История счетных устройств для детей подготовительной группы. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД "Путешествие в прошлое счётных устройств". Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Снег

подготовительная группа «Светлячки»
Составила и провела: воспитатель Старосельцева Т.П.

Цель: познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.
Обогащение словаря словами: счеты, древние люди, узелковые счеты, счёты абак, калькулятор, компьютер, цифровое табло, ноутбук, персональный, переносной, современный, новый, удобный.
Предварительная работа: рассматривание - счёт на счетах, калькуляторе; работа на них.
Оборудование: узелковые счёты, калькулятор, ноутбук, счёты, счётные наборы, картинки.

Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины и приборы,
там находятся счётные устройства, с помощью которых люди считали раньше и которые используют в наше время.
Давным-давно древние люди жили в пещерах и использовали для счёта пальцы рук и ног. Как вы думаете, что могли считать древние люди на пальцах?

Дети: Древние люди считали сколько белок поймали, звёзды на небе. Могли посчитать сколько рыбы поймали.

Воспитатель: Правильно ребята. Но мы с вами на пальцах считать не будем, мы с пальчиками поиграем. Пальчиковая гимнастика про «Утят».
Встали как-то утром в ряд 10 маленьких утят.
Посчитались. Удивились. На две группы разделились.
Пёрышки почистили, головкой покивали.
Червячка склевали, к речке побежали.

Воспитатель: На пальцах люди считали в древности. Это были первые счеты. Можно еще для счета использовать различный природный материал: камешки, кости и т. д. Затем быт человека развивался, стал усовершенствоваться счетный материал. Использовались узелки на веревке, и назывались они «узелковые счеты».
Посмотрите, как они выглядят? Это веревочка, на которой завязаны узелки.
А сейчас попробуйте решить задачу с помощью узелковых счет.

Задача:
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке
Тут одна к ним прибежала
Сколько вместе кошек стало?

Воспитатель: Молодцы!
Попробуйте ребята завязать столько узелков, какой сегодня день недели по порядку.
-Ребята, какой сегодня день недели? (вторник)
-Какой он по порядку? (второй)
-Значит, сколько узелков нужно завязать? (два)
-Молодцы, правильно завязали. Умеете пользоваться «узелковыми счетами».

Воспитатель: Посмотрите, а это деревянная счетная доска. Знаете, как она называется?
Абак. Она разделена на полоски. На одной полоске считали единицы. На другой – десятки и т.д. А что выкладывали на доску, а потом пересчитывали? Оказывается, на доску выкладывали горох, бобы, фасоль, а потом их пересчитывали. Но выкладывать горошины было долго и неудобно.
И около 5000 лет назад, человек придумал вот такие счеты. Это самое простое счетное устройство. Из чего состоят счеты? Что у них есть? Счеты состоят из нескольких рядов бусин или косточек нанизанных на проволоку.
На одном ряду этих счёт откладывали единицы. На другом десятки, на третьем- сотни и т.д.
- Скажите, а сейчас пользуются такими счетами?

Дети: уже не пользуются.

Воспитатель: - но давайте вы попробуйте. На счетах вы откладываете косточки и решаете задачу, используя цифры.
-На озере плавало 9 уток, одна утка вышла на берег. Сколько уток осталось плавать на озере? Из чего состоит задача? Из каких частей?
-Даша, повтори условие задачи.
-Арман, повтори вопрос задачи.
-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Дети: Нужно её решить.

Воспитатель: Решите задачу, используя арифметическое действие.

Дети работают.

Воспитатель: Расскажи, как ты решила задачу, Эвелина?

Дети: 9-1=8 (равняется восьми; получилось восемь)
- На озере осталось плавать восемь уток.

Воспитатель: Молодцы. Наведите порядок на столе.
-Чтобы считать большие цифры, человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел новое устройство. Давайте подойдем и рассмотрим его.
-Эту счетную машину вы наверное знаете. – Как она называется?

Дети: Это калькулятор.

Воспитатель: Скажите вместе. Артем Сидоров, повтори. Что у него есть?

Дети: У него есть кнопки с цифрами и знаками + - =

Воспитатель: У калькулятора есть кнопки с цифрами от 0 до 9 и знаками = -и + эти знаки вы знаете; а с: , х вас познакомят в школе. У калькулятора есть цифровое табло, повторите- цифровое табло.
-Вы решали задачу про уток, а я проверю решение задачи с помощью калькулятора. 9-1=8. Очень быстро и точно.
-Теперь назовите любое большое число. 10+20=30

Воспитатель: Работая на любом счетном устройстве нужно быть внимательным, не пропускать знаки и цифры, иначе результат получится неверным. Умная машина, дети?
- А теперь посмотрим еще один экспонат. как вы думаете, что это?

Дети: Это компьютер.

