно Солнце обогревает, освещает и одаривает (растопленным воском) своей благодатью наш Урожай.

Итак, согласно белорусской мифологии: «Багач» - это Урожай, «Дажбог» - это Солнце. Но в народных поговорках сопровождающих данный Обряд, присутствует ещё один символизм – «Рагач» («Багач заткнуў у страху Рагач»; “Прыйшоў Багач – кідай Рагач”). Большинство этнографов-исследователей считают, что “Рагач” – это общее название всего земледельческого инвентаря. А в энциклопедическом словаре “Беларуская міфалогія” (Мінск, “Беларусь”, 2004) “Рагач” объясняется как “соха”, что в общем то тоже является земледельческим инструментом.

Как проводился обряд ранее.

Наиболее полное описание Обряда «Багач» мы находим у известного белорусского историка и этнографа 19 века Адама Богдановича, который лично наблюдал проведение этого праздника в Игуменском уезде Минской губернии.

В частности А. Я Богданович пишет, что на «Багач» собирались всем селом. Вначале выбирали Дом, хозяева которого должны были хранить «Багач» (лубку с зерном) до следующего года. Причём каждый год это должны были быть другие люди. В выбранном доме брали лубку насыпали немного зерна и шли по всему селу, обходя каждый дом. Шли с обрядовой песней.

Когда процессия подходила к очередному дому, из него выходили хозяева со всеми домочадцами и высыпали каждый по горсти зерна в общую лубку. После того как вся деревня была обойдена «Багач» приносили в первый дом и ставили на почётное место на обрядовый ручник. С определёнными ритуальными словами ставилась и зажигалась свеча. После этого все участники садились за стол и вначале угощались большим праздничным Караваем, который испекли хозяева. Затем шло обычное застолье. К столу вся деревня приносила свои припасы. Ну а в конце праздника молодёжь устраивала танцевальные вячорки.

Кстати как утверждал Адам Багданович, именно во время проведения «Багача» молодые парни и девчата окончательно присматривались друг к другу. А уж после «Багача» многие засылали своих сватов и игрались свадьбы.

Как проведём Обряд мы.

Из всех присутствующих выбираются активисты, которые должны быть обязательно в белорусских обрядовых костюмах.

Вначале вперёд выходит ведущий и рассказывает присутствующим о самом обряде, о его значении.

Затем одна из девушек говорит ритуальные слова:

Шаноўны спадар Дажбожа,

Дзякуем табе за добрае збожжа!

После этого группа девушек взяв лубку вначале сами высыпают по горсти зерна, затем идут с песней «Хмель лугамi» по кругу помещения.

Все присутствующие высыпают свои горсти зёрен в лубку (зерно в мешочках будет заранее на входе роздано всем).

После того как процессия обойдёт круг, девушки подходят в “красный угол”, где стоит стол, застеленный праздничной скатертью. Одна из девушек торжественно расстилает обрядовый ручник (вытканный на наших кроснах). Она говорит следующие слова:

Ручнік, ручнічок

Абяражы наш лубок

Девушка, которая несла “Багач”, ставит его на ручник и говорит:

Багач, Багач!

Не забывай нашай нівы!

Дай ніве спор у снапах,

Стагамі ў гумне, зярном у клеці.

После этого девчата поют песню “Чаму ж нам ня пець”.

Затем ведущий берёт нож и разрезает праздничный каравай. При он он говорит:

Каравай, малявай.

Хто працу зрабіў, дык налетай.

Бяры лусту хлеба,

Ды малаці зерне, як трэба.

От каравая отрезается кусочек для “птушак”, чтобы они отнесли наш Дар у “Вырай” Богам и предкам нашим. При этом говорятся следующие слова:

А гэты каравайчык,

Птушкам на вырайчык!

Аднясіце яго ў неба,

Пачастуйце нашага хлеба!

После этого все принимаются за чаепитие, где основыными блюдами должны быть мучные различные изделия.

Ну а затем все танцуют на вячорках.

С уважением к Вам, Алег Рудакоў.
Газета "Маланка" №
103 ВЕРАСЕНЬ 2009 год

Приглашаем всех на традиционный беларусский праздник урожая «Багач» в поселение «Ладное»! Вас ждут хороводы, песни-пляски, игры, веселушки, частушки, скоморошины, вкусное угощение, народные обряды и обычаи...

