Интересное сообщение на тему гигиена кожи. Советы. Гигиена кожи, ее производных и одежды

Клетки нашего организма живут в жидкой среде. Через кровь, лимфу и тканевую жидкость они получают питательные вещества и кислород, выделяют в них продукты распада. Целостный организм находится в газообразной среде, его окружает воздух. Кожа является тем органом, который отделяет внутреннюю среду от внешней, надежно охраняя ее постоянство.

Глава 1. Методические рекомендации к проведению уроков по теме: «Строение, функции и гигиена кожи»

Материал этой темы раскрывает огромное значение кожи как покровного органа, осуществляющего роль внешнего барьера в обмене веществ организма с окружающей средой.

Рассматривая содержание понятия «кожа» учителю следует касаться свойств кожи как самого крупного органа нашего тела, основные функции которого связаны с его строением. Особое значение имеют гигиенические понятия, такие, как «гигиена кожи, одежды и обуви» и «закаливание организма».

Изучение темы может осуществляться на 4-5 уроках. На первом уроке раскрывается значение кожи, ее строение и функции. На втором рекомендуется изучение одной из важнейших функций кожи - поддержание постоянной температуры тела. На третьем - усвоение материала по гигиене кожи и ее производных (волос и ногтей), гигиене одежды и обуви. Четвертый урок можно посвятить изучению материала о закаливании организма. На 5 уроке желательно рассмотреть заболевания кожи и меры их профилактики.

В ходе изучения материала темы, наряду с образовательными задачами, решаются задачи развития и воспитания учащихся. Этому способствует изучение вопросов в логической последовательности, установление межпредметных связей в целях получения единой картины мира.

Из средств наглядности при изучении темы применяются микропрепараты структуры кожи, настенные таблицы, учебные фильмы, атласы. Для демонстрации опытов и наблюдений используется лупа, микроскоп, электроутюг с теплорегулятором и сигнальной лампочкой, банки с водой разной температуры.

Изучение данной темы важно для развития понятий об обмене веществ, гомеостазе, нервно-гуморальной регуляции, а также для приобретения важнейших гигиенических знаний, умений и навыков. Необходимо организовать и проводить наблюдения учащихся над собственной кожей с целью выявления ее характерных свойств.

В теме продолжается конкретизация понятий о взаимосвязи строения органов и выполняемых ими функций.

I. Развитие познавательного интереса.

1. В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает лягушачью кожу ял я того, чтобы принять человеческий облик. Пока она печет хлеб, ткет за ночь ковер, поражая присутствующих на пиру, лягушачья кожа лежит в укромном месте, сохраняя при этом полную жизнеспособность. Конец этим переодеваниям кладет её супруг - он сжигает кожу в печи. Это вынуждает Василису справиться в царство мертвых к Кощею Бессмертному. Излагая эту ситуацию с точки зрения медицины, можно сказать, что Василиса в образе лягушки получает термальный ожог, который не совместим с жизнью. Но в сказке все заканчивается хорошо. Иван вызволяет супругу из кощеева плена, то есть осуществляет ее реанимацию. И освобождение Василисы из объятий смерти заканчивается успешно. К сожалению, в реальной жизни борьба с повреждением больших площадей кожи человека часто заканчивается гибелью организма.

2. Кожа - наружный покровный орган, это древнейший орган защиты нашего тела. При нарушении целостности кожи в организм проникают болезнетворные микроорганизмы. Смертельно опасны ожоги, затрагивающие около трети поверхности тела. Они сопровождаются болевым шоком и отравлением организма продуктами распада поврежденных тканей. Вот если бы подобно Василисе в критической ситуации можно было надеть новую кожу, то многие проблемы ожоговой терапии были бы решены. Между тем такая ситуация - уже не фантастика.

3. В середине XVII в. в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» - олицетворение «золотого века». Тело ребенка было покрыто золотой краской. Праздник удался. Мальчик же после шествия был забыт. Всю ночь он провел в холодном замке и сильно замерз. Золотая краска, покрывавшая тело, вызвала резкое расширение сосудов кожи, в результате он потерял много тепла, температура его тела резко понизилась, мальчик заболел и вскоре умер.

Долгое время не могли объяснить причину гибели ребенка. Предполагали, что золотая краска нарушила потоотделение и дыхание кожи. Только значительно позже, в XIX в., опыт, проделанный над двумя мужчинами, которых покрыли лаком, показал, что причина еще и в нарушении теплорегуляции организма.

4. Первые попытки сохранить живые кусочки человеческой кожи вне организма были предприняты еще в XIX в. Взяв у доноров-добровольцев, их содержали в питательной жидкости, состоящей из солей, плазмы крови и глюкозы. В такой среде кожные кусочки оставались некоторое время жизнеспособными и приживались после пересадки на прежнее место. Но для закрытия больших раневых поверхностей такой способ не годился.

Успехи современной биологии позволяют культивировать (выращивать) вне организма различные типы клеток живых организмов. Но проблема в том, что сложно найти именно те клетки, из которых образуется кожа. Этот покровный орган состоит из нескольких слоев клеток. Образно кожу можно сравнить с домом, подвалы которого образуют глубокую часть кожи - дерму. Там, среди переплетения различных коммуникаций (кровеносных сосудов и нервных окончаний), обитают клетки - фибробласты. Они выделяют белок коллажи, который образует коллагеновые волокна, похожие на морские канаты. По своему строению это сооружение напоминает железобетон. В нем жесткий металлический каркас (коллагенновые волокна) залит цементом (белками и полисахаридами, которые соединяют волокна). Все вместе они образуют соединительную ткань - прочную основу, на которой возводятся клеточные стены верхних слоев кожи - эпидермиса, Только в нем старые клетки лежат наверху, а новые образуются внизу на границе дермы и эпидермиса. Здесь находятся стволовые клетки кератин сшиты, которые постоянно делятся. Они постепенно оттесняются к поверхности кожи. Потеряв контакт с дермой, эти клетки утрачивают способность к делению и вместо этого начинают производить кератин - основной белок волос, перьев, рогов и копыт.

Клетки эпидермиса постепенно меняют свою форму, становясь более плоскими. Затем они превращаются в ороговевшие мертвые чешуйки. Оказавшись на поверхности, они отделяются от тела, уступая место другим клеткам.

Из сказанного ясно, что для выращивания кожи вне тела человека нужны особые клети - фибробласты и кератиноциты.

Для культивирования берется всего 1 см кожи донора, из него выделяют все кератиноциты. Через несколько дней культивирования (выращивания вне организма) эти клетки будут занимать площадь около 1 м2. Затем можно расфасовать подрощенные кератиноциты в пластиковые пробирки, заморозить в жидком азоте и создать банк клеток кожи. Возможно в скором времени удастся замораживать не только клетки, но и кусочки кожи, выращенные вне организма (in vitro, как говорят ученые). Такой замороженный эпителий не трудно доставить самолетом в любую точку страны за несколько часов. Можно пойти и другим путем - создать при институтах скорой помощи, крупных клиниках и ожоговых центрах небольшие лаборатории, постоянно занимающиеся выращиванием кожного материала для пересадок. К сожалению, потребность в нем будет всегда. По данным Всемирной организации здравоохранения, среди всех видов травм ожоги занимают 3 место. Итак, начинается новая эра в лечении травм - эра тканевой инженерии. Возможно, недалеко то время, когда в специальных банках будут храниться на всякий случай образцы клеток кожи человека, взятых у него еще при рождении.

II. Беседа о строении и функциях кожи.

Вначале учащиеся вспоминают материал о покровных тканях, о значении и свойствах кожи, отвечая на следующие вопросы: Какими тканями образована кожа? Какой частью организма является кожа? Каково значение кожи? Какие функции выполняет кожа?

После этого переходят к изучению связи функций кожи с ее структурой. Рассуждения могут быть следующие: «В процессе эволюции у животных и человека образовались покровные ткани - кожа. Она непосредственно граничит с изменяющейся окружающей средой, поэтому и функции её разнообразны».

Возникают проблемные вопросы: какую роль выполняет кожа при осуществлении связи организма с окружающей средой и какова зависимость её структуры от функции?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо познакомиться с разнообразными функциями кожи: защитной, терморегуляторной, выделительной, рецепторной и частично дыхательной.

Затем следует ответить на вопрос: с какими структурными образованиями вязаны те или иные функции! Для этого учащиеся должны изучить микроструктуру кожи, ее кровоснабжение, получить представление о рецепторах, расположенных в ней, их роли в осуществлении единства организма с окружающей средой.

Тест-задание по теме «Кожа»

Рядом с вопросами (обозначены прописными буквами от А до Ж) расположены варианты ответов (от 1 до 12). Выбранный ответ ученик обозначает крестиком или галочкой в соответствующей графе карточки ответов.

Карточка ответов по теме “Кожа”

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж

III. Лабораторная работа.

Учащиеся рассматривают с помощью лупы кожу кисти руки. Ромбики и треугольники, видимые под лупой, блестят. Невольно возникает вопрос - почему?

При необходимости на этот вопрос отвечает учитель: «Сальные железы выделяют секрет в волосяную сумку. Через поры он попадает на поверхность и смазывает кожу, делая ее эластичной.

На ладонной стороне кисти много потовых желез. Выходы их протоков видны в виде еле заметных точек.

Далее учащиеся рассматривают с помощью микроскопа особенности внутреннего строения кожи. Изучаются слои кожи; приспособления к регуляции теплоотдачи; лотовые железы, кровеносные сосуды; рецепторы (болевые, осязательные, холодовые и тепловые), механизм воздействия на них адекватных факторов окружающей среды.

Опыт: наблюдение за температурной адаптацией рецепторов кожи.

Адаптацией называется способность органов чувств снижать свою возбудимость при длительном действии раздражителя. О наличии адаптации можно убедиться на примере ощущения холода и тепла. В результате адаптации к теплу резче ощущается холод, и наоборот

Для демонстрации температурной адаптации в три сосуда наливают воду с температурой +10°С, +25°С, +40°С. В первый сосуд помещают правую руку, а в третий - левую. Затем переносят обе руки в средний сосуд с температурой 25°С. В правой руке при действии средней температуры возникает ощущение тепла, левая же будет ощущать холод.

Объяснить результаты, сделать вывод.

IV. Возрастные особенности строения и функции кожи.

Одной из основных особенностей кожи детей н подростков является то, что поверхность кожи у них относительно больше, чем у взрослых (так, на 1 кг массы тела у ребенка 1 года приходится 528 см2, у школьников 10 лет - 428 см2, у подростка 15 лет - 378 см2 и у взрослого - 221 см2). Следовательно, организм ребенка имеет большую теплоотдачу. А регуляция температуры кожи по взрослому типу устанавливается только к 9 годам.

Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 9 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.

Количество потовых желез на единицу поверхности тела у детей в 10 раз больше, чем у взрослых. Их развитие в основном завершается к 7 годам. С 13-14 лет начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это предъявляет особые требования к гигиене кожи у подростков.

Изменяется с возрастом и секреторная деятельность сальных желез. Их активность достигает высокого уровня перед рождением ребенка. Они создают „смазку“, облегчающую прохождение ребенка по родовым путям. После рождения ребенка секреция сальных желез затухает и её усиление вновь происходит в период полового созревания, Появляются юношеские утри. Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20-22 годам.

V. Закаливание организма.

Рассматривается закаливание как планомерное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. При этом совершенствуются сосудистые рефлексы и механизмы терморегуляции. Так, при охлаждении тела сужаются кровеносные сосуды, кровь отливает к внутренним органам, кожа бледнеет. При этом учащаются и усиливаются сокращения сердца, повышается артериальное давление, появляется озноб (непроизвольное сокращение мышц). Все это ведет к усилению теплопродукции. Температура тела при этом повышается. Затем кожа краснеет и возникает ощущение тепла во всем теле, так как теплопродукция превышает потерю тепла организмом.

Далее поясняются принципы закаливания: постепенность, систематичность, непрерывность (вегетативные сосудистые рефлексы быстро угасают, и после перерыва приходится начинать все сначала), индивидуальность и комплексность.

VI. Гигиена кожи.

1. Учитель просит учащихся объяснить следующие гигиенические требования:

а) кожу необходимо содержать в чистоте;

б) обеззараживать кожу йодом следует около раны;

в) с кожи необходимо удалять излишки пота;

г) менять белье следует каждую неделю, а в случае необходимости - чаще;

д) при покупке обуви следует обращать внимание на её соответствие требованиям гигиены;

е) необходимо правильно ухаживать за волосами и ногтями;

ж) всегда ли мода следует гигиеническим требованиям?

2. Экспериментально доказано, что на чистой коже человека за 10 мин. гибнет 85% болезнетворных бактерий, а на грязной - только 5%.

Объясните:

а) в чем причина гибели бактерий?

б) какой гигиенический вывод вытекает из этого факта?

Объяснение гигиенических требований

1-а): Нормально выполнять свои функции может лишь здоровая чистая кожа. Правильный уход за кожей предотвращает ее заболевания н преждевременное старение (снижение эластичности, образование морщин и складок, ухудшение цвета). Умываться следует водой комнатой температуры, так как горячая вода снижает эластичность, делает ее дряблой, а холодная нарушает нормальный отток выделений сальных желез, способствует закупорке их выводных протоков и образованию угрей.

1-б); При нарушении целостности кожи в рану попадают бактерии. Но обеззараживать рану йодом не следует, так как живые клетки кожи - кератиноциты очень чувствительны к йоду. Поэтому рекомендуется обрабатывать йодом только края раны.

1-в): В подростковом и юношеском возрасте усиливается потоотделение. Нередко пот за какое-то время приобретаем неприятный запах. Поэтому необходимо регулярно мыть с мылом подмышечные впадины, не откладывая эту процедуру до еженедельного купания.

Нерегулярное мытье ног, редкая смена чулок и носков способствуют потению ног и появлению резкого неприятного запаха. При постоянном увлажнении и раздражении потом разрыхляется и может повреждаться эпидермис, возникают потертости и трещины, через которые в дерму проникают болезнетворные микроорганизмы.

1-г): Нательное белье должно обеспечивать легкую смену воздуха под одеждой. Прилегающий к телу воздух содержит углекислый газ, испарение продуктов жизнедеятельности сальных и потовых желез. Хорошая воздухопроницаемость и гигроскопичность нижнего белья содействует газообмену, удалению избытка вредных паров, поддерживанию постоянной температуры тела. Регулярная смена белья из хлопчатобумажной ткани способствует кожному дыханию и хорошему состоянию кожного покрова.

1-д): Обувь всегда должна быть сухой, чистой и не тесной. Зимняя обувь должна быть теплой, так как охлаждение ног способствует возникновению простудных заболеваний. Тесная обувь сдавливает ногу, деформирует стопу, усиливает склонность кожи к потоотделению. Если обувь на резиновой подошве, в нее следует вложить войлочную прокладку и следить, чтобы она не была влажной.

1-е): Внешность человека но многом зависит от качества волос. Здоровые волосы мягкие и пластичные, имеют блеск. Основной способ ухода за волосами - их регулярное мытье. Сухие волосы моют через 10 дней, а жирные - раз в неделю, при необходимости можно чаще. Но частое мытье головы не рекомендуют, при этом волосы становятся сухими и ломкими. На росте волос неблагоприятно отражается переохлаждение кожи головы: при хождении с непокрытой головой в холодную погоду происходит сужение поверхностных кровеносных сосудов. А это нарушает питание волос.

При нерегулярном обрезании ногтей под ними скапливается огромное количество болезнетворных микроорганизмов. Поэтому ногти необходимо аккуратно обрезать, соблюдая правила гигиены. Ногти пальцев рук следует стричь полукругом, а ногти пальцев ног - прямо, не закругляя углы. Иначе ногти могут врезаться краями в ногтевое ложе и их придется удалять.

1-ж): Мода и обычаи нередко диктуют такие фасоны одежды и обуви, которые совершенно не отвечают требованиям гигиены. Хотя они дают возможность как-то выделиться из среды других, обратить на себя внимание. Так, для девушек вредна обувь на высоком каблуке, так как неправильное положение стопы с опорой на пальцы ведет к ее деформации, уменьшает площадь опоры и устойчивость тела. В такой обуви легко подвернуть ногу, растянуть связки.

2-а): Бактерицидные свойства грязной кожи резко снижаются, они оказываются почти а 17 раз ниже, чем у чистой кожи. Только чистая кожа способна выделять особое вещество - »антибиотик" (лизоцим).

2-б): Следует ежедневно утром и вечером мыть руки, лицо, шею и ноги с мылом, A в течение дня - перед едой и после посещения туалета, а также после общения с животными. Каждый раз после мытья руки должны вытираться досуха, иначе на коже появляются трещины. В них попадают микробы и трещины краснеют - образуются так называемые «цыпки».

VII. Решение поисковой задачи.

Факты Причины

А. Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывании на солнце появляется загар.

Б. Худые люди быстрее замерзают, чем полные.

В. Специальными упражнениями можно «добиться» большей выразительности лица.

Г. При виде собаки у кошки взъерошивается шерсть. Когда нам холодно или страшно, у нас «волосы встают дыбом».

Д. Рассмотрите подушечки пальцев и капиллярные линии на них. Здесь расположена большая часть рецепторов кисти руки.

Е. После бани «легче дышится».

Ж. Приусиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки.

1. Мимические мышцы придают лицу живость и выразительность, Сокращаясь, они образуют складки кожи, определяющие выражение лица.

2. Кожа участвует в газообмене. Дыхание кожи составляет примерно 2% всего ГВДООбмсна. Воздух проникает в полость трубки потовой железы.

3. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован.

4. У корня волоса есть крошечная мышца, сокращение которой поднимает волос. Это рудимент тех мышц, которые «топорщат» мех испуганного или переохлажденного животного. Человек в таких случаях покрывается гусиной кожей.

5. Цвет кожи определяется количеством красящего пигмента - меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается.

6. Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения.

7. На подушечках пальцев рецепторов больше, чем на ладонях. Они находятся в углублениях бороздок, образованных капиллярными линиями. Предметы обычно ощупываем подушечками пальцев, их узоры индивидуальны для каждого человека и поэтому используются в судебной медицине.

Правильные ответы: А - 5; Б - 6; В - 1; Г - 4; Д - 7; Е - 2; Ж - 3.

VIII. Для закрепления материала предлагается следующая программированная работа.

Вопрос 1. Каковы функции кожи?

Ответ: а) защитная, поддержания постоянства состава внутренней среды организма; б) защитная, выделительная, дыхания, терморегуляции, рецепторная; в) защитная, рецепторная, секреторная, покровная; г) защитная, рецепторная, терморегуляции.

Вопрос 2. Каково строение кожи?

Ответ: а) надкожица, собственно кожа, рецепторы, сальные и потовые железы, волосы, ногти; б) надкожица, собственно кожа (рецепторы, сальные и потовые железы, волосяные сумки), подкожная жировая клетчатка, волосы, ногти; г) надкожица, подкожная жировая клетчатка, волосы, ногти.

Вопрос 3. Какие признаки кожи свидетельствуют о том, что нашими предками были млекопитающие животные?

Ответ: а) наличие волос, ногтей, рецепторов, б) потовых и сальных желёз; в) рецепторов в коже; г) волос и ногтей.

Вопрос 4. Какая ткань образует собственно кожу и какая подкожную жировую клетчатку?

Ответ: а) эпителиальная; б) соединительная; в) соединительная и нервная; г) соединительная и эпителиальная.

Вопрос 5. Какая ткань образует надкожицу?

Ответ: а) эпителиальная; б) соединительная; в) эпителиальная и нервная; г) нервная.

Вопрос 6. Почему на чистой коже микроорганизмы погибают?

Ответ: а) губительно действует вещество, выделяемое кожей; б) губительно действуют ультрафиолетовые лучи солнца и кислород воздуха; в) отсутствует питательная среда для микроорганизмов; г) на чистой коже не может быть микроорганизмов.

Ответы к работе: 1б; 2в; 3г; 4б; 5а; 6а.

При закреплении материма можно предложить и проблемные вопросы:

1. Почему, несмотря на непрерывное слущивание чешуек, кожа не становится тоньше и не изнашивается?

2. Объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло?

3. Человек лежит под одеялом и дрожит от озноба: «Холодно, накройте ещё чем-нибудь!» Его накрывают ещё одним одеялом, но он не может согреться. Человек заболел. Измеряют температуру его тела - 39,8°. Как же так? У больного высокая температура, у него жар, а ему холодно. Как объяснить это противоречие?

Глава 2. Функции кожи. кожные заболевания и их профилактика

Функции кожи. Клетки нашего организма живут в жидкой среде. Через кровь, лимфу и тканевую жидкость они получают питательные вещества и кислород, выделяют в них продукты распада. Целостный организм находится в газообразной среде, его окружает воздух. Кожа является тем органом, который отделяет внутреннюю среду от внешней, надежно охраняя ее постоянство.

Снаружи кожа покрыта тонким слоем покровной ткани - эпидермисом. Он состоит из нескольких слоев довольно мелких клеток. За эпидермисом следует собственно кожа - дерма. Она представляет собой в основном соединительную ткань. Пучки коллагенновых волокон придают коже прочность, а эластические во локна делают кожу упругой. Благодаря им кожа молодых людей эластична и упруга. У людей пожилого возраста эластические волокна истончаются и кожа становится дряблой. Дерму пронизывает густая сеть кровеносных сосудов и нервов. В собственно коже имеются мышцы, способные приподнимать волосы. Поскольку секреты сальных желез через их протоки попадают в волосяные мешочки, при всяком движении волоса сало выдавливается на поверхность.

Подкожная клетчатка соединяет дерму с глубже лежащими мышцами и костями. Она богата жировыми клетками. Жировая ткань является резервным хранилищем питательных веществ и во ды и предохраняет тело от охлаждения. Вода запасается в многочисленных лимфатических сосудах и капиллярах, а также в тканевой жидкости. В самих жировых клетках воды немного.

Первая функция кожи - механическая. Кожа предохраняет глубже лежащие ткани от повреждений, высыхания, физических, химических и биологических воздействий. Напомним, что кожа выполняет барьерную функцию, отделяя внутреннюю среду от непрерывно меняющейся внешней среды. Но в таком случае, как же живут клетки, непосредственно граничащие с воздухом? Клетки самого поверхностного слоя эпидермиса мертвы. Живы лишь внутренние клетки эпидермиса. Они интенсивно размножаются, вблизи дермы, те же слои, которые оттесняются ближе к поверхности, роговеют, постепенно отмирают и, наконец, слущиваются. Так непрерывно, слой за слоем, обновляются клетки эпидермиса.

Этот процесс происходит с момента рождения человека до его последнего часа и продолжается некоторое время даже после смерти.

Сало и пот, выделяемые сальными и потовыми железами, создают среду, неблагоприятную для микроорганизмов, вредных для человека, препятствуют проникновению внутрь химических веществ и воды. Однако любое приспособление относительно. Некоторые вещества, в том числе и вредные, как соли ртути, способны проникать в организм через кожу. Животные и растительные жиры также могут всасываться в кожу через отверстия сальных протоков. На этом основано применение различных лекарственных мазей и косметических средств.

Вторая функция кожи связана с теплорегуляцией. Кожа имеет потовые железы. Выделяясь на поверхность кожи, пот испаряется и ее охлаждает. Охлаждение кожи достигается и путем расширения кожных кровеносных сосудов. Проходящая по ним кровь отдает часть своего тепла во внешнюю среду. Сужение сосудов и уменьшение потоотделения содействуют сохранению тепла.

Третья функция кожи - рецепторная. В дерме и подкожной клетчатке находится много рецепторов - окончаний чувствительных нервных волокон и специализированных образований, воспринимающих прикосновение, давление, холод, тепло, боль. Многие рецепторы участвуют в рефлексах, защищающих наш организм от травм, через них мы получаем информацию о предметах, с которыми нам приходится контактировать. Особенно чувствительны к осязанию подушечки пальцев рук. На них заметны борозды и углубления, образующие рисунок, индивидуальный для каждого человека. Под эпидермисом на дне этих углублений расположены многочисленные рецепторы, выполняющие осязательные функции. Благодаря им человек способен тонко воспринимать рельеф поверхности, с которой соприкасаются пальцы. Эта способность руки возникла в связи с трудовой деятельностью.

Четвертая функция кожи - выделительная. Вместе с потом из организма удаляется много жидких и газообразных веществ, вредных для организма: минеральные соли, некоторые продукты обмена.

Наконец, коже свойственна и дыхательная функция. Через потовые железы удаляется углекислый газ, а кислород воздуха, растворяясь в потовой жидкости, проникает в трубочки потовых желез и здесь захватывается эритроцитами крови, протекающей в пристеночных сосудах. Этот газообмен называют кожным дыханием. Для организма значение его невелико, но для состояния самой кожи кожное дыхание полезно.

Причины нарушений кожных покровов и повреждений кожи. Обычно различают внутренние и внешние причины, нарушающие нормальное состояние кожных покровов. Среди внутренних причин могут быть погрешности в диете, контакты с веществами, вызывающими аллергию, нарушение гормональной регуляции, недостаток витаминов.

Так, слишком обильное питание приводит к тому, что кожа краснеет, приобретает сальный вид. Потребление алкогольных напитков изменяет цвет лица, ведет к отечности и другим косметическим дефектам из-за нарушения функционирования кожных сосудов и изменения кровообращения.

Контакт с аллергенами часто вызывает крапивницу и зуд. Аллергические реакции могут быть вызваны употреблением в пищу некоторых продуктов - яиц, земляники, апельсинов, вдыханием пыльцы растений или запахом свежего сена.

Нарушение кожных покровов в значительной степени определяется состоянием гормональной системы. Так, пигментация кожи зависит от гормонов гипофиза, их отсутствие может привести к полному обесцвечиванию кожи. Недостаток гормонов щитовидной железы делает кожу отечной, а избыток - красной, горячей и влажной. Кожа людей, страдающих диабетом, липкая, на лице видны прожилки кровеносных сосудов, часты гнойные инфекции, зуд.

Диабет развивается при заболевании поджелудочной железы, которая не обеспечивает выработку гормона инсулина в достаточном количестве. Это ведет к нарушению постоянства состава внутренней среды: избыток глюкозы в крови обезвоживает ткани, нарушает работу печени. При этом страдает и жировой обмен.

Сильное воздействие на состояние кожных покровов оказывают витамины. Так, витамин А влияет на рост ногтей и волос, а также на работу сальных и потовых желез. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав секрета сальных желез. Недостаток витаминов группы В может привести к атрофии сальных желез, к трещинам в углах рта и ломке ногтей, к экземам. Недостаточное количество в пище витамина С приводит к подкожным кровоизлияниям, шероховатости и бледности кожи, снижению устойчивости организма к простудным заболеваниям.

Глава 3. Методические разработки по теме «Строение кожи»

Урок №1. Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.

1. Образовательная:

а) Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы.

б) Изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви.

2. Развивающая:

а) Показать связь с процессами, происходящими во всем организме;

3. Воспитательная:

а) Влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви.

Методы: рассказ, беседа, сообщения учащихся, защита проектных работ, анкетирование, тестирование.

Оборудование: тесты, вопросы блиц-анкеты, модель поезда, фонограмма “Звуки леса", названия станций - “Зона отдыха”, “Кожная", “Клуб закаливания", “Гигиеническая”, “Мойдодыр”, “Неболейка", “Вредные привычки", плакаты “Кожа - зеркало души", “Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья” и т.д.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний - тестирование.

1) Назвать слои кожи.

2) Какая самая важная функция кожи? 3) Назвать производные кожи.

4) В каком слое кожи находятся сальные и потовые железы?

III. Изучение нового материала.

Объявляется тема и цель урока.

Вводное слово учителя.

Дорогие ребята!

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на поезде “Здоровье”. Следующая станция называется “Зона отдыха” (фонограмма - “Звуки леса”).

Релаксация:

Сели прямо, руки опустили вдоль тела, закрыли глаза и расслабились. Представьте себе, что мы находимся сейчас в лесу, на лесной поляне. Нас ласкают теплые лучи солнца, нежно обдувает свежий ветерок. Мы чувствуем приятный аромат цветов. Трепетно шелестят листья, звонко щебечут птички. Слышно журчание ручейка. Нам хорошо, нам очень хорошо! Мы слушаем, чувствуем и наслаждаемся!

Открыли глаза. Я желаю, чтобы приятные чувства, которые возникли у вас, сохранятся в течение всего дня.

Станция, на которой мы находимся сейчас, называется “Кожная".

Знаете ли Вы, что…

1. Масса кожи составляет приблизительно 15% массы среднего человека 12 лет.

2. На каждые 6,45 кв. см. кожи приходится в среднем:

94 сальные железы;

65 волосяных мешочков;

650 потовых желез.

3. Если кожу взрослого человека среднего роста разложить на земле, она займет приблизительно 10кв. м.

4. Кожа имеет большой диапазон цветов, благодаря разному содержанию в ней меланина, однако функции ее остаются неизменными независимо от цвета.

5. Не имеют волос покровы губы, ладони, пятки. Наш поезд отправляется на станцию “Клуб закаливания".

В разные времена существовали различные оздоровительные системы, школы:

1. Состязания юношей первобытных племен.

2. Афинская воспитательная система.

3. Спартанская система воспитания “Суровость или жестокость".

4. Китайская гимнастика “Цигун - метод уничтожения болезней и удлинения жизни”.

5. Йога-путь совершенствования.

6. Рыцарские турниры Средневековья.

7. Олимпийские игры современности.

Вопрос: Кто такой Порфирий Иванов? Что вы знаете о его последователях?

Заслушивается сообщение о Порфирии Иванове.

Вопрос: Кто такие моржи? Можно ли без подготовки купаться зимой в проруби?

Выступление ученика, занимающегося зимним плаванием в клубе “Морж".

Проведем блиц - опрос.

1. Как часто в этом году у вас была простуда:

0) ни разу;

1) от 1 до 4 раз;

2) более 4 раз.

2. Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания?

1) 1 заболевание;

2) комплекс заболеваний.

3) Бывают ли у вас дни общего недомогания (вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли)?

Подведем итоги блиц-опроса.

0 - 1 балл - здоровье в порядке;

2 - 4 балла - вы в группе риска;

5 - 6 баллов - ваш организм ослаблен.

Чтобы человек не простужался, ему необходима тренировка к холодным воздействиям. Наше тело - общежитие для микробов. Защитные силы организма сдерживают размножение и “подрывную деятельность". Но при неблагоприятных условиях защитные силы ослабевают и человек заболевает.

Подводя итоги опроса, мы увидели, что среди вас есть, имеющие ослабленное здоровье и подверженные простудам и болезням.

Вопрос: Как помочь себе?

Ответ один - закаливание.

Вопрос: Что такое закаливание?

Вопрос: Назовите способы закаливания.

Способы закаливания:

Умывание холодной водой лица.

Умывание холодной водой до пояса.

Обливание холодной водой всего тела.

Холодные ванны для ног.

Контрастный душ.

Купание в водоеме.

Обтирание снегом до пояса.

Обтирание водой до пояса.

Но, начиная закаливаться, нужно помнить, что…

Сначала нужно избавиться от “микробного гнезда” в организме, в виде больных зубов, воспаленных миндалин и т.д.

Закаливание должно быть постепенным.

Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня.

Нужно учитывать индивидуальные особенности организма.

Нужно использовать любую возможность для закаливания и иметь хороший эмоциональный настрой.

Вопрос: Назовите средства закаливания.

Заслушаем сообщения учащихся:

а) Закаливание водой.

б) Закаливание воздухом.

в) Закаливание солнцем.

А теперь выполним тестовое задание.

Выбрать правильный ответ:

1. Вы решили закаливать свой организм. С чего вы начнете?

а) Посоветуетесь с врачом, родителями;

б) Начнете обливание холодной водой всего тела;

в) Будете купаться в реке, пока не замерзнете.

2. В какое время года лучше начинать закаливание?

в) в любое время года.

3. Расставьте последовательность закаливания в виде ряда цифр:

1 - умывание холодной водой лица 2 - купание в водоеме 3 - растирание холодной водой до пояса 4 - контрастный душ 5 - обливание тела водой

(Ответ - 1,3,4,5,2)

Итоги тестов (взаимопроверка).

Правила закаливания:

Закаливающие процедуры проводятся с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и развития школьника, условий учебы и внеурочной деятельности.

Систематичность использования закаливающих процедур.

Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Последовательность в проведении закаливающих процедур.

Все знать невозможно, но некоторые сведения об уходе за кожей знать необходимо всем.

Кожа - зеркало здоровья!!!

А теперь мы отправляемся на следующую станцию “Гигиеническую”.

Сообщения учащихся:

Гигиена кожи.

Гигиена волос.

Гигиена ног.

Гигиена обуви.

Гигиена одежды.

Выступления учащихся по проектной работе “Профессия-косметолог".

Следующая станция “ Мойдодыр".

В: Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делая ее упругой. (земляника).

В: Настоем из листьев этого растения моют голову (чистотел)

В: Отвар этого растения придает волосам золотистый оттенок, а кожа становится нежной, бархатистой (цветы ромашки).

В: Признаки какой болезни: покраснение, зуд рук, желание постоянно чесаться (чесотка).

В: Как избежать солнечного удара? (головной убор, тень).

В: Как избежать заболевания педикулезом? (мыть голову, не пользоваться чужой расческой, чужой постелью).

Поезд следует на станцию “Вредные привычки”.

В: Подружка просит вас дать ей расческу.

Ваши действия:

а) предложите расческу;

б) дадите, но после использования помоете;

в) вежливо откажете.

В: Почему нельзя меняться одеждой, обувью?

(Можно заразиться вшами, инфекционными и грибковыми заболеваниями).

Наш поезд возвращается на станцию “Кожная".

Задание: Я излагаю факты, мнения об уходе за кожей. Определите, что “правда", а что “ложь”:

Наше настроение не влияет на состояние кожи и волос (ложь - стресс - нарушение обмена веществ

Общение с животными не влияет на состояние кожи человека (ложь - грибковые болезни, лишаи)

Стал ходить в бассейн для закаливания, а ногти стали ломкими, с белым налетом (правда - ходить босиком - грибковые заболевания).

Наркотические вещества делают кожу румяной и здоровой (ложь - резкое покраснение сморщивание, человек резко худеет).

Употребление поливитаминов зимой улучшает состояние кожи (правда)

Летом нужно ходить в синтетической одежде, это красиво и не жарко (ложь - не пропускает воздух, тело потеет - тепловой удар).

У многих портится кожа при цветении тополя, лебеды (правда - аллергия - сыпь, покраснение слизистой оболочки).

Заключительное слово учителя:

Мы с вами очень интересно провели время, многое узнали. Вы растете, изменяетесь, поэтому для вас нужны всегда гигиенические правила и процедуры, а выбор средств для ухода за кожей, лекарств для лечения кожных болезней вам подскажут косметологи и дерматологи, журналы “Здоровье", “Лиза" и т.д.

Домашнее задание: стр.174 - 181, вопросы, РТ.

Литература

1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. Учебное издание. - М.: Мир, 1997. - 368с., ил.

2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. Изд. - М.: Химия, 1993. - 400 с., ил.

4. Домашний гигиенический справочник: Справ. Изд. / Авт. Сост.В. В. Семенова, В.В. Топорков. - СПб.: Химия, 1995. - 304 с., ил.

5. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. - СПб.: ГУПМ, - 1994. - 78 с.

6. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Девять ступеней к здоровью. - М.: Восточная Книжная Компания, 1997. - 320 с., ил. - (Серия: “Помоги себе сам”)

7. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Изд-во “Учитель", 2001. - 153 с.

8. Колычева З.И. Биохимические основы здорового образа жизни. Тобольск, ТГПИ им.Д.И. Менделеева, 2000.

9. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. М.: Издат-Школа, 1998.

10. Семенышева А.В., Колпакова О.А. Здоровье и проблемы безопасного питания. Я иду на урок. Человек и его здоровье. М.: Первое сентября. 2000, с.73 - 101

Клетки нашего организма живут в жидкой среде. Через кровь, лимфу и тканевую жидкость они получают питательные вещества и кислород, выделяют в них продукты распада. Целостный организм находится в газообразной среде, его окружает воздух. Кожа является тем органом, который отделяет внутреннюю среду от внешней, надежно охраняя ее постоянство.

Глава 1. Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"

Материал этой темы раскрывает огромное значение кожи как покровного органа, осуществляющего роль внешнего барьера в обмене веществ организма с окружающей средой.

Рассматривая содержание понятия "кожа" учителю следует касаться свойств кожи как самого крупного органа нашего тела, основные функции которого связаны с его строением. Особое значение имеют гигиенические понятия, такие, как "гигиена кожи, одежды и обуви" и "закаливание организма".

Изучение темы может осуществляться на 4-5 уроках. На первом уроке раскрывается значение кожи, ее строение и функции. На втором рекомендуется изучение одной из важнейших функций кожи - поддержание постоянной температуры тела. На третьем - усвоение материала по гигиене кожи и ее производных (волос и ногтей), гигиене одежды и обуви. Четвертый урок можно посвятить изучению материала о закаливании организма. На 5 уроке желательно рассмотреть заболевания кожи и меры их профилактики.

В ходе изучения материала темы, наряду с образовательными задачами, решаются задачи развития и воспитания учащихся. Этому способствует изучение вопросов в логической последовательности, установление межпредметных связей в целях получения единой картины мира.

Из средств наглядности при изучении темы применяются микропрепараты структуры кожи, настенные таблицы, учебные фильмы, атласы. Для демонстрации опытов и наблюдений используется лупа, микроскоп, электроутюг с теплорегулятором и сигнальной лампочкой, банки с водой разной температуры.

Изучение данной темы важно для развития понятий об обмене веществ, гомеостазе, нервно-гуморальной регуляции, а также для приобретения важнейших гигиенических знаний, умений и навыков. Необходимо организовать и проводить наблюдения учащихся над собственной кожей с целью выявления ее характерных свойств.

В теме продолжается конкретизация понятий о взаимосвязи строения органов и выполняемых ими функций.

I. Развитие познавательного интереса.

1. В русской народной сказке "Царевна-лягушка" Василиса Премудрая сбрасывает лягушачью кожу ял я того, чтобы принять человеческий облик. Пока она печет хлеб, ткет за ночь ковер, поражая присутствующих на пиру, лягушачья кожа лежит в укромном месте, сохраняя при этом полную жизнеспособность. Конец этим переодеваниям кладет её супруг - он сжигает кожу в печи. Это вынуждает Василису справиться в царство мертвых к Кощею Бессмертному. Излагая эту ситуацию с точки зрения медицины, можно сказать, что Василиса в образе лягушки получает термальный ожог, который не совместим с жизнью. Но в сказке все заканчивается хорошо. Иван вызволяет супругу из кощеева плена, то есть осуществляет ее реанимацию. И освобождение Василисы из объятий смерти заканчивается успешно. К сожалению, в реальной жизни борьба с повреждением больших площадей кожи человека часто заканчивается гибелью организма.

2. Кожа - наружный покровный орган, это древнейший орган защиты нашего тела. При нарушении целостности кожи в организм проникают болезнетворные микроорганизмы. Смертельно опасны ожоги, затрагивающие около трети поверхности тела. Они сопровождаются болевым шоком и отравлением организма продуктами распада поврежденных тканей. Вот если бы подобно Василисе в критической ситуации можно было надеть новую кожу, то многие проблемы ожоговой терапии были бы решены. Между тем такая ситуация - уже не фантастика.

3. В середине XVII в. в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил "золотой мальчик" - олицетворение "золотого века". Тело ребенка было покрыто золотой краской. Праздник удался. Мальчик же после шествия был забыт. Всю ночь он провел в холодном замке и сильно замерз. Золотая краска, покрывавшая тело, вызвала резкое расширение сосудов кожи, в результате он потерял много тепла, температура его тела резко понизилась, мальчик заболел и вскоре умер.

Долгое время не могли объяснить причину гибели ребенка. Предполагали, что золотая краска нарушила потоотделение и дыхание кожи. Только значительно позже, в XIX в., опыт, проделанный над двумя мужчинами, которых покрыли лаком, показал, что причина еще и в нарушении теплорегуляции организма.

4. Первые попытки сохранить живые кусочки человеческой кожи вне организма были предприняты еще в XIX в. Взяв у доноров-добровольцев, их содержали в питательной жидкости, состоящей из солей, плазмы крови и глюкозы. В такой среде кожные кусочки оставались некоторое время жизнеспособными и приживались после пересадки на прежнее место. Но для закрытия больших раневых поверхностей такой способ не годился.

Успехи современной биологии позволяют культивировать (выращивать) вне организма различные типы клеток живых организмов. Но проблема в том, что сложно найти именно те клетки, из которых образуется кожа. Этот покровный орган состоит из нескольких слоев клеток. Образно кожу можно сравнить с домом, подвалы которого образуют глубокую часть кожи - дерму. Там, среди переплетения различных коммуникаций (кровеносных сосудов и нервных окончаний), обитают клетки - фибробласты. Они выделяют белок коллажи, который образует коллагеновые волокна, похожие на морские канаты. По своему строению это сооружение напоминает железобетон. В нем жесткий металлический каркас (коллагенновые волокна) залит цементом (белками и полисахаридами, которые соединяют волокна). Все вместе они образуют соединительную ткань - прочную основу, на которой возводятся клеточные стены верхних слоев кожи - эпидермиса, Только в нем старые клетки лежат наверху, а новые образуются внизу на границе дермы и эпидермиса. Здесь находятся стволовые клетки кератин сшиты, которые постоянно делятся. Они постепенно оттесняются к поверхности кожи. Потеряв контакт с дермой, эти клетки утрачивают способность к делению и вместо этого начинают производить кератин - основной белок волос, перьев, рогов и копыт.

Клетки эпидермиса постепенно меняют свою форму, становясь более плоскими. Затем они превращаются в ороговевшие мертвые чешуйки. Оказавшись на поверхности, они отделяются от тела, уступая место другим клеткам.

Из сказанного ясно, что для выращивания кожи вне тела человека нужны особые клети - фибробласты и кератиноциты.

Для культивирования берется всего 1 см кожи донора, из него выделяют все кератиноциты. Через несколько дней культивирования (выращивания вне организма) эти клетки будут занимать площадь около 1 м 2 . Затем можно расфасовать подрощенные кератиноциты в пластиковые пробирки, заморозить в жидком азоте и создать банк клеток кожи. Возможно в скором времени удастся замораживать не только клетки, но и кусочки кожи, выращенные вне организма (in vitro, как говорят ученые). Такой замороженный эпителий не трудно доставить самолетом в любую точку страны за несколько часов. Можно пойти и другим путем - создать при институтах скорой помощи, крупных клиниках и ожоговых центрах небольшие лаборатории, постоянно занимающиеся выращиванием кожного материала для пересадок. К сожалению, потребность в нем будет всегда. По данным Всемирной организации здравоохранения, среди всех видов травм ожоги занимают 3 место. Итак, начинается новая эра в лечении травм - эра тканевой инженерии. Возможно, недалеко то время, когда в специальных банках будут храниться на всякий случай образцы клеток кожи человека, взятых у него еще при рождении.

II. Беседа о строении и функциях кожи.

Вначале учащиеся вспоминают материал о покровных тканях, о значении и свойствах кожи, отвечая на следующие вопросы: Какими тканями образована кожа? Какой частью организма является кожа? Каково значение кожи? Какие функции выполняет кожа?

После этого переходят к изучению связи функций кожи с ее структурой. Рассуждения могут быть следующие: "В процессе эволюции у животных и человека образовались покровные ткани - кожа. Она непосредственно граничит с изменяющейся окружающей средой, поэтому и функции её разнообразны".

Возникают проблемные вопросы: какую роль выполняет кожа при осуществлении связи организма с окружающей средой и какова зависимость её структуры от функции?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо познакомиться с разнообразными функциями кожи: защитной, терморегуляторной, выделительной, рецепторной и частично дыхательной.

Затем следует ответить на вопрос: с какими структурными образованиями вязаны те или иные функции! Для этого учащиеся должны изучить микроструктуру кожи, ее кровоснабжение, получить представление о рецепторах, расположенных в ней, их роли в осуществлении единства организма с окружающей средой.

Тест-задание по теме "Кожа"

Рядом с вопросами (обозначены прописными буквами от А до Ж) расположены варианты ответов (от 1 до 12). Выбранный ответ ученик обозначает крестиком или галочкой в соответствующей графе карточки ответов.

Карточка ответов по теме “Кожа”

Гигиена кожи человека - это система мероприятий, которые обеспечивают поддержание кожи в чистом, безопасном и ухоженном состоянии.

Гигиена кожи - это, в первую очередь, способ уберечь здоровье от воздействия внешних факторов окружающей среды. Очень многие заболевания проникают в наш организм через кожные покровы, и в наших силах предотвратить большинство из них. Кожа выполняет защитную функцию в организме, но для того, чтобы она справлялась со своей важной задачей, ей необходима помощь ее обладателя.

Для от загрязнений важно каждый день принимать душ. Мытье с гелем или мылом необходимо проводить 1-2 раза в неделю, но не более. Каждый день использовать моющие средства для всей поверхности тела нежелательно. Кожа человека имеет водно-липидное покрытие, показатель pH которого в норме кислый. и грибки боятся кислой среды, и им сложно навредить организму человека. При частом использовании моющих средств pH нарушается и смещается в щелочную сторону. При этом создаются благоприятные условия для развития болезнетворных микробов. Однако гигиена кожи на участках, где может застаиваться пот и создаваться условия для развития бактерий, должна производиться каждый день с мылом. Сюда относятся: промежность, ноги, подмышечные впадины, грудь и область под грудью (у женщин).

В целях укрепления иммунитета и оздоровления организма можно производить ежедневное обливание или обтирание холодной водой. Но людям с повышенной возбудимостью с холодной водой стоит быть осторожнее, так как она возбуждает нервную систему. В таком случае перед закаливанием лучше посоветоваться с врачом.

Хорошим укрепляющим и бодрящим свойством обладает процедура контрастного душа. Она проходит в несколько этапов. Для начала нужно встать под теплый душ и постепенно увеличивать температуру воды, пока она не станет ощутимо горячей, но не обжигающей. Постоять так около минуты, затем резко переключить воду и сделать ее прохладной. После проведения нескольких процедур и привыкания организма воду можно делать совсем холодной. Стоять под холодной водой достаточно 30-60 секунд, затем снова открыть горячую. Повторить все этапы еще один или два раза. стимулирует обменные процессы в организме, сохраняет и улучшает тонус кожи, выводит из организма шлаки. Кроме того, он положительно влияет на работу кровеносных сосудов и укрепляет сердечно-сосудистую систему.

Гигиена кожи включает в себя и уход за ней. Если кожа сухая или, наоборот, жирная, она требует дополнительного ухода. В зависимости от важно правильно выбирать средства гигиены. Если кожа сухая, лучше использовать для мытья обычное детское мыло, оно поможет восстановить водно-жировой баланс и нормализует состояние кожи. Если только с помощью мыла решить проблему не удается, можно использовать увлажняющие средства, которые широко представлены на современном косметическом рынке. Для жирной кожи подойдет обычное туалетное мыло или После мытья можно использовать скраб для тела, который помогает отшелушить верхний слой эпителия и снять кожное сало.

Каждый взрослый сознательный человек самостоятельно следит за состоянием своей кожи и всего организма. Но не менее важна гигиена кожи ребенка, который сам не в состоянии качественно произвести данную процедуру. Родителям очень важно следить за гигиеной своих детей во избежание неприятных последствий в виде различных инфекций и заболеваний.

Гигиена кожи, а также и носа, волос и ногтей является неотъемлемым фактором хорошего самочувствия, крепкого здоровья и хорошего настроения. Чистота - залог здоровья!

Правильный уход за кожей способствует нормальной деятель­ности организма и является основным требованием личной ги­гиены. Кожа выполняет различные физиологические функции. Благодаря огромному количеству заложенных в ней нервных окончаний она служит первичным анализатором воспринимае­мых нами внешних раздражителей. Рецепторы кожи находятся в тесной многосторонней взаимосвязи с центральной нервной системой, регулирующей физиологические процессы в организ­ме (И.П. Павлов).

Кожа предохраняет организм от механических, физических и химических повреждений и проникновения микробов. Вели­ко значение функции кожи как органа выделения. Путем по­тоотделения организм освобождается от избыточного тепла и многих вредных продуктов обмена, образующихся в крови и тканях. Секрет сальных желез предохраняет кожу от высыха­ния, защищает от излишнего смачивания потом, увеличивает ее эластичность и способность противостоять механическим воздействиям. Кожа участвует в газовом обмене организма и обладает некоторой бактерицидной способностью за счет кислой реакции на ее поверхности.

