Какой грех если на родителей руку поднял. Грехи против пятой заповеди. Что же может испортить жизнь будущему члену семьи

От своих родителей или родственников человек наследует не только черты лица и характера. К сожалению, нам передаются болезни и греховные наклонности близких. Но правда ли, что дети несут наказание за грехи отца и матери? Существует ли родовое проклятие?

Родовой грех — неприятный «дар» родителей

Каждый человек рождается со своей индивидуальной внешностью и чертами характера. Но тем не менее многое он наследует от родителей. Иногда дает о себе знать и влияние дальних родственников: например, от прадеда мальчику передался высокий рост или от прабабушки — дар рисования.

Кроме этого, все более похожими на наших отцов, матерей, дедов и бабушек делают нас навыки поведения. Они закладываются в результате воспитания. Хочет ребенок этого или нет, но он непроизвольно наследует взрослых.

К сожалению, от родителей детям могут передаваться и некоторые физические заболевания. Но, кроме них, человеку от его родственников достаются и другие, еще более неприятные наследственные «подарки» — вирус духовных недугов. В православии этот «подарок» принято называть родовым грехом. Что это значит? Разве дети должны отвечать за порочную жизнь родителей? Делать такой вывод не вполне корректно, поэтому попробуем найти верный ответ на этот вопрос и привести соответствующие примеры.

Предрасположенность ≠ греховная зависимость

Наверняка каждому читателю известны примеры семей, в которых от алкоголизма страдают родители. Очень большая вероятность того, что дети, выросшие в таких условиях, тоже окажутся зависимыми от этой страсти.

Но это совсем не значит, что родившийся младенец обязательно вырастет алкоголиком.

Также и с родовым грехом. Он совсем не указывает на то, что за пороки родителей Бог накажет их потомство пьянством. Но сыновья и дочери в таких семьях имеют большую предрасположенность к греху алкоголизма. Тем не менее, не стоит признавать этих детей «безнадежными»: от самого человека зависит, преодолеет он порок или попадется на его удочку.

Но откуда тогда появилось мнение о том, что за грех родителей Бог наказывает детей? И какими аргументами можно переубедить людей, что это не так?

За проступки одного Бог наказывает род до шестого колена?

Камнем преткновения в понимании последствий родового греха стали слова из ветхозаветных книг. В Книге Исход подаются такие слова:

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20:5).

Те же мысли о родовом грехе звучат и во Второзаконии, Числах, книге пророка Исайи. Но уже пророк Иезекииль, известный предсказанием о рождении Мессии от Девы, указывает на то, что дети не отвечают за пороки родителей:

Вы говорите: «Почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19-20, 30).

И другой пророк, Иеремия, вносит ясность в вопрос понимания родового греха и ответственности чад за поступки родителей:

В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер. 31:29-30).

В Новом Завете Бог представляется не как Справедливый Судья, а как Милостивый и Любящий Господь.

О степени Божьей любви к человеку свидетельствует Голгофская жертва: за пороки каждого из нас бессмертный Бог распинается на кресте.

И разве этот любящий Бог может наказывать детей за проступки их родителей? Нет. Но как же тогда быть с последствиями родового греха? Ведь встречаются династии, где на протяжении нескольких поколений словно висит некое проклятие? Как это понимать?

Совсем не так, как предлагают вам колдуны и гадалки, готовые «снять родовое проклятие».

Родовой грех — это наказание не от Бога, а от родителей

Вернемся к нашему примеру с семьей алкоголиков. От детей вирус страшного духовного недуга передается детям. Но если в тебе уже есть вирус, то возрастает вероятность заболеть.

Если дети не противятся соблазну выпить, а поддаются искушению, то они также становятся зависимыми. Их будущим сыновьям и дочерям будет еще сложнее остановить этот греховный ком, накатывающий с уже большей силой.

И если они с Божьей помощью, молитвой и Таинствами не излечатся от родового греха, то следующему поколению передадут еще большую склонность к духовной болезни.

Так может продолжаться на протяжении многих поколений, пока люди не осознают и честно не признаются себе в грехе алкоголизма: «Да, я поддался бесовским искушениям, впал в самые тяжкие. Но я хочу преодолеть зависимость, не сам, а с Божьей помощью». После такого признания наступает тяжелейший этап духовной борьбы. Это очень сложно. Но с Богом действительно все возможно.

Не на пустом месте возникли стереотипы о том, что из оставленных в приюте детей не вырастут «нормальные» люди. Согласно данным Генеральной прокуратуры, в России лишь 10% воспитанников детских домов налаживают нормальную жизнь. Иные не могут справиться с пьянством и наркотиками (40%), становятся преступниками (40%) или вообще доходят до суицида (10%).

Что это? Наказание Господне? Нет, это последствия родового греха. Родители, согрешив, наказывают сами себя и инфицируют своих детей. А ведь, как известно, один тяжкий порок связан и с множеством других. Если человек пьет, он становится раздражительным и в гневе может дойти до побоев и даже убийства.

Если ребенок вырастает в такой среде, где отец-тиран позволяет себе напиваться и избивать мать, то сын в будущем либо пойдет по тому же сценарию, либо возненавидит этот грех и приложит все усилия, чтобы в его жизни это не повторилось.

Как избавиться от последствий родового греха?

Священники, православные психологи и богословы выделяют такие составляющие в преодолении страстей, прочно укрепившихся в вашей семье или даже роду:

  • желание измениться;
  • чтение Евангелия и стремление жить по заповедям;
  • молитва и надежда на Бога;
  • регулярная исповедь и покаяние;
  • причащение;
  • соборование.

Также стоит молиться за своих усопших родных. Ведь если они при жизни не раскаялись в своих страстях, то в ином мире им особенно тяжело. Здесь стоит не забывать, что Православная Церковь не поминает некрещеных и самоубийц.

Как уберечь детей от родового греха?

Лучше всего на этот вопрос ответить словами богослова Алексея Осипова:

Родители, бойтесь совершать грехи, если вы по-настоящему любите своих детей. Не думайте, что ваша личная жизнь их не касается: все ваши грехи и преступления найдут отражение в жизни ваших чад. Поэтому на вопрос «Что делать с непослушными детьми?» есть только один ответ: подумайте сначала, что нужно сделать с собой, тогда вы будете точно знать, что делать с ребенком.

Позаботьтесь о православном воспитании ребенка еще до его рождения.

Священники и православные психологи советуют родителям духовно готовиться к отцовству и материнству до рождения младенца, во время беременности исповедоваться (тем самым очищаться от личных и родовых грехов), регулярно причащаться, посещать богослужения, по возможности воздерживаться от супружеского общения. Полезно читать Евангелие и Псалтирь, слушать классическую музыку. Также желательно избегать шумных компаний с чрезмерным весельем, алкоголем, нескромными шутками и сплетнями.

Воспитывайте дитя на примере благочестивой жизни вашей семьи. Ведь вы можете передать сыну или дочке не только родовой грех, но и любовь к добродетелям.

Если родители вместо ссор и криков предпочитают обсуждение проблем и прислушиваются к мнению другого, то их чадо будет стремиться к этому же сценарию.

Если родители дома читают Евангелие, посещают храм, вместе соблюдают посты и подходят к Причастию, то их сын или дочка будет считать это нормой христианской жизни. И никаких сверхъестественных усилий для православного воспитания и преодоления дурных наклонностей не придется прилагать.

О родовом грехе как наследственной болезни рассказывает профессор Алексей Осипов:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Отвечая на вопрос, болеют ли дети из-за грехов родителей, иеромонах Иов (Гумеров) приводит цитаты из Библии и, опираясь на них, говорит, что в самом деле духовно-нравственные болезни могут передаваться от одного поколения к другому. Однако он подчеркивает, что не существует фатальной зависимости от грехов предков. Какое бы «проклятье» ни довлело над родом, каждый имеет шанс на спасение, каждому Господь протягивает руку помощи. Но от воли человека зависит, воспользуется ли он этим шансом.

Не грешите против ребенка

«Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: «не грешите против отрока»? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается». (Быт.42:22)

«Не говорил ли я вам: не грешите против отрока?» Этот вопрос Рувим задал своим братьям, когда они стояли перед суровым правителем Египта, неузнанным Иосифом.

«Точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие» (Быт.42:21),- поняли братья.

Если мы совершаем грех после предупреждения, голос совести сильнее будет осуждать нас, напоминая те многие советы и увещания, которыми мы пренебрегли в свое время. Тот, кто знает, что необходимо ребенку, и все-таки грешит против него, будет несравненно виновнее в глазах Божьих, чем тот, кто делал это неосознанно.