Прыйшоў Багач - кідай рагач,

Бяры сывеньку - сей памаленьку!

На сёлетні Багач добра ўдалося:

Жыта ў трубы павялося,

Авес, як тын парос,

А ячмень палёг на пляцень.

А грэчачка, як кветачка,

А пшаніцы, як брусніцы.

Празднование будет проходить на выходных 22-23 сентября, в день осеннего равноденствия. Рейсовый автобус отправляется из Минска в 9.40 и прибывает в Замосточье в 11.20, откуда гостей заберут на машинах радушные хозяева;) После размещения и устройства палаточного лагеря (для тех, кто решит лучше почувствовать контакт с природой) пройдёт экскурсия по поселениям «Ладное» и «Васильковка», где вы сможете узнать много нового и интересного. Дальше начнётся сам праздник.

Праздник «Багач» - праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. К празднику приурочены и осенние ярмарки, являющиеся наилучшим местом для представления результатов своих трудов, местом, где можно и себя показать, и людей посмотреть. В эти дни парни высматривают девчат , девушки знакомятся с парнями . В многочисленных регионах Беларуси свадьбы проходили именно осенью .

Время настало посмотреть, с чем год завершаем. Прячет хозяин лицо за дарами. "Видно ль меня?" - вопрошает. "Видно!" - хором отвечают. Тогда велит он пирогов добавить. За такое завершение года, и с таким урожаем - только пировать. Пироги из общей горы берут гости, и каждый ест то, что товарищи изготовили. Так общим братским пиром скрепляются люди. Не забываем и о птицах, которым либо дальний путь, либо нелегкая зимовка предстоит. На четыре стороны света раскрошенные пироги разлетаются.

Макушка осени, осеннее равноденствие. Эта точка, а вернее, весь период времени с августа по октябрь имеет своей целью удержать баланс сил в природе, дабы дать подготовится Земле к переходу в зиму. Сущность этого праздника - не просто смена времён года. Зима - время торжества увядания, смерти. Но она же - необходимый пролог перед грядущим весенним обновлением, без которого невозможно дальнейшее существование самой жизни.

Важным атрибутом праздника был общий сход - братчина - для решения общественных вопросов. Будет такой сход и у нас, кругом действующих помещиков зовётся он. Будет там общение хозяев родовых поместий Беларуси, обмен опытом, обсуждение важных вопросов и планов на будущее. Также возможно проведение мастер-класса по строительству готовых блоков, как из цемента-песка, так и из глины; круглых столов по домашним родам и открытию альтернативной школы, которую планирует создать в учитель русского языка и литературы школы Щетинина Наталья Дмитриева.

Место проведения: Витебская область, Докшицкий р-н, д.Отруб, поселение «Ладное».

Как добраться: с а/в «Московский» на автобусах, идущих через Бегомль (выходить не доезжая 15 км в д.Замосточье), либо на машине по витебской трассе М3. Как добраться: С ЖД/вокзала на метро доезжаете до станции «Московская», дальше проходите 1 остановку до автовокзала «Московский». На а/в «Московский» садитесь на автобус или маршрутку, идущие в сторону Витебска (Лепель, Глубокое, Полоцк) Выходить вам на 94- м километре. Это будет населенный пункт Замосточье (Витебской обл). По приезду позвоните по указанным телефонам и за вами приедет транспорт, так как до нашего поселения еще 8 км. На машине, из Минска выезжаете с Логойского тракта (Зеленый луг) и направляетесь в сторону Витебска по витебской трассе М3. На 94 км. в населенном пункте Замосточье, поворачиваете направо. Двигаетесь в сторону санатория ЛЕСНОЕ, через 6 км. вы въедете в населенный пункт Домашковичи, и сразу повернете на грунтовую дорогу. По знаку АТРУБ - 2. Атруб- это название нашего населенного пункта на белорусском языке. 2 км - это расстояние до деревни. Въехав в деревню двигайтесь в самый конец. никуда не сворачивая. Карту можно посмотреть здесь. http://www.kedr-by.com/phpBB2/viewtopic.php?t=549 Уточнить расписание автобусов можно по телефону 114 или 8-017-219-36-22

Что брать с собой:

Спальник

Палатку (можно договориться о ночёвке в доме)

Традиционную или близкую к ней одежду

Угощение на стол, приготовленное своими руками, и жменю зерна для обряда

Хорошее настроение и желание совместного творения;)

Контакты: +375-29-703-61-10, Григорий.