В процессе труда и быта кожные покровы постоянно загряз­няются как извне, так и в результате физиологической деятель­ности самой кожи. Образующийся на коже слой грязи спосо­бен вызвать механическую закупорку кожных желез и тем самым нарушить их функции. Проникновение бактерий в закупоренные сальные железы приводит к образованию фолли­кулитов. Богатое органическими веществами загрязнение кожи под влиянием микроорганизмов разлагается, образуя жирные кислоты, обладающие неприятным запахом и раздражающие кожу. В результате создаются благоприятные условия для возникновения дерматитов, гнойничковых, грибковых и других заболеваний.

Содержание кожи в чистоте достигается регулярным мытьем тела горячей водой с мылом и мочалкой. Однако повседневное применение горячей воды и мыла может вызвать излишнее обезжиривание, дряблость, изнеженность, застойные явления в кожных сосудах и снизить устойчивость к охлаждению. Обез­жиривающее действие оказывает находящаяся в мыле свобод­ная щелочь. В хозяйственном мыле ее содержится до 2 %, в ту­алетном - не более 0,05 %.

Раз в неделю следует принимать банную процедуру дома или в бане, причем лучшим способом является мытье под душем с непрерывно стекающей чистой водой. Посещения бани издав­на получили широкое распространение. Большой известностью пользуется русская парная баня, которой приписывают и лечеб­но-профилактическое значение. В последние годы в нашей стране стали использовать и финские народные бани (сауны), отличающиеся более высокой температурой воздуха в парильне и низкой влажностью. Если в парной бане температуру воздуха поддерживают в пределах 45-60 °С, а влажность достигает 90- 100 %, то в сауне эти показатели составляют 80-90 °С (иногда больше, что нецелесообразно) и 5-15%. Благодаря низкой влажности воздуха сауна лучше переносится, чем парная баня. Ее широко применяют в спортивной практике для ускорения восстановления сил после физических нагрузок и повышения работоспособности (А.А. Минх, К.А. Кафаров, В.А. Кальниболоцкий).

В дополнительном уходе нуждаются наиболее загрязняемые участки тела: руки, лицо, шея и ноги.

На поверхности кистей рук часто обнаруживается значитель­ная бактериальная загрязненность. Доказана роль грязных рук в распространении кишечных инфекций, глистных инвазий и других болезней. С рук микробы попадают на пищевые про­дукты, посуду, предметы домашнего обихода, обстановку и т.д. Поэтому необходимо часто мыть руки. Следует учитывать также, что до 95 % всех микробов скапливается под ногтями, и уда­ление их достигается только с помощью щетки. После мытья руки нужно вытирать насухо полотенцем или, как это делается в туалетных комнатах многих общественных зданий, сушить то­ком сухого воздуха - электрополотенцем.

Особого внимания требует уход за руками врачей-хирургов, стоматологов.

Лицо и шею достаточно мыть утром и перед сном. При умы­вании лица следует избегать горячей воды и частого употреб­ления мыла из-за опасности обезжиривания кожи. Сухость мо­жет появиться от частого обтирания одеколоном. При сухой коже рекомендуется пользоваться детским или спермацетовым мылом. Голову следует мыть не чаще одного раза в неделю, употребляя туалетное мыло. Улучшению роста волос содейству­ют массаж, расчесывание частым гребнем, специальной щет­кой, так как небольшой нажим вызывает приток крови к кор­ням волос и усиливает их питание.

Загрязнение ног и нередко повышенная потливость требуют более частого мытья с мылом или даже одной водой. Для борь­бы с потливостью следует использовать общие меры закалива­ния, укрепляющие нервную систему. Из местных средств, кро­ме обмывания ног прохладной водой на ночь, рекомендуется обтирание подошвенной поверхности стоп и промежутков меж­ду пальцами ваткой, смоченной 5 % раствором формалина, не чаще 1-2 раз в неделю. Нужно чаще менять носки, избегая капроновых и нейлоновых изделий.

При потливости рук и других участков тела рекомендуется обирание одеколоном или припудривание специальными по­рошками.

■ Необходимо мыть тело горячей водой с мылом не реже одного раза в неделю, предупреждает воспалительные процессы кожи, развитие педикулеза, чесотки.

■ Мытье должно сопровождаться обязательным сменой нательного и постельного белья.

■ Волосы следует мыть 1 раз в неделю при сухой коже, и 1 раз в 3-4 дня - при жирной.

■ Перед едой обязательно мыть руки.

Кожу шеи, подмышечных впадин и под молочными железами стоит мыть ежедневно.

■ Регулярно проводить процедуры для закаливания организма: пребывание на свежем воздухе, солнечные ванны и водные процедуры.

■ Одежда и обувь должны быть свободными и точно соответствовать пропорциям тела.

■ Одежда и обувь должны быть постоянно чистыми.

■ Вредно носить прорезиненный одежда и обувь.

■ Одежда детей не должен иметь грубых швов, рубцов.

Нижнее белье должна быть изготовлена из тонких и мягких натуральных тканей.

■ Важным элементом одежды является головной убор.

■ Одежда и обувь должны соответствовать сезону, характеру деятельности.

Закаливание - это комплекс мероприятий, направленных на повышение функциональных резервов организма и его сопротивляемости к неблагоприятному воздействию факторов среды. Суть закаливания - тренировка механизмов, с помощью которых организм реагирует на определенный климатический фактор. В процессе такой тренировки возрастает устойчивость организма к конкретному фактору. Способами закаливания является пребывание на свежем воздухе (прогулки, катание на коньках, лыжах и т.д.), водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание и др.); Солнечные ванны.

Свежий воздух содержит больше кислорода и пагубно влияет на болезнетворные микроорганизмы. Частое пребывание на холодном или горячем воздухе приучает организм быстро и своевременно реагировать на изменения температуры среды.

Водные процедуры тренируют сосуды кожи, активизируют их способность быстро сужаться или расширяться. Прохладная вода, раздражая многочисленные холодовые рецепторы кожи, усиливает деятельность ЦНС, повышает нервный тонус, обмен веществ, кровообращение, а это все способствует бодрости, повышению сопротивляемости организма неблагоприятным условиям.

Солнечные лучи расширяют кровеносные сосуды кожи, усиливают кровообращение, способствуют образованию в организме витамина D, повышают пигментацию кожи. При недостаточном пребывании человека под солнцем у него развивается световое голодание, которое проявляется через расстройства функционального состояния ЦНС: психическая подавленность, раздражительность, сниженная работоспособность и др.

Рассмотрены способы закаливания нужно сочетать с физическими тренировками: занятиями спортом и физкультурой, что создает надежную тренированность человека. Гигиеническими требованиями к закаливанию является регулярное и постепенное наращивание продолжительности и силы процедур, учета индивидуальных особенностей организма, систематический контроль состояния своего организма во время закаливания.

Закаливание активизирует иммунную систему, улучшает кровообращение, обмен веществ, повышает тонус нервной системы, а также умственную деятельность и физическую работоспособность.

Вот чудо - я пью и кофе, и воду, и чай, и каш, а из меня выходит один только чай.

К. И. Чуковский. "От двух до пяти"