Скандальный «Неравный брак. История одного шедевра: «Неравный брак» Пукирева

«Неравным» можно назвать брак по ряду причин. Это может быть большая разница в возрасте супругов, разный социальный статус. Сюда же можно отнести случай, когда, муж — «писаный красавец», а у жены, как говорят в народе, «ни кожи, ни рожи». В общем, если что-то отличает супружескую пару от норм, которые приняты в обществе, то люди видят в этом мезальянс… Перед вами - пять союзов, на которые окружающие в свое время наклеили ярлык «неравный брак» по той или иной причине…

Елизавета Петровна и Алексей Разумовский

Императрица Елизавета Петровна отказала французскому королю Людовику XV и принцу Голштинскому. А все потому, что уже была замужем. Ее избранником стал черниговский казак, певчий придворного хора (впоследствии граф), Алексей Разумовский. Официально о браке не объявляли, но при дворе об этом знали все.

Портреты Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, 1757 год.

Не прошло и года после смерти «дщери Перта», как престол заняла Екатерина II. Она пожелала узнать, так был ли заключен церковный брак между Елизаветой и Разумовским, и отправила к графу гонца. Разумовский отказался от борьбы за власть: он сжег официальные бумаги о браке на глазах изумленного посланника.

Прасковья Жемчугова и Николай Шереметев

Она — дочь кузнеца, актриса крепостного театра, Прасковья Жемчугова. Он — граф Николай Шереметев, хозяин этого самого театра. Их роман никого не удивил, а вот законный брак произвел эффект разорвавшейся бомбы. Общество так и не приняло этот союз.

Портреты Прасковьи Жемчуговой-Шереметевой и Николая Шереметева, 1803 год.

Через два года после свадьбы Прасковья умерла. Злые языки даже поговаривали, что она была отравлена завистливой дворней, либо родственниками Шереметева, недовольными этим мезальянсом. Но, скорее всего, она стала жертвой чахотки.

Жанетта Полина Гебль и Иван Анненков

О красивом, молодом и богатом Иване Анненкове мечтали многие барышни из известных семей. Однако он выбрал французскую модистку, католичку Жанетту Полину Гебль, приехавшую в Россию, и не прогадал.

После восстания декабристов, в котором Иван принимал участие, ему был вынесен приговор — 20 лет каторжных работ. Юная француженка, не зная русского языка и не представляя, что такое вообще Сибирь, решила последовать за возлюбленным.

«Я всецело жертвую собой человеку, без которого я не могу долее жить. Это самое пламенное мое желание… Молю на коленях об этой милости…», − писала она в обращении к императору. Эта решительность окончательно покорила русского дворянина.

Портреты декабриста Ивана Анненкова и Жанетты Полины Гебль, 1825 год.

«Ангел, которого я обожал всю мою жизнь! Я не смею больше словами выражать все чувства, которые ты мне внушаешь. С того времени как я знаю, что ты настаиваешь на выполнении обещанной жертвы, молчаливое восхищение — вот единственное чувство, дозволенное человеку, который недостоин тебя ни в каком отношении. Итак, ты неизменна, божественная женщина!» − писал Иван возлюбленной.

Влюбленные прожили вместе всю жизнь. У них родилось семь детей. Иван Анненков пережил свою спутницу всего на год и четыре месяца. «После смерти бабушки дед впал в болезненное состояние и последнее время своей жизни страдал черной меланхолией », − вспоминала внучка Анненковых.

Анна Сниткина и Федор Достоевский

Федор Михайлович Достоевский и Анна Сниткина, вторая жена писателя, встретились, когда ей было 20 лет, а ему — 45.

Портрет Анны Сниткиной и Федора Михайловича Достоевского, 1863 год

На момент их встречи Федор Михайлович был измучен жизнью, больной, нищий. Но Анна, несмотря на столь юный возраст, сумела понять его многострадальную душу, полюбить и стать писателю не просто женой, а и другом, и помощницей, и «ангелом-хранителем».

Лидия Циргвава и Александр Вертинский

Еще один счастливый «неравный» брак — союз Александра Вертинского и Лидии Циргвава. Они поженились, когда ему было 52, ей всего 19 лет. Вертинский, кумир эстрады, был пленен красотой дочери служащего КВЖД, она — его талантом.


Александр и Лидия Вертинские.

