Сценарий познавательно-игровой программы «Леворукие всех стран, объединяйтесь! День левши или когда дарят ножницы Сценарий для детей леворукие объединяйтесь

Действующие лица.
Император Николай Павлович.

Платов.


Левша.

Три мастера-оружейника.

Три светские дамы.

Ведущие. Н.С. Лесков


Сцена I.
Декорации императорской приемной. Около стола, на котором лежит шкатулка с изделием английских мастеров, стоят три дамы.
1-ая дама. Ах, какая прелесть!

2-ая дама. Какое чудо!

3-я дама. Это достойно восхищения!

1-ая дама. Я никогда не видела ничего более прекрасного!

2-ая дама. Какой огромный бриллиант!

1-ая дама . Кажется, он открывается. Наверное, это очень дорогая шкатулка. Но что же там внутри?

2-ая и 3-я дамы (вместе). Ничего не вижу…

Платов. И не увидите. Внутри ореха лежит стальная блоха, сделанная англичанами и подаренная ими покойному императору Александру Павловичу. Блоху эту можно увидеть только в микроскоп, а невооруженному глазу кажется, что это просто песчинка.
Дамы смотрят в микроскоп.
1-ая дама. Ах!

2-ая и 3-я дамы (вместе). Ах!..

1-ая дама. Я никогда ничего подобного не видела. Об этом чуде надо будет рассказать всем.

2-ая и 3-я дамы (вместе). Конечно, конечно…
Один из придворных объявляет о выходе императора. Все замолкают. Звучит торжественная музыка. Входит император. Дамы делают реверанс.

Сцена II.

Те же и император .
Император (первой даме). Рад Вас видеть, сударыня.

1-ая дама. О, Ваше величество, мы Ваши покорные слуги, готовые выполнить любую волю Вашего величества.

Император. Что же вы здесь рассматривали? Наверное, что-то очень необычное, раз вы так заинтересовались.

Платов. Да, Ваше величество, мы рассматривали блоху.

Император. Блоху?! Да, этот предмет достоин внимания.

Платов. Это не настоящая блоха, а металлическая. И около нее лежит ключик, которым можно ее завести. И в микроскоп можно увидеть, как та блоха начнет прыгать.
Император (с большой осторожностью и вниманием) берет блоху и рассматривает ее в микроскоп. Потом к микроскопу подходят все остальные, всячески выражают свое восхищение. С первыми словами царя все замолкают.
Император (Платову). Откуда же эта блоха? Почему я о ней ничего не слыша?

Платов. Блоху эту подарили англичане брату Вашего величества, покойному государю Александру Павловичу. Государь восхищался работой английских мастеров, говорил, что наши так сотворить не сумеют…

Император (с оттенком легкого раздражения). Не сумеют?! Не ожидал я от тебя, старого смелого воина, хорошо знающего силу русского мужика, таких слов.

Император. Вот эти слова мне по нраву. Не пристало нам хвалить иностранцев, забывая о своих умельцах. Еще государь Петр Алексеевич не раз убеждался в том, что русскому мужику многое подвластно.

Обращаясь ко всем (дамы почтительно делают реверанс).

Поезжай же, Платов, к примеру, в Тулу. Сыщи там оружейника, который не уступит англичанам в мастерстве.


Платов кланяется и уходит.
Сцена III.
Два ведущих, три мастера-оружейника (среди них и Левша), Платов.
Ведущий. Платов взял стальную блоху и, как поехал через Тулу на Дон, показал ее тульским оружейникам. Очень верил старый генерал в русских мастеров. Тульские оружейники блоху с вниманием рассмотрели и обещали Платову за русских умельцев постоять.

Оружейник (Платову). Тонкой работы мы не повредим. Через две недели, когда назад будете возвращаться, будет Вам что государю показать.
Платов уходит. Мастера остаются. Еще раз внимательно рассматривают блоху.

Выходит второй ведущий, становится между мастерами и читает такой текст.
Ведущий. Платов уехал. А тульские оружейники отправились к Мценску, к уездному городу Орловской губернии, в котором есть древняя икона Святого Николая. Святой Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а «мценский Никола» в особенности, ему-то туляки и пошли поклониться. Отслужили они молебен у самой иконы, вернулись в Тулу и, никому ничего не рассказывая, принялись за работу.

Ведущий (зажигая свечу). День, два, три сидят, и днем и ночью работают, никуда не выходят, все молоточками стучат. Всем интересно, а никто ничего узнать не может. С большой секретностью работают мастера. Заканчивали уже свою работу…

Ведущий. А тут и Платов возвращался. Позвал он тульских мастеров к себе, потребовал показать работу. Явились оружейники, принесли орех бриллиантовый.

Платов. А где же работа?

Левша. Да здесь, перед глазами Вашими.

Платов. Блоху английскую вижу. И ключик тут же. А вы что сделали? Не выполнили вы обещания своего…

Левша. Обидно нам слышать слова такие. Работу свою мы с честью сделали. И готовы государю о ней рассказать.

Ведущий. Поехал Левша вместе с Платовым к государю. Через день генеральская карета ехала уже по мостовым Петербурга. Внимательно смотрел Левша, восхищался красотой петербургских дворцов, внимательно вслушивался в стук колес. Все поражало его воображение.
Сцена IV.
Во дворце. Те же действующие лица, что и в первой сцене. Появляется Платов и Левша.

Внимание всех дам приковано к оружейнику.
Платов. Вот, господа, тульский оружейник. Говорит, что превзошел англичан в мастерстве.
Появляется император. Все почтительно кланяются.
Император. Здравствуй, Платов, здравствуй, мой верный воин. Чем порадуешь? Сумели ли мои мастера доказать свое превосходство над англичанами?

Платов. Вот, Ваше величество, мастер. Пусть он все и расскажет.
Платов подталкивает Левшу вперед.
Левша. Ваше величество, мы, тульские оружейники, всегда готовы постоять за величие нашего отечества. Сделали все, что могли. Взгляните в микроскоп повнимательнее, тогда и рассмотрите нашу работу.

Император (внимательно смотрит в микроскоп). Ничего не вижу…
Платов сдвигает брови, хмурится, снова толкает Левшу.
Левша. А Вы поверните блошку на бок и посмотрите на лапки.

Император (внимательно рассматривает, потом меняется в лице). Так вы ее подковали!..

Все. Ах!..

Левша. Да, Ваше величество, на каждую лапку этой английской блохи мы выковали подковки. Посмотрите повнимательнее, Вы увидите, что на каждой подкове стоит клеймо мастера.

