Десять способов помочь детям сформировать уверенность в себе. Как воспитать ребёнка уверенным в себе

Будет знать, что ошибиться – не страшно. Главное – поставить цель и добиваться ее реализации. Ребенку нужно объяснить, что на пути к цели может встретиться множество трудностей. Научите его не бояться этого. В преодолении трудностей опыт и целеустремленность, закаляется .

Помимо этого, важен собственный родителей. Если они неуверенны в себе, показывают сомнения по поводу решения той или иной проблемы, то им будет воспитать в своем ребенке уверенность. Постоянные сомнения в своей правоте делают ребенка неуверенным. И наоборот, видя смелых, уверенных в себе родителей, ребенок будет стремиться быть похожими на них. Со временем он также научится быть ответственным за свои поступки.

На формирование уверенности в себе оказывает влияние коллектив. Если ребенок принят в группе, его мнение принимают остальные, к нему прислушиваются, то со временем он становится уверенным в своих силах. На это также влияет участие ребенка в различных мероприятиях. Подготовка номера, выступление перед публикой дает важный опыт. Он не будет бояться негативной оценки результатов своей деятельности окружающими и научится воспринимать конструктивную критику.

От педагога также во многом зависит, насколько ребенок уверен в . Его задача – создать условия для формирования уверенности каждого ребенка . Нельзя допускать, чтобы в группе были отверженные дети. Каждый ребенок индивидуален. Учет его индивидуальных способностей дает платформу для развития уверенности.

Видео по теме

Большинство родителей очень любит своих детей. Они хотят, чтобы их дети нормально развивались, прилежно учились, посещали различные спортивные секции, меньше болели, были успешными в жизни. Поэтому мамы и папы удивляются, когда он приносит домой плохие оценки, стоит на переменах в стороне от своих сверстников, у него проблемы с общением. Учителя в школе о нём ничего хорошего и плохого не говорят, так середнячок, хорошо, что не хулиганит, да и ладно. Он начинает чувствовать себя ненужным, бестолковым. Как же помочь ребенку стать уверенным в себе?

Инструкция

Дети прежде всего должны быть уверены, что они любимы, их ценят. Например, близкие знают, что сын или дочка всегда способны помочь старушке перейти улицу.

Все говорят, что ребёнка надо почаще хвалить. Похвала - это мощный стимул воспитания ребятишек и создания у них чувства уверенности в себе.

Одни папы и мамы хвалят за талант и достигнутый результат, другие за старание, третьи за настойчивость и затраченные усилия.

Отмечено, очень боится совершить ошибку, ребёнок, которого хвалят за талант. А если его хвалят за настойчивость и приложенные усилия, он более уверен в себе. У малыша, которого хвалят за старание и настойчивость, чаще получает хороший результат, когда надо выполнить трудное задание.

Но это всего лишь один из всех методов воспитания. Любви, участия и заботы близких похвала не заменит. Только родители могут развить качества и умения своего малыша, которые позволят ему стать уверенным человеком.

Важно показать своему ребёнку, что идеальных людей не существует на свете. Малыш должен знать, что каждый имеет право на ошибку. Это родители могут показать даже на собственных примерах. В нашей жизни редко совершают ошибки только те люди, которые ничего не делают.

Научите своего ребёнка стойко переносить жизненные неудачи. Просто заставьте поверить его в свои возможности. Дайте ему понять, что вы всегда будете опорой ему, и он в любое время сможет попросить вас о помощи. При этом важно, чтобы малыш научился также принимать родительскую поддержку.

Покажите, как можно ставить и реализовывать перед собой реально выполнимые цели. Развивайте у него умение держать себя в руках.

Расскажите на примерах, как можно показывать настойчивость в достижении цели. Всё это позволить вашим детям быть уверенными в себе и успешно продвигаться в жизни.

Безусловная любовь и полное принятие ребенка являются залогом его будущей уверенности в себе. Еще важно передавать малышу адекватную самооценку своим примером и соблюдать простые рекомендации.

Инструкция

Дайте ребенку достаточно самостоятельности, она является основой уверенности в себе. Предоставьте возможность для проявления малышом своих навыков, создайте все условия, чтобы он стремился развивать их. Не нужно делать за ребенка то, что он и сам в состоянии выполнить. Не забывайте, что малыш постоянно развивается, а значит, границы его самостоятельности необходимо расширять. Если пока какая-то задача сложна для вашего сына или дочки, разбивайте ее на этапы.

Предоставьте ребенку возможность самому позаботиться о своем досуге. Если родители постоянно придумывают за него игры, всячески развлекают, они не дают ему проявить инициативу. Малыш должен уметь сам занять себя, а не ждать, что кто-то развеселит и заинтересует его. Таким образом ребенок учится самовыражению, раскрывает свои возможности и таланты. Не забывайте искренне хвалить его за достижения и делать комплименты выдающимся умениям малыша. Поверьте, они обязательно обнаружатся, если заострять на них внимание.

Перестаньте жалеть ребенка и сравнивать его с другими. Это занижает самооценку. Простого сочувствия в случае неудачи или легкого ушиба будет достаточно, и малыш будет чувствовать себя более сильным, уверенным человеком. Отсутствие оценки, тем более сравнительно с остальными детьми, также положительно скажется на воспитании уверенности. Обратите внимание, что даже похвала в адрес другого ребенка в присутствии вашего нежелательна.

