Психология детей 7 лет. Формирование личности у детей в возрасте семи-десяти лет

Как правило, возрастные кризисы настигают ребенка в 1 год, в 3 года, в 7 и в 14 лет, и каждый из них является новым этапом формирования личности малыша. Так, кризис 7 лет всегда связывают с переходом из дошкольного заведения в младшую школу, когда ребенок из-за внезапно свалившейся на него новой ответственности старается всячески проявить свою самостоятельность и схожесть со взрослыми. Как понять, что у вашего чада начался кризис семи лет, что чувствует ребенок в это время и как на это реагировать родителям – читайте далее.

Как уже было сказано, начало кризиса 7 лет связывают именно с приобретением дошкольником нового для него статуса «школьника», который влечет за собой полную смену привычного образа жизни: появление нового окружения, новых обязанностей, новых навыков. Длится такое явление возрастной психологии, как правило, несколько месяцев (его длительность зависит как от особенностей характера самого малыша, так и от поведения родителей) и имеет несколько определенных этапов:

  • осознание ребенком того, что в скором времени он станет школьником, а значит, станет еще более взрослым и важным;
  • овладение своими эмоциями, которые он начинает выражать нормальным языком, а не плачем и истериками;
  • полное принятие нового статуса «школьника».

Признаки кризиса 7 лет

Зачастую данный возрастной период характеризуется:

  • частыми и беспричинными сменами настроения;
  • непослушанием и полным игнорированием каких-либо просьб;
  • чрезмерными капризами;
  • нарочитой демонстрацией своей «взрослости», подражанием манерам и привычкам взрослых;
  • проявлением самостоятельности и независимости;
  • появлением логичности в словах и поступках.

С чем связан кризис

В первую очередь, кризис данного возраста связан с физиологическими изменениями, которые творятся в организме дошкольника, так как именно в 6-7 лет у детей происходит чрезмерно активное созревание. Так, у ребенка меняются молочные зубы, резко вытягивается тело, а главное – у него начинает крайне быстро развиваться лобный отдел коры полушарий мозга, отвечающий за логичность и последовательность слов и действий. Резкие перемены настроения также объясняются тем, что у малыша резко возрастает подвижность нервных процессов и процессов возбуждения в частности.

Впервые в жизни ваш кроха приобретает свое социальное «Я», ведь он становится объектом значимой для общества учебной деятельности. Он сталкивается со множеством перемен: меняется его распорядок дня, окружение, появляется множество новых правил, новый авторитет и покровитель – учитель, его деятельность впервые приобретает важность и оценивается другими людьми. Все это не может пройти бесследно и не затронуть психику ребенка.

Что чувствует ребенок

Кризис – это конфликт между готовностью и возможностью совершить определенные действия. Ребенок понимает, что он более не мамин и папин, как было до этого, что ввиду его новой деятельности он близок ко взрослой жизни, как никогда, и стремится всем доказать свою самостоятельность и важность. Игры, как пережиток «детской жизни», отходят для него на второй план, нередко у него возникает агрессия и к деткам младшего возраста. Самостоятельная жизнь – это цель №1, и именно поэтому конфликты с родителями, которые пытаются указывать «взрослому и самостоятельному», становятся частым явлением.

Изменения после кризиса

Несмотря на то, что кризис – это непростое явление, которое нередко сопровождается конфликтами и переживаниями, его разрешение и окончание имеет несколько значимых плюсов:

  1. Ребенок становится психологически готовым к посещению школы и учебе: он стремится получить похвалу за свои старания, заслужить расположение одноклассников и учителей.
  2. У него появляется свое социальное «Я»: он осознает и принимает свои новые обязанности, мирится с определенными ограничениями и т. д.
  3. Между его эмоциями и действиями появляется осмысленность, благодаря которой он может объяснить, почему он зол или, наоборот, почему рад. Это огромный шаг в формировании малыша как личности, ведь так у него появятся первые интересы, хобби и т. д.

Чего нельзя делать

Длительность и глубина кризиса в большей мере зависят от того, как будут вести себя при этом взрослые. Для начала рассмотрим те действия, которые определенно не следует совершать родителям ребенка во время такого явления возрастной психологии, как кризис 7 лет:

  • не отдавайте вашего дошкольника в школу слишком рано, 7 лет – это самый оптимальный возраст;
  • не следует требовать от малыша слишком многого, например, не нужно его отдавать в класс с повышенной нагрузкой при среднем уровне интеллекта или каких-нибудь врожденных заболеваниях, которые как-то повлияли на уровень его развития;
  • не «привязывайте» к себе ваше чадо и не пытайтесь окружить его тотальным контролем, пусть у него будут свои «секреты», друзья и т. д.;

  • не вмешивайтесь в его дела, если он вас об этом не просит, пусть ребенок сам узнает, каковы могут быть последствия тех или иных его действий;
  • не отвечайте агрессией на агрессию;
  • не осуждайте его и не браните за школьные промахи, старайтесь максимально спокойной объяснять, что он сделал не так, и в чем его ошибка.

Что же нужно делать

Родителям для более быстрого и успешного преодоления кризиса необходимо вести себя следующим образом:

  • Начните знакомить ребенка со школой, школьной атрибутикой и школьными правилами заранее: прогуливайтесь мимо школы, загляните внутрь, познакомьтесь с первой учительницей, постоянно рассказывайте малышу о том, что его там ждет, ведь так ребенок будет чувствовать себя намного увереннее с началом школьных будней.
  • Измените свое отношение к ребенку, начните прислушиваться к его мнению и аргументам.

  • Пересмотрите все ваши прежние запреты, возможно, пришло время дать вашему чаду проявить свою самостоятельность.
  • Дайте ему больше свободы, например, если он не хочет делать домашнее задание – не настаивайте, пусть он прочувствует все неприятные последствия этого проступка: замечания учителя, неодобрение одноклассников и т. д.

  • Не приказывайте ребенку, а старайтесь убеждать его, руководствуясь разумными аргументами.
  • Поощряйте его общение с одноклассниками и другими сверстниками.
  • Хвалите свое чадо за каждое новое, пусть даже небольшое, достижение.
  • Возложите на ребенка определенные обязанности, как на взрослого, например: помыть за собой тарелку, убраться в комнате и т. д.

В первую очередь, необходимо смириться и принять то, что кризис 7 лет – это неизбежное явление, но также нельзя забывать, что это явление временное, и его просто надо пережить, как любую другую детскую болезнь.

Главное правило этого периода: примите ребенка таким, каков он есть. Постарайтесь относиться к вашему чаду, как к равному, с уважением, принимая то, что он действительно стал взрослее и заслуживает определенной свободы. Ни в коем случае не идите на конфликты с вашим «школьником». Максимально поддерживайте его во всех начинаниях, помогайте развеять ненужные сомнения. Активно интересуйтесь его интересами, переживаниями, увлечениями, но не будьте слишком назойливы. И помните, что родители при любых обстоятельствах остаются его главной опорой и отрадой.

Видео о кризисе 7 лет

В данном видео детский психолог рассказывает о новообразованиях кризиса 7 лет и об оптимальной модели поведения родителей в этот период.

А есть ли у вас опыт преодоления возрастных кризисов у детей, например, тех, которые настигают ребенка в или в ? Читайте также и другие наши полезные статьи: например, о том, —как научить ребенка писать—, или о том, —как научить его считать—.

Пришлось ли вам уже столкнуться с кризисом у семилетнего ребенка? Насколько сильно он проявляется у вашего чада? Как помогаете ему преодолеть трудный период? Делитесь опытом и советами в комментариях!

Седьмой год жизни ребёнка считается кризисным. В этот период дети идут в школу, знакомятся со своими сверстниками и учителями. Они привыкают к новым порядкам, узнают много интересной информации, которая кардинально меняет их взгляды на жизнь. В семь лет ребёнок теряет наивность, становится чуточку взрослым, нередко сопротивляется приказам родителей. У него появляется самооценка, он обращает внимание на свою внешность, старается походить на человека, которого считает авторитетом. Дети начинают задумываться над смыслом своих поступков. У семилетки меняется физиология, мировоззрение, поведение, взаимоотношения с окружающими. Обязанность родителей - помочь своим детям преодолеть этот непростой этап взросления.

В семилетнем возрасте мальчики и девочки идут в школу. Им приходится общаться с новыми людьми, приспосабливаться к непривычным правилам поведения в учебном заведении, регулярно учить уроки. Вначале дети с трудом вживаются в роль школьника. Им ещё по-прежнему хочется поиграть со своими любимыми игрушками.

Проходит несколько недель и ребёнок полностью меняется. Его интересуют только совместные игры со сверстниками. Он чувствует себя членом общества и не понимает, почему став взрослым по-прежнему должен слушаться родителей.

Они любят передразнивать взрослых, паясничать, привлекая к себе внимание. Они могут сознательно испортить вещь, просто ради забавы. Семилетки, как правило, вспыльчивы, раздражительны, быстро утомляются. Они могут вести себя агрессивно или, наоборот, замкнуться в себе.

Психология мальчиков 7 лет отличается от психологического настроя девочек этого же возраста. В этот период дети уже начинают понимать разницу между полами. Они осознают не только свою гендерную принадлежность, но и внешность. Детям свойственно самолюбование, они живут в мире фантазий, поэтому себя часто ассоциируют с героем любимого фильма.

Единственные к кому семилетки могут поменять своё отношение - это их родители. Авторитет взрослых может пошатнуться. В этот период самым умным человеком, знающим ответы на все вопросы, считается учитель. К тому же он никогда не кричит по пустякам, не закатывает истерик, не бьётся и не просит отвязаться. Если ребёнок почувствует, что его мама или папа не идеальны, он может перестать их слушаться.

Психология девочки 7 лет характеризуется такими чертами: усидчивость, спокойствие, аккуратность, сосредоточенность. Маленькие школьницы прилежно учатся, хорошо ведут себя в школе. В возрасте 6-9 лет у всех детей дружба однополая. Девочки дружат друг с другом и обсуждают между собой важные тайны. Они интересуются мальчиками и сильно переживают, если не получают взаимности. Девочки увлекаются рукоделием, танцами, пением. Настроение у них стабильно, они покладисты и исполнительны.

Мальчики 7 лет более активны, они постоянно соперничают друг с другом, хвастаются своими знаниями об оружии, технике. Их эмоциональный фон нестабильный, свои чувства они ещё не умеют держать в себе, часто плачут. Между собой мальчики редко ссорятся. Семилетки любят играть друг с другом только в игры, которые им интересны, а правила изначально понятны. Их тяжело приучить к монотонной работе, аккуратности, им трудно привыкнуть сидеть на уроках неподвижно. В семилетнем возрасте мальчики ищут себе авторитет среди сверстников. Обычно им становится школьник с самым плохим поведением. , а взросление в его понимании - это протест и отрицание установленных правил.

Если родители хотят убедиться, что их ребёнок находится в кризисном состоянии, им нужно внимательно присмотреться к его поведению. Если малыш ведёт себя не так как раньше, значит он переживает тяжёлый период.

Какие особенности поведения детей указывают на кризис:

  • не слушается старших;
  • грубит родителям;
  • не играется со своими любимыми игрушками;
  • часто упрямится;
  • кривляется, передразнивает старших;
  • ведёт себя слишком эмоционально и активно (разбрасывает вещи, дерётся со сверстниками).

Главное для взрослых в этот период - запастись выдержкой и терпением. Важно научиться понимать своего ребёнка, предоставить ему больше свободы, решая семейные вопросы, учитывать его мнение и спрашивать согласие.

Причины изменений в характере и поведении детей 7 лет

Мальчикам и девочкам 7 или 8 лет кажется, что если они пошли в школу, значит уже стали взрослыми. Ребёнку хочется самостоятельно принимать решения и совершать поступки. Если родители не считаются с его мнением, заставляя, например, надевать нелюбимую одежду, семилетка начинает сопротивляться. Причина такого поведения - смена ценностей, изменение понимания мира и осознания своей роли в обществе.

Семилетки теряют непосредственность. Их настроение мало зависит от внешних факторов. Они ведут себя так, как им хочется. Иногда поведение семилетки не соответствует ситуации. Причина - желание освободиться от психологической нагрузки со стороны взрослых и Подобная проблема больше характерна для мальчиков. Девочки ведут себя сдержаннее и редко проявляют агрессию или неадекватность на людях.

Нестабильность психики ребёнка может быть вызвана желанием стать лидером. Семилетке хочется походить на героев из любимых кинофильмов, а они всегда решают проблемы силовыми методами.

Порой дети воспринимают внешний мир как агрессора, который норовит их обидеть. Они ждут неприятностей от своих сверстников или родителей. Выходом из создавшейся ситуации считают нападение. Дети слишком эмоционально ведут себя, защищаясь от возможного наказания. Ребёнок, которому не хватает любви и теплоты родителей может намеренно грубить старшими или обижать сверстников.

Начиная с шестилетнего возраста, мальчики постепенно взрослеют. Их интересуют происходящие вокруг события, в каждой ситуации они демонстрируют свою позицию, высказывают личное мнение, вступают в споры со сверстниками или взрослыми и часто настаивают на своём. Если не получают желаемого, ведут себя агрессивно, грубят старшим. Их тяжело приучить к аккуратности, они непослушны и неприлежны.

Родители, сталкиваясь с изменениями в поведении ребёнка, часто не знают, что делать. Следует понять, что семилетка переживает кризис. Пройдёт немного времени, мальчик успокоится, его поведение улучшится. Ребёнок научится действовать самостоятельно, обретёт собственное мнение, сконструирует свой внутренний мир.

Мальчиков 7 лет:

  1. Не смейтесь над его ошибками.
  2. Не давайте ему насмешливых прозвищ.
  3. Разговаривайте с сыном, отвечайте на его вопросы.
  4. Больше обнимайте, жмите в руку в случае одобрения или приветствия.
  5. Просите его помощи, вместе мастерите.
  6. Не акцентируйте внимание на неудачах.
  7. Постоянно хвалите сына.
  8. Радуйтесь даже маленьким достижениям.
  9. Не отговаривайте от намерений.
  10. Разрешите самостоятельно выбрать себе хобби.
  11. Проявляйте строгость по отношению к плохим поступкам (желательно, чтобы это делал отец).
  12. Разрешайте ему поплакать в трудной ситуации.
  13. Если мальчик искренне признаётся в своих плохих поступках, не читайте ему нотаций.
  14. Всегда будьте на стороне своего мальчика, защищайте от сверстников, учителей.
  15. Приучайте к чтению, выбирайте книги, в которых главный герой - мужчина.
  16. Не унижайте сына, особенно в присутствии других детей.
  17. Постарайтесь, чтобы мальчики чаще общались с отцом или взрослыми мужчинами, так они научатся поступать по-мужски.

Если родители с пониманием отнесутся к изменениям в поведении семилеток, детям будет проще пережить этот этап взросления. Мальчику нужно время, чтобы разобраться в своих мыслях и ощущениях. Желательно дать ему больше свободы и дарить максимум любви и тепла.

Как помочь ребенку справиться с кризисом 7-8 лет - рекомендации родителям:

  • не относится к ребёнку как к собственности;
  • не кричать, не принуждать, исключить любое насилие;
  • предоставить семилетке свободу действий и право выбора;
  • советоваться с ним, разговаривать, отвечать на вопросы.

Семилетки часто не слушают своих родителей. Если взрослые хотят добиться послушания, им нужно перестать говорить с ребёнком приказным тоном. Разговаривать с мальчиком нужно на равных. Если он, например, отказывается от занятий в спортивной школе, нужно поинтересоваться его желаниями. Возможно, семилетке хочется ходить на танцы.

Ошибки родителей

Когда у ребёнка кризисный период, родители должны вести себя тактично. Их ошибки и неправильные методы воспитания могут негативно сказаться на психике мальчика. Полученная в детстве психологическая травма может стать причиной развития комплекса неполноценности.

Как нельзя воспитывать мальчика 7 лет:

  • давить на него своим авторитетом;
  • ставить непосильные задачи и цели;
  • разговаривать повелительным тоном;
  • наказывать за плохое поведение;
  • унижать;
  • преуменьшать авторитет учителя или второго родителя.

Воспитывая семилетку, не стоит полностью полагаться на советы бабушек и дедушек. Лучше читать специальную литературу, например, книги по психологии мальчиков 7 лет.

Ребёнок должен сам выбирать себе друзей. Не нужно его отговаривать, говорить, с кем ему дружить. Мальчики всё равно будут общаться с теми сверстниками, кого больше уважают.

Родителям нужно научиться доверять своим детям. Часто взрослые и преувеличивают масштаб проблемы. Нельзя срывать злость на ребёнке. В любой ситуации нужно сохранять самообладание.

Родители иногда пытаются через детей реализовать свои несбывшиеся мечты. Если папа хотел стать чемпионом по плаванию, но ему это не удалось, он будет из сына делать спортсмена. Если у ребёнка не лежит душа к спорту, такое занятие не принесёт желаемого результата. Мальчик должен сам понять, чем ему заниматься и какому делу посвятить жизнь.

Воспитанием сына в равной степени должны заниматься мать и отец. Нельзя все проблемы, связанные с мальчиком, оставлять на одного из родителей. Маме бывает непросто достучаться до сердца сына. Мальчик быстрее послушает отца. Хотя от матери ему нужно тепло и забота.

Родителям, в каких отношениях они бы не находились, нельзя плохо отзываться друг о друге. Запрещено настраивать ребёнка против матери или отца. Оба родителя очень важны для мальчика. Взрослые должны демонстрировать приемлемую модель поведения. Ведь их ребёнок в будущем будет строить семейные отношения на основании опыта, полученного в детстве.

В воспитании мальчиков обязательно должен принимать участие отец. Матери нужно поступиться этим правом и дать возможность папе и сыну больше времени проводить вместе. Отец обязан интересоваться успехами мальчика в школе, помогать ему решать трудные задачки. Сын должен научиться советоваться с папой, если не знает, как ему поступить.

К семилетке нельзя относиться как к трёхлетнему малышу. С мальчиком 7 лет нужно разговаривать как со взрослым. Папа с сыном могут вместе пойти в лес, на рыбалку, заняться спортом. Главное для отца - стать авторитетом для своего ребёнка. Правильная жизненная позиция родителя убережёт сына от плохого влияния улицы.

Ребёнок 7 лет переживает трудный период взросления. Он только учится жить. Ему нужна забота и любовь близких. Если родители хотят правильно вырастить своего сына, им нужно знать правила воспитания мальчиков. С детства ребёнка нужно приучать к ответственности, труду, дисциплине. Мальчик должен научиться доводить начатое до конца и не пасовать перед трудностями. На взрослых лежит серьёзная ответственность - воспитать мужчину, который сможет самостоятельно добиваться целей и преодолевать любые трудности.

Если родители столкнулись с проблемами в воспитании детей и не могут найти выход из сложной ситуации, им необходимо обратиться к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину . К тому же, рекомендуем изучить ютуб-канал , где вы найдете множество видео на различные психологические темы.

Процесс взросления ребенка сопряжен с определенными критическими периодами, через которые так или иначе проходит каждый. Один из таких критических периодов – кризис семи лет.

Это сложная пора в жизни малыша, пора разрушения основных сложившихся стереотипов и представлений о мире. Жизнь малыша кардинально меняется, меняется привычное окружение, меняется отношение к нему окружающих, меняется его представление о себе.

Появляются новые условия, новые люди в его жизни и новые обязанности – начинается школьная жизнь.

Основные проявления кризиса 7 лет

Как же понять, что этот самый кризис у ребенка наступил?

Все проявления переходного периода можно условно разделить на три группы:

1. Негативные проявления . К ним относятся:

  • негативизм. Ребенок отрицает правила и требования, пробует их нарушать. Даже у некогда послушных и покладистых детей проявляется непослушание;
  • упрямство. Ребенок упорно отстаивает свою точку зрения, даже если сам понимает ее неправильность. Упрямо отказывается от привычных обязанностей, игнорирует просьбы и требования;
  • строптивость. Ребенок сопротивляется. Сопротивляется любыми доступными ему способами и любым требованиям;
  • конфликтность. Ребенок часто спорит, порой даже провоцирует конфликты
  • эмоциональная нестабильность. Непоследовательность эмоций, быстрая и беспричинная смена настроения.

2. Нейтральные проявления . Среди них:

  • искусственность поведения. Для девочек характерна манерность, вертлявость. Мальчики начинают паясничать, ударяются в клоунаду;
  • подражание взрослым – в поведении, в жестах и мимике, использование в своей речи взрослых интонаций и незнакомых слов.

3. Позитивные проявления . Их тем больше, чем ближе кризис к успешному разрешению и появление их свидетельствует о том, что кризис миновал:

  • интерес и пытливость. Ребенок вновь активизирует режим «Почемучка», но вопросы теперь боле глубокие, более осмысленные. Ему искренне интересно устройство мира, особенности взаимоотношений, теперь он не довольствуется короткими ответами, ему необходимо разобраться, добраться до сути;
  • новые увлечения. Появляются новые знакомства, а с ними и новые увлечения. Ребенок с удовольствием узнает много нового и все хочет попробовать – прямо как у Барто – «…драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота…»
  • возросшая самостоятельность. Ребенок с готовностью берет на себя ответственность, он рад помогать, с удовольствием выполняют «важные поручения» взрослых. Он хорошо справляется с адекватными возложенными на него обязанностями.

Каждое проявление кризиса имеет свою причину и свое объяснение. Негативные симптомы в основном связаны с тем, что ребенок примеряет на себя новую социальную роль, он стремится к самостоятельности, но в чем заключается эта самостоятельность – пока смутно себе представляет. Ему кажется, что быть взрослым и самостоятельным – это делать то, что хочется и не делать того, что заставляют. Поэтому все его капризы, конфликты, упрямство и строптивость – это просто-напросто определение границ дозволенного.

Смена социальной роли – еще одна причина. У ребенка происходит смена основного вида деятельности. Если до 6-7 лет ведущим типом деятельности являлась сюжетно-ролевая игра, то с началом школьной жизни ведущей становится учебная деятельность. Ребенок учится учиться, воспринимать информацию и правильно ей пользоваться.

Помимо социально-психологических факторов, значимую роль играют также физиологические причины.

Активный рост организма, интенсивное развитие коры больших полушарий и лобной доли головного мозга и окончательное становление психологических процессов также являются причинами кризиса взросления семилетнего возраста.

Длительность и степень проявления любого кризиса очень индивидуальна и зависит от физиологических особенностей ребенка, от многих внешних факторов и условий. Он может быть совершенно незаметным и коротким, а может длительным, с яркими проявлениями всех его признаков. Правильное поведение и помощь родителей может сократить и продолжительность, и интенсивность этого периода.

В среднем кризис 7 лет длится от нескольких месяцев до полутора лет в возрастном периоде 6-8 лет.

Как справиться с кризисом 7 лет?

Любой возрастной кризис – это сложный период как для самого ребенка, так и для его окружения. Ребенку тяжело перестроится, он порой не понимает сам себя, и задача родителей – поддержать и помочь пережить ему этот период максимально безболезненно.

Как же правильно помочь ребенку справиться?

1. Помните, что любой кризис – это временное явление.

2. Тщательно следите за состоянием здоровья ребенка. Здоровое сбалансированное питание, обязательные прогулки, полноценный сон, режим дня – это необходимо всегда, но в период кризиса – особенно.

3. Примите меры для облегчения адаптации к школе. Почти во всех школах сейчас есть подготовительные курсы – они, помимо необходимых знаний, предоставляют будущему первокласснику замечательную возможность познакомиться со школой. Ребенок знакомится с учителями, с будущими одноклассниками, со школьными правилами поведения.

4. Помогите сформировать ребенку правильную мотивацию. Ребенку будет проще, если он будет осознавать, что в школе он многому научится, подружится с многими интересными людьми, чем то, что он ходит в школу «потому что все ходят» или «потому что так надо».

5. Пересмотрите запреты. Расширьте границы дозволенного. Ребенок уже не малыш, некоторые запреты можно снять, причину некоторых – объяснить. Советуйтесь, позвольте ему самому принимать решения.

6. Будьте честным и объективным. Дети очень тонко чувствуют фальшь, поэтому в своих похвалах оценивайте реальные его достижения. Ребенок начинает адекватно оценивать свои успехи, поэтому утрированные восторги совсем скоро перестанут его удовлетворять.

7. Будьте другом вашему ребенку. В семилетнем возрасте все еще очень силен авторитет взрослых и очень важно сохранять в семье доверительные отношения, важно, чтобы ребенок не боялся рассказывать вам о своих страхах, проблемах и переживаниях. Он должен твердо знать, что семья – это то место, где его принимают и любят всегда.

Существует ряд ошибок, которые родители почему-то очень часто совершают, руководствуясь исключительно благими намерениями. Проанализировав самые частые из них, можно сформулировать несколько основных «НЕ» для родителей семилетки:

1. Не перегружайте ребенка дополнительными занятиями, трезво оценивайте его реальные возможности. Обилие кружков и секций преследует, казалось бы, только благие цели – всестороннее развитие ребенка, как интеллектуальное, так и физическое. Но не торопитесь, освободите ребенка от этой гонки, у него обязательно должно быть свободное время, когда он может делать то, что хочет, а не то, что должен – рисовать, играть, просто полежать или посмотреть мультики.

2. Не стоит совершать и обратную ошибку – предоставлять все свободное от школы время бесконтрольному отдыху. Дополнительные занятия должны быть обязательно, но во-первых, они должны быть интересны ребенку, а во-вторых, стоит учитывать возможности малыша. Здесь, как и во всем, необходимо найти ту самую золотую серединку.

3. Никогда ни с кем не сравнивайте ребенка! Сравнивать его можно только с самим собой: «Смотри, сегодня получилось гораздо лучше, чем вчера»

4. Избавьтесь от приказного тона. Разговаривайте, объясняйте и убеждайте, не приказывайте и не заставляйте.

5. Не конфликтуйте с ребенком, не наказывайте за проступки. Не кричите, даже если очень хочется, сохраняйте спокойствие. Разберите ребенком вместе причины его проступков, расскажите о своих чувствах. Поверье, он все поймет и очень оценит вашу помощь.

Всем доброго дня! Сейчас мамы девочек могут немного отдохнуть и « прогулять» сегодняшнюю лекцию. Речь сегодня пойдёт о мальчишках-озорниках и особенностях их психологии и воспитания. Впрочем, оставайтесь все. Мы ведь уже одна большая семья, в которой чужих детей и проблем не бывает. Кстати, о проблемах.

Считается, что сыновья приносят мамам гораздо больше забот и переживаний, чем дочки. Больно уж беспокойный народ. Едва научились ходить, а уже набивают шишки, лезут в лужи и на деревья, гоняют голубей. Этакие маленькие бандиты. Как же с ними справляться?

Ранее мы уже говорили о том, . Сегодня же хочу остановиться на конкретном периоде, когда нужно обратить на многие моменты поведения ребёнка особое внимание. Психология ребёнка 7 лет, мальчика особенно, требует отдельной публикации, решила я, и приглашаю вас сегодня к обсуждению важных моментов этой темы.

«Папенькин» сынок

Помните, как в древней Спарте сурово воспитывали мальчиков? Делали это непременно мужчины. А слабых и хилых мальчишек, говорят, и вовсе сбрасывали со скалы. Ужасные были времена. Зато сейчас при живых отцах растёт полно изнеженных маменькиных сынков.

Так вот, милые мамы, правило №1 в воспитании сына – не баловать и не растить комнатное растение. Тем более в 6-7 лет, когда мужская природа в мальчике начинает расцветать буйным цветом. Психологи считают, что именно в этом возрасте будущий мужчина уже ясно осознаёт свою половую принадлежность, и это нужно всячески поддерживать, объяснять сыну, что такое хорошо и что такое плохо, где нужно поступить по-мужски, подавать положительный пример.

Сейчас самое время «сдать» ребёнка на воспитание отцу. Пусть чаще проводят время вместе. Мальчику это просто необходимо, он как губка впитывает любое слово и действие папы. Если папы нет, или он, например, работает дальнобойщиком или моряком дальнего плавания, то на роль воспитателя подойдёт и дедушка, и крёстный, и дядя.

Бывает, что и их нет, как же быть тогда? Мамы, ну мы с вами народ мужественный, и вполне можем и сами вырастить полноценного мужчину. Пусть папа даже вас бросил и видится с сынишкой раз в месяц. Вы не должны и не имеете морального права отзываться о нём плохо. Какой бы ни был, но он отец, и для мальчика он сейчас святое.

Уверена, что у большинства из вас всё же полные счастливые семьи, и папа «в наличии» есть. Так вот, дорогие отцы, одного вашего молчаливого присутствия дома мало. Пора действовать! Сын смотрит на вас во все глаза и копирует во всём. Если вы, приходя домой с работы, валитесь на диван и смотрите телевизор, ребёнок думает, что настоящий мужчина именно так и должен делать. А надо бы встать, помочь маме убрать посуду со стола, а то и ужин приготовить.

Уважение к женскому полу мальчики перенимают от пап.

Ещё чуть-чуть и в школе он познакомится с новыми девочками, и вести себя с ними будет точно так же, как и вы обращаетесь с супругой. Даже если в семье происходят ссоры, старайтесь «ругаться цивилизованно». Помните, что ребёнок тоже участвует в ваших конфликтах, пусть и в качестве наблюдателя. Все упрёки и оскорбления, которые он слышит от родителей в адрес друг друга, отпечатываются в его памяти.

Сейчас отец должен больше привлекать сынишку к мужским занятиям. Рыбалка, починка велосипеда, игры в футбол на улице – мужчины в любом возрасте обожают такое времяпрепровождение. Игнорировать сына, ссылаясь на усталость и занятость, чревато. Потом не удивляйтесь, что малыш разбил окно в школе, побил соседского мальчишку или поджёг чей-то почтовый ящик. Так он старается привлечь внимание к своей персоне и заодно вымещает обиду.

О пестиках, тычинках и первой любви

Что же делать в этот период маме? Ну, конечно, не сидеть сложа руки. Мамина нежность и теплота по-прежнему необходимы мальчику. Мама – самый близкий человек, который и пожалеет, и выслушает, и всегда поможет. Оба родителя в воспитании должны гармонично дополнять друг друга. Не забывайте, что скоро малышу , а это для него новый, пока неизведанный мир.

Сейчас нужно не только привить сынишке любовь к порядку, но и основы порядочности.

И опять же, не забывайте о наглядности, то есть о личном примере. Папа, который разбрасывает носки по квартире и хамит соседям – плохой пример. Папа, аккуратно раскладывающий вещи, следящий за своей гигиеной и чистотой обуви, вежливый и справедливый – пример положительный. Действуйте, родители. Несмотря на то, что скоро в жизни вашего мальчика появится первый учитель, главными педагогами останетесь для него вы.

В 7-8 лет, по наблюдениям психологов вашего сына может посетить первая любовь. Да-да, ранняя, школьная и слегка наивная. Поэтому готовьтесь, мамы и папы. Совсем скоро ваше чадо захочет с вами серьёзно поговорить. Половое воспитание в этот период имеет свои особенности и тонкости.

· Старайтесь не оставлять без ответа любые вопросы о девочках и отношениях с ними. Наверняка сын спросит, как познакомились вы. Так расскажите, но добавьте в вашу историю «сказочные», волшебные моменты.

· Само собой, будут и вопросики о том, откуда же и каким образом у вас, влюблённой пары, появился он. Вот тут поаккуратней. Даже про «пестики-тычинки» ребёнку пока говорить рановато. «Ты у нас появился, потому что мы очень любим друг друга», — вот такой ответ вполне подойдёт. Лучше объяснять сынишке всё на доступном, ребячем языке, а не заумными выражениями из медицинских справочников.

· О насилии и жестокости лучше не упоминать. Если по телевизору идёт кино, где женщину оскорбляют или поднимают на неё руку, немедленно переключите. Для формирующейся и нежной детской психики это настоящий удар. Тираны и маньяки тоже, знаете ли, не сами по себе вырастают. Всё идёт из семьи.

Если вы чувствуете, что сын чересчур агрессивен к женскому полу, попросите его нарисовать простой рисунок – вашу семью. Как правило, по рисунку можно определить многие черты будущего характера и отношения к себе и родителям. Маленькая мама и огромный властный папа — признак того, что у матери явно нет авторитета в семье, супруг морально и физически её угнетает. Именно так ваш сын и будет в дальнейшем вести себя с девочками.

Психология мальчика и его воспитание

Психологи советуют родителям в этот период взять себя в руки, набраться терпения и максимум себя отдавать ребёнку. Будьте с ним на равных. Авторитарное воспитание давно забраковали все педагоги, оно плодов не приносит.

Родители-друзья, к которым всегда можно обратиться за советом, вот кем вы сейчас должны стать для своего сына.

А от недопонимания и «недообнимания» вырастают озлобленные на весь свет и в то же время нерешительные и замкнутые мужчины. Вашему сыну это не грозит, ведь теперь вы знаете, как нужно себя вести, чтобы вырастить достойного, любящего, справедливого человека, настоящую личность. Продолжайте в том же духе! Ну а я ненадолго вас покину. Жду ваших комментариев и отзывов, до новых встреч!

