Краткие сказки о нравственности. Материал на тему: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Добро и Зло

Жили с древних времен на земле Добро и Зло.

Добро по городам и деревням ходило и старалось людям помочь, словом ласковым ободрить, из беды выручить. А за Добром черной тенью кралось Зло. Оно- то как раз хотело всем навредить, все испортить, всех погубить и перессорить.

Добро разные облики принимать могло: то теплым лучиком света проникнет сквозь щель в темницу, где пленники томятся, то обернется белой голубкой и добрую весть принесет в клюве, то станет красной девицей и даст воды путнику, чтобы жажду утолить, а то и белоствольной березкой обернется: подарит людям тень и прохладу.

А Зло всегда черное. То вороном черным обернется и беду накаркает, то черной болотной трясиной на пути ляжет, то черной тучей налетит.

Шла как-то по дороге старушка. Сгорбленная, седая. Идет, на палку опирается.

Притомилась она, еле ноги волочит. Увидело бабушку Добро и стало на ее пути кудрявой зеленой березкой. Ветвями береза зашелестела:

— Присядь, старая, отдохни, о своей кручине-печали расскажи!

— Ох, и устала я, родимая березка! День жаркий, путь-то дальний, — вздохнула старушка, присела под березкой, да и задремала.

Березка ее ласкает, зелеными ветвями от жарких лучей укрывает, ветерком обдувает. Отдохнула старушка, а береза ее и спрашивает:

— Какая у тебя, бабушка, на сердце печаль-кручи- на? Расскажи — я тебе помогу.

— Внучек мой, Ванюша, заболел. День-деньской на лавке лежит и стонет. Сказывали мне люди добрые, что за черным болотом, за зыбучей трясиной, в сосновом бору волшебная трава растет. Она силу дает и болезнь прогоняет. За ней-то я и иду.

— Я тебе, бабушка, помогу волшебную травку отыскать, — сказала березка.

Обернулась она белой голубкой и говорит:

— Иди следом за мной. Я полечу и тебе в тот бор заповедный путь укажу.

А Зло весь разговор слышало, оно ведь неподалеку в канаве пряталось. Побежало Зло вперед и легло на пути бабушки болотной трясиной.

Подошла старушка к болоту, а как через него перебраться — не знает. Решила с кочки на кочку переходить, да поскользнулась, чуть трясина ее не засосала. Стала бабушка на помощь звать. Услышала голубка, созвала журавлей со всего болота, попросила птиц помочь старушке. Журавли вытащили ее из трясины, подняли своими клювами и перенесли через болото.

Подошла бабушка к бору, а вместо него — черное пепелище. Села она на обгорелый пень и заплакала горючими слезами.

— Не плачь, старая, — говорит голубка. — Видишь, не весь бор выгорел! Там за рекой сосны остались, огонь через реку не перепрыгнул.

Полетела голубка за реку и разыскала там волшебную травку. Принесла в клюве и отдала старушке.

— Спасибо тебе, добрая голубка! Век тебя не забуду!

Положил она травку за пазуху и собралась в обратный путь.

Вдруг откуда ни возьмись налетела черная туча, загремел гром, засверкала молния и хлынул ливень. Это Зло не унималось, хотело старушку погубить.

Но не тут-то было! Обернулось Добро белокаменным теремом, и распахнула перед бабушкой двери девица- красавица.

— Входи, бабуля, в терем поскорей! — позвала она старушку.

Та в терем вошла, а девица двери и окна поплотней закрыла.

Долго Зло бесновалось, в окна и двери ломилось, а поделать ничего не смогло!

Красная девица старушку накормила, напоила и спать-отдыхать уложила. А наутро, когда ясное солнышко взошло, дала ей тройку быстрых коней, те и домчали старушку домой.

— Ванюша, внучек любимый! Я тебе травку волшебную принесла.

Бабушка прикоснулась к мальчику травкой, и тот сейчас же вскочил на ноги, засмеялся от радости и обнял бабушку.

— Бабуля, какая же ты добрая, хорошая!

— Ах, Ванюша, кто только мне в пути не помогал: и березка, и голубка, и журавли, и красная девица, и быстрые кони. Все вместе мы Зло и победили!

♦ Куда и зачем шла старушка?

♦ Как помогало ей Добро?

♦ Как Зло старалось навредить старушке?

♦ Удалось ли это Злу?

♦ Как вы думаете, почему победило Добро?

