Построение головы человека. Обрубовка

Как правило построение головы начинается с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ. Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Думаю вам будет интересно знать как это делается. Итак приступим.
Изображаемая голова » обрубовка».

1) Сперва нам нужно определить, где будет находиться наша голова в листе бумаги (формат А3 или А2) . Для этого наметим габаритные размеры, вымеряв соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Лучше всего оставить больше места со стороны лицевой части.

2) Дальше наметим общий объём головы, определим ракурс, нахождение лицевой части в вашем ракурсе.
3) поделим лицо на пропорциональные части лица (в данном ракурсе средняя линия глаз расположена по середине) наметим кончик носа, переносицу, надбровные дуги, среднюю линию рта, подбородок.

4) Найдём наклон самой головы, и линии лицевых частей в перспективе (происходит сокращение)
Что ближе к нам, кажется больше, что дальше — меньше, то есть сокращается.

5)Найдём под каким углом нос, построем осевую для лицевой части. Начинаем с построения носа.

Всё зависит от нашего ракурса, если мы находимся ниже изображаемого обьекта, мы видим нижнюю грань носа, если справа от объекта — правую грань носа, и фронтальную, в перспективе.(как в нашем случаи. Вот примеры построения носа обрубовкой.

6) таким же образом построим и другие части лица:
Глаза

Губы и подбородок

Следует строить по граням всё лицо и голову. И в результате мы получим это:

РАБОТА НАД ШТРИХОВКОЙ
1) Определим с какой стороны падает свет.

В нашем случае Сверху справа.
В таком случае грани на которые попадает прямой свет самые светлые, на которые скользящий свет — чуть темнее, самые тёмные грани отвёрнуты от света. следует не забывать о рефлексах, но они не светлее чем свет. Если вы рисуете гибсовую голову (как в моём случае) не забывайте об материальности гибса. Следует усилить пограничные контрасты, и сделать ярче рефлексы и свет.
В итоге вот что получится:

P.S. Спасибо всем кому понравился мой урок, я старалась. Буду рада видеть ваши роботы. И удачи вам в ваших начинаниях и талантах. Если есть вопросы по уроку. выслушаю, и чем смогу помогу. Извените за качество изображений (сделано на мобильный телефон). Автор первой обрубовки я Art_Yana. Источник

С четвёртого года обучения по учебной программе изостудии «Живопись» начинается рисунок гипсовых частей лица (глаз, нос, губы, ухо).

При построении изображения гипсовой головы обучающиеся должны хорошо усвоить закономерности строения формы человеческой головы.

Учебный рисунок античной гипсовой головы "Аполлон" - 7 этапов.

На первом этапе работа начинается с размещения изображения головы на листе бумаги.

На натуру надо посмотреть со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы. На композицию рисунка влияют освещение и наклон головы натуры. Рисующий должен красиво и выразительно заполнить плоскость листа бумаги.

На втором этапе работы необходимо определить характер формы головы, её пропоции и наклон, а также не забыть о перспективе и точно установить горизонт, направление уходящих в глубину поверхностей. Форма головы - это шарообразная черепная коробка, состоящая из шести основных костей: лобная, две теменные, две височные, затылочная. Все эти кости соеденены между собой швами и состовляют единую форму. Лицевая часть головы делится на три равные части:

  • от линии покрова волос до надбровных дуг;
  • от надбровных дуг до основания корня носа;
  • от основания корня носа до основания подбородка.

Расстояние между глазами равно ширине глаза. Высота уха равна длине носа.

Четвёртый этап работы - пластическая моделировка формы. Правильно наметив конструктивную основу изображения головы, переходим к выявлению объёма средствами светотени. На этом этапе важно проследить взаимосвязь конструции со светотенью и правильно понять её объём «большую форму» (изображение формы без деталей).

При работе над длительным рисунком точка зрения должна оставаться неизменной.

Шестой этап работы - тональная проработка формы и передача материальности.

Обучающиеся окончательно отделывают рисунок каждой детали и следят за плавностью переходов тональных отношений (рефлексов, бликов, полутонов). На этом этапе демонстрируются образцы великих мастеров (репродукции).

На седьмом этапе подводятся итоги проделанной работы. Проверяется общее состояние рисунка, подчиняются детали целому. Обобщение начинается с проверки и уточнения пропорций головы, затем тональные отношения (определяется самое тёмное и самое светлое место в натуре). Детали дальнего плана должны быть менее проработаны, чем детали первого плана. Рефлексы всегда должны быть темнее света.

