Поминки: нужна ли покойнику еда? Можно ли брать еду на кладбище? Можно на родительское собирать конфеты на кладбище

Сегодня у нас будет одна из самых запутанных, но при этом и самых интересных тем, мы поговорим о том, о чем никогда не задумывалось большинство, как верующих, так и неверующих людей, о настоящих причинах того, зачем на кладбище носят еду, зачем вообще покойникам еда, если они давно умерли? Вообще, почему едят на поминках, почему поминают именно едой, далеко не всем понятно.

Да и многие люди откровенно бояться подобных ритуалов и спрашивают о том, можно ли брать еду, подаяние и угощения на кладбище, и тем более, нести их к себе домой.

Или, можно ли есть на кладбище, особенно когда предлагают помянуть, а отказаться вроде бы некрасиво, но при этом данный обычай кажется довольно странным, и даже в какой-то степени аморальным, особенно если надо пить водку на поминках непьющей бабушки или верующего человека.

И чтобы одним разом решить все эти вопросы я и подготовил для вас этот обзор традиций связанный с едой на кладбище, и о том откуда они произошли. Причем мы посмотрим, как с традиционной религиозной, так и с энергетической точки зрения, объясняющей происхождение и логику многих традиций, о которой, скорее всего вы даже и не догадываетесь.

Зачем на кладбище приносят еду?

Ну начнем мы с главного вопроса, зачем же на кладбище приносят столько еды, ведь иногда на общественные поминальные дни к могилам своих давно умерших родственников собирается почти что весь город и приносят туда просто тонны еды в виде пасхальных куличей, конфет, яиц и даже иногда алкогольных напитков. Не могут же это делать случайно и «по наитию души», ведь у каждого действия и традиции должна быть своя логика и объяснение».

Первая и самая главная причина почему приносят еду на кладбище, конечно же в том, чтобы люди, которые будут есть в итоге эту еду, помолились при получении этой «жертвенной трапезы» за души родственников или конкретного человека, ради которого эту еду принесли.

Почему бедным и бездомным раздают милостыню на поминки?

Причем в идеале именно накормить бедных людей этой трапезой (подаянием или милостыней) и сообщить им имена ваших родственников, так как естественно подаяние приносится в основном не собакам и птичкам, и тем более, не духам умерших людей блуждающих по земле «которых, естественно, по мнению церкви не существует», а именно живым людям.

Более того, в старину, когда люди еще немного больше разбирались в традициях и энергетической составляющей всего этого действа, поминки с многочисленными кушаньями вообще проводились в основном для бедняков, страждущих и душевно больных, так как они по поверьям «находятся ближе к богу» и поэтому их молитвы о душе покойного имеют куда больший вес.

Большинство даже современных священников считает, что если гости просто собрались и поели на поминках, то в это вообще нет никого смысла, и душам покойных никак не помогает.

Особенно если гости пришедшие на поминки неверующие и не умеют молиться. Некоторые попы это сравнивают с тем, как взять в крестные своему ребенку неверующего человека, который явно не научит крестника, тому что ему надо знать, скорее наоборот, еще больше занапастит его душу, тем самым причинив обратный эффект от крещения.

Поэтому большинство священников советует, наоборот, для поминок и поминальной обедни собирать как можно больше верующих и тех, кто «умеет молиться», а не просто знакомых людей.

Что из еды надо нести на кладбище?

В общем из этого следует, что еду на кладбище и на могилы родственников в принципе носить логично и даже скорее нужно. Но тогда какую?

Есть довольно много продуктов которые можно принести на поминки и похороны в виде милостыни и подаяния.

Из еды для предназначенной для традиционного поминания можно особо выделить, кутью, символ вечной жизни и перерождения и её аналоги, блины и яйца, пасхальные или обычные, в принципе о смысле этой еды я уже писал отдельно.

Также можно принести печенье и конфеты, так как они сладкие и якобы символизируют сладкую загробную жизнь после смерти в раю, традиционные пирожки, просто хлеб, рис, куличи, о значении которых я также писал и другие подобные мучные и прочие высоко калорийные продукты.

Очень многие, по неизвестной им традиции берут и водку, и даже оставляют ее на могилах налитую в пластиковые стаканчики, либо еще чаще просто сами её употребляют в честь погибших, так сказать, в виде «наркоза для своей души».

