Наблюдения за собакой кнопкой. Наблюдения за домашними животными

«Собака - друг человека» - Зачем нам нужны собаки? Борзая. Шпиц быстро и легко обучается, дружелюбен и общителен. Богат Ермошка - есть собака да кошка. Хотя на сегодняшний день чау - преимущественно собака-компаньон. Человек одомашнил собаку очень давно. Стал бы я бешеную за хвост дергать! Дог. Все ребята считают собак друзьями человека и охранниками дома.

«Породы собак» - Желателен полный комплект из 42 зубов. Собственно, отсюда и возникло название породы - бульдог. Челюсти сильные, с безупречным ножницеобразным прикусом. Породы собак. Далматинца- достаточно крупная, сильная и выносливая собака, способная преодолевать большие расстояния. Такса Бульдог Пудель. Далматинец.

«Собака и человек» - Персидская кошка. Самцы вида называются быками, детёныши - телятами. Разведением коров занимается скотоводство. Незрячие люди использовали собак-поводырей для своей защиты в путешествиях. Овца. Разводится для получения мяса, молока и кож. Домашняя кошка. Кошка. Cобака-ассистент. Проверь себя. Собачий нюх спас жизни многих людей.

«Электронные средства наблюдения» - Задачи, решаемые с помощью ЭО и ТВ средств. Измерение углов и расстояний, прицеливание и целеуказание. Средства противодействия оптической технике. Учебный вопрос №2. Учебный вопрос №3. В качестве приемников излучения применяют термоэлемент, термистор, пироэлектрический приемник и болометр. Особенности устройства и принцип действия современных тепловизионных средств наблюдения.

«Собаки и кошки» - Заболевание выражается в повышении температуры, рвоте, зловонном поносе. В кашу добавляют 3-5 г сырого мяса. Через 3-4 дня коровье молоко заменяют жидкими молочными кашами. Но собаки могут заболеть! На 1 л коровьего молока добавляют 1 яйцо. Котят, питающихся молоком матери, с 20-го дня подкармливают подогретым коровьим молоком.

«Собаки» - Люди вывели множество пород собак. Одни помогают людям пасти скот, другие охотиться. Глазами историка. Использованные ресурсы. Третьи – охраняют добро, четвёртые спасают людей. По приданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Глазами зоолога. Легенды о собаках. Различные племена Эфиопии верили в существование Бога в образе собаки.

МБДОУ ПГО СО «Печеркинский детский сад»

Технологическая карта (конструкт)

Прогулка

для детей дошкольного возраста 6-7 лет

« Наблюдение за собакой »

Разработчик: Иванова Елена Юрьевна

Воспитатель

2015 г.

ТЕМА : Наблюдение за собакой

Группа : подготовительная 6-7 лет

Место проведения экскурсии: участок на территории ДОУ.

Время проведения : первая половина дня .

Средства:

наглядные: щенок .

литературные : стихи.

оборудование : скакалки, чертеж «Классиков».

Предварительная работа :

Методы: словесные, наглядные, игровые.

Приемы: дискуссия, поощрение, создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности.

ЦЕЛЬ : .

ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Планируемый результат:

Ход занятия:

Создание мотивационного поля.

Эмоциональное погружение.

Мой щенок похож немного

На бульдога и на дога

На собаку водолаза

И на всех овчарок сразу.

Радуются, удивляются, наблюдают

Методы и приемы: словесный, сюрпризный момент, создание ситуации заинтересованности. Форма: коллективная

Создание хорошего настроения

Включение в образовательную деятельность

Совместное определение конкретных действий; опора детей на необходимые знания, умения для «открытия нового знания»; формирование новых знаний о домашнем питомце

1. Каким вам кажется этот щекнок-"мальчик" или "девочка"?

2. Какое имя (кличка) подходит щенку?

3. Какое настроение у щенка?

4. Чем по-вашему, щенок больше всего любит заниматься?

Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином. Она будет с вами везде, готова ради вас переносить любые лишения. Ведь собака - преданный друг человека. Но и мы должны понимать, что о ней необходимо заботиться, правильно кормить и ухаживать. Но прежде всего ее нужно любить.

Подвижные игры: "Классы", "Ключи".

Дети отвечают на вопросы, делают умозаключения

Дети играют

Методы и приемы: словесный, наглядный, создание ситуации заинтересованности, метод вопросов, метод повторения.

Форма: коллективная

Средства: наглядные.

Методы и приемы: игровой, практический, создание ситуации успеха.

Форма: групповая, индивидуальная

Проявление готовности к совместной деятельности;.

Умение (вести) вступать в диалог;

Аргументировать свой ответ;

Умение выстраивать полный ответ;

Проявление активности.

Использование обобщающих слов.

Умение контролировать и анализировать свои действия

Умение делать выводы.

Обеспечена потребность детей в движении.

Умение прыгать по правилам. Развитие глазомера и меткости

Создание хорошего настроения.

ТЕМА : Наблюдение за собакой

Группа : подготовительная 6-7 лет

Форма совместной деятельности: интегрированное занятие в ходе прогулки.

Предварительная работа :

1. Договориться с родителями о предоставлении щенка на время прогулки.

ЦЕЛЬ : систематизировать представления о жизни животных .

ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи:

    Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи

Развивающие задачи:

    Развивать доказательную речь;

    Развивать способность наблюдать, описывать.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Планируемый результат:

    Понимают ответственность за питомца.

    Обоснуйте цели и задачи образовательной формы с учетом особенностей предмета, возраста, образовательной программы, требований ФГОС ДО.

Тема, объект наблюдения соответствуют возрасту детей. Во время прогулки проводилось н аблюдение как способ познания домашних питомцев: выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Дети выявляли благоприятное и неблагоприятное содержание щенков. Прогулка способствовала развитию представлений о жизни собак. Дети активно высказывали предположения о правилах ухода за собаками, узнавали требования к хозяину собаки.

    Обоснуйте отбор содержания, средств, методов, приемов, форм организации учебной деятельности детей на занятии с учетом особенностей предмета, возраста, уровня подготовленности детей, выбранной программы и в соответствии заявленными целям и задачам.

В ходе прогулки были применены словесный, игровой, практический, наглядный методы и приемы: создание ситуации заинтересованности, создание ситуации успеха, метод вопросов. Форма работы: коллективная, что соответствует форме «прогулка». Средства: наглядные, литературные. Выбранные методы, средства и приемы соответствуют целям экологического воспитания в форме прогулка и задачам образовательной деятельности седьмого года жизни:

    Развивать самостоятельность, инициативу, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.

    Совершенствовать познавательные умения применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

    Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

    Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.

    Обоснуйте отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения, в соответствии с требованиями к уровням освоения программы и ФГОС ДО.

Результаты обучения в ходе экскурсии диагностировались через проведение беседы, в ходе которой дети отвечали на вопросы, делали выводы.

Конспект оформлен в виде технологической карты, содержит все ключевые параметры.

В роли «придворных» синоптиков могут быть и обитающие возле людей сельскохозяйственные и домашние животные - млекопитающие и птицы.

Если петухи начинают кукарекать среди дня, куры взлетают на самые высокие предметы - скоро дождь; купаются в песке, хлопают крыльями, ощипываются и кудахчут - к ненастью. Если куры не прячутся от дождя, то он будет несильным и недолгим. Раннее пение петухов в морозы - к оттепели.

Утки и гуси головы под крыло прячут - к холоду и стуже.

Небольшие избалованные комнатные собачки при похолодании зимой забираются в мягкое кресло или на диван, прячут нос между лапами, свертываются и дремлют.

В число синоптиков попали и другие домашние животные. Опытные скотоводы, осмотрев и погладив шерсть животных, могут судить о предстоящей перемене погоды. Перед дождём она становится мягче и распрямляется.

Собака свёртывается и лежит калачиком - на холод, растягивается на земле и лежит или спит, раскинув ноги и брюхом кверху - на тепло. Летом собака катается по земле, много спит и мало ест - к дождю. Если собака усиленно роет землю или залезла в воду и ест траву - к дождю; глухой лай собак зимой - к снегу.

Улавливают изменения погоды и домашние кошки. Перед теплом кошка ложится посреди комнаты, вытягивается и спит. А перед дождем и холодами выбирает место повыше и потеплее, сворачивается калачиком, прикрывшись лапкой и спит.

Из всех четвероногих кошка самое чувствительное животное к переменам погоды, к ветру и т. п. Один немецкий исследователь провёл 392 наблюдения и обнаружил, что поза спящей кошки зависит от температуры окружающего воздуха. Когда в комнате холодно, кошка свертывается в клубочек - при­жимает голову и лапы к животу, а снаружи прикрывает их хвостом. При потеплении кошка слегка распрямляется, и тогда её тело образует дугу примерно 270 0 . Еще теплее – тело спящей кошки распрямляется до полукольца. В жару она совсем вытягивается по прямой линии.

Чуткие терморецепторы и, вероятно, другие, пока ещё не выявленные, биомеханизмы домашних кошек позволяют им улавливать изменения погоды, «составлять» прогнозы, которые мы определяем по их поведению. Отсюда и кошачьи приметы, зафиксированные в народном погодоведении. Кош­ка облизывает всё тело или хвост - к не­настью. Моется, лижет лапу - к вёдру, морду прячет ­– к морозу, либо к ненастью. Лежит, свернувшись клубком, жмётся к печке - к морозу. Скребёт когтями пол - к ветру и метели, стену дерёт когтями, встав на задние лапы - к вьюге. Растягивается на полу или крепко спит - к теплу, вверх брюшком вытянулась – к теплу. Об одной из примет рассказывает в своём стихотворении А. А. Фет:

Мама! Глянь-ка из окошка -

Знать вчера не даром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно есть мороз.

Она прячется, забирается в теплое место, ища защиты от холода, дождя или ветра, и любопытно то, что она это делает заранее, когда эти явления еще не наступили, т.е. прогнозирует погоду.

У многих дома есть кошки. Мы решили понаблюдать за своими питомцами и по их поведению предсказать погоду. Наши прогнозы подтверждались показаниями термометра. Итоги представлены в сводной таблице:

Дата Животное Погода в этот день Поведение животного Наш прогноз Как изменилась погода
18.09.08 Кот Феликс Ясно, +25 0 Лежит брюхом вверх Будет жарко 19.09 Ясно, +25 0 20.09 Ясно, +26 0 21.09 Ясно, +28 0
Кот Маркиз Спит, вытянувшись во весь рост
Кошка Бася Моется, лижет лапу
Собака Рекси Спит, брюхом кверху и раскинув лапы
Куры Как всегда
26.09 Кот Феликс Ясно, +24 0 Облизывает всё тело и хвост Будет дождь, понижение температуры 28.09 Пасмурно, к полудню дождь, +18 0
Кот Маркиз Спит, свернувшись
Кошка Бася Трет за ухом, спит, свернувшись
27.09 Собака Рекси Ясно, +22 0 Роет землю
Куры Купаются в песке и хлопают крыльями
28.09 Кот Феликс Пасмурно, к полудню дождь, +18 0 Трёт лапой за ухом Перемена погоды, тепло Дождь будет несильным и недолгим 29.09 Ясно, +23 0
Кот Маркиз Поведение не изменилось
Кошка Бася Спит, свернувшись клубком, голова лежит на лапах, нос не спрятан
Собака Рекси Спокойная, развалилась на полу
Куры Не прячутся от дождя
16.11 Кот Феликс Ясно, +11 0 Перемена погоды: понижение температуры 18.11 Пасмурно, дождь, +7 0
Кот Маркиз Спит, свернувшись клубком, нос спрятан
Кошка Бася
Собака Рекси
Куры Кудахчут, перебирают перья Будет дождь.
19.11 Кот Феликс Пасмурно, дождь, +8 0 Спит, свернувшись клубком, нос спрятан Будет дождь. 20.11, 21.11, 22.11 Пасмурно, дождь со снегом, +1 0
Кот Маркиз Спит, свернувшись клубком, нос спрятан
Кошка Бася Спит около теплого радиатора
Собака Рекси Роет землю, забирается в будку
Куры Кудахчут, перебирают перья

Из таблицы видно, что более точный прогноз дают наблюдения за кошками. Обычно кошка предсказывает погоду за 2-3 дня до перемены погоды. Сопоставляя наблюдения за другими животными, сравнивая и суммируя их, можно точно предсказывать погоду.

Мы ещё раз убедились, что все животные умеют предсказывать погоду. Нужно быть только очень наблюдательным.

Синоптики в саду

Все мы очень любим гулять по саду, парку, отдыхаем, наблюдаем. Даже в саду находим «синоптиков»:

· Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.

· Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.

· Перед дождем фиалка сгибает стебелёк, жимолость - облеплена насекомыми.

· Вьюнок закрывает свой венчик перед дождём, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,

· Клевер съёживается, а цветы мальвы сникают и свёртываются - к дождю.