В ключе поддержки идеи по созданию Родовых поместий в Беларуси, объявляет о новом проекте, который имеет возможность стать постоянным и равноценным ежегодному весеннему Форуму «А на Земле быть Добру».

За основу проекта мы взяли период осеннего равноденствия и праздник «Богач», который состоится в первый день мероприятия, 22 сентября. Мы планируем собираться каждый год в новом поселении, чтобы лучше познакомиться друг с другом, обменяться опытом и увидеть в живую, чего уже достигли наши единомышленники за этот год. В этот раз мы встречаемся в поселении "Ладное", на границе минской и витебской областей.

В рамках мероприятия планируется проведение:

11.00-14.00

-знакомство с «ВАСИЛЬКОВКОЙ» для тех, кто приехал на один день.

9.00-14.00

Регистрация. Знакомство с «ЛАДНОЕ»

12.00-14.00

- обустройство палаточного лагеря

14.00-16.00

-проведение традиционного беларусского праздника «Богач

16.00-18.00

- круг действующих помещиков, на котором можно познакомиться с опытом других практиков, обсудить конкретные вопросы, что волнуют людей, создающих свои поместья (общий дом)

18.00-19.00

-общение с участниками домашнего детского садика (общий дом)

18.00-19.00

-обряд единения с предками. (поляна)

18.00-22.00

-общение, игры, песни, хороводы у костра (кострище)

В течении дня: -ярмарка

10.00-11.00

ЛАДНОЕ

- общение по теме «Домашние роды» « Альтернативная школа»

11.00-14.00

ВАСИЛЬКОВКА

- обмен практическим опытом по заливке колец под колодец, кладке печей, строительстве домов из соломы, вопросах органического земледелия, пермакультуры

14.00-16.00

ВАСИЛЬКОВКА

- изучение решений земельных вопросов на конкретных примерах


В программе возможны изменения


Для тех, кто желает приехать с детьми на два дня желательно созвониться с организаторами для бронирования месть в жилых домах на ночлег. Если вы собираетесь ехать автобусами или попутками, также желательно согласовать дополнительно, чтобы была возможность встретить (от трассы - 8 км).

Более подробная программа праздника будет доступна чуть позже, пока же, чтобы нам лучше понять, на что рассчитывать, просьба всем, кто собирается участвовать, написать в комментарии ниже ваши контакты, сколько человек с вами приедет, как вы думаете добираться и где собираетесь размещаться (количество мест в домах ограничено, так что спешите заявиться пораньше;).

Маржана Исаева
Сценарий фольклорного праздника «Чем богаты, тем и рады»

Зал убран под горницу. В центре, между двух окон /бутафорских/ висит зеркало в обрамлении полотенца – рушник. Под зеркалом стоит большой сундук. Около окна – кровать, на ней стеганное одеяло, в левом углу стоит печь. Около печи лавка. В углу стол, висит люлька.

Дети сидят на лавке и выполняют простейшую работу по дому. Бабка Таня хлопочет у печки. Аленка, старшая дочь (воспитатель, носит дрова для печи. Все заняты делом.

Мать детишек, любуясь на них, запевает песню «А у нас ноне белый день» . Дети подхватывают песню и разыгрывают ее содержание.

Бабка : Как за работой время быстро летит! День заметно прибавился. Весна берет свое. (слышится плач ребенка)

Мать : Ой, кажется, Глаша проснулась (бежит к люльке) . Одновременно к люльке подбегают две младшие дочки. Они хотят посмотреть и потрогать маленькую сестричку (большая куклу, одетую в беленькую рубашечку. Вокруг головы платочек) .

Мать : Потягунюшки, подрастушечки, поперек толстунюшки.

1 сестра : А ручки – то хватушечки! (трогает ручки)

2 сестра : А ножки –то бегушечки (трогает ножки)

Мать : И вы у меня такие были, мои душечки (гладит дочек)

Бабка : дайте бабке – то поняньчить. (берет Глашу на руки)

Тпрушки – потпрушки,

Поехали к старушке.

