Ребенок второго месяца жизни игры и развитие. Второй месяц жизни ребенка. Что умеет ребенок в этом возрасте

Движения младенца уже не столь беспорядочны, не столь отрывисты. Он вертится, дрыгает ногами, как будто крутит педали. Он лучше держит голову, хотя вам все еще необходимо ее поддерживать. Он все более активен: если вы берете его на руки и притягиваете к себе, голова следует за телом, а не откидывается назад, как прежде.

Ритм ребенка

Сон

Иногда младенец спит даже всю ночь напролет, а периоды бодрствования становятся все более продолжительными - до нескольких часов в день.

Питание

Независимо оттого, чем вы кормите младенца - грудным молоком или искусственной смесью, он выпивает в день от 700 до 800 мл материнского молока или смеси (то есть пять-шесть бутылочек в день). Если вы кормите грудью, продолжайте кормить по требованию.

Органы чувств ребенка

Слух

В два месяца малыш уже может определить, откуда идет звук.

Зрение

Становится более острым, менее расплывчатым, поле зрения расширяется.

Когда ребенок бодрствует

Младенец становится все более любопытным, активным. Он узнает лица окружающих людей; в два месяца он реагирует на знакомые лица гулением и ответной улыбкой - это первая настоящая улыбка. К плач/ новорожденного примешиваются первые крики. Малыш начинает играть: он воркует, ему нравится, когда вы повторяете звуки, которые он издает. Когда ему хорошо, он лопочет; когда его поощряют или когда малыш возбужден, он живо ерзает, подобно пружине, раскидывая в стороны руки и ноги.

Он узнает некоторые привычные для него предметы и постепенно запоминает ежедневные, повторяющиеся действия (кормление, прогулки, купание). Он может удерживать в руках легкий предмет и поворачивает голову, следя за ним взглядом.

Вечерний плач: утомительный, но естественный для этого периода эпизод. К концу дня без каких-либо видимых причин младенец принимается безутешно рыдать. Этот вечерний плач очень часто встречается у малышей от одного до трех месяцев: он позволяет им сбросить накопившееся за день напряжение. Не переживайте! Укачайте младенца или, если это его успокаивает, дайте ему грудь, побудьте с ним в полутемном помещении, вдали от яркого света. Если ничего не помогает, оставайтесь с ним, не теряйте хорошего настроения; носите малыша на руках или в слинге. Такие эпизоды, утомительные и для ребенка, и для всей семьи, закончатся с началом второго триместра его жизни.

Здоровье ребенка

Второй месяц: посещение участкового педиатра

Как и во время первого посещения, врач проверяет физиологическое, психическое и физическое состояние ребенка, а также состояние его иммунной системы и измеряет рост, вес, окружность черепа.

  • Мальчики - порядка 57 см и 4,9 кг, окружность черепа порядка 39см.
  • Девочки - порядка 56 см и 4,6 кг, окружность черепа порядка 38,5 см.

Архаические рефлексы постепенно исчезают, им на смену приходит менее «рефлекторный» мышечный тонус. Врач снова оценивает работу всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым поселением врача.

Официальное начало вакцинации

Ваш врач, безусловно, предложит вам начать прививать малыша в соответствии с национальным календарем прививок. Календарь предполагает иммунизацию против 11 заболеваний: кори, туберкулеза, столбняка, вирусного гепатита В, коклюша, дифтерии, полиомиелита, паротита, краснухи, ветряной оспы (с 2009 года).

Что следует знать до начала вакцинации

Перед каждой прививкой вы должны дать письменное согласие, которое обязательно вклеивают в медицинскую карту ребенка. Кроме того, в медицинской карте малыша обязательно указывают дату прививки, номер и название вакцины.

Перед вакцинацией надо измерить температуру тела малыша. Врач обязан осмотреть ребенка, послушать сердце и легкие, осмотреть горло, спросить у родителей, нет ли жалоб. Данные осмотра также заносятся в медицинскую карту.

Перед тем как делать инъекцию, медсестра обязана показать вам ампулу и прочитать вслух название и номер вакцины.

В зависимости от того, какой тип ухода вы выбрали для малыша - в особенности если он остается дома и вы кормите его грудью, - вы можете начать вакцинацию несколько позже. Последний совет: избегайте прививок от гепатита В, их начали делать совсем недавно, и они вызывают много споров. Какого бы мнения вы ни придерживались, найдите время для того, чтобы подробно ознакомиться с информацией об этой прививке.

В России многие вакцины являются комплексными: одной инъекцией прививают сразу от нескольких заболеваний. Считается, что таким образом можно избежать осложнений. Часто ослабленным детям назначают вместо вакцины АКДС ослабленную АДС или АДС-М без коклюшной составляющей, на долю которой приходится большая часть таких реакций, как высокая температура и общее недомогание.

Природные рецепты

Простые гомеопатические препараты, нейтрализующей побочные эффекты от прививок:

  • Накануне прививания и утром перед прививкой дайте малышу 1 дозу препарата «Туя 9 СН».
  • В течение дня после прививки: по 1 дозе препаратов «Сили-цеа 15 СН» и «Сульфур 15 СН».
  • Сразу же после прививки (предупредите врача, который делает ребенку прививку) наложите на верхнюю часть руки компресс с глиной и не снимайте его до вечернего купания.
  • Дайте малышу раствор введенного препарата (его можно заказать в аптеке) в концентрации 30 СН. Дозировка: 1 доза на следующий день после прививки, а затем каждое воскресенье в течение месяца в случае появления реакции на прививку (жар, краснота или нарыв в месте введения вакцины и т. п.).

Колики и срыгивание

В основном они связаны с тем, что пищеварительная система малыша еще не до конца сформировалась.

Хотя в большинстве случаев эти симптомы безопасны и естественны, они - и прежде всего колики - пугают родителей, которые часто не знают, что им делать. Младенцы кричат ночи напролет или как будто бы мучительно тужатся, при этом ничто не может их утешить... Материнская забота, остеопатия и естественные препараты - вот средства, способные помочь вам в борьбе с этими трудностями, которые с течением времени исчезнут сами по себе.