  • Если при хорошей погоде мало муравьёв или они далеко не удаляются, окрыляются или спешно возвращаются в муравейник, старательно закрывают все входы - к дождю, а если активно работают и их "двери" в муравейник открыты - к хорошей погоде.
  • Если крупные бабочки не садятся на цветы - к ясной погоде, садятся - к дождю.
  • Если цикады сильно стрекочут - к хорошей погоде.
  • Если при приближении грозовых туч пчёлы не прячутся в ульи - дождя не будет, утром не летят в поле, гудят и сидят в ульях - к дождю с раннего утра.

Мы решили понаблюдать за поведением некоторых животных и растений перед изменением погоды, проверить достоверность народных примет.

Объекты наблюдения : одуванчик, черемуха, крапива, клевер, пауки, муравьи, ласточки, лягушки, стрекозы, бабочки, пчелы, жуки.

Время наблюдения : апрель, май, сентябрь 2008 г.

Объект Время Поведение
одуванчик 20.04.08 Полянка одуванчиков зелёная, соцветия не раскрылись. Пошёл дождь.
одуванчик 27.04.08 Перед дождём при порывах ветра семена не отлетали далеко, крепко держались на стебле.
черемуха 07.05. 08 Перед дождем цветы сильно пахли, много насекомых.
крапива 10.09.08 Перед дождём не заметили никаких изменений.
клевер 10.09.08 Цветы сникли, листочки прижались.
муравьи 10.09.08 Перед дождем муравьи закрыли все входы в муравейник.
лягушки 10.09.08 Видели много лягушек на озере перед дождем.
ласточки 19.09.08 Было тепло, ласточки летали высоко, ловили стрекоз, которые тоже летали высоко. Дождя не было.
паук 19.09.08 Накануне вечером вышел из своего убежища и стал делать новые сети. На следующий день была тёплая, хорошая погода.
стрекозы 24.09.08 Стрекозы летали над растениями стайками, издавали шум своими крыльями перед дождём.
пчелы 24.09.08 Пчелы весь днем летали возле ульев, сильно гудели. После обеда пошел дождь.
ипомея 24.09.08 Перед дождем закрываются цветки.
календула (ноготки) Развернули венчики после полудня – дождь.
жуки 30.09.08 Жуки не летают. Вечером был дождь.
бабочки 30.09.08 Тоже не летают. Спрятались перед дождем.
паук 30.09.08 Паук не вышел на охоту, сидел спокойно в гнезде. Был дождь.

Анализ наблюдений показал, что многие растения и животные чутко реагируют на изменения в атмосфере. Их вполне можно назвать «живыми» барометрами. А вот крапива такими способностями, по нашим наблюдениям, не обладает. Приметы, в основном, точны.

Большинство увлекательнейших подробностей из жизни животных мы узнаем благодаря тому, что ученые дни напролет наблюдают за ними. Наблюдают в привычном месте обитания этих животных, наблюдают в условиях лабораторий. Наблюдают и анализируют, записывают и подают нам на блюдечке неимоверно интересные факты.
И главное в этом всем – наблюдение и анализ происходящего.
Я предлагаю Вам тоже, как и эти учёные, понаблюдать за своим питомцем!
Ваша цель, и основная задача будет состоять в том, чтобы Вы изучили все привычки своей собаки, проявление всех эмоций, ее работоспособность – в игре, или же при отработке команд.
Конечно, если у Вас собака находится на привязи, и Вы с ней общаетесь в основном тогда, когда кормите, то, наверное, нет смысла изучать ее поведение.
Но если же Вы живете с собакой бок о бок, хотите добиться от нее высокого уровня послушания, хотите, чтобы она понимала Вас с полуслова, тогда, будьте добры, научитесь и Вы понимать ее сигналы. А для этого нужно стать хорошим наблюдателем!
В идеале начинать нужно с того момента, когда Вы только принесли щенка домой.
Например, часто у людей возникает проблема с приучением щенка к туалету. Но вот – интересная вещь. Кто более наблюдателен, тот сразу отметит преобладающее настроение в его поведении: когда он беззаботно бегает и играет, а когда – крутится и начинает «мостится» с целью сходить в туалет.
Так вот: те хозяева собак, кто проявит нужную наблюдательность и в этот момент отнесет щенка в его «туалетное место», тот, несомненно, будет успешнее в плане приучения четвероногого любимца к лотку, чем тот, кто этот момент «проспит», и тем самым покажет собаке, что ходить в туалет можно где попало.
Потому наблюдайте за поведением своей собаки – это полезно и увлекательно!
Если Вы знаете, каково нормальное поведение Вашего щенка – когда ему комфортно и его ничего не беспокоит – то Вы с легкостью определите, когда он голоден, когда хочет пить или «сделать свои дела». А самое главное в том, что Вы сможете по изменению в поведении собаки увидеть даже болезнь на ранних стадиях.
Например, Вы знаете, сколько в норме ест Ваш щенок, и вдруг он не доел все сразу, а немного оставил и доел через некоторое время. Вы про себя отмечаете, что бывает и такое. Но в следующее кормление он снова не доедает, но за остатками уже не приходит. Плюс – играл с меньшим азартом, чем обычно.
И Вы, благодаря своей наблюдательности, выявляете снижение аппетита, снижение активности, вялость животного, повышение утомляемости на ровном месте. А это уже могут быть первые признаки заболевания.
Этот пример хорошо работает на взрослых собаках при пироплазмозе, когда клиника может не проявляться ярко в первые дни.
Благодаря наблюдательности Вы сможете контролировать такие показатели здоровья, как консистенция стула.
Например: Вы видите, чем сходил «по-большому» Ваш пес и, если это – жидкая консистенция, Вы эту ситуацию можете отрегулировать через диету, или же поход к врачу. Однако это – не тот вариант, при котором собаку отпустили побегать, она сходила в туалет вдалеке от хозяина, и он даже не знает, что у собаки диарея. Такие хозяева обычно замечают, что с собакой что-то не то, когда та падает с ног и не ест день-два.
То же самое касается и акта мочеиспускания. Когда хозяин не обращает на это внимания, то может пропустить цистит у собаки, или же наступление у щенка того возраста, когда он начинает все метить. Или когда хозяин не может точно сказать, болеет ли его щенок, или это он написал от радости встречи?
Когда хозяин знает свою собаку, когда он наблюдает за своей собакой, то между поведением, связанным с помечанием территории и актами мочеиспускания на эмоциях он быстрее разглядит проблемы с мочеполовой системой своего питомца.
Что касается обучения собаки командам, в плане наработки послушания у собаки, то тут тоже без наблюдательности не обойтись.
Посудите сами: Вы должны знать, когда Ваша собака устаёт играть с мячиком (а тем более, с апортировочным предметом), когда она наестся, и ей надоедает выполнять команды?
Это необязательно, но Вы должны понимать, что от этих знаний зависит результат всех Ваших стараний. А эти знания дают только внимательные наблюдения за собакой.
Например: Вы играете с собакой мячиком. Собака бегает за ним, а потом вдруг ей игра стала неинтересна, она развернулась и пошла обнюхивать ближайшие кусты, а там – и другую собаку может увидеть, и, вообще, про Вас забыть.
Так вот, чтобы такого не случалось, нужно просто один раз пронаблюдать за собакой во время игры. Когда собака бегает за мячиком, отследить каждый ее пробег, его скорость, виляние хвостом – начиная с того самого места, когда она пребывает в наибольшем азарте и заканчивая тем моментом, когда она вообще не бежит за мячиком. И тогда Вы сможете в следующий раз увидеть, когда именно собаке надоедает мяч. И тогда-то Вы и выполните одно из главных правил – остановите игру на максимальном позитиве.
Аналогично и с командами. Если хотите, чтобы обучение собаки проходило на веселых нотах, то не допускайте, чтобы собаке надоедало все происходящее, останавливайте работу, когда она максимально готова работать, чтобы ей хотелось еще, чтобы она ждала, когда её снова поведут работать «на команды».
Просто пару занятий проследите за собакой: сколько времени она занимается, максимально виляя хвостом и заглядывая Вам в глаза с вопросом «что еще сделать, чтобы только похвалили и покормили?». И от этих знаний отталкивайтесь в дальнейшем.
Учитесь видеть состояние собаки, и тогда Вы будете видеть разницу между тем, когда она устала от однообразия и скуки в Вашей дрессуре, а когда – хитрит и претворяется, чтобы Вы бросили «послушку» и пошли играть, а то и вообще отпустили ее побегать.
Только через наблюдения Вы сможете узнать все секреты своей собаки, знать ее действия наперед. Наблюдайте за своей собакой, делайте выводы, не лишайте себя ценной информации!

Заключительным этапом исследования стало наблюдение за обитающими в микрорайоне школы №74 собаками; оно проводилось для практической проверки утверждений об их поведении, высказываемых жителями и сравнения прочитанных данных о собаках с действительностью. Наблюдение осуществлялось в воскресение рано утром, около 7 часов, когда собаки достаточно активны, и не прячутся от людей. В ходе наблюдения были сделаны фотографии собак, которые можно увидеть в Приложении № 2. Кроме того, часть данных была получена при встречах с собаками, происходящих почти каждое утро на школьном дворе. Некоторые сведения выяснились в ходе бесед с вахтёрами и учителями, родителями учащихся. Так же использовались летние случайные наблюдения за особенностями поведения собак, замеченные во время отработки на пришкольном участке.

Мы можем с большой долей уверенности заявить, что в микрорайоне постоянно обитает около 10 - 15 разных особей бродячих собак. Статистика является не совсем достоверной в связи с тем, что некоторые особи в зимний период, когда проводилось исследование, могли находиться в различных укрытиях, защищающих их от неблагоприятных факторов среды.

Как правило, они держатся поодиночке. Часто на дворе школы встречается группа из 3 - 4 собак. Наблюдая за ними несколько дней мы выяснили, что состав этой группы постоянный, то есть особи в ней каждый раз одни и те же. Большой стаи собаки в микрорайоне не образуют. Микрорайон можно условно поделить на несколько территорий, обычно одна территория соответствует одному двору. На каждой из них насчитывается 3 - 5 собак, постоянно там обитающих.

Существуют скопления собак возле продуктового ларька рядом с автобусной остановкой «Рембыттехника» напротив школы и выше по улице, возле теплотрассы. Это объясняется тем, что у ларька расположена постоянная точка прикорма животных. Именно там жители микрорайона обычно оставляют им еду. На теплотрассе собаки греются в осенние и зимние месяцы. Кроме того, собаки предпочитают держаться возле мусорных контейнеров, хлебных ларьков и обувной мастерской. Около мастерской держатся те собаки, которые вскармливались там, когда были щенками.

Часто собак можно наблюдать прямо на школьном крыльце, откуда их через некоторое время сгоняет дворник, чтобы никого из детей не укусили. При этом животное не трогают, а только пугают. Обычно слов и приближающегося человека хватает, чтобы собака покинула территорию школы.

Во время наблюдений не было замечено ни одного случая нападения собаки на человека. Иногда они проявляют агрессивное настроение - бросаются под ноги и лают. Родителей очень беспокоит такое поведение животных. Мы становились очевидцами этой картины неоднократно. В других случаях мы наблюдали за позами и взглядами собак, которые сопровождают школьников после учебных занятий и сделали вывод, что животные вовсе не нападают, а ждут от человека помощи и сочувствия. Скорее всего, они чуют запах из школьной столовой и просят еду.

Несмотря на это, собаки часто вызывают у детей страх. Нам говорили, что иногда животные не выпускают из школы первоклассников после уроков. Выглядит это примерно так: на крыльце или по двору школы бегают несколько собак, которые сразу кидаются с лаем ко всем выходящим на улицу. Причина та же - еда. Наиболее активно собаки подбегают к детям, которые держат на виду пирожок или сосиску в тесте.

На основании этого мы даём ученикам и их родителям рекомендацию не употреблять пищу на улице, не носить еду в руках. Если ребёнок не доел выпечку в столовой, лучше завернуть её в небольшой полиэтиленовый пакет и положить в ранец. Собаки, как правило, не интересуются теми людьми, у кого нечего попросить. Кроме того, родители младших школьников должны научить ребёнка правильно вести себя при встрече с бездомными животными, не провоцировать их на агрессию, не подкармливать и не играть с ними.

Собаки нашего микрорайона - типичные нахлебники. Они не боятся людей и рассчитывают на то, что их будут подкармливать. За неделю, возле мусорных контейнеров нами было обнаружено только 2 собаки, но ни разу не замечено, что они роются в мусоре, все остальные собаки были замечены во дворах, на остановке и у подъездов, в большинстве случаев они привлекали к себе внимание прохожих, бегая вокруг людей и заглядывая в глаза. При неагрессивном поведении они тем не менее ведут себя уверенно и привычно, требуя еду как должное, что многим жителям не приятно. Мы абсолютно уверены, что жители сами виноваты в таком поведении собак. Постоянно подкармливая животных, люди сами формируют у них привычку попрошайничать, вырабатывают рефлексы. Так, собаки интересуются уже не только теми, у кого есть на виду что-то съестное, но и людьми с пакетами и сумками. Это происходит от наблюдательности собачьих и привычки многих жителей по пути из продуктового магазина доставать что-то из пакета для собак.