Черт их понес,

Не помазал колес.

Колоса убежали,

Старухи те пропали.

Мать : не урони, бабушка, дай –ка мне деточку. (берет ребенка на ручки, заниматься с ним) .

Дети начинают подтрунивать друг над другом :

А повторь слово «иду» !

Ну повторь!

У тя нос в меду!

Ванька : Эх, подловил! (чешет затылок и задумывается) Федясь, а у тя под ногами грязь! (Федяська нагибается и смотрит вниз под ноги.)

Не кланяйся, я тебе не князь! (Обиженный Федяська бежит расталкивать девочек, пытаясь согнать их с места.)

Девочки : Это наше место!

Федяська : Пресное вам тесто!

Девочки : Федя – медя съел медведя!

Федяська : Дразнила, празнила , во рту кусок мыла!

Затевается шуточная драка, девочки пытаются догнать мальчишек, в избе становится шумно.

Бабка Ишь. Как расшалились! Хоть батьки дома нет, а ремень на гвоздь надет.

Степка : А давайте в ремешок поиграем.

(снимает со стены ремешок и все дети быстро садятся по кругу)

Игра : «Ремешок»

По условиям игры одну из сестер побили. Она начинает горька плакать. Остальные разбегаются по лавкам.

Мать : Деламши смеялась. А сделамши плачешь. Всегда ты так, Анфиса!

Степан :Не плачь; скоро батька с ярмарки приедет, всем гостинцев привезет! И тебе тоже!

Анфиса : А ты, брат, на ярмарке бывал?

Степан : Бывал!

Анфиса :А велика?

Степан : Не мерял!

Анфися :А сильна?

Степан :Не боролся!

Анфиса : А кого ты на ярмарке видал?

Степа : Видал, как на цепи безрогую, безхвостую корову водили, а лоб широкий!

Анфиса :Это же медведь был!

Степан : Какой там медведь? Я раньше медведя знавал. Он не такой. Медведь серый, хвост длинный.

Дети : Да ведь это же волк!

Степан : Все ты, брат, говоришь не в толк! Я прежде волка знавал! Волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку попрыгивает, от собак убегает!

Дети : Да ведь это заяц!

Степан : Да какой там заяц! Я прежде зайца видал! Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перепрыгивает, перелетывает да почирикивает!

Дети : Да ведь это горностай!

Появляется отец

Отец : Хватит байку сказывать. Бегите все сюда, да получайте подарки. (все бегут к отцу и обнимают его, но главное – подарки) .

Бабка : Вся семья вместе – так и душа на месте.

Отец : На ярмарку ходил, никого не забыл!

Дети : Дедушке?

Отец : Сапожки!

Дети : Бабушке?

Отец : Сережки!

Дети : Матушке?

Отец : Платочек!

Дети : Себе?

Отец : Ремешок.

Дети : Сестрицам?

Отец : По ситцу!

Дети : Братишкам?

Отец : По книжкам!

Выходит самый маленький сынок Ванечка, ему три года

Ванечка : А маленькому Ванечке?

Отец : Медовый пряничек и на зиму валеночек.

Мать : А ну –ка, примерь –ка, сынок,

В самый ли разок?

Ванечка садится на пол и надевает валенки. Дети напевают песню на мелодию «Ах вы, сени»

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька по бережку гулял

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька во зеркальце смотрел.

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

Ну-к как Ваня – Ванюшечька с невестою плясал

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька невесту провожал

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

В конце все становятся на парную пляску «Возле моста» .

Дети : Спасибо, хозяйка, и ласковая,

Чтоб жилось вам, и богателось

Чтобы было все, чего хотелось,

И собачку и кота…

А нам пора с вашего двора.

Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать - Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Это европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября.

У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября, которые имели другое название — «День урожая ».

Славянские названия праздника

Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.

Проходили века, менялись условия труда и народные верования, на смену тяжелому крестьянскому ручному труду пришла механизация, но праздник не потерял своего значения и в наши дни.

Сегодня он где-то превратился в фестивали и ярмарки, где-то сохраняются или возрождаются древние народные традиции, но в любом случае, Праздник Урожая - это праздник благодарности Земле, Природе и труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.