Император (рассматривая). И твое здесь имя есть?

Левша. Нет, Ваше величество, у меня была работа еще более тонкая, чем у моих товарищей. Я выковывал гвоздики, которыми были прибиты эти подковы.

Платов. Ваше величество, всю эту тонкую работу сделали тульские умельцы, доверяя только глазам своим.

Император. Как, все это вы сделали на глазок, без микроскопа?

Левша. Мы люди бедные, не пристало нам иметь такие дорогие штуки, как микроскоп. С Божьей верой мы выполнили Твою волю, государь.

Император (обращаясь ко всем присутствующим). Подлинно, мои мастера лучшие во всем мире. Такие люди могут постоять за славу России.

(обращаясь только к Левше). Спасибо тебе, верный мой мастер.

(обращаясь к Платову). А ты, Платов, награди тульских мастеров за работу.

Левша. Не нужно нам денег. Не для этого мы трудились. Нам бы за честь России постоять.

Император. Что ж, это слова человека, по-настоящему любящего отечество. Поезжай же, Левша, в Англию и покажи иноземным оружейникам искусство русских мастеров.
Левша кланяется. Император и придворные продолжают рассматривать блоху.
Ведущий. И поехал тульский мастер от Петербурга до Лондона, нигде не останавливаясь для отдыха. И не столько ел Левша, сколько песни пел. В далекой Англии ни на секунду не забывал он об отечестве, о своем родном городе, своих родителях.

Ведущий. Когда увидели англичане подкованную блоху, когда рассмотрели с огромным вниманием каждую подкову, изумились. И постарались сделать все для того, чтобы Левша с ними остался, об умении своем рассказал.

Ведущий. Однако не таким был Левша. Не зря по пути он пел русские песни. Здесь, в Англии, он думал о том, что он может сделать для России. Левша внимательно рассматривал английское оружие, но не новое (русские мастера делают не хуже), а то, из которого уже стреляли.

Ведущий. Не чистили англичане ружья кирпичом, как это русские делали, вот и оружие не портилось, стреляло исправно.

Ведущий. Трудным оказался для Левши обратный путь в Россию. Однако в последние минуты своей жизни он думал не о себе, а о России: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Ведущий. Такой была жизнь тульского оружейника, имени которого история не сохранил, осталось только прозвище – Левша.

Ведущий. Почему же история оказалась столь несправедливой? Нам было бы интересно знать его имя.

Ведущий. А для чего? Разве это что-нибудь изменило бы? Думаю, что нет. Герой не стал бы от этого ни лучше, ни хуже. Для нас, потомков того Левши, важно, что были люди, которые служили на благо России. Есть они и сейчас.

(СЦЕНАРИЙ)
Вступление: на сцене два скомороха.

1-й скоморох:

За горами, за лесами,

За широкими долами,

Извиваясь, как тропа,

Змейкою река Упа
2-й скоморох:

Протекает по равнине,

А на самой середине

Домостроен и сердит

Тула – град на ней стоит.
1-й скоморох:

В те поры сей славный град

Был оружием богат.

Мастера для этих ружей

Мастерили всё подряд:
2-й скоморох:

От приклада и цевка,

И от мушки до курка,

Да патроны – тоже сами –

Не везти ж издалека.
1-й скоморох:

В оружейной слободе

(То ли там, то ль ещё где)

Жил мужик, умелец тонкий,

Хоть в клочковой бороде.
2-й скоморох:

Проявляя жар и пыл,

Он такое мастерил –

Только ахали в народе,

И, причём, левшою был.
Площадь, глашатай с указом или свитком в руке.

Эй, народ! Вали сюда!

Нам нежданная беда:

Скоро нам придётся туго,

Как не было никогда!

Всё скажу, как на духу:

Мериканскую блоху

Напустили на японцев –

Там теперя всё в пуху!

(Народ в ужасе разбегается в разные стороны).
Заседание в царской палате.

Царь:

Мы решили матерясь,

Расспросить тебя вот, князь:

Как же ты блоху прохлопал?

Мы теперь все мордой в грязь?
Басурмане с той Земли

Нынче атом запрягли,

Да с блохой его пустили.

Вот, япошек разнесли…

Князь: (подобострастно)

Наш кормилец, не тужи

(Я глаголю от души).

Басурмане пусть не плохи,

Но, мы тоже хороши.
Дела меньше, чем смеху

(Говорю, как на духу).

Мы лазутчикам поручим:

Пусть – де выкрадут блоху!

Царь:

Прочь поди с моих очей,

Бесталанный асмодей!

(Князь сконфуженно отходит)

Что бояре мне подскажут?

1-й боярин:

Царь – надёжа, прикажи

Думным дьякам от души

Поработать над блохою,

Да накинь на них вожжи.
Коль сумеют изобресть –

Будет им за это честь.

Ну, а коли не сумеют,

Мы с них живо сгоним спесь!

2-й боярин:

Государь наш и отец,

Чтоб достойный был венец

Всего дела со блохою,

Не шумя на весь дворец,
Думных дьяков ты пошли

Хоть и не на край земли,

Но подале от столицы,

Чтоб вороги не нашли.

3-й боярин:

Нынче где – то, может пьян,

Есть в отставке атаман

По фамилии… де Платов.

Может очень он шарман
Хоть медведя обучить,

Думных дьяков проучить,

Коль затеют фордыбачить.

Ты ему всё поручи.

Царь поднимает руку, готовясь что – то сказать.

1-й боярин:

Государь, единый миг

Ты не до конца постиг:

Чтобы ту блоху сбондарить,

Нужно звать мастеровых.

2-й боярин:

Градец – Тула есть такой,

Каждый там мастеровой.

И со всякой железякой

Каждый мастер там сам – свой.

3-й боярин:

Атаману наказать:

Всех тащить и не пущать.

Коли станет кто ершиться,

То в колодки заковать!

Царь:

Вот теперя даль видна,

Как из моего окна.

Сладим дело со блохою.

Подавайте имена.

(Бояре усиленно нашёптывают царю на ухо).

Царь:

Что – то не пойму никак…

Вроде развели кабак.

Ну, кого вы мне суёте –

Тот? Дурак! А тот…простак!
Всё, кончайте маету!

Дай – ка подведём черту!

Сердито 1-му боярину:

Я хочу персону эту,

Ты подсовываешь ту!

(назидательно)

Чтобы был прямой резон

Дать процессу нужный тон:

Главным будет «Бородатый»,

Чуть пониже «Гаврятон».

Вздыхает:

Велика затрат казна,

Не туга наша мошна.

