Что такое яблочный спас найти. Яблочный Спас: суть и история праздника

Обязательно присутствует в народном календаре славян. С великим удовольствием отмечается как православными, так и католиками. Приходится на 6 (19 августа). Последний месяц лета - предвестник наступления золотой осени, за которой недалеко и матушка-зима. Август - это и пора активной уборки первых плодов урожая, во имя которого на селе трудились, не покладая рук с ранней весны. Так что Яблочный спас, как праздник, связан тесно с первыми пополнениями закромов. Кстати, у славян до Яблочного спаса не принято вкушать эти ароматные, напоенные соком земли, плоды. Но разрешалось срывать их и освещать, впрочем, как и другие фрукты, выращенные к завершению лета.

По названиям Яблочный спас многолик

Многие зовут его просто Спас. Иные - с приставкой - Великий. Третьи - Второй спас. Или - Преображение. Преображение Господне. Праздник первых плодов. Бытует и Горохов день. Осенины. Великий спас. У белорусов название почти созвучно нашему - Яблочни спас. Велик спас. Сярэдни спас. Други спас. Сербы зовут его почти, как в одном из случаев мы, Преображенье. Болгары - Прибризине, Сотир, Стратир. Но при всех разных прочтениях суть Яблочного спаса одна - он от души желаем, ибо пополнял и пополняет опустевшие амбары и хранилища овощей и фруктов плодами нового урожая, которых, если повезло с погодой и другими условиями для вызревания, хватило на долгие месяцы осени и зимы. В этот день, кстати в церквах и храмах освещались не только яблоки, но и мед, хлебные колосья и семена под новый будущий урожай. И по сути, в России, иных славянских странах отмечается три спаса. Правда, в разное время, но все в августе: Медовый спас - 14 числа, Яблочный, как мы уже называли дату - 6 (19), и ореховый спас - 29 августа.

Народные поверья, связанные с Яблочным спасом

Жизнь человеческая не вечна. Все мы, рано или поздно, уйдем в Заоблачные выси. Вернее - тела наши после смерти будут преданы земле, а души отлетят от нее. Случаются, к великому горю отцов и матерей, что безжалостная Старуха с косой забирает с собой совсем еще деток малых. На этот счет существует поверье, что на том свете (если живые родители до Яблочного спаса не вкушали ароматные и вкусные плоды) их почившим деткам на Небесах раздают гостинцы, в числе которых непременно - райские яблочки. А вот детям, чьи отцы и матери нарушали запрет - райские яблоки не дают. Потому-то многие родители, чьи дети безвременно почили, считают для себя великим грехом вкушать яблоки до Второго спаса. Женщинам, у которых дети умерли, надлежало утром этого святого дня отнести в храм Божий несколько плодов, осветить их и отнести на могилки похороненным чадам. Если погост с умершими детьми далек от мест, где живут родители или хуже того место расположения могилки и вовсе не известно (во время Великой Отечественной войны фашисты не то, чтобы дома, целые кладбища равняли с землей, и в ту пору даже звучала песня:"Вот умру я умру - похоронят меня, и никто не узнает, где могилка моя!") - так вот мамам и папам почивших народными обычаями предписывалось пойти на ближайшее кладбище и положить яблоки на любую детскую могилку. Или оставить яблоки в церкви. Многие после освещения яблок и теперь идут на погосты к могилам родственников, и радуют их души румяными или зелено-розовыми яблоками.
Существовал и существует поныне и другой обычай в деревне. В Яблочный спас незамужние девицы-красавицы, невтерпеж желающие выйти замуж, разговлялись яблоками и, рьяно думая о суженых, приговаривали: " Что загадано, то задумано. Что задумано, то сбудется. Что сбудется, то не минуется!"
В день Яблочного спаса было принято, что делается и сейчас, печь пироги с яблоками, блины, фаршированные мелко нарезанными плодами, а можно было и с грибами, и с ягодами - не возбранялось.

В тот же Яблочный спас было принято (такой обычай существует и сейчас) в поле провожать закат солнца. С песнями, хороводами. И все всходили на пригорок. С трепетом взирали на закат солнца. Как только оно, багряное, касалось горизонта, все разговоры мигом прекращались, и собравшиеся зреть закат, дружно и голосисто запевали: "Солнышко, солнышко, подожди: приехали господа бояре из Велика Новгорода на Спасов день пировать!". У южных и западных славян Яблочный спас считался днем, с которого стартует и страда сбора солнечных ягод - винограда, а после освещения им уже можно и полакомится.

