Умеет ребенок к 2 годам. Ребенок в два года: что должен уметь малыш

Развитие ребенка в 2 года отличается тем, что он становится очень подвижным, любознательным и постепенно превращается в настоящего полноценного собеседника.

В этом возрасте детки уже часто демонстрируют свой характер и свое мнение.

Какими навыками характеризуется развитие ребенка в 2 года? Что он должен уметь в этом возрасте?

Во-первых, хочу отметить, что каждый ребенок индивидуален и неповторим, и развиваются все детки по-разному, поэтому ровнять всех малышей не стоит. Хотя есть определенные навыки и умения, которыми должны владеть все дети этого возраста:

1. Двигательные навыки

В возрасте 2 лет очень важны такие факторы, как согласованность движений и координация. К двум годам карапуз должен научиться бегать, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице, маршировать, ударять ногой по мячу, ходить задом наперед, сохранять равновесие на бревне.

2. Мелкая моторика

Малыш уже должен уметь строить башню из 4-5 кубиков, резать детскими ножницами, рисовать карандашом бессмысленные фигуры.

На этом этапе очень важно развитие , поскольку между этим фактором и существует прямая зависимость. То есть, можно сделать вывод, что развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию речи у ребенка.

3. Познавательное и интеллектуальное развитие

Сюда входят такие процессы, как развитие памяти, мышления, внимания, восприятия.

Что же умеет ребенок в два года?

1) Кроха реагирует на определенный ритм либо мелодию, покачиваясь в такт.
2) Ребенок легко выполняет простые просьбы и указания, предполагающие до 3 действий.
3) Рассказывает вместе с взрослым стишки, либо повторяет их часть.
4) Стремится разобрать предмет, чтобы его изучить.
5) Знает 150-300 слов.
6) Способен объединить слова в короткие фразы и предложения.

4. Развитие речи

Речь очень сильно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. В возрасте до трех лет речь малыша развивается сразу в четырех направлениях:
— закладывается способность связно выражать мысли;
— формируется понимание речи;
— осваиваются правила построения фраз;
— заканчивается овладение произношением звуков.

Как же активировать и стимулировать развитие речи малыша?

1. Постоянно разговаривайте с ребенком.
2. Ясно и четко проговаривайте все слова. Ребенок в этом возрасте подражает речи взрослого, поэтому нельзя сюсюкаться и коверкать слова.
3. Задавайте вопросы: «Как мычит корова?», «Что говорит собака, кошка?», «Как едет машина, поезд?» и т.д.
4. Обязательно развивайте мелкую моторику – это способствует развитию речи. Больше лепите из теста и пластилина, рисуйте пальцами и кистью, карандашом, раскрашивайте, застегивайте пуговицы, завязывайте шнурки, перебирайте мелкие предметы.

5. Социальное развитие

Это навыки ребенка общаться с другими детьми и взрослыми, взаимодействовать с внешним миром. Здесь большую роль играют навыки самообслуживания. Например, малыш должен уметь:
— ходить на горшок;
— частично самостоятельно одеваться, или хотя бы проявлять интерес к процессу одевания (засовывать ножку в ботинок, просовывать руки в рукава и т.д.);
— мыть руки;
— вытирать руки;
— самостоятельно кушать;
— самостоятельно пить из чашки;
— с помощью взрослого чистить зубы;
— помогать взрослым.

Хочется отметить, что в возрасте двух лет дети очень быстро осваивают новые навыки: достаточно просто один-два раза показать и ребенок все запомнил. В карапузы уже начинают использовать воображение. Очень любят слушать сказки и общаться со сверстниками. Поэтому, дорогие родители, не лишайте своих деток возможности, активно развиваться: общайтесь с ними, читайте, играйте и побольше гуляйте.

Развитие ребенка в 2 года не имеет каких-то канонов и шкалы, относительно которой можно оценивать способности малыша, темпы его роста и формирования. В первую очередь необходимо отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка и его темперамента, который, несомненно, уже проявляется.

Ребенок этого возраста проделывает титанический труд при освоении мира и умеет уже очень многое. На что способен двухлетний кроха? Может играть в прятки и задавать простые вопросы; залезать на стул и открывать дверь, поворачивая ручку; листать книгу и складывать матрешку; кормить куклу и без помощи взрослых есть и пить; называть свое имя и показывать на пальчиках, сколько ему лет; различать основные цвета и геометрические фигуры; правильно называть домашних животных и строить башни из кубиков; надевать штаны (порою на голову) и снимать варежки и еще много других полезных дел. Также двухлетний малыш пробует взаимодействовать со сверстниками на детской площадке. Не обходится без первых конфликтов и ссор. Ведь первый психологический кризис не за горами.

Особенности физического развития

Наиболее интенсивный скачок роста наблюдается у детей до года. Затем набор веса и рост до 3 лет немного замедляется, но все-таки, по сравнению с другими возрастными периодами, считается прогрессивным.