Воспитатель: Посмотрите, сколько разновидностей компьютеров. Как называется эта модель? Это ноутбук.
- Давайте повторим- НОУТБУК. Какой ноутбук?

Дети: Персональный, новый, переносной, удобный, красивый, дорогой, детский, взрослый.

Воспитатель: Для чего придумали детский компьютер?

Дети: Чтобы дети учились, развивались и умели пользоваться современными приборами.

Воспитатель: Правильно. Что можно делать с помощью компьютера?

Дети: С помощью компьютера можно играть в игры, смотреть кино, переписываться, искать информацию, учиться, работать.

Воспитатель: Все верно. Это машина, которая может хранить и отыскивать огромное количество информации и быстро решать много задач. Компьютеры управляют самолетами, космическими кораблями, контролируют медицинское оборудование, поддерживают жизнь тяжело больных людей.

Воспитатель: Чем компьютер отличается от калькулятора?

Воспитатель: Назовите предметы, контур которых вы видите на экране.
Дети называют, воспитатель выставляет картинки на мольберт.
- На чем считали древние люди?
-Какие счетные устройства появились потом?
-Из чего они были сделаны?
-Что люди используют для счета теперь?

Воспитатель: Сегодня мы узнали как изменились счетные устройства, но нас окружают и другие предметы, которые тоже меняются, становятся более удобными и современными.

ЛИТЕРАТУРА:
В.О. Дыбина « Ребенок и окружающий мир».

Мария Старчикова

«От пальцев до планшета».

Введение.

Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые предметы, стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Актуальность.

В современном дошкольном образовании процессу познания отводится особое место, так как в дошкольном детстве у детей формируется фундамент представлений о мире, появляются новые способы познания и познавательные интересы, происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности. В первую очередь ребёнка волнует предметное окружение мира - природы и общества. Постижение внутренних характеристик предметов играет существенную роль в воспитании бережного отношения к ним. Дети постигают не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования.

В рамках непосредственно образовательной деятельности детям передаётся разнообразная информация о рукотворном мире: предметах, сделанных руками человека и играющих огромную роль в его жизни, а также истории их развития.

Основная задача - помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный, рукотворный мир; вызвать восхищение людьми труда; показать, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребности в нём людей.

Цель проекта: познакомить детей старшего дошкольного возраста с прошлым и настоящим счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать и активизировать познавательную деятельность.

Задачи:

1. Углубить и систематизировать знания детей о счетных устройствах;

2. Развивать ретроспективных взгляд на предметы рукотворного мира;

3. Познакомить с разными видами счетных устройств;

4. Активизировать словарь детей существительными (счеты, калькулятор, компьютер, абак, ноутбук, арифмометр, планшет).

Предполагаемый результат проекта:

1. Знание детей о разновидностях счетных устройств.

2. Навыки пользования вычислительной техникой (умение пользоваться калькулятором).

3. Открытие мини – музея счетных устройств в группе.

Этапы работы.

Подготовительный этап.

1. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.

2. Подобрать материал и разные виды счетных устройств.

3. Написать перспективный план этого мероприятия.

Цель этапа - создать условия для развития познавательной деятельности детей по данной теме.

Практический этап.

1. Проведение занятий по данной теме.

2. Рассматривание разных видов счетных устройств;

3. Словесно – дидактическая игра «Что было, что будет»;

4. Подбор считалок, веселых задач;

5. Подбор загадок;

6. Изготовление дидактических игр (ручной труд).

7. Чтение С. Маршака «Веселый счет»

8. Сюжетно - ролевая игра «Магазин»

9. Д/математическая игра «Разложи по порядку», «Друг за другом»;

Цель этапа - апробировать систему работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста с прошлым и настоящим счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

Итоговый этап.

1. Консультация для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста представлений об истории счетных устройств»;

2. Выставка рисунков четных устройств «Счетная машинка будущего»;

3. Создание музея счетных устройств.

Цель этапа - повысить образовательный уровень детей старшего дошкольного возраста с прошлым и настоящим счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

Срок реализации: одна неделя.

Практический этап.

Аппликация. «Веселые счеты»

Лепка «Калькулятор для Незнайки»


Ручной труд «Изготовление дидактических игр»


Итоговый этап.

1. Оформление работ по данной теме.

2. Работа с родителями по пополнению экспонатов в музей счетных устройств.

3. Презентация дидактических игр для воспитателей ясельной, младшей и средней группах.

4. Создание музей счетных устройств.

Музей счетных устройс тв.


Сюжетно-ролевая игра "Магазин"


Заключение.

Таким образом, в результате данной работы дети:

1. познакомились с прошлым и настоящим счетных устройств.

2. узнали о разных видах счетных устройств.

Родители также активно участвовали в подготовке музея, приносили предметы и картинки современных и прошлых счетных устройств.

1. Открытие мини – музея счетных устройств.

Воспитатель: Бакушкина Светлана Александровна МАДОУ ЦРР-д/с№18 города Кропоткин, Краснодарского края.

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Программное содержание

Образовательные задачи: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

Развивающие: развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать уважение к человеку труда.

Предварительная работа:

Словарная работа: узелковые счеты, Абак, ячейка, счеты, калькулятор, компьютер, компьютерные игры, компьютерные программ, математические знаки, сложение, вычитание, умножение, деление.

Материалы и оборудование: макеты счетных, устройств, карточки-схемы (с изображением счетных устройств, д/и , набор математических задач, набор компьютерных игр, набор предметных картинок, д/и «Что было, что будет» .

Ход деятельности: (воспитатель с детьми сидит за столом)

Воспитатель: Ой, ребята! Что это за конверт и кто его принес?

Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо,
Может это лучик солнца
Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,
Пролетая обронил?
Может, кто письмо, как мышку,
На оконце заманил?

Читает письмо: Детям группы «Полянка» детский сад №18. Это письмо для нас. Ребята, нам приглашают, совершить увлекательное путешествие в волшебную страну «Математических исчислений» . В этом путешествии мы узнаем о том, как возник математический счет и какую вычислительную технику придумали люди, чтобы усовершенствовать его. А чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо выполнить следующее задание.

(проводится д/и «Узнай предмет, соединяя точки» )

Воспитатель: Молодцы! С заданием мы справились. Посмотрите в конверте есть что-то еще.

(достает из конверта золотой ключик, звучит голос, фонограмма)

Он откроет тайны дверь, отправляйтесь поскорей.

Воспитатель: Так вот же волшебный замок, который мы можем открыть нашим золотым ключиком.

(звучит музыка, открывается замок, ширма, за ширмой стоит Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я вас приветствую в стране математических исчислений. Я здесь самый главный, все знаю, все умею. Вот, например, недавно научился считать на пальцах до 10. Хотите посчитаю (считает) .

Незнайка: Эх, это я быстро. Раз-два и готово. (начинает считать, ему не хватает пальцев, считает и на ногах, на хватает опять, задумывается)

Воспитатель: Ну, Незнайка, что же ты остановился?

(выходит Знайка)

Знайка: Незнайка, что здесь происходит? Здравствуйте, ребята, вы наверное из Д/с №18, я вас давно жду.

Незнайка: Да это же наш великий Знайка, он в нашей стране самый умный. Знайка ребята мне предложили посчитать до 50, а пальцев у меня не хватает.

Знайка: Это очень просто! В нашем музее счетных устройств, находятся разные предметы, с помощью которых считали в древности. Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног, как наш Незнайка. Это были первые счеты. Можно еще для счета использовать различный природный материал: камешки, кости и т. д. Затем быт человека развивался, стал усовершенствоваться счетный материал. Использовались узелки на веревке, и назывались они «узелковые счеты» . Широко использовались семена сельскохозяйственных культур.

(задание детям: решить задачу с помощью узелковых счет)

Задача: Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке
Тут одна к ним прибежала
Сколько вместе кошек стало?

Дети: четыре. (завязывают четыре узелка на веревочке)

Знайка: Молодцы! Умеете пользоваться «узелковыми счетами» .

Знайка: А это деревянная счетная доска – Абак. Она разделена на ячейки, в которые выкладывались мелкие предметы в количестве 10 штук (косточки, бабы, горох) затем их пересчитывали.

Незнайка: Интересно, что же это такое? (берет счеты) . А я у ребят спрошу. Вы знаете, что это такое?

Дети: Это счеты!

Незнайка: А для чего они нужны?

Знайка: А мы сейчас проверим умеете ли вы считать на счетах?

(Знайка дает карточку-задание, задача в стихах, ребенок выходит выполнять)

Задача: Сколько маленьких утят,
Плавать и нырять хотят?
Три уплыли далеко,
Два нырнули глубоко?

Дети: пять (отсчитывают пять косточек на счетах)

Знайка: И с этим задание вы хорошо справились! Но, чтобы считать большие числа, на этих счетах человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел счетную машинку. Эту счетную машину вы наверное знаете (показывает) . Как она называется?

Дети: Калькулятор.

Знайка: А что можно делать на калькуляторе?

Дети: На калькуляторе можно выполнять различные действия: складывать, отнимать, делить, умножать, решать сложные примеры и задачи. На кнопках калькулятора написаны математические знаки (показывают + -: * =) и цифры (от 0 до 9) Незнайка играет с калькулятором.

Знайка: А теперь подойдем к последнему экспонату. Как вы думаете что это?

Дети: Компьютер.

Знайка: Что можно делать с помощью компьютера?

Знайка: Чем компьютер отличается от калькулятора?

Знайка: Предлагаю вам познакомиться с работой компьютера.

(дети играют в обучающую игру «Найди предмет» )

Знайка: Ребята, и ты Незнайка теперь вы знаете, как люди считали раньше и какую вычислительную технику используют сейчас. В нашем цветочном городе есть необычные сладости, в форме счетных предметов. Мы с Незнайкой приготовили сладкий сюрприз. (Дети получают сладости, ширма закрывается)

Воспитатель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну математических исчислений. А чтобы вы запомнили историю математического счета, я предлагаю вам игру «Что было, что будет»

(детям предлагается набор предметных картинок, дается задание разместить их в домики соответственно времени их создания человеком)

Надо все предметы эти,
В нужный домик поселить:
В первый мы отправим вещи,
Что давно уже живут,

Тех, что созданы недавно

Во втором домишке ждут.

Воспитатель: Молодцы! С игрой справились и теперь можно попробовать необычные сладости.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г.Волжска РМЭ

Конспект занятия по
ознакомлению с окружающим
в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств».

Составила:
Воспитатель 1 категории
ДОУ №4 «Калинка»
Гасанбекова Виктория Зиядовна

г.Волжск

Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметы
рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность детей;
активизировать словарь детей такими словами, как: компьютер, калькулятор, счетная машина, счеты и т.д.

Материал: макеты счетных устройств, продукты и инвентарь для бутербродов.

Ход занятия:
Экскурсовод: Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства разных времен.
(раздается стук в дверь).
Незнайка: Здравствуйте, ребята. Чем вы тут занимаетесь? А я все знаю, все умею. Вот, например, научился вчера считать на пальцах до 5. Хотите, посчитаю? (считает).
Экскурсовод: Молодец, Незнайка! До 5 считать умеешь, а наши ребята считают и до10. А ты сможешь посчитать до 10?
Незнайка: Это я быстро, раз – два и готово. (Начинает считать, у него не получается).
Экскурсовод: Ну, Незнайка, что остановился? Может тебе этот предмет поможет? (Дает счеты).
Незнайка: (радуется). Поможет! Поможет! А как он мне поможет? (Крутит, вертит счеты в руках). Интересно, что это такое? (шепотом). А я у ребят спрошу. Ребята, вы знаете, что это за предмет? (это счеты). А для чего они нужны? (чтобы считать). Это я понял! А как на них считать? (выходит ребенок и показывает). Так интересно, а я и не знал!
Экскурсовод: Эх, Незнайка, ничего – то ты и не знаешь, а только хвастаешься! А ты хочешь узнать, как люди считали раньше? А вы, ребята хотите? Тогда я вас приглашаю посетить музей счетных устройств, где находятся разные предметы, на которых люди считали в древности.
Обратите внимание на первый экспонат. Что это такое? (Это руки человека).
Незнайка: А почему они здесь и даже на первом месте?
Экскурсовод: Давным-давно люди считали на пальцах рук. Это были первые счеты. Но они оказались не удобными потому, что нельзя было на них посчитать, например, до 20 – 30. И тогда человек изобрел другие счеты. А вот какие, мы сейчас увидим.
Обратите внимание на следующий элемент – это узелковые счеты. Сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. И при помощи этих узелков люди считали. Хотите попробовать? (Дети пробуют.) Правда, интересно?
В вот следующий экспонат – это глиняная доска – абак. Она разделена на полоски, в которые выкладывали бобы, горох и пересчитывали их. Люди раньше очень мало знали и поэтому не могли придумать лучших счетов. И пользовались руками, узелковыми счетами, счетной доской, счетными палочками и счетам на которых мы научили считать Незнайку.
Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели счетную машину.
Обратите внимание на следующий экспонат. Эту счетную машину вы, наверное, знаете? Как она называется? Правильно, ребята! Кто из вас покажет, как им нужно пользоваться? (Дети показывают).
А теперь посмотрите на следующий экспонат. Как вы думаете, что это? Молодцы! Ребята, а что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора?
Вот, Незнайка, ты и узнал, как люди считали раньше и теперь.
Незнайка: Подождите, я, что - то забыл на чем люди сначала, а на чем потом?
Экскурсовод: Ребята, давайте поможем Незнайке. Как люди считали сначала и что использовали? Какие счеты появились потом? Из чего они были сделаны? Что люди используют теперь? Людям, каких профессий нужны счетные устройства? (дети отвечают).
Ну, что Незнайка, ты устал? Не хочешь, ли сделать с нами зарядку?

Все ребятки потянулись,
Раз нагнулись, два нагнулись,
Зашагали по порядку,
Снова делаем зарядку!
Экскурсовод: Вы наверно все проголодались? Вот поэтому, я вас приглашаю в наше детское кафе «приготовь – ка сам!». Давайте вымоем руки и присядем за столы. В сегодняшнем меню кафе бутерброд «Компьютер». (Дети приступают к приготовлению бутерброда, воспитатель помогает).