5 что такое дружба. Сочинение рассуждение на тему: "Что такое Дружба"

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью и духовной общностью двух людей; при этом высшей нравственной оценки удостаивается дружба, основанная на взаимной любви, почтении, открытости и абсолютном доверии друг к другу. Неотделимый атрибут дружбы - общение, открывающее путь к реализации своего «я» через «ты». Настоящая дружба органично несет в себе элемент внешней свободы, что наделяет ее силой раскрепощения внутренней свободы. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДРУЖБА

отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности. В отличие от деловых, функциональных отношений Д. обычно понимается как отношение самоценное, бескорыстное, само по себе являющееся нравств. ценностью. В отличие от объективно данной общности, обусловленной родством или принадлежностью к одному и тому же коллективу, Д. индивидуально-избирательна, основана на взаимной симпатии. В отличие от более или менее поверхностного и изменчивого приятельства Д. - отношение глубокое, интимное и устойчивое, предполагающее внутр. близость, доверие, любовь. Уже Аристотель определял друга как «другое Я» («alter ego»). Однако каноны Д. и предъявляемые к ней требования неодинаковы в разных человеческих обществах и у разных индивидов; кроме того, реальные дружеские отношения далеко не всегда и не во всем соответствуют нормативным канонам и представлениям. Для педагогики особенно существенны половозрастные и индивидуальные особенности дет. и юношеской Д.

Возрастная динамика дет. Д. обусловлена, с одной стороны, развитием самосознания и коммуникативных умений ребенка, с другой - изменением круга и структуры его общения. Потребность в общении и эмоциональном контакте, составляющая психофизиол. основу Д., появляется у младенца с первых дней его жизни. Уже 1-1,5-годовалые дети реагируют на сверстников иначе, чем на взрослых, и проявляют особый интерес к контактам с ними. С возрастом в отношениях с другими детьми ребенок обычно становится более самостоятельным и активным, чем в общении со взрослыми. У 3-6-летних детей существует осознанная потребность в обществе сверстников, общение становится все более избирательным, индивидуализированным и эмоционально окрашенным, а потребность в игровом сотрудничестве дополняется потребностью в доброжелат. внимании к себе. Дифференциация и рост устойчивости дет. дружеских контактов идут параллельно развитию способности к сопереживанию и пониманию другого человека.

У дошкольников и мл. школьников Д. обычно является непосредственной, нере-флексированной эмоциональной привязанностью и измеряется объемом совм. деятельности и количеством проведенного вместе времени. В ср. шк. возрасте поведенческие свойства Д. начинают рассматриваться как подчиненные социально-нормативным ценностям. Формируется особый моральный кодекс Д., к-рый подчеркивает, прежде всего, нерушимость ее правил, взаимную выручку, справедливость, верность, умение хранить тайну и т. д. У старших подростков и младших юношей ценности Д. психологизи-руются, на первый план выходят потребности понимания и самораскрытия, к-рые из-за подросткового эгоцентризма часто не различаются.

В ранней юности стремление к исключительной, интимной Д. особенно велико. Это объясняется рядом причин: ростом самосознания и связанной с этим потребностью сравнивать свои переживания с чужими; обостренным осознанием своей индивидуальности; переориентацией с родителей и вообще взрослых на сверстников; растущей дифференциацией деятельности, общения и интересов, к-рые не замыкаются в рамках группового «мы».

Поиск Д. - самая насущная и страстная потребность мл. юношеского возраста. Дружеские отношения (как правило, однополые) теперь значительно избирательнее, чем раньше; Д. становится более интимной и психологически значимой. По своему эмоциональному накалу эта Д. напоминает влюбленность, а предъявляемые к ней требования часто отличаются крайним максимализмом, становясь в силу этого практически неосуществимыми. Нередко эти отношения имеют юмоэротич. окращенность, часто неосознанную. Юношеский культ Д. сочетается с острым чувством одиночества, более сильным, чем в других возрастах. Значение друзей как советчиков и поверенных в интимных секретах возрастает от ср. классов к старшим, тогда как аналогичная роль родителей и учителей снижается, хотя это и зависит от конкретной сферы жизнедеятельности. Наличие близких друзей и характер взаимоотношений с ними - важнейший фактор эмоционального благополучия юношей и девушек; отсутствие друзей нередко снижает самоуважение личности, что может иметь длительные психол. последствия.

