Дела семейные. Мордовская свадьба, ее традиции и обряды — отражение самобытности культуры Мордовии Мордовская свадьба

Свадьба - одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Традиционные обряды, приуроченные к разным ее этапам, должны были способствовать её благополучному ходу, а также объявлять о событии односельчанам и родственникам. Свадебные обряды Мордвы отличались большой сложностью и разнообразием, что определялось особенностями расселения, многообразием контактов отдельных групп этноса с соседями:

Нередко, невесту жених попросту воровал.

Правда, не сам: похищение организовывали его родственники. Происходило это во время во время того, как девушка выходила за водой к озеру, или рано утром во время гонитьбы скота на водопой. Её запирали в хлеву или клети у кого-то знакомых жениха и не выпускали, пока та не давала согласие на свадьбу. Такие умыкания невесты просуществовали вплоть до начала 20 века.

Когда родители жениха находили подходящую партию для сына, то, решив свататься, отец должен был взять горбушку хлеба, вытащить оттуда мякиш и заполнить медом. Ночью он садился на лошадь и клал эту горбушку на воротный столб невесты, после чего стучал кнутом в окно, говоря хозяину, что приехал свататься к его дочери и уезжал, что есть силы. За ним тут же организовывали погоню, и, если догнать отца жениха удавалось, эту горбушку ему возвращали, давали отказ в свадьбе и избивали. В противном же случае, отец невесты доезжал до дома жениха, так же стучал кнутом окно и давал согласие. Против этого обычая мордва никогда не шли, так как считали, что, несоблюдение повлечет за собой гнев богов. Могли они лишь подыграть: если жених был неугоден, например, беден, то догнать его действительно пытались изо всех сил. Если же это была хорошая партия для дочери, то догоняли «для вида»: ехали медленно и неторопливо.

2.

Во время сватовства в одном доме собиралась родня и жениха, и невесты. Каждый должен был принести с собой каравай хлеба. Уходили домой они опять же с караваями, только другими: родня невесты брала хлеб, принесенный стороной жениха, и наоборот.
На свадьбе у мордвы было очень много даров: от невесты родне жениха, от родни невесты в приданое, существовало даже, так называемое «прощание с улицей»-невеста всем девушкам, проживающим на одной улице с ней, дарила кольца перед днем своей свадьбы, а всех парней угощала вином.

В день свадьбы родственницы жениха пекли специальные свадебные пироги: от 5 до 9. Каждый из них имел свое предназначение, особый внешний вид и начинку: пирог для отца невесты, матери, крестной, подружек и т.п.

3.

4.


Молодую жену обязательно представляли умершим предкам мужа: молились и просили принять ее, как нового члена семьи. Девушка же приносила им дары: рубахи, пояса, кокошники-их раздавали бедным.

Сразу же после свадьбы невеста не имела права навещать свою родню и родителей, даже если жили они через два дома. Спустя две-три недели после бракосочетания, за девушкой приезжали и увозили к отцу на месяц. По прошествию этого времени, муж со своими родителями возвращался за женой. Этот обряд назывался «возвращение-отступление», лишь после него муж и жена могли гостить у своих родственников когда им это было угодно.

В настоящее время традиции мордовской свадьбы потерели большие изменения и во всем своей многообразии проявляются лишь в некоторых поселках и деревнях республики. Однако, есть и те, которых придерживаются даже самые современные семьи в городах республики, отдавая дань истории и культуре своего края.

Управление

образования администрации

Ардатовского муниципального района

Исследовательская работа

IV районная научно - практическая конференция
школьников «Первые шаги в науку»

Мордовская свадьба - вчера и сегодня

Летина Алина Валерьевна,

ученица 8 класса

МОУ « Ардатовская СОШ» ____

Руководитель:
Федорчукова татьяна Михайловна,

учитель МОУ _ « Ардатовская СОШ» _____

2011

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………….1

2. Основная часть. Мордовская свадьба:………………………………….....3

2.1. Сватовство(Одирьвань ладямо)………………………………….3

2.2. Запой (Одирьвань симема)………………………………………..3

2.3. Приготовление к свадьбе (Свадьбань анокстамось)……………4

2.4. Угощение кашей (Кашадо ярсамо)……………………………….5

2.5. Расплетение косы (Черь пулонь калавтомась)…………………..5

2.6. Укладка сундука(Эрямо парень анокстамось)…………………..6

2.7. Свадьба в доме невесты(Свадьбась одирьвань кудосо)………..6

2.8. Свадьба в доме жениха после венчания(Свадьбась женихень кудосо венчамодо мейле)……………………………………………………….7

