Русская мужская рубашка. Раскрой древнерусской мужской рубахи из фабричного полотна. Купить рубашки в русском народном стиле

Во все времена и для любого народа одежда имела не только традиционную практическую функцию, но и представляла национальную ментальность и культуру. Современные известные кутюрье все чаще используют русский для изготовления своих коллекций. Рубаха русская является самым древним и универсальным элементом Ее разрешалось одевать всем: мужчинам, женщинам, крестьянам, купцам и князьям.

История русской рубахи

Старославянский язык содержит множество слов, имеющих много общего с «рубахой». Но если подойти к данному вопросу этимологически, то наиболее близкими окажутся: «рубь» - отрезок, кусок ткани и «руш» - рушить, рвать.

Это нельзя назвать совпадением. Причина в том, что рубаха - это самое простое одеяние: тканевое полотно, согнутое посередине и оснащенное отверстием для головы. Да и ножницы появились гораздо позже, чем человек обратился к ткачеству. Постепенно рубахи стали скреплять по бокам, а потом еще и дополнять их прямоугольными кусками ткани - рукавами.

Отличительные особенности мужской русской рубахи

Рубаха русская (славянская) - это еще и средство социальной интеграции. Ее мог надеть на себя как знатный человек, так и рядовой мирянин - единственным отличием являлся используемый материал - лен, конопля, шелк, хлопок и богатство отделки.

Ворот, подол и запястья русской национальной рубахи обязательно должна была украшать вышивка-оберег. Русскую мужскую рубаху 17-18 века можно отличить от южнославянской по легко узнаваемым чертам: смещенному влево разрезу на горловине, позволяющему скрыть крестик, и длине по колено.

Женская рубаха

Русская женская рубаха является основополагающим элементом национального наряда. В южной части страны поверх нее одевалась юбка-понева, а в центральной и северной - сарафан. Льняную рубаху, по длине совпадающую с длиной сарафана, называли «станом». Кроме того, рубаха могла быть:

  • будничной;
  • праздничной;
  • ворожбенной;
  • покосной;
  • для кормления младенца.

Но к числу наиболее интересных относят рубаху-порукавку. Особенность этого одеяния состоит в очень длинных, порой до подола, рукавах, которые на уровне запястья были оснащены прорезями для рук, что позволяло завязать свисающие рукава за спиной. Кроме того, ношение подобной рубахи можно было осуществить еще одним способом: лишнюю длину рукава собрать в складку и прихватить. Конечно, такую рубаху нельзя назвать будничной, так как работать в ней, мягко говоря, неудобно (кстати, выражение «работать спустя рукава» берет свое начало именно отсюда).

Первоначально её надевали для ворожбы или какого-либо языческого религиозного обряда. А немного позже она стала праздничной одеждой либо нарядом для знатных людей.

Магнетизм вышивки-оберега

Даже спустя много лет после того, как русичи приняли христианство, они не перестали верить в целительную силу вышивки-оберега, нанесенного на нательную рубаху. Те же соображения брали в основу при пошиве первой рубашки для новорожденного - если родился мальчик, то использовали рубаху отца, а если девочка, то матери. Это был самый мощный оберег. Только к трехлетию ребенка шили одежку из нового материала.

Одежда или визитная карточка

В давние времена рубаха русская являлась не просто предметом одежды, но и визитной карточкой каждой женщины. Раньше не было бутиков и ателье, и в обязанности хозяйки входил пошив одежды для себя и своих родных. Следовательно, чем лучше сидел костюм, чем больше на нем было орнаментных элементов и украшений, тем более старательной считалась жена. Кроме того, славянское мировоззрение основывается на умении гармонизировать окружающее пространство - семью, двор, дом и т. д. А прийти к этому можно только в том случае, если будет достигнута внутренняя гармония. То есть, если у женщины все хорошо, то и результат ее работы будет великолепен. Вывод - если человек надел рваную рубаху, из которой торчат нитки, то и атмосфера в его семье и душе соответствующая.

Важно! Рукоделие считалось исключительно женским занятием. Этот факт также является подтверждением того, что, по мнению предков, за атмосферу в семье должна отвечать только жена.

Мужская рубаха

Русская рубаха мужская сильно отличается от женской. Разница состоит в более архаичном крое и декоре. Раньше была популярна домотканая ткань - полотно шириной 40 см (размер обусловлен конструкцией ручного Именно отсюда берет начало и вид кроя, применяемый по настоящее время - для изготовления рубахи используются вертикальные полосы ткани разной ширины. Ассортимент ширины современного материала позволяет не прибегать к использованию дополнительной полосы вдоль стана, но именно такой крой предусмотрен духом древности и традициями предков.

Русская которой отработана веками, не только проста, но и практична, ведь она обеспечивает полную свободу движений, что так необходимо мужчине как в работе, так и в бою.

Для декора обычно используются вышитые ленты или тесьма, основными местами расположения которых служат воротник, запястья и нижний край рубахи. Еще одним украшением является «подоплека» - участок от горловины до солнечного сплетения украшался посредством вышивки или вставки из другого материала.

Аутентичные образцы часто содержали свастичную символику. Данные элементы декора уже нельзя назвать простым украшением мужской рубахи - это скорее мощный оберег, защищающий хозяина от злой силы и черной энергии. Такой же обереговой силой обладал пояс, или кушак, который являлся неизменным и обязательным дополнением к мужскому наряду. Поэтому слово «распоясанный» означает не только потерю сдержанности и приличия, но и беззащитность перед злыми духами.

Цельная и составная женская рубаха

Просторная русская рубаха для женщины шилась из целого продольного полотнища. В разных губерниях подобная одежда имела свое название:

  • в Архангельской ее звали целошницей или исцеленницей;
  • в Вологодской - проходной;
  • в Калужской и Орловской - цельной или одностенной.

В XIX веке такие рубахи считались редкостью - их можно было встретить лишь на свадьбе да на похоронах.

Составная рубаха (русская) предполагает наличие верхней и нижней части. Первая должна была быть видна из-под сарафана или поневы, поэтому для ее изготовления использовалась льняная или конопляная, а потом - хлопчатобумажная или шелковая ткань. На изготовление нижней части шел плотный домотканый холст.

Рубахи XIX-XX веков преимущественно были составными. В основном при пошиве использовались очень экономичные выкройки, не оставляющие после себя обрезков-отходов, так как за модуль кроя принималась ширина ткани.

В состав рубахи входили прямоугольные и клинообразные детали. Крой переда и спинки - составляющих основ рубахи - производился таким образом, чтобы располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширяли посредством бокового полотнища или клина.

Для соединения рукава с центральной деталью использовался прямой угол.

Большинство рубах содержало ластовицу - квадратную или клиновидную деталь, расположенную под рукавом и обеспечивающую свободу рукам.

Виды кроя

Русская народная рубаха может быть скроена различными способами.

Самым архаичным считается туникообразный крой. К нему прибегали многие народы, а в нашей традиции он также нашел отражение и в других одеждах, например, в глухом сарафане, завеске и нагруднике.

К самому распространенному виду относится рубашка с поликами - плечевыми вставками, которые расширяют горловину рубахи, а также соединяют перед и спинку. Среди них можно выделить:

  • рубаху с прямыми поликами, пришивание которых осуществлялось параллельно утку основной детали стана;
  • рубаху с прямыми поликами, которые были соединены параллельно с основой стана.

Первые были популярны в губерниях, расположенных в северной и центральной частях страны, а вторые - в Рязанской, Московской губерниях, а также у населения верхней Оки.

Выкройка и пошив мужской и женской традиционной славянской рубахи.

Выкройка, пошив женской и мужской славянской рубахи.

Лучший подарок - Русская рубаха, которая вышита своими руками!

Мужские традиционные рубахи были обычно туникообразными. Они шились из полотнища ткани перегнутого пополам — так сразу образовывалась спинка и перед. Посередине делалось круглое отверстие для головы и небольшой надрез посередине переда. К верхней части перегнутого пополам полотнища пришивались рукава длинные, сужающиеся к запястью. С боков в стан рубахи вшивались два куска холста-бочки — они могли быть прямыми или косыми.

Между рукавами и бочками под мышкой вставлялись ромбические или квадратные куски ткани — ластовицы,которые иногда выполнялись из другой ткани и другого цвета. Ластовицы обеспечивали свободу движения. А так же их легко было заменить в случае износа на новые. С изнаночной стороны мужской рубахи в верхней ее части подшивалась подоплёка. - второй слой ткани, который предохранял от испревания и продлевал срок ношения рубахи.

Будничные рубахи не орнаментировались, праздничные имели вышивку по подолу, низу рукавов, воротнику. Мужская рубаха носилась на выпуск и обязательно подпоясывалась.

Материалы, которые нам понадобятся:

Льняная ткань 2 м при ширине 150 см.
Нитки мулине, если предусмотрена вышивка 3-4 мотка
Швейные нитки в тон ткани
Пуговица
Технология изготовления:

Выкроить детали с учетом долевой нити:
Центральное полотнище - 1 деталь со сгибом по утку

боковые клинья - 2 детали,

ластовицы - 2 детали,

рукава - 2 детали (перед раскроем лучше еще раз снять мерку: от края плеча и вниз до начала большого пальца на руке.)

Обработать разрез у горловины бейкой.
Обработать горловину рубахи бейкой или оформить маленький воротник-стойку.
Притачать детали рукавов к рубахе, совместив середины боковых сторон центрального полотнища рубахи и середину верхних срезов рукавов.
На деталях боковых клиньев в верхней части по центру сделать разрез длиной 10 см (по размеру ластовицы), затем притачать боковые клинья к спинке и полочке рубахи, верхние срезы боковых клиньев соединить с деталями рукавов.
Втачать ластовицы (две стороны ластовицы соединяются с разрезами в боковых клиньях, две другие - со срезами рукавов).
Стачать швы рукавов, обработать низ рукавов швом «вподгибку с закрытым срезом».
Обработать низ рубахи швом «вподгибку с закрытым срезом».
На горловине оформить застежку из нитяной петли и пуговицы
Выполнять ВТО (влажно-тепловая обработка) швов на каждом этапе.

Надеюсь материал будет вам полезен.

Крой женских рубах северных и южных губерний России и их конструктивные особенности:

Рассмотрим конструкции рубах на основе конкретных этнографических образцов. Для северных губерний характерно ношение рубах с сарафанами или юбками, крой самих рубах - без поликов, с прямыми поликами или на кокетке, по длине они могли быть от очень коротких (т.н. рубаха «рукава», «воротушка») до длинных («рукава» со станом).

В южных губерниях рубахи носили, как правило, с поневой - распашной поясной одеждой, что обуславливало длину рубах (не выше линии бедер). По способу кроя у южных великоруссов были известны два вида рубах: с прямыми и косыми поликами (последняя для них особенно характерна).

Функциональное и декоративное значение элементов кроя рубах
Форма русской рубахи отражает потребности среды ее носителей и является результатом длительного социального отбора. Крой рубахи удивительно мудр и рационален. Для него характерна прямолинейность; каждая основная деталь с прямыми линиями кроя, а также и полики, клинья, ластовицы рукавов не только несли конструктивные и эстетические функции, но и способствовали экономии ткани. Несмотря на кажущуюся простоту, геометричный крой позволял создавать сложные объемные формы, обеспечивающие максимальное удобство в носке и подчеркивающие красоту, статность и дородность носительницы.

Стан. Конструктивное членение рубахи в основном зависело от ширины холста. Ширина холста и экономичность кроя определяли линию притачивания рукава и длину плечевых срезов. При применении более широкой ткани плечевой срез удлинялся довольно значительно, и линия притачивания рукава иногда принимала горизонтальное положение. При использовании узкой ткани плечевой срез удлинялся незначительно, а линия проймы принимала вертикальное положение и прямоугольную форму.

Иногда верх рубахи и стан шились как два самостоятельных предмета, что было продиктовано соображениями экономии: «верхов», на которые ткани шло немного, было несколько у каждой женщины, а стан пришивался к тому, который собирались надеть.

Полик. Функциональность народной одежды в первую очередь обязана полику. Конструктивная функция полика играет важную роль в одежде: он расширяет верхнюю плечевую часть рубахи, отчего ворот ее собирается в мелкие сборки; помогает сбалансировать прямой крой рубахи на любую фигуру независимо от размера; размеры полика способствуют увеличению или уменьшению объема рубахи; также полик создает направление рукаву, обеспечивает его поворот и динамичность.

Эстетическая сторона полика проявляется в определении места его положения и величины отделки, взаимосвязанной с ним. В рубахах с прямыми поликами характерной отделкой являлся сам полик, выполненный из кумача, набивных ситца, сатина либо из вставок узорного ткачества. Полики по швам украшались вышивкой, кружевом, тесьмой и т. п. В рубахах с косыми поликами украшались места соединения полика со станом, зрительно отделяя полик от рукава, обрисовывая стан фигуры. Вышивка и цветные вставки располагались на рукавах низко, почти на линии локтя.

Рукав. Форма рукавов могла быть различной: они делались прямыми или суживающимися к кисти, пышными у плеч или у запястья, длина варьировалась от ¾ до чрезмерной, почти до пола. Разнообразие форм обеспечивалось множеством различных способов кроя. Часто рукав представлял собой цельную прямоугольную деталь. Бытовали кошеные рукава - из одного кошеного полотна или из полотна и одного или двух срезанных с него клиньев. Так называемые рукава-«кули» состояли из двух прямых полотен разной длины, углы большего из которых закладывались «кульком». Существовали и другие разновидности.

Разнообразны и варианты оформления низа рукавов: сборка под узкую обшивку, манжеты и оборки разной ширины, отделка вышивкой, кружевом, тесьмой, «зубчиками».

Форма рукавов, включая оформление низа, значительно влияла на силуэт костюма в целом, а отделка гармонично вписывалась в общую концепцию изделия, придавая ему строгий или торжественный вид.

Ластовица. Вставка подмышками была нужна для того, чтобы укрепить место соединения рукава с боковым полотнищем рубахи и позволить руке свободно двигаться при выполнении традиционной крестьянской работы. Иногда ластовица могла быть цельнокроеной с клином рукава. Часто ластовицу выкраивали из ткани другого цвета, нежели основная, создавая этим дополнительный цветовой акцент в общей композиции.

Горловина. Женская рубаха, в отличие от мужской, обязательно имела сборки у ворота. Сборчатый ворот создавал мягкое движение ткани на стане, свободно драпирующей женскую фигуру. Линия горловины подчеркивалась узкой обшивкой. Стойки и планки, оформляющие разрез переда, обычно богато декорировались и выполняли роль активного центра композиции, подчеркивали симметричность изделия. В бесполиковых рубахах широкий кареобразный вырез, создаваемый сосборенными краями рукавов и переднего и заднего полотнищ, избавлял от необходимости делать разрез.

Боковые вставки и клинья. Придавали дополнительный объем изделию, косые клинья, к тому же, обеспечивали расширение книзу.

Кокетка. Отрезная деталь - кокетка, или пелеринка, способствовала уменьшению объема у горловины рубахи, а также позволяла закладывать мелкими складками или фигурными сборками переднее и заднее полотнища и рукава в месте соединения с ней.
Понимание конструктивно-декоративной роли каждого элемента кроя костюма дает возможность переосмыслить их значение в контексте современной моды, сохранить или утрировать его, создавая модели одежды, в которых органично переплетаются дух современности и неповторимый национальный колорит.

Дедкова Н.Н.

Еще вариант:


Материал для рубахи : лен, шерстяное сукно (лучше первое). Цвет любой (необязательно белый), кроме откровенно синтетических или ярких. Лучше всего «тонированный» цвет. Нужно 3 метра материала максимум. Сшивать лучше вручную льняной ниткой.

I. Кроим!

Отмерьте какой длины будет ваша рубаха, желательно чтоб она доходила до середины бедра:
1. длина - (мерка от плеча до нужной длины)
2. ширина - (размер одежды в плечах + 10 см)
3. сложите ткань пополам, отмерьте нужную длину и режьте!
4. на сгибе ткани определите центр, и с лицевой стороны сделайте вертикальный надрез вниз длиной примерно см 10, чтоб пролезла голова (это будущая горловина)
5. кроим рукав: 2 шт.
6. верх - (обхват бицепса+5 см)
7. низ - (запястье)- (обхват запястья 5 см)
8. ластовица (вшивается в рукав подмышками) 2шт.(15 см на 15 см)
9. клинья 2 шт.

Для мужской рубахи 50 см на 35 см. Для женской рубахи 80 или 90 см на 50 см.

II. Шьем!

1. сшиваем рукава
2. вшиваем в рукав ластовицы (подмышки)
3. пришиваем рукава к рубахе
4. сшиваем рубаху по бокам, до клиньев!!!
5. вшиваем клинья (Клинья вшивать от пояса вниз! Если пришивать клинья от подола к поясу, то клинья могут оказаться на разных высотах, относительно друг друга).
6. вырезаете полукруг на горловине, чтобы лежало ровно на шее. Вырезанный лоскут непременно протаскивать внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» - затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.
7. все края подшиваете

Рубаха готова! Теперь вышиваете ее!

Женская рубаха шьется по тому же принципу, только длиной до земли и клинья подлиннее.

МУЖСКАЯ и ЖЕНСКАЯ РУБАХИ
Чертеж (выкройка). Раскладка кроя для 2-х рубах

Выложенные здесь чертежи (выкройки) женской и мужской рубах представляют собой стилизацию народного костюма, хотя основные детали и принципы кроя народной одежды сохранены.
Выкройки даны для двух размеров (в скобках - значение для меньшего размера).
Размеры весьма приблизительные. Если вы щьёте рубаху первый раз, то нужно сначала сделать макет из простой ненужной ткани и подогнать изделие по фигуре.
Большой размер - на взрослого человека средней комплекции, меньший размер - на подростка.

Последовательность сборки женской рубахи
1. Настрочить вышивки на рукава и «фартук»
2. Пристрочить полики к рукавам, отутюжить швы
3. Настрочить тесьму
4. Пристрочить кулиски для резинок к изнанке рукавов
5. Сострочить нижние части рукавов с полочкой и спинкой, отутюжить швы
6. Соединить рукава с полочкой и спинкой, отутюжить швы
7. Сострочить боковые швы
8. Сострочить фартук с полотнищем юбки, отутюжить швы
9. Присобрать горловину, обработать косой бейкой из шотландки
10. Присобрать юбку, пристрочить к верхней части рубахи.
11. Пристрочить кулиску для резинки
12. Обработать низ.
13. Вставить резинки в рукава и в пояс
Мужская рубаха собирается также как верхняя часть женской рубахи.



Обновлен 12 июл 2015 . Создан 07 янв 2014

Женская рубаха - базовый элемент русского национального костюма. О том, как в древности носили рубаху и как ее можно сшить сегодня, читайте в нашем материале.

Женская рубаха - основа как повседневного, так и праздничного костюма русской женщины. Рубаху начинали носить с раннего возраста. Собственно, рубашка и составляла всю одежду маленьких мальчиков и девочек у наших предков. По ходу взросления дети надевали поверх рубашки .

Рубахи украшали вышивками по подолу, вороту, рукавам. Богатые люди - расшивали жемчугом. Такой яркий декор был связан не только с эстетическими представлениями того времени, но и с отголосками языческих верований. Древние славяне считали, что через отверстия в одежде в человека может вселиться злой дух или дурное колдовство может навредить. Поэтому подол, рукава и горловину защищали специальными оберегами-вышивками. Славяне верили, что стилизованные фигурки, вписанные в орнамент спасают от сглаза, порчи, колдовства, защищают от болезней и травм.

Женщины высокого происхождения надевали поверх обычной рубахи верхнюю - горничную. Несмотря на то, что горничные рубахи шили из яркого дорогого шелка и богато украшали, их носили только при членах семьи. Одна из отличительных особенностей горничных рубах - длинные рукава с прорезями для рук. Такие фальшивые рукава ниспадали до пола и были исключительно декоративными. Их главная функция была лишь в том, чтобы напомнить владелице о том, что ее происхождение и достаток позволяют не работать (не засучивать рукава, а ходить со спущенными).

Поверх рубахи богатые женщины надевали летник - наглухо застегивающееся платье, расклешенное книзу. Летники шили из шелка, тафты и других дорогих тканей и богато украшали жемчугом и драгоценными камнями.

Крестьянки поверх рубахи надевали поневу - нечто среднее между юбкой и передником. Понева оборачивалась вокруг бедер женщины. Позже поневы стали вытеснять .

Русский женский сарафан фото

До появления фабрик и мануфактур, производящих и окрашивающих ткани, крестьяне сами окрашивали домотканные материалы или оставляли их естественный цвет. Самые часто встречающиеся цвета одежды - белый, синий и красный.

Из какой ткани шить русский народный сарафан и рубаху?

Основными тканями были: лен, сукно, шелк, бархат. Высшие сословия могли себе позволить одежду из тафты, парчи, бархата, муара, атласа, хлопка, сатина.

Выкройка русской женской рубахи под сарафан для свадьбы

Схемы выкройки русской женской рубахи под сарафан, характерные для разных губерний Российской империи (Н. Баканова "Русский народный костюм с выкройками и схемами")

Архангельской область

Нижегородская губерния

Рязанская губерния

Вятская губерния

Новогородская губерния

Вологодская губерния

Наши предки были мудрыми людьми и всё простое у них было в чести, и в их ряду русская народная рубашка , которая шьётся при помощи простых приёмов и не сложного кроя.

Детали кроя русской рубахи даны уже с припусками на швы в 1 см. Этнографический образец.

Для рубашки я купила 4.5 метра ситца шириной 80 см. Длинна рубахи определяется ростом. Я для роста 164 взяла 110 см.Сложить ситец вдоль пополам. К сгибу приложить прямой угол и отмелить низ рубахи. Отмерить от низа 110 см, приложить линейку прямым углом к срезу, отмелить и отрезать. Так же отмерить ещё один такой же кусок. Срезать кромки. Станина рубахи из двух частей готова.

Рукава. Ширина рукава от сгиба 36 см длинна 50 см. Вырезать две детали.

Детали кроя. Ластовица — квадрат 12 на 12 см, две детали. Для удобной работы нужно отметь середину переда и спинки и середину рукавов, я делаю надрезы 3-5 мм.

Сборка изделия. На углу рукава и верхнем углу станины поставить точку карандашом, на расстоянии от срезов 1 см. Точки совместить и сколоть булавкой. Соединить вертикальную линию проймы рукава с верхнем срезом станины.

Начать шить от срезов по рукаву, плавно выводя шов на расстояние 1 см от среза. Дойдя до угловой точки, оставить иголку в ткани, сделать диагональный разрез не доходя до иглы 1-2 мм, развернуть вертикальную часть проймы рукава и уже не скалывая детали прошить, не доходя до конца 1 см.

Приложить ластовицу к нижней части рукава и приколоть к станине. Дать строчку, двигаясь от рукава и закончить не доходя 1 см до конца.

Развернуть рукав, приложить ластовицу к нижней части рукава и дать строчку, начиная отступив от среза 1 см и не доходя опять же 1 см, на фото указано расстояние между булавками.

Следующим шагом приложить ластовицу к другой части рукава, приколоть и шить (от булавки до булавки), снова начиная и не доходя до конца 1 см.

Приложить ластовицу к станине спинки и снова шить не доходя 1 см. Деталь ластовицы получилась со свободными припусками.

Теперь сколоть швы рукава и боковые швы станины и шить от ластовицы до низа рукава и рубахи. Обметать швы ластовицы а затем боковые и припуск рукава.

По «воротушке» проложить две строчки, первая на расстоянии 5 мм от среза, вторая на ширину лапки. Перед или спинка разницы нет, кроили то одинаково.

Стянуть сборку. Для лучшего распределения сборки я на манекене зафиксировала середину спинки, полочки и вершину рукавов булавками. Если нет манекена можно надеть на любую проходящую мимо личность в футболке (мама, дочь) и приколоть «воротушку» прямо к футболке. Глубина выреза горловины регулируется сборкой. Сзади нужно сделать горловину повыше, поэтому стянуть строчку потуже.

Вырезать полосы по диагонали шириной 6 см, вытянуть под утюгом. Приложить с лицевой стороны рубахи верхним срезом к первой строчке и прикололоть слегка натягивая, удобней это делать на манекене.

Закончить нахлёстом.

Дать строчку на расстоянии 5 мм от среза косой бейки. Срезать «бахрому», что бы от строчки притачивания бейки остался запас 3-4 мм. Зафиксировать булавкой сгиб бейки.

Подогнуть край и наметать бейку с изнаночной стороны, что бы она перекрывала строчку притачивания.

С лицевой стороны смёточный шов ложится под косой бейкой. Следите, что бы ширина бейки оставалась везде одинаковой 4-5 мм.

Дать строчку с лицевой стороны, прокладывая строчку под косой бейкой. После завершения проверить с изнанки качество, иногда край косой бейки не попадает по строчку. Вынуть строчку, которую использовали для сборки.

Подшить низ, загнуть на 1 см и ещё раз на 1 см. Так же рукав. На расстоянии 3 см от низа рукава дала дать 2 строчки резиновой нитью.

Русская народная рубаха готова. Осталось сшить сарафан или поневу, свить или соткать поясок и можно в плясовую.

Руских рубашек в вашу коллекцию, дорогие рукодельницы!

Самое большое впечатление в музее Глазунова на моего сына произвела картина "Гусляр", где музыкант одет в русскую вышитую рубаху. Сын заказал сшить такую же "вышиванку", мечтает носить и соединяться с корнями предков. К работе следовало приступить вооружившись теорией.

В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл. См. Статью


Мужские рубахи на Руси шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон и такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Причём в декоре состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

На Руси испокон века находились умельцы, которые ткали и пряли из всего, что под руку попадалось: из иван-чая, репейника, лопухов, лебеды и даже вареных сосновых иголок. В старину известна была так называемая «лесная шерсть» - волокнистый материал, извлекаемый из сосновых иголок. Для получения «сосновой шерсти» иглы распаривали, вываривали в щелоке, расчесывали, отмывали и сушили. Полученное волокно шло на изготовление теплых вязаных вещей. «Сосновая» одежда считалась не только теплой, но и очень полезной, предупреждающей ревматизм. Особенно если холст ткался из...КРАПИВЫ.

Волокна крапивы гораздо мягче, тоньше, шелковистей и эластичней конопляных, дешевле по выращиванию и производству, чем льняные

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.



Рубаха часто соотносилась с судьбой, долей человека. Так, у восточных славян известно поверье, что продать Рубаху — значит продать свое счастье. В Польше (Покутье) в новую Рубаху обязательно заворачивали хлеб, чтобы тот, кто будет носить ее, никогда не был голодным. Поляки также верили, что если на нитках, которыми шьют Рубаху, завязываются узлы, то она будет изношена в здравии, если же нитки не путаются, не завязываются, то хозяин Рубахи умрет, не износив ее.

До нашего времени дошли только те образцы мужского костюма старообрядцев Алтайского края, которые сохранились в коллекциях краеведческих музеев. А также архангельские БРАННИЦЫ - это разновидность рубахи коклюшницы. Рукава украшали узорами в технике браного ткачества. Название древнего ремесла Браное ткачество происходит от процесса работы. Чтобы соткать полотно (например, полотенце), мастерице вручную приходилось брать - перебирать - сотни ниточек, опуская и поднимая челнок. А цветов при изготовлении браных полотенец использовали только два - красный и белый. Реже вышивались белым по белому.


Ворот рубахи

Ворот - рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» - затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.

По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов - кости и дерева.

Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.


Древнерусские мужские рубахи были прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы (см. рис. 17).

На холщовых рубахах проставки, отделка ворота, рукавов и низа рубахи делались из кумача, Отделка выполняла как декоративную функцию, так и символическую - как оберег. Верх рубахи делался на подкладе.

Мерки:
Длина Изделия - от середины шеи, по спине, на 20-25 см выше колена. Объем Шеи, Длина Руки - от шеи до середины запястья, Объем Кисти - меряется с подогнутым большим пальцем.


Раскрой рубахи: См. рис. 18. Ткань - домотканый холст (ширина 40см).

Расход ткани 3.5м.

Все детали кроятся по прямоугольникам. Становина выкраивается вдоль ткани из цельного полотнища, отмеряется 2 Длины Изделия (перегибается пополам). Длина бочка = Длина Изделия - Длина проймы. Ширина бочка -1.5 полотнища - 40см+20см, на худого мужчину - 40 см. Ширина рукава 60см. Длина рукава = Длина Руки - Ширина Плеча (на 48-50 размер длина рукава 70-72см). На рукав -1.5 полотнища (40см+20см). Глубина Проймы - 30см, если рукав без сборок, 25 см + 10 см, если со сборками на плече (10 см на сборки, 5 см спереди, 5см сзади). Ластовицы 15х15 см или 20х20см.

Последовательность шитья рубахи:
1. Сшить становину с бочками, швы на бочках расположить сзади. Сложить бока, отметить середину. Заложить складки под мышками (односторонние 0.5-0.7см). Количество складок должно быть одинаково спереди и сзади. Складки закрепить строчкой и вышивкой (мелким крестом или зигзагом) вдоль каждой складки.

2.Определить середину полотнища. Отложить 1.5-2 см вперед и назад, вырезать горловину.

3. Сшить два полотнища рукава. Шов на переднюю сторону.

4.Нашить становину на рукав, рукав на бочок.

5. Нашить широкую проставку (до 5см). Шов проставки должен совпадать со швом соединения становины и бочка.

Б. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

7.Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

8. Горловину и вырез отделать кумачом по косой бейке. Вырез (около 20см) должен составлять квадрат с горловиной. Квадрат украсить вышивкой.

9. Обработать низ рубахи. Отделка "полянкой" рубахи. Застежка на левую сторону. Вышивка в квадрате по переду (возможно до пояса). Проставка кумачом, тесьмой по всему шву соединения становины с бочками. Ширина бочка 40см (без шва). Ширина рукава 40 см с клином (см. рис. 19). Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.


Отделка "кержацкой" рубахи отличалась Застежкой на правую сторону, вышивкой в квадрате по переду, и вышивкой проставки из тканья. Свадебная рубаха украшалась ещё и мелким кружевом на конце рукава. Низ рукава отделывается кумачом или контрастной тканью, позднее - тесьмой, или по складкам. Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.


Раскрой рубахи с кокеткой:
См. рис.20 Ткань - сатин (ширина 60см). Расход ткани 3.5м. Кокетка кроится вдоль ткани, длина 50см (перегибается пополам). Ширина бочка 30см, если мужчина полный, то можно 60см. Воротник
- стойка высотой 4-4.5 см. Планка шириной 2.5-З см - отделка на вырез. Рукава из целого полотнища с треугольным или трапецевидным клином (шир. 15 см).

Последовательность шитья:

1. Сшить полотнища рукавов. Собрать складки на плечах односторонние или встречные. Шов на рукаве расположить на переднюю сторону.

2.Собрать складки на бочках, так, что бочок уменьшится до 5-6см. Сшить становину и бочка.

3. Кокетку нашить на рукав, потом на становину, так, чтобы шов кокетки совпал со швом становины.

4. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

5. Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

6. Пришить воротник и планку. Сделать вышивку. и Обработать низ рубахи.

Отделка рубахи

Кокетку можно сделать на подкладе. На плечах делается рамка из контрастной ткани, которая ограничивает складки. Рамка с вышивкой, можно по складкам. Вышивка по воротнику и планке, можно вышить квадрат. Вышивка по периметру кокетки, можно отделать тесьмой.

На конце рукава можно сделать односторонние складки, можно бантики. Отделка контрастной тканью или тесьмой. Вышивка по складкам бочков или на тряпочке, которая нашивается на складки. Можно оформить рамку 5x15 см с вышивкой по складкам. Низ отделать лентой или контрастной тканью.


5.