Урок творчества"орнамент в хакасской вышивке". Декоративно-художественные особенности швов хакасской вышивки

ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШВОВ ХАКАССКОЙ ВЫШИВКИ

Алахтаева Мира Федоровна

студент 4 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, г. Абакан

Гузеватова Елена Николаевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, г. Абакан

Хакасская народная вышивка издавна славится разнообразием и оригинальностью узоров, восхищает утонченностью цветовых решений. Она создавалась веками и зависела от истории и культуры народа.

Вышивка не могла сохраниться в конкретных памятниках, но, опосредованно, через орнаментальный строй, по отдельным упоминаниям о декоре одежды в героических сказаниях, преданиях, песнях-тахпахах , через женские имена (Ах ч i бек - Белая нитка) из фольклора можно судить о распространенности этого вида народного творчества.

Скотоводческо-земледельческий уклад жизни определяли предметы и материалы вышитых изделий, и строй их орнамента. Круг вышиваемых предметов не так широк, и они не были подвержены значительным изменениям в течение долгого времени - свидетельство патриархальности уклада народного быта. Вышивкой украшали предметы, являющиеся декором жилища, как, например, занавес козеге, который служил своеобразной ширмой мужской и женской половины юрты. Вышивкой украшали войлочные изделия, служившие в зависимости от размера и формы постелью, ковриком, подстилкой, или настенным ковром, которым утепляли юрту. До XX века широкое распространение имели подушечки частых, трапециевидной или продолговатой прямоугольной формы, служившие изголовьем и подлокотником. Чаще всего частых были выполнены из кожи или ткани и украшены вышивкой.

Вышивка, наряду с металлическими украшениями и тиснением по коже, входила также в декоративное убранство утвари верхового коня. Она богато украшала покрывала под седла коней - чапрах, выполненные из войлока, кожи или ткани.

Самое значительное место вышивка занимала в украшении обуви, головных уборов, женской и реже мужской одежды, предметов ее декоративного убранства, куда входили сумочки нанчых, кисеты, ножны для оружия, крепившиеся к мужскому поясу.

Для шитья и вышивания одежды хакасы употребляли шерстяные, бумажные и шелковые нитки различной толщины, чаще скрученные вдвое. Этот способ скручивания ниток изо льна и конопли - кинд i р ч i п, а также старинного образца, которым является нитка из сухожилий и из пленки аорты животных. Высушенные конские, скотские и оленьи жилы разбивались молотком или руками ссучились в нитки - cuup ч i п. Прочностью сухожильных ниток обусловлено их применение в шитье нагольных шуб из овчины и кожаной обуви. Были популярны шелковые нитки, которыми расшивали одежду из бархата, сукна и шелка. В XIX-XX вв. шелковыми нитками вышивают и вещи, выполненные из выделанной овчины и мягкую обувь. Хакасы издавна любят и ценят золотые нитки. Ими большей частью расшиты сумочки нанчых, кисеты.

Для вышивания и шитья хакасы пользовались самыми простыми инструментами: наперстками хурчу , его надевают наверх указательного пальца правой руки, которым проталкивается иголка. Величина иглы пic зависит от материала изделия - шелка, сукна, ровдуги (мягкая овчина с соскобленной шерстью), овчины или кожи, а также толщины нитки - сухожильной, конопляной, шерстяной или шелковой. Вышивка по коже и ровдуге требовала применения специальной прокалывающей иглы пiс , вслед за которой с помощью иголки с ниткой можно было без труда создавать узор. Современные мастерицы пользуются пяльцами для натягивания ткани, на который наносится узор вышивки. По рассказам старых мастериц, прежде бытовала специальная прямоугольная рамка, на которую натягивали основу изделия и закрепляли ровную поверхность ее с помощью гвоздей.

Вышитая одежда считалась очень дорогой, хранилась в сундуках, была предметом гордости. Многие предметы одежды входили в состав приданого. Мать и родственницы готовили его с усердием и задолго до замужества дочери. Искусство вышивки, ее традиции хранили женщины, очень часто передавая их по наследству от матери к дочери. Более или менее хорошо могла вышивать каждая женщина. Но не каждая из них становилась настоящей мастерицей, способной создавать традиционные узоры и обладавшей талантом шитья. Создание и копирование узоров являлось одним из основных этапов создания вышивки. Трафареты вышивок ульгу создавали наиболее одаренные, много лет вышивавшие мастерицы. И для старинной и для современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: сначала из бумаги, бересты или кожи вырезался образец узора, который затем накладывался на ткань или овчину, обводился мелом, обмылком или стежками ниток контур рисунка. В настоящее время чаще всего применяют бумажный образец.