2.9. Соблюдение обычаев старинной свадьбы в наши дни……………..8

3. Заключение……………………………………………………………………….9

4. Список используемой литературы………………………………………...10

5. Приложения

Введение

Зная язык своего народа, соприкасаешься с духовными ценностями, старинными традициями, культурой мордовского народа. Из поколения в поколение передавалось то, что народу дорого и свято – народные традиции и обряды, песни и игры. Да, они вечные, но забываются, уходя из нашей жизни. Мы всегда обращаемся к обрядам и традициям, потому что это - наши корни. Любое событие нашей жизни не проходит без соблюдения обычаев и обрядов. Не исключение – свадьба.

Мне показалось интересным и увлекательным, как проходили в мордовских селах свадьбы сохранились ли эти обычаи в наше время, и поэтому темой своего исследования я взяла: «: Мордовская свадьба вчера и сегодня.» . Она даёт возможность нам ближе познакомиться с жизнью мордвы, больше узнать об этой национальности, сопоставить и провести параллель между историческим обрядом и современным.

Актуальность. Мордовские обряды, по мнению ученых, на современном этапе рассматриваются недостаточно. По моему, тема по – настоящему богата и увлекательна. Свадьба - самое яркое и впечатляющее событие в жизни людей.

Мне было важно воссоздать колорит прошлых веков и почувствовать разницу с современностью. Мордовская свадьба тесно связана с жизнью народа, его традициями и поэзией. Она росла и развивалась вместе с опытом людей и стала настоящим творческим делом, жанром народного искусства. В настоящее время многое изменилось в жизни народа, изменились его традиции, песни. Сейчас забыты старинные причитания невесты, песни свахи. Но свадебные обычаи и связанная с ними поэзия - это ценный материал, откуда мы узнаем о прошлом нашего народа, о его традициях и обрядах по сей день, поэтому я поставила цель :

    исследовать старинную свадьбу;

    узнать насколько мордва сохранила свои обычаи в наши дни;

    подробнее познакомиться с мордовским обрядом .

Проблема. Изучить мордовские свадебные обряды, провести параллель с нынешним временем, найти общие и отличительные черты.

Объект исследования:

    старожилы села Каласево Ардатовского района .

    обряды свадеб мордвы в старину и в современности.

Задачи:

    изучить старинный свадебный обряд;

    сопоставить изученный материал со свадебным ритуалом нынешнего времени;

    научиться бережно относиться к истории национальной культуры, возрождать, сохранять традиции и обряды мордвы.

Гипотеза. Если больше уделять внимания истории нации, её корням, то у молодого поколения появится интерес к прошлому своего народа, более углубленному изучению национальных традиций.

Методы:

    Научно-поисковые:

Сбор и изучение материала по данной теме;

Интервью с жителями села.

2. Аналитические:

Анализ и синтез собранного материала.

3. Систематизирующие:

Систематизация полученных данных.

4. Практические:

Компьютерная презентация.

Я живу в Мордовии – республике редких памятников истории, где старина и новь живут рядом, сливаясь в единый ансамбль мордовской культуры. Моя малая Родина – Ардатов. Этот прекрасный уголок многоликой Росси очаровывает своими лесами, реками, озерами, бесконечными лугами трав и лесов, а главное народом, история которого увлекательна и самобытна.

Свое исследование я решила начать после услышанного разговора мамы с моей прабабушкой, которой исполнилось 82 года. Прабабушка просила исполнить последнее желание – положить ей в гроб её подвенечное платье (платье она бережно хранит до сих пор). Я спросила: « Бабушка, а зачем?» На что она ответила, что с этим платьем связаны самые дорогие, запоминающиеся и счастливые моменты жизни – её свадьба, так как это несравнимое ни с чем по своей красоте и великолепию событие.

Описание мордовской свадьбы сделано мною со слов моей прабабушки Суюшовой Нины Семёновны,1929 года рождения, а также Архиповой Александры Петровны,1924 года рождения, и Гвоздевой Елены Петровны,1930 года рождения. Всю свою жизнь они прожили в мордовском селе Каласево. Здесь они родились, выросли, вышли замуж, растили детей, внуков и теперь уже правнуков. Всю свою жизнь, все самые яркие и большие события они хранят в своей памяти и передают её нам, следующим поколениям. Все эрзянские причитания записаны мной с их слов. Причитания на мордовской свадьбе – одно из самых ярких обрядов. Мордовская свадьба начинается со сватовства.