Но, Бог даст, блоху сварганим,

Не испив себя до дна.

Кидает косой взгляд на князя:

Коли вылетим в трубу –

Всех отправлю на дыбу!

Князь, мотай на ус, однако.

(слегка передразнивает)

Вот тебе и бу – бу – бу!

Атаман Платов лежит на досадной укушетке.

Я у этого хмыря,

По прозванию царя

Тридцать лет и…(загибает пальцы) …два…три года!

Промытарился зазря!
А теперя – всё равно,

Ведь отставка – это дно.

Казаку нужны под старость

Только трубка и вино!

(Наливает себе стаканчик и раскуривает трубку).

Чу! Бубенчик зазвенел.

Что за гость тут залетел?

Кто решился потревожить

Мой безрадостный удел?

(Спрашивает сам себя)

Я ещё не допьяна?

Дай допью стакан до дна.

А теперь надеть папаху

Да почистить ордена…

(Допивает стакан, нахлобучивает папаху и бегло рукавом протирает ордена на груди).

Входит царский курьер.

Курьер:

Наказному атаману

Безо всякого изъяну

Низко бьёт челом наш царь!

(Кланяется, касаясь рукой пола)

Тебя просит государь

Свой забросить конедром,

Перебраться на паром,

Срочно во дворец явиться.

А не то ударит гром!

Атаман Платов (бурчит себе под нос, но довольно громко):

Вроде «бьёт тебе челом»,

А на самом деле лом

По твоей спине гуляет.

Не сегодня, так потом.

(Пристально смотрит на курьера)

Глянь, за совесть и за страх

Суетится вертопрах!

Лишнего чего б не ляпнуть –

Будет голова в кустах.

(Важно и бодро отвечает)

Я готов служить царю

(Откровенно говорю).

И, как человек военный,

Я судьбу благодарю!
Может быть судьба права:

Я по - прежнему «Ать – два».

Нам – служивым – хоть в атаку,

Хоть пилить – колоть дрова!

(Поднимается и выходит вместе с курьером).
Тула. Ремесленная слобода. Левша со товарищи. (Сидят в избе, похожей на мастерскую. У всех волосы подобраны ленточками).

Левша:

Васька, шебурши плотву.

Филька, вымой ендову.

Ты, Гараська, малый шустрый –

Вмиг по пиву рандеву!

(Гараська убегает и скоро прибегает с пивом. Вот всё готово).

Левша:

Как стук в двери услыхать,

Мигом харч под стол убрать,

Бабы – идолово племя

Не дадут попировать.

Женщины возле мастерской (подглядывают в окна избушки).

1-я женщина:

Вот опять, гляди, кума,

Словно спятили с ума:

Всё стукотят молотками

От темна и до темна.

2-я женщина:

И – и – и, кума, не говори! –

От зари и до зари

Ремесло своё справляют,

А в деньгах – полушки три!

3-я женщина:

Ох, подружки, примечай:

Стук не слышен невзначай?

Знать, закончили работу,

Да лакают пиво, чай?

4-я женщина:

Ты ремёсла уважай,

Всуе не упоминай.

Чу! Коляска с бубенцами…

Ну – ка, бабоньки, тикай!

(Женщины быстро убегают)

Подъезжает коляска атамана Платова.

Платов вылезает из коляски и громко стучит в дверь.

Левша:

Раскудрит твою в кудель!

Кто там ломит дверь с петель?

Ну – к, Никит, спроси: что надо?

Да гони его отсель!

Никита (грозно):

Я те – бесу постучу!

Выду щас – поколочу!

Ишь ты, демон, дверь ломает.

Аль не слышишь, что кричу!

(Тем временем мастеровые всё – таки прячут пиво и закуску под стол).

Никита (открывает дверь, недовольно произносит):

Легче! Черт тебя побрал!

Ишь, устроил здесь аврал.

(берёт вошедшего за лацканы и проводит в середину комнаты)

Ну – ка, покажись – ка к свету…

(в крайнем изумлении)

Братцы! Это генерал!..

Платов: (суёт Никите кулак под нос)

Я тебе сейчас, микроб,

Закатаю прямо в лоб!

А ещё хоть слово вякнешь –

Положу живого в гроб!

(Замахивается на Никиту локтем)

(Никита обмяк, у него трясутся колени. Атаман наслаждается)

Что, трясётся вся душа?

Ноги пишут антраша?

(немного добреет)

Ладно, сладим дело миром.

(Проводит рукой по усам)

Хто такое тут Левша?

Левша (растерянно):

Вота, туточки все мы,

Все ремесленны умы.

Ну, куды теперь прикажешь –

До Сибири аль тюрьмы?

Атаман Платов (разочарованно смотрит на Левшу):

Экий тощий – словно штырь…

Ладно, слушай, богатырь,

Собирай свою шарагу,

Да поедем… (делает паузу) в монастырь.

Левша: (недоуменно)

Чай ошибся ты, Вашброть,

По изнанке – то пороть…

Мы грехов не накопили,

Чтобы ехать их молоть!

Атаман Платов: (раздражается и рявкает)

Цыц! Каналья! Бунтовать?

Я тебе такую мать

Покажу и обустрою –

Будешь рысаком скакать!
Вот за волосы схвачу,

Из избы поволочу,

Да ещё по грязи мордой,

Если только захочу.
Собирайся, цел пока!

Струмент сыпьте в кладника.

Коли станешь долго мешкать,

Для подгонки дам пинка!

(Левша с товарищами быстро собирается и выходит вместе с атаманом).

ОБЪЕКТ №……. Левша с товарищами стоят возле «Красного дома» и осматриваются. Их внимание привлекает и колючая проволока, и солдаты с оружием, и купола церквей. Неподалёку от «Красного дома» расположена беседка с лавочкой.

Левша:

Ну и чудно тут, братва:

Колокольни да церква.

Вместо тына здесь «колючка»,

Да стрелецка тетива.
Вот вблизи никак нашест –

Помолиться б да присесть.

Наше дело трудовое,

Главное, что кузня есть.

(Из «Красного дома» выходит дьяк в чёрном и направляется к Левше).

Дьяк:

Ты – Левша?

Тебя просили.

(Двумя руками приглашающе показывает на входную дверь и тут же важно скрещивает руки на груди)

Долго там не говори.

Отче Игорь

Свет Василич,

Келья нумер 23.

Баек ты ему не гни,

И про трудности ни – ни!
(Поднимает глаза к небу, как бы вспомнив что – то)

Перед тем, как распрощаться,

К Гаврятону загляни.