Естественная терапия

Каждый вечер готовьте раствор: 1 столовая ложка зеленой глины на стакан воды; хорошо перемешивайте раствор и оставляйте его отстаиваться. На следующий день давайте малышу настоявшийся раствор перед каждым кормлением по 1 пипетке (или по 2 кофейные ложки), оставляя осадок в стакане.

Закажите в гомеопатической аптеке раствор на водяной основе: «Растительный уголь 7 СН», «Рвотный орех 9 СН», «Хамомил-ла 9 СН», «Колоцинтис 7 СН». Дозировка: 1 пипетка (или 2 кофейные ложки из спринцовки) 3-4 раза в день между кормлениями.

При коликах, газах и сильном возбуждении: «Кальмозин» (Calmosine) (используйте в малых дозах, препарат очень сладкий) вечером или на ночь.

Любые успокаивающие или спазмолитические растительные средства в виде настоя можно давать по 1 пипетке перед каждым кормлением, особенно ночью, начиная с третьего месяца. Кормящим матерям можно пить настои, сочетающие лактоген-ные растительные средства и средства, способствующие правильному пищеварению.

Он улыбнулся

Он улыбнулся! Ко второму месяцу ребенок начинает улыбаться . Английский психолог Бауэр утверждал, что даже у такой крохи уже есть несколько типов улыбки, выражающих разные эмоции. Первый: «Ура, у меня получилось!» Второй: «Я рад тебя видеть», - так малыш обычно улыбается маме или тому человеку, который ее заменяет. Если мама сразу после родов вышла на работу, не стоит удивляться, если эта улыбка достанется не ей, а няне или бабушке. И третий тип улыбки - облегчение после испуга или напряжения.

Этот перечень вовсе не означает, что ваш малыш не может улыбаться по каким-то другим поводам. Его эмоциональная жизнь уже достаточно богата. Внимательно понаблюдайте за ним, и, возможно, вы увидите в его улыбке какие-то другие оттенки чувств.

Еще одно новое проявление эмоций - комплекс оживления : увидев или услышав родного человека, ребенок поворачивает головку в его сторону, начинает размахивать ручками, сучить ножками, - короче, выражает свою радость повышением двигательной активности.

Второй месяц психологи называют чрезвычайно важным в формировании эмоциональной сферы человека. Если в этот период ребенок недополучил материнского тепла, внимания и ласки, то позднее, в детском саду, в школе у него могут возникнуть трудности с адаптацией. Что же делать? Ведь в жизни бывают разные ситуации. Первое - расставьте приоритеты. Просто помните, что вы очень нужны вашему малышу, и принимайте решение исходя из этого.

Случай из практики : Ребенку было около двух месяцев, когда маме предложили роль ведущей в новом телевизионном проекте. Такой шанс выпадает, наверное, раз в жизни. И мама согласилась, доверив воспитание дочки няням и бабушке. Девочку привели ко мне на прием, когда ей было семь лет. Она категорически отказывалась ходить в школу - кричала, плакала, убегала из класса. Дело доходило до настоящих истерических припадков. Ей казалось, что незнакомая среда крайне опасна, хотя она и не могла объяснить, чего именно боится. Это был классический пример невроза на почве не сформировавшегося в младенчестве базового доверия к окружающему миру. И маме пришлось восполнять тот пробел, который образовался у ребенка в раннем детстве: она ушла с работы и полтора года ходила вместе с дочкой в школу, просиживая все уроки в коридоре рядом с классом. Иначе девочка отказывалась ходить на занятия. Так через много лет «аукнулся» выбор, сделанный мамой в пользу карьеры.

И все-таки никто из нас не застрахован от форс-мажорных обстоятельств. Поэтому всем мамам я настоятельно рекомендую: заведите своему ребенку игрушку-утешалку . Эта чудесная вещь должна появиться еще в тот период, когда малыш спит вместе с вами. Постепенно она пропитается запахом материнского молока, материнского тепла - всеми теми запахами, которые для малыша связаны с вашей близостью и состоянием покоя. В ситуации вынужденного расставания эта утешалка будет давать ребенку ощущение стабильности.

Утешалка полезна абсолютно всем детям, а не только тем, кому предстоит разлука с мамой. С этой игрушкой можно ездить в гости, отправляться в путешествие.

Она поможет расслабиться и заснуть на новом месте, в новых, непривычных условиях.

Какой должна быть утешалка? Во-первых, разноцветной (на втором месяце ребенок уже различает цвета). Во-вторых, мягкой, как подушка, чтобы ее можно было обнять. В-третьих, на ней не должно быть твердых деталей - пуговиц, блесток и т. д. Если ребенок первое время спал с вами, эта игрушка поможет вам переселить его в отдельную кроватку. Сначала положите утешалку между собой и ребенком. Через какое-то время переместите малыша вместе с игрушкой в кроватку, придвинутую к вашей кровати. На своей практике я много раз убеждалась, что с утешал кой такое «отселение» проходит намного легче.

Эта игрушка будет служить вам верой и правдой многие годы. Большинство детей не просто обнимают свои утешалки - они их сосут, грызут и протирают до дыр. Но выбрасывать утешалку нельзя! Смиритесь с ее нетоварным видом. Она нужна не для красоты и не для игры, а для успокоения. Можно завести еще одну ей на смену. Но менять и стирать утешалки можно только в периоды стабильности, когда в жизни ребенка все хорошо и спокойно.

Ориентируемся в пространстве

На втором месяце развиваются так называемые ориентировочные рефлексы - младенец начинает следить за движущимися объектами. Пора вешать первую карусель и вводить новые игры-упражнения.

Ориентирование на слух . Берем предметы, издающие мягкие, негромкие звуки, например колокольчик, и начинаем звенеть, ходя по комнате. Малыш будет поворачивать голову в ту сторону, откуда доносится звук.

