Когда начинать учить ребенка есть ложкой. Как научить ребенка есть самому ложкой комаровский

Малыш растет, и приходит время научить ребенка самостоятельно есть ложкой. Этот предмет интересует кроху очень давно, он с удовольствием хватает чайную ложечку, размахивает ею и бросает на пол. Не препятствуйте его увлечению, но постоянно напоминайте, зачем нужны столовые приборы. Купите кукольный сервиз, вместе с ребенком усаживайте игрушки за стол и «угощайте» их вкусными блюдами. Не забывайте, что дети учатся на примере взрослых и если их всегда кормят в одиночестве, они не видят, как кушают мама и папа, – в этом случае объяснять правила поведения за столом придется очень долго.

Использование ложки – первый навык самообслуживания

Некоторые мамы совершают ошибку, не давая малышу самостоятельно развиваться. Ребенок хочет сам покушать ложкой, попить из чашечки, взять тряпку и вместе с мамой протереть пыль. После таких упражнений приходится мыть и свое чадо, и все окружающие его предметы. Не нужно сердиться на кроху, подумайте: а у вас с первого раза получается любое новое дело? Найдите повод каждый раз похвалить его, скажите, что сегодня уже получается лучше, чем вчера, и малыш в следующий раз приложит все силы, чтобы порадовать маму.

Еще до года у младенцев проявляется желание что-то сделать самостоятельно. Воспользуйтесь этой возможностью и учите его первым навыкам самообслуживания. Главная потребность ребенка – пища, с решения этой задачи и нужно начать. Определите, какие кушанья больше всего нравятся сыну или дочери, и для первых уроков составьте именно такое меню. Научить ребенка есть ложкой проще, начиная с густых блюд: пюре, каш. Очередь супа подойдет, когда он сможет держать столовые приборы ровно.

Любой младенец хочет скорее вырасти и научиться делать все, как мама с папой. Объясняйте ребенку, что с ложки кормят только маленьких, а большие дети и кушают, и одеваются сами. Хорошо, если в семье есть старшие братья и сестры, – покажите на их примере, что подросшие дети все делают самостоятельно. Не спешите, наберитесь терпения. Придет время, когда ваш малыш тоже захочет стать большим и самостоятельно схватится за ложку.

С какого возраста нужно давать малышу ложку

Учить ребенка кушать самостоятельно нужно как можно раньше. Это не значит, что можно давать уроки поведения за столом трехмесячному грудничку. Сначала малыш должен научиться уверенно сидеть за столом, развить координацию движений. Вот он уже прекрасно чувствует себя на детском стульчике и за обедом пытается отобрать у мамы столовые приборы. Дайте ему другую ложечку, пусть пробует зачерпнуть кашу или пюре. Обычно такое происходит после 9 месяцев, но у каждого малыша развитие проходит по-разному. Кто-то после полугода уже пытается разбросать пищу по столу, а кого-то приходится кормить чуть ли не до 3 лет.

По мнению специалистов, начинать обучение нужно не позже 10 месяцев, и к полутора годам ребенок освоит эту науку. Эти навыки ему очень пригодятся: впереди поступление в детский сад, а там умение пользоваться столовыми приборами – обязательное требование. Каждый новый навык повышает самооценку малыша, он гордится, что без помощи мамы смог взобраться на стул или скушать кашку. Если вы разделите его радость, покажете, как довольны достижениями своего чада, его желание научиться чему-то повысится в несколько раз.

Не забывайте, что желание освоить новое дело возникает с определенного возраста, а через некоторое время угасает. Занятая мама старается побыстрее накормить малыша и не убирать разбросанную пищу со стола, пола стен и одежды. Ребенку комфортно: за столом его задача состоит только в том, чтобы открывать ротик, все остальное сделают родители. И вдруг примерно в 3 года он слышит, что должен кушать сам. Время, когда малыш хотел этому научиться, было упущено, теперь умение орудовать ложкой его не привлекает, поэтому слез и истерик избежать не удастся. Будьте внимательны к интересам своих детей – как только заметите их желание освоить новый навык, поддержите это начинание.

Какой должна быть правильная ложка?

Чтобы после первого же опыта малыш с ревом не отбросил ложку и не запомнил обиду надолго, столовые приборы нужно выбирать правильно. Вы можете приобрести специальную анатомическую ложечку. Она удобно ложится в крохотную ручку, малышу будет несложно зачерпывать пищу. Есть только один недостаток: ребенок не научится кушать обычными столовыми приборами и через несколько месяцев его придется переучивать.

Первая ложечка обязательно должна понравиться малышу. Иногда дети по непонятным причинам категорически отвергают какой-нибудь предмет, плачут при одном его виде. Если такое произошло, не заставляйте его пользоваться нелюбимыми приборами, приобретите другую ложку. При этом учтите основные требования.

Детская посуда должна быть:

  • небольшой;
  • легкой:
  • безопасной:
  • удобной.

