Гуру-пурнима - один из значительных ведических праздников. Гуру Пурнима. Празднование полноты Гуру

Отрывок из книги «Шри Гуру-даршана» (том 3)

Шрила Вьясадева явился в Матхуре на Ашадха-пурниму, полнолуние, выпадающее на июнь или июль. По всей Индии и, особенно, во Враджа-мандале преданные каждой сампрадаи отмечают этот день как Гуру-пурниму, и поклоняются Вьясадеве, своему гуру , а также всей своей парампаре .

Однажды в конце 1980-х годов, накануне Гуру-пурнимы, Шринивас Прабху, Гопал дас и другие преданные Матхуры обратились к Гурудеву с вопросом: «Разве в нашем храме мы не отмечаем день явления Вьясадевы?»

– Я провожу Вьяса-пуджу, – ответил Гурудев.

– А можно ли и нам тогда прийти и предложить вам пушпанджали и пуджу ?

– Да. Я в этот день поклоняюсь моему Гурудеву и гуру-парампаре . Всё, что с почтением предложат мне, я передам Вьясадеве.

Обрадованные преданные дружно воскликнули: «Тогда мы все придем завтра утром!»

На следующий день небольшая группа преданных из Матхуры пришла к Шриле Гурудеву. Сначала он провел поклонение Шриле Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу, гуру-парампаре и Шриле Вьясадеве, и только затем позволил местным жителям, которые приняли его своим духовным наставником, выразить ему почтение, предложив арати и пушпанджали его лотосным стопам.

Шрила Гурудев рассказал собравшимся преданным: «Это день явления Вьясадевы, литературного воплощения Кришны, указавшего путь к высшей цели жизни – чистой любви к Богу. Он составил Веды, Упанишады, Пураны, Упапураны и другие дополнительные писания. Большинство людей в этом мире мыслят приземленно и стремятся к материальному благополучию. Для них Вьясадева выделил четыре основные цели человеческой жизни: мирская религиозность, экономическое процветание, чувственные наслаждения и освобождение. Однако сделав это, он не ощутил в сердце удовлетворения.

Тогда, вдохновленный Нарадой Риши, Вьясадева проявил «Шримад-Бхагаватам», зрелый плод древа ведической мудрости. В этом выдающемся писании он совершенным образом описал, как обрести бхакти , чистую любовь к Кришне – пятую и конечную цель жизни. Для живых существ, которые алчут мирского счастья, Вьясадева рекомендовал поклонение различным полубогам.

Подобно рыбаку, который использует наживку, чтобы поймать рыбу, Вьясадева сначала привлекает джив , объясняя, как они могут развиваться в материальном отношении, а потом, завоевав их доверие, постепенно вытягивает их из майи , даруя высший вкус и желание получить према-бхакти .

Вьясадева является инкарнацией Бхагавана, он – изначальный гуру в различных сампрадаях . Таким образом, Бхагаван наделяет Своим могуществом тех, кто связан с Вьясой через гуру-парампару . Существует четыре авторитетные вайшнавские сампрадаи . Вдохновленный садхака , желающий обрести према-бхакти , должен прийти в одну из них, предавшись истинному Вайшнаву, который почитает Вьясадеву.

В «Падма-пуране» Вьясадева написал:

сампрадая-вихина йе мантрас те випхала матах

шри-брахма-рудра-санака вайшнавах кшити-паванах

(Падма-пурана)

Вайшнава-ачарьи четырех сампрадай , а именно: Шри Рамануджачарья в Шри-сампрадае, Шри Мадхвачарья в Брахма-сампрадае, Вишнусвами в Рудра-сампрадае и Нимбадитья в Чатухсана-сампрадае, очищают своим присутствием всю Вселенную. Никакие мантры , кроме тех, что получены в процессе духовного посвящения (дикши ) от учителей этих сампрадай , не принесут желанного плода.

Без милости сад-гуру никто не поймет Вьясу. Майявади просто устраивают шоу, якобы поклоняясь Вьясе, но на самом деле они не следуют анугатье . Они распространяют только спекулятивные идеи и провозглашают себя Богом, разрывая таким образом связь с гуру-парампарой . Это страшное оскорбление.