(Левша заходит в «Красный дом». Спустя некоторое время выходит из него и с таинственным видом обращается к товарищам).

«Бородатый» дьяк сказал:

Мы здесь с «корабля на бал».

С временем настолько туго,

Что кругом сплошной аврал.
Надобно блоху сковать,

(Бог избавь – не ошибиться!)

А потом в нору загнать.
(Пристально смотрит на друзей)

Есть сурьёзный оборот:

Коль блоха не заревёт,

Атаман нам, как цыплёнкам,

Шеи набок всем свернёт.

(Обводит взглядом оробевших товарищей)

Только не впадайте в грусть.

Знай – работай и не трусь.

Мы скуём блоху на совесть –

Ведь стоит за нами Русь!

(На сцену выходят два скомороха, опускается киноэкран).

1-й скоморох:

Скоро сказка говорится,

Споро движутся дела.

И потешная станица

Вмиг построена была.

(На экране опытный городок, предназначенный для взрыва).

2-й скоморох:

В ней станичники не жили –

Для жилья она плоха.

Предстояло стать ей пылью,

Там должна скакать блоха.

1-й скоморох:

А блоха уже готова (на экране РДС – 1)

Здесь не сказка, это – быль.

И на этом «Бородатый»

Вовремя челом отбил

2-й скоморох:

И царю, и всем боярам.

Царь решил, чего скрывать,

Времени не тратя даром,

Испытанья затевать.

(На экране вывоз РДС – 1 из цеха).

1-й скоморох:

Только вспыхнули зарницы,

Встали дьяки вереницей,

(И Левша с друзьями тут)

Провожать блоху в станицу.

(На экране пульт управления)

2-й скоморох:

Приготовили блоху

И укрылись: кто вверху,

Кто в расщелины забился,

Кто за камнем притаился.

1-й скоморох:

Изготовились глядеть,

Как почнёт блоха реветь.

Всем блаженна мысль была:

Лишь бы голова цела!

2-й скоморох: (на экране обратный отсчёт)

Думны дьяки отмеряли

Эти миги, и считали

Цифры, но наоборот

(Видно люб такой им счёт).

1-й скоморох:

Вот последни цифры тают,

Всем дыханье занимает.

Вот пошёл блохе наказ:

«С Богом! Прыгай!» В землю враз

2-й скоморох:

Уши и глаза уткнули

(Вроде как при свисте пули).

Рухнул тут небесный кров –

Вот такой раздался рёв.

1-й скоморох: (на экране взрыв)

Будто гром на колеснице

Трижды объезжал станицу,

Возвращался и опять

Глухо продолжал ворчать.

2-й скоморох: (на экране «гриб»).

Облик той блохи погиб,

Вырос шар, а потом гриб.

У Левши мысля мелькнула:

(Левша втихомолку крестится)

«Может где – то перегиб?»

1-й скоморох:

Гриб кружился весь в пыли,

В толщину размеры шли.

Ножка гриба извиваясь

Всё сосала из земли.

2-й скоморох:

(на экране последствия взрыва: разрушения, возгорания и т.д.)

Всё горело и трещало,

Всё стонало и скворчало,

Лихо плавился песок

И стеклом в канавы тёк.

1-й скоморох:

Всё казалось кверху дном,

Всё ходило ходуном.

Брёвна спичкой возгорались,

Рельсы на узлы вязались.

(Экран убирается).

2-й скоморох:

Позже в приказной избе

Дьяк, тот самый «Бородатый»

Да глядевший всё в трубе,

Вдруг спросил Левшу пытливо:

«Сыне, как блоха тебе?»

От такой блохи родни

Бог нас всех оборони!

В поле раз увидеть можно,

Ну а в жизни – ни – ни – ни!

1-й скоморох:

Будто камень с плеч долой,

Настроение – горой.

Дело сделано, однако,

Можно двигаться домой.

2-й скоморох:

Обнялись, перекрестились,

Разрыдались – прослезились.

Чарки приняли потом

И заснули крепким сном.
Царские палаты (застолье с музыкальным сопровождением).

1-й скоморох:

А в палатах пир горой,

Столы ломятся явствой.

2-й скоморох:

Ходуном веселья вал.

Ну а после царь сказал:

Басурманам отписать:

«Нам теперь на них чихать!

Со своей блохою танцев

Больше им не затевать!»

(Осматривается вокруг)

Писарь! Где ты? В самый раз

Нужно написать указ.

(Царь диктует, писарь записывает)

Атаману – княжий сан

Будет мной навеки дан.

(Атаман кланяется царю в пояс).

(Царь смотрит на князя, тот подобострастно кланяется)

Князю – орденок в петличку

(Хоть бараном он баран!)

(Оглядывает бояр)

Всем боярам – теремов!

(Бояре кланяются)

Дьякам хватит и домов,

Что построены в столице,

(Смотрит на бояр)

Чем потрафить мужиков?

1-й боярин:

Расспросить у «Бороды»,

Дабы не было беды:

Мужикам – то что по нраву

Кроме хлеба и воды?

(размышляет про себя)

Им ни денег и ни слуг…

Может, дать лошадок двух?

2-й боярин:

А не будет многовато?

А не вызовет испуг?

3-й боярин:

Царь – надёжа, мужикам

Должен быть гостинчик дан –

Чтобы в рот не попадал он,

Но протёк бы по усам.

Царь – писарю: пиши

Бочки выкатить вина,

Пусть напьются допьяна.

(слегка задумывается)

По алтыну на похмелку –

Это выдержит казна.

(чешет затылок)

Чтобы был указ готов,

Безо всяких лишних слов

(указывает пальцем)

В него надобно добавить

Пару бочек огурцов!

(Бояре важно кивают головами).

На передний план сцены выходят два скомороха. Все остальные действующие лица выстраиваются в линию на заднем плане.

1-й скоморох:

Через времени стекло

Много вёсен утекло.

Сколько сделано Левшою

Супостатам всем назло?

2-й скоморох:

Всё куёт Левша тихонько,

То ль блоха, а то ль комар.

Но от пакости от этой

У врагов ночной кошмар.

1-й скоморох:

Мы – Левши того потомки.

2-й скоморох:

Что в наследство взяли мы?

1-й скоморох?

Наши неплохие руки.

2-й скоморох:

Неплохие и умы.

1-й скоморох:

Можем выпечь Тульский пряник.

2-й скоморох:

Или сделать самовар.

1-й скоморох:

Дом себе построить сами.

2-й скоморох:

Или потушить пожар.

1-й скоморох:

Можем починить карету.

2-й скоморох:

Спутник в космос запустить.

1-й скоморох:

Град Саров прославить свету.

2-й скоморох: (беспечно)

Можем жить и не тужить.

13 августа - Международный день левшей

13 августа - Международный день левши. Одни в мире считают его официальным, другие неофициальным праздником, но суть верно - отмечается он действительно 13 августа. Разве что годы его появления между собою разнятся. Но это лишь толика знаменитостей - левшей. На самом деле их гораздо больше - знатоки утверждают в мире сегодня из всех рождающихся людей от трех до десяти процентов - леворукие. И их число, якобы, и дальше станет расти в геометрической прогрессии, пока не превысит численность праворуких.

Первая версия датируется 1992 годом, когда Британский клуб левшей организовал акцию в их поддержку. Ведь в мире абсолютно все приспособлено для удобства "праворуких" - и руль в машине, и обыкновенной компьютерной мышкой они легко управляются правой рукой и даже обыкновенная форточка открывается ими в правую сторону. "Левша" - как бы исключение из правил. Были давным-давно мрачные времена, когда с леворукими беспощадно боролись, как с порождением дьявола. И слава Богу, что времена дремучей инквизиции миновали! Ведь среди левшей много известных миру поистине талантливых людей - великий сказочник Ганс Христиан Андерсен, идол меломанов Пол Макартни, гениальный композитор Амадей Моцарт, загадочная непостижимая смерть которого до сих пор волнует человечество; широко известный и в прошлом и теперь ученый Исаак Ньютон, а государей и прочих повелителей среди леворуких - и вовсе хоть отбавляй! Начиная от древнейших времен, с Юлия Цезаря, Александра Македонского, а потом даже Наполеона Бонапарта и ближе к современным главам стран - Рональда Рейгана, набившего оскомину своими сексуальными похождениями Билла Клинтона и Джоржем Бушем - старшим.
Не порождение дьявола, но высших небесных сил левши, все, как на подбор, сверх талантливые, с сильным характером и небывалой жизненной мощью. Один только упомянутый нами композитор Амадей Моцарт чего стоит! Прослушав хотя бы одно его произведение в собственном исполнении публика долго не могла придти в себя - волшебник, чародей, повелитель меломанов! Не зря же его австриец- соперник Антонио Сальери, дирежер, композитор, педагог, не выдержав конкуренции, отравил, якобы, его?! А величайший полководец всех времен и всех народов Александр Македонский, покоривший пол мира?! Разве это не ярчайшее доказательство исключительности гения левшей?!
Впрочем, есть среди них и вполне обыденные скромные личности, но тоже поразившие высочайшим мастерством умы своих современников. К примеру, тот же "косой левша" так живописно описанный нашим великим Лесковым в его захватывающей воображение повести, увидевшей свет в 1881 году под названием "Сказ о тульском косом левше и стальной блохе", участниками которого были великие государи России и Англии. А история собой совсем проста. Как-то наш Александр Первый побывал в Соединенном Королевстве Великобритании. И до глубины души удивился микроскопической стальной блохе, изготовленной тамошними мастерами. Удивился до такой степени, что даже увез ее в Санкт-Петербург. А в сим славном граде поинтересовался, могут ли русские мастера по стальному делу изготовить нечто подобное? Интерес его был удовлетворен - де могут! Но от замысла до его исполнения царь не дожил. А его наследник Николай Первый, увидев "англицкую блоху", заинтересовался тем же вопросом и воодушевил тульских мастеров превзойти шедевр! И превзошли. Собственно, превзошел тот самый "косой левша". Блоху ту он не только подковал, но и стремена ей приладил и седельце! Отправленная в Англию блоха поразила тончайшим миниатюрным искусством всех подданных Великобритании вместе с их королем, единодушно признавших приоритет русских мастеров над мастерами владычицы морей.

Сейчас с грустью вспоминаешь, что когда-то на Руси левшей считали людьми ненормальными и недалекого ума. Им убогим даже в суде было запрещено появляться. Терроризировали, словом, по всему миру. Но потом все-таки признали их врожденный талант. Правда, так и не решив до конца, почему на свете появился столь удивительный феномен? Одни посчитали, что признаки левши закладываются уже в утробе матери от изменений, происходящих в мозге, были на сей счет и другие версии, и пусть о них спорят генетики и прочие ученые умы. А вот сами левши предлагают праворуким хотя бы раз в год (13 августа) побывать в их шкуре - открыть левой рукой, к примеру, банку сгущенки, почистить для супа картофель, морковку и свеклу, выпить левой элементарный стакан воды и так далее и так по порядку. Только тогда, наверное, поймут, сколь неудобно левшам жить на свете, когда все в нем приспособлено для праворуких. И такие попытки имеют мест о быть. В результате - промышленность уже выпускает товары для левшей. Ту же "мышку", чтобы ловко управлять компьютером. Обыкновенные, приспособленные для леворуких ножи, вилки, ложки, ножницы и прочий, прочий ширпотреб. На левшей теперь косо не смотрят - обычные люди, часто с заметным юмором, но чаще всего ловкие и сверх одаренные!
Как, например, Владимир Анискин из Новосибирска, который превзошел в мастерстве "косого левшу" из повести Николая Лескова. В ушке иголки он сумел разместить целый караван из верблюдов, погонщиков, с песком и пальмами, жарким солнцем. Миниатюрными и изящными выходят из-под рук настоящие произведения искусств у Николая Алдунина из Луганской области. На обыкновенном зернышке он умудрился нарисовать портреты Пушкина, Толстого. Изготовил блоху со стременами и седлом, подковав ее. И у него в ушке иголки - караван. А поперек спички - танк в полном боевом вооружении. Вот вам и левши! Удивительно, но в столице Кубани Краснодаре есть кузница "Левша". Но заказы здесь выполняются в натуральную величину - кованая мебель, ворота, козырьки подъездов, мангалы и многое многое другое. А названа столь удивительно кузнеца в честь талантливых левшей не только России - их ведь великое множество и в других странах. Людей - ранее гонимых, не признанных, а ныне почитаемых за талант и мастерство!

Коля с Дашей пишут правой,

И они, конечно, правы,

Ну а мне удобней левой -

Я берусь за дело смело;

Буквы ровно вывожу,

За линеечкой слежу.

Дом из кубиков умело

Возвожу я тоже левой.

И вообще, любое дело

Мне удобней делать левой -

Молотком стучать, лепить,

Просто чай из чашки пить,

Мяч бросать и рисовать,

Резать, клеить и играть.

Из детского стихотворения

Задачи

2. Способствовать развитию познавательного интереса к необычной информации.

3. Воспитывать понимание и уважительное отношение к окружающим людям, которые имеют физиологические особенности, связанные с леворукостью.

Форма проведения : информационный калейдоскоп.

Подготовительная работа

1. Социологический опрос в классах школы по теме информационного часа.

2. Подготовка стенгазеты «Знаменитые левши России».

3. Чтение отрывков из книг Льюиса Кэрролла и Николая Лескова о левшах.

4. Подготовка информации о левшах.

5. Конкурс рисунков «Рисуют левши».

Ход информационного часа

Классный руководитель.

Он не лютеранец и не протестанец, а русской веры.

А зачем же он левой рукой крестится?

Он - левша, и все левой рукой делает.

Так начал свой рассказ о леворуких людях известный русский писатель Николай Семенович Лесков, сам писавший левой рукой.

Давайте проведем небольшой тест. Я прошу вас свести руки в замок.

Учащиеся выполняют задание.

Классный руководитель. Этот небольшой тест говорит сам за себя и выдает тайну леворукости. У леворуких людей большой палец левой руки увереннее лежит на поверхности правой руки.

По данным статистики 10% населения земного шара - левши. А с какой статистикой столкнулись вы в нашей школе?

Учащиеся знакомят класс со статистикой леворукости по школе.

Классный руководитель . Итак, мы отправляемся в страну леворуких людей, как в Зазеркалье писателя Льюиса Кэрролла, который тоже был леворуким. Ребята, вам слово.

Ученик 1 . Давайте обратимся к истории. Впервые Всемирный день левшей отмечали 13 августа 1992 года по инициативе британского Клуба левшей, созданного в 1990 году. В этот день Левши всего мира стремятся привлечь внимание производителей товаров к необходимости учитывать и их удобства.

Ученик 2 . Давайте проследим жизнь левшей в истории. Начнем с Древнего Рима периода Империи. Левша на латыни именовался как sinister, что переводится как «зло», а правша - dexter - добро, умение. Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь левшей была далеко не сладкой.

Ученик 3 . Хочу не согласиться, поскольку так было не везде. К примеру, древние инки считали, что быть левшой - большое счастье. Если в семье рождался леворукий ребенок, считалось, что семья отмечена богом.

Ученик 4. Напомню, что цивилизация инков была очень развитой. А вот на Руси к левшам относились подозрительно. Им даже запрещали давать показания в суде. Считалось, что левшой был сам дьявол.

Ученик 5. В каждой стране еще издавна было различное отношения к левшам. В Японии, например, муж мог развестись с женой, узнав, что она пишет левой рукой.

Ученик 6 . Моя бабушка рассказала, что в советской школе маленьких левшей переучивали в обязательном порядке.

Классный руководитель. А кто же такие левши?

Ученик 1. Внимание! Информационная справка.

Левша - человек, у которого предпочтительно используется во всех его действиях левая рука. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую.

Ученик 2. Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел.

Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево- или праворукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других Движений.

Ученик 3. Жизнь леворуких людей затруднена. Связано это с тем, что все изобретения человечества приспособлены под правую руку. Например, кто из нас видел леворукую компьютерную мышь или гитару, приспособленную под левую руку?

Ученик 4 . Знаменитый левша, музыкант Пол Маккартни сейчас, конечно, может заказывать себе любые гитары, но в Юности ему пришлось сталкиваться с немалыми трудностями. Более того, большинство молодых и еще небогатых музыкантов чаще всего вынуждены самостоятельно переделывать себе гитары.

Ученик 5. Хочу привести примеры из собственных наблюдений. Левшам всю жизнь приходится приспосабливаться к миру построенному правшами. Они входят в метро - щель монетоприемника в автомате расположена справа. Хотят позвонить по телефону- автомату - цифровой диск предназначен для правой руки. Циферблат ручных часов также рассчитан на правшей.

Ученик 1 . Чтобы выжить в этом мире, левшам приходится переучиваться еще со школьной скамьи. Но не так-то просто переделать природу. Самую сложную работу, которая требует многочасовых усилий и напряжения, переученные левши все равно выполняют левой рукой. Так поступают леворукие хирурги, часовщики, художники, хотя пишут и едят они правой рукой.

Ученик 2 . Психологи считают, что люди-левши обладают сильным характером и мощным творческим потенциалом. Одним из таких людей был известный ученый-физик Андрей Дмитриевич Сахаров. Писал он правой рукой, но только потому, что его переучили в детстве, а вот рисовал все равно левой.

Ученик 3. Давайте обратимся к тем заданиям, которые мы подготовили к этому информационному часу.

Итак, в нашей школе мы провели не только социологическое исследование. Еще мы попросили сделать рисунки и написать тексты от руки правшей и левшей. Сейчас вам придется определить, где рисунки и тексты написаны и нарисованы правшами, а где - левшами.

Подведение итогов конкурса. Определение лучших работ.

Ученик 1 . На самом деле, и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку.

Ученик 2. У леворуких, по мнению ученых, гораздо сильнее выражены конкретно-образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений.

Ученик 3. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Ученик 4. Одним из самых известных леворуких людей был известный итальянский художник, ученый, изобретатель, инженер Леонардо да Винчи.

Ученик 5 . Сотни лет нет на земле знаменитого итальянского левши, а идеи его и сегодня становятся реальностью. Я предлагаю вам познакомиться с небольшой статьей об этом факте.

Учащиеся читают статью.

Самый маленький в мире одноместный вертолет весом 75 кг создан в Японии в соответствии с замыслом Леонардо да Винчи.

Это вертолет-крошка ГЭН Эйч-4, создателем его стал инженер Гэннай Янагисава, который говорит о своем детище так: «Он не имеет хвоста и точь-в-точь такой, как машина, предложенная Леонардо да Винчи». Набросок Леонардо, датируемый 1493 годом, признан сейчас первым проектом аппарата вертикального взлета и посадки.

Внешне вертолет выглядит так: открытое кресло, над которым прикреплен мотор и два ротора, вращающиеся в противоположных направлениях. Вертолет уже успешно прошел испытания в японской горной префектуре Нагано и может развивать скорость до 50 км в час.

Кстати, пару месяцев назад Книга рекордов Гиннеса зарегистрировала этот аппарат как самый маленький в мире вертолет, способный нести человека. Напомним, Леонардо да Винчи создал набросок своего вертолета в 1493 году. Сам же рисунок был найден в XIX веке.

Вот такие истории XXI века, начало которым было положено более 500 лет тому назад.

Ученик 1. А вот какую легенду рассказал Николай Семенович Лесков, русский писатель, о Левше, подковавшем блоху. И я приглашаю к нам рассказчиков, которые поведают нам о тульском Левше.

Выходят ребята. В руках у них книги Н. С. Лескова. Одна из них - «Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе)».

Рассказчик 1. Давно это было, в незапамятные времена. Только история эта правдивая. О человеке умелом и делах его славных.

Рассказчик 2. После окончания Венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».

Рассказчик З. В самой последней кунсткамере за границей, среди собранных со всего света диковин, государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет танцевать. Вскоре у Александра Павловича «от военных дел делается тоска и меланхолия», как говорит автор, и он возвращается на родину, где умирает.

Рассказчик 1 . Взошедший на престол Николай Павлович Иностранную блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам, чтобы заказать им изделие, которое могло бы по изяществу превосходить созданное иностранными умельцами. В те времена тульские мастера славились на всю Россию.

Рассказчик 2. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков.

Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет».

Платову приходится везти Левшу в Петербург.

Рассказчик 3 . Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов бьет и треплет Левшу а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп».

Рассказчик 1 . Вновь пытаются царь с дочерью рассмотреть возможности блохи, но и опять им это не удается. Тогда Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. При этом выкованные им гвоздики для подков блохи вовсе рассмотреть невозможно.

Рассказчик 2. Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам.

Рассказчик 3. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поет на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, потому что своему отечеству верно преданная».

Рассказчик 1 . Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, даже предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об англичанках.

Рассказчик 2 . На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.

Рассказчик 3 . Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и, не отрываясь, смотрит в сторону России. По возвращению в Россию он умирает.

Ученик 2 . Я предлагаю вам открыть для себя творчество писателя Николая Лескова. Из его книг вы узнаете еще очень много интересного, откроете для себя Россию умельцев, добрых и преданных людей.

Ученик 3. Мы узнали, что написал о Левше писатель. А вот что говорят ученые о праворукости и леворукости людей. И у нас в гостях представители научной среды.

Выходят ребята в мантиях и шапочках.

Ученый 1 (сопровождает рассказ презентацией). В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями.

Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно- образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие).

Ученый 2. Левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а также математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным, или преобладающим.

Ученый 1. В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое полушарие, соответственно, левой рукой и ногой. Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. И наоборот, у левшей доминирует правое полушарие, а преобладающей является левая Рука.

Ученый 2 . Ученые провели исследования среди любителей компьютерных игр и выяснили, что левши играют лучше, чем правши, так как быстрее анализируют текущую ситуацию и реагируют на нее адекватнее. По мнению ученых, такие люди хорошо себя проявят в работе водителями, пилотами, а также другими представителями профессий подобного рода.

Ученый 1 . Хочу привести случай из практики. Пятилетний левша рано научился читать, но никак не мог запомнить последовательность букв в алфавите. Ища что-то в энциклопедии, он на 8сякий случай держал перед глазами телефонную книжку.

Ученик 4. А еще я читал, что Владимир Владимирович Путин - скрытый левша. Он часто кладет левую руку на правую. И еще - он очень эмоционален, поэтому его речи имеют такой успех у слушателей.

Ученый 2 . Возможно, но научными исследованиями это не подтверждено.

Ученик 5. Спасибо нашим ребятам, выступившим в роли ученых, а мы отправляемся дальше.

Ученик 1. Я предлагаю викторину «Кто этот левша?». Мы будем давать характеристику знаменитым русским людям - левшам. Ваша задача - догадаться, о ком идет речь.

1. Он написал много произведений и прославил себя как великий русский писатель. Его перу принадлежат такие произведения, как «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник». (Это русский писатель Николай Семенович Лесков.)

2. Датчанин по происхождению, он дал толкование многих русских слов, которые до него не были описаны. (Это Владимир Иванович Даль - писатель, этнограф.)

3. Главными героями его самого большого романа являются Наташа Ростова и Андрей Болконский. Кто автор этого романа? (Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир».)

4. Этому ученому человечество обязано открытиями в области физиологии. Он описал действие условных и безусловных рефлексов. (Великий ученый - физиолог Иван Петрович Павлов.)

5. Он - один из выдающихся шахматистов планеты. Только он способен был вызвать на соревнование с собой компьютер. (Гарри Каспаров - чемпион мира по шахматам.)

6. Этот художник долго был непризнанным и непонятым в России. Теперь его картины стоят миллионы долларов. (Василий Васильевич Кандинский.)

Ученик 2. Спасибо, ребята, а теперь нам всем хотелось бы рассказать о великих иностранцах, которые пополнили список левшей. Предлагаю посмотреть ваши презентации «Великие левши мира», которые вы выполняли в группах.

Альберт Эйнштейн - ученый;

Юлий Цезарь - император;

Наполеон Бонапарт - император;

Принц Уильям - наследник английского престола;

Александр Македонский - полководец;

Жанна дАрк - национальная героиня Франции;

Билл Гейтс - предприниматель, миллиардер, основатель «Microsoft»;

Франс Иозеф Штраус - политик, президент Германии;

Бетховен - композитор;

Моцарт - композитор;

Леонардо да Винчи - гениальный ученый-экспериментатор, художник;

Микеланджело - скульптор, архитектор, живописец, мыслитель;

Рафаэль - художник;

Рубенс - художник и дипломат;

Льюис Кэролл - писатель;

Пол Маккартни - музыкант;

Джимми Хендрикс - музыкант;

Ринго Старр - музыкант;

Курт Кобейн - музыкант;

Фил Коллинз - музыкант;

Джордж Майкл - певец;

Рики Мартин - певец;

Брюс Уиллис - актер;

Джулия Роберте - актриса;

Майя Плисецкая - балерина;

Чарли Чаплин - актер;

Мэрилин Монро - актриса;

Морган Фримен - актер;

Роберт де Ниро - актер;

Том Круз - актер;

Сильвестр Сталлоне - актер;

Джон Маккинрой - теннисист;

Мартина Навратилова - теннисистка;

Тина Канделаки - телеведущая.

Ученик 3. Спасибо, ребята! Вы здорово подготовились. А я хочу дать слово ребятам, которые подготовили интересную Информацию о левшах.

Ученик . Довольно необычный способ привлечения туристов придумали в Чехии. Рассчитано развлечение не на всех, хотя осмотреть на него наверняка приедут многие. В самом центре Фаги открылся уникальный магазин, основными покупателями в котором должны стать левши. Весь ассортимент магазина состоит из предметов, пользоваться которыми удобно исключительно левой рукой.

Ученица . Здесь можно приобрести множество «левых» вещей - компьютерную мышь или ножницы, открывалки с «левосторонней» ручкой и даже настенные часы, идущие в другую сторону.

В магазине наверняка найдется и гитара с обратными струнами, вроде той, на которой играл левша Пол Маккартни.

Ученик. В магазине также есть портреты известных левшей, среди которых Мерилин Монро и Наполеон Бонапарт, Чарли Чаплин и даже Леонардо да Винчи, который также пользовался левой рукой при написании своих работ.

Ученица. А еще в магазине можно увидеть саксофон, приспособленный под левую руку. Видимо, это копия саксофона, на котором играет бывший президент США Билл Клинтон. Магазин находится в центре Праги. Если будете там, непременно посетите, вам будет очень интересно.

Ученица . В одной из научных статей по данной теме я прочитала: «левша» — понятие многогранное. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке - правшой, и наоборот. Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в Европе, где пишут правой рукой и читают слева направо, - примерно 42%. А абсолютных левшей, в среднем, только 8-10%.

Основная же часть людей являются либо правшами с признаками леворукости, либо левшами с признаками праворукости.

Классный руководитель. Как ты думаешь, для чего официально определен праздник леворуких людей?

Ученица . Я думаю, что День левшей нужен для того, чтобы привлечь внимание дизайнеров и производителей товаров, руководителей предприятий к необходимости учитывать и удобство левшей при пользовании предметами.

Классный руководитель . Я думаю, ребята, что вы убедились сегодня в том, что праздники в календаре совсем не случайны. Одни нужны для того, чтобы увековечить память знаменитых и уважаемых в народе людей или памятные даты, другие - чтобы напомнить миру о тех проблемах, которые существуют в обществе. А их немало. Это и проблемы беженцев, проблемы грамотности на планете Земля, проблемы леворуких людей, которых мы называем левшами. Эту проблему невозможно решить в один день. Но то, что люди понимают ее значение в обществе, говорит о том, что проблема будет решаться.

И вовсе неважно, леворукий ты или праворукий - важно, что ты имеешь право быть понятым в обществе и получить помощь, если она тебе нужна.

Наш информационный час мне хотелось бы закончить словами из стихотворения, которое стало эпиграфом нашего информационного часа.

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа

13 августа — Международный день левши. Празднуется с 1992 года, в нашей стране, правда, не все знают, что такой день существует.

Знает только моя дочь Катя и еще примерно 10% населения земли:-).

Британский клуб левшей выделил один день в году для привлечения внимания производителей товаров к особенностям леворуких людей.

Кто не знает, какие это особенности, я, как мама 13-летней левши, сейчас вам все расскажу:

  • С раннего детства Катя ломала все заводные игрушки. А с какой стати все они заводятся по часовой стрелке?
  • Она не могла вырезать стандартными ножницами даже самые простые фигурки.
  • Все тетради, по которым Катя готовилась к школе, казались мне чистыми, хотя она утверждала, что весь урок писала там палочки. Догадались? Левша открывает тетрадь на последней страничке.
  • Писать приноравливались долго. Кулачок двигался вслед за написанным словом и все РАЗМАЗЫВАЛ. Нужно научиться особым образом поворачивать тетрадь.
  • Прочертить отрезок по линейке… Это правше удобно держать ее левой рукой и чертить слева направо карандашом. Повторите-ка все это, поменяв карандаш и линейку местами. Удобно? Нужна линейка, шкала которой начинается справа.
  • Карандаши в точилке прокручивались и оставались, к Катиному удивлению, тупыми. Лезвие внутри точилки заточено для праворуких. В принципе, можно найти выход и крутить точилку вокруг карандаша:-).
  • Попытки заниматься бальными танцами в 6 лет успехом не увенчались. Половину урока выяснялись отношения с партнером, в какую сторону крутить «лодочку». Ей хотелось это делать против часовой стрелки, а мальчику, соответственно, наоборот:-).
  • А как расположены все классы во всех школах по отношению к окнам, знаете? Так, чтобы дети могли писать при дневном свете и не создавать тень на тетради от руки. Всем было удобно, кроме моей дочки.
  • Сели мы за компьютер… Да, конечно! Левую и правую кнопки нужно менять местами! Или снова привыкать…
  • На уроках физкультуры почему-то не все преподаватели понимали, что бросать гранату нужно левой рукой, а при прыжке в высоту толчковая нога — другая.
  • Шить и вязать левша научиться может. Но! Тот, кто учит, должен это ПОКАЗАТЬ! Это, я вам скажу, была забота… Мой мозг просто закипал, когда я должна была сама научиться вязать крючком в другую сторону левой рукой. Это был незабываемый мой личный день левши.
  • Когда Катя подросла, я попросила ее открыть банку с горошком консервным ножом… Да! Он тоже для правши!
  • А прокрутить мясо на обычной мясорубке? Это можно только правой рукой, так уж там устроен механизм и заточены ножи.
  • Штопор я пока не просила использовать… А он, как нетрудно догадаться, тоже завинчивается в неудобную сторону неудобной рукой!
  • Пользоваться ножом для чистки картофеля тоже не прошу. Он не чистит!

Достаточно?

Да, вот еще забавный случай! Был год быка, и я подарила Кате кружку, на кромке которой сидела фарфоровая корова. Налила чай… Оказалось, что если кружку держать правой рукой, корова сидит напротив и пить не мешает. Катя, естественно, взяла левой рукой. Фигурка не позволила ей сделать глоток.

Какие подарки дарят в День Левши?

Полезные, естественно. Сейчас достаточно много специализированных магазинов, в которых есть все самое необходимое для больших и маленьких левшей.

Что из всего этого действительно полезно:

Детям: ножницы, точилки, линейки, ручки для левшей (там слегка загнут кончик, и заправлены быстросохнущие чернила), компьютерные мышки

Взрослым: овощечистки, штопоры, маникюрные наборы, рулетки, ножницы, консервные ножи для левшей, секаторы, многофункциональные ножи.

Известные левши

Левши эту тему любят, напоминаю самых выдающихся:

Список известных людей, которые все делали «одной левой», поражает - Марк Твен, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бетховен, Сергей Рахманинов, Пол Маккартни и Ринго Старр, Мерилин Монро, Роберт де Ниро. Леворукими были Юлий Цезарь и Александр Македонский, Наполеон Бонапарт и Карл Великий, Уинстон Черчилль и Жанна Д’Арк (информация с calend.ru)