Содержание статьи:

7 лет - переломный этап в жизни ребенка. В это время его развитие - интеллектуальное, физическое, психическое, эмоциональное - претерпевает множество изменений. В таком возрасте ребенок уже является полноценной личностью и имеет собственное мировоззрение. В данный период у вчерашнего малыша начинает формироваться самооценка, происходит психологическое взросление, с которым связан очередной возрастной кризис.

Кризис 7 лет

Так задумала природа - становление личности человека должно пройти через определенные переломные моменты. Кризис 7 лет характеризуется переменами в отношении к миру и поведении у ребенка, его открытием собственных переживаний, и принадлежности этих переживаний только ему. Малыш взрослеет, созревает в психологическом плане, и если еще вчера он абсолютно не задумывался о своем месте в мире, то сегодня этот вопрос у него главный, и ребенок стремиться занять «наиболее взрослое» положение в своей жизни. А кризис возникает на основе столкновения новых потребностей и прежнего образа жизни, неизменившегося отношения к нему родителей и других взрослых.

Проявляется кризис в следующем:

Ребенок не слушается и психует;
постоянно плачет по любому поводу;
перестает отвечать на просьбы;
копирует поведение и манеры взрослых;
болезненно относится к критике;
капризничает и проявляет упрямство:
не умеет контролировать свои эмоции.

Это далеко не все симптомы данного возрастного переломного периода. Но стоит отметить уникальность кризиса 7 лет, так как он запланирован обществом и тесно связан с психологической готовностью семилетнего ребенка к школе.

Среди семилеток можно выделить 2 группы детей:

1. Дети, которые готовы к обучению.
2. Дети, у которых предпосылки к освоению учебной деятельности отсутствуют (они остаются на уровне игры).

Первая группа вступает в кризисную полосу в момент, когда становится необходимой замена игры учебной деятельностью. Чем дольше длится переход, тем сильнее и острее кризисные симптомы. А вторая группа, наоборот, начинает «страдать» с началом обучения. То есть у одних детей проблемы начинаются до школы, а у других - с началом обучения.

Протекание этого переворотного периода проходит по-разному и связано с личностными особенностями дошкольника. Кто-то может и не заметить за своим ребенком каких-либо переломных признаков. Но чаще родители вместе со своими детьми переживают всю глубину, остроту, травматичность кризиса. Гибкость, теплое отношение, внимательность, терпение взрослого могут значительно сгладить все проявления.

Главное, родителям необходимо понять следующее:

1. Кризис неизбежен, его переживают абсолютно все дети, только в разной степени. Поэтому к нему обязательно нужно быть готовым, вооружившись, по меньшей мере, терпением и теоретическими знаниями.

2. Кризисные проявления означают, что малыш повзрослел, и он уже готов перейти к более серьезной деятельности и отношениям. А главное - он готов к школе (психологически и социально)!

3. Важно отличать признаки кризиса развития от симптомов невроза и особенностей характера.

Что делать? Радоваться, что малыш повзрослел, и с любовью и терпением помочь ему преодолеть переломный момент. Ну, и готовить его к школе.

Особенности развития детей в 7 лет

В каждом периоде свои особенности. Но именно в старшем дошкольном возрасте дети переживают кроме физического и интеллектуального роста, непростой в психологическом плане этап. Вот-вот закончится детство и настанет школьная жизнь, а это значит, что все теперь будет по-другому. Ребенку очень необходима в этот период поддержка взрослого, так как приспособление к новым жизненным обстоятельствам может пройти нелегко. Тем более в совокупности с большими изменениями в плане физического и умственного роста.

Физическое развитие

Соотношение частей тела у семилетних детей приближены к «взрослым» параметрам. У них вытягиваются конечности, вследствие чего туловище становится короче. Быстро растет скелет, но в то же время мышечная масса пока еще недостаточно развита. И продолжительные нагрузки статического характера могут значительно подпортить осанку. Поэтому родителям необходимо уже сейчас позаботиться о грамотной организации рабочего места, желательно приобрести ортопедический портфель для своего «взрослого» малыша, можно дополнительно позаботиться и об обуви. Во время занятий ребенку нужно обязательно делать передышку в виде маленькой пятиминутки с игровым комплексом физических упражнений.

Дети семи лет могут выдержать более интенсивные нагрузки, чем малыши. Они способны пройти пешком длительные расстояния, поэтому их спокойно можно брать в походы (конечно, желательно, однодневные).

Семилетний ребенок быстро бегает, выше и дальше прыгает, ловко попадает мячом в цель с немалого расстояния. Он уже умеет прыгать со скакалкой, кататься на лыжах, двухколесном велосипеде, коньках, плавать (естественно, на все это ребенок способен, если его своевременно научили). В этом возрасте родители могут смело отдать своего дошкольника в спортивную секцию, что лучшим образом отразиться на его здоровье.

Но нужно отметить, что в данный возрастной период еще не до конца развились рефлексы и нервная система. Это проявляется в том, что не все движения поддаются контролю, и ребенок пока еще не способен, например, стартовать по сигналу или в быстром темпе выполнять некоторые физические упражнения.

Мелкая моторика тоже еще не достигла совершенства, но сейчас она очень быстро развивается. И лепка, собирание пазлов и конструкторов, аппликация, нанизывание бусинок и другие подобные занятия удаются ребенку проще и легче, чем раньше. А родителям необходимо уделять больше внимания этим занятиям, они развивают мелкую моторику, а значит, положительно отразятся на письме ребенка в будущем.

Мышление и развитие речи у ребенка

7 лет - период становления литературной речи. Дети в этом возрасте уже умеют:

Выговаривать все буквы (звуки);
в разговоре использовать сложные предложения;
четко выражать свои мысли;
легко вести диалоги.

Словарный запас у ребенка уже достаточно большой и состоит из нескольких тысяч слов. Чему нужно учить его перед школой?

1. Произносить монологи, причем длинные.
2. Пересказывать прочитанный или услышанный материал.
3. Строить речь на базе литературного, а не разговорного языка.

В семь лет ребенок, если он не отстает в развитии, продолжает активно впитывать новую для него информацию, он легко запоминает ее, анализирует и т. д.

В ходе интеллектуальной деятельности семилетка использует такие виды мышления:

Действенное;
образное;
схематическое;
логическое.

Стоит отметить наглядность всех вышеперечисленных видов. Конечно, основным является наглядно-образное мышление. Ребенку уже нет надобности видеть действие, как в младшем возрасте, он способен отлично воспринимать информацию визуально при помощи предметов и наглядных пособий. Дошкольник уже может легко разобраться в материале, изображенном схематично. Логическое мышление только начинает формироваться (окончательно это произойдет в подростковом периоде), но все же очень помогает малышу в обучении.

Память и внимание

Лучше всего ребенок семи лет запоминает информацию, которая вызвала его интерес или какие-либо эмоции (пусть даже негативные). Но уже всего лишь через год он сможет выучить и то, что ему не нравится. А сейчас дошкольнику помогает усвоить новый материал механическое запоминание. Но не следует часто пользоваться данной способностью, иначе постоянное механическое запоминание информации приведет к тому, что ребенок привыкнет зубрить, отчего у него могут возникнуть трудности в обучении.

Старшие дошкольники испытывают проблемы с вниманием, но все же концентрация уже гораздо выше чем, раньше. Семилетний ребенок способен, не отвлекаясь, заниматься одним делом более 20 минут, а если оно еще и увлекательно для него, то и большее количество времени. Необходимо отметить, что уже через год–два такая функция, как внимание окончательно сформируется.

Умственное развитие

Ребенок в семь лет имеет неплохое интеллектуальное развитие. А за весь год у него в этой области происходит просто колоссальный рывок. И к концу периода (то есть к 8 годам) он уже способен:

Читать;
считать до ста;
складывать–вычитать в пределах 20;
писать прописью;
устанавливать связи между предметами;
использовать логическое мышление;
верно оценивать и понимать действия посторонних и собственные;
понимать смысл, легко выделять главную мысль, пересказывать своими словами детские сказки, рассказы.

И многое, многое другое! И все это благодаря своей способности и желанию обучаться. Поэтому родителям старших дошкольников важно этот интерес к учебе не загасить.

Психическое развитие: эмоции и социальные связи

7 лет - это возраст формирования:

Собственного мировоззрения;
мотивации;
этических, эстетических, поведенческих норм и умения их придерживаться;
самооценки и других качеств и представлений маленькой личности.

Эмоциями семилеток начинает руководить интеллект. Именно сейчас они становятся способными понимать мотивы своих поступков, чувствовать состояние психики, облекать эти чувства в слова.

В возрасте семи лет преобладают сюжетно-ролевые игры. Но в них уже нет выдуманных героев, объектов бурной фантазии детей младшего возраста. Дошкольники скорее воплощают в жизнь увиденные ситуации: фильмы, истории, ситуации, где они играют определенные роли. Но со временем школа, занятия, уроки вытеснят из жизни семилетки игровую деятельность (то есть она перестанет играть главную роль), общение со сверстниками станет больше словесным, а взаимодействовать дети между собой будут путем решения общих задач.

Для того чтобы мотивация ребенка к обучению не угасала и сохранялась, родителям необходимо постоянно подчеркивать достижения в учебе своих детей, сравнивать с тем, что было вчера (не знал алфавит, не умел считать и т. д.) и тем, что стало сегодня (умеет читать, знает счет до бесконечности и т. п.).

А также мамам и папам следует знать, что успеваемость в школе будет иметь большое влияние на самооценку малыша. Результат успешности - высокая самооценка, плохие отметки способны довести о депрессии. Поэтому:

Не нужно ругаться, если у ребенка проблемы в обучении! И стоит получше подготовить своего дошкольника к поступлению в первый класс!

В плане эмоционального развития стоит упомянуть одну проблему, которая иногда беспокоит родителей - ребенок в семь лет спит с мамой или в общей кровати со взрослыми. Чаще всего это явление носит психологический контекст и говорит о желании быть защищенным. В основном такая ситуация может сложиться в неполной семье. Другими причинами могут быть:

Травма привязанности (тянется из раннего детства);
психологическая травма;
негативные эмоции;
ночные кошмары.

Какой бы ни была причина (кстати, все вышеперечисленное может быть и причиной того, что ребенок 7 лет писается по ночам), необходимо восстановить эмоциональное равновесие ребенка любыми способами: самостоятельно (если у проблемы неглубокие корни) или при помощи специалистов.

Как смягчить сложности семилетнего возраста

Нормальное развитие помогут обеспечить:

Позитивные семейные отношения;
грамотно построенные занятия и правильно обустроенное рабочее место;
разработанный с учетом возрастных особенностей режим дня (и, конечно, его соблюдение);
здоровый сон (9–10 часов);
нормальное правильное питание;
физическое развитие (гимнастика, утренняя зарядка, катание на лыжах и т. д.);
личное пространство у ребенка в доме;
терпение, любовь, понимание со стороны родителей.

Хорошая учеба и нормальное развитие - по большей части заслуга положительных внутрисемейных отношений. Если ребенку дома хорошо и комфортно, то скорее всего родителям будет чем гордиться, когда их взрослый малыш пойдет в школу.