Как солдат Страх победил

Жил-был Страх. Нравилось ему людей пугать, смотреть, как задрожат они, будто листочки осиновые, побледнеют, начнут креститься и приговаривать: «Господи! Вот страх-то какой!»

А на самом-то деле Страх был вовсе не такой уж и страшный: просто серое бесформенное облачко.

Вот летело это облачко раз над землей и думало, где бы ему на ночлег устроиться. Видит небольшую деревушку на краю леса. Место Страху понравилось. Свил он гнездо на самом верху густой-прегустой ели. Улегся в гнезде да и задремал. Вдруг слышит голоса в лесу раздались. Кто-то перекликается, аукается.

Посмотрел Страх вниз и видит: по лесу бабы с ребятишками ходят, грибы собирают. У всех в руках корзинки да туески. Не понравилось это Страху: «Покоя нет никакого! Напугаю-ка я их, они от страха разбегутся». Стал он громко ухать, протяжно завывать, свистеть, будто Соловей-разбойник, шишками кидаться, ветками шуршать.

Бабы и ребятишки перепугались, побросали корзины и лукошки с грибами и бросились вон из леса.

— Вот страх-то какой! Видно, нечистая сила в нашем лесу завелась, — стали перешептываться старухи.

С той поры крестьяне боялись в этот лес ходить, грибы-ягоды собирать.

Но ведь недаром говорится: «Лес не только волка, но и мужика прокормит». Лес, что возле деревни был, и в самом деле исправно кормил людей грибами, ягодами, орехами. А как Страх в лесу поселился, не стало у крестьян лесного угощения. Прежде, бывало, соберут они ягод, грибов, орехов видимо-невидимо, и сами сыты, и в город на продажу везут. А теперь совсем обеднели.

Вернулся солдат с военной службы в родную деревню. Жена и дети рады ему: обнимают, целуют-милуют.

Сели за стол, а жена и говорит:

— Эх, муженек! Нечем нам тебя и угостить! Нету у нас ни орешков каленых, ни морошки моченой, ни рыжиков соленых.

— Отчего же у вас ничего не стало? — спрашивает солдат жену. — Или в нашем лесу больше ни орехи, ни грибы не растут?

— В лесу-то они растут. Да нечистая сила там поселилась, вот мы и боимся в лес по грибы-ягоды ходить.

А солдат тот храбрец был. Он и говорит:

— Не горюйте! Я нечистую силу из леса быстро прогоню. Будут у нас снова и ягоды, и грибы.

Сказано-сделано! Утром собрался солдат и пошел в лес. А там светло, весело. Птицы щебечут, заливаются, пчелки жужжат над цветами. Совсем не страшно! Зашел солдат в дремучую лесную чащобу.

Страх заметил его и очень рассердился: «Ну, погоди, служивый, сейчас я тебя напугаю!»

Зашуршал он травой у самых ног солдата, зашипел, словно ядовитая змея-гадюка, того и гляди кинется и ужалит. Но солдат не испугался, выхватил палку-шашку, раз-два-три, и разрубил гадюку на мелкие кусочки. Потом присел на корточки, пригляделся получше и видит: никакой гадюки-то и нет вовсе. Сухие веточки да сучки порубленные на земле валяются. Рассмеялся солдат. Верно ведь говорят: «У страха глаза велики!»

Страх пуще прежнего разозлился и думает: «Вот придет ночь, тогда я тебя и напугаю».

Долго солдат по лесу бродил, целый мешок орехов собрал да корзину грибов. Стало смеркаться. Солдат развел костерок, нанизал на прут грибочки-рыжики, посолил их, на огне обжарил. Когда грибы зарумянились, достал он из походного ранца краюху ржаного хлеба, луковицу и принялся за еду.

Вдруг слышит: затрещали вокруг кусты, словно ломится кто-то за орехами, волки голодные завыли, между деревьями зеленые огни замерцали. Но солдат не испугался, не убежал, а запел во все горло бодрую походную песню. Сам думает: «Посмотрим, что дальше будет». Спел он песню, раскурил трубочку, сидит возле костра, трубочкой попыхивает.

Надоело Страху солдата пугать, слез он с дерева, подошел к солдату и говорит:

— Здравствуй, служивый! Я — Страх. Почему ты ничего не боишься?

— А чего бояться-то? — отвечает солдат. — Все равно ведь двум смертям не бывать, а одной не миновать.