Поговорки и приметы праздника Яблочный спас

Русские, как и большинство славян, наблюдательны. В тесной дружбе с природой заметили и приметы. В частности, одну из них - каков Второй спас, таким удастся и январь. Или - каков день на Второй спас - таким будет и Покров. Сухой Яблочный спас - обязательно такой же будет и осень. Мокрый спас - от дождей долго не высушишься. Ясно на любимый праздник - быть суровой зиме. Или говаривали: "Пришел Яблочный спас - ушло лето от нас". Но заботились о новом урожае. Угощали нищих, чтобы плодов уродилось побольше. Если в день Второго спаса устанавливалась жара - январь обещался быть мало снежным. Если дождь обильно поливал землю - к снежной зимушке-зиме.
А были приметы и просто удивительные по своей сути. К примеру, если на руку сядет муха, значит повезло: ждет успех. Потому было нельзя прогонять даже чрезмерно назойливую муху-цокотуху: с ней улетит и удача!

Из истории Яблочного спаса

Первые упоминания о Яблочном спасе датируются, к примеру, в Палестине четвертым веком до новой эры, когда императрица Елена на горе Фавор построила Храм Преображения. А вот на Востоке самые ранние упоминания о нем относятся к пятому веку той же новой эры. Во Франции и Испании Яблочный спас впервые отпраздновали в седьмом веке. У христиан Яблочный спас отмечается с праздником Преображения Господня - явлением Божественного величия Иисуса Христа перед его учениками Петром, Иоанном и Иаковом. Во время их совместной молитвы лик Спасителя вдруг засиял светом Небесным, а одежда стала белее снега. Появились пророки Моисей и Илия. Они говорили с Иисусом о его исходе, которому суждено быть в Иерусалиме. Иисус запретил ученикам рассказывать о том, что произошло во время их совместной молитвы, пока он не воскреснет, как предначертано. Родился Спаситель во Вифлееме Иудейском в сентябре 12-го года до новой эры. А распят был 23 марта тридцать первого года. Так что и на Руси праздник Яблочного спаса имеет древние корни. Но поистине стал всенародным!

Библейский запретный плод

О нем конечно хорошо знает каждый добрый православный. Когда-то прародители рода человеческого Адам и Ева счастливо жили в Раю. Но им был дан запрет - не вкушать плодов яблок на росшем тут дереве. Дьявол явился Еве в образе змия-искусителя. Ева уговорила Адама отведать вкуса запретного плода. Он долго соблазну сопротивлялся, но устоять не смог. Вкусил, и прозрел. За что и был изгнан Создателем из Рая. Вместе с Евой. Так что яблоки после освещения не только вкусные и ароматные плоды, но и поучительное напоминание о первородном грехе из-за которого человечество все еще продолжает нести наказание из-за слабости своих прародителей. Ходит поверье, что современная женщина, вкусившая яблока до Яблочного спаса и его освещения берет на себя грех Евы, что опасно и не предсказуемо. Так что лучше уж потерпеть до Яблочного спаса, осветить плоды, и ешьте их на здоровье сколько захочется! Кстати, женщины по яблоку могут узнать и свое будущее. По кожуре. Начнет какая ее срезать. И, если получится одна непрерывная лента, быть девице вскоре замужем. Прервалась лента от неловкости - сидеть еще в девках! А есть и другие предсказания. Взять яблоки и написать на них имена суженых. Вынести их на балкон или в сад. Утром посмотреть, что с плодами ночью случилось? Склевали птицы - лучше с мужчиной не связываться: он не способен на долгие отношения. Если яблоко с балкона упало на землю - совет прервать отношения: будущее принесет лишь боль и страдания - и вам и партнеру. А если яблоко и вовсе исчезло - знать вам и вовсе не судьба быть в браке с суженым.
Многие и теперь, особенно в селах, следуют и таким народным приметам, как: "Пришел Яблочный спас - бери рукавицы про запас!"; "На Яблочный спас и нищий яблоко съест! ; "До Второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов!".

Сто блюд из яблок

А вообще-то яблоки - продукт весьма полезный, особенно для здоровья. Не напрасно англичане уверенно говорят: "Съел одно яблоко в день, и никакой доктор не нужен!". А если пару, то и вовсе хворать не будите! Еще утверждают - полезно для профилактики рака. Как и долька чеснока каждый день на ужин. Рекомендуется в год каждому человеку употреблять не менее 50 килограмм яблок. Из них сорок процентов в качестве натурального сока. Самим наливать в стакан из домашней соковыжималки. В яблоках содержатся полезные для здоровья витамины - С, Е. РР. В-2 и др. Чего только них нее приготовишь - пироги, компоты, кисели, салаты с добавлением других овощей и фруктов - да добрую сотню блюд, а то и больше.