Возрастные особенности Д. являются в сущности половозрастными. Как правило, девочки во всех возрастах превосходят мальчиков в уровне способности к сопереживанию и самораскрытию и тяготеют к более интенсивному и исключит. общению. Однополые девичьи диады и триады (9-12 лет) более исключительны, более закрыты для посторонних, чем мальчишеские компании, в к-рых обычно присутствуют дух соперничества, иерар-хич. организация и т. д. Ценности Д. у девочек раньше психологизируются, а мотив «понимания» выражен сильнее, чем у мальчиков, подчеркивающих, скорее, «верность» и «взаимопомощь». «Пик» однополой дружбы у девочек также наступает раньше, чем у мальчиков и приходится на подростковый возраст; в старших классах девушки уже мечтают о Д. с мальчиком, в к-рой выражается, скорее, потребность в любви. У мужчин ориентация на однополую Д. и связанные с нею формы общения сохраняются значительно дольше, даже после вступления в брак.

Хотя смешанная, разнополая Д. в принципе возможна, она встречается значительно реже, чем однополая, большей частью в раннем детстве и среди взрослых, но не у подростков и юношей, и наделяется другими психол. свойствами. Это объясняется стихийной сегрегацией общения мальчиков и девочек, существующей во всех человеческих обществах и затрудняющей их психол. контакты и взаимопонимание, особенно в период полового созревания. В условиях равноправия женщин, совм. обучения и т. д. половая сегрегация заметно ослабляется, но не устраняется полностью. Поиск своего подобия («другого Я») в Д. выражен сильнее, чем ориентация на дополнение, а половая принадлежность - один из важнейших компонентов Д. оказывает сильное влияние на личность. Друзей не только выбирают по принципу подобия, но в ходе длительного тесного взаимодействия друзья нередко вырабатывают определенные общие качества, ценностные ориентации и т. д. Изучение круга и характера дружеского общения воспитанника - важнейший шаг к пониманию его внутр. мира и особенностей поведения.

Способность к психол. интимности, подразумеваемая Д., тесно связана с уровнем развития личности, ее самосознания и социального самоопределения. Однако эта связь неоднозначна. Степени общительности, устойчивости и психол. интимности (глубины) межличностных отношений у разных людей неодинаковы и по-разному сочетаются друг с другом. Многие коммуникативные особенности - общительность, импульсивность, застенчивость и др. - весьма устойчивы. А от них во многом зависят и популярность ребенка, юноши или девушки среди сверстников, место в коллективе и характер дружеских отношений, в частности ориентация на парную Д. или на принадлежность к дружеской компании из неск. человек.

Психол.-пед. значение Д. определяется тем, что она является важнейшей сферой развития личности, ее самосознания и коммуникативных качеств. В отношениях со своими друзьями ребенок учится любить и понимать, заботиться и принимать на себя ответственность за других. Дефицит дружеских контактов уже в возрасте 8-10 лет так же отрицательно сказывается на коммуникативных качествах личности, как и отсутствие эмоционального родительского тепла в раннем детстве. Непосредственно руководить развитием дет. Д. невозможно. Дружеские отношения для этого слишком индивидуальны. Прямые родительские запреты и предписания в этой сфере малоэффективны и порой дают результат, обратный желаемому. Воспитатели могут и должны внимательно следить за тем, как складываются взаимоотношения ребенка со сверстниками, какие неосознаваемые потребности он пытается в этих отношениях удовлетворить, насколько адекватны его коммуникативные умения, уровень притязаний и т. д. Эти отношения и качества поддаются психол.-пед. коррекции путем включения ребенка в тот или иной вид деятельности, активизации самосознания, привлечения внимания ребенка к определенным аспектам собств. поведения и т. п. Важно формировать у воспитанников умение правильно оценивать нравств. смысл Д. с точки зрения ее обществ. направленности и общественно значимых ценностей, к-рые она утверждает.

Неполное определение ↓

Дружбу все понимают по-разному. Для кого-то это возможность весело провести время, кому-то нужны свободные уши, чтобы выговориться, кто-то преследует в дружбе корыстные цели… Так что же такое дружба и почему без нее так тоскливо жить?

Что такое дружба

Дружба – это этическая форма любви к своим близким. Это бескорыстные взаимоотношения, в основе которых лежат доверие, взаимопомощь, взаимопонимание, честность, общность интересов и взглядов.


В детстве найти друзей гораздо проще, ведь дети открыты для нового. Взрослея, мы становимся менее доверчивыми к людям, нам сложнее открываться и впускать в свою жизнь кого-то нового. Но друзья в жизни необходимы, ведь это и есть наши спутники по жизни, те, с кем можно разделить радости и горести, кто всегда придёт на помощь.

