Можно ли прийти в церковь в брюках. Можно ли в церковь в брюках женщине

С пор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Задайте этот вопрос православным и вы получите быстрый и четкий ответ: Не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде.

На самом деле, этот запрет содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5 ). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1 Кор. 11:4–15 ).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках, их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни, даже, в Средние Века. Брюки, как мужская одежда появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия,.. одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей...» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «...определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене, в одежду, мужу свойственную...», и тут же продолжение: «...ни носити личин комических... при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса...» и т. д. и т. д. Оказывается речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз, ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта - буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19 ), в фарисейском истолковании, превратилась в гастрономическую заповедь о не вкушении молока и мяса одновременно. Но, даже если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, причем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах, благодаря Иву Сен-Лорану, окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение мужская одежда.

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках, как модели одежды, ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки, как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, или старец Досифей Киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь, в обоих случаях, можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В Церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в Церкви, и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения кроме своего даже в Церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида говорит еще кое о чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34–35 ). И еще: «...а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем...» (1 Тим. 2:12 ). «Брючное» искушение - хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе Православного Университета, молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая в Церкви (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку потому, что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители. И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд.

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26 )

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-е - 70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, нетерпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство тому, тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православной Церкви других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию и при входе в Православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, ... За это отвечать придется перед Господом... И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию - и немногие живыми вернутся... И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «...не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18 ). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим - это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6 ). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Многих православных периодически занимает вопрос: можно ли в церковь в брюках женщине? Ответ на него пытаются найти в различных цитатах из Библии. При этом одни видят в них однозначный запрет ходить женщине в церковь в брюках, а другие трактуют их несколько по-другому.

Запрещено ли в церкви носить брюки?

Если проанализировать высказывания, которые содержатся в Ветхом Завете, то в них говорится о запрете носить одежду противоположного пола. Там сказано, что на женщине не должно быть мужской одежды, а на мужчинах – женской.

Однако, прежде чем делать какие-либо выводы, следует проанализировать, как именно выглядела одежда в те времена? Самое удивительное, что в тот период, и даже намного позже, в Средние века, брюк не существовало ни как женского, ни как мужского элемента гардероба. Их появление произошло только лишь в 19 веке.

Если углубиться в Православное писание, то можно найти такую расшифровку, что же именно имеется под одеждой, свойственной для противоположного пола: «…ни носити личин комических…». Таким образом, имеется в виду не обычная одежда, а предназначенная для так называемых ряженых. Так была проведена аналогия с языческими обычаями, которые проникают в христианскую среду.

Также в христианских канонах озвучивается, что женщина облачится в одежду для мужчин ради мнимого подвижничества. Здесь имеется в виду отклонение женщины от той сути, в соответствии с которой ее создал Бог.

Таким образом, в Библейские цитаты скорее вложен смысл о духовных качествах женщины, а не о том, почему нельзя ходить в церковь в брюках.

Следует сказать, что брюки появились как элемент женского гардероба, лишь в 20 веке. Окончательно за ними закрепился статус одежды для женщин в 60–х годах благодаря Иву .

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в Библии не содержится запрета для женщин ходить в церковь в брюках. В последнее время распространена практика одевать поверх брюк большой платок.

По общепринятым традициям поход в храм предполагает обязательного наличие головного убора для представительниц прекрасного пола и исключает длину мини для юбки, нужно, чтобы она прикрывала колени.

Сколько лет женщины в России носят брюки, столько же существует стереотип - «в храм Божий в брюках нельзя». Для кого-то из дам это становится предлогом не заходить в церковь вообще, или, по крайней мере, долгие годы, для других - перед входом в храм повязывать вокруг джинсов шаль, для третьих - ходить в юбке всегда: хоть в поле копать картошку, хоть в лес по грибы, а на «грешниц в брюках» поглядывать свысока.