Внимательно подойдите к выбору материала, из которого изготовлены детские столовые приборы. Традиционно малышей кормили из металлической чайной ложечки. Лучше, чтобы она была сделана из серебра, этот металл обладает способностью уничтожать инфекцию.

В продаже можно встретить модели из разных материалов.

  • Резиновая (силиконовая) ложечка мягкая, удобно входит в маленький ротик и не травмирует его в случае неосторожного движения.
  • Пластмасса хороша тем, что из нее можно изготовить изделия разных расцветок. Красочные легкие столовые приборы очень нравятся малышам. Кроме того, можно найти пластиковую ложку, которая меняет цвет зависимости от температуры пищи. Но в любом случаем маме всегда важно пробовать пищу, которой она собирается накормить ребенка, чтобы не обжечь его, поэтому это качество скорее способно развлечь кроху и пригодится для экспериментов и игр с водой в большей степени, чем для кормления.
  • Для приучения к садику лучше пользоваться стальными или железными ложками. С ребенком можно пойти в гости, там он будет спокойно кушать и не искать с ревом свою любимую красную ложечку.

Как учить малыша правильно кушать?

Обучение правильному поведению за столом нужно начинать задолго до того, как малыш захочет взять в руки ложку. Грудничок должен понимать, что питание – ответственный процесс, в это время нужно сосредоточиться на приеме пищи и ни на что не отвлекаться. Ошибка многих мам, дети которых плохо кушают, – развлекать ребенка мультиками, новыми игрушками, чтением и незаметно совать ему в рот ложку с пищей. Развивайте аппетит видом красиво оформленного блюда, вкусными ароматами пищи, приятной обстановкой за столом.

Младенец проголодался и с удовольствием поглощает кашу, которой его кормит мама. В какой-то момент его начинает интересовать ложка в ее руке. Дайте ему другую ложечку, и не ругайтесь, когда малыш начнет шлепать по пище, разбрасывать ее по столу. Движения крохи еще не скоординированы, он не может выполнять сложные манипуляции. Если к обеду полагается печенье, фрукты или другие продукты, которые можно взять в руку или помесить в ниблер, дайте малышу его, пусть он попробует самостоятельно поднести еду ко рту. Такие действия обычно не вызывают затруднений – все груднички грызут колечки, ручки погремушек и другие предметы. Поставьте в уголке, где играет ребенок, небьющуюся чашечку и легкий кувшинчик с водой. Когда малыш захочет пить, он сможет самостоятельно налить воды и утолить жажду. Первые дни вам придется постоянно устранять последствия небольшого наводнения, но со временем движения станут увереннее, вся жидкость будет попадать по назначению.

Когда малыш сильно двигает ложкой, тарелка может скользить по столу. Чтобы ему было удобнее, приобретите специальную детскую тарелочку на присоске, которая будет надежно закреплена. Но пользуясь такой тарелкой, следите за тем, чтобы малыш с усилием не пытался снять ее со стола, в этом случае все ее содержимое по инерции может разлететься по всей кухне.

На первом этапе, когда малыш только учится держать ложку в руке, ласково возьмите его ручку и помогите направить пищу в рот. Хорошо, если в это время за столом будет кушать папа. Если дома никого нет, поставьте тарелку и себе, покажите, как нужно брать ложкой кашу и подносить ее ко рту. Помните, что взрослые должны правильно держать приборы и есть аккуратно. Не нужно думать, что малыш не обратит внимания на ваши ошибки, – хороший пример он может и не увидеть, зато любой огрех хорошо запомнит. Когда ребенок начинает сам уверенно кушать, можно приучать его держать ложку правильно. Придумайте игру, в которой каждый пальчик должен занять свое место.

Хорошей тренировкой перед обучением кушать самостоятельно методика Монтессори и многие другие системы воспитания называют игры в песочнице. Дайте ребенку небольшую лопатку или самую настоящую ложку, покажите, как набирать в нее песок. Пусть он пересыпает небольшие порции из одного совочка в другой, наполняет ведерки и формочки. Такое занятие хорошо развивает точность и координацию движений. Дома можно пересыпать ложкой крупу из одной баночки в другую. Объясните малышу, что так вы готовите обед его игрушкам. Посадите кукол и мишек за столик, разложите по тарелочкам приготовленное «блюдо» и вместе с малышом «покормите» их.

Ошибки родителей

Маленького ребенка нельзя заставлять делать то, что он не хочет. Родители, которые воспитывают детей по системе Монтессори или похожим методикам, без принуждения быстро приучают ребенка обслуживать себя самостоятельно. Не заставляйте кроху брать ложку, если он отказывается это делать. Через некоторое время ему самому захочется кушать, как папа и мама.

Начинайте обучение, когда ребенок веселый, а на столе стоит его любимое блюдо. Не ругайте, если он бросит ложку и начнет хватать еду руками. Лучше возьмите сами столовый прибор, зачерпните из его тарелки, покажите своим примером и объясните словами, что так кушать намного вкуснее и приятнее. Не начинайте обучение, если малыш не в настроении, капризничает или плохо себя чувствует.