Какую еду не надо нести на могилу?

Естественно, официальная церковь, очень сильно не одобряет любой алкоголь, ведь они знают что это скорее языческий, или даже магический обряд, о смысле которого мы поговорим немного позже. Но в основном, по интуиции многие люди это делают, видя в этом какой-то смысл, ну или просто они любят выпить по любому поводу.

Мясную же еду и другую скоропортящуюся, точно не стоит нести на могилу, иначе она может быстро протухнуть и люди которые будут её есть могут отравиться и уйти в мир иной в след за вашими предками, можно сказать, от части по вашей вине. На могилах и возле земли антисанитария, поэтому не надо шутить.

Можно ли отдавать поминальную еду животным, собакам, птицам?

На самом деле можно её кормить даже животных, в этом также есть смысл, как минимум по тому, что добрые дела, сделанные в честь души покойного, также говорят, что засчитываются, а кормить животных это доброе дело.

Поэтому, в идеале, можно взять с собой немного пшена для птичек (иногда также считается что душа умерших может принимать облик птиц или других животных и прилетать на свои могилы в особые дни поминания), возможно даже ворон, и какую-нибудь еду для собак, и конечно главное для нищих и просто верующих, и небогатых людей, которых благо не мало в наше время.

Еда нужна для того чтобы они поминали, поэтому лучше проследить чтобы они её получили, и в принципе все равно съедят они её дома или на кладбище. Сам факт того, что они её взяли уже многое значит, позже будет понятно почему. Но в любом случае они знают зачем эту еду принесли и берут её сознательно. А если они еще и помолятся или хотя бы произнесут имя ваших покойных, то еще лучше.

В чем истинный смысл оставления куличей и еды на кладбище?

Итак, вроде бы понятно зачем оставлять еду на кладбище и приносить её туда, но есть люди, которые хотят до всего докопаться и понять в чем же истинный смысл этого странного ритуала.

Ведь за всем скрывающимся лоском, «правильностью» и логичностью этого прекрасного христианского обряда, он всё-таки однозначно основан на языческих ритуалах, существовавших еще задолго до нашего времени, и даже задолго до возникновения христианства как такового.

Так как подобные традиции существовали и у славян, в древнем Египте и в древней Иудее, откуда пошло все христианство и у множества других народов, в том числе встречается во всех обрядах черной магии и подобных религиях.

Итак, почему же на самом деле оставляют еду на поминках и раздают её нищим, если сегодня всем и так понятно, что 95% не помолятся за умерших, а половина её даже не съест, а просто

заберет к себе домой повинуясь разрушительному инстинкту жадности и чревоугодия, нескольких из смертных грехов. А кто-то даже пойдет продавать эти пасхи, конфеты и прочие угощения, другим людям.

Зачем носят еду на кладбище?

Зачем провоцировать людей на такие действия? Ведь часто даже дети и хорошо одетые люди ходят по кладбищу и собирают со всех могил всю еду, даже не обращая внимания на таблички с надписями, с именами усопших для которых это оставили. Конечно же о том, что они станут молиться за каждого, и речи быть не может.

Они просто тащат эти пакеты с едой домой, а потом отдают животным, или даже выкидывают, когда понимают, что столько не смогут съесть.

В этих людях част буянить только жадность, они берут все подряд даже совсем старую еду, и естественно выпивают и оставленную водку, чтобы было не так скучно ходить по такому месту. А как мы знаем пьяницы «царства Божьего не наследуют».

Но данная традиция всё-таки продолжается даже в таких странных условиях, в чем же дело?

Конечно же считается что куличи с могил кушать можно и даже нужно, так как это почитание и уважение памяти умершего, да и кто из нас хотя бы раз не участвовал в небольшой «поминальной трапезе недалеко от могилы родственников»? Вроде бы отличная традиция.

Почему в молодости у нас много энергии, а в старости мало?

Но с энергетической стороны, да и с чисто логической, тут все далеко не так гладко, как хотелось бы. Ведь чем может помочь нашему предку то, что мы просто поели у его могилы или в его честь?

Наблюдения за обычными людьми говорят, что человек рождается с максимальным запасом свободной энергии и всеми силами старается «выплеснуть её в мир».

Маленькие дети наиболее активны, но когда мы стареем, мы постепенно становимся более пассивными, и нам (ну точнее тем, кто не занимается специальными энергетическими практиками, медитациями, здоровым питанием и т.д.) этой свободной энергии начинает постепенно не хватать.