Давайте заглянем в разные страны и посмотрим где и как празднуется Праздник Урожая.

Славянский Праздник Урожая

14 сентября В земледельческом календаре славян этот день называли«осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.

Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье - то большое, мужики богаты!
Что мужики - то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

21 сентября Вторые осенины. Рождество Богородицы.

У древних славян наступил праздник Небесного Кузнеца — Сварога. К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает.

Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла.

Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву.

Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной (другие названия — канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян.

В основе братчины лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.

Славяне празднуют великий праздник — Родогощь (Таусень) — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?»

Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог.

После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой — еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается.

В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме.

Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!» Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов.

Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен.

Праздник заканчивается многолюдными игрищами.

Азия

В Китае и Вьетнаме отмечают Праздник середины осени или Праздник луны. Он приходится на 15-й день 8-го месяца (полнолуние) по китайскому календарю, что примерно соответствует второй половине сентября. Считается что в этот день лунный диск «самый яркий и круглый в году». Образ «полноты» фигурирует в нескольких смыслах: это время завершения сбора урожая; луна является символом женского начала, и т.о. её полнота — также символ плодородия. Праздник отмечают всей семьёй, и семантика «круга семьи» присутствует в разделении пряников на всех.

Чжунцю — праздник Луны и урожая. Он приходится на середину осени, отсюда и название «чжунцю» — середина осени.

Праздник зародился в эпоху династии Тан и занимает важное место в китайском календаре — это день поклонения богу Луны. Выходные длятся три дня. По традиции в день праздника китайцы едят особые сладкие пирожки и читают стихи при свете луны, которая в этот день считается самой круглой и самой яркой.

Лунные лепешки напоминают о восстании китайского народа против монгольских завоевателей, так как много веков назад маленькие записки, запеченные в такие пирожки, призывали к бунту и неповиновению захватчикам. Тесто для таких пирожков готовят из зерен лотоса и дробленого кунжута.

В этот день влюбленные молят богов соединить их вместе, чтобы слиться в одно целое, подобно луне. Повсюду продаются маленькие цветные фонарики: вечером их зажигают в городских парках и полях родители вместе с детьми, которым по такому случаю разрешается поздно ложиться спать.

У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка). Символ дня — лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни.
В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.

В современной Белоруссии ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дажынкi“». С республиканским размахом в Белоруссии его начали отмечать с 1996 года.

Д ожинки (Дажынкi) в Беларуси всегда праздновали очень торжественно с красивыми содержательными обрядами.

На последний день жатвы собиралась толока. Самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве, затем сама брала серп и начинала жать с песней, которую все подхватывали. В конце каждая жнея откладывала по колоску для общего дожиночного снопа.

Девушки выбирали в своей среде «Багіню». Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным. Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».

После революции и до войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960—1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.

Начиная с 1996 года, дожинки на Беларуси проводятся как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников деревни.

Праздник включает шествие всех участников по центральной улице города (районного центра) и выход на центральную площадь города. Впереди колонны несут флаг с эмблемой фестиваля — «Залатымі калоссямі». Праздник длится два дня. В первый день проводится торжественный митинг, после которого награждают лучших комбайнеров и водителей. После начинается концерт лучших фольклорных коллективов республики. Проводятся выставки работ народных умельцев. На второй день фольклорные коллективы разъезжаются по району. А в самом городе демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника. На нескольких площадках идут концерты, проводятся лотерея, народные игры и забавы.


Германия

В Германии праздник урожая (нем.Erntedankfest ) также является историческим. Этот праздник уходит корнями в римские обычаи. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и о том, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара.

Праздник урожая праздновался в дохристианские времена. В католической церкви празднуется с 3 века. В Пруссии впервые отмечался в 1773 году в первое воскресенье после Дня святого Михаила (29 сентября), после этого стал регулярным.

Католики возносят благодарность за хороший урожай: хлебов 15 августа (Рождество Богородицы) и в первое воскресенье октября, когда «благодарят за плоды земли и человеческого труда» и в знак благодарности приносят венки из колосьев и корзины с красиво уложенными плодами.

Протестантские церкви также отмечают День урожая после Михайлова дня (29 сентября).