Шарлотка под занавес

Испечь ее под силу даже недорослю: рецепт до простого прост. Вот один от талантливой домохозяйки из Барнаула Светланы Астафьевой. Берем стакан муки. Просеиваем. Добавляем столько же сахара. Плюс четыре яйца. В качестве разрыхлителя немного соды. Отбираем четыре-пять спелых яблок. (они у Светланы из собственного дачного сада). В тесто можно добавить чуть-чуть ванилина, цедры апельсина, лимона. Яблоко нарезать дольками, но такими, чтобы при выпекании они в тесте не растворились. Шарлотку можно выпекать на сковороде. Чем она больше, тем больше гостей вкуснятиной угостятся. Выпекать при температуре в 180 градусов. 40- 50 минут, и Шарлотка готова! Ее можно украсить китайской розочкой, цветущей у вас на окне. Или из букета. Лепота! А как ароматно шарлотка благоухает! Как у вас разгорается на нее аппетит! Ну, и приятного вам десерта на Яблочный спас!

Яблочный Спас – известный праздник урожая (в настоящее время больше известен как церковный) и второй по счету спас (первый – медовый). Он приурочен к сбору урожая яблок и овощей, и, согласно народным приметам, означает, что осень уже совсем близко.Когда начинается яблочный спас


Праздник яблочный спас - древнее языческое празднество, но сегодня этот праздник больше связан с церковным праздником Преображения Господня. По аграрному календарю сбор яблок начинается с середины августа, а какого числа отмечают яблочный спас? По старому стилю этот праздник славяне отмечали 6 августа, в настоящее время второй по счету спас отмечают 19 августа.

Яблочный спас - история праздника


История праздника яблочный спас уходит глубоко в прошлое. Еще славяне-язычники первые урожаи яблок и всевозможных овощей приносили в жертву богам, а также проводили особый ритуал по благословению урожая и приношению благодарности матери - земли. До начала яблочного спаса в давние времена никто не кушал яблоки, так как считалось, по одной версии, что яблоки еще не приносят пользу, несмотря на то, что созрели, а по другой - что детям, которые покинули временный мир, не достанется гостинцев, если кто-то из родителей съест яблоко раньше времени.

Обряды на яблочный спас


Так как 19 августа наши предки считали днем, когда стирается грань между потусторонним и нашим миром, то неудивительно, что в этот день проводится большое количество всевозможных обрядов. Наиболее распространенные обряды на яблочный спас - это обряды на привлечение финансового благополучия, любви, обряд омоложения, обряд очищения дома и другие.

Например, обряд на очищения дома или обряд на очищение от негативной энергетики в доме советуют проводить таким образом. В праздник яблочного спаса необходимо взять обычное яблоко, разрезать на две половины, вынув из одной половинки сердцевину. Затем следует зажечь натуральную восковую свечу и обойти с ней дом (квартиру), останавливаясь в каждом углу, в оконном и дверном проемах, совершая круговые движения свечой три раза (обязательно по часовой стрелке). Воск, который стек со свечи, нужно аккуратно слить в ту половинку, в которой нет сердцевины, затем накрыть другой половиной и крепко скрепить яблоко ниткой. Чтобы окончательно завершить обряд по очищению, следует отнести яблоко на улицу и закопать подальше от своего дома.



Самыми главными традициями яблочного спаса являются обязательное угощения друг друга яблоками и приготовление всевозможных блюд из яблок. Еще одной традицией можно считать обязательное провожание заката солнца песнями.

Приметы на яблочный спас

Приметы на яблочный спас в основном связаны с природными прогнозами. Например, сухой яблочный спас - будет сухая осень, если дождливый, то и осень будет дождливой, ясный яблочный спас предрекает лютую зиму.

14 августа Русская православная церковь отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. В народе же первый день Успенского поста называют - Медовый Спас. В различных регионах Медовый Спас также называют Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей.

Медовым Спас называют потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.

Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые.

