Сущность социального развития дошкольника. Теоретические аспекты социального развития ребенка дошкольного возраста. Чтобы социальное развитие происходило ритмично и правильно, каждому малышу необходимо общение, любовь, доверие и внимание, прежде всего, ро

Аннотация

Статья предназначена для воспитателей и родителей в которой описаны формы и методы работы с детьми дошкольного возраста с целью научить ребят осознавать самого себя, умение воспринимать сверстников, сотрудничать, строить свои отношения с другими людьми, усваивать социально-нравственные нормы и правила, необходимые для успешной детской социализации в будущем.

Ключевые слова : социально-нравственное развитие, межличностные взаимоотношения, эмоциональный дискомфорт, социализирующие игры, коммуникативные игры, контактные игры.

Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре,

созданной человечеством, не пассивно,

а активно, в процессе деятельности,

от характера которой и от особенности взаимоотношений,

складывающиеся у него с окружающими людьми,

во многом зависит процесс формирования его личности.

А. С. Запорожец

Социально-нравственное воспитание и развитие ребенка – это умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, умение контролировать свои эмоции и правильно их выражать.

Под социальным общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Общение с взрослыми является главным фактором психического развития с первых дней жизни ребенка и на протяжении первых семи лет. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями.

Н.Ф. Тальщина отмечает, что с рождения до семи лет социально-нравственное развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая психологические условия.

Проблема заключается в том, что в данный период развития детей закладывается основа духовно ценностной ориентации. По мере освоения культурных, социально-нравственных норм и правил, и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности- способности оценивать свои поступки и поступки сверстников, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Ребенок должен осознать не только самого себя, не только свою ценность, но и ценность своего товарища, партнера. Значит, необходимо развивать взаимоотношения между сверстниками, формировать умения распределять роли, функции, согласовывать свои действия с партнерами, приобретая опыт сотрудничества.

Таким образом, необходимо создать в группе все условия и обстановку эмоционального комфорта для каждого ребенка.

Обеспечить достаточно полное удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении с воспитателем.

Использовать при этом разнообразные формы и методы социально-нравственной культуры общения.

Помогать, ребенку преодолевать ситуации эмоционального дискомфорта, Воспитывать у детей гуманные отношения к сверстникам, социально-нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, сопереживание, доброжелательность.

Расширять представления о проявлении этих чувств и соответствующий им практический опыт.

В старшей группе, в рамках этой работы были запланированы следующие задачи: учиться удовлетворять свои потребности в игре, занятиях, наблюдениях, беседах, прогулках, экскурсиях и умение считаться с интересами сверстников.

Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе общих интересов.

Развивать чувства удовлетворения от удачных решений, достижения результата, соответствующего замысла, а также умение преодолевать огорчения и неудачи.

Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов, формировать умение обосновывать свое мнение, убеждать сверстников в его справедливости.

Способствовать осознанию детьми личной значимости поступков, соответствующих социальных норм поведения.

Формировать активное отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников, выражать свое мнение в виде оценочных суждений, не допуская корректных замечаний.

Осознать необходимость справедливого распределения общих заданий. Учить обращать внимание на затруднение сверстников, предлагая помощь, совет, совместное выполнение не дожидаясь просьбы с его стороны. Воспитывать чувства ответственности за качество своей деятельности перед сверстником и за качество общего результата. От этого зависит успех социально-нравственного развития в целом, который должен осуществляться тесной связью с формированием у детей навыков социально-нравственного отношения.

На конкретных примерах можно показать, как это решается в нашей группе с использованием различных приемов и методов, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей, прививая им социальные нормы и правила культуры поведения среди сверстников.

В моей группе 22 ребенка и все они очень разные - есть застенчивые, агрессивные, замкнутые, социально неуверенные, и каждому нужно помочь найти «тропинку» к преодолению своего комплекса. Поэтому свою работу в группе я строю так: веду разнообразный утренний прием детей, каждая неделя начинается со дня радостных встреч: встречаем детей с улыбкой, стараемся увлечь в интересную беседу, выслушиваем каждого ребенка, учим не перебивать рассказчика, а уметь терпеливо выслушать и по необходимости продолжить беседу. А как нам известно, что именно игра оказывает существенное влияние на социально-нравственное взаимопонимание и взаимоотношения, формирует культуру поведения среди сверстников. В игре дети по собственной инициативе вступают в межличностные взаимоотношения. В игре, и только в игре, проявляются и формируются этические и коммуникативные аспекты социального взаимодействия.