Родители Циргвава были против брака дочери с Вертинским.

Александр Николаевич безумно любил свою супругу. В письмах к ней обращался очень ласково, называя «Лиличка», «Пекочка», «лучший мой друг». Он подробно рассказывал жене обо всех событиях, происходящих в его гастрольной жизни, делился своими переживаниями. Лидия Владимировна принимала эту любовь, уважала мужа, была ему преданна.

Она осталась вдовой в 34 года, прожив в счастливом (пусть и неравном) браке с Вертинским 15 лет, и замуж больше не выходила. Память о муже пронесла через всю оставшуюся жизнь.

link

Презентация полотна, которое в наши дни известно даже последнему двоечнику, состоялась на Академической выставке в сентябре 1863 года. Критики приняли «Неравный брак» с распростертыми рецензиями.

Казалось, молодой выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Василий Пукирев должен ликовать. Но он не ликовал. Его радость омрачала ссора с близким другом, купцом Сергеем Варенцовым. Друг-купец, едва увидев «Неравный брак», закатил Пукиреву жуткий скандал. И вот почему...


Сергей Варенцов отличался живописными внешними данными и оттого (ну и еще немного потому, что был баснословно богат) не знал недостатка в женском внимании. Но накануне 30-летия сердце купца-плейбоя похитила дочка богатого фабриканта. Звали девушку Софья Рыбникова.

Роман Сергея и Софьи развивался стремительными для XIX века темпами: молодые люди быстро перешли от стадии томных взглядов до стадии перешептываний в углу бальной залы. Все были уверены, что дело идет к свадьбе: жених завидный, за невестой дают достойное приданое... Но неожиданно для общества ухаживание прекратилось. Причем по инициативе Софьи. Она предпочла другого.

Из воспоминаний родственника Сергея Варенцова, тоже купца Николая Варенцова: «Они были влюблены друг в друга, но волею судьбы, по неизвестной мне причине, мадемуазель Рыбникова не отдала своей руки любимому человеку, а вышла замуж за пожилого и очень богатого фабриканта Карзинкина» . Бракосочетание состоялось в церкви Трех Святителей на Кулишках. (Она, кстати, по сей день стоит в Малом Трехсвятительском переулке близ станции московского метро Китай-город.)

Пукирев изобразил Софью Рыбникову рядом с пожилым и неприятным мужем (переквалифицированным на всякий случай из фабриканта в генерала). Позади Сони с немым упреком на лице стоял Сергей Варенцов. Собственно, увидев картину на выставке и, главное, себя с обиженным лицом, Сергей и закатил художнику скандал.

Немного успокоившись, Варенцов потребовал Пукирева исправить положение. Сначала Пукирев пририсовал другу бородку, которую тот никогда не носил. Затем немного изменил черты лица Варенцова. Велика вероятность, что художник корректировал картину, используя собственное лицо. Так несколькими решительными мазками художнику удалось вернуть дружбу купца.

Между тем Софья была счастлива в «неравном браке». Если уж на то пошло, то брак оказался не таким уж неравным: жениху Карзинкину было всего 38 лет. И, судя по тому, что в браке родились трое детей, он был бодр и полон энергии. А Пукиреву за картину дали звание профессора. Как видишь, все в выигрыше. Хотя брошенный Сергей Варенцов с нами бы не согласился.

Известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.

Действительно, смотришь на его другие полотна и поражаешься тому, насколько они безликие по сравнению с «Неравным браком». Очень стандартные темы, типичный реализм, столь характерный для русской живописи второй половины XIX века. Все так однообразно, просто и скучно… Но одна картина, один единственный шедевр - это высочайшее мастерство. Это тот пример, когда весь художник выгорает в одном полотне, когда он делает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы.

Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением. «Неравным брак» Василия Пукирева - это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить.

Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили. Здесь нет картинного плача, заломанных рук - всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто. Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте - всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким. Генерал Керн спросил Анну:

- Не противен ли я вам?
- Нет, - ответила Анна и выбежала из комнаты.

После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить - мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо - я почти ненавижу его» . Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.



Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то! Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли.

Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?



И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах ! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.



Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених - на невесту, невеста - в пол, друзья жениха - тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь - Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.

Сюжет

Старый некрасивый мужчина берет в жены девчушку, такую юную, что даже стыдно смотреть. У невесты наверняка нет приданого, а у жениха денег в достатке, потому за него и отдают молодую красавицу.