Последовательность выполнения рисунка приучает обучающихся к осмысленному построению изображения на плоскости листа. Деление процесса работы на этапы условно.

Рисунки, выполненные обучающимися изостудии "Живопиь"



Голову человека, принцип рисования головы человека. И, как иногда здесь бывает, небольшое предисловие... Когда- то мне пришлось наблюдать такую картину: абитуриент сдает экзамены, задание- рисунок головы человека. И представьте: перед ним сидит живой человек, живая голова, объем его полон мышц и костей, сверху естественно светотень, распределяющаяся по всему этому богатству. Абитуриент видит все это и рисует...череп этого человека. Ничего нет, одна черепушка. Нарисовав его, притом полностью заполнив рисунок тоном, начинает подтирать поочередно фрагменты черепа и наполнять их мышечной массой. Так он накладывал на основу объемы мышц и кожу, пока не решил, что рисунок закончен. Если честно, это страшно. Просто не знаешь, что сказать. Я его ни в коем случае не ругаю и не смеюсь, и имен не называю, просто констатирую факт. Экзамен для него прошел благополучно, он его сдал на мягкую троечку, поступил и отучился, так что все в порядке. Но вы постарайтесь так не делать.

Даю рисунок черепа:

Вы можете просматривать его и частенько проверять себя во время рисования головы человека или ее деталей.

Почему: я считаю, что для хорошего рисунка головы человека конечно нужно знание костной основы, еще лучше, когда вы можете запомнить хоть третью часть названий костей черепа. Плюс к этому- знание мышечной структуры головы человека, как они изменяют форму при сокращении.

Но это все начинает пониматься со временем, на протяжении длительного времени практических занятий. В противном случае и получаются такие казусы, как с тем абитуриентом. Он хотел показать знание строения и рисования черепа человека? Он их показал, но немного не так как нужно было и не в этом случае.

С другой стороны, представьте следующую картину: на одном очень хорошем форуме для художников человек выложил свой рисунок, рассказал и показал как он его делал. Он поделился своей работой, как делал рисунок, вернее- перерисовывал с фотографии. Проще сказать- он срисовывал. Картинка получилась очень красивой. В добавок ко всему прекрасно были найдены пропорции головы, схожесть с фото практически один в один. И получил в свой адрес много отзывов, разных, хороших и не очень, а за один отзыв мне просто стало обидно. На мой взгляд очень обидный комментарий в плане того, что: "хорошая картинка на могилку". Получается один неприятный факт, вытекающий из срисовывания, не зная конструктивных особенностей предмета и не зная, как ведет себя рисуемый предмет в пространстве- делается с огромной любовью, трудов масса, а результат далеко не тот, что ожидается.

Нам бы с вами найти что- то среднее. Что- бы вы смогли получать информацию и с конструктивной точки, и с эстетической, то- есть, приближаясь к документальной передаче человека. Важно, что- бы вы смогли развиваться в этих двух направлениях одновременно. Мы учимся понимать голову человека как общего объема, так и стараемся рассматривать конкретнее- изучаем детали, но при этом они также подчиняются основному- общему объему. Мы и не детализируем, и не занимаемся срисовыванием. В таком процессе любая детализация не выходит за рамки основ. Такой процесс позволяет нормально нарисовать и череп, и живую голову человека, и ее детали как гипсовые, так и живые фрагменты, и позволяет нарисовать портрет . А опыт и практика, для получения коих нужно время, обагащают знания в обеих направлениях одновременно.

Итак, предисловие закончилось, приступаем к работе. Вам дан рисунок черепа человека. Посматривайте на него.

Рисование головы человека

Все наверное слышали о таком человеке, прекрасном рисовальщике, как Готфрид Баммес. Он работал с объемом головы очень просто, и в то- же время умно. Посмотрите, как он работал с изучением объема головы, находил общий объем ее:

Это не оригинальные его работы, а срисованные мной и "подтасканы" для лучшего понимания. Он ведь не рассчитывал тогда, что его работы будут изучаться учениками. Это копии поисковых рисунков объема головы Готфридом Баммесом.