Верьте в своего ребенка и говорите ему об этом. Забудьте фразу о том, что у него что-то не получится. Она разрушительна для детской уверенности. Наборот, воодушевляйте своего малыша, поддерживайте все его начинания и инициативы, конечно, кроме случаев явной опасности. Подумайте, а не преувеличиваете ли вы эту самую опасность. Тревожность родителей может передаться ребенку и негативно сказаться на его уверенности.

Это основа благосостояния ребенка и ключ к успеху, когда он станет взрослым. В любом возрасте ваши поступки зависят от чувства собственного достоинства. Родители - основной источник чувства собственного достоинства ребенка. Одна из ваших задач как воспитателей - привить своему ребенку положительный внутренний образ и помочь ему вырасти таким, чтобы он мог справиться с жизненными препятствиями и умел радоваться жизни.
Недостаток положительного внутреннего образа очень часто ведет к проблемам поведения. Большинство проблем поведения, как я мог понять во время консультаций, происходит от недостатка взаимопонимания у родителей и детей. Почему с одним человеком приятно быть рядом, а другой как будто тяготит вас? Как люди оценивают себя, как относятся к окружающим, как учатся в школе, чего достигают в работе и как ведут себя в браке - все это зависит от силы их внутреннего образа.
Здоровое чувство собственного достоинства не означает быть самовлюбленным или высокомерным; это человек, имеющий реалистическое понимание собственных сил и слабостей, наслаждающийся своими возможностями и не пасующий перед проблемами. Необходимо воспитать у ребенка уверенность в себе, потому что существует тесная связь между тем, как человек осознает себя сам и как воспринимают его окружающие.

В течение всей жизни дети подвергаются позитивному влиянию (созидателей) и отрицательному влиянию (разрушителей). Родители могут научить своих детей прислушиваться к мнению созидателей и помочь им работать среди разрушителей.

Вместе отодвинем Шалтая-Болтая.
Вы проводите ранние годы, формируя уверенность в себе вашего ребенка. Вы проводите последующие годы, защищая это. Много ранимых детей нуждаются в защите в тяжелых ситуациях. Я исследовал пятилетнего Томаса, может ли он идти в школу. Томас был чувствительным ребенком, чья мать провела годы, помогая ему формировать сильное чувство собственного достоинства. Мы занялись философской беседой о долгосрочных выгодах от воспитания по методу «прикрепления», и Томасу это, понятно, надоело. Он начал висеть на моих весах - дорогих весах, которые стояли поверх экзаменационной таблицы. Моей первой мыслью была мысль о безопасности моей таблицы. Я считал, что рискую больше, чем-Томас, поэтому я сказал довольно твердо: «Томас, не будешь ли ты так любезен, перестать висеть на весах?» Томас оторопел от неожиданности, но его мать добавила компенсирующее замечание: «...потому что ты очень силен». Она знала, как посмотреть на мир глазами ребенка.

1. Практика метода «прикрепленного» воспитания
Представьте себе ребенка, который проводит много часов в день на руках у матери; которого она кормит грудью по первому сигналу и сочувственно отзывается на его плач. Как вы представляете чувства такого ребенка?
Несомненно, этот ребенок ощущает, что его любят, его ценят. Младенец, которого воспитывают таким высокочувствительным методом, развивает способность к самооценке. Он любит то, что чувствует.

Живой отклик - ключ к формированию самооценки ребенка. Ребенок подает сигнал, например плача, чтобы его покормили или успокоили. Мать отвечает быстро и последовательно. Поскольку последовательность «сигнал - отклик» повторяется тысячи раз в течение первого года жизни, ребенок понимает, что его сигналы имеют значение - «Кто-то слушает меня - значит я заслуживаю внимания».
Конечно, вы можете не всегда ответить быстро или последовательно, в какой-то день у вас не хватит терпения или одолеет усталость. Однако младенцы выбирают преобладающий стиль воспитания и формируют свои впечатления. Поскольку ваш ребенок растет, этот стиль становится важным для его развития. Чтобы ребенок мог учиться, справляться с неудачами, этот вид общения будет обучать его приспосабливаться к изменениям.
Ребенок, находящийся в тесном контакте с родителями, воспитывается чувствительным, он контролирует окружающую обстановку и знает, что ожидать. С другой стороны, ребенок, находящийся вне контакта, чувствует себя растерянным. Если его потребности не выполняются, а его сигналы остаются без ответа, он может решить, что сигналы вообще не стоит подавать. Это приводит ребенка к выводу: «Я не заслуживаю внимания. Окружающие содержат меня из милосердия, и я не могу сделать ничего, чтобы приблизиться к ним».
Мы подчеркиваем важность своевременного отклика, потому что в течение первых двух лет мозг развивается очень активно. Это период, когда ребенок разрабатывает образцы ассоциаций, модели поведения, создает изображение сигнала и события. Например, ребенок поднимает руки, а родитель отвечает, беря его на руки. Повторение закрепляет это поведение в сознании ребенка, и в конечном счете эмоции, положительные или отрицательные, прочно связываются с ним, главным образом с положительным чувством «справедливости». Ощущение благополучия становится частью самого ребенка.
Дети, привыкшие к душевному комфорту и чувству душевного покоя, которые они приобретают от воспитания по методу «прикрепления», проводят остальную часть своей жизни так, чтобы сохранить это чувство. Они могут вспоминать это правильное чувство после временных перерывов. Эти повзрослевшие люди справляются лучше с препятствиями в жизни, потому что они активны и умеют восстанавливать чувство душевного покоя, которое глубоко проникло в их собственное сознание. Они могут много падать, но всегда встают на ноги. Эта концепция особенно справедлива для ребенка, преодолевающего препятствия, или для того, кто входит в мир, наделенный талантом от природы. Дети, у которых не сформировалось в раннем детстве чувство благосостояния, борются за то, чтобы обрести его. Но они не знают точно, что ищут, потому что это чувство им незнакомо. В этом объяснение, почему некоторые дети, воспитанные по методу «прикрепления» в раннем возрасте, хорошо развиваются, несмотря на семейные проблемы.
Игра в догонялки. «А если у меня нет практики воспитания по методу «прикрепления»?» - можете спросить вы. Не создавайте дополнительных трудностей. Дети способны быстро восстанавливаться, поэтому никогда не поздно создавать внутренний мир ребенка. Этот вид воспитания соединяет составные части чувства собственного достоинства и может восстанавливать.их. Тем не менее чем раньше это соединение начинается, тем успешнее оно протекает и более сильный результат получается (см. «Восстановление контакта»).