Существовало два вида выкроек. Туюх ульгу - непрерывный узор. Выкройка предназначалась для отделки определенной части костюма, создавалась с учетом ее формы и размера. Туюх ульгу более распространена. Лист бумаги и бересты складывается вдвое и, начиная с нижней части узора, создается непрерывный рисунок. На первый взгляд, когда мастерица режет выкройку узора, создается впечатление, что ее движения полны непрерывности и разнообразия.

Настоящее мастерство мастериц, как вышивальщиц и создательниц ульгу, зависит от запаса информации, которую она собирает годами. Зрительные впечатления, приобретение новых навыков и знаний позволяют мастерице отобрать из увиденного тот особенно понравившийся и удавшийся мотив, при помощи которого она затем сумеет создать новые узоры и вышивать, так, как только присуще ей самой. По убеждению мастериц красивые трафареты сами по себе мало значат. «Вышивальщица должна создать выразительный узор с помощью ниток и ткани, она должна уметь обращаться с материалом и отбирать для каждого узора то, что подходит к изделию» - таково мнение старой мастерицы и хранительницы предметов народного творчества Кызласовой Аграфены, из Кызласово .

Второй тип трафаретов - алынча ульгу, представляющие собой отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавался узор вышивки. Это выкройки узора пальметт, многолепестковых розетт, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Алынча ульгу, созданные одной мастерицей, могут использоваться многими вышивальщицами, и, лишь в руках талантливых из них, выступают в бесконечных вольных вариациях в неповторимом орнаментальном рисунке.

Прежде вышивальщица приметывала трафарет к ткани, затем по контору обшивала его цветным шелком. Теперь она мелком, карандашом или острым обмылком, наложив трафарет на ткань, прочерчивает рисунок и затем приступает к шитью. Если нужно нанести рисунок несколько повторяющихся мотивов с алынча ульгу , они наносятся на ткань при помощи одного и того же образца.

Есть и другой способ копирования узоров, когда узор срисовывается на глаз на вышиваемую ткань. Выполненные карандашные наброски предназначены для вышивки рукавиц, наплечьев хакасских платьев, моркамов , спинок шуб и сикпенов . Мастерица искусно переводит эти рисунки на ткань, привычно нанося давно известные ей мотивы, легко и каждый раз варьируя отдельные элементы. При этом, она соблюдает и симметрию узора, как если бы она пользовалась трафаретами, в то же время каждый раз совершенствует прежний рисунок все лучше и лучше, судя по ее вышивкам. Это результат определенных навыков. Вышивальщица по своему вкусу может изменить или убрать некоторые детали, включить новые, видоизменить третьи.

Бумажные, берестяные трафареты используются многими вышивальщицами, поколениями мастериц. Одни и те же узоры повторяются, таким образом, много раз, запечатлеваются в памяти мастериц, бывают широко распространены и тем самым способствуют устойчивости отдельных элементов в многообразии существующих узоров, чему не в малой степени способствовали простота и доступность техники копирования, разные способы получения образцов вышивки.

Современный материал по узоротворчеству хакасских мастериц говорит о том, что он чрезвычайно мало отличается от образцов конца XIX века, разве лишь большей распространенностью цветочных элементов в орнаменте.

Все разнообразие орнаментальных форм, а также способов использования - результат длительного исторического развития, результат многовековых традиций.

Рассмотрим декоративно-художественные особенности хакасской вышивки.

Изучение вышитых изделий в музейных коллекциях, беседы с мастерицами помогли выявить разнообразие декоративных швов, которыми пользовались и продолжают пользоваться хакасские мастерицы на протяжении многих лет. Для хакасской вышивки характерны так называемые свободные швы (Рис. 1.).

