Опыт работы: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровье сберегающей технологии:
обеспечить дошкольнику
высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровье сберегающей технологии:
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

приобщение детей к физической культуре

использование развивающих форм оздоровительной работы.

Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)

подвижные и спортивные игры

контрастная дорожка, тренажеры

Технологии обучения здоровому образу жизни.

утренняя гимнастика

физкультурные занятия

бассейн

точечный массаж

спортивные развлечения, праздники

День здоровья

СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

Технологии музыкального воздействия.

музыкотерапия

сказкотерапия

библиотерапия

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика (бодрящая)– ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном зале

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры - со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Проведение утренней гимнастики

Технология музыкального воздействия

Технологии музыкального воздействия – используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

4. Технология коррекции поведения.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

медико-профилактические;

физкультурно-оздоровительные;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

1.Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др

3.Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

4.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

5.Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ (папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др. формы работы).

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Для создания педагогических условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Вся эта
работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога – психолога, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.


Применение здоровьесберегающих технологий

в учебно-воспитательном процессе детского сада

Выполнила:

Инструктор по ФК

Лобня, 2013г.

План:

  1. Условия реализации здоровьесберегающих технологий
  2. Заключение
  3. Литература

1. Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

2. Виды здоровьесберегающих технологий

В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии здоровому образу жизни;
  • коррекционные технологии.

В своей работе предлагаю подробнее остановиться на технологиях сохранения и стимулирования здоровья ребенка.

Название технологии

Определение

Подвижные и спортивные игры

Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.

Спортивные игры – игры, которыми проводятся соревнования.

«Развивающие игры для детей дошкольного возраста»,

И.М. Воротилкина

Дыхательная гимнастика

Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

Горькова Л.Г., Обухова Л.А

И.М. Воротилкина

«Физкультурно–оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении;

В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий

«Развивающие игры для детей дошкольного возраста»

Профилактика плоскостопия

Упражнения на формирование мышечного корсета, выработку стереотипа правильной осанки, путь к здоровому образу жизни

И.М. Воротилкина

«Физкультурно–оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении;

Горькова Л.Г., Обухова Л.А

«Занятия физической культурой в ДОУ»;

В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий

«Физические упражнения и подвижные игры»;

О.В.Козырева

Профилактика осанки

Применение и использование общеразвивающих упражнений укрепляющих мышцы и исправляющих форму стопы ребенка, формирование и закрепление навыка правильной ходьбы

И.М. Воротилкина

«Физкультурно–оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении;

Горькова Л.Г., Обухова Л.А

«Занятия физической культурой в ДОУ»;

В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий

«Физические упражнения и подвижные игры»

О.В.Козырева

«Лечебная физкультура для дошкольников»

Гимнастика для глаз

Упражнения для снятия глазного напряжения

Горькова Л.Г., Обухова Л.А

«Занятия физической культурой в ДОУ»;

Ритмопластика

Система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику

А.Н. Фомина

«Сюжетно – ролевая ритмическая гимнастика»;

Горькова Л.Г., Обухова Л.А

«Занятия физической культурой в ДОУ»;

Релаксация

Система расслабляющих упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения, снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).

Горькова Л.Г., Обухова Л.А

«Занятия физической культурой в ДОУ»;

Пальчиковая гимнастика

Тренировка тонких движений пальцев кисти рук.

Горькова Л.Г., Обухова Л.А

«Занятия физической культурой в ДОУ»;

Е. Черенкова

«Развивающие игры с пальчиками»;

Т.А. Воробьева., О.И. Крупенчук

«Игры с мячом для развития мелкой ручной и общей моторики»;

М.Ю. Картушина

«Растем здоровыми»

Массаж

(самомассаж)

Массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног и пр.)

Горькова Л.Г., Обухова Л.А

«Занятия физической культурой в ДОУ»;

М.Ю. Картушина

«Растем здоровыми»

Точечный массаж

Точечный массаж – это механическое воздействие пальцами рук на строго определенные участки тела.