Смотрите слева- он как- бы отсекает ненужные области и выстраивает болванку из общего объема намечая главные плоскости. Также вы можете увидеть, как он цеплялся за конструктивные точки, которые мы разбирали с вами на прошлом уроке. Он основывался на понимании их при построении объема головы таким образом. Не вырисовываются детали, он не вдается в документализацию, он ищет главное.

Теперь посмотрите на рисунок справа. Это тоже его работы, но здесь Баммес к поиску формы головы при помощи основных плоскостей добавляет конструктивный рисунок линией для поиска пропорциональных соотношений и проверяет таким образом себя для построения невидимых областей головы человека.

Вы можете покопировать эти рисунки, прям так как показано здесь. Потом, используя для наглядности свою натуру, также попробовать анализировать объем ее головы. Это все поможет вам при рисовании живой головы человека.

Это не единственный способ рисования объема головы. Время ушло далеко вперед и наработки в области рисунка также. Сейчас мы еще раз пройдем тот путь, который нарабатывали на прошлом уроке и продвинемся дальше в понимании объема головы человека, в создании рисунка головы человека простым обычным карандашом.

На чем мы с вами тогда остановились? Смотрите как нарисовать голову человека первую часть материала. Мы поняли, что существуют конструктивные точки, оси, плоскости, на основании которых можно находить пропорциональные соотношения частей головы и построить ее. Сегодня мы добавим следующий материал- будем учиться понимать форму- голову как объем, на котором уже существуют деления общего объема на мелкие. От общего к частному- главное правило. Будем учиться не детализировать рисунок головы человека на начальном этапе работы.

Рисование головы человека простым карандашом

Начинаем рисовать голову человека простым карандашом. Натяните бумагу на планшет обязательно, посадите перед собой натурщика. Рассмотрите хорошо голову этого человека и берите в руки карандаш.

Возможно ваш человек по характеру черепа отличается от моего, возможно даже сильно- все люди разные. Но основа остается неизменной , то, что есть у моего человека также есть у вашего, только со своими особенностями.

Итак:

1. Находим место композиции, портрета в листе. Не используйте ракурс, не используйте точку зрения слишком высоко или низко- берите примерно на уровне глаз натуры. Желательно, что- бы были хорошо видны основные конструктивные точки. Потом будете экспериментировать. Отступ от верха меньше чем с низу, отступ от лица больше чем с затылка.

2. Находим место для объема головы, для шеи и плечевого пояса.

3. Находим объем болванки головы, обобщенная форма, где учтены высота ее и ширина, а также характерные особенности- форма головы, например: грушевидная, овальная, круглая, ну или квадратная (шутка). Заметьте пропорции ширины- высоты болванки, форма может находиться при помощи тех конструктивных точек, которые мы изучали- самые выпуклые части на черепе- высокая, височная точка, точка подбородка, длины между скуловой и височной точкой, и так далее. Пропорции ищем при помощи условных трех точек, образующих условные углы:

4. Находим ось симметрии, которая разделяет голову на две равные симметричные части- левую и правую. Ось симметрии находим по красной линии (помните первое занятие по рисованию головы человека?), цепляемся за высокую точку на черепе и на точку подбородка- смотрите:

5. Находим линию трехчетвертного поворота. Она будет проходить через скуловую точку- точку скулы, которая хорошо видна и через височную точку, ее тоже находим визуально. Это как в кубике- грань, которая делит его на стороны- переднюю и боковую:

6. Находим линию надбровных дуг. Ее можно проводить по бровям, по выпуклой их части, по точкам излома и ведем дальше. Если вы помните, проведя по форме эту линию дальше, она будет определять верхушку уха- значит вы будете знать исход, проверяйте пропорции и не забывайте о перспективном искажении:

7. Находим линию, которая будет проходить по нижней части пирамиды или по другому- призмы носа. Проведя ее дальше определяем нижнюю часть уха- ищите пропорции:

8. Ищем линию, которая разделяет голову на лицевую и затылочную части, проходит она через высокую точку, височную точку и ушное отверстие:

9. Находим объемы пирамиды носа и уха, которое мы можем видеть, место для них уже уготовлено, единственное замечание: если ухо можно наметить окончательно, то нос пока предварительно. Дальше его месторасположение будет уточняться. Пока он у нас несколько "зависает" в воздухе. Но пирамида носа видна достаточно отчетливо, так что, включаем свой глазомер и работаем:

10. Находим скуловые точки. Месторосположение и пропорции замечаем по условной плоскости, которую образовывают эти точки и точки излома. Ну а также по пропорциональным отношениям с другими найденными объектами:

11. Находим место для глаз. Предварительно они будут располагаться на одной горизонтальной линии (с учетом того, что линия проводится по форме и с учетом перспективного искажения), к этому добавим следующее: угол наклона от внутреннего края глаза до внешнего может быть различным и не всегда бывает так, что внешний край глаза выше внутреннего, что и уточняем на своей натуре. Также, между двух глаз должен поместиться еще один. Также, если провести линию по форме от края носа вверх, то она будет сопрекасаться с внутренним краем глаза- проверяем себя:

12. Теперь давайте подумаем вот над чем: голова человека это цельный объем, здесь не бывает так, что какая- то плоскость или точка, или линия появляется вдруг ниоткуда и куда- то, неизвестно- куда пропадает, здесь все связано и взаимоповязано . Если коснуться за один "кусок", то он всегда приведет к поиску или изменению второго. Если смотреть на нашу работу, то не совсем понятно месторасположение нашего носа и не видно, как он вписывается в общий объем головы. Давайте исправим этот недочет, возможно и конструкцию или пропорции носа нужно будет немного подправить. В любом случае, нужно увидеть откуда он появляется и разобрать это конструктивно, возможно к носу у нас добавится еще кое- что.

Нужно зацепиться за что-то, на прошлом уроке мы изучили с вами надбровные бугры, давайте найдем их на натуре. А где расположены надбровные бугры? На надбровных дугах. А где располагаются надбровные дуги? На линии надбровных дуг. И если присмотреться поближе, то становится ясно, что это все богатство образует еще одну плоскость, которую мы с вами и обозначаем, тем самым соединяем объем носа с нависающей над ним объемом лба:

13. Дальше посмотрим на черепную коробку. Очевидно то, что точки надбровных дуг можно соединить с точками лобных бугров, а лобные бугры с высокой точкой на черепе, в результате мы прорабатываем, прощупываем, изучаем и выстраиваем объем мозговой части головы. Ну и можно пройтись глазом от лобных бугров до височной точки:

14. Работаем дальше. Совсем не понятна для нас остается височная часть головы. Попробуем разобраться. На прошлом занятии мы просто создали дополнительную вспомагательную плоскость- соединив точку излома (для удобства мы так ее назвали, в пластанатомии такого названия нет, есть названия двух костей, которые соединяются между собой образуя излом) и серединой уха, помните? Разбираем детальнее, смотрим:

Если посмотреть на этот участок на черепе, то можно видеть, как две кости образуют излом, видна сама скуловая кость, видно, как поднимаясь к излому она несколько изгибается вглубь.

У нас с вами не череп, у нас сам человек, с полным набором мышечной ткани и кожным покровом, так- что, таких четких градаций как в черепе не будет, но подразумевать и понимать все происходящее под слоем мышц не помешает.

Кстати, посмотрите на область виска- он отчетливо расположен ЗА скуловой костью, ЗА точкой излома, несколько вдавлен в черепную коробку. Мы называем его- висок, на самом деле там сочленяются клиновидная кость, которая располагается сразу за скуловой и височная кость.

Вот берем и как можно приближеннее к натуре обозначаем эту височную область, височную кость под телом, нанося условные плоскости, которые будут образовывать для нас объем.

15. Дополнительно можем разбить на меньшие плоскости одну большую- плоскость, которая образуется надбровными дугами над линией надбровных дуг:

16. Ну и проработаем окончательно надбровные дуги, найдем их строение, характер, объем. Как видите, мы не цепляемся за одну какую- то область головы и не доводим ее окончательно ни конструктивно, ни в тоне. Мы плавно переходим от одного к другому, так как все взаимосвязано, прорабатываем общий объем, потом меньшие и более детально, потом снова возвращаемся к общему объему. В результате получаем плавное поэтапное ведение рисунка. Итак, надбровные дуги...
Находим следующие плоскости, смотрите:

Ну и можем прорисовать эти надбровные дуги во всей их красе- обозначьте их, а заодно пройдитесь по лобным буграм- прочувствуйте их форму, пройдитесь по виску- наметьте ту область на объеме головы, которая будет "уходить" в глубь объема черепа. У каждого человека она разная, смотрите на свою натуру и ловите ее характерные особенности:

17. Ну вот, верхнюю часть головы мы вроде как проработали, выстроили, давайте перейдем к нижней. Хотя вы можете делать все не поочередно, просто переходить от одного к другому- только поймите сам процесс. Итак, переходим к нижней части объема головы человека. А здесь дела обстоят также: любые плоскости между собой взаимосвязаны, одна форма "вытекает" из другой, потому- что голова человека- один цельный объем. Берем и соедняем скуловую точку с углом нижней челюсти, скуловую точку с уголком рта, опять- же, скуловую точку с точкой подбородка, а еще лучше с точками, которые образуют фронтальную плоскость подбородка, смотрите:

Таким образом, мы один большой сложный объем разбиваем на несколько небольших областей, но уже не таких сложных. Тем не менее, которые по преждему составляют один сложный большой объем головы.

18. Дальше работаем. У нас осталась непонятна область рта и подбородка. Для начала давайте найдем область рта. Если посмотреть на череп человека, то можно отчетливо увидеть, что рот (дальше детальнее смотрите как нарисовать рот) располагается на встрече двух костей- нижнечелюстной и верхнечелюстной, образующих дугообразный участок, где располагаются наши зубы. Если посмотреть на живого человека, то область рта также обозначена краями мышечной массы, окаймляющей этот участок дугами. Вот и мы покажем эти дуги:

19. Прорабатываем область рта- нижнюю часть и подбородок (детальнее- как нарисовать подбородок). Он не обрезан, не плоский, он также имеет толщину, объем, форму, которую можно заметить визуально по распределению света по его форме. Давайте покажем и его толщину- проведите линию от выступающей точки подбородка к углу нижней челюсти, вы увидите, как он "завернется" вниз к цилиндру шеи:

И верхнюю часть, которая будет сопрягаться с объемом носа при помощи носогубных складок:

20. Перейдем к области глаз. Для начала наметим место для них в нашем объеме головы, в пространстве листа. Пока определяем только место для глаз:

Что мы наблюдаем? Мы наблюдаем характерные точки на черепе, которые воспроизводятся на живой натуре, с той только разницей, что это- живая голова, с мышцами и кожным покровом, потому и границы этих точек будут нечетки, костная основа будет под пластикой кожи, но она несомненно должна учитываться при строении и дальнейшей работе с объемом головы, в частности с глазницами и глазами в них.

21. И наконец, немного проработав цилиндр шеи, на который посажена наша голова, объем плечей, которые держат все это богатство, получаем вот такой конструктивный рисунок:

Не забывайте, что шея- тоже объем, также имеет основу- часть позвоночного столба и мышечную массу.

Как вы можете заметить, если смотреть на весь объем головы человека, четко прочитывается ее сходство с нашим кубиком, что очень видно, допустим, в области скуловой кости.

Разобрав визуально таким образом строение объема головы, можно понимать, как свет будет ложиться по ее форме, создавая тональные градации. Лучше понять- как "вылепливать" форму головы и ее деталей. И можно понимать и обосновывать каждое свое действие этими знаниями. Эту работу не забрасывайте далеко в угол, когда научитесь рисовать детали- рот, нос , глаза , подбородок, шею (смотрите детальнее- как нарисовать шею), продолжите работу над ней. Ну а если сильно зачернили как я- начните сначала. Таких сильных линий построения в рисунке быть не должно.

Как вы понимаете, всех знаний этого материала не достаточно, дабы создать полную картину, рисунок головы человека, портрет. Но сейчас нужно "переварить" объем этой информации, прежде чем приступать к следующему- как нарисовать портрет и к следующему- портрет акварелью ;)) Отдохните, вникните в суть, поймите принцип работы, порисуйте потом еще самостоятельно. Нам ведь не достаточно каждый раз создавать рисунок нового человека с нуля, нам нужно понять способ создания, понять принцип. Тогда любой человек, со своим, присущим только ему набором характерных особенностей в строении головы, поддасться воспроизведению на бумаге. Все люди разные, как и строение их голов, но все можно обобщить, сравнить, найти ключ для передачи сложного, набором простых вещей.

Лабораторная работа №8: Наброски чучела птицы в разных ракурсах

Цель задания: Изучить и показать связь формы и пластики тела с конструктивными особенностями скелета. Аналогии и различия в анатомическом строении птиц (рис.19).