Рисунок 1. Виды швов хакасской вышивки

Из петельных швов широко распространен тамбурный шов соз i рткен, встречающийся на всех вышитых изделиях. Выполняется иглой и иногда крючком. Как и всеми остальными швами, соз i рткен вышивают по предварительно намеченному рисунку. При вышивке швом соз i рткен, мастерица перебрасывает нить петлей налево, прокладывает в середине предыдущей петли иглу и направляет ее на себя. На изнанке образуются линия последовательных стежков, на левой стороне - петельная цепочка. Швом соз i рткен можно передать любые линии узора, цепочка швов свободно и непрерывно вьется по контуру узора, повторяясь, плотно примыкая друг другу. Этот шов способен создать легкую графичность и четкость линии. В зависимости от вышиваемой поверхности, толщины и фактуры ниток, уровня мастерства вышивальщицы, декоративных задач, соз i рткен может виться крупными или мелкими, широкими размашистыми или, наоборот, настолько почти невесомыми петельными стежками, что способен создать разнообразный декоративный эффект. Слово соз i рткен несет в себе характер протягивающейся одна за другой петли, создает, как и сам шов, ощущение скольжения, легкости и графичности «волочащегося» свободного рисунка.

Кроме тамбурного шва соз i рткен, в хакасских изделиях широко распространен шов орбе , орбелеп – верхошов, при выполнении которого, нить идет зигзагообразно, пересекаясь. Различают орбе и туюх орбе . Орбе часто в литературе называют «козлик», пересекающиеся нитки которого на лицевой стороне изделия образуют «косую сетку». Швом орбе шьется линия соединения проймы и рукавов на нагольных и крытых сукном и бархатом шубах, сикпенах г линии соединения союзки и голенища в обуви. Швом орбе искусно маскируют линии соединения деталей одежды, одновременно извлекая декоративные свойства пересекающихся нитей.

Туюх орбе - разновидность косой сетки, когда ткань схватывается иголкой у края контура узора, где затягивается петля. Края шва имеют петельный рельеф, на обратной стороне стежка, они вьются по контуру узора; на лицевой стороне выходит поперечный настил зигзагообразных пересекающихся нитей с затянутой петлей. Шов туюх орбе встречается чаще на ранних изделиях из выделанной овчины, войлока, ровдуги. В хакасских изделиях швом туюх орбе оконтуривают праты - декоративные трапециевидные или иные фигурные аппликации из шелка и бархата, украшающих линию талии на спинке в сикпенах и шубах.

Орбе и туюх орбе - пожалуй, самые нарядные швы в хакасской вышивке. Через переплетение ниток шва слегка просвечивается фон, что придает вышитой поверхности изделия ажурность, приглушает яркие цветные контрасты. Каждый из приемов петельного верхошва создавал множество вариантов, в зависимости от плотности косых стежков, цвета и толщины ниток, цветного ритма узора, мастерства шитья. Этот шов встречается на изделиях из ткани, чаще им зашивают в несколько рядов внутреннее поле цветочных розетт в хакасских узорах наплечьев, манжет и рукавиц.

Наряду с орбе, встречается односторонний петельный шов чорбеен. Шьется слева направо. Сначала иголку с ниткой извлекают на лицевую сторону ткани, а затем ёе вкладывают вертикально сверху вниз, придерживая нитку большим пальцем левой руки. В момент вытаскивания иголки нитку отпускают, при этом нитка должна обязательно остаться под иглой - тогда получается петелька. Швом чорбеен часто заполняют круговые ряды или середину крупных орнаментальных форм. Эти разделки вносят большое разнообразие в фактуру вышивки. Этот шов встречаются в растительных композициях, им заполняются цветочные розетты, которые появились в хакасской орнаментике после знакомства хакасов с русскими кашемировыми платками, ставшими излюбленными и органично вошедшими в хакасскую народную одежду.

Из гладьевых швов в хакасской вышивке следует отметить толдырып - заполняющий. Это либо простая гладь с вертикальными стежками, либо «косичка». Шов толдырып может быть двухсторонним, поставленным слегка косо и часто. Им преимущественно заполняют внутреннее поле узора небольшими лепестковидными звеньями. Он встречается чаще всего на изделиях из ткани, на наплечьях платьев, спинках сикпенов и крытых шуб. Почти всегда швом толдырып заполняют лепестковидные элементы хакасского узора и пользуются в сочетании со швом соз i рткен, который служит окантовкой каждого элемента узора. Цветочные мотивы, которые хакаски перенесли из привозных русских изделий в традиционные хакасские узоры, чаще всего выполняются швом толдырып .