2.1 Сватовство(Одирьвань ладямо)

Одобрив выбор сына, родители жениха в один из «лёгких» дней (воскресенье, вторник, четверг) приглашают к себе родственников и объявляют им о выборе невесты. Взяв с собой хлеб и соль, они отправляются в дом невесты.

Придя в дом невесты, сваты говорят такие слова: «Вешнетяно ярка, маринек тынк ули, сынек ваномонзо, ладямонзо, эряви миненек истямо:

Стяко а пижниця,

Ламо а ярсыця,

Роднякс минек примиця,

Чокшне позда мадиця,

Валске рана стиця,

Ярсамонь пидиця,

Эри ялганзо вечкиця.»(из рассказа Гвоздевой Е. П)

Затем хозяева дома усаживают сватов за стол, которые вскоре спрашивают невесту, согласна ли она выйти замуж за этого молодого парня. Если девушка соглашается, её родители и сваты будут обсуждать детали проведения свадьбы, решают, когда и как сделать запой .

2.2 Запой(Одирьвань симема)

Обычно через неделю после сватовства наступает запой. В этот день родные жениха вновь приходят в дом невесты. Все гости со стороны жениха и

невесты садятся за стол и угощаются. Во время первого стола родные жениха

сажают невесту на стул и дарят ей различные подарки: платок, серьги, кольцо, браслет. Обычно это делает свекровь и при этом перед снохой поёт:

Ох, урьвинем-эеднем!

Цёрам кувалт какамак!

Сайтян мон тонть, эеднем,

Чокшне кувать аштицякс,

Валске толонь пувицякс.

Кудос пенгень кандыцякс,

Начко ведрань кирдицякс,

Ванькстэ кудонь теицякс,

Чевте таркань ацыцякс,

Сэрей прялксонь путыцякс,

Раужо палянь саицякс,

Ашо палянь максыцякс,

Калгодо мушконь томбицякс,

Кувака коцтонь кодыцякс,

Кучк-киява молицякс,

Эрьва козонь кундыцякс,

Якинь-пакинь вастыцякс,

Тусь ломанень ильтицякс.

Пиже какам Люба,

Мазый какам Люба,

Прязот казян мон паця –

Тон превксэкс – содавикс ультяя,

Пилезэть каян сиянь пилекст –

Пиле марикс ультяя,

Кедезэть каян сиянь суркс –

Кедь – суров ультяя

Пильгезэть казян мон цюлкат –

Пильге виев ультяя.(из рассказа Суюшовой Н.С.)

Затем невеста благодарит всех за полученные подарки и хорошие слова и сама одаривает всех вышитыми полотенцами. После этого начинаются песни и пляски.

Во время второго стола родные решают, когда сделать свадьбу, намечают её день и обсуждают её проведение.

2.3 Приготовления к свадьбе(Свадьбань анокстамось)

С момента запоя невеста начинает готовиться к свадьбе: приготовлять дары и учиться причитывать. Из этих приготовлений более всего озабочивает невесту приготовление даров, которых требуется с неё немало и которые должны быть все своей работы. Невесте необходимо было соткать и вышить от 10 до 20 женских и мужских рубах, вышивать полотенца и платочки. Такое множество даров нельзя, конечно, приготовить в короткое время между запоем и свадьбой. Поэтому

свадебные дары приготовляются постепенно, в продолжение нескольких лет.

2.4 Угощение кашей(Кашадо андомась)

Кашу невесте приносят её родные, попробовав её, она должна была всех отблагодарить и причитать. Сначала девушка пробует кашу матери и причитывает:

Пасиба, авай, пасиба

Паро кашань пидемазот.

Больше мон а карман

Тонть паро кашадо ярснеме.

Остатка ве мон удан.

Туян чужоень мель ваномо,

Ятоень коронь кирдеме.

Чужоень мельтне мелекшевть,

Ятоень кортне корокшовт.

Чужоень мелесь грозной пурьгине кондямо,

Ятоень корось пшти ёндолонь кондямо.(из рассказа Архиповой А.П)

Затем невеста начинает пробовать каши родных и благодарит их:

Пасиба, роднойть, пасиба

Паро кашань пидемазонк,

Монь ломанькс путомазонк.

2.5 Расплетение косы (черь пулонь калавтома)

Когда девушка испробует каши всех родных, родные уходят,а невеста начинает расплетать косу и при этом причитывает сначала перед матерью, затем перед отцом:

Ох, авакай, жалинем,

Ярьга штюпика, капика

Тюжа мишара прячернем,

Московской рисьме кодавксом,

Кавто кедеть пачк таргика,

Кемень сурот пачк нолдыка.

Больше, авай, а карман

Кавто плеча ютксо кандтнеме,

Плечадо плечас ёртнеме.

Ней мон, авай, ведь туян

Чужоень мелень ваномо,

Ятоень коронь кирдеме.

Чокшне позда мадицякс,

Валске ранаяк стицякс.

Затем мать перевязывает невесте волосы алой лентой, при этом иногда причитывает и мать:

Тука пурнаса, пижине какам,

Тюжа мишара прячернеть.

Седикеле эрямсто

Тейтерксчинеть кандомсто,

Сисем тевень кадылинь-

Тонть прячереть пурнылинь.

Ней а карман, какинем,

Сисем тевень кадомо,

Тонть черинеть пурнамо. (из рассказа Суюшовой Н.С.)

После этого невесту укладывают спать на полати.

2.6 Укладка сундука ( Эрямо парень анокстамось )

За день до свадьбы невеста и её родственницы начинает укладку сундука. Укладывают сундук обычно в сенях. Перед укладкой сундук очищают от нечистой силы: сначала обводят внутри зажжённой лучиной, потом иконой. Первым кладут в сундук каравай хлеба, потом кладут пять монет: четыре по углам, пятую на середину, на каравай. Затем кладут лапти, кладут чашку для еды и ложку.

2.7 Свадьба в доме невесты( Свадьбась одирьвань кудосо)

В день свадьбы с раннего утра в доме невесты поднимается суматоха. Хозяева суетятся, готовятся к принятию гостей. Невеста, одетая в красивый эрзянский наряд, садится на лавку в коридоре. В это время все её подруги и родные встают вокруг неё. Гости со стороны жениха начинают стучать в дверь, искать невесту, выкупать её у девушек, стоящих у дверей. Когда выкупят невесту, то есть дадут достаточное количество денег, после продолжительных переговоров, их пускают в дом невесты. Все входят в избу и занимают места за столом. В избе гости складывают привезённые припасы (пироги, вино) на стол. Они выкупают у девушек места за столом и садятся. Плата такая же, как и на крыльце. Жениха сажают на переднюю лавку в угол. Рядом с ним по правую сторону садится покш куда, по левую-сваха. Остальные гости садятся рядом. Они угощаются, поют песни, пляшут.

После этого родственники жениха забирают невесту на венчание. Перед уходом невеста просит благословления у отца:

Баславамак, тетякай,

Баславамак, корьмакай,

Баславамак - журямак,

Паро мельсэ ильтемак

Чужоень мелень ваномо,

Ятоень коронь кирдеме.

Чужоень мельтне мелякшовт,

Ятоень кортне корокшовт. 7

Затем невеста просит благословления у матери:

Авакай - тирякай,

Авакай - корьмакай,

Баславамак - журямак,

Паро мельсэ ильтемак.

Илямак баслава кувака пингень эрямо,

Баславамак - журямак кавто чинь эрямо,

Колмоцес - куломо.(из рассказа Архиповой А.П)

Перед уходом из родительского дома невеста одаривет девочек – родственниц ленточками и колечками, тем самым как бы прощаясь с беззаботной молодой жизнью.

2.8 Свадьба в доме жениха после венчания(Свадьбась женихень кудосо венчамодо мейле)

После венчания все отправляются в дом жениха. При этом жених и невеста идут по улице и держат между собой икону с накинутым на неё полотенцем. На это красивое шествие выходят посмотреть все сельские жители.

Когда жених с невестой подойдут к крыльцу дома, родители жениха выходят на крыльцо, отец - с иконой в руках, мать - с караваем и солонкой.

Молодые кланяются в ноги родителям, затем целуют по очереди сначала икону и отца, потом каравай с солонкой и мать. После этого отец с матерью благословляют молодых и разбивают перед ними глиняный кувшин, чтобы были они счастливы, бросают зёрна пшеницы и ржи, чтобы были они богаты. Затем невесту ведут к столу, где её место занято ряженными. Невеста даёт им красиво вышитый платочек. Затем снова продолжается гуляние

Когда все гости разойдутся, свекровь говорит невесте:

Тон толонь мадстиця улят,

Тон толонь кирвазтиця улят.

Это значит, с этого момента девушка будет раньше всех вставать и позже всех ложиться.

Соблюдение обычаев свадьбы в наши дни.

Современная свадьба не может обойтись без соблюдения обычаев и обрядов. Конечно, можно устроить свадьбу без них. Но она будет просто очень скучной. Ведь это не просто праздник с застольем, это весёлое театрализованное представление. Не зря существует выражение « играть свадьбу». Вдумайтесь, не праздновать, а играть. Сделать из обычного праздника целое представление помогают свадебные обычаи, пришедшие из старины. Что- то из них сохранилось, что- то забылось, что- то претерпело изменения.

В настоящее время свадьбе присущи не все обрядовые действия. Уже не соблюдаются такие обряды как причитания невесты, поедание каши, расплетение косы и многие другие. В силу того, что молодые сами договариваются о женитьбе,

8

сватовство как обязательный обряд свадебного ритуала приобретает лишь символический характер. Жених и его близкие родственники приходят в дом невесты, чтобы оговорить срок свадьбы. Но некоторые обряды сохранились до сих пор. Перед отъездом свадебных поезжан, насчитывающих от 5 до 17 человек, родители благословляют своего сына, при этом отец держит в руках икону и зажженную свечу, а мать каравай свежего хлеба и солонку.

Главным лицом в поезде считается сваха. Когда свадебный кортеж подъезжает к дому невесты, ее подруги и родственники запирают двери и требуют от

приехавших выкупа, при этом в шутливой форме высмеивали их «бедность» или

«жадность». Современный выкуп невесты – это весёлые конкурсы и каверзные вопросы, которые задают жениху подружки невесты. Это - часть старинного свадебного обряда. После того, как невеста с женихом садятся в машину, главные распорядители с целью предохранения от «колдунов» и «злодеев» трижды обходят

его, держа в руках кнут и икону.

Одновременно упрощается свадебный ритуал, теряет прежнюю четкость, шуточность, невесту выбирают не по тому, насколько хорошо она может работать в поле.

Но элементы сватовства сохраняются. Например, сваты, как и прежде, садятся в передний угол, начинают разговор издалека. Невеста одаривает родственников будущего мужа вышитыми полотенцами.

Из старины сохранился обычай осыпать молодых пшеном, зерном, монетками,

чтобы жизнь была богатой и счастливой.

Надо отметить, что в мордовской свадьбе в 30-е годы прошлого столетия появилась «свахань тарад» - ёлочка, украшенная цветами. Ее назначение старожилы объясняют так. Дерево-это долгая жизнь, украшение его цветами, лентами - богатая, счастливая жизнь для молодых.

9

Заключение

Воссоединение мордвы с русским народом внесло некоторые коррективы в проведении данного ритуала. 1000 – летие единения мордовского народа с народами российского государства – событие, которое поистине можно назвать поворотным, значимым, этапным. Но любая нация, в том числе и мордва, не должна забывать многовековые обряды и ритуалы, хранить все, что оставляет в наследство предыдущее поколение. Бережное соблюдение лучшего из прошлого, в том числе обычаев и обрядов, сплачивает народ.

В последнее время много пишут и говорят о сохранении духовного наследия мордовского народа, в том числе его лучших обычаев и традиций. Радует то, что многое из прошлого осталось. Главное – не утратить безвозвратно национальные традиции и бережно относиться к истории. Важно нам, молодому поколению, не забывать то, что создавалось веками, и не просто интересоваться, а стараться внести посильный вклад в дело нации

Данное исследование помогло мне понять, что во все времена свадьба является самым ярким, самым важным событием в жизни человека. На основе материалов, собранных мной у старожилов села Каласево, на мой взгляд, очень четко прослеживается этот ритуал. Мордва всегда была глубоко религиозной нацией и все обряды выполняла, следуя традициям. Сегодня из этого длительного ритуала осталось совсем немногое. Традиции, копившиеся веками, утрачивают постепенно свою значимость. А ведь свадебный обряд – самый красивый из всех обрядов, который позволяет ощутить атмосферу праздника. Но в этом селе прилагают все усилия, чтобы сохранить это наследие. Это наш долг перед предками.

Большое значение придавалось внешнему облику невесты. Как глубоко и основательно подходила мордва к данному обряду, и насколько упростился этот ритуал сейчас. Все невесты стали одинаковы, нет национальных отличий в наряде, с веками это утрачено. А как жаль! Современный наряд невесты – это зачастую белое свадебное платье, купленное в специально предназначенных для этого салонах. Невеста же очаровательна во все времена.

На мой взгляд, хорошо бы возобновить мордовские традиции, хотя бы элементы вышивок и украшений включить в современный свадебный наряд.

10

4.Список использованной литературы:

    Балашов В.А. Бытовая культура мордвы. Традиция и современность. – Саранск. Мордовское книжное изд-во, 1992.

    Белицер.В.Н. Народная одежда мордвы. М., Наука, 1973

    Девяткина Т.П. Обряды и обычаи мордовские. – С: Энциклопедия 3-е изд., 2006.

    Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба.- Саранск. Мордовское книжное изд-во, 1990.

    Козин В. Традиции, праздники и обряды. – М., Политиздат., 1988 .

11

Приложение

12

Мордовская свадьба – одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием.

Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха. Жениху и Невесте, заключающим брак по обоюдному согласию и любви, а также родным и близким приходится входить в образный мир народной поэзии. Все это требует специальной подготовки, выучки. Невеста в течение нескольких вечеров причитывает, прощается с родным домом, откуда ей «так не хочется уходить» в дом «ненавистного поработителя», укоряет родителей, «продающих» ее «в рабство ногайскому князю» и т.д.

Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты бывали иногда старше своих женихов.

Оформление брака обычно происходило по полному свадебному обряду. Мордовскую традиционную свадьбу можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строго очерченную композиционную завершенность, нередко сопровождаемую древнейшими формами символико-магических мотивов.

Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб. Потом стучал кнутом в окно, говорил хозяину, что приехал сватать дочь, и быстро уезжал. Отец девушки со своими сыновьями или братьями устраивал за ним погоню. Если им удавалось догнать отца жениха, то ему возвращали хлеб с медом, а самого избивали. В противном случае отец девушки, подъехав к его дому, тоже стучал кнутом в окно, соглашаясь выдать дочь за сына хозяина.

Второй этап сватовства, собственно само сватовство – ладяма (м.), ладямо (э.). Во время него договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого и т.д. В качестве приданого родители обычно давали дочери одежду, а также по молодой матке от каждой породы скота. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с собой каравай хлеба. Уходя домой, они брали взамен хлеб, испеченный в доме невесты, что символизировало союз двух семей.

Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо (э.), прокс симомась (м.). – окончательной пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.

Последним этапом сватовства является назначение дня свадьбы шинь путома (м.), чинь путома (э.). Родители жениха с двумя-тремя родственниками отправлялись к новому свату назначить день свадьбы, то есть день приезда свадебного поезда за невестой. С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вечером, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью.

Центральным этапом свадебного цикла была свадьба в доме жениха и невесты. В доме невесты свадебные обряды начинались с угощения невесты её родственницами кашей. Этот обряд называется ям ярхцама (м.), кашань ярсамо (э.).

Широко распространенным предсвадебным обрядом было мытье невесты в бане – стирень баня (м.), тейтерень баня (э.). Во время мытья невеста причитала, свое замужество приравнивала к смерти. Обряд укладки сундука (парьнянь вачкама –м., парень вачкамо – э.) – важный момент мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В некоторых местах для невесты клали чашку и ложку для еды. Затем начинали укладывать рубашки, при этом перечисляли назначение каждой рубашки: «на жнитво», «на праздник», «коноплю дергать» и т.д.

Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги, их насчитывалось от 5 до 9. Каждый пирог имел свое название и назначение. Самый большой и важный из пирогов лукш (м.), лувонь кши (э.) преподносили отцу невесты.

Главную роль в свадебном поезде играла сваха (кудава). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом. У невесты заступниками (урьвалят) были ее родственники или двоюродные братья.

Первая встреча и знакомство молодых происходила у постели, которая зимою и летом, за неимением отдельных комнат, готовилась обычно в конюшне или амбаре. Туда жених приходил заранее, а затем туда же приводили невесту, которую со словами: «Волк, вот тебе овца!» вталкивали к мужу.

Информацию предоставили и подготовили сотрудники ПОВОЛЖСКОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУР ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

http://zubova-poliana.narod.ru/history-tradition-marriage.htm

Мордовская свадьба и ее традиции имеют глубокие корни и складывались не одно столетие. В них отражен образ жизни людей того времени и идет большое смешение обычаев с соседними народами, живущими рядом с мордовцами – это русские, чуваши, татары и другие.

Свадебные обычаи как культурное наследие Мордовии

Скорее обряд свадьбы — это представление, где происходит своеобразная борьба между стороной жениха и стороной невесты. В проведении свадьбы трагичные сцены, где невеста покидает родной очаг (песни-монологи и плачи являются обращением девушки к родителям, подругам, природе и т.д.), переплетаются с жизнерадостными, веселыми песнями в доме жениха. Здесь в полной мере окунаешься в мир народной песни и поэзии. Свадебные песни постепенно перетекают из одной в другую и переходят в полноценный диалог, исполняемые и одним человеком, и целыми группами.


Свадьба как отражение семейных отношений в прошлом

Свадьба была родительским решением. Зачастую молодые видели друг друга первый раз только после нее. Базовыми критериями при выборе становились материальное благополучие семьи невесты, ее здоровье и усердие в труде. Часто взрослых девушек 20 с лишним лет выдавали замуж за мальчиков от 8 до 12 лет. Цель заключения такого брака была исключительно меркантильной: богатый отец женит сына и в доме появляется новая бесправная рабочая сила. В доме же родителей дочери с детства выполняли много работы по хозяйству, поэтому они также не стремились отдавать девушек рано замуж.

Не все свадьбы проходили в соответствии с традициями и с одобрения родителей. Девушку могли просто похитить, либо влюбленные заранее договаривались и тайно вступали в брак из-за скромного материального положения жениха или несогласия родителей.

Выйдя замуж, молодая женщина помимо своих непосредственных обязанностей по дому и уходу за мужем и детьми выполняла много другой тяжелой работы наравне с мужчинами. Приданое девушки переходило в пользование новой семьи, да и на помощь со стороны своей родни она не могла рассчитывать. Именно поэтому так много в доме девушки горечи, слез и причитаний.

Мордовская свадьба проходила с полным соблюдением обычаев и ритуалов. Условно она состоит из нескольких этапов:

  • Досвадебный – сватовство и подготовка к свадьбе
  • Свадьба
  • Послесвадебный – гуляние

Обряд сватовства

Сватовство – самый основной момент, проходящий в несколько подходов. С помощью жертвоприношений отец жениха задабривал богов и умерших предков. Затем он доставал мякиш из горбушки хлеба и наполнял ее медом. Ночью ехал к дому выбранной девушки и оставлял этот символический знак предстоящего сватовства. Затем нужно было постучать в окно и сообщить хозяину о своем намерении сосватать его дочку. Отец девушки либо выражал согласие, либо отдавал назад горбушку.

Со временем обряд стал проще. Кандидатура будущей супруги для сына, ее выбор обсуждался в семейном кругу. Первые «переговоры» с родителями невесты проводили крестные жениха или его близкие родственники. Каравай хлеба при этом являлся обязательным атрибутом. Родители невесты давали свое согласие на брак не сразу. Если же сваты получали утвердительный ответ, то вскоре отец жениха с самыми близкими родственниками приходили к будущим сватам, обменивались хлебом и солью, договаривались о приданом, расходах на свадьбу у других подарках. Также окончательно утверждалась дата свадьбы.


Обряды в доме невесты

С этого момента в доме невесты начинают подготовку к свадьбе, включающую в себя целый ряд традиций и обрядов. Девушку навещают родственницы, подруги и угощают ее кашей. Так они прощаются друг с другом. Далее еще один обряд – «девичья баня». Ведя невесту в баню, подруги поют песни о том, что она покидает родной кров и прощается с девичьей жизнью. Моясь в бане, невеста причитала, приравнивая свой союз к смерти.


Обряды в доме жениха

Свадьба у жениха в доме является полной противоположностью свадьбы у невесты. Все заботы проходят в веселой и шумной обстановке. Мать и родственницы жениха выпекали пироги (так прогоняли нечистую силу), от пяти до девяти штук. Каждому пирогу давали свое название, и каждый пирог имел свой смысл. «Священный пирог» для отца, «материнское молоко» для матери, войти в дом молодой легче с помощью «входного пирога» и т.д.

Помывшись в бане и надев новую одежду, жених шел за свахой, которая являлась главной героиней свадебного поезда. Вторым по значимости шел друг жениха. Он охранял жениха и весь поезд от порчи, был распорядителем стола. При появлении свадебного поезда ворота во двор невесты запирались, а ее подруги и родственники требовали от приезжих выкуп.

Получив родительское благословение, невеста отправлялась в церковь, где ее уже ждал молодой. По завершению венчания пара ехала в дом родителей молодого мужа, начиналось пированье.


Обряды в семье после свадьбы

На следующий день проводились обряды, целью которых было приобщение девушки к новому роду. Ее нарекали невесткой, давали новое имя, представляли умершим членам рода. Завершающим обрядом мордовской свадьбы было «моление лепешек». Эта традиция заключается в том, что молодая, разложив лепешки на столе, вместе со всеми присутствующими просит, чтобы хранитель домашнего очага был к ней благосклонен.

Уникальность мордовской свадьбы заключается в сохранении традиций, которые отражают взаимоотношения членов семьи и их права. На данный момент абсолютно изменилось значение этих интересных обрядов, они остались исключительно как историческое и культурное наследие предков.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Мордовская свадьба интересна своими традициями и обрядами, театрализованными действами и персонажами, красочностью костюмов и красотой песен. В современном мире традиции забываются и сейчас, когда интерес к национальным ценностям начинает возрастать, мы возвращаемся к этническим корням для того, чтобы показать на сколько они важны и интересны. Ведь познавая свою культуру, мы познаем историю своего народа.

3 слайд

Описание слайда:

Свадебный цикл мордвы начинался со сватовства («ладяма» - мокша, «ладямо» -эрзя). Сватовство у мордвы проходило в несколько этапов. Прежде чем в дом невесты отправлять сватов для предварительных переговоров, туда шел один из родственников жениха («ингольдень якай» - мокша - «вперед идущий»). Придя в дом невесты, он садился под так называемую матицу, где, как считалось, пребывала хранительница дома. Под матицу гости садились еще и потому, что она якобы «опутывала», связывала, и тогда сватов уже не прогонят.

4 слайд

Описание слайда:

Окончательная договоренность о предстоящей свадьбе достигалась во время большого сватовства, которое называлось «симома» - мокша, «симема» - эрзя (букв. «питье») - «запой». Во время него договаривались о «кладке» за невесту («питне» - мокша), о подарках, которые она должна была сделать родственникам жениха, и о приданом.

5 слайд

Описание слайда:

У мордвы, как у мокши, так и у эрзи, существовал обычай после сватовства знакомиться с хозяйством жениха. Этот обряд назывался «дом глядеть» или «смотреть место» («васта варджама» - мокша, «тарка вачамо» - эрзя). Посещение имело шуточный, веселый характер: родственники невесты вооружались чем попало и грозили хозяину сломать печь, если он не откупится от них угощением.

6 слайд

Описание слайда:

Большое значение придавалось у мордвы выпечке свадебных пирогов в доме жениха. Особо торжественно, с многочисленными обрядами ставили для них тесто. В данном обряде активно участвовали родственницы жениха. Весьма оригинален свадебный пирог с начинкой из творога. Этот пирог у мокшан в языческие времена был обязателен на специальном молении в доме жениха, во время которого собравшиеся просили верховного бога Нишке, чтобы невеста родила семерых сыновей и столько же дочерей.

7 слайд

Описание слайда:

Венчание жениха и невесты сочеталось с обрядами, направленными на предохранение от злых сил. За невестой приезжал «свадебный поезд», который состоял из родственников жениха. Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, ее родственники запирали ворота и требовали выкуп.

8 слайд

Описание слайда:

После венчания молодую пару встречали в доме родителей жениха. Здесь родители молодого встречали их хлебом-солью, осыпали хмелем. Этот древний обряд имел магический смысл обеспечения деторождения. У мордвы молодых встречала обычно и «овта» («медведь» - мокша) - женщина, одетая в шубу, вывернутую наизнанку. В руках она держала сковороду с хмелем и потухшими углями, которую подставляли под ноги молодой. Она трижды должна была отшвырнуть ее. В конце XIX в. этому обряду придавали значение определения характера молодой.