Дата первого воскресенья октября утверждена в Германии католической церковью в 1972 году, а в каждом приходе евангелической церкви определяется своя дата праздника: первое воскресенье октября или первое воскресенье после дня Михаила.

В период Третьего рейха праздник урожая был возведён в ранг официального, и, начиная с 1934 года, отмечался каждое 1-е воскресенье октября.

Древние крестьяне веровали, что урожай охраняет дух, который дает ему рост или смерть.

Дух даст хороший урожай, если он доволен и радуется, и уничтожит урожай, если крестьянин ему не угодил или обидел. В связи с этим этот праздник отмечали раньше, как победу над духами.

Сегодня же это день завершения полевых работ и благодарения бога за его дары. В этот день проходит особая служба в церкви. При этом церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы.

Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освещают и выкладывают перед алтарем.

Израиль

В Израиле отмечают Суккот - праздник урожая, один из центральных и древнейших у еврейского народа. Торжества продолжаются целую неделю. Все это время иудеи молятся, поют религиозные песни и открывают двери своих домов для гостей.

"Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь ты с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя" - сказано в Торе. Первосвященники земли израилевой - коэны - благословляют дары этой земли и народ ее у Стены плача, вытянув руки, закрыв глаза, так повелось еще от Аарона, брата Моисея, так это происходит и сегодня, в самый древний праздник урожая, что отмечается в Иерусалиме.

"Это еще и праздник единства нашего народа. Мы молимся и благословляем в этот день всех: и верующих, и сомневающихся, и чтущих традиции, и только прикасающихся к великому наследию", - рассказал раввин Авраам Коэн.

Суккот - праздник кущей. В память о скитаниях в пустыне семь дней иудеи живут в шалашах, чья крыша устлана ветвями пальмы так, что сквозь нее можно увидеть звездное небо, а в красном углу стоит почетное место для готовых заглянуть на огонек душ праотцов. Во время Суккота поют, молятся, едят, принимают гостей. Многоязыкая толпа, колонны из Америки, Австралии, Новой Зеландии, Зимбабве, Таиланда, акробаты, клоуны, музыканты - на центральных улицах Иерусалима 70 тысяч человек со всего света.

Ведущий. во

Ученик.

White none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> Вучанша.

scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline- policy:-moz-initial; "> (Выходит ученик, на голове венок из колосьев, в руках по пучка колосьев, он воплощает ржаной поле.)

Ученик.

1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial ;-moz-background-inline-policy:-moz-init ial; "> (За сценой слышится песня, выходят жнейки, вы конваюць песню" Расло рожь, росло в поле ". Слова и ноты для этой и всех остальных песен помещены в приложении.)

-Moz-initial; "> 1-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 2-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> 3-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> 4-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> 5-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 6-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 7-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 8-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Наша Нивки золотая ".)

9-я жнейка.

10-я жнейка.

(Жнейки составляют колосья в один сноп, плетут из колосьев венок и поют песню "Ой, в саду цвела лилия".)

Moz-initial; "> 1-я жнейка. Кого богиня выберем?

2-я жнейка. Давайте Мира!

(На голову богини возлагают венок, в руки к юць сноп, абкружаюць ее цепочкой и поют песню "кружки, девочкам, кружком".)

Богиня.

(Все отправляются к хозяину, поют песню "Открывай, хозяин, свой двор". Богиня идет первая.

Moz-background-inline-policy:-moz-initi al; "> Навстречу выходят хозяева с хлебом-солью. Богиня выступает вперед и, пакланившыся хозяевам, кладет их ног дажыначны сноп. Венок передают в руки, приговаривая.)

Богиня.

3-я жнейка.

Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 4-я жнейка.

-Moz-initial; "> 5-я жнейка.

Принесли вам пользу

1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline-policy:-moz-initial; "> С четырех сторон.

-Moz-background-inline-policy:-moz-initi al; "> Принесли вам сбор

Из-под зеленых гор,

None repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; ">

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; ">

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 6-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> Хозяин.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> (Гаспадынька ставит на стол блюда, все спя-чествуют песню" Ах, вы, столики мои! ".)

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> Хозяин. в.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> - Зашел крестьянин до пана, а тот как раз паеў и парожняе миску перевернул.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> Крестьянин и спрашивает:

- Господи, а почему вы как поели, то перевернули миску?