Как же относится православие к женским брюкам на самом деле? Этим вопросом прихожанки до такой степени замучили своих пастырей, что даже одному из высших иерархов Русской церкви, главе Отдела внешних церковных связей митрополиту Илариону, пришлось отвлечься от вопросов богословия и церковной политики, чтобы разобраться в особенностях современной моды и дать ответы в нескольких радио- и телепередачах. «Если женщина пришла в церковь без платка или в брюках, то никто не вправе ни из прихожан, ни из клира грубо указывать на это», - заявил он полтора года назад в эфире «Русской службы новостей». Владыка Иларион также отметил, что традиция надевать на богослужение юбку и платок - "не универсальная" для всех поместных церквей и, например, в Западной Европе "не только не соблюдается, но было бы даже немыслимо заставить, например, во Франции надеть женщину юбку - это значит, что она должна выглядеть как мусульманка".

Тем не менее, при входе во многие храмы и монастыри Московского Патриархата можно увидеть объявления типа «Женщинам в брюках вход воспрещен» или «Не подобает христианке носить брюки». Часто они сопровождаются цитатой из Ветхого Завета: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Второзаконие, глава 22, стих 5). Противники брюк как предмета женской одежды также любят ссылаться на постановления Шестого Вселенского и Гангрского соборов, которые также запрещают женщинам носить мужскую одежду.

А теперь подумаем логически: являются ли брюки исключительно мужской одеждой в наши дни, когда выпуск этого предмета одежды специально для женщин происходит уже более 80 лет, а юбку или платье в уличной толпе можно увидеть от силы на одной женщине из десяти? И что за явление, собственно, было осуждено законом Моисея и соборными правилами?

В 62-м правиле Шестого Вселенского собора, которое любят упоминать в объявлениях из серии «посторонним вход воспрещен», сказано: «...в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических». Речь здесь идет о языческих ритуалах, в ходе которых люди придавали себе вид, свойственный противоположному полу, мужчины играли роли женщин, а женщины - мужчин. Сегодня это назвали бы парадом трансвеститов. Но сегодня вы ведь не принимаете женщину в брюках за мужчину, не обращаетесь к ней «молодой человек»?

А вот 13-е правило Гангрского Собора, якобы тоже запрещающее женские брюки - это совсем другая тема. Оно гласит: "Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою". На том же соборе были осуждены ереси Евстафия и его последователей, которые практиковали ложный аскетизм. Они верили, что те, кто живет в браке, не спасется, бросали своих жен и мужей, постились в воскресные дни, а употребление в пищу мяса отвергали в принципе. Женщины-евстафианки коротко стригли волосы и носили мужскую одежду, и это правило было написано конкретно против них. Сегодня их аналогом могла бы послужить секта каких-нибудь убежденно одиноких и агрессивно настроенных дам, которые бреются наголо, носят камуфляж, спят в палатках, питаются исключительно гречневой кашей из котелка и осуждают всех, кто совершил предательство и надел обручальное кольцо на палец.

Что же касается объявлений, запрещающих вход в храм для кого-либо, дело тут вообще не в брюках. В переводе на русский язык их следует понимать так: «У нас и так прихожан уже достаточно, извините, нам не нужны новые люди. Здесь уже собралась теплая компания, все свои, нам в своем кругу комфортно и, простите, некогда отвечать на ваши дурацкие вопросы и уделять вам внимание».

Причина этого явления следующая: существует особая околоцерковная субкультура, которая даже не возникла как ответная реакция простого народа на насильственную маргинализацию верующих в годы коммунистических гонений. Она сформировалась тремя веками раньше, во времена Петровских реформ, как ответ на секуляризацию государства, отделение церковного от светского. Именно тогда возникла особая субкультура «церковных людей» с такими отличительными чертами, как ношение подчеркнуто ветхой одежды темных тонов, напоминающей не то нищенскую, не то монашескую, почитание авторитета «старцев» выше епископата, осуждение власти как «беззаконной», «антихристовой», неприятие «мирской», особенно европейской, культуры. Наверное, это древнейшая из существующих сегодня в России протестных субкультур. Новообращенные православные христиане конца прошлого века подарили церковной субкультуре второе дыхание: придя в храмы и не имея перед глазами иных образцов православной культуры, внешности и поведения, они приняли эту наиболее экзотичную среду за самую ревнительскую, подвижническую. Действительно, принадлежность к данной субкультуре кажется самым простым способом достижения «высокой духовности»: стоит отказаться от косметики и маникюра, а лучше совсем перестать следить за собой, облачиться в мятую черную юбку и серую бесформенную кофту, покрыть голову платком «внахмурку», намотать на запястье четки, желательно поизношеннее, «намоленные», научиться в знак благодарности отвечать «спаси, Господи», а при зевании крестить рот, и «церковная среда» с радостью признает вас своей, «знающей», вы получите в ней психологическую поддержку и одобрение, уверенность в правильности выбранного пути.