Некоторые дети не хотят брать ложку, зато с удовольствием хватаются за вилку. Ничего страшного, если вначале малыш освоит этот прибор. Приобретите ему безопасную вилочку с тупыми зубцами и покажите, как ею пользоваться. Первые занятия могут быстро утомить малыша. Если он устал, не настаивайте и докормите сами.

Приучение детей к аккуратности

Малыш уже умеет кушать сам, но делает это очень медленно и неаккуратно. Возможно, он хочет, чтобы маме надоело отмывать грязный стол и она сама покормила его. Делать этого не следует, тем более нельзя ругать и наказывать ребенка. Дождитесь, пока он проголодается, и поставьте на стол его любимое блюдо. Когда хочется кушать, рука сама начнет двигаться быстрее. Если малыш нарочно разбрасывает пищу, не ругайте, а просто завершите кормление и объясните, что еда очень вкусная, и если бы он ел аккуратно, в ротик попало бы намного больше.

Если ребенок ест очень медленно, сядьте обедать всей семьей. Когда взрослые закончат трапезу, они выйдут из-за стола и займутся своими делами. Кушать всем вместе было весело, а в одиночку сидеть над тарелкой совсем не хочется. Чтобы поскорей заняться играми, малышу придется быстро доесть блюдо.

Когда малыш подрастет и начнет уверенно орудовать ложкой, можно приучить его убирать за собой со стола. Пусть он поймет, что после аккуратного обеда протереть стол нетрудно, а когда вся пища раскидана, мыть придется много. Не заставляйте малыша наводить чистоту, а покажите, какое красивое место у взрослых и какой грязный его уголок. Кушать там будет неприятно, лучше вместе с мамой убрать крошки и больше не безобразничать за обедом.

Не волнуйтесь, если малыш долго не может научиться есть самостоятельно и аккуратно, со временем он обязательно освоит это умение. Угрозы и наказания – плохие помощники в таком деле, они только замедлят обучение и отобьют у малыша желание быть самостоятельным. Покажите на своем примере, как приятно зачерпнуть ложкой вкусную кашку и отправить ее в рот. Ласково и доброжелательно помогайте малышу справиться с непослушным прибором. Если вы все сделаете правильно, очень скоро он сам будет за обе щеки уплетать любимые блюда и просить добавки.

Вот малыш уже умеет сидеть самостоятельно, но кормит его еще мама. Тут соседка или бабушка могут предложить неопытной маме не "баловать" ребенка и дать ему ложку, чтобы он начинал кушать самостоятельно. Нельзя прислушиваться к советам других людей, каждый ребенок имеет свои особенности развития и то, что у кого-то ребенок рано начал кушать, еще не повод для того, что все дети должны уметь держать ложку с раннего возраста.

Не стоит торопиться приучать ребенка к самостоятельному кормлению сразу, как он начинает сидеть на стульчике. В результате такого рвения родителей у ребенка появляется страх перед столовыми приборами и приемом пищи. Чаще всего из такого раннего обучения ничего не получается, малышу не удается набрать пищу в ложку или донести его до рта. В результате он вместо похвалы за свои старания видит, как расстроилась мама. Далее очень трудно заставить его взять в руку ложку для того, чтобы еще раз повторить такую неприятную процедуру.

Начиная с возраста семь месяцев , многие дети начинают проявлять интерес к ложке. Если уже ребенок освоил свой и не боится сидеть там, то дайте ему сначала просто ложку. Пусть он пока учиться попадать ею в рот без еды, положите перед ним кусочек твердой пищи, например, печенья. Малыш пусть пробует брать его рукой и отправлять в рот. Не препятствуйте, если ребенок кладет при кормлении свою ладошку на вашу руку, инициируя "самостоятельное" кормление. Это очень хорошо, что он уже желает сам подносить ложку ко рту, поддержите его начинания. Но начинать самостоятельно кушать, надо учить малыша только с возраста 8-9 месяцев.

Сначала в ненавязчивой форме предложите ребенку специальную детскую ложку. Положите ее на его столик рядом с тарелкой с той стороны, какой рукой малыш обычно любит держать предметы. Если ребенок не проявляет никакой инициативы и не желает брать в руку ложку, попробуйте пробудить в нем интерес к самостоятельному кормлению. Для этого положите перед малышом тарелку с вкусной едой, а рядом - его ложку. Сами займитесь в это время чем-то другим, увидев, что вы не торопитесь его кормить, ребенок будет вынужден попытаться поднести еду ко рту самостоятельно.

Все дети учатся кушать самостоятельно на примере взрослых, поэтому налейте себе в тарелку еду и продемонстрируйте ребенку, как вы едите сами. Большинство детей тянутся ручками к маме, стараясь схватить ее ложку. В этом случае лучше отдайте ему его ложку и тарелку с едой, пусть он попробует подражать вам. В первое время, желая самостоятельно кушать, малыш сильно пачкается, даже может опрокинуть еду с тарелкой. Поэтому обязательно не забудьте повязать перед кормлением на его шею слюнявчик.

Не надейтесь, что ребенок научиться кушать сам с первого раза, необходимо минимум недели времени, чтобы он научился захватывать кусочек пищи с тарелки и еще неделя, чтобы он начал доносить ложку до рта. Все это время малыш будет вести себя не очень примерно. Например, он будет запускать руку в тарелку, сжимать содержимое ложки ладонями или превращать процесс еды в игру. Для ребенка сам процесс обучения довольно трудный и вполне понятно, что очень скоро ему надоедает есть самому. В первое время родителям надо запастись терпением и докормить малыша второй ложкой.


Нельзя ругать ребенка за его неумение кушать, за его неопрятный вид или поднимать на смех то, как он выглядит. Если малыш перестал самостоятельно кушать и не желает больше брать ложку в руку, спокойно сами докормите его. Потом уберите его стол и смените его одежду, не заостряя внимания на то, как он все испачкал. Если вы будете смеяться и говорить ему: "Какой же ты у меня грязнуля", то малыш быстро поймет, что такой он маме нравится больше, и в следующий раз будет стараться насмешить вас еще больше.

Во время обучения самостоятельному кормлению смотрите, как малыш держит ложку. В первые дни сами правильно расположите его пальчики на ложке, помогите ему сами набрать кашу в ложку. Если он неплохо держит ложку, погладьте его по головке и улыбнитесь. Не ругайте, если малыш упорно берет ложку в кулак, пусть первое время он есть так, как у него получается. Всему свое время, со временем он освоит держать ложку пальцами. А держать ложку как взрослые дети начинают не раньше 1,5-2 лет, соответственно и надо начинать их приучать с этого возраста правильно держать ложку. Не давайте ребенку вилку и другие острые столовые предметы раньше 3-х лет, чтобы избежать опасности уколоться острым предметом.

А с 3-х лет дайте ему маленькую детскую вилку и покажите, как ей пользоваться. Если на тарелке лежит пища, которую надо накалывать на вилку, то удобно есть из вилки зубьями книзу. Кушать рассыпчатую пищу с помощью вилки, например, гречневую кашу, нужно держа вилку изгибом кверху. Так намного удобнее подгребать кашу и другую еду. Начиная с 2-3-х летнего возраста, начинайте сажать ребенка за общий стол. Отведите ему определенное место за общим столом и не меняйте его.

Не приучайте ребенка кушать по уговору: "Ложку за маму, ложку за папу". Чем больше вы будете уговаривать ребенка съесть приготовленную для него пищу, тем больше он будет отказываться. В итоге малыш перестанет совсем кушать, пока родители не будут отвлекать его внимание игрушками или прибаутками. Также не стоит давать оценку ребенку: "Вот какой ты молодец, съел сегодня все, что лежало в тарелке". Так малыш будет стараться съедать все каждый раз, а это может способствовать его ожирению. Поощрять за съеденную еду нельзя, процесс еды должен быть естественным. Родителям не стоит дарить подарки или ругать, желая научить ребенка съесть пищу. Хвалить ребенка надо за хорошее поведение, а ругать - за плохое, но не за то, сколько он съел каши.

Вернуться в оглавление раздела " "

Умение есть ложкой - важнейший навык, который ребенок осваивает в первые полтора года своей жизни. Если ребенок хорошо кушает ложкой и умеет правильно держать столовый прибор, у него возникает меньше проблем при поступлении в детский сад, и процесс адаптации к новым условиям проходит легче.

Учить кроху кушать при помощи приборов нужно и по другой причине: доказано, что малыши, которые научились есть ложкой в возрасте до 12 месяцев, лучше развиваются и усваивают информацию по сравнению со сверстниками.

Многие мамы торопятся поскорее приучить ребенка к самостоятельности и торжественно вручают ему ложку чуть ли в 5-6 месяцев, когда ребенок еще и понять толком не успевает, что от него хотят.

Но и тянуть до поступления в сад тоже не нужно. Главный ориентир для родителей - признаки готовности ребенка, которые довольно легко заметить.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что ребенок готов осваивать умение кушать ложкой в 10-11 месяцев. В этом возрасте малыши знакомы с большим количеством продуктов. В рационе постепенно появляются более сложные по составу и вкусовым характеристикам блюда, которые вызывают интерес и стимулируют выработку новых навыков.

Педиатры уверенно заявляют, что именно в этом возрасте пищевой интерес у малыша переплетается с желанием во всем подражать взрослым, поэтому период с 10 до 12 месяцев считается идеальным моментом для начала обучающего процесса.

Это вовсе не значит, что ребенку нельзя давать ложку раньше. Если с момента введения каш и пюре ребенок получал густое питание с ложечки (а не из бутылочки или поильника), и этот предмет ему хорошо знаком, можно давать ему приборы и в более раннем возрасте - с 8-9 месяцев.

Данные нормы нельзя назвать абсолютными. Все дети разные, поэтому ориентироваться нужно в первую очередь на потребности и темпы развития. Выделяют несколько признаков, помогающих понять, что ребенок готов к самостоятельной трапезе.

Начинать применение игровых методов обучения нужно, если ребенок:

  • уверенно сидит без посторонней помощи и поддержки;
  • во время кормления выхватывает ложку из рук мамы и пытается орудовать ею самостоятельно (не путать с баловством);
  • проявляет интерес к столовым приборам;
  • знает, что такое ложка, и хорошо кушает с нее.

Важно! Если упустить период наибольшей готовности, интерес у малыша со временем начнет пропадать, и научить его пользоваться ложкой будет тяжелее. Это относится и к тем ситуациям, когда мама слишком долго кормит ребенка самостоятельно, не желая отмывать пол и стены от супа или утренней каши.

Выбор первой ложки

Большинство столовых приборов для детей раннего возраста производятся из гипоаллергенного пластика с нанесением безопасной краски. Такие ложки и тарелки не бьются при случайном падении, не деформируются и служат гораздо дольше посуды из стекла и других материалов. К тому же пластик очень легкий и хорошо моется, поэтому мамы и производители отдают предпочтение именно ему.

При выборе ложки для малыша следует обращать внимание на основные характеристики. Очень важно сделать правильный выбор, ведь от того, насколько удобной будет ложка, зависит успех обучающего процесса.

  • Соответствие стандартам качества.

Вся детская продукция должна изготавливаться в строгом соответствии с ГОСТ. Это важно, так как некоторые виды краски содержат большое количество свинца (этим особенно «славится» китайская продукция), который накапливается в тканях и органах, вызывая тяжелейшую хроническую интоксикацию. Перед покупкой не нужно стесняться проверять сертификаты качества и другие документы.

  • Форма ручки.

Лучше, если ручка будет иметь изогнутую - так малышу будет легче удерживать ее в руках.

  • Цвет.

Малыши любят все яркое, поэтому ложечка должна быть красивого цвета. Врачи рекомендуют выбирать цвета, встречающиеся в природе (красный, желтый, оранжевый, зеленый). Если прибор будет иметь серую или белую окраску, ребенок не будет стремиться взять ее в руки. Но и перебарщивать тоже не нужно. Если кроха посчитает ложечку игровым аксессуаром, научить его пользоваться прибором будет сложнее.

Для введения прикорма лучше использовать мягкие ложки с силиконовым наконечником. Такой материал не травмирует десны малыша и не причиняет ему болезненные ощущения, поэтому процесс введения в меню новых продуктов проходит легче. Если ребенку уже исполнился год, можно пользоваться обычной чайной ложкой.

Важно! Очень часто появление первого зубика у ребенка сопровождается подарками со стороны родственников, среди которых обязательно будет серебряная ложечка. Ее также можно использовать в качестве первого столового прибора при условии, что она не имеет сложных гравировок и объемных надписей.

Несомненный плюс изделий из серебра - уничтожение бактерий и патогенных микроорганизмов, которые могут находиться в пище.

Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой: советы врачей

  • Лучшее средство для обучения малыша навыкам самостоятельного приема пищи - собственный пример.

Маме нужно чаще показывать и рассказывать, что такое ложка и как ей надо пользоваться.

Обязательно нужно объяснять, зачем нужен прибор - «ложка нужна, чтобы кушать суп, кашу, пюре».

  • Большую роль играет выбор ложки.

Она должна быть яркой, удобной и безопасной. Если ребенку не нравится ложка, можно попробовать выбрать другую модель с учетом возраста крохи.

  • Использование ложки - огромный труд для ребенка, требующий немалых усилий.

Не стоит злиться, если малыш в процессе еды начинает капризничать. Желание отдохнуть - естественная потребность маленького ребенка, поэтому нужно давать ему такую возможность. Можно предложить попить водички или компота или вытереть личико и убрать лишнюю еду с нагрудника, после чего вновь предложить ребенку ложку.

  • Несмотря на то что начинать обучение педиатры рекомендуют в игровой манере, превращать прием пищи в игру не нужно.

Если ребенок начнет воспринимать ложку как элемент игры, успешного результата можно не ждать.

  • Мама должна непросто объяснять ребенку, зачем нужна ложка, но и показывать, как держать прибор в руках и как им пользоваться.

Если раньше родители обедали после того, как покормят малыша, сейчас следует кушать вместе с ним. Конечно, первые попытки будут неудачными, но не нужно злиться и отчаиваться. Пройдет совсем немного времени, и ребенок будет уверенно держать ложку и есть гораздо чище и быстрее.

  • Не нужно сразу требовать идеального пользования прибором.

Сначала нужно познакомить ребенка с ложкой, дать подержать ее в руках, постучать по столу. Как только малыш поймет, что это такое, можно начинать обучение.

  • Ни в коем случае нельзя торопить ребенка, даже если процесс приема пищи длится уже 30 минут.

Но и затягивать с этим тоже не стоит. Максимальное время, которое может провести ребенок в стульчике для кормления (в возрасте 9-10 месяцев) - 40 минут. По истечении этого времени трапезу нужно прекратить.

  • Если малыш научился зачерпывать еду ложкой, обязательно нужно хвалить его.

Если что-то не получается (каша падает на пол, одежду и окружающее пространство), важно сохранять спокойствие. Если мама будет злиться, кричать и ругаться, ребенок может испугаться и надолго отказаться от попыток взять в руки ложку.

  • Начинать обучение следует с употребления густых блюд (каш, пюре).

Пока ребенок не научится хотя бы уверенно держать ложку, не стоит предлагать самостоятельно кушать суп. Такие попытки обречены на провал, поэтому лучше оставить их на более позднее время. Специалисты считают, что ребенок готов кушать суп сам к 12-14 месяцам.

Как приучить к правильным манерам: этикет за столом

Пищевые привычки и поведение закладываются и формируются у ребенка с момента первого знакомства с продуктами питания. Именно с младенческого возраста рекомендуется приучать кроху к правилам приема пищи и соблюдение гигиенических норм.

Педиатры советуют одновременно с самостоятельным приемом пищи приучать ребенка к следующим действиям:

  • мыть руки перед тем, как сесть за стол (в стульчик для кормления);
  • после обеда умывать лицо и руки от остатков пищи;
  • не принимать пищу во время игры, просмотра мультиков;
  • кушать только на кухне за обеденным столом (никаких кормлений на диване перед телевизором);
  • использовать салфетки для соблюдения гигиены (подходящий возраст - 1,5 года);
  • не играть во время приема пищи (при попытках игры кормление нужно прекратить).

Большинство из этих действий в первое время будет делать мама (например, мыть ребенка после еды), но пройдет совсем немного времени, и при правильном воспитании малыш сможет все действия выполнять самостоятельно.

Большинство детей способны кушать аккуратно и соблюдать правила элементарной гигиены к 1,5-2 годам. Если этого не происходит, значит, родители что-то делают не так или уделяют недостаточно внимания воспитанию и занятиям с ребенком.

Этапы привыкания

Чтобы мама лучше понимала своего ребенка и легче переносила неизбежные трудности, важно знать этапы привыкания малыша к ложке и их особенности. Все выделяют 5 основных этапов, каждый из которых важен для нормального и полноценного развития ребенка.

  • Игровой этап - знакомство.

На данной стадии кроха воспринимает ложку в качестве игрового элемента. Он берет ее в руки, стучит по столу, крутит в руках, но не предпринимает попыток зачерпнуть еду из тарелки. Длится этап знакомства от 2-3 до 7 дней.

  • Этап копирования.

Если мама часто показывает малышу, как надо пользоваться ложкой, он начинает повторять ее действия. Пока это всего лишь попытки, но совсем скоро ребенок будет лучшее координировать свои движения и держать ложку увереннее.

  • Этап обучения.

Процесс освоения прибора идет полным ходом: кроха пытается кушать ложкой, но делает это неаккуратно. На этом этапе важно подсказывать крохе порядок действий и поправлять, если он что-то делает не так.

  • Этап привыкания.

Промахи и ошибки случаются редко. Малыш уверенно и правильно держит ложку, может съедать сам более половины объема, положенного в тарелку.

  • Закрепляющий этап.

Ребенок ест самостоятельно даже жидкие блюда.

Приучение малыша к самостоятельному пользованию столовыми приборами может занять много времени, но в большинстве случаев добиться положительного результата можно за несколько недель.

Если кроха болеет, плохо себя чувствует, или у него просто нет настроения, лучше отложить обучение на несколько дней. Не стоит торопиться этим процессом, так как нервозность мамы малыш чувствует очень хорошо. Немного терпения и спокойствия - и кроха непременно порадует родителей новыми успехами.

Здравствуйте! Если ребёнок кушает сам - это отлично. Но бывает, что ребёнок отказывается есть самостоятельно и приходится ему в этом помогать. Об этом и поговорим: как научить ребёнка кушать самостоятельно?

Здравствуйте, Людмила. Кушать мы научились благодаря Вашему курсу! Четко исполняя все рекомендации, потихоньку, не спеша, вводя новые правила! Даже и не заметила, как стало все получаться. Времени ушло где-то 1,5 мес.

Единственный вопрос, который остался это КАК научить ребёнка есть самостоятельно?

Мы пытались, но ложкой только играем и раскидываем еду, естественно из-за стола переместились за свой столик -играли там, но дальше размазанной каши по столу и раскрошенному хлебу дело не идёт…

1,2 ребёнку

Очень рада, когда вы делитесь своими успехами! Учитывая, что прошло всего 1,5 месяца, результаты замечательные.

Как можно научить ребёнка есть самостоятельно?

Как и в любом процессе, во взрослении ребёнка есть периоды, когда он испытывает ЕСТЕСТВЕННЫЙ интерес к познанию нового.

Научился ходить? Хочет ходить сам! Отталкивает руку и топает.

Дали чашку и учим пить? Хочет пить только сам и только из чашки. Уже никакие поильники, бутылочки не устраивают. В 1,2 уже немного поздновато, поэтому ребёнок видимо и не хочет сам кушать.

Что можно сделать?

  1. Обязательно кушайте всей семьей. Ребёнок должен видеть, что все взрослые пользуются столовыми приборами по назначению. Включается врожденное стремление «быть взрослым» и ребёнок начинает повторять за вами ваши движения.
  2. Ходите в гости к подругам с более старшими детьми. Пусть ребёнок везде видит подтверждение того, что взрослые детки кушают сами. У них это получается и они это делают.
  3. Всегда вначале давайте ребёнку время кушать самому. В 1,2 ребенок уже может сидеть на своём месте (идеально, если это взрослый стул, придвинутый к столу), у него есть своя чашка и свои столовые приборы. Накладывайте ребёнку еду и давайте ложку/вилку в зависимости от пищи. Сами садитесь и активно кушайте, не заглядывая в его тарелку. Не делайте тревожное лицо, выражающее «Нет, у тебя не получится. Надо тебе помочь».
  4. Столовые приборы должны быть удобными ребёнку. Сейчас много разных видов ложек и вилок продаётся: ортопедические, супер-изогнутые и т.д.
    Честно говоря, я ни одной из дочерей не покупала специальные приборы. Выдавала по возрасту: обычная вилка и вначале чайная ложка, потом десертная, и сейчас обычная большая столовая ложка. Но в практике были случаи, когда ребёнок обычной ложкой не ел, а вот специальной детской, облегчённой и яркой, с мультяшными рисунками, ел. Можно попробовать этот вариант.
  5. Вилкой ребёнок учится есть быстрее, чем ложкой. Ложкой хорошо кушают к 2-м годам, а вилкой могут прекрасно управляться уже в 10-11 месяцев. Главное в этом деле тренировка и практика. Поэтому разрешайте ребёнку кушать самому. Давайте возможность тренировки, но не «свинячества» за столом.
  6. Если ребёнок пока плохо ест ложкой, то обязательно докормите его после еды.

Ребёнок действительно устает справляться с этим «непослушным» предметом и может из-за усталости съесть 1-3 ложки супа и отказаться. Если вы видите что он в принципе готов кушать, но не может – то просто возьмите к себе на ручки и докормите.

Смотрите также мой небольшой видеоурок о том как научить ребенка кушать самостоятельно:

После прохождения курса Едим с удовольствием: как добиться, чтобы ребенок ел с аппетитом вы сможете отличить, когда ребёнок хочет есть, а когда нет – и я уверена, не станете насильно его накармливать.

Ведь вы четко понимаете, что способствует аппетиту ребёнка, а что мешает.

Задавайте свои вопросы по питанию ребёнка в комментариях.

Людмила Шарова.

Детский психолог. Консультант по грудному вскармливанию и введению прикорма

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 31.05.2018

Малыш растет, и родители с гордостью наблюдают, как изо дня в день он становится все активнее и самостоятельнее. Ребенок все хочет попробовать сделать без помощи взрослых - хватает бутылочку и пьет из нее, достает свои любимые игрушки из корзинки и затем кидает их обратно.

Также первые попытки самостоятельности касаются и процесса еды. Сброшенная тарелка с супом, размазанная каша, пюре на голове, одежде и руках - такие картины мама видит каждый день.

Конечно, молодые родители теряют терпение от постоянных переодеваний и стирки вещей ребенка, и поэтому стремятся научить ребенка кушать самостоятельно. В большинстве случаев дети с радостью хватают ложечку и стараются подражать взрослым - зачерпывают ею кашу и несут ко рту. А иногда процесс самостоятельно есть ложкой у малыша может затянуться, к большому недоумению и сожалению взрослых.

Первые результативные попытки кушать самостоятельно карапуз демонстрирует в возрасте 1 года, к 1,5 годам обычно все дети относительно аккуратно кушают ложкой.

Специалисты советуют приучать малышей к ложке после 10 месяцев, однако не сильно надеясь на успех.

Какую ложечку следует выбрать для крохи?

Один из важнейших вопросов в процессе учебы, какой ложке отдать предпочтение? Обычно используют следующие виды: серебряные, специальные резиновые, анатомические либо чайные. Все хороши по-своему и каждая имеет свои недостатки, но как показывает практика, лучше всего приучить ребенка кушать самостоятельно с помощью пластмассовой ложки. Такие ложечки легкие, компактные, яркие и красочные. Когда кроха видит яркую ложку, он воспринимает ее как объект игры, и с удовольствием будет пытаться есть такой ложечкой.

Когда детки становятся постарше специалисты советуют выбирать им обычные столовые ложки, сделанные из железа.

Конечно, существует немало советов от бабушек и подруг, правил и рекомендаций в специальной литературе, а также видео, размещенное в интернете, как научить есть ребенка самостоятельно. Но самое главное, каждая мама должна запомнить: все дети разные, графики развития и познания окружающего мира у малышей индивидуальные.