Горькова Л.Г., Обухова Л.А

«Занятия физической культурой в ДОУ»;

К.К.Утробина

«Занимательная физкультура для дошкольников»

3. Средства здоровьесберегающих технологий

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  1. средства двигательной направленности;
  2. оздоровительные силы природы;
  3. гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

4. Для реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду должны быть созданы следующие условия:

  • условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, а именно спортивные площадки, оборудован тренажерный уголок и спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка
  • в каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием
  • для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста
  • в каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.
  • необходимо осуществлять профилактику простудных заболеваний; проводить закаливающие процедуры; ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; проводить упражнения на свежем воздухе в разные периоды года

5. Заключение

Для создания целостной системы двигательной активности детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. В нашем дошкольном учреждении оборудован спортивный зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, которое повышает интерес к физической культуре, развивают жизненно – важные качества, увеличивают эффективность образовательной деятельности.

Приемы здоровьесберегающих технологий широко используются педагогами нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: в организованной образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком. Ежедневно с детьми проводят утреннюю гимнастику, которая способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Проводятся занятия включающие элементы детской йоги, которые помогают детям снять напряжение, научиться контролировать свое дыхание и чувствовать свое тело. Проводятся занятия на фитболах, которые, способствуют развитию координации, ориентировке в пространстве и также помогают снять напряжение с ребенка. Также существует экспериментальная группа, которая совместно с родителями посещает кружок «Фигурного катания» на базе Ледового Дворца, благодаря которому у детей развивается координация, укрепляется здоровье, иммунитет и просто появляется масса положительных эмоций, что также благотворно сказывается на здоровье детей. В детском саду ведется кружковая работа детского фитнеса.

Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Для этого в нашем детском саду имеется мини-стадион на территории ДОУ со спортивно – игровым оборудованием. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей и их интересы. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия, физкультурное оборудование размещено так, чтобы оно было доступно детям.

Литература

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
  4. Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
  5. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
  6. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.

Студеникина Надежда Ивановна

Работая в дошкольном учреждении, в своей работе с детьми дошкольного возраста мы используем разные виды здоровьесберегающих технологий.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - это сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи , решаемые во время работы с детьми дошкольного возраста:

Способствовать развитию познавательного интереса к своему организму и его возможностям;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни воспитанников

Свою работу по физическому воспитанию строим на основе анализа состояния здоровья детей.

Приняв младшую группу, мы обратили внимание на лист здоровья, заполняемый медицинским персоналом. при поступлении детей в д\с, в котором фиксируются все данные, касающиеся состояния здоровья ребенка.

Таким образом, было выявлено, что в нашей группе:

13 детей - имеют функциональные отклонения в здоровье;

9 детей - частоболеющие;

7 детей - имеют диагноз: ЗДОРОВ; что составляет всего - 1\4 группы

Беседы с родителями, показали искреннюю озабоченность всех семей здоровьем своих детей и заинтересованность проблемой приобщения к ЗОЖ. Некоторые семьи имеют свои собственные традиции в воспитании здорового малыша. Дети проводят достаточное количество времени на свежем воздухе, дружат с физкультурой, во всех семьях имеется разнообразное спортивное оборудование, тренажеры и спортивные уголки.

Но в то же время, к большому сожалению, большая часть родителей признают, что не занимаются закаливанием детей в домашних условиях, не уделяют должного внимания вопросам правильного питания, не приобщают детей к спорту. А всё это неизбежно приводит к ухудшению здоровья детей.

Вследствие этого в последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: современные родители большую часть времени уделяют интеллектуальному развитию детей (компьютерные игры, чрезмерный бесконтрольный просмотр телевизионных программ, посещение развивающих кружков, поэтому практически не остается времени на подвижные игры и прогулки. А ведь именно в процессе игры и двигательной активности дети познают окружающий мир и реализуют свои физические потребности.

Поэтому возникает острая необходимость обратить на эту проблему самое пристальное внимание.

Таким образом, был продуман план оздоровительных занятий с детьми, направленных на обеспечение успешного физического развития детей, укреплению их здоровья.

Утренняя гимнастика (ежедневно в течении года)

Гимнастика после сна (ежедневно в течении года)

Дыхательная гимнастика (2 раза в неделю)

Точечный массаж (2 раза в неделю)

Воздушные ванны (перед сном, после сна)

Физкультурные занятия (3 раза в неделю)

Пальчиковая гимнастика (3 раза в неделю)

Профилактика плоскостопия (ежедневно)

Профилактические прививки (согласно плану врача)

Закаливание солнцем, водой (в летний период)

Физкульминутки (ежедневно)

Подвижные игры (ежедневно)

Прогулки (ежедневно)

Так же, ежедневно используем игровые упражнения оздоровительного характера в режимных моментах, например, на утренней зарядке , которая помогает снять психологическое напряжение от расставания с родителями, а также собрать внимание детей и дисциплинирует их поведение.

Пример утренней зарядки:

Мы выходим на площадку - начинается зарядка.
Шаг на месте два вперед, а потом наоборот.
Руки вверх подняли выше, опустили - четко дышим.
Упражнение второе.
Руки набок, ноги врозь, так давно уж повелось.
Три наклона сделай вниз, на четыре поднимись!
Гибкость всем нужна на свете, наклоняться будем, дети!
Раз - направо, два - налево, укрепляем наше тело.
Приседанья каждый день - прогоняют сон и лень.
Приседай пониже - вырастешь повыше.
В заключенье в добрый час - мы попрыгаем сейчас.

Раз, два, три, четыре - в дружбе мы живем и мире.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях является физкультура.

При этом обучение на физкультуре осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

Свою работу ведем в тесном контакте с инструктором по физическому воспитанию. В своей работе она использует методику сюжетного игрового занятия, тем самым вызывает у детей эмоциональное отклик на игровое занятие и желание участвовать в нём.

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки .

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки стараемся подбирать тематические, связанных по теме, задачам и содержанием занятия, т. е. представляющие собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, отражающим движение транспорта, животных, насекомых и т. д.,

Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребенка.

Пример физкультминутки:

Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. Раз, два, три (наклоны туловища вправо)
Наклонился левый бок. Раз, два, три (наклоны туловища вправо)
А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки. (руки вверх)
Сядем на дорожку, (присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, раз, два, три!
Согнем левую ножку, раз, два, три! (сгибаем правую ногу в колене)
Ноги высоко подняли и немного подержали (подняли ноги вверх)
Головою покачали (движения головой)
И все дружно вместе встали! (встали)

Точечный массаж - элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Ребенок здесь не просто "работает" - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.

Пример упражнения с точечным массажем:

1. Поглаживаем ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

2. Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждом направлении) .

3. Нажимаем на мочки ушей («надеваем» на них красивые сережки) .

4.«Лепим» уши внутри. Пальцами внутри раковины делаем 7-8 вращательных движений по часовой стрелки (пусть уши будут чистыми и всеслышащими) .

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходимы специальные дыхательные упражнения .

Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика .

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т. к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке.

Пример упражнения с дыхательной гимнастикой:

«Снежинка»

На полянку, на лужок, тихо падает снежок.

И летят снежинки - белые пушинки!

Вдох через нос, выдох через рот на ладонь - «сдуваем» снежинку с ладони.

Использование физических упражнений, направленных на предупреждение простудных заболеваний, улучшение функций верхних дыхательных путей. Можно применять уже с младшего возраста. Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.

Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому, в дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

В своей работе по профилактике плоскостопия мы используем, как стандартное, так и нестандартное оборудование. Упражнения с нестандартным оборудованием создают положительный настрой, повышает настроение, дает заряд бодрости. Ежедневное проведение бодрящей гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем.

Пример упражнений по профилактике плоскостопия:

· «Здоровые ножки» - прокатывание мяча (палки) стопой ноги вперед - назад. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.

· «Подними платочек » - захватывание носового платка пальчиками сначала одной ноги, затем другой.

· «Ловкие ножки» - упражнение выполняется сидя на стуле, необходимо захватить и переложить пальцами ног мелкие предметы (шишки, желуди, камни, пуговицы, поролоновые кусочки).

У малышей, систематически занимающихся бодрящей гимнастикой после сна, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Бодрящая гимнастика, проводимая после тихого часа - помогает проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день.

Пример бодрящей гимнастики:

Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать.

Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать!

· «Найди свой носик» - и.п. лежа на спине. С закрытыми глазами найти свой нос и подергать его за кончик. Повторить 5 раз

· «Носик дышит» - воспитатель предлагает детям закрыть рот, крепко сжать губы, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос. Повторить 4 раза

· «Носик радуется» - вдох через левую ноздрю, выдох через правую ноздрю. Повторить 8 раз

· «Массаж носика» - поглаживание носика от крыльев к переносице

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в нашей группе имеется физкультурный уголок . В нём представлено разнообразное физкультурное оборудование, для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр; физкультурное оборудование для гимнастики после сна; оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре.

Физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Показателем эффективного применения здоровьесберегающих технологий является снижение заболеваемости воспитанников, но самое главное, - это крепкий сон, хороший аппетит, высокая работоспособность и хорошее настроение!

Детский сад «Буратино» с. Ясная Поляна – детского сада «Солнышко» Кузнецк с. Пионер.

Статья об опыте работы на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни». (глава 4, статья 41) Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьёзных психологических и физических заболеваний, в то время как порядка 40% страдают хроническими заболеваниями практически с самого рождения, а 50% имеют нарушения в физическом развитии. Неутешительная статистика, правда? И это только официальные данные. В реальности же дела могут обстоять гораздо хуже.

Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введение ФГОС дошкольного образования. Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Как помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье, как построить воспитательно-образовательный процесс в детском саду без ущерба для здоровья детей?

Одной из главных задач любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровье детей. И каждый детский сад решает эту задачу по-своему.

Сегодня, как никогда остро ставиться вопрос «Как построить воспитательно- образовательный процесс таким образом, чтобы не навредить, а сохранить здоровье детей?»

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Так что же такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?

Здоровьесберегающие технологии — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

— обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
— сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
— научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. технологии обучения ЗОЖ;
3. коррекционные технологии.

Рассмотрим каждый из этих видов

Технологии сохранения и стимулирования здоровья способы и приемы направленные на сохранения и укрепления здоровья детей в момент занятия. Моя задача как воспитателя заключается в том, чтобы при подготовке к занятию продумывать не только познавательный материал, но и думаю, как построить занятие, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих детей.

Главным условием успешной организации образовательной деятельности является обеспечение двигательной активности. Для этого во время занятия провожу Динамические паузы 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия. Ни для кого не является секретом, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений производимых ребенком за день, ниже возрастной норы. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Поэтомуподвижные и спортивные игры провожу ежедневно на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую для работы спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Неотъемлемым компонентом любого познавательного занятия является пальчиковая гимнастика, которую провожу индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Также пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Для снятия зрительного напряжения использую гимнастику для глаз,провожу в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения использую наглядный материал.

Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом

Ежедневно после дневного сна в течении 5-10 мин провожу бодрящую гимнастику. В её комплекс входят упражнения на кроватях на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.

Логоритмическиеупражнения.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится с музыкальным сопровождением, ежедневно 6-8 мин.. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Серия занятий «Азбука здоровья». Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого я провожу занятия, беседы, игровые упражнения, индивидуальную работу по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза — орган зрения», и т. д.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Активный отдых

При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

Коррекционные технологии:

В НОД использую артикуляционную гимнастику, провожу упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.

Особое место уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Для родителей, в информационном поле группы, размещены консультации: «Единство и преемственность в вопросах воспитания здорового ребенка», «Хорошо быть здоровым», «Профилактика гриппа и ОРВИ, «Гимнастика маленьких волшебников» и т. д. Системная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс, в содружестве с инструктором ФИЗО, родителями детей, позволяет нам создать максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья наших воспитанников. Поскольку дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, использую разнообразные формы работы: педагогические беседы на родительских собраниях; мастер-классы; консультации; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование, также родители принимают активное участие во всех конкурсах, которые проходят на базе детского сада или района. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках и на сайте детского сада.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

В заключении в своей статьи хочу сказать, что здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – лишь малая часть всей оздоровительной работы нашего детского сада. Эта система подвижна, она пополняется, совершенствуется новыми формами и технологиями. И достичь успеха в этом деле можно только при тесном контакте участников воспитательно- образовательного процесса.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!

Список литературы

1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
3.Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
4.Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
5.Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”

М.А. Фазлыева

Воспитатель МАДОУ ДС №17 «Ладушки» 2 корпус

Г. Нижневартовск

по внедрению здоровьесберегающих технологий

в работе с дошкольниками.

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность

знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Введение

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь это некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника .

Но можно противостоять этим влияниям, приостановить нарушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. И все это для себя может сделать каждый. Никто, кроме нас самих, не избавит нас от недугов, ни один, даже высококвалифицированный врач. Стоит изменить свой образ жизни и свершится чудо: мы будем чувствовать себя здоровыми. Нужно настроить себя на здоровье, хотеть быть здоровыми, помогать себе и другим людям .
Здоровье - это бесценный дар , который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Жил был мудрец. Знал он ответ на всякий вопрос. Люди шли к мудрому человеку за советом. Один же человек решил доказать, что мудрец не всегда может дать правильный ответ. Зажал в ладони красивую бабочку и спрашивает у мудреца жива ли бабочка. а сам, меж тем, думает, если мудрец скажет, что жива, то я раздавлю ее, а если же скажет, что мертва - то я ее отпущу. Но мудрец ответил, подумав: `Все в твоих руках`. Так и здоровье наше в наших собственных руках.

Вырастить здорового ребёнка - задача непростая. Здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельности. Дошкольный возраст - благоприятное время для раскрытия и «запуска» способностей: в этот период формирование личности происходит наиболее быстро. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Актуальность Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в ДОУ не наносило ущерба здоровью школьников. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии , способствующие сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста . Основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС дошкольного образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленные методические рекомендации познакомят педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими и методическими основами здоровьесберегающих технологий, помогут нам правильно организовать работу, которая будет направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Благодаря методическим рекомендациям по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду, педагоги смогут создать систему условий, обеспечивающую сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Данные методические рекомендации посвящены методике использования здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях. Использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ сегодня уделяется большое внимание.

К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен достаточный опыт использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Практическая значимость данного вопроса, его актуальность дают основание в настоящих методических рекомендациях более подробно остановиться на основных вопросах, связанных с методикой применения здоровьесберегающих технологий в детском саду, с их функциональной ролью, формами и методами работы по их использованию.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии ».

Что такое здоровьесберегающие технологии?

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Что такое Технология? - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость ), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах :

1. Медико-профилактическая технологии

2. Физкультурно-оздоровительная технология

3. Технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка;

4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

5. Технологии валеологического просвещения родителей .

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии .

Выделяют три группы технологий :

1 . Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз , гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая .

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии:

Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от:

Типа дошкольного учреждения;

Конкретных условий дошкольного образовательного учреждения;

Организации здоровьесберегающей среды;

От программы, по которой работают педагоги;

Продолжительности пребывания детей в ДОУ;

От показателей здоровья детей;

Профессиональной компетентности педагогов из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека - осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. .

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии

применяются в различных видах деятельности. Каждая из этих технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни

При использовании здоровьесберегающих педагогических технологий необходимо учитывать следующие принципы:

принцип гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогической процесса ДОУ;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка — использование первичной диагностики здоровья детей, учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;

принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;

принцип субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе — свобода высказываний и поведения в разных формах организации педагогического процесса (в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться);

принцип педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами, основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;

принцип профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств :

1. Средства двигательной направленности:

физические упражнения;

физкультминутки и паузы;

эмоциональные разрядки;

гимнастика (оздоровительная после сна);

пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

лечебная физкультура;

подвижные и спортивные игры;

массаж;

психогимнастика ;

1.Игры с пальчиками (пальчиковая гимнастика)

Ежедневно в своей работе с детьми использую пальчиковые игры, которые

создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики: умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки .

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.

Широко использую пальчиковые игры с предметами и без предметов в свободное время , на прогулках. А на занятиях в утренний отрезок времени, в играх выполняем упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками, с макаронными изделиями и т.д.(ссылка)

2. Зрительная гимнастика

Поставленные цели и задачи я успешно реализую на практике :
- динамические зрительные паузы , В любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком, Можно использовать минутки покоя:- посидим молча с закрытыми глазами;- посидим и полюбуемся на горящую свечу;- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

Чтобы снять зрительную нагрузку у детей я провожу з рительную гимнастику и во время занятий рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Зрительная гимнастика - даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. (Ссылка)

К оррекционные физминутки - для укрепления зрения - проводятся на занятиях и вне занятий т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. (“Жук”, “Прогулка в зимнем лесу”, “Самолёт”, “Ладошки”, “Цветы”).

Массаж глаз - проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня. Сенсорная зона Красный - стимулирует детей в работе. Это сила внимания. Оранж евый, жёлтый - соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость. Синий, голубой, зелёный - действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение. Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.

3. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Ведь всем известно, что дыхание-это жизнь! чтобы не болеть, надо научиться дышать.

Предлагаем несложные упражнения для правильного дыхания, которые можно выполнять дома, в детском саду и на прогулке(ссылка)

4. Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами, камушками, мокрая и сухая дорожка. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребёнка, поднимает его настроение (для профилактики и коррекции плоскостопия). .

5. Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, па прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений

В течение дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.

Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. И мы в своей работе с детьми старались как можно больше находиться на свежем воздухе .

Релаксация Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы широко используем кассету “Волшебство природы”, особенно во время релаксации . Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения, особенно м елодия действует эффективно для наших гиперактивных детей и для детей с ОВЗ.

Работу по внедрению здоровьесберегающих технологий я начала со старшей группы. Старалась формировать у детей чувство ответственности за собственное здоровье, приучая их самих заботиться о нем. Знакомила их с элементарными понятиями о строении и функциях организма. Провела в группе цикл занятий «Вот я какой!». Дети в игровой форме познакомились с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям.

Итогом работы в этом направлении стало занятие «Добрый доктор Айболит». Дети с радостью делились с «Айболитом» знаниями о своем организме и о пользе воды, рассказывали о предметах туалета и гигиенических принадлежностях.
В подготовительной группе я провела цикл занятий по теме «Моё тело». На этих занятиях дети знакомились с правилами поведения, соблюдение которых способствует сохранению здоровья. Знакомиться со строением человеческого организма мы начали со скелета. Я рассказала детям о его функциях. Особое внимание уделила изучению позвоночника, подчеркнув его значимость для движений и необходимость бережного отношения к себе при выполнении различных движений. Во второй части занятий я знакомила детей с упражнениями, развивающими подвижность, гибкость и эластичность позвоночника. На занятиях «Сердечное чудо» речь шла о работе сердца и о том, что происходит при его остановке.

Второй частью занятия были игры, способствующие укреплению сердца «Не промахнись», «Кто быстрей?». В конце занятия дети познакомились с правилами поведения, соблюдение которых помогает сердцу быть здоровым.
На занятии «Как мы дышим?» дети узнали о таком органе, как легкие. В упрощенной форме я познакомила детей с функциями органов дыхания. Дети узнали, что такое дыхательная гимнастика, а затем им было предложено подумать и решить, как можно защитить себя от дыма, от пыли и вредных для организма газов. На занятиях «Роль зрения в жизни человека» дети получили представление о функции органов зрения, познакомились со строением глаза и с гимнастикой для глаз. В игре «Пройди через препятствия» дети ощутили, как тяжело передвигаться, не имея возможности видеть. В заключение малышам было рассказано о правилах, соблюдение которых поможет сохранить остроту зрения.
Работу в этом направлении я продолжаю и сейчас, с детьми младшей группы. Создали в группе “Уголок здоровья”, где находятся: схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются - Губки, бумага - для снятия стресса. Шарики, массажеры - для развития мелкой моторики и т.д. В уголке здоровья имеются книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью. В дальнейшем были оформлены дидактические игры: “Чистим зубы правильно”. “Бережём уши” и т.д. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок «Умные ручки» были проведены занятия по пластилинографии. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом, именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети многому научатся в дальнейшем, и будут опираться на свой опыт.

Помогает в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом: “Я, и моё здоровье. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, плаванию, во время сна, во время закаливания, во время еды, осеннего развлечения и т.д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”, “Моё настроение”.

Записываются воспитателями и родителями впечатления об интересных походах, путешествиях летом, и экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.

Приобщение воспитанников детского сада к здоровому образу жизни должно находить каждодневную поддержку и у них дома.

Ведь главные воспитатели ребенка - его родители

От того, сколько внимания они уделяют здоровью детей, зависит состояние физического комфорта детей. Поэтому мы придаем большое значение работе с родителями В течение года проводились различные консультации, родительские собрания, комитеты, где вопросы о здоровье детей были приоритетными. Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях, направленных на оздоровление детей.

На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребёнка.

Родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советуем литературу, брошюры, консультации.

Соответственно, для родителей оформляем в “Уголке здоровья” рекомендации, советы: предлагаем папки - передвижки; приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т.д.;

Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Ценность всех этих мероприятий заключается в том, что родители имеют возможность оценить результаты своего воспитания, как физического, так и духовного, так как на протяжении всех этих мероприятий они сосредоточены на своём ребёнке .

Ваше здоровье — есть результат любви к самому себе.