Голосовое обучение ребенка разбираться по часам. Как научить ребёнка определять время по часам

Время - странное понятие, имеющее абстрактную природу: его нельзя увидеть или потрогать. А ведь определять время, понимать часы и пользоваться ими должен научиться каждый ребёнок. Не научившись это делать вовремя, ребёнку трудно будет придерживаться режима дня и планировать своё время, когда он пойдёт в школу. Умение определять время - важная и необходимая составляющая развития ребёнка. Из нашей статьи вы узнаете, как научить этому малыша.

Учим часы

Понимать время - не простое умение. Когда новорождённый подрастёт и сам будет ощущать течение времени, например, кушать в одно и то же время, распознавать, где день, а где - ночь. Окрепший малыш вскоре овладеет понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь», а немного позже научится узнавать времена года, месяцы, а также дни недели. Все названные категории очень нужны, чтобы начать понимать часы. Ведь часы - это средство, посредством которого ребёнок будет уметь ориентироваться во времени, правильно определять его. С чего же начать родителям, чтобы в домашних условиях познакомить малыша с часами?

Формируем подготовительные навыки

Итак, для того, чтобы начать лёгкое, ненавязчивое и интересное обучение малыша понимать часы, нужно разобраться, какие навыки у него уже сформированы. Если вы выясните, что ребёнок овладел ещё не всеми необходимыми навыками, то нужно сосредоточить своё внимание на то, чтобы он приобрёл их прежде, чем приступать к активному обучению определения времени.

Ребёнок должен:

  • от 1 до 12
  • распознавать цифры 1 -12
  • считать по порядку от 1 до 12
  • узнавать часовую и минутную стрелки
  • показывать направление движения стрелок
  • считать до 30
  • считать до 30 «пятёрками» - 5, 10, 15.

«Если вы начнёте учить ребёнка понимать часы, одновременно обучая его счёту от 1 до 12, то не справитесь с поставленной задачей».

Начинаем учить часы

  1. Шаг первый. В начале обучения можно взять часы крупного размера (лучше круглые, без лишних декоративных элементов, или детские, игрушечные). Можно использовать макет часов, изготовив его из картона или бумажной тарелки. На часах должны быть крупно и чётко изображены цифры - пока только часы, без минут. Стрелки должны легко вращаться. Сначала нужна только часовая стрелка.

Макет учебных часов легко сделать своими руками

  1. Шаг второй. Покажите и расскажите, что такое «циферблат».
  2. Шаг третий. Расскажите малышу, что стрелка указывает на часы, а потому имеет название «часовая». Продемонстрируйте, в какую сторону она движется и поясните, что такое движение имеет название «по часовой стрелке». Предложите ребёнку закрепить полученное знание, покрутив стрелку в нужную сторону. Объясните, что часовая стрелка отсчитывает часы.
  3. Шаг четвёртый. Потренируйтесь с малышом в закреплении понятия «ровно час». Для этого нужно установить часовую стрелку на любую цифру, озвучить значение (например, «ровно два часа»), а потом пробовать выставлять её на разное время. Научите ребёнка двигать часовую стрелку по цифрам и называть время: «Один час, два…» и далее. Расскажите и покажите ребёнку, что означает понятие «час назад».

«Совет. Лучшее, что можно сделать для того, чтобы заинтересовать малыша учиться понимать часы, - это смастерить их вместе с ребёнком. В процессе совместного творчества кроха поймёт, для чего предназначены те или иные элементы часов».

Ориентируемся во времени

Для того чтобы малышу легче и приятнее было приобретать умение легко ориентироваться во времени, родителям нужно показать его ценность. Например, временем можно заинтересовать, связав его с важными для ребёнка событиями: прогулкой, походом в кукольный театр или цирк, просмотром вечерней сказки по телевизору. Сделайте упор на том, что время нужно знать, чтобы никуда не опоздать и ничего интересного не пропустить.

Красочный плакат поможет ребёнку осознать ценность понимания времени

Как это просто донести ребёнку?

Можно нарисовать красочный плакат, на котором будут отмечены на часах важные для малыша события: во сколько прогулка, во сколько поход в гости, во сколько начинается любимая телепередача. Снабдите плакат не только крупными изображениями часов и времени на них, но и красочными картинками, символизирующими те или иные события. Такой же плакат можно изготовить для запоминания режима дня ребёнка. Кроха, глядя на плакат-подсказку, будет учиться не только никуда не опаздывать и делать всё вовремя, но и начнёт ориентироваться во времени. Видя, что малыш понимает, далее можно будет менять события и время: так он, не особо напрягаясь, освоит и закрепит основные навыки ориентации во времени. А дальше можно будет смело переходить к изучению минут.

Определяем время по часам и стрелкам

Познакомив с часовой стрелкой, начинаем изучать минутную

Если малыш уже понял, что показывает часовая стрелка, то можно знакомиться с минутной:

  1. Добавьте минутную стрелку в ваши учебные часы или их макет.
  2. Расскажите, что минутная стрелка - тоньше и длиннее, чем часовая. Пусть ребёнок потренируется и хорошенько запомнит различия между двумя стрелками.
  3. Объясните крохе, что за один час минутная стрелочка проходит весь круг.
  4. Покажите, что если часовая стрелка чётко показывает один час (два, три, четыре…), то минутная стрелка всегда вверху на отметке 12. Потренируйтесь, закрепляя это понятие.
  5. Приступая изучать половину, покажите, где расположена стрелка на циферблате, в том случае, когда прошла только половина часа. Пусть ребёнок сам поместит минутную стрелку на половине часа (на цифре 6) и потренируется называть время.
  6. Далее можно переходить к изучению положения минутной стрелки, когда прошло 5, 10, 15 минут и т. д. Тут уже нужно, чтобы на учебных часах или макете часов появились изображения цифр, показывающих минуты.

Что такое сутки?

Ребёнку важно научиться узнавать разное время суток

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь легко отвечать на вопрос: «Какое сейчас время суток?».

Как этому научить?

  1. Используйте красочные (картинки), где доступно показано, что дети обычно делают в то или иное время.
  2. Тренируйте этот навык в повседневном общении с ребёнком: «Утром ты просыпаешься и завтракаешь, днём - играешь, обедаешь и спишь, вечером - смотришь сказку, ужинаешь и готовишься ко сну, а ночью - спишь». Предлагайте ребёнку составлять свои варианты, чем обычно занимаются утром, днём, вечером и ночью. Перечисляйте время суток в прямом и обратном порядке, вразброс.

После того, как кроха будет хорошо понимать и различать время суток, можно начать учить его дням недели :

  1. Расскажите ребёнку, что такое неделя.
  2. Учите ребёнка отвечать на вопрос «Какой сегодня день недели?».
  3. Объясните ребёнку о порядке дней недели. Для этого существует множество детских стихов, песенок и считалок.
  4. Тренируйтесь запоминать дни недели, используя термины «вчера», «сегодня», «завтра». Чаще спрашивайте ребёнка: «Какой день недели был вчера?», «А какой день будет завтра?». Общайтесь ежедневно на тему, что было вчера, а что собираемся делать завтра.

Игры с часами

«Игр для обучения ребёнка пониманию времени великое множество: словесные, с картинками, компьютерные. Все они будут эффективны, если их подобрать в соответствии с уровнем развития ребёнка и его предпочтениями».

Смотрите обучающее видео, которое поможет вашему ребёнку научиться понимать по часам

Предлагаем ознакомиться с простыми играми, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома:

  1. «Который час?» Возьмите учебные часы или их картонный макет, установите на них какое-то время, допустим, семь. Попросите малыша назвать, где расположена часовая стрелка (короткая). Спросите его, который час? Помогите малышу, если он не может ответить сразу, а потом спросите опять.
  2. «Который час – 2». Меняйте положение часовой стрелки и задавайте вопросы о том, сколько времени. Сначала идите вправо, по часовой стрелке, а потом, когда вы увидите, что навык закрепляется, меняйте положение стрелки в произвольном порядке.
  3. «Понарошку». Скажите ребёнку, что сейчас понарошку нужно прожить весь день. Задавайте вопросы, чем в разное время будет заниматься малыш. Пусть он связывает утренние, вечерние, дневные и ночные часы с типичными для него видами деятельности.
  4. «Сейчас шесть?». Задайте ребёнку череду вопросов: «Сейчас шесть часов?» или «Сейчас восемь?» и т. д. Ребёнок должен отвечать утвердительно или отрицательно. Можно помогать малышу наводящими вопросами. Так он будет учиться ориентироваться во времени.

«Совет. Чтобы упражнения и игры по пониманию времени не утомляли ребёнка и не навевали на него и скуку, старайтесь вводить их в реальную жизнь. Допустим, подросшему малышу можно поручить проследить за временем, собираясь куда-то: «Напомнишь мне, что через 20 минут мы должны выйти из дому, чтобы не опоздать на представление» или «Скажешь, когда будет три часа?». Когда готовите на кухне: «Я ставлю пирог на 30 минут. Посмотри на часы и скажи, когда он будет готов?»

Здорово понимать время и уметь пользоваться часами

Дорогие родители, не заставляйте ребёнка учить понимать по часам, пока он сам не проявит интерес. А чтобы он проявил интерес – нужно ему помочь: дать информацию для размышления – показать весёлые тематические картинки или познакомить с забавными стихами. Во время обучения старайтесь связать задания с реальной жизнью. Пусть ребёнок как бы напоминает, который сейчас час, какое время суток и т. д. Самое лучшее – когда вам удастся выработать свой ребёнка. Тогда малышу будет интересно, и он достаточно быстро научится понимать по часам и пользоваться ими. Помните, что этот навык не приобретается за один день, а формируется постепенно. Так что будьте терпеливы, последовательны и тогда всё получится.

Умение определять время – один из важных бытовых навыков, которому придется обучиться вашему малышу. Чем скорее он освоит эту, чего уж скрывать, непростую науку, тем будет лучше для всех. Но как научить ребенка определять время? Как доступно и понятно объяснить малышу, что такое времена года и зачем нужна минутная стрелка?

Начнем с начала

Для ребенка время – это нечто несуществующее, аморфное, неопределенное. Конечно, малыш понимает, что жизнь не стоит на месте, но охарактеризовать это движение ему пока не под силу.

Познакомьте его с самым базовым понятием времени, а именно – с будущим, настоящим и прошлым.

Приведите простые примеры.

  • Будущее: скоро мы поедем в гости к бабушке.
  • Настоящее: сейчас мы кушаем торт.
  • Прошлое: мы построили скворечник и повесили его на дерево.

Объясните ребенку разницу между тремя действиями, совершаемыми в разное время. Оперируйте только понятными крохе словами и интересными для него действиями.


Когда учить ребенка определять время?

Знакомить ребенка с будущим, прошлым, настоящим, а также с временами года и временем суток нужно как можно раньше. В 2,5-3 года дети уже спокойно могут ориентироваться в понятиях «день – ночь», «завтра – сегодня», «зима – лето», а также называть двенадцать месяцев и четыре сезона.

С часами малыша можно познакомить в 4-5 лет, главное, чтобы к школе он умел свободно определять время по часам.


Как научить малыша определять время?

Обучая ребенка определять время, следует соблюдать некую последовательность, а именно – двигаться от простого к более сложному.

Условно весь процесс можно разделить на три этапа.

  1. Обучения понятию «времена года».
  2. Обучение понятию «время суток».
  3. Обучение понятию «часы и минуты».

Знакомим малыша с календарем

Это первый шаг в знакомстве ребенка с понятием времени. Для начала расскажите ребенку про 4 сезона: зима, весна, лето, осень. Для наглядности покажите красивые фото каждого времени года. Также в продаже есть специальные материалы, помогающие ребенку быстрее усвоить информацию: книжки, диски, мультфильмы.

Нелишним будет познакомить малыша с советским мультиком «Двенадцать месяцев».

Очень хорошо помогают ассоциации. Опишите каждый сезон и свяжите это описание с тактильными и эмоциональными ощущениями крохи.

  • Зима – снег, холод, Новый год, Дед Мороз, снеговик, теплая одежда.
  • Весна – таяние снега, ручьи, кораблики, первая листва.
  • Лето – жара, солнце, речка, море, мороженное, ягоды и фрукты, дача, деревня.
  • Осень – холод, ветер, дождь, серое небо, грибы, лужи, яркие листья.

По мере наступления того или иного сезона показывайте малышу его отличительные особенности: первая трава, липкий снег, желуди и сухие листья.

Следующий шаг – покупка календаря. Он наглядно научит ребенка ориентироваться в годовом цикле. Лучше выбирайте простой календарь с крупными цифрами и буквами. На одном листе дожжен быть представлен весь год.

А вот какие календари покупать не стоит:

  • с иностранными надписями;
  • отрывные;
  • с сокращениями (дни недели, месяцы);
  • с передвижным флажком.

Повесьте календарь на видном месте и каждый день рассказывайте малышу, какой наступил месяц, день недели, число. Прошедшую дату можно зачеркивать или закрашивать фломастером.

Сделайте своими руками игровой набор.

  1. Распечатайте или вырежете из журнала четыре яркие иллюстрации, обозначающие времена года.
  2. Возьмите 4 конверта и наклейте на них иллюстрации. Сделайте подписи – «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).
  3. Найдите 12 ярких картинок на каждый из 12 месяцев. Сделайте карточки с подписями (январь, февраль и т. д.)

Как вы уже догадались, игра эта простая, но очень полезная. Предложите малышу сложить в каждый конверт те месяцы, которые относятся к сезону, обозначенному на конверте. За правильно выполненное задание похвалите кроху.

Теперь познакомьте ребенка с временем суток. Сделать это несложно, так как малыши сами чувствуют и видят перемену дня на ночь, ночи на утро и т. д.

Можно предложить малышу полезные игры.

  • Нарисуйте или вырежьте из журналов разные предметы: расческа, подушка, зубная щетка, лампа и т. д. Спрашивайте у ребенка, в какое время суток он использует тот или иной предмет. Хвалите кроху за каждый правильный ответ, а за 10-20 «попаданий» присудите небольшой приз.
  • Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает утром/днем/вечером. Можете сами задать вопросы: когда ты чистишь зубы? Когда мы идем гулять? Когда папа приходит домой?

Эти игры подготовят малыша к обучению ориентированию по часам, ведь время суток напрямую связано с циферблатом часов и стрелками.

Теперь, когда малыш знает понятия «год», «месяц», «неделя», «день», можно познакомить его с понятиями «час», «минута», «секунда».

  1. Прежде всего, купите часы с крупным циферблатом, 12 цифрами и толстыми большими стрелками. Все должно быть наглядно и ярко. В книжном магазине можно выбрать специальный набор для обучения ребенка определению времени по часам. В таких наборах имеются картонные часы.
  2. Познакомьте ребенка со стрелками. Секундную стрелку для простоты обучения и восприятия пока можно не учитывать.
  3. Расскажите, в какую сторону ходят стрелки на часах.
  4. Объясните ребенку, что 1 сутки = 24 часа. То есть маленькая часовая стрелка должна дважды обойти весь циферблат.
  5. Расскажите, что час – это когда минутная стрелка стоит на 12, а часовая на любой другой цифре. Цифра, на которую указывает часовая стрелка, и есть «точное время».

Теперь можно объяснить, зачем нужна минутная стрелка.

Конечно, обучение будет легче, если ребенок умеет считать до 60 и знает умножение на 5. В таком случае, сначала можно рассказать малышу, что 1 час равен 60 минутам.

  • Сдвиньте минутную стрелку с 12 на 1. Скажите, что прошло 5 минут.
  • Сдвиньте стрелку дальше на 2. Прошло 10 минут. (2 умножаем на 5, получится 10)

Когда ребенок поймет, о чем идет речь, предложите ему потренироваться. Сдвиньте стрелку, например, на 8. Спросите у чада: «Который час?»

Если ребенок знает таблицу умножения на 5, он умножит 8 на 5 и получит ответ. Если же с таблицей умножения он пока не знаком, предложите ему посчитать: 5, 10, 15, 20 и т. д.

Не вводите понятия «без пяти», «без четверти», «половина» до тех пор, пока ребенок не научится быстро и легко определять время по часам.


Игры «Часы»

Чтобы закрепить успех, а заодно проверить, насколько ребенок понял преподнесенную вами информацию, предложите ему сыграть в простые игры с часами.

  1. Снимите со стены часы или возьмите картонный аналог с движущимися стрелками. Установите любое время. Например, 9:20. Пусть малыш скажет, сколько сейчас времени. Двигайте стрелки, пока кроха не станет более уверенно называть время, но не переусердствуйте и не утомите чадо.
  2. Существует обратная версия приведенной выше игры. Попросите малыша установить на часах время, которое вы назовете.
  3. Возьмите два циферблата и установите на них разное время (например, 2:30 и 20:20). Спросите у ребенка, что он делает в это время обычно (спит, умывается, завтракает и т.д.).


Дидактический материал

В Интернете есть множество картинок и заданий, которые помогут малышу научиться определять время по часам. Скачайте и распечатайте (лучше в цветном варианте) эти задания и предложите малышу.

Также существует специальная литература. К прочтению рекомендуется следующий список.

  1. «Беседы о пространстве и времени», Т. Шорыгина.
  2. «Умные часики. Учимся понимать время», Н. Найденова.
  3. «Меры времени, длины, массы, стоимости», Г. Шалаева.
  4. «Учимся определять время (книга с наклейками)», Н. Морган.
  5. «Часы и время», Г. Черненко.

Заключение

Дети любят учиться и тянутся к знаниям. Постичь загадочную «науку» определения времени хочет каждый малыш. Не отталкивайте ребенка, а доходчиво объясните ему все, что его интересует. Используйте красочные материалы – игрушки, карточки, книжки, раскраски. Покажите ребенку фильм о времени и часах. Чем больше информации вы предоставите чаду, тем лучше будет удовлетворен его исследовательский инстинкт.

Без понимания сути времени не может жить ни один современный человек. Поэтому родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка верно определять время по часам. Практика показывает, что если делать это правильно, то процесс тренировок будет достаточно простым и даже доставит удовольствие заинтересованному малышу. Познакомимся с рекомендациями специалистов.

Трудности процесса

Обучение ребенка пониманию «тонкостей» циферблата сопряжено с рядом сложностей.

  • Некоторые дети, даже хорошо знающие цифры, не желают узнавать новое, полагая, что время всегда можно посмотреть на мобильном телефоне или электронных часах.
  • На стандартном циферблате используется две нумерации – от 1 до 12 (часы) и от 1 до 60 (минуты), их различать для некоторых малышей достаточно сложно.
  • Наконец, чтобы понимать время, ребенок должен уметь считать до 60. Также желательно разбираться в правилах умножения на 5. Поскольку специалисты советуют изучать время с возраста 5 лет, многие родители сначала вынуждены пройти с малышом счет.

Несмотря на эти препятствия, время определять необходимо, поэтому мамам и папам следует запастись терпением и помочь ребенку разобраться в непростом вопросе.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Понятие времени

Прежде чем обучать малыша распознавать часы и минуты по циферблату, необходимо дать ему представление о том, что такое время. Понятие это абстрактное, увидеть или потрогать его невозможно, поэтому работа предстоит непростая.

Скучные пояснения взрослого могут навсегда уничтожить у малыша желание заниматься, поэтому «уроки» следует проводить в игровой форме, стараясь каждый раз придумывать что-то новое.

На ранних этапах можно предложить малышу сыграть в такие игры.

  • «День и ночь». Формируется умение различать дневное и ночное время суток. Как правило, трудностей занятие не вызывает.
  • «Когда это бывает». Ребенку дается конкретная ситуация (например, дети идут в садик). Ему необходимо определить, днем или ночью она происходит.
  • «Части суток». Задание направлено на формирование понятий «утро», «день», «вечер», «ночь» и их различение. Сначала родитель, задавая наводящие вопросы, помогает ребенку ответить, что происходит утром (дети встают, идут умываться, идут в садки и так далее). Потом закрепляет полученные знания, предлагая малышу уже самостоятельно перечислить признаки утра – не только действия самого ребенка, но изменения в окружающем мире (становится светло, появляется солнце).

После таких занятий ребенок должен разбираться в следующих понятиях:

  • сутки;
  • части суток – утро, день, вечер, ночь.

Когда малыш понял, что такое сутки и то, что каждые сутки делятся на 4 части, можно приступать к следующему этапу обучения.

Первое занятие

Научить ребенка определять время на часах непросто, поэтому первым шагом станет его знакомство с циферблатом. Родителям необходимо визуализировать представление о времени, нарисовав круг и разделив его на 4 части, означающие части суток. Снабдив такой рисунок стрелками, следует дать ребенку возможность самому управлять их перемещением. Работа строится так: взрослый описывает ту или иную часть суток, малыш должен догадаться, о чем ведется речь, и при помощи стрелок выставить верный временной интервал.

Следует помнить, что дети понятия временной группы различают по особенностям своей деятельности, поэтому надо стремиться к тому, чтобы они запомнили, что утром малыши встают, днем – обедают, вечером – приходят домой, ночью – спят.

Чтобы ребенок быстрее запоминал новые для него слова, можно предложить ему прослушать аудифрагменты или почитать стихи, в которых упоминаются названия частей суток:

  • «Солнечный денек» (Я. Аким);
  • «Вот уж вечер» (С. Есенин).

Когда ребенок научится безошибочно выбирать на циферблате-тренажере необходимый промежуток времени, относящийся к утру, вечеру или иной части суток, можно переходить к следующему этапу работы.

Правила счета

Чтобы научиться пользоваться часами, малыш должен знать числа до 60, а также считать пятерками и десятками. Как же проводить работу в данном направлении?

  • Разучить с ребенком счет до 60 – работа должна вестись постоянно, но в том ритме, который удобен малышу: не стоит требовать от него запомнить все числа сразу, ведь у каждого свои способности, что и надо учитывать.

Постепенно ребенок запомнит числа, поможет этому и такой прием: попросите его записать ряд от 1 до 60, проговаривая каждое число. Залог успеха – регулярное повторение, поэтому необходимо добиваться того, чтобы малыш самостоятельно ежедневно освежал в памяти числа, пока полностью их не запомнит.

  • Следующая часть обучения – запоминание чисел, кратных пяти. Это поможет сделать работу по обучению времени более простой. Сначала надо пояснить ребенку, что числа, которые сейчас мы будем изучать, заканчиваются либо на 5, либо на 0. Пусть он найдет эти цифры в произвольном порядке среди всей совокупности чисел от 1 до 60.
  • Когда с этим заданием ребенок научился справляться легко и быстро, надо усложнить ему задачу – найти числа, кратные 5, по порядку: 5-10-15 и так далее. Каждую «находку» обязательно проговаривать вслух.

Взрослому следует внимательно слушать, все ли верно находит ребенок. Если он называет все числа, обязательно его похвалите, если какое-то пропустил – предложите попробовать еще раз, но быть более внимательным.

  • Выписать все числа, которые делятся на 5, в единый ряд и повесить лист на видное место. Постоянно их повторяя, ребенок быстро научится считать пятерками.

Знакомство с циферблатом

Следующая часть обучения ребенка определению времени – представление ему циферблата. С кругом, разделенным на 4 сегмента, он уже знаком, но теперь знания предстоит расширить. Психологи рекомендуют приобрести специальные детские часы с забавными рисунками и крупными цифрами, чтобы малышу было интересно работать с ними.

Следует рассказать ребенку, что часы – это своеобразный пирог (или апельсин), который делится на кусочки (или дольки), все вместе они называются циферблатом. На «пироге» расположены цифры от 1 до 12, имеются также две стрелки:

  • маленькая толстая обозначает часы;
  • длинная показывает минуты.

Почему часовая стрелка толще? Потому что час – более длительный промежуток времени, чем минута.

Если ребенок сразу столкнулся с трудностями и не понимает значения минутной и часовой стрелок, можно приобрести специальный обучающий набор с картонными часами, при помощи которого малыш быстро освоит необходимые понятия.

Рассмотрев часы, узнав о назначении каждой стрелки, необходимо понаблюдать за их движением, при этом о секундной стрелке можно упомянуть (чтобы у малыша не возникло ощущение того, что от него что-то скрывают), но подробно не рассматривать, чтобы ребенка не путать. Можно сказать так: «Эта стрелка, которая движется быстрее всех остальных, показывает секунды, самые короткие единицы времени. Посчитай «один-два-три». Это и есть секунды».

Закрепить знание поможет самостоятельное рисование циферблата с помощью родителей. Важно использовать цветные карандаши или фломастеры, каждый «кусочек пирога» окрашивать в свой цвет, чтобы визуализировать 5-минутные отрезки. Взрослым важно проконтролировать, чтобы ребенок верно разместил в круге числа от 1 до 12.

Изучение часов

Теперь необходимо научить ребенка понимать время. Родители должны рассказать ему следующее.

  • В сутках 24 часа. То есть утро, день, вечер и ночь в совокупности равны 24 часам.
  • На циферблате часов всего 12 цифр, поэтому маленькая стрелка на сутки проходит полный круг два раза.
  • Следует рассказать, что разделение циферблата можно сравнить с дольками апельсина: несколько долек (каждая из которых приравнивается к отрезку в 5 минут) в своей совокупности образует целое – циферблат.

Теперь необходимо показать ребенку, что когда часовая стрелка показывает на какую-либо цифру, она указывает на час. Например, если она стоит на цифре 4, значит, сейчас 4 часа. При помощи специальных часов-тренажеров надо потренироваться выставлять часовую стрелку на ту или иную цифру и называть время.

Затем задача усложняется, необходимо пояснить, что расположение минутной стрелки на цифре «12» означает точное время. Также при помощи картонного циферблата попробовать выставить час, шесть часов и иные варианты.

Знакомство с минутами

Когда малыш научился определять точное время, следует усложнить для него задание. Сначала родители поясняют следующие моменты:

  • в часе 60 минут;
  • на циферблате имеются небольшие деления, не подписанные, каждое из них означает минуты.

Можно порассуждать с ребенком, почему не подписаны минуты, подвести его к правильному ответу – с целью экономии места на циферблате.

Теперь, взяв картонные часы, показываем ребенку перемещение минутной стрелки с 12 на 1, сообщив, что прошло 5 минут. Сколько сейчас времени? Он должен ответить: 4 часа 5 минут.

Попросите ребенка показать 4 часа 10 минут. Пройдя весь круг и проговаривая каждое временное значение, следует усложнить задание: попросить дошкольника выставить на часах, например, 6 часов 15 минут, потом – 8 часов 50 минут.

Если что-то не получается, кричать на ребенка и нервничать не стоит, важно понять причину затруднения. Малыш может путать часовую и минутную стрелки – тогда тренажер необходимо заменить на более наглядный. Возможно, он просто подзабыл счет пятерками и десятками – тогда его следует вспомнить.

Тренировка

Чтобы закрепить знания, следует сыграть с ребенком в игру «Часы». Для нее потребуются те часы, которыми семья располагает: детские, старые настенные с большими стрелками, картонные. Задать игровую атмосферу поможет выдуманная история – например, нам надо помочь сказочному герою добраться до дома, верно разгадав загадки про время от злой колдуньи.

Имеется два типа заданий.

  1. Родитель говорит время, ребенок выставляет его на часах. Для этого задания лучше всего подойдет красочный картонный вариант со стрелками.
  2. Время на циферблате выставляет взрослый, задача малыша – назвать его точно. Следует действовать по принципу «от простого к сложному».

Заниматься лучше каждый день, но недолго, чтобы ребенок не успел устать и потерять интерес к обучению.

Сопоставление времени и части суток

Чтобы малыш еще лучше воспринял абстрактную категорию времени, следует научить его сопоставлять конкретный час и промежуток дня.

  • Взрослый выставляет на циферблате время. Ребенок должен его узнать, сказать, который час, рассказать, что он обычно делает в это время, и сделать вывод – какая это часть суток.
  • Взрослый использует два циферблата, на одном из них утреннее время, на другом – вечернее. Затем задает вопрос – в какое время ты обычно ложишься спать? Задача ребенка понять по часам, какое время они показывают, решить для себя, что это – утро или вечер – и ответить на вопрос.

В случае затруднения следует помочь дошкольнику несколькими уточняющими вопросами.

Обучение минутам

Самое сложное – рассказать детям, как ориентироваться во времени, если минутная стрелка находится не ровно на 5 или 10, а между ними. Родители должны рассказать малышу, что между этими цифрами находятся 4 деления, каждое из которых соответствует минуте, лучше всего наглядно продемонстрировать это при помощи больших часов.

Также необходимо рассказать малышу, что нередко даже взрослые по часам не могут определить время с точностью до минуты, округляя его. Например: если стрелка, показывающая минуты, только чуть-чуть сдвинулась от 5 к 10, значит, прошла всего одна минута. И на вопрос «Который час?» можно ответить «Шесть минут первого». Закрепить полученные знания помогут упражнения с часами, описанные выше.

Каждый родитель должен понимать, что ребенку нужно разобраться во временной терминологии до того, как он пойдет в школу, поэтому работа должна проводиться регулярно. Но не стоит насильно принуждать малыша к тренировкам, лучше всего использовать игровую форму и превращать каждый «урок» в своеобразное приключение.

Чувство времени хорошо развито даже не у всех взрослых, ведь время — это абстрактное понятие, его нельзя пощупать или увидеть. Что уж говорить о том, как его воспринимают дети... Пройдет несколько лет, прежде чем ребенок научится четко осознавать протяженность времени, пользоваться часами и планировать свое время.

Понимание времени — категория непростая, но уже вскоре после рождения малыш чувствует его течение: он привыкает к режиму кормления, чувствует и видит смену дня и ночи. Становясь чуть старше, он уже более четко осознает смену времен суток, овладевает понятиями "утро, день, вечер, ночь".

Чуть позже ребенок узнает о временах года, месяцах, днях недели. Все эти категории плавно подведут малыша к знакомству с часами.

Для ребенка время часто связано с каким-то конкретным событием. Он никогда не скажет: "Я был на море в июне", "Я ел мороженое в три часа", а скажет: "Я познакомился с Никитой, когда был на даче" или "Я ел мороженое, когда мы ходили в зоопарк".

Часы являются средством, с помощью которого можно научить ребенка ориентироваться во времени и определять его. Как в домашних условиях ненавязчиво и с интересом знакомить ребенка с часами?

С чего начать?

Используйте часы с большими четкими цифрами и легко вращающимися стрелками. Или пусть это будет макет часов, на котором отражены только часы (без минут) и присутствует одна часовая стрелка.

Расскажите ребенку, что эта стрелка показывает именно часы и поэтому называется "часовая". Покажите, в какую сторону она движется, и скажите, что такое направление движения называется "по часовой стрелке". Пусть ребенок покрутит стрелку в нужную сторону.

Отработайте с малышом понятие "ровно час" — такого грубого разделения для начала будет достаточно. Для этого установите стрелку на какой-то определенный час и проговорите с ребенком, что это, например, "три часа ровно". Когда малыш освоится, попросите его выставить какое-нибудь время. После отработки этого навыка, выставляйте часовую стрелку на определенный час и научите ребенка определять и показывать положение часовой стрелки через час (два и т.д.) или, наоборот, час назад (два и т.д.).

Часовая и минутная

Когда малыш освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной. Добавьте ее на макет часов. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка — длинная и тонкая, а часовая — короткая и толстая. Прежде чем переходить к следующему этапу, закрепите знания малыша о часовой и минутной стрелках, пусть он научится четко их различать.

Расскажите, что за один час минутная стрелка проходит целый круг, и когда часовая стрелка показывает "ровно" час, два и т.д., минутная стрелка всегда поднята ровно вверх на отметку 12. Теперь отработайте понятие "ровно" с часовой и минутной стрелками.

Потом постепенно переходите к половине. Покажите малышу, где стоит стрелка на циферблате, если прошел не целый час, а половина. Пусть он потренируется устанавливать минутную стрелку на половину часа и называть время.

Когда все вышеперечисленное будет отработано и малыш научится ориентироваться, можно идти дальше. Переходите к положению минутной стрелки, когда проходит 5, 10, 15... 60 минут. Используйте для этого макет часов, на котором около цифр, изображающих количество часов, есть цифры, показывающие количество минут.

Зачем это нужно?

Умение определять время по часам — навык нелегкий. Чтобы ребенку было легче и интереснее осваивать это умение, важно показать его ценность. Малышей можно заинтересовать временем, если связать его с событиями, которые им близки и интересны: например, просмотр интересных передач, поход на прогулку, в гости и т.п.

Подчеркните, что знать время важно, чтобы никуда не опаздывать. Нарисуйте дома плакат, на котором будут изображены большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому времени соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает: на картинке родители изображают часы со стрелкой на 8 часах, а рядом изображение утреннего подъема, процесса умывания, завтрака. Для начала достаточно будет 4-5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время утром, днем и вечером. Спрашивайте малыша: "Во сколько мы ходим на прогулку?" или "Во сколько мы смотрим "Спокойной ночи, малыши!"?". Ребенок, глядя на часы-картинку, будет учиться называть время. Постепенно можете менять события и, соответственно, время. Так ваш малыш без труда освоит базовые навыки. А уже после их освоения можно будет переходить к минутам.

Статья предоставлена сетью центров раннего развития "Бэби-клуб"

Обсуждение

Моя дочка время стала понимать только в третьем классе.Ну, вот так как то не сразу нам это все далось, но ничего сейчас мы просто унички)))

для начала ваш ребенок должен освоить временные сутки:утро-день-вечер-ночь,после освоить понятия:сегодня-завтра и вчера
выполняются шаблоны т.к восприятие ребенка на данном этапе должно быть наглядным,и как только только все это освоится переходите к изучению времени
ребенку дошкольнику знать определение времени как такового не нужно,можно лишь научить как называются стрелки часовые,а вот школьнику дл изучения времени хорошо подойдет шаблон часов или шаблон времени

Комментировать статью "Как научить ребенка определять время? Игры с часами"

Время. Мозговой штурм.. ...затрудняюсь выбрать раздел. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в Время. Мозговой штурм. Сегодня отвезу младшую в местный лагерь, останусь со старшей и мне надо приложить усилия обучить ее часам.

Если ребенок пропустил контрольную работу обязан ли он ее написать и как эта оценка будет выставлена в журнал, если в день Пока спустится темпа, пока устоится, за это время можно за все пропущенные д/з сделать. При 37.3 у меня ребенок вполне уже способен делать д/з без...

Обсуждение

Если ребенок пропустил контрольную работу обязан ли он ее написать и как эта оценка будет выставлена в журнал, если в день пропуска стоит"н".

23.03.2016 09:53:23, ТМА

Нет. Потому что образование - это право ребенка, а не обязанность.

Учим ребенка определять время и тренируем память: знакомство с распорядком дня, циферблатом, часовой и минутной стрелкой. Как научить ребенка понимать время? Вот учу - учу его понимать по стрелкам, и никак... Есть ли какие-нить приемы, методики, как помочь...

Обсуждение

Купить электронные часы наручные и если например мультики по телевизору смотрит- пусть сама следит за началом. Ну или что она любит, но делает это в опред. время- главное самой отслеживать.

Научилась, когда появилась потребность знать время.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Все шикарно выучила быстро и без проблем. Сыну я поменяла домики на паровоз во всю стену над кроватью повесила.

Обсуждение

Для этого нужно очень хорошо заучить состав чисел до 10. Эти знания жизненно необходимы при решении примеров на сложение и вычитание. Для того чтобы хорошо запомнить состав числа надо просто очень много раз повторить пары составляющие это число. Есть приложение для iPad и iPhone которое облегчает ребенку этот процесс превращая его в игру с привлекательными фишками и звуками. Приложение уже опробовано многими пользователями в течении нескольких лет. Это приложение несмотря на его простоту очень эффективно, о нем очень хорошо отзываются специалисты в Сингапуре, и его используют в своей практике многие образовательные учереждения по всему миру. Специально для посетителей.сайт мы дарим 5 подарочных промокодов для этого приложения:
6H3LW7LMHHJ3
HJNPJPHNAMFT
W7K9W6MHPXAP
T94P34NEPYJN
4KP94RPEF3YR
Вы можете скачать приложение Состав числа до 10 в App Store:
[ссылка-1]
Для лучшего эффекта стимулируйте ребенка на прохождение игры и обязательно повторите прохождение через пару дней.

Чо делаеш

31.10.2017 11:43:56, Настюшы ТВ

С детьми надо по- детски с юмором, как бы это сказать легче на все смотреть, не грузиться, ведь главное какие отношения останутся после. Как приучить ребенка к самостоятельности, если без помощи родителей он сделать уроки не может? Только старые опытные педагоги...

Обсуждение

Летом на предмет обязательного чтения нами был найден один ход. Я спрашиваю свою девицу: "Когда ты планируешь сесть читать? Когда играть на скрипке?"
-Читать в 2 часа, играть-гогда погуляю.
-То есть играть в 18 часов?
-Да, зови меня в 16, я посмотрю "..." и поиграю.

Если у меня возникали сомнения по поводу того, что играть после телевизора она будет со скрипом (пардон за каламбур), то озвучивала эти сомнения. Если они подтверждались, то в следующий раз мной говорилось:
-В прошлый раз после телевизора пошло очень плохо. Давай-ка ты перед передачей это сделаешь.

Иногда она соглашалась, иногда-нет. И имели опять "со скрипом" . Ну, исправляли "методом естественных последствий".

Почему-то назначенное самим ребенком время более обязательное, что ли. Чем то,которое назначил кто-то другой.

А кроме школы есть еще какие-то занятия? ИМХО, когда ребенок ограничен во времени, он более собран.

Моя знает, что до четырех (условно) должна сделать уроки, потому что потом бежать на какие-нибудь занятия. А вечером лучше телек, книжка или настольная игра, чем мама, пришедшая после работы злобно шипящая про несделанные уроки:-D

Ну и кроме того у нас помогает "Не будешь успевать с уроками, "отключим газ" :-) (Отлучим от танцев, лошадей - пока действует...) Правда уроки она делает под контролем бабушки или дедушки, но процесс вроде бы не затягивает, до сканадала не доходит.
Английский вечером делаю с ней сама (вернее контролирую и отвечаю на непонятности), но садится делать без особых скандалов (хотя конечно не сразу - кому охота:-)...)

Собственно я к тому - может быть завести какое-нибудь любимое занятие, ради которого дочка готова будет быстренько сделать "обязаловку" и заняться любимым делом?

А вот интересно, когда детей учат время определять? Ребенку какого возраста может быть полезен этот гаджет? Чтобы детям хотелось их носить, эти часы похожи на взрослые электронные браслеты - фитнес-трекеры или смарт- часы.

Время - отвлечённое понятие для ребёнка, его нельзя увидеть или потрогать. В нашем быстром мире часы со стрелками не пользуются популярностью. На улицах, в общественных местах и в метро висят в основном электронные табло, у всех есть телефоны, показывающие время цифрами. Но маленького человека сначала нужно научить понимать который час по стрелочкам. Так, подрастая, он сможет планировать: сколько времени нужно для занятий, игр, прогулок.

Первые понятия о времени

Дети к 2,5 -3 годам обычно знают, что утром они просыпаются и завтракают, днём - играют, гуляют, обедают и спят, после тихого часа у них полдник, а затем наступает вечер с ужином, купанием и подготовкой к ночному сну.

В разговорах с детьми нужно употреблять понятия прошедшего, настоящего и будущего времени. То есть: вчера мы ходили в ботанический сад, сейчас будем читать, завтра пойдём в зоопарк. Можно повесить у малыша в комнате календарь с рисунками или фотографиями, отображающими сезоны, и объяснять ему, какое сегодня число, день недели, месяц. О временах года лучше рассказывать при помощи ассоциаций и картинок:

  • зима: снежно, холодно, Дед Мороз, зимние вещи;
  • весна: таяние снега, ручьи, птицы, распускаются листья;
  • лето: солнечно, тепло, ягоды, фрукты, дача, речка;
  • осень: дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы.

Трёхлетнему малышу можно рассказать, что год назад он был маленький, не очень хорошо говорил, боялся кататься с горки, а сейчас уже вот какой большой! Когда пройдёт ещё год, ему исполнится 4 года, он будет сам одеваться и ещё больше помогать маме. Ребёнок научится понимать, что время всегда идёт только вперёд, и ему уже никогда не будет 2 года, он будет всегда становиться старше. Нужно акцентировать внимание ребёнка на времени: уже 9 часов вечера, тебе пора спать, через 15 минут будем ужинать, подожди 1 минутку.

Как научить ребёнка узнавать время по часам

Когда ребёнок подрастёт, в 5–6 лет, научится считать до ста и будет знать цифры, его можно начинать учить понимать время по часам со стрелками. К школе надо уметь это делать самостоятельно. Для начала стоит объяснить малышу таблицу умножения на 5, так ему будет легче разобраться с минутами.

Изучаем циферблат и стрелки

Дайте ребёнку большие часы, лучше без стекла, чтобы он сам пальчиками мог двигать стрелки.

  1. Расскажите и покажите, в какую сторону всегда двигаются стрелки, что большая показывает минуты, а маленькая часы.
  2. Объясните, что если большая стрелка указывает на 12, то цифра, на которую указывает маленькая, и есть настоящее время.
  3. Двигая минутную стрелку от одной цифры к другой, обратите внимание, что это 5 минут, до следующей - ещё 5 минут, и так до конца круга, всего 60 минут. Пока минутная стрелка обходила целый круг, часовая передвинулась только до следующей цифры, это прошёл один час.

Давайте малышу задания, пускай поставит стрелки, а мама назовёт время и наоборот.

Создаём часы своими руками

Дети очень хорошо обучаются во время игры. Ребёнок с помощью мамы, папы или бабушки может сам сделать почти настоящие часы. Нужно из картона вырезать круг, нарисовать на нём циферблат, раскрасить, в середину прикрепить кнопкой две картонные стрелочки так, чтобы они двигались. Можно купить такие картонные часики в магазине.

Показывайте ребёнку, как движутся стрелки, сначала часовая, затем минутная. Начните с простых значений, например: 2:10, 3:30. Когда он поймёт про пятиминутные интервалы, усложните и объясните, как будут выглядеть, например, 12:28, 1:37. Пускай малыш поставит время, когда отправится спать, а утром время поставит мама и он ответит.

Пользуемся знаниями в повседневной жизни

Купите ребёнку настоящие часы со стрелками и повесьте на видное место в его комнате. Когда малыш будет разбираться в часах и минутах, познакомьте его с секундной стрелкой, объясните наглядно, что такое секунда (хлоп в ладоши - прошла секунда). Торопить не надо, а вот хвалить - обязательно. Одни схватывают на лету, другим нужно время, но, в конце концов, все это осваивают.

Обучающие игры

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

http://zagadochki.ru/zagadka-den-i-noch-oni-idut.html/

Есть много игр, помогающих ребёнку лучше понять и запомнить то, чему его учили. Можно нарисовать несколько циферблатов с цифрами и предложить малышу изобразить стрелками свой распорядок дня, а потом повесить это на стену.

Фотогалерея: игры, уроки и задачки для изучения времени

Нарисовать стрелками обозначенное под часами время Показать на часах режим дня На каких часах правильное время? Какие часы показывают неправильное время? Обучающая игра с часами Задание для изучения часов в сутках