Рисуем фигуру человека карандашом. Как нарисовать человека карандашом поэтапно

На этом уроке мы научим вас, как рисовать поэтапно карандашом фигуры человека: мужчины и женщины. Многие задаются желанием уметь правильно и пропорционально рисовать человеческие фигуры. Но без определенных навыков и умений это с первого раза не так-то просто сделать. У нас уже есть уроки по рисованию разных частей человеческого тела. А здесь мы будем рисовать уже все тело человека от головы до ног.

Этап 1. Лист бумаги разделим посередине прямой линией на две одинаковых части. В левой части сделаем так разметку по краям (расстояния Х), чтобы в итоге у нас получилось по три одинаковых прямоугольника на половине листа. Здесь у нас будет нарисован мужчина. От самой верхней черты отмерим еще половину расстояния Х и построим прямоугольник в два раза меньший, чем первые три. Ближе к срединной линии проведем еще одну вертикаль. Теперь приступим к правой половине листа, где будет находиться фигура женщины. Строим точно также все линии, но смещаем их немного вниз, так как рост женщины меньше роста мужчины. Вертикальную прямую чертим также ближе к срединной прямой.


Этап 2. Теперь смотрите. Вверху там, где мы построили прямоугольники со стороной Х/2, начнем рисовать контуры головы. И там, и там это лица, обрамленные волосами. Лицо мужчины рисуется так, что прямая является осью симметрии. А женское рисуется так, что голова оказывается чуть повернута в сторону. Также здесь делаем линии шеи и плеч.



Этап 4. Тут в границах самых верхних прямоугольников рисуем торсы наших людей. Это часть туловища от плеч до пояса без рук и ног. Грудная клетка мужчины намного шире, она почти квадратная. Рисуем линии груди, мышц. У женской фигуры, конечно, грудная клетка намного изящнее и стройнее. Здесь показываем ее грудь в майке, ярко выраженную талию, расширяющуюся в бедра и обозначим пупок.


Этап 5. Нарисуем левые руки.Длина рук занимает весь самый верхний прямоугольник и прихватывает полдлины следующего. Рука состоит из плеча, предплечья и кисти. У мужчины она толще и мускулистее, чем у женщины.


Обычно за единицу измерения человеческого тела принимается "длина головы". Рост человека в среднем приблизительно равен 7,5 длины головы.

Однако такие факторы, как раса, пол, возраст и индивидуальные различия в физиологии не позволяют принять какие-либо жесткие правила в отношении пропорций.

Большинство художников предпочитают изображать фигуру человека c соотношением длины головы к общему росту 1: 8.

Иногда встречаются женщины c такими пропорциями, что это соотношение составляет 1: 6. Идеальным для женщины в наше время считается соотношение 1: 8 или даже 1: 9.

Сверху нарисована фигура c соотношением 1: 7, 5. Левее изображена фигура c такими же головой и телом, но рука и нога отличаются, образуя фигуру ростом c соотношением 1: 8.

Многие художники предпочитают рисовать более длинные ноги. Иногда бывают фигуры c длиной ноги как в фигуре АС, a руки как в фигуре BD.

Конечно, не стоит рисовать ряд голов, как показано на рисунке сверху. Здесь они нарисованы для большей наглядности и для того чтобы изучить размеры различных частей тела относительно остальных. Сначала опре-делите, какого роста фигуру вы собираетесь изображать, затем начинайте рисовать сверху вниз. После нескольких упражнении вы научитесь чувствовать пропорции.

Начинаем рисовать человеческую фигуру.

Чтобы найти правильное решение, нужно его выбирать из нескольких. На этой странице и далее мы поможем вам понять, каким образом "построено" человеческое тело. Здесь и далее используются только непрофессиональная терминология.

Перед тем как рисовать фигуру человека, художник должен изучить ее внутреннюю структуру. Вы можете уяснить для себя несколько полезных вещей, запомнив сочетание "TUM" .

"T" — это плечевые кости и позвоночник. При виде спереди эти кости пересекаются (но не соприкасаются; позвоночник находится за плeчевым поясом на расстоянии нескольких сантиметров) в месте, отмеченном на рисунке Х. для художника это очень важное место в скелете человека. Можно сделать очень много различных отметок, ориентируясь на это место.

Перевернутая "U" представляет собой область грудной клетки. Горизонтальная линия "Т" отсекает небольшую часть дуги сверху. "М" представляет собой область бедер. Центральная часть (часть "V" в "М") пред-ставляет собой область под тазовыми костями. Обратите внимание, что низ "V" необычно плоский. Средняя часть "V" представляет область живота. Крайние линии "М" — это внешние части бедер.

Примечания к цифрам 1 — 4 на рисунке:

1. Внутри округлости плеча есть небольшое углубление. Оно присутствует y всех. Это углубление расположено над и внутри подмышки.

2. Если видны ребра, то именно здесь. B этом месте очень мало плоти.

З. Здесь почти всегда выступает бедренная кость. Это еще одна важная особен-ность человеческого строения.

4. Здесь находится выпуклость кости верхней части бедра. Это еще одно место, которое очень важно для изображения человеческой фигуры.

Женское и мужское тела в сравнении.

Женская фигура заметно уже в плечах, чем в бедрах. Для мужской фигуры характерно обратное. женские "T" и перевернутое "U" меньше, чем мужские, a V-обрaзная часть "М" такая же по высоте, но шире, чем мужская.

Линия плечевого пояса может качаться в точке x, как детские качели. Здесь наблюдается подвижность. Отделы "U" и "М" не могут изменять свою форму, но между ними, в основании "Т" (в нижней части позвоночника), тело подвижно.

Обратите внимание, что в женской фигуре внешние части "М" (пунктирные линии) расходятся книзу, тогда как в мужской фигуре они параллельны.

Поэтапные уроки рисование – это возможность научиться рисовать с нуля, со временем улучшая свои навыки и возможности. Любой опытный художник начинал с примитивных рисунков, чтобы получить базовые знание и умения. Нарисовать человека довольно трудное задание для новичка, но вполне реальное, если пошагово следовать советам нашей студии.

Для начала сделайте небольшой эскиз девушки или мужчины, зависит от ваших предпочтений, чтобы визуализировать фигуру будущего человека на бумаге и понять принцип ее построения. Очень важно правильно соблюсти пропорции и не упустить важные детали, поэтому не стоит пренебрегать этим шагом, особенно, если вы начинающий мастер карандаша. Продумайте также настроение вашего персонажа, его характер и другие особенности, чтобы он выглядел реалистично.

После этого, образно разделяем рисунок на 7 этапов и приступаем к работе.

Школа рисования Матита в Москве, обучение детей и взрослых

Первый этап : начальные контуры

Для начала рисуем прямоугольник, стороны которого с пропорциями сторон 3:4. По центру проведите прямую линию, которая будет длиннее, чем его продольная сторона. Сверху, не забудьте провести, овальную линию плеч. Так выглядят начальные контуры корпуса человека, которые позволят соблюсти правильные пропорции.

Второй этап : делаем разметку частей тела

С помощью окружностей нарисуем нашему человеку голову, плечи и ключицу, а также колени. Голова и шея – самое ответственное задание на данном этапе, поэтому постарайтесь сделать овалы как можно точнее. Овалы для плеч и коленей можно особо не вырисовывать, они исполняют роль временных ориентиров на рисунке.

Третий этап : вырисовываем общий контур фигуры

Добавляем кружочки для локтей и ступней, после чего рисуем две линии по бокам. Они должны быть не слишком ровные и соединять плечи и колени.



Четвертый этап
: появляются руки и ноги

На этом этапе уже можно увидеть контуры силуэта и понять, где нужно дорисовать руки и ноги, без них никуда. Пофантазируйте, где у человека будут руки: позади спины, перед ним, висеть по бокам или, возможно, держать какой-то предмет. С ногами намного проще, стоит просто провести параллельные извилистые линии, которые будут соединять туловище с ранее нарисованными кружочками для коленей и ступней. Не упустите из внимания как расположены ступни. Они должны быть развернуты немного в разные стороны. После этого проверьте, верны ли ваши пропорции и исправьте ошибки, чтобы больше к этому не возвращаться.

Пятый этап : сотрем лишние контуры и линии

Этот шаг проще остальных, так как рисовать ничего не нужно. Возьмите ластик (он должен быть качественным и хорошо стирать, чтобы не было разводов карандаша) и удалите все линии, которые мешают нашему человечку «ожить». Контуры, которые мы рисовали, больше нам не понадобятся. Теперь вы знаете, как нарисовать человека поэтапно и можно заняться деталями, ведь дело идет к завершению.

Шестой этап : лицо и одежда

Ответственно подойдите к лицу героя: сделайте акцент на глазах, бровях, скулах. Человек должен получиться с характером и индивидуальными чертами. Одежда должна выглядеть не только красиво, но и реалистично. Прорисуйте тени, складки, детали наряда. Самый интересный и захватывающий шаг в процессе рисования потому, что можно проявить всю свою креативность. Главное не переусердствовать.

Седьмой этап : делаем выводы

Рисунок человека в полный рост дает возможность художнику потренироваться правильно, делать размеры, пропорции и видеть конечный результат. Сделайте работу над ошибками, изучите, какая часть тела или лица у вас меньше всего получилась, а что вам удалось легко.

Если у вас не получилось с первого раза, то не отчаивайтесь, а продолжайте работать над своими навыками. За дополнительной помощью и советами, как научиться рисовать человека карандашом поэтапно, как нарисовать глаза или другие детали, как правильно сделать тени и многое другое, вы можете обратиться в нашу студию рисования. Мы научим вас красиво рисовать и наслаждаться удивительным процессом создания картин.

О портрете мы уже говорили, теперь речь пойдет о полноценном, так сказать, человеке (в полный свой могучий рост ). Думаю, у каждого из нас была проблема, когда вот вроде бы все круто и рисовать тело удавалось сначала хорошо, а оно – бац! – и не поместилось на листке. Беда прям.

Так вот, скажу по секрету и только вам, что система, по которой , избавляет от подобной штуки. То есть, благодаря ей, мы сумеем помещать все то, что мы хотим поместить на листик бумаги – даже на самый крошечный.

Суть упомянутой нами системы происходит от схематических рисунков человека. Каждый из нас начинал именно из этого – и когда я говорю «начинал », то имею ввиду, начинал рисовать вообще в прямом смысле. Маленькие детки рисуют человечков очень примитивно, но, в основном, правильно.

Давайте вспомним нечто, вроде: «Палка, палка, огуречик — получился человечек «. Помните, что выходит, если следовать этому? Верно, схематический рисунок. Такой человечек в первую очередь научит нас видеть пропорции и правильно их изображать .

Согласитесь, если на рисунке у человека одна рука ниже другой, или нос слишком габаритный, то выглядит это, прямо скажем, не эстетично (другое дело, если такие пропорции в жизни… ). В общем, думаю, всю важность маленьких человечков вы оценили и осознали, теперь же рассмотрим каждого из них по отдельности. Да-да, каждый из них чем-то отличается от предыдущего.

Человечек номер один. Нет, не нравится мне так называть нашего верного помощника… Давайте назовем его, ну, скажем, Стью . Начнем сначала.

1. Итак, Стью номер один . В нем есть четыре конечности плюс голова и туловище (без деталей) . Дает он нам не очень много – разве что возможность набить руку (нет, не об его лицо) в соблюдении пропорций тела.

2. Теперь Стью Второй . Вот тут уже больше благородства, иными словами, здесь больше деталей. Этот Стью может нам показать не только пропорции основных очертаний, но и пропорции плеч, предплечий, голеней и… бедер .
3. И, наконец, Стью номер три (похоже, это уже внук первого Стью) . Пройдя равномерную эволюцию, он превратился в идеально сложенного (ну, по пропорциям-то ) схематического человечка. Браво ему! Он может нам гордо продемонстрировать и плечи, и наличие таза .

До такого уровня изображения простейших схематических Стью, тьфу ты, человечков, доходит не каждый. И не от того, что это крайне сложно, просто этой целью не особо задаются.
Так-с, с «пропорциональными» человечками пока что закончили объясняться – переходим к практике . Вспомните детство и покалякайте людей. НО! Не забывайте соблюдать элементарные пропорции. Вот в этом и будет заключаться задание: проанализируйте, насколько хорошо и точно вам удается передавать пропорции .

После выполненного задания переходим к человечкам в движении. Именно с их помощью мы сможем распределять в дальнейшем полноценного человека так, чтобы он целиком помещался на листе. Приведем несколько примеров.

Рисунки тела в движении


Этот Стью метает копье (или пытается сбить надоедливую, ворующую урожай, ворону)

Этот отплясывает на дискотеке (ну или же, как вариант, его шибануло током)

Вот вам Стью Убегающий (вероятно, не стоило дразнить соседского питбуля). Заметили, что тут у него плечики уже? Это всё из-за того, что изображаем мы нашего Стью не в лоб, а сбоку.

Тут вам и Стью Сражающийся – вероятно, гладиатор. Опять-таки особенность: та рука, что держит меч, выглядит короче плюс поворот всего тела – именно так выглядит оглядывающийся человек (к примеру, тот, который оказался в ситуации Стью Убегающего).

Вот вам отчаянно печальный Стью. Ну, или Стью, разыскивающий вчерашний день… Как-то так.

А вот можете оценить Стью, изображающего из себя благородного лорда. Плечики и бедра незначительно развернуты.

А вот этот Стью внезапно решил помочь администратору сайта в занятиях йогой и потому выдумал новую позицию. Бедняга, вероятно, ему очень не комфортно.

По завершению работы движения с человечками, переходим на следующий уровень, именуемый человечком равновесия. Одной из важнейших деталей во время движения является центр тяжести. А поскольку наши ноги весят половину всего тела, то центр тяжести (следуя законам математики) будет расположен где-то в центре – внизу живота.

Итак, приступим к рассмотрению движения не менее чокнутого дружка Стью по имени, ну, пусть будет Дин .

Красные кружочки – сам центр тяжести

Красненькая стрелочка – направление действия земного притяжения (силы тяжести)

Зелененькая стрелочка – точка опоры.

Все понятно? Приступили.

Рисование тела с учетом равновесия

Вот вам Дин первый (топающий в бар кадрить девчонок) . Он в равновесии не от того, что еще не дошел до бара, а, дорогие мои, от того, что центр тяжести надежно держится меж двумя точками опоры (ножками)

А вот вам Дин, возвращающийся из бара (очевидно сегодня не его день, и достойных девчонок ему не попалось). Вы можете видеть центр тяжести, который съехал в сторону от опор – в результате, несчастный Дин рискует очутиться на холодной земле.

Тэк-с, на следующем рисуночке наш схематический Дин занялся йогой (ну либо же у него просто чешется нога – как вариант). В любом случае, чем бы он не занимался, но именно сейчас он балансирует – а это возможно лишь при более или менее относительной симметричности тела.

Тут Дин тоже пытается удержаться на одной ноге , но его центр тяжести, равно, как и тело, склонился вправо.

Ну а вот Дин, пытающийся угнаться за подозрительным типчиком (ну или наоборот – убегающий от полиции) . Согласно картинке, центр тяжести свисает наперед и из-за этого нашего Дина все время тянет вниз, но он не падает, ибо бежит – выставляет ноги (точки опоры) поочередно вперед.

Дин, раздумывающий, ждущий кого-то , или просто Дин, опирающийся на стенку . Мы можем видеть, что опять-таки его центр тяжести меж двух точек опоры – снизу нога, сверху плечо.

Это Дин, изображающий Брюса Ли (весьма неплохо, кстати) . Центр тяжести съезжает вправо от опоры и, соответственно, тело будет двигаться в правую сторону.

В любом случае, ни наш Дин , ни Стью , ни любой выдуманный вами герой не обязан находиться в равновесии – наоборот, когда человек в движении — это хорошо. Это показывает динамизм персонажа.

Теперь поговорим о гибкости тела . Гляньте на схематическое изображение подружки наших друзей (должна же быть хоть одна девушка в нашем схематическом мире, разве нет?) по имени . Здесь она просто идет (слегка смахивает на походку Дина, нет?).

Присмотритесь, как движутся тазобедренные суставы и плечи – заметили, что плечи движутся в противоположенном направлении от таза? На нижнем рисунке Чарли лежит на боку, опираясь на локоть, а ее грудная клетка как бы свисает на соответствующем плечике. Кстати, и позвоночник у нас гибкий, а, значит, он способен быть в разных положениях.

Теперь припомним уроки анатомии, вспомним строение скелета – основы, так сказать, нашего тела.

Вид спереди:

  • голова (черный цвет )
  • грудная клетка (голубой цвет )
  • позвоночник (голубой цвет )
  • таз (голубой цвет )
  • суставы (красный цвет )
  • руки (зеленый )
  • кисти (зеленый )
  • ноги (зеленый )
  • стопы (зеленый )

Присмотритесь к тому, как выгнут позвоночник на следующих, профильных изображениях, и оцените вид сбоку :

Что? Неужели пугающе выглядит? Да ладно вам – у меня есть запасной вариант: именно по нему легче понимать строение нашего тела (ну, как для рисовальщиков ):

Приступаем к мышцам, мускулам, «сосискам» и целлюлиту (уж у кого что есть…) . Для этого вспомним мысленно, как выглядят всякие эллипсы, цилиндрики, квадратики и кубики , именно их мы будем использовать для начала, когда будем подбирать наиболее подходящую формочку для определенной, нужной нам, части тела.

Итак вот вам примеры – от схематических набросков до объемных прорисовок, естественно, базирующихся на схематичных. Красными линиями выделяем все необходимые нам соединения.


Помните о том, что каждый человек индивидуален, и это выражается во всем, в том числе и в пропорциях тела. Бывает так, что рисовать человечка гораздо легче целиком, а иногда приходится начинать с грудной клетки. Впрочем, это все по вашему усмотрению и способностям.

Парочка ненавязчивых примеров на посошок:

  • мускулистый мужчина;
  • женщина, стандартная фигура;
  • пухленький мужчина;
  • ребенок

Таким же методом можно рисовать и существ, которые более и менее похожи строением на человека – начиная от современных наследников динозавров до птичек и млекопитающих включительно:


Вот вам обезьяна, песик и ящерица

Закончим занятие мультиками – их любят все (и не вздумайте утверждать, что вы не любите мультики даже втайне) . Этот метод вообще шикарен для мультяшных героев – тут даже суставы и то не очень прорисовываются.