- Это значит, что я наелся.

None repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> - Вот оно что! А я все думаю, чего это моя свинья как только паесць, так и перевернут корыта.

0cm 0.5pt 0.0001pt 1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-pol icy:-moz-initial; "> 7-я жнейка.

(Выполняется танец.)

White none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> 8-я жнейка.

text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня "Кругом яру".)

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> Хозяин.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> Когда-то, в далеком прошлом, каждый человек знал, сколько ему лет жить на свете. Но один раз шел Бог по земле, зашел в одну деревню и видит, что какой-то

- Ты

- Так мне же уже мало лет жить на свете за сталося, на мой век хватит и такого.

Не понравилось такое дело Богу, и решил он сделать так, чтобы люди не знали, кому когда умирать.

Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> Хозяйка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Как на нашей нивцы ".)

Ученик. Слушайте, шутка расскажу.

Мальчишка вел на веревке теленок, которое бросалась вавсе стороны. А тут как раз Чиновники проезжал.

- Ты почему передо мною шапки не снимаем, хам?! - закричал он на молодого человека.

- Когда же мои руки заняты, пане чиновник! Слез с

9-я жнейка.

10 жнейка.

Ученица.

White none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин.

(Все поют песню "Ой, Поля".)

0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline- policy:-moz-initial; "> Все прощаются:

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; ">-Будь ваша здоров;

Оставайтесь с Богом;

[Error: Irreparable invalid markup ("

") in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Ведущий. Уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас на праздник "Багач". Это большой праздник в жизни белорусского села. Когда-то, когда жатва подходила к концу, оставляли нязжатую горсть ржи - дедовского, или Божию, "бороду", потом кусцик зажынали, перавязвали лентой, говорили заказ и торжественно, с песнями и шутками несли домой. Это и был Багач. Его заносили во двор тем, кому желали богатства и счастья. Багач, согласно поверье, обеспечивал Ниву рожью и приносил в дом достаток и счастье.

Ученик. К Багача обращались со словами: "Багач! Багач! Не забывай нашей нивы! ". Именно в этот день, к взыходу солнца, хозяин засевать Ниву рожью. К озимой сева приступали торжественно. В доме все мылася, чысцилася, варили и пекли много вкусного.

white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> Вучанша. Отправляясь на посевной, крестьянин надевал белую рубашку, а вечером справлялась торжественная ужин. Чистота в доме, праздничную одежду сейбита, достаток на столе считались обрядовых элементами, что способствовало успеху в работе, плодородия засеяно нивы.

scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline- policy:-moz-initial; "> (Выходит ученик, на голове венок из колосьев, в руках по пучка колосьев, он воплощает ржаной поле.)

Ученик. Говорила поле широкое, рожь ядранае. Жнейки, жнейки мои молодые, серпы золотые. Приходите ко мне завтра рано, чтобы я недажатым не стояла. Не хочу я в поле стояли, последними колосьями махали, а лишь хочу я в поле стагами, а в гумно копали.

1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial ;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (За сценой слышится песня, выходят жнейки, вы конваюць песню" Расло рожь, росло в поле ". Слова и ноты для этой и всех остальных песен помещены в приложении.)

-Moz-initial; "> 1-я жнейка. Парни, девушки, вы только посмотрите, последняя полоска ржи осталась!

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 2-я жнейка. Вот сейчас дажнём и можно бороду завиваць, Багача делать и праздник справляет.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 3-я жнейка. Нивцы благодарить будем за хороший урожай.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 4-я жнейка. Дима, шавялися быстрее, а то под снопами заснуть.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 5-я жнейка. Что-то последнее время Света стала до Димы цепляться.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 6-я жнейка. Кто кого чубиць, тот того любит.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 7-я жнейка. Гляньце, чья это Нивки жавцее на холме?

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 8-я жнейка. Василёва Нивки. Наверное, он ее собирается жать, когда белые мухи полетят.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Наша Нивки золотая ".)

9-я жнейка. Мы первые Дожинки играть будем!

10-я жнейка. Так давайте паспяшаем бороду зажынаци и дажыначны сноп вязала.