Шри Чайтанья Махапрабху, Сам Верховный Господь Кришна, принял сампрадаю Своего преданного Мадхвачарьи, а также оказал почтение Вьясадеве, показав тем самым пример, как нужно принимать духовное руководство. Махапрабху взял суть литературного наследия Вьясы и озарил его факелом Своего учения ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы .

Махапрабху был крайне недоволен лжегуру, которые пропагандировали свои собственные теории. Садхакам Он велел находиться под руководством истинных Вайшнава-ачарий. Так, правильным образом практикуя учение ачарий , они сами смогут стать ачарьями , и их наставления всем принесут благо.

Шрила Гурудев объяснил: «Те, кто хочет выразить почтение Вьясадеве, в первую очередь должны поклоняться своему гуру , который принадлежит к авторитетной вайшнавской преемственности и глубоко почитает Вьясадеву. Сад-гуру не примет поклонение себе – он предложит все своему Гурудеву, тот – своему Гурудеву, и так до самого Вьясадевы. Это и есть настоящая Вьяса-пуджа.

Махапрабху проводил Вьяса-пуджу в Гуру-пурниму, и Его последователи продолжили эту традицию. Те, кто не совершает Вьяса-пуджу, не находятся в линии Махапрабху. В Гаудия-парампаре нашим Вьясой является Рупа Госвами, поскольку он исполнил сокровенное желание Чайтаньи Махапрабху.

шри-чайтанья-мано-бхиштам

стхапитам йена бхутале

сваям рупа када махьям

дадати сва-падантикам

(Према-бхакти-чандрика, Шрила Нароттама дас Тхакур)

«Когда же Шрила Рупа Госвами даст мне прибежище своих лотосных стоп? Поняв сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху, он положил начало Его миссии в этом мире и потому очень дорог Господу».

Шрила Рупа Госвами учил нас следовать по стопам тех, кто обладает чистой любовью к Богу. Враджа-деви всегда находятся в анугатье Шримати Радхарани, и наша гуру-варга служит под их руководством.

Шри Гуру необходимо поклоняться в день его явления, а также совершать Вьяса-пуджу на Гуру-пурниму. Почитая Шрилу Вьясадеву, мы почитаем всех ачарий , и к тем, кто правильно соблюдает Гуру-пурниму, придет его могущество.

Шрила Гурудев всегда отмечал этот праздник в Кешаваджи Гаудия Матхе. С годами в этот день стало приходить все больше людей, которые желали выразить ему почтение. После утреннего поклонения Шри Вьясадеве и гуру-парампаре он на протяжении дня давал новичкам харинама-мантру , четки и кантхи-малы из Туласи, а также маха-прасад .

Некоторые члены Веданта Самити высказывались с критикой в его адрес: «О, теперь он непочтительно относится к нашему ачарье , он действует независимо!» Но правда заключалась в том, что четки и бусы из Туласи ему давал сам Шрила Вамана Госвами Махарадж! Он просил Шрилу Гурудева давать харинаму новым людям, и Гурудев следовал указанию своего духовного брата. Когда преданные, которым Гурудев давал четки, становились квалифицированными, Шрила Вамана Госвами Махарадж давал им посвящение в дикша-мантры .

Новичков, горящих желанием практиковать бхакти , Шрила Гурудев обучал основам вайшнавской культуры. «Носите бусы из Туласи, повторяйте харинаму , соблюдайте Экадаши и приходите в храм на праздники: Гуру-пурниму, Джанмаштами, Гаура-пурниму, Рама-навами и Шива-ратри», – говорил он им.

Некоторые были недовольны этим. «Почему вы даете четки из Туласи и харинаму тем, кто недостаточно серьезно следует правилам и предписаниям?» – спрашивали они.

«Если человек в течение хотя бы одного дня будет повторять святое имя, это уже принесет ему невероятное благо, – отвечал он им. – Прежде никто из них не повторял харинаму и не принимал прасад , зато теперь, на Гуру-пурниму, они и святое имя воспевают, и почитают маха-прасад . Они приходят ко мне за помощью в духовной жизни, а я произношу “Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе” – и прошу их повторить.

Если новички хотя бы раз прочитали святое имя вместе со мной, считайте, что они уже встали на путь бхакти . В этой или в следующей жизни они обязательно продвинутся духовно. Это набранное сукрити невозможно разрушить.

Я всегда повторяю маха-мантру , поэтому, повторив ее вместе со мной всего один раз, к новым людям придет духовная сила. Постепенно, благодаря тому, что они будут вспоминать обо мне или повторять харинаму , они очистятся от анартх , и у них возникнет страстное стремление к духовной жизни».

«Если Гуру и сам Бог Говинда предстанут предо мной, кому мне поклониться первому?

Вся слава Гуру, поскольку он привел меня к Говинде!»

«Jai Guru Dev!» (“Джай Гуру Дэв” – “Слава божественному/духовному Учителю!”) – такие слова наполняют пространство в день Гуру Пурнимы. Гуру Пурнима – это один из главных ведических праздников, который каждый год приходится на лунный день Пурнима (полнолуние) лунного месяца Ашадха. В этот день мы своим телом, речью и мыслями выражаем уважение и почтение своему Учителю, а также всем духовным Учителям человечества благодаря Их за Знания, которые Они передали нам.

Во всех направлениях индуизма в этот день ученики приходят выразить почтение своему Гуру, либо проводят пуджу – поклонение на алтаре, если невозможно прийти к Гуру лично.

«Гуру» – санскритский корень «Гу» означает «тьма», или «невежество». «Ру» указывает на того, кто рассеивает эту тьму. Поэтому того, кто рассеивает тьму Невежества и ведет к Свету, называют Гуру. Гуру представляет принцип «Божественного света» в материальном мире. Гуру воспитывает, ведёт и разрушает эго ученика. Только тот, кто освобождает нас от иллюзий, вдохновляет и ведет по пути познания своей Истинной природы, может называться Гуру.

Самостоятельно невозможно достичь успеха в духовной практике и обрести трансцендентное знание. Великий учитель Шанкарачарья писал: «Если человек харизматичен, одарен здоровьем, изучил все писания, и даже сам пишет книги, проповедует и имеет последователей, но не вручил себя стопам Гуру, то он не достиг ничего, ничего, ничего!».

В «Шримад-Бхагаватам», написанном мудрецом Вьясой, в беседе Джадабхараты с царем Рахуганой также утверждается: «О, Рахуган! Никто не может достичь осознания души и высшей души совершением аскез, отречением, изучением писаний или поклонением богам. Лишь милостью осознавшего бога истинного Гуру можно обрести такое осознание».

В «Бхагавад-гите» Господь Кришна сам говорит Арджуне: «Поклоняйся Гуру, который вложит в тебя духовное знание. Задавай ему уместные вопросы и служи ему. Святые, глубоко постигшие послание писаний и осознавшие Абсолютную Истину, одарят тебя светом знания».

Гуру играет важную роль в жизни человека, по сути Гуру – это Отец, Брат, Друг и …Гуру – это сам Ишвар, открывающий своим преданным Истину и помогающий в преодолении авидьи.

Медитация на Гуру – источник медитации.

Стопы Гуру – основа пуджи.

Речь Гуру – это сокровенная мантра.

Милость Гуру – дар освобождения.

Гуру всегда помогает своему ученику. Гуру – это сама Любовь и Сострадание, это не человек, пребывающий в свете славы и почитания, а сердце Бхагавана, изливающее заботу и любовь к своим ученикам-детям.

Гуру – Брахма, Гуру – Вишну, Гуру – Махешвара (Шива).

Поклонение Шри Гуру, кто есть проявленный Парабрахман.

Этот день также называется Вьяса Пурнима и учреждён в честь святого мудреца Вьясы, легендарного составителя Вед. Существует две версии, почему именно в этот день отмечается Праздник Учителей. Первая – день рождения самого Вьясы, которого считают воплощением божественного существа, приходящим на Землю один раз в Эпоху для распространения Божественного Знания. По другой версии – это тот самый день, когда Вьяса начал записывать Веды. Впрочем, одна и вторая версия не противоречат друг другу – вполне возможно, что и то и другое событие произошли в один день.

Также Вьяса также был Учителем мудреца Даттатрейи, почитаемого как Учитель Учителей.

Шри Вьяса сделал неоценимое служение человечеству. Он составил четыре Веды, написал восемнадцать Пуран, «Махабхарату», включающую в себя «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам» и «Веданта-сутру» – практически все наследие ведической мудрости. Отплатить ему долг, возможно только изучая его работы и практикуя его учение.

А еще в этот день Господь Рамачандра впервые поклонялся своему Гуру Васиштхе.

В этот день очень благоприятно выразить благодарность человеку, которого вы считаете своим учителем. Неважно, кто это – ваш школьный или университетский учитель, родитель или просто случайный человек, многому вас научивший. Важно – отблагодарить его за знания, которые вы приобрели. Позвоните и поблагодарите его или сделайте ему какой-либо подарок.

Этот день также благоприятен для начала духовного ученичества.

Ягья, проведённая в день Гуру Пурнима, даёт получение Чистого знания, внутреннее блаженство, духовное просветление, самореализацию.

Мой подарок учителю

(LIVING WITH THE HIMALAYAN MASTERS,Spiritual Experiences of Swami Rama)

Что я подарил своему учителю? Я расскажу вам. Когда в возрасте пятнадцати лет я получил свое второе посвящение, у меня ничего не было. Я думал: «Все эти богатые люди приносят в дар своим учителям корзины фруктов, цветы, деньги, а мне совершенно нечего дать».

Я спросил у своего учителя: «Господин, какой наилучший подарок я мог бы для вас сделать»?

Он ответил мне: «Принеси мне вязанку сухого хвороста».

Я подумал: «Наверняка, если кто-то принес бы своему учителю такой подарок, он получил бы от него пинок ногой». Но, тем не менее, я сделал то, что мне было сказано. Я принес ему вязанку сухого хвороста, и он сказал: «А теперь преподнеси это мне со всей искренностью твоего сердца, ума и души» .

Я посмотрел на него и подумал: «Он настолько мудр и образован. Что такое случилось с ним сегодня»?

Он сказал: «Это величайший дар из всех, какие ты когда-нибудь сможешь мне предложить. Люди хотят дать мне золото, серебро, землю, дом. Эти ценности ничего не значат для меня».

Мой учитель объяснил мне, что когда вы преподносите вязанку сухого хвороста своему гуру, тот понимает, что вы готовы следовать по пути просветления. Это означает просьбу: «Пожалуйста, освободите меня от моего прошлого и сожгите все мои отрицательные мысли в огне знания». Он сказал: «Я сожгу весь этот сухой хворост, с тем, чтобы твои прошлые кармы не воздействовали на твое будущее. Теперь я даю тебе новую жизнь. Не живи в прошлом. Живи здесь и сейчас, и начинай свой путь к свету».

Большинство людей предаются размышлениям о прошлом и не знают, как жить здесь и сейчас. В этом заключается причина их страданий.

«Если Гуру и сам Бог Говинда предстанут предо мной,
кому мне поклониться первому?

Вся слава Гуру, поскольку он привел меня к Говинде!»

«Джай Гуру Дэв» - «Слава божественному/духовному Учителю!» – такие слова наполняют пространство в день Гуру Пурнимы. Гуру Пурнима - это один из главных ведических праздников, который каждый год приходится на лунный день Пурнима (полнолуние) лунного месяца Ашадха. В этот день мы своим телом, речью и мыслями выражаем уважение и почтение своему Учителю, а также всем духовным Учителям человечества благодаря Их за Знания, которые Они передали нам.

Этот день особо чтим теми, кто встал на духовный путь развития. В этот день ученики приходят выразить почтение своему Гуру, либо проводят пуджу – поклонение на алтаре (подношение божеству как живому существу скромных даров - продуктов питания и цветов) в честь своего духовного наставника или Гурудева.

Гуру (санскр. - достойный, великий, важный, тяжелый, утвердившийся в истине, непоколебимый, учитель, мастер) в индуизме и буддизме - духовный наставник, учитель. (Википедия)

Термин «гуру» - это тот, кто искореняет невежество. «Ру» указывает на того, кто рассеивает эту тьму. Поэтому того, кто рассеивает тьму Невежества и ведет к Свету, называют Гуру. Гуру представляет принцип «Божественного света» в материальном мире. Гуру воспитывает, ведёт и разрушает эго ученика. Только тот, кто освобождает нас от иллюзий, вдохновляет и ведет по пути познания своей Истинной природы, может называться Гуру.

Самостоятельно невозможно достичь успеха в духовной практике и обрести трансцендентное знание. Великий учитель Шанкарачарья писал:

«Если человек харизматичен, одарен здоровьем, изучил все писания, и даже сам пишет книги, проповедует и имеет последователей, но не вручил себя стопам Гуру, то он не достиг ничего, ничего, ничего!».


Слово гуру буквально означает «важный человек», тот, чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик. Достойный, почтенный человек. Учитель. Наставник. Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень почитания среди людей. Найти «своего» учителя или ученика считается большой удачей.

Гуру играет важную роль в жизни человека, по сути Гуру – это Отец, Брат, Друг… Гуру – это сам Ишвар, открывающий своим преданным Истину и помогающий в преодолении авидьи (невежества).

Медитация на Гуру - источник медитации.
Стопы Гуру - основа пуджи.
Речь Гуру - это сокровенная мантра.
Милость Гуру - дар освобождения.

Гуру всегда помогает своему ученику. Гуру – это сама Любовь и Сострадание, это не человек, пребывающий в свете славы и почитания, а сердце Бхагавана, изливающее заботу и любовь к своим ученикам-детям.

Гуру - Брахма, Гуру - Вишну, Гуру – Махешвара (Шива).
Поклонение Шри Гуру, кто есть проявленный Парабрахман.


Этот день также называется Вьяса Пурнима и учреждён в честь святого мудреца Вьясы, легендарного составителя Вед.

Существует две версии, почему именно в этот день отмечается Праздник Учителей. Первая – день рождения самого Вьясы, которого считают воплощением божественного существа, приходящим на Землю один раз в Эпоху для распространения Божественного Знания. По другой версии – это тот самый день, когда Вьяса начал записывать Веды. Впрочем, одна и вторая версия не противоречат друг другу – вполне возможно, что и то, и другое событие произошли в один день.

Шри Вьяса (также известный как Ведавьяса, Вьясадева, Бадараяна или
Кришна-Двайпаяна) сделал неоценимое служение человечеству. Он составил четыре Веды, написал восемнадцать Пуран, «Махабхарату», включающую в себя «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам» и «Веданта-сутру» - практически всё наследие ведической мудрости. Отплатить ему долг возможно только изучая его работы и практикуя его учение.

Согласно «Бхагавата-пуране» (песнь 1, гл. 3, текст 21) Вьяса является семнадцатым воплощением Бога.

А еще в этот день Господь Рамачандра впервые поклонялся своему Гуру Васиштхе.

Праздник Гуру Пурнима посвящается всем Гуру (т.е. Учителям). Этот праздник очень ценят в Индии. Все люди выражают благодарность своим Гуру.

В этот день очень благоприятно выразить благодарность человеку, которого вы считаете своим учителем. Неважно, кто это - ваш школьный или университетский учитель, родитель или просто случайный человек, многому вас научивший. Важно - отблагодарить его за знания, которые вы приобрели. Позвоните и поблагодарите его или сделайте ему какой-либо подарок.

«Итак, вьяса-пуджа проводится один раз в году, в день рождения духовного учителя. Поскольку он – представитель Вьясы и без искажений несет нам знание, которое передается по цепи ученической преемственности, ему выражают почтение. Это называется вьяса-пуджей. Духовный учитель принимает все эти почести и подарки не для себя, а от имени Верховной Личности Бога…

Таково положение духовного учителя. Не думайте: «Этот человек сидит в роскошном кресле и принимает почести и подарки». Это необходимо лишь для того, чтобы научить учеников выражать почтение представителю Бога. В этом суть вьяса-пуджи».

Шрила Прабхупада


Этот день также благоприятен для начала духовного ученичества.

Из Божественного выступления 18 июля 2008 года ("Sathya Sai Speaks", vol. 41, p. 123) :

Сегодня Гуру Пурнима. Что это означает? Люди думают, что этот день предназначен для того, чтобы они приносили деньги гуру , или аскету, или йогу , или великому человеку и получали у него мантру . Это неверное представление.

Гуру-Брахма Гуру-Вишну Гуру Дево Махешвара,
Гуру Сакшат Парам Брахма Тасмай Сри Гураве Намаха.

(Гуру - Брахма, гуру - Вишну, гуру - Махешвара.
Гуру поистине является высшим Брахманом. Приветствия гуру ).

Кто такой гуру ? В шлоке говорится о том, что гуру поистине является Брахмой (Создателем), Вишну (богом, поддерживающим творение) и Махешварой (разрушающим творение). Все они являются различными гранями Бога, поэтому гуру - это поистине Бог. Пурнима - это день, в который луна излучает прохладное и постоянное сияние. Всё, что говорится с чистым сердцем, это слова Бога. Люди празднуют Гуру Пурнима как день, в который они проводят пуджу , посвящённую гуру , поклоняются ему и преподносят деньги или подарки, желая получить мантру или другие священные наставления духовного учителя. На самом деле, сердце человека - это его гуру . Истинное наставление гуру - это то, что исходит из глубины сердца человека.

"Гуру – это тот, кто рассеивает тьму невежества. "Гу" означает того, кто находится за пределами трёх качеств (гун ), "ру" означает того, кто находится за пределами формы. Это относится только к Богу. Вот почему гуру называют Брахмой, Вишну и Шивой. Только Бог является истинным гуру . Все остальные люди - только учителя, подобные учителям, которые преподают различные предметы в колледже. Гуру – это тот, кто указывает ученикам гури (цель). Гури относится к Атмическому принципу.

"Сегодня мы празднуем день Гуру Пурнима. Но это неверно. Этот день назвали так, потому что некоторые гуру пожелали назначить день, в который они могли бы принимать подношения от своих учеников. Верное название этого дня - Вьяса Пурнима.

Вьяса родился в полнолуние. В этот день он завершил классификацию Вед. В этот же день он закончил писать восемнадцать Пуран. Прошли годы и день Вьяса Пурнима стали называть Гуру Пурнима.

Если истинное Я находится внутри вас, то зачем искать кого-то, кто мог бы научить вас? Учитель, который учит других, является учителем для себя самого. Тот, у кого нет гуру , является истинным гуру . Шлока на санскрите, в которой гуру называется Брахмой, Вишну, Махешварой и Высшим Богом неверно интерпретируется. Правильно думать, что Брахма, Вишну и Махешвара являются вашими гуру . Они символизируют три качества (гуны ): Брахма – активность (раджас ), Вишну – спокойствие (сатву ), а Шива – инертность (тамас ). Весь космос управляется этими тремя качествами. Эти же три качества находятся в человеке. Брахма, Вишну и Шива присутствуют в сердце каждого человека в форме трёх качеств".

"Воплощения Божественного Атмана ! Сегодня мы празднуем день Гуру Пурнима. Что такое гурутва ? Это истина мира. Следуйте по пути истины с бескорыстным сердцем, переживая постоянные чувства. Эта истина является вашей защитой, вашим оружием. Истина будет следовать за вами и защищать вас. Не существует дхармы (дхарма - праведность) превыше приверженности истине. Если вы защищаете дхарму , то она в свою очередь защитит вас. Не беспокойтесь. Сделайте постижение истины целью своей жизни. Наполните своё сердце святостью. Любите всех. Никого не ненавидьте. Только тогда в вас проявится истинная Божественность".