Стараемся увлечь ребенка чудесной книгой или познавательными книгами из которых они узнают много нового, интересного, непознанного и когда в группе появилась «чудесная книга»; сколько было разговоров, суждений, высказываний, эмоций. Переполненные впечатлениями дети не раз возвращаются к разговорам о том, что их удивило, что можно принести еще для пополнения «чудесной книги». Беседуем о характере поступков или поведении персонажей из художественной литературы. Подбираю специальные вопросы, чтобы помочь детям проанализировать и оценить поступки героев, понять как правильно поступить в данной ситуации, а созданной непринужденной ситуацией побуждаем детей поиграть в различные развивающиеся игры, сюжетные игры, дидактические игры и др., способствующие межличностным взаимоотношениям, снятию эмоционального дискомфорта.

И все это общение проходит в атмосфере дружелюбия, приветливости, взаимопонимания и уважения к сверстникам и старшим.

Следующий день наступает с ожидания - дети очень любят общаться за «круглым столом» во время чаепития – этот же день, день «сладкоежки» - направлен на создание благоприятного психологического климата в группе, на привитие социально-нравственной культуре поведения и общения среди сверстников, взрослых и с каждым ребенком в отдельности.

Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение, при разговоре соблюдать этикет, слушать партнера. Под чутким руководством взрослого у ребенка возникает новая форма общения – внеситуативно - личностное, в процессе которого он ориентируется на «мир людей», осваивает взаимосвязи в социальном мире. Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир» взрослых и сверстников - необходимо эмоционально насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком в игре, в различных видах художественной, театральной деятельности (инсценировках сказок, представления кукольного и теневого театра). Особенно важно обеспечить условия для ролевых игр, театрализованных и режиссёрских, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе, между детьми и взрослыми как в детском саду так и в семье.

Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствует стиль общения воспитателя с детьми и используемые педагогические методы и приемы, такие как: игры и игровые упражнения «Мое настроение», «Дружная семья», «Мой любимый детский сад», «Ласковое имя», «Дружные художники», «Волшебное зеркало» и другие.

Применяю на практике социализирующие игры и упражнения: «Ищу друга», «Помоги Тане», «Лакомство для друга», «Мой хороший попугай», «Добрый бегемотик».

Использую коммуникативные игры: «Черепаха», «Федя», «Ветер, ветер», «Шалтай-болтай», «Гуляки».

Контактные игры: «Съедобное, несъедобное», «Кто позвал?», «Летает, не летает», «Колечко».

Игры способствующие снятию состояния эмоционального дискомфорта: «Мои эмоции», «Покажи настроение», «Все наоборот», «Мое настроение», «Ролевая гимнастика» и т. д.

Также провожу игры как средства овладения правилами взаимоотношений.

Провожу игры драматизации: «Школа добрых волшебников», «Волшебная школа», «Телефон», «Три товарища».

Использую этюды на выражение различных эмоциональных состояний: «Поссорились, помирились», «Лисенок боится», «Мое настроение» и т. д.

Использую иллюстрации в детских книгах, художественную литературу, произведения музыки, дид. игры, развивающиеся игры и упражнения на снятие дискомфорта.

Необходимо организовать жизнь детей в детском саду так, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков и взаимоотношений. Стремиться создать ситуации, в которых они приобретают опыт дружеского общения, внимание к сверстникам.

В. Дурова «Очень важный разговор» и другие.

Беседую на тему: кого мы называем добрым, честным, вежливым; что значит любить родителей.

Проводя работу с родителями, пытаться убедить их в том, что их участие важно не потому что этого хотим мы, а потому что это важно для социально-нравственного развития ребенка. Ребенок учится тому, что видит у себя дома. Не даром говорится, что сколько бы словесно мы не говорили «как надо и как не надо», он сделает так как запомнил, воспроизведет модель «родительского» поведения.

Поэтому вся наша работа, проводимая в детском саду по воспитанию социально-нравственной культуры общения, поведения, в целом должна находить продолжение в семье.

Родители обязаны помнить, что их взаимоотношение, общение друг с другом, уважение и забота друг о друге необходимы для ребенка как пример для подражания, в результате которого развиваются все лучшие социально-нравственные качества.

Развитие социально-нравственных норм общения и поведения требует серьезных педагогических усилий со стороны взрослого – педагога – ребенка. Это очень кропотливая работа, но и интересная, результаты не всегда заметны. Но наблюдая за воспитанниками в конце учебного года, я замечаю, что дети становятся дружелюбнее, менее агрессивные, не смеются над неудачами сверстников, очень самокритично оценивают свои поступки и дела.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: социально-нравственное развитие – это целенаправленный процесс приобщения ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества, как процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.

Особенности социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. В настоящее время важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется формированию целостного представления о себе: педагог побуждает детей прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Организуемая совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего Я, противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Ребенок учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождают потребность в ценностном отношении к окружающим людям. В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Педагог создает условия для формирования у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности.