Учебные задачи:

1. Выполнить на одном листе компоновку 3-4 набросков чучела птицы с натуры.

3. Тональная проработка набросков.

Материалы и инструменты: формат А 2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Рисунок 19 – Наброски чучела птицы в разных ракурсах

Лабораторная работа №9: Рисунок чучела птицы мягким материалом (рис.20-21).

Цель задания: Передать в рисунке анатомические особенности птицы, выявить форму частей её тела, научиться передавать с помощью мягких материалов фактуру перьевого покрова.

Учебные задачи:

1. Выполнить компоновку чучела птицы с натуры.

2. Выполнить конструктивное построение с передачей анатомических особенностей.

3. Тональная проработка рисунка мягким графическим материалом.

Материалы и инструменты: тонированная бумага формата А2, уголь, пастель, сепия, соус.

Рисунок 20 – Рисунок чучела птицы (уголь)


Рисунок 21 – Рисунок чучела птицы (уголь, соус, сангина, сепия)

Лабораторная работа №10: Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы

Цель задания: Применение навыков и знаний перспективного построения. Построение схемы головы человека. Развитие умения анализировать форму гипсовой обрубовки, лёгкая светотеневая моделировка формы (рис. 22).

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок обрубовки на формате

2. Построить рисунок гипсовой обрубовочной головы

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку формы

Материалы и инструменты: формат А2, простой карандаш «Т», «ТМ», «М»

Рисунок 22 – Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы

Лабораторная работа №11: Рисунок частей лица головы Давида(глаз, нос, ухо, губы).

Цель задания: Продолжить знакомство с основами пластической анатомии. Развитие умения анализировать форму. Развитие навыков построения рисунка, понимания конструкции сложной формы.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок части лица на формате.

Материалы и инструменты: формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М»

Прежде чем приступить к рисунку головы, изучите главные части лица, определяющие характерные особенности пластики головы. К ним относятся глаз, нос, губы (рот) и ухо. Чаще всего в качестве модели для таких зарисовок используют гипсовые слепки частей лица мраморной статуи «Давид» работы великого итальянского скульптора эпохи Возрождения Микеланджело, ставшие классическими натурными образцами для обучающихся рисунку. Разберем сложное строение каждой части лица.

Глаз (рис. 23-24).

Жестким основанием глаза служит глазничная впадина – глазница, находящаяся под надбровными дугами лобной кости. В глазничной впадине помещается глазное яблоко, видимая часть которого определяет форму верхнего и нижнего век. Верхнее веко более рельефно, чем нижнее; проходя над выпуклой частью зрачка, оно приподнимается, следуя за движением зрачка. Внутренний угол глаза закруглен, на дне слезничка находится так называемое «мясцо». Наружный угол глаза заострен, нижнее веко поворачивается под верхнее. Между фрагментом брови – ее головкой – и верхним веком располагается, несколько повисая над ним, «прикрывающая складка». Наблюдая открытый глаз спереди, и, мысленно проведя линии от слезника через выпуклые точки верхнего и нижнего века к наружному углу глаза, мы получим форму вытянутого по горизонтали четырехугольника. При этом следует обратить внимание на то, что выпуклые точки верхнего и нижнего век по вертикали смещены одна по отношению к другой. Их положение зависит от направления взгляда, выраженного в гипсовом слепке границей радужной оболочки и условно показанном «блике» на зрачке. При повороте головы в профильное положение расстояние от наружного угла глаза к внутреннему сокращается и глаз вписывается в треугольную форму. Намечая глаз, нужно внимательно проанализировать его общую форму и движение глазного яблока. Для правильной передачи перспективных сокращений глаза, рисующий должен определить, в каком положении находится натура, как располагается серединная линия глаза: фронтально, в три четверти, в профиль. Уточняя размеры полушария глаза, положение зрачка, верхнего и нижнего век, следует провести, помимо серединной оси, поперечную линию рельефа формы. Светотень поможет ярче выразить форму, если внимательно следить за тем, как, под каким углом поверхности глазного яблока и прилегающие к нему детали повернуты к источнику света.

Рисунок 23 – Этапы рисования глаза


Рисунок 24 – Рисунок частей лица Давида. Глаз

Губы, рот (рис.25-28).

При построении рта, особенно в три четверти, следует ориентироваться на серединную профильную линию, т.е. строить рот симметрично, не упуская из виду профиля. Следует также обратить внимание на то, что губы в средней своей части имеют более чёткий контур, чем по краям, где границы менее заметны.

Рисуя губы, важно в первую очередь разобраться в их пластической форму. Форму верхней губы образует «четырёхугольная мышца верхней губы», начинающаяся у корня носа также образована четырёхугольной мышцей, берущей начало у подбородка.

При всем разнообразии форм губы имеют одну общую закономерность - симметричность расположения частей (рис. 25). Эту закономерность надо учитывать и при построении изображения.

Рисунок 25 – Симметричность расположения частей лица

По отношению осевой линии (профильной) все части верхней и нижней губы располагаются симметрично, а поэтому и изображаться должны одновременно: площадка над верхней губой, бантик верхней губы, ямочки – уголки губ, расположение двух половинок нижней губы и облегающие подбородок массы под нижней губой. Пользуясь этой схемой построения изображения, подавляющее большинство впадают в крайность и рисуют эту схему жесткой линией, сильно нажимая карандашом на бумагу. Намечать бантик губ надо очень легко, еле-еле касаясь карандашом бумаги, так как в натуре на месте этих линий располагается свет, ибо кромка губ является самой выпуклой ее частью (рис. 26, выпуклости кромки губы указаны стрелками). Понять и усвоить это на практике начинающий художник может во время рисования гипсового слепка губ Давида, где пластика формы ясно «читается».


Рисунок 26 – Выпуклости кромки губы


Рисунок 27 – Рисунок частей лица Давида. Губы


Рисунок 28 – Рисунок частей лица Давида. Губы

Нос (рис. 29-32).

При всем многообразии мужских и женских носов структура формы у всех одна. Рассмотрим ее на схеме (рис. 29). Передняя плоскость призмы носа от линии надбровных дуг до горбины образует трапециевидную фигуру переносицы (1); далее от переносицы до середины горбины носа образуется еще одна удлиненная трапеция (2); от нее до конца горбины - третья (3), но в перевернутом виде; и, наконец, последняя трапеция - миндалины (4). В зависимости от индивидуальных особенностей формы носа будет видоизменяться схема строения - курносый, горбоносый, прямой, но закономерность структуры сохраняется. Например, мы рисуем человека с мефистофельским носом (горбоносого).


Рисунок 29 – Структура формы носа

Нос желательно изображать в три четверти, немного снизу. Важно, чтобы открылась нижняя его часть, где форма крыльев и их конструкция наиболее ясны. Приступая к рисунку носа, следует внимательно изучить его пластику и анатомические особенности. Переднюю и боковые поверхности можно представить в виде усечённой пирамиды, поскольку форма носа в основании шире, а у переносицы сужается. Выявив общую форму, можно переходить к более подробному анализу, прорабатывая основные объёмы и уточняя пропорции отдельных частей.

Рисунок 30 – Конструктивное построение частей лица Давида. Нос

Рисунок 31 – Этапы рисования носа

Рисунок 32 – Рисунок частей лица Давида. Нос

Ухо (рис. 33-36).

Ухо человека, несмотря на разнообразие его форм у разных людей, всегда имеет одну и ту же структуру. У каждого человека мы можем обнаружить наружный завиток (рис. 33,1), который в верхней части уходит в середину ушной раковины (рис. 33,2), а в нижней заканчивается мягкой долькой (мочкой) (рис. 33,3). Внутреннюю часть ушной раковины охватывает противозавиток (рис. 33,4), а с наружной стороны раковины-козелок (рис. 33,5).

Рисунок 33 – Части уха

При построении изображения уха все эти части ушной раковины должны быть в поле зрения рисовальщика. В старинных пособиях правилам рисования уха уделялось серьезное внимание. В таблицах наглядно показано и закономерность строения уха, и методика построения изображения (рис. 34). 


Рисунок 34 – Строение уха. Методика построения изображения

Гипсовый слепок уха Давида является хорошим пособием для рисовальщика, на нем ясно выражена структура и пластическая характеристика формы. Поэтому изучение и рисование уха следует начать с этого слепка.

Рисунок начинаем, как всегда, с выявления общей формы, затем переходим к размещению составных частей уха и уточнению характера их формы. Если форма намечена правильно, то можно переходить к тональной моделировке.

Выполняя рисунок уха, надо особое внимание обратить на освещение, на переходы тональных отношений на отдельных участках формы. Многие, как правило, не передают движения форм в глубь ушной раковины, линейный рисунок конфигурации завитка и противозавитка приобретают доминирующее значение, а тональная задача остается нерешенной. В результате рисунок получается дробным и пестрым.

Рисунок 35 – Рисунок частей лица Давида. Ухо

Рисунок 36 – Рисунок частей лица Давида. Ухо

Лабораторная работа №12: Рисунок гипсовой маски (рис. 37-38).

Цель задания: Изучить методические принципы выполнения рисунка лица человека, познать закономерности строения и методы изображения деталей головы.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок гипсовой маски на формате.

2. Выполнить конструктивное построение.

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку.

Материалы и инструменты:

Рисунок 37 – Рисунок гипсовой маски. Диана

Рисунок 38 – Гипсовая маска Дианы. Последовательность рисования

Лабораторная работа №13: Рисунок черепа в 3-х ракурсах (рис. 39)

Цель задания: Изучить закономерность строения формы головы человека, её конструктивно-анатомической структуры. Характер формы костей, их взаимосвязь.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать в 3-х ракурсах рисунок черепа на формате.

2. Выполнить конструктивное построение.

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку.

Материалы и инструменты: формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. Выполните рисунки черепа в анфас, профиль и 3/4. Начинать работу надо с большой формы. Это общая масса черепа и деление формы по крестовине. Все симметричные детали обозначаются одним движением, одним штриховым полем и лишь потом, когда сложится форма в целом, проводится детализация. Однако, детализация не должна быть слишком подробной. Штриховые поля продлевайте как можно дальше вдоль переломов формы. Это нужно для проявления пластических связей. Вы увидите, как переломы формы переходят друг в друга, одно движение перетекает в следующее, как органично большие формы дополняются малыми, которые вписываются в них с естественностью необходимости.

При работе штриховыми полями форма должна ощущаться как взаимопроникающее движение поверхностей.

Рисунок 39 – Рисунок черепа в трёх ракурсах

Лабораторная работа №14: Рисунок античной гипсовой головы (Антиной, Диадумен, Дорифор, Сократ) (рис. 40-49).

Цель задания: Знакомство с рисунком гипсовой головы и с выявлением её характерных особенностей в построении.

Учебные задачи:

1. Грамотно закомпоновать рисунок гипсовой головы на формате.

2. Выполнить конструктивный рисунок гипсовой голов с учётом её пропорций.

3. Выявить и передать в рисунке характерные особенности головы.

Материалы и инструменты: формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. Весь комплекс работы над длительным рисунком головы должен следовать методическому принципу – от общего к частному и от частного снова к общему, иначе говоря, - от общего, через детальный анализ натуры, к общему образному выражению.

Первый этап – композиционное размещение изображения на листе бумаги (рис. 40).

Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) поместить изображение на плоскости, с какой точки зрения лучше будут выражены особенности строения формы. Выбор точки зрения, с которой объект изображения смотрится наиболее выразительно, помогает художнику успешнее решить композиционную задачу.

Второй этап – передача характера формы головы, пропорций и положения головы в пространстве (рис. 41). Прежде чем приступить к выявлению характера формы головы студент должен более внимательно ознакомиться с натурой, отметить наиболее характерные особенности строения формы. Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Художник, прежде всего, замечает общий характер формы, положение головы в пространстве, а затем уже пропорциональные отношения частей и целого.

Изображение намечается очень легко, карандашом рисуют без особого нажима, форма головы рисуется очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы – общий вид натуры.

Чтобы легче было уловить общий характер формы головы, можно прищурить глаза и все детали формы пропадут, а общая масса объема останется в поле зрения. Рассматривая форму головы Антиноя, мы отмечаем, что она более широкая в височной части и сужена у подбородка. Если смотреть на лицевую часть головы, то можно заметить, что она близка форме треугольника: верхняя часть головы (волосы) шире скуловой части, а скуловая часть шире подбородка.

Наметив общий вид головы, надо бегло посмотреть на характер формы каждой ее части – лоб, состоящий из пяти основных плоскостей, глазничные впадины и выступающие из них шаровидные формы глаз, а также выступающую призматическую форму носа. На рисунке уточняем направления плоскостей, определяющие форму губ, подбородка, носа, щек.

Рисунок 40 – Первый этап