Проблема в том, что когда человек надевает в церковь нечто странное, неуместное в обычной жизни, а на работу или для отдыха одевается совсем иначе, и сама вера начинает восприниматься как ролевая игра. А когда приходят настоящие, «взрослые» искушения, человек оказывается не в силах с ними справиться, и это оборачивается для него серьезным мировоззренческим кризисом.

Означает ли это, что в церковь одеваться можно как угодно: хоть в мини, хоть в бикини? Конечно, нет. Авторитетные для каждого православного человека святые отцы писали об одежде совсем немного, но их советы актуальны по сей день. У святителя Иоанна Златоуста, святителя Кирилла Александрийского, преподобного Макария Египетского, преподобного Ефрема Сирина мы видим следующие рекомендации: не носить одежду подчеркнуто богатую, признаком которой в древности служила «пестрота и многоцветие», особенно в том случае, если к этому тебя не обязывает социальный статус. Также святые отцы призывают христиан не допускать во внешнем виде чего-либо, что способно возбуждать в лицах противоположного пола похоть, причем речь здесь идет гораздо в большей степени о манерах поведения и косметике, нежели об одежде. Неоднократно повторяется совет верующим не выделяться своей одеждой из народа, среди которого они живут, не носить чего-либо странного.

Если перенести святоотеческие советы из мира сандалий и хитонов в нашу реальность, то картина получается примерно следующая. Во-первых, одежда однозначно не должна быть сексуальной. Во-вторых, она не должна служить средством демонстрации материального успеха, особенно в том случае, если его у вас на самом деле нет. И, в-третьих, вы не должны выглядеть чудно, «не как все». Из этих соображений и следует выбирать одежду, если вы собираетесь в церковь целенаправленно. А уж что именно надеть, подскажет здравый смысл. В русской традиции - женщинам покрывать голову, но к этому следует относиться как к национальному обычаю, а не как к догмату. В Греции, напротив, голову покрывать не принято, зато даже в сорокаградусную жару не приветствуется одежда без рукавов, молящийся человек в майке может услышать в свой адрес замечания.

Но в любом случае, если желание зайти в церковь возникнет у вас внезапно, всегда лучше зайти, чем не зайти. Если вы одеты совсем уж «не по форме», например, в мини-юбку и топ на бретельках, попросите у свечницы или сторожа халат, обычно они в этом не отказывают. Кстати, главное, что мы можем найти об одежде христианина в Евангелии - это призыв Господа Иисуса Христа не заботиться о ней: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Евангелие от Матфея, глава 6, стих 25).

Большинство людей, верующих в Бога, задаются вопросом, в чем идти в церковь женщине. В некоторых случаях незнание необходимой для церкви одежды приводит к нежеланию приходить в здание храма.

Существует множество взглядов по поводу стиля одежды, выбираемого при посещении церкви.

Почему в церковь нельзя ходить в брюках

Изучая подробно Ветхий Завет , можно найти ответ следующего содержания: женщине не следует использовать мужскую одежду, а мужчине нельзя переодеваться в женскую.

Но в данном ответе присутствует невыясненный момент: одежда во времена написания Священной Книги значительно отличалась от современного одеяния. Во времена средних веков брюк в понимании сегодняшнего дня не существовало.

Данный предмет гардероба берет истоки приблизительно в 19 веке. В Библии же отмечено, что одеяние для противоположного пола представляет собой комический образ. Использование не своей одежды было атрибутом людей другой веры для проведения обрядов, связанных с магией. А магические действия не принимались церковью издревле. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что строки Библии – основополагающий документ, утверждающий запрет на брюки для женщин при походе в церковь.

Не следует забывать, что исследуемый вопрос также относится и к эстетическим. У православных людей красота – особое понятие, требующее трепетного отношения. Поэтому верующие люди стремятся отражать красоту и в духовном плане, и своим внешним образом.

Одежду нельзя делать слишком важной частью жизни, но и не следить за собой не приветствуется. Исходя из такого рассуждения, женщине нельзя посещать в брюках храм, ведь данная вещь гардероба не олицетворяет женственность и нежность.

Каким образом правильно одеваться в церковь женщине

Первостепенное условие, предъявляемое к женской одежде, – скромность и чистота. Шорты, майки, открывающие плечи и руки женщины, не пользуются уважением у священников.

  • голову следует покрывать платком, в случае отсутствия платка можно использовать капюшон или другие имеющиеся в наличии вещи;
  • отдавать предпочтение юбкам, платьям, длина которых ниже уровня колен;
  • модели одежды должны иметь длинные рукава, а также закрытый воротник, обязательно важно не демонстрировать плечи и грудь;
  • следует отказаться от высоких каблуков, использовать плоскую подошву.
  • расцветка одежды не должна привлекать внимания;
  • лучше отказаться от яркой косметики и вызывающей парфюмерии.

Женщины своим внешним обликом не должны привлекать мужское внимание и отвлекать от общения с Богом. Даже закрытая одежда бывает стильной. Украшать свое тело не является запретом, главное избегать вульгарность. Важно помнить, что люди приходят в церковь к Богу, к покою, отвлекать внимание верующих – недостойное занятие.

Вопрос: «Обязательно ли девушке в церковь одевать юбку?» однозначного разъяснения не имеет. Но важно применять правильный фасон, выбирая данный вид гардероба. Юбка должна быть либо ниже колена, либо максимальной длины. Не следует использовать облегающую ткань, рекомендуется фасон неброского покроя.

Короткая юбка может вызвать недоумение как у служителей Богу, так и прихожан. Цель визита в храм может быть любой, но к выбору одежды всегда следует относиться с большой серьезностью.

Мнение священников

Категоричного запрета на ношение брюк женщинами при походе в церковь не существует, но большинство священников склоняются к мнению, что женщинам не следует одевать данный вид гардероба при общении с Всевышним.

Это находит следующее объяснение: одежда в религии связана с нормами поведения. Сидеть в неприличной позе женщине в брюках удобно. Поэтому использование брюк может повлечь за собой изменение женского поведения.

Конечно, в некоторых церквях к девушкам в брюках относятся с пониманием, но все равно не стоит провоцировать конфликт. Прихожане могут расценить подобную форму одежды как неуважение к церкви, и окружающим. А женщине, одетой по принятым в обществе правилам, легко сразу же наладить взаимоотношения со священнослужителями.

В любых правилах существуют исключения. Если человек не ходит постоянно в церковь, но внезапно решил войти и помолиться, то никто не будет его выгонять. Священники, будучи тактичными и терпеливыми людьми, не укажут на ошибку прилюдно.

Если наедине на исповеди батюшке задать вопрос: «Можно ли носить джинсы или брюки?», то ответ будет носить рекомендательный характер. Священнослужитель посоветует следовать общепринятым нормам поведения.

Бывает ситуация, когда в сильный мороз у женщины просто нет теплой юбки, а церковь отдалена от дома на значительное расстояние. В таком случае не стоит отказываться от похода в церковь. Можно воспользоваться курткой максимальной длины или шубой, чтобы скрыть брюки. Главное, чтобы внешний облик оставался скромным.

Устои по поводу одеяния женского пола в храме на протяжении веков сложились неоднозначные, но величайшим остается искреннее желание общаться с Богом, прикасаться к высокому, прекрасному.