  • Двигательные навыки. Возраст от 1 до 3 лет в психологии называют «ходячим детством». Главный навык этого периода - хождение. С точки зрения физиологии - это настоящий прогресс в крупной моторике. С точки зрения психологии - не меньшее открытие новых возможностей для познания окружающего мира.
  • Координация движения. В 2 года дети обычно уже уверенно ходят, бегают, прыгают, поворачиваются, наклоняются, изменяют направление движения, ходят задом, осваивают подъем и спуск по лестнице. Для равновесия малыши часто двигаются, растопырив руки. Также при быстром движении им бывает трудно остановиться. Нужно быть готовым, что малыши в этом возрасте часто падают. Это связано с неразвитой координацией движения. Неловкость движений у детей сохраняется вплоть до подросткового возраста.
  • Пропорции тела. Центр тяжести у малышей 2 лет смещен вверх. Это объясняется слишком длинным туловищем и руками, но короткими ногами. Живот у маленьких детей выпячивается вперед, спина прогибается назад. Такая конституция объясняется объемом внутренних органов, которые не помещаются в брюшной полости, и считается нормой. Также у малышей по сравнению с туловищем большая голова. Это также считается анатомической возрастной нормой. Форма и размер головы нередко связана с наследственностью.
  • Особенности скелета и мышечной массы. Кости скелета мягкие и податливые, в них много хрящевой ткани. Процесс окостенения не завершен, но кости черепа и хребта уже довольно крепкие. В два года у ребенка еще остаются пухлые щеки, ямочки в локтевых и коленных сгибах, складки на руках и ногах. Но постепенно при активном физическом развитии жировая ткань замещается мышечной.
  • Вес ребенка в 2 года. В этом возрасте малыш по норме должен весить 1/5 часть массы тела взрослого человека. Но понятия нормы могут варьироваться, учитывается рост и наследственность. Средний показатель нормы веса у мальчиков - от 12 до 13,5 кг. Средний показатель нормы веса у девочек - от 11,5 до 13 кг. Важно уже в таком возрасте обращать внимание на проблему избыточного веса у детей. Диетологи утверждают, что накопленное в младенчестве количество жировых клеток сохраняется в течение всей жизни. И если в детстве был перебор веса - вероятно, он повторится в другой период. При выраженном нарушении веса (перебор и недобор) ребенок наблюдается у эндокринолога. Основная причина избыточного веса: переедание, углеводная, жирная пища, малоподвижный образ жизни, реже - проблемы с обменом веществ. Каким должно быть питание ребенка в 2 года, читайте в другой нашей статье.
  • Сон ребенка в 2 года. У каждого ребенка - свой биологический ритм, который со временем встраивается в ритм семьи. Очень важно, чтобы не произошел обратный процесс: семья подстраивается под ритм ребенка. Невозможно и нелогично укладывать малыша спать согласно рекомендуемым таблицам и нормам. И все-таки такие ориентировочные цифры существуют. У большинства детей этого возраста сохраняется дневной сон, его средняя продолжительность - 2 часа. Ночной сон должен быть не менее 10 часов. На качество и продолжительность сна могут влиять питание, образ жизни, погодные условия, климат, темперамент.
  • Рост ребенка в 2 года. На рост ребенка влияет климат, питание, физические нагрузки, экологическая обстановка. Но главный фактор - это все-таки наследственность. Средний показатель роста мальчика в 2 года: от 84 до 89 см. Высоким считается малыш, у которого отметка роста превышает 95 см. Средний рост девочки в 2 года немного ниже: от 83 до 87,5 см. О тенденции отставания или патологическом быстром росте может судить только специалист после ряда обследований. В первую очередь нужно проконсультироваться с эндокринологом.

Игры и упражнения для физического развития

Как физически развивать ребенка в 2 года? Следовать двум важным принципам - простота и использование подручных средств. Детям не нужны сложные упражнения или какая-то специальная гимнастика. Необходимо создать безопасные условия для активной игры.

  • Спортивный инвентарь. Большие и маленькие мячи, кегли, палки, обручи, скакалки, веревки - помощники для организации детских игр. На детских площадках двухлетние малыши активно покоряют горки, лестницы, бревна, качели. В домашних условиях - это могут быть предметы мебели, шведская стенка, коробки различного размера.
  • Игры с мячом. В 2 года ребенок еще не умеет ловить мяч, да и сильные бросковые движения пока что даются с трудом. Но этот предмет остается одной из первых игрушек для физического развития 2 летнего ребенка. Мяч можно перекатывать, пинать, за ним можно бегать, на него можно ложиться и т.д.
  • Подвижные игры. Их можно использовать дома и на прогулке, в дуэте с мамой и с приятелями по песочнице. Важно, чтобы ребенок осознавал элементарные правила игры. Лучше в этом возрасте - показать пример, продемонстрировать. Во время подвижных игр можно использовать элементы с заданиями: найди, спрячь, брось предмет, спрячься сам, найди маму, мягкую игрушку и т.д. В этом возрасте детям нравятся игры с преодолением препятствий, в сопровождении хлопков, музыки, потешек. Также малыши любят игры-имитации (показать животное и его повадки, движение транспорта).
  • Веселая зарядка. Детям полезны упражнения с вытягиванием («Достань солнышко!»), приседания, прыжки. Хождение на носочках и на пятках - хорошая профилактика для плоскостопия. В этом возрасте малыш способен сделать такие элементарные упражнения: «ножницы» ногами в положении лежа на спине, «мостик» (только спиной, а не животом вверх), «кошка» (прогибать спину, стоя на четвереньках).

Несмотря на неутомимый заряд бодрости, у двухлеток быстро садятся батарейки. Поэтому не рекомендуется физическое переутомление. Активные игры нужно чередовать с пассивными, развивающими. В этом возрасте для малышей может быть утомительной длительная ходьба. Тем не менее ленивцев, которые любят гулять в коляске, нужно приобщать к пешим прогулкам.

В два года ребенок настолько подвижен, что за ним нужен глаз да глаз. Необходимо подумать о мерах безопасности: тяжелые, горячие, острые предметы, лекарства, бытовую химию нужно убрать с поля зрения маленького исследователя. Опасность падения с высоты (ступени, горка, лестница) и получение травм во время движения в этом возрасте значительно повышается. Оставлять без присмотра на прогулке и во время активных домашних игр ребенка такого возраста нельзя.