Игра «Где мама?» . Исчезновение мамы из поля зрения воспринимается грудничком как исчезновение из его мира. Эта игра показывает ему, что маму может быть не видно, но если звучит ее голос, значит, она рядом. Как играть? Вы выходите из поля зрения ребенка, подходите к другой стороне кроватки и зовете малыша по имени. Он должен потянуться на ваш голос и увидеть вас. Казалось бы, очень примитивное упражнение. Но именно благодаря ему вы очень скоро сможете успокаивать ребенка просто своим голосом, не подходя к нему. А немножко позже можно будет начитать сказки на диктофон, и он будет под них засыпать, если вас не окажется рядом.

Двухмесячный грудничок с интересом рассматривает лицо взрослого, особенно мамы. Причем не лицо в целом, а отдельные его части - глаза, нос, губы. Так происходит процесс запечатления образа любимого человека. Интересно, что малыш с одинаковым удовольствием может рассматривать как живое лицо, так и его изображение, фотографию.

Совет : Повесьте рядом с кроваткой малыша крупную фотографию мамы или папы. Пусть запечатлевает.

Фитбол . На большом мяче можно заниматься с малышами с раннего возраста. Самое простое - положили ребенка животом на мячик, придерживаем его и катаем. Хорошо развивает вестибулярный аппарат, чувство баланса.

Упражнение «Большое путешествие» . Берем ребенка на руки, начинаем с ним ходить по дому, рассматривать разные предметы и называть их. Наверное, все мамы так делают, даже не подозревая, что это какое-то особое упражнение. Знайте, вы не просто носите малыша на руках, а делаете очень полезное дело. «Большое путешествие» учит ребенка воспринимать мир, который шире, чем его кроватка или комната.

Да, в первый месяц познавательная активность грудничка невелика. Ему достаточно просто находиться рядом с мамой. Но второй месяц - это возраст, когда ребенка брать на руки необходимо. «Я хочу знать. Мне любопытно. Мне интересно», - вот те мотивы, которые вы начинаете развивать уже сейчас. Если младенца в этом возрасте чрезмерно оберегают, постоянно держат в кроватке, закрывают марлей, выходя гулять, у него будет развиваться мотив не познавать мир, а избегать боли, опасностей, неудачи. Любознательность в нем так и не сформируется.

Мамы жалуются

«Я ничего не успеваю делать по дому. У меня копится чувство вины от того, что полы немыты, ужин не приготовлен...» Действительно, как все успеть? Ведь активность ребенка выросла, он уже меньше спит и нуждается в общении. А носить его все тяжелее.

Главный совет, который здесь можно дать: меняйте свое отношение к порядку. В доме, где есть маленькие дети, порядка быть не может. Заранее смиритесь с разрисованными стенами, разбросанными игрушками, порезанными скатертями, забрызганной кашей кухней. Не позволяйте чрезмерной чистоплотности испортить себе радость материнства. Лучше неубранный дом и спокойный, уравновешенный ребенок, чем идеальный порядок - и вы с неврозом, натирающая кафельную плитку в ванной.

Чувствуете себя плохой хозяйкой? Перед мужем стыдно? Могу вас утешить: мужчины воспринимают порядок абсолютно не так, как женщины. Есть, конечно, мужчины-педанты, которые обращают внимание на все мелочи. Но чаще всего мужья просто не замечают того, что вам кажется вопиющим хаосом. Не успеваете приготовить ужин, обед? Пригласите свекровь. Она лучше знает, что нравится ее «мальчику». Заодно и укрепите отношения с родителями мужа. Ему это будет очень приятно.

«Чувствую себя кормящей коровой, приложением к своему ребенку. Сплю, ем не когда мне хочется, а когда он мне позволяет». В психологии это называется ощущением деперсонализации. После беременности и первого месяца жизни с младенцем женщине начинает казаться, что она утратила себя. Добрые люди советуют: «Выдели несколько часов для себя. Сходи в парикмахерскую, сделай маникюр». Не следуйте этим советам. Все, что вы можете себе сейчас позволить, - это несколько минут отдельно от ребенка. Ни в коем случае не оставляйте его на несколько часов. Да и смысла в этом нет никакого, потому что оставив его, вы себя не найдете. Я предлагаю другое решение проблемы.

Посмотрите на материнство не с точки зрения потери личности. Вы ее не потеряли, просто она обретает новую грань. Теперь вы можете включить в свою жизнь новые занятия, о которых раньше и не подозревали. Например, можно пойти с малышом на фитнес или на совместное плавание. С одной стороны, вы удовлетворите свою потребность в физических занятиях, с другой стороны, расширите круг знакомых, причем это будут женщины со схожими интересами, потому что все они тоже будут мамами с грудными малышами. И ваша личная жизнь станет более разнообразной.

Отличный помощник для мамы - слинг. Это давно забытое и недавно вернувшееся в Европу изобретение человечества даст вам и свободные руки, и свободу передвижений без отрыва от ребенка. Слинг можно носить и спереди, и сзади, и сбоку, грудничок в нем и спит, и бодрствует. Слинг даст вам возможность повысить свою активность и следовать своим потребностям, а не сидеть в четырех стенах. И что еще очень важно: слинг позволяет активно включать детей в нашу жизнь, тем самым развивая их навыки социализации.

Что беспокоит папу?

«Почему он на меня не похож?» Разглядывая свое двухмесячное чадо, мужчины часто задаются таким вопросом. К этому времени черты лица младенца разглаживаются, а папа начинает напряженно всматриваться в них, пытаясь найти свое отражение. И не находит. У ребенка, оказывается, своя собственная внешность, свой собственный нос, глаза, рот...

Попросите у свекрови детские фотографии мужа - на них, скорее всего, будет видно, как много общего у папы с младенцем. Вы сами время от времени можете вслух подмечать сходство темпераментов: «Такой же, как ты! Чуть что не нравится, сразу сучит ножками!» Отнеситесь к беспокойству мужа философски, не спорьте и не возмущайтесь. Это скоро пройдет.

На втором месяце жизни ребенка у папы может снова обостриться ощущение «я здесь не нужен». Мужчина становится раздражительным, придирчивым и постоянно выражает свое недовольство словами «я же говорил...» На самом деле, не так уж важно, что именно он говорил. Ключевое слово здесь - «я». Своими придирками он просто пытается обратить на себя внимание, хочет, чтобы его услышали, чтобы с ним считались.