(Жнейки составляют колосья в один сноп, плетут из колосьев венок и поют песню "Ой, в саду цвела лилия".)

-Moz-initial; "> 1-я жнейка. Кого богиня выберем?

2-я жнейка. Давайте Мира!

(На голову богини возлагают венок, в руки к юць сноп, абкружаюць ее цепочкой и поют песню "кружки, девочкам, кружком".)

Богиня. Так давайте же хозяину дажыначны сноп отнесешь.

(Все отправляются к хозяину, поют песню "Открывай, хозяин, свой двор". Богиня идет первая.

-Moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Навстречу выходят хозяева с хлебом-солью. Богиня выступает вперед и, пакланившыся хозяевам, кладет их ног дажыначны сноп. Венок передают в руки, приговаривая.)

Богиня. Паздаров Боже, господин! Принеси тебе венок из широкого поля, с ядранага ржи.

3-я жнейка. Хозяин своего хозяйства не потеряет, нам за венок заплатить, хотя красные сапоги для нашего желания - жыту на урожай, хозяину на долгое век.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 4-я жнейка. Хозяину венок, а нам кваса кувшин.

-Moz-initial; "> 5-я жнейка.

Принесли вам пользу

1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> С четырех сторон.

-Moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Принесли вам сбор

Из-под зеленых гор,

none repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> I с горы, из-под горы на господарские дворе,

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> С падваров к каморы на всякие сборы...

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 6-я жнейка. Гаспадынька, ну-тка! Завихайся быстро, так, как мы завихалися около Нивки. Вынимайте квас с колбасой.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Проходите, садитесь, пожалуйста!

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Гаспадынька ставит на стол блюда, все спя-чествуют песню" Ах, вы, столики мои! ".)

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Послушайте, пожалуйста, я вам шутка рассказ в.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> - Зашел крестьянин до пана, а тот как раз паеў и парожняе миску перевернул.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Крестьянин и спрашивает:

- Господи, а почему вы как поели, то перевернули миску?

- Это значит, что я наелся.

none repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> - Вот оно что! А я все думаю, чего это моя свинья как только паесць, так и перевернут корыта.

0cm 0.5pt 0.0001pt 1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 7-я жнейка. Чтобы хозяева и гости паразмяли свои кости, надо танец попрыгать и в ладоши по-хлопать.

(Выполняется танец.)

white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> 8-я жнейка. Давайте еще и песню хорошую за-поем.

text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня "Кругом яру".)

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Слышали ли вы, мои дорогие, легенду "Сколько жить человеку? Нет? Так слушайте.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Когда-то, в далеком прошлом, каждый человек знал, сколько ему лет жить на свете. Но один раз шел Бог по земле, зашел в одну деревню и видит, что какой-то человек делает забор не из дерева, а из соломы. Бог пагля-дев на него и спрашивает:

- Ты чего, человече, забор не из дерева гародиш, а с салом?

- Так мне же уже мало лет жить на свете за сталося, на мой век хватит и такого.

Не понравилось такое дело Богу, и решил он сделать так, чтобы люди не знали, кому когда умирать.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяйка. То госцейки заскучали, может песню запели, что ли?

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Как на нашей нивцы ".)

Ученик. Слушайте, шутка расскажу.

Мальчишка вел на веревке теленок, которое бросалась вавсе стороны. А тут как раз Чиновники проезжал.

- Ты почему передо мною шапки не снимаем, хам?! - закричал он на молодого человека.

- Когда же мои руки заняты, пане чиновник! Слез с воза, патрымайце теленок, а я шапку снимет.

9-я жнейка. Хватит уже петь и плясать, по-ра и домой собираться.

10 жнейка. I действительно, пора, поздно уже.

Ученица. Спасибо хозяевам за хлеб-соль.

white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Спасибо вам, мои дорогие, что нашу хату НЕ обогнули. Давайте же на прощание красивую пес-ню запели.

(Все поют песню "Ой, Поля".)

0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline- policy:-moz-initial; "> Все прощаются:

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Будь ваша здоров;

Оставайтесь с Богом;

Style = "background: white none repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz- initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Прощайте здоров, живите богато;

16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Будьте жывеньки, здоровья;

-Moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Здоровый бывают и нас не забывайте;

Ходить здоровы!