2. Улучшить свою собственную уверенность в себе
Воспитание - это терапия. Заботясь о своем ребенке, вы часто излечиваете себя. В нашей практике был случай, когда мать, имеющая трудного ребенка, однажды сказала: «Мой малыш обнаруживает во мне лучшее и худшее». Если в вашем прошлом есть проблемы, которые затрагивают процесс воспитания, обратитесь за помощью к психологу, чтобы противостоять им.

Чувство собственного достоинства ребенка приобретается, а не наследуется. Некоторые особенности воспитания и черты характера (например, смелость и трусость) приобретаются в каждом поколении. Наличие ребенка дает вам шанс стать родителем. Если вы сами имеете небогатый внутренний мир и чувствуете, что в этом частично виновато ваше воспитание (обычно так и бывает), необходимо предпринять шаги, чтобы преодолеть это и нарушить сложившийся образ.
Пробуйте такое упражнение (врачи называют его «передача лучшего, отказ от остального»): сначала перечислите определенные факторы, которым следовали родители, формируя ваш внутренний мир. Потом выделите то, что в процессе воспитания ослабляло ваш характер. Теперь подражайте положительным тенденциям и избегайте повторять отрицательные. Если вам трудно справиться с этим упражнением самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту. И вы, и ваш ребенок извлечете выгоду.
Не будьте слишком строги к своим родителям. Они, вероятно, делали лучшее, что могли в тех обстоятельствах и в то время. Я помню, как однажды бабушка сказала своей дочери: «Я была тебе хорошей матерью. Я точно следовала указаниям, которые мне дал доктор». Повзрослевшая дочь чувствовала, что некоторые из ее существующих проблем, происходят от тех установок, которые она получила, будучи ребенком. Я высказал свое мнение, что мать не виновата, потому что преобладающая практика в каждый период времени следует специальным рекомендациям по воспитанию детей. Однако мать девяностых годов проще становится специалистом по воспитанию собственного ребенка.

«Полируйте свое зеркало». Никто не может сохранять счастливое выражение лица все двадцать четыре часа в сутки, но на любое изменение чутко реагирует ребенок. Он смотрит на вас как в зеркало, где отражаются его собственные чувства. Если волнуетесь, ваше лицо не может излучать радость. В ранний период развития формирование ребенка глубоко связано с личностью матери, на этой основе создается взаимопонимание. Какой образ вы показываете своему малышу? Увидели бы за ложным фасадом обеспокоенного человека? Метью, преисполненный благодарности к матери, записал: «Я люблю находиться с мамой больше всего, когда она счастлива». Дети транслируют ваше несчастье, подразумевая что вы несчастливы с ними. Даже младенцы знают, что их поддерживает хорошее настроение родителей. Становясь старше^ они могут даже прийти к чувству ответственности за счастье своих родителей.
Если вы испытываете депрессию или страх, ищите помощь, чтобы справиться с ними до того, как они повлияют на вашего ребенка.
Замечание Марты: «Вскоре после рождения нашего восьмого ребенка я была перегружена двумя младенцами в пеленках и воспитанием четырех старших детей. Мое напряжение отражалось на моем лице, я была откровенно удрученным человеком. К счастью, я поняла, что такой меня видят дети. Я не хотела, чтобы они росли, считая, что материнская забота не приносит никакого удовольствия или она делает меня несчастной. Я искала помощь, управляла собственными чувствами и «полировала свое зеркало» так, чтобы дети могли видеть себя наилучшим образом в нем».

Дразнить или не дразнить
Довольно часто я называл нашу самую старшую дочь «Наша опора в жизни». Я думал, что, дразня ее, я был симпатичен. Хейден считала иначе. Я воспринимал это как легкий домашний юмор; Хейден относилась к нему как к оскорбительному выпаду. Хейден сильно переживала. И наконец она вынуждена была сказать мне: «Папа, ты повторял это много раз, и каждый раз я говорила, что мне это не нравится. Пожалуйста, остановись». Если вы решили пошутить с окружающими, будьте внимательны к тому, на кого направлена шутка. Подумайте, что шутка может нервировать и расстраивать ребенка. Не делайте предметом шутки то, что ребенку неприятно. Это грубо и пагубно.
В то время как вы не можете постоянно находиться с ребенком и защищать его от всех нападок, вы должны сделать свой дом безопасной зоной. Не позволяйте ровесникам дразнить друг друга. Старшие братья могут быть безжалостны к самому младшему. Действуйте как буфер против взрослых и соседских детей, которые приходят в ваш дом и, дразня словами или тоном голоса, обижают нежные чувства ваших детей. Поставьте вопрос так, чтобы дразнящий сосед не появлялся в вашем доме.