— Так-то оно так, — говорит Страх. — Только все боятся, когда я их пугаю. Давай с тобой, солдат, уговор держать: если я тебя этой ночью напугаю и ты из леса убежишь, тогда я в лесу навсегда хозяин. А если не напугаю — лес твой!

Солдат согласился. Всю ночь Страх солдата пугал: хохотал, выл, топал, свистел, а тому все нипочем. Сначала он песни распевал, а потом и вовсе спать улегся. Проспал до утра. До первых петухов.

Едва рассвело, солдат проснулся и говорит Страху:

— Ну что ж, Страх, уговор дороже денег! Придется тебе из нашего леса уходить.

Делать нечего! Ушел Страх из леса навсегда, а люди снова стали в лесу грибы-ягоды собирать.

♦ Почему Страху нравилось пугать людей?

♦ Где поселился Страх?

♦ Почему люди перестали ходить в лес?

♦ Почему говорится: «У страха глаза велики»?

♦ Кто смог победить Страх?

♦ Как вы думаете, какой у солдата характер?

Жадная обезьянка

Шел крестьянин с рисового поля, присел отдохнуть на зеленой лужайке, да и залюбовался игрой молодых обезьянок. Проказницы весело скакали по веткам, гонялись друг за другом, срывали с деревьев спелые бананы и плоды манго.

Вдруг из-за высоких деревьев, увитых лианами, появилась обезьянка в золотой короне, украшенной драгоценными каменьями, и в пышной юбочке из розовых, белых и голубых перьев.

Крестьянин даже рот раскрыл от удивления. Никогда прежде он не видел таких красивых обезьян.

«Наверное, это и есть обезьянья принцесса, о которой в детстве рассказывала мне бабушка», — подумал он.

Между тем обезьяны окружили принцессу. Они низко кланялись ей и протягивали вкусные ягоды и плоды. Немного погодя все обезьянье племя исчезло в густом лесу.

Крестьянин пришел домой и рассказал обо всем жене.

Болтливая женщина тут же поделилась новостью с соседкой, та — с другой, другая — с третьей, и скоро об удивительной встрече уже судачила вся деревня.

Прошло немного времени и весть об обезьянке-принцессе долетела до царского дворца.

Жадный царь тут же приказал слугам разыскать крестьянина, видевшего волшебную обезьянку, и повелеть ему поймать ее и доставить во дворец. Он давно мечтал о том, чтобы обезьяна-принцесса украшала его зверинец. Слуги разыскали крестьянина и передали ему царский приказ.

— Если завтра к вечеру изловишь обезьянку-принцессу и принесешь ее во дворец, царь щедро наградит тебя, а не выполнишь приказ — тебе отрубят голову!

Делать нечего. Стал крестьянин думать, как поймать обезьянку. Ничего не придумал и отправился за советом к мудрецу.

Низко поклонился крестьянин старику и спросил его:

— Не знаешь ли, о мудрейший, как изловить принцессу обезьян?

— Знаю, как не знать, — ответил тот. — Отправляйся в огород и сорви там крупную тыкву. Проделай в ней небольшое круглое отверстие, вытащи из тыквы мякоть и семечки. Потом свари немного риса и положи его внутрь тыквы. Да прикажи жене разукрасить тыкву снаружи ленточками, бусами и разрисовать яркими красками. Потом привяжи тыкву к дереву и жди.

Крестьянин так и сделал. Привязал разукрашенную тыкву к дереву, а сам спрятался в кустах. Скоро на лужайке появились обезьяны, стали кричать, кувыркаться, потом заметили красавицу тыкву и побежали за обезьянкой-принцессой.

Та, едва увидев тыкву, соскочила, с дерева и подбежала к ней. Тыква ярко сверкала на солнце бусами, лентами и осколками разноцветных стеклышек. Обезьянка схватила ее, стала рассматривать, вертеть из

стороны в сторону, а потом заметила небольшое отверстие в тыкве.

Надо вам сказать, что обезьянка-принцесса была очень любопытна! Она тут же запустила лапку в отверстие и нащупала там рисовые зерна.

Принцесса схватила пригоршню риса и хотела уже вытащить лапку и полакомиться рисом. Но не тут то было! Обезьянья лапка, сжимающая рис в кулачке, не пролезала в узкое отверстие. Обезьянка и так и этак пыталась вытащить лапку с рисом, но ничего у нее не получалось.