После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

Поговорки и приметы Медового Спаса

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • На Маккавеи собирают мак.
  • Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого спаса и роса хороша.
  • На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Пчела перестаёт носить медовую взятку.
  • Заламывай (подрезывай) соты.
  • Во что Маккавеи, в то и разговенье.
  • Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Яблочный Спас

19 августа 2017 года Русская православная церковь почитает Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Народное название праздника - Великий Спас или Яблочный Спас. К празднованияю Яблочного Спаса были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

В народе в звисимости от региона Яблочный Спас называют также Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

Поговорки и приметы Яблочного Спаса

  • Какой второй Спас, такой и январь.
  • Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
  • В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
  • Встреча осени — Осенины.
  • На второй Спас освящают яблоки и мёд.
  • На второй Спас и нищий яблочко съест.
  • До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
  • Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
  • Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
  • Пришёл Спас — всему час.
  • Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас.
  • На второй Спас бери голицы про запас.
  • Со второго спаса засевай озими.
  • Если сев ржи придётся во время полуночного (северного) ветра, то — по примете — рожь выйдет крепче и крупнее зерном.
  • Если при посеве ржи пойдёт дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подаёт; а если пойдёт ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой.

Ореховый Спас


29 августа отмечается православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. А в народе 29 августа называли Ореховый Спас. В различных регионах праздник получил таки названия как: Хлебный Спас, Спас на холстах, Спас на полотне, Холщовый спас, Посевы, Досевки.

На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба. Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили Спас - в достатке хлеба у нас, Третий Спас хлеба припас. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами. В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья. На Третий Спас устраивали ярмарки, торговали холсты и полотно, поэтому Сапс называют еще и Холщевым.


На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса - осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а присказки напоминали Пришел Спас - и лето от нас, Спас - бери рукавицы в запас.

Поговорки и приметы Орехового Спаса

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
  • Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Отлёт ласточек.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  • Во что Евдокеи, в то и третий Спас.
  • Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.

Яблочный Спас
Праздник Преображения Господня

Яблочный Спас - народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, к которому были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

Вообще, существует три праздника Спаса: Медовый Спас (14 августа), Яблочный Спас (19 августа) и Третий Спас (или Ореховый Спас, или Хлебный Спас - 29 августа) ,которые связывают весь успенский пост, т.е. пост, установленный в память Успения Пресвятой Богородицы , дня, совпадающего с последним (Третим) Спасом. Яблочный Спас также еще называют - Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени (вологод.), Первые осенины, Осенины, Преображениеили же просто Спас.


Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. 1918 г.

Если в русской народной традиции этот день называется Яблочным(Вторым) Спасом, то Русская православная церковь почитает его, как Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа . Преображение Господне - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества - божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».


Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Говоря о народных традициях этого праздника, существовала вера, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, - нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или поступить ещё проще - оставить яблоки в храме.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето. К Яблочному Спасу приурочены многие поговорки и приметы:
Какой второй Спас, такой и январь.
Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.
В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
Встреча осени - Осенины.
На второй Спас освящают яблоки и мёд.
На второй Спас и нищий яблочко съест.
До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
Когда ешь первое яблочко, «что надумано - сбудется, что сбудется - не минуется».
Пришёл Спас - всему час.
Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас.
На второй Спас бери голицы про запас.
Со второго спаса засевай озими.
Если сев ржи придётся во время полуночного (северного) ветра, то - по примете - рожь выйдет крепче и крупнее зерном.
Если при посеве ржи пойдёт дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подаёт; а если пойдёт ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой.
Яровое поспевает ко второму спасу, а убирается к Симеону Столпнику (нижегородск.).

Праздник Преображения Господня в народе называется Яблочный Спас. Он является одним из первых праздников, совпадающих со сбором урожая. С Яблочного Спаса согласно приметам природа преображалась, разворачивалась от лета к осени и зиме.

Преображение Господне называется Яблочным Спасом потому, что в этот день по церковному уставу следует освящать плоды нового урожая. Существует давняя благочестивая традиция приносить на праздник различные фрукты для совершения над ними особой молитвы, которая прочитывается в храмах после Литургии. Кроме того, в этот день православным христианам разрешается впервые вкусить плоды нового урожая, так как до праздника Преображения существует запрет на потребление плодов яблок и винограда. Это является определенным ограничением на свежие фрукты, которое начинается вместе с Петровым постом и заканчивается на Преображение. При совершении данного праздника священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие вечный Божественный Свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе. На Преображение Господне (Спас Яблочный) в православном мире допускается употребление рыбы как послабление строго поста в честь святого праздника.

Православные христиане по всему миру особенным образом почитают праздник Преображения Спасителя и Господа Иисуса Христа. Существуют и многовековые традиции празднования данного события. Накануне все христиане стараются приготовить запас фруктов свежего урожая. Многие земледельцы запасают плоды, выращенные на собственном участке. В день праздника христиане приносят в храм самые красивые и спелые плоды и кладут их на центральный стол, приготовляя к освящению. Очень любят эту традицию маленькие дети: они с волнением и трепетом ждут молитвы священника «на освящение плодов», стараются держать корзинки с фруктами самостоятельно, без помощи взрослых. В некоторых семьях существует обычай поздравлять друг друга, дарить различные подарки на Преображение Господне. Поздравление нередко оформляется и в стихотворной форме. После богослужения христиане идут домой для совершения праздничной трапезы. Здесь существует благочестивая традиция начинать обед с освященных фруктов. Многие православные хозяйки на Яблочный Спас (Преображение Господне) готовят разнообразные блюда. Это могут быть яблочные и медовые пироги, варенья.

В народе широко распространены народные традиции празднования такого события, как Преображение Господне. Приметы, оставленные в народном поверье, в основном, связаны с урожаем. К примеру, существует традиция в этот день угощать нищих или малоимущих плодами, выращенными на своем огороде. В таком случае есть поверье, что будущий год будет особенно урожайным. Кроме того, если в этот день не удалось встретить нуждающегося нищего, то это означает, что следующий год будет малоурожайным. Так родилась поговорка: «В яблочный Спас яблочко и нищий съест». Также существовала традиция в день преображения Господня съесть хотя бы одно яблоко с медом. Это считалось гарантией крепкого здоровья на следующий год. Кроме прочего, существовала традиция убирать весь урожай зерновых до 19 августа, так как считалось, что после этого числа любой дождь станет губительным для него (так называемый дождь-хлебогной). Церковная практика не вкушать плоды свежего урожая напрямую связана со степенью их зрелости. Известно, что яблоки и виноград полностью вызревают лишь к концу августа, становясь полезными для организма. Также в народном сознании глубоко укоренилась связь нарушения «яблочного поста» с грехом праматери Евы, которая вкусила запретный плод в Эдемском саду и тем самым повлекла гнев Божий на все человечество. Именно поэтому в простонародье особым образом следят за соблюдением традиции не есть свежие яблоки в период до Преображения. Согласно учению Православной Церкви следует с чистотой и любовью встречать Преображение Господне.

В этот день в церквях, помимо плодов и фруктов нового урожая, освящали мед, хлебные колосья. Освященные колосья и семена сохраняли до следующего сева.

Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, – нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребенка далеко или вовсе неизвестно где, следует освященное яблоко положить на любую детскую могилу или оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освященные яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам.

В деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано – то надумано! Что надумано – то сбудется! Что сбудется – не минуется!»

В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста.

В этот день провожали закат солнца в поле с песнями. В Новгородской губернии и соседних уездах других губерний вечером собирался хоровод молодежи, направлявшейся за околицу – в поле. На пригорке молодежь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали:

Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещеного,
Для всей братии названой!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещеный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мед, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещеный мир,
Бьем челом и кланяемся!

У южных и западных славян Яблочный Спас считался днем, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек «не се пребрази», то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна. В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. Так в Неготинской Крайне (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику: считалось что чем дальше разлетались семечки из него, тем больше будет урожай винограда.

В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда».

У сербов бытовало поверье, что на Преображение «преображается небо и земля» (сербохорв. преображава се и небо и земља ), у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству).

Поговорки и приметы

Какой второй Спас, такой и январь.

Каков день на второй Спас, таков и Покров.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый – мокрую, а ясный – суровую зиму.

Встреча осени – Осенины.

На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мед и горох в стручках.

Приметы не следует воспринимать серьезно, нельзя относиться к ним как к неопровержимым догмам.

В завершение необходимо сказать, что очень важно в христианском мире Преображение Господне. История праздника раскрывает его символичность. Гора, бесспорно, обозначает безмолвие и уединенное место – это условия для умственного соединения с Богом в чистой молитве. Название «Фавор» переводится как «свет, чистота», что символизирует очищение души от бремени грехов, ее просветление в Боге. Преображение Спасителя обозначает главную цель христианской жизни – полную победу духа над телесными страстями, очищение от житейской грязи и принятие Божественного Света, которое возможно для любого человека, стремящегося к Богу.

По материалам открытых источников