3. Быть откровенным позитивным отражением
Чувство собственного достоинства складывается у большинства детей не только из того, что они думают о себе, но и из того, что думают о них окружающие. Это особенно справедливо для детей дошкольного возраста, которые изучают себя по реакции своих родителей. Какие образы вы доносите своему ребенку, позитивные или негативные? Подаете ли вы ему мысль, что рады быть с ним? Имеют ли для вас значение его взгляды и желания? Нравится ли вам его поведение?

Когда вы даете ребенку позитивное отражение, он понимает, что поступил хорошо. Он также охотно воспримет ваше замечание, если его поведение будет неправильным. Это становится инструментом воспитания. «Все, что мне нужно сделать, - это посмотреть на него определенным образом, и он прекращает вести себя неправильно», - сказала одна мать у меня на приеме. Она обогатила самосознание ребенка положительными чувствами, и мальчик пользовался этим, принимая ее сигналы. Когда мать всем своим видом показывает, что она недовольна, ребенку не нравится чувство, которое при этом возникает. Он быстро изменяет свое поведение, чтобы восстановить добрые чувства.
Вы не можете быть постоянно веселы, потому что вы - живой человек. Ребенок должен знать, что у родителей тоже бывают тяжелые дни. Дети могут разглядеть истину за поддельной жизнерадостностью. Ваша чувствительность по отношению к ребенку увеличивает его чувствительность по отношению к вам. И когда-нибудь он сможет поднять вашу уверенность в себе.

4. Играйте со своим ребенком
Вы много узнаете о ребенке и о себе во время игры. Время игры дает ребенку сообщение: «Ты достоин, чтобы с тобой проводили время. Ты - значительная персона». В процессе игры дети обучаются. Вместо того чтобы тратить игровое время для хозяйственных работ, используйте его только для общения с малышом.

Позвольте ребенку начать игру. Важный обучающий принцип, который должны помнить родители, состоит в том, что действие, начатое ребенком, способно дольше удерживать его внимание. Обучение пройдет легче, если ребенок сам выберет, что делать. Игра, начатая ребенком, увеличивает его чувство собственного достоинства: «Отцу нравится то, что я делаю!» Конечно, вы можете думать: «О, нет, не буду больше играть в кубики» или «Мы читали эту сказку двадцать раз!» Кот в сапогах надоест вам намного раньше, чем ребенку. Если вы хотите внести что-то новое в старую игру, добавьте изменения, пофантазируйте. Прекратите разговоры о книге, например, так: «Что ты будешь делать, если сейчас в нашу дверь войдет Кот в сапогах?» Или найдите новый способ использования старой игрушки: «Давай превратим эту башню из кубиков в гараж для машины».

Воспитывайте ребенка чувствительным и восприимчивым. Во время игры сосредоточьте внимание на ребенке. Если вы с ребенком, а думаете о работе, то ребенок почувствует это, и ни один из вас не извлечет пользы из времени, проведенного вместе. Ребенок потеряет смысл общения с вами. Для него это будет сигнал, что он вам не важен. Вы теряете возможность обучать ребенка и наслаждаться общением с ним. Я помню, какое удовольствие шестимесячный Метью и я получали от «игры в кружок». Я сажал Метью перед собой с несколькими любимыми игрушками (его и моими) и делал круг из своих ног вокруг него. Это пространство сдерживало его, потому что он только начинал сидеть, и обеспечивало поддержку, если бы он стал падать на бок. Метью был под моим полным вниманием. Он чувствовал особенно, я - также. Звуки, которые издавал ребенок, были очень забавны.

Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с маленьким ребенком, а ему станет интересно заниматься с вами, когда он подрастет. По мере роста ребенка вы можете вовлекать его в свои занятия и работу, это будет лучшей наградой для него.

Ответственность в воспитании чувства собственного достоинства ребенка
Никакая книга по воспитанию не стоила бы ничего, если бы в ней не было раздела, посвященного чувству собственного достоинства ребенка. Все же у нас есть опасения, что не все родители правильно истолкуют значение этой концепции и решат, что это еще одна проблема, которую они должны решить наряду с регулярным питанием и теплым зимним пальто. Дети защищаются от всего, что может ущемить их чувство собственного достоинства, даже тогда, когда это становится смешным («О, Билли, ты неправильно поешь. Смени тональность»). Они измеряют чувство собственного достоинства ежедневно, как кто-то измеряет температуру («Сегодня у Джулии низкое чувство собственного достоинства. Старший брат обыграл ее в шашки вчера вечером»).
Чувство собственного достоинства необходимо каждому ребенку. Как садовод выращивает дерево, вы должны взрастить это чувство, для чего необходимо создать вашему ребенку обстановку, которая позволила бы ему стать сильным и стойким. Вы не сможете развить у ребенка чувство собственного достоинства, только восхваляя его. Многое в воспитательном процессе просто и интересно. Держите больше ребенка на руках, отвечайте на его потребности, наслаждайтесь им. Чувство собственного достоинства будет развиваться естественно.