Виды дружбы

  • Творческая. Плодотворный вид дружбы, союз двух ярких индивидуумов. Проявление фантазий и талантов. В соединении двух таких личностей часто рождаются настоящие шедевры.
  • Духовная. Взаимное развитие друг друга. Такие люди «понимают друг друга без слов», черпают вдохновение друг в друге для обогащения своей индивидуальности
  • Будничная. Здесь всё довольно тривиально: объединяет людей общие занятия. Так, чаще всего, это одноклассники, сидящие за одной партой, или коллеги по работе в более взрослой жизни.
  • Семейная. Дружба среди членов семьи: муж и жена, брат и сестра, и т.д.

Законы дружбы

  1. Закон первый – вера в дружбу. В дружбу нужно верить без всяких сомнений и колебаний, не требуя никаких доказательств. Именно вера служит фундаментом для настоящей крепкой дружбы, основанной на честности, доверии, открытости, взаимопонимании, взаимопомощи и других обязательных составляющих дружеских отношений.
  2. Закон второй – воспитание положительных качеств. Если человек считает себя способным на дружбу, ему необходимо развивать в себе такие качества, как выносливость, силу воли, силу духа, и многие другие, которые определяют человека как целостную личность. Ведь стать настоящим другом может только человек достойный и сильный духом, которому не страшно доверить даже самую ответственную тайну.
  3. Закон третий – помощь. Для дружбы нет понятий времени, или занятости. И днём, и ночью, и на другом конце света, друзья должны помогать друг другу. Если у одного из друзей случилась беда, то другой должен бросить всё на свете и бежать выручать товарища.
  4. Закон четвертый – самопожертвование. Пожалуй, самый главный закон. Самопожертвование означает, что друзья должны ценить друг друга и свою дружбу. Ставить интересы друг друга выше своих собственных. Быть готовым пожертвовать собой в пользу товарища.

Вот те самые четыре закона, которые помогут вам не только найти друзей, но и пронести вашу дружбу через всю жизнь!

Дружба – это очень разностороннее и непростое понятие. Каждый человек в мире может дать совершенно разные определения этому слову.

У людей складывались с начала времён. Когда кто-то окружён своими близкими приятелями, ему кажется, что он в этом мире не одинок, всегда есть на кого положиться, кто может помочь в трудную минуту словом и делом, выслушать. Товарищи готовы прийти на выручку, на их сторону встают даже тогда, когда они не правы.

Очень часто люди путают определение «дружба» с каким-либо иным типом межличностных отношений, ждут от других несвойственных поступков и слов, что часто приводит к обоюдному разочарованию. Важно уметь отличать приятельское взаимодействие от всех других типов общения. Понимание и осознание того, что оно значит, поможет не только самому быть и оставаться настоящим, истинным, но и адекватно оценивать слова и поступки окружающих, тех, кого называем друзьями.

Суть дружбы

Что такое дружба? Согласно определению, данному в толковом словаре Ожегова, дружба – это отношения высокой степени близости, которые базируются на глубоком доверии, взаимной привязанности, общих интересах и взглядах. Настоящий товарищ глубоко связан с приятелем, всегда может рассчитывать на взаимопомощь, оказать поддержку, быть верным, честным на словах и на деле.

Это слово всегда подразумевает большое количество душевной теплоты, высокий уровень привязанности, доверие и близость.

В психологии дружбу относят к аттаракциям. Это слово означает «влечение, эмоциональное притяжение к другому человеку». Оно включает в себя:

  • Потребность человека в общении и взаимодействии, побуждающую его выбирать себе различных партнёров.
  • Различные качества партнёра, которые способствуют притяжению и взаимодействию.
  • Особенности построения взаимоотношений, которые побуждают к дальнейшему общению, доверию, поиску встреч и желания связать с человеком жизнь и судьбу.

Существует несколько наиболее популярных особенностей её проявления:

  • Понимание ощущений, чувств и нужд своего товарища.
  • Глубокая схожесть интересов вплоть до одинакового восприятия материальных объектов, таких как предметы искусства.
  • Полное разделение эмоционального, психического, морального, физического состояния.
  • Способность частично или полностью заменить другому психологическую помощь, разговор или просто прикосновением принести существенное облегчение душевной боли.

Иногда эмпатия может дойти до такой крайности, что у людей становятся практически идентичными мироощущения, мысли и чувства. Такое восприятие не только помогает лучше познать своего друга, но и приносит высокое наслаждение от близости, ощущения родной души в этой бесконечной Вселенной.

Что принимают за дружбу?

Слово «дружба» для многих имеет разное значение. Это может зависеть от того, насколько близко человек желает подпустить к себе людей. Один способен называть настоящими приятелями полсотни знакомых, другой пересчитает товарищей по пальцам руки. Третий скажет, что словом «друг» он не способен именовать никого.

В Древней Греции данное понятие разделяли на два, выделяя:

  • дружбу, что основывалась на взаимных интересах и общих целях коллектива;
  • дружбу, что звалась «благородной», способна была возникнуть только между двумя людьми в качестве привязанности высокой чистоты.

Сегодня чаще всего ошибочно называют дружбой:

  • Общение со знакомыми. Однако самые сокровенные желания и глубокие потребности таким людям, как правило, не доверяют.
  • Выражение солидарности и общих интересов коллектива.
  • Схожесть рабочего или политического функционирования.
  • Проявление симпатии к другой личности из-за её обособленности, уникальности, манеры выделиться. Можно назвать словом «друг» просто приятного человека, однако такие связи, как правило, очень ненадёжны, так как люди часто меняются.

В тех отношениях, в которых нет доверия, искренности и любви, понятию «дружба» просто нет места.

Виды дружбы

В тех случаях, когда уровень взаимной привязанности и глубина понимания между товарищами велики, можно классифицировать возникшее чувство дружбы по некоторым признакам:

  • Творческая. Сохранение, понимание, принятие личностных качеств другого, одобрение проявлений самовыражения и фантазии, плодотворный союз двух активно самовыражающихся людей.
  • Духовная. Взаимное развитие друг друга. Каждый способен получать значительную долю обогащения своей индивидуальности за счет другого, полного взаимопонимания. О таких людях говорят: «Разговаривают без слов».
  • Будничная. Начинается с территориальной близости. Люди говорят: «Дружим со школьной скамьи (армии, песочницы, ВУЗа)». Часто это взаимодействие подкрепляется взаимными поводами встретиться. Иногда развитием такого типа дружеского общения может стать работа – люди предпочитают дружить с представителями своей профессии.
  • Семейная. Когда целые общины становятся всеобщими друзьями.

Важно помнить, что тот, кого мы называем словом «друг» всегда искренен, любит и любим. Ему не нужен шквал вопросов после долгой разлуки, чтобы понять, как дела у того, с кем он близок. Он может высказать всё, что есть у него сейчас на душе и способен принять такую же исповедь сам.

Друг – это человек, вызывающий безграничное уважение и желание заботиться о нём. Сам он всегда готов помочь и быть рядом. Истинные дружеские чувства всегда взаимны. Часто говорят: «Друзья – это семья, которую выбираем мы сами».

Слова известной детской песни «друг в беде не бросит» - яркий пример того, как воспринимаются человеком дружеские отношения. Что такое дружба и есть ли она в современном мире, где люди общаются посредством социальных сетей, и так редко встречаются в реальной жизни.

Существует ли дружба?

Понятие дружба рассматривалось на протяжении многих веков представителями различных философских течений, но основными исследователями являлись писатели, поэты и психологи. Феномен дружбы не ограничивается какими-то определенными рамками, но в общих представлениях большинства людей, дружба это – близкие и доверительные отношения между людьми, основанные на взаимном притяжении по интересам, и интуитивном понимании друг друга.

Психология дружбы

Проблема дружбы существует, в этом уверены социологи. В стремительный век компьютерных технологий человек предпочитает общаться мобильными способами, тогда как на личную встречу часто нет времени. Люди много теряют: нет дружеских похлопываний по плечу, визуального контакта, да и душевность практически отсутствует. Психологи считают, что ценность дружбы заключена во встречах, непосредственном живом контакте, а отсутствие полноценного общения может стать . Психология дружбы заключена в положительных аспектах:

  • чувство «я – не один!» против одиночества и изоляции;
  • только в присутствии значимого другого, человек раскрывается как личность и учиться быть другом.

Виды дружбы

Почему люди дружат? Первое упоминание о важности дружбы встречается еще в античных трактатах. Поэты воспевают ценность плеча, оказывающегося в трудную минуту рядом и стремление пронести дружеские чувства через всю жизнь. В социуме принято разделять дружбу по возрастным и гендерным особенностям. Виды дружбы:

  1. Детская - ребенок познает мир и пытается выстроить взаимоотношения с окружающими, вместе узнавать что-то новое интереснее. Дети сплачиваются через общие игры.
  2. Юношеская – высокая потребность выразить себя, свои чувства. Дружба в этом возрасте носит высокий эмоциональный заряд. Качества другого переоцениваются и возвеличиваются – в хорошем смысле это помогает пережить сложные моменты в жизни: непонимание родителей, чувства собственной неполноценности. Юношеская дружба может перерастать во влюбленность.
  3. Взрослая – иногда это та дружба, которая сформировалась в детстве и укрепилась с годами. Такие друзья знают всю подноготную друг друга – такая дружба очень редкий феномен, поэтому очень ценная. Существует несколько разновидностей взрослой дружбы: ситуативная, приятельская, деловая.
  4. Мужская дружба – о ней сложены легенды, спето много песен и написано замечательных книг. Что такое мужская дружба, хорошо показано в советском фильме «Три мушкетера»: взаимовыручка, принятие человека полностью со всеми его недостатками, доверие и помощь даже в тех ситуациях, когда друг оказался в неприятности по своей вине. Часто у женщин мужская дружба вызывает недопонимание и зависть.
  5. – мужчины считают, что в природе ее не существует. Что такое дружба женщин можно увидеть на примере фильма «Секс в большом городе».

Для представительниц слабого пола в дружбе важны:

  • сочувствие и сопереживание;
  • верность;
  • искренность;
  • другое мнение на ситуацию;
  • доверительные отношения;
  • возможность в любое время дня и ночи получить необходимую поддержку.

Что такое настоящая дружба?

Что значит дружить - не просто приятельствовать и пить вместе кофе время от времени, а по-настоящему? Люди у которых нет друзей часто чувствуют острое одиночество и тоску. Самая настоящая дружба заключена в состоянии вовлеченности и неподдельного интереса к близкому человеку, когда друзья разделяют и печаль и радость. Родственные души – одна из теорий реинкарнации объясняет феномен дружбы совместными воплощениями в прошлых жизнях. Души стремятся найти друг друга и в последующем, когда они встречаются, есть стойкое ощущение, что знакомы давно при том, что встретились впервые.

Что дает дружба человеку?

Дружба в жизни человека - одна из самых высоких ценностей, идущих после семьи. Друг - это зеркало, в котором видишь свое отражение. Какие ценности в отношения привносит дружба:

  • взаимное дополнение положительных качеств друг друга;
  • чувство опоры;
  • приятное времяпрепровождение;
  • взаимопомощь и выручка в сложные моменты;
  • учит бескорыстию и преданности;

Что главное в дружбе?

О дружбе много сказано, но как определить, какой параметр самый важный в отношениях и кто такой настоящий друг? У каждого человека свое мнение относительно иерархии ценностей дружбы: для кого то – это верность и возможность доверять все секреты, что характерно для женщин, для мужчин – это совместные приключения: рыбалка, походы, охота. Общим критериями дружбы являются непреходящие вечные добродетели: порядочность, доброта, и искренний интерес друг к другу.


Как научиться дружить?

Для некоторых людей актуальна проблема сложности выстраивания взаимоотношений с людьми и в итоге формируется одиночество. Многие хотят иметь близких друзей, но по ряду причин не умеют поддерживать даже формальные контакты. Как правильно дружить и существуют какие-то определенные правила дружбы? Социальные психологи дают ряд рекомендаций, помогающих наладить связь с понравившимся человеком и развить отношения, перерастающие в дружбу, для этого надо:

  • преодолевать стеснительность и знакомиться;
  • взять инициативу знакомства в свои руки;
  • быть открытым человеком;
  • развивать ;
  • учиться слушать другого;
  • оказывать поддержку в трудных ситуациях;
  • понимать, что развитие отношений требует длительного времени, усилий и труда.

Что разрушает дружбу?

Испытание дружбы происходит со временем. Люди вместе проходят определенные этапы жизни с различными испытаниями, не все их выдерживают. Причины, по которым могут разрушиться даже самые крепкие дружеские узы:

  1. Возникшая любовь друзей к одному человеку.
  2. Один из друзей стремительно становится богатым, второму сложно принять разное социальное положение.
  3. Предательство и подлость. Причины могут быть разными – но это происходит (лучший друг/подруга уводит жену/мужа).

Книги про дружбу

Ценность дружбы воспета поэтами и писателями. Как дружить с людьми и быть настоящим другом – эти важные уроки можно почерпнуть из книг классической и современной литературы:

  1. «Три мушкетера». А. Дюма . - Книга о любви, преданности чести и принципах. Это произведение самое экранизированное во всем мире.
  2. «Сердца трех». Д. Лондон . – Роман о самопожертвовании ради друга и что никакие богатства не заменят любви и дружбы.
  3. «Три товарища», Эрих Мария Ремарк . - Книга о настоящих, искренних чувствах, которые так мастерски передал автор.
  4. «Джен Эйр. Ш. Бронте» . - Самоотверженность и дружба между главными героями, переросшие в любовь.
  5. «Уличный кот по кличке Боб» . Дж. Боуэн. - Дружба, между человеком и животным, помогает преодолеть Джеймсу затяжную депрессию и наркозависимость.