Просьба Рувима касается всех взрослых: «Не грешите против отрока!». Я бы сказал это каждому из родителей, каждому брату и сестре, каждому учителю, как имеющим семью, так и не имеющим ее. Не грешите ни против собственных детей, ни против чужих, ни против какого бы то ни было ребенка вроде тех «ничьих» детей, что бродяжничают по улицам. Если вы и грешите против взрослых, то не грешите против ребенка!

Скверно вводить в грех взрослых, но еще сквернее и в высшей степени отвратительно сеять злое семя порока в сердцах, не запятнанных грубым грехом. Не совершайте духовного детоубийства! Во имя Бога и во имя простой человечности я прошу вас: не принимайте на себя роль Ирода, морально убивая невинных.

Рассматривая историю Иосифа, можно выделить три вида греха против ребенка. Первый заключается в предложении завистливых братьев: «Убьем его и увидим, что будет из его снов». Существует духовное и моральное убийство мальчиков и девочек, и здесь даже Рувимы, то есть люди, которые не такие, какими должны быть, даже они протестуют: «Не грешите против отрока». Не приучайте его ко лжи, к нечестности, к пьянству, к порокам. Ни один из нас не желает так поступать, и между тем многие это делают своими дурными примерами.

Нередко детей губят их же родители. Многие делают все, что только в их силах, чтобы вырастить из своих детей заразу для общества и бич для страны. Когда я вижу малолетних преступников, то невольно спрашиваю себя: кто был их убийцей? И сам собой напрашивается грустный ответ: в основном, это жертвы греха родителей. Самые опасные хищные звери не станут губить своих детенышей, но грех делает человека способным погубить душу собственного ребенка.

Второй вид греха против ребенка заключается в предложении Рувима: «Бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него». Многие почему-то думают, что ребенка следует предоставить самому себе и не трогать, пока он вырастет, а тогда уж постараться спасти его от гибели. «Не убивайте его,- как бы говорят они,- но оставьте пока одного. Убить его - жестокое преступление, другое дело - оставить в пустыне до более удобного времени, а тогда мы придем и спасем его».

Некоторые христиане совершенно не обращают внимания на детей и действуют так, будто их и не существует. Ходят ли они в воскресную школу, читают ли Слово Божье, этим они не интересуются. Эти добрые люди нимало не беспокоятся о воспитании детей в учении и наставлении Господнем. Я бы сказал им: не грешите против отрока такой небрежностью!

Общераспространенно мнение, что детей не нужно приводить к Богу, заботиться об их обращении можно лишь потом, когда они вырастут. Думать так - значит грешить против ребенка. Ни одно место Священного Писания не оправдывает этой медлительности и небрежности. Пророк Иеремия жалуется: «И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне» (Плач.4:3). Пусть это обвинение не коснется никого из нас! Зачем вашему ребенку оставаться во рву своей природной испорченности? Приложите к этому все свое сердце и теперь же просите Господа вытащить его из ужасного рва.

Третий вид греха против ребенка - это продажа Иосифа измаильтянам. Караван измаильских купцов проходил мимо, и братья охотно отдали Иосифа за вознаграждение. Я думаю, что многие из нас склонны поступать таким же образом.

Если мы любим Библию, то не отдадим своих детей во власть тех, кто будет порабощать их ум вредными учениями. Продают своих детей также и те, кто заботится больше об их мирских интересах, чем о душе.

Я уверен, что вы не захотите продать своих детей буквально, но не менее ужасно продавать их душу! Не грешите против ребенка. Не продавайте его измаильтянам. Глубоко задумайтесь, прежде чем совершить это ужасное преступление!

Иногда грех против ребенка заключается в пренебрежительном отношении к нему. «Он такой странный!» - говорят родители и воспитатели, оправдывая свою суровость. Вы слышали, наверно, о лебеде, который был высижен в утином гнезде. Ни селезень, ни утка, ни утята ничего не могли сделать из этого безобразного детеныша, а между тем он на самом деле был прекраснее их всех. Иосиф был таким лебедем в гнезде Иакова. Братья и даже отец не понимали его «Неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли!» - говорил Иаков (Быт.37:10).

Я представляю себе, что с Иосифом не так-то легко было жить. Когда его братья поступали худо, он доводил это до сведения отца. Наверное, они называли его ябедником, предателем, хотя на самом деле он был милым, ласковым ребенком. Сны его были тоже какие-то странные и раздражающие. Братья называли его сновидцем и, может быть, считали каким-то ненормальным. Иосиф был любимцем отца, и это делало его более невыносимым в глазах остальных детей.

История повторяется. Может быть, особенности вашего ребенка происходят от превосходства его природы и от способностей, которые еще не нашли себе полезного применения. Во всяком случае, не грешите против ребенка потому только, что он странен. Конечно, не выказывайте к нему и пристрастия, не делайте ему разноцветной одежды, потому что в таком случае у его братьев будет некоторое основание для зависти. Но, с другой стороны, не браните его без причины, не надламывайте его дух.

Я знаю людей, которые при встрече с «маленьким Иосифом» грешили против него безрассудной лестью. Мальчик был не по летам умен и интересно говорил. Они ставили малыша на стол так, чтобы все видели его, осыпали похвалой и лаской, заставляя еще и еще повторять то, что он сказал. Таким путем они развили в ребенке самомнение, сделали его назойливым и чересчур смелым.

Обычно дети, которых выставляют напоказ, скоро портятся. «Посмотрите, какой удивительный мальчик мой Ваня! Он знает то-то и то-то»,- восклицают родители. Да, я вижу, как удивительно неразумна его мать, как беспечен отец, подвергающий дитя такой опасности. Не грешите против ребенка, сея в нем семена гордости, которые быстро взойдут и принесут дурной плод.

Не впадайте при этом и в другую крайность. Много добрых желаний было заморожено презрительными насмешками и много прекрасных порывов погибло прежде, чем они созрели. Берегитесь подавлять энтузиазм юности, направленный на добро! Да сохранит меня и вас Господь, чтобы нам не погасить искры благодати в душе ребенка и не уничтожить почку, которая может распуститься в чудный цветок. Будем следить за своими словами и поступками по отношению к детям.

Не грешите против ребенка, просто рассказывая ему библейские истории и не указывая на Спасителя, потому что таким образом вы даете ему камень вместо хлеба. Не грешите против ребенка, преследуя какую-либо другую цель, кроме его обращения к Богу через Христа Спасителя.

Родители, не грешите против ребенка, постоянно раздражаясь на него. Не придирайтесь ко всякой мелочи и не укоряйте ими ребенка, говоря: «Если бы ты был верующим, то не сделал бы так». Вы, христиане, главы семейств, часто сами поступаете и говорите неправильно, и если бы ваш Небесный Отец был иногда так суров с вами, как вы суровы со своими детьми, когда вы не в духе, то боюсь, что вам пришлось бы очень плохо

Будьте кроткими, добрыми, нежными и любящими. В то же время не грешите против ребенка, чрезмерно балуя его. В некоторых семействах господином становится маленький мальчик. Он управляет своей матерью, а мать - отцом, и таким образом ребенок управляет всем домом. Это очень неразумно, неестественно и в высшей степени опасно для ребенка. Не поливайте ваших отросточков ни уксусом, ни сиропом.

Не грешите против ребенка и не переставайте молиться о нем, пока его сердце не будет отдано Господу. Да даст вам Дух Святой мудрость, как поступать с этими юными бессмертными душами.

Ч. Сперджен

Муж и жена

Молодая пара решается вступить в брак. Здесь я отмечу следующие грехи против семьи.

Гражданский брак

Первый грех носит совершенно неправильное название «гражданский брак». Хотя мне совсем непонятно, почему его называют вообще браком. Это не брак, это - просто блудное сожитие. Для меня нормальным считается другое представление о браках. Существует церковный брак - это венчание, существует законный гражданский брак - это роспись в ЗАГСе, и существует незаконное блудное сожитие. Рассмотрим последний вариант союза мужчины и женщины. Далее я буду называть его против своей воли «гражданским браком».

Молодые люди рассуждают так: «Поживем годик-другой, присмотримся. Если все будет хорошо - распишемся, если нет - разойдемся». Безумные! Никогда не распишетесь, точно разойдетесь! Еще два года назад, когда я начинал эти беседы, я честно говорил, что не знал ни одного случая, когда после гражданского брака люди расписывались. Время идет. Два таких случая мне встретилось, но они - исключение из правил. Это были пары, пришедшие на собеседование перед крещением своего ребенка. Обращаю внимание на то, что, как правило, в гражданском браке детей не заводят. Какие дети, если взрослые с собой разобраться не могут? Если же пара решается иметь детей, значит, их отношения уже серьезные, и они учатся любить друг друга. И первый вопрос, который встает тогда перед мужчиной и женщиной, - это роспись в ЗАГСе, чтобы сделать свой брак законным.

Когда-то мы с вами говорили, что брак подобен мешку, в который бросают два острых камня, а потом их трясут. В результате два камня либо обтесываются (крепкий брак), либо два камня, сохранив свою остроту, вылетают из мешка (развод). Настоящая любовь не появится, пока два камня не начнут притираться. А какая притирка возможна в гражданском браке? «Мы с тобой поживем вместе, но помни, что как только что-нибудь мне не понравится, мы разойдемся. Смотри! Чемоданы всегда стоят у двери, чуть что - и уйду». «Супруги» держат себя на достаточном расстоянии, притираться никто не хочет. Запомним, настоящая любовь в гражданском браке принципиально не рождается.

Одно из определений любви следующее (сразу запишу его на доске). Любовь - это ответственность. Какая ответственность? Ребенок разбивает окно в школе. А кого вызывают в школу, чтобы сделать вразумление? Мать! Ребенок нашкодил, а отвечает мать. Вот это и есть любовь к сыну-я отвечаю за каждый его шаг. Та же ответственность рождается между мужем и женой, если они любят друг друга. Какая ответственность в гражданском браке? Никакой! «Расписываться - это значит прописывать мужа в квартиру, потом разведешься - не выпишешь». «Расписываться - это значит потом алименты еще платить». Люди не хотят брать на себя даже малейшей ответственности. Спать будем вместе, а остальное - врозь, в остальном мы друг за друга не отвечаем.

Мне рассказывали одну, на мой взгляд, очень характерную историю. Молодая пара живет два года гражданским браком. Снимают квартиру в Дмитрове, своего совместного хозяйства (мебель, посуда) пока нет. О детях пока не думают. Обычная современная пара. Живут так, чтобы в любой момент можно было легко разбежаться. Она (не знаю как назвать: женой не назовешь, а сожительницей - грубо) заболевает какой-то инфекционной болезнью, которая может иметь серьезные осложнения. Ее кладут в больницу в инфекционное отделение, где она лежит три месяца. В течение всех трех месяцев она рвала и метала все подряд: он к ней ни разу не пришел, поскольку боялся заразиться.

Измена

В том, что измена - это явный грех, никто не сомневается. Поэтому я лишь немного прокомментирую этот грех. На исповеди довольно часто приходится слышать об изменах, но самое печальное - это то, как человек рассказывает о своей измене. В словах слышится детская наивность. Подчас удивительно, что такое может произносить взрослый человек. «Жена меня не понимает. Мы уже давно живем, как чужие люди, просто под одной крышей. А вот она (любовница) меня понимает, она очень чуткий человек, и мне с ней так легко». Или часто слышишь от одинокой женщины, которая встречается с женатым мужчиной: «Он такой внимательный и заботливый, но с женой у них отношения натянутые, она его не понимает, а он очень хороший. Он не бросит, конечно, семью, да и я не хочу разрушать ее».

На самом деле все очень просто. То, что его дома не понимают, - это ложь. То, что его понимает кто-то чужой больше, чем дома, - это тоже неправда. То, что он заботливый и внимательный, - это самообман. Не может быть человек заботливым, если он изменяет! Не может любовница понимать мужчину больше, чем родная жена! Просто ухаживать за чужим человеком, встречаться с ним по два-три часа, да еще и не каждый день, - это в десятки раз проще, чем ухаживать за своей женой. Быть любезным на короткий промежуток времени с любовницей - легко. Быть заботливым мужем и отцом, то есть быть готовым проявлять свою заботу 24 часа в сутки, - это уже подвиг. Нести этот подвиг человек не хочет, а чтобы его любили и ублажали, - он хочет. Так появляются любовницы. Но появляются они только от неспособности изменника любить по-настоящему. Жена может быть совсем не виноватой в измене мужа, это не она не понимает его, а он сам виноват, что не может ее любить. Она (жена) эту нелюбовь мужа понимает, а он (муж) это называет ее непониманием. Ему надо, чтобы он на диване лежал, а жена слушалась, ублажала и при этом еще и понимала его.

А бедные одинокие женщины выслушивают признания о непонимании изменников в их родных семьях, наивно верят им и пытаются хоть немного утолить их жажду понимания и внимания. Хотя женская интуиция говорит им, что надо расстаться, но сил нет. Но расстаться надо обязательно и срочно. Потому что любви этот мужчина дать им никогда не сможет, а душу вымотать, обнадежить и разочаровать - это сколько угодно.

Готовность к разводу

Как редкое исключение, разводы были и раньше. Церковь в некоторых случает допускает разводы как меньшее зло по сравнению с большим. Например, муж совсем спился, ведет себя буйно, и чтобы избежать большего зла (а вдруг ребенка в пьяном порыве покалечит и т.п.), лучше развестись.

Но тем не менее развод - это грех. Легкость, с какой сейчас относятся к разводам, подчас низводит брак до простого сожития. «Ну, не нравится жить со мной, так давай разведемся». Чем легче в обществе совершаются разводы, тем слабее браки. Если супруги внутренне готовы к разводу, то можно говорить о том, что их брак уже наполовину разрушен.

Практически все, что говорилось о гражданском браке, можно отнести к супругам, которые зарегистрировали свой брак в ЗАГСе, но при этом считают развод делом самым обычным. Они так же, как в гражданском браке, не хотят притираться и нести ответственность друг за друга, ведь всегда можно развестись и разбежаться.

К разводам можно отнести и все, что говорилось об изменах. Человек, не найдя «понимания» у своих близких, думает, что другие будут его понимать. Но непонимание со стороны близких - это обратная реакция на его собственную неспособность любить. Человек разводится, пытается создать новую семью, но в ней все повторяется, потому что избавиться от своего эгоизма человек так и не смог.

Значительная часть разводов совершается через 2-3 года после вступления в брак, столь же большая часть - в 40-45 лет. В обоих случаях разводы связаны с перестройкой в отношениях между мужчиной и женщиной, которые неминуемо происходят. Ведь семья - это живой организм, он растет и меняется. У молодоженов свои искушения. Они после брака становятся близкими людьми и познают друг друга как мужа и жену, как отца и мать. Мы это уже обсуждали. В 40-45 лет происходит еще одна перестройка всех отношений между мужем и женой. Дети вырастают, они улетают из родного гнезда, а если и остаются, то все равно они уже самостоятельны и не требуют той заботы, что нужна была раньше. Муж и жена вновь возвращаются друг к другу. Из отца и матери они вновь становятся мужем и женой. Здесь начинается очередной переходный возраст в жизни человека. Телесная близость в этот период играет меньшую роль в отношениях, и на первый план выходят сторона душевная и сторона духовная. И тут супруги понимают, что с этих сторон они слабо связаны. И в этот период отчасти должно повториться то, что было между супругами, когда они были молодоженами, когда они из жениха и невесты превращались в мужа и жену. Вновь труд, вновь притирка, вновь познание друг друга. Отсюда и новая волна разводов. Не разведетесь, устоите - значит, все будет хорошо до самой смерти.

Разводы в сорокалетнем возрасте - это свидетельство того, что супруги жили вместе просто по привычке. Притерлись, привыкли друг к другу за первые 2-3 года совместной жизни, и все! Любовь их как была в зачаточном состоянии, так и осталась. Напомню, что любовь взращивается благодаря подвигу самопожертвования, который человек постоянно несет в семье. Есть подвиг - будет расти любовь. Нет подвига - остается лишь одна привычка друг к другу. К сожалению, сейчас большинство более-менее благополучных семей живут именно так - по привычке.

Грехи детей против родителей.

2. Без согласия, без благословения родителей уехала жить далеко от дома или заграницу.

3. Без спросу родителей отлучалась из дома.

4. Бесцеремонно просила родителей купить модную одежду, другие вещи, требовала денег.

5. Бил родного отца, мать, сестру, ругал их.(136).

6. В своих неудачах, винила родителей и других.

7. Видя снисходительность родителей ко мне, умножала число проступков.

8. Во время работы по хозяйству, мешала, любопытствовала, не уходила, когда меня
отсылали.

9. Все свои дела делала без родительского благословения.

10. Выбирала себе подруг и друзей без совета родителей.

11. Выходы и отлучки без ведома родителей.

12. Вышла замуж против воли верующего родителя.(94).

13. Гневался на родителей, когда они приучали к посту, не давая есть в сочельник или
Страстную пятницу.(155,с,34).

14. говорила и делала наперекор матери.

15. Гордилась богатыми родителями.

16. Давала деньги врачам, медперсоналу, чтобы дольше держали родителя в больнице, не
хотела брать домой, не знала, что грех мой приравнивается к греху убийства.(21 ,с,311).

17. Делала родителям жесткие укоризны в их недостатках.

18. Живя с престарелой, больной тёщей, насмехался и издевался над ней.(21,с,311).

19. Избегал родительских наставлений или скоро забывал, пренебрегал ими.

20. Имел привычку со слезами выпрашивать у родителей то, что хотел.

21. Когда мать (отец) наказывали меня, я, считал, что меня не любят, а презирают и
отвращаются от меня.


22. Когда мать наказывала, вместо просьбы о прощении, ругалась, бросала в ответ разными

предметами.

23. Любым словом, поступком, просьбой доводил их до раздражения. (Сретенский

календарь).

24. Лазил в мамину сумочку за деньгами, шарил дома или в гостях по карманам.

25. Ложная стыдливость за простых и малограмотных родителей.

26. Мало молилась за родителей дома и в храме, не утешала их добрыми словами.

27. Мать внушала жить по воле Божией, а я её не слушала.

28. Медленно исполняла приказания (послушания) родителей.

29. Нарушил родительское завещание.

30. Насмехалась над природными недостатками родителей.

31. Не дорожила родительским благословением, не была послушной.

32. Не защищала родителей, когда о них неправильно или плохо отзывались.

33. не исполнил предсмертного завещания родителей.(178,с,158).

34. Не молился за родителей.

35. Не оказывал нуждающимся и болеющим родителям материальную и моральную помощь,
отсылала жить к братьям, сестрам или в инвалидный дом.



36. Не почитал крестного отца и мать.

37. Не просила мать, чтобы она благословила меня иконой на жизнь, на добрые дела.(29).

38. Не хотела называть отца и мать, отцом и матерью; называла их: «предками», «мамка»,
«маман», «папка», «батя».

39. Неблагодарность, плата злом за добро своим родителям, учителям, воспитателям,
наставникам.

40. Нежелание слушать и исполнять родительские наставления.

41. Не отданием последнего долга родителям (отказом и организации и участие в их

погребении). 42. Не поминовение родителей в церковных и домашних молитвах за упокой, в случае их

смерти, особенно в церковно установленные памятные дни. 43. Не послушание родительской воле, согласной с христианскими заповедями.

44. Не почитание отношение к тестю, свекрови, теще, отчину или мачехе.

45. Не правильные, уничижительные отзывы о старости и взыскание со стороны родителей.

46. Не предоставление престарелым родителям, возможности достойной подготовки к
будущей жизни (условий жизни, духовных книг, священника для совершения таинств и т.п.).

47. Никогда, ни на что, не брал у родителей благословения, не знал о нем и о его
пользе.(139,№230).

48. Оставление молитвы за родителей.

49. Оставление родителей без помощи в несчастье, болезни и при старости.

50. Осуждал родителей в круги братьев и сестер.

51. Отцеубийство или убийство матери: непрямое убийство - убийственной печалью,
наносимой родителям своим поведением, пьянством, наркоманией или каким-либо греховным
поступком.

52. Перекладывал последствия своих грехов полностью на родителей, полагая, что они будут
за них отвечать.(155,с.34).

53. По смерти матери, не слушалась своей благочестивой бабушки.

54. Поднимал руку на родителей, дрался, замахивался, грозил.

55. Получи наследство от родителей, не молился, не поминал их.

56. Пользуясь слабостями родителей, не исполнял порой их послушания,
57. Поносила, злословила родителей, насмехалась и угрожала им.



58. Порицала усопших предков и родственников.

59. Почитание воли родителей и послушание ей больше, чем заповедям Божиим.

60. Пренебрегал родительскими молитвами.

61. Пренебрегал, забывал тяжкий, самоотверженный труд родителей для моего
воспитания.(31).

62. Пренебрежение родительским благословением и молитвами.

63. Проклинал отца и мать.(37,е,145)

64. Проклятие своих родителей.

65. Прописывал родителя у себя с корыстной целью, сыновей любви и благодарности не
проявлял.

66. Родители, завещав мне наследство, решили затем отдать его на богоугодное дело, а я, по
жестокосердию, упрямству и корыстолюбию, ходатайствовал о признании завещания не
законным.

67. Роптал на родителей за их благочестивую жизнь: молитву, милостыню, пост,
препятствовал им ходить с церковь, готовить для себя постную пищу.

68. Роптала на бедность родителей, завидовал детям обеспеченных родителей.

69. С неуважением говорил про родителей: « не мало делаю для них, кормлю, одеваю,
обеспечиваю, что я еще должен?»

70. Своим дурным поведением, навлек на себе родительское проклятие.(2,34,92г,с,27-31).

71. Своими делами, порочной жизнью, причиняя хлопоты, большую скорбь родителям,
усугубил болезни, укоротил дни жизни (отцеубийство).

72. Стоя на молитве, думал, пойти попить, поесть.(155,с,34).

73. Стыдился своего низкого происхождения и своих бедных родителей перед знатными
людьми.(151,с,172).

74. Стыдился своих простых родителей.

75. Требовал то родителей почестей по отношению к себе; похвалы, благодарности за свои
заботы.

76. Тяготился тем, что родитель (родители), долго живёт.

77. Ударяя мать, а после подавал милостыню, не покаявшись в этом грехе. (В таком случае
Бог милостыню не принимает).(2,№4,92,с,27-31).

78. Укоряла в чём-либо мать.(128).

79. Упрекал родителей в скупости.

80. Холодность и равнодушие к родителям.

81. Худое, грубое, не почтительное обращение с родителями, укоры и злословие их.

Грехи детские.

1. Больше любил играть на компьютере, чем молиться и читать духовные книги.

2. Бросал, в проезжих, в транспорт камнями, землей, снегом.

3). Будучи сильнее друзей своих, обижал их, отнимал то, что понравилось.

4). В детстве быстро надоедало стоять в храме, капризничала, плакала, мешала молящимся, не

благоговейно без страха Божия стояла в церкви, шалила, громко говорила, шумела и смеялась со

сверстниками.

5, В детстве имела свою копилку, приучала себя к сребролюбию

6). В детстве имела деньги, тратил их на лакомство, или на какие-либо безделицы.(262,с,86).

7). В детстве над больными смеялся, шутил, ругал, плевал и издевался, кидал камнями, палками,

бил их и т.п. (Мф.24,36).

8). В детстве не был скромным и стыдливым.(67).

9). В детстве не стремился к воздержанию и посту.

10). В детстве не читал Евангелия и житие святых.(158).

11). В драке бил лежащего, на земле.(155,с,42).

попадалось под руки и пр.

13). В храме с шумом со сверстниками разбирал просфоры.(107).

14). В храме становился без сокрушения сердца, а ради того, что все так делают, или хотел

показаться набожным.(155,с.35).

15). В школе непрестанно ёрзал, чесался, скучал, скользил ногами.

16). В школе передразнивал учителей, наставников.

17). Видя товарища в обнове, «сгорал» от зависти, с назойливостью докучал своим родителям,

пока не купят.

18). Вмешивалась в чужие дела, в жизнь и в разговоры взрослых.


19). Вмешивалась в разговоры старших.(155,с,39).

20). Воздерживался от дурных дел лишь потому, что рядом были родители.

21). Воровал на рынке, магазине.

22). Вставши от сна, не умывался.

23). Воровал по карманам в школьной раздевалке, и других местах.

24). Выбегал на холод в поту, после чего болел.

25). Выходил из храма с криком, шумом, топотом и смехом.

26. Гордилась своими успехами в учебе, превозносилась, насмехалась, над плохо успевающими,

не помогала.

27). Гордился своим прилежанием, способностями, скромностью, благочестивыми делами, что

занимаю первое место, по чему-либо.

28). Данные поручения родителями перекладывал на младших братьев и сестёр.(155,с,38).

29). Добивалась первенства над сверстниками.

30). Дома к иконам относилась очень не благоговейно, ставил их на пол вниз головой или на стул

вместе с одеждой.(155,с,35).

31). Дразнил товарищей за рыжие волосы, очки, плохую дикцию, за некрасивость, глухоту,

сутулость. (1,55,с. 39).

32). Ел в церкви лакомства.(155,с,29).

33). Желала быть первой в семье и хозяйничать.

34). Желая выслужиться перед старшими, рассказывал о недостатках своих близких, и

товарищей.(155,с.42).

35). За мои шалости наказывали других, а я не признавался, боялся.

36). Закладывал Евангелие мирскими картинками.(155,с,34).

37). Играл в «попа», «крестины», «похороны».

38). Играл в садиста и убийцу.(152,с,6).

39). Играя со сверстниками, намеренно или не чаяно наносил удары, причиняющие боль.

40). Играя, советовал товарищам спрыгнуть с крыши, с дерева, с обрыва, что привело к увечью,

41). Имел желание быть предводителем у друзей, раздавал приказания, завидовала сопернику,

скорбеть, лишаясь лидерства.

42). Имел привычку брать без проса чужое.

43). Имею на себе родительское проклятие.

45). Когда в дом заходили незнакомые мне люди, делался упрямым и

недоброжелательным. (155,с,42).

46). Когда в сочельник долго не давали мне есть, говорил; «Что мучаете меня?»

47). Когда меня укоряли, делали замечание, оправдывалась, правдами и не правдами, старалась

вывернуться.

48). Когда надевал обнову, желал, чтобы мною любовались.(155,с,32).

49). Когда прислуживал в алтаре, много шутил и болтал.(155,с,35).

50). Когда родители с родственниками шли в церковь, убегал и прятался, чтобы не ходить в

51). Когда ссорились друзья, я «подливал масло в огонь», «подзуживал», дразнил и распалял

спорящих.

52). Кривлялся перед зеркалом, и перед людьми, чтобы обратили на меня внимание.

53). Купалась в глубокой реке, похвалялась перед товарищами, этим.

54). Купался один без товарищей в быстрой реке.

55). Лазила в чужие огороды и сады.

56). Лазила на высокие деревья, портила яйца, разоряла гнёзда.

57). Любил брать куски пищи на улицу.(155,с,42).

58). Любил бродить по рынкам, многолюдным местам, где много пьяных, слышится брань и где

играет рок-музыка.

59). Любил объявлять о своих находках.

60). Любил рассказывать страшные истории.(152,с24).

61). Любил смотреть американские мультфильмы, художественные фильмы, боевики и прочие,

слушать рок-музыку.(152,с,24).

62). Мочился на друзей в игре.(136).

63). Называл товарищей, учителей обидными прозвищами.

64). На молитве оглядывался, не смотрят ли родители, не внимала словам молитвы.

65). Нападал со многими товарищами на одного.

66). Нарушал школьные правила.

68). Не был услужлив, почтителен к старшим, младшим, не приучал себя делать добрые дела

69). Не всегда выходил из дома с молитвой и крестным знамением.

70). Не выполняла правила, отговаривалась: «да, как я пойду, я не знаю туда дороги, я боюсь туда

71). Не имела благодушия и снисходительности к слабостям учителей и сверстников.

72). Не имела смирения, старалась настоять на своем, спорила, если, что было не по- моему.

73). Не остерегалась, не ограждалась от учителей настроенных против Бога.

74). Не осторожно пользовался ножом, поранил себя и друзей.(155,с,32).

75). Не поддерживал порядок в своем жилище.(2,№8,88г.с,75).

76). Не приучал себя быть добрым, вежливым, внимательным к людям, оказывать им помощь.

77). Не приучал себя к исполнению норм морали и правил общежития, поэтому не исполнял

своих обязанностей дома и в школе.

78). Не приучалась в детстве к бережливости по отношении к вещам, не задумывалась, на какие

деньги, они приобретены.

79). Не уважала старших, сродников, осуждала старость, говорила, что со стариками трудно,

насмехалась, передавала другим их поступки слова.

80). Обманывал товарищей, не верным обменом.

81). Обманывала учителей и родителей, на уроках подсказывала одноклассникам, давала

списывать на уроках.

82). Общался с детьми, хулившими Бога, Божию Мать, Крест Господень, святых угодников.

83). Писал скверные слова на стенах дома, в лифтах, на заборе, в подъездах.(71,с,333).

84). Плакал притворно, чтобы только вид показать.

85). Подражал героям книги телепередач.(152, с,14).

86).Послушание было из боязни.

87). Прельщалась нарядами, дорогими вещами.

88). При получении от матери еды говорила, что не нравится.

89). Придумывала не правды, чтобы избежать наказаний.

90). Принимала мирские правила за истину.

91). Прыгал, скакал во время молитвы.

92). Ради игры поджигал дома заборы.

93). Резал парты ножом, рисовал на партах.

94). Родители пели, срамные песни, а я слушал их и выучивал.

95). Роптала на нужду, на малообеспеченность, плохую погоды.

96). С гордостью и уверенностью заявлял, что буду врачом, военным, продавцом, и т.п.и этим

показывая, что забываю, что вся наша жизнь в руках Божиих.(155,с,36)

97). С детства не боролась с не чистыми помыслами.

98). Святую книгу закладывала мирской газетой, нечистой бумажкой.(21 ,с,451).

99, Сердился на своих родителей, когда они будили меня утром.(155,с,34).

100). Скучал дома, ходил с утра до вечера по домам своих товарищей.(155,с,38).

101). Сидел за столом, и заглядывал в тарелки других и завидовал, кому положили больше.

102). Смеялся в неподходящий момент.(155,42).

103). Со злобой смеялся и насмехался над товарищами, которых строго наказывали.

104). Стучал в дверь ногами, сильно хлопал дверями, мешал соседям, стучал громко по столу,

говорил слишком громко.

105). Стучала вечером в чужие окна.


106). Считала себя находчивой и ловкой.

107). Тайно уносил из церкви свечи и мелкие деньги.

108). Толкал друзей в воду или снег.

110). Убегал в школе и училище с занятий.(155,с,38).

112). Утаивал свои грехи на исповеди.

113. Учила уроки поспешно, без внимания.

114). Хвалила мальчиков и девочек, которые в остроумии превосходят других, поют песни.

веселятся.

115). Хвалился новыми игрушками.

116). Ходил в кино на последний сеанс, хотел показаться старше.

117). Ходил на ходулях.

118). Часами смотрел ТВ, видео.

119. Часто, тайком от родителей ходил в места развлечений, по магазинам ради любопытства.

120). Читал безбожные, атеистические книги.

121). Читал Священное Писание и ел конфеты и т.п.

122). Чтобы привлечь внимание к себе, отказывался садиться обедать.(155,с,32).

123). Шалил, баловался, дурно вел себя в храме.

124). Щекотал кого-либо, сам давал себя щекотать.(155,с,41).

Грехи родителей.

1). Без уважительной причины лишал детей благословения, проклинал их.(187,сЗ). 2). Без утешная печаль об умершем ребёнке. 3). Будучи отцом, ревновал дочь к зятю.(2,№7,89г.с,75). 4). В гневе желала своему ребёнку смерти.

5). В запальчивость била своего ребёнка по голове, таскала за уши, щипала. 6). В период беременности или кормления ребёнка грудью курила, пила вино и водку, вкушала вредную для плода пищу, гневалась, не молилась, злилась, не исповедовалась, не соборовалась, не причащалась, ходила в кино, театры, читала мирские книги и газеты.(123, 186,с,192). 7). В присутствии ребёнка говорила, что можно обойтись и без религии, без веры в Бога, лишь бы быть честным, добрым человеком.

8). В раздражении грубо накидывалась на своих детей, ругалась, кричала, била руками или чем-либо, а они из-за страха наказания приучались лгать. 9). Взяла сиротку на воспитание, а духовно не воспитала.

Наставление.

Святой Иоанн Златоуст утверждает: «Те родители, которые своих детей не наказываю, и не учат целомудрию, строже разбойников осудятся. Разбойник тело убивает, а нерадивый отец душу.»(2,31,82г.).

10). Видела у детей чужие вещи, и не спрашивала, где они их взяли.

11). Вместе с детьми нарушала посты.

12). Во время беременности делала трудную работу, поднимала тяжести, танцевала.

13) Во время беременности не брала благословения на вынашивание ребёнка и на роды.

14) Во время ссоры жаловалась детям на мужа (муж на жену). (59,с,93).
15). Водила детей в цирки, кино, театры и т.д.

16). Водила причащать детей старше семи лет без исповеди.

17). Воспитание детей, лишь с целью земных и суетных успехов.

18). Вынуждал детей на злобу, когда отнимал у них игрушку или кушанье.

19). Говорил, что лучше ребёнок играет на компьютере, чем будет на улице в дурной

компании.(152,с,28).

казалось бы, безобидные из этих игр незаметно разрушают психику, приводят к нервным срывам и даже к бесноватости. (с 30).

20). Говорила правду только тогда, когда это было выгодно, лгала, лицемерила в присутствии

21). Давала ребёнку несвежую, испорченную пищу, холодную воду и он заболел.

22). Давала сыну, служащему в армии амулет, заговорённую траву, а не шла с ним в храм

заказывать молебен, получить благословения священника, не давала ему икон, молитвослов и

пояс с молитвой.(139,№136).

23). Действия, направленные на отведение детей от веры в Бога и хождение в церковь.

24). Делал, покупал, продавал фигуры демонов, сплетённых из капельницы.

25). Держала в доме светские книги, соблазнительные картины рядом со святыней, чем подавала

дурной пример детям.

26). Детей воспитала по-мирски, а требовала от них почета и уважения, упрекала, укоряла куском

27). Детей отдавала в секции каратэ, самбо, дзюдо, у-шу, бокса и т.д.

28). Дети были мирскими, неверующими, жили в смертных грехах, а я не спрашивала у

богобоязненного священника, какой брать подвиг, чтобы их вымолить.

29). Деть были не покорны, не послушны, беспечны, оскорбляли меня, я же не молилась за них.

30). Дети имели желание принять постриг в монастыре, а я всеми силами старалась удержать их,

роптала на них и на Бога.(36).

31). Детям давала имена не по святцам (в т.ч связанные с коммунистической идеологией -

Октябрина, Ким, с искусством - Травиата, иностранные - Рудольф, Эдуард, Эрика).

32). Дозволял детям смотреть телевизор, кино, порнографию, ходить на дискотеки, читать книги

о сексе и оккультизме.(38,315,95г,с,7).

33). Долгое не приобщение детей Святых Христовых Тайн и не заботливость об организации

исповеди ребёнка после исполнения ему семи лет.

34). Допускал, чтобы дети хвалили сами себя, сам хвалил их в лицо, от чего в них рождалась

гордость.

35). Допускал, чтобы мои дети обнажались перед окружающими и друг перед другом, дозволял

детям разного пола оставаться без присмотра в уединенных местах.

36, Допускал, чтобы дети без разрешения продавали свои вещи и обменивали.

37). Допускал, чтобы младшие дети управляли младшими.(56,с,22).

38). Желала детям внешнего, мирского счастья.(131).

39). Жестокими побоями наказывал детей, за кражу и иные проступки.

40, За шалость, баловство говорила ребёнку: «Ах, ты проклятый, чтоб тебе сгтануть2.

41).3адавление ребёнка матерью во время сна.

42). Заспала младенца.

43). Заставлял ребёнка выпивать в компаниях.

44). Заставлял детей насильно вступать в брак без их желания.(178,с,177).

45). Заставлял детей вступивших в брак, принимать монашество.(178,с,177).

46). Из опасения, что дети могут заболеть, кормила их в Великий пост скоромной пищей.

47). Из-за неприятностей на работе, зло срывала на детях.

48). Имела бесконтрольную, слепую, неразумную любовь к сыну.

49). Когда дети мои пели в церковном хоре, советовала им брать за это деньги.

50). Когда ребёнок на молитве не выговаривал слова, раздражалась.(160).

51). Кормила детей с упреками и ропотом, а хотела, чтобы они меня любили.(56,с,24).

52). Крест - хранитель младенцев, а я снимала его, боясь, что может что-то случиться с

ребёнком.(23,с,394).

53). Крестных для своих детей выбирала не благочестивых, в знатных и богатых.(187).

54). Лишала детей или престарелых родственников приватизации, в продаже недвижимости.

55). Лишение взрослых и отделившихся детей всякой поддержки и наследства.

56). Лишение детей наследства и всякой поддержки.

57). Лишение детей родительского благословения без уважительной причины.


58). Ложная жалость будить детей к литургии и оставление их из-за этого без причастия.

59). На восьмой день от роду не давала младенцу имени.

60). На глазах детей устраивала пьянки, ссоры, драки.

61). На крестины младенца пришла в пьяном виде.(97).

62). На младенца вешала погремушки, перевязки, красную пряжу и др., тогда, как кроме

спасительного Крестика не нужно вешать.(21,с, 121 ,вопр. 105).

63). На свадьбе или других торжествах давала пить водку детям и подросткам.

64). Надолго оставляла ребёнка без причащения по лености.

65). Называла детей и близких: «пустой», «безмозглый», «бестолочь противная», «бессовестный

дурак», «уродина», и прочими словами.

66). Называла своих детей; «бесятами», «нечистой силой», «не христем». И т.п.

67). Наказывала ребёнка, не действовала в единении со своей женой (мужем), а когда ребёнок не

исправлялся, не приводила его к священнику. (Втор.21,18-20).

68). Намеренное унижение на глазах детей матери отцом или отцом матери.

69). Нанимала детей в услужение, накладывала на них не посильную работу, с раннего утра до

позднего вечера.

70). Напоминал взрослым детям с раздражением и грубостью о их детских прегрешениях.

71). Насильно выдала дочь замуж (сына женила).

72). Насильно заставляла неверующих детей венчаться.(13,с18-20).

73). Не хранила сердечные тайны, открытые ребёнком, поминала их в ссорах, из-за чего ребёнок

терял ко мне доверие, становился скрытным, замкнутым и холодным.

74). Не брала благословения, чтобы зачатый во чреве ребёнок, стал истинным христианином.

75). Не воспитывала детей, как должно, ссылалась на работу, говорила, что мне не до них, а на

неблагочестивые дела время находила.

76). Не воспитывала дочь в разумной строгости, не охраняла от греха.(31).

77). Не давала носить ребёнку крест, боялась, что он его потеряет.(189,с,6).

78). Не давала детям перед трапезой вкушать просфору со Святой водой.(44,с,12)

80). Не давала завещания об имуществе.

81). Не заставляла своих детей, молится перед едой, или после.(268,с,47).

82). Не контролировала поведение детей дома и на улице, не отлучала их от своеволия, капризов,

рассчитывала, что они сами по себе временем исправятся.

83). Не молилась, чтобы дочь выбрала себе жениха благочестивого, имеющего страх

Божий,(78,с,612).

84). Не обращала внимания на то, ребёнок начал лгать, лицемерить, не вразумляла его.

85). Не останавливала детей, мучивших и разорявших гнёзда.(108).

86). Не попечение о целомудрии, девстве и трезвости своих детей.

Наставление.

Нужно обучать своих крестников, чтобы они хранили девство до самого брака, не пели срамных песен, и любострастных песен, со всеми жили в мире, чаще исповедовались и причащались.

87). Не почитал местно-чтимых угодников Божиих, не знал их житие, не отмечал дней памяти их

хождением в храм, молебном, не прибегал к их помощи при воспитании детей.

88). Не прививала ребёнку смирение и страх Божий, не внушала, что Господь бережет его, даёт

ему хлеб, хранит для него отца и мать.

89). Не прививала ребёнку стремление исполнять закон Божий.

90). Не приучала детей вести себя искренне, прямодушно, просто.

92). Не причала детей делиться лакомством, куском хлеба с ближним.(44,с,12).

93). Не приучала детей довольствоваться тем, что имеют.

94). Не приучала детей не злословить о ближних, не замечать и не передавать их грехи, и

семейные неурядицы.

95). Не приучала детей с утра умываться, вставать на утреннее правило и молиться на почь.(160).

96). Не приучала свою дочь сидеть дома, не заботиться о нарядах, презирать земные блага, быть

скромной и благочестивой.

97). Не приучала своих детей благоговейно покланяться Святому Кресту и святым иконам,

целовать их.

98). Не благодарила Бога, что дочь или сын приняли монашество, роптала.

99). Не ставила руками детей свечи перед образами и не молилась вместе с ними, их руками не

опускала монетку в кружку, не подавала их руками милостыню нищим.(44,с,12).

100). Не требовала, чтобы дети исполняли моё послушание без замедлений.(56,с,22).

101). Не удерживала молодой дочери от замужества, с престарелым.

102). Не учила детей молитвам и поведениям в храме и на Богослужении.

103). Не хотела кормить младенца грудью, отдавала другим кормилицам.

104, Небрежение об образовании своих детей.

105). Небрежное пренебрежение акушерки к роженице.

106, Небрежное отношение к состоянию своего здоровья во время беременности, повлекшие за

собой ранние роды или мертворожденного ребёнка.

107). Небрежный или, напротив, излишне заботливый уход за детьми.

108). Незаконнорожденных детей оставлял без опеки и поддержки.

109). Не кормление ребёнка грудью.(178,с,159).

110). Не обучение ребёнка молитве с раннего возраста и не приучение их к церковным службам.

111). Не попечение о своих крестниках, отсутствие молитвы за них.

112). Не попечение по отношению к крестным.

113). Не равно относилась к своим детям, имела более любимых, что вызывало у других зависть

114). Никогда не благословляла детей на жизнь добрые дела или благословляла их с ропотом и

огорчением.

115). Обижалась, роптала на детей за то, что раздал нищим хлеб, ходили в храм, постились,

молились, покупали духовную литературу и т.д.

116). Обижался, когда посторонние указывали на грехи, недостатки моих детей, не

прислушивалась, не заботилась о вразумлении дитя.

117). Обманывал детей, не исполнял, обещанного им.

118). Обманывала своих детей, и они перестали верить моим словам.

119). Одевала своих детей в модную одежду, не предостерегала их от гордости и тщеславия в

среде сверстников.

120). Одного сына (дочь) материально обеспечила, а другого, при возможность, нет.

121). Оставление без всякой помощи незаконнорожденных детей.

122). Оставление долго моления о детях, вне зависимости от их возраста.

123). Оставляла дома детей одних без пищи.

124), Оставляла маленького ребёнка без надзора, пока он спал, убегала на танцы.

125, Остерегаясь испортить фигуру, не кормила ребёнка грудью.

126). Отдавая своих детей в музыкальное училище, иностранный колледж и другие мирские

заведения, где учат жить не по воле Божией.

127). Отдавала детей на воспитание к развращенным людям, в ясли, детский сад, не помышляя,

что, там у ребёнка «отобьют» веру в Бога.

128). Отдавала ребёнка в детдом, отказывалась его воспитывать, оставляла новорожденное дитя в

больнице, подбрасывала на чужое крыльцо, были мысли так сделать.

129). Отказ матери кормить ребёнка грудью (кроме причины болезни).

130). Отказ от ребёнка после родов по любым причинам.

131). Отказывался помогать взрослым детям, при их материальном неблагополучии.

132). Отсутствие заботы о воспитании целомудрия, сохранение девственности и трезвом

воспитании своих детей.

133). Перед Причащением, говорила ребёнку: « Пойдем, батюшка даст тебе медок»

(кощунство).(2,№4,92г,27-31).

134).Плачущих детей пугала чудовищем в темном углу, кикиморой, домовым.

135). По бедности отдавала детей работать в наем к недобрым людям.


136) По злобе лишила своих детей, постригшихся в монахи, наследства.(71,с, 118).

137) По моей вине ребенок умер не крещенным, не спрашивала у священника, как мне молиться

за этот грех.

138). По неразумной любви и из снисходительности изнежила, избаловала детей, сделала их

капризными и неуправляемыми.(56,с,24).

139). По неразумной любви к детям, не наказывала их за дерзкие и греховные поступки.

140). Позволял ходить детям в ресторан «Мак Дональде», сам ходил с ними.(152,с.64).

141). Позволяла своим детям брак с неверными.(136).

142). Позволяла своим детям хулиганить а храме, и этим самым отлучала их от благоговейного

стояния в церкви.(«,№3,92Г,с.23).

143). Покупала детям компьютер, электронные игры (тетрис, томагочи), или иные игры

рождающие в них греховные страсти.(монополия) и т.д.

144). Покупала, детям игрушки; драконов, бесят, дочери - куклы «Барби», «Санди», а сыну -

робот, убийцу, монстров.(152,с,51).

145). Покупала детям карнавальные маски, шила карнавальные костюмы, сама с ними

участвовала в маскараде.

146). Покупала детям одежду с изображением сцен блуда, монстров, с рекламой сигарет, с

иностранными надписями ит.д.

147). Полное отсутствие необходимой строгости или на оборот, частые и жестокие взыскание с

148). После Причащения отпускала ребёнка на улицу, разрешала играть, смотреть телевизор, с

Священное Писание не читала.

149). Постоянное, настырное вмешательство в дела взрослых детей.

150). Предавал детей черту и Диаволу.(178,с569).

151). При возможность водить детей на Причастие не на раннюю, а на позднюю Литургию, от

чего изнуряла их голодом.(8,155,с,58).

152). При детях говорила о знакомых с завистью, недоброжелательностью и злорадством,

осуждала.

153). При детях осуждал, порочил духовенство.(142,1887г,№351).

154). Нехотение кормить грудью т утаивания молока в груди.(178,с,168).

155). Приглашение знатных и богатых людей, а качестве восприемников по корыстным

побуждениям.

156). Приказывала там, где следовало учить.

157). Принятие мер, для избежания беременности (предохраняться).

158). Принятие Священного Крещения (лично или своего ребёнка), отметил не по-христиански.

устроил пир, пьянку, пели, плясали, в постный день ели скоромное.(97).

159). Пристрастное отношение и пристрастная любовь к одному из детей.

160). Притеснение своих пасынков, падчериц, усыновленных детей и приемышей.

161). Притеснял, выгонял пасынка, падчерицу из дома.

162). Приходя в храм, не присматривала за детьми, не пресекала их баловство.

163). Причащала детей некрещеных, без нательного крестика.(8).

164). Проклятие, произносимое на детей.

Наставлении. Нельзя проклинать своих детей, т.к. при родительских проклятиях в них входят злые духи.

165). Промедление с крещение младенца, слабого здоровьем.

166). Просила у Бога о наказание своего нечестивого непослушного сына, когда же Бог его

посетил, т.е. наказал, то роптала, не смирялась с волей Божией.

167). Пугала своих детей именем священника, позволяла им смеяться над батюшкой и кричать

«поп идет», сама так говорила.

168). Пьянством, запоем совращал, «калечил» детей.

169). Равнодушие, безразличие, презрение, зависть к своим детям.

170). Радовалась о детях, которые были неверующими, развращенными, полностью мирскими, в

которых не было страха Божия.

171). Развития у детей честолюбия, гордыни, желание блистательной светской карьеры.

172). Развлекалась с детьми, подбрасывала их к верху и, не удерживая, роняла его.

173). Разрешала (давала) пить детям вино, до совершеннолетия.(139).

174) Разрешала делать ребёнку то, что раньше запрещала, шла у него на поводу.

175). Рассказывала в присутствии детей о убийствах, самоубийствах, о разбое, насилии и

воровстве.(190,с, 18).

176). Ребёнок приносил домой краденное, а я не наказывала его за воровство, закрывала на это

глаза.(139,№352).

177). Регистрация брака в пост, зачатие ребёнка в пост или постные дни.

178). Родив ребёнка, не обращалась к священнику за молитвой о роженице и ребёнка.

179). Ропот по причине многочадия или большого семейства.

180). Роптала на многочадие и большую семью.

181). С самого раннего возраста, не ограждала части тела ребёнка крестным

знамением.(21 ,с,122,вопр. 106).

182, Своей материнской ревностью к детям, доводила их семью до разрушения.(2,№4,92г,с,27-

183). Своим детям попускал дойти до потере целомудрия, до курения и пьянства.

184). Своим курением подавал плохой пример детям и другим людям.(143,1886г.).

185). Своих недостатков и грехов в своих детях не видела, а говорил, что « Ты такой же негодяй,

как твой отец», « Ты такая же беспутная, как твоя мать».

186). Сознательно, наносимый вред своим собственным детям.

187). Ссорилась с мужем, оскорбляли друг друга при детях.(56,с,24).

188). Стыдилась, рожденных мною уродов и оставляла их в роддоме или бросала.(94,с,87).

189). Требовал, чтобы мои пожилые родители сидели с детьми.(2,№4,92г,с,27).

190). Удушение рожденного ребёнка.(178,с,168).

191). Улыбались, когда дети мои лгали, поощряла их говорить не правду.

192). Упрекала детей, что они не хотели мстить обидевших их.

193). Утопила ребёнка в воде. (178,с,159).

194). Учил играть детей в карты.(142,1887г,№478).

195). Учила детей обману учителя и других, чтобы избежать наказания.

196). Учила детей танцам, и различным видам спорта.) (95,с,377).

197). Холодное отношение и не заботливость о своих внуках.

198). Часто давала малолетним детям усыпляющее средство, чтобы не мешали спать.

199). Часто делал детям подарки, чем способствовал развитию в них любостяжание.

200). Чрезмерная любовь к своей семье и полное равнодушие и даже неприязнь к другим детям.

201). Чрезмерно и безутешно печалилась о умерших детях, роптала на Бога.

202). Чрезмерное отдаление от себя детей или же, напротив, слишком вольное отношение с ними,

которое лишает детей страха говорить и делать худое даже в присутствии родителей.

203). Явно соблазнительное поведение перед лицом собственных детей.

Грехи супругов. 1). Без винца носила кольцо. 2). Беспричинная супружеская ревность. 3). Беспричинно бил жену, (чтобы показать свою власть). 4). Бил жену, и она извергала ребёнка.(178,с,411). 5). Болезни родов переносила с ропотом.(24,с,25).

Наставление.

Если жена переносит болезни деторождения в духе веры, покаяния и смирения, то она этим покрывает множество грехов своих и мужа: «Что Бог не налагает, то не может быть вредно, как бы ни было трудно и прискорбно».(24,с,25).


6). Больше заботился о деньгах, чем о спасении своей семьи

7). Бросила своего мужа, гнушаясь браком.(27,с,162,пр.14).

8). Будучи замужем и оставаясь бесплодной, сильно скорбела и плакала.(21,с,236).

9). Была склонна к праздности, пересудам, хождению по гостям, к развлечениям в компаниях.

10). В супружеской жизни была капризной, похотливой, хотела, чтоб муж во всем подчинялся,

когда, что было не по мне, злилась и обижалась.

11). Венчалась в нетрезвом виде.

12) Венчалась с неверующим мужем, что уже большой грех, хотела спасти его, но не смогла

избавиться от раздражения, злобы, ропота, насильно заставляла его молиться.(3.с,362).

13). Венчанного мужа не любила, как себя.

14). Взаимные упреки из-за бесплодия.

15). Вместо того, чтобы молится, способствовала усилению раза к разу, раздоров с

мужем.(138,с,69).

16). Во всем исполнял волю жены.

17). Вражда с супругом (супругой), на религиозной почве.

18). Вследствие больших издержек на украшения, муж терпел большую нужду.

19). Выбирал невесту (жениха) не христианку, а ту, к которой испытывал плотское

увлечение.(73).

20), Высокомерно смотрел на жену, как на подчиненную.

Не грешите против ребенка

Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: "не грешите против отрока"? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается. Быт.42:22

"Не говорил ли я вам: не грешите против отрока?" Этот вопрос Рувим задал своим братьям, когда они стояли перед суровым правителем Египта, неузнанным Иосифом.

"Точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие" (Быт.42:21) ,- поняли братья.

Если мы совершаем грех после предупреждения, голос совести сильнее будет осуждать нас, напоминая те многие советы и увещания, которыми мы пренебрегли в свое время. Тот, кто знает, что необходимо ребенку, и все-таки грешит против него, будет несравненно виновнее в глазах Божьих, чем тот, кто делал это неосознанно.

Просьба Рувима касается всех взрослых: "Не грешите против отрока!" . Я бы сказал это каждому из родителей, каждому брату и сестре, каждому учителю, как имеющим семью, так и не имеющим ее. Не грешите ни против собственных детей, ни против чужих, ни против какого бы то ни было ребенка вроде тех "ничьих" детей, что бродяжничают по улицам. Если вы и грешите против взрослых, то не грешите против ребенка!

Скверно вводить в грех взрослых, но еще сквернее и в высшей степени отвратительно сеять злое семя порока в сердцах, не запятнанных грубым грехом. Не совершайте духовного детоубийства! Во имя Бога и во имя простой человечности я прошу вас: не принимайте на себя роль Ирода, морально убивая невинных.

Рассматривая историю Иосифа, можно выделить три вида греха против ребенка. Первый заключается в предложении завистливых братьев: "Убьем его и увидим, что будет из его снов". Существует духовное и моральное убийство мальчиков и девочек, и здесь даже Рувимы, то есть люди, которые не такие, какими должны быть, даже они протестуют: "Не грешите против отрока". Не приучайте его ко лжи, к нечестности, к пьянству, к порокам. Ни один из нас не желает так поступать, и между тем многие это делают своими дурными примерами.

Нередко детей губят их же родители. Многие делают все, что только в их силах, чтобы вырастить из своих детей заразу для общества и бич для страны. Когда я вижу малолетних преступников, то невольно спрашиваю себя: кто был их убийцей? И сам собой напрашивается грустный ответ: в основном, это жертвы греха родителей. Самые опасные хищные звери не станут губить своих детенышей, но грех делает человека способным погубить душу собственного ребенка.

Второй вид греха против ребенка заключается в предложении Рувима: "Бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него". Многие почему-то думают, что ребенка следует предоставить самому себе и не трогать, пока он вырастет, а тогда уж постараться спасти его от гибели. "Не убивайте его,- как бы говорят они,- но оставьте пока одного. Убить его - жестокое преступление, другое дело - оставить в пустыне до более удобного времени, а тогда мы придем и спасем его".

Некоторые христиане совершенно не обращают внимания на детей и действуют так, будто их и не существует. Ходят ли они в воскресную школу, читают ли Слово Божье, этим они не интересуются. Эти добрые люди нимало не беспокоятся о воспитании детей в учении и наставлении Господнем. Я бы сказал им: не грешите против отрока такой небрежностью!

Общераспространенно мнение, что детей не нужно приводить к Богу, заботиться об их обращении можно лишь потом, когда они вырастут. Думать так - значит грешить против ребенка. Ни одно место Священного Писания не оправдывает этой медлительности и небрежности. Пророк Иеремия жалуется: "И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне" (Плач.4:3). Пусть это обвинение не коснется никого из нас! Зачем вашему ребенку оставаться во рву своей природной испорченности? Приложите к этому все свое сердце и теперь же просите Господа вытащить его из ужасного рва.

Третий вид греха против ребенка
- это продажа Иосифа измаильтянам. Караван измаильских купцов проходил мимо, и братья охотно отдали Иосифа за вознаграждение. Я думаю, что многие из нас склонны поступать таким же образом.

Если мы любим Библию, то не отдадим своих детей во власть тех, кто будет порабощать их ум вредными учениями. Продают своих детей также и те, кто заботится больше об их мирских интересах, чем о душе.

Я уверен, что вы не захотите продать своих детей буквально, но не менее ужасно продавать их душу! Не грешите против ребенка. Не продавайте его измаильтянам. Глубоко задумайтесь, прежде чем совершить это ужасное преступление!

Иногда грех против ребенка заключается в пренебрежительном отношении к нему. "Он такой странный!" - говорят родители и воспитатели, оправдывая свою суровость. Вы слышали, наверно, о лебеде, который был высижен в утином гнезде. Ни селезень, ни утка, ни утята ничего не могли сделать из этого безобразного детеныша, а между тем он на самом деле был прекраснее их всех. Иосиф был таким лебедем в гнезде Иакова. Братья и даже отец не понимали его "Неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли!" - говорил Иаков (Быт.37:10).

Я представляю себе, что с Иосифом не так-то легко было жить. Когда его братья поступали худо, он доводил это до сведения отца. Наверное, они называли его ябедником, предателем, хотя на самом деле он был милым, ласковым ребенком. Сны его были тоже какие-то странные и раздражающие. Братья называли его сновидцем и, может быть, считали каким-то ненормальным. Иосиф был любимцем отца, и это делало его более невыносимым в глазах остальных детей.

История повторяется. Может быть, особенности вашего ребенка происходят от превосходства его природы и от способностей, которые еще не нашли себе полезного применения. Во всяком случае, не грешите против ребенка потому только, что он странен. Конечно, не выказывайте к нему и пристрастия, не делайте ему разноцветной одежды, потому что в таком случае у его братьев будет некоторое основание для зависти. Но, с другой стороны, не браните его без причины, не надламывайте его дух.

Я знаю людей, которые при встрече с "маленьким Иосифом" грешили против него безрассудной лестью. Мальчик был не по летам умен и интересно говорил. Они ставили малыша на стол так, чтобы все видели его, осыпали похвалой и лаской, заставляя еще и еще повторять то, что он сказал. Таким путем они развили в ребенке самомнение, сделали его назойливым и чересчур смелым.

Обычно дети, которых выставляют напоказ, скоро портятся. "Посмотрите, какой удивительный мальчик мой Ваня! Он знает то-то и то-то",- восклицают родители. Да, я вижу, как удивительно неразумна его мать, как беспечен отец, подвергающий дитя такой опасности. Не грешите против ребенка, сея в нем семена гордости, которые быстро взойдут и принесут дурной плод.
Не впадайте при этом и в другую крайность. Много добрых желаний было заморожено презрительными насмешками и много прекрасных порывов погибло прежде, чем они созрели. Берегитесь подавлять энтузиазм юности, направленный на добро! Да сохранит меня и вас Господь, чтобы нам не погасить искры благодати в душе ребенка и не уничтожить почку, которая может распуститься в чудный цветок. Будем следить за своими словами и поступками по отношению к детям.

Не грешите против ребенка, просто рассказывая ему библейские истории и не указывая на Спасителя, потому что таким образом вы даете ему камень вместо хлеба. Не грешите против ребенка, преследуя какую-либо другую цель, кроме его обращения к Богу через Христа Спасителя.

Родители, не грешите против ребенка, постоянно раздражаясь на него
. Не придирайтесь ко всякой мелочи и не укоряйте ими ребенка, говоря: "Если бы ты был верующим, то не сделал бы так". Вы, христиане, главы семейств, часто сами поступаете и говорите неправильно, и если бы ваш Небесный Отец был иногда так суров с вами, как вы суровы со своими детьми, когда вы не в духе, то боюсь, что вам пришлось бы очень плохо.

Будьте кроткими, добрыми, нежными и любящими. В то же время не грешите против ребенка, чрезмерно балуя его. В некоторых семействах господином становится маленький мальчик. Он управляет своей матерью, а мать - отцом, и таким образом ребенок управляет всем домом. Это очень неразумно, неестественно и в высшей степени опасно для ребенка. Не поливайте ваших отросточков ни уксусом, ни сиропом.

Не грешите против ребенка и не переставайте молиться о нем, пока его сердце не будет отдано Господу. Да даст вам Дух Святой мудрость, как поступать с этими юными бессмертными душами.