Какая может быть атмосфера в семье. Каким бывает климат в семье и как не пойти по скользкой дорожке. Можно ли улучшить обстановку

«Благоприятная атмосфера в семье - залог психического здоровья ребенка»

Основой полноценного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в себе, своих возможностях, в том, что он любимый и хороший.

Но положительное самоощущение не возникает само по себе. Оно появляется в результате доверительных контактов с родными и близкими. Ребенок должен постоянно видеть и чувствовать, что его любят, заботятся о нем. А для этого надо почаще разговаривать с малышом, не скупиться на тактильный контакт: погладить по головке, обнять, приласкать.

Нужно очень внимательно и уважительно относиться к вопросам, просьбам, жалобам ребенка, уметь успокоить и утешить.

Большую психологическую травму получает ребенок, когда родители говорят, что не будут его любить за плохое поведение или некрасивые поступки. Ребенок должен быть уверен, что никакие его поступки не влияют на отношение к нему родителей.

Совершенно недопустимо накапливание у ребенка отрицательных эмоциональных впечатлений, опыт неосознанных обид. Лучше регулярно обсуждать критические ситуации, выясняя, кто был не прав и почему.

Очень важно помнить, что необходимо уважительно относиться к интересам и привязанностям ребенка и по мере возможности предоставлять ему право выбора. Ни в коем случае нельзя выдавать детские тайны, подшучивать над ребенком, если ему плохо, в его присутствии обсуждать его неудачи и промахи.

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ:

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необходимый закон благодарности.

З. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.

4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам- у него она своя.

5. Не унижай его.

6. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребёнка.

7. Помни, что для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

8. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы чужие сделали твоему.

9. Люби своего ребёнка любым: не талантливым, неудачным, умным и т.д. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок- это праздник, который пока с тобой.

Двадцать способов похвалить ребенка

Мне нравится, как ты сделал это!

Это получилось лучше всего!

Здорово придумано!

Ну просто изумительно!

Прекрасно!

Замечательно!

Ну ты меня удивил!

Молодец!

Ух ты, вы только посмотрите!

Это что-то особенное!

Умница!

Правильно!

Я так рада!

Мне это очень понравилось!

Очень неплохо!

Что такое "здоровая атмосфера" в семье?

Определение "здоровой атмосферы" семьи - вопрос философский и многогранный. Мы рассмотрим его с двух позиций: семьи "зрелой" и "условно здоровой" (дисфункциональной) семьи.

Понятие "зрелой, гармоничной, благополучной или здоровой" семьи психологами описывается по разному. Все начинается с того, что встречаются два человека, которые воспитывались в разных семьях, разных бытовых, культурных и морально-нравственных принципах и условиях. Безусловно есть что-то, что объединяет их интересы, тем не менее нередко выходит так, что те установки, которые один из супругов считает нормальными и правильными, для другого могут оказаться абсолютно чуждыми и непонятными. Поэтому гармоничные отношения в каждой НОВОЙ паре начинаются с создания принципов и правил, удовлетворяющих каждую из сторон, где каким-то принципами нам придется поступиться, а какие-то утвердить и закрепить. Процесс этот не быстрый, однако его смягчению и ускорению способствует наличие той самой зрелой атмосферы, которая помогает двум разным людям создать нечто целостное и новое, что их объединяло бы и представляло как пару. Таким образом, благоприятной можно считать атмосферу семьи, в которой присутствует:

уважение партнеров друг к другу, и тем более к отличиям между их характерами, между их увлечениями и интересами;

признание, поддержка и живое общение;

самостоятельность каждого из членов и независимость друг от друга;

чувство юмора и искренность;

личностный рост каждого в отдельности, но с наличием общих семейных целей;

совместное времяпрепровождения, наличие родовых и культурных традиций (возможно объединенных);

взаимопонимание и помощь;

любовь, в том числе ее телесные проявления (касания, обнимания);

защищенность и безопасность, атмосфера, в которой конфликты решаются конструктивно, со стремлением прийти к компромиссу;

отношение к ребенку как к ценности и возможность изменения "коалиций" без ревности (когда ребенок в разное время ближе к одному из родителей и это не воспринимается как предательство).

Особое внимание специалистов обращает на себя понятие т.н. "условно здоровой" атмосферы. Оно говорит о том, что в целом муж и жена живут в "согласии", однако при более детальном рассмотрении мы не находим в таком союзе признаков уважения, поддержки, любви и пр., а наоборот, на передний план выходят чередующиеся унижение, запугивание, авторитаризм, изоляция и т.д.. При внешнем благополучии, оказывается, что согласие в этих семьях держится на двух совпадающих дисфункциях: зависимости и созависимости, насилии (в т.ч. психологическом) и жертвенности, садизма и мазохизма, авторитаризма и подчинения, инфантильности и гиперопеки и пр. Партнеры могут быть уверены в том, что так живут все, что у них хорошая семья и что такие взаимоотношения и являются "настоящей любовью". На самом же деле союз их держится только на том, что полюса психологических расстройств каждого из них совпадают, поддерживают и подпитывают друг друга. К сожалению индикатором таких семей в социуме чаще выступают именно дети, чье проблемное (девиантное и даже делинкветное) поведение в детском саду или школе заставляет окружающих обратить внимание на внутрисемейный климат. Именно поэтому психологическая коррекция проблемного поведения детей, наиболее эффективна в контексте семейной психотерапии. Тогда родители имеют возможность посмотреть на имеющиеся семейные дисфункции и с помощью психолога научиться выстраивать те самые зрелые отношения, которые создают здоровую атмосферу в семье.

Основой полноценного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в себе, своих возможностях, в том, что он любимый и хороший.

Но положительное самоощущение не возникает само по себе. Оно появляется в результате доверительных контактов с родными и близкими. Ребенок должен постоянно видеть и чувствовать, что его любят, заботятся о нем. А для этого надо почаще разговари­вать с малышом, не скупиться на тактильный контакт: погладить по головке, обнять приласкать.

Свой отказ поговорить с ним следует доброжелательно мотивировать. Нужно очень внимательно и уважительно относиться к вопросам, просьбам, жалобам ребенка, уметь успокоить и утешить Большую психологическую травму получает ребенок, когда родители говорят, что не будут его любить за плохое поведение или некрасивые поступки. Ребенок должен быть уверен, что никакие его поступки не влияют на отношение к нему родителей.

Совершенно недопустимо накапливание у ребенка отрицательных эмоциональных впечатлений, опыт неосознанных обид. Лучше регулярно обсуждать критические ситуации, выясняя, кто был не прав и почему.

Очень важно помнить, что необходимо уважительно относиться к интересам и привязанностям ребенка и по мере возможности предоставлять ему право выбора. Ни в коем случае нельзя выдавать детские тайны, подшучивать над ребенком, если ему плохо, в его присутствии обсуждать его неудачи и промахи

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ:

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необходимый закон благодарности.
З. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.
4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам- у него она своя.
5. Не унижай его.
6. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребёнка.
7. Помни, что для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
8. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы чужие сделали твоему.
9. Люби своего ребёнка любым: не талантливым, неудачным, умным и т.д. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок- это праздник, который пока с тобой.

Двадцать способов похвалить ребенка

Мне нравится, как ты сделал это!

Это получилось лучше всего!

Здорово придумано!

Ну просто изумительно!

Прекрасно!

Замечательно!

Ну ты меня удивил!

Молодец!

Ух ты, вы только посмотрите!

Это что-то особенное!

Умница!

Правильно!

Я так рада!

Мне это очень понравилось!

Очень неплохо!

Молодец, у тебя получилось!

Ты сделал все так аккуратно!

Все лучше и лучше!

Это выглядит здорово!

Об этом обязательно нужно рассказать … (папе, бабушке).

Буртасова Наталия Ивановна

Воспитатель группы детей с задержкой психического развития

Здравствуйте, дорогие читатели! В некоторых семьях люди развиваются динамично, а в других постоянно сталкиваются с проблемами. В народе принято считать, что за атмосферу отвечает исключительно женщина. Именно в ней таятся основные причины конфликтов и это она не умеет создавать «семейный очаг». Как же далеки взгляды психологов от привычных, бытовых суждений.

Что скрывает под собой термин

Начнем, пожалуй, с определения.

Психологический климат в семье – это степень удовлетворенности обоих партнеров и их детей манерой общения, взаимодействием друг с другом и основными аспектами. Если один из супругов не доволен материальным благосостоянием, уровнем жизни или даже способом совместного времяпрепровождения, все это влияет на его интеграцию и психологический климат в целом.

От климата зависит развитие детей и взрослых, а также . Неудовлетворенность даже одного человека может служить причиной общего негативного фона.

От усилий обоих партнеров, а также их детей зависит как долго будет длиться брак, каким он будет. Какие чувства испытывают члены семьи, как они развиваются и так далее.

Классификация

Психологический климат принято делить на благоприятный и неблагоприятный. Если членов семьи можно назвать сплоченными, они стараются помогать друг другу советом и делами, поддерживать в трудных ситуациях и не только, то такая атмосфера будет считаться благоприятной.

Мама, папа и дети чувствуют себя защищенными, они гордятся, что растут вместе с другими «обитателями дома». Каждый из них испытывает за остальных: старается помогать, выполнять .

В такой семье царит любовь и . Каждый охотно делится своими проблемами и пытается решить их : без криков и агрессии, так как доверяет и не испытывает дискомфорта. Это далеко не «сказка». Некоторые люди действительно так живут. Они доверяют и знают, что их не будут необоснованно «ругать», а в любом случае поймут и постараются найти выход.

Один из важнейших показателей благоприятного климата – желание , разговаривать, делать что-то и поощрять друг друга , и поддерживать, а также улучшать самооценку.

Основой такой обстановки служит удовлетворенность супругов совместной жизнью, желание искать и умение уступать, а также взаимопонимание, уважение потребностей другого, полное доверие.

Не только взрослые, но и дети в такой атмосфере начинают чувствовать собственную значимость, конфликты с окружающим миром теряют свою актуальность, каждый стремится реализовать свои идеи, и планы.

В таких семьях даже когда кто-то испытывает эмоциональный дискомфорт, все остальные , помочь и усталость, воспрепятствовать появлению и наполнить жизнь положительными эмоциями. Это основные функции семьи в психологическом плане.

Если всего этого нет, и люди начинают испытывать дискомфорт, само существование семьи становится проблематичным. У детей и взрослых растет неудовлетворенность собой, жизнью в целом, усталости и тому же стрессу. Такой климат признанно считать неблагоприятным.

Существует два типа семей по степени неурядиц. К конфликтным относятся те, в которых превалируют негативные эмоции. Воздействие длится долго, постоянно присутствуют в жизни каждого и, как правило, касаются . Причина заключается не в конкретной проблеме, люди спорят и ссорятся, находя для этого каждый раз новый повод.

В проблемных семьях существует одна конкретная и объективная ситуация. Например, отсутствие жилья, серьезная болезнь и так далее. Они стараются сохранить общую , им требуется помощь в преодолении трудностей.

Как улучшить обстановку в доме

Создать гармоничные отношения не так просто, особенно если начинает задаваться этой целью всего один человек. И тем не менее, не стоит отчаиваться, он способен на многое. Чуть позже к нему обязательно присоединятся и другие.

Мне было бы трудно рассказать вам обо всем в одной небольшой статье, а потому я лучше посоветую вам книги. В этом случае руководство будет полным и исчерпывающим. Обрывочные знания все равно не столь полезны.

Одна из лучших книг на эту тему «7 навыков высокоэффективных семей» Стивена Кови . Этот автор многочисленных бестселлеров рассказывает о том, какие черты характера необходимо развить, чтобы добиться семейного счастья.

Еще одно интересное произведение отечественного психолога Артема Толоконина «Секреты успешных семей». Я уже не в первый раз рекомендую эту книгу своим читателям. Ее отличительная особенность заключается в том, что написана она на основе наших реалий. Российское общество не во всем похоже на иностранное, оно обладает своей спецификой, и, конечно же, развитие и жизнь у нас происходит по-своему.

Еще много полезных практик вы можете отыскать в книге еще одного отечественного психолога Ирины Гавриловой-Демпси «15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства». Откуда берется любовь мужчины, как убеждения влияют на взаимоотношения партнеров, как поступить если вы попали в и ответы многие другие вопросы.

Ну вот и все. Мне осталось лишь попрощаться и напомнить, что вы можете подписаться на рассылку, чтобы следить за выходом новых публикаций. До новых встреч.

На основе устных и письменных примеров отношений родителей и детей, моих газетно-журнальных публикаций, стараюсь выяснить жизненный и важный вопрос: "Какими должны быть родители, чтобы в семье царила атмосфера взаимопонимания?"

1. Стиль воспитания.

Родители мои на редкость "активные воспитатели".Они избрали семейной "педагогикой" жёсткий контроль,наказание за любую вину,нередко и физическое.После таких "воспитательских разборок" вынуждена несколько дней сидеть дома,чтобы не показывать синяки одноклассникам.Как-то бабушка по секрету поведала,что именно так дед "воспитывал" мою маму.Когда 2 недели помогала подруге,у которой болели дети,мама непонимающе удивлялась:ну,что меня,17-летнюю девушку,тянет в семью женщины,которая старше на 9 лет? Но именно в этой семье я учусь,как истинно по-родительски,надо воспитывать детей! Всё отдала бы за то,чтобы мои родители отказались от своих "педагогических" методов воспитания..

Л ю д м и л а =

2. Тонус взаимопонимания.

Семья наша пользуется авторитетом и уважением:друзей - полгорода. Папа - капитан дальнего плаванья,мама работает в вычислительном центре.Всегда,по всем вопросам,обращаюсь к родителям. С мамой "секретничаем" по женским вопросам и проблемам,ходим на аэробику, по магазинам и театрам,на концерты и показы мод.. И она охотно покупает мне приглянувшиеся вещи и обувь.Папа,зная хорошо наши вкусы,привозит всё супермодное. Родители интересуются моими подругами и друзьями,нашими увлечениями. Велопрогулки,теннис и волейбол,плавание поддерживают нашу семью в хорошей физической форме. Никогда не слышала в нашем доме ссор: во всём царит тонус взаимопонимания.

А н ж е л и к а =

3. Я - л и ч н о с т ь!

Это совсем не так просто - взаимопонимание между родителями и детьми! Накормить,одеть-обуть,проверить уроки..Моим предкам вряд ли интересно,что у меня на душе,какие одолевают проблемы,о чём говорим и спорим с друзьями,чем увлекаемся...Мои родители принуждают и требуют выполнять только их советы и приказы.А может ещё надо бы считаться и со мной,как с 16-летней личностью?

Ю р и й =

4. Мамино воспитание.

Став студентом ВУЗа,ощутил нужность уроков мамы,как повара:готовлю в общежитии всё,чему научился дома.И комната моя в образцовом порядке,к чему привык с детства.Живём с мамой вдвоём. Отец ушёл, когда мне было 5 лет.Нормальные отношения в нашей небольшой семье приучили меня всё делать в доме,имея широкий круг обязанностей. И мама,на примере её отношений с друзьями,научила меня внимательно и по-человечески относиться к людям.

В а д и м =

5. Не хочу быть взрослым!

Я - человек,на душе у которого творится что-то невообразимое. Скоро заканчиваю школу,стану как все обычные взрослые люди. Но быть как взрослые - это,по-моему,жить серо и неинтересно. Мечтать об одном,а делать совсем другое.Смотреть на подлость и несправедливость,униженность и попрошайничество,закрывая глаза на всё это,как сплошь и рядом делают сегодня?

Л е о н и д =

6. Уважение к женщине.

В нашей семье всем руководит папа. Он умеет всё:и готовить, и стирать,и убирать,и мастерить,и шить, даже - вяжет крючком и на вязальной машине.Этому - и многому другому - научился он в его родительском доме.Этому учусь и я.

Как-то спросил у папы:
- Почему ты всё делаешь дома?

И он, не задумываясь, ответил:
- Чтоб жена больше отдыхала, ведь она тоже работает. И мы с братом будем учить своих детей уметь всё и большую часть домашних работ брать на свои плечи.

А л е к с е й =

Я ненавижу свою мать! Наверно,многие удивятся,но это правда. Мне 15 лет,а она бьёт меня ремнём,обзывает по-разному:"воспитывает"! Но ведь я хорошо учусь,выполняю почти всю домашнюю работу,забочусь о братике и сестричке.А она постоянно упрекает:"Ты только спишь и кушаешь,больше ничего не делаешь!Ни копейки не приносишь в семью!" На вечер,дискотеку отпрашиваюсь со слезами под гнусные материнские крики:"Гулящая!Нечего тебе там делать!" Отца я люблю,а мать - нет. Она мне безразлична. Не заслуживаю я, чтобы подвергаться таким унижениям.Потому часто убегаю к подруге.Мать хочет воспитать меня непьющей и некурящей,чтоб я не попала в какую-то сомнительную "компанию","покатившись" по рукам... Всё это я хорошо понимаю! Но..
Я завидую тем,у кого добрая и ласковая,всё понимающая мама! Одумайтесь,родители!Или вы не понимаете,что нам некуда идти,если дома ждут упрёки и скандалы,грубости?.. А потом спрашивают:откуда наркоманы,токсикоманы,дети-путешественники?
Как ж и т ь дальше?

Е л е н а =

8. Строгая мама.

Мама у меня очень строгая.Её слово в доме - закон для всех. Но я и старшая сестра знаем:жизненный опыт и советы мамы воспитывают в нас хозяйственность и аккуратность,ответственность, феноменальный вкус,умение разбираться в людях,человечность и доброту.Мама - высоко квалифицированная старшая медсестра,которую уважают и любят врачи, медсёстры отделения и все её пациенты. И от папы можно получить ответ на любой вопрос,хотя он,как учитель, чаще всего занят воспитанием чужих детей.Но именно папе - мы с сестрой - рассказывали о своих первых увлечениях.Папа-литератор вводил нас в мир понимания интимных отношений мужчины и женщины, покупая книги на эту тему,подсказывая,какую литературу брать в библиотеке. Захватывающие разговоры по душам возникают у нас на рыбацкой зорьке, когда мы всей семьёй ждём первой поклёвки.Рыбный фосфор у нас уважают все:к этому приучил папа.
Понимание родительской любви и взаимоуважение перенеслось уже в семью старшей сестры.И у меня будет тоже самое.

И р и н а =

9. Рассудите нас, люди!

Десять лет тому ушёл от нас отец,оставив маму с двумя детьми: четырёх и пяти годиков.И всё это время она растила нас, жила детскими болями и болезнями,заботясь обо всём,без чьей-либо помощи.А когда мы стали подростками,у неё появился д р у г. Ведь мамочка была молодая!Со временем,друг стал её мужем,а в семье появился третий ребёнок.Всё меньше и меньше внимания уделяла мать нам с братом.Отчим же был сдержанным и ласковым со старшими детьми:изо всех сил стремился стать настоящим отцом. А мы с братом старались не замечать его усилий,ведь именно он лишил нас материнского внимания! Поэтому мы свели до минимума взаимоотношения с матерью и до нуля - с неродным отцом,которому супруга "забегала" все дороги.Никакие их беседы не помогали. Мы жили своей жизнью,отделившись от семейной.А когда на нашей территории появлялся маленький братик,мы с Игорем бесцеремонно выталкивали его,приговаривая:"Ползи,ползи к своим родителям,нечего тебе тут делать!"

К а т е р и н а =

10. Бабушка - советчица.

Мама работает посменно,отец - в частых командировках.И главным моим советчиком и воспитателем является бабушка,у которой учусь всем житейским премудростям.У неё хватает внимания и на меня, и на моих подруг,очень уважительно относящихся к её советам. Когда родители свободны от работы,мы путешествуем на машине, бываем на выставках,в музеях,где бабушка-искусствовед интересными рассказами увлекает нас в мир творчества.Отсюда и появилось у меня желание рисовать,обнаружился тонкий вкус - составлять красивые букеты и композиции.

О л ь г а =

11. Одинокая и несчастная.

С первых дней своей жизни окружена заботой и любовью близких людей.В детский сад не отдавали - нянчили бабушки и дедушки. В школе с учёбой никогда проблем не было.Всё у меня есть:модная и красивая одежда,большая библиотека в прекрасной и большой комнате,телек и видео,музыкальный центр - с набором кассет... У родителей полно друзей:дома у нас всегда людно и весело.И все считают нашу семью благополучной.Но семья лишь тогда благополучна, если все в ней счастливы.А я - одинока и несчастна..С малолетства люблю детей.Нянчила всех малышей в нашем дворе,их мамы меня за это уважают,а детвора любит.Когда я возвращаюсь с улицы домой,ощущаю какую-то ноющую печаль:обделили меня родители!Кажется,всё у меня есть,но к этому иметь бы ещё братика или сестричку,а не только множество бездушных вещей... Или,может,маме с отцом хватило настоящей любви только на меня? Вот такие мои невесёлые размышления. Возможно,прочитают их мои родители и поймут свою ошибку? Исправят ли?

В е р а =

12. Брат - мой пример!

Мама увлечена работой дизайнера,отец - конструкторской инженерией и охотой.И на меня у них остаётся слишком мало времени.Зато старший брат,организовавший в подвале нашего дома секцию по самбо,уделяет особое внимание моему всестороннему развитию.Увлечение книгими и живописью,техникой,умение постоять за себя и вступиться за слабого- всё это я перенимаю от брата.Многие девчонки завидуют его девушке, видя,как он относится к Лесе.Навыки и гены конструктора и дизайнера сочетает в себе Костя от родителей.Я пока не решил:по какому пути войти в жизнь.Но есть пример брата!

В л а д и с л а в =

Интересно поразмышлять ,

посмотрев видео.