У обострения чувства невостребованности может быть несколько причин:

  1. спад эйфории, которой сопровождался первый месяц,
  2. недостаточная включенность в домашние дела,
  3. неготовность женщины вернуться к интимным отношениям.

Как же вернуть папе ощущение своей значимости?

Не замыкайтесь в своих хлопотах, подключайте к ним мужа . Если вы не смогли этого сделать в течение первого месяца, сейчас это уже намного сложнее. Жизнь вошла в рутинную колею, и бытовая повседневность не вызывает у мужчины большого воодушевления. Тем не менее не опускайте руки. Ребенок растет, с ним становится интереснее, и круг занятий, к которым можно привлечь папу, расширяется.

В уходе за ребенком по-прежнему поручайте мужу то, что доставляет удовольствие, а решение трудных задач пока берите на себя. Скажем, если ребенок кричит, не надо просить: «Иди, успокой его». Нет, к кричащему малышу вы идете сами. А вот если он гулит и находится в хорошем настроении, тут можно привлечь мужа к каким-то занятиям. И пусть вас не возмущает такое «несправедливое» распределение обязанностей. Придет время, и отцовские чувства раскроются в вашем муже в полной мере, тогда вы сможете обращаться к нему в самых разных ситуациях. Но пока он только осваивается в роли родителя, и для него этот процесс намного более длительный и сложный, чем для вас. Помогите ему увидеть радостную сторону отцовства, проникнуться любовью к новорожденному и чувством ответственности.

Еще несколько советов:

  • Не забывайте все время благодарить и подбадривать: «Как ты мне помогаешь!»
  • Вспомните про упражнение на ориентировочные рефлексы и начинайте играть с ребенком в игру «Где наш папа?» Это очень просто. Заходите в комнату с ребенком на руках: «Где папа?» Ходите по комнате, находите папу. «Папа здесь. Вот папа!» И даете малыша папе на руки.
  • Если вам нужно куда-то выйти, оставляйте малыша с папой. Не с няней, не с бабушкой, а именно с папой.

Пора вспомнить о том, что вы не только мама, но и жена . Муж должен почувствовать, что вы любите его не меньше, а даже еще сильнее, потому что он вам подарил это маленькое чудо. Спрашивайте его о работе, о делах, о друзьях, о том, чем он сейчас живет. Не надо требовать, чтобы он жил ребенком. У него кроме домашнего, семейного, есть еще другой мир, и этот мир никуда не делся. У вас круг общения мог сильно измениться, у мужчины такого не происходит.

Как вернуться к интимным отношениям? Это часто становится проблемой. Нежелание женщины, как правило, бывает вызвано тремя причинами: усталостью, болью, страхом показаться непривлекательной. С первыми двумя все более-менее ясно. Если вы устали, надо отдохнуть. Если сохраняются болевые ощущения, надо немножко подождать. А вот на третью причину стоит обратить более серьезное внимание.

Действительно, тело женщины после родов меняется, иногда на нем появляются растяжки, формы становятся менее изящными. Ей и самой трудно привыкнуть к этим изменениям, и уж тем более страшно, что они оттолкнут от нее мужа. Если такие страхи встали между вами и супругом, значит, пора перестраиваться.

Вы думаете, муж не видит, что вы располнели? Разумеется, видит и не придает этому значения.

Возможно, через год он и выскажет вам какие-то претензии, но не сейчас, когда вы только-только оправились после родов. А многие вообще считают округлившиеся формы кормящей женщины очень привлекательными. Так что ваша задача - принять себя и довериться мужу. Ему сейчас важна не осиная талия, ему важно почувствовать себя нужным. И если вы отстраните его только потому, что стесняетесь своей несовершенной внешности, это очень осложнит вашу семейную жизнь.

Скажу больше. Вы с мужем сейчас переходите на новый уровень отношений, когда любят не за какие-то особые достоинства, а просто любят без всяких условий, прощая все несовершенства, в том числе внешние. Как бы хорош собой ни был ваш муж, он тоже не останется таким навсегда. Рано или поздно он может располнеть, полысеть... И что же? Вы его за это разлюбите? Ведь ваша требовательность по отношению к себе означает, что вы и перед ним ставите столь же высокую планку. Мужчина подсознательно это чувствует. «Старый и лысый я буду ей не нужен», - думает он. На таком зыбком основании невозможно построить счастливую семью. Вам необходимо научиться принимать друг друга такими, какие вы есть. Это и будет та безусловная любовь, которая окрыляет и дает силы, а не загоняет в тупик.

Папины прибаутки

Помогите мужу освоить прибаутки и упражнения для малыша.

Если муж готов вас слушать, учите его сами, если нет - позовите на помощь свекровь и попросите, чтобы она дала мастер-класс вам обоим. Мужчина привык учиться у своей мамы, для него это более естественно, чем ходить в учениках у собственной жены. В роли учителя может выступить также медсестра или педиатр, то есть человек, который в глазах мужчины обладает достаточным экспертным статусом, чтобы давать советы.


Двухмесячный ребенок.
Двухмесячные дети. Занятия с ребенком в два (2) месяца.

Двухмесячный ребенок
Двухмесячный ребенок заметно отличается в своем развитии от новорожденного -- его поведение более осознанно. Он уже не находится в полной зависимости от безусловных рефлексов. Теперь ребенок использует их в своих интересах. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными, а поведение изменяется в соответствии с условиями окружающей обстановки. В периоды бодрствования двухмесячный малыш большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные руки и учится при этом держать их в поле зрения. Родители и ребенок продолжают вести разговоры "один на один", описанные в предыдущей главе, однако характер этих "диалогов" меняется. Начать и поддерживать их по-прежнему может только взрослый, но теперь ребенок знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Попеременно глядя на вас и отводя взгляд в сторону, он способен поддерживать "разговор" достаточно долго, не нервничая и не переутомляясь. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша -- он стал чаще улыбаться. Как правило, в возрасте трех недель ребенок улыбается при звуке знакомого голоса, а в возрасте четырех недель -- при виде знакомого лица. Двухмесячный малыш радуется уже не только знакомым лицам, но также интересным предметам и звукам. Кроме того, теперь он способен достаточно адекватно реагировать на сильные внешние раздражители.

Двигательные навыки
Хотя в течение второго месяца жизни у ребенка не произошло значительных сдвигов в развитии двигательных навыков, все же заметны некоторые существенные изменения в характере его движений. Независимо от того, отдыхает малыш или бодрствует, хаотичные судорожные подергивания возникают у него теперь лишь изредка, и создается впечатление, что он управляет движениями своего тела. Когда ребенка прикладывают к материнской груди, видно, что его поведение уже больше не зависит от безусловных рефлексов, возникающих при виде источника пищи. Теперь перед кормлением он сначала вертит головкой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. У двухмесячного ребенка сосательный рефлекс проявляется не только во время еды. Между кормлениями он будет сосать почти все, что попадет к нему в рот, -- собственную руку, пустышку, уголок одеяла или мамин палец. Однако он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод. Когда ребенок сыт, он охотно сосет пустышку, но испытывая чувство голода, он будет упорно выплевывать ее и кричать. Способность осознанно сосать большой палец руки является еще одним признаком развития, характерным для детей этого возраста. Раньше ребенок начинал сосать свой большой палец, если тот случайно попадал к нему в рот, когда палец выскакивал, младенец начинал кричать. Теперь, в возрасте двух месяцев, он делает это целенаправленно. У ребенка все еще сохраняется сильный хватательный рефлекс, и вам нетрудно вложить ему в ладонь погремушку. По тому, как энергично он начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако он воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, который можно сосать, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства. Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, ребенок начинает значительно лучше контролировать движения головы. Как правило, в этот период дети уже могут, лежа на животе, поднять головку вверх, а когда их держат на руках в вертикальном положении, удерживать ее прямо в течение нескольких секунд. Самым сильным малышам удается, лежа на животе, даже приподниматься на руках и некоторое время сохранять такое положение. Теперь движения рук и ног ребенка стали более активными. Во время игры он может поднимать руки над головой. Малыш научился переворачиваться с боку на бок. Он может поднимать и опускать руки и ноги в определенном ритме. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое.

Способность видеть, слышать, чувствовать
Хорошим примером, демонстрирующим способность ребенка изменять поведение в новых условиях, являются его успехи в пространственной координации движений. Обычно сначала ребенок изучает свою руку так, как если бы это была новая игрушка: он тщательно исследует ее, рассматривая пальцы и рукава распашонки. Постепенно он обнаруживает, что еще интереснее шевелить пальцами и двигать рукой в разные стороны. К концу второго месяца жизни ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредоточивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять. Двухмесячный ребенок способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. Он делает это с особым удовольствием, если предмет, за которым он наблюдает, двигается, или если вдруг оказывается, что это его старший брат или сестра. У большинства детей этого возраста, когда они находятся в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякива-ние, малыш обернется в поисках источника звука. В течение третьего месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Он становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, малыш обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Он перестает шевелить руками и ногами. Затем, обнаружив источник звука, он снова начинает двигаться. Наконец, поскольку теперь у ребенка руки не сжаты в кулачок, у него появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Он начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем его мире.

Понимаем своего ребенка
К третьему месяцу жизни малыш уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо. Он приветствует улыбкой куклу Буратино, маску колдуна, бумажную тарелку с нарисованными глазами. В этом возрасте малыш также учится произносить звуки. Этот этап развития начинается с невнятного "лепета". Ребенок будет экспериментировать со звуками, произнося сначала "а-а-ее-ее" или "э-э", повторяя их снова и снова. Увлеченный этим занятием, он будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Ребенок радуется, когда к игре присоединяются родители. Взрослый подражает-звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает "гулить", и между ними завязывается своеобразная "беседа". Родителям обычно нравится повторять мимику своего двухмесячного ребенка. Когда он открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается. Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь малышу требуется от взрослых не только еда и комфортность. Рожок уже не может заменить разговоров, прикосновения родителей -- смеха, пения и т. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

В возрасте двух месяцев у младенца начинается “время открытий”. Буквально с каждым днем кроха из полностью зависимого от мамы новорожденного превращается в активного грудничка, интересующегося всем происходящим вокруг. Родителям важно знать, каким должно быть развитие ребенка в 2 месяца, какие умения и навыки будут появляться в этот период, чтобы определить правильный ритм развития своего малыша.

Рост и развитие двухмесячного ребенка

За второй месяц жизни малыш становится тяжелее в среднем на 800 г, и длиннее на 3 см. Темпы увеличения окружности головы первые 8-12 недель жизни держатся на высоком уровне, и в конце второго месяца данный показатель может варьироваться от 38,2 до 40,1 см. По мере роста черепа размеры родничков соответственно сокращаются; малый задний родничок должен полностью закрыться уже ко 2-3 месяцу.

На заметку! Взвешивать двухмесячного ребенка лучше всего в одни и те же часы, желательно по утрам. Данные вечерних и утренних обследований сравнивать нельзя: по наблюдениям педиатров, вечером вес может увеличиваться.

В два месяца малыш выглядит круглощеким, полненьким по телосложению. Но с каждым днем активность ребенка растет, он начинает более активно двигать ножками и ручками. Мышцы укрепятся, и жировая прослойка будет истончаться. Кости грудничка также стремительно растут, тело и конечности удлиняются. К окончанию месяца младенец будет выглядеть стройнее и выше, чем в его начале.

Физическое развитие двухмесячного ребенка имеет некоторые особенности:

  • Волосяной покров к 2 месяцам жизни начинает меняться – пушковые волосы выпадают, а на их месте вырастают луковичные.
  • Начиная с данного возраста у младенца увеличивается болевая чувствительность. Также грудничок более остро реагирует на любого рода дискомфорт, будь то голод или мокрые пеленки.
  • Двухмесячный ребенок неосознанно способен выразить свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует улыбкой или замирает; на вторые – чихает или корчит гримасу.
  • Зрение крохи развивается и совершенствуется. Он уже может распознавать предметы окружения (соску, бутылочку с молоком). Когда ребенок бодрствует, он останавливает свой взгляд на игрушках, расположенных перед ним или сбоку от него, особенно внимание грудничка привлекают яркие предметы. Продолжительность зрительного сосредоточения младенца может быть 5-7 минут.
  • Иногда малыш рождается с яркими сосудистыми пятнами на затылке и лбу, которые в период новорожденности отчетливо видны. Ко втором месяцу они постепенно начинают бледнеть, а спустя еще полгода практически бесследно исчезают.