Психоэмоциональное развитие

Чем занять ребенка в 2 года? Поле деятельности настолько широкое, что может растеряться не только малыш, но и его родители. Поэтому психологи рекомендуют следовать таким правилам:

  • развивающие игры должны соответствовать возрасту;
  • их освоение должно быть постепенным и кратковременным;
  • нельзя перегружать малыша методиками, упражнениями, заданиями;
  • активные игры нужно чередовать с пассивными;
  • перед сном уменьшать эмоциональную нагрузку, поэтому рекомендуется чтение (просматривание) книжек, слушание музыки, песен;
  • если у ребенка что-то не получается, нужно ему помогать;
  • проявлять терпение, эмоциональную уравновешенность, если малыш что-то делает не так;
  • не принуждать его к развивающим играм, а только предлагать их в качестве игры;
  • хвалить малыша, если у него что-то получается.

Мелкая моторика

Интеллектуальное и речевое развитие ребенка 2 лет тесно связано с развитием мелкой (тонкой) моторики. Двигательные и речевые центры находятся в головном мозге рядом. Если стимулировать работу пальчиков, навыки речи и мышления будут развиваться быстрее. Какие упражнения можно применять для развития мелкой моторики?

  • Использование мелких предметов. Можно использовать пуговицы, фасоль, большие бусины, грецкие орехи. Эти предметы можно перекладывать, собирать, нанизывать. При работе с мелкими предметами необходимо помнить о безопасности. Можно нашить на кусок ткани пуговицы разных размеров и бусины, чтобы малыш их вертел в руках, но в рот не тянул.
  • Рисование и лепка. В этом возрасте уже смело можно рисовать пальчиковыми красками на бумаге. А можно попробовать рисовать на мелкой крупе или песке. Также понемногу стоит приобщать малыша к лепке при помощи специальной массы или соленого теста, которое легко приготовить в домашних условиях. Если у ребенка пока ничего не получается, лучше дать ему задание - «месить тесто», что хорошо развивает мелкую моторику.
  • Игры-шнуровки. В период с 2 до 3 лет - увлекательное занятие даже для самых непоседливых малышей. Придумала эту замечательную игрушку для развития мелкой моторики Мария Монтессори - знаменитый итальянский педагог и врач. Можно сделать игру-шнуровку своими руками: достаточно в плотном картоне проделать отверстия и дать малышу в руки толстый шнурок. Кроме мелкой моторики, такая игрушка развивает логику, глазомер, сенсорную координацию.
  • Пальчиковые игры. Чем занять ребенка 2 лет? Пришло время для пальчиковых игр. Они будут интересны малышу и в 2 года, и в 4, и в 6 лет. Для самых маленьких образы предметов, птиц и животных должны быть простыми и узнаваемыми. Можно приобрести книгу о пальчиковых играх и освоить это мастерство. Сопровождать пальчиковые игры можно потешками, стихами, выдуманными сказочными историями.

В последнее время дети все больше познают окружающую действительность глазами и ушами, но нельзя забывать о развитии чувства осязания. Руки - уникальный инструмент для познания мира. В этот период желательно предлагать ребенку как можно больше тактильных ощущений.







Развивающие игрушки

Игрушка для малыша в два года приобретает новый, значимый смысл. В этот период начинает развиваться воображение, поэтому игрушкой может стать лоскуток, палочка, коробка, крышка от кастрюли, скалка, любой доступный предмет быта. Двухлетнему малышу уже нужны такие игрушки, с которыми можно проводить различные манипуляции: открыть, закрыть, собрать, разложить, перевернуть, покрутить, бросить, покачать, нажать.

Игрушка у малыша ассоциируется с исследованием. Поэтому для этого возраста наиболее подходят: игры-шнуровки, пирамидки, сортеры с контурами животных и геометрических фигур, деревянные рамки-укладки, кубики, конструктор с крупными деталями и другие развивающие игрушки. Дети в 2 года также любят музыкальные и мягкие игрушки.

Сюжетно-ролевые игры

Самостоятельные сюжетно-ролевые игры наиболее близки детям в 4-5 лет. Тогда будут задействованы куклы, машинки, дома, фигурки животных, кубики, мягкие игрушки и много других предметов. А пока что без помощи взрослых малыш не обойдется. Задача всех сюжетно-ролевых игр - моделирование ситуации, которая одновременно будет обучающей и увлекательной. Это занятие помогает в социальной, коммуникативной адаптации, учит правилам общения с людьми и, конечно, развивает фантазию. Любые действия из реального мира можно воссоздать при помощи игрушек и подручных предметов: кормить и укладывать спать куклу, лечить мишку и т.п. Больше всего малыши любят сюжетно-ролевые игры, где проигрываются семейные взаимоотношения (папа, мама, дети, бабушки, дедушки). В этом возрасте дети с удовольствием копируют взрослых.

Развитие речи

Речевое развитие детей 2 лет сопровождается богатой мимикой и жестами. Это важная часть эмоционального включения в речь. Словарный запас в этот период активно пополняется. Дети многое понимают, но выразить словами свои мысли могут пока простыми предложениями, с нарушением синтаксических конструкций. В этом возрасте малышам свойственно переставлять слоги в словах, терять звуки, перекручивать слова, заменять их своими «синонимами», которые подчас не могут разобрать даже родители. Если к двум годам ребенок не заговорил или говорит с большими дефектами, это не считается отклонением от нормы. Какие советы можно услышать от логопедов?

