Спектакль "за закрытой дверью" продано

Журналист Гарсен , богачка Эстель и почтовая служащая Инес попадают после смерти в закрытое помещение - Ад . При жизни Гарсен издевался над своей женой в течение пяти лет, и в решающих ситуациях вёл себя как трус; лесбиянка -интеллектуалка Инес отбила у своего кузена его подругу, - тот покончил с собой, бросившись под трамвай, а девушка с отчаянья отравила газом себя и Инес ; обольстительная Эстель убила своего ребёнка и довела до смерти возлюбленного, многие годы изменяя своему мужу, за которого вышла ради денег. При этом никто из них ни о чём не жалеет. Все трое сознают, что находятся в Аду, и готовятся к худшему, но ожидаемые ими пытки и физические страдания не ощутимы, - только лёгкая жара. Каждый пытается выведать у других, за что они здесь оказались, при этом старается скрыть правду о себе. Очень скоро герои начинают понимать, что адские мучения как раз и заключаются в этой взаимной лжи. Они не могут ни уйти друг от друга, ни убить друг друга, так как уже мертвы. И эта «пытка ближним» будет длиться вечно…

Пьеса состоит всего из одного действия, для неё требуется только одна декорация. В пьесе четыре персонажа, один из которых, Коридорный , появляется только в нескольких эпизодах. Действие происходит в замкнутом пространстве - в гостиной без окон и зеркал. Достаточно скоро выясняется, что этот «номер» расположен в аду. Поочерёдно Коридорный приводит в него трёх персонажей. Все они на какое-то время остаются способны видеть происходящее на земле. Только когда события, связанные с их смертью, становятся исчерпанными, они теряют такую способность.

Первым появляется Гарсен , затем Инес, затем Эстель . Поначалу Гарсен воспринимается почти как комическая фигура: то пытается выяснить, где здесь жаровня и кол, то почему отняли зубную щётку. Но по ходу действия пьесы, когда персонажи узнают о земном прошлом друг друга, образ героя прорисовывается в других красках. У Гарсена , как и у обеих дам, - два существования. Застывшее навсегда в прошлом земное и нынешнее, загробное, в котором они существуют только друг для друга и для Коридорного . Гарсен не может никак изменить своего земного существования: «адское» положение потому и уникально, что оно ставит персонажей в ситуацию несвободы, которая, по Сартру, возможна лишь в том случае, когда человека нет. Герои «есть» (в загробном мире), но с другой стороны, их «нет» (в человеческом мире). Они остаются существовать в качестве «бытия-для-себя», но утратили возможность через Ситуацию совершать свободный выбор: это положение, когда осталось только понять мотивы и определить лицо истории собственной жизни. А у Гарсена оно оказывается неприглядным: выясняется, что он жестоко издевался над своей кроткой женой, и та пыталась покончить с собой; он выпускал пацифистскую газету, но когда его страна начала реальные боевые действия, попытался бежать, был пойман и расстрелян. Инес ставит на нём клеймо: «Трус!», - и теперь его загробное существование имеет цель доказать ей, что это не так. Но он и сам не может объяснить, чем обусловлен этот «обморок свободы» - попытка побега, которая привела к столь бесславному финалу. Здесь и становится очевиден конфликт между волей к утверждению свободы даже через смерть и бегством от неё, которое так же приводит к смерти, но делает прожитую жизнь абсолютно бессмысленной. Герои становятся связаны между собой, и даже когда у Гарсена появляется возможность выйти в коридор, он остаётся. В этом мире тоже оказывается возможным выбор, но он не в силах как-то повлиять на уже состоявшуюся жизнь, в которой все три героя проявили себя не лучшим образом, а теперь являются друг другу судьями.

Эстель не хочет признаваться в совершённом - она убила своего ребёнка, рождённого от любовника, и тот тоже покончил с собой, - ей хочется представить, что все они попали сюда «по ошибке», а свои воспоминания она гонит прочь. Чтобы забыться, ей нужен мужчина, но наладить любовные отношения с Гарсеном не удаётся потому, что им не избавиться от присутствия Инес . Инес , в свою очередь, предлагает любовь Эстель , но та её отвергает. Оказывается, что все персонажи крепко связаны друг с другом, понимают ловкость адской канцелярии, которая подстроила всё это. Действие пьесы вертится вокруг того, что в жизни, уже прожитой в прошлом, персонажи не смогли осуществить собственную свободу, а осознание необратимости этого - и есть, по Сартру, адское мучение.

“Аргументы и факты” № 32 (август 1999)

Светлана Кузина:

В просторной комнате со стенами, обитыми, как в психушках, чем-то мягким, из обстановки – лишь три лежака и “оскароподобная” статуя. Зато сюда ведут целых три двери. Через них по очереди невозмутимый распорядитель пропускает нервного молодого человека и двух встревоженных дам: одна помоложе, зато другая – элегантнее. Эти трое явно незнакомы, но, запертые вместе, начинают себя вести, как пауки в банке, - то норовят заняться любовью, то грызутся до драки. И непрерывно спорят. Вот так выглядит, по мнению режиссера Александра Мохова , один из кругов ада – суд собственной совести.

Как они колоритны - трус, расстрелянный за дезертирство (Андрей Соколов ) и две очаровательные… убийцы (Ирина Алферова и Наталья Петрова )! Как цепляются за ушедшую жизнь, не в силах смириться с жестоким итогом – приговором их земному пути! Как истово ищут сочувствия друг у друга! Но их спонтанные исповеди правдивы лишь отчасти.

Если Н.Петрова известна больше по кино и достаточно новое лицо на московской сцене, то А.Соколов и И.Алферова – актеры более чем знакомые зрителю. Однако спектакль “За закрытой дверью” выявил в них какие-то новые, удивительные грани”; может быть, знаменитый “Ленком” не до конца использует возможности своих звезд?

“Независимая газета” 30.03.99

Валентина Федорова:

Отечественная театральная антреприза, не перестает удивлять. Вслед за появлением в одной антрепризе пьесы Фриша, в другой появляется… Жан-Поль Сартр. Причем с одной из его наиболее концептуальных пьес “За закрытой дверью”, во многом определившей целое направление исследований о Сартре…

…В этом аду нет ничего страшного. Странное – да, но не ужасное. И хотя веселье вновь прибывших имеет несколько истерический оттенок, они, тем не менее, чувства юмора не теряют. Несомненная удача постановщика – правильно найденная тональность спектакля, его стремительный ритм, взнервленная бравада. Пожалуй, наиболее ясный персонаж – Инес Серано. В исполнении Натальи Петровой – это длинноногая эффектная брюнетка в раздражающе красном, нарочито резкая и провоцирующая. Эта стерва бессердечна и жестока, как сама жизнь.

Эстель Риго в исполнении Ирины Алферовой поначалу кажется ее полной противоположностью. Изящная, обворожительная дама, она кажется прелестной кокеткой, блестящим мотыльком. Но постепенно раскрывается и ее трагедия. Жестокость этого милейшего создания вдруг проявляется в ее почти базарном крике… Алферовой не так часто приходилось играть отрицательные персонажи. Здесь она демонстрирует неизвестные нам грани своего дарования. Она не боится быть даже смешной, когда нелепо цепляется за единственного мужчину, оставшегося у нее навсегда.

Жозефа Гарсена, журналиста-пацифиста, который сам себя уличает в трусости, играет популярный актер театра и кино Андрей Соколов . Невозмутимость и респектабельность первых эпизодов, чуть приправленные вполне понятной нервозностью, сменяются почти детским отчаянием, мальчишеской жаждой признания. Странное соединение силы и зависимости от других актер передает, не жалея сатирических красок…

Ад – это другие. Мы все палачи и жертвы. Но не все так мрачно, господа. В наш страшный век поиск нравственного императива представляется неизбежным. Так, может, он там, за закрытой дверью?

“Новое время” 28.11.99

Лариса Давтян:

…В обращении театра “Игроки” к пьесе Сартра “За закрытой дверью” можно усмотреть некий опыт “интеллектуального стёба” в исполнении Андрея С околова, Ирины Алферовой , Натальи Петровой и Рудольфа Саркисова , которым не стоит бояться переусердствовать в иронии. Ведь воображаемое Сартром вместилище ада, где происходит встреча грешника с двумя грешницами, отнюдь не предполагает пафоса хождения по “Дантовым круга”. Герои этого спектакля (сценография Виктора Крылова ), по мысли его постановщика Александра Мохова (режиссерский дебют артиста “Табакерки”), скорее, загнаны в угол. И в его тупике им предстоит открыть предельно простую истину, что “ад – это другие”, и принять обреченность на “сосуществование”, неизбежность которого способен разбавить лишь смех. И, пожалуй, символично, что озвучил эту так называемую “адскую историю” композитор из бывшей команды “Веселых ребят” Сергей Шустицкий , находя оправдание благозвучным гармониям в столь, казалось бы, чуждом для них месте, а изломанными ритмами танго придавая потустороннему действу привкус фарса…

“Вечерняя Москва”, 2 июня 1998 года

Ирина Кретова:

…Режиссер воссоздает сартровский “театр ситуаций”, в котором “пытка мыслью” оттесняет интригу, жизнь заострена до графичного, лабораторного этюда. Действие трагического фарса ограниченно рамками заранее заданной, сконструированной условной ситуацией – “адом”, в котором людей ожидает наказание за их земные грехи. В этом аду нет жаровен, вертелов и котлов, нет палачей. Просто комната с закрытыми дверями, а в ней три совершенно разных человека…На первый взгляд они никак не связаны друг с другом, тем не менее, каждый из них от рождения несет в себе “бациллу зла”, причем любой из них – палач другого. Но героям с этим трудно согласиться… Для того, чтобы понять это и обрести спасение от “адских” мук, им предстоит пройти через все круги…

Пьеса великого французского писателя, драматурга и философа Жана-Поля Сартра написана в 40-х годах нашего столетия и представляет собой один из лучших образцов драматургии экзистенциалистского направления. Но в пьесе речь идет не о сложных философских построениях, а о том, что волнует всех людей: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о наших отношениях с другими людьми.
В некую комнату, которая оказывается тем самым загробным миром, Адом, где людей ждет наказание за их земные грехи, попадают три человека: писатель-пацифист Жозеф Гарсен, почтовая служащая Инес Серано и холеная аристократка Эстель Риго. В этом Аду нет сковородок, вертелов и котлов, нет палачей. Просто пустая комната с закрытыми дверями, а в ней три совершенно разных человека, на первый взгляд никак друг с другом не связанных.
На наших глазах разворачивается туго закрученная автором спираль их взаимоотношений. Фарс, трагедия, лирика и ироничный юмор - все переплелось в этой спирали. Три незнакомых человека становятся друг для друга смыслом и проклятием, целью и помехой, объектом вожделения и ненависти. А Ад оборачивается неким подобием коммунальной квартиры, где и вместе существовать невыносимо и порознь скучно.
Кто мы друг для друга? Один из персонажей пьесы утверждает: «Ад - это другие». Но похоже автор и сам с ним не во всем согласен. Так кем же станут друг другу персонажи пьесы? Адом? Спасением?
В версии московского театра «Игроки» (постановка - заслуженного артиста России, актера и режиссера Александра Мохова, режиссер - художественный руководитель театра «Игроки» Рудольф Саркисов) эта пьеса теряет последний налет мистики и философской серьезности. «Сартр по-русски» - так театр определил для себя жанр спектакля. То есть французское изящество, тонкость и ирония дополнены русской страстностью и бесшабашностью. А соединяют их в одно целое популярные российские артисты: народный артист России Андрей Соколов (Жозеф Гарсен), народная артистка России Ирина Алферова (Эстель Риго) и исполнительница роли Инес Серано – ведущая артистка театра п/р А.Джигарханяна Елена Медведева. Помогает им музыка известного композитора и телеведущего, заслуженного артиста России Сергея Шустицкого, написанная специально для этого спектакля.
Спектакль был подготовлен в мае 1998 года. Официальная премьера в Москве состоялась 30 октября 1998 года.
Спектакль был представлен в трех номинациях театральной премии телевизионного канала ТВ-6 «Чайка-98».
Спектакль, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, неоднократно демонстрировался во многих городах России. Прошли также зарубежные гастроли: в Израиле, США, Канаде, Финляндии, Армении, Украине, Казахстане, Беларуси, Литве, Латвии.

Цена билета: 30, 32 руб.
Билеты продаются в концертных кассах филармонии:
● остановка «ЦУМ», тел: 95-93-01, время работы: 12:00-19:00;