Обратите внимание! Если сосудистые пятна сохраняются более длительное время, чаще всего это говорит о том, что у ребенка имеются нарушения мозгового кровообращения.

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Начиная со 2-го месяца у грудничка уменьшается тонус сгибателей ног и рук, а объем спонтанных движений, наоборот, увеличивается. Если малыш лежит на боку, то можно заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в первые недели жизни (период новорожденности).

Большая часть малышей к двум месяцам умеет следующее:

  • подносить руку ко рту, сосать пальчики;
  • не менее 10 секунд удерживать вложенный в руку предмет;
  • отводить рукой висящие впереди игрушки, отпихивать их от себя;
  • некоторое время способны держать голову на весу;
  • лежа на животе приподнимать грудку на несколько секунд;
  • тереть кулачком глаза и носик;
  • прислушиваться к голосам взрослых.

Ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам. Все, что можно пощупать, схватить ладошкой, не пройдет мимо его внимания. К середине второго месяца грудничок активно цепляется за все вокруг: мнет мамин журнал, простыни, хватает за пальцы взрослых и пытается сорвать игрушки с развивающего коврика.

Маленькие достижения в 2 месяца жизни

Что должен уметь ребенок в таком младенческом возрасте? Этот вопрос волнует многих родителей. Двухмесячный малыш быстро растет, крепнет и уже приспособился к новым условиям жизни. Лежа на животе, кроха уже довольно хорошо держит голову. Если мама вложит в его ручку погремушку, то он её немного подержит, а потом уронит. Ребенок в два месяца следит взглядом за тем, что движется, но только при условии, что предмет наблюдения достаточно крупный. Малыш может понять, откуда доносятся звук, и с любопытством повернет голову к его источнику.

Что еще умеет делать двухмесячный грудничок:

  • чаще распрямляет ладони, уже не держит их постоянно в кулачках, как в первые недели после рождения;
  • услышав звук, взглядом и поворачиванием головы реагирует на него, прислушивается и ждет продолжения;
  • видит не только очертания предметов, может замечать детали;
  • учится привлекать внимание мимикой, а не только плачем, и меняет выражение лица;
  • пугается, если слышит чей-то громкий голос, чихание или громкий бытовой прибор.

В помощь молодой маме приводим таблицу нормативов, сформулированных врачами. Она послужит ориентиром, который поможет оценить физическое здоровье и развитие ребенка.

Речь Как и в первый месяц жизни, дискомфорт кроха выражает плачем. Появляются попытки гуления, иногда малыш может издавать заднеязычные звуки, например “г-г-г”, “к-к-к”.
Слух Услышав звук, поворачивает голову в его сторону. Прислушивается к маминому голосу, к погремушке или работающем телевизору. От внезапно появившегося резкого щелчка или иного звука моргает, или даже вздрагивает.
Зрение С интересом рассматривает лица взрослых, особенно всматривается в маму. Следит глазами за перемещающимися предметами, поющей каруселью на кроватке. Интерес вызывают черно-белые геометрические фигуры и рисунки этих тонов.
Эмоции Когда к малышу обращается мама, поворачивает в её сторону голову, слушает, открыв ротик. Часто улыбается при общении со взрослым.
Моторика Пытается удерживать вложенные в руку маленькие игрушки на несколько секунд. Лежа на животе способен удержать некоторое время голову; если становится тяжело – опускает, но через время поднимает вновь.

Видео о развитии ребенка от одного до двух месяцев:

Примерный режим дня в 2 месяца

В возрасте 8-10 недель малыш ведет достаточно спокойный образ жизни. Большую часть дня ребенок еще проводит во сне, ведь для роста ему требуется большое количество энергии. На 2-ом месяце жизни время сна в основном уже перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. Чередование сна и бодрствования устанавливается не сразу, нужно последовательно приучать грудничка к режиму. Четко установленный режим дня способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого и эмоционально положительного состояния.

Питание

В идеале питание для двухмесячного грудничка – это только лишь материнское молоко. Режим кормления уже может претерпевать изменения: если месячный ребенок ест исключительно по требованию, то к 2-3 месяцам можно установить промежутки между кормлениями в 2, 2,5 или даже 3,5 часа. Искусственное и смешанное вскарливание имеют свои нормы, но есть мини-формула для ориентировочного определения количества молока/адаптированной смеси, которое младенец должен получать за сутки. Для этого мама может пользоваться расчетом: с 2 до 4 месяцев это количество составляет 1/6 от массы тела. Разделив полученную суточную дозу на число кормлений, можно узнать приблизительный объем питания на одно кормление.

Купание

Если в первый месяц жизни купание было для родителей волнительным событием, требующим сноровки, то к 2 месяцам уверенности у мам и пап значительно прибавляется. На данном этапе малыша чаще всего купают через день, в вечернее время – от 19.30 до 21.00. Детская ванночка наполняется водой, по желанию в неё можно добавлять отвар для лучшего сна малыша – из ромашки, череды, лаванды или коры дуба. Нужную температуру воды следует измерять специальным термометром, она должна быть не менее 36-37ºС. Также следует поддерживать правильную температуру в помещении, где проводится купание младенца (23-24ºС).