А когда мы стареем, то нам этой энергии уже недостаёт очень конкретно. Поэтому старые люди начинают угнетать людей среднего возраста, которые в свою очередь начинают чувствовать подсознательное раздражение при общении «с надоедливыми стариками» и пытаться избежать частого нахождения рядом с ними.

В этом случае самым гениальным решением у людей, является передача этой странной обязанности «подпитывать старых людей вниманием и энергией», на своих детей.

То есть внуки, как раз и нуждающиеся в том, чтобы кого-то чем-то заморочить, просто и безболезненно обмениваются энергией с дедушками и бабушками, которых это общение не то что не напрягает, а иногда даже намного продлевает жизни, и дарует вторую молодость, особенно если вовремя их заменяют правнуки и праправнуки, тогда все супер и жизнь идет своим чередом.

Чем питаются призраки и души умерших (предков)?

Но когда жизнь заканчивается, однозначно люди, вернее их души переходят в еще более незавидное состояние, им для существования просто необходима свободная энергия «которую они уже просто физически не в состоянии получить из обычно пищи.

Тогда для их питания остается только одно средство, это конечно же энергия внимания и просто физическая энергия излучаемая другими людьми и другими живыми существами.

Наверняка вы и сами заметили, что на кладбищах и всех местах захоронений всегда довольно мрачно, и даже страшно, что совсем не вызывает повышенного аппетита, а скорее желание побыстрее от туда уйти. Кстати страх, это часто подсознательное опасение того, что кто то может вам навредить физически и лишить вас части вашей энергии.

И даже если в этих местах растут цветы и бродят животные, то все они какие-то не такие, обычно или больные, или какие-то странные, но точно не нормальные и не здоровые. Также в этих местах, как будто, по ощущениям приостанавливается время, практически не поют птицы, и то, и дело становиться прохладно иногда до дрожи.

Кстати очевидцы появления настоящих призраков и прочих потусторонних образов всегда отмечают что во время их появления, или непосредственно перед ним, становится намного холоднее или дует холодный пронизывающий ветерок, даже если это происходит в закрытом помещении.

Это происходит по тому что душе, для хоть какой-то материализации и проявлении себя в реальном физическом мире, просто необходима свободная энергия, и она берет её из окружающего пространства и от самого человека, наблюдающего это странное и необычное явление. Из чего можно сделать однозначный вывод, что энергия живых существ для чего-то душам неживых людей таки нужна, и они могут её в каких-то целях использовать .

Накануне Радоницы – дня поминовения усопших, который приходится на второй вторник после Пасхи – очень важно сказать о наиболее часто встречающихся заблуждениях, касающихся вопроса поминовения покойников. Ведь и в советское, и в нынешнее просвещенное время забота о том, чтобы нашим родным хорошо жилось на том свете, стоит не на последнем месте. Важным элементом заботы о покойниках в большинстве религий являются поминки - обеды или съедобные подаяния в честь преставившегося человека.

Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь. Церковь знает множество случаев, когда молитвы полностью освобождали грешника от адских мук.

Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является храм Божий.

Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.

Стоит ли говорить, что обычай этот стопроцентно языческий, который до сих пор смог пережить христианизацию. но это так, для дальнейшего понимания. Гуглим тризну, но, так как про неё и так много информации, я остановлюсь на самом механизме, как это работает и вообще зачем.

В общем, у славян и балтов (даи у других индоевропейцев думаю, но за всех ручаться не буду) есть понятие коллективной доли. Смысл в том, что эта самая доля с одной стороны неисчеслимая, но вполне себе конечная. К примеру, как зерно. Вся сусть этой доли в том, что она даётся Богом/Богами, и она же определяет то, насколько будет легко/нелегко жить человеку в целом. Однако мир в традиционных культурах цикличен, и в определённые промежутки времени эту долю можно перераспределить между участниками коллектива (семья, улица, деревня и т.д.). В принципе, как мы знаем ещё из физики, если где-то прибудет, где-то обязательно убудет. И, если тебе удаётся выхватить лучшую долю, кому-то достанется худшая. Но есть одна хитрость

Будучи умершими, члены рода всё равно остаются семьёй. И, в принципе, если ты покажешь себя достойным потомком, они могут помочь тебе и отсыпать ещё немного доли, ибо они не просто ближе к тому свету, а являются его частью. Потому, разделяя долю с умершими и соблюдая регламент поведения, можно надеятся на то, что в этот раз доля в принципе будет лучшей, чем в прошлый. К тому же можно заручиться поддержкой "с Того света" в повседневной жизни, которая также лишней не бывает.

И вот как раз совместный стол живых и мёртвых и олицетворяет это перераспределение доли. Сама она воплощается в угощениях и напитках (ибо всегда это был уражай - то, что Боги послали тебе за твои труды и не только). Так вот, разделяя пищу и напитки, ты делишь эту самую долю с живыми и уже умершими. Последние же берут долю на это распределение непосредственно из источника (Бог/Боги), ибо ближе к нему.

Это практичный смысл. Моральный же смысл заключается в том, что на Радуницу живые приходят в гости к мёртвым, что принимают их в своём поселении, на своих порогах как гостей. А в гости некрасиво приходит с пустыми руками, особенно к родственникам. Ну а если это те родственники, которых ты ещё и живыми застал, то тем более ты будешь относиться к ним тепло и будешь заботиться о них: угощать, одевать (т.е. вешать новые рушники на кресты, что б покойники голыми не стояли или в грязных (а иногда и рваных) старых рушниках) и даже греть (есть обычай на могилах раскладывать огонь или высыпать горячие уголья с печи - "греть покойника", ибо на Том свете холодно).

У современного человека много вопросов, связанных со старинными обычаями - почему на поминках нельзя есть вилками, пить ли алкоголь на скорбной трапезе, присутствовать ли на ней беременным и многие другие. Ниже вы найдете пояснения по всем существующим поминальным поверьям.

Застольные приметы

До правления Петра l русский народ вообще ел только ложками. Появление вилок на столах восторга не вызвало. Их сравнивали с чертовыми хвостами и вилами, которыми истязают грешников. Особо прикипевшими к старым укладам люди считали, что появление этого столового прибора - еще один инструмент «царя-антихриста» против христианских душ.

Со временем вилка все-таки прижилась в России. Но на поминках все же не пользовались из-за «сатанинского» внешнего вида. Эта традиция дожила до сегодняшних дней. В общинах староверов и вовсе по сей день едят только ложками.

Еще одна причина отсутствия вилок на поминальном столе - боязнь потревожить спокойствие умершего. Дело в том, что кутья, одно из обязательных угощений, символизирует Царство Небесное. Если ткнуть в обрядовую пищу ножом или вилкой, можно растревожить мертвых. Впрочем, большинство поминальных блюд не слишком удобно ими есть. Традиционно это кутья, блины и кисель.

Народные поверья, как известно, часто бывают рациональными. Так, использование острых столовых приборов можно объяснить попыткой предотвратить драки с поножовщиной. На поминки съезжаются даже самые дальние родственники, которые могут не упустить шанса припомнить друг другу старые обиды. Кроме того, к дележу наследства, в старину приступали практически сразу же .

С точки зрения биоэнергетики, с острых концов вилок и ножей стекает энергия. Поэтому запрет на их использование вызван необходимостью защитить поминающих от энергетических атак. Астральное тело усопшего может находиться рядом с близкими, и такая атака может причинить боль и ему. Известно, что на похоронах и поминках энергетика не слишком-то позитивная.

Кстати, несмотря на суеверия, которые ходят в народе, церковь разрешает пользоваться ножом и вилкой во время поминальной трапезы.

Алкогольные суеверия - поминание спиртным

Стакан водки возле портрета усопшего и утверждение, что хотя бы одну рюмку за упокой души нужно выпить - все это известно каждому. Однако можно ли на поминках пить спиртное? Откуда пошла эта традиция?

Церковь к питью на поминках относится отрицательно. Это касается и водки, и вина, и других алкогольных напитков. Так, вино – символ земной радости, которая на поминальной трапезе неуместна. Очевидцы, побывавшие на том свете, рассказывали, что страдания человека, которого помянули алкоголем, многократно усиливаются.

Несложно понять, почему нельзя поминать водкой с точки зрения христианства. Алкоголизм - грех, а ведь родственники собрались за столом для того, чтобы способствовать своими добрыми словами и молитвой прощению грехов умершего. Не допустима просить у Бога о прощении и одновременно грешить. В народе говорят, что детей тех, кто пил вино или водку за поминальных столом, Бог наказывает алкоголизмом.

Традиция употреблять алкоголь на кладбище, похоронах и поминках - не дань древним традициям, а относительно современный стереотип. Он уже успел обрасти различными поверьями, например, о том, что нельзя чокаться на скорбном застолье. Так можно ли выпивать на поминках, когда так делают практически все? Советуем не делать этого. Даже старинных примет на эту тему нет, потому как нашим предкам и в голову не приходило употреблять алкоголь на поминальной трапезе.

Можно ли забирать еду домой

Известно, что еду с кладбища не едят. Это в некой мере позволено только тем, кто не имеет другого способа добыть пропитание, кроме как взять с могилы помин. Но можно ли забирать еду с поминок домой?

Еда с поминального стола предназначена для того, чтобы накормить ей как можно большее количество людей. Остатки принято раздавать нуждающимся. Эта пища не несет в себе негатива. Она была приготовлена для того, чтобы люди угостились и за трапезой вспомнили светлые дела покойного при жизни.

Можно также отдавать еду пришедшим почтить усопшего с собой. Для вас передали что-то с поминок, на которых присутствовал ваш близкий человек? Угоститесь, вспомните об умершем человеке, пожелайте ему упокоения. Правда, здесь есть одно «но». На поминальные яства часто делают колдовство с различными целями. Поэтому не берите их из рук тех, кто может желать вам зла.

Если после застолья что-то осталось, можно забрать угощения с собой. А вот выбрасывать их нельзя, лучше отдайте объедки животным.

Во время скорбной трапезы выставляют портрет покойного, а возле него - стакан воды и кусок хлеба . Тот, кто выпьет или съест его угощение, заболеет и умрет вскоре. Его нельзя отдавать даже животным.

Поминальное меню - о конфетах и не только

Раздавать сладости в поминальные дни - старинная традиция. Это часто делают на кладбищах, не стоит пугаться таких подарков.

Нельзя есть только те угощения, которые ранее лежали на могилах . Такие сладости предназначены усопшему. Традиционно их могут забрать только люди, живущие в нужде.

Опасения может вызывать тот факт, что на любые поминальные блюда, в том числе и конфеты, можно навести приворот или порчу. Поэтому не нужно есть то, что было получено из рук человека, который может желать вам вреда. Незнакомцев со сладостями зачастую пугаться не стоит - они просто соблюдают древнюю поминальную традицию.

Стоит ли беременным ходить на поминки

Известно, что не рекомендуют им ходить на кладбище и посещать похороны. Не стоит им ходить и на поминки, которые, по сути, являются логическим продолжением похорон. Энергетика там все та же - скорбь, смерть, горе . Если имеется возможность отказаться от поминания, лучше сделать это. Если прощание с покойным можно отнести к необходимым мероприятиям, то поминки - уже нет.

Биополе беременной женщины слабо защищено. А ведь она отвечает не только за себя, но и за ребенка. Подпитаться его энергетикой окажутся совсем не против сущности, которых притягивают сильные негативные эмоции большого количества людей.

Церковь не запрещает беременным ходить на поминальные обеды, похороны и кладбище. Однако и не обязывает делать это. Если самочувствие не позволяет присутствовать, можно посетить церковь вместо кладбища, поставить свечку за упокой души, заказать молебен.

Другие суеверия на поминках

Соблюдать народные приметы на поминках крайне важно. От этого зависит качество загробной жизни человека, ушедшего в мир иной. Так, на поминальном обеде полагается вспоминать только хорошие его поступки и черты характера. Оставьте обсуждение недостатков. О мертвых - либо хорошо, либо ничего. Неспроста придумана эта пословица.

Приметы после похорон советуют по возвращению с кладбища согреть руки над пламенем свечи, желательно церковной. Но после кладбища обычно сразу едут на поминки. Перед едой полагается мыть руки, и это правило заменяет свечную примету. Не стоит переживать о том, что съедите частицу мертвой энергетики. Во время мытья рук вода смоет ее.

Поминки - не время для слез. Много плакать по умершему нельзя, иначе он захлебнется в загробной жизни. Смеяться тоже не рекомендуется. Тот, кто засмеется на поминках, в скором времени прольет много слез.

В целом, существует множество поминальных примет. Некоторые из них появились относительно недавно, но большинству суеверий - сотни, если не тысячи лет. Они предназначены для того, чтобы научить правильному поведению поминающих, ведь от него зависит то, куда попадет душа покойного после смерти.

На днях жительница Свердловской области Наталья опубликовала в своём инстаграме фотографию дочери с подробным рассказом о том, как девочка собирала сладости на кладбище во время пасхальных праздников. Мнения в интернете разделились: одни считают это недавно появившейся жутью, другие - милой пасхальной традицией. Medialeaks объясняет, откуда это пошло и нормально ли собирать конфеты с могил.

Скриншот поста Натальи, в котором она описывает поход с детьми на кладбище, был опубликован на портале «ЯПлакал» и собрал там множество комментариев.

Женщина описывает поход со своими детьми на местное кладбище. Они пошли туда на родительский день (так часто называют Радоницу), чтобы дети смогли по поводу праздника собирать конфеты.

Ирина ждала этот день больше всех. Приготовила себе пакет, чтобы конфет собрать. С самого утра переживала, что я её со школы быстро не заберу, а то ведь одноклассники вперёд её уйдут собирать. Как приехали на кладбище, так её только через два часа я нашла. Уже думала, что конфетные конкуренты её замочили 🙂 Смотрю, вся красная, уставшая и прёт целый пакет (майка) конфет. Целый год можно поминать и весь двор детей угощать ещё. Столько детей собирало, тьма, и каждый по огромному пакету на хребте пёр.

Наталья написала, что ей приятно наблюдать за детьми, которые «бегут наперегонки, чтобы быстрее урвать себе горсточку». Женщина упомянула, что сама она также купила килограмм шоколадных конфет, чтобы дети могли собирать их.

Я когда была в их возрасте, тоже собирала, но тогда это была роскошь - найти конфетку.

Оригинальный пост разошёлся по пабликам во «ВКонтакте», его заметил журналист Олег Кашин и запостил у себя в фейсбуке. Большинство комментаторов, кажется, необычную традицию не оценили.

Видимо, из-за начавшегося хайпа Наталья даже удалила свой профиль в инстаграме. Между тем некоторые пользователи рассказали, что где-то это совершенно обычная традиция. Правда, различается день: одни дети собирают сладости на Пасху, другие - на Радоницу.

Вопрос о сборе сладостей на кладбище во время пасхальных праздников давно волнует интернет, впрочем, - довольно редко. Обычно пользователи форумов спрашивают, знает ли кто-то ещё о такой странной традиции. Те, кто знают, чаще всего находятся в меньшинстве. Ответы бывают не менее специфическими, чем сами вопросы.

За исключением нескольких тем на форумах, интернет даёт не так много ответов о возникновении жутковатой традиции. Возможно, поэтому пользователи уже начали предполагать, что это какое-то новое явление путинской России, признак помешательства на религиозной тематике, случай сумасшествия, или выдвигать другие теории заговора. На самом деле, всё было не так.

На юге России - по крайней мере, в Волгоградской и Саратовской областях, а также в Ставропольском крае - традиции, по которой дети собирают сладости на кладбище, уже очень много лет. Обычно это развлечение для детей из небольших городов и сёл. Оно существовало уже, как минимум, в 1930-е годы. Правда, тогда дети собирали не сладости, поскольку их производилось не слишком много, а пасхальные яйца и домашнюю выпечку.

Конфеты, как правило, покупаются специально для того, чтобы положить их на могилу родственника на кладбище. Обычно кладут несколько конфет и пару пасхальных яиц. Детей, которые забирают угощения, просят помянуть умершего родственника. Затем ритуал повторяется.

Важно сказать, что событие чаще всего разворачивается на небольших деревенских кладбищах, где многие пришедшие знают друг друга. Пасхальные праздники здесь воспринимаются без драматизма, поэтому избавьтесь от жутких картин бредущих по грязи голодных детей, которые дрожащими руками собирают покрывшиеся плесенью конфеты, - это не так.

Возможно, корни этого мероприятия кроются в западной традиции «пасхальной охоты», когда дети собирают пасхальные яйца, спрятанные родителями в парке или в саду. Правда, . Видимо, на юге России совместили «охоту» с традиционным пасхальным визитом на кладбище. Да, это может показаться очень странным, но так действительно бывает.