Поэтому, в своих попытках научить чадо есть самостоятельно все мамы должны запастись терпением. Сегодня ребенок кидает ложечку или балуется с ней, а завтра уже уверенно держит ее в руках и делает первые успехи. Все мамы должны стараться проявить свой талант и вооружиться упорством и терпением, прежде чем она подберет подход к малышу и сможет научить его кушать правильно.

Отличным стимулом взять ложку в руки и попытаться кушать без посторонней помощи - это присутствие за обеденным столом всей семьи. Взрослые должны с пониманием относится к долгому приему пищи, ведь зачастую совместные обеды для маленьких детей - это не утоление голода, а время, когда можно поиграть и пообщаться с близкими людьми. Также можно разумно позволять малышу есть с тарелок родителей, если при этом он пользуется ложкой.

Часто бывает так, что наука приучения карапуза к ложке, не всегда простая и легкая. Можно потихоньку взять маленькую ручку вместе с ложечкой в свою руку и легонько направлять ко рту малыша. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка и ставить его в какие-либо рамки.

Специалисты по питанию давно доказали, что любое насилие во время приема пищи негативно влияет на пищеварение и психику человека, особенно детей.

Важно приучать ребенка к ложке тогда, когда ребенок действительно голоден и хочет кушать. В желании утолить свой голод ему будет не до баловства с едой, и голодное состояние станет неплохим стимулом научиться есть ложкой.

Также следует не упустить момент, когда ребенок насытится и начнет хватать еду руками либо размазывать ее по столу. Необходимо сразу пресекать такие действия и убирать тарелку с ложечкой.

Есть ложкой лучше всего ребенка могут научить его любимые блюда, которые неизменно вызывают его особый восторг и интерес. Немаловажный момент - это консистенция приготовленного блюда. Кушанье должно легко зачерпываться ложкой, не быть слишком жидким либо твердым. Соответственно, это могут быть каши, густые супы, детский творожок.

Существенным в учебе будет являться соблюдение режима кормления. Даже если кроха еще не совсем умеет использовать ложку, следует ее сразу давать ему в ручки, как только он усаживается за стол.

Опытные мамы практикуют такой способ учебы обращения с ложкой как еда «в две ложки». Одна ложка находится в ручке у малыша и он пытается кушать в меру своих возможностей, а другой аккуратно его кормит мама.

Почти все педиатры, выпустившие книги об уходе за ребенком, в том числе доктор Комаровский, подчеркивают, что вначале, когда ребенок еще только изучает такой предмет, как ложка, маме следует кормить его основным блюдом самой. Ну а вкусненький десерт можно предложить попробовать съесть самостоятельно. Особенно, это касается тех мам, которые переживают, что после самостоятельного использования ложки ребенок останется голодным.

Также разнообразные популярные методики воспитания детей (методики Монтессори, Домана и другие) доказательно аргументируют, что ребенку необходимо предоставлять свободу и выбор действий. Поэтому, когда взрослые навязывают ложку вопреки желанию крохи, то это может привести к увеличению периода привыкания к ней.

Аккуратность и хорошие манеры за столом

Вначале о хороших манерах и аккуратности ребенка за столом можно не вспоминать, процесс освоения самостоятельной еды не способствует их развитию. Начиная с 2-3 летнего возраста мама должна потихоньку учить чадо как вести себя за столом, мягко и терпеливо объяснять, какое поведение за столом допустимо, а какое нет.Запомните, аккуратность и хорошие манеры — это вопрос времени. Научить этому вполне можно.

Основные этапы процесса обучения

Можно выделить несколько распространенных периодов, которые проходят почти все дети, обучаясь самостоятельному приему пищи.

Период «Игра» — ложечка воспринимается лишь как новая красивая игрушка, чадо играет с ней, неумело держит и пока не сильно связывает ее с едой.

Период «Копирование» — для ребенка ложка уже связана с приемом пищи, но из-за слабой возрастной координации движения ему пока не удается донести ее ко рту.

Период «Обучение» — кроха вполне осознанно может зачерпнуть еду ложкой и сносно кушать, не всегда успешно.

Период «Привыкание» — этап для мамы, когда можно крикнуть «Ура!». Малыш уверенно держит ложечку и может кушать простые блюда почти самостоятельно.

Несколько НЕЛЬЗЯ

Что нельзя делать родителям по отношению к малышу, который пытается научиться кушать ложкой:

  1. Не ругайте ребенка за пока неумелое обращение с ложкой;
  2. Не торопите чадо в своем желании быстрее справиться с едой;
  3. Не оставляйте ребенка одного с едой за столом;
  4. Не отказывайте своему малышу в помощи, если он старается.

Заключение

Самостоятельная еда ложкой - новый этап развития маленькой личности. Следует запомнить основное - не теряйте терпение, наглядно показывайте как надо кушать с ложкой и не ругайте свое чадо. Ведь ему тяжело научиться есть самому, на этот важный навык может уйти определенное время. Не переживайте из-за большого количества уборок и стирок детских вещей. Все идет своим чередом!