Двухмесячному ребенку необходимо как минимум три-четыре дневных сна. Распорядок дня может меняться в зависимости от кормления, и от того, как рано кроха встает утром. Один из вариантов режима может выглядеть таким образом:

Пробуждение, утренний туалет, кормление 8.00-8.30
Бодрствование 8.00-9.30
Первый дневной сон 9.30-11.30
Кормление 11.30
Бодрствование 11.30-12.30
Второй дневной сон 12.30-15.00
Кормление 15.00
Бодрствование 16.00-16.30
Третий дневной сон 16.30-18.30
Кормление 19.30
Бодрствование 19.30-20.30
Купание 20.30
Ночной сон 21.00-8.00
*Первое ночное кормление 22.00
*Второе ночное кормление 01.30 или 03.00

Чаще всего такой режим (с 3-мя дневными периодами сна) устанавливается к 2-3 месяцам у хорошо развивающихся детей, с крепким здоровьем и уравновешенной нервной системой. Все дневные сны ребенку желательно проводить на свежем воздухе.

Физическое развитие грудничка нужно ежедневно стимулировать для успешного становления и роста. Для этого родители должны:

  1. Обеспечить ежедневные прогулки на улице с малышом длительностью не менее 2-4 часов, вне зависимости от времени года и погодных условий.
  2. Понемногу, но часто выкладывать ребенка на животик, чтобы младенец развивал шейные мышцы и тренировался удерживать голову на более длительное время;
  3. Проводить малышу 5-минутные воздушные ванны, раздев ребенка догола во время смены подгузника или перед подготовкой к купанию. Со временем можно увеличивать продолжительность воздушных ванн до 10-15 минут;
  4. Для развития мелкой моторики знакомить кроху с различными материалами, вкладывая ему в ручку предметы с разной поверхностью (мягкая, шершавая, гладкая), разного веса и состава (пластмасса, резина, дерево и т.д.);
  5. Делать легкий массаж всего тела, поглаживаниями и нежными, невесомыми похлопываниями по спинке, ручкам, ножкам, стопам и ладоням младенца.

Всестороннее развитие 2-месячного малыша

Общение и контакт

Общение пронизывает ребенка с первых дней жизни. Ни в коем случае оно не должно быть эпизодическим. Обращайтесь к своему малышу по имени, разговаривайте с ним ласковыми интонациями. Младенцам нравится, когда мама воспроизводит звуки из его “репертуара”. Вы и не заметите, как ваш несмышленый грудничок будет продолжать с вами “разговор”, отвечая вам гулением.

Улыбка и игра

Все свои действия, которые направлены на уход за ребенком, сопровождайте приветливой улыбкой. Особенно она важна в ответ на улыбку вашего малыша. Когда кроха будет в хорошем настроении и развеселится, смейтесь и забавьтесь вместе с ним. Дарите ребенку эмоциональное общение, оно бесценно. Носите на руках, покачивайте, рассказывайте сказки-потешки. В два месяца грудничок любознателен и будет с интересом наблюдать за вашими действиями.

Положительные эмоции

Выражайте любовь к своему малышу, даже если вам кажется, что он еще слишком мал и ничего не понимает. Прикасайтесь к ребенку, – грудничку доставляет неимоверное удовольствие поглаживание его мамой по спинке, перебирание пальчиков, . Не забывайте при этом смотреть в глаза крохе, старайтесь продлить контакт взглядов как можно дольше.

Правильные игрушки

В первые месяцы жизни ребенку не важны мелкие детали. Сейчас для него лучшими игрушками будут яркие предметы-подвески (мобиль, мягкие игрушки или погремушки) с четкими очертаниями. Для того, чтобы малыш учился фокусировать на них взгляд, их стоит разместить на расстоянии 30-40 см от ребенка, подвесив в коляске или кроватке. Первое время кроха будет наблюдать за ними, но настанет момент, и ребенок потянется к ним, чтобы попробовать схватить. Приближая и отдаляя игрушки, тренируются мышцы глаз.

Гимнастика

Легкая физическая нагрузка поможет ребенку расти здоровым и крепким. На этом пункте остановимся более подробно. Представляем видео о том, как необходимо правильно делать массаж и гимнастику для 2-х месячных малышей:

Выполнять упражнения лучше всего по утрам, через час-два после первого “завтрака”. Обхватите ручки ребенка своими ладонями, и легко, без усилий, расставьте ручки малыша в стороны. Затем сложите кулачки на груди. Сопровождайте гимнастику счётом до четырех, или веселой песенкой.

Также полезно с 2 месяцев делать упражнение “Велосипед”. Малыша нужно взять за голени и поочередно прижимать согнутые в коленях ножки к груди, а затем выпрямлять их. Упражнение помогает справиться с коликами, и активно укрепляет мышцы ног.

На заметку! Важно, чтобы занятия были регулярными и проходили каждый день. Но если крохе нездоровится или он перенес плановую прививку, то с физическими упражнениями лучше повременить.

Самый трудный период - период адаптации, позади. Малыш постепенно начинает привыкать к окружающему миру, заканчивается перестройка его органов и систем, происходит созревание нервной системы. На втором месяце жизни продолжается активное физическое и эмоциональное развитие ребенка.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

53,4-62,1 см.
3,6-6,6 кг.
36,9-41,8 см.
35,0-41,6 см.
52,1-61,8 см.
3,8-5,8 кг.
35,6-41,4 см.
34,6-40,9 см.

Физическое развитие ребенка на втором месяце

За второй месяц жизни ребенок, в среднем, набирает 800 грамм. Общая прибавка веса за истекший период 1400 грамм (600 грамм за 1-й месяц и 800 грамм за 2-ой).

Подрастает малыш за второй месяц жизни на 2,5-3 см (за истекший период 5-6 см).

Окружность головы увеличивается на 1-1,5 см (за истекший период на 2-3 см).

Окружность грудной клети увеличивается на 1,5-2 см (за истекший период) на 3-4 см).

Нервно-психическое развитие ребенка на втором месяце

Для оценки нервно-психического развития у ребенка, врач оценивает несколько основных критериев: моторика, статика, условно-рефлекторная-деятельность, речь и высшая нервная деятельность.

Моторика (или движение) - это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка. К двум месяцам становятся более координированными движения мышц глаз, благодаря чему ребенок хорошо фиксирует свой взгляд на ярких предметах. Поворот головы за игрушкой указывает на развитие шейных мышц.

Статика - это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении. Первым признаком статики у малыша является удерживание головы. Этот навык появляется на 2-3 месяце жизни и в дальнейшем совершенствуется.

Условно-рефлекторная деятельность - адекватная реакция малыша на различные раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Главным рефлексом у двух месячного малыша, как и у новорожденного, пока еще остается пищевой рефлекс (доминанта). Но, на втором месяце, у ребенка начинает появляется улыбка и комплекс оживления на появление мамы. К признакам условно-рефлекторной деятельности относятся также слуховое и зрительное сосредоточение. В два месяца в ответ на громкий резкий звук ребенок должен моргнуть. Также в этом возрасте малыш уже должен хорошо следить за движением предмета.

Для ребенка первого года жизни характерна сенсорная речь - понимание ребенком отдельных слов, которые звучат со стороны. Первые признаки речи появляются у малыша на 4-6 неделе, когда он начинает аукать.

Высшая нервная деятельность - этот критерий развивается по мере становления нервной системы, а также на основании формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать только в 5-6 лет.

После второго месяца жизни начинают постепенно угасать рефлексы новорожденного.

Зрение и слух ребенка второго месяца жизни

К двум месяцам органы зрения заметно развились, так ребенок может более длительного (до 30 секунд) фиксировать взгляд на неподвижном предмете, расположенном на расстоянии 30-50 см от его глаз. Это значит, что у малыша совершенствуется зрительное сосредоточение, об этом свидетельствует и то, что малыш уже может внимательно следить на только за неподвижными объектами, но и за перемещающимися предметами.

В два месяца малыш уже не просто реагирует на звуки, но и пытается определить откуда эти звуки исходят. Если пошуметь достаточно громкой погремушкой вне поля зрения малыша (но в пределах одного метра от него) в течение 5-10 секунд, то можно заметить, как малыш замрет на несколько секунд, а затем начнет поворачивать голову, то в одну сторону, то в другую, пытаясь найти предмет, который издавал звук. Так же малыш реагирует и на человеческие голоса, особенно знакомые.

Что должен уметь ребёнок на втором месяце?

В два месяца малыш может самостоятельно поднимать и удерживать голову в вертикальном положении в течение нескольких секунд.

Удерживать в руках игрушку и размахивать ею, крепко держа её ладонью.

Начиная со второго месяца жизни малыш начинает выстраивать первые причинно-следственные связи. То есть он начинает понимать, что если он заплачет или подаст голос, то к нему подходят.

Малыш улыбается, аукает, фиксирует взгляд и следит за движущимися предметами.

У здоровых малышей к двум месяцам жизни мышечный тонус приходит в норму. Ребенок перестает, так интенсивно сжимать пальцы в кулачки, движения становятся более свободными. Ребенок может лежать в спокойном, расслабленном состоянии. В то же время у него появляется интерес к окружающим предметам, он может схватить пеленку, погремушку, предметы ухода, всё что попадается ему под руку.

Сон малыша занимает около 18 часов в сутки. Начинает устанавливаться ночной сон продолжительностью 8-10 часов с перерывами для кормления.

Уход за ребенком на втором месяце

Продолжаем выполнять все необходимые гигиенические процедуры (умывание, подмывание, купание, подстригание ногтей и другие).

Можно постепенно увеличивать количество и длительность прогулок. С двух месяцев, даже здоровым детям, рекомендуется делать массаж и гимнастику. О наличии противопоказаний проконсультируйтесь у врача педиатра.

Многие малыши все еще вздрагивают во время сна и будят себя непроизвольными движениями ручек и ножек, такие малыши нуждаются в пеленании, чтобы крепче спать. Но есть и те, которые любят свободу, таким малышам удобнее спать без пеленок.

Питание

Необходимый объем пищи для ребенка 2 месяцев составляет около 1/5 часть от массы его тела, при этом он не должен превышать 1 литра. Но не стоит на этом зацикливаться, все дети индивидуальны и здоровый ребенок обычно сам чувствует сколько молока ему нужно.

Дети, которые находятся на грудном вскармливании по требованию, то есть без выраженного режима, могут часто прикладываться к груди, при этом полноценные кормления, как правило, происходят каждые 2-2,5 часа. В два месяца обязательны ночные кормления.

Период колик еще не прошел, поэтому уделите особое внимание профилактике. Правильное положение после кормления, чтобы отошел лишний воздух из животика, частое выкладывание на животик, массаж, гимнастика и правильное питание мамы, вот основные аспекты в профилактике кишечных колик у малышей.

Необходимые обследования

В два месяца, на приеме в поликлинике врач-педиатр осмотрит ребенка, оценит его физическое и нервно-психическое развитие. До 2-х месяцев жизни малыш должен быть осмотрен окулистом, невропатологом, хирургом, ортопедом. Также врач-педиатр расскажет Вам о результатах проведенного обследования (общий анализ крови, мочи, УЗИ тазобедренных суставов и внутренних органов).

Как играть с ребенком в 2 месяца?

Так как малыш начинает более интенсивно следить за движущимися предметами и различать звуки, то старайтесь больше с ним разговаривать, читать сказки, петь песни. Показывайте ему яркие игрушки. Можно поиграть с ним в «прятки», встаньте там, где он Вас не увидит, но услышит и начните с ним разговаривать. Малыш начнет Вас искать, но не стоит испытывать его терпение слишком долго, через несколько секунд покажитесь малышу, после чего опять спрячьтесь с другой стороны. Можно звонит в колокольчик или шуметь погремушкой периодически меняя его положение, ребенок будет реагировать на звук и поворачивать голову в сторону раздражителя.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Хорошо подходят игрушки, которые можно повесить над кроваткой. Лучше если это будут игрушки разного размера и цвета. Можно подвесить их так, чтобы ребенок мог дотянуться до них ручками и ножками. У малыша будет еще больше радости, если эти игрушки будет издавать разные звуки.

В два месяца для игр с ребенком можно использовать погремушки, колокольчики и другие игрушки, которые издают звуки.

Для укрепления мышц и профилактики кишечных колик можно укладывать ребенка на большой мяч и осторожно и бережно его покачивать.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев