Праздник как феномен духовной культуры. Праздник как феномен культуры

День работника культуры России является профессиональным праздником работников культуры в Российской Федерации, учрежденный Указом Президента от 27 августа 2007 года № 1111 «О Дне работника культуры» и отмечаемый ежегодно 25 марта. История образования этого дня берет свое начало весной того же 2007 года, когда министру культуры удалось убедить высшее руководство страны в необходимости объединения всех ранее действующих праздников в области искусства и творчества в один профессиональный, придав ему государственный статус.

День работника культуры празднуется всеми людьми творческих профессий, занятых в областях кинематографии, книгоиздании, искусстве, полиграфии, туризме, спорте и средствах массовой информации – всеми теми, кто вносит неоценимых вклад в духовное развитие общества и популяризацию культурного наследия страны.

Профессии важны любые,
Будь то сантехник, сварщик, плотник.
Но трудится и в выходные,
И в праздники лишь культработник.

Когда другие отдыхают,
Встает он с самого утра.
Поет, танцует, развлекает
Без устали. Все вечера.

К нему в кружки детишки ходят,
И взрослый в клуб спешит порой.
Никто ДК твой не обходит,
Наш культработник дорогой!

Концерты, выезды, прогоны
И репетиции всю ночь.
В свою профессию влюбленный,
Ты сам развлечься бы не прочь.

Но смена кончится повсюду,
И отдыхать народ пойдет.
Твой выход! Подари им чудо!
А отпуск? Отпуск подождет...

Всех работников культуры
Поздравляю от души.
Хохмачи и балагуры,
Чудо, как вы хороши.

Пусть вас радует работа,
Пусть несет она доход,
Вдохновения вам желаю
И успехов хоровод.

Творческих идей вам новых,
Креативных вам затей,
Пусть наградой за работу
Будет похвала людей.

Поздравляем с профессиональным праздником, служители культуры! Желаем успехов в вашем интересном труде. Творческих подъёмов и карьерных взлетов. Чтобы вас никогда не покидала муза, чтобы вы всегда были окружены только прекрасным миром искусства. Желаю вам побольше творческих порывов, интересных проектов и разнообразных новых идей. Счастья, успеха и благополучия вам.

Мир не мыслим без культуры.
Без кино, библиотек,
Театров и архитектуры
Где бы был ты, человек?

Без хорошей на ночь книги,
Без концерта в выходной,
Без Чайковского и Глинки
Как возвысился б душой?

Без служения искусству,
Гуманизму, красоте
В нашем сердце было б пусто,
Мы бы жили в темноте.

Не дадим погаснуть свету.
Пусть горит он много дней.
Пусть осветит всю планету
Твое пламя, Прометей!

С Днем работника культуры
Поздравляю вас друзья,
Вам удачи пожелаю,
В жизни без нее нельзя.

Продвигать культуру в массы
Стало целью жизни вашей,
Пусть от выставок, концертов
Станет жизнь светлей и краше.

Пожелать хочу успехов
Вам на жизненном пути,
Чтобы позитив и радость
Людям вы могли нести.

Культура России - беда иностранцев,
Ее не постичь заграничным умом.
Позволим же им без конца удивляться
Всему, с чем мы с вами прекрасно живем!

Сегодня культурных работников праздник.
Поздравим искусство, театр, кино,
Артистов, танцоров - хороших и разных.
И новых, и тех, кого знаем давно!

Несите же в массы зерно просвещения,
Ваш труд благороднее делает мир.
Желаем успехов, добра, вдохновения,
Богатства, везенья, удач и любви!

Поздравлять умеют сами,
От талантов нет отбоя.
За работников культуры!
День такой для нас с тобою.
Ради сцены, ради книги,
А еще и сердца ради,
Ведь талант умеют люди
Отдавать не за награды.
Как умеют веселиться!
... и конечно веселить!
Раз в России чтут культуру,
У культуры шанс есть жить!

С днем работника культуры
Вас сердечно поздравляю,
С музой шествовать под руку
Вам в профессии желаю.

Новых вам идей и планов,
Похвалы, аплодисментов,
В деле значимом - признания,
Светлых, радостных моментов.

Праздник замечательных талантов -
Художников, поэтов, музыкантов,
Всех, кто нам культуру создаёт,
Кто для нас танцует и поёт...

За труд ваш многогранный и терпение,
Примите в день весенний поздравления.
Счастья вам и творческих открытий
И новых знаменательных событий!