5. Называйте своего ребенка по имени
Что содержится в имени? Это персона, это личность - большая или маленькая. Я до сих пор помню своего дедушку, который показал мне, как использовать и запоминать имена людей.
Этот урок показал свою пользу. Однажды, когда я был начинающим студентом-медиком, меня назначили для выполнения летней практики, несмотря на возможность нанять опытных специалистов. После того как я выполнил задание, я спросил, почему наняли меня, хотя я был менее квалифицирован, чем мои конкуренты. «Потому, что вы помнили и называли всех своих клиентов по именам», - ответили мне. Обращайтесь к своему ребенку по имени, особенно во время зрительного и осязательного контакта, исключая «особые» обращения. Использование имени другого человека открывает двери, ломает барьеры и даже облегчает корректировку воспитания.
Дети изучают связь между своим именем и сообщением, которое вы даете им, а также между именем и поведением, которое вы требуете. Родители часто используют уменьшительное имя или только первое имя в случайных диалогах: «Джимми, мне нравится то, что ты делаешь». Они усиливают сообщение, используя полное имя, чтобы сделать впечатление от него глубже: «Деймс Мичел Сиирз, прекрати!» Один ребенок, о котором мы слышали, считает свое полное имя «безумным именем», потому что он слышит его, когда родители на него сердятся.
Мы заметили, что уверенные в себе дети чаще обращаются к ровесникам и ко взрослым по имени или по званию. Их чувство собственного достоинства позволяет им быть более открытыми при общении с окружающими. Когда я писал этот раздел, моя двухлетняя дочь Лаура подбежала к моему столу, прощебетав: «Привет, папа!» Добавление «папа» впечатлило меня больше, чем безличное «привет!». Ребенку школьного возраста, который способен обратиться к взрослым по имени, проще получить помощь при необходимости.

6. Практика принципа переноса
Способствуйте развитию таланта своего ребенка. Он может преуспеть в чем-то, например, двухлетний* прекрасно устраивает пикники для кукол, а десятилетний любит балет. В течение последних лет мы заметили явление, которое назвали «принцип переноса». Это означает, что наслаждение собственной деятельностью стимулирует развитие внутреннего сознания ребенка и охватывает разные виды деятельности. Один из наших сыновей был спортсменом от природы, но тренеры не заинтересовались этим. Пользуясь принципом переноса, мы поощряли его увлечение спортом и одновременно поддерживали его при работе с тренерами.
Его успеваемость в школе улучшилась, соответственно росла уверенность в себе. Раскройте таланты своего ребенка, и помогите ему развить их. Тогда вы сможете наблюдать расцвет гармоничного человека.

7. Направляйте своего ребенка, чтобы он преуспевал
Помогите своему ребенку развивать таланты и приобретать навыки, что является частью воспитания. Если вы обнаруживаете в своем ребенке отрицательные наклонности, которых у него не должно быть, не поощряйте их развитие. Будьте внимательны, не перегружаете ли вы его сверх меры занятиями. Соблюдайте равновесие между помощью и защитой. Оба процесса необходимы. Если вы не поощряете попыток своего ребенка к самостоятельности, его навыки не будут развиваться, и в.ы потеряете ценного созидателя. Если вы не защищаете своего ребенка от нереалистичных ожиданий, его чувство самореализации окажется под угрозой.

Избегайте сравнительной оценки
Дети измеряют их собственное значение тем, что они чувствуют и как оценивают их другие. Ваш ребенок может сделать бросок только на 400 очков в подающей команде, но он будет себя чувствовать неуютно, если его товарищи по команде могут метнуть на 500. Убедитесь, что ребенок понимает: вы оцениваете его по тому, кто он есть, а не по тому, как у него получается. Делайте это, давая ребенку множество зрительных контактов, касаний и сосредотачивая его внимание. Другими словами, ведите себя независимо от результата игры или испытания.
Не ожидайте, что ребенок превзойдет других на спортивных состязаниях, в музыке или в науке только потому, что вы желаете этого. Он может превзойти только одного себя. Он должен знать, что ваша любовь к нему не зависит от того, как вы оцениваете качество его работы. Это серьезное испытание для родителей, которое необходимо мудро преодолевать.

Стена достижений
В нашей семье Сире существует галерея достижений. Стены дома отображают свидетельства стремлений и достижений наших детей; каждый ребенок чем-то хорош. Раскройте, поощрите и отобразите это в своей семье. Если в вашем доме нет такой стены, ребенок не может продемонстрировать свои успехи. Когда дети становятся старше и смотрят по сторонам, они видят свои достижения прошлых лет. Это дает им подъем, особенно в периоды, когда их чувство собственного достоинства неустойчиво.

8. Научите ребенка дома, как вести себя на улице
В процессе воспитания вы можете решить, что ребенок должен общаться с детьми различного уровня, чтобы сделать самостоятельный выбор для себя. Это может красиво звучать или по крайней мере политически корректно, но только эта простота не работает. Это похоже на выход судна в море без руля или капитана. Вероятность достижения порта назначения таким судном будет ничтожно мала. Дети слишком ценны, чтобы доверять их случаю.
Защитите своего ребенка от чужого вторжения в его внутренний мир. Воспитывая ребенка по методу «прикрепления» в течение первых трех лет и сохраняя тесную связь в последующие годы, вы даете ему твердую основу понимания своего значения в доме, в семье и в отношениях с окружающими. Ребенок развивается, следуя и взаимодействуя с разумом, опытом и знаниями своих родителей, поэтому его можно выпустить в городские «джунгли» без риска быть «съеденным заживо». Получив крепкую основу, чувствуя защиту и поддержку родных,-ребенок сможет выбрать собственную дорогу и твердо стоять на ней. Даже если он немного поэкспериментирует, как это делают все дети, он вновь выйдет на свой путь.
Приглядывайтесь к друзьям своего ребенка, особенно в возрасте до десяти лет. Моральные ценности ребенка и его жизненная концепция, зависят от людей, имеющих значение для него в жизни: родственников, тренеров, учителей и друзей. Родители должны знать тех, кто влияет на характер ребенка, и способствовать общению с теми, кто действует на него позитивно. Следите за отношениями вашего ребенка с друзьями. Сначала дайте ему выбрать себе друзей, а затем наблюдайте за их отношениями. Проверяйте его чувства. Настроен ли он миролюбиво или раздражен? Совместим ли он с новым другом? Соединение пассивной и сильной личности хорошо, если сильный друг тянет вашего ребенка за собой вверх, а не вниз. Дети, воспитанные по методу «прикрепления», чаще других оценивают своих партнеров на совместимость. Родителям следует быть внимательными к выбору ребенка и постоянно контролировать круг его общения.
Корни детского самосознания берут начало в доме, в семье и в окружении воспитывающих его людей. После шести лет влияние сверстников сильно возрастает. Чем глубже заложены дома корни детской самооценки, тем лучше дети готовы взаимодействовать со сверстниками. Они знают, как вести себя с ровесниками, с которыми им нравится играть, и с теми, которые создают им проблемы. Когда дети, воспитанные по методу «прикрепления», растут, они лучше подготовлены к взаимодействию с окружающими (домашние, соседи, дедушки и бабушки, дошкольники), используя различные правила. Для здорового социального развития ребенку сначала необходимо научиться быть в ладу с самим собой, а затем уже с окружающими.
Придерживайтесь домашних устоев. В нормальных условиях ребенок развивается от известного к неизвестному. Он ставит новые эксперименты в основном тем же путем, как учится быть самостоятельным. Для ребенка совершенно нормально периодически возвращаться в удобную обстановку дома или семьи, а затем снова бросаться в «джунгли» неизвестного. Для любого ребенка очень важно иметь сильную базу, основу, которая формируется системой воспитания по методу «прикрепления». Родители часто интересуются, какая степень привязанности к ним считается нормальной. Рассмотрите проблему через год. Если вы видите, что ребенок не становится социально активнее, это может быть тревожный сигнал. Но если вы видите поступательное движение, то это значит, что ваш ребенок просто социально развивается. Исходя из особенностей его характера, он формирует небольшой круг значительных и глубоких взаимоотношений, вместо того чтобы создавать бесчисленное количество поверхностных знакомств.

Принимайте дома друзей ребенка
Пригласите друзей вашего ребенка в дом. Возможно, это нарушит чистоту, но не беспокойтесь. Сбор друзей поможет вам увидеть ребенка в новом аспекте: определить степень адаптации в социальном плане, выявить поведение, которое требует улучшения или коррекции. У вас будет возможность незамедлительного воспитательного вмешательства для того, чтобы дать персональный урок своему ребенку или провести беседу, если весь коллектив нуждается в коррекции.

9. Контролируйте влияние школы на своего ребенка
Некоторые школы могут быть опасны для эмоционального здоровья ребенка. Выбор школы (если таковой имеется) должен тщательно рассматриваться. Ребенок встречается с ровесниками, имеющими разный уровень воспитания и уровень «прикрепления», поэтому его ожидания могут не оправдаться в школе. Если ребенок надежно связан с родителями и имеет сильный внутренний стержень, то новые формы общения, с которыми он столкнется в социальной группе, не повлияют на него кардинально.
В возрасте около шести лет, когда ребенок начинает активно усваивать элементарные знания общения, окружающие взрослые начинают влиять на его жизнь. Их мнения бывает достаточно, чтобы повлиять на формирование и оценку модели поведения. Социальная среда ребенка предлагает широкую возможность выбора значительной личности. Теперь родители должны быть бдительны, чтобы понять, чье поведение моделирует ребенок. Это сильно снижает значение родителей, как воспитателей. Здесь возможны две крайности. С одной стороны, существуют родители, которые допускают, чтобы их ребенок опробовал различные системы поведения по мере роста, поэтому он более открыт. С другой стороны, существуют родители, которые хотят защитить своего ребенка от всякого влияния и идеалов, отличных от своих собственных убеждений, при этом ребенок растет в замкнутой атмосфере.
Обычно правильный выбор находится между этими двумя крайностями. Родители, которые слишком опекают, могут в конечном итоге воспитать очень уязвимого ребенка, не умеющего самостоятельно думать и подверженного влиянию чужих соблазнов и суждений. Где-то посередине находятся родители, которые закладывают в своем ребенке твердую систему критериев и укрепляют ее, поскольку она может столкнуться с другой системой. Ребенок, который с детства имеет собственную устойчивую систему критериев, способен лучше оценить чужую, полученную от ровесников и учителей. Суть вопроса состоит в том, что у ребенка формируется система взглядов, которая позволяет ему действовать. Он не лист, плывущий вниз по реке, по пути наименьшего сопротивления, и в конечном счете попадающий в большое море неопределенности. Многие люди спотыкаются иногда в течение всей оставшейся жизни, не имея основ, которые должны быть сформированы в младенчестве и раннем детстве.

Родители, не входите в самодовольное заблуждение, применяя термин «скрытые» к детям среднего возраста. Это не время, чтобы бездействовать и стать небрежным в вопросах воспитания. Это возраст, когда у ребенка формируется совесть и он изучает ваши жизненные ценности. Формирование их собственных стандартов происходит постепенно, через взаимодействие с ровесниками, другими семьями и учителями, а также через отношения с соседями и дружбу. Они обнаруживают большой мир с разнообразием стилей поведения. Запоздалая попытка привить ваши критерии подростку, основная задача которого на этой стадии состоит в том, чтобы выработать собственные ценности, может оказаться неудачной. Лучший способ привить свои критерии подростку - это «разговор по душам» о жизненной позиции.

Утрата ярлыков
«Я - астматик», - гордо сказал мне семилетний Грэг, когда я спросил его, зачем он пришел ко мне. Действительно, Грэг страдал астмой, но эту проблему оказалось легче преодолеть, чем эмоциональное воздействие этого ярлыка. Несколько доз расширителя бронхов, и его одышка проходила, а ярлык оставался. Я сказал в частной беседе матери Грэга, что у ребенка есть две проблемы: проблема непосредственно болезни и проблема реакции семьи на болезнь.
Каждый ребенок ищет в себе что-то особенное и использует его как торговую марку, привлекающую большое внимание. Слово «астматик» стало ярлыком Грэга, и он часто использовал его. Целый день все вращалось вокруг его болезни, семья сосредоточилась именно на этой стороне личности Грэга, а не на нем самом. Вместо сострадания, братья и сестры стали уставать от планирования своей жизни в связи с астмой Грэга. Они не могли путешествовать, потому что это утомляло брата. Эта болезнь стала болезнью семьи, и все, кроме Грэга, вынуждены были играть роли, которые им не нравились.
Снять ярлык с Грэга было несложно. С астмой Грэга я бы мог справиться. И вместе с семьей мы сделали, чтобы слово «астматик» стало не главным в характеристике Грэга.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Уверенность в себе - важнейшее качество человека. Его отсутствие тормозит личностный рост, снижает качество жизни и в перспективе может спровоцировать депрессию, неврозы и тяжелые психосоматические заболевания.

Отсутствие уверенности в себе - это приобретенный психологический комплекс, который может стать источником многих проблем в жизни. Важно уметь его преодолеть, чтобы выстроить нормальные, гармоничные отношения с миром и самим собой.

Многие понимают, как сложно и решительность. За комплексом обычно стоит большое количество негативного опыта в прошлом. Кроме того, устоявшиеся модели поведения не так легко переломать: человек просто привыкает к этому состоянию и отказывается с ним бороться.

Психологи выделяют несколько компонентов, из которых складывается уверенность в себе:

  • доминирование оптимистических установок над пессимистическими;
  • позитивный опыт в прошлом;
  • наличие определенных навыков и опыта для какой-то полезной деятельности;
  • умение анализировать ту или иную проблему, и на основе этого находить наиболее позитивное для себя решение;
  • высокая оценка со стороны других людей.

Она проявляется и физически: во внешности, поведении, манере говорить и общаться. Например, уверенный человек обладает хорошей осанкой, не сутулится, говорит спокойно и без лишней жестикуляции.

Для того чтобы достичь этого, потребуется усиленная работа, направленная как «внутрь», так и вовне. Психологи обычно выделяют несколько этапов, через которые необходимо пройти.

Любовь к себе и принятие себя

Общее правило - «полюби себя сам». Необходимо избавиться от мысли о своей априорной ущербности, физической, психологической, эмоциональной. Нужно научиться смотреть на себя, как на ценную личность, перестать ориентироваться на чужое мнение, принять свою внешность, особенно там, где ее нельзя изменить.

Это не значит, что нужно полностью избавить себя от самокритики. Это и не получится. Нужно лишь научиться здраво смотреть на собственные возможности и уважать личные потребности.

Важно! Самое главное - не попасть в ситуацию самокритики за нелюбовь к себе. Это только усугубит проблему и превратит ее в замкнутый круг.

Наладить отношения с близкими людьми

Мало кто может жить и действовать без одобрения и поддержки извне. Самое важное - это искать их в правильном месте. Забота, любовь, поддержка, принятие и даже просто возможность выговориться - все это могут дать близкие родственники и лучшие друзья.

Кроме того, когда человек дает все это ближнему - он становится ценен не только для окружающих, но и, в первую очередь, для самого себя. Оказывать поддержку можно и совершенно чужим людям - попробовать заняться волонтерством и благотворительностью.

Внимание! Самое главное - не только брать, но и давать. Не превращать близких людей в «жилетку», но тоже стать источником любви, заботы и поддержки.

Нужно найти занятие, которое было бы интересно, приносило бы пользу себе и окружающим.

Занятие, хобби, работа, в первую очередь, должны приносить удовольствие. Не следует слишком долго думать над этим вопросом, потому что все упирается только в собственные предпочтения. Нужно только вспомнить что-то, что когда-то нравилось, интересовало. Конечно, понять, что тебе нравится, тоже не всегда просто. Для этого нужно уметь слышать себя и собственные потребности.

Любое, даже самое маленькое занятие, в которое человек готов вкладывать усилия и интерес, крайне важно для уверенности в себе. В конце концов, это занятие может стать чем-то, чему можно будет посвятить жизнь.


Приобрести новые знания и навыки

При этом не следует избегать каких-то интересов, которые требуют навыков. Например, нравится рисовать, но не особо получается - можно поставить себе цель научиться. Поставить цель и последовательно идти к ней.

Новые знания, практические навыки и умение их применять, как правило, хорошо помогают воспитать уверенность в себе. Когда человек учится чему-то новому, он узнает себя с другой стороны. Кроме того, видеть результаты своего труда и пользу, которую он приносит, - это просто приятно.

Можно стать первоклассным специалистом в своей области, авторитетом в своей теме, профессионалом в своем занятии - это повысит ценность личности, как в глазах окружающих, так и в своих собственных. Главное знать, что учиться и узнавать новое никогда не поздно. И что результат далеко не всегда виден сразу. Могут понадобиться годы упорного труда.

Начать контролировать свою жизнь

Важно уметь контролировать себя и правильно расставлять приоритеты. Научиться не потакать своим вредным привычкам или лени - это не просто полезно, это дает человеку ощущение того, что он контролирует ситуацию и обстоятельства, освободит множество денежных и временных ресурсов, которые можно будет инвестировать в то, что действительно важно.

Главное - это не впасть в новый замкнутый круг самокритики. Бесполезно ненавидеть себя за какие-то частные «проступки». Нужно становиться лучше, а это невозможно без самоуважения и здоровой любви к себе. Нельзя и впадать в гиперконтроль всего и вся.

Есть несколько основных причин неуверенности в себе:

  1. Установки, осознанно или неосознанно заложенные родителями или другими значимыми взрослыми в ребенка. Он копирует поведение значимых для него взрослых и впитывает любые их реакции, установки и суждения. Негативная реакция или вообще ее отсутствие на ребенка со стороны родителей - одна из основных причин формирования комплекса.
  2. Окружающая среда. С возрастом на ребенка начинают влиять не только родители, но и сверстники, другие взрослые, окружающий мир в целом. Точно такая же ситуация: если реакция на действия и слова ребенка сугубо негативная или вообще никакая - развивается неуверенность.
  3. Невнимание к своим потребностям, неумение слушать себя и свой внутренний мир. Человек неизбежно прислушивается к требованиям общества и старается соответствовать определенному набору социальных ролей. Но если жить только этим, чувство неуверенности в себе возникнет неизбежно.
  4. Отсутствие цели в жизни и интересов.

Воспитать уверенность в себе можно только тогда, когда четко осознал и понял причины неуверенности. Все эти факторы могут как накладываться друг на друга, так и быть причиной совершенно отдельно.


Как видно, неуверенность в себе чаще всего формируется в детском и подростковом возрасте. Родителям важно знать, как . Своевременные действия помогут ребенку избежать многих проблем в дальнейшей жизни.

Это процесс сложный, и от родителей требуется, в первую очередь, гибкость.

  • Научитесь находить компромиссы. Помните, что психика ребенка устроена иначе, чем у взрослого. Ее очень легко ранить. Важно уметь доносить свою позицию в правильном месте, подальше от посторонних глаз, в правильный момент и правильными средствами.
  • Уважайте личные границы ребенка. Это поможет ему сформировать представление о себе, как о личности.
  • Доверяйте ребенку важные дела и обязанности. Так он сможет ощутить свою самостоятельность, научиться полагаться на собственные силы. Как утверждают психологи, это особенно важно, чтобы воспитать уверенность в себе в мальчике.
  • Соблюдайте баланс в общении. Похвала и одобрение должны быть обоснованными, критика – мягкой. Она должна не унижать или устрашать, а помогать и учить.
  • Крайне важны забота, поддержка и тепло. Ребенок должен чувствовать себя любимым и важным.
  • Существует ряд и тренингов. Например, можно обыгрывать какие-то ситуации из жизни, чтобы ребенок учился самостоятельно решать проблемы.

Упражнения и тренинги - эффективный способ воспитать уверенность в себе и для детей, и для взрослых.


Примеры упражнений для взрослых

Существует , которые помогают закрепить уверенность в себе у взрослых. Они просты:

  1. Можно составить список своих недостатков и подумать, какие положительные черты можно им противопоставить.
  2. Проигрывание определенных ситуаций. Нужно представить ситуацию, в которой вы испытываете наибольшую неуверенность, и представить свои действия, мысли и слова, если бы ее не было.
  3. Упражнение с близким родственником или другом. Сформулируйте список положительных качеств человека и озвучьте ему их. Далее все то же самое делает он.
  4. Полезно вести дневник хороших событий. Нужно записывать все, что хорошего происходило за, например, неделю.

Примеры упражнений для детей

Упражнения для детей чаще имеют форму игры. Как утверждают специалисты, это действенный способ воспитать уверенность в себе в сыне или дочери.

  • Аналог дневника хороших событий для детей - копилка. Подойдет обычная картонная коробка, оформленная так, как нравится ребенку. Каждый день она пополняется листиками с успехами ребенка в диапазоне от хорошей оценки в школе, до первого места в олимпиаде или соревновании.
  • «Солнышко». Игра хорошо подходит для многолюдных праздников. Гости образуют круг, в центре которого находится ребенок. Лучи «солнышка» - это любые цветные предметы, которые гости по очереди отдают ребенку, отмечая его хорошие качества. Ребенок должен не забывать говорить «спасибо». Эта игра направлена, в том числе, и на то, чтобы научить принимать похвалу.
  • Игра с мячом «Закончи предложение». Взрослый кидает мяч и начинает предложение («Я хочу…», «Я могу…», «Я научился…» и т. д.), ребенок ловит и кидает обратно только тогда, когда закончит предложение. Игра направлена на закрепление позитивных установок.

В заключение

Воспитать уверенность в себе - сложно, особенно если неуверенность сформировалась еще в детстве. Молодым родителям необходимо следить не только за ребенком, но и за своим собственным поведением. Те слова или действия, которые взрослым кажутся безобидными, могут плачевно повлиять на детскую психику.

Воспитание уверенности в себе в зрелом возрасте - это тяжелый труд.