Венчаются в православной церкви. Глаза девушки заплаканы, поза покорна. Жених чувствует себя хозяином положения и с превосходством наблюдает за невестой. Фата, белое платье, которое буквально светится в лучах падающего на него света, делают образ девушки подобным ангельскому. Кажется, что вся эта грязь не может коснуться ее.

Зрители прозвали картину «Неравный брак» «Кощей с невестой»

Люди вокруг показаны в полумраке, даже священник, словно бы на стороне зла — ведь он, понимая, что девушка не по доброй воле вступает в брак, все же венчает пару. Не лучше и окружающие. Все они — молчаливые свидетели, что, конечно, не делает им чести.

«В мастерской художника» (1865)

Каждый из персонажей второго плана играет свою роль. Кто невесту разглядывает, кто с осуждением наблюдает за происходящим, что подобострастно обращен в сторону жениха, кто настроен решительно провернуть это дельце (например, старуха рядом с женихом — возможно, это сваха или мать невесты).

Контекст

Есть несколько версий того, чья история несчастливой любви вдохновила Пукирева на полотно. Но надо признать, что в те времена подобные случаи были делом хоть и неприятным, но обычным. С одной стороны, это осуждалось, с другой, — обычай сей продолжал существовать еще долгие годы.


> «Прием приданного в купеческой семьи по росписи» (1873)

По задумке, на месте шафера должен был быть вовсе не Пукирев, а его друг Сергей Варенцов. Невесту же художник писал с однофамилицы — Прасковьи Варенцовой, происходившей из знатного рода. Говорят, что в неё Пукирев был влюблён, но шансов стать ее мужем не имел — крестьянское происхождение и отсутствие какого бы то ни было капитала не позволяли.

Считается, что Костомаров, увидев «Неравный брак», передумал жениться

Варенцов же на Пукирева обиделся. Дело в том, что Сергей Михайлович собирался жениться, а сплетни, которые, конечно же, поползли бы, были нежелательны. Тогда художник, внешне похожий на друга, добавил шаферу бородку и «превратил» в себя.

Жениха же писали с нескольких людей, по всей видимости: от кого — голову, от кого — лицо, а от кого — и венчик седых волос.


Иллюстрация к «Мертвым душам», 1880

Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Шмельков. Сбоку изображена голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». И сделал. Резную из цельного дерева — и цветы, и плоды. Третьякову она так понравилась, что он стал заказывать рамы Гребенскому.

Судьба художника

Жизнь художника можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. До презентации картины все шло медленно, но верно: несмотря на свое крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого начал там же преподавать, параллельно очень удачно выполняя частные заказы.

Не создав ничего лучше «Неравного брака», Пукирев спился

Последующие работы художника значительно уступали в технике и, как следствие, не вызывали восторга ни у критиков, ни у покупателей. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года.

Литература изобилует примерами, когда жених - «прекрасный принц» порядком старше своей возлюбленной. Не так давно интеллигентные девушки и женщины зачитывались захватывающим романом Дафны Дюморье «Ребекка», где 20-летняя главная героиня готова ради любимого супруга - 42-летнего аристократа Максима де Уинтера - идти хоть в огонь, хоть в воду. Книга сразу стала популярнее «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл. Да и сам незабвенный Ромео был старше Джульетты раза в два.

История от литературы не отстает: пылкая взаимная любовь французского короля Генриха Второго и Дианы де Пуатье волнует и всегда будет волновать души почитателей старины. Правда, в этом случае сам Генрих был моложе своей дамы сердца на 20 лет, и Диане не удалось стать повелительницей Франции... На молоденькой принцессе женился Наполеон Бонапарт; где-то к 70 годам встретил свою юную будущую жену Виктор Гюго и был очень счастлив в браке. В преклонном возрасте влюбился в девушку Иоганн Вольфганг Гете.

В повседневной жизни разновозрастные союзы заключаются всегда. Обидный ярлык «неравный брак» превращается в анахронизм. В Тюмени браки, где один партнер намного превосходит в годах другого, также не редкость. По сведениям, имеющимся у сотрудников комитета ЗАГС администрации города Тюмени, в 2008 году было зарегистрировано 815 свадеб, когда невеста моложе жениха более чем на 7 лет. Из них 33 факта, когда разница в возрасте составила больше 15 лет. Максимальная дистанция - 37 лет: 66-летний мужчина женился на 29-летней женщине. Самый значительный возраст супруга - 82 года, его жене - 67 лет. Больше всего невест, которым исполнилось 22, 25, 27 и 29 лет. Ну а предложили им руку и сердце представители сильного пола в большинстве своем в возрасте 40-58 лет. Также в 2008 году отмечено 182 союза, где, наоборот, невесты постарше женихов более чем на 7 лет. 54 случая, когда сударыни пожелали выйти замуж за тех, кто младше их на 10 и более лет. Здесь наибольшая разница между супругами - 21 год. 5 браков, где жена старше мужа на 18-21 год. Как правило, невестам за 30 лет и сорок «с хвостиком». Самой старшей новобрачной - 69 лет, а ее избраннику - 48.

- «Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны» - так комментирует статистику председатель комитета ЗАГС администрации Тюмени Надежда Бойко. -Жизнь богаче любого художественного произведения. Тюмень - активный город в демографическом плане, и браков у нас заключается много. Если говорить о разновозрастных союзах - это разные взгляды, разная физиология, разная психология. Могут возникнуть проблемы во взаимопонимании. Однако, если в подобном браке люди не испытывают дискомфорта - замечательно. Значит, союз удался.

По наблюдениям Надежды Ильиничны, сейчас повысился общий брачный возраст. Мужчины заводят семьи ближе к 30 годам; для женщины считается идеальным свадьба в 24 года. Это связано с тем, что хочется сначала получить образование и профессию. Увеличение возраста вступления в брак положительно сказывается на детях: родители более мудрые и спокойные, дома комфортная обстановка.

А как считают сами тюменцы? 58-летняя Полина Семеновна, чей брак с писателем Константином Яковлевичем Лагуновым был очень счастливым, вспоминает: «Я возрастной разницы не чувствовала. У нас никогда не было банальной бытовухи - препирательств, кому мыть посуду. На рынок ходили вместе. Ни разу не поругались. Не спорили из-за денег. Есть финансы - едем на юг, их тратим, нет - сидим дома. Я всегда могла себе позволить хорошо выглядеть: только мужчина, который намного старше, может это оценить. И, главное, если есть единение душ и любовь, никакие подводные камни не страшны».

22-летняя Анюта, студентка, недавно вышла замуж за 41-летнего преподавателя: «Я обожаю своего мужа. У нас общие взгляды, общие ценности. Мои ровесники всегда на меня нагоняют тоску».

36-летняя Александра (имя ненастоящее): «Я вторая жена своего мужа, которому 56 лет и которого очень люблю. Я постоянно должна выигрывать «невидимое сражение» с той, первой его супругой, неважно, что они в разводе. Должна усвоить правило: когда хочется плакать - не плачу (эта фраза - название его любимого романа). Надо быть ласковой, всепрощающей, понимающей. Никогда не злиться, забыть, что такое обида и плохое настроение. В крайнем случае можно погрустить пять минут. А это, поверьте, не всегда легко...»

25-летний Андрей (имя вымышленное): «Моей Танечке 34 года. Ну какое это имеет значение? Она во всем мне помогает. Так вкусно готовит! На других мужчин внимания не обращает. Умеет слушать, не болтлива. Не то, что моя бывшая жена. Полная противоположность!»

42-летняя Евгения (имя произвольное): «Когда мне было 25 лет, я собиралась замуж за 20-летнего парня. И вот однажды он с восторгом рассказал мне о том, как обрадовался, неожиданно увидев меня на противоположной стороне улицы: «Смотрю - моя старушка идет!» Долго эти слова у меня из головы не шли. А потом я расторгла помолвку. Сейчас я замужем за ровесником».

35-летний Михаил: «Я сторонник именно неравных браков. Они гораздо устойчивее обычных, ведь людям приходится бороться со стереотипами. «Неравный» партнер бережнее относится к тому, кто моложе, не придирается по пустякам. Обязательно должен присутствовать элемент расчета: чего мы хотим от этого брака? А то бывает так: бизнесмен женится на юной девочке, он занят работой, а его спутница жизни ходит по салонам-соляриям, начинает скучать и искать приключений. Или молодой человек - муж бизнес-леди, сидит дома и чувствует комплекс неполноценности. Сам я пока не женат».

Что думают авторитетные специалисты? Действительный член профессиональной ассоциации андрологов России, кандидат медицинских наук, директор лечебно-диагностического центра «Мужская консультация» Юрий Молоков отмечает плюсы разновозрастных браков, когда у мужчины молодая жена:

Активная сексуальная жизнь дает мужчине важное чувство уверенности в себе и ощущение успеха. Это накладывает положительный отпечаток на его профессиональную и творческую деятельность. Мужчина чувствует себя в приподнятом настроении. Вообще, активность в сексуальных отношениях дает не только эмоциональный заряд, но и улучшает нервную и сердечно-сосудистую систему, что в конечном итоге способствует продлению жизни.

Однако если жене 20, а мужу 40 лет, то налицо разные интересы. Ей хочется бегать на танцы, к семейной жизни девушка еще не готова. Если жене 40, а мужу 60, то немаловажную роль играет материальная обеспеченность последнего: его подруге хочется и приодеться, и мир посмотреть.

Юрий Матвеевич подчеркивает: если есть чувство любви, возраст для гармонии отношений не станет преградой. Труднее искать идеальную пару там, где жена намного старше мужа. Здесь многое, по мнению моего собеседника, зависит от характера и личностных особенностей мужчины. Есть прирожденные «сыновья»: им весьма уютно «под крылышком мамы». А роль матери и может исполнять мудрая и опытная женщина.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и юридической психологии Тюменского государственного университета Мария Богданова, выделяя положительные стороны разновозрастных союзов: «процент разводов здесь ниже», «растут прекрасные талантливые дети», тем не менее указывает на трудности. «Разница поколений - она не понимает, откуда эта цитата, он не понимает, что за песенку она напевает и почему ее так трогает этот фильм. Особенно это остро чувствуют пары, чей возрастной интервал пришелся на смену эпох - советской социалистической и нынешней капиталистической... И второй момент - девочки вырастают, и их может перестать устраивать вариант «папа - дочка», они становятся более самостоятельными...»

Психолог Злата Воронцова убеждена, что вокруг разновозрастных браков витает рой мифов. Миф первый: молодой женщине обязательно потребуется молодой любовник. «Нам тычут в пример дворян XIX века, когда у пожилых мужей юные жены, и непременно возникает набивший оскомину любовный треугольник. На этом выстроена почти вся русская классика. На самом деле сей сюжет не более чем выдумка писателей. Юных девиц из аристократических семей выдавали замуж за зрелых, опытных мужчин, и получались весьма неплохие семьи. Знакомились пары, как правило, на балах, чтобы была возможность понравиться друг другу. Существовали, конечно, ситуации, когда «старый» богатый жених вызывал уж откровенную неприязнь, но такие случаи - исключения.

Миф второй: девочка превратится в зрелую даму, ей надоест быть «доченькой» и она уйдет от старичка. На свете немало женщин, для которых сущее счастье - быть рядом именно с теми мужчинами, с коими их разделяет поколение. Ровесники их не устраивали в юности - и не будут устраивать никогда. Эти женщины станут трогательно заботиться о своих постаревших «принцах мечты» и будут ощущать себя вполне счастливыми не кривя душой.

Миф третий: разновозрастные браки заключаются в основном по расчету. Это неправда. Расчета здесь не больше и не меньше, чем обычно. И мужчины часто женятся во-все не для того, чтоб стать альфонсом у бизнес-вумен».

Кто может стать идеальными молодыми спутницами жизни? Госпожа Воронцова полагает, что это девочки из благополучных семей, где отношения с отцом складывались превосходно: папа не деспот, а друг. В детстве и юности такие девочки малообщительны, не пользуются успехом у мальчиков (те считают их слишком «сложными»), имеют не больше одной подруги. Много времени проводят дома; в тот вечер, когда их одноклассницы прихорашиваются, чтоб идти на дискотеку, они усаживаются с книжкой на диван.

Ну а что касается юношей, обращающих взгляды на тех, кто старше, спокойнее, нежнее их ровесниц, - тоже в этом ничего необычного нет. Это «домашние» мальчики, которые могут быть просто умнее в интеллектуальном плане своих приятельниц. Не обязательно им нужна «копия мамы» - они согласны «играть вторую скрипку», когда инициатива принадлежит слабой половине.