Вы - работники культуры,
Очень важные фигуры!
С вашим днем я поздравляю,
Признаюсь, что уважаю,

Обожаю, восхищаюсь,
Неизменно восторгаюсь
Вашим тактом и уменьем,
Добротою и терпеньем!

Вам желаю благ, успеха,
Вдохновения и смеха,
К достижениям движенья
И в карьере повышенья!
BB-код для вставки на форум:
http://сайт/cards/prazdniki/den-rabotnika-kultury.gif

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Тайирбеков Нарбото Тайирбекович 1 , Романова Екатерина Сергеевна 2
1 Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского, курсант, специальный факультет, 2 курс
2 Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского, кандидат филологических наук, магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование», преподаватель 17 кафедры русского языка, научный руководитель


Аннотация
В статье рассматривается педагогический потенциал религиозных праздников на примере исламских праздников в Кыргызстане – «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам». Отмечается их значительная роль в духовно-нравственном становлении личности. Подчеркивается, что искаженное восприятие этих праздников формирует негативное отношение к этой религии, культуре, что служит препятствием для сближения ислама и христианства, формированию веротерпимости.

THE ROLE OF RELIGIOUS HOLIDAYS IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE INDIVIDUAL

Tayirbekov Narboto Tayirbekovich 1 , Romanova Ekaterina Seergeevna 2
1 Military Academy Army Air Defence of the Armed Forces of the Russian Federation, 2nd year student, special faculty
2 Military Academy Army Air Defence of the Armed Forces of the Russian Federation, Candidate of Philology, Master in «Psycho-pedagogical education», teacher 17 Russian Language Department, scientific director


Abstract
The article discusses the pedagogical potential of religious holidays on the example of Islamic holidays in Kyrgyzstan – «Eid al − Fitr"» and «Eid al-Adha». Celebrated their significant role in the spiritual and moral formation of the individual. It is emphasized that the distorted perception of these holidays have a negative attitude towards the religion and culture that serves as an obstacle to convergence of Islam and Christianity, the formation of religious tolerance.

Библиографическая ссылка на статью:
Тайирбеков Н.Т., Романова Е.С. Роль религиозных праздников в духовно-нравственном воспитании личности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]..02.2019).

Воспитание духовно-нравственной личности является одной из важных проблем современности. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах выдающиеся педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.

Понятие «духовно-нравственная личность» включает в себя две главных составляющих – «духовность» и «нравственность». Понятие «духовность» неоднозначно. Существует два подхода к объяснению его сущности: религиозный и светский. В религиозном представлении человек имеет трёхсоставное строение: дух, душу и тело. Через душу он общается с Богом, «несет на себе печать Высшего Начала». Духовная жизнь человека устремлена к высшему идеалу, к высшим ценностям человеческой жизни. Другой подход – светский – «связан с развитием европейской культуры, для которой характерно понимание духовного в связи со сферой науки, морали и искусства как самостоятельными ценностями» .

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «нравственность» трактуется как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы» , т.е. правила поведения, обусловленные этими нормами.

Так, духовность и нравственность образуют неразрывное единство. По мнению В.И. Хальзова и Т.Л. Женатовой, духовно-нравственное воспитание предполагает «организованное, целенаправленное взаимодействие личности и условий жизнедеятельности в целях формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств выработки привычек нравственного поведения» . Все это направлено на формирование высших нравственных ценностей, качеств гражданина, патриота, защитника Отечества, которые проявляются в служебной деятельности и повседневной жизни.

Продуктивные пути использования воспитательного потенциала религии в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения рассмотрены в трудах Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачёва, М.И. Махмутова, М.Г. Тайчинова и мн. др.

В педагогической науке учитывается все ценное, что входит в опыт духовного достояния ислама и может служить нравственному оздоровлению всего общества, возвышению духовных потребностей каждого человека. Историко-педагогический анализ становления религиозно-нравственных воззрений ислама показал, что в течение его многовекового присутствия в жизни людей эта религия функционировала как высокоразвитая этическая система с большими возможностями в нравственном регулировании поведения людей.

Заслуживают внимания работы авторов, в которых определены и обоснованы связи научной педагогики и этики религиозных вероучений; намечены продуктивные пути использования религиозного воспитательного потенциала в полноценном духовном развитии личности (М.Г. Тайчинов, Б.Т. Лихачёв, С.М. Амирова и др.).

Особая роль в духовно-нравственном воспитании личности отводится значительным праздникам национально-религиозного характера. В современное время в культуре мусульманского народа важное место занимают исламские праздники «Ураза – Байрам», «Курбан – Байрам». Они устанавливаются по лунному, мусульманскому календарю. «Составной частью этих праздников являются различные культовые действия и церемонии, праздничные молитвы, которые заключают в себе несомненный духовно-педагогический потенциал» .

Рассмотрим особенности празднования «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам» на примере Кыргызстана. В Кыргызстане «Ураза – Байрам» (тюркское название) известен как Орозо Айт или Ид аль-Фитр (праздник разговения). У мусульман Кыргызстана самый важный и почетный месяц − Рамазан. В течение всего месяца соблюдается строгий пост (орозо), который подразумевает отказ от воды, еды и интимных отношений в светлое время суток. Смыслом воздержания и поста является укрепление веры, духовный рост, переосмысление своего образа жизни, своих приоритетов. Пост для мусульман это, в первую очередь, возможность удалиться от запретного, определить для себя истинные жизненные ценности.

Большой пост в течение месяца Рамадан (или иначе Рамазан), называемый по-тюркски − ураза, обязателен для всех здоровых взрослых мусульман. В исламе девочки начинают держать пост с 9 лет, а мальчики с 12. Больным людям, беременным и кормящим женщинам поститься не рекомендуется. Важным ᴃ исламе является понятие «тахара», что означает ритуальная чистота. Под ней понимается не только чистоплотность, опрятность, но и освобождение от всего греховного, оскверняющего ᴃ религиозно-духовном смысле. Если по каким-то причинам мусульманин был освобожден от соблюдения поста или случайно нарушил его, то он должен поститься после окончания священного месяца в течение потерянных дней.

Во время Рамазана с утра и до заката солнца мусульмане обязаны воздерживаться от питья, курения и чувственных наслаждений. В пост все верующие стараются совершать благочестивые дела и воздерживаться от дурных. По преданию, именно в этом месяце пророку Мухаммеду были ниспосланы Всевышним первые аяты первой суры.

«Ураза – Байрам» отмечается, как правило, 2-3 дня. С утра верующие исполняют все церемонии очищения, надевают праздничные одежды. Рекомендуется отведать фиников или других сладостей. Празднество включает общую молитву, обильную торжественную трапезу, раздачу милостыни и подарков, посещение могил родственников.

В «Ураза – Байрам» установлены обязательные общие молитвы. Они могут совершаться как в мечети, так и на специальных открытых площадках (намазкана). Далее следуют поздравления всех кыргызстанцев от верховного муфтия Кыргызстана. После праздничной молитвы он призывает верующих быть терпимыми, жить в согласии и единстве, проявлять милосердие и милость друг к другу.

По традиции, в каждой кыргызской семье готовят национальные блюда и встречают гостей. Недопустимо, чтобы в этот день на праздничных столах был алкоголь. Существует обычай, по которому каждый мусульманин должен посетить семь домов, вкусить приготовленные блюда и прочитать молитвы.

«Ураза – Байрам» содержит уникальные механизмы объединения общества, защиты прав нуждающихся и необеспеченных слоёв населения. Помимо этого, в нём есть и посыл к духовному возрождению, благочестию и нравственному совершенствованию. «Ураза – Байрам» является неотъемлемой частью многовекового духовного наследия мусульманской культуры. Он побуждает к межнациональной дружбе и созиданию, к доброте и состраданию, помощи нуждающимся.

Другой известный праздник – «Курбан – Байрам» (или «Ид ал-адха»). В основе – жертвенный пир (праздничная трапеза), в котором участвуют родственники, соседи, могут быть приглашены и гости. Жертвоприношения животных совершаются в память о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Церемония жертвоприношения совершается в торжественной обстановке в соответствии с предписаниями ислама: животное (баран, верблюд, корова, но не лошадь и не домашняя птица) должно быть годовалого возраста, без физических изъянов. Мясо съедается за столом с приглашенными или раздается нуждающимся. Даже шкуру и кости жертвенного животного нельзя оставлять себе.

Таким образом, исламские праздники «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам» имеют духовный и педагогический потенциал, т.к. народные традиции, обычаи помогают установить «диалог поколений». Основу этих праздников составляют добродетель и воля к исполнению нравственного закона. Проведение религиозных праздников должно осуществляться в атмосфере духовного торжества. От того, как представлена модель празднования исламских праздников зависит формирование отношения к этой религии, культуре и исправление в общественном сознании неверных стереотипов об исламе. Изменение этого стереотипа может послужить мостом для сближения ислама и христианства, по мнению З.Э. Абдуллаевой, генетически и духовно-нравственно близких религий (общность корней, упоминание одних и тех же лиц в Священных книгах христиан и мусульман) , а также формированию толерантного отношения представителей этих конфессий друг к другу.

  • Абдуллаева З.Э. Антропологическое пространство в исламской духовной культуре // Исламоведение. 2011. № 2. С. 78-84.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Во все времена у разных народов праздник был особым событием, его выделяли среди остальных будних дней и он имел особое значение в жизни семьи, всего общества, страны. На протяжении долгих лет в праздничной культуре сохранилось множество памятных дат, и появилось немало способов отмечать ту или иную дату. Не смотря на то, что все праздники в какой-то мере разнообразны, многие из них имеют между собой нечто общее.

    Праздники всегда существовали в культуре разных народов, а ныне существуют в культуре разных стран. Каждый день на нашей планете гремит какой-нибудь праздник. К праздникам готовятся, о них помнят и не забывают. Они создают праздничную атмосферу и собирают людей вместе.

    Известный русский учёный И. Снегирёв писал о понятии «праздник» так: «Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом». Существует такое понятие, как «воспитательное значение народных праздников».

    В работе о творчестве Ф. Рабле М. Бахтин отметил: «Праздник – первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. В праздник двери дома открыты для гостей в пределе – для всех, для всего мира, в праздник всё изобилие (праздничная еда, одежда, убранство помещения) сохраняются, конечно, и праздничные пожелания всех благ (но почти с полной утратой амбивалентности), праздничные тосты, праздничные игры и ряжение, праздничный весёлый смех, шутки, танцы и т.д. Праздник не поддаётся никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и пр.). Праздник как раз и освобождает от всякой утилитарности и практицизма; это временный выход в утопический мир. Нельзя оторвать праздник от жизни тела, земли, природы, космоса. В праздник и «солнце играет на небе», как бы «особая праздничная погода»…

    Переодевание, ряжение, маскировка являются необходимым элементом любого праздника, т. к. обеспечивают анонимность участия в праздничном действе, помогают снимать социальные и психологические барьеры. В «Словаре античности» слово праздник происходит от латинских «dies festus», «fesia / feria», что означает «день, свободный от работы».

    С древнейших времён считалось, что задача праздника – «восстановить нарушенную гармонию между людьми и природой и устранить отчуждение людей от природы и общества». Первый этап любого праздника – счастливое ожидание, подготовка к нему. Затем приходит сам праздник и, «увы» – завершение праздника. Впечатления от праздника долго хранятся в душе человека, являясь для него источником «душевных сил».

    Одной из основных причин, по которой мы празднуем какие-либо события, заключается в том, чтобы вспомнить наших предков и черты прошлых времен. Празднуя что-либо мы показываем свое уважение к людям, игравшим роль в историческом процессе страны. Мы обогащаем наши знания, узнаем много нового из истории и культуры страны. Молодежь внимательно слушает рассказы старших о том, что и как праздновали в их времена, ведь традициям свойственно меняться в некоторых случаях. Внося что-то новое в празднование какой-либо памятной даты или заимствуя какую-либо традицию у других народов, мы объединяем людей между собой. Таким образом, другие культуры приобщаются к культуре той страны, в которой живут, не забывая и о своих собственных культурных традициях.

    Нация становится более дружной, не смотря на различие в религии. В некоторых случаях происходит обмен культурной информацией, когда в культуру одной страны проникает культура другой страны, заимствуется какой либо праздник и приобретает видоизмененные черты и традиции празднования.

    Рождение русского импрессионизма
    Совершенно особенное положение с импрессионизмом сложилось в России. Попутно, не углубляясь в русский материал, наметим эту перспективу оценок, крайне полезную в общей панораме. Можно сказать, что импрессионизм с неизбежностью рождался ру...

    Музыка
    Разделенные в XIV веке, музыка и поэзия начинают сближаться в XV веке благодаря расцвету песни при дворе герцогов Бургундских, ставшем одним из европейских музыкальных центров. Сложившаяся здесь франко-фламандская школа полифонистов повли...

    Язычество и христианство в период становления белорусской культуры
    Язычество и культура. На качество и уровень культуры населения белорусских земель в дохристианский период значительное воздействие оказывало язычество, которое наложило неизгладимую печать на миропредставление наших предков. Древняя религ...

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство культуры РФ

    Пермская государственная академия искусства и культуры

    на тему: Праздничная культура

    Введение

    1. Праздничная культура

    3. Масленичная обрядность

    Список литературы

    Введение

    Мы, живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Историю мыслим как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий, интерпретируемых с сегодняшней точки зрения: культуру, какой бы то ни было, эпохи представляем по вершинам, шедеврам, высшим проявлениям умственной деятельности, техники, искусства.

    1. Праздничная культура

    В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», «праздное время»- период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). B новом издании «Большой советской энциклопедии» смысл слова «праздник» раскрывается в статье - «праздничные дни » следующим образом: «Дни, посвященные выдающимся событиями или традиционным датам.

    Итак, существует ряд определений понятия «праздник».(2 с.324)

    Праздник семантически связан и со свободным временем, с определенным ритуалом, временем праздности, танцем, приемом, весельем и пиршеством. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства, с традициями социальных движений, с их стремлениями, лозунгами, торжествами и демонстрациями в определенные дни.

    Как происхождение терминов, так и толкование их значения, которые дают нам современные словари и энциклопедии, вполне определенно указывают на то, что имеем дело со сложным, тысячелетия существующим в различных формах явлением культуры, характерным и для жизни обществ, известных нам лишь по страницам истории.

    Праздник позволяет людям глубже понять смысл жизни, поэтому речь идет не о ценностях праздника - они всегда вторичны, преходящи, - а о ценностях, пронизывающих всю жизнь, которое в обычное время по необходимости как бы скрыты от большинства людей и которые в особое время, в период праздника, всегда проявляются, подтверждаются и актуализируются. Весь прошедший опыт истории человеческой культуры подтверждает, что потребность в празднике в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости форм празднования. Для того, чтобы проникнуть в суть искусства, необходимо не только проанализировать, их как явление сегодняшней действительности, но и знать этапы становления и развития.

    Термин «праздник» принадлежит к словарному фонду повседневной речи и часто употребляется. Понимание значения слова «праздник» в народной культуре достаточно широко, однако можно выделить несколько смысловых полей, с единой доминантой в каждом из них.

    Во-первых, одна из особенностей и признаков праздника определяется самой этимологией слова «праздник» (от слова праздный, то есть «незанятый»). Словарь Даля толкует термин «праздник» от прилагательного «праздный», означающего «незанятый», «пустой», «порожний» (если речь идет о месте). Интересен также ряд значений слова праздновать: очень часто оно употребляется не только в значении «отмечать праздник», «не работать по случаю праздника», но и в более широком смысле как «отдыхать». Так Даль указывает, что праздновать значит «быть праздным, или не делать, не работать». Очевидно, что одной из доминант праздника является праздность, отказ от работы.(1.с.87)

    Во-вторых, смысловое поле праздника связано с идеей обязательного застолья. У В.И. Даля праздновать что-то или чему-то - «совершать празднество, отправлять праздник». Достаточно прочно понятие праздника увязывается в народном сознании с идеей гостевания. Также следует отметить семантическую связь понятия праздник с обильным употреблением алкогольных напитков. Последние явно считаются едва ли не обязательными атрибутами настоящего праздника, что особенно ярко отразилось в пословицах («Без вина не праздник», «Кто празднику рад, тот до свету пьян», «Праздник любить, так и пивцо варить» и т.д.).Характерно, и существование несколько выражений, устойчиво связывающих празднование с пьянством (допраздновать до утра, пропраздновать всю ночь) (1.с. 88).

    Итак, очевидно, что основными составляющими праздника являются ритуальное застолье с гостеванием и обильной выпивкой, безделье, отказ от работы. Однако не любое безделье с застольем может считаться праздником.

    В-третьих, празднуют всегда «что-то или чему-то», то есть в народной культуре не возможен праздник без повода. Это обязательный компонент праздника. Так как народный календарь был тесно связан с православным церковным календарем, то большинство народных праздников приурочено как раз к праздникам церковным. При этом следует учитывать, что носители традиции крайне редко определяют праздник как церковное мероприятие.

    Таким образом, традиционный, народный праздник семантически связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, пиршеством, потреблением, растратами. Уместно отметить, что праздничные традиции, их состав, идейная направленность, характер бытования, способы проведения в целом отражают уровень развития материальной и духовной культуры народа и в то же время содержат богатый и разнообразный исторический опыт, накопленный за многие века их существования.

    2. Праздничная культура в советское время

    Праздничная культура Советского Союза XX века представляет

    собой уникальное явление. Она - важный элемент социалистического общества, способствующая коммунистическому воспитанию. Институт праздника, удовлетворяющий устойчивые человеческие потребности, сохранен, но праздник ориентирован на новые идейные ценности, ценности социалистического общества. Это, прежде всего, коллективизм, верность идеям партии, интернационализм, подчиненность личного общественному. Участие в праздниках - моральная обязанность каждого члена общества, форма политической идентификации, долг, вытекающий из непосредственного участия в празднующей группе. Если первые три десятилетия существования советская праздничная культура проходила этап становления, во время которого она замещала, вытесняла прежние праздничные традиции (как религиозные, так и светские), то со сменой двух поколений система праздников сложилась полностью, она перестала вызывать отторжение у большинства населения. За годы существования советской власти в стране была создана уникальная праздничная культура, неповторимая по самобытности, разнообразная, призванная формировать и укреплять ценности строителей коммунизма, успешно решать задачи коммунистического воспитания.

    В эпохи радикальной трансформации общества праздники становятся эффективным средством формирования нового мышления.

    Сегодня, когда праздничная культура современной России находится в стадии становления, а её мировоззренческая основа недостаточно ясна, необходимо изучать опыт праздничного календаря советского периода.

    Ведь праздничная культура любого государства напрямую связана с культурной самоидентификацией, для которой характерна, в том числе, и актуализация прошлого, опора на опыт предшествующих поколений.

    2. Масленичная обрядность

    «Зимний период народного календаря» посвящен одному из самых продолжительных периодов года. Поэтапность сезонных изменений в природе, а также мифологические аспекты осмысления этого важного в годовом цикле переходного времени (от летнего к зимнему полугодию и наоборот) делают условными границы начала и завершения зимы, позволяют выделять особые «переходные» периоды осенне-зимнего и зимне-весеннего.

    Основные элементы Масленицы по-разному реализованы в локальных традициях, однако масленичная обрядность в целом выступает как единый комплекс, для каждого ареала проживания русских были отмечены все основные ее элементы катание с гор, катание на конях, масленичное ряженье, масленичный стол, обычаи с молодоженами, проводы праздника. Описанию основных компонентов в структуре праздничного цикла предшествует анализ его символики. Например, раскрывается символика масла, ставшего основным обрядовым блюдом, сопровождавшее в название праздника. (3.с.160)

    Масленица персонифицировалась не только в виде широко распространенной фигуры - женщина со сковородником или метлой.Она изображалась в виде мужика, соломенного чучела (а то и двух чучел, с мужскими и женскими чертами).

    Нередко термин «масленица» переносился на обрядовые блюда, на тех, кто ходит ряженым, а то и на масленичный поезд. Богато представлена в масленичных обрядах символика обработки льна и прядения. Народные гуляния на Масленой всегда имели свою внутреннюю обрядовую структуру. Одним из наиболее характерных элементов масленичного гуляния было катание на конях и катания с гор. Масленичное ряженье редко было самостоятельным и обычно дополняло праздничные игры, катание молодых, проводы Масленицы, было не «страшным», а комическим.

    Особым видом масленичного ряженья были процессии ряженых на санях. Масленичные обычаи с молодоженами были известны в Прикамье в разных формах чествование и катание молодых, гостевание и угощение у молодых, осуждение неженатой молодежи, приуроченность к Масленице последнего этапа свадебного обряда - хлибен Посещать молодых молодафью целовать было принято в субботу или воскресенье масленичной недели; как правило, молодая должна была угостить пришедших пивом. (3.с.175)

    Чаще всего именно во время Масленицы недавно женившийся ехал на хлебины - обычно с подарком теще.С этими же обычаями связана традиция гостевания зятя у тещи «на блинах».

    Наиболее полно обрядовая сторона Масленицы проявлялась в праздновании последнего дня - Прощеное воскресенье, Прощальная Масленка, Целовник, Человник, Соловник.Кроме сжигания чучела или соломы, соломенного снопа полагалось ломать катушки и даже разбивать лотки, на которых катались. Вариантом проводов Масленицы было сжигание антропоморфного чучела. Иногда масленичное чучело не сжигали, а топили в

    Реке. Проводы Масленицы заключались и в сжигании большого вороха соломы на горке-катушке.

    Действия Чистого понедельника, Чистой Масленки можно считать завершением масленичной обрядности. К Чистому понедельнику приурочивались в ряде мест последние проводы Масленицы, те действия, которые обычно совершали в воскресение Чистый понедельник - начало нового календарного цикла, Великого поста - считался также переходным временем, некоторые ритуалы имели очистительное и прогностическое значение. праздничный советский масленица обрядность

    Продолжительный зимний период народного календаря осмысляется как перерыв в хозяйственных работах, природных процессах, в то же время он сохраняет прогностическое и продуцирующее значение для всего года. Многие ритуальные действия святочной и масленичной обрядности призваны обеспечить благополучие на весь предстоящий год.

    Обрядность зимы, как и других периодов года, связана с осмыслением всех основных циклов социального, природного, животноводческого, земледельческого. Значительное место в этом периоде отведено социальным коммуникациям, раскрывающимся в брачных ритуалах и свадебных периодах этого времени, а также взаимодействию мира человеческого и потустороннего, более всего реализовавшегося в представлениях святочного периода. Масленичный же период календарно и может быть соотносим с зимним временем, но семантика и символика многих ритуалов Масленицы связана с весенними праздниками, подготовкой к новому природному и хозяйственному циклу.

    Структура народного календаря русских Пермского края, а также большая часть относящихся к нему обычаев, обрядов и праздников свидетельствует об их единстве на всей территории региона, что позволяет говорить о специфике именно пермского комплекса календарной обрядности. В то же время локальные традиции показывают многообразие и много вариантность календарной обрядности Пермского Прикамья, что обусловлено действием целой группы факторов - исторической спецификой освоения Пермского края русскими, особенностью адаптации переселенческих традиций к новым природно-климатическим, социально-экономическим и этнокультурным реалиям, сложным социальным, конфессиональным составом его населения, влиянием, которое оказало на пермские традиции иноэтническое окружение.

    Список литературы

    1. Бенифанд А.В. Праздник. Сущность, история, современность. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996.

    2. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. -М.: Русская книга,1996.-496 с.

    3. Иванов В. О веселом ремесле и умном веселии // Декоративное искусство СССР. 1990. № 6.

    4. Кац И.М. Праздники //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976.

    5. Масленица в Прикамье (конец XIX -первая половина XX в.) -Подюков И.А., Черных А.В.-Пермь, 2004.-60 с.

    6. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь.-М.: Правда, 1989.-496 с.

    7. Русский праздник.Праздники и обряды народного земледельческого календаря (Иллюстрированная энциклопедия)/ Авт.: Баранова О.Г.,Зимина Т.А. и др.-СПб.: Искусство-СПБ, 2001.-672 с.

    8.Черных А.В. Традиционный календарь народов Прикамья в конце XIX-начале XX в.(по материалам южных районов Пермской области).-Пермь: Изд-во Перм.ун-та, 2002.-260 с.

    9. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье.Праздники и обряды конца XIX-середины XX в.Ч.II.Зима.- Пермь.: Изд. Пушка,2008.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Значение праздничного события (краткий анализ возникновения и развития традиций празднования). Региональные особенности основных отличий праздничной традиции в России. Традиционное содержание праздника. Значение событий, положенных в основу праздников.

      реферат , добавлен 12.05.2009

      Теоретический анализ особенностей и эволюции русской свадебной обрядности. Исторический обзор русских свадебных традиций: их происхождение и влияние других народностей на этот процесс. Характеристика свадебных обрядов, обычаев, суеверий. Обряд венчания.

      курсовая работа , добавлен 01.06.2010

      курсовая работа , добавлен 08.12.2013

      Характерные особенности и тенденции культуры Китая, отображение поэтичной космогонической картины мира, этических норм, разветвленной и стройной системы государственности, сохранение традиций, обычаев и ритуалов. Строительство Великой стены и его роль.

      реферат , добавлен 28.06.2010

      Особенности формирования праздничной обрядности после Октябрьской революции. Основные инструменты влияния партии на массы. Использование средств массовой информации для донесения идеологических идеей до общественности. Принципы антирелигиозной политики.

      магистерская работа , добавлен 14.11.2017

      Праздничная культура как объект антропологического знания. Анализ традиционной русской праздничной культуры, выявление значения детского праздника в русской культуре. Современные календарные обычаи и обряды народа как важные условия социального бытия.

      курсовая работа , добавлен 28.11.2012

      Исследование культура быта бурятского этноса, коренного населения Сибири. Основные виды хозяйственной деятельности бурят. Анализ представлений бурят о пространстве, его отражение в фольклоре, сказке. Описания традиционных праздников, обычаев и обрядов.

      статья , добавлен 20.08.2013

      Определение арабской культуры как составной части мировой цивилизации. Естественное стремление к философскому осмыслению культурных традиций народов мусульманского Востока. Исследование религии, быта и обычаев, искусства и науки Арабского Востока.

      реферат , добавлен 11.10.2011

      Анализ картины мира и исторической системы ценностей народов Южной и Северной Осетии. Характеристика религиозных символов, обычаев, фольклорных традиций и обрядов осетинского народа. Изучение особенностей устного народного творчества нартского эпоса.

      реферат , добавлен 12.05.2011

      Определение понятия традиции, рассмотрение ее роли в образовании народной культуры. Подробное изучение семейных традиций и обрядов русского народа. Исследование связи календарных праздников с важными событиями в жизни современного русского человека.

    В настоящее время в православной Церкви существует деление праздников по степени значимости и торжественности. Главными православными торжествами именуются двунадесятые праздники, названные так в меру количества последних в календарном году. Существуют и так называемые великие , также отмечаемые Церковью с особой торжественностью и благолепием. Однако главным торжеством православной Церкви является Воскресение Господа Иисуса Христа, называемое также Пасхой Господней.


    Событие воскресения Христова является основополагающим моментом в вере православного человека. Священное Писание Нового Завета неоднократно говорит о важности и действительности воскресения Христова. Апостол Павел и вовсе возвещает людям, что если Христос не воскрес, то тщетно все христианское упование, тщетна и православная вера. В событии воскресения Христова Церковь свидетельствует миру о победе жизни над смертью, добра над злом. Праздник Пасхи Христовой нашел свое отображение в культурном быте русского человека. Так, в этот день всегда готовили праздничные угощения (к празднику Воскресения Христова заканчивался Великий пост). Неотъемлемой частью стола, как и в настоящее время, являлись окрашенные яйца, куличи и .


    Среди великих двунадесятых православных праздников особо выделяется день Рождества Господа Иисуса Христа (7-е января). Значимость рождения Спасителя мира до сих пор не может быть переоцененной, ведь по учению Церкви именно посредством Боговоплощения и произошло спасение человека и примирение последнего с Богом. Исторически на Руси празднования Рождества Христова нашли свое отображение в определенных народных гуляниях, называющихся святками. Люди ходили друг к другу в гости и пели песни, прославляющие рожденного младенца Христа. Появившееся практика наряжать на этот праздник ель и венчать верх дерева звездой свидетельствовала о евангельском повествовании о том, как звезда привела мудрецов с Востока к месту рождения Спасителя. Позднее в советское время ель стала атрибутом светского Нового года, а звезда символизировала не Вифлеемскую звезду, а символ советской власти.


    Другой значимый праздник православного календаря – день Крещения Иисуса Христа в Иордане (19-е января). В этот день в православных храмах освящается вода, за которой приходят ежегодно миллионы верующих людей. Историческая значимость этого торжества для народного сознания находит свое отображение и в практике окунания в крещенскую прорубь. Во многих городах России готовятся специальные купели (иордани), в которые после водоосвятного молебна люди с благоговением окунаются, испрашивая у Бога здоровья души и тела.


    Еще одним важнейшим праздником православной Церкви является День Святой Троицы (Пятидесятница). Этот праздник отмечается на пятидесятый день после Пасхи Христовой. В народе это торжество иначе называют «зеленой Пасхой». Такое именование стало следствием народной традиции украшать храмы зеленью на праздник Святой Троицы. Иногда с этим днем ошибочно связывают православную практику поминовения усопших, однако исторически по церковным указаниям усопшие поминаются накануне Пятидесятницы – в Троицкую , а сам праздник Святой Троицы является не днем усопших, но торжеством живых.


    Среди распространенных традиций русской культуры, связанной с православными праздниками, можно отметить освящение ветвей вербы и ивы на двунадесятое торжество Входа Господня в Иерусалим. Евангелие свидетельствует, что перед входом Спасителя в Иерусалим непосредственно для совершения крестного подвига люди встречали Христа ветвями пальм. Такие почести предлагались древним правителям. Чудеса Иисуса и его проповедь вызвали особую любовь и почтение ко Христу в среде обычного еврейского народа. В России в память об этом историческом событии освящаются ветви вербы и ивы (за неимением в большинстве случаев пальм).


    Особое место в церковном календаре занимают Богородичные праздники. Например, день Рождества Божией Матери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Божией Матери. Особое почитание этих дней выражалось в отложении всей мирской суеты и стремлении к посвящению дня Богу. Неслучайно в русской культуре существует выражение: «В день Благовещения птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет».


    Многие великие православные праздники нашли свое отображение не только в народных традициях, но и в архитектуре. Так, на Руси воздвигнуто множество храмов, являющихся историческими памятниками, освященных в честь великих христианских праздников. Известны многие русские Успенские Соборы (в честь Успения Богородицы), Христорождественские храмы, Свято-введенские храмы, Покровские церкви и многие другие.