История обуви. Найдена самая старая кожаная обувь в мире

События

На фото – самый древний образец кожаной обуви из всех известных в мире, найденный в одной из пещер Армении. Этот "удивительно современный", как считают специалисты, башмак сохранился благодаря сухости и… органическим отходам жизнедеятельности обыкновенных овец.

Самый древний образец обуви, сделанный из кожи, поразил одного из самых известных дизайнеров обуви в мире. "Это изумительно! - сообщил Блахник (Blahnik) в своем письме, отправленном электронной почтой. - Как похожа эта обувь на современную!"

На прошлой неделе во время раскопок, проводимых в одной из пещер Армении, была найдена похожая на мокасины обувь, возраст которой примерно 5500 лет ! Она набита травой, которая выступала, видимо, в роли одной из первых распорок для обуви. Обувь превосходно сохранилась до наших дней – судя по всему, благодаря органическим отходам жизнедеятельности овец.

Размер этой туфли соответствует примерно 25-му размеру обуви для современных женщин. Туфля была сшита на заказ на правую ногу ее предполагаемого владельца. Сложно сказать с уверенностью, был ли этот заказчик мужчиной, или женщиной – слишком уж мало известно о размерах ног людей, живших в те незапамятные времена на территории современной Армении.

Эта древняя мокасина сделана из цельного куска коровьей кожи . Среди современных производителей обувь, сделанная подобным образом, ценится особенно высоко и позволяет им запрашивать за нее высокую цену. Найденный башмак переплетен кожаным шнуром вдоль швов на носке и на пятке.

"Кусок кожи был разрезан на две полоски и обработан посредством дубления, что было, судя по всему, новейшей, по тем временам, технологией", - сообщил Рон Пинхаси (Ron Pinhasi) , один из руководителей раскопок в Армении, археолог Ирландского Университета.

Иветт Уоррелл (Yvette Worrall) , производитель обуви компании Конкер Хенд-мейд-шу кампани (Conker handmade-shoe company) , Великобритания, добавляет: "Как я себе представляю, кожа вначале была вымочена, а уж затем разрезана и подогнана под ногу, при этом нога использовалась, как форма (модель), под которую обувь сразу строчили".

Конечный результат выглядит на удивление похожим на современную обувь для такой древней вещи. И это мнение не только одного Блахника.

"Она сразу же напомнила мне что-то очень похожее на традиционную форму балканской обуви, известной как опанке , которую одевают и сейчас, как часть национальной одежды в данном регионе, на праздники, - говорит Элизабет Семмелхак (Elizabeth Semmelhack) , смотритель Музея обуви Батя (Bata Shoe Museum) , Торонто, Канада. - Я думаю, как это ни удивительно, не многое изменилось с тех пор".

Набольшее удивление вызывает тот факт, что самая старая кожаная обувь на земле сохранилась на удивление превосходно!

Радиоуглеродный анализ, определивший возраст туфли в районе 3500 лет до нашей эры, относит обувь к, так называемой, Армянской Медной Эре. Доисторическая обувь сжата в пятке и носке, как будто бы в ней прошагали не один километр. Туфля эта, вне всякого сомнения, достаточно изношена.

Образцы обуви подобного возраста – явление чрезвычайно редкое, потому что кожа и растительный материал обычно разрушаются очень быстро. Но в данном случае, содержимое ямы в пещере под названием Арени-1 в Армении, было, что называется, запечатано несколькими слоями отходов жизнедеятельности овец, которые накапливались в пещере после того, как жители Медной Эры покинули ее.

"Среда пещеры сохранила обувь в холоде и сухости, и находка была надежно зацементирована под отходами", - говорит Пинхаси, который также является ведущим инициатором исследования, опубликованного в журнале PLoS ONE, в минувшую среду.

Зачем вообще было надо изготавливать эту древнейшую кожаную туфлю по такой сложной технологии, если в тот период были широко распространены гораздо более простые способы изготовления обуви?

Защита ног была одной из главных причин, почему люди вообще начали носить обувь, и, вне всякого сомнения, это также послужило причиной для изготовления и этой самой древней кожаной обуви на земле. В окрестностях этой Армянской пещеры "территория труднопроходимая, завалена острыми камнями и покрыта колючими кустарниками", - говорит археолог Калифорнийского Университета и соорганизатор исследования Грегори Арешян (Gregory Areshian) , который частично субсидировался Комитетом по Исследованиям и Открытиям (Committee for Research and Exploration) Национального Географического Общества . Кроме того, подобная обувь давала возможность людям справляться с экстремальными температурами в этом регионе – до 45°C летом и ниже нуля зимой – и путешествовать на сравнительно большие расстояния.

"Эти люди проходили большие расстояния. Мы обнаружили вулканическое стекло в пещере, которое принесли туда с места, находящегося как минимум на расстоянии 120 километров от пещеры", - говорит Арешян.

Блахник, дизайнер обуви, поделился размышлениями на тему, что даже обувь с таким простым дизайном носили не только с практической целью, но и для красоты.

"Обычно задача обуви – это защитить ногу, но у меня нет никаких сомнений, что внешний облик найденной туфли указывает на принадлежность ее владельца к определенному клану, - говорит Блахник, который является большим специалистом в своей области и очень неплохо разбирается как в одежде, так и в социальном статусе людей, носящих эту одежду. - Я уверен, что эта обувь является частью снаряжения, которое определенное племя или клан носили для того, чтобы отличать себя от других".

Но действительно ли найденный образец обуви является одним их самых древних на Земле?

Ранее, самая старая обувь с закрытым носком принадлежала Отци , так называемому Ледяному человеку, найденному в Австрийских Альпах в 1991 году. Отци умер примерно 5300 лет тому назад.

Между тем, такая обувь, как сандалии, имеет еще более древнюю историю, о чем говорят древнейшие их образцы, найденные в пещере Арнольда, в центре штата Миссури. Эти образцы имеют возраст более 7000 лет!

Однако очевидно, что люди начали носить обувь очень давно, гораздо раньше того периода, к которому относится старейший из найденных экземпляров обуви. К примеру, в окаменелостях, возраст которых около 40000 лет, были найдены останки древних людей с притупленными большими пальцами ног. Этот факт, несомненно, указывает на то, что эпоха обуви уже наступила…

По мнению Джакуи Вуда (Jacqui Wood) , независимого великобританского археолога, который изучал Отци, самый древний кожаный башмак выглядит абсолютно открытым по сравнению с обувью Отци.

"Обувь Ледяного человека относилась к совсем другому классу, - объясняет Вуд. Каждая подошва была сделана из кожи бурого медведя; бока были сделаны из оленей кожи; а внутренняя часть сплеталась из древесной коры, которая плотно затягивалась вокруг ноги. В сравнении с этой обувью, армянский образец является более простым. Подобную обувь, по-видимому, изготавливали во всем мире еще с тех пор, когда люди вообще решили носить обувь".

Действительно, похожую обувь находили по всему миру, в разных местах раскопок и в разные времена. И исследование Пинхаси и Арешян находит вполне правдоподобным, что сам стиль подобной обуви зародился в Армении.

"Многие другие открытия, такие как гончарное колесо, клинопись и производство шерсти эволюционировали в древние времена на Ближнем Востоке, - говорит Пинхаси. - И, вполне возможно, что мы нашли в Армении самое раннее доказательство того, что подобная обувь зародилась там и впоследствии распространилась по всей Европе".

Ребекка Шоукросс (Rebecca Shawcross) , специалист Музея и Картинной Галереи г. Нортхемптона, Великобритания, говорит: "Вы даже можете найти подтверждения того, что данный башмак, а вернее его дизайн, является прообразом мокасин в Северной Америке, которые создали впоследствии очень популярный стиль обуви. Влияние этого стиля можно наблюдать и в наши дни - парусиновые туфли; мягкая, похожая на тапочки мужская обувь; и так далее".

Однако загадок, связанных с самой старой обувью на свете также хватает . Наряду с самым старинным башмаком, исследовательская команда в Арени-1 обнаружила немало других тайн и загадок. Вместе с обувью, под окаменелыми экскрементами древних овец были найдены рога дикого козла, кости благородного оленя и перевернутый разбитый горшок.

"Странный набор предметов! - говорит Пинхаси. - "И я не удивлюсь, если окажется, что они появились там не случайно, а имеют определенное символическое значение".

Возможно, новый сезон раскопок в Арени-1 поможет ответить на этот вопрос?

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.



В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.

Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее

Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)

Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)
В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.

Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, - на подъёме, другой, поменьше - около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты - высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами - своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.

Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.

Женские портреты начала XVII века

Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг

Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг

Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

Мужские портреты первой и второй половины XVIII века

Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год

Франсуа Буше «Туалет», 1742

Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг

Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг

Женские туфли с защитными паттернами

Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.

Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830

Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792

Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год

Приложение 1

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБУВИ

Детей заинтересовало: давно ли люди стали носить обувь? Для чего она служит? Какую обувь носили раньше и носят теперь? Ответы на все вопросы мы стали искать в энциклопедиях, журналах, книжных изданиях, интернете.

Изучая историю возникновения обуви мы выявили, что основное её предназначение - это зашита ног от влаги, грязи и действия экстремальных температур, а также от механических и химических повреждений.

Возникновение обуви неразрывно связано с приспособлением первобытных людей к окружающей среде, с естественной потребностью защитить тело от неблагоприятных природных воздействий (жары, холода, влаги и пр.) и от механических повреждений. Примитивная обувь представляла собой куски шкуры, обернутые вокруг стоп и привязанные в нескольких местах. Формирование обуви происходило обычно на ноге. Кроме шкур для изготовления обуви первобытные люди использовали кору и лыко деревьев, войлок, папирус, камыш.

В странах с жарким климатом обувь служила в основном для защиты ног от механических воздействий и представляла собой подошву (деревянную пластинку, дощечку и др.), привязанную к стопе ремешками.

В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса, к ноге такие сандалии крепились при помощи кожаных ремешков. Знатные египтяне украшали эти ремешки драгоценными камнями и интересными рисунками. Носить ее могли лишь очень богатые люди. Египту история обязана изобретением каблука, без которого невозможно представить современную обувь. Правда, носили их простые землепашцы, которым каблуки создавали необходимый упор, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле.

В Древней Греции изобретенная первая обувь, предназначена не только для защиты стопы от повреждений, но и для красоты. Греческие сапожники умели изготавливать не только примитивные сандалии, но и полуботинки с задником, сапоги без носка – эндромисы, изящные сапожки на шнуровке. Эта красивая обувь пользовалась огромным спросом у греческих женщин. Но самым значимым событием в истории создания обуви стало изобретение греками различий между правым и левым ботинком.

Самой престижной в мире считается итальянская обувь. Недаром даже сама страна Италия выглядит как сапог – ирония географии.

https://pandia.ru/text/78/095/images/image004_74.jpg" align="left" width="288" height="138 src=">Русские валенки. Слово "валенок" часто вызывает у нас улыбку как нечто устаревшее и просто забавное. Но, несмотря на все современные технологии, не придумали для нашей суровой зимы ничего более удобного и теплого, чем русские валенки. Хотя если заглянуть в глубь веков, то валенки, или, как они еще назывались, "коты", "катанки", оказываются не такими уж русскими. Историки считают, что приоритет в изобретении валяной обуви принадлежит степным кочевым народам. Именно они первыми придумали скатывать шерсть животных и делать из нее обувь, которая не только противостояла бы холоду степей зимой, но и защищала стопу от жестких колючек и острых камней. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси. Изначально валенки, или, по-сибирски, пимы, были коротенькими, а их голенища суконными. Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы: и Петр I, и Анна Иоанновна с удовольствием носили изготовленные специально для них пимы. И лишь в XVIII веке валенки приобрели свой привычный вид: ремесленники "догадались" валять их целиком с голенищем. Ведь в том-то и достоинство валенка, что он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Есть у этой обуви только один недостаток, но довольно серьезный: очень они боятся сырости, поэтому, сначала на подошву надевали кожаные, а позднее резиновые галоши. Раньше валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди. Зажиточной считалась та крестьянская семья, где валенки носили все ее члены, а в других домах хорошо, если была одна пара на всех. Валенки были дорогим подарком, их передавали по наследству. Для солдата, отправляющегося на службу, вообще ничего дороже валенок не было - теплая и прочная обувь не только берегла от холода, но и в бою могла защитить ноги от мелких осколков.

Приложение 2

Что такое обувь и из чего она состоит?
1.Основные понятия.
Обувь – изделие для защиты ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции.
Размер обуви - величина, характеризующая длину стопы или стельки обуви. В нашей стране применяется метрическая система, т. е. длина стопы измеряется в миллиметрах.
Полнота обуви - условное обозначение обхвата стопы (внутренней формы обуви) в пучках. Полнота определяет удобство обуви, как говорят обувщики ее «впорность».
Модель обуви - новый по виду, форме и материалу образец.
Коллекция - совокупность моделей обуви.
Метод крепления - способ прикрепления низа обуви к верху.
2. Виды обуви
Вид обуви
– классификация обуви по конструкции и внешнему виду:
Сапоги – обувь с высокими голенищами, закрывающими стопу, голень, а иногда и бедро.
Ботинки - обувь полностью закрывающая тыльную часть стопы и нижнюю часть голени выше лодыжек.
Полуботинки - обувь, закрывающая всю тыльную поверхность стопы, с берцами, расположенными на уровне лодыжек.
Туфли - обувь с берцами ниже лодыжки, при этом заготовка верха не полностью закрывает тыльную поверхность.
Туфли летние - разновидность туфель, по конструкции с открытыми носочной, и (или) пяточной частями.
Ботинки типа «Мокасин» - мягкая эластичная обувь, с различными вставками в области союзки.
3. Основные назначения обуви.
Повседневная – обувь, используемая для носки на улице и в помещении.
Модельная – обувь для кратковременной носки в торжественных случаях.
Домашняя – обувь для носки дома.
Для активного отдыха и спорта – обувь для прогулки, отдыха и занятий спортом.
Специальная – обувь для защиты ног от опасных воздействий, изготовленная из специальных защитных материалов.
Ортопедическая – обувь, конструкция, которой разработана индивидуально! с учетом патологических отклонений стопы и бедра.
Детская - обувь для детей , которая в свою очередь подразделяется на группы:
Ясельная- р-ры 19-22;
Малодетская - р-ры 23-26;
Дошкольная - -р-ры 27-31;
Школьная для девочек- р-ры 32-37;
Школьная для мальчиков- р-ры 32-37;
Девичья- р-ры 38-40;
Мальчиковая- р-ры 38-39.
4. Из чего состоит обувь?
Верх обуви – система из скрепленных между собой деталей, покрывающая верхнюю часть стопы.
Низ обуви – система скрепленных между собой деталей, которые закрывают нижнюю часть стопы.
5. Наружные детали верха обуви.
Носок – наружная деталь, закрывающая тыльную поверхность пальцев стопы;
Союзка – наружная деталь, закрывающая поверхность плюсны стопы;
Берцы – наружные детали, закрывающие тыльную поверхность стопы, Различают внутренние и внешние берцы (по аналогии внутренняя и внешняя сторона обуви);
Голенище – наружная деталь, закрывающая голень или ее часть, а иногда и бедро;
Задинка – наружная деталь, закрывающая боковую и фронтальную поверхность каблука;
Клапан – наружная деталь, которая закрывает по всей длине застежку «молния»
6. Внутренние детали верха обуви
Подкладка обуви – комплект внутренних деталей верха обуви, необходимые для повышения гигиенических, теплозащитных свойств, формоустойчивости и изоляции ноги от швов наружных деталей.
Карман – деталь, расположенная в пяточной части заготовки для размещения задника.
Подблочник – деталь, усиливающая соединение блочка-берец.
Штаферка – деталь, применяемая для укрепления верхнего канта заготовки.
Вкладная стелька – деталь. По форме соответствующая основной стельке. Служит для улучшения эстетических, комфортных и гигиенических свойств обуви.
Вкладная полустелька – деталь, соответствующая по форме пяточно –геленочной части основной стельки и выполняющая функции вкладной стельки
Подпяточник – соответствующая по форме пяточной части основной стельки внутренняя деталь верха обуви, выполняющая функции вкладной стельки.
7. Промежуточные детали.
Межподкладка – комплект деталей, применяемых для повышения формоустойчивости обуви.
Подносок – деталь, устанавливаемая в носочной части, для сохранения ее формы.
Задник – внутренняя или промежуточная деталь, расположенная в пяточной части. Необходима для сохранения формы обуви.
Геленок – металлическая фигурная пластина, закрепляемая между основной стелькой и подошвой для создания необходимой жесткости и упругости в геленочной части обуви.
Простилка – деталь, заполняющая пространство между затяжной кромкой.
7. Детали низа обуви
Основная стелька – деталь, к которой прикрепляют затяжную кромку заготовки верха и детали низа обуви.
Подошва – основная наружная деталь, расположенная под всей ходовой поверхностью стопы.

Накладка – деталь, скрепляемая с нижней частью подошвы по всей поверхности или в носочно-пучковой части для повышения противоскользящих, теплозащитных свойств и износостойкости изделия.
Рант – деталь, скрепляющая стельку с подошвой и верхом.

«Многие женщины считают, что туфли не так уж и важны, но настоящее доказательство элегантности дамы – это то, что надето на ее ноги.»
© Кристиан Диор

Неотъемлемая часть гардероба любой красавицы – это, конечно, обувь. Самая разнообразная, нарядная и повседневная, спортивная и элегантная, цветная и сдержанная. Давайте разберемся, как нам ориентироваться во всем многообразии обувного мира!

Самое интересное из истории обуви

Трудно представить, что первая обувь была из кожи животных и, скорее всего, ей просто обматывали ноги, чтобы спастись от холода. Обувь делали из древесной коры, травы или толстых шерстяных нитей. Плетеные сандалии были обнаружены археологами в пещерах, где жили в древности люди – и они были из травы!

Самая древняя обувь была найдена в Армении. В Древнем Египте обувь была из пальмовых листьев, к ее подошве с загнутым носком крепились кожаные ремешки, которые поддерживали сандалии. Знатные люди украшали ремешки разными камешками. У древних евреев, кроме сандалий, встречаются башмаки на шнурках, с каблуками. Богачи в каблуки встраивали флакончики с духами. В Древней Греции изготавливались полуботинки с задником, сапоги без носка и сапоги-чулки из мягкой кожи. Женщины скифских народов носили красные полусапожки из тонкой кожи. Украшением такой обуви были кожаные аппликации и бисер.

Средневековая Европа вместо сандалий носила туфли с загнутыми носами с украшением из бубенчиков. Позже, в 14 веке размер туфель отражал знатность их обладателей, чем больше был размер обуви, тем выше статус владельца. Последующий век избавил от такого неудобства — туфли стали шире и короче. А в 16 веке туфли изготавливали из кожи и ткани, и они были такие мелкие, что крепились на подъеме тесемками. Мастера-обувщики начали для красоты прибивать к обуви деревянные каблуки.

Самые же высокие каблуки носили в годы Людовика XIV. В 19 веке туфли сменяются кожаными ботинками на шнурках, с каблучком средней высоты, застежками и меховой отделкой. Обувь в 20 веке становится отличительным признаком социального положения. Аристократы носили узкую остроносую обувь на фигурном каблуке.

Обувь и современность

В наше время дизайнеры обуви создают самые невероятные модели всевозможных видов, пытаясь удовлетворить вкусы даже самых изысканных модниц. А уж разнообразие украшений просто невозможно перечислить! Как же нам не потеряться в таком многообразии, и выбрать нужную пару? Прежде всего, обувь должна быть удобной и комфортной. Такая обувь, конечно же, должна быть изготовлена только из натуральных материалов. Если понравившаяся пара оказалась неудобной, то лучше набраться мужества и отказаться от покупки. Обувь на каблуке необходимо проверить на устойчивость, иначе вам не избежать перенапряжения позвоночника и, возможно, головных болей.

Здесь еще надо учитывать то, что резкая смена высоты каблука также может неблагоприятно отразиться на здоровье как, впрочем, и чрезмерное увлечение плоской подошвой. Размер обуви – немаловажный момент. Так летняя обувь должна соответствовать реальному размеру ступни. Зимняя, наоборот, должна быть более просторной, чтобы можно было утеплить ее стелькой или носком.

Стиль и этикет

Подобрать обувь для различных ситуаций нам поможет обувной этикет. Если вы идете устраиваться на работу, то деловой стиль одежды подчеркнет вашу серьезность. В таком случае понадобятся однотонные классические туфли, гармонирующие с цветом вашей сумки. Самым оптимальным вариантом офисной обуви были и остаются туфли, выдержанные в темных тонах без каких-либо украшений и супермодных новшеств. Туфли на каблуке в пять сантиметров или лодочки на плоской подошве отлично впишутся в служебный стиль и создадут чувство комфорта в течение всего рабочего дня.

Обувь не должна быть тесной, должна обязательно соответствовать размеру стопы и быть удобной. Иначе вам обеспечена быстрая усталость, отеки и в дальнейшем искривление позвоночника и заболевания суставов. Стоит напомнить и о колготках. К светлой обуви лучше подойдут колготки нейтрального телесного цвета, а к темной – черные.
Для торжественного мероприятия подойдет обувь нейтрального цвета. Также туфли на высоком каблуке, туфли различных цветов с украшениями, босоножки на шпильке.


Для повседневной носки отлично подойдут балетки, туфли и босоножки с открытой пяткой или носком. С обтягивающими джинсами хорошо будет смотреться обувь на платформе или каблуке, а зимой высокие сапоги. А к прямым джинсам лучше надевать строгие туфли-лодочки на каблучке или танкетке, причем ваши джинсы должны быть такой длины, чтобы могли прикрывать каблук.

Чтобы не испортить себе летний отпуск, стоит приобрести обувь нескольких видов. На пляже и после бассейна не обойтись без вьетнамок и сланцев. На экскурсии лучше отправляться в босоножках на легкой пробковой платформе не выше трех сантиметров или сандалиях с нескользящими стельками.

Если вы любите долгие пешие походы, то вам просто необходимы легкие кроссовки (лучше с вентиляцией стопы) или кеды. Лучше выбирать обувь из натуральных материалов.

Спортивная обувь обеспечит вам безопасность передвижения и удобство. Ну а вечером будут актуальны матерчатые или из натуральной кожи балетки.
Для первого свидания подойдут классические туфли или босоножки на высоком каблуке, в соответствие с выбранным вами стилем одежды. В дальнейшем надо ориентироваться на характер встреч. Если это продолжительная прогулка по улице, то это легкие и удобные мокасины или ботинки (в зависимости от времени года). По случаю похода в ресторан отдайте предпочтение классике — туфлям на каблуке.


Чтобы создать гармоничный образ необходимо правильно сочетать одежду и обувь. Классические туфли сочетаются практически с любым нарядом. Здесь важно правильно определиться с цветом к выбранной одежде. Удобные балетки можно сочетать с узкими джинсами и шортами, короткой юбкой и платьем.

Босоножки на высоком и низком каблуке подчеркнут вашу женственность и подойдут к легким платьям и юбкам средней длины.
Сапоги и ботинки

Сапоги-чулки на стройных ножках должны обратить на себя внимание и, поэтому, рекомендуется носить их с короткими платьями и юбками. Сапоги до середины голени, наоборот, лучше носить с брюками, чтобы визуально не уменьшить рост. Короткие сапожки или ботильоны настолько универсальны, что их можно носить с чем угодно. Единственный момент, который нельзя оставить без внимания при создании образа — это то, что данная модель может, как подчеркнуть красоту ног, так и указать на их недостатки.

Полезные советы

1. Обувь лучше покупать в конце рабочего дня, так как ноги могут отекать.
2. Обувь должна быть по размеру.
3. Летняя обувь должна быть открытой, чтобы ноги могли дышать.
4. При покупке обуви на каблуке, убедитесь, что ваша походка остается красивой, а осанка стройной. Самая безопасная высота каблука для женской обуви до пяти сантиметров.
5. Лучший материал для обуви – натуральный. Учтите, что замшевая обувь и обувь из нубука требует специального ухода, и боится влаги. Для слякоти подойдет лаковая обувь, которая хорошо также переносит соль и морозы до 15 градусов. Для зимы лучше подойдет обувь из жесткой и прочной яловой кожи.
6. Запомните производителя понравившейся в носке обуви, чтобы в следующий раз облегчить поиск удобной колодки.
Не пожалейте своего драгоценного времени для поиска подходящей вам пары обуви. Ведь это позволит вам гармонично завершить созданный вами образ, и обеспечит удобство и привлекательность.

.

«Жить хорошо!» - радостно заявил наш далёкий предок, зажаривая на костре мясо добытого во время недавней охоты медведя. «А хорошо жить - ещё лучше!» - добавил он, закончив трапезу. После этих слов охотник эпохи неолита вырезал из шкуры зверя меховые портянки, обмотал ими свои ноги, подложив сухой травы, и закрепил всю конструкцию сухожилиями. Теперь он стал не просто «человеком разумным», но ещё и «человеком обутым».

28 тысяч лет до нашей эры

Абсолютной гарантии, что всё обстояло именно так, у нас, конечно, нет, но мы можем с уверенностью говорить, что привычка ходить в обуви появилась у людей около 30 тысяч лет тому назад. Об этом красноречиво свидетельствует изменение формы мизинцев ног, которое начало наблюдаться именно с этого времени.

5 тысяч лет до нашей эры

Примерно к 5 тысячелетию до нашей эры человечество начало свою обувь шить, используя в качестве материалов всё те же шкуры, лыка и сухожилия, а в качестве инструмента - кремниевые ножи и костяные шила. Внешне изделия древнейших мастеров немного напоминали современные мокасины.

3 тысячи лет до нашей эры

Картина кардинально изменилась тогда, когда центр цивилизации сместился южнее. Жаркий климат Древнего Египта подталкивал его жителей к тому, чтобы обуться во что-то полегче. У подданных фараонов распространение получили сандалии.

Подошву древнеегипетских сандалиев изготовляли из пальмовых листьев, папируса или сандалового дерева (от которого сандалии и получили своё название) и крепили к ней ремешки, удерживающие подошву на стопе. Именно в этот момент обувь начала выполнять не только утилитарную, но и представительскую функцию.

Если уделом простонародья были грубые образцы с кожаной стелькой, то знать носила сандалии из дорогой тиснёной кожи, а под ступню подкладывались сафьяновые подкладки. На подобных сандалиях зачастую изображались связанные нубийцы и хетты. Таким образом, верхушка египетского общества как бы попирала при ходьбе своих исторических врагов. О гендерном равноправии в ту эпоху никто не думал, и женщины, включая жён фараона, ходили босиком.

2 тысячи лет до нашей эры

Греки усовершенствовали египетское изобретение.

  • Во-первых, они разработали специальные сандалии на массивной (шириной в ладонь) платформе. Такие сандалии использовались актёрами в театре, чтобы визуально увеличить некоторых персонажей.
  • Во-вторых, они задумались о гибкости ступни и начали изготавливать составные подошвы сандалий из нескольких подвижно соединённых частей.
  • В-третьих, не стоит забывать, что Греция - не Египет, на родине философии и олимпиады иногда выпадает снег. В греческом обиходе появились эндомины - ожаные сапоги на шнуровке.

Вот тут античные дизайнеры разгулялись! Некоторые эндомины украшались резными костяными пластинами, некоторые - чеканными металлическими бляшками, существовали модели, оставляющие пальцы ног открытыми, а полностью закрытые эндомины зачастую оторачивались мехом.

Низшее сословие использовало в быту или обычные сандалии или эмбады - просторные грубо сшитые башмаки на шнуровке из воловьей кожи или войлока. В отличие от египтянок, гречанки добились права ходить обутыми наравне с мужчинами. Быть может, сказалось влияние демократии, а может, сыграла свою роль знаменитая сварливость ахейских женщин.

Дальние предки славян - скифы в это время начали использовать сапоги из мягкой кожи. Носили их как женщины, так и мужчины, заправляя в подобную обувь цветные шаровары. Традиционно скифские сапоги были «мозаичные» — шились из большого количества кожаных и меховых лоскутков и крепились на ноге ремнями. Под кожу поддевались войлочные чулки.

Богатое убранство подошв скифской обуви свидетельствует о «азиатской» привычке этого народа сидеть ступнями наружу.

I век

Римляне привнесли в дело развития мировой обувной индустрии три существенных изобретения.

  • Во-первых, они начали подкладывать под шнуровку язычок. Этот элемент, который изначально был создан с сугубо утилитарной целью, быстро приобрёл ещё и декоративное значение. Язычки стали иногда делать чрезвычайно длинными и свисающими поверх шнуровок.
  • Во-вторых, римляне первыми вводят в обиход каблук. В те времена эта деталь изготовлялась из дерева. По легенде, римские куртизанки заказывали себе каблуки, оставляющие отпечаток с надписью: «Следуй за мной».
  • В-третьих, римляне были первыми, кто начали изготавливать «шиповки». Калиги - армейские шипованные сандалии стали символом римского солдата наряду со специализированным военным поясом - балетусом.

Само собой понятно, что знатные римляне желали выделиться. В этот период допустимые фасоны обуви для каждого сословия определялись законодательно. А особый интерес представляло то, что было на ногах патрицианок - матерчатые изделия в виде перчаток. Фактически это были носки. К слову, подобные носки вновь вошли в моду в начале 21-го века - ничто не ново под луной!

Варвары, погубившие Римскую Империю, слыли людьми простыми и практичными. Они носили удобные мягкие кожаные сапоги и туфли с ремнями, крепящимися чуть выше щиколоток. Украшались эти конструкции пуговицами и большими отворотами, за которыми удобно было прятать хорошо отточенный нож.

XI век

Зачастую поверх сапог надевались шерстяные гамаши. К 11 веку в обиход входят мягкие сапоги с высоким голенищем и женские туфли с острыми носами, крепящиеся ремнями к голени.

XIV век

Впрочем, время шло, варварство отступало, и практичность вновь уступила место вычурности. По преданию граф Анжуйский, страдавший большим наростом на пальце ноги, начал носить обувь, существенно превосходящую естественный размер его обуви. За популярным графом последовали подражатели, не имеющие никаких болезней вовсе. Так в оборот вошли знаменитые остроносые башмаки «пигаши». Европа начала переживать период «готической остроконечности».

Остроконечными были не только своды соборов, остроконечными стали головные уборы, рукава одежды, носки туфель. Последние к 14 веку доросли до абсолютно несуразных размеров, и их начали сворачивать спиралями и цепочками закреплять на башмаках, а кроме того крепить к самим башмакам бубенчики. Нетрудно догадаться, что длиной носка и количеством бубенчиков пытались обозначить уровень знатности.

На королевских балах звучал постоянный перезвон, а чтоб не наступить случайно соседу на ногу требовалось немало старания. В итоге, французский король в 14 веке издал указ, лимитирующий длину носочной части обуви. Принцы и великие князья могли появляться в обществе, обутые в туфли с носочной частью до 75 сантиметров, именитые дворяне - до 60 сантиметров, рыцари - до 45 сантиметров, горожане - до 30 сантиметров, простолюдины - до 15 сантиметров.

XV век

К 15 веку стремление к длинноносым туфлям ослабло. Европейское общество ненадолго ударилось в другую крайность. Башмак начал становится всё шире, а его владельцы стали напоминать гуляющих гусей. Одновременно начинают использоваться деревянные цоколи и галоши. Их использование обусловила всё большая скученность городской жизни и, как следствие, всё более ужасающая грязь в городах Европы. Кроме того, женщины Эпохи возрождения преимущественно носили длинные платья и тапочки, которые не являлись водонепроницаемыми.

Помимо гигиенических нужд милые дамы использовали подобные деревянные платформы с целью увеличения собственного роста. По этой причине платформы модниц порой достигала полуметра.

В Англии даже пришлось ввести специальный закон, в соответствии с которым брак мог быть расторгнут в том случае, когда удавалось доказать, что невеста сфальсифицировала свой рост.

XVI век

В 16 веке в обиход входит корк (пробковое дерево). Это вызывает бум каблуков, применяемых при производстве женской обуви. Пробку располагали под подошвой из кожи, поднимая пятку. До этого момента каблуки были атрибутом лишь мужского костюма, что было сопряжено с верховой ездой и необходимость располагать ногу в стремени.

XVIII век

В конце 18-го века появляется лакированная кожа. Это позволило существенно расширить цветовую гамму обуви. Первоначально лакированная кожа использовалась только для женской обуви, но к 19 веку лакированные туфли начинают носить и мужчины. Кроме того, к этому времени начинают отдельно производить обувь на левую и правую ногу. В настоящий момент это может показаться невероятной дикостью, но до 19-го века обувь шилась «на прямую канорку». Даже тяжело себе представить - какое это могло вызывать количество мозолей у наших предков!

XIX век

В 19-м веке человечество изобрело каучук и швейную машину. Фактически с этого момента производство обуви было поставлено на поток. В это же время отверстия для шнурков стали снабжаться металлическими пистонами. И произошло всё это невероятно вовремя! Новая индустрия как раз успела обуть миллионы солдат перед тем, как они отправились умирать на поля Первой мировой войны. Классические сапоги с высокими голенищами и привычные для нас армейские ботинки - детища именно этого времени.

50-е годы

50-е годы дарят женским ногам каблук-стилет. Кожа в это время начинает заменяться синтетическими материалами, натуральность в тот период никого не волновала. Прослеживалось стремление к броским, «неприродным» цветам.

70-е годы

В 70-е годы в моду вошла бижутерия, послужившая средством украшения женской обуви. А в 1976 году в СССР впервые на немецком оборудовании была произведена обувь на литой подошве. Такая основа использовалась для производства сапог-дутиков, обладавших поистине «космическим» дизайном. Когда подобные сапоги дополнялись «дутыми» куртками, шапками и даже перчатками, обладатель подобного гардероба начинал напоминать Юрия Гагарина. В стране хронического дефицита за упомянутыми вещами вырастали громадные очереди.

Альтернативой «дутикам» были «буратины» — узконосые сапоги, обильно покрытые заклёпками. От «буратин» веяло чем-то запретным и западным, их носитель принимал облик байкера, ковбоя и рок-музыканта одновременно. Стоила такая обувь непомерно дорого, но при появлении в продаже мгновенно раскупалась.

80-е годы

80-е годы 20-го века принесли новации в сфере спортивной обуви. В спортивные ортопедические подошвы научились добавлять воздух, что позволило существенно снизить усталость ног при длительных нагрузках.

90-е годы

В 90-е годы компьютерные технологии, микрофибра и стрейч-ткань породили громадное количество стилей. В то же время стала более востребованной натуральность. Многие потребители вернулись к естественным материалам.

Основной тенденцией «нулевых» большинство специалистов считают обращение к «этнике». В частности, именно в это время в моду входят унты и угги.