  • Нужно как можно больше читать малышу, разговаривать с ним.
  • Полезно делать массаж рук, играть в пальчиковые игры и развивать мелкую моторику.
  • Не надо спешить исправлять малыша, если он говорит неправильно.
  • С детьми нужно говорить немного громче и медленнее, чем обычно.
  • Важно подключать эмоции в речи, выразительные интонации.
  • Не надо сюсюкать, искажать слова, важно подавать пример и говорить с четкой артикуляцией.
  • Можно в игровой форме делать артикуляционную гимнастику: высовывать язык, вытягивать губы трубочкой или широко открывать рот.
  • Залог хорошей дикции - правильное дыхание; можно дуть на вертушку, складывая губы трубочкой, но не надувать щеки.
  • Хорошо развивается речь при помощи пения; можно слушать детские песенки, разучивать их и петь вместе.

Особенности поведения

Наступает момент, когда родители впервые могут возмутиться: «ребенок в 2 года не слушается». Почему так происходит? Откуда берется непослушание? Как минимум есть две причины, которые лежат на поверхности.

  • Ошибки в воспитании. Психологи отмечают тенденцию излишней «демократизации» подходов в воспитании. Сейчас в моде методики раннего развития, психологические тренинги, которые учат родителей осознанному воспитанию. Гуманное и уважительное отношение к ребенку как к личности должно присутствовать, но при этом родителям нельзя терять свои личностные границы и волю. Ограничения, строгость и запреты должны быть, без них не обойтись и в 2 года. Но излишняя строгость одного или обоих родителей также может повлечь за собой реакцию протеста.
  • Приближение возрастного кризиса. Поведение ребенка в 2 года может резко измениться. Был улыбчивым и спокойным ангелочком, стал - капризным плаксой и упрямым бунтарем. В 3 года дети переживают свой первый личностный кризис. В этот период требуется терпение и особая внимательность к малышу. В трудных ситуациях стоит проконсультироваться с психологом.

Как вести себя с непослушным, капризным малышом?

  • Убрать зрителей. Это условие хорошо срабатывает во время детских истерик с воплями и катанием по полу. Чем меньше глаз, тем слабее драматическая сцена. Игнорирование - хороший способ повлиять на маленького манипулятора. Уже в этом возрасте дети прощупывают личностные границы родителей и проверяют широту своих возможностей.
  • Переключение внимания. Один из самых действенных методов, именно у маленьких детей. Дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой. А иногда нужно дать им покричать и поплакать. Таким способом незрелая нервная система сбрасывает накопившееся напряжение. Этот метод хорошо работает не только у детей, но и у взрослых.
  • Наказание. Некоторые специалисты считают, что наказывать детей в таком возрасте нельзя, можно только объяснять словами и вербально проявлять свое недовольство. Другие, наоборот, выступают за то, чтобы наказания были. Только важно придерживаться правил: наказывать сразу, не откладывая на потом («вот придем домой, я тебе покажу!»), не журить дважды за один плохой поступок, не унижать, не шлепать в гневе (обычно все именно так и случается), не отчитывать в присутствии посторонних. Важно также, чтобы ребенок осознавал, почему его наказали. Не менее важно делать акцент на том, что не ребенок плохой, а его поступок.
  • Последовательность. Это важный принцип при воспитании детей любого возраста. Приучать к нему малыша нужно с раннего детства. Часто дети не могут понять, как им правильно поступать: вчера мама запретила залезать на лестницу, а папа разрешил; у бабушки можно есть конфеты, а дома нельзя; вчера погладил на улице собаку, а сегодня поругали за это. Родителям, бабушкам и дедушкам порою трудно договориться между собою. Их непоследовательность, импульсивность приводят к тому, что малыш теряется, обижается, сопротивляется новым запретам.
  • Договоренность. Обычно капризы начинаются, если малыша к чему-то принуждают, а он не хочет этого делать. Или, наоборот, он на чем-то сильно настаивает, а ему не разрешают. Такие ситуации психологи рекомендуют предупреждать. Желательно малыша ознакомить с планом действий, а не ставить его перед фактом. Полезно привлекать ребенка к помощи, таким путем можно переключать его внимание, направлять его энергию в позитивное русло.

Конкретного рецепта от упрямства и своенравия нет, потому что нет одинаковых детей. Причины непослушания часто кроются во внутрисемейных отношениях. Важно, чтобы все члены семьи придерживались одной педагогической методики, и ребенок не оказался между «нельзя» и «можно», «плохо» и «хорошо».

Физическое развитие ребенка в два года чрезвычайно важно. Поэтому следует ежедневно обогащать двигательную активность малыша, включать подвижные игры, зарядку, прогулки. Не менее важно интеллектуальное, психоэмоциональное развитие крохи. В этот период стоит обратить внимание на игры, развивающие мелкую моторику, речь, воображение, коммуникативные и социальные навыки.

Распечатать

Итак вы уже готовы отмечать свой второй юбилей.. С чем мы вас и поздравляем.

Что умеет малыш в 2 года? Каково его физическое, эмоциональное, познавательное развитие? На эти и другие вопросы мы вам дадим ответы.

ЧТО УМЕЕТ МАЛЫШ В ДВА ГОДА

Речевые достижения ребенка двух лет

В словарном запасе до 200-300 слов.
- Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.
- Облегченные слова заменяет правильными.
- Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).
- Может называть себя в третьем лице.
- Задает вопросы.
- Называет предметы на картинке.
- Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

Эмоционально уравновешен в течение дня.
- В хорошем настроении при своих умелых действиях.
- Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
- Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.
- Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
- Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.
- Плачет при уходе мамы, при обиде.
- Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.
- Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.
- Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.
- По образцу находит предмет того же цвета.
- Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).

Физическое развитие ребенка в два года

Преодолевает препятствия, чередуя шаг.
- Поднимается и спускается по лестнице.
- Подпрыгивает.
- Меняет темп движения: ходьбу на бег.
- Удерживает мяч одной или двумя руками.
- Ловит мяч с близкого расстояния.

Бытовые навыки малыша в 2 года

Ест аккуратно, не роняя пищу.
- При умывании трет ладони, часть лица.
- Вытирается с помощью взрослого.
- С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь.
- Частично раздевается.
- Контролирует физиологические потребности.

Игровые навыки ребенка двух лет

В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает, купает, вытирает.
- В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.
- Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).
- Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка 2-го года жизни.

Расширяйте у ребенка словарный запас, постепенно вводите в его речь прилагательные и другие части речи. Помогайте ему строить фразы, исправляйте его неправильную речь, не используйте при разговоре с ним "детский" язык. При общении следите за своей речью, звуки и слова произносите четко и ясно, не сюсюкая. Старайтесь говорить как можно проще, используйте небольшие и легкие слова, которые ребенок может повторить.

Занимаясь с малышом, произнесите несколько раз нужное слово, пусть он покажет по вашей просьбе тот предмет, который вы назвали, затем попросите его самого назвать это слово. Отвечайте, когда ребенок задает вам вопрос.

Общайтесь с малышом неторопливо, без лишнего шума. Имейте в виду, что речь у детей развивается по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков.

Уделите внимание развитию мелкой моторики рук: специалисты считают, что с движением рук особенно тесно связано формирование речи малыша. Занятия нужно проводить регулярно, а не время от времени, они должны приносить ребенку радость и удовольствие и проходить в игровой форме.

Игры и упражнения для ребенка в 2 года

Катать по очереди каждым пальчиком камешки, бусинки, шарики;
- указательным и средним пальцами руки "ходить" по столу, сначала медленно, затем быстро; упражнение выполняется поочередно левой и правой рукой;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- сжимать и разжимать кулачки;
- отдельно показывать только один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и все пять;
- махать в воздухе только пальцами;
- хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
- собирать все пальцы в щепотку (" пальчики собрались вместе, а затем разбежались");
- складывать матрешку;
- рисовать пальчиковыми красками;
- разминать пальцами пластилин, глину;
- рисовать карандашом.

Игрушки для ребенка в 2 года

Играйте вместе с ребенком, побуждая его к развитию сюжетной игры. Не стесняйтесь громко и выразительно лаять и мяукать, квакать и хрюкать. Для игр купите разнообразные игрушки: собачек, кукол, пирамидки, мячи, машинки, заводные игрушки, несложный строительный материал.

Учите различать предметы по цвету, форме, объему.

Создавайте дома атмосферу психологического комфорта, содействуйте развитию у маленького человечка чувства защищенности, уверенности, безопасности. Доброжелательно и терпеливо относитесь к малышу, давайте ему понять, что вы любите его и беспокоитесь о нем.

Не наказывайте ребенка. Проявление жестокости может повредить его развитию. Дети, которых наказывают, сами будут склонны к агрессивности по отношению к другим. Но приучайте малыша к дисциплине. Установите простые правила, которые он должен соблюдать. Не требуйте от него чего-то нереального.

Совершенствуйте ходьбу ребенка - учите его ходить по наклонной плоскости, перешагивать через препятствия, перелезать через бревно и т. д. Во втором полугодии развивайте умение бегать.

Учите ребенка избегать опасных предметов, оберегайте его от травм, предупреждайте возможные падения с высоты.

И последнее. Дорогие мамы, помните, что ребенок - не машина, а маленький человечек, который только-только встал на ножки и с усердием пытается всему научиться. Не торопите его, ведь новые умения осваиваются постепенно, не за один день.

Два года – переходный этап в развитии малыша, когда происходит становление его личности. Демонстрация новых навыков радует родителей, которые не перестают сравнивать своего малыша с другими детьми, но иногда различия могут складываться не в пользу собственного отпрыска. Как определить, что должен уметь ребенок в 2 года, и насколько важно соответствие этим нормативам, от чего зависит, что один карапуз развивается быстрее, чем другой? Причины, как правило, кроются в наследственности, но иногда неудачи детей связаны с отсутствием нормального обучения.

Для данного периода развития характерно прибавление роста малыша на 10 сантиметров в год, вес при этом увеличивается на 2-3 килограмма.

В плане анатомии и физиологии происходят следующие изменения:

  • при замедлении роста головы начинается интенсивный рост конечностей, из-за чего пропорции меняются, приближаясь к параметрам взрослого человека;
  • лицо ребёнка перестаёт быть округлым, каким оно было до этого, и вытягивается, принимая специфический, обусловленный генетическим кодом овал;
  • пропадает так волновавшее родителей плоскостопие, поскольку исчезают характерные для младенцев жировые подушечки;
  • количество жировой ткани в теле ребёнка заметно снижается, поэтому стройнеет его фигура и лицо;
  • мышцы малыша становятся боле упругими и крепкими.

Все эти перемены способствуют повышению координации и ловкости малыша, который с удовольствием собирает более сложные пазлы, мозаики и конструкторы, по сравнению с годовалым возрастом.

Двухлетние дети прекрасно ориентируются в пространстве, у них усовершенствуется вестибулярный аппарат, благодаря чему они лучше сохраняют равновесие. Движение всё больше увлекает двухлеток, так как теперь они намного лучше владеют своим телом, более сильны и выносливы, кроме того, могут развивать высокую скорость перемещения.

Неудивительно, что они чувствуют себя более самостоятельными и независимыми. Умственная деятельность их тоже повышается, вследствие чего они могут решать логические головоломки, принимать весьма нестандартные решения, правда, логика у них пока своеобразная, одним словом, детская. Однако, это заметный прогресс в формировании мыслительных процессов и таких важных функций мозга, как память, пространственное мышление, концентрация внимания, без которых невозможно находить связи между событиями, и делать выводы.

Несмотря на то, что ребёнок стал сильнее и быстрее, на движение и умственную деятельность он способен тратить огромное количество энергии, поэтому результатом становится быстрая утомляемость. Если в течение 15-20 минут малыш занимается одним и тем же делом, тем более, монотонным, он быстро устаёт и взрослым это надо учитывать. Чтобы дети быстро схватывали информацию, а главное, запоминали её, обучающие занятия нельзя затягивать больше чем на полчаса, после этого ребёнку можно предложить заняться чем-то другим, что сможет его отвлечь.

Ещё одна особенность – кризис возраста. Поведение детей, считающих себя чуть ли не взрослыми, меняется в худшую сторону. Ещё недавно послушные и уравновешенные они начинают капризничать по любому, даже незначительному поводу. Иногда такое может случаться по несколько раз в день, что, безусловно, изматывает родителей. Обычно истерики связаны с запретами, нежеланием выполнять поручения, неудовлетворёнными желаниями. Причины конфликтов самые разные, а, порою, просто абсурдные – так ребёнок, ощущая свою самостоятельность, пытается выстраивать новые отношения и испытывает взрослых на прочность, манипулируя их чувствами.

Родителям остаётся только спокойно объяснить сыну и дочери, каковы границы дозволенного, и почему, в любом случае оставаясь при своём решении. Это единственный способ, как утихомирить разбушевавшееся дитя. Если не идти у него на поводу, со временем ссоры утихнут, а жизнь вернётся в нормальное русло.

Между тем, развитие ребенка в 2 года предусматривает даже такие неприятные нюансы – это тоже движение ребёнка вперёд и момент, может не самый лучший, его адаптации к реальному миру. Папе с мамой в таких ситуациях необходимо действовать мудро, и продолжать свою миссию по развитию малыша, отвлекая его на более интересные и важные вещи.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Физическое и умственное развитие детей идёт полным ходом, и приносит родителям много радости, помимо уже известных огорчений.

В основном, все дети в этом возрасте обладают многими навыками, и это только некоторые действия, из тех, что должен уметь делать двухлетний карапуз:

  • уверенное хождение и бег, привычные для ребёнка;
  • подъём по лестнице и наклонной плоскости;
  • свободное перешагивание через препятствия;
  • хождение задом и повороты;
  • прыганье на небольшую высоту;
  • способность строить домики и башни из конструктора;
  • управление мячом – броски, удары ножкой, малыш уже может ловить мяч и кидать его прицельно;
  • помощь родителям в домашних делах – полив цветов, уборка, мытьё посуды, готовка блюд вместе с мамой.

В два года дети уже используют от 100 до 300 слов, связывая их в короткие предложения, и каждый день способны запоминать новые названия, благодаря развитию памяти. Они отвечают на несложные вопросы, научились здороваться и прощаться, узнавать и называть предметы на рисунках и книжных картинках.

Двухлетний ребёнок привык самостоятельно умываться, чистить зубки, которых у него уже около 20-ти, кушать супы и другую жидкую пищу ложкой, при этом, не пачкаясь, снимать и надевать верхнюю одежду.

Когда заходит речь о детях разных полов, взрослым бывает интересно узнать что нужно уметь в 2 года девочке. Малышке в этом возрасте уже пора понимать, что она будущая женщина, и это, абсолютно, нормально. Девочки также способны веселиться и много двигаться, но они более усидчивы, когда дело касается настольных игр, больше любят складывать мозаики и пазлы, могут подолгу заниматься куклами, рисовать и слушать музыку. Вполне естественной является их уравновешенность и относительное послушание, ведь они оценивают людей по их отношению к себе.

Иначе ведёт себя мальчик, уметь в 2 года он может многие вещи, но при этом проявляет большую активность и непоседливость. Его возросшая самостоятельность часто проявляется в действиях протеста против взрослых, которые не дают или не хотят с ним играть, запрещают смотреть мультики, укладывают спать и многое другое, что детям, вообще, не может нравиться.

Как помочь ребёнку расти и развиваться

Обсуждая, что должен уметь ребенок в 2 года, напомним, что физическое и интеллектуальное совершенствование, помимо влияющей на него генетической программы, напрямую зависит от многих внешних факторов, которые крайне важны для маленького ребёнка.

К ним относятся:

  • климатические условия, в которых растёт маленький человек;
  • режим кормления и сна;
  • экологическая обстановка, способная замедлять процессы формирования организма;
  • физические упражнения, необходимые для повышения более качественной работы опорно-двигательного аппарата.

Малыш должен уметь в два года много ходить, прыгать и бегать, забираться и спускаться с возвышений, освоить речь и элементарную логику, но если какие-то из перечисленных условий для него являются неблагоприятными, то можно говорить о таких проблемах, как недобр или перебор веса и общее отставание.

Для развития физических данных малышу необходимо:

  1. Сбалансированное питание по специальному графику. В этом возрасте дети принимают пищу 4-5 раз в день, ночью едят только детишки, которые до этого времени питались материнским молоком и сохранили эту привычку. Но теперь их уже нужно отучивать от таких кормлений. Важно, чтобы в пищу дети употребляли только свежие и качественные продукты, имеющие в составе все необходимые компоненты для здоровья и активности. Им нельзя давать трудную, тяжело усвояемую еду, тяжёлые продукты, жареные блюда.
  2. Также важен сон малыша, который составляет в норме около 12-13 часов в сутки, 2 часа он спит днём. Если присутствуют симптомы регресса сна, нередкие для двухлетних детей, то следует разбираться в причинах, чтобы решить эту проблему.
  3. Для детей важно пребывание на свежем воздухе не менее 6 часов в день, а также ежедневные закаливающие и водные процедуры.
  4. Значительную роль играют физические нагрузки:
  • игры с использованием мяча;
  • прыганье на двух ногах;
  • подражание движениям животных;
  • поднятие посильных предметов для выработки силы;
  • хождение по неровной и наклонной поверхности, чередование бега с хождением;
  • ходьба на носочках и пяточках;
  • висы на турнике и кольцах;
  • ходьба по бревну, узкой доске, парапету, на руках с помощью взрослых;
  • активные игры – хоровод, догонялки;
  • лазанье по канату и домашней шведской стенке;
  • упражнения на фитболе.

Для изучения свойств отдельных предметов, развития математических и логических способностей, воображения, памяти и внимания нужны следующие игры и уроки:

  • игровые процессы, связанные с вкладыванием одних фигур в другие;
  • выстраивание башен, домов из кубиков и деталей конструктора;
  • изучение цифр, основ арифметики;
  • нахождение различий на одинаковых картинках;
  • сортировка предметов по разным признакам;
  • прятки, нахождение описанных словами игрушек;
  • игры на запоминание, на удачу;
  • изучение домашних и диких животных, насекомых, птиц и рыб;
  • знакомство с временами года, суточными периодами;
  • обсуждение событий прошлого дня;
  • разговоры о разных профессиях людей, бытовых устройствах, городах и т.д.

Также необходимо проводить занятия для того чтобы развить музыкальные способности малыша, в этом поможет:

  • прослушивание детских музыкальных спектаклей, классической музыки, песен;
  • танцы под быструю ритмичную и медленную музыку;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • выполнение заданий на определение темпа пьес, их грустного, весёлого, тихого или громкого звучания;
  • пение с мамой;
  • отбивание простого ритма ладошками.

Не менее важны игры и уроки, обучающие ребёнка определению запахов, текстуры разных материалов. Можно придумать множество задач для развития зрения, слуха, вкуса и обоняния, которые ребёнок будет выполнять с удовольствием.

Совершенствование речи – это важный аспект, помогающий двухлетке адаптироваться среди других людей, артикуляционные упражнения и чтение будут в этом плане очень полезны:

  • можно читать с ребёнком сказки, детские книги, увлекательные истории про животных;
  • устраивать инсценировки по простым любимым сюжетам;
  • учить ребёнка запоминанию и пониманию предлогов и местоимений;
  • обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы;
  • описывать и показывать на картинках незнакомые малышу предметы, явления природы, бытовые приборы, машины и многое другое;
  • просить, чтобы дети рассказывали о своих дневных впечатлениях, составляли рассказ по картинкам.
  • чтобы тренировать артикуляцию и правильное произношение, научить малыша говорить тихо и громко, предложить ему погримасничать перед зеркалом, издавая отдельные звуки.

Чтобы процесс обучения проходил эффективно, важно чтобы у ребёнка было хорошее настроение, и чувствовал он себя комфортно, а для этого важна общая атмосфера, царящая в доме.

В два года дети уже не так пугливы и им, помимо собственных домочадцев, становятся интересны другие люди. При контактах с детьми, воспитанными иначе и в других условиях, неизбежны размолвки, конфликты и даже агрессия, поэтому ребёнка важно научить ладить со сверстниками и старшим поколением. К трём годам малыш уже сможет показать, насколько он воспитан, но пока ещё он ведом темпераментом, личными интересами и сильными эмоциями, которыми пока не может управлять.

Развитие ребенка в 2 года: видео

Знание того, что должен уметь ребенок в 2 года, поможет родителям убедиться, что с их малышом всё в порядке и понять, чем лучше всего его занять в часы бодрствования. Но не стоит забывать, что при этом следует учитывать особенности детской физиологии и психики, характерные для этого важного периода.

Дети, несомненно, являются главными для своих родителей, которые заботятся о них, ревностно охраняют и учат новому. Каждых маму и папу волнует вопрос о том, что должен уметь ребёнок в определенном возрасте. Естественно, абсолютного перечня всех навыков и умений не существует, ведь каждый малыш обладает уникальным набором качеств, неповторимыми свойствами характера, склонностями к тому или иному виду познания и деятельности, а также особенным интеллектуальным развитием.

Следует понимать, что человек, пусть ещё и маленький, индивидуален, а одним детям с лёгкостью удаётся то, до чего другим ещё расти, некоторые малыши знают больше , чем остальные их ровесники. В этом нет ничего плохого и далеко не обозначает какую-либо заторможенность в развитии или другие проблемы. Однако все же существует относительный список, включающий в себя минимальное количество навыков, которыми должен обладать малыш в определённом возрасте.

Физическое развитие ребёнка в два года

Как известно, физическое и психическое развитие детей, особенно в раннем возрасте, тесно связаны, и чтобы в умственной деятельности появлялся какой-либо прогресс, физическая активность должна быть достаточно хорошо скоординирована и разнообразна. Именно в возрасте двух-трёх лет у маленьких детей ускоряется процесс развития во всех областях, и их действия становятся сознательнее, плавнее и увереннее. Существует следующий ряд навыков , характерных для детей в возрасте двух лет.

Радуясь успехам, родители слишком полагаются на развитое детское понимание окружающего мира. В этом и кроется главная опасность. Ведь энергии в малышах хоть отбавляй, а вот чувство страха, опасения и осторожности с аккуратностью почти отсутствуют. Поэтому так важно неотлучно находиться с ним на протяжении всего времени, в противном же случае результаты могут быть непоправимыми: дети часто прыгают со слишком высоких для их возраста сооружений, разогнавшись, не успевают вовремя остановиться и неизбежно врезаются в препятствия и, разумеется, не умеют контролировать длину и силу своего прыжка.

Чтобы избежать неприятных последствий подобных развлечений, необходимо вовремя останавливать непоседу, говорить с ним о многих вещах.

Мелкая моторика

Развитие моторики, несомненно, является основополагающим фактором того, на каком уровне будет владеть речью ваше чадо. Именно поэтому различным играм с перекладыванием маленьких предметов требуется особенное внимание. Разумеется, подобной деятельностью дети могут заниматься лишь в присутствии взрослого, контролирующего их, ведь в это время малыши хотят познавать всё больше и больше, а поэтому нередко тянут в рот, всё, что попадается под руку.

Элементарными упражнениями , направленными на развитие мелкой моторики, являются:

Речевые и познавательные навыки

В 2 года дети становятся все интереснее , ведь пытаются отражать всё, что видят и о чём думают, с помощью речи. В среднем их словарный запас составляет меньше сотни слов, хотя каждый день малыши стараются его пополнить, узнавая что-то новое, учась говорить, что любят, а что им не нравится, называть людей по именам, а также произносить много непонятных слов, значение которых порой бывает трудно угадать. В любом случае к дикции в данном возрасте придираться не стоит, важно лишь то, что дети проявляют инициативу.

Особенностью развития речи и сознания в целом является и то, что все чаще дети начинают задавать различного рода вопросы вроде: «а где папа?», «что это?» и так далее. Интересно, что именно в этом возрасте малыши начинают подмечать отсутствие каких-либо предметов.

Во избежание появления беспокойства у родителей, чьему малышу уже 2 года, а он ещё не говорит, следует отметить, что, во-первых, это не значит заторможенное развитие, а во-вторых, ещё меньше нужно беспокоиться, если чадо - мальчик. Ведь официальная статистика показывает, что девочки почти всегда начинают разговаривать раньше.

Если же вы хотите, чтобы отпрыск заговорил как можно быстрее , то постарайтесь больше заниматься с ним, задавая различного рода вопросы о названии какого-либо предмета, о том, где он находится, читайте малышу сказки и смотрите обучающие мультфильмы. Эффективно будет отвести ребёнка в центры, где посредством игр с другими детьми и помощью специалиста дети начинают заговаривать довольно быстро.

Минимальный набор навыков

Подводя итоги, можно сказать, что минимальный набор навыков , касающихся речевого развития, которыми должен владеть двухгодовалый малыш, выглядит следующим образом:

Развитие речи в первую очередь зависит от того, насколько много малыш слышит внятную и правильную речь взрослых, а также от уровня развития мелкой моторики.

Эмоциональное и социальное развитие

Разумеется, то, как эмоционально будет вести себя чадо, зависит исключительно от его особенностей. Именно в это время формируется характер малыша. Кто-то становится более непоседливым, кто-то же может сосредоточенно возиться с игрушками на протяжении долгого времени. Предугадать, как будет социализироваться ваш сын или дочь, каково будет их поведение, очень сложно. Однако существуют общие характеристики данных процессов , свойственные детям в возрасте двух лет.

Многие родители желают привить дисциплину детям уже с этого возраста. Большинство попыток остаются безуспешными. Какие бы санкции вы ни применяли и сколько бы ни объясняли вред от того или иного действия малыша, он будет непреклонен. Единственным способом отучить его от чего-либо является поощрение за хорошее поведение и исполнение ваших просьб. Важно помнить, что в два года дети обожают подражать взрослым, поэтому следить за своим поведением просто необходимо. Например, если в доме вы не разговариваете на повышенных тонах, то и дети не станут кричать и слишком много капризничать.

Также не следует в два года возить малыша с собой в длительные путешествия. И никогда не обманывайте его и не хитрите. Обещали дать шоколадку за то, что помоет ручки после прогулки - будьте любезны. Если же он заметит, что что-то идёт не так и его попытались перехитрить, то в последующем к какому-либо компромиссу или договорённости прийти будет очень сложно.

Уровень самостоятельности

С этого возраста малышей уже начинают приучать к правилам личной гигиены. Они знают, как пользоваться зубной щёткой и самостоятельно направляются к раковине, чтобы помыть руки перед приёмом пищи.

Многие действия дети начинают осуществлять без помощи взрослых, однако, в случае больших неудач, им требуется поддержка со стороны родителей.

В общих чертах перечень всех навыков, в которых проявляется самостоятельность малыша, выглядит следующим образом:

  • старательно удерживает в руке столовую ложку, донося еду до рта не пачкаясь;
  • учится умываться и приучается к мытью рук;
  • не без помощи родителя, но по большей части самостоятельно чистит ротовую полость;
  • начинает готовиться к прогулке без посторонней поддержки, натягивая шапку, варежки;
  • предпринимает попытки к надеванию и других вещей, вроде колготок или штанов, однако, чаще всего путается;
  • практически идеально приучен к горшку, но для некоторых детей остаётся сложным контролировать свои ночные потребности.

Как уже было сказано, все дети развиваются по-разному, у каждого есть определённые индивидуальные качества и свойства характера, предопределяющие его поведение. Однако, если вы считаете, что у вашего ребёнка существуют какие-либо отклонения или заторможенность, то не будет лишним проконсультироваться со специалистом, чтобы избежать дальнейших проблем. Важным является уделять как можно больше времени малышу, подталкивать его к познавательной деятельности, знакомить его с ровесниками. Чем больше усилий вы приложите сейчас, тем меньше хлопот возникнет при нахождении отпрыска в саду, уровнем его коммуникации в школе и трудностями в характере.