Основными качествами, определяющими успешное социально- личностное развитие дошкольника, являются:

Положительное отношение ребенка к себе (адекватная самооценка, сформированное самосознание, уверенность к себе);

Положительное отношение к другим людям (адекватные межличностные отношения со взрослыми и сверстниками, построенные на основе сотрудничества, взаимоответственности);

Ценностные ориентации; коммуникативные навыки (адекватное общение с взрослыми и сверстниками);

Социальные навыки (адекватное поведение в разнообразных ситуациях).

Самооценка, определяющая отношение к себе, является важным звеном Концепции ребенка, формирующимся только при условии, когда ребенок является не только объектом, но и субъектом оценочной деятельности. С точки зрения И.И. Чеснаковой (1977), на формирование отношения личности к себе в процессе какой-либо деятельности наиболее существенно влияют собственные достижения и самооценивание. Кроме того, в процессе самооценки личности происходит соотнесение своей собственной оценки с общественной и оценкой тех членов коллектива, мнение которых в силу определенных для личности причин является значимым. Что касается Концепции ребенка, то в дошкольном возрасте она еще слабо структурирована и обладает большой пластичностью. Начиная с 4 лет, у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать. Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребенка, главной движущей силой которой является любознательность. Ребенок может уже свободно передвигаться и достаточно владеет речью, чтобы задавать вопросы и осмыслять полученные ответы. Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка. Главной опасностью этого периода Э. Эриксое считает возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативы. Концепция как психологическое новообразование становится очевидной в случае: - когда самооценка ребенка формируется в результате выявления черт отличия от других людей, нежели с установлением каких-то своих неповторимых особенностей; - когда у ребенка возникает способность к рефлексии и он начинает сознавать, как воспринимают его другие люди. Для «кристаллизации» Концепции важнейшим является момент, когда ребенок начинает относительно свободно владеть языком. Показателем растущего чувства собственной индивидуальности служит употребление ребенком местоимения «Я». Значение собственного имени в Концепции ребенка. Еще до того как ребенок начинает говорить, он уже знает свое имя и реагирует на него. Позже имя включается им в «Образ» и используется как средство самоактуализации.

Самоактуализация - стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности, и т.п. Самоактуализация (в концепциях гуманистически ориентированных психологов) занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей. Отношение к себе формируется в игре, общении и других видах деятельности ребенка. Игра – сюжетное и ролевое воплощение «перспективного» Образа ребенка, поэтому можно сказать, что в игре проявляется его самооценка. В то же время в игре обозначается готовность ребенка к саморегуляции, т.е. развивается регулятивная функция самооценки. В целом, формирование положительной самооценки происходит в значимых для ребенка видах деятельности, т.е. таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка (В.А. Горбачева, Р.Б. Стеркина). Образ самого себя складывается у ребенка и условиях взаимодействия его индивидуального опыта и общения с другими людьми. Формирование образа у ребенка начинается задолго до дошкольного возраста, так как к трем годам многие дети располагают уже довольно ясными и точными представлениями о своих возможностях. Представления, которые возникают у ребенка только на основе его индивидуального опыта, характеризуются неустойчивостью и нечеткостью и могут не учитываться ребенком под влиянием оценочных воздействий взрослого. По мере развития детей эти представления приобретают все более основательный, устойчивый характер, и в пять-семь лет оценки окружающих принимаются ребенком лишь в определенной мере, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказываются ему его личным опытом. Важнейшая функция индивидуального опыта ребенка состоит в обеспечении когнитивной части образа самого себя фактическими знаниями ол себе, своих способностях и возможностях. Оценочные воздействия взрослых на ребенка содержат в себе и эмоциональные и познавательные элементы, поэтому не только направляют его внимание на хорошие и плохие стороны собственного поведения, но и становятся моделью для построения представлений о себе. В этих отношениях характер оценочных воздействий взрослого имеет определяющее значение в процессе формирования у дошкольника представлений о своих возможностях. Заниженная оценка взрослых оказывает наиболее отрицательное действие на точность определения детьми результатов своих действий. Она вызывает у детей недоверие, споры, несогласие и даже отказ от деятельности. Завышенная оценка взрослых оказывает двоякое действие на поведение дошкольника: она может искажать представления ребенка в сторону преувеличения результатов его действий; либо, наоборот, мобилизует его силы, стимулирует оптимизм и уверенность ребенка в достижении хороших результатов. Информация о своих возможностях, которую дошкольник накапливает в индивидуальном опыте, становится конструктивным материалом для формирования Образа в том случае, когда она подтверждается в опыте его общения с окружающими. Поэтому так велика роль точных оценочных воздействий взрослого в образовании объективных представлений ребенка о себе самом. Опыт общения с взрослыми является для ребенка главным источником оценочных воздействий, под влиянием которых у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людям. Зависимость поведения дошкольника от оценочных воздействий взрослого обратно пропорциональна возрасту детей: чем младше ребенок, тем менее критично воспринимает он мнения взрослых и тем меньше его представления о своих возможностях опираются на конкретные результаты деятельности. В старшем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка таким же авторитетом, как и для малыша, однако оценки дошкольника в большей мере преломляются через призму тех результатов и выводов, которые подсказывают ребенку его индивидуальный опыт.Чем младше дошкольник, тем менее значимы для него оценки сверстников. В процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях опыт общения со сверстниками является в первую очередь контекстом для сравнения с «подобными себе существами» и служит основой для приобретения основных навыков коллективной жизни. Кроме того, общение со сверстниками является одновременно и средством взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников. Образование точных представлений ребенка о самом себе предполагает гармоничное сочетание его индивидуального опыта и тех оценок и знаний о себе, которые ребенок накапливает посредством общения с другими людьми. Если данная гармония нарушится в результате скудности индивидуального опыта или в силу благоприятных условий общения ребенка с окружающими, то его представления о самом себе начинают постепенно искажаться в сторону завышаться или занижаться.Отношение к другим, коммуникативные и социальные навыки складываются в процессе взаимодействия с окружающими ребенка людьми. В раннем детстве и раннем дошкольном возрасте продуктивно ребенок общается в основном со взрослыми. С 3-4 лет доля и значение контактов ребенка с другими детьми начинает постепенно возрастать, и к концу дошкольного возраста эти контакты начинают играть ведущую роль в организации поведения ребенка. В 2-3 года большую часть времени дети играют самостоятельно, они заняты индивидуальной предметной деятельностью. При этом они могут комментировать свои действия вслух, давать себе указания, т. е. пользоваться эгоцентрической речью. Одновременно дети наблюдают за тем, что происходит в группе, и особый интерес проявляют к взаимоотношениям между воспитателем и другим ребенком. Таким образом, количество ситуаций индивидуальной деятельности ребенка превышает количество ситуаций его общения с кем-либо приблизительно в два раза, 2-3 летние дети общаются в основном со взрослым. Это общение ребенка имеет форму обращений ко взрослому в случае возникновения каких-либо затруднений или с игровой целью (например, протягивают игрушку, а затем прячут ее за спиной). У трехлетних детей эти обращения связаны еще с требованием оценки результатов их деятельности. Обращения ребенка к сверстникам носят очень редкий и кратковременный характер. Дети активно сопротивляются вмешательству других детей в их игру. Контакты между ними, как правило, конфликтные, и в основном- из-за игрушек. Дети практически не обращаются друг к другу за сопровождением, но в то же время уже в этом возрасте в характере и поведении ребенка можно заметить элементы сотрудничества. Так, дети могут наблюдать за предметной деятельностью другого ребенка и пытаться «помогать» - протягивают ему подходящую игрушку, деталь. Если это существенно не нарушает игры ребенка, то такое «совместное» действие проходит гладко, без конфликтов (Харин С.С., 1988). После четырех лет количество контактов со сверстниками и совместных игр быстро возрастает, с развитием языка у ребенка формируется способность к целеполаганию, а также способность к оценке личностных качеств других людей и чувствительность к ним. Личностные свойства ребенка начинают выступать в качестве существенного фактора, регулирующего взаимоотношения между детьми, а одним из важнейших объектов для оценки становится поступок личности. Возраст от 3-7 лет- это «начальный период образования личности», во время которого «впервые создается набор основных свойств, определяющего статус ребенка в группе» (Рыбалко Е.Ф., 1990). Важное значение, начиная с этого возраста, приобретает оценка личных качеств ребенка, а положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения. Дети создают свой собственный мир, свою собственную субкультуру, в которой, конечно, воспроизводят типичные роли и отношения между взрослыми. Но в то же время имеются и специфические области, которые остаются незамеченными взрослыми и тщательно оберегаются от их вторжения, составляя детский «секретный мир» (Осорина М.В., 1999). В ходе социального взаимодействия у ребенка складывается система ценностей и ценностных ориентаций. Ребенок приучается регулировать свое социальное поведение и взаимоотношения с людьми в соответствии с принятой в обществе системой ценностей. В связи с этим личность предъявляет к себе соответствующие требования, происходит оценивание себя, и в ситуации несоответствия налагаются санкции на себя. Таким образом, происходит социально ориентированная саморегуляция: отрицательная самооценка при нарушении социальных норм выполняет роль внутренних санкций, а отрицательная оценка другого является одной из форм внешней санкции. Основным психологическим фактором моральной саморегуляции является самосознание, а мотивом, побуждающим человека соблюдать социальные нормы, является стремление сохранить исходный положительный образ себя. Таким образом, в содержание положительного образа входит такая характеристика, как соблюдение моральных норм и принципов. В Конце дошкольного возраста у ребенка проявляется опосредованная образа саморегуляция морального поведения, то есть происходит расслоение образа на Реальное и Я - патенциальное. Уже у пятилетних детей имеется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора. После пяти лет дети живо интересуются нормами и правилами взаимоотношений людей, их поведением и вполне осознанно следуют нормам и ситуациям морального выбора, что отражено в исследованиях С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк (1986), а так же Е.В. Субботского (1977). Представления ребенка о социальном мире формируются на основе знаний, которые он получает. Знания могут выполнять разные функции в формируемом у детей социальном опыте. Одна из функций информативная, то есть знания несут в себе информацию о разных сторонах социальной действительности. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. «Детская мысль в этот период,- пишет Д.Б. Эльконин,- направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности. На этой основе возникают первые общие представления о природных и общественных явлениях. Информация о социальной действительности, о фактах, событиях, явлениях, как правило, вызывает к себе у ребенка какое-то отношение, затрагивает не только его ум, но и душу. Малыш переживает события, радуется им или огорчается, дает им моральную оценку «хорошо или плохо». Для дошкольников характерно явление «опережающего отношения», когда знания еще не точны, неполны, а отношение к явлению, факту уже складывается. В отличие от других знаний, которые получает ребенок, знания о социальном мире, о людях, их взаимоотношениях, деятельности обязательно должны быть эмоциогенными-порождающими эмоции. Они должны быть окрашены чувством, нести в себе потенциал, порождающий эмоции, так как главное назначение таких знаний -влиять на формирующиеся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему. Влияние на ребенка эмоциогенной функции проявляется в интересе к изучаемому объекту, в ярких экспрессивных реакциях (смеется, плачет), в просьбах много раз повторять (чтение сказки и др.). Дошкольник как бы наслаждается переполняющими его впечатлениями, эмоциями. Такое состояние чрезвычайно важно для воспитание социальных чувств, их развития. Некоторые социальные чувства в полной мере недоступны ребенку (чувство долга, национальной гордости, патриотизма и др.). Не всегда дети могут понять причину огорчения или радости взрослых, т. е. ребенок располагает далеко не всей гаммой человеческих чувств. Дети дошкольного возраста эмоционально, с большим интересом воспринимают знания о героизме взрослых людей в период войн (регуляторная функция - она как бы проецирует знания на конкретные поступки и деятельность). Регуляторная, побудительная функция проявляется в обогащении формирующегося идеала ребенка. По мере их осознания дошкольником они из далеких превращаются в близкие, из неясных в ясные (Н.Н. Подьяков), доступные воплощению в поступках и деятельности. Данная функция проявляется в желании детей отражать их в играх, изобразительной, речевой деятельности. Это положение доказано в ряде исследований (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Компанцева, Т.А. Маркова, Н. В. Мельникова и др.). Деятельность является важным условием приобщения дошкольника к социальной действительности и развития личности. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, как взаимодействуют между собой взрослые, какие правила и нормы делают взаимодействие приятным. Ребенок имеет возможность в процессе совместной деятельности с взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в естественных условиях. В деятельности ребенок не только объект воспитания, но и субъект этого процесса. Дошкольник учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности (А.Н. Леонтьев). В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, то, что воображает в игре.(12) Творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни, способствует изобразительная деятельность. Исследователи детского изобразительного творчества (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Т. Г. Казакова и др.) отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремлением отражать эту действительность в рисовании, лепке, аппликации. Дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни. Конечно, уровень развития навыков изобразительной деятельности не дает возможности дошкольникам адекватно отражать наблюдаемое. Однако дети компенсируют свои неумения эмоциональным рассказом о содержании своих рисунков, действиями. Дошкольник как бы соединяет рисование с игрой, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными системами (предметная деятельность). Данная деятельность помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. Социальный опыт ребенка обогащает освоение трудовой деятельности. Дошкольник рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул и т. д. Она способствует развитию волевых качеств ребенка, развитию творчества, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, а так же приобретает дошкольник чувство уверенности. Особое место в познании ребенком социального мира занимает наблюдение. Часто наблюдение осуществляется дошкольником неосознанно. Процесс наблюдения всегда активен, даже если внешне эта активность выражена слабо. Именно из наблюдения дошкольник черпает материал для формирующегося миропонимания, оно (наблюдение) стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, подготавливает почву для поступков. Общение объединяет ребенка и взрослого, помогает взрослому передать дошкольнику социальный опыт, а ребенку - принимать этот опыт. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др.. В дошкольном возрасте зарождается учебная деятельность. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует их освоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Усова А.П. выделила особенности обучения: обучение словом; слово должно опираться на непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт; обучение должно затрагивать эмоции ребенка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний; обучение организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, в раннем детстве у ребенка параллельно с познанием окружающего мира продолжается познание самого себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Ребенок осознает желания и действия, которые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих. Я - концепция ребенка продолжает формироваться через его взаимодействие с окружающими. По мере того как ребенок становится социально восприимчивым, его Я - концепция все более дифференцируется и усложняется. В значительной степени содержание образа - Я ребенка является продуктом процесса социализации. В развитии Я - концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы. Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально- нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития. В дошкольном возрасте возникают первые этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. Таким образом, каждый вид деятельности вносит свой вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами.

Описание материала : Предлагаю вам статью на педагогическую тематику по разделу «Современные тенденции развития дошкольного образования» (из личного опыта) на тему «Социальное развитие дошкольников». Этот материал пригодится в работе воспитателей, методистов и содержит информацию, которую можно использовать на родительских собраниях, педсоветах и т.д.

Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. И мы педагоги помогаем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый - воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее.

Социальное развитие - одно из направлений современного дошкольного образования. Для успешной реализации его целей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности. В нашем детском саду широко используются программы «Я - Человек» (С.И. Козлова и др.), «Основы здорового образа жизни» (Н.П.Смирнова и др.). Эти программы ориентируют педагогов на следующие цели :

Создавать условия для полноценного социального развития детей;

Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.

Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.).

В программе «Я- Человек» социальное развитие трактуется как проблема познания социального мира, а авторов программы «Основы здорового образа жизни» интересует проблема социальной адаптации детей с учетом реалий современного мира.

Цель моей работы в этом направлении - раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как о представителе человеческого рода; о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях; о разной деятельности человека; о космосе; наконец о том, что было когда-то, чем мы гордимся и т.д. и т.п. Иными словами, сформировать мировоззрение, собственную «картину мира».

Разумеется, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя сам, но внимание к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он- человек, постепенное осознание своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Главная задача - постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Естественно, скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер и др. Задача воспитателя - ориентироваться не только на возраст дошкольника, но и на фактическое освоение им материала. Используя игры, занятия, упражнения с разной степенью сложности, чтобы отобрать то, что в наибольшей степени соответствует уровню развития конкретного ребенка с тем, чтобы он освоил материал индивидуально.

Содержание игр, упражнений, занятий, заданий для наблюдений, опытов зависит от творчества и профессионализма педагога. Например, в игре «Какой он» мы учим детей вслушиваться в интонацию говорящего и определять по интонации его душевное состояние. А в упражнении «Интересная минута» предлагаем детям вспомнить и рассказать, что примечательного они заметили в течение дня (добрый поступок друга, помощь взрослому и др.) и прокомментировать это событие.

В соответствии с содержанием материала, его особенностями определяется основная деятельность ребенка, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом - труд, в третьем - занятия, познавательная деятельность. Формы работы - коллективные, подгрупповые, индивидуальные.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно этот процесс - база и показатель успешности решения задач по социальному развитию дошкольников. Направленность воспитательной работы: ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Детский сад - это его дом, поэтому он хорошо знает помещение, свободно и самостоятельно ориентируется в этом пространстве. Вместе с детьми мы обустраиваем свою группу, они помогают, скажем, изготовлять пособия, игрушки, встречать и провожать гостей и т.д. Если ребенок в чем-то ошибается, подсказываем, но так, чтобы лишний раз вызвать интерес.

В нашей группе выделены места не только для уединения - одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, опытов, труда. В целом в группе должна царить обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Ребенок знает не только свои обязанности, но и права. В обстановке, где педагог уделяет внимание каждому воспитаннику, он тем не менее не изолирован от других детей - их объединяет интересная совместная деятельность. Отношения со взрослыми доверительны, доброжелательны, но не равноправны. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет. Взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок знает, что не все взрослые образованы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям (и этого от него не скрывают). Ребенок учится отличать положительные поступки от плохих.

Наша цель - дать первоначальные представления, вызвать интерес к познанию себя, желание и умение анализировать свои поступки, действия, чувства, мысли. При этом ни на минуту нельзя забывать: слушатель - это дошкольник, существо эмоциональное, непосредственное. Рассказ (беседа) педагога отличается простотой, возникает естественно (на прогулке, вечером, перед едой, во время умывания и т.д.). Стараемся пробудить в ребенке интерес, желание не только отвечать нам, но и самому задавать вопросы. Мы не спешим с ответом на его вопросы. Совместный поиск посредством наблюдений, опытов, чтения книг подведет к правильному ответу опосредованно. Поддерживаем в дошкольнике уверенность в том, что он САМ непременно найдет правильный ответ, додумается, решит трудную для себя задачу.

Работу по социальному развитию можно начинать уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Младшим дошкольникам интересно включать себя в окружающую действительность через игровые действия. Соответственно, рассмотрение своего «Я» как части «взрослой» действительности позволяет формировать представление о себе, своих возможностях, воспитывать инициативность и самостоятельность, развивать активность и уверенность в своих силах. Уже в младшей группе детей активно вовлекаем в игры - имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По моему показу и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный) и их образы. Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь.

Нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Мы стараемся заинтересовать родителей своих воспитанников, например, желанием привить детям любовь к предкам. Стараемся возродить ценную традицию - гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. В этом плане полезны индивидуальные беседы, цель которых - привлечь внимание ребенка к собственной семье, учить ее любить, гордиться ею.

Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития. Показывая родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию позволяет стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.

Основа для накопления положительного опыта - эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств - важнейшие условия успешного социального развития дошкольников. Итак, социальное развитие дошкольников проявляется в гуманистической направленности их активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем. Далее о том, на что необходимо обращать внимание при социальном развитии дошкольника.

Что такое социальное развитие

Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, - не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда - прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.

Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.

В видеосюжете педагог делится опытом социализации дошкольников

«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша - его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».

Этапы социального развития ребёнка

  1. . Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.
  2. От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.
  3. Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.
  4. От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.
  5. От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они - образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Социальные факторы

Что влияет на социализацию малыша?

  • семья
  • детский сад
  • окружение ребёнка
  • детские учреждения ( , развивающий центр, кружки, секции, студии)
  • деятельность ребёнка
  • телевидение, детская пресса
  • литература, музыка
  • природа

Всё это составляет социальную среду ребёнка.

Воспитывая малыша, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов.

Социальное воспитание и его средства

Социальное воспитание дошкольников - важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст - самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств. В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками. Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации.

Перечислим основные средства социального воспитания дошкольников :

  1. Игра.
  2. Общение с детьми.
  3. Беседа.
  4. Обсуждение поступков ребёнка.
  5. Упражнения для развития кругозора.
  6. Чтение.

Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания - это сюжетно-ролевая игра . Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.

«Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых».

Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.

«Совет. Чаще проводите для ребёнка упражнения и занятия, развивающие кругозор малыша. Знакомьте его с шедеврами детской литературы и классической музыки. Изучайте красочные энциклопедии и детские справочные издания. Не забывайте беседовать с ребёнком: малыши тоже нуждаются в разъяснении своих поступков и советах родителей и педагогов».

Социальное развитие в детском саду

Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка?

  • создана специальная социально-формирующая среда
  • организовано общение с детьми и взрослыми
  • организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность
  • реализуется гражданско-патриотическая направленность
  • организовано
  • внедрены принципы социального партнерства.

Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.

Есть мнение, что ходить в детский сад вовсе не обязательно. Однако помимо общеразвивающих занятий и подготовки к школе, ребёнок, которых ходит в детский сад, ещё и социально развивается. В детском саду для этого созданы все условия:

  • зонирование
  • игровое и учебное оборудование
  • дидактические и учебные пособия
  • наличие детского коллектива
  • общение с взрослыми.

Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик.

Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.

Развитие социальных навыков

Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:

  1. Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.
  2. Разговаривайте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.
  3. Учите ребёнка быть внимательным. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.
  4. Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.
  5. Научите ребёнка уважению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.
  6. Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.
  7. Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.
  8. Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.
  9. Беседуйте с ребёнком. общаться, делиться переживаниями, анализировать поступки.
  10. Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.


Социальная адаптация детей

Социальная адаптация – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника.

Происходит она в трёх сферах:

  • деятельность
  • сознание
  • общение.

Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах.

Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и в социума.

Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки.

При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях:

Социальная дезадаптация

Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм. Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя.

Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения. Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество.

Выводы

Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

Особо активно социальное развитие ребенка происходит в его первые годы жизни. К примеру, за первые 12 месяцев своей жизни малыш усваивает огромный объем навыков и знаний, устанавливает эмоциональный контакт с окружающими людьми, учится управлять своим телом, доверять взрослым, запоминает несколько сотен слов и учится произносить отдельные звуки и слога. Для того чтобы социально личностное развитие ребенка осуществлялось в правильном направлении и в установленные сроки, родителям следует прилагать определенные усилия: постоянно общаться с младенцем, разговаривать, петь песни и рассказывать сказки, а также проявлять свою любовь, гулять и знакомить с окружающим миром.

Что такое социальное развитие?

Само понятие «социальное развитие ребенка» подразумевает процесс, при котором малыш усваивает ценности, культуру общества, традиции и пр. В процессе взросления он подвергается различным социальным факторам развития ребенка: общению с взрослыми и сверстниками, обучению в детском саду и школе, играм и т.д. То есть малыш постепенно учится жить в социуме, подчиняясь общепринятым правилам и нормам поведения, учитывая интересы и чувства других.

Естественно, наибольшее влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает его самое близкое окружение – семья. Можно сказать, что семья является неким транслятором, передающим подрастающему поколению опыт, знания, традиции и ценности. Поэтому для нормального, полноценного развития ребенка очень важна теплая, любящая семейная атмосфера, пропитанная уважением и доверием друг к другу.

Рассмотрим основные социальные факторы развития ребенка:

Общение с детьми и взрослыми. Среди ключевых факторов, влияющих на развитие ребенка, основное место занимает общение. Именно посредством общения формируются дружеские взаимосвязи ребенка со сверстниками, производится обучение дома, в детском саду и школе. С самого раннего детства ребенку присущи основные элементы общения. В первые шесть месяцев своей жизни младенец выражает свои ощущения и чувства посредством движений, мимики и звуков. Вот какие этапы общения проходит ребенок в различные возрастные периоды:

  • Младенчество. Начиная с полугодовалого возраста общение младенца с близкими людьми носит в основном ситуативно-деловую форму. То есть ребенок практически взаимодействует с взрослыми, он нуждается не только в заботе и внимании, но и в живом общении, совместных действиях и советах. При взаимодействии с взрослыми ребенок быстрее узнает роль различных предметов и учится обращаться с ними.
  • От трех до пяти. В этом возрасте общение обретает внеситуативно-познавательную форму. То есть ребенок способен формулировать и задавать вопросы о людях, предметах и явления. Овладев речью, он может обсуждать явления и предметы. В возрасте 3-5 лет малыш стремится познавать новую информацию, делиться ею с окружающими и обсуждать все происходящее.
  • От шести до семи. В этот период ребенку присуща личностная форма общения, то есть малыш все чаще спрашивает о человеке и его сущности. Важно, чтобы с 6 до 7 лет ребенок не переставал чувствовать любовь, понимание и сочувствие со стороны родителей. В этом возрасте взрослые являются для малыша эталоном для подражания, он копирует поведение близких. Также в этот момент крайне важно общение со сверстниками, в образовательных учреждениях ребенок должен чувствовать себя расковано и свободно.

Социализация через игру. Для правильного социально личностного развития ребенка игра имеет крайне важное значение. Поэтому родителям необходимо всячески поощрять ребенка к игровому процессу, обучая его принципам игры. Основой игры является общение. Игровая деятельность - основная деятельность для ребенка до 7 лет. Если ребенок правильно и много играет, он развивается стремительными темпами, как в эмоциональном, так и в социально-эмоциональном плане. Обычно в играх детей воспроизводится жизнь взрослых, они могут играть в дочки-матери, в доктора, в школу, в магазин и пр. Именно в игре вырабатываются и проживаются варианты разрешения конфликтных ситуаций, оттачиваются навыки общения и пр.

Культурное развитие. Малыш восприимчив к прекрасному, и на социальное развитие ребенка влияют различные виды искусства, поэтому его следует непременно познакомить с шедеврами человеческого искусства: живописью, скульптурой, музыкой и пр. Также для правильного социального развития ребенка важны разносторонние занятия, упражнения, беседы, чтение книг и прослушивание музыки, наблюдение и обсуждение жизненных ситуаций и пр. Из этих составляющих и складывается личность ребенка.

Диагностика социального развития ребенка

Методы диагностики социального развития ребенка связаны с многообразием проявлений его личности в общении и различных видах деятельности. Основным методом диагностики социального развития ребенка является наблюдение, в ходе которого выявляются следующие моменты:

  • Эмоциональные проявления: как часто ребенок весел, с каким настроением приходит в сад или школу, как часто малыш бывает печален или сердит, и чем вызваны такие эмоции, насколько ребенок конфликтен, как часто он проявляет упрямство и агрессию.
  • Проявление активности в общении, инициативность ребенка в контактах со сверстниками и взрослыми, робость и застенчивость.
  • Умение общаться и контактировать с одногодками и старшими людьми.
  • Соблюдение установленных правил, умение разрешать конфликты.
  • Уважение чувств и желаний других.
  • Культура общения, вежливые манеры поведения, умение завязать разговор, понимание основных манер поведения, ответная реакция на предложения взрослых и ровесников.
  • Наличие познавательного интереса к окружающим, желание понять внутренний мир близких и друзей.
  • Индивидуальное проявление ребенка в разнообразных видах деятельности (способность выдвинуть личную идею, разработать план действия, исправить ошибки, отношение к советам ровесников и взрослых и пр.).