На старинных изделиях встречается гладь по настилу - трафарету ораап в значении обматывая, завертывая. Шов ораап рельефен. На ткань, кожу или ровдугу накладывается берестяной узор и зашивается гладью вертикальными прямыми стежками. Швом ораап выполнены узоры на старинных женских сумочках нанчых и кисетах. Иногда обмотанную цветными нитками берестяную выкройку узора прикрепляли к ткани.

Разновидность шва ораап - алтын ораап - золотое шитье, часто встречающееся на старинных кисетах и сумочках, на праздничной женской одежде. Узоры, выполненные в технике глади по настилу, близки к рисунку аппликаций на женских черпаках и войлочных покрывалах, бытовавших до недавнего времени.

К гладьевым швам относится шов туюхти сасхан (скрывающий) - широко распространенная разновидность глади с двухсторонним швом, создающая сплошной плотный настил нитей на весь узор. Иголка направляется по ширине узора в одну сторону, затем в обратную, создавая впечатление ряда плотных нитей, образуя шов параллельными рядами. Коллекции музеев позволяют судить о распространенности шва туюхти сасхан . Им маскируют линии соединения деталей спинки шуб, сикпенов , обуви. Терминология шва туюхти сасхан точно передает его назначение и употребление в качестве маскирующего шва, который в то же время обладает несомненной декоративностью. Многие мастерицы почти не различают швы туюхти сасхан и орбе, часто их путают, хотя их различия явные, не только по технике исполнения, но и по декоративному эффекту, который создает каждый из этих швов. Туюхти сасхан относится также к одному из излюбленных мастерицами швов. Его охотно используют при шитье шуб и сикпенов , декоративные качества шва диктуют его появление в шитье почти всех элементов хакасской одежды.

Своеобразна строчка с «обвивкой». С.В. Иванов отмечает, что этот шов кроме хакасов за пределами Сибири известен лишь в Китае и редко в Монголии. Технически шов представляет собой редкую строчку, обвитую другой ниткой. Этим швом выполнялись узоры на спинке сикпена .

Стебельчатый шов - номаан ч i к - выполняется мелкими стежками, поставленными наклонно. Номаан ч i к был распространен в шитье узоров на рукавицах, кисетах, головных уборах. В зависимости от длины и угла наклона стежка, стебельчатый шов может создавать ощущение графичности или ложиться плотными рядами глади. Об этой технике у хакасов упоминает С.В. Иванов. «Техника накладных нитей идет от техники накладного жгута расщепленных сухожилий или льняных нитей, хотя она и напоминает шитье золотой ниткой у китайцев, но это вполне местная техника» .

К декоративным швам следует отнести стягивающий ткань стежок точып т i ккен ч i к. На левой и правой стороне ткани образуются горизонтально расположенные стежки различного размера из разноцветных нитеи, образуя оборки у линии соединения рукавов с наплечьями и линии - талии на спинках шуб и сикпенов . Встречается на всех типах мужской и женской одежды. Распространен повсеместно.

Краткий обзор швов, применявшихся в старинных и современных вышитых изделиях хакасов, позволяет говорить об изменениях в вышивальном искусстве в течение более ста лет. Наиболее употребительными и устойчивыми остаются тамбурный шов соз i рткен , швы орбелеп и туюхти сасхан, реже строчка с «обвивкой». Этими швами выполнены лучшие изделия хакасского вышивального искусства, ими продолжают пользоваться и сейчас. Эти швы определяют вместе с узоротворчеством художественный стиль и своеобразие хакасской вышивки, имеющей глубоко народные традиции. Основные швы хакасского шитья были характерны и для исконно традиционных материалов вышивки: кожи, ровдуги, выделанной овчины.

В современном шитье швы соз i рткен, орбе, туюхти сасхан выполняются в сочетании с другими швами - наиболее употребительными сейчас - гладью, стебельчатым швом - что значительно оживляет и обогащает узор, дает большое возможности для инициативы и художественного творчества мастериц.

Изучение хакасской вышивки вызывает особый интерес, так как в последнее время идет возрождение традиций хакасского народного творчества.

Список литературы:

1.Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М., 1963. - 500 с.

2.Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. Абакан, 1997. - 111 с.

3.Шибаева Ю.А. Одежда хакасов.Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. - 138 с.

Описание презентации Хакасские узоры ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ: УСТИНОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ по слайдам

тамга ТАМГА клеймо, штемпель; рукоприкладный знак и тавро. Тамга вилами, тамга рассохой, гребенкой, крест в кругу и пр. На топоре тамга мастера. Царь пожаловал митрополита, со алою тамгою ярлык дал. Толковый словарь Даля(тюрк.). Таможенная пошлина в древней Руси ХIII-ХV вв. , взимавшаяся при наложении специального клейма на товар Толковый словарь Ушакова метка как знак собственности (первоначально — в родовом обществе у монголов). Печать, печатка. Тамгаа - родовой фамильный знак. Герб Республики Хакасия

УЗОР С ГЕРБА ХАКАСИИ На вид орнамент неприметен, Но всем известен в белом свете Уже столетия живёт, Народ его издревле бережёт. Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зря И мы с тобою видим знаки хакасского календаря. . .

кружева Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это — вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади — показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.

Хакасский узор В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

Откуда вообще возник узор? Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок. Профессор Борис Алексеевич Энгросс

Особенности хакасского узора Хакасское орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

Особенности южного хакасского узора для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупнее, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.

Особенности северного хакасского узора На севере Хакасии в долине Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца — главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

Особенности северного хакасского узора Второй тип трафаретов — алынча ульгу — отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавались узоры вышивки. Эти выкройки узора пальметт, многолепестковых розет, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Элементы «алынча ульгу » можно применять в бесконечных вольных вариациях орнаментального рисунка. Все зависит от мастерства мастерицы. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался.

Особенности северного хакасского узора. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался. XVIII век, Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова

Элементы хакасского женского костюма Совершенно верно эта форма содержится на гербе Хакасии, который представляет собой щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение “пого” в виде сердцевидной овальной пластины. На “пого” изображен в прыжке (в полете) серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями.

ПОГО Пого вырезался из дублёной кожи в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обшивался материалом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Вдоль бортов нагрудник “пого» окаймлялся жемчужными пуговицами. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок с мелкими серебряными монетками на концах Понятно, что это было одно из дорогостоящих украшений. В начале XIX века “пого” стоило 150 рублей. Раньше “пого” беременные женщины носили на уровне пояса, чтобы уберечь плод от дурного сглаза, сейчас его носят только на уровне груди.

хос ызырга Согласно хакасским поверьям уши женщины не должны быть пустыми, так к кораллам притягивается душа (хут сыынча). Именно поэтому замужние женщины украшали себя чаще всего коралловыми серёжками - «хос ызырга» , изготавливались они из медной проволоки, изогнутой в виде кольца. На кольцо нанизывались большие и маленькие коралловые бусины, в завершении серьги украшались серебряной полурублевой монетой и шелковой кисточкой. Лишь вдовы не имели права носить серьги в полном снаряжении - они оставляли всего по две бусины, либо носили только одну серёжку.

узумчук Иногда косички украшались подвесками - поос. На концы передних косичек (примерно по девять штук с каждой стороны) привязывали кисточки «чачах поос» или «нинчi поос» , изготовленные из коралловых и бисерных снизок. К косичкам они крепились за шнурок из конского волоса. Позже, в XIX веке, девушки начали изготавливать и носить «чапрах» - серебряные монеты с косичкой. У женщин победнее передние косички украшались подвесками «сас поос» , свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам такого украшения привязывали по жемчужной пуговице «узумчук» .

В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений. Б. Энгросс пишет: "Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок." (Исенко С.А. О колористике и орнаменте русского народного костюма. // Народное творчество, 1995 №5, с.18).

Орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

«ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ богат в типологическом отношении. Многообразие типов и вариантов хакасских узоров свидетельствуют о богатстве традиций и своеобразии предметного мира народного искусства. Обилие типов орнамента хакасского на металлических украшениях, деревянных предметах, в хакасском костюме указывает на то, что хакасы издревле знакомы с узоротворчеством и в этом достигли большого мастерства. Хакасские узоры отличаются архаичностью форм, самобытностью и ярким художественным стилем. Характерной особенностью орнамента хакасского является его включенность в ансамбль костюма. Художественная орнаментация достигла у хакасов значительного развития. Мастера и мастерицы обладали высокими по тому времени и условиям техническими и технологическими знаниями. При сравнительном изучении традиций узоротворчества в орнаменте хакасском обнаруживаются следы всех прошедших эпох на территории Саяно-Алтайского нагорья. Исторические пласты орнамента хакасского свидетельствуют о том, как геометрические, зооморфные, растительные, космогонические мотивы, накапливаясь, оставались в репертуаре орнаментального искусства, все более изменяясь во времени. Это объясняется тем, что орнаментация изделий была тесно связана с мифологической и обрядовой системой жизни хакасского общества. Можно сказать, что хакасский орнамент, вобрав в себя, особенно в вышивке, древние художественные традиции, является феноменом народного творчества, наравне с героическим эпосом, горловым пением. Орнамент хакасский - одна из высот художественной культуры хакасов». (Источник: Кидиекова И.К. ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ./ И.K. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х т./ Гл. ред. В.А. Кузьмин. - Красноярск: ООО «Поликор», 2008. - Т. 2: О - Я. - 320 с. - с. 21-22)

Орнаментация народной одежды занимает значительное место среди других видов декоративно-прикладного творчества. В ней своеобразно и самобытно проявляется художественный талант народа.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.


Хакасская орнаментика вносит в общетурецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Орнамент элементов хакасского народного костюма разнообразен и среди них нет одинаково повторяющихся. По узору, по мастерству вышивки судили о мастерице. Даже могли сказать - в какой местности изготовлено изделие.

Так, для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупная, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.


На севере Хакасии в долине рек Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца - главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

Мотивы хакасских народных орнаментов, используемых на одежде и предметах быта


Вышивка для манжеты



Чашка



Жилет



Кружка



Туесок



Рукавица



Пояс



Наплечная вышивка



Источник: Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.


Вышивка для манжеты

Круглая шкатулка

Кукольный ковер

Мешочек из ткани

Нагрудник вышитый

Наплечная вышивка

Рукавица

Шкатулка

Хакаский орнамент

Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.

Орнамент (узорочье) - есть проявление народного самобытного искусства, отображающее его вкусы, степень культуры и влияние других культур.
Способом проявления склонности к декоративному и живописному у хакасской женщины является, главным образом, вышивка (чек или хостан). Это искусство доступно, благодаря простоте техники, почти каждой женщине, умеющей держать иголку в руках и различать цвета шелковых ниток.
Объектами украшения вышивкой являются: плечи (игбен) и манжеты (мушкам) женских платьев, манжеты и спины пальто (сикпенов), спины безрукавок (сегедеков), кисеты для табака (нанджах) и боковые части свадебных подушек (частых), рукавицы (мелей) и переда обуви (маймах-басм). Раньше бывали вышиты боковые карманы на мужских широких плисовых штанах, но мне их видеть уже не приходилось, они вывелись.
Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге (в прежнее время из бересты), которые хранятся на это случай. Их накладывают на материал и обводят кусочком мыла.
Показатель глубокой традиционности этого искусства: часто женщина, глядя на зарисованный для памяти на листе бумаги узор, чертит его прямо от руки на материале острым кусочком мыла.
Хорошая вышивальщица иной раз за разговором все стрижет ножницами узоры из вдвое или вчетверо бумажки.
Учатся вышивать девочки лет с 12 по способностям.
По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:
1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов), в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента (по-хакасски - еюсэрткен).
2. Вышивка, заполненная гладью - толдырын хостон.
3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).
Материалом служат, главным образом, нитки цветного шёлка, покупаемого в мотках на базаре. Последние годы этот шёлк не всегда бывает в продаже и поэтому иногда заменяется цветной бумажной ниткой. Любимым фоном для вышивки служит чёрный бархат (для плеч и манжет) и чёрное сукно (спины сикпенов и сегедеков).
К сожалению, кооперация не всегда учитывает потребности местного населения, делая подбор товара, и поэтому хакасские женщины жалуются, что последние годы им не хватает ярких шелков, черного бархата и мануфактуры с декоративными крупными узорами «азиатского» типа, которых достаточно у нас в городе. Зато полки кооператива полны тканями городского типа, в клетку, в полоску или с бледным «нежным» рисунком, которые неохотно покупаются. Недостаток шёлковых ниток пополняют еженедельные базары в с. Аскыз, на которые частные торговцы, так называемые «спекулянты», привозят разные мелочи.
Несмотря на недостаток в материале, нельзя сказать, что хакасская вышивка падает, что она совсем перестала отвечать понятиям о красивом, о декоративном. Заменяя поневоле расшитое бархатное плечо куском цветного сатина или парчи - хакасская женщина все ещё с удовольствием садится за вышивку, как только материал попадает ей в руки.

Характеристика орнамента качинцев и бельтир.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.
Хакасская орнаментика вносит в обще-турецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Не присматриваясь к особенностям, отличающим качинский орнамент от бельтирского, мы можем сделать следующие наблюдения: в качинском орнаменте растительные стебли более геометризованы. В сложных замкнутых фигурах преобладает двухсторонняя симметрия по вертикальной оси, в продольных полосах шитья - обшивка кармана, спинка сегедека - изгибы стеблей создают волнистую линию, бесконечный ритмичный ряд. Густо заполненная поверхность создаёт узорное пятно, почти целиком повторяющее его форму. Стремление к равновесию между орнаментом и фоном достигается почти равностью площадей, занятых тем и другим. Он состоит из многих мелких элементов (геометризованные цветы, листья, корни). Его детали, по сравнению с бельтирским, кажутся усохшими формами родственных ему цветочных ветвей. Но композиция сложной замкнутой фигуры, не имеет ярко выраженного верха и низа, а ветви эти как-то не имеют начала и конца, равномерно покрывая плоскость фона мелкими круглящимися завитками, цветками, похожими на листья, и листьями, похожими на цветы. Встречается отрыв от общего стебля отдельных деталей, например фигура свастики на рукавицах, сердцевидные лепестки на кисете и сам стебель иногда разрывается на составные части - ромбы, овалы и круг.
Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:
1. Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.
2. Листик сердечком.
3. Завиток, почка или бутон.
4. Корни (трёх-, четырёх- и пяти-лепестковые).
Оконтуренные тамбуром формы заполнены сплошь цветом (гладью).
Орнамент вышивок бельтир принадлежит так же к типу растительного, но сохраняет большую натуралистичность форм. Двухсторонняя симметрия встречается в построениях по вертикальной оси, от которой вправо и влево отгибаются довольно крупные цветочные ветви (см. рисунок носок сапога, манжет от шубы, карман). Но симметрия не всегда налицо в каждой замкнутой композиционной фигуре. Асимметричные композиции встречаются на кисетах, рукавицах, спинках сегедеков и, особенно, на наплечных вышивках платьев. Здесь чрезвычайно интересное разрешение принципов симметрии: осью является сама фигура человека, по отношению к которой правое и левое плечи, асимметричные в отдельности, становятся симметричными частями целого, рассматриваемого фронтально. Шитьё не сегедеке, идущее по правому и левому боку его спинки волнистыми изгибами с цветком в каждом, симметрично по отношению к воображаемой оси среднего вертикального шва.
В композиционном отношении орнамент более свободно брошен на фон, не вплотную заполняет отданную ему площадь, зато в нём больше динамики. Фон менее раздроблен и сохраняет поэтому больше сплошных чёрных полей. И сам узор состоит из элементов более крупных и меньших по количеству.
Из деталей, довольно однообразных, встречаются следующие:
Цветок, изображённый в плане, пяти-, шести-лепестковый, напоминающий шиповник.
Стебель, непрерывный, гибкий, вьющийся волнообразно.
Листья, остроконечные, продолговатые, усложнённые иногда почками и завитками, стремящимися к спирали.
В цветовом отношении, кроме заполнения контуров сплошным цветом, часто пользуются чёрным цветом фона, как цветом, повышая его цветовое звучание яркой обшивкой, замыкающей его и отделяющей от основного фона. См. крупные узоры на полах шуб, на манжетах и поперечных нашивках у локтя на рукаве свадебных шуб.
Сравнение качинского и бельтирского орнамента вызывает иногда в памяти аналогии разных эпох европейского искусства - бельтирский как бы своеобразное барокко, а качинский славянская вязь.

Распределение цветов

Хакасская вышивка очень красочна, ярка.
Вышивальщица, особенно качинка, старается использовать весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.
Орнамент бельтир, более склонный к натурализму в рисунке, в использовании цвета, проявляет это же свойство: лепестки цветка стараются сделать розовыми или малиновыми, листья - зелёными.
Наличие таких богатых художественных традиций в быту, а так же содействие в настоящее время советской власти развитию национальной культуры, позволяют ставить вопрос о поддержке и рациональном использовании этого искусства, путём создания художественного промысла. Надо использовать техническое уменье хакасской женщины и наличие ещё живой и своеобразной традиции в орнаментике. При известном инструктаже, от организованных хакасок-вышивальщиц можно получить красивые отрезы вышивок разного назначения:
отрезы для диванных подушек разных форм (круглые, квадратные, продолговатые).
отрезы для настенного ковра из разных кусков.
полосы для отделки платья разной ширины.
заготовки, вышитые для обуви, европейского покроя.
Таким образом, перевод занятия художественными изделиями для нужд своей семьи, на рельсы организованного промысла, может сохранить и дать новый толчок, благодаря экономической базе, развитию народного творчества.
Это повысит материальное благосостояние населения, даст в руки женщине самостоятельный приработок, что содействует её раскрепощению.
Организация промысла окажет своё культурное влияние на население. Кооперация, артель и производственные объединения будут проводниками идей коллективизации.
Можно достигнуть проникновения в быт, в общественном масштабе, художественных изделий наших национальностей, а так же, выработав ассортимент, отвечающий запросам заграничного рынка, включить его в наш экспорт.

Цели.

  • Ознакомить учащихся с национальным орнаментом, его историей и применением.
  • Способствовать формированию знаний и умений поизготовлению лекал элемента орнамента на бумаге.
  • Воспитывать уважение и чувство любви к своей Родине, ее традициям и культуре.

Оборудование:

  • хакасские национальные костюмы,
  • эскизы орнаментов, пословицы о труде,
  • табличка «сегодня на уроке»,
  • тетрадь, ручка, карандаш, резинка,
  • технологические карты по выполнению практической работы.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Орнамент и его история.
  3. Применение орнамента
  4. Практическая работа «Изготовление лекал орнамента».

1. «Умение трудиться в жизни всегда пригодится». Как Вы понимаете слова этой пословицы? Если Вы чему-то научились, то в будущем это может всегда пригодиться. Обратите внимание на костюмы. Что в них является самым ярким? На что Вы в первую очередь обращаете внимание? (Отделка, вышивка, цвет).

Где располагается отделка? В платье – на наплечниках и манжетах, в сигидеке (жилет) – по полочке, спинке или по бортам, низу и горловине. На хакасском языке эти слова звучат так: «моркам» - обшлага, «инмен» - наплечники. Запишите эти слова в тетрадь.

2. А теперь рассмотрим повнимательней узоры в отделке. Художественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.

Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.

Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

  • геометрические,
  • растительные,
  • образные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).

Вот перед Вами альбом с элементами хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.

3. Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

2. Голубой – цвет воды, неба.

3. Зеленый – цвет растений.

Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.

Приступая к выполнению изделия, с начало надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, то есть все то, что входит в понятие композиция.

Характер композиции определяется в большей степени ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, четкости ее восприятия. Наглядно это можно проследить на примере орнамента в бордюрном исполнении, который образует ритмичный ряд.

Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называют раппортом.

В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.

  1. Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.
  2. Орнамент в квадрате с ритмичным повторением? части фигуры.
  3. Симметричный орнамент
  4. Асимметричный орнамент.

Рассмотреть образцы (примеры).

Для того чтобы выполнить орнамент на одежде нам необходимо сделать лекало элемента в орнаменте.

Практическая работа.

Тема: Изготовление лекал хакасского национального орнамента.

Цели:

  1. ознакомить с техникой выполнения лекал хакасского национального орнамента;
  2. сформировать знание и умения по изготовлению лекал орнамента на бумаге;
  3. воспитывать трудолюбие, бережливость и эстетический вкус.

Инструменты и оборудование:

  • альбом с национальным орнаментом,
  • хакасские костюмы,
  • образцы орнамента,
  • цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, резинка,
  • технологические карты.

Вводный инструктаж: правило техники безопасности при работе с ножницами, клеем.

Последовательность выполнения.

5. Обменяться работами с товарищами и дать характеристику, оценку выполненной работы:

  • назначение орнамента (где будет применен),
  • назвать тип орнамента,
  • общий вид орнамента (симметричен).

Самоконтроль: Узор должен быть симметричен, работа выполнена аккуратно. Соблюдение ПТБ при работе. По окончании практической работы привести рабочее место в порядок. Наглядное пособие и инструменты сдать преподавателю.

Защита работ.

Выступление учениц (обоснование выбора).

Подведение итогов.

1.Хакасские национальные костюмы.

2. Лекало хакасского национального орнамента.