— Ага, попалась! — закричал обрадованный крестьянин. Он вышел из-за кустов и направился к обезьяне.

— Принцесса, бросай тыкву и убегай! — встревожено закричали обезьянки на своем обезьяньем языке.

Но принцесса обезьян отличалась не только любопытством, но и жадностью. Она ни за что не хотела расставаться ни с тыквой, ни с рисом.

«Убегу вместе с тыквой! — подумала она. — Рис съем, а тыква украсит мой дворец».

Она хотела броситься наутек, но вы же помните, что крестьянин привязал тыкву к дереву прочной веревкой.

Обезьянка забегала вокруг дерева, веревка обмоталась вокруг ствола. Тут крестьянин и поймал жадную обезьянку в сетку, а потом отнес ее во дворец к царю. Царь приказал слугам посадить пленницу в большую железную клетку. Так жадность привела принцессу в неволю.

Но все-таки у нашей сказки хороший конец.

Едва обезьянка оказалась в клетке, она тут же вырвала из своей юбочки одно маленькое розовое перышко, дунула на него и сразу превратилась в крошечную прехорошенькую птичку. Птичка взмахнула крыльями, вылетела из клетки, закружилась под потолком большого зала, а потом выпорхнула в раскрытое окно и была такова!

Ведь вы, конечно, догадались, что обезьянка-принцесса была не простая, а волшебная!

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Младший школьный возраст имеет большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя учения, труд, игру детей, учитель получает возможность влиять на их развитие, давать ему эмоциональную направленность .

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел .

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия - удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека .

Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертываются события; привлекают герои - смелые, сильные, находчивые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Персонажи сказок колоритны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения, и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, то есть, зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и стоит большая педагогическая ценность сказки .

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.

Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.

Сказание представляет собой повествовательное произведение исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают предания, легенды...

Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам .

Сказка развивает оценочные суждения школьников; в процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами:

Что (какие качества) больше всего ценится в людях?; - За что наказывают, а что поощряют?; - Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот отворачиваются?

Большой потенциал положительных нравственных поучений (в педагогическом смысле этого слова) несут в себе сказки. "Будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему". - такова основная мысль русской народной сказки "Заячьи слезы"; заботливому и чуткому отношению к матери учит татарская сказка "Гуси - лебеди"; вознаграждения и уважения достоин человек, который хочет трудиться, а ленивый и злой сам себя наказывает - об этом повествует нанайская сказка "Айога"; не будет счастлив тот человек. Который другим желает несчастья и смерти, - этому учит русская народная сказка "Морозко"; о том, как важны в жизни взаимовыручка и поддержка, рассказывается в сказке "Петушок и бобовое зернышко".

Сильной стороной сказок является их активная, действительная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка. Что особенно импонирует детям, их мироощущению. А.М. Горький так передает это воздействие народной сказки: "От ее слов, - вспоминает он О сказках бабушки, - всегда оставалось незабываемое до сего дня чувство крылатой радости. Чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса".

Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: "Сказка-ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок". (А. Пушкин "Сказка о золотом петушке").

Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки. В народной сказке о своей жизни повествует сам ее создатель - народ. Поэтому отдельные детали повествования о труде, быте, о материальных лишениях и невзгодах позволяют представить особенности жизни народа в определенное время, думы и мечты людей. Однако главная ценность заключается не столько в показе отдельных моментов жизни народа, сколько в самом подходе к изображению народа. Народ талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку, мастер на все руки .

Велико значение сказок как средство развития речи у учащихся. Текст сказок прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.

Воспитательный процесс следует построить так, чтобы предусмотреть ситуацию, в которой ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Условия для этого сплошь и рядом встречаются в жизни. Но условия для этого можно создать специально в игре, учении, труде, творческих занятиях. Ученик должен научиться правильно действовать, когда за ними не наблюдают отчета. Урок - это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроке ученик приучается к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свой усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроке дети вместе переживают острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, ограничения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы одинаково важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого - умные руки, третий ловок, изящен, отлично владеет своим телом, движениями, четвертый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдатель .

Так, чтение и разбор сказок из "Книг для чтения" помогали детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читали, обсуждали сказки, в которых ставились в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, гуманности. На уроке постоянно возникали между учащимися нравственные отношения. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общались между собой, влияли друг на друга. Совместная работа школьников на уроке рождала между ними потребность в отношениях, характеризующихся многими признаками, которые свойственны отношениям в любом коллективном труде.

Большое количество текстов по чтению посвящено воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Сказки подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить, понять, почему люди должны быть внимательны к другим, к близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей.

Учителя начинают каждый учебный день с эмоционального этического заряда доброты. Это специальный методический прием: начиная день, высказать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, чтобы в классе не возникало, конфликтны ситуаций. Постепенно в детском коллективе формируется привычка моральной оценки поступков с позиции доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт нравственного решения конфликтов, формируются задатки самоконтроля поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера в их взаимоотношениях. Важно, что этот методический подход дисциплинирует и самого учителя, развивает в нем стремление к собственному нравственному контролю.

Сказка служит средством воспитания. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.д.), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через уроки продолжают воспитывать детей .

В исследованиях проведенных под руководством А.В.Запорожца, было выявлено своеобразное отношение дошкольников к художественным произведениям. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются непосредственно воздействовать на героев произведения. К концу дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте отношение к воспринятому меняется - появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя. Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дошкольники чаще всего предпочитают "положительных" животных с антропоморфными признаками, средние дошкольники - животных, сказочных человечков, детей - ровесников; шести - семилетки чаще выбирают наиболее занимательны и находчивый, наиболее веселый персонаж. Они значительно чаще более младших детей оказываются способным воспринять в произведении не только внешний комизм, но и юмор, иронию.

Воспитательная сила искусства "дает возможность войти "внутрь жизни", пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения, - это говорил видный психолог Б.М. Теплов, - и самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усвояемые". В начале эти оценки выражаются в предпочтении того, что просто нравится, затем они приобретают характер суждения об искусстве с точки зрения определенного идеала.

Оценочные суждения детей шестилетнего возраста еще примитивны, но все же свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его. К шести годам дети дают эстетические оценки не только интересному содержанию, но пейзажу, в котором захватывающий сюжет отсутствует, проявляет способность улавливать настроение .

Чтобы научить школьников писать сказки, учитель должен сам знать особенности этого жанра и познакомить с ним детей. Во первых - сочинение сказки - это создание текста художественного стиля, то есть текста эмоционального, конкретного, хорошо представляемого. Во вторых, сказки невозможны без "очеловечивания" происходящего, без использования метафор, гипербол, элементов, сказочного сравнения и т.п. Умение выполнять эти "сказочные" требования обязательно нужны детям.

Конечно же, работа над сочинением - сказкой требует от учителя опоры на детское воображение, фантазию, использования приемов активизирующих эти психологические процессы.

В первом классе следует научить подбирать "слова - находки" (метафоры, гиперболы) для точного описания героев. Читать много сказок, анализировать их с точки зрения языка, особенностей сюжета. Читают народные, авторские, зарубежные сказки, обмениваются мнение, впечатлениями, конечно и книгами.

Во втором классе, уже читают об авторе, например, о сказочнике Андерсене. Сначала знакомится с его биографией, вспоминают известные его произведения, такие как "Дюймовочка", "стойкий оловянный солдатик" и другие. У него был редкий талант. Он умел замечать, то, что ускользает от "ленивых" человеческих глаз. Каждая вещь способна поведать сказочнику свою историю. Например, старый уличный фонарь, настольная лампа и т.д. Это начинается поиск сюжета.

В последние дни обсуждают, с каждым учеником предмет, заинтересовавший ребенка как персонаж его сказки. Учитель интересуется, какие мысли рождает наблюдение за "героем". Ребята показывают тетради, где подбирают слова и сравнительные обороты, характеризующие персонаж сказки. Увлеченность детей будет огромной: стол, стул, классная доска - все эти предметы они знали давно, но только теперь взглянули на них новыми глазами. Через две недели можно написать сочинение - сказку. Но в начале необходимо уточнить, чем отличается язык сказки, необходимо вспомнить, что сказка всегда имеет главную мысль .

В начальной школе согласно программе учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечают две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие. В сказке обычно повторяется один основной эпизод, как правило совершается контрастное событие и следует развязка.

Повторы происходят чаще всего, потому что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали. Например, в сказке "Морозко" повторяется один и тот же эпизод, в котором Морозко обращается трижды к падчерице и к старухиной дочери.

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые новеллистические. В книги для чтения включены сказки для животных и волшебные.

Школьная практика утверждает в том, что младшие школьники хорошо понимают не реальность поведения животных в сказках, условность сюжета. Они знают, что лиса и журавль не ходят друг к другу в гости, волк не может по совету лисы опустить хвост в прорубь и ловить рыбу и т.д., знают,но с удовольствием остаются в этом сказочном, условном мире. И нет педагогических оснований разрушать его. Напротив нужно так рассказать детям сказку итак организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире. Совершенно прав В.Г. Белинский, Который писал: "Пусть в сказке все говорит само за себя ". Своими вопросами и заданиями учитель направляет внимание детей на развитие действия в сказке, на мотивы поведения, на то, как те или иные действия характеризуют действующих лиц. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия "переноса" вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Этого вполне достаточно. Чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой - они обогатили себя знаниями определенных явлений жизни .

А.М. Горький так отзывался о фантастике сказке: "В мире нет ничего, что не может быть поучительным, - нет и сказок, которые не заключали бы в себе материал "дидактики", поучения. В сказках, прежде всего поучительна "выдумка" - изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперед факта….".

С каждым годом все заметнее меняется наша жизнь. Происходи переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит и детьми. Все реже и реже обращаются родители к русским народным сказкам, а чаще к сказкам современным, с трансформерами и космическим и воинами.

На уроке в первом классе иногда на просьбу учителя продолжить сказку ребенок отвечает: " Я не знаю сказку про репку ". А ведь именно сказки учат детей простату от глупостей, ум о т хитрости, гнев от злости, смеяться над тем, что смешно, и не бояться страха.

Отсутствие этих понятии является пробелом в воспитании ребенка. Учитель в первую очередь обращает на это внимание и старается произвести некоторую коррекцию.

Чрезвычайно важным условием эффективности работы над образом художественного произведения является сопереживание читателя, его симпатия или антипатия к образу персонажа. Художественный образ как неоднократно было доказано психологами и методистами. Вызывает у читателя определенное ответное чувство: уважения. Гордости или ненависти, досады, печали и т.д. Читатель или принимает образ персонажа, готов подражать ему, или отвергает как носитель отрицательных качеств.

Симпатии на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через уроки продолжают воспитывать детей .

Сказка в системе нравственного воспитания.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существует две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

· Как дружба помогает победить зло «Зимовье»

· Как добрые и миролюбивые побеждают «Волк и семеро козлят»

· Что зло наказуемо «Кот, петух и лиса» «Заюшкина избушка».

Мораль ценностей в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации: сказка «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. «Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справится с этим сам, знания…. Приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца… Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добывать такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во все оружии… Часто в сказке старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда? Для того чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает необходимый магический талисман – неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся…. Одной из особенностей целостности личности»

Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»).

Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. «В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными – помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку» («Иван царевич и серый волк»).

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет – нарушение – кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомните крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать дети и взрослые 19 века). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникали в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи: внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец с тремя сыновьями, девочка с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дает полная семья, только в присутствии матери.

В страшилках нет добрых помощников, и пощады не бывает, если дети не одумаются, т.е. ответственность за нарушение запрета или за невыполненное поручение ложится на самого ребенка.

Из этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность заложена изначально в их сюжетах.

Вид педагогической запущенности

Педагогические цели

Сказка

Нравственно - трудовая

1. Ценность труда

2. Как труд помогает сказочным героям решать сложные жизненные ситуации.

3. Значение коллективного труда.

Теремок

Жихарка

Маша и медведь

Мужик и медведь

Крылатый мохнатый да масленый

Царевна – лягушка

Зимовье зверей

Золушка

Мороз Иванович

Семь Симеонов – семь работников

Интеллектуально - педагогическая

1. Мудрость

2. Хитрость

3. Находчивость

4. Смышленость

Василиса Премудрая

Иван царевич и серый волк

Царевна - лягушка

Конек – горбунок

Маша и медведь

Финист – Ясный сокол

Нравственно - педагогическая

1. Послушание

2. Уважение старших

3. Дружба

4. Ответственность

Гуси – лебеди

Репка

Колобок

Теремок

Волк и козлята.

Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы.

Сказка

Малая фольклорная форма.

Курочка ряба

Может свариться, может разбиться, а может в птицу превратиться

Колобок

Новых друзей наживай, а старых не забывай

Репка

Конец – делу венец

Теремок

Сделав худо, не жди добра

Волк и козлята

Страшись волка в овечьей шкуре

Гуси – лебеди

Сумел ошибиться, сумей и исправиться

Снегурушка и лиса

Собака лисе не друг

Кот, петух и лиса

Перья павлиньи, а мозги куриные

Маша и медведь

Не сиди на печи, не жди калачи

Заюшкина избушка

Хоть мозги Куринные, зато шпоры длинные

Бычок – смоляной бочок

Чужого не надо, а своего не отдам

Зимовье зверей

Доброе дело не горит и не тонет

Жихарка

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится

Лиса и журавль

Нет друга, ищи, а нашел, береги

У страха глаза велики

За глупой головой и ногам плохо

По щучьему велению

Дело доброе сто раз возвернется

Заяц - хваста

Знай больше, а говори меньше

Крылатый, мохнатый да масленый

Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет

Мороз, солнце, ветер

Кто трудится, тому мороз не страшен

Лисичка сестричка и серый волк

На всякого хитреца, довольно простоты

Сивка – бурка

Где друзьями дорожат, там и враги дрожат

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

На всякое хотенье есть свое терпенье

Хаврошечка

При солнышке тепло, а при матери добро

Мальчик – спальчик

Мал золотник да дорог

Волшебное кольцо

Все за одного, один за всех

Иван Царевич и серый волк

Долг платежом красен

Морозко

По труду и награда

Царевна – лягушка

Любовь и верность сильнее смерти

Снегурочка

Кому солнце матушка, кому – злая мачеха

Семь Симионов - семь работников

Не ищи друзей в хороводе, а ищи в огороде

Пузырь, соломинка и лапоть

Друзья познаются в беде

Мужик и медведь

Что посеешь, то и пожнешь

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке

Там хорошо, где нас нет

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Исходя из этого поставила перед собой цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

  1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  5. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
  6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя , т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание , т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок , литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

  • Ø Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Ø Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Ø Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  • Ø Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драмотизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Для того, чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:

Подготовительный этап:

  1. Подбор и изучение методической литературы;
  2. Подбор игр дидактических игр
  3. Составила перспективный план
  4. Разработала циклограмму по теме «Неделя с добром в сердце»

Основной этап или этап реализации

Совместная работа с родителями.

Провели родительское собрание « Сказка ложь – да в ней намек..» (познакомили с предметно-развивающей средой группы, составили план посещений театральных пятниц.)

Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения» ; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.

Ппровели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители, у которых сохранились книги их детства приносили в группу, пополнили театральный уголок пальчиковым театром из ниток ко всем русским народным сказкам по нашему возрасту. Осуществили проект «Книжка своими руками»

Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостяхусказки», «Что?, Где?, Когда?», «В стране добра и зла»

Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».

На День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Колобок на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми.

Осуществили проект «Книжка – своими руками»

Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями

Работа с детьми.

В группе прошли ряд развлечений: на День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Колобок на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми, к 23 февраля папам рассказали сказку с новой концовкой «Волк и семеро козлят»

Сказка в системе нравственного воспитания

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
что злоСказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Заключительный этап

Подобрала диагностический материал отслеживания уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок: диагностика Н.В.Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных ситуаций.

В конце мая планируем провести день открытых дверей в группе, мы подготовили театрализованную сказку «Дом для друзей» по мотивам русской народной сказки «Теремок» с участием всех детей.

Результат:

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Дальнейшая моя работа:

  1. В начале старшей группе планирую провести диагностику по отслеживанию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок, используя диагностику Н.В.Нижегородцевой «Нравственная лесенка»
  2. Разработать проект «Дружба начинается с улыбки»

Скачать презентацию

воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №12 «Золотая рыбка»,

город Железногорск-Илимский, Иркутская область, Россия

Дети — существа капризные и требовательные. Что не так, они не поверят. не захотят. А вот сказка, которую не обязательно только читать, а и сочинять, может помочь в воспитании ребенка.

Есть такая присказка: народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней – намек – добрым молодцам урок». Что это, как не психологическая помощь тем, кто попал в затруднительное положение или ищет ответы на свои вопросы? Другими словами - терапия.

Сказка – не обман, а тайна

Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.

Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке - невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем - моделируем

Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.

Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.

Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок, во-первых:

  • четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
  • показывает, каким он видит решение проблем;
  • сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.

Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:

  • акцентировать внимание ребенка на конкретной - сиюминутной ситуации;
  • корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
  • помочь ему избавиться от той или иной привычки;
  • показать, что существует и другая линия поведения - возможность добиться желаемого результата.

Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? - рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.

Придумывая, а главное – детально обговаривая (!) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.

В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю - чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!

Пример сказки

Если ваше дитя никак не освоит необходимость говорить «волшебные» слова, не любит считаться не с чьим мнением, кроме своего собственного, делает многое наперекор, попробуйте прочитать ему сказку о непослушной мышке.

Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее крутились – угождали да ублажали. Старались родители да старшие сестры и братья побаловать маленькую, да наступила пора готовить запасы на зиму – нужно было покрутиться. Звали они с собой малявочку, а та губы надула, хвост отвернула – не хочет помогать, желает только из норки выйти да погулять. Но родители её не выпускают – страшным котом пугают, что наверху живет, да добавляют: «Старших ты не уважаешь, добрых слов не знаешь – сиди дома!». И ушли.

Скучно стало серенькой. Что делать? Стала она тайком от всех ход себе наружу рыть – и выскользнула из норки!

Целый день путешествовала шилохвостая по дворику, который казался огромным сказочным лесом. Мышка ведь маленькая – даже травинка и та выше её.

Ближе к вечеру заурчало у неё в пустом животе – есть захотелось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по первому же капризу. Смотрит, какой-то пушистый зверек пьет из миски сметану.

Подвинься, - пробурчала она котенку (а это был именно он!).

Зачем? – удивился он.

Есть хочу.

А разве ты не знаешь волшебные слова: «пожалуйста, извините, разрешите…», или хотя бы «здравствуйте»?

Вот еще, - фыркнула мышь. – Хочу есть и все тут – без всяких слов.

Нет, так дело не пойдет, - мяукнул котенок. – Мне не жалко сметаны, - он даже отодвинулся, - но ты поступаешь очень некрасиво.

Ах так, - разозлилась голодная мышка. И как схватит котеночка за усики, как дернет их – вся головенка его в сметану нырнула.

Мама! – заплакал ни за что ни про что обиженный котенок.

Что тут случилось? – над миской выросла большая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты измазался-то весь, - она осуждающе покачала головой, вылизывая мордашку мальца.

Это не я, - захныкал он.

А кто же? – удивленно оглянулась кошка.

А вот она! – котенок, размазывая ресничками сметану, показал лапкой на притаившуюся под листочком подорожника проказницу.

Мышь?! – глаза мамы-кошки вспыхнули хищным огнем, шерсть вздыбилась, еще мгновенье и…

Ой-ой-ой! – визжала мышка, падая в норку, которая на её счастье была прямо под ней.

Мама, папа, братья, сестры – бросились к ней.

Там! Там, - дрожала мышка, указывая на когтистую лапу, пытающуюся разрыть землю вокруг норы, - чудище: лохматое, хвостатое, зубатое…

Кошка-а! – испуганно выдохнула ее родня, стремительно отбегая вглубь норы.

Когда наконец-то все успокоилось, мама вдруг спросила:

А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыскали, да только землю, разбросанную у входа, нашли.

Я… Я, - растерянно лепетала мышка.

Хотела она соврать, но мамины глаза так внимательно смотрели на дочку, что вранье вылетело из головы. Сказала она всю правду, несмотря на то, что боялась: сейчас ей попадет! Но мама лишь прошептала: «Я так верила тебе, доченька». Отвернулась и заплакала.

Никто и ничего больше не сказал мышке. Все молчали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И казалось, что тишина ей шепчет что-то такое, что обязательно нужно понять и запомнить. Только где искать это «что-то»? Оглянулась мышка по сторонам, присмотрелась к своим родным и их друзьям: как они общаются, как поступают – не врут, уступают друг дружке, приветливо улыбаются, всем помогают и не забывают сами поблагодарить за помощь…

И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились по доброму и хорошему (а не просто баловали, потому что ты меньше всех), учись быть вежливой и уважай желание других, никогда и никому не делай зла, и раз тебе доверяют – не обмани доверие – второй шанс дается не часто.

И как только она это осознала, появились у нее много друзей и подружек. И больше мышка никогда не скучала!

И еще о роли сказки в воспитании ребенка

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  • образное мышление;
  • активную речь;
  • внимание;
  • умение связно выразить мысль;
  • творческие способности и фантазию;
  • все виды памяти;
  • умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